Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 15.04.2009 № 145ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Об утверждении Концепции информационно-пропагандистской деятельности в Республике Башкортостан "Башкортостан без наркотиков" на 2009 - 2014 годы В целях реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 561 (с последующими изменениями), а также Программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Башкортостан на 2007 - 2009 годы, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 22 декабря 2006 года N УП-617 (с последующими изменениями), Правительство Республики Башкортостан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию информационно-пропагандистской деятельности в Республике Башкортостан "Башкортостан без наркотиков" на 2009 - 2014 годы (далее - Концепция). 2. Министерству культуры и национальной политики Республики Башкортостан совместно с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан, Управлением по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве Республики Башкортостан и государственным унитарным предприятием Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан до 1 июня 2009 года разработать и представить в Правительство Республики Башкортостан в установленном порядке проект плана мероприятий по реализации Концепции. Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Р.Сарбаев г.Уфа, 15 апреля 2009 года N 145 Утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 апреля 2009 г. N 145 КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН "БАШКОРТОСТАН БЕЗ НАРКОТИКОВ" НА 2009-2014 ГОДЫ Содержание Введение 1. Анализ информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности в Республике Башкортостан 2. Цель, задачи и принципы Концепции 3. Показатели информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности в Республике Башкортостан 4. Основные направления реализации Концепции 5. Механизм и ожидаемые результаты реализации Концепции Введение Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту приобретает сегодня в стране особое значение в силу протекающих в современном обществе глобализационных процессов. В федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" поставлены задачи по снижению к 2010 году потребления наркотиков в России на 16 - 20%, а также охвату 25% подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет профилактическими мероприятиями. В республике проводится планомерная комплексная антинаркотическая работа, в ходе которой достигнуты определенные позитивные результаты. Выполняется Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Башкортостан на 2007 - 2009 годы, которая способствовала дальнейшему объединению усилий всех ветвей власти и общественных институтов в решении проблем противодействия наркотизации населения, повышению качества и эффективности проводимых профилактических мероприятий. По итогам 2008 года на учете в Республиканском наркологическом диспансере состоит 5156 наркоманов (чуть больше уровня прошлого года - 5092) и 301 токсикоман (на 7,1% меньше показателей аналогичного периода прошлого года). Кроме этого, на учете также состоят 2173 (+1,7%) потребителя наркотических средств и 488 (-6,2%) - токсичных веществ. Наибольшее количество больных наркоманией зарегистрировано в городах Уфе (2379; +1,5%), Стерлитамаке (503; +1,4%), Туймазы (386; +8,1%), Нефтекамске (287; +12,5%), Октябрьском (250; -8,1%), Салавате (172; -9%) и Белебее (147; +0,7%). Благодаря проводимой комплексной работе на начало 2008 года показатель уровня наркозаболеваемости в республике в расчете на 100 тыс. населения составил 126,1, что ниже чем в Приволжском федеральном округе (319) и Российской Федерации (364). Улучшению наркоситуации в республике во многом способствовала реализация мероприятий в рамках объявленных в Республике Башкортостан Года молодежи, Года матери, Года здоровья, Года спорта и здорового образа жизни, Года профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, Года социальной поддержки семьи. Подтверждением тому стало присуждение Башкортостану первой премии во Всероссийском антинаркотическом конкурсе по итогам 2007 года. Тем не менее наркоситуация в Башкортостане остается достаточно напряженной. На качество здоровья населения влияет не только социально-экономическая ситуация, но и деятельность различных социальных институтов, в первую очередь семьи. Проводимые в 90-е годы реформы российского общества привели к глубоким ее изменениям. Некоторые семьи не сумели приспособиться к новым условиям жизни, произошла резкая дифференциация доходов, усилилась психологическая и эмоциональная неустойчивость, ухудшилось здоровье людей. Немалую роль в разрушении семей, ухудшении демографической обстановки в России сыграли последствия значительных масштабов распространения наркомании. В то же время информационная антинаркотическая политика, включающая совокупность целей борьбы с наркоугрозой в информационной сфере, стратегических направлений их достижения и систему мер реализации, находится пока в стадии становления. В связи с этим необходимо выработать принципиально новые концептуальные подходы к формированию государственной политики в этой сфере, обеспечивающие более тесное взаимодействие населения и государства при активном участии средств массовой информации. Концепция информационно-пропагандистской деятельности в Республике Башкортостан "Башкортостан без наркотиков" на 2009 - 2014 годы (далее - Концепция) разработана в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 561 (с последующими изменениями), а также Программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Башкортостан на 2007 - 2009 годы, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 22 декабря 2006 года N УП-617 (с последующими изменениями), и направлена на выработку механизма взаимодействия заинтересованных организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в информационной сфере. Концепция представляет собой целостную аналитическую и методологическую разработку, направленную на противодействие немедицинскому потреблению наркотиков и их распространению в Республике Башкортостан. 1. Анализ информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности в Республике Башкортостан В информационном пространстве выделяют пять типов информационных потоков, тем или иным образом влияющих на наркоситуацию. Первый - пропаганда удовольствия. Это широкий информационный поток, распространяющий идеи потребительского отношения к жизни и здоровью, повышения роли легкодостижимых удовольствий. Внедряя в общественное сознание дух потребительства, он является основным источником опасности. Второй - пропаганда наркотиков. Распространяя идеи о приемлемости и безвредности потребления наркотиков для внедрения их в общественное сознание, этот информационный поток преследует цели легализации наркотиков и декриминализации законодательства о наркотиках, введения потребления наркотиков в норму общественной жизни. Распространение подобной информации ограничивается нормами права (статья 6.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации) и является незаконным. Третий - это нейтральная информация, не влияющая на выбор личности о потреблении наркотиков, например, сведения о количестве выявленных правоохранительными органами наркопреступлений. Четвертый - антинаркотическая пропаганда. Это распространение идей о вредности, опасности и незаконности потребления наркотических препаратов в целях внедрения их в общественное сознание, активизация усилий государства и общества в борьбе с наркоугрозой. Пятый - пропаганда социально здорового образа жизни. Это деятельность государства и общества по внедрению в массовое сознание ценностных и нравственных ориентиров с учетом исторически сложившихся традиций и стереотипов социума, моды на здоровый образ жизни. Соотношение между этими информационными потоками в информационном пространстве и определяет в конечном счете уровень и качество антинаркотической деятельности. Одним из приоритетных направлений в профилактике наркотизации, формировании здорового образа жизни населения является информационно-пропагандистское сопровождение антинаркотической деятельности. Информационно-пропагандистское сопровождение антинаркотической деятельности включает в себя информирование населения о негативных последствиях потребления наркотических средств и психотропных веществ, преимуществах здорового образа жизни, а также реализацию рекламно-пропагандистских кампаний, направленных на создание мотивации к здоровому образу жизни. В настоящее время в республике созданы и достаточно эффективно действуют отдельные механизмы информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности. В этой сфере задействованы государственные структуры, органы местного самоуправления и представители общественных организаций. С 2006 года Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан совместно с Фондом содействия борьбе с незаконным оборотом наркотиков и реабилитации наркозависимых "Башкортостан без наркотиков" регулярно издается 16-полосное издание "Противостояние в Башкортостане". Антинаркотической деятельности в Башкортостане были посвящены и три выпуска федерального журнала "Наркомат" в феврале 2005 года, феврале 2006 года и июне 2008 года. На республиканском телевидении выходит ежемесячная телепередача "Противостояние", освещающая основные направления противодействия наркопреступности и профилактики наркомании. Только в 2008 году в эфире Башкирского спутникового телевидения демонстрировались такие документальные фильмы, как "Наркоситуация под контролем", "Юный спецназовец", "Мания", "Табор уводит в небо". В 2008 году проведено республиканское совещание с участием более 70 руководителей печатных изданий Башкортостана по взаимодействию правоохранительных органов и средств массовой информации в сфере освещения борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. По итогам совещания подписана хартия "Журналисты Башкортостана против наркотиков". В целом в газетах и журналах республики в 2008 году размещено 3099 статей и заметок антинаркотической направленности, тогда как в 2007 году их было 3483, в 2006 году - 3198. Информация антинаркотической направленности находит отражение и на интернет-страницах официального сайта Правительства Республики Башкортостан (www.tukaeva.ru), первого городского сайта "Ufal.ru", сайтов информационных агентств "Башинформ", "Регнум", "Волга-Информ", "Уфапортал" и других. Специализированный антинаркотический сайт Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан "Скажи наркотикам нет" (www.narkotikam.net) в отдельном разделе размещает все информационные сообщения, касающиеся вопросов профилактики и борьбы с наркопреступностью. При этом следует отметить, что в сети Интернет практически отсутствует возможность контроля за передаваемой информацией. Организована масштабная работа по доведению до населения бесплатного общереспубликанского "телефона доверия" наркоконтроля (8-800-347-20-30) с его размещением на баннерах, городских видеоэкранах, в эфире республиканских и кабельных телеканалов, печатных изданиях, на бланках оплаты коммунальных услуг и в лифтах городов республики. В 2008 году на "телефон доверия" поступило около 600 сообщений граждан о наркопреступлениях, более 40% из которых нашли подтверждение. Разрабатываются и выпускаются ежегодные сборники научных статей по итогам научно-практических конференций, мониторингу наркоситуации в Республике Башкортостан, научно-методические пособия по организации профилактической работы в образовательных учреждениях, методические рекомендации, наглядные пособия, агитационные материалы для родителей, школьников, студентов, ежегодные буклеты о проведении детско-юношеских спортивных лагерей "Юный спецназовец". В итоге по основным показателям профилактической и информационно-пропагандистской деятельности Республика Башкортостан занимает ведущие позиции в Приволжском федеральном округе. Неоднократно отмечалось на федеральном уровне и качество антинаркотической работы в средствах массовой информации республики. Между тем информационно-пропагандистское сопровождение антинаркотической деятельности не отличается высоким уровнем системности и упорядоченности, не всегда в нем учитываются результаты исследований, проводимых среди различных категорий граждан. При формировании и реализации информационной стратегии на уровне республики следует признать влияние практически на все ее население информационных потоков, которые создаются на федеральном уровне. Большинство из них не ставит в качестве приоритета пропаганду здорового образа жизни. Они подкрепляются развитием кабельных телевизионных сетей, многие из которых строят свое вещание на популяризации у молодежи далеких от здорового образа жизни идеалов. В этой ситуации важно максимально персонифицировать работу по информационному воздействию на население республики, проводить ее с целевыми группами населения через наиболее приближенные к ним информационные ресурсы. В связи с этим необходимо пересмотреть значимость и приоритетность электронных и печатных средств массовой информации. В целях совершенствования информационно-пропагандистской деятельности необходимо увеличить долю аналитических материалов в печатных и электронных средствах массовой информации, создавая при этом не только документальные, но и художественные телевизионные фильмы, организовать систему повышения квалификации, включая кустовые обучающие семинары для работников средств массовой информации. В конечном счете предстоит сформировать у всех социальных слоев населения не только антинаркотическое мировоззрение, мотивации на здоровый образ жизни, созидательную, духовно-нравственную культуру в обществе, а в средствах массовой информации - информационное поле, направленное на профилактику наркомании и наркопреступности, но и общественную поддержку ограничительной политики государства и деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. 2. Цель, задачи и принципы Концепции Цель Концепции - формирование идеологии здорового образа жизни и мотивации к отказу от потребления наркотиков и других психоактивных веществ. Основной задачей Концепции является создание эффективной информационной системы по профилактике наркотизации, пропаганде здорового образа жизни, действующей на всей территории республики. К задачам информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности также относятся: создание базовой основы информационно-пропагандистской кампании для проведения соответствующей работы как в масштабе республики, так и исходя из особенностей конкретной территории (возрастного состава, специфики занятости населения, типичных способов проведения досуга, уровня распространения социально негативных явлений и т.д.); создание комплекта информационно-пропагандистской продукции, объединенной общей идеей; размещение информационно-пропагандистской продукции в средствах массовой информации при проведении профилактических мероприятий; проведение мониторинга эффективности воздействия информационно-пропагандистской продукции на население. Принципами Концепции являются: комплексность - направленность информационно-пропагандистских кампаний на все категории населения, а также на профилактику потребления наркотиков; дифференцированный подход при организации рекламной кампании с учетом возрастных, социальных, образовательных и иных отличий различных социальных групп; преимущественное использование позитивных образов при донесении информации о негативных последствиях потребления наркотиков; обеспечение непрерывности производства и демонстрации продукции информационно-пропагандистского содержания; последовательность - выражение активной жизненной позиции, непримиримой к возможности немедицинского потребления наркотиков. Объектом реализации Концепции является население, которое подразделяется на следующие целевые группы: дети и молодежь в возрасте от 14 до 24 лет; взрослые от 24 лет и старше. Детская и молодежная группы характеризуются кризисным, переломным этапом в развитии личности, процессом выработки собственных оценок и ценностей, доминированием сильных сверстников и авторитетноых взрослых. Молодежь нуждается в особом внимании, так как основными ценностями данной возрастной категории являются профессиональное образование, получение работы, карьерный рост, создание семьи и рождение детей. Информационно-профилактическая работа с молодежью включает в себя: формирование навыков отказа от потребления наркотиков через развитие уверенности в себе, осознание своего права на собственное мнение и демонстрацию примеров отказа сверстников и авторитетных в среде подростков лиц от потребления наркотиков; доведение до сознания молодежи понимания того, что необходимо принимать на себя ответственность как за свою жизнь, так и за жизнь будущих детей, за ту обстановку, в которой они могут родиться, за их здоровье и благополучие. Взрослые в обществе несут основную функцию по воспитанию подрастающего поколения, а также относятся к работающему населению, что, несомненно, влияет на воспитательный процесс. Информационно-профилактические мероприятия для данной группы направлены на акцентирование внимания родителей на необходимость оказания своим детям социальной, эмоционально-психологической поддержки, а также ответственность за формирование навыков здорового образа жизни. Более старшая возрастная категория также принимает участие в воспитательном процессе, передает семейные традиции и жизненный опыт по воспитанию подрастающего поколения. Итогами работы, проводимой с данной категорией, являются осознание взрослой группой населения своей важной воспитательной функции, проведение единой воспитательной стратегии, совместное решение семейных проблем. 3. Показатели информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности в Республике Башкортостан Показателями информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности в Республике Башкортостан являются: количество различных источников информирования целевых групп; количество значимых (эффективных, интересных для прессы) мероприятий по проблемам здорового образа жизни, а также публикаций, передач в средствах массовой информации по результатам данных мероприятий; качество информации антинаркотической направленности в средствах массовой информации, ее достоверность, актуальность и убедительность с учетом ориентации на определенную целевую аудиторию, определяемое усилением негативного отношения населения к наркотикам; сокращение числа лиц, потребляющих наркотики; количество детей и подростков, вновь привлеченных к регулярным занятиям в различных культурно-образовательных и спортивно-оздоровительных учреждениях; наличие у молодежи ценностных ориентаций и мотивации на здоровый образ жизни, отслеживаемых в ходе социологических опросов; повышение уровня содействия населения правоохранительным органам в борьбе с наркопреступностью; повышение эффективности выявления и пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков; снижение доступности наркотиков для незаконного потребления. 4. Основные направления реализации Концепции Основными направлениями реализации Концепции являются: а) адресная подача информации различным целевым группам населения; б) обеспечение взаимодействия государственных, правоохранительных органов, религиозных конфессий и средств массовой информации, образовательных учреждений и общественных институтов; в) содействие созданию и размещению информационно-пропагандистской продукции в рамках реализации республиканской, районных и городских программ по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту; г) проведение работы по формированию и закреплению в массовом сознании образа положительного героя, привлечение к проведению информационных кампаний лидеров общественного мнения, представителей творческой интеллигенции, которые ведут здоровый образ жизни; д) продолжение мониторинга республиканских средств массовой информации; е) выпуск специальных периодических информационных изданий с основными показателями статистики, проблемными материалами антинаркотической тематики, передовым опытом в сфере профилактики наркомании и т.п.; ж) развитие традиционных и формирование новых информационных каналов, задействованных в информационно-пропагандистском сопровождении антинаркотической деятельности в Республике Башкортостан, через создание гонорарных фондов, грантовой системы, проведение тендеров. Для реализации указанных направлений необходимо: а) обеспечить координацию информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности в Республике Башкортостан; б) разработать систему индикаторов для оценки эффективности информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности; в) определить инструменты и каналы информационного воздействия на различные целевые аудитории; г) формировать основные информационные потоки антинаркотической направленности; д) определить экономические и моральные рычаги в работе со средствами массовой информации и привлекаемыми партнерами; е) совершенствовать систему и методологию мониторинга информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности; ж) обеспечить координацию издаваемых и распространяемых информационно-пропагандистских материалов министерств и ведомств, администраций муниципальных районов и городских округов в рамках реализации республиканской, районных и городских программ по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, а также мониторинг их соответствия требованиям Концепции; з) провести анализ мониторинга социологических исследований по проблемам наркотизации для принятия управленческих решений; и) формировать в обществе мотивации на здоровый образ жизни, чувство ответственности каждого человека за его окружение и окружения - за каждого человека, лояльное отношение к политике государства в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, негативное отношение к потреблению наркотических и психотропных веществ. К методам реализации направлений Концепции относятся: анализ ситуации в области профилактики наркотизации, мониторинг средств массовой информации; организация учебы, семинаров, мастер-классов для журналистов, редакторов вузовских и школьных газет, проведение ежегодного цикла пресс-конференций по профилактике наркотизации; разработка и размещение наружной рекламы; создание межведомственной экспертной группы по оценке и согласованию творческих разработок различной направленности (статей, видеороликов, фильмов антинаркотической тематики, наружной рекламы); создание творческого совета в целях проведения журналистских творческих конкурсов для разработки технологий формирования позитивного социального стандарта; организация конкурсов социальной рекламы, других материалов по пропаганде здорового образа жизни, привлечение к участию в конкурсах учащейся и студенческой молодежи; создание гонорарного фонда для оплаты лучших работ, их изготовления и размещения; организация обмена опытом антинаркотической работы и формирования здорового образа жизни на территории Республики Башкортостан и других регионов Российской Федерации. Основными формами реализации Концепции определены: видео- и аудиореклама (видео- и аудиоролики, видеосюжеты, периодические телерадиопрограммы); кинопрограмма (целевая закупка за счет средств бюджета Республики Башкортостан прокатных прав на художественные и документальные фильмы, способствующие профилактике социально негативных явлений, организация их проката в кинотеатрах республики на тематических сеансах с бесплатным показом для школьников и студентов и последующим обсуждением на специальных уроках, написание сочинений, проведение "круглых столов"); наружная реклама (щитовая (баннерная) реклама, электронное табло, реклама в общественных местах, на одежде и различных товарах, реклама в печатных изданиях); полиграфическая продукция; интернет-сайты (развитие действующих и создание новых антинаркотических сайтов, освещающих деятельность антинаркотической комиссии Республики Башкортостан и др.); общественные мероприятия, массовые акции. 5. Механизм и ожидаемые результаты реализации Концепции Механизмом реализации Концепции является программно-целевой метод организации информационно-пропагандистской деятельности с четким определением целей и задач, комплексом соответствующих мер. Субъектами (участниками) реализации Концепции являются министерства и ведомства, администрации муниципальных районов и городских округов, республиканские, районные и городские печатные издания, электронные средства массовой информации, общественные организации и религиозные конфессии, образовательные учреждения. В целях эффективной реализации Концепции ее участниками осуществляется информационно-пропагандистское сопровождение антинаркотической деятельности в Республике Башкортостан, вырабатываются новые подходы к работе с целевыми аудиториями и внедряется передовой опыт других регионов России. Образцы информационно-пропагандистской продукции подлежат одобрению экспертной группой из числа представителей УФСКН России по Республике Башкортостан и Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан, которая проверяет их соответствие Концепции. Концепция носит ярко выраженный социальный характер: конечные результаты ее реализации окажут влияние на различные стороны жизни республики и общества. Реализация Концепции позволит добиться к 2014 году позитивного изменения ситуации, связанной с незаконным потреблением наркотиков в Республике Башкортостан. Результатом реализации Концепции станет формирование в обществе единой системы позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни абсолютным большинством молодежи. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|