Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2006 № 21ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Об утверждении Стратегии развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2010 года (В редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 09.04.2007 г. N 86; от 29.08.2007 г. N 243; от 27.02.2008 г. N 47; от 02.07.2009 г. N 252) В целях формирования эффективно функционирующей, конкурентоспособной и устойчивой банковской инфраструктуры и реализации на республиканском уровне Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации, Правительство Республики Башкортостан постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Стратегию развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2010 года; План мероприятий на 2006-2007 годы по реализации Стратегии развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2010 года. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел финансовой и налоговой политики Аппарата Правительства Республики Башкортостан. Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Р.Байдавлетов Уфа, 2 февраля 2006 г. N 21 Стратегия развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2010 года (утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 февраля 2006 г. N 21) Содержание 1. Введение Стратегия развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2010 года (далее - Стратегия) разработана в целях реализации Послания Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию - Курултаю - Республики Башкортостан "Стратегия Башкортостана - созидание во благо народа (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2005 году)", в соответствии с пунктом 14 постановления Правительства Республики Башкортостан от 12 марта 2005 года N 38 "Об итогах работы промышленности, строительства, транспорта, связи и социальной сферы Республики Башкортостан за 2004 год и задачах на 2005 год" в связи с необходимостью повышения функциональной роли банковского сектора в социально-экономическом развитии Республики Башкортостан. Стратегия направлена на решение актуальных задач совершенствования данного сектора, создание на республиканском уровне механизмов реализации Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года. В результате реализации Программы развития банковской системы Республики Башкортостан на период до 2003 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 сентября 2001 года N 247, в республике сформировано определенное количество эффективно работающих кредитных организаций, устойчиво функционирует банковский сектор, кредитные организации осуществляют прибыльную деятельность, расширяются масштабы и спектр банковских операций, повышается уровень доверия вкладчиков и кредиторов к банковскому сектору. Устойчивая позитивная динамика наблюдается по всем количественным ориентирам, заложенным в указанной Программе. Объем капитала банковского сектора с 2001 по 2004 год вырос в 1,8 раза, активы банковского сектора - в 2,0 раза, кредитные вложения в экономику республики - в 2,1 раза, вклады населения - в 2,3 раза. Территориально сеть кредитных организаций приблизилась к потребителям банковских услуг, присутствие подразделений банков обеспечено во всех районах и городах республики. Общее количество кредитных организаций и их структурных подразделений возросло за 2001-2004 годы с 963 до 1054. Несмотря на достигнутые положительные результаты, уровень важнейших показателей развития банковского сектора по сравнению с основными макроэкономическими параметрами развития экономики Республики Башкортостан остается невысоким и недостаточным для достижения требуемых ориентиров экономического роста, банковские технологии не соответствуют потребностям расширения объема и ассортимента, повышения качества выполняемых банками операций. Дальнейшее развитие банковского сектора Республики Башкортостан может проходить по двум основным сценариям согласно приложению к настоящей Стратегии. Пессимистичный (консервативный) сценарий, основанный на бизнес-планах кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков, зарегистрированных на территории Республики Башкортостан, отражает сложившиеся тенденции развития конкурентоспособности и эффективности деятельности кредитных организаций и не предполагает реализации масштабных проектов, предусматривающих активизацию роли банковского сектора в экономике. При этом изменения, предполагаемые в банковской сфере, носят, в основном, инерционный характер. Оптимистичный сценарий развития банковского сектора Республики Башкортостан основан на более активном инвестировании в банковский капитал, активизации деятельности действующих и привлечении новых участников на рынок банковских услуг: кредитных организаций, филиалов инорегиональных банков, инвесторов. Однако осуществление только этих мероприятий не приведет к повышению параметров банковской деятельности: они должны соответствовать экономическому потенциалу и приоритетам социально-экономического развития республики. Создание в Республике Башкортостан эффективного банковского сектора является одним из важнейших условий решения стратегических задач ее социально-экономического развития. Достижение целей, определенных Стратегией, при эффективном проведении государственной политики, благоприятных макроэкономических условиях, принятии необходимых законодательных актов и мер по обеспечению их исполнения потребует не менее пяти лет. 2. Основные цель и задачи Стратегии Основной целью Стратегии является формирование эффективно функционирующей, конкурентоспособной и устойчивой банковской инфраструктуры, максимально обеспечивающей потребности субъектов экономики в банковских услугах, способствующей ускорению темпов экономического роста в республике. Достижению поставленной цели будет способствовать решение задач, определенных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года и направленных на: повышение эффективности деятельности банковского сектора по аккумулированию денежных средств субъектов экономики и их трансформации в кредиты и инвестиции; развитие благоприятной конкурентной среды в банковском секторе; обеспечение прозрачности в деятельности кредитных организаций; дальнейшее укрепление доверия к банкам со стороны российских и зарубежных инвесторов, юридических и физических лиц. Основными задачами развития банковского сектора Республики Башкортостан являются следующие: совершенствование институциональной структуры банковского сектора; увеличение капитала кредитных организаций, привлечение инвестиций в банковский сектор; расширение масштабов и спектра банковских операций, в том числе развитие механизмов обеспечения кредитов и снижение кредитных рисков, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, развитие ипотечного кредитования, кредитования субъектов малого предпринимательства и агропромышленного комплекса; обеспечение устойчивости банковского сектора; создание условий для добросовестной банковской конкуренции. Реализация Стратегии в значительной степени будет зависеть от создания соответствующих макроэкономических условий. При этом развитие банковского сектора Республики Башкортостан не должно стимулироваться административными методами, а увеличение объемов банковских услуг - достигаться в ущерб устойчивости данного сектора. 3. Основные проблемы и направления развития банковского сектора Республики Башкортостан Основными проблемами, сдерживающими развитие банковского сектора экономики и ограничивающими его участие в социально-экономическом развитии Республики Башкортостан, являются следующие: невысокий уровень институциональной насыщенности республики банковскими услугами; относительное несоответствие размера капитала принимаемым рискам; высокая стоимость и дефицит долгосрочных пассивов, недостаточный уровень доверия, ограничивающий приток финансовых ресурсов в банковский сектор; высокие риски кредитных операций, недостаточно широкий спектр предоставляемых банковских услуг; невысокий уровень качества управления в большинстве кредитных организаций; недостаточно благоприятный уровень конкуренции на рынке банковских услуг. Исходя из изложенных проблем, развитие банковского сектора Республики Башкортостан в 2006-2010 годах будет осуществляться по следующим направлениям. 3.1. Институциональное развитие банковского сектора По состоянию на 1 января 2005 года на территории Республики Башкортостан зарегистрированы 13 кредитных организаций, 44 филиала 8 инорегиональных банков, включая 36 отделений Сберегательного банка Российской Федерации; у 5 инорегиональных банков в республике имеются свои представительства. По показателю институциональной насыщенности банковскими услугами (количеству кредитных организаций и филиалов, зарегистрированных на территории республики, к численности населения) Республика Башкортостан (0,45) значительно отстает от средних значений по Приволжскому (0,82) и Уральскому (1,20) федеральным округам. Недостаточное количество кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков на территории республики обусловливает невысокие уровни количественного предложения банковских услуг и качественных характеристик банковского сектора. Уровень насыщенности республики финансовыми услугами (по отношению активов и кредитов к валовому региональному продукту, уровню развития сберегательного дела) уступает уровню большинства сопоставимых регионов Поволжья и Урала. При этом прогноз развития кредитных организаций (филиалов), ныне функционирующих на территории республики, свидетельствует о том, что планируемые ориентиры не позволят достичь параметров, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года. Для полноценного обеспечения потребностей экономики в финансовых услугах требуется приток инвесторов, которые нацелены на активное развитие своих кредитных организаций с учетом растущих потребностей экономических субъектов в банковских услугах, и/или расширение состава участников банковского рынка за счет создания на территории республики новых кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков. При этом участниками рынка банковских услуг Республики Башкортостан должны стать финансово устойчивые кредитные организации с прозрачной структурой собственности, четкими и открытыми стратегическими целями, успешно выполняемыми бизнес-планами, предусматривающими расширение объема и спектра банковских операций (в том числе масштабов кредитования экономики), внедрение новых финансовых технологий, продуктов (услуг), повышение качества обслуживания клиентов, развитие сети структурных подразделений и приближение услуг к потребителям, поддержание благоприятной конкурентной среды. Насыщенность Республики Башкортостан банковскими подразделениями существенно превышает как уровень большинства регионов Поволжья и Урала, так и среднероссийский уровень. Однако развитие территориальной банковской сети необходимо продолжить в целях улучшения показателей межбанковской конкуренции, преодоления неравномерности размещения банковских офисов по территории республики, приближения их к потребителям банковских услуг и повышения эффективности функционирования. Осуществить это надо с учетом экономических потенциалов административно-территориальных образований и издержек кредитных организаций. Актуальна также задача обеспечения базовыми банковскими услугами отдаленных территорий с недостаточным развитием банковской сети: перспективы их финансового обслуживания могут быть связаны с внедрением передвижных пунктов кассового обслуживания, дистанционного банковского обслуживания, Интернет-технологий. 3.2. Повышение капитализации банковского сектора Важным условием развития банковской деятельности в республике является увеличение банковского капитала, улучшение его качества и обеспечение достаточного уровня покрытия принимаемых банками рисков. Расчетный (приведенный) размер капитала кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков(1) в Республике Башкортостан составляет 14,0 млрд. рублей, или 4,2% от валового регионального продукта (далее - ВРП), тогда как по Российской Федерации в целом - 5,6% от валового внутреннего продукта (далее - ВВП). Темпы роста капитала отстают от темпов роста основных показателей банковской деятельности. Снижение норматива достаточности до 14,2% по состоянию на 1 января 2005 года (по Российской Федерации - 17,0%) свидетельствует о возникновении ограничений для дальнейшего развития банковского бизнеса. Несмотря на то, что сложившийся в настоящее время капитал банковского сектора Республики Башкортостан позволяет расширить объем активных операций на 10-20% до соответствующего уровня других регионов, перспективные планы кредитных организаций республики свидетельствуют о том, что величина расчетного капитала не позволит нарастить объемы банковских операций до требуемого уровня. Недостаточность собственных средств (капитала) кредитных организаций снижает их возможности по обеспечению конкурентных позиций и надлежащей рентабельности, дальнейшему привлечению ресурсов, осуществлению крупных финансовых вложений, особенно на длительные сроки. Основным направлением повышения капитализации банковского сектора должно стать наращивание капитала за счет средств имеющихся (потенциальных) собственников, заинтересованных в развитии банка как бизнеса, или привлечение инорегионального капитала предпочтительно за счет открытия самостоятельных банков с наделением их минимальным уставным капиталом в размере не менее 5 млн. евро, что в наибольшей степени способствует абсолютному увеличению капитала, приближению центров принятия кредитных решений к клиентам, а также росту налогооблагаемой базы и обеспечению эффективного банковского надзора по местонахождению кредитной организации. Рост капитализации малых и средних банков республики за счет финансовых ресурсов новых собственников, владеющих крупным торговым и промышленным капиталом, будет способствовать расширению ими спектра банковских операций, внедрению новых технологий, повышению равномерности распределения капитала и других показателей банковской деятельности между республиканскими кредитными организациями. Одним из решений данной проблемы является привлечение иностранного финансового капитала, участие международных финансовых организаций в формировании капитала кредитных организаций республики, что одновременно будет способствовать внедрению передовых стандартов управления, росту доверия кредиторов и вкладчиков и инвестиционной привлекательности банковского сектора республики. Участники республиканского банковского рынка исходят из того, что деятельность кредитных организаций с иностранным участием будет регулироваться российским законодательством, то есть при вступлении России во Всемирную торговую организацию будут сохранены ограничения для деятельности филиалов иностранных банков. Перспективными являются консолидация и интеграция банковского капитала, которые могут осуществляться как путем слияния и присоединения кредитных организаций, так и путем создания банковских и финансово-промышленных групп, холдингов. Реорганизация устойчивых кредитных организаций - их вхождение в альянсы - должна быть основана на принципе добровольности и происходить при соблюдении законных интересов акционеров (участников), кредиторов и вкладчиков под контролем надзорного органа. (1) Определяется пропорционально активам кредитной организации, приходящимся на регион. 3.3. Формирование ресурсного потенциала банковского сектора Основными источниками формирования кредитно-инвестиционных ресурсов банков являются средства юридических и физических лиц. Несмотря на значительный финансовый потенциал предприятий и населения, уровень "оседания" денежных средств во вкладах и на счетах в республиканских банках ниже соответствующего уровня сопоставимых регионов Поволжья и Урала. Низкий уровень сбережений в республике вызван рядом внешних для банковского сектора причин, одна из которых - высокий уровень потребления на фоне невысоких совокупных доходов, обусловленных значительной дифференциацией заработной платы в городах и в сельской местности. Кроме того, понижающее воздействие на динамику сбережений оказывают растущий интерес к альтернативным финансовым инструментам и возрастающие объемы инвестиций населения республики в недвижимость. Кредитные организации, располагающие преимущественно краткосрочными ресурсами, ограничены в своих возможностях осуществлять долгосрочные инвестиции: доля долгосрочных (свыше 1 года) пассивов составляет менее трети привлеченных ресурсов. Недостаток ресурсов на внутреннем рынке крупные кредитные организации покрывают за счет средств, привлекаемых на зарубежных рынках. Малые и средние кредитные организации такой возможности не имеют. В то же время на уровень сбережений оказывают влияние факторы, имеющие внутреннюю по отношению к банковскому сектору природу: в первую очередь неразвитость клиентоориентированного подхода в развитии банковских операций, относительно консервативная и недостаточно гибкая процентная политика, узкий ассортимент банковских продуктов (услуг), отдаленность банковской сети от большей части населения. Так, средневзвешенные процентные ставки по привлеченным средствам в республике значительно ниже, чем в сопоставимых регионах Поволжья и Урала. Это в значительной мере связано с тем, что основная доля банковской сети приходится на крупные кредитные организации с высоким уровнем обеспеченности и стабильности ресурсной базы. Кредитные организации, предлагающие более гибкие условия и привлекательные процентные ставки, являются небольшими по размерам и сосредоточены, главным образом, в Уфе и некоторых крупных городах республики. Таким образом, дальнейшее развитие сети малых и средних кредитных организаций в районах и городах республики будет способствовать росту объемов сбережений населения на банковских вкладах и одновременно выравниванию территориальных и межбанковских диспропорций. Неспособность банковского сектора Республики Башкортостан обеспечить адекватное масштабам развития экономики привлечение ресурсов является одной из основных причин незначительных объемов кредитования. Сложившаяся ситуация может привести к дальнейшему расширению самофинансирования предприятий, в том числе путем размещения долговых обязательств на внутреннем и внешнем рынках, привлечению внешних кредитов и займов, а также к увеличению доли иных институциональных инвесторов на финансовом рынке (инвестиционных компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний), что окажет ограничивающее воздействие на развитие банковского сектора. Вовлечению финансовых ресурсов в банковский оборот будут способствовать меры по повышению доверия населения к банковской системе путем обеспечения защиты прав и интересов собственников сбережений. Предполагается, что в ближайшей перспективе российскому банковскому сектору будет обеспечен доступ к долгосрочным ресурсам пенсионной и страховой систем, к средствам других институциональных инвесторов через активное развитие рынка ипотечных ценных бумаг и корпоративных облигаций. Необходимо стимулировать размещение средств страховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов в республиканском банковском секторе. Повышение эффективности деятельности банковского сектора и расширение его сферы посредничества будут достигаться также за счет развития финансового партнерства с кредитными кооперативами (обществами взаимного кредитования), общих фондов банковского управления как альтернативы паевым инвестиционным фондам и диверсификации доходов банков. 3.4. Развитие рынка банковских услуг Сложившийся в республике, как и в стране в целом, тип финансовой системы, основанный на преобладании роли банков (доля республиканских кредитных организаций составляет 96% активов финансового сектора), определяет их как центральный элемент финансового посредничества и обусловливает необходимость ускоренного развития банковских услуг. Одной из основных целей Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года является повышение эффективности аккумулирования денежных средств населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции в экономику. Республиканский банковский сектор выполняет свою основную посредническую функцию не в полной мере. Так, отношение сальдированных активов банков, действующих на территории республики, к ВРП составляет 32,6% (по России - 42,5% к ВВП), кредитных вложений в экономику - 3,3% к ВРП (22,5% к ВВП). При этом возможности для расширения масштабов банковских операций ограничены небольшим объемом капитала большинства республиканских банков. Отмечаются также высокие темпы роста задолженности по кредитам, выданным хозяйствующим субъектам за пределами республики, отставание по темпам роста и объемам кредитования по сравнению с Российской Федерацией в целом и близлежащими регионами при сходных условиях развития экономики. Отчасти невысокое предложение ресурсов со стороны кредитных организаций и низкий спрос хозяйствующих субъектов республики на банковские услуги обусловлены недостаточной деловой активностью, низкими платежеспособностью и инвестиционной привлекательностью субъектов нефинансового сектора экономики, то есть факторами внешней экономической среды. Расширению масштабов инвестиционного кредитования предприятий препятствуют также недостаточные объемы долгосрочной ресурсной базы кредитных организаций, являющейся основным источником средств для банковского инвестирования. Недостаточно развита деятельность республиканских банков и на фондовом рынке: объем вложений в ценные бумаги по состоянию на 1 января 2005 года составляет 8% сальдированных активов (по Российской Федерации - 25%). В то же время данное обстоятельство свидетельствует о наличии значительного потенциала расширения портфельных инвестиций банковского сектора республики без существенного роста риска по сравнению со среднероссийским уровнем. Этот потенциал может быть востребован по мере улучшения ситуации на фондовом рынке в случае привлечения предприятиями нефинансового сектора ресурсов путем выпуска корпоративных ценных бумаг. С другой стороны, причины недостаточного участия банков в развитии экономики республики обусловлены низкой эффективностью финансового менеджмента самих кредитных организаций и их собственников, несоответствием масштабов операций, осуществляемых филиалами инорегиональных банков, экономическому потенциалу республики, направленности операций - возрастающему спросу на банковские услуги. Кредитные организации предоставляют, в основном, базовые банковские услуги, в числе которых расчетно-кассовое обслуживание, кредитные и депозитные операции, обслуживание внешнеэкономической деятельности, операции с наличной иностранной валютой. Недостаточно развито комплексное обслуживание предприятий и населения в сельских районах, особенно на территориях, граничащих с другими субъектами Российской Федерации, что наряду с недостаточным развитием розничного товарооборота приводит к оттоку финансовых ресурсов за пределы республики. Кредитным организациям необходимо более интенсивно развивать такие виды услуг, как потребительское и ипотечное кредитование, кредитование агропромышленного комплекса, субъектов малого бизнеса, дистанционное банковское обслуживание, внедрение пластиковых карт, клиентские операции на фондовом рынке, операции с драгоценными металлами; добиваться повышения качества и снижения стоимости банковских услуг за счет внедрения современных технологий. В среднесрочной перспективе предприятиями нефинансового сектора могут быть востребованы консалтинговые и информационно-аналитические услуги, недостаточно используемые в настоящее время виды финансовых услуг: факторинг, лизинг и др. Повышение эффективности механизма трансформации сбережений в инвестиции в экономику и создание необходимых для этого условий рассматриваются через решение как общеэкономических проблем, так и проблем внутрибанковского сектора. В этой связи процесс усиления функциональной роли банков предполагает привлечение, с одной стороны, республиканских органов государственной власти к процессу решения финансовых проблем путем создания благоприятных условий для роста инвестиционной привлекательности реального сектора и кредитной активности в экономике, с другой стороны, - банковского сообщества для повышения эффективности банковской деятельности и ее нацеленности на решение задач социально-экономического развития республики и финансирование конкретных проектов. Кредитные организации федерального масштаба, имеющие филиалы в республике, в том числе Сберегательный банк Российской Федерации, подразделения которого расположены во многих районах и городах Башкортостана, могли бы существенно расширить масштабы банковских операций и активизировать участие в финансировании республиканских инвестиционных проектов адекватно привлеченным в республике ресурсам, а также за счет дополнительного привлечения средств иностранных кредиторов. Доля этих банков на республиканском рынке должна соответствовать их доле на российском рынке, а удельный вес активных операций, приходящихся на региональный сегмент, - удельному весу республики в ВВП. Таким образом, кредитным организациям целесообразно определить в своих бизнес-планах конкретные качественные и количественные параметры развития своей деятельности с учетом потребностей экономики республики и соблюдения вышеуказанных критериев. 3.5. Повышение устойчивости банковского сектора Банковской деятельности присуща высокая концентрация множества рисков как общеэкономического характера, так и присущих преимущественно финансовым институтам. Одной из задач развития и укрепления банковского сектора является недопущение возникновения системного финансового кризиса, что не означает отсутствия практики банкротства кредитных организаций. Важно, не нарушая финансовой стабильности банковского сектора в целом, иметь возможность оперативно реагировать на экономические проблемы. Согласно мнению экспертов, признаком приближения финансового кризиса может служить ситуация, при которой средняя по банковской системе рентабельность активов опускается ниже 1%, среднегодовая процентная маржа снижается ниже 2%, а объем неработающих кредитов превышает 5% совокупных банковских активов. Банковский сектор республики демонстрирует превышение критических уровней, что свидетельствует об отсутствии предпосылок возникновения финансового кризиса в ближайшей перспективе. Уровень рентабельности активов на протяжении 2001-2004 годов находился в пределах 2-3%; показатель процентной маржи, рассчитанный по операциям с хозяйствующими субъектами, в 2004 году составил 9,2% (в 2001-2003 годах - 5-9%); доля проблемной и безнадежной ссудной задолженности в кредитном портфеле республиканских банков по состоянию на 1 января 2005 года составляет 2,6% (по Российской Федерации - 3,7%), а доля просроченной задолженности в активах банков, как и по России в целом, не превышает 2%. Между тем в условиях растущей конкуренции банки стремятся расширить перечень предоставляемых услуг, что требует дополнительных инвестиций, не обеспечивающих быструю окупаемость. Расширение предложения банковских услуг и поиск банками клиентов, сопровождаемые ростом банковских рисков, без адекватного управления ими могут привести к нарушению финансовой стабильности. При превышении годовых темпов прироста кредитного портфеля на 20% в течение двух и более лет возникает опасность ухудшения качества активов. В современных условиях темпы прироста кредитных операций превышают этот уровень и составляют порядка 40-60%. Переход кредитных организаций при составлении финансовой отчетности на международные стандарты предположительно приведет к снижению рыночной стоимости банковских кредитов, увеличению доли проблемного кредитного портфеля до уровня, превышающего 10%, но без существенного роста доли неработающих (безнадежных) кредитов. Высокие темпы роста кредитного портфеля республиканских банков во многом объясняются низким исходным уровнем объемов кредитования, не покрывающих потребностей нефинансовых предприятий. В последние годы причинами роста кредитного портфеля стали также повышение доверия банковского сообщества к перспективам развития предприятий реального сектора экономики и рост реальных денежных доходов населения. Несмотря на такую объективную обусловленность высоких темпов роста кредитного портфеля, превышение критического уровня данного индикатора требует постоянного мониторинга рисков, связанных с наращиванием кредитов, и создания повышенного уровня резервов на возможные потери по ссудам, что означает потребность в дополнительном увеличении банковского капитала. Кредитные организации республики активно включились в развитие кредитования физических лиц, что влечет за собой повышенные кредитные риски. В этой связи особенно актуальным является участие в создании и/или активное взаимодействие кредитных организаций с бюро кредитных историй в целях снижения кредитного риска и стоимости банковского кредитования, улучшения правопорядка в обществе и дисциплинированности заемщиков. На состояние финансовой стабильности банковского сектора влияет и сырьевая ориентация экономики, сохранение в связи с этим зависимости от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей. В условиях продолжающейся валютной либерализации резкое падение мировых цен на нефть может создать критическую ситуацию в сфере движения капитала. Кредитные организации республики относятся к категории финансово устойчивых, о чем свидетельствует допуск большинства из них в систему страхования вкладов. Вместе с тем предварительные итоги рассмотрения финансовой отчетности, составленной с использованием международных стандартов, свидетельствуют о значительном снижении основных показателей банковской деятельности в сравнении с российской отчетностью: активов, капитала, прибыли банков. Кроме того, вызывает обеспокоенность невысокий уровень качества управления в большинстве кредитных организаций. Кредитным организациям важно учитывать необходимость постоянного соблюдения критериев участия в системе страхования вкладов. Дальнейшее наращивание количественных параметров должно сопровождаться кардинальным улучшением качества управления как на уровне отдельных банков, так и на уровне банковского сектора в целом. Действия Национального банка Республики Башкортостан в области банковского надзора будут направлены на реализацию политики Центрального банка Российской Федерации в области банковского надзора на республиканском уровне и ориентированы на внедрение принципов и методов содержательного (риск-ориентированного) надзора, то есть определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования исходя прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления ими. При этом будут учитываться реалии функционирования республиканского рынка банковских услуг, фактическое выполнение кредитными организациями и филиалами инорегиональных банков собственных стратегий и бизнес-планов, принятых на себя обязательств по развитию бизнеса. 3.6. Формирование благоприятной конкурентной среды Характерной особенностью республиканского банковского сектора является наличие подразделений двух и более кредитных организаций во всех районах и городах республики, что оказывает положительное воздействие на состояние конкурентной среды как в республике в целом, так и во всех ее административно-территориальных образованиях. В республике, в отличие от многих субъектов Российской Федерации, в результате принятия мер по развитию банковской сети и непосредственного активного участия Правительства Республики Башкортостан в увеличении уставного капитала ОАО "УРАЛСИБ" (ранее - ОАО "РИКБ "Башкредитбанк"") обеспечена реальная конкуренция Сберегательному банку Российской Федерации, традиционно занимающему доминирующее положение на рынке вкладов граждан и в ряде других сегментов банковского рынка. Тем самым созданы предпосылки для дальнейшего углубления конкуренции путем выхода на рынок других кредитных организаций. В то же время уровень концентрации банковских операций пока превышает приемлемый уровень, при этом прогнозные планы кредитных организаций свидетельствуют о сохранении в перспективе сложившихся тенденций. Концентрация денежных ресурсов и вложений в двух-трех крупных кредитных организациях может нанести значительный ущерб экономике республики в случае возникновения у них финансовых проблем, а также будет снижать роль рыночной дисциплины в укреплении финансового состояния кредитных организаций и повышении качества обслуживания их клиентов. Мало того, недостаточная конкуренция на республиканском банковском рынке является одной из основных причин невысокой обеспеченности экономики Республики Башкортостан банковскими услугами. Хотя, надо отметить, в настоящее время в действиях доминирующих кредитных организаций не проявляются признаки злоупотребления своим положением. Контроль за деятельностью кредитных организаций, в первую очередь за чрезмерной концентрацией на рынке банковских услуг, рекламной деятельностью, обоснованностью тарифов на отдельные виды банковских операций, будет обеспечен со стороны надзорных и контролирующих органов (Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, Национального банка Республики Башкортостан) при активном участии банковского сообщества в лице Ассоциации кредитных организаций Республики Башкортостан. Предполагается, что данная организация, объединив в своих рядах всех участников банковского рынка, в том числе инорегиональные кредитные организации, будет играть заметную роль в самостоятельном урегулировании отношений между кредитными организациями, в выработке стандартов взаимоотношений с клиентами, стандартов качества банковских услуг, чем будет способствовать повышению конкуренции и степени удовлетворенности потребителей. Значительным шагом в том же направлении станет совместная деятельность в Республике Башкортостан указанной ассоциации и Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях кредитными организациями антимонопольного законодательства. Снижению уровня монополизации банковских операций способствует активная территориальная экспансия инорегиональных кредитных организаций. Преобладание крупных банков в регионе, как правило, создает предпосылки для злоупотребления ими своим доминирующим положением, увеличения тарифов, завышения (занижения) процентных ставок, тогда как конкуренция приводит к снижению издержек, формированию привлекательных условий банковского обслуживания. Действия Правительства Республики Башкортостан будут направлены на сохранение и усиление сложившейся тенденции к увеличению числа кредитных организаций, конкурирующих на отдельных сегментах рынка банковских услуг, в том числе снижения степени концентрации банковских операций до приемлемого уровня. 4. Роль государства в развитии банковского сектора и взаимодействие в банковском сообществе 4.1. Участие Правительства Республики Башкортостан в развитии банковского сектора Одним из приоритетов государственной экономической политики является формирование республиканского банковского сектора, способного быть эффективным инструментом обеспечения экономического роста. Целями этой политики должны стать создание равных условий для устойчивого динамичного развития банков и других институциональных инвесторов и использование государством преимущественно косвенных методов влияния на процессы в банковской сфере. Определяющее значение среди этих методов имеет поддержание здоровой внутрисекторальной и межсекторальной конкуренции. Участие Правительства Республики Башкортостан в развитии банковского сектора будет выражаться в использовании преимущественно косвенных (экономических) методов влияния на процессы, происходящие в банковской сфере: обеспечение благоприятных условий для функционирования рынка финансовых услуг, контроль за исполнением требований соответствующих нормативных правовых актов. Для надлежащего обеспечения хозяйствующих субъектов и населения республики банковскими услугами, создания условий для их доступности органы государственной власти Республики Башкортостан будут содействовать эффективной деятельности кредитных организаций при условии достижения определенных масштабов банковских операций. Поддержка банковского сектора со стороны государства будет обеспечиваться в рамках законодательства следующими мерами: обеспечение равных условий ведения банковского бизнеса для всех кредитных организаций; повышение инвестиционной привлекательности республики путем обеспечения эффективности проводимой промышленной и структурной политики; продолжение реформирования предприятий и организаций, направленного на повышение их инвестиционной привлекательности и кредитоспособности, информационной прозрачности для кредиторов и инвесторов; предоставление государственных гарантий Правительства Республики Башкортостан в целях расширения масштабов привлечения инвестиций в экономику республики; переход от прямого бюджетного финансирования к механизму компенсации процентных ставок при реализации социально значимых экономических программ; привлечение новых участников и инвесторов на республиканский рынок банковских услуг; содействие открытию банковских подразделений для оказания базовых услуг населению и предприятиям на всей территории республики, в том числе в отдаленной местности; проработка проблемных вопросов банковской деятельности, для разрешения которых требуется изменение законодательной базы, координация нормотворческой деятельности. Правительством Республики Башкортостан будет обеспечен равный доступ к указанным мерам поддержки всех кредитных организаций, изъявивших желание и продемонстрировавших реальные возможности участвовать в решении социально-экономических проблем Республики Башкортостан. Необходимость принятия дополнительных мер будет определяться на основе оценки соответствия уровня развития банковского сектора количественным ориентирам настоящей Стратегии. 4.2. Саморегулирование в банковском сообществе Важнейшим фактором развития банковской сферы является способность самостоятельного выявления и решения банковским сообществом общих проблем и защита профессиональных интересов, а также согласование и принятие совместно с надзорными и контролирующими органами взаимоприемлемых решений. В ближайшей перспективе предстоит развить конструктивные контакты органов государственной власти Республики Башкортостан с банковским сообществом, стимулировать его консолидацию и саморегулирующие начала, расширить практику его привлечения к обсуждению проектов нормативных правовых актов и программных документов, связанных с деятельностью кредитных организаций и повышением их роли в социально-экономическом развитии республики. Обеспечить защиту экономических интересов банковского сообщества и эффективное развитие бизнеса призвана созданная в 2004 году Ассоциация кредитных организаций Республики Башкортостан. Ее деятельность направлена на позиционирование интересов банковского сообщества и их представление в республиканских органах государственной власти, на создание условий взаимовыгодного сотрудничества и реализацию совместных межбанковских проектов. Укрепление авторитета республиканских кредитных организаций на общероссийском уровне планируется благодаря участию указанной ассоциации в работе Бюро банковских объединений Российской Федерации. Первым шагом в этом направлении является заключение в 2004 году Соглашения о сотрудничестве Ассоциации кредитных организаций Республики Башкортостан с Ассоциацией российских банков, которое направлено на координацию их деятельности, содействие развитию и совершенствованию механизмов банковского саморегулирования. Важно привлечь Ассоциацию кредитных организаций Республики Башкортостан к реализации мероприятий по контролю за соблюдением этических норм на рынке банковских услуг, в том числе за предоставлением потребителям полной и достоверной информации о стоимости банковских услуг, осуществлением кредитными организациями корректной рекламной политики. Участие республиканского банковского сообщества в разработке и соблюдение стандартов качества банковской деятельности, в первую очередь стандартов взаимоотношений с потребителями банковских услуг, будут способствовать повышению доверия хозяйствующих субъектов и населения к банковскому сектору. 5. Механизм реализации Стратегии Основным механизмом реализации Стратегии является принятие кредитными организациями и филиалами инорегиональных банков бизнес-планов на среднесрочную перспективу, предусматривающих мероприятия по: наращиванию собственного капитала; расширению объемов и спектра предоставляемых банковских услуг; кредитованию нефинансового сектора экономики; развитию сети банковских подразделений в районах и городах республики. Для реализации Стратегии потребуется внесение изменений и дополнений в законодательство Республики Башкортостан, издание подзаконных актов и осуществление ряда организационных мероприятий. Мероприятия по реализации Стратегии разнесены по шести разделам и нацелены на решение актуальных проблем. Реализация данных мероприятий будет осуществляться прежде всего кредитными организациями, их акционерами (участниками) при участии Правительства Республики Башкортостан, других республиканских органов исполнительной власти, Национального банка Республики Башкортостан. Стратегия отвечает на все основные вопросы, поставленные в настоящее время перед банковским сектором. В то же время развитие экономики и банковского сектора может выдвинуть новые задачи, решение которых потребует уточнения выработанных подходов, в связи с чем предусматривается периодическое (один раз в два года) обновление плана указанных мероприятий. Контроль за ходом их выполнения осуществляется Национальным банком Республики Башкортостан, который на основе мониторинга количественных ориентиров (отношения капитала, кредитов, активов банковского сектора Республики Башкортостан к ВРП) и консультаций с кредитными организациями формирует предложения органам государственной власти Республики Башкортостан о необходимости изменения состава мер или проведения дополнительных мероприятий, направленных на достижение целей Стратегии, устранение барьеров на пути развития банковского бизнеса. 5. Ожидаемые результаты развития банковского сектора Республики Башкортостан Реализация Стратегии позволит преодолеть негативные и закрепить положительные тенденции в развитии банковской сферы, будет способствовать полноценному осуществлению банковским сектором его ключевой роли в процессе финансового посредничества. Основными результатами развития банковского сектора Республики Башкортостан должны стать существенное повышение роли этого сектора в экономике, приближение параметров развития республиканского банковского сектора к показателям деятельности банковских систем стран с переходной экономикой, наиболее преуспевших в построении современных рыночных отношений. В результате реализации Стратегии ожидается усиление роли банковского сектора в экономике Республики Башкортостан: к 2010 году отношение к ВРП капитала банковского сектора составит 8%, кредитов, выделенных нефинансовому сектору экономики, - 34%, активов банковского сектора - 57%. Приложение к Стратегии развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2010 года Сценарии развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2010 года +--------+--------------------------+--------------------------------------------------------------+ | N | Показатели | Годы | | п/п | +--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ | | | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | | | (факт) | | | | | | | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ | 1. Макроэкономические показатели развития экономики Республики | | Башкортостан | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |1.1. |Уровень инфляции, % | 14,3 | 11,0- | 10,0- | 6,0- | 4,5- | 4,0- | 4,0- | | | | | 12,5 | 10,5 | 7,5 | 6,0 | 5,5 | 5,0 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |1.2. |Валовой региональный продукт, млрд. рублей | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |1.2.1. |Пессимистичный сценарий | - | 392,5 | 463,8 | 529,2 | 600,3 | 661,2 | 728,3 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |1.2.2. |Оптимистичный сценарий | 331,6 | 410,0 | 471,5 | 543,7 | 617,3 | 693,9 | 772,3 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |1.3. |Денежные доходы населения, млрд. рублей | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |1.3.1. |Пессимистичный сценарий | - | 307,0 | 362,0 | 417,0 | 474,0 | 533,0 | 596,0 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |1.3.2. |Оптимистичный сценарий | 252,0 | 313,0 | 369,0 | 428,0 | 487,0 | 559,0 | 632,0 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ | 2. Показатели развития банковского сектора Республики Башкортостан | +--------+-----------------------------------------------------------------------------------------+ |2.1. |Средства предприятий, млрд. рублей | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.1.1. |Пессимистичный сценарий | - | 24,0 | 26,0 | 27,0 | 30,0 | 34,0 | 39,0 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.1.1.1.|% от ВРП | - | 6,1 | 5,6 | 5,1 | 5,0 | 5,1 | 5,4 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.1.2. |Оптимистичный сценарий | 26,0 | 34,0 | 42,0 | 52,0 | 63,0 | 75,0 | 89,0 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.1.2.1.|% от ВРП | 7,8 | 8,3 | 8,9 | 9,6 | 10,2 | 10,8 | 11,5 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.2. |Депозиты населения, млрд. рублей | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.2.1. |Пессимистичный сценарий | - | 36,0 | 41,0 | 47,0 | 54,0 | 59,0 | 68,0 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.2.1.1.|% от ВРП | - | 9,2 | 8,8 | 8,9 | 9,0 | 8,9 | 9,3 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.2.2. |Оптимистичный сценарий | 31,0 | 45,1 | 61,3 | 87,0 | 116,9 | 154,3 | 194,3 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.2.2.1.|% от ВРП | 9,3 | 11,0 | 13,0 | 16,0 | 18,9 | 22,2 | 25,2 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.3. |Расчетный капитал, млрд. рублей | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.3.1. |Пессимистичный сценарий | - | 15,0 | 17,0 | 21,0 | 23,6 | 26,2 | 28,9 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.3.1.1.|% от ВРП | - | 3,7 | 3,6 | 3,9 | 3,8 | 3,8 | 3,7 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.3.2. |Оптимистичный сценарий | 14,0 | 16,4 | 20,7 | 30,3 | 42,8 | 52,0 | 61,3 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.3.2.1.|% от ВРП | 4,2 | 4,0 | 4,4 | 5,6 | 6,9 | 7,5 | 7,9 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.4. |Кредиты предприятиям и населению, млрд. рублей | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.4.1. |Пессимистичный сценарий | - | 60,0 | 66,1 | 83,9 | 96,1 | 110,4 | 127,1 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.4.1.1.|% от ВРП | - | 15,3 | 14,2 | 15,9 | 16,0 | 16,7 | 17,4 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.4.2. |Оптимистичный сценарий | 43,3 | 61,5 | 84,9 | 114,2 | 161,0 | 208,8 | 259,1 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.4.2.1.|% от ВРП | 13,1 | 15,0 | 18,0 | 21,0 | 26,1 | 30,1 | 33,5 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.5. |Сальдированные активы, млрд. рублей | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.5.1. |Пессимистичный сценарий | - | 111,0 | 118,0 | 123,4 | 139,8 | 158,3 | 178,4 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.5.1.1.|% от ВРП | - | 28,3 | 25,4 | 23,3 | 23,3 | 23,9 | 24,5 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.5.2. |Оптимистичный сценарий | 108 | 116,4 | 148,9 | 196,9 | 259,6 | 347,9 | 439,1 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ |2.5.2.1.|% от ВРП | 32,6 | 28,4 | 31,6 | 36,2 | 42,1 | 50,1 | 56,9 | +--------+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+ План мероприятий по реализации в 2006-2007 годах Стратегии развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2010 года (утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 февраля 2006 г. N 21) +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ | N |Наименование мероприятия| Исполнитель | Форма |Срок ис- | Ожидаемый результат | | п/п | | |представления|полнения,| | | | | | | годы | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ | 1. Институциональное развитие | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |1.1. |Привлечение финансового |Министерство фи- |Заключение по|2006-2007|Полноценное обеспече-| | |капитала на рынок бан- |нансов РБ; |оценке | |ние потребностей эко-| | |ковских услуг Республики|Национальный банк |деятельности | |номики в финансовых | | |Башкортостан |РБ |кредитных ор-| |услугах | | | | |ганизаций; | | | | | | |запись в кни-| | | | | | |ге государст-| | | | | | |венной регис-| | | | | | |трации кре- | | | | | | |дитных орга- | | | | | | |низаций | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |1.2. |Открытие новых банков- |Кредитные органи- |Запись в кни-|2006-2007|Приближение банков- | | |ских подразделений в |зации; |ге государст-| |ских офисов к потре- | | |районах и городах рес- |Национальный банк |венной регис-| |бителям банковских | | |публики |РБ |трации кре- | |услуг; | | | | |дитных орга- | |выравнивание террито-| | | | |низаций | |риальных и межбанков-| +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+ских диспропорций | |1.2.1. |Подготовка рекомендаций |Национальный банк |Аналитическое| 2006, | | | |по размещению банковских|РБ |заключение | первое | | | |подразделений в районах | | |полугодие| | | |и городах республики | | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |1.3. |Установление для кредит-|Представительные |Проект реше- | 2006 |Создание для кредит- | | |ных организаций ставок |органы местного |ния предста- | |ных организаций рав- | | |арендной платы за землю |самоуправления; |вительного | |ных с другими хозяй- | | |на уровне офисов, пред- |администрации му- |органа мест- | |ствующими субъектами | | |ставительств коммерчес- |ниципальных райо- |ного самоуп- | |условий функциониро- | | |ких организаций |нов и городских |равления | |вания; | | | |округов; | | |повышение рентабель- | | | |районные и город- | | |ности банковского | | | |ские комитеты по | | |бизнеса; | | | |управлению собст- | | |снижение вмененных | | | |венностью; | | |издержек | | | |Ассоциация кредит-| | | | | | |ных организаций | | | | | | |РБ; | | | | | | |Национальный банк | | | | | | |РБ | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |1.4. |Продажа помещений, арен-|Министерство иму- |Прогнозный |2006-2007|Повышение качества | | |дуемых кредитными орга- |щественных отноше-|план (прог- | |банковского обслужи- | | |низациями, в их собст- |ний РБ; |рамма) прива-| |вания; | | |венность |кредитные органи- |тизации госу-| |снижение нефинансовых| | | |зации |дарственного | |рисков в деятельности| | | | |имущества | |банков | | | | |Республики | | | | | | |Башкортостан | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ | 2. Повышение капитализации банковского сектора | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |2.1. |Предупреждение фактов |Национальный банк |Акты проверок|2006-2007|Обеспечение соответ- | | |искусственной капитали- |РБ |кредитных ор-| |ствия капитала банков| | |зации и формирования ис-| |ганизаций, | |масштабам осуществ- | | |точников собственных | |заключения | |ляемых операций; | | |средств банков ненадле- | | | |защита интересов кре-| | |жащими активами | | | |диторов и вкладчиков | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |2.2. |Обеспечение соответствия|Кредитные органи- |Акты проверок|2006-2007|Соблюдение интересов | | |финансового положения |зации; |кредитных ор-| |кредиторов и вкладчи-| | |приобретателей акций |Национальный банк |ганизаций, | |ков | | |(долей участия) требова-|РБ |заключения | | | | |ниям, предъявляемым к | | | | | | |акционерам (участникам) | | | | | | |кредитных организаций | | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |2.3. |Установление взаимодей- |Национальный банк |Уставы кре- |2006-2007|Внедрение передовых | | |ствия с международными |РБ; |дитных орга- | |стандартов управления| | |финансовыми организация-|кредитные органи- |низаций | |в кредитных организа-| | |ми по вопросам возможно-|зации | | |циях; | | |го участия в капиталах | | | |повышение качества | | |кредитных организаций и | | | |услуг, инвестиционной| | |совершенствования ка- | | | |привлекательности | | |чества корпоративного | | | |банковского сектора | | |управления | | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |2.4. |Реализация мероприятий |Кредитные органи- |Уставы кре- | 2007 |Создание возможностей| | |по слиянию и присоедине-|зации; |дитных орга- | |для расширения | | |нию кредитных организа- |Национальный банк |низаций | |масштабов кредитова- | | |ций |РБ | | |ния крупных заемщиков| +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ | 3. Расширение ресурсной базы | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |3.1. |Выпуск депозитных и сбе-|Кредитные органи- |Запись в жур-| 2007 |Расширение спектра | | |регательных сертификатов|зации |нале регист- | |финансовых инструмен-| | | | |рации условий| |тов привлечения ре- | | | | |выпуска | |сурсов населения | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |3.2. |Выход на международные |Кредитные органи- |Кредитные | 2007 |Снижение стоимости | | |рынки капитала в целях |зации |соглашения | |привлекаемых финансо-| | |привлечения кредитов у | | | |вых ресурсов | | |иностранных финансовых | | | | | | |компаний и эмиссии дол- | | | | | | |говых ценных бумаг | | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |3.3. |Развитие общих фондов |Кредитные органи- |Запись в кни-| 2007 |Сохранение конкурент-| | |банковского управления |зации; |ге регистра- | |ных позиций кредитных| | | |Национальный банк |ции общих | |организаций на финан-| | | |РБ |фондов бан- | |совом рынке; | | | | |ковского уп- | |создание альтернативы| | | | |равления | |традиционным банков- | | | | | | |ским инструментам | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |3.4. |Развитие системы безна- |Ассоциация кредит-|Протоколы за-|2006-2007|Сокращение внебанков-| | |личных расчетов с ис- |ных организаций |седаний о | |ского оборота денеж- | | |пользованием пластиковых|РБ; |реализации | |ных средств; | | |карт |Национальный банк |совместных | |увеличение налогооб- | | | |РБ |проектов | |лагаемой базы | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |3.5. |Разработка плана меро- |Комиссия РБ по |Проект распо-| 2006, |Совершенствование ме-| | |приятий по развитию в |рынку ценных бу- |ряжения Пра- | первое |ханизмов привлечения | | |республике финансовых |маг; |вительства РБ|полугодие|инвестиций на финан- | | |рынков, созданию условий|Национальный банк | | |совом рынке | | |для размещения финансо- |РБ | | | | | |вых ресурсов в банков- | | | | | | |ском секторе | | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ | 4. Развитие рынка банковских услуг | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.1. |Определение кредитной |Кредитные органи- |Бизнес-планы |2006-2007|Повышение роли банков| | |организацией (филиалом) |зации; |(дополнитель-| |в социально-экономи- | | |количественных и качест-|Национальный банк |ные приложе- | |ческом развитии рес- | | |венных параметров бан- |РБ |ния к дейст- | |публики; | | |ковской деятельности с | |вующим биз- | |четкое представление | | |учетом параметров прог- | |нес-планам) | |кредитными организа- | | |ноза социально-экономи- | | | |циями результатов | | |ческого развития респуб-| | | |банковской деятель- | | |лики | | | |ности в республике | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.2. |Расширение объемов и |Кредитные органи- |Бизнес-планы |2006-2007|Обеспечение потреб- | | |спектра банковских услуг|зации |кредитных ор-| |ностей клиентов в | | |в республике | |ганизаций | |банковских услугах | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.3. |Оценка перспектив разви-|Национальный банк |Проект типо- | 2006, |Оценка возможности | | |тия в республике синди- |РБ; |вого межбан- | первое |кредитования крупных | | |цированного кредитования|кредитные органи- |ковского |полугодие|инвестиционных проек-| | | |зации |соглашения о | |тов по синдицирован- | | | | |кредитном | |ным схемам | | | | |синдикате | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.4. |Расширение практики ис- |Национальный банк |Информацион- |2006-2007|Информирование бан- | | |пользования аналитичес- |РБ |но-аналити- | |ковского сообщества о| | |ких материалов Нацио- | |ческий бюлле-| |спросе на банковские | | |нального банка РБ для | |тень "Разви- | |услуги со стороны | | |нужд банковского сооб- | |тие экономи- | |реального сектора | | |щества | |ки, денежно- | |экономики | | | | |кредитной и | | | | | | |банковской | | | | | | |систем Рес- | | | | | | |публики Баш- | | | | | | |кортостан" | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.5. |Подготовка предложений |Ассоциация кредит-|Предложения, | 2006, |Повышение рентабель- | | |об отмене обязанности |ных организаций |внесенные в | первое |ности банковского | | |выполнения кредитными |РБ; |Ассоциацию |полугодие|бизнеса; | | |организациями функций |Национальный банк |российских | |снижение вмененных | | |контроля за операциями |РБ |банков | |издержек в банковской| | |клиентов | | | |деятельности | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+ | |4.6. |Оптимизация процедуры |Ассоциация кредит-|Предложения, | 2006, | | | |представления информации|ных организаций |внесенные в | первое | | | |по запросам судебных и |РБ; |Ассоциацию |полугодие| | | |налоговых органов |Национальный банк |российских | | | | | |РБ |банков | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.7. |Разработка мер по повы- |Ассоциация кредит-|Решение Ассо-| 2006, |Формирование положи- | | |шению доверия населения |ных организаций |циации кре- | первое |тельного образа бан- | | |к банковскому сектору |РБ; |дитных орга- |полугодие|ковского бизнеса | | | |Национальный банк |низаций РБ об| | | | | |РБ |утверждении | | | | | | |плана меро- | | | | | | |приятий | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ | 4.1. Развитие механизмов обеспечения кредитов и снижения кредитных | | рисков | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.1.1. |Внесение изменений в По-|Министерство иму- |Проект поста-| 2006 |Расширение возможнос-| | |ложение о залоговом фон-|щественных отноше-|новления Пра-| |ти использования за- | | |де обеспечения долговых |ний РБ; |вительства РБ| |логового фонда Рес- | | |обязательств Республики |Министерство фи- | | |публики Башкортостан | | |Башкортостан, предусмат-|нансов РБ; | | |при кредитовании ин- | | |ривающих: |Ассоциация кредит-| | |вестиционных проек- | | |расширение реестра зало-|ных организаций | | |тов; | | |гового фонда обеспечения|РБ; | | |регулирование меха- | | |долговых обязательств |Национальный банк | | |низма перехода прав | | |Республики Башкортостан;|РБ | | |собственности на за- | | |процедуру перехода прав | | | |ложенное государст- | | |собственности на зало- | | | |венное имущество | | |женное государственное | | | |Республики Башкорто- | | |имущество Республики | | | |стан | | |Башкортостан при ликви- | | | | | | |дации предприятий и | | | | | | |возврате задолженности | | | | | | |инвесторам и кредиторам | | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.1.2. |Использование возможнос-|Министерство сель-|Проект закона|2006-2007|Снижение кредитных | | |тей получения государст-|ского хозяйства |РБ "О бюджете| |рисков; | | |венных гарантий по зна- |РБ; |Республики | |повышение инвести- | | |чимым для социально-эко-|Министерство |Башкортостан"| |ционной привлекатель-| | |номического развития |строительства, | | |ности организаций; | | |республики инвестицион- |архитектуры и | | |расширение доступа к | | |ным программам и проек- |транспорта РБ; | | |кредитным ресурсам; | | |там |Министерство внеш-| | |ускорение реализации | | | |неэкономических | | |приоритетных инвести-| | | |связей и торговли | | |ционных проектов | | | |РБ; | | | | | | |Министерство эко- | | | | | | |номического разви-| | | | | | |тия и промышлен- | | | | | | |ности РБ; | | | | | | |Министерство фи- | | | | | | |нансов РБ; | | | | | | |Национальнй банк | | | | | | |РБ; | | | | | | |Ассоциация кредит-| | | | | | |ных организаций РБ| | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.1.3. |Реализация Федерального |Национальный банк |Акты проверок| 2006 |Снижение кредитного | | |закона "О кредитных ис- |РБ; |кредитных ор-| |риска; | | |ториях" |кредитные органи- |ганизаций, | |повышение информаци- | | | |зации |заключения | |онной прозрачности | | | | | | |кредитных историй; | | | | | | |увеличение объемов | | | | | | |кредитования | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.1.4. |Подготовка предложений о|Кредитные органи- |Предложения, | 2006, |Совершенствование за-| | |введении системы регист-|зации; |внесенные в | первое |логового механизма | | |рации прав на движимое |Национальный банк |Ассоциацию |полугодие|обеспечения кредитных| | |имущество (транспортные |РБ |российских | |операций | | |средства) | |банков | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ | 4.2. Развитие ипотечного кредитования | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.2.1. |Создание Республиканско-|Министерство |Проект указа | 2006 |Внедрение опыта реа- | | |го агентства ипотечного |строительства, |Президента РБ| |лизации схем ипотеч- | | |кредитования |архитектуры и | | |ного кредитования в | | | |транспорта РБ; | | |районах и городах | | | |Министерство фи- | | |республики; | | | |нансов РБ; | | |увеличение объемов | | | |Министерство иму- | | |долгосрочных ресурсов| | | |щественных отноше-| | |для развития схем | | | |ний РБ | | |ипотечного кредитова-| | | | | | |ния | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.2.2. |Осуществление проектов |Кредитные органи- |Проекты дого-|2006-2007|Создание условий для | | |по привлечению средств |зации; |воров | |решения проблемы | | |организаций на реализа- |организации | | |обеспечения граждан | | |цию корпоративных ипо- | | | |жильем | | |течных проектов, предус-| | | | | | |матривающих использова- | | | | | | |ние средств организаций | | | | | | |для строительства жилья | | | | | | |и решения жилищных | | | | | | |проблем их сотрудников | | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.2.3. |Реализация федеральной |Уфимское городское|Программы |2006-2007|Расширение масштабов | | |программы ипотечного |агентство ипотеч- |кредитных ор-| |ипотечного кредитова-| | |кредитования и программ |ного кредитования;|ганизаций | |ния | | |ипотечного кредитования,|кредитные органи- | | | | | |разработанных кредитны- |зации | | | | | |ми организациями | | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.2.4. |Разработка механизма |Комиссия РБ по |Проект поста-| 2006 |Создание условий для | | |эмиссии облигаций Рес- |рынку ценных бу- |новления Пра-| |развития ипотечного | | |публиканского агентства |маг; |вительства РБ| |кредитования, сниже- | | |ипотечного кредитования |Министерство | | |ния кредитных рисков;| | |и предоставления госу- |строительства, | | |вовлечение в хозяйст-| | |дарственных гарантий по |архитектуры и | | |венный оборот разно- | | |ним |транспорта РБ; | | |образных видов иму- | | | |Ассоциация кредит-| | |щества | | | |ных организаций | | | | | | |РБ; | | | | | | |Национальный банк | | | | | | |РБ | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.2.5. |Внедрение механизма суб-|Министерство |Проект поста-| 2006 |Развитие жилищного | | |сидирования части про- |строительства, |новления Пра-| |кредитования населе- | | |центной ставки при ипо- |архитектуры и |вительства РБ| |ния, в том числе в | | |течном жилищном кредито-|транспорта РБ; | | |районах и городах | | |вании населения |Министерство фи- | | |республики | | | |нансов РБ; | | | | | | |администрации | | | | | | |муниципальных | | | | | | |районов и город- | | | | | | |ских округов; | | | | | | |кредитные орга- | | | | | | |низации | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ | 4.3. Развитие кредитования субъектов малого предпринимательства | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.3.1. |Применение механизма |Министерство эко- |Проект рес- |2006-2007|Повышение привлека- | | |возмещения кредитным ор-|номического разви-|публиканской | |тельности заемных | | |ганизациям части про- |тия и промышлен- |программы | |средств и расширение | | |центных ставок по кре- |ности РБ; |поддержки ма-| |доступа к ним для | | |дитным договорам с |Фонд развития и |лого предпри-| |субъектов малого | | |субъектами малого пред- |поддержки малого |нимательства | |предпринимательства; | | |принимательства |предприниматель- | | |создание механизмов | | | |ства РБ; | | |развития и финансово-| | | |Министерство фи- | | |кредитной поддержки | | | |нансов РБ; | | |субъектов малого | | | |администрации | | |бизнеса | | | |муниципальных | | | | | | |районов и город- | | | | | | |ских округов; | | | | | | |кредитные орга- | | | | | | |низации | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.3.2. |Реализация кредитными |Кредитные орга- |Программы |2006-2007|Увеличение объемов | | |организациями программ |низации; |кредитных ор-| |кредитования субъек- | | |кредитования субъектов |Ассоциация кредит-|ганизаций | |тов малого предприни-| | |малого предприниматель- |ных организаций | | |мательства | | |ства |РБ | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ | 4.4. Развитие кредитования агропромышленного комплекса | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.4.1. |Разработка комплекса мер|Национальный банк |Проект поста-| 2006, |Создание благоприят- | | |по привлечению в аграр- |РБ; |новления Пра-| второе |ных условий для кре- | | |ный сектор экономики |кредитные орга- |вительства РБ|полугодие|дитования агропромыш-| | |долгосрочных кредитных |низации | | |ленного комплекса | | |ресурсов, в том числе | | | |республики | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.4.1.1.|Реализация кредитными |Кредитные орга- |Программы |2006-2007|Расширение доступа | | |организациями собствен- |низации; |кредитных ор-| |физических лиц, про- | | |ных программ потреби- |Ассоциация кредит-|ганизаций по | |живающих в сельской | | |тельского кредитования |ных организаций |кредитованию | |местности, к заемным | | |физических лиц, прожи- |РБ |физических | |ресурсам; | | |вающих в сельской мест- | |лиц | |увеличение производ- | | |ности, предусматривающих| | | |ства мясомолочной | | |упрощенные схемы креди- | | | |продукции; | | |тования | | | |создание предпосылок | | | | | | |для широкого развития| | | | | | |малых перерабатываю- | | | | | | |щих производств на | | | | | | |селе | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.4.1.2.|Создание механизма ис- |Министерство сель-|Проект поста-| 2006, |Создание условий для | | |пользования залога (ипо-|ского хозяйства |новления Пра-| второе |вовлечения земли в | | |теки) земли при креди- |РБ; |вительства РБ|полугодие|хозяйственный и де- | | |товании сельскохозяйст- |Министерство иму- | | |нежный обороты; | | |венных предприятий и фи-|щественных отноше-| | |решение проблемы ипо-| | |зических лиц |ний РБ; | | |теки земель сельско- | | | |Государственный | | |хозяйственного назна-| | | |комитет РБ по зе- | | |чения и земельных | | | |мельным ресурсам и| | |участков крестьян | | | |землеустройству; | | | | | | |Ассоциация кредит-| | | | | | |ных организаций | | | | | | |РБ; | | | | | | |кредитные орга- | | | | | | |низации; | | | | | | |Национальный банк | | | | | | |РБ | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.4.1.3.|Создание механизма фор- |Министерство сель-|Проект поста-| 2006 |Расширение доступа | | |мирования в республике |ского хозяйства |новления Пра-| |сельхозтоваропроизво-| | |рынка складских свиде- |РБ; |вительства РБ| |дителей к заемным | | |тельств на зерновую про-|Ассоциация кредит-| | |средствам за счет | | |дукцию |ных организаций | | |применения складских | | | |РБ; | | |свидетельств в ка- | | | |кредитные орга- | | |честве залогового | | | |низации; | | |обеспечения; | | | |Национальный банк | | |снижение кредитных | | | |РБ | | |рисков при кредитова-| | | | | | |нии сельхозтоваро- | | | | | | |производителей | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.4.1.4.|Повышение эффективности |Министерство сель-|Протоколы за-|2006-2007|Снижение количества | | |реализации мероприятий |ского хозяйства |седаний Меж- | |нерентабельных пред- | | |программ реформирования |РБ; |ведомственной| |приятий в агропромыш-| | |агропромышленного |Министерство эко- |комиссии по | |ленном комплексе; | | |комплекса Республики |номического разви-|вопросам фи- | |повышение инвестици- | | |Башкортостан, направлен-|тия и промышлен- |нансового оз-| |онной привлекатель- | | |ных на финансовое оздо- |ности РБ; |доровления | |ности агропромышлен- | | |ровление сельскохозяйст-|Межведомственная |сельскохозяй-| |ного комплекса; | | |венных и перерабатываю- |республиканская |ственных то- | |снижение кредитных | | |щих предприятий |комиссия по вопро-|варопроизво- | |рисков при кредито- | | | |сам финансового |дителей | |вании сельхозтоваро- | | | |оздоровления сель-| | |производителей | | | |скохозяйственных | | | | | | |товаропроизводите-| | | | | | |лей | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.4.1.5.|Утверждение Порядка воз-|Министерство сель-|Проект поста-|2006-2007|Повышение привлека- | | |мещения из бюджета Рес- |ского хозяйства |новления Пра-| |тельности заемных | | |публики Башкортостан |РБ; |вительства РБ| |средств и расширение | | |части затрат на уплату |администрации му- | | |доступа к ним для | | |процентов по краткосроч-|ниципальных райо- | | |субъектов агропромыш-| | |ным и инвестиционным |нов и городских | | |ленного комплекса | | |кредитам, полученным в |округов; | | | | | |кредитных организациях |Фонд развития и | | | | | |сельскохозяйственными |поддержки малого | | | | | |товаропроизводителями и |предприниматель- | | | | | |фермерскими хозяйствами |ства | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |4.4.1.6.|Заключение соглашений |Министерство сель-|Проект согла-| 2006, |Улучшение финансового| | |между ОАО "Россельхоз- |ского хозяйства |шения | первое |состояния сельхозто- | | |банк" и банками-агентами|РБ; | |полугодие|варопроизводителей | | |для выполнения расчетных|банки-агенты | | | | | |функций и контроля за | | | | | | |своевременным исполне- | | | | | | |нием должником обяза- | | | | | | |тельств по соглашению о | | | | | | |реструктуризации долгов | | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ | 5. Повышение устойчивости банковского сектора | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |5.1. |Обеспечение соответствия|Кредитные органи- |Заключения о |2006-2007|Повышение доверия на-| | |банков, участвующих в |зации; |соответствии | |селения к банковскому| | |системе страхования |Национальный банк |кредитных ор-| |сектору | | |вкладов, требованиям, |РБ |ганизаций | | | | |предъявляемым к участию | |требованиям, | | | | |в ней | |действующим в| | | | | | |системе стра-| | | | | | |хования вкла-| | | | | | |дов | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |5.2. |Совершенствование оценки|Национальный банк |Проекты стан-| 2006 |Повышение конкуренто-| | |качества управления кре-|РБ |дартов качес-| |способности банков- | | |дитной организацией | |тва банков- | |ского сектора | | | | |ской деятель-| | | | | | |ности | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |5.3. |Сертификация кредитных |Кредитные органи- |Сертификаты о| 2007 |Повышение конкуренто-| | |организаций, участвующих|зации |соответствии | |способности банков- | | |в реализации социально- | |деятельности | |ского сектора; | | |экономических программ, | |кредитных ор-| |обеспечение надлежа- | | |на предмет соответствия | |ганизаций | |щего уровня прозрач- | | |их деятельности междуна-| |международным| |ности деятельности | | |родным стандартам качес-| |стандартам | |кредитных организаций| | |тва | |качества | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+ | |5.4. |Обеспечение соответствия|Национальный банк |Заключения о |2006-2007| | | |квалификации и деловой |РБ; |соответствии | | | | |репутации руководителей |кредитные органи- |руководителей| | | | |кредитных организаций |зации |кредитных ор-| | | | |предъявляемым требова- | |ганизаций | | | | |ниям | |предъявляемым| | | | | | |требованиям | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |5.5. |Внедрение системы управ-|Кредитные органи- |Положения |2006-2007|Снижение рисков в | | |ления рисками кредитных |зации |кредитных ор-| |деятельности кредит- | | |организаций, адекватной | |ганизаций по | |ных организаций | | |масштабам, характеру их | |управлению | | | | |операций и деятельности,| |рисками | | | | |включая стресс-тестиро- | | | | | | |вание | | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |5.6. |Повышение эффективности |Ассоциация кредит-|Листы присое-|2006-2007|Повышение ликвидности| | |функционирования межре- |ных организаций |динения к | |кредитных организаций| | |гиональной модели орга- |РБ; |соглашениям | | | | |низации межбанковского |Национальный банк | | | | | |кредитного рынка |РБ; | | | | | | |кредитные органи- | | | | | | |зации | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |5.7. |Совершенствование инсти-|Национальный банк |Функциональ- |2006-2007|Обеспечение эффектив-| | |тута кураторов кредитных|РБ |но-технологи-| |ного банковского | | |организаций | |ческая доку- | |надзора; | | | | |ментация | |укрепление доверия к | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+банковскому сектору | |5.8. |Совершенствование консо-|Национальный банк |Предложения, | 2006, |со стороны инвесто- | | |лидированного надзора в |РБ |внесенные в | первое |ров, вкладчиков | | |части организации | |Центральный |полугодие| | | |контроля за деятель- | |банк Россий- | | | | |ностью филиала инорегио-| |ской Федера- | | | | |нального банка | |ции | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |5.9. |Использование междуна- |Кредитные органи- |Отчетность с | 2006, |Обеспечение заинтере-| | |родных стандартов финан-|зации; |использова- | второе |сованных пользовате- | | |совой отчетности в дея- |Национальный банк |нием междуна-|полугодие|лей информацией, | | |тельности кредитных ор- |РБ |родных стан- | |необходимой в процес-| | |ганизаций | |дартов | |се принятия экономи- | | | | | | |ческих решений | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ | 6. Формирование благоприятной конкурентной среды | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |6.1. |Расширение состава |Ассоциация кредит-|Учредительный|2006-2007|Выражение консолиди- | | |участников Ассоциации |ных организаций |договор и ус-| |рованной позиции бан-| | |кредитных организаций РБ|РБ; |тав Ассоциа- | |ковского сообщества | | | |кредитные органи- |ции кредитных| |по важным вопросам | | | |зации |организаций | |деятельности банков; | | | | |РБ | |самостоятельное уре- | | | | | | |гулирование взаимоот-| | | | | | |ношений между кредит-| | | | | | |ными организациями | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |6.2. |Контроль за недопущением|Управление Феде- |Решения Ко- |2006-2007|Защита интересов | | |фактов злоупотребления |ральной антимоно- |миссии Управ-| |потребителей банков- | | |кредитными организациями|польной службы по |ления Феде- | |ских услуг, кредитных| | |доминирующим положением |РБ; |ральной анти-| |организаций | | |на рынке банковских ус- |Национальный банк |монопольной | | | | |луг, а также недобросо- |РБ |службы по | | | | |вестной рекламы | |Республике | | | | | | |Башкортостан | | | | | | |по рассмотре-| | | | | | |нию дел о на-| | | | | | |рушениях кре-| | | | | | |дитными орга-| | | | | | |низациями ан-| | | | | | |тимонопольно-| | | | | | |го законода- | | | | | | |тельства | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |6.3. |Увеличение числа кредит-|Ассоциация кредит-|Информация, | 2006 |Формирование привле- | | |ных организаций (филиа- |ных организаций |размещаемая | |кательных условий | | |лов), размещающих инфор-|РБ; |на сайте ОАО | |банковского обслужи- | | |мацию о тарифах на ос- |Национальный банк |"Информацион-| |вания | | |новные услуги на сайте |РБ |ное агентство| | | | |ОАО "Информационное | |"Башинформ"" | | | | |агентство "Башинформ"" | | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |6.4. |Утверждение стандарта |Кредитные органи- |Решение Ассо-| 2006 |Повышение степени | | |качества управления |зации; |циации рос- | |удовлетворенности | | |взаимоотношениями с |Национальный банк |сийских бан- | |потребителей банков- | | |потребителями банковских|РБ |ков об ут- | |скими услугами | | |услуг и последующее | |верждении | | | | |соответствие ему | |стандарта | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ |6.5. |Содействие реализации |Управление Феде- |Акты проверок|2006-2007|Обеспечение гарантий | | |права потребителя бан- |ральной антимоно- |кредитных ор-| |прав потребителей при| | |ковских услуг на получе-|польной службы по |ганизаций | |использовании потре- | | |ние достоверной и полной|РБ; | | |бительского кредита; | | |информации об условиях |Ассоциация кредит-| | |формирование механиз-| | |предоставления, исполь- |ных организаций | | |мов защиты указанных | | |зования и возврата |РБ; | | |прав в случае их на- | | |потребительского кредита|Национальный банк | | |рушения | | | |РБ | | | | +--------+------------------------+------------------+-------------+---------+---------------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|