Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2009 № 370ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДО 2020 ГОДА В связи с корректировкой основных параметров и приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Правительство Республики Башкортостан постановляет: 1. Одобрить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года. 2. Представить Президенту Республики Башкортостан Стратегию социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года. 3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2006 года N 400 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года". 4. Контроль за ходом выполнения Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года возложить на заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в соответствии с распределением обязанностей. Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Р.Сарбаев Уфа, 30 сентября 2009 года N 370 Одобрена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 г. N 370 СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДО 2020 ГОДА Содержание Паспорт Стратегии Введение 1. Стратегический анализ уровня устойчивого развития Республики Башкортостан 1.1. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан 1.2. Конкурентные преимущества экономики Республики Башкортостан 1.3. Сценарные условия развития хозяйственного комплекса 2. Цели, задачи, приоритеты и основные этапы Стратегии 3. Основные тенденции и ориентиры развития видов экономической деятельности 3.1. Промышленное производство 3.1.1. Добыча полезных ископаемых 3.1.2. Обрабатывающие производства 3.1.3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3.2. Строительный комплекс 3.3. Транспорт и связь 3.4. Жилищно-коммунальное хозяйство 3.5. Агропромышленный комплекс 3.6. Потребительский рынок 3.7. Малое и среднее предпринимательство 3.8. Инновационная и научно-техническая сфера 3.9. Внешнеэкономическая деятельность и межрегиональное сотрудничество 3.10. Развитие территорий 3.11. Бюджетная сфера 3.12. Развитие банковского сектора 3.13. Природопользование и охрана окружающей среды 4. Основные направления развития социальной сферы Республики Башкортостан 4.1. Уровень жизни, денежные доходы, социальная поддержка населения 4.2. Образование 4.3. Здравоохранение 4.4. Демография 4.5. Культура и национальная политика 4.6. Молодежная политика, спорт и туризм 5. Механизм реализации Стратегии 5.1. Основные инвестиционные проекты Республики Башкортостан 5.2. Реализация приоритетных национальных проектов в Республике Башкортостан 5.3. Федеральные и республиканские целевые программы 6. Мониторинг выполнения Стратегии 7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии Заключение Паспорт Стратегии Наименование Стратегии Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года Основания для разработки Постановление Правительства Республики Стратегии Башкортостан от 20 марта 2006 года N 67 "Об итогах работы промышленности, строительства, транспорта, связи и социальной сферы Республики Башкортостан за 2005 год и задачах на 2006 год"; Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 19 декабря 2007 года Разработчик Стратегии Правительство Республики Башкортостан Цели и задачи Стратегии Цели: устойчивое функционирование и развитие хозяйственного комплекса Республики Башкортостан, обеспечивающего повышение качества жизни населения до уровня наиболее развитых стран; позиционирование Башкортостана как опорного региона России Задачи: эффективное использование природно-ресурсного потенциала; формирование инновационной модели экономики Башкортостана; ускоренное развитие приоритетных видов экономической деятельности республики; эффективное межрегиональное сотрудничество и кооперация; повышение качества жизни населения Сроки и этапы реализации 2006 - 2020 годы, в три этапа: Стратегии I этап - 2006 - 2010 годы: обеспечение высоких темпов социально- экономического развития; накопление инновационных ресурсов; II этап - 2011 - 2015 годы: реализация инновационной модели экономики Башкортостана; формирование межрегиональных кластеров в приоритетных видах экономической деятельности; III этап - 2016 - 2020 годы: эффективная реализация накопленного экономического потенциала республики; достижение Башкортостаном передовых позиций среди регионов России по основным параметрам социального развития Источники финансирования Федеральный бюджет; Стратегии бюджет Республики Башкортостан; бюджеты муниципальных образований; собственные средства предприятий; привлекаемые инвестиции Система контроля за Общее руководство за реализацией Стратегии реализацией Стратегии и контроль за ходом ее выполнения осуществляет Правительство Республики Башкортостан; финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан осуществляется государственными заказчиками и главными распорядителями бюджетных средств Ожидаемые результаты В 2020 году по сравнению с 2007 годом: реализации Стратегии рост валового регионального продукта в 2,3 раза; рост объема промышленного производства в 2,3 раза; рост объема валовой продукции сельского хозяйства в 1,9 раза; рост реальных располагаемых денежных доходов населения - в 3,2 раза; ввод в действие до 2020 года 25 - 30 млн. кв. м жилья; увеличение объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции - до 30%; сокращение уровня бедности - до 4,5%; средняя продолжительность жизни - до 75 лет. ВВЕДЕНИЕ В Республике Башкортостан в 2006 году была разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2006 года N 400 и Межведомственным советом при Министерстве регионального развития Российской Федерации. В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 19 декабря 2007 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено внести уточнения в принятые стратегии развития субъектов Российской Федерации в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. На основании предложений министерств и ведомств республики разработана новая редакция Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 (далее - Стратегия), в которой учтены основные параметры развития и приоритетные направления Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. Стратегия является неотъемлемой частью сложившейся целостной системы управления социально-экономическими процессами в республике, основанной на взаимодополняющих методах долгосрочного, среднесрочного прогнозирования и программирования. В Стратегии учтен опыт и результаты реализации Концепции социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года "Башкортостан - путь в XXI век: природа, народ, экономика, государство", федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года", среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан, программ социально-экономического развития городов и районов на 2001 - 2005 годы. В Стратегии представлена система приоритетов и целевых ориентиров развития, сформированных на основе предложений министерств, ведомств, государственных комитетов, администраций муниципальных районов и городских округов, предприятий и организаций, обеспечивающих устойчивое и поступательное развитие реального сектора экономики и социальной сферы и на этой основе повышение качества жизни населения до уровня наиболее развитых стран. Стратегия предполагает постоянный мониторинг хода ее реализации, поэтапную корректировку по мере достижения целевых ориентиров с учетом происходящих значительных изменений внешних и внутренних условий и факторов развития. Стратегия разработана в соответствии с основными положениями законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан, действующих концепций и программ Российской Федерации и Республики Башкортостан, в том числе: приоритетных национальных проектов Российской Федерации (эффективное сельское хозяйство; современное здравоохранение; качественное образование; доступное и комфортное жилье); Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года; Энергетической стратегии России на период до 2020 года; Концепции федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года"; Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года; Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"; Закона Республики Башкортостан "О республиканских целевых программах"; Закона Республики Башкортостан "О государственном прогнозировании социально-экономического развития Республики Башкортостан"; Программы социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2010 года; Концепции долгосрочной стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2015 года; комплексной программы Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2008 - 2012 годы"; Концепции инвестопроводящей системы в Республике Башкортостан на период до 2015 года; Республиканской целевой инновационной программы Республики Башкортостан на 2008 - 2010 годы; Стратегии развития банковского сектора Республики Башкортостан до 2010 года; Стратегии развития строительной отрасли Республики Башкортостан до 2010 года; Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования Республики Башкортостан до 2020 года; проекта развития транспортной инфраструктуры Республики Башкортостан до 2020 года. Реализация Стратегии предусматривает целенаправленную и скоординированную деятельность Правительства Республики Башкортостан, министерств, ведомств, государственных комитетов, администраций муниципальных районов и городских округов, предприятий и организаций республики по выполнению ее основных положений и решению поставленных в ней задач. 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 1.1. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан Общие сведения Территория Республики Башкортостан - 143,6 тыс. кв. км (0,8% территории Российской Федерации). Количество муниципальных образований - 1019. Столица Республики Башкортостан - город Уфа. Численность населения в городе Уфе составляет 1036,8 тыс. человек. К крупным городам относятся г. Стерлитамак (265,5 тыс. человек), г. Салават (157 тыс. человек), г. Нефтекамск (129,3 тыс. человек с подчиненными населенными пунктами) и г. Октябрьский (107,8 тыс. человек). Республика Башкортостан входит в состав Приволжского федерального округа. Башкортостан расположен на Южном Урале, на стыке Европы и Азии. Граничит на севере - с Пермским краем и Свердловской областью, на востоке - с Челябинской областью, на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской областью, на западе - с Республикой Татарстан, на северо-западе - с Удмуртской Республикой. Удобное транспортно-географическое положение, богатые природные ресурсы, высокоразвитые промышленность, сельское хозяйство и строительный комплекс, динамично развивающиеся финансово-кредитная и научно-техническая сферы, политическая и межнациональная стабильность обеспечивают Республике Башкортостан одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации. Население Население республики составляет 4,06 млн. человек (2,8% населения Российской Федерации), из которых 59,6% приходится на жителей городов и поселков городского типа. Плотность населения республики - 28,4 чел./кв. км, что превышает среднее значение по России (8,3 чел./кв. км) более чем в 3 раза. Трудоспособное население республики (женщины от 16 до 55 лет и мужчины от 16 до 60 лет) составляет около 2,55 млн. человек. Численность экономически активного населения - 2,019 млн. человек (49,7% от общей численности населения Башкортостана). Башкортостан - многонациональная республика, где проживают представители более ста наций и народностей. Наиболее многочисленные из них - русские, башкиры и татары. Государственными языками Республики Башкортостан являются русский и башкирский. Преобладающими религиями на территории республики являются христианство и ислам. В Башкортостане находится Центральное духовное управление мусульман России. Природные ресурсы Республика Башкортостан - один из наиболее богатых полезными ископаемыми регионов России. Число месторождений минеральных ресурсов превышает три тысячи. Недра республики располагают достаточными запасами минерального сырья для обеспечения потребностей топливно-энергетического комплекса, нефтехимических и химических производств, агропромышленного комплекса, черной и цветной металлургии, стекольного и керамического производств. Земельный фонд республики составляет 14,3 млн. га. Наибольший удельный вес в структуре земель республики приходится на сельскохозяйственные угодья. Основные сельскохозяйственные районы республики расположены в умеренно теплой агроклиматической зоне: черноземы Башкортостана являются одними из лучших в России. Площадь сельскохозяйственных угодий - более 7 млн. га. Башкортостан обладает и значительными запасами лесных ресурсов. Общая площадь земель лесного фонда Башкортостана оценивается в 6,2 млн. га. Общие запасы древесины в лесах республики оцениваются в 759,3 млн. куб. м. Преобладают береза, хвойные породы, дуб, клен, сосредоточены самые обширные в стране площади липы - "царицы" медоносной растительности. В лесах республики выделены государственные природные заказники, памятники природы, заповедники. Природные парки расположены на площади более 1 млн. га. Республика Башкортостан обладает значительным запасом водных ресурсов. Около 13000 рек общей протяженностью свыше 57 тыс. км и более 2700 озер, прудов и водохранилищ общей площадью 427 кв. км украшают природу Башкортостана. Реки являются составной частью единой водной транспортной системы европейской части России, обеспечивающей доступ к портам Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов. На территории республики функционируют более 120 водохранилищ, наиболее крупными из них являются Павловское, Нугушское, Кармановское и Юмагузинское. Чистый воздух горных и степных районов, источники различных по составу и свойствам целебных минеральных вод, лечебные грязи ставят Башкортостан в ряд крупных здравниц России. Санатории "Янган-Тау", "Зеленая роща", "Красноусольск", "Юматово" (с единственной в стране кумысолечебницей), "Якты-Куль", "Ассы", дом отдыха "Сосновый бор" - крупнейшие курорты Республики Башкортостан, которые по своим уникальным природным факторам не имеют аналогов. Широкая сеть туристических баз обеспечивает разнообразные виды отдыха: конно-верховой, горнолыжный, пеший туризм, сплав по рекам на плотах, катамаранах, байдарках. Экономика Среди субъектов Российской Федерации экономика Республики Башкортостан выделяется разнообразной структурой, включающей развитые промышленный и строительный комплексы, сельское хозяйство, современные финансово-кредитные и научно-технические институты. Республика входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по основным макроэкономическим показателям, занимая 3-е место по объему производства продукции сельского хозяйства, 6-е место - по вводу в действие жилых домов, 7-е место - по объемам платных услуг населению и работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", 8-е место - по объему инвестиций в основной капитал. Республика Башкортостан обладает устойчивой и управляемой финансовой системой, основу которой составляют высокий уровень собираемости налогов, эффективное управление государственными финансами. В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающий по переработке нефтяного сырья, производству автомобильных бензинов и дизельного топлива 1-е место среди регионов России. Нефтеперерабатывающий комплекс республики является самым крупным в Европе. Основной объем выпускаемых нефтепродуктов конкурентоспособен не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Глубина переработки исходного сырья достигает уровня 80% при среднероссийском значении около 72%. В Республике Башкортостан производится более половины общероссийского объема кальцинированной соды, около половины бутиловых и изобутиловых спиртов, пятая часть каустической соды и средств химической защиты растений. На протяжении многих лет республика является одной из основных рудных баз в сфере добычи медно-колчеданных руд России. Разведанные месторождения "Юбилейное" и "Подольское" относятся к числу крупнейших на Урале. Республика Башкортостан проводит активную политику установления и развития экономических, научно-технических и культурных связей с регионами Российской Федерации. Межрегиональное сотрудничество является важным фактором экономического развития республики. Башкортостан поддерживает торгово-экономические отношения с 81 субъектом Российской Федерации, из них с 51 субъектом - на договорной основе. 2007 год ознаменован событием огромной важности - празднованием добровольного вхождения Башкирии в состав России. Юбилейный год стал дополнительным импульсом для социально-экономических преобразований, проводимых в республике, заложил прочную основу будущего устойчивого экономического роста. В 2007 году Республика Башкортостан достигла высоких темпов роста как в экономической, так и социальной сферах (таблица 1). Валовой региональный продукт республики увеличился в 2007 году в рыночных ценах относительно 2006 года на 8,2% при среднегодовом темпе роста за 1999 - 2006 годы около 6,5%. Оборот организаций по всем видам экономической деятельности в республике в 2007 году увеличился на 26,5% и достиг 1 трлн. 357 млрд. рублей. Индекс промышленного производства по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды составил 107,0%, превысив среднероссийское значение на 0,7 процентного пункта. Наибольший вклад в обеспечение роста промышленного производства республики внесли предприятия обрабатывающих видов экономической деятельности. При индексе производства 108,9% их доля в общем объеме отгруженной промышленной продукции составила 75,5%. Наиболее динамично развивалось производство транспортных средств и оборудования, машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство. В 2007 году сохранилась тенденция опережающего роста секторов промышленности, производящих конечную продукцию по сравнению с производством сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов. Доля производства товаров конечного потребления в структуре промышленности увеличилась в действующих ценах с 17,4% в 2005 году до 19,5% в 2007 году. В 2007 году объем отгруженной инновационной продукции по отношению к 2006 году увеличился в 1,5 раза и составил 17,1 млрд. рублей. Основная часть инновационно-активных предприятий представлена в машиностроительном комплексе, химическом производстве и нефтепереработке. Объем продукции сельского хозяйства в 2007 году составил 83,7 млрд. рублей и увеличился по отношению к предыдущему году на 3,1%, в том числе растениеводства - на 2,2%, животноводства - на 3,9%. Транспортная система республики развивалась в соответствии с возрастающими потребностями экономики. Грузооборот по всем видам транспорта составил 209,8 млрд. тонно-км и вырос на 2,7%, пассажирооборот - 8,7 млрд. пасс.-км, увеличившись на 0,8%. Улучшалась транспортная инфраструктура. Введено 110,7 км автомобильных дорог с твердым покрытием и 17 мостов протяженностью 1,3 тыс. пог. м. Продолжали интенсивно развиваться современные информационные технологии и связь. Объем доходов, полученных всеми предприятиями связи, действующими на территории республики, составил свыше 17,5 млрд. рублей и вырос в фактически действовавших ценах на 27,7%. В 2007 году в Республике Башкортостан насчитывалось 23,3 тыс. малых предприятий, что на 13,8% больше, чем в прошлом году. В этом секторе занято более 20% трудовых ресурсов республики. Темпы прироста объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг на малых предприятиях в 2007 году почти в 2 раза превысили аналогичный показатель крупных и средних предприятий республики. Ими отгружено товаров, по оценке, на сумму 105 млрд. рублей. В 2007 году на территории республики собрано платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды 227,9 млрд. рублей, что на 8,8% больше, чем в 2006 году. Из них в федеральный бюджет перечислено 66,0%, в консолидированный бюджет Республики Башкортостан - 34,0%. Консолидированный бюджет Республики Башкортостан на 1 января 2008 года исполнен по доходам в сумме 92,6 млрд. рублей, по расходам - 91,9 млрд. рублей. В 2007 году в экономику республики вложено 148 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Прирост составил 20,1% - это самое высокое значение за последние семь лет. Основной фактор роста - реализация масштабных инвестиционных проектов в рамках подготовки празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. В течение года в республике активно велись работы по реализации ряда крупных инвестиционных проектов. В рамках расширяющегося международного и межрегионального сотрудничества реализуются крупные инвестиционные проекты по выпуску автобусов, троллейбусов, газотурбинных приводов, разработке месторождений полезных ископаемых, и ряд других. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", превысил 79 млрд. рублей с ростом более чем в 1,2 раза. Продолжено наращивание объемов жилищного строительства. Реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" позволила в 2007 году ввести в действие жилых домов общей площадью 1856,8 тыс. кв. м, что на 8,9% больше, чем в предыдущем году. Активизации социально-экономических процессов в республике способствовала реализация мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года". За период ее реализации с 2003 по 2007 год из федерального бюджета поступило 34,1 млрд. рублей, из бюджета Республики Башкортостан - 34,6 млрд. рублей, привлечено внебюджетных средств около 109 млрд. рублей. Реальные располагаемые денежные доходы населения за 2007 год увеличились по сравнению с предыдущим годом на 13,6%, в то время как в целом по России только на 10,4%. Реальная заработная плата за 2007 год выросла на 16,8%. Значительное увеличение доходов населения обусловило рост на потребительском рынке. Оборот розничной торговли вырос по отношению к предыдущему году на 26,7% и составил в 2007 году 323,4 млрд. рублей. Платных услуг населению оказано на 94,4 млрд. рублей, что на 14,5% больше уровня 2006 года. Благодаря созданию достойных условий для жизни населения улучшилась демографическая ситуация. В 2007 году рождаемость повысилась на 13,2% при снижении смертности на 0,7%. Естественная убыль населения сократилась в 2,6 раза. Показатель естественной убыли населения на 1 тыс. человек стал самым низким значением за последние девять лет. С учетом положительного сальдо миграции, составившего 5433 человека, республика впервые за последние годы вышла на положительную динамику численности населения. По предварительной оценке, прирост населения с учетом миграции составил почти 1,5 тыс. человек. Таблица 1 ДИНАМИКА показателей социально-экономического развития Республики Башкортостан (% к предыдущему году) Наименование показателя Годы 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 РБ РБ РФ Индекс потребительских цен 139,2 121,6 117,4 114,7 111,1 114,3 110,9 108,9 112,6 111,9 Индекс промышленного производства 107,9 108,0 106,5 100,4 104,6 103,6 106,2 108,0 107,0 106,3 Продукция сельского хозяйства 105,4 98,3 114,7 109,1 105,1 101,5 99,3 108,6 103,1 103,3 Инвестиции в основной капитал 105,1 137,9 117,9 90,5 102,3 106,0 110,6 113,5 120,1 121,1 Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" 104,6 114,2 107,7 84,7 109,5 110,4 125,5 105,0 120,7 118,2 Ввод в действие жилых домов 98,2 85,4 111,6 100,4 104,3 102,8 106,6 106,0 108,9 119,4 Оборот розничной торговли 94,2 104,7 113,9 113,0 115,9 117,8 121,3 124,8 126,7 115,2 Платные услуги населению 94,1 104,0 104,9 107,5 108,3 110,1 110,4 111,0 114,5 107,1 Реальные располагаемые денежные доходы населения 97,3 112,5 113,9 113,8 116,7 109,0 117,7 118,0 113,6 110,4 Экспорт 120,1 156,7 86,6 103,7 118,3 129,4 171,8 126,1 88,0 117,0 Импорт 92,9 133,2 105,4 104,0 93,7 98,1 150,7 98,7 177,0 144,9 1.2. Конкурентные преимущества экономики Республики Башкортостан Стратегия базируется на накопленном за последнее десятилетие потенциале и имеющихся конкурентных преимуществах, главными из которых являются: уникальное географическое положение республики на границе Европы и Азии и пересечении важнейших водных, железнодорожных, трубопроводных и автомобильных магистралей, связывающих европейскую часть страны с Уралом, Сибирью и среднеазиатскими государствами; наличие крупных производств и технологий в топливном, химическом и нефтехимическом видах экономической деятельности, машиностроении, имеющих экспортную составляющую и существенную долю внутреннего рынка; значительные запасы полезных ископаемых и сырьевых ресурсов; сохраненный потенциал и высокая производственная активность крупнотоварного сектора агропромышленного комплекса, умеренно благоприятные природно-климатические условия; устойчивая финансовая система, низкий уровень накопленного долга; благоприятный инвестиционный климат; наличие развитого многопрофильного научно-образовательного комплекса, высокий образовательный и профессиональный уровень трудовых ресурсов Башкортостана; сложившаяся система эффективного сотрудничества с регионами России и странами СНГ; активная социальная политика, приоритетное развитие социальной инфраструктуры республики; наличие природных ресурсов для рекреационного использования и развития специализированных видов туризма. 1.3. Сценарные условия развития хозяйственного комплекса Долгосрочные прогнозные показатели Стратегии разработаны в двух вариантах с учетом внешних и внутренних факторов экономического развития: первый предполагает умеренно-консервативный вариант развития экономики; второй - инновационно-активный и предполагает усиление инновационного компонента экономического роста на основе реализации инновационной модели развития, системы национальных проектов. Данный вариант развития можно рассматривать как сценарий активной диверсификации экономики и структурных сдвигов в пользу обрабатывающих видов экономической деятельности и сектора услуг. Внешние условия экономического развития. Расчеты основывались на гипотезе единых цен на нефть и равенстве прочих исходных внешних условий как для первого, так и для второго вариантов. В долгосрочном периоде предполагаются достаточно благоприятные внешние условия для развития экономики после преодоления последствий кризиса. Прирост мировой экономики составит около 4% в год. Мировые цены на нефть марки "Urals" будут варьировать на уровне 40 - 50 долларов США за баррель. Внутренние условия экономического развития. Внутренние условия предполагают, что экономическое развитие будет происходить в условиях относительной финансовой стабильности. Различия по вариантам определяются прежде всего изменением динамики конкурентоспособности бизнеса, а также масштабами и интенсивностью реализации инвестиционных проектов, направленных на ускорение экономического роста. Важными факторами экономического роста являются увеличение вклада банковского сектора в обеспечение экономического роста и активные действия по дальнейшему улучшению инвестиционного климата, более активному притоку инвестиций, в том числе и иностранного капитала. 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТРАТЕГИИ Главными целями Стратегии являются устойчивое функционирование и развитие хозяйственного комплекса республики, обеспечивающего повышение качества жизни населения республики до уровня наиболее развитых стран, позиционирование Башкортостана как опорного региона России. Основные задачи Стратегии: эффективное использование природно-ресурсного потенциала; формирование инновационной модели экономики Башкортостана; ускоренное развитие приоритетных видов экономической деятельности республики; эффективное межрегиональное сотрудничество и кооперация; повышение качества жизни населения. Стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2020 года: 1) модернизация экономики, направленная на повышение эффективности, конкурентоспособности, инновационной восприимчивости, обеспечивающая диверсификацию структуры экономики и значительный рост экспортного потенциала. Новая модель обеспечит высокие темпы развития, эффективную интеграцию в мировое экономическое сообщество, укрепление благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; 2) позиционирование Республики Башкортостан как одного из опорных регионов российской экономики, который обеспечивает развитие межрегиональных кооперационных связей на основе сочетания общероссийских и региональных интересов; 3) закрепление и расширение конкурентных преимуществ Республики Башкортостан в приоритетных видах экономической деятельности, которыми являются: химия и нефтехимия; агропромышленный комплекс; машиностроение и металлообработка; цветная металлургия; транспорт; строительство. Параметры развития названных видов экономической деятельности будут конкретизированы в среднесрочных программах с учетом возможностей использования прямых и косвенных мер государственного стимулирования и реализации крупных инвестиционных проектов; 4) переход к новой модели пространственного развития экономики, рост инновационной составляющей экономики республики, увеличение объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, стимулирование развития новых технологий, новых видов продукции и услуг. Реализация имеющегося в республике научного и технического потенциала позволит обеспечить переход к инновационно-ориентированной экономике; 5) развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни населения до уровня, сопоставимого с мировыми стандартами, что, с одной стороны, предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни граждан и качества социальной среды, с другой, - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. Реализация Стратегии включает в себя три этапа: I этап - 2006 - 2010 годы: обеспечение высоких темпов социально-экономического развития, накопление инновационных ресурсов; II этап - 2011 - 2015 годы: реализация инновационной модели экономики Башкортостана, формирование межрегиональных кластеров в приоритетных видах экономической деятельности; III этап - 2016 - 2020 годы: эффективная реализация накопленного экономического потенциала республики и достижение Башкортостаном передовых позиций среди регионов России по основным параметрам социального развития. 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Промышленное производство Главным целевым ориентиром, определяющим эффективное развитие экономики республики в среднесрочной и долгосрочной перспективе, является формирование оптимальной структуры высокотехнологичного промышленного производства, способного обеспечить на основе имеющегося потенциала выпуск конкурентоспособной продукции, стабильные поступления в бюджеты всех уровней, повышение качества и уровня жизни населения. В настоящее время в структуре промышленного производства наибольший удельный вес занимают обрабатывающие производства, на долю которых приходится около 80% объема отгруженной продукции республики. Их доминирующее положение определено структурной политикой в экономике республики, которая предусматривает решение проблемы диверсификации - преодоление сырьевой направленности и ориентация промышленности на ускоренное развитие производств, обеспечивающих выпуск конечной конкурентоспособной промышленной продукции с высокой долей добавленной стоимости на базе производственного, научно-технического, природного сырьевого и кадрового потенциала. Важнейшими стратегическими направлениями, способствующими долговременному устойчивому промышленному росту, являются повышение конкурентоспособности предприятий, развитие инновационной и научно-технической деятельности, внешнеэкономическая деятельность, энергосбережение, повышение экологической безопасности производств, кадровое обеспечение. Базой в выборе направлений развития промышленности могут служить имеющиеся в республике предприятия по производству машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, нефтепродуктов и химического производства. В дальнейшем эти виды экономической деятельности сохранят свою перспективность и приоритетность при их существенной реструктуризации, увеличении стадий переработки, выпуске новых видов материалов и изделий. С определенной степенью вероятности можно прогнозировать и устойчивые перспективы развития электроэнергетического комплекса в связи с тем, что в данном секторе начнут работать полноценные оптовый и розничный рынки. 3.1.1. Добыча полезных ископаемых Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых останется важнейшим звеном в экономике республики. Основной проблемой, сдерживающей развитие данного вида экономической деятельности, является дальнейшее сокращение базы углеводородного сырья. Основная доля нефтяных месторождений уже сегодня характеризуется высокой степенью выработанности и находится на поздней стадии разработки. По состоянию ресурсной базы республика относится к регионам с падающей динамикой добычи нефти. Прирост запасов нефти будет обеспечиваться в незначительной степени за счет открытия новых месторождений и в основном за счет доразведки ранее открытых нефтяных залежей, дополнительного бурения на действующих месторождениях, перевода запасов, предварительно оцененных в разведанные. Главными целями нефтедобывающих предприятий республики являются стабилизация добычи нефти, а в дальнейшем сдерживание темпов ее падения за счет отмеченных мероприятий и наработанных инновационных технологий по повышению нефтеотдачи пластов. Имеют место такие проблемы, как высокая зависимость от состояния конъюнктуры мирового рынка нефти, наличие излишних производственных мощностей, низкий уровень промышленной и экологической безопасности объектов. Дальнейшее развитие добычи топливно-энергетических полезных ископаемых во многом будет определяться уровнем цен на нефть, уровнем освоения новых технологий и научно-технических достижений в разведке и разработке нефтяных месторождений. Низкие цены в перспективе могут спровоцировать рост удельного веса неработающего фонда скважин ввиду их нерентабельности. Развитие законодательной базы в области недропользования должно быть направлено на создание условий по вовлечению в разработку трудноизвлекаемых и нерентабельных при действующей системе налогообложения запасов нефти. Приоритетным направлением развития данного вида экономической деятельности должно стать технико-технологическое перевооружение. Необходимо более интенсивно внедрять высокие технологии в поиск, разведку и добычу нефти. Технический прогресс в данных областях и широкое внедрение новых методов добычи, буровых комплексов, нового поколения насосного и прочего оборудования будут способствовать сокращению неработающего фонда скважин и более эффективному использованию эксплуатационного фонда скважин. Первостепенное значение будут иметь и мероприятия по снижению издержек добычи нефти, ресурсо-, энергосберегающие технологии и технические средства. В добыче полезных ископаемых, кроме топливноэнергетических, основной целью станет обеспечение функционирования рентабельных, отвечающих всем современным техническим и экологическим требованиям горнодобывающего и обрабатывающего комплексов и сбалансированного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Приоритетными направлениями развития данного вида экономической деятельности являются: модернизация производства и совершенствование технологических процессов; освоение новых видов продукции; повышение квалификации кадров; обеспечение соответствия менеджмента качества международным стандартам ИСО 9001:2000. Основными инвестиционными ресурсами реализации указанных задач являются собственные и привлеченные средства в размере до 200 млн. рублей в год. Восполнение минерально-сырьевой базы предусматривает освоение новых крупных месторождений медно-цинково-колчеданных и бурожелезняковых золотосодержащих руд (Юбилейное, Подольское, Камаганское), строительство нового Подольского перерабатывающего комбината и создание на этой базе горнорудного перерабатывающего комплекса Зауралья с использованием собственных и привлеченных средств до 500 млн. долларов США. 3.1.2. Обрабатывающие производства В текстильном и швейном производстве, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви стратегической целью развития на ближайшие два десятилетия является достижение преобладающей доли отечественной продукции на внутреннем рынке путем повышения конкурентоспособности выпускаемых материалов и изделий в условиях добросовестной конкуренции на рынках данного вида продукции. Приоритетные направления развития текстильного и швейного производства в республике включают в себя технологическую модернизацию существующих предприятий и создание новых производств во всех направлениях развития легкой промышленности, обеспечение глубокой переработки отечественного сырья как натурального, так и химического. Основными ресурсами для реализации названных задач являются привлеченные средства: инвестиции и кредиты. В обработке древесины и производстве изделий из дерева целевыми ориентирами остаются удовлетворение все возрастающей потребности рынка в высококачественной и высококонкурентной продукции, рациональное и более полное использование лесного потенциала республики за счет роста объемов производства изделий из дерева, вовлечение в производство лиственной древесины. К основным причинам, сдерживающим развитие производства, относятся: низкий технический и технологический уровень производства; износ основных промышленно-производственных фондов; недостаток высокотехнологичных производств по глубокой переработке древесного сырья и отходов лесопиления; недостаточный объем инвестиций в основной капитал; необеспеченность зон лесозаготовок сетью лесовозных дорог. Направления развития производства: создание новых производств по использованию и переработке низкосортной древесины и отходов лесопильно-деревообрабатывающих производств (фанеры, плит МДФ, ДСП, OSB; клееного бруса и цементно-древесноволокнистых плит для малоэтажного строительства; продукции лесопиления с термообработкой, древесных гранул и др.); организация лесопильного производства и производства деталей древесных стандартных изделий; ориентация на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью; повышение эффективности производства за счет внедрения ресурсосберегающих технологий. Меры и ресурсы: зонирование территории лесного фонда по уровню экономической доступности в целях определения режима пользования и приоритетности освоения ресурсов; рост эффективности лесопереработки за счет наращивания объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью в лесопилении - переход на ленточнопильное и круглопильное оборудование, в деревообработке - реконструкция действующих предприятий и строительство новых мощностей по выпуску востребованных видов фанерной продукции (большеформатной, трудногорючей и др.); увеличение использования низкосортной древесины и отходов за счет наращивания мощностей по производству древесных плит; повышение инвестиционной привлекательности производств; формирование условий для привлечения иностранных и российских инвестиций в создание мощностей по глубокой переработке древесины. В целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности целевыми ориентирами остаются удовлетворение потребности внутреннего рынка в высококачественной и конкурентной продукции, рациональное и более полное использование потенциала целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности. Основные причины, сдерживающие развитие целлюлозно-бумажного производства: ограниченность мощностей по производству целлюлозно-бумажной продукции, тарного картона и бумаги для гофрирования. В связи со стабильным спросом на картон основными направлениями развития целлюлозно-бумажного производства являются создание производств по изготовлению тарного картона и бумаги для гофрирования, строительство целлюлозно-бумажного комбината. Основным ориентиром издательской и полиграфической деятельности является полное удовлетворение потребностей населения в печатной и издательской продукции. Основные направления развития издательской и полиграфической деятельности: повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; выведение из государственного сектора полиграфии неэффективных производств городских типографий; преодоление технической отсталости районной газетной полиграфии; развитие рынка полиграфических работ; развитие книготорговой сети; расширение полиграфических услуг за пределами республики. Производство нефтепродуктов сохранит лидирующую роль в экономике Республики Башкортостан. Данный вид деятельности располагает резервами для роста объемов переработки нефти, обеспечения выпуска нефтепродуктов, отвечающих современным требованиям отечественных потребителей и запросам внешнего рынка в относительно недорогой продукции (прямогонный бензин, дизельное топливо, мазут и др.). Глубина переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах республики превышает среднероссийское значение. Развитие нефтеперерабатывающего вида экономической деятельности предусматривает прежде всего: наращивание объемов переработки за счет увеличения загрузки имеющихся мощностей с осуществлением их реконструкции, модернизации и вывода из эксплуатации неэффективных установок; повышение эффективности использования нефтяного сырья за счет увеличения доли вторичных процессов. При этом основной объем инвестиций должен быть направлен не в первичную, а в глубокую переработку сырья. Основными направлениями развития нефтепереработки являются: реконструкция и модернизация нефтеперерабатывающих заводов, обеспечивающие более глубокую переработку нефти и повышение качества продукции (каталитический крекинг, гидрокрекинг, висбрекинг, производство битумов и др.); внедрение современных технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив, изомеризации, алкилированию, гидродепарафинизации и деароматизации, получению кислородосодержащих высокоактивных добавок. Модернизация предприятий нефтепереработки обеспечит также улучшение экологической обстановки в республике, снижение удельных энергетических затрат в процессах производства продукции. Прогнозируемый экспертами рост потребления высокооктанового бензина приведет к изменению структуры производства основных нефтепродуктов: наращиванию доли высокооктанового бензина и снижению доли мазута. Увеличение загрузки производственных мощностей и выпуска высококачественной продукции, конкурентоспособной на международных рынках, позволит экспортировать нефтепродукты более высокого передела - высокооктановые автомобильные бензины, дизельные топлива с низким содержанием серы и др. Целевыми задачами в производстве нефтепродуктов являются обеспечение сырьем (прямогонным бензином, бензином для химии, сжиженными нефтяными газами, ароматическими углеводородами и др.) нефтехимической промышленности республики, снижение уровня издержек на всех стадиях технологических процессов, выход на новые рынки нефтепродуктов. Первостепенное значение будут иметь мероприятия по ресурсо-, энергосбережению. Химическое производство является ведущей основой экономики и имеет огромное общехозяйственное и оборонное значение для развития как республики, так и страны в целом. На долю химического производства приходится около 15% общего объема отгруженной продукции обрабатывающих производств республики. Этот вид деятельности объединяет более двадцати крупных и средних предприятий, где сосредоточено около 6% объема производства всего химического комплекса Российской Федерации. Предприятия химии и нефтехимии республики являются крупнейшими производителями в России отдельных видов продукции, таких, как: кальцинированная и каустическая сода, бутиловые и изобутиловые спирты, синтетические каучуки, синтетические смолы и пластмассы. Эффективное функционирование химического производства в значительной степени определяется экономической конъюнктурой в стране и на мировых рынках, устойчивостью его связей с другими секторами экономики (поставщиками и потребителями). Основным целевым ориентиром развития химического комплекса является укрепление конкурентных позиций на внутреннем и внешнем рынках. Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих основных задач: создание и обновление производственных мощностей в целях выпуска большего объема востребованной продукции; обеспечение потребности химического производства в сырье и материалах стратегического назначения; увеличение экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств, главным образом за счет более глубокой переработки сырья и использования наукоемких и ресурсосберегающих экологически чистых технологий; качественное изменение видовой структуры производства, расширение ассортимента продукции. Реализация данных задач позволит устранить существующие в данном виде экономической деятельности, сдерживающие стабильное функционирование и развитие химического производства следующие проблемы: высокую степень физического износа оборудования и недостаточный уровень применяемых технологий; низкий инвестиционный потенциал, связанный с дефицитом инвестиционных ресурсов у предприятий; опережающие темпы роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий. Одним из путей развития химического производства является создание концепций развития бизнеса на самих предприятиях, в основу которых должна быть заложена реконструкция действующих и создание новых производств, разработка и внедрение новых наукоемких технологий, привлечение инвестиций. В настоящее время основным источником инвестиционных ресурсов являются амортизационные отчисления, получаемая прибыль, кредиты банков. Привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов напрямую связано с повышением инвестиционной привлекательности предприятий за счет снижения рисков и обеспечения защиты прав инвестора. Кроме того, инвестиционные проекты необходимо критически оценивать с учетом реалий российского и внешнего рынков. Закономерно, что разработанные инвестиционные программы или программы по техническому перевооружению имеют активно и успешно осуществляющие модернизацию производства крупные химические предприятия, такие, как: ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", ОАО "Каустик", ОАО "Стерлитамакский нефтехимический завод", ОАО "Сода", ОАО "Мелеузовские минеральные удобрения" и другие предприятия. Решение сырьевых проблем лежит в плоскости интеграции предприятий по производству нефтепродуктов и химических производств, а также сотрудничества с российскими поставщиками сырья. Расширение ассортимента выпускаемой продукции, увеличение доли продукции более высоких степеней передела, повышение технологичности и наукоемкости продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках как в настоящее время, так и в перспективе, в республике связано с развитием действующих и вводом в эксплуатацию новых производств: терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата, полиэфирных волокон в ОАО "Полиэф"; полиэтилена в ОАО "Салаватнефтеоргсинтез"; кальцинированной соды, сухих строительных смесей в ОАО "Сода"; винилхлорида и поливинилхлорида в ОАО "Каустик"; фенольных антиоксидантов марки "Агидол" в ОАО "Стерлитамакский нефтехимический завод" и других. Достижению поставленных целей будут способствовать следующие меры: формирование централизованных фондов для проведения НИОКР за счет отчисления части прибыли, получаемой промышленными предприятиями; освобождение предприятий, создающих новые эффективные производства, от налогообложения на прибыль, получаемую на новых мощностях в период их освоения или погашения кредитов; установление налоговых льгот для предприятий, внедряющих изобретения, патенты, начинающих выпуск импортозамещающей продукции; предоставление особых льгот венчурному бизнесу (например, отмена НДС на товары, произведенные с использованием инновационных технологий, освобождение от налога на прибыль до момента начала серийного производства инновационной продукции); совершенствование механизма ценообразования на тарифы и услуги естественных монополий; разработка и принятие федерального закона "О промышленном развитии", регулирующего основы взаимодействия государства и бизнеса при реализации инновационной политики. В производстве резиновых и пластмассовых изделий основными проблемами являются: низкое качество используемых видов эластомеров, снижающих качество продукции; дефицит в каучуках и химикатах-добавках, связанный с сокращением мощностей на предприятиях, выпускающих данную продукцию, а также усиление конкуренции на внутреннем рынке за счет экспорта. Приоритетными направлениями развития производства резиновых и пластмассовых изделий будут являться: увеличение доли продукции республиканского производства на региональном товарном рынке; расширение географии рынков сбыта продукции за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции; увеличение доли инновационной продукции. Основной задачей производства прочих неметаллических минеральных продуктов является обеспечение республиканского строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, снизить стоимость строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов, а также повысить комфортность проживания в жилых домах, их надежность и долговечность. Для решения указанной задачи необходимо: обновить основные фонды предприятий по производству строительных материалов с переходом на более высокий уровень их технического оснащения; обеспечить выпуск высококачественных конкурентоспособных материалов и изделий; добиться снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление единицы продукции; максимально механизировать и автоматизировать производственные процессы; рационально использовать минеральные природные ресурсы и вовлечь в переработку техногенные отходы промышленных предприятий. Приоритетными направлениями развития предприятий по производству строительных материалов становятся модернизация действующих предприятий, применение ресурсо- и энергосберегающих технологий, обеспечивающих строительный комплекс республики материалами, изделиями и конструкциями с использованием: высокоэффективных теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты и стекловаты; новых видов вяжущих материалов (сухих строительных смесей) и цементов, обеспечивающих высокое качество при производстве бетонных, железобетонных конструкций и изделий, а также отделочных работ; мягких кровельных материалов на основе атмосферостойких составов, обеспечивающих высокую долговечность и морозостойкость; высококачественного облицовочного кирпича, изделий из ячеистых бетонов, гипса, природного камня; отделочных материалов: облицовочной керамической плитки для пола и стен; линолеума; архитектурного, декоративного, закаленного стекла; строительного триплекса и других. В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий главными направлениями развития являются создание современного конкурентоспособного производства сортового проката и метизных изделий, сохранение и расширение российских и зарубежных рынков сбыта продукции. Основная проблема в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - усиление конкуренции со стороны иностранных производителей, и в связи с этим главные задачи - повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, снижение затрат и издержек производства. Приоритетные направления развития металлургического производства включают в себя модернизацию производства и совершенствование технологических процессов, освоение новых видов продукции, повышение квалификации кадров, - обеспечение соответствия менеджмента качества международным стандартам ИСО 9001:2000. Основными ресурсами для реализации указанных задач являются собственные и привлеченные средства. В ОАО "БелЗАН", выпускающем 60% крепежной продукции России, к концу 2020 года ожидается увеличение объемов выпускаемой продукции на 1/3. Уровень качества выпускаемых крепежных изделий соответствует международному автомобильному стандарту и подтвержден французской фирмой "ЮТАК" сертификатом соответствия согласно требованиям ИСО/ТУ 16949:2002, что позволяет предприятию реализовывать свою продукцию в страны Европы. Более 80% объема крепежных изделий производится высокопроизводительным и экономичным методом холодной объемной штамповки. Для сохранения доли на рынке автомобильного крепежа в России в ОАО "БелЗАН" ведется работа по организации поставки крепежной продукции на основные совместные предприятия, действующие в настоящее время в России. Стратегическими целями развития предприятий оборонно-промышленного комплекса и машиностроения, относящихся к видам экономической деятельности "Производство машин и оборудования", "Производство транспортных средств и оборудования", "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", становятся повышение конкурентоспособности продукции и производств, техническое и технологическое обновление предприятий на основе освоения производства наукоемкой продукции специального и гражданского назначения, эффективная реализация имеющегося потенциала. Устойчивое функционирование и развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса и машиностроения сопровождаются: увеличением объемов производства и ассортимента конкурентоспособной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции конечного потребления; развитием экспортно-ориентированных производств и импортозамещающих технологий; вхождением в интегрированные структуры в целях концентрации производства продукции, обеспечивающей выход на мировые рынки самолето- и вертолетостроения, тяжелого автотранспортного машиностроения и автомобилестроения; внедрением энерго- и ресурсосберегающих технологий; повышением экологической безопасности производств; внедрением современных систем управления качеством, сертификацией производств на соответствие международным стандартам качества; ростом качества жизни работников, обеспечением высокого качества трудовых ресурсов, необходимых для повышения эффективности деятельности предприятий. Сдерживает развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса и машиностроения большой физический и моральный износ основных промышленно-производственных фондов, устаревшие технологии производства. Приоритетные направления развития оборонно-промышленного комплекса и машиностроения: разработка и производство высокотехнологичного оборудования для технического перевооружения предприятий обрабатывающих производств; использование технологий двойного применения - производство газотурбинных установок и энергоустановок, турбогенераторов и газоперекачивающих станций; изготовление станков с числовым программным управлением и обрабатывающих центров, робототехнических комплексов и гибких производственных систем; внедрение перспективных технологий при создании теплообменной аппаратуры, теплоизолирующей техники, малотоннажных установок по переработке нефти, технологий для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, оборудования для металлургического производства; создание авиационных двигателей нового поколения для соответствующей техники, вертолетов и малой авиации, модернизация моделей выпускаемых двигателей в соответствии с требованиями по обеспечению конкурентоспособности авиационной техники; создание вертолетов нового поколения и семейства беспилотных летательных аппаратов; развитие производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциалов; производство автотранспортной техники, в том числе городского пассажирского транспорта - автобусов и троллейбусов, а также транспортной техники для строительной индустрии, топливно-энергетического комплекса, техники для работы в сложных климатических условиях и чрезвычайных ситуациях; расширение производства сельскохозяйственной техники и навесного оборудования. Ресурсное обеспечение приоритетных направлений развития оборонно-промышленного комплекса и машиностроения: средства, предусмотренные федеральными и республиканскими целевыми программами; собственные средства предприятий; привлеченные инвестиции (долгосрочные займы и инвестиции собственников, банковские и бюджетные кредиты); промышленный и финансовый лизинг; организация республиканских закупок товаров промышленного производства, формирование государственного заказа. 3.1.3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды В производстве, передаче и распределении электроэнергии, пара и горячей воды основным целевым ориентиром развития является устойчивое удовлетворение уровня энергопотребления всех видов экономической деятельности и населения республики. Решение этой задачи возможно за счет дальнейшего развития республиканской энергосистемы по следующим основным направлениям: совершенствование инфраструктуры энергоснабжения и внешнего питания городов и районов; развитие системообразующих высоковольтных линий и подстанций на всей территории Республики Башкортостан; внедрение комплексной автоматизированной системы противоаварийной защиты и управления в основной сети 500-220-110 кВ; строительство и расширение тепловых электростанций на основе широкого применения парогазовых технологий; развитие генерирующих источников за счет строительства Башкирской АЭС и других объектов энергетики. В таком виде экономической деятельности, как "Производство, распределение и передача электроэнергии, пара и горячей воды", важнейшей составляющей станет сдерживание роста тарифов на электрическую и тепловую энергию. Этому будет способствовать работа, направленная на уменьшение затрат на производство и передачу электрической и тепловой энергии за счет снижения удельных расходов топлива на основе внедрения парогазовых технологий при производстве энергии и уменьшения коммерческих и технологических потерь при передаче и распределении электроэнергии и тепла. Основным целевым ориентиром в виде экономической деятельности "Производство и распределение газообразного топлива" является обеспечение бесперебойного и безаварийного газоснабжения потребителей при полной газификации всей территории республики. Для осуществления указанной задачи предполагается дальнейшее строительство газопроводов и реконструкция производственных баз для обслуживания вновь вводимых объектов газовых хозяйств в городах Уфе, Салавате, Белорецке, Нефтекамске, Сибае, районном центре село Дуван. Не менее важной задачей является снижение потерь энергоресурсов за счет строительства подземных газопроводов из полиэтиленовых труб, установки изолирующей арматуры, что позволит снизить расход электроэнергии на электрохимическую защиту от коррозии, а также за счет перехода на автономную систему отопления производственных баз с использованием газовых емкостных водонагревателей. В системах газоснабжения основным мероприятием программы по энергосбережению будет установка газовых счетчиков в жилых домах, на объектах коммунально-бытовой сферы и промышленных предприятиях. В соответствии с Энергетической стратегией России энергосбережение и рациональное использование энергоресурсов являются важным фактором повышения эффективности промышленного производства и других видов экономической деятельности. В энергосбережении должно предусматриваться выполнение следующих мероприятий: снижение потерь энергоресурсов за счет технологической модернизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства; применение энергосберегающих технологий и оборудования во всех видах экономической деятельности промышленного производства; проведение энергоаудита промышленных предприятий и бюджетной сферы; реализация комплексной республиканской программы энергосбережения; разработка локальных программ энергосбережения муниципальных районов и городских округов, предприятий, организаций и учреждений; ликвидация к 2012 году безучетного пользования энергоресурсами путем оснащения приборами учета расхода энергии потребительского розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей. 3.2. Строительный комплекс Основными направлениями развития строительного комплекса Республики Башкортостан являются повышение конкурентоспособности строительной продукции и уровня обеспеченности населения современными объектами социальной инфраструктуры, удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков, рост эффективности производства и увеличения его объемов. Сдерживают дальнейшее развитие строительного комплекса на данном этапе следующие факторы: недостаточная инвестиционная активность хозяйствующих субъектов; низкий уровень платежеспособности заказчиков; высокая стоимость материалов, конструкций, изделий; медленное развитие сети инженерных коммуникаций; нехватка земельных участков для застройки. Основными задачами являются: техническое перевооружение предприятий, в том числе посредством обновления основных производственных фондов и внедрения прогрессивных технологий; проведение прогрессивной технической политики в области строительства и реконструкции жилья, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, обеспечивающих снижение стоимости строительства; сохранение исторического, самобытного облика городских округов республики и сбалансированное развитие жилищного фонда, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры без причинения ущерба окружающей природной среде; обеспечение единства архитектурно-пространственного развития с учетом сохранения исторического культурного и архитектурного наследия, разработка архитектурно-строительных комплексов нового поколения, создание новых и реконструкция действующих объектов с использованием универсальных объемно-планировочных и конструктивных решений функционального назначения, обеспечивающих адаптацию зданий и сооружений к изменениям технологических процессов; сокращение объемов ветхого и аварийного жилищного фонда; ввод в действие до 2020 года 25 - 30 млн. кв. м жилья; реконструкция зданий первых массовых серий, комплексная реконструкция существующей застройки путем сноса и замены ветхих зданий, модернизация объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов социального назначения. Инструментами решения указанных задач являются: Стратегия комплексного развития строительной отрасли Республики Башкортостан до 2010 года; Республиканская целевая жилищная программа Республики Башкортостан на 2005 - 2010 годы; республиканская Программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003 - 2010 годы; адресные программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ежегодно принимаемые в рамках Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; Республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы; республиканская программа "Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан "Свой дом"; Концепция обеспечения жильем различных категорий граждан, проживающих в Республике Башкортостан; реализация Порядка организации социального жилищного ипотечного кредитования в Республике Башкортостан; взаимодействие с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства; субсидирование первоначального взноса в размере до 30% стоимости жилья или компенсация части процентной ставки ипотечного кредита. Эти мероприятия будут финансироваться как из бюджетных источников, так и за счет средств предприятий и организаций. 3.3. Транспорт и связь Стратегия в области развития транспортной системы включает поэтапное обновление основных производственных фондов, реконструкцию и модернизацию существующей транспортной инфраструктуры, повышение безопасности дорожного движения. Основными проблемами, сдерживающими развитие транспорта и связи, являются: недостаточный технологический уровень производственной базы; медленные темпы строительства и реконструкции инфраструктурных объектов, пополнения и обновления парков подвижных средств; недостаточное развитие системы лизинга и льготного кредитования транспортных организаций. Основными направлениями развития транспорта являются: дальнейшее развитие транспортной системы, повышение технологического уровня производственной базы; наиболее полное удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов; формирование тарифной политики; планомерное поддержание и сохранение существующей сети автомобильных дорог и сооружений, обеспечение безопасного движения по ним; увеличение сети автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям; повышение конкурентоспособности и расширение географии участия на российском и международном рынках автомобильных, железнодорожных, авиационных, водных перевозок; расширение городского пассажирского транспорта: организация производства нового поколения автобусов и троллейбусов; развитие внутренней автодорожной сети Башкортостана, в том числе строительство систем скоростных автомагистралей и развязок в г. Уфе; реконструкция пассажирского железнодорожного комплекса и здания аэровокзала в г. Уфе; развитие восточной промышленной и жилой зон со строительством автодорожного тоннеля с мостовым переходом через р. Уфу; концентрация грузовых, железнодорожных и автомобильных терминалов в северной части г. Уфы; развитие воздушного транспортного комплекса на территории Республики Башкортостан; повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения. Механизмы решения указанных задач: Генеральный план развития г. Уфы; схема территориального планирования Республики Башкортостан и проект развития транспортной инфраструктуры Республики Башкортостан до 2020 года; Республиканская целевая программа "Развитие воздушного транспорта на территории Республики Башкортостан на 2009 - 2020 годы". Приоритетными направлениями развития связи являются: замена аналогового оборудования систем коммутации каналов на оборудование нового поколения с коммутацией пакетов (NGN), дальнейшее развитие волоконно-оптической сети связи; завершение строительства мультисервисной сети связи, повышение качества местной, междугородной, международной телефонной связи и телевещания, обеспечение возможности пользоваться услугой "видео по запросу" в любом населенном пункте республики; создание условий для дальнейшего охвата населенных пунктов общедоступными услугами связи, предоставление новых видов услуг связи (сотовая, IP-телефония и другие), повышение качества связи в труднодоступных районах; внедрение новой технологии сотовой связи третьего поколения для высокоскоростной передачи видеоинформации; внедрение беспроводных сетей WiFi и WIMAX, обеспечивающих широкополосной доступ к услугам телекоммуникационной сети; перевод республиканских программ телевидения и всей трансляционной сети на систему цифрового телевещания европейского стандарта DVR; создание виртуальных частных сетей на основе технологии многопротокольной коммутации по меткам (MPLS); развитие сети кабельного телевидения с применением гибридной коаксиально-волоконной технологии; улучшение качества и расширение зоны обслуживания подвижной радиосвязи; создание телекоммуникационной системы по использованию результатов космической деятельности. Основной проблемой в реализации указанных задач является отсутствие достаточных объемов собственных средств у ведущего оператора связи ОАО "Башинформсвязь" для приобретения дорогостоящего оборудования NGN, получения разрешений на размещение оборудования подвижной радиосвязи. Меры по решению этих проблем: решение вопросов по землеотводу и разработке унифицированных конструкций для размещения антенных сооружений базовых станций подвижной радиосвязи; привлечение инвестиций. Общий объем инвестиций, требуемых для решения поставленных задач, - порядка 20 млрд. рублей. 3.4. Жилищно-коммунальное хозяйство Главными задачами в области жилищно-коммунального хозяйства являются реализация мероприятий, направленных на повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, а также финансово-экономическое оздоровление, преодоление убыточности, повышение инвестиционной привлекательности услуг, совершенствование системы адресной социальной поддержки. Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства: 1) в сфере совершенствования жилищно-коммунального обслуживания: формирование организационно-управленческих условий и механизмов эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством; совершенствование системы договорных отношений при предоставлении жилищно-коммунальных услуг; создание конкурентных условий в сфере управления, содержания и обслуживания жилищного фонда на основе обеспечения активной конкурентной среды; создание условий для развития и эффективной деятельности ТСЖ и других объединений граждан в жилищной сфере; 2) в сфере совершенствования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг: поэтапный переход на бездотационную деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства с одновременной реализацией новой модели на основе персонифицированных счетов граждан; внедрение персонифицированных счетов по предоставлению льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг с охватом не менее половины от общего количества муниципальных образований республики; 3) тарифное регулирование коммунальных предприятий: ежегодное утверждение стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг; поэтапная ликвидация системы перекрестного субсидирования услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов; создание системы мониторинга коммунальных предприятий, постепенный переход на двуставочные тарифы коммунальных услуг; 4) модернизация основных фондов и повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства: модернизация жилищного фонда и мощностей тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения с привлечением всех источников финансирования; выработка механизмов господдержки инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального хозяйства; рационализация потребления ресурсов данного вида экономической деятельности на основе энергоаудита, проведения мероприятий по энергосбережению, оснащения приборами учета ресурсов и внедрения новых технологий. 3.5. Агропромышленный комплекс Агропромышленный комплекс является одним из приоритетов государственной политики, его состояние и уровень развития во многом предопределяют социальную стабильность в республике и оказывают влияние на другие виды экономической деятельности. Реформа агропромышленного комплекса в республике осуществлялась по собственному варианту, в основу которого были положены следующие общие принципы: сочетание саморегулирования рынка с активным и разумным государственным участием; равноправное участие на рынке субъектов всех форм собственности при условии, что они являются собственниками реализуемой продукции, услуг и полученных доходов; этапность экономических преобразований. В результате удалось избежать глубокого спада и развития событий по неблагоприятному сценарию, которому были подвержены многие находившиеся в более благоприятных климатических, природных и географических условиях регионы Российской Федерации, и создать предпосылки для обеспечения экономической устойчивости в республике. Имеющаяся материально-техническая база предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Башкортостан в целом позволяет не только обеспечивать своевременную переработку ресурсов сельскохозяйственного сырья и удовлетворять платежеспособный спрос населения в основных видах продовольствия, но и поставлять продукцию за пределы республики. В результате недоучета влияния внешних и внутренних факторов хозяйствования, ориентации только на потребности внутреннего рынка в аграрном секторе экономики республики возникли следующие проблемы: ценовые диспропорции на рынках материально-технических ресурсов и сельскохозяйственной продукции существенно осложнили финансовое положение в аграрной сфере, что привело к образованию значительной кредиторской задолженности по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, недостатку собственных оборотных средств. При этом основная часть этой задолженности приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения не учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельское хозяйство; социальная инфраструктура села в значительной мере продолжает оставаться на содержании сельхозпредприятий, увеличивая их непроизводственные расходы и снижая рентабельность; отсутствие реального рынка земли в сельском хозяйстве не способствует ее рациональному использованию; недостаточно эффективная работа предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности по укреплению собственной сырьевой базы и привлечению ресурсов сырья населения приводит к неполной загрузке производственных мощностей и, как следствие, снижению объемов производства и удорожанию выпускаемой продукции. Уровень использования производственных мощностей на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 35 - 60%; недостаток собственных оборотных средств, высокая степень изношенности основных производственных фондов пищевой и перерабатывающей промышленности, которая составляет около 40% (показатель обновления основных производственных фондов - 0,8%); недостаточная конкурентоспособность выпускаемой пищевой продукции и, как следствие, преобладающая тенденция увеличения ввоза импортной продукции в Республику Башкортостан; медленное внедрение инновационных разработок и передового мирового производственного опыта, эффективное использование которых позволяет перевести производство пищевых продуктов питания на более высокий организационный и технологический уровень; низкий уровень маркетинговой и сбытовой деятельности, направленной на выявление новых рынков сбыта пищевой продукции; недостаточная инвестиционная привлекательность предприятий аграрного сектора экономики; нехватка высокопрофессиональных кадров в агропромышленном комплексе республики и недостаточная мотивация выпускников учебных заведений аграрного профиля на трудоустройство в сельской местности. Основными целевыми ориентирами развития агропромышленного комплекса являются: обеспечение устойчивого функционирования и динамичного развития агропромышленного комплекса в среднесрочной и долгосрочной перспективе на основе модернизации и внедрения новых технологий и оборудования в сельскохозяйственное производство, обеспечивающих глубокую переработку исходного сырья и выпуск конкурентоспособных пищевых продуктов питания, с ориентацией на производство продукции конечного потребления; создание социально-экономических условий, обеспечивающих достойную жизнь сельского населения республики. Достижению поставленных целей будут способствовать определение приоритетов и задач в агропромышленном комплексе. Их реализация в первую очередь определяется уровнем развития и эффективностью функционирования крупнотоварного производства агропромышленного комплекса и реализацией специфических факторов развития конкретных направлений сельскохозяйственного производства. В растениеводстве: учет природно-климатических факторов - объективно необходимое условие эффективного производства. Складывающиеся факторы позволяют возделывать зерновые культуры на площадях 1800 - 2000 тыс. га; качественное совершенствование структуры кормовой базы: увеличение содержания белка, расширение производства эффективных кормовых культур с научно-обоснованным размещением их по природно-климатическим зонам. Динамика земельного фонда Республики Башкортостан по категориям земель и угодьям представлена в следующей таблице: (тыс. га) Наименование показателя Годы 1990 2005 2010 2015 2020 Сельскохозяйственные угодья - всего, 7223,0 7339,8 7275,0 7266,0 7259,0 в том числе: пашня 4743,8 3686,2 3650,0 3700,0 3800,0 сенокосы 652,1 1251,9 1245,0 1216,0 1163,0 пастбища 1820,7 2357,7 2336,0 2307,0 2253,0 В животноводстве: На первых этапах реализации Стратегии приоритетным направлением развития животноводства становится производство быстро окупаемых скороспелых видов скота и птицы. В рамках реализации республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы предусматривается дальнейшее проведение реконструкции, технического перевооружения и модернизации действующих животноводческих комплексов по содержанию крупного рогатого скота, свиней и прочих видов сельскохозяйственных животных, а также строительство новых ферм, комбикормовых заводов, увеличение закупа племенного скота по лизингу. Несмотря на самый большой в России объем производства молока (более 2 млн. тонн), молочнотоварные комплексы требуют технического переоснащения и перевооружения, перехода на новые технологии. В результате модернизации и ввода в эксплуатацию ряда животноводческих объектов в 2008 году всеми категориями хозяйств производство молока было увеличено на 2,2%, мяса - на 2% к уровню 2007 года. Основными задачами в развитии животноводства будут являться: преодоление сезонных колебаний в производстве животноводческой продукции за счет улучшения содержания животных на основе современных и перспективных технологий; повышение продуктивности за счет улучшения селекционно-племенной работы, широкого применения искусственного осеменения животных; организация производства полноценных комбикормов. Приоритетными направлениями в производственной деятельности пищевых перерабатывающих предприятий определены: увеличение объемов производства пищевых продуктов конечного потребления (колбасных изделий и мясных полуфабрикатов в широком ассортименте) и продуктов высокой степени готовности; расширение ассортимента производства и повышение качества молочных продуктов с использованием наполнителей и натуральных добавок, улучшающих вкусовые и питательные свойства продукции и способствующих ее длительному хранению, продукции целевого назначения с лечебными и профилактическими свойствами, детских продуктов питания. Хлебопекарное производство в долгосрочной перспективе сохранит лидирующие позиции в структуре агропромышленного комплекса. Основная задача - рациональное использование зерна. Фуражное зерно необходимо полностью перерабатывать на полнорационные корма, с помощью которых можно получать и реализовывать значительные дополнительные объемы животноводческой продукции, имеющей более высокую добавленную стоимость. Наряду с крупными предприятиями повысится роль мелких и средних производств: мельниц, крупорушек, хлебопекарен, цехов по выработке крупяных, макаронных и кондитерских изделий. В хлебопекарном производстве Стратегией предусматривается обеспечение полной загрузки существующих мощностей предприятий, их техническое перевооружение, поэтапное внедрение передовых технологий, направленных на увеличение объемов производства и ассортимента продукции конечного потребления, а также приведение ее качества в соответствие с международными стандартами. Развитие предприятий сахарного производства ориентировано на укрепление сырьевой базы для четырех сахарных заводов с суммарной суточной мощностью 10,8 тыс. тонн переработки сахарной свеклы. Потребление сахара имеет ярко выраженную сезонную цикличность, которая связана с заготовками консервированной продукции. Пик потребления традиционно приходится на июнь - август, а пик производства - на октябрь - декабрь. Решать проблему равномерного обеспечения населения сахаром в течение года необходимо за счет организации завоза и переработки сахара-сырца и увеличения объемов производства сахара из сахарной свеклы. В этих целях предусматривается проведение технического перевооружения и реконструкции сахарных заводов с доведением суммарной суточной мощности до 15 тыс. тонн переработки сахарной свеклы, повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов, обеспечивающих снижение трудоемкости производства сахара, сокращение сроков переработки сахарной свеклы, что будет способствовать уменьшению потерь сырья и готовой продукции. В результате к 2020 году объемы производства сахара-песка предусматривается довести до 400 тыс. тонн. Предприятиям масложирового производства с учетом существующего спроса на растительное масло необходимо обеспечить ежегодный валовой сбор семян подсолнечника в объеме не менее 150 тыс. тонн. Соответственно предусматривается модернизация масложирового цеха ОАО "Чишминское", основного производителя растительного масла, с доведением его мощностей до 35 тыс. тонн масла в год. Перспективным направлением становится производство рапса, сурепицы и других масличных культур (в настоящее время в республике разрабатывается программа производства рапса до 2010 года). Мясное и молочное производства республики располагают значительным поголовьем крупного рогатого скота - 1700 тыс. голов (в Российской Федерации - 27,3 млн. голов). Хозяйства республики получают с одной головы 67 килограммов говядины (в убойном весе). Доведение мясной продуктивности до 100 - 120 кг без увеличения поголовья позволит получить дополнительно значительные объемы говядины. Коневодство исторически традиционное направление животноводства республики - реально может стать дополнительным источником мясных ресурсов и доходов сельскохозяйственных предприятий, в том числе от экспорта башкирских пород лошадей и мяса конины. Развитие молочного животноводства необходимо ориентировать прежде всего на повышение уровня продуктивности дойных коров от 3500 кг в 2006 году до 5000 - 6500 кг в 2015 - 2020 годы, что позволит исключить необходимость увеличения поголовья коров в сельскохозяйственных предприятиях. Укрепление сырьевой базы предприятий по переработке мяса и молока будет определяться ходом интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий республики и темпами их развития. Наряду с укреплением сырьевой базы основное внимание должно быть уделено реконструкции и технологическому перевооружению крупных и Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|