Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17.07.2006 № 202ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О Концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006 - 2010 годы (В редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 09.04.2007 г. N 86; от 21.08.2009 г. N 325; от 07.12.2010 г. N 469) Правительство Республики Башкортостан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006 - 2010 годы ( далее - Концепция). 2. Республиканским органам исполнительной власти принять меры по реализации Концепции в части вопросов, относящихся к их компетенции. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления использовать основные положения Концепции при разработке муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства. 4. Контроль за выполнением Постановления возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму. (В редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 09.04.2007 г. N 86; от 21.08.2009 г. N 325; от 07.12.2010 г. N 469) Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Р.Байдавлетов 17 июля 2006 г. N 202 Утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 июля 2006 г. N 202 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА 2006 - 2010 ГОДЫ Содержание 1. Введение 2. Развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан как фактор социально-экономического роста 3. Создание условий для развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан 3.1. Роль органов местного самоуправления в развитии СМП 3.2. Финансово-кредитная поддержка СМП 3.3. Страхование СМП 3.4. Устранение административных барьеров в деятельности СМП 3.5. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства 4. Приоритетные направления взаимодействия общества, органов государственной власти и бизнеса 4.1. Взаимодействие СМП с крупным и средним бизнесом 4.2. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства 4.3. Развитие инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства 4.4. Государственная поддержка молодежного малого предпринимательства 4.5. Развитие малого предпринимательства в аграрном секторе экономики 4.6. Подготовка кадров для сферы малого предпринимательства 4.7. Повышение эффективности деятельности общественных объединений предпринимательства 4.8. Повышение социальной ответственности бизнеса 4.9. Деятельность СМП в условиях подготовки России ко вступлению в ВТО 5. Перспективные направления развития малого предпринимательства 5.1. Туристическая индустрия 5.2. Агротуризм 5.3. Придорожный сервис 5.4. Ремесленничество 5.5. Жилищно-коммунальное хозяйство 5.6. Обеспечение экологической безопасности и природоохранная деятельность 6. Заключение 1. Введение Концепция развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006 - 2010 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с республиканской программой государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2005 год, принятой Постановлением Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан от 17 марта 2005 года N ГС-849. Цели Концепции - совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства и создание благоприятных условий для его развития в Республике Башкортостан. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: оценка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие и поддержку малого предпринимательства; выявление основных факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан, и путей их преодоления; совершенствование приоритетных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан: финансово-кредитного, налогового, нормативно-правового, инфраструктурного, информационного, страхования субъектов малого предпринимательства (далее - СМП); устранение административных барьеров в сфере малого предпринимательства; поддержка малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, развитие наукоемкого, инновационного и молодежного предпринимательства; развитие малого предпринимательства в туристической и ремесленной деятельности, жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности; совершенствование деятельности общественных объединений предпринимательства, формирование социально ответственного бизнеса. Концепция включает в себя семь разделов. Во втором разделе приведены результаты всестороннего анализа деятельности СМП, на основе чего сделан вывод - в Республике Башкортостан сформирована система государственной поддержки малого предпринимательства, разрабатываются ее новые направления. Развитие малого предпринимательства относится к числу приоритетных социально- экономических задач, при этом основными являются институциональные и организационные механизмы ее решения. В третьем разделе обосновывается необходимость разработки и реализации политики государственной поддержки СМП органами местного самоуправления, подчеркивается важность и указываются пути преодоления факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан. В четвертом разделе определены приоритетные направления укрепления взаимодействия общества, органов государственной власти и бизнеса. В пятом разделе представлены основные меры, реализация которых будет способствовать активному развитию СМП в сферах туристической индустрии, агротуризма, придорожного сервиса, ремесленничества, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности. В заключении описаны ожидаемые результаты и механизм реализации Концепции. Концепция реализуется в два этапа: в 2006 - 2007 годах - формирование условий для повышения инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства, снижения административных барьеров, повышения роли общественных объединений предпринимательства и социальной ответственности бизнеса; в 2008 - 2010 годах - обеспечение ускоренных темпов роста объемов продукции (работ, услуг), произведенной СМП. 2. Развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан как фактор социально-экономического роста Анализ деятельности малого предпринимательства в Республике Башкортостан позволил выявить факторы, как стимулирующие, так и сдерживающие развитие СМП. Факторы, стимулирующие развитие СМП: активно развивающаяся инфраструктура поддержки малого предпринимательства; формирование новых подходов и создание условий для развития малого предпринимательства в республике; повышение роли общественных объединений предпринимательства в представлении и защите интересов СМП; совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства; финансирование из бюджета Республики Башкортостан мероприятий ежегодной республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан; гарантийное обеспечение кредитов, выданных СМП; возмещение части процентных ставок при кредитовании и страховании СМП за счет средств бюджета Республики Башкортостан; увеличение количества кредитов, предоставленных СМП коммерческими банками; развитие альтернативных источников финансирования СМП (кредитных потребительских кооперативов граждан). Факторы, сдерживающие развитие СМП: отсутствие единой системы информационного обеспечения малого предпринимательства; несовершенство законодательства в сфере малого предпринимательства; недостаточный уровень поддержки СМП на муниципальном уровне; неразвитость рынка залогов; недостаточность специальных налоговых льгот для СМП; недостаточное развитие республиканской инновационной системы, науко- и фондоемкого малого бизнеса; наличие административных барьеров в сфере малого предпринимательства; отсутствие действенных механизмов взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса; низкая социальная ответственность бизнеса. Вышеперечисленные негативные факторы обусловили асимметрию в территориальном размещении и уровне развития СМП, их невысокие доли налоговых поступлений в бюджет Республики Башкортостан (12%). 3. Создание условий для развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан 3.1. Роль органов местного самоуправления в развитии СМП В целях активизации и повышения эффективности работы органов местного самоуправления по развитию СМП предполагается осуществление следующих мероприятий: анализ развития малого бизнеса в муниципальных образованиях, совершенствование условий его функционирования; разработка и реализация муниципальных программ развития малого предпринимательства с использованием бизнес-карт и бизнес-атласов территорий муниципальных образований; повышение ответственности администраций муниципальных образований за реализацию муниципальных программ развития малого предпринимательства, в том числе ежегодный мониторинг и совместное обсуждение администрациями муниципальных районов и городских округов и предпринимательским сообществом результатов деятельности СМП; совершенствование муниципальной инфраструктуры поддержки СМП ( создание советов по поддержке малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, представительств Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, центров правового консультирования предпринимателей); налаживание и укрепление взаимодействия малого предпринимательства с крупным и средним бизнесом; финансовая поддержка СМП за счет развития кредитных потребительских кооперативов граждан; установление корректирующего коэффициента базовой доходности, применяемого при исчислении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; оптимизация ставок земельного налога, налога на имущество и др.; обеспечение органами местного самоуправления устранения административных барьеров в сфере малого предпринимательства. 3.2. Финансово-кредитная поддержка СМП В последние годы кредитные организации Республики Башкортостан стали предлагать специальные программы кредитования малого бизнеса. Решение задачи расширения доступа малого предпринимательства к источникам финансовых средств в 2006 - 2010 годах предполагает: совершенствование технологий кредитования СМП, в том числе внедрение новых высокостандартизированных продуктов для малого бизнеса; развитие кредитной кооперации как источника микрофинансирования СМП; формирование залогового фонда для обеспечения банковских инвестиций в малый бизнес с использованием государственного имущества; использование данных бюро кредитных историй при кредитовании СМП в целях снижения рисков кредитования и упрощения доступа СМП к кредитным ресурсам; создание рынка реализации залогов, выставляемых в обеспечение кредитов СМП; содействие СМП и объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в выпуске ценных бумаг и их продвижении на фондовые рынки. В части налогообложения СМП необходимо осуществление следующих мероприятий: реализация норм федерального законодательства о предоставлении СМП инвестиционных налоговых кредитов; совершенствование форм статистической отчетности малых предприятий; расширение информационной базы налоговых органов для установления реальной налоговой базы СМП; информирование органов местного самоуправления о сумме налогов, поступивших от деятельности СМП, зарегистрированных на территориях соответствующих муниципальных образований; проведение мониторинга условий функционирования СМП и разработка предложений по оптимизации ставок единого налога на вмененный доход, земельного налога, налога на имущество, арендной платы за пользование землями несельскохозяйственного назначения, а также по предоставлению производственных и служебных помещений. 3.3. Страхование СМП Созданию стандартизированного, типового страхового продукта для СМП будут способствовать: конкретизация перечня рисков и разработка методики их оценки в предпринимательской деятельности в разрезе отраслей; разработка программы профилактики рисков СМП в разрезе отраслей; организация при страховых компаниях отделов по оценке рисков и управлению ими при осуществлении предпринимательской деятельности на условиях аутсорсинга; расширение масштабов компенсации части страховых взносов по договорам страхования СМП, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях. 3.4. Устранение административных барьеров в деятельности СМП Основные административные барьеры возникают при прохождении СМП следующих процедур: лицензирование отдельных видов деятельности; проведение сертификации; выдача разрешений, организация согласований, оформление арендных отношений; проверка деятельности СМП органами государственного контроля ( надзора). Основными мероприятиями по устранению административных барьеров в деятельности СМП являются: а) институциональные меры: создание механизмов представления интересов СМП на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, в том числе через саморегулируемые профессиональные ассоциации; обеспечение открытого доступа СМП к информации о готовящихся к принятию законодательных и иных нормативных правовых актах; проведение правовой экспертизы и ревизии нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность СМП; анализ лицензионной практики; разработка и принятие нормативных правовых актов, республиканских и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, предусматривающих меры по устранению административных барьеров; организация постоянно действующей "горячей линии" в целях выявления и устранения факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства; б) координация действий республиканских органов исполнительной власти, осуществляющих надзор и регулирование деятельности в сфере малого предпринимательства: переход к проведению комплексных проверок деятельности СМП; информирование предпринимателей о порядке проведения проверок их деятельности; создание саморегулируемых организаций (далее - СРО), повышение их роли во взаимодействии с надзорными и контролирующими органами; в) обеспечение условий для равного доступа СМП к инфраструктуре субъектов естественных монополий; г) либерализация порядка распределения прав на природные ресурсы. В целях стимулирования конкуренции в сфере природопользования необходимо: предусмотреть возможность предоставления определенного объема лесных ресурсов (в процентах от объема планируемой к освоению лесосеки) субъектам малого и среднего бизнеса посредством выставления лотов на небольшие по объему ресурсов лесные участки; внедрить институт общественных слушаний при предоставлении в пользование лесных ресурсов, находящихся в непосредственной близости к поселениям, а также размещать информацию о планируемых к вырубке и находящихся в пользовании лесных ресурсах в сети Интернет; перейти на аукционную форму распределения лесных участков, объектов водопользования; установить контроль со стороны государства за концентрацией прав на участки недр. 3.5. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства В целях повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства предлагаются следующие меры по совершенствованию соответствующей законодательной базы: а) подготовка новой редакции Закона Республики Башкортостан "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан"; б) разработка и введение в действие нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона Республики Башкортостан "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан": положения о создании и деятельности бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных кластеров на территории Республики Башкортостан; положения о муниципальном фонде имущественной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан. 4. Приоритетные направления взаимодействия общества, органов государственной власти и бизнеса 4.1. Взаимодействие СМП с крупным и средним бизнесом Мировая и российская практика доказала преимущества взаимовыгодного сотрудничества малых предприятий с предприятиями крупного и среднего бизнеса. В этой связи необходимы: формирование в Министерстве имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерстве экономического развития и промышленности Республики Башкортостан, Торгово-промышленной палате Республики Башкортостан банков данных о свободных мощностях, свободных производственных площадях государственного и муниципального секторов, которые могут быть переданы в аренду или лизинг СМП, актуализация этого банка данных в сети Интернет; оказание организационно-методической помощи СМП в решении вопросов передачи им в аренду или на иных основаниях, предусмотренных законодательством, неиспользуемых площадей крупных и средних предприятий; проведение ярмарок и выставок наукоемкой продукции, созданной СМП совместно с предприятиями крупного и среднего бизнеса; разработка типовых положений о создании и деятельности технопарков, промышленных кластеров на территории Республики Башкортостан, об организации совместной производственной деятельности крупных и средних предприятий с СМП на основе субконтрактации; разработка программы обеспечения эффективного взаимодействия СМП с крупными и средними предприятиями, включающей: меры государственного стимулирования взаимодействия крупных и средних предприятий с СМП; упрощенное и ускоренное оформление прав пользования земельными участками; передачу СМП в аренду или на иных основаниях, предусмотренных законодательством, неиспользуемых площадей предприятий государственной или муниципальной собственности; формирование на базе Республиканского центра межотраслевой промышленной кооперации и маркетинговой информации базы данных о возможностях и потребностях крупных и средних предприятий во взаимодействии с СМП; развитие субконтрактации; мероприятия по формированию на территории Республики Башкортостан инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие СМП с крупными и средними предприятиями; меры по координации и повышению эффективности взаимодействия СМП с крупными и средними предприятиями; совершенствование соответствующего нормативно-правового обеспечения. 4.2. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки СМП предполагает: совершенствование условий для формирования СРО по отраслевому признаку (выработка механизмов обеспечения добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами СРО и субсидиарной ответственности за результаты работы членов организации; наделение СРО соответствующими правами и полномочиями); создание центров аутсорсинговых услуг в сфере малого предпринимательства, электронных торговых площадок и магазинов, маркетинговых центров, бирж, магазинов готовых бизнесов и др.; открытие при библиотеках муниципальных районов и городских округов информационно-консультационных бюро для обслуживания СМП; анализ инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; организация и проведение республиканских и межрайонных совещаний и семинаров по вопросам функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: распространение опыта работы объектов инфраструктуры, создание условий для их организации в муниципальных образованиях республики; содействие в выставочно-ярмарочной деятельности СМП, продвижении их продукции (товаров, услуг) на локальные и межрегиональные рынки; разработка единых стандартов подачи информации о деятельности СМП (электронные базы данных, каталоги и т.д.); организация постоянно действующего форума в сети Интернет на базе Интернет-портала "Малый бизнес Башкортостана" с выделением специальных разделов: "Проблемы нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности", "Устранение административных барьеров на пути развития предпринимательства". 4.3. Развитие инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства Система мер по активизации инновационной деятельности в сфере малого бизнеса должна быть выработана на основе следующих принципов: а) активная роль государства в процессе инновационного развития малого бизнеса, заключающаяся в следующем: развитие инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей транспорт высоких технологий, коммерциализацию инновационных проектов, инновационное обновление производства; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научно- технического и инновационного развития на основе прогнозирования инновационных процессов при использовании технологического форсайта; финансирование инновационных проектов с учетом взаимных интересов государства и частного капитала; открытость инновационной системы, обеспечивающей развитие инноваций в межотраслевом и межрегиональном пространствах; б) интеграция республиканской инновационной системы в федеральную проводящую инновационную сеть за счет организации единого информационного пространства, сотрудничества республиканских, российских и зарубежных субъектов в рамках национальной инновационной системы инновационной деятельности; в) совершенствование инфраструктуры инновационной деятельности путем создания: инвестиционно-венчурных фондов, задачами которых является поиск, оценка, финансирование, контроль за реализацией инновационных проектов, привлечение инвесторов; экспертной научно-технической комиссии, осуществляющей экспертизу инновационных проектов с позиции их конкурентоспособности; инновационных страховых компаний, страхующих риски в сфере инноваций; технопарков, инженерно-сервисных центров при компаниях - центрах промышленных кластеров, обеспечивающих внедрение научных разработок в производство, серийное производство научно-технической продукции; единой информационной системы, включающей в себя электронно- венчурную ярмарку, информационно-маркетинговый центр, банки данных о наукоемких технологиях, нерешенных технологических проблемах, потенциальных инвесторах, патентно-консультационный центр, центр дистанционного образования, учебно-технический центр; г) реализация инновационных проектов, финансируемых за счет средств инвестиционно-венчурного фонда; д) продвижение инновационной продукции Республики Башкортостан на отечественный и зарубежный рынки; е) разработка нормативных правовых актов по вопросам развития инновационной деятельности в Республике Башкортостан, предусматривающих: формирование текущих и перспективных программ инновационного развития республики; льготы по арендной плате, земельному налогу за земельные участки, используемые для реализации приоритетных инновационных проектов. 4.4. Государственная поддержка молодежного малого предпринимательства Анализ состояния молодежного малого предпринимательства в Республике Башкортостан позволил выявить у молодежи достаточно высокий бизнес-потенциал. В связи с этим важно привлекать молодежь к предпринимательской деятельности за счет реализации следующих мер: совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов молодежного малого предпринимательства; привлечения молодых предпринимателей к участию в республиканских социально-экономических программах с гарантированным финансированием; создания республиканского общественного объединения молодых предпринимателей и молодежных бизнес-инкубаторов; активизации деятельности консультативных центров, проводящих профессиональные отбор и ориентацию для предпринимательского сектора; поощрения деятельности предприятий, созданных молодыми специалистами и осуществляющих инвестиционную деятельность; проведения политики финансовой поддержки учреждений и организаций, ведущих подготовку молодых специалистов для малых предприятий, действующих в приоритетных направлениях деятельности; изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях; внедрения в образовательных учреждениях практики льготного обучения или повышения квалификации молодых предпринимателей на основе их конкурсного отбора; создания при образовательных учреждениях специальных подразделений для целенаправленной подготовки специалистов с их дальнейшим трудоустройством на действующих или организуемых предприятиях молодежного бизнеса; проведения мониторинга занятости молодых специалистов в малом предпринимательстве; развития молодежного малого предпринимательства в районах с сельскохозяйственной ориентацией (со специализацией на коневодстве, разведении мелкого рогатого скота, бортничестве и т.д.), а также молодежного малого бизнеса в придорожном сервисе. 4.5. Развитие малого предпринимательства в аграрном секторе экономики Социально-экономическое развитие каждого муниципального образования республики во многом зависит от создания разветвленной сети малых предприятий, которая должна стать основой развития экономики сельских районов. Администрациям муниципальных образований необходимо тщательно проанализировать имеющийся потенциал для развития бизнеса, в том числе семейного, наиболее приемлемого для сельской местности. Перспективными направлениями развития малого бизнеса на территории республики являются пчеловодство, рыболоводство, сбор лекарственных трав, мини-переработка молока и хлебопечение, животноводство, деревопереработка, оказание туристических услуг, так называемый сельский, "зеленый", туризм (агротуризм). Особое внимание следует уделить развитию народных промыслов. Решающее значение для развития бизнеса в сельской местности имеет создание оптимальных условий для стабильной реализации продукции, производимой СМП. Приоритетными мероприятиями в целях развития малого предпринимательства в сельской местности являются следующие: разработка нормативных правовых актов по вопросам поддержки потребительских кооперативов; разработка и реализация программы развития потребительских кооперативов; разработки рекомендаций по адаптации государственной политики поддержки малого предпринимательства к потребностям села; организация и проведение семинаров и научно-практических конференций по проблемам предпринимательства в сельской местности; развитие производственно-технологической кооперации между сельскими малыми предприятиями, а также взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса на основе внедрения инновационных технологий, привлечения отечественных и зарубежных инвестиционных ресурсов; разработка программы деятельности малых предприятий агропромышленного комплекса в условиях подготовки России ко вступлению в ВТО; сокращение административных барьеров на пути развития предпринимательства в сельской местности; повышение квалификации работников малых предприятий в сельской местности. Реализация указанных мероприятий будет способствовать развитию вертикальной и горизонтальной кооперации предпринимателей, созданию новых рабочих мест на селе, диверсификации сельской экономики, удовлетворению потребностей населения в качественных отечественных продуктах питания, увеличению доступа предпринимателей к долгосрочным кредитам и информационным ресурсам, установлению и развитию контактов с крупными закупщиками сельскохозяйственной продукции и т.д. 4.6. Подготовка кадров для сферы малого предпринимательства Одним из направлений государственной поддержки малого бизнеса остается информационное обеспечение деятельности СМП. Дальнейшее развитие подготовки кадров для сферы малого предпринимательства предполагает осуществление следующих мероприятий: выработка стратегии опережающей подготовки и повышение квалификации специалистов СМП в целях развития перспективных рыночных ниш, повышения конкурентоспособности продукции СМП; участие предпринимателей в федеральных и международных обучающих программах; развитие сети тренинг-предприятий для формирования навыков предпринимательской деятельности; формирование системы непрерывной профессиональной подготовки кадров для малого предпринимательства и координация деятельности образовательных учреждений в данном направлении; внедрение прогрессивных технологий обучения предпринимателей, в том числе дистанционного обучения; подготовка высококвалифицированных научных кадров для малого бизнеса республики. 4.7. Повышение эффективности деятельности общественных объединений предпринимательства Заметную роль в поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан играют общественные объединения предпринимательства. В настоящее время в республике действуют 63 союза предпринимателей и 40 отраслевых ассоциаций. Основные задачи указанных общественных объединений заключаются в повышении престижа предпринимательства, активизации его роли в социально-экономическом росте и снижении уровня безработицы в республике. Выполнению поставленных задач будет способствовать: проведение "круглых столов" по проблемам развития малого предпринимательства с участием представителей органов государственной власти и средств массовой информации, обеспечение реализации принятых решений; создание специализированных средств массовой информации, освещающих деятельность общественных объединений предпринимательства, проблемы его развития, положительный опыт, накопленный СМП, а также размещающих рекомендации юристов и проекты нормативно-правовых актов, которые затрагивают интересы малого бизнеса, с комментариями и оценками депутатов Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан и специалистов; создание при общественных объединениях предпринимательства фондов, оказывающих спонсорскую помощь молодым предпринимателям для их участия в выставках, ярмарках, снабжающих их необходимыми ресурсами, продвигающих выпускаемую ими продукцию. Меры государственной поддержки СМП являются малоэффективными без самоорганизации предпринимательского сообщества, совершения им последовательных, логически связанных и целенаправленных действий, направленных на реализацию его потенциала. Самоорганизация СМП предполагает: представление и защиту совместных интересов; развитие взаимодействия между СМП в целях обеспечения доступа к дополнительным ресурсам; образование сети СМП, заинтересованных в совместной деятельности; стимулирование отраслевыми общественными объединениями предпринимательства интегрированного развития СМП прежде всего на основе предоставления аутсорсинговых услуг. 4.8. Повышение социальной ответственности бизнеса Повышение эффективности взаимодействия власти и бизнеса - одно из условий действенной социально-экономической политики Республики Башкортостан. Согласно социологическим исследованиям, в Башкортостане сформировалась смешанная модель взаимодействия бизнеса и власти. Практика показывает, что требуются встречные усилия как со стороны органов государственной власти (в частности, создание условий для добросовестной конкуренции, преодоления административных барьеров, защиты прав и имущества предпринимателей), так и самого бизнеса, организованность, развитость и инициатива общественных структур которого пока недостаточно высоки. Основными задачами в указанном направлении являются следующие: создание надежных механизмов взаимодействия СМП и органов государственной власти в решении социально-экономических задач; формирование системы специальных программ в области развития социальной сферы с учетом предложений СМП; оценка деятельности СМП в социальной сфере; организация информационного центра поддержки социальной ответственности СМП, формирование республиканской базы данных о социальных проектах, реализующихся с участием предпринимателей; распространение опыта внедрения социальных программ при поддержке СМП; участие СМП в стратегическом планировании социально- экономического развития муниципальных образований; разработка механизмов предоставления гарантий финансовым институтам по социальным проектам, реализуемым при участии СМП; содействие общественным объединениям предпринимательства по разработке программ инвестирования в социальную сферу; разработка инструктивных и методических материалов в помощь СМП в целях реализации ими социально ориентированных проектов. 4.9. Деятельность СМП в условиях подготовки России ко вступлению в ВТО Вступление России в ВТО предположительно приведет к следующим последствиям: повышению производственных издержек как для предприятий реального сектора экономики, так и для предприятий непроизводственной сферы, что связано с возможностью приведения внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы и тарифов на инфраструктурные услуги к мировому уровню; снижению конкурентоспособности малых предприятий в силу того, что в занимаемые ими ниши легко проникнут конкурирующие иностранные предприятия; увеличению налогового бремени. В этой связи необходимы разработка и реализация мер по целенаправленной подготовке СМП республики к работе в условиях подготовки России ко вступлению в ВТО, а именно: разработка, согласование и проведение мероприятий по обеспечению конкурентоспособности экономики; создание для СМП республиканской системы внешнеэкономической и правовой информации (цены, условия торговли, механизмы разрешения споров и т.д.); внесение изменений в республиканские программы и законодательство в соответствии с нормами и требованиями ВТО; оказание помощи СМП в сертификации продукции и патентовании разработок за рубежом; создание на базе общественных объединений предпринимательства справочных служб по вопросам потенциальных изменений в экономике, которые могут возникнуть при вступлении России в ВТО, организация " горячей линии" для предпринимателей, желающих получить консультацию по тем или иным вопросам хозяйственной деятельности в разрезе изменений, которые должны произойти в законодательстве, структуре внутреннего рынка и внешней торговли России; подготовка на базе учреждений профессионального образования республики специалистов, владеющих знаниями об особенностях ВТО. 5. Перспективные направления развития малого предпринимательства 5.1. Туристическая индустрия Развитие предпринимательской деятельности в сфере туристической индустрии предполагает реализацию следующих мер: подготовка и формирование программных мероприятий содействия развитию предпринимательства в сфере туризма и гостеприимства; обеспечение государственной поддержки развития отрасли; формирование соответствующего инвестиционного портфеля, в том числе преимущественная инвестиционная поддержка СМП, обеспечивающих международный уровень охраны окружающей среды при создании объектов туристической индустрии; законодательное обеспечение развития туризма, включая вопросы аренды и собственности на земли, на которых расположены туристические объекты, объекты инфраструктуры туризма и гостеприимства; определение туристического потенциала республики, включая природные, исторические, этнографические, курортные, религиозные, ботанические, геологические и другие виды туристических объектов, в целях издания туристического атласа Республики Башкортостан; создание общественных объединений, действующих в разных направлениях туризма и гостеприимства: строительстве, придорожном сервисе, агротуризме, школьном познавательном и спортивном туризме, туризме с применением сложных технических средств, в целях разработки перспективных планов развития туризма и взаимодействия с органами государственной власти; создание информационных продуктов, направленных на формирование имиджа Республики Башкортостан как многофункционального туристического центра; подготовка соответствующей рекламной продукции. Основой для решения указанных задач должны стать: экономический и социально-исторический анализ проблем, перспектив и путей развития отрасли во взаимодействии с перспективами развития Российской Федерации в целом и Республики Башкортостан; оценка культурно-исторического потенциала республики, анализ путей и способов его сохранения и использования; антропологическое (социально-этнографическое) исследование народов Башкортостана; разработка и принятие программы природоохранных мероприятий на Южном Урале: разработка технико-экономического обоснования создания особых экономических зон в сфере туризма Республики Башкортостан; экономическая оценка затрат и результатов, связанных с реализацией задачи инфраструктурного насыщения туристских маршрутов; инвентаризация производственных мощностей промышленных предприятий в целях организации на кооперационной основе отечественного производства оборудования, инвентаря и снаряжения для туристской сферы. 5.2. Агротуризм Агротуризм - туристическая активность человека, целями которой является отдых в сельской местности и ознакомление с сельскохозяйственной деятельностью, система многофункционального развития села. Отличительной чертой агротуризма является возможность удовлетворить эмоциональные потребности в непосредственном контакте с растительным и животным миром, испытать идиллию в атмосфере деревенской тишины. Агротуризм подразумевает также развитие гостиничного бизнеса, агрогастрономию, агрорекреацию, агроотдых, агроспорт и агротерапию. В более широком смысле агротуризм включает и некоторые услуги, предлагаемые предприятиями перерабатывающей промышленности и организациями, реализующими сельскохозяйственные продукты. В Республике Башкортостан можно развивать следующие виды агротуристической деятельности: бортничество; коневодство и кумысоделие; приготовление блюд национальной кухни; сбор лекарственных и пищевых растений. Развитие агротуризма будет стимулировать многофункциональное развитие сельского хозяйства. При этом будут появляться новые функции, не связанные с сельским хозяйством: производственные, торговые и обслуживающие. В Башкортостане, территория которого рассматривается как весьма подходящая для комплексного развития туризма, формирование агротуристического бизнеса является перспективным направлением развития малого предпринимательства. 5.3. Придорожный сервис Придорожный сервис - система объектов и услуг, обеспечивающая комфорт участникам межрегиональных автодорожных перевозок, а именно проживание, питание и торговлю, охрану, заправку и текущий ремонт автомобилей. В качестве дополнительных в придорожный сервис входят следующие услуги: организация отдыха и оздоровления в банях и саунах, купания и рыбалки, предоставление экскурсионного оборудования в пунктах проката. В настоящее время уровень развития придорожного сервиса недостаточен как по количеству его объектов, так и по качеству предоставляемых услуг. Развитию придорожного сервиса в республике будут способствовать: разработка концепции развития малого предпринимательства в сфере придорожного сервиса в Республике Башкортостан; помощь СМП в оформлении землеотвода под объекты придорожного сервиса; активизация деятельности администраций муниципальных районов и городских округов по развитию инфраструктуры придорожного сервиса. 5.4. Ремесленничество В экономически развитых странах сфера услуг, ремесленничество и малое предпринимательство являются основой социальной стабильности. В соответствии с классификацией ВТО к ремесленничеству относится деятельность по бытовому обслуживанию населения, мелкому производству товаров и оказанию услуг, народным промыслам и ремеслам. В указанном направлении планируется осуществление следующих мероприятий: сохранение и развитие традиций и культуры народов Республики Башкортостан, воспитание у подрастающего поколения патриотизма, положительного имиджа мастерового человека; насыщение рынка Республики Башкортостан услугами и товарами ремесленного производства; снижение уровня безработицы посредством занятости населения ремесленной деятельностью. Развитие института ремесленничества призвано способствовать формированию основ правового регулирования ремесленной деятельности, механизмов ее самоорганизации и саморегулирования, социально- экономическому и духовному развитию Республики Башкортостан. Несмотря на отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ремесленных организаций, тысячи людей в республике занимаются изготовлением товаров народного потребления и изделий, используемых как в повседневной жизни, так и в качестве сувениров, предметов интерьера, украшений. В разных уголках Башкортостана можно встретить уникальные изделия народных промыслов. Перечень районов Республики Башкортостан, в которых в наиболее выраженной форме сохранились народные промыслы |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |N п/п |Наименование района |Народные промыслы | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |1. |Абзелиловский район |Войлоковаляние, изготовление валенок, вязание и | | | |пуховязание, ткачество, обработка мрамора, лоскутное | | | |творчество, изготовление традиционных подарочных швейных | | | |изделий | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |2. |Баймакский район, г. Сибай |Войлоковаляние, изготовление узорных валенок, | | | |лоскутное творчество, вышивка, изделия из конского | | | |волоса, пуховязание, узорное вязание и изготовление | | | |традиционных швейных изделий | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |3. |Белокатайский, Дуванский, |Производство изделий из дерева и бересты, ткачество, | | |Караидельский районы |тамбурная вышивка | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |4. |Бирский район |Обработка древесины, гончарное производство, узорное вязание | | | | | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |5. |Бижбулякский, |Ковроткачество, узорное ткачество | | |Давлекановский, Демский, | | | |Дюртюлинский районы | | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |6. |Благовещенский район |Лозоплетение, деревообработка, изготовление швейных изделий | | | |в лоскутной технике | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |7. |Бурзянский, Белорецкий, |Обработка древесины, войлоковаляние, ткачество, | | |Ишимбайский районы |изготовление изделий с тамбурной вышивкой и из кожи | | | | | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |8. |Зианчуринский, |Вязание, пуховязание, войлоковаляние, деревообработка,| | |Кугарчинский районы |лоскутное творчество, ткачество | | | | | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |9. |Кармаскалинский район |Лозоплетение, деревообработка, вязание | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |10. |Салаватский район |Обработка древесины, узорное ткачество предметов | | | |интерьера, тамбурная вышивка | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |11. |Стерлитамакский район |Гончарное производство, художественное узорное вязание,| | | |лоскутное творчество, изготовление традиционных | | | |швейных подарочных изделий | | | | | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |12. |Учалинский район |Ткачество, обработка камня, ювелирное производство | | | | | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |13. |Хайбуллинский район |Вязание, пуховязание, войлоковаляние, обработка шерсти| | | | | |————————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| Дальнейшее развитие ремесленной деятельности сдерживается отсутствием законодательства, регулирующего социально-правовые и экономические аспекты. Для комплексного решения проблем ремесленничества необходимо содействие в создании и развитии инфраструктуры ремесленничества, его государственной поддержки. Исходя из задачи гармонизации главных составляющих ремесленной деятельности: науки, производства, творчества и кадров, основными путями развития ремесленной деятельности в Республике Башкортостан являются следующие: формирование нормативно-правовой базы развития ремесленничества; разработка мер по вовлечению субъектов ремесленничества во внешнеэкономическую деятельность и в межрегиональное сотрудничество; организация республиканского центра развития ремесел с сетью филиалов как научно-методического и производственного комплекса, выполняющего следующие функции: активизация экспедиционной деятельности в целях более глубокого изучения мест традиционного бытования ремесел; разработка предложений по развитию народных промыслов, внедрению услуг по доставке сырья, реализации ремесленной продукции, ее рекламе; организация соответствующей музейно- выставочной и издательской деятельности; обеспечение защиты авторских прав ремесленников; формирование благоприятного общественного мнения, способствующего развитию ремесленного производства в Республике Башкортостан; участие республиканских ремесленников в межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях, семинарах, конференциях; создание стенда, представляющего продукцию народных промыслов и ремесел Республики Башкортостан на выставках различного уровня; подготовка и издание сборников о народных промыслах и ремеслах Башкортостана; организация научного центра по изучению народных промыслов и ремесел при Академии наук Республики Башкортостан и соответствующей секции при Союзе художников Республики Башкортостан; разработка и реализация концепции непрерывного профессионального образования в сфере ремесленничества: определение базовых предприятий и образовательных учреждений; подготовка и переподготовка населения через систему органов занятости и базовые образовательные учреждения; организация специальных курсов, семинаров, конференций по проблемам ремесленничества; создание системы категорирования продукции сферы услуг по уровню обслуживания и качества; издание специализированных средств массовой информации в целях обобщения опыта и освещения проблем ремесленничества. 5.5. Жилищно-коммунальное хозяйство Реформа жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) предусматривает демонополизацию отрасли, развитие конкуренции на рынке коммунальных услуг, повышение надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения и повышение качества жилищно- коммунальных услуг. Развитие СМП в сфере ЖКХ предполагает осуществление следующих мер: создание равных условий для СМП, действующих на рынке жилищно- коммунальных услуг, в том числе устранение административных барьеров; изъятие из хозяйственного ведения государственных и муниципальных предприятий, оперативного управления государственных и муниципальных учреждений жилищного фонда и объектов коммунального комплекса, учет этого имущества в соответствующей казне, разработка необходимых нормативных правовых актов; размещение заказов на обслуживание государственных и муниципальных учреждений только на конкурсной основе; стимулирование создания товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и развития управляющих организаций; исключение практики установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги для ТСЖ и управляющих организаций как для юридических лиц - должны применяться тарифы для населения; инвентаризация прав собственности на общее имущество в многоквартирных домах; проведение с 1 января 2007 года органами местного самоуправления открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственниками которых или не приняты решения о способе управления, или такие решения не реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; приватизация государственных и муниципальных унитарных предприятий по обслуживанию жилищного фонда; ограничение участия государства в деятельности хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ; передача имущественных прав на жилищно-коммунальные объекты исключительно на открытых торгах (аукционах, конкурсах) с применением концессионных схем управления. 5.6. Обеспечение экологической безопасности и природоохранная деятельность Формирование конкурентной среды в сфере обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности должно стать одним из перспективных направлений развития предпринимательства. Для этого необходимо: определить перечень видов предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды; предусмотреть объем государственного заказа не менее 15% в сфере обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности, а также равный доступ к нему хозяйствующих субъектов; установить и развивать систему экологических требований различного уровня - от национальных экологических технических регламентов и стандартов до условий, которым должна отвечать конкретная продукция (параметры предельного содержания вредных веществ) в контексте организации экологического предпринимательства с учетом того, что данные экологические требования по существу определяют потенциальные объемы спроса на продукцию природоохранного значения; обеспечить соответствующее информационное обслуживание СМП; отражать в Общероссийском классификаторе услуг населению виды деятельности, сложившиеся в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды. 6. Заключение Направления развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан, представленные в Концепции, в целом ориентированы на количественное увеличение СМП и качественное совершенствование малого бизнеса. Малое предпринимательство в ходе дальнейшего формирования благоприятных условий для его развития все в большей мере будет оказывать влияние на экономический рост, стимулировать структурную перестройку экономики Республики Башкортостан. Реализация предусмотренных мер предполагает достижение следующих результатов: а) в части усиления роли органов местного самоуправления в развитии СМП: активное участие и повышение ответственности органов местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ развития малого предпринимательства, в достижении СМП соответствующих качественных и количественных показателей; сокращение административных барьеров в развитии СМП на муниципальном уровне; б) в части финансово-кредитной и инвестиционной поддержки, льготного налогообложения и страхования СМП: обеспечение доступа СМП к кредитным ресурсам за счет внедрения новых высокостандартизированных кредитных продуктов для малого бизнеса, увеличение их доли в кредитных портфелях коммерческих банков; развитие альтернативных источников кредитования СМП; применение механизмов предоставления государственных гарантий и возмещения части процентных ставок при кредитовании СМП; уменьшение рисков в деятельности СМП; в) в части устранения административных барьеров в деятельности СМП: расширение доступа СМП к новым видам деятельности, новым рынкам, использованию государственного и муниципального имущества на условиях аренды; обеспечение недискриминационного доступа СМП к инфраструктуре субъектов естественных монополий, к получению прав на лесо-, недро- и водопользование; г) в части совершенствования нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства: стабилизация и повышение эффективности развития СМП в Республике Башкортостан; д) в части реализации приоритетных направлений взаимодействия общества, власти и бизнеса: эффективное взаимодействие СМП с крупными и средними предприятиями; повышение роли СМО в создании и совершенствовании условий для развития СМП; повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг СМП за счет развития малого инновационного бизнеса, реализации научного потенциала СМП; вовлечение в сферу малого бизнеса ресурсов молодежного предпринимательства и сельского малого предпринимательства; повышение социальной ответственности бизнеса; включение СМП в международное разделение труда на основе скоординированной деятельности на международном рынке и кооперации с зарубежными партнерами в условиях подготовки России ко вступлению в ВТО; е) в части перспективных направлений развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан: развитие СМП в индустрии туризма обеспечит к 2010 году около 5% доходов бюджета Республики Башкортостан; развитие СМП в ремесленной деятельности приведет к возрождению в республике народных художественных промыслов и росту объема реализации ремесленной продукции; развитие СМП в сферах ЖКХ, обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности будет способствовать демонополизации рынков, стабилизации тарифов на услуги ЖКХ и природоохранные услуги. Перечисленные эффекты способны обеспечить увеличение количества СМП на 42%. При дальнейшем формировании благоприятных условий для деятельности СМП следует ожидать прироста реального объема произведенной ими продукции, оказанных услуг и выполненных работ на 34%, то есть более чем на 14 млрд. рублей в год. Полномасштабная реализация всех положений Концепции позволит обеспечить к 2010 году: рост количества СМП до 150 тыс. единиц; увеличение доли СМП в ВРП Республики Башкортостан до 15%; увеличение доли СМП в налоговых поступлениях в бюджет Республики Башкортостан до 18%. Основой механизма реализации Концепции должны стать республиканские программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства, разработанные с привлечением республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также финансовых институтов, научных организаций, общественных объединений предпринимательства, СМП. Финансовое обеспечение реализации мероприятий Концепции планируется осуществлять с помощью механизма финансирования республиканской и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства на соответствующий год, а также за счет средств внебюджетных источников. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|