Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.11.2012 № 430

                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                 ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

      О   планировании   и   проведении   мероприятий  по  поддержанию
      устойчивого  функционирования  организаций
      Республики Башкортостан в военное время и в чрезвычайных
      ситуациях мирного времени

      В  соответствии  с  федеральными  законами "О защите населения и
 территорий   от   чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
 характера"   и   "О   гражданской   обороне",   в  целях  организации
 планирования  и  проведения  мероприятий  по  поддержанию устойчивого
 функционирования   организаций   республики   в  военное  время  и  в
 чрезвычайных   ситуациях  мирного  времени  Правительство  Республики
 Башкортостан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1.  Утвердить  прилагаемое Положение о планировании и проведении
 мероприятий  по  поддержанию устойчивого функционирования организаций
 Республики  Башкортостан  в  военное время и в чрезвычайных ситуациях
 мирного времени (далее -Положение).
      2.  Рекомендовать  органам  местного  самоуправления  Республики
 Башкортостан   разработать  и  утвердить  правовые  акты,  касающиеся
 планирования  и  проведения  мероприятий  по  поддержанию устойчивого
 функционирования  организаций Республики Башкортостан в военное время
 и   в   чрезвычайных   ситуациях   мирного   времени   на  территории
 соответствующих       муниципальных       образований      Республики
 Башкортостан.
      3.  Рекомендовать  руководителям  организаций  руководствоваться
 Положением  при  проведении первоочередных мероприятий по поддержанию
 устойчивого   функционирования  в  военное  время  и  в  чрезвычайных
 ситуациях мирного времени.
      4.   Финансирование   мероприятий   по   повышению  устойчивости
 функционирования  организаций Республики Башкортостан в военное время
 и   в   чрезвычайных   ситуациях   мирного   времени  осуществлять  в
 соответствии     с    расходными    обязательствами,    определенными
 законодательством.
      5. Признать утратившими силу:
      постановление  Правительства Республики Башкортостан от 7 ноября
 2007 года N 317 "О поддержании устойчивости функционирования объектов
 экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени";
      приказ  Управления  по  чрезвычайным ситуациям при Правительстве
 Республики Башкортостан от 26 ноября 2007 года N 516п "Об утверждении
 Положения   по  поддержанию  устойчивости  функционирования  объектов
 экономики  в  чрезвычайных  ситуациях  мирного  и  военного времени в
 Республике Башкортостан".

      Президент Республики Башкортостан       Р.З.Хамитов

 Уфа, 30 ноября 2012 года
 N 430

                                                            Утверждено
                                          постановлением Правительства
                                               Республики Башкортостан
                                                от 30 ноября 2012 года
                                                                 N 430

                               ПОЛОЖЕНИЕ
         о планировании и проведении мероприятий по поддержанию
    устойчивого функционирования организаций Республики Башкортостан
       в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени

                           1. Общие положения

      1.1.  Настоящее  Положение  определяет  направления деятельности
 республиканских   органов  исполнительной  власти,  органов  местного
 самоуправления  Республики  Башкортостан и организаций республики при
 планировании  и  проведении  мероприятий  по  поддержанию устойчивого
 функционирования   экономики   республики   в   военное   время  и  в
 чрезвычайных ситуациях мирного времени.
      1.2.  Под  устойчивостью  функционирования организаций в военное
 время  и  в  чрезвычайных  ситуациях мирного времени в целях снижения
 возможных  потерь  и  разрушений,  создания  оптимальных  условий для
 восстановления  производства, обеспечения жизнедеятельности населения
 понимаются:
      для    промышленных    организаций   -   способность   выпускать
 установленные  виды  продукции  в  заданных  номенклатуре и объемах в
 военное  время  и  в  чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также
 способность    этих    организаций    к   восстановлению   после   их
 повреждения;
      для  организаций,  деятельность  которых  направлена на оказание
 услуг   (транспорт,   связь,   электроэнергетика,   наука,  культура,
 образование,  медицина, жилищно-коммунальное хозяйство), -способность
 этих организаций восстанавливать и выполнять свои функции.
      1.3.   Поддержание   устойчивого   функционирования  организаций
 Республики  Башкортостан  достигается заблаговременным осуществлением
 комплекса   организационных   и   инженерно-технических  мероприятий,
 направленных  на  сохранение  жизни  и  работоспособности  рабочих  и
 служащих  организаций  и на снижение возможных потерь и разрушений от
 современных   средств   массового  поражения,  создание  условий  для
 ликвидации последствий от нападения противника и  проведения работ по
 восстановлению   деятельности  организаций  республики,  а  также  на
 обеспечение жизнедеятельности населения.
      1.4.  Общее  руководство планированием и проведением мероприятий
 по  поддержанию  устойчивого  функционирования организаций Республики
 Башкортостан  в  военное  время  и  в  чрезвычайных ситуациях мирного
 времени    осуществляют    Президент    Республики   Башкортостан   и
 Правительство Республики Башкортостан.
      Непосредственное   руководство   планированием   и   проведением
 мероприятий  по  поддержанию устойчивого функционирования организаций
 Республики  Башкортостан  в  военное время и в чрезвычайных ситуациях
 мирного  времени  осуществляют  республиканские органы исполнительной
 власти,  органы  местного  самоуправления  Республики  Башкортостан и
 руководители организаций.
      Комиссия  по  повышению  устойчивости  функционирования объектов
 экономики  Республики Башкортостан в чрезвычайных ситуациях мирного и
 военного   времени,  образованная  в  соответствии  с  постановлением
 Кабинета  Министров  Республики  Башкортостан  от 15 июня 2000 года N
 163,  оказывает  помощь  в  планировании  и проведении мероприятий по
 поддержанию   устойчивого   функционирования  организаций  Республики
 Башкортостан  в  военное  время  и  в  чрезвычайных ситуациях мирного
 времени, контролирует ход реализации этих мероприятий.
      1.5.    Вопросы    поддержания    устойчивого   функционирования
 организаций  Республики Башкортостан в военное время и в чрезвычайных
 ситуациях  мирного  времени  отрабатываются  в  организациях, имеющих
 производственные  мощности  по  выпуску  всех  видов продукции, в том
 числе в особый период, а также относящихся к системе жизнеобеспечения
 населения.
      1.6.  Для  планирования  и проведения мероприятий по поддержанию
 устойчивого  функционирования  организаций  Республики Башкортостан в
 военное  время  и  в  чрезвычайных  ситуациях  мирного времени в этих
 организациях   создаются   соответствующие   комиссии   по  повышению
 устойчивого   функционирования  в  военное  время  и  в  чрезвычайных
 ситуациях  мирного  времени  (далее  - комиссии) и разрабатываются их
 ежегодные  планы  работы.  Комиссии  в  своей  работе руководствуются
 настоящим  Положением,  а  также иными нормативными правовыми актами,
 направленными   на  обеспечение  безопасности  населения,  сохранение
 производственных  мощностей  и  материально-технических  ценностей  в
 военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
      1.7.   В  целях  постоянного  совершенствования  мероприятий  по
 поддержанию  устойчивого  функционирования  организаций    Республики
 Башкортостан  в  военное  время  и  в  чрезвычайных ситуациях мирного
 времени   в   этих   организациях  ежегодно  проводятся  исследования
 устойчивости  работы  с  учетом изменений технологических процессов и
 требований номенклатуры выпускаемой продукции и иных факторов.

         2. Основные направления деятельности и мероприятия по
  поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время
               и в чрезвычайных ситуациях мирного времени

      2.1.   Основными   направлениями   деятельности  по  поддержанию
 устойчивого   функционирования   организаций  в  военное  время  и  в
 чрезвычайных ситуациях мирного времени являются:
      обеспечение    защиты    всех    категорий   населения   и   его
 жизнедеятельности  в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного
 времени;
      рациональное   размещение  производительных  сил  на  территории
 муниципальных  районов  и  городских округов Республики Башкортостан,
 организаций республики;
      всесторонняя подготовка технологического оборудования к работе в
 военное  время  и в чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также к
 безаварийной остановке производства;
      подготовка  к  выполнению  работ  по восстановлению деятельности
 организаций  республики  в  военное  время и в чрезвычайных ситуациях
 мирного времени;
      подготовка   системы  управления  функционированием  организаций
 республики  для  решения  задач  в  военное  время  и  в чрезвычайных
 ситуациях мирного времени;
      создание  запасов  финансовых и материально-технических ресурсов
 исходя   из  принципа  разумной  достаточности  в  целях  обеспечения
 первоочередных   работ   по   ликвидации   последствий   чрезвычайных
 ситуаций.
      2.2.  Организационные  и  инженерно-технические  мероприятия  по
 поддержанию  устойчивого функционирования организаций в военное время
 и  в  чрезвычайных ситуациях мирного времени планируются и проводятся
 заблаговременно   в   мирное   время  с  учетом  перспектив  развития
 современных  средств  массового поражения в военное время и возможных
 чрезвычайных ситуаций мирного времени. Мероприятия, которые по своему
 характеру  не  могут  быть осуществлены заблаговременно, проводятся в
 возможно  короткие сроки с введением особого периода и в ходе военных
 действий.
      2.3.  Организационные  и  инженерно-технические  мероприятия  по
 поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное  время
 и  в  чрезвычайных  ситуациях  мирного времени должны планироваться и
 проводиться  по  скоординированным  планам,  разработанным  на основе
 результатов соответствующих научных исследований, анализа и обобщения
 опыта  мобилизационной  подготовки  и  выполнения  задач  гражданской
 обороны.
      2.4.   Контроль   за   проведением  мероприятий  по  поддержанию
 устойчивого   функционирования   организаций  в  военное  время  и  в
 чрезвычайных  ситуациях  мирного времени осуществляется комиссиями, а
 также  органами, уполномоченными решать задачи по гражданской обороне
 и по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
      2.5.  В  целях  подготовки органов управления к выполнению своих
 функций, проверки эффективности выполнения мероприятий по поддержанию
 устойчивого   функционирования   организаций  в  военное  время  и  в
 чрезвычайных  ситуациях  мирного  времени  заблаговременно проводятся
 учения по гражданской обороне соответствующего уровня.

    3. Требования, предъявляемые к размещению производительных сил,
 финансовых и материально-технических ресурсов и организаций в военное
                    время и в чрезвычайных ситуациях
                            мирного времени

      3.1.    Размещение    производительных    сил,    финансовых   и
 материально-технических    ресурсов    на    территории    Республики
 Башкортостан   в   мирное   время   должно  осуществляться  с  учетом
 обеспечения   максимально   возможного   снижения  их  уязвимости  от
 современных  средств  массового  поражения  и  создания  условий  для
 устойчивого функционирования организаций республики в военное время и
 в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
      3.2.  При  размещении производительных сил организаций в военное
 время     и     в     чрезвычайных    ситуациях    мирного    времени
 предусматриваются:
      ограничение   строительства   новых  и  расширение  существующих
 энергоемких и водоемких производств;
      совершенствование   и   повышение   надежности   межрайонных   и
 межотраслевых хозяйственных связей;
      комплексное  развитие  экономики  республики,  предусматривающее
 максимальное   использование   местных  ресурсов  и  производственных
 мощностей;
      ограничение строительства новых промышленных предприятий в зонах
 возможных  сильных  разрушений и в зонах возможного катастрофического
 затопления;
      постепенный   вывод   из   городов,   отнесенных  к  группам  по
 гражданской  обороне,  организаций, баз и складов, перерабатывающих и
 хранящих   значительное   количество   аварийных  химически  опасных,
 взрывоопасных   и   легковоспламеняющихся   веществ,  а  также  вывод
 сортировочных железнодорожных станций и узлов;
      создание условий для размещения и дальнейшего функционирования в
 загородной  зоне  организаций (промышленных предприятий, медицинских,
 культурных,  научных  и  образовательных  учреждений, баз и складов),
 выводимых  в  особый  период  из  городов,  отнесенных  к  группам по
 гражданской обороне.
      3.3.   При   разработке   и  совершенствовании  схем  расселения
 эвакуируемого  населения  на  территории  республики, схем и проектов
 районной    планировки    предусматривается   комплекс   мероприятий,
 направленных   на   повышение   надежности   защиты   эвакуируемых  и
 обеспечение  их  жизнедеятельности  в  условиях  военного времени и в
 чрезвычайных ситуациях мирного времени, снижение потерь и разрушений,
 уменьшение   опасности   возникновения   вторичных  очагов  поражения
 (заражения).
      3.4.   В   целях   своевременного   планирования   и  проведения
 мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в
 военное   время   и   в   чрезвычайных   ситуациях  мирного  времени,
 организациям,    намечаемым    к    строительству,   расширению   или
 реконструкции,  устанавливается  категория по гражданской обороне при
 утверждении задания на их проектирование.
      3.5.    В    целях    рассредоточения   научно-исследовательских
 учреждений,  конструкторских  бюро  и  проектных организаций, имеющих
 особо  важное  оборонное  и экономическое значение, предусматриваются
 разработка  и  осуществление  мероприятий  по  ограничению размещения
 указанных  учреждений  и  организаций  в  больших  городах,  создание
 филиалов   таких   учреждений   и   организаций,  а  также  возможное
 дублирование работ, выполняемых ими в военное время.
      3.6.  В  организациях  республики предусматривается рациональное
 использование  трудовых  ресурсов  в  военное  время и в чрезвычайных
 ситуациях  мирного  времени  исходя  из  наличия  этих ресурсов после
 проведения  мобилизационных  мероприятий  и  эвакуации  населения  из
 городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.

    4. Требования, предъявляемые к подготовке организаций республики
                  к работе в условиях военного времени

      4.1.      Требования,      предъявляемые      к     организациям
 топливно-энергетического комплекса:
      4.1.1. Подготовка организаций топливно-энергетического комплекса
 к  работе  в  военное  время  направлена  на  обеспечение организаций
 республики,  прежде всего ответственных потребителей, электрической и
 тепловой  энергией  в условиях возможных потерь и разрушений, а также
 на обеспечение восстановительных работ.
      К  ответственным  потребителям  относятся  объекты  Министерства
 обороны Российской Федерации, предприятия оборонной промышленности, а
 также   организации,   обеспечивающие   удовлетворение   оборонных  и
 важнейших хозяйственных нужд.
      4.1.2. При развитии системы электроснабжения предусматриваются:
      возможность   перераспределения   энергетических   объектов   по
 муниципальным  районам и городским округам Республики Башкортостан, а
 также потребителям республики;
      создание   резервов   энергетических  мощностей  за  счет  парка
 передвижных  электростанций,  сохранения и консервации мелких местных
 электростанций;
      подготовка  местных  тепловых  электростанций  и  энергетических
 промышленных объектов для работы на различных видах топлива.
      4.1.3.    Для    обеспечения   бесперебойного   электроснабжения
 ответственных потребителей предусматриваются:
      подготовка местных электростанций, находящихся вне зон возможных
 разрушений, к работе по специальным режимам;
      накопление автономных источников электроснабжения;
      использование местных источников энергоснабжения для обеспечения
 участков  производства, работа которых по технологическим условиям не
 может     быть    прекращена    при    нарушении    централизованного
 электроснабжения;
      применение   упрощенных   схем   присоединения   потребителей  к
 электростанциям,        подстанциям        и        распределительным
 пунктам;
      заблаговременное  определение  порядка  перехода  на специальные
 режимы электроснабжения;
      совершенствование   системы   централизованного   диспетчерского
 управления   и   связи   и   обеспечение   возможности   перехода  на
 децентрализованное управление в военное время.
      4.1.4. При развитии системы топливоснабжения предусматриваются:
      возможность перераспределения в военное время топливных ресурсов
 по направлениям, объемам и потребителям;
      накопление и сохранение установленных по нормам запасов топлива;
      использование местных видов топлива;
      развитие   и  строительство  хранилищ  для  твердого  и  жидкого
 топлива;
      развитие сети автозаправочных станций;
      разработка  мероприятий  по  использованию торфяного и дровяного
 фондов для снабжения населения в военное время.
      4.1.5. В топливной промышленности предусматриваются:
      разработка   оптимальных  схем  подачи  топлива  потребителям  в
 военное   время,   а   также   подготовка  к  переходу  на  снабжение
 потребителей по этим схемам;
      освоение и развитие новых топливно-сырьевых районов.
      4.2.  Требования,  предъявляемые  к  организациям  промышленного
 производства:
      4.2.1.  Подготовка промышленного производства к работе в военное
 время   направлена  на  обеспечение  выпуска  оборонной  и  важнейшей
 хозяйственной   продукции   с   учетом  особенностей  работы  местной
 промышленности в этих условиях.
      Для  поддержания  устойчивой  работы  организаций  промышленного
 производства в военное время предусматриваются:
      рациональное   дублирование   выпуска   оборонной   и  важнейшей
 хозяйственной   продукции   на   различных   предприятиях,   а  также
 ассимиляция   действующих,  строящихся,  проектирующихся  организаций
 республики под производство оборонной продукции;
      размещение   заданий   по  производству  оборонной  и  важнейшей
 хозяйственной   продукции   в   первую   очередь   на   предприятиях,
 расположенных в загородной зоне;
      подготовка     производственных    площадей,    технологического
 оборудования,   сырьевых   и   топливно-энергетических  ресурсов  для
 выполнения заданий военного времени;
      разработка и внедрение непрерывных малооперационных, максимально
 автоматизированных процессов производства;
      разработка   допустимых   на   военное   время   отклонений   от
 проектно-конструкторской  документации  и  технических  требований на
 изделия промышленности;
      проектирование упрощенных технологических процессов и подготовка
 производства  к выпуску продукции по техническим требованиям военного
 времени;
      планирование  мероприятий по обеспечению использования в военное
 время имеющегося импортного оборудования;
      создание    страхового   фонда   технической   документации   на
 производство   важнейшей   хозяйственной  продукции  и  комплектующих
 изделий;
      внедрение в производство приборов и систем измерительной техники
 многоцелевого назначения.
      4.2.2.  В  целях  обеспечения  защиты  основных производственных
 фондов, снижения возможных потерь и разрушений и уменьшения опасности
 возникновения вторичных очагов массового поражения предусматриваются:
      рациональная планировка организаций и промышленных зон городов;
      внедрение     технологических     процессов    и    конструкций,
 обеспечивающих  снижение  опасности  возникновения  вторичных  очагов
 массового поражения;
      осуществление  мероприятий  по  защите уникального оборудования,
 аппаратуры и приборов в военное время;
      размещение   технологических  установок  и  оборудования  в  тех
 случаях,  когда  это  допустимо по условиям эксплуатации, на открытых
 площадках или под огнестойкими покрытиями;
      максимально  возможное уменьшение объемов легковоспламеняющихся,
 взрывоопасных и аварийно-опасных химических веществ (далее - АОХВ) на
 объектах  экономики,  защита  аппаратов,  емкостей  и технологических
 коммуникаций  с  этими  веществами,  принятие  мер,  исключающих  или
 ограничивающих их разлив;
      внедрение  систем  аварийного освобождения аппаратов, емкостей и
 технологических коммуникаций от АОХВ и взрывоопасных продуктов;
      осуществление     противопожарных    мероприятий,    исключающих
 возможность   возникновения   массовых  пожаров,  а  также  внедрение
 автоматических систем сигнализации и пожаротушения;
      принятие  мер  по  безаварийной остановке работы оборудования на
 предприятиях  с  непрерывным  технологическим  процессом  по  сигналу
 "Воздушная  тревога"  и  при  внезапном отключении внешних источников
 энергоснабжения;
      осуществление мероприятий по светомаскировке организаций.
      4.2.3.      В     промышленности     строительных     материалов
 предусматриваются:
      разработка   технологических   схем   изготовления  строительных
 материалов  и  конструкций  в  полигонных  условиях  с использованием
 местного сырья;
      разработка  технической  документации  и  оснастки  по массовому
 производству  строительных  материалов,  железобетонных конструкций и
 изделий  для  строительства защитных сооружений гражданской обороны и
 подготовка  организаций к выпуску этих конструкций и изделий в особый
 период;
      изыскание   месторождений  нерудных  строительных  материалов  и
 подготовка    технической    документации   для   эксплуатации   этих
 месторождений в военное время.
      4.2.4.   В   отраслях,  производящих  продовольственные  товары,
 предусматриваются:
      внедрение  прогрессивных  технологий  переработки  сырья,  в том
 числе   автоматических  и  закрытых  поточных  линий,  обеспечивающих
 надежную изоляцию пищевых продуктов от внешней среды;
      защита  пищевого  сырья  и продовольствия от современных средств
 массового   поражения   на  всех  этапах  производства  и  обращения,
 герметизация      продовольственных      складов,      хранилищ     и
 холодильников;
      совершенствование методов контроля зараженности пищевого сырья и
 продовольствия, а также способов и средств их обеззараживания;
      проведение  мероприятий  по  сокращению  ассортимента продукции,
 выпускаемой в военное время;
      внедрение   совершенных   методов   и   средств  консервирования
 продовольствия   и  пищевого  сырья  для  хранения  без  холодильного
 оборудования, а также новых пищевых продуктов массового потребления с
 длительными сроками хранения;
      осуществление   мероприятий   по   подготовке   производства   к
 использованию  пищевых  добавок  и  заменителей  продуктов  питания в
 военное время.
      4.2.5. В рыбном хозяйстве предусматриваются:
      разработка   и  внедрение  способов  обеспечения  сохранности  и
 увеличения   рыбных   запасов   внутренних   водоемов   и   рек   для
 удовлетворения потребностей в военное время;
      подготовка   к   внедрению   быстровозводимых   стационарных   и
 передвижных  рыбоперерабатывающих  предприятий,  предназначенных  для
 переработки  и  выпуска  продукции по упрощенной технологии в военное
 время.
      4.3.  Требования, предъявляемые к организациям агропромышленного
 комплекса:
      4.3.1.  Подготовка сельскохозяйственного производства к работе в
 военное   время   направлена   на   обеспечение   продовольствием   и
 сельскохозяйственным    сырьем,    необходимым   для   удовлетворения
 потребностей  воинских  подразделений,  населения  и промышленности в
 военное время.
      4.3.2.  Для повышения устойчивости сельского хозяйства в военное
 время предусматриваются:
      подготовка   сельскохозяйственного   производства   к  работе  в
 условиях  радиоактивного  и других видов массового поражения, а также
 к  изменению  структуры  сельскохозяйственного производства в военное
 время;
      внедрение   в   производство  высокоурожайных  сортов  зерновых,
 зернобобовых,  технических и других культур, устойчивых к воздействию
 радиоактивных  и  химических веществ, бактериальных средств массового
 поражения;
      применение   новых   высокоэффективных  агротехнических  приемов
 земледелия,   позволяющих   снизить  степень  воздействия  поражающих
 факторов   оружия   массового   поражения   на   сельскохозяйственную
 продукцию;
      внутрихозяйственная    и    межхозяйственная   специализация   и
 кооперация с учетом возможного нарушения хозяйственных связей мирного
 времени;
      размещение   вновь   создаваемых  агропромышленных  предприятий,
 животноводческих  комплексов  и птицефабрик вне зон возможных сильных
 разрушений и возможного катастрофического затопления;
      создание  производственной  базы  и  промыслов  для  переработки
 сельскохозяйственной  продукции,  выпуска  строительных  материалов и
 товаров народного потребления из местного сырья;
      внедрение  быстровозводимых  хранилищ  для  временного  хранения
 сельскохозяйственной продукции в местах ее производства;
      подготовка      и     осуществление     массовой     иммунизации
 сельскохозяйственных животных;
      подготовка  к  вынужденному массовому убою пораженных животных и
 обеззараживанию их останков;
      подготовка   и   осуществление   мероприятий   по  утилизации  и
 захоронению пораженных сельскохозяйственных животных;
      разработка  упрощенной  технологии  заготовки, консервирования и
 приготовления кормов в военное время.
      4.3.3.  Для  обеспечения  защиты сельскохозяйственных животных и
 растений предусматриваются:
      развитие сети ветеринарных и агрохимических лабораторий, станций
 защиты растений и подготовка их к работе в военное время;
      планирование и проведение мероприятий по ветеринарно-санитарной,
 агрохимической  профилактике  и  других  мероприятий, направленных на
 снижение ущерба от современных видов массового поражения;
      подготовка  и  проведение  мероприятий по защите продовольствия,
 пищевого сырья, фуража, семенного фонда и источников водоснабжения от
 всех  видов  заражения  в  хозяйствах,  имеющих  сельскохозяйственное
 производство;
      приспособление  сельскохозяйственной  техники и оборудования для
 обработки  пораженных  животных,  растений  и  готовой продукции,   а
 также   для   обеззараживания   сельскохозяйственных   территорий   и
 сооружений;
      разработка   и   внедрение  автономных  систем  жизнеобеспечения
 животных.
      4.3.4.   Для   повышения   надежности  технического  обеспечения
 сельскохозяйственного      производства      в      военное     время
 предусматриваются:
      расширение сети стационарных и передвижных ремонтных мастерских,
 машинно-технологических   станций,   а   также  станций  технического
 обслуживания сельскохозяйственной техники;
      разработка и проведение мероприятий по межрайонному дублированию
 ремонтно-технических     организаций     машинно-тракторного    парка
 агропромышленного комплекса республики;
      проведение   мероприятий   по   подготовке  сельскохозяйственной
 техники   для   работы   в  условиях  радиоактивного,  химического  и
 бактериологического заражения;
      подготовка ремонтных организаций к работе в полевых условиях;
      проведение  мероприятий  по  подготовке и повышению квалификации
 механизаторов из числа невоеннообязанных.
      4.3.5. При мелиорации земель и в водохозяйственном строительстве
 обеспечивается    подготовка    мелиоративных,   гидротехнических   и
 ирригационных   сооружений   и   систем   к  эксплуатации  в  военное
 время.
      4.4.   Требования,   предъявляемые   к   организациям,   занятым
 заготовкой сельскохозяйственной продукции:
      расширение  в  районах  заготовки сельскохозяйственной продукции
 сети    хранилищ,    обеспечивающих   ее   сохранность   в   условиях
 радиоактивного,    химического    и   бактериологического   заражения
 окружающей среды;
      подготовка      организаций     по     первичной     переработке
 сельскохозяйственной     продукции     к     работе     в     военное
 время;
      разработка  и проведение мероприятий, обеспечивающих заготовку и
 хранение   сельскохозяйственных   продуктов   и   сырья   в  условиях
 загрязнения  природной  среды  радиоактивными  веществами,  заражения
 отравляющими веществами и бактериальными средствами;
      подготовка   к   осуществлению   перевозок  сельскохозяйственных
 продуктов и сырья железнодорожным, автомобильным и водным транспортом
 с   использованием  специальных  уплотненных  емкостей  и  укрывочных
 материалов  в  условиях  загрязнения  природной  среды радиоактивными
 веществами,   заражения   отравляющими  веществами  и  бактериальными
 средствами;
      совершенствование  системы  лабораторного  контроля,  методов  и
 технических  средств  обеззараживания  зерна и хлебопродуктов, другой
 сельскохозяйственной продукции;
      проведение    лабораторного    контроля    за    загрязненностью
 сельскохозяйственной  продукции радиоактивными веществами, а также за
 зараженностью  отравляющими веществами и бактериальными средствами на
 базах, складах и перерабатывающих предприятиях;
      подготовка   средств   и   сил  для  дезактивации,  дегазации  и
 дезинфекции сельскохозяйственной продукции;
      разработка   и   осуществление   мероприятий   по   герметизации
 элеваторно-складских    емкостей,    производственных    участков   и
 технологических линий.
      4.5. Требования, предъявляемые к организациям лесного хозяйства:
      защита  лесов  от  биологических  и химических средств массового
 поражения;
      внедрение  новых  средств  и  способов разведки и тушения лесных
 пожаров,  особенно  в  районах,  прилегающих  к  важным  промышленным
 центрам, транспортным узлам и коммуникациям;
      создание   резерва  лесосечного  фонда  в  местах,  обеспеченных
 транспортными  путями,  и  определение  порядка  его  использования в
 военное время;
      проведение  лесопосадочных  работ  в районах, имеющих защитное и
 маскировочное  значение  в  военное  время,  а  также вокруг городов,
 отнесенных к группам по гражданской обороне;
      разработка   и   внедрение  упрощенной  технологии  производства
 древесины,  пиломатериалов,  сборно-щитовых  домов  и  конструкций  в
 военное время;
      планирование  и  проведение  мероприятий  по обеспечению сбора и
 переработки лекарственно-технического сырья.
      4.6. Требования, предъявляемые к транспортным организациям:
      4.6.1. Подготовка к устойчивому функционированию в военное время
 транспорта  и  транспортных  коммуникаций  республики  направлена  на
 обеспечение    воинских,    эвакуационных    и   народнохозяйственных
 перевозок.
      4.6.2. Для поддержания устойчивого функционирования транспортной
 системы республики предусматриваются:
      подготовка  и  проведение  мероприятий  по  обеспечению широкого
 маневра видам транспорта и дублирования перевозок;
      строительство  соединительных дорог, обходов городов, отнесенных
 к  группам  по  гражданской  обороне, и важнейших объектов экономики,
 стыковка городских и загородных транспортных магистралей;
      подготовка   к  созданию  дублирующих  мостовых  переходов  и  к
 организации переправ через крупные водные преграды;
      подготовка средств и сил для технического прикрытия и выполнения
 восстановительных работ на автомобильных дорогах;
      развитие  продуктопроводного транспорта и проведение мероприятий
 по обеспечению его работы в военное время;
      создание  дублирующих  транспортных коммуникаций на особо важных
 направлениях грузо- и пассажиропотоков;
      проведение  мероприятий  по  подготовке транспортных средств для
 работы на различных видах топлива;
      подготовка  к проведению погрузочно-разгрузочных работ в пунктах
 стыковки   различных  видов  транспортных  коммуникаций,  а  также  к
 развертыванию   временных   перегрузочных  площадок  вблизи  наиболее
 вероятных участков нарушения коммуникаций;
      развитие контейнерных перевозок;
      принятие  мер  по  повышению надежности обеспечения транспортных
 средств   электроэнергией,   топливом,   водой,   запасными  частями,
 смазочными и другими материалами;
      создание  мобильного  резерва  передвижных ремонтных средств для
 поддержания   в  работоспособном  состоянии  транспортных  средств  и
 сооружений.
      4.6.3. На всех видах транспорта предусматриваются:
      совершенствование  системы  оповещения  транспортных  органов  и
 пассажиров об угрозе нападения противника;
      подготовка  транспортных  средств  и  маршрутов  для обеспечения
 эвакуации и рассредоточения населения;
      подготовка   транспортной   системы   республики   к  выполнению
 перевозок     в     условиях     радиоактивного,     химического    и
 бактериологического     заражения,    сильной    задымленности    при
 возникновении     массовых    пожаров,    а    также    в    условиях
 светомаскировки;
      приспособление  и  использование всех видов транспортных средств
 для перевозки пораженного населения.
      4.7. Требования, предъявляемые к организациям связи, телевидения
 и радиовещания:
      подготовка органов и средств связи к работе в военное время;
      прокладка основных и резервных линий связи по различным трассам,
 исключающим их одновременное повреждение, а междугородных линий - вне
 зон  возможных  сильных  разрушений  и  возможного  катастрофического
 затопления;
      увеличение   разветвленности  зоновых  сетей  связи  и  создание
 резерва  подвижных технических средств для восстановления разрушенных
 звеньев этих сетей связи;
      установка   специальной   аппаратуры   циркулярного   вызова   и
 дистанционного  управления  средствами оповещения гражданской обороны
 при проектировании новых автоматических телефонных станций;
      подключение  приемных  и  передающих  радиоцентров  к  сетевым и
 загородным узлам связи;
      создание   системы   управления  и  резервирования,  позволяющей
 оперативно  заменять  вышедшие из строя тракты и каналы зоновых сетей
 связи, организовывать обходные линии связи;
      создание  загородных запасных центров вещания систем телевидения
 и радиовещания.
      4.8.   Требования,  предъявляемые  к  организациям  капитального
 строительства:
      развитие  сети  передвижных  строительно-монтажных организаций и
 инвентарных баз строительной индустрии;
      подготовка   строительно-монтажных   организаций   к   массовому
 строительству в особый период быстровозводимых защитных сооружений, а
 также к ведению восстановительных работ;
      широкое    применение    при   строительстве   и   реконструкции
 промышленных   зданий  каркасных  конструкций  с  легким  огнестойким
 заполнением,   новых   видов  материалов  и  изделий,  обеспечивающих
 снижение   потерь   технологического   оборудования   предприятий  от
 вторичных факторов массового поражения;
      совершенствование   существующих   и   разработка   новых  более
 эффективных  способов  применения  строительных машин и средств малой
 механизации  при  ведении  строительно-монтажных  и восстановительных
 работ;
      разработка      типовой      проектной      документации      по
 инженерно-техническим    мероприятиям   капитального   строительства,
 направленным  на уменьшение возможных разрушений в населенных пунктах
 и на объектах экономики республики в военное время;
      подготовка  технической  документации  и  оснастки для массового
 производства  конструкций, предназначенных для строительства защитных
 сооружений.
      4.9.       Требования,       предъявляемые       к       системе
 материально-технического              снабжения             экономики
 республики:
      4.9.1.  Подготовка  системы  материально-технического  снабжения
 экономики республики к функционированию в военное время направлена на
 обеспечение материально-техническими ресурсами производства оборонной
 и  важнейшей  хозяйственной продукции для удовлетворения потребностей
 воинских подразделений, населения и экономики республики.
      4.9.2.  В  целях повышения устойчивости функционирования системы
 материально-технического  снабжения  экономики  республики  в военное
 время обеспечиваются:
      совершенствование методов разработки и оперативной корректировки
 планов  материально-технического  снабжения  экономики  республики  в
 военное время;
      повышение    надежности   связей   между   объектами   экономики
 республики, сокращение дальних перевозок;
      рациональное размещение запасов материально-технических ресурсов
 на  территории  республики  и  установление  оптимальных  объемов  их
 хранения на базах и складах;
      заблаговременная  отработка  взаимосогласованных  действий  всех
 участников   процесса  материально-технического  снабжения  экономики
 республики  в  целях  подготовки перехода при необходимости в военное
 время  к  единому  руководству  снабженческо-сбытовыми  организациями
 независимо от их формы собственности;
      развитие   хозяйственных   связей   в   пределах   республики  с
 максимальным   использованием   собственных   материально-технических
 ресурсов  и  производственных мощностей, а также возможностей смежных
 субъектов Российской Федерации;
      маневрирование   материально-техническими  ресурсами  в  военное
 время,  упрощение  хозяйственных  связей,  эффективное  использование
 местных сырьевых ресурсов;
      внедрение  тары  и  упаковочных  материалов  для  защиты  сырья,
 материалов    и   готовой   продукции   от   всех   видов   массового
 поражения;
      дальнейшие   накопление   и   совершенствование  мобилизационных
 резервов  материалов и ценностей, обеспечивающих бесперебойную работу
 объектов  экономики  республики  и  выполнение  ими  заданий военного
 времени, в том числе запасов материалов и оборудования для проведения
 неотложных аварийно-восстановительных работ;
      рассредоточенное  размещение  резервов  материалов  и  товаров с
 учетом  необходимости  максимального  приближения  пунктов хранения к
 местам потребления и обеспечения мобилизационных нужд Вооруженных Сил
 Российской    Федерации   и   сил   гражданской   обороны,   исключая
 нерациональные перевозки;
      подготовка      резервных      и      дублирующих      вариантов
 материально-технического  снабжения  экономики  республики  на случай
 нарушения  установленных хозяйственных связей, изыскание возможностей
 равноценной замены дефицитных и импортных видов сырья и материалов;
      создание  и  использование в особый период резервных организаций
 материально-технического  снабжения  и  баз-дублеров  с    упрощенной
 технологией  погрузочно-разгрузочных  работ,  временных погрузочных и
 перевалочных баз, выносных складов и хранилищ;
      проведение  мероприятий по ускоренной отгрузке готовой продукции
 и  вывозу  материальных  ценностей,  переадресовке находящихся в пути
 грузов   и   ограничению  подвоза  материальных  ресурсов  в  города,
 отнесенные  к  группам  по  гражданской  обороне,  с  учетом введения
 особого периода и обстановки после нападения противника;
      постепенный   вывод   из   городов,   отнесенных  к  группам  по
 гражданской  обороне,  а  также  зон  возможных  сильных разрушений и
 возможного   катастрофического  затопления  в  загородную  зону  баз,
 складов   и  хранилищ,  деятельность  которых  необходима  в  военное
 время;
      планирование   и  проведение  мероприятий  по  совершенствованию
 взаимодействия  органов  управления системой материально-технического
 снабжения  экономики республики с органами управления различных видов
 транспорта в военное время.
      4.10.   Требования,   предъявляемые   к  организациям  торговли,
 потребительской кооперации и общественного питания:
      проведение  мероприятий по подготовке к эвакуации и размещению в
 безопасных районах товарных запасов, необходимых для соответствующего
 обеспечения  населения при проведении военных действий или вследствие
 этих действий;
      приспособление  выделенных  зданий  и подготовка к строительству
 временных   сооружений   для  развертывания  предприятий  торговли  и
 общественного   питания   в   местах   размещения  эвакуированного  и
 рассредоточенного  населения,  а  также  обеспечение этих предприятий
 необходимым количеством рабочих и служащих;
      строительство    складов,    холодильников,   баз   и   хранилищ
 продовольственных  и других товаров с учетом обеспечения их защиты от
 современных  средств  массового  поражения  в  военное время, а также
 подготовка  и  осуществление  мероприятий  по защите данных товаров в
 процессе реализации;
      организация  работы  по  проведению  контроля за загрязненностью
 радиоактивными  веществами,  зараженностью  отравляющими веществами и
 бактериальными  средствами  продовольствия  и  воды  и дальнейшему их
 обеззараживанию  на основе договоров, заключенных с учреждениями сети
 наблюдения и лабораторного контроля.
      4.11.  Требования,  предъявляемые  к  организациям и учреждениям
 здравоохранения и социального обеспечения населения:
      совершенствование организации медицинского обеспечения населения
 в военное время;
      совершенствование методов лечения пораженных ядерным, химическим
 и  бактериологическим  оружием,  проведение  санитарно-гигиенических,
 противоэпидемических и лечебно-эвакуационных мероприятий;
      внедрение  эффективных средств профилактики и лечения пораженных
 ядерным, химическим и бактериологическим оружием;
      совершенствование  системы снабжения организаций здравоохранения
 и  медицинских  формирований  медикаментами и медицинским имуществом,
 обеспечивающей   работу  в  условиях  применения  противником  оружия
 массового поражения;
      подготовка  лечебных  учреждений к оказанию населению всех видов
 медицинской помощи в условиях применения противником оружия массового
 поражения,   а   также   материальной  базы  в  загородной  зоне  для
 обеспечения развертывания лечебных и других медицинских организаций с
 учетом увеличения численности населения в этой зоне в военное время;
      подготовка  медицинских кадров к оказанию всех видов медицинской
 помощи     населению,     пораженному     ядерным,    химическим    и
 бактериологическим оружием.

           5. Требования, предъявляемые к выполнению работ по
               восстановлению организаций в военное время

      5.1. Подготовка к выполнению работ по восстановлению организаций
 республики   в  военное  время  направлена  на  обеспечение  быстрого
 восстановления  нарушенного  производства  и выполнения установленных
 мобилизационных заданий.
      Данная   подготовка  должна  осуществляться  заблаговременно  на
 основе   прогнозирования   возможной   обстановки   после   нападения
 противника   с   учетом   сохранившихся  производственных  мощностей,
 материально-технических,     сырьевых,    финансовых    и    трудовых
 ресурсов.
      5.2.  При  подготовке  к восстановлению пострадавших организаций
 республики предусматриваются:
      разработка   вариантов  возможного  поражения  данных  объектов,
 определение  характера  и  ориентировочных  объемов восстановительных
 работ;
      создание  и  подготовка  специальных  формирований  (подвижных и
 стационарных) организаций для выполнения эксплуатационных, ремонтных,
 восстановительных  и строительных работ в промышленности, энергетике,
 сельском   хозяйстве,   капитальном   строительстве,  транспорте,  на
 автомобильных     и    железных    дорогах,    продуктопроводах,    в
 жилищно-коммунальном   хозяйстве   и   других     отраслях  экономики
 республики,   а   также   для   медицинского   и   иного  обеспечения
 населения;
      планирование  и  проведение мероприятий по обеспечению надежного
 хранения   технической   и   другой   документации,  необходимой  для
 проведения восстановительных работ;
      планирование   и   проведение   мероприятий   по  восстановлению
 транспортных   коммуникаций,   мостовых   переходов,  путепроводов  и
 объектов дорожного хозяйства в сельской местности.
      5.3.  Для  обеспечения выполнения строительно-монтажных работ по
 ускоренному строительству новых и восстановлению разрушенных объектов
 экономики республики предусматриваются:
      закрепление на военное время проектно-изыскательских организаций
 за основными районами строительства, важнейшими стройками и объектами
 экономики;
      закрепление      за     строительно-монтажными     организациями
 строительства  важнейших объектов промышленности, транспорта, связи и
 других  отраслей  экономики,  имеющих  оборонное  значение,  а  также
 объектов гражданской обороны;
      разработка   рекомендаций  по  организации  и  способам  ведения
 восстановительных  работ,  в  том  числе  восстановления промышленных
 зданий   и   сооружений  с  использованием  облегченных  строительных
 конструкций;
      подготовка  к  массовому  производству  изделий и конструкций из
 легких  и  огнестойких  строительных  материалов, отвечающих условиям
 восстановления промышленных зданий и сооружений в короткие сроки.

      6. Требования, предъявляемые к организации систем управления
                 экономикой республики в военное время

      6.1.   Подготовка  систем  управления  экономикой  республики  к
 решению задач военного времени направлена на обеспечение непрерывного
 руководства  деятельностью  всех  подведомственных звеньев в условиях
 возможного  нарушения  систем  управления и связей мирного времени, а
 также  на  рациональное  использование  сохранившихся после нападения
 противника   производственных   мощностей,   материально-технических,
 сырьевых, финансовых и трудовых ресурсов.
      Все   системы   управления  экономикой  республики  должны  быть
 подготовлены   к  переходу  при  необходимости  от  централизованного
 управления к децентрализованному.
      6.2.  При  совершенствовании  управления экономикой республики и
 разработке  его  схем  учитываются  особенности  работы  центральных,
 отраслевых и территориальных органов управления в военное время.
      Функции   центральных,   отраслевых  и  территориальных  органов
 управления   экономикой   республики  в  военное  время  определяются
 положениями об этих органах.
      6.3.   Для   обеспечения   устойчивого   управления   экономикой
 республики в военное время предусматриваются:
      подготовка органов управления к осуществлению перевода экономики
 республики,  ее  отраслевых  и  территориальных звеньев на выполнение
 мобилизационных   заданий   по  плану  расчетного  года,  а  также  к
 управлению  организациями, действующими на соответствующей территории
 независимо  от их ведомственной принадлежности при нарушении связей с
 центральными органами управления;
      создание   в   установленном   порядке   системы   рационального
 размещения   запасных  пунктов  управления,  оснащенных  современными
 техническими   средствами   управления   и  обеспеченных  необходимой
 документацией;
      создание    подвижных   пунктов   управления   для   руководства
 республики,  оснащенных  всеми необходимыми для управления средствами
 связи и документацией;
      дублирование  управления  в отраслевых и территориальных звеньях
 экономики   республики   и  подготовка  резерва  кадров  руководящего
 состава;
      организация взаимодействия отраслевых, территориальных и военных
 органов   управления   при  решении  общих  задач  военного  времени,
 согласованное  использование  пунктов  управления и сопряжение систем
 связи и оповещения;
      заблаговременная   разработка  и  определение  порядка  сбора  и
 обработки   информации   об   обстановке  на  территории  республики,
 сложившейся после нападения противника;
      подготовка   отраслевых   и  территориальных  автоматизированных
 систем     управления,     автоматизированных    систем    управления
 производственных  объединений  и  крупных организаций к решению задач
 военного  времени,  отработка способов управления при выходе из строя
 отдельных  участков  отраслевых  и территориальных автоматизированных
 систем управления;
      подготовка  упрощенной  системы  сбора, составления, обработки и
 выдачи    экономико-статистической    информации,   необходимой   для
 оперативной  оценки  состояния  отраслевых  и территориальных органов
 управления экономикой республики в военное время.

Информация по документу
Читайте также