Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2010 № 296ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ" (В редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 27.01.2011 г. N 15; от 18.04.2011 г. N 112; от 24.11.2011 г. N 426; от 13.07.2012 г. N 234; от 08.04.2013 г. N 144) Во исполнение Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Республики Башкортостан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы" (далее - Комплексная программа). 2. Министерствам, ведомствам Республики Башкортостан обеспечить: исполнение мероприятий Комплексной программы и отраслевых подпрограмм; ежеквартальный мониторинг хода реализации Комплексной программы и отраслевых подпрограмм с представлением результатов мониторинга в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Башкортостан по координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности - Министерство экономического развития Республики Башкортостан в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; (В редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2011 г. N 426; от 13.07.2012 г. N 234) своевременное внесение изменений в Комплексную программу и отраслевые подпрограммы. 3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принять участие в реализации Комплексной программы. 4. Установить, что финансирование мероприятий Комплексной программы производится в пределах общих сумм бюджетных ассигнований, утвержденных исполнителям на соответствующий год, внебюджетных источников и централизованных средств, запланированных исполнителями мероприятий Комплексной программы на проведение иных мероприятий и программ. Объемы финансирования Комплексной программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан. 5. Министерство экономического развития Республики Башкортостан (В редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2011 г. N 426; от 13.07.2012 г. N 234) на основании разработанных министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан подпрограмм энергосбережения и результатов мониторинга их выполнения своевременно представлять в Правительство Республики Башкортостан предложения о внесении изменений в Комплексную программу; обеспечить координацию работ по выполнению и мониторингу Комплексной программы. 6. Признать утратившим силу Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 декабря 2008 года N 464 "О Комплексной программе Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2008 - 2012 годы". 7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономического развития Республики Башкортостан. (В редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 13.07.2012 г. N 234) Исполняющий обязанности Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Р.Хамитов Уфа, 30 июля 2010 года N 296 Утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2010 г. N 296 КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА" Содержание Паспорт Программы 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами 2. Основные характеристики Программы 2.1. Итоги выполнения Комплексной программы Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2008 - 2012 годы" и Комплексной программы Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы" за 2010 год 2.2. Цели и задачи Программы 2.3. Срок реализации Программы 2.4. Ресурсное обеспечение Программы 2.5. Механизм реализации Программы 2.6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы 3. Система программных мероприятий Паспорт Программы Наименование Комплексная программа Республики Башкортостан Программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Республики Башкортостан на 2010 - 2014 годы и на период до 2020 года" Основания для Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ разработки Программы "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с последующими изменениями); Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1220 "Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара" (с последующими изменениями); Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (с последующими изменениями); Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 67 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации" (с последующими изменениями); государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2446-р; Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 года N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях"; распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 16 апреля 2010 года N 377-р Государственный Министерство экономического развития Республики заказчик Программы Башкортостан Основной разработчик Министерство экономического развития Республики Программы Башкортостан Основные исполнители Министерство жилищно-коммунального хозяйства Программы Республики Башкортостан; Министерство здравоохранения Республики Башкортостан; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан; Министерство культуры Республики Башкортостан; Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан; Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан; Министерство образования Республики Башкортостан; Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан; Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан; Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан; Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре; Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству; Управление ветеринарии Республики Башкортостан; Управление государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; Управление записи актов гражданского состояния Республики Башкортостан; Управление Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов; администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (по согласованию) Цели и задачи Цели: Программы снижение энергоемкости валового регионального продукта; повышение эффективности экономики республики; экономия бюджетных средств за счет энергосбережения Задачи: реализация положений Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории Республики Башкортостан; создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития и реализации потенциала энергосбережения; обеспечение государственными и муниципальными учреждениями снижения потребления энергоресурсов не менее чем на 3% в год; внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях республики; оптимизация использования топливно-энергетических ресурсов, потребления тепла и электроэнергии в отраслях экономики, социальной сфере, жилищно- коммунальном хозяйстве; уменьшение удельного потребления энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции в реальном секторе экономики; снижение затрат бюджета на оплату коммунальных услуг; организация учета и контроля всех потребляемых энергоресурсов; снижение потерь энергоресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении; совершенствование нормативной правовой базы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности; создание экономических механизмов энергосберегающей деятельности; формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых указанными вопросами, пропаганды и внедрения системы энергетического менеджмента; внедрение инновационных энергосберегающих технических средств и технологий; снижение техногенной нагрузки на окружающую среду Важнейший целевой Снижение энергоемкости валового регионального индикатор и продукта Республики Башкортостан к 2020 году не показатель менее чем на 40% реализации Программы Срок реализации 2010 - 2020 годы Программы Объем и источники Объем финансирования Программы за счет всех финансирования источников - 82,9 млрд. рублей, из них по годам: Программы 2010 год - 6,7 млрд. рублей; 2011 год - 12,8 млрд. рублей; 2012 год - 8,7 млрд. рублей; 2013 год - 7,6 млрд. рублей; 2014 год - 8,1 млрд. рублей; 2015 год - 5,7 млрд. рублей; 2016 год - 6,0 млрд. рублей; 2017 год - 5,8 млрд. рублей; 2018 год - 5,9 млрд. рублей; 2019 год - 6,1 млрд. рублей; 2020 год - 9,4 млрд. рублей. Источники финансирования - средства федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, предусматриваемые в законе о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год, а также средства местных бюджетов и другие источники в соответствии с законодательством. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов различных уровней. Источником финансирования Программы также являются собственные средства организаций, выполняющих программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Ожидаемые конечные Снижение энергоемкости валового регионального результаты продукта на 3,0 - 3,3% ежегодно и создание реализации Программы необходимых условий для снижения данного показателя не менее чем на 40% к 2020 году Система контроля за Управление реализацией и контроль за выполнением выполнением Программы осуществляет ее государственный Программы заказчик - Министерство экономического развития Республики Башкортостан 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Энергосбережение является одним из важнейших направлений повышения эффективности развития экономики Российской Федерации и ее субъектов. Целевые индикаторы и сроки их достижения установлены в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", согласно которому предусматриваются меры по техническому регулированию, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с последующими изменениями), предусмотрено: снижение энергоемкости валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года; ликвидация к 2012 году за счет государственной поддержки безучетного потребления энергоресурсов путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей; реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса. Важным этапом в деятельности по повышению эффективности как экономики в целом, так и расходования бюджетных средств за счет внедрения энергосберегающих технологий является вступление в силу Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), который регулирует правовые, экономические и организационные основы осуществления деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В настоящее время на федеральном уровне приняты следующие нормативные документы: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1220 "Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара" (с последующими изменениями); Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (с последующими изменениями); Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 67 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации" (с последующими изменениями); государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2446-р; Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 года N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях". Программный подход, включающий определение объемов бюджетных ассигнований в зависимости от поставленных целей и задач, использование системы показателей для определения эффективности деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности, позволяет системно и комплексно разрабатывать и осуществлять мероприятия в указанной сфере. Требования к региональным и муниципальным программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности сформулированы в статье 14 Закона, а более детально - в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (с последующими изменениями). В частности, определены перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (как общих, так и касающихся отдельных видов энергетических ресурсов и секторов: бюджетного, жилищного, транспортного, коммунальной инфраструктуры), перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен и тарифов. Особое внимание в Законе уделено вопросам обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственных и муниципальных учреждениях. Сложившаяся динамика показателей энергоэффективности в бюджетной сфере объясняется, прежде всего, отсутствием стимулов к энергосбережению как на уровне главных распорядителей бюджетных средств, так и на уровне подведомственных бюджетополучателей. Это связано с используемым механизмом планирования расходов на коммунальные услуги. После принятия Закона, внесшего значительные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", появились необходимые правовые основы для проведения работ по повышению энергоэффективности в государственных и муниципальных учреждениях, в том числе посредством заключения и реализации энергосервисных договоров (контрактов). Указанные правовые основы нашли отражение в статьях 21, 24, 33 и 44 Закона, определяющих механизмы и способы повышения энергоэффективности в государственных и муниципальных учреждениях. Масштабные задачи, поставленные в Законе, могут быть решены в каждой отрасли, муниципальном образовании, республике в целом только программным методом с четким определением задач для каждого уровня. Основным документом, позволяющим реализовать механизм действия Закона в республике, является Комплексная программа Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Республики Башкортостан на 2010 - 2014 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа). Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности республиканской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному использованию энергетических ресурсов. Снижение потребления энергоресурсов в результате мероприятий по энергосбережению и увеличение мощностей систем энергоснабжения - взаимосвязанные процессы, которые должны рассматриваться совместно при планировании производства и потребления энергоресурсов. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 января 2011 года N 15 "О внесении изменений в Комплексную программу Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы" утверждены целевые показатели эффективности реализации Программы на период 2007 - 2020 годов. Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Башкортостан на 2007 - 2020 годы выполнен в соответствии с Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 года N 273, и произведен по следующим группам (таблица 2.11): общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (группа A); целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (для фактических и сопоставимых условий) (группа B); целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе (группа C); целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде (группа D); целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе (группа E). Основными принципами реализации Программы являются следующие: комплексный подход и системность в решении поставленных задач; поэтапность реализации планируемых мероприятий; консолидация действий исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан всех уровней, органов местного самоуправления республики, хозяйствующих субъектов в части решения проблем повышения энергоэффективности; привлечение для реализации энергосберегающих проектов всех источников финансирования, включая собственные средства организаций, средства муниципальных бюджетов, бюджета Республики Башкортостан, федерального бюджета, а также кредитные средства; обеспечение основных стандартов энергопотребления. Программа призвана создать необходимые условия для развития энергосбережения и стать основным документом для организации и проведения в жизнь энергетической политики в республике при одновременном решении проблемы рационального использования энергетических ресурсов и сопутствующих социальных задач. Высвободившиеся за счет реализации энергосберегающих проектов финансовые средства могут быть направлены на повышение надежности энергоснабжения промышленности, сельского хозяйства, объектов жилищно-коммунального сектора, социальной сферы. Исключительная важность выполнения Программы заключается еще и в том, что его конечные результаты могут приравниваться к вводу новых энергетических мощностей. При этом финансовые затраты на реализацию Программы ниже, чем на строительство новых электростанций мощностью, эквивалентной мощности, высвободившейся в результате внедрения энергосберегающих мероприятий. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 16 апреля 2010 года N 377-р определен уполномоченный орган исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергоэффективности - Министерство экономического развития Республики Башкортостан и утвержден состав рабочей группы по разработке и мониторингу мероприятий по повышению энергетической эффективности в секторах экономики для реализации Закона в Республике Башкортостан. 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ Энергосистема Республики Башкортостан является одной из крупнейших в стране, самодостаточной и на сегодняшний день бездефицитной с точки зрения баланса производства и потребления электро- и теплоэнергии. При этом энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Башкортостан традиционно рассматриваются в качестве приоритетов развития экономики. Достаточно высокая энергоемкость экономики республики, во многом связанная со сложившейся структурой валового регионального продукта (с преобладанием энергоемких отраслей), природно-климатическими условиями, и прогнозируемые в посткризисный период темпы роста объемов промышленного производства, реализация инвестиционных проектов, ввод новых производств, расширение действующих (даже с учетом развития энергосистемы в перспективе) могут привести к дефициту энергобаланса. Таблица 2.1 Потребление топливно-энергетических ресурсов в Республике Башкортостан в 2009 году Наименование показателя Электроэнергия, Теплоэнергия, Топливо, млн. кВт*час тыс. Гкал тыс. тонн условного топлива Всего по республике 21506,4 43889,6 24877,8 Потреблено организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) 18689,4 32091,3 21807,1 Потреблено населением 2817,0 11798,3 3070,7 Структура валового регионального продукта в Республике Башкортостан за 2009 год (в основных ценах) Рисунок не приводится. производство и распределение энергии, газа и воды - 3,9% операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 6,7% строительство - 6,5% сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 9,8% транспорт и связь - 10,9% добыча полезных ископаемых - 8,1% оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 16,8% обрабатывающие производства - 21,9% другие виды деятельности - 15,4% Электроэнергия Основным производителем и поставщиком электроэнергии на территории Республики Башкортостан является ОАО "Башкирэнерго". Таблица 2.2 Баланс производства и потребления электроэнергии в Республике Башкортостан (млн. кВт*час) N п/п Наименование показателя Годы 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Ресурсы - всего, в том числе: 45646 38922 36087 35684 36359 36892 35585 33292 1.1 произведено в Республике Башкортостан 31058 26923 24702 24594 25209 25655 24730 22217 1.2 получено из других регионов Российской Федерации 14588 11999 11385 11090 11150 11237 10855 11075 Распределение - всего, в том числе: 45646 38922 36087 35684 36359 36892 35585 33292 2.1 потреблено в Республике Башкортостан 30865 26170 22066 21276 22232 22336 22218 21507 2.2 потери в сетях общего пользования 2113 2713 2408 2361 2213 2619 2524 1971 2.3 отпущено в другие регионы 12668 12752 11613 12047 11914 11937 10843 9814 Таблица 2.3 Потребление электроэнергии организациями и населением Республики Башкортостан (без потерь в электросетях общего пользования) (млн. кВт*час) Наименование показателя Годы 2007 2008 2009 1 2 3 4 Потреблено электроэнергии - всего, в том числе: 22336 22218 21506 сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 501 474 419 добыча полезных ископаемых 3436 3432 3262 обрабатывающие производства 8727 8771 7753 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2084 2975 3392 строительство 280 264 192 транспорт и связь 2004 1960 1676 предоставление социальных и коммунальных услуг 602 634 980 прочие виды 2230 981 1015 население 2472 2727 2817 Структура потребления электроэнергии в Республике Башкортостан в 2009 году Рисунок не приводится. сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 1,8% население - 12,0% обрабатывающие производства - 33,0% другие виды экономической деятельности - 9,4% добыча полезных ископаемых - 13,9% потери в электросетях общего пользования - 8,4% распределение электроэнергии, газа и воды - 14,4% транспорт и связь - 7,1% В объеме потребления электроэнергии большую часть составляет производственное потребление. Основными потребителями электроэнергии традиционно являются такие сектора экономики, как обрабатывающие производства (33,0% общего объема потребления по республике), добыча полезных ископаемых (13,9%), распределение электроэнергии, газа и воды (14,4%), транспорт и связь (7,1%), другие виды экономической деятельности (9,4%). Тепловая энергия Основными производителями тепловой энергии в Республике Башкортостан являются ОАО "Башкирэнерго", коммунальные предприятия и котельные промышленных предприятий и организаций. В структуре использования тепловой энергии около 70% приходится на производственное потребление. Основными потребителями теплоэнергии являются предприятия обрабатывающих производств. В 2009 году их доля составила 62,3% общего потребления тепловой энергии. Таблица 2.4 Использование теплоэнергии в Республике Башкортостан (тыс. Гкал) Наименование показателя Годы 2007 2008 2009 Использование теплоэнергии - всего, в том числе: 53237 41617 43890 сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 913 756 453 добыча полезных ископаемых 1010 659 645 производство нефтепродуктов 14423 12765 11606 химическое производство 12538 8035 5419 другие обрабатывающие производства 5373 4739 2953 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 695 946 936 транспорт 900 652 630 образование 659 719 1023 здравоохранение и предоставление социальных услуг 717 706 688 прочие виды деятельности 1947 1996 5638 население 13264 9006 11798 Топливо Основным видом топлива в топливном балансе Республики Башкортостан является газ; его доля в общем потреблении в 2009 году составила 85,4%. Кроме того, активно расходуются твердое топливо, моторное, котельно-печное топливо, вторичные энергоресурсы. Таблица 2.5 Использование топлива в Республике Башкортостан (тыс. тонн условного топлива) Наименование показателя Годы 2007 2008 2009 Использование топлива - всего, в том числе: 28108 26516 24878 сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 390 320 464 добыча полезных ископаемых 490 590 361 производство нефтепродуктов 4996 4912 4868 химическое производство 2001 1636 1527 прочие обрабатывающие производства 1249 1230 1199 производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 13066 12197 11286 транспорт 1914 1871 1328 население 3212 2963 3071 Более половины потребляемого топлива расходуется на производство, передачу и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды. На долю обрабатывающих производств приходится более 30% потребления, в том числе на долю производства нефтепродуктов - около 22%, доля транспорта составляет около 6%. Вода В современных условиях при увеличении количества потребителей и истощении природных источников весьма важное значение имеют рациональное использование водных ресурсов и экономия воды. Особую роль при этом играет правильно организованный учет расхода воды, без которого нельзя эффективно осуществлять контроль за водопотреблением и бороться с потерями воды. В реальном секторе экономики наряду с совершенствованием учета потребления возрастает роль реализации ресурсосберегающих проектов. Доля населения в объеме потребленной воды составляет порядка 70%. Установка индивидуальных и общедомовых приборов учета потребления воды способствует решению задачи оптимизации системы подачи и распределения воды в целях экономии данного вида ресурсов. Отпуск воды потребителям представлен в таблице 2.6. Таблица 2.6 Отпуск воды потребителям Республики Башкортостан (тыс. куб. м) Наименование показателя Годы 2007 2008 2009 Отпущено воды всем потребителям - всего, в том числе: 334569,6 320550,7 297681,4 населению 235745,9 226382,3 207788,1 бюджетофинансируемым организациям 21116,8 20000,8 18022,9 Темпы развития промышленного производства в республике приведены в таблице 2.7. Таблица 2.7 Индексы промышленного производства в Республике Башкортостан (% к предыдущему году) Наименование показателя Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Индексы промышленного производства 103,6 106,2 108,0 107,4 108,8 98,3 114,0 В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2011 год и на период до 2013 года предусматривается среднегодовой прирост объемов производства порядка 7%. Таблица 2.8 Прогнозный баланс электрической энергии в Республике Башкортостан (млн. кВт*час) Наименование показателя Годы 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Произведено электроэнергии 22216,9 24954,6 26983,0 28987,1 31053,0 33204,0 Получено электроэнергии из других регионов 11075,2 12627,0 13653,4 14667,5 15712,8 16801,2 Потреблено электроэнергии (без потерь в сетях общего пользования) 21506,4 23657,0 25525,9 27363,8 29251,9 31211,8 Потери в сетях общего пользования 1971,4 2620,2 2833,2 3043,6 3260,6 3486,4 Отпущено электроэнергии в другие регионы 9814,3 11304,5 12277,3 13247,1 14253,3 15307,1 Таблица 2.9 Прогнозный баланс тепловой энергии в Республике Башкортостан (тыс. Гкал) Наименование показателя Годы 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Произведено теплоэнергии 43889,6 48278,6 52092,6 55843,2 59696,4 63696,1 Потреблено теплоэнергии - всего, в том числе: 43889,6 48278,6 52092,6 55843,2 59696,4 63696,1 производственное потребление 32091,3 35291,7 38079,7 40821,4 43638,1 46561,8 население 11798,3 12986,9 14012,9 15021,8 16058,3 17134,3 Основные направления инвестиционной и инновационной политики в энергосбережении и повышении энергетической эффективности экономики ориентированы прежде всего на модернизацию энергетических мощностей и диверсификацию топливного баланса. В республиканской структуре топливного баланса доля газа составляет более 85%, в том числе газа природного - 70,5%. Высокая доля газа, основная часть которого ввозится из-за пределов республики, определяет надежность функционирования практически всех отраслей экономики. Направлениями диверсификации топливного баланса являются наращивание доли сжигания угля и внедрение новых технологий использования нефтяного кокса, древесных отходов, развитие альтернативной энергетики. Оптимизации топливного баланса республики также способствует использование возобновляемых источников энергии. В последние годы построены Юмагузинская ГЭС мощностью 45 МВт, 14 микро- и малых ГЭС; действует вторая в России по мощности ветроэлектростанция "Тюпкильды" на 2,2 МВт, в производстве электроэнергии и тепла осуществляется внедрение парогазовых и газотурбинных технологий, существенно повышающих коэффициент использования газового топлива. В Башкортостане впервые в отечественной энергетике применен авиационный газотурбинный двигатель Уфимского моторостроительного производственного объединения для комбинированного производства электро- и теплоэнергии с коэффициентом использования газового топлива свыше 80%. На объектах ОАО "Башкирэнерго" построены и введены в эксплуатацию три ТЭЦ на газотурбинных установках, четыре мини-ТЭЦ на базе газопоршневых агрегатов, Зауральская ТЭЦ на базе десяти газопоршневых агрегатов. Десятки котельных с использованием древесных отходов в качестве топлива функционируют в Аскинском, Белорецком, Зилаирском и других преимущественно лесных районах. Осуществляется реконструкция котельных агрегатов, выполняются и планируются другие перспективные мероприятия. Повышение энергоэффективности промышленного производства, внедрение современных энергосберегающих приборов и оборудования, улучшение экологической обстановки в республике, освоение имеющегося потенциала энергосбережения за счет реализации подпрограмм энергосбережения в промышленности, социальной сфере, агропромышленном и строительном комплексах, на предприятиях транспорта и связи имеют чрезвычайно важное значение для Республики Башкортостан. Кроме того, энергосбережение - одно из направлений повышения конкурентоспособности продукции субъектов малого и среднего бизнеса. Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью изменения системы отношений на рынках энергоносителей, а также замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе. Основным разработчиком Программы является Министерство экономического развития Республики Башкортостан. При разработке Программы использованы материалы, представленные республиканскими органами исполнительной власти, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Программа призвана стать основным документом при реализации положений Закона, формировании и реализации энергетической политики, решении проблемы рационального использования топливно-энергетических ресурсов, что, несомненно, обеспечит повышение эффективности экономики республики. Высвободившиеся за счет реализации энергосберегающих проектов финансовые средства могут быть направлены на создание более надежных условий обеспечения энергией промышленности, сельского хозяйства, объектов жилищно-коммунального сектора, на решение социальных вопросов. Исключительная важность реализации Программы заключается еще и в том, что конечные результаты ее выполнения могут приравниваться к вводу новых энергетических мощностей. При этом финансовые затраты на реализацию Программы ниже, чем на строительство новых электростанций мощностью, эквивалентной мощности, высвободившейся в результате внедрения энергосберегающих мероприятий. 2.1. Итоги выполнения Комплексной программы Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2008 - 2012 годы" и Комплексной программы Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы" за 2010 год Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Башкортостан традиционно рассматриваются в качестве приоритетов развития экономики. В республике неоднократно разрабатывались и реализовывались программы энергосбережения. К настоящему времени накоплен положительный опыт и получены значительные результаты энергосберегающей деятельности. Успешно реализована Комплексная программа Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2003 - 2005 годы", одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 июля 2003 года N 183, основным результатом которой является снижение энергоемкости валового регионального продукта за данный период на 13%. С 2009 года на территории Республики Башкортостан реализуется комплексная программа Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2008 - 2012 годы", одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 декабря 2008 года N 464. Данной Программой предусмотрено снижение энергоемкости валового регионального продукта к 2012 году на 23% по сравнению с 2006 годом при ежегодном снижении данного показателя на 3 - 4%. В августе 2010 года была начата реализация Комплексной программы Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2010 года N 296. По предварительной оценке, в 2010 году снижение потребления энергоресурсов только в государственных и муниципальных учреждениях по сравнению с 2009 годом составило: электроэнергии - 30541,6 тыс. кВт*час; тепловой энергии - 80,1 тыс. Гкал; воды холодной - 891,4 тыс. куб. м; воды горячей - 34,5 тыс. куб. м; газа - 3053,6 тыс. куб. м. 2.2. Цели и задачи Программы Основными целями Программы являются следующие: снижение энергоемкости валового регионального продукта; повышение эффективности экономики республики; экономия бюджетных средств за счет энергосбережения. Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы необходимо решить следующие задачи: реализация положений Закона на территории Республики Башкортостан; создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития и реализации потенциала энергосбережения; обеспечение государственными и муниципальными учреждениями снижения в сопоставимых условиях объема потребленных воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, электрической и тепловой энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного этими учреждениями в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%; внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях республики; оптимизация использования топливно-энергетических ресурсов, потребления тепла и электроэнергии в отраслях экономики, социальной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве; уменьшение удельного потребления энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции в реальном секторе экономики; снижение затрат бюджета на оплату коммунальных услуг; организация учета и контроля всех потребляемых энергоресурсов; снижение потерь энергоресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении; совершенствование нормативной правовой базы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности; создание экономических механизмов энергосберегающей деятельности; формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых указанными вопросами, пропаганды и внедрения системы энергетического менеджмента; внедрение инновационных энергосберегающих технических средств и технологий; снижение техногенной нагрузки на окружающую среду. 2.3. Срок реализации Программы Реализацию мероприятий Программы планируется осуществить в 2010 - 2020 годах. 2.4. Ресурсное обеспечение Программы Основным источником финансирования мероприятий Программы являются собственные средства предприятий республики, производящих и потребляющих топливно-энергетические ресурсы, а также средства бюджета Республики Башкортостан и федерального бюджета. Суммарные затраты на реализацию Программы оцениваются участвующими в ней исполнительными органами государственной власти Республики Башкортостан в 82857,737 млн. рублей. Таблица 2.10 Финансовое обеспечение Программы N п/п Наименование Объем финансирования исполнительного органа Всего по годам государственной власти 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Республики Башкортостан 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 Министерство жилищно- коммунального хозяйства Республики Башкортостан - всего, из них: 11525,64 2214,14 3852,56 547,26 562,26 593,96 595,16 605,16 615,16 627,66 637,66 647,66 бюджет Российской Федерации 528,7 528,7 - - - - - - - - - - бюджеты муниципальных образований Республики Башкортостан 1627,1 161,04 145,06 150,02 133,36 140,86 143,36 145,76 148,26 150,66 153,16 155,56 внебюджетные источники - всего, в том числе: 9369,84 1524,4 3707,5 424,24 428,9 453,1 451,8 459,4 466,9 477 484,5 492,1 собственные средства 9369,84 1524,4 3707,5 424,24 428,9 453,1 451,8 459,4 466,9 477 484,5 492,1 2 Министерство здравоохранения Республики Башкортостан - всего, из них: 536,25 58,58 60,74 67,69 59,62 52,87 39,46 39,46 39,46 39,46 39,46 39,46 бюджет Республики Башкортостан 378,83 27,49 30,98 48 41,16 42,5 31,45 31,45 31,45 31,45 31,45 31,45 внебюджетные источники - всего, в том числе: 157,43 31,09 29,76 19,69 18,46 10,37 8,01 8,01 8,01 8,01 8,01 8,01 собственные средства 87,29 16,09 11,23 6,64 7,46 5,37 6,75 6,75 6,75 6,75 6,75 6,75 привлеченные средства 70,14 15 18,53 13,05 11 5 1,26 1,26 1,26 1,26 1,26 1,26 3 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - всего, из них: 0,901 0,545 0,051 0,051 0,051 0,038 0,038 0,038 0,025 0,025 0,025 0,014 бюджет Республики Башкортостан 0,901 0,545 0,051 0,051 0,051 0,038 0,038 0,038 0,025 0,025 0,025 0,014 4 Министерство культуры Республики Башкортостан - всего, из них: 276,1 13,57 28,47 27,42 26,32 25,32 25,7 25,9 25,9 25,9 25,8 25,8 бюджет Республики Башкортостан 276,1 13,57 28,47 27,42 26,32 25,32 25,7 25,9 25,9 25,9 25,8 25,8 5 Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан - всего, из них: 11,252 5,74 1,275 1,195 0,73 0,605 0,465 0,348 0,3 0,257 0,174 0,163 внебюджетные источники - всего, в том числе: 11,252 5,74 1,275 1,195 0,73 0,605 0,465 0,348 0,3 0,257 0,174 0,163 собственные средства 11,252 5,74 1,275 1,195 0,73 0,605 0,465 0,348 0,3 0,257 0,174 0,163 6 Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан - всего, из них: 2,87 0,72 0,19 0,1 0,1 0,14 0,27 0,27 0,27 0,27 0,27 0,27 бюджет Республики Башкортостан 2,87 0,72 0,19 0,1 0,1 0,14 0,27 0,27 0,27 0,27 0,27 0,27 7 Министерство образования Республики Башкортостан - всего, из них: 8875,7 648,71 627,91 1149,62 1352,43 1457,83 652,6 621,05 591,2 591,35 591,5 591,5 бюджет Республики Башкортостан 7516 532,41 507,11 1027,02 1227,43 1332,83 527,6 496,05 466,2 466,35 466,5 466,5 внебюджетные источники - всего, в том числе: 1359,7 116,3 120,8 122,6 125 125 125 125 125 125 125 125 собственные средства 262,2 18,8 20,8 22,6 25 25 25 25 25 25 25 25 привлеченные средства 1097,5 97,5 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 8 Министерство природопользования и зкологии Республики Башкортостан - всего, из них: 13,722 0,25 1,605 2,977 1,285 1,045 0,985 1,155 0,855 0,825 1,445 1,295 бюджет Республики Башкортостан 6,06 0,12 0,9 2,0 0,5 0,34 0,33 0,4 0,27 0,3 0,4 0,5 внебюджетные источники - всего, в том числе: 7,662 0,13 0,705 0,977 0,785 0,705 0,655 0,755 0,585 0,525 1,045 0,795 собственные средства 7,662 0,13 0,705 0,977 0,785 0,705 0,655 0,755 0,585 0,525 1,045 0,795 9 Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан - всего, из них: 19212,578 1260,43 4714,596 3050,325 1792,339 1948,052 503,03 720,167 523,34 467,506 491,143 3741,65 бюджет Республики Башкортостан 250 - - 250 - - - - - - - - внебюджетные источники - всего, в том числе: 18962,578 1260,43 4714,596 2800,325 1792,339 1948,052 503,03 720,167 523,34 467,506 491,143 3741,65 собственные средства 18962,578 1260,43 4714,596 2800,325 1792,339 1948,052 503,03 720,167 523,34 467,506 491,143 3741,65 10 Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан - всего, из них: 40242,1 2310,4 3255,9 3514,5 3610,9 3661,3 3753,3 3834,6 3906,6 4026,9 4148,4 4219,3 бюджет Российской Федерации 5560 360 450 460 480 500 510 520 540 560 580 600 бюджет Республики Башкортостан 6500 400 450 500 520 550 580 600 650 700 750 800 бюджеты муниципальных образований Республики Башкортостан 20,1 0,4 4,9 2,5 1,95 1,3 1,3 1,6 1,6 1,9 1,4 1,3 внебюджетные источники - всего, в том числе: 28162 1550 2351 2552 2609 2610 2662 2713 2715 2765 2817 2818 собственные средства 27500 1500 2300 2500 2550 2550 2600 2650 2650 2700 2750 2750 привлеченные средства 662 50 51 52 59 60 62 63 65 65 67 68 11 Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - всего, из них: 66 4,2 10,9 10,9 5 5 5 5 5 5 5 5 бюджет Республики Башкортостан 4,2 4,2 - - - - - - - - - - внебюджетные источники - всего, в том числе: 61,8 - 10,9 10,9 5 5 5 5 5 5 5 5 собственные средства 61,8 - 10,9 10,9 5 5 5 5 5 5 5 5 12 Управление государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - всего, из них: 3,808 0,308 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 бюджет Республики Башкортостан 3,808 0,308 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 13 Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - всего, из них: 1137,26 36,9 74,47 185,01 66,17 259,55 65,17 73,51 82,39 91,58 97,83 104,68 внебюджетные источники - всего, в том числе: 1137,26 36,9 74,47 185,01 66,17 259,55 65,17 73,51 82,39 91,58 97,83 104,68 собственные средства 1137,26 36,9 74,47 185,01 66,17 259,55 65,17 73,51 82,39 91,58 97,83 104,68 14 Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству - всего, из них: 654,576 90,093 80,437 89,008 81,381 78,583 37,535 41,22 39,245 36,731 40,023 40,32 внебюджетные источники - всего, в том числе: 654,576 90,093 80,437 89,008 81,381 78,583 37,535 41,22 39,245 36,731 40,023 40,32 собственные средства 654,576 90,093 80,437 89,008 81,381 78,583 37,535 41,22 39,245 36,731 40,023 40,32 15 Управление ветеринарии Республики Башкортостан - всего, из них: 116,86 17,86 13,5 9,5 9,5 9,5 9,5 9,5 9,5 9,5 9,5 9,5 бюджет Республики Башкортостан 51,05 5,05 10 4 4 4 4 4 4 4 4 4 внебюджетные источники - всего, в том числе: 65,81 12,81 3,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 собственные средства 65,81 12,81 3,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 16 Управление записи актов гражданского состояния Республики Башкортостан - всего, из них: 85,51 - 10,13 8,24 8,35 8,96 8,22 8,35 8,22 8,29 8,04 8,71 бюджет Республики Башкортостан 85,51 - 10,13 8,24 8,35 8,96 8,22 8,35 8,22 8,29 8,04 8,71 17 Управление Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов - всего, из них: 96,6 - 40,8 29,5 11,6 8,8 1,7 1,5 0,9 0,6 0,6 0,6 бюджет Республики Башкортостан 96,6 - 40,8 29,5 11,6 8,8 1,7 1,5 0,9 0,6 0,6 0,6 Итого по Программе, 82857,737 6662,446 12773,88 8720,646 7588,39 8111,9 5698,48 5987,58 5848,72 5932,2 6097,22 9436,27 из них: бюджет Российской Федерации 6088,7 888,7 450 460 480 500 510 520 540 560 580 600 бюджет Республики Башкортостан 15171,929 984,413 1078,98 1896,681 1839,86 1973,28 1179,66 1168,31 1187,59 1237,54 1287,44 1338,19 бюджеты муниципальных образований Республики Башкортостан 1647,2 161,44 149,96 152,52 135,26 142,16 144,66 147,36 149,86 152,56 154,56 156,86 внебюджетные источники - всего, в том числе: 59949,908 4627,893 11094,94 6211,445 5133,265 5496,465 3864,165 4151,91 3971,27 3982,109 4075,225 7341,218 собственные средства 58120,268 4465,393 10925,41 6046,395 4963,27 5331,47 3700,91 3987,65 3805,01 3815,85 3906,97 7171,96 привлеченные средства 1829,64 162,5 169,53 165,05 170 165 163,26 164,26 166,26 166,26 168,26 169,26 Мероприятия Программы и объемы ее финансирования уточняются ежегодно. 2.5. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы основан на обязательности выполнения ее заказчиками и исполнителями цикла "планирование - реализация - мониторинг". Механизм включает следующие основные составляющие: расширение системы морального стимулирования и материальной заинтересованности в результатах энергосбережения в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, реальном секторе экономики, быту, а также усиление административной и экономической ответственности за энергорасточительные деятельность и поведение; наращивание темпов комплексного оснащения средствами учета, мониторинга, контроля и автоматического регулирования энергоносителей; совершенствование форм статистической отчетности в сфере энергопотребления; соответствие показателей современной системе стандартов и нормативов энергосбережения; проведение мероприятий по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения; проведение предприятиями энергоаудита и энергетических обследований, ведение энергетических паспортов; активизация работы по ресурсосберегающим инвестиционным проектам и расширению практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов организаций; организация ведения топливно-энергетических балансов; совершенствование нормирования и обоснования лимитов потребления энергетических ресурсов; мониторинг потребления энергетических ресурсов. 2.6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы Разработка и реализация Программы позволит: снизить энергоемкость продукции и услуг; обеспечить устойчивое снабжение потребителей энергоресурсами в соответствии с их потребностями; снизить долю затрат на энергоресурсы в себестоимости продукции и оптимизировать величину издержек производства; уменьшить техногенную нагрузку на окружающую среду; снизить расходы бюджета Республики Башкортостан и бюджетов муниципальных образований Республики Башкортостан на энергоснабжение бюджетных организаций и дотации на оплату энергоресурсов населением. Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Башкортостан на 2007 - 2020 годы выполнен в соответствии с Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 года N 273. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности реализации Программы приведены в таблице 2.11. Затраты на финансирование мероприятий Программы представлены в таблице 2.10 "Финансовое обеспечение Программы". Значения целевых показателей Программы зависят от характера действия внешних факторов в рассматриваемый период, степени исполнения принятой в Программе стратегии энергосбережения в разных секторах экономики республики, полноты реализации соглашений, заключенных в рамках Программы. Энергоемкость валового регионального продукта (в фактических условиях в действующих ценах соответствующих лет) за период выполнения Программы в период 2011 - 2014 годов и до 2020 года прогнозируется с ежегодным снижением в пределах 3,0 - 3,3%, в результате чего суммарное снижение энергоемкости валового регионального продукта в 2020 году к уровню 2007 года составит 48,4%. В сопоставимых условиях (без учета мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности) снижение энергоемкости валового регионального продукта за этот же период достигло бы 32,0%. Объем потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов в республике за период выполнения Программы увеличится: по электроэнергии - с 23,8 млрд. кВт*час в 2010 году до 31,1 млрд. кВт*час в 2014 году и до 48,5 млрд. кВт*час в 2020 году; по природному газу - с 16829,8 млн. куб. м в 2010 году до 22050,6 млн. куб. м в 2014 году и 34314,7 млн. куб. м в 2020 году; по теплоэнергии - с 48496,6 тыс. Гкал в 2010 году до 63541,0 тыс. Гкал в 2014 году и 98881,1 тыс. Гкал в 2020 году; по воде - с 771,9 млн. куб. м в 2010 году до 1011,3 млн. куб. м в 2014 году и 1573,8 млн. куб. м в 2020 году. Экономия потребления энергоресурсов с учетом мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при стабилизации валового регионального продукта и потреблении ресурсов на уровне 2007 года составит: по электроэнергии - около 8,4 млрд. кВт*час в 2014 году и 10,8 млрд. кВт*час в 2020 году; по природному газу - 6639,8 млн. куб. м в 2014 году и 8500,6 млн. куб. м в 2020 году; по теплоэнергии - 20116,0 тыс. Гкал в 2014 году и 25753,5 тыс. Гкал в 2020 году; по воде - 300766,9 тыс. куб. м в 2014 году и 385056,6 тыс. куб. м в 2020 году. Таблица 2.11 Целевые показатели эффективности реализации Программы N п/п Наименование Единица Значения целевых показателей по годам показателя измерения 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Группа A. Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности A.1 Динамика энергоемкости валового регионального продукта - для региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности кг условного топлива/ тыс. руб. 74,1 53,8 54,3 52,6 50,9 49,3 47,7 46,1 44,7 43,3 42,0 40,7 39,5 38,3 A.2 Доля объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме электрической энергии, потребляемой на территории Республики Башкортостан % 95 98 99,3 99,5 99,7 100 100 100 100 100 100 100 100 100 A.3 Доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме тепловой энергии, потребляемой на территории Республики Башкортостан % 48 52 61,5 62 71 85 100 100 100 100 100 100 100 100 A.4 Доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме воды, потребляемой на территории Республики Башкортостан % 72 78 79,8 85 95 100 100 100 100 100 100 100 100 100 A.5 Доля объемов природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих приборов учета), в общем объеме природного газа, потребляемого на территории Республики Башкортостан % 90,1 92 93,9 95 97 100 100 100 100 100 100 100 100 100 A.6 Изменение объема производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов т у.т. -48437,3 -175810,4 -139921,9 194213,1 186724,2 218004,0 218473,6 224447,0 232875,1 249216,6 280758,1 320223,9 358727,7 406479,8 A.7 Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Республики Башкортостан % 3,7 3,6 3,4 3,5 3,7 3,9 4,0 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 A.8 Объем внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования Программы % 0 0 0 69,5 86,9 71,2 67,6 67,8 67,8 63,9 67,9 67,1 66,8 77,8 Группа B. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (для фактических и сопоставимых условий) B.1 Экономия электрической энергии в натуральном выражении тыс. кВт*ч фактические условия 0 0 0 6472755,5 6985298,9 7484724,5 7969219,7 8439685,0 8868239,6 9282399,2 9682686,4 10069240,1 10443281,7 10804900,2 сопоставимые условия 0 0 0 6257409,1 6372853,9 6444986,0 6531388,4 6660775,8 6746084,4 6830687,9 6914594,1 6997732,6 7080267,7 7162128,3 B.2 Экономия электрической энергии в стоимостном выражении тыс. руб. фактические условия 0 0 0 7374410,4 7958351,0 8527346,7 9079332,0 9615333,1 10103585,4 10575437,4 11031484,6 11471885,2 11898030,8 12310022,8 сопоставимые условия 0 0 0 7129066,2 7260592,4 7342772,5 7441210,8 7588621,9 7685813,9 7782202,7 7877797,1 7972516,7 8066548,9 8159812,7 B.3 Экономия тепловой энергии в натуральном выражении тыс. Гкал фактические условия 0 0 0 15427,9 16649,5 17839,9 18994,7 20116,0 21137,5 22124,7 23078,7 24000,1 24891,6 25753,5 сопоставимые условия 0 0 0 14914,6 15189,7 15361,7 15567,6 15876,0 16079,3 16281,0 16481,0 16679,1 16875,9 17071,0 B.4 Экономия тепловой энергии в стоимостном выражении тыс. руб. фактические условия 0 0 0 6217733,9 6710083,5 7189832,1 7655238,6 8107167,8 8518837,8 8916679,8 9301195,9 9672519,8 10031824,4 10379195,4 сопоставимые условия 0 0 0 6010872,0 6121768,3 6191058,5 6274056,7 6398346,4 6480293,8 6561564,0 6642164,4 6722027,3 6801310,6 6879945,9 B.5 Экономия воды в натуральном выражении тыс. куб. м фактические условия 0 0 0 230671,0 248936,6 266734,8 284000,9 300766,9 316039,4 330798,9 345064,0 358839,7 372169,6 385056,6 сопоставимые условия 0 0 0 222996,7 227110,8 229681,4 232760,5 237371,5 240411,7 243426,7 246416,9 249379,8 252321,1 255238,4 B.6 Экономия воды в стоимостном выражении тыс. руб. фактические условия 0 0 0 1568563,0 1692769,2 1813796,6 1931205,8 2045215,1 2149068,1 2249432,7 2346435,5 2440110,3 2530753,0 2618385,1 сопоставимые условия 0 0 0 1516377,4 1544353,5 1561833,5 1582771,7 1614126,5 1634799,6 1655301,9 1675635,1 1695782,3 1715783,3 1735620,8 B.7 Экономия природного газа в натуральном выражении тыс. куб. м фактические условия 0 0 0 5092350,3 5495586,6 5888502,8 6269672,6 6639804,6 6976964,1 7302798,3 7617718,7 7921834,4 8216106,5 8500604,8 сопоставимые условия 0 0 0 4922929,5 5013754,0 5070503,0 5138478,9 5240272,6 5307388,0 5373948,6 5439960,6 5505368,7 5570302,0 5634704,7 B.8 Экономия природного газа в стоимостном выражении тыс. руб. фактические условия 0 0 0 7900832,4 8526457,6 9136071,0 9727459,8 10301723,3 10824829,5 11330364,6 11818966,7 12290805,3 12747371,3 13188773,3 сопоставимые условия 0 0 0 7637974,4 7778889,5 7866936,1 7972401,4 8130335,4 8234465,5 8337735,0 8440153,3 8541634,5 8642379,3 8742300,7 Группа C. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе C.1 Доля объемов электрической энергии, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой бюджетными учреждениями на территории Республики Башкортостан % 88 90 91 92 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 C.2 Доля объемов тепловой энергии, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой бюджетными учреждениями на территории Республики Башкортостан % 46 48 64 93 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 C.3 Доля объемов воды, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой бюджетными учреждениями на территории Республики Башкортостан % 57 60 65 71 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 C.4 Доля объемов природного газа, потребляемого бюджетными учреждениями, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого бюджетными учреждениями на территории Республики Башкортостан % 78 84 93 96 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 C.5 Доля расходов бюджета Республики Башкортостан на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений (для сопоставимых условий) % 2,7 3,3 3,6 3,9 3,8 3,5 3,5 3,6 3,8 4,0 4,2 4,5 4,9 5,3 C.6 Доля расходов бюджета Республики Башкортостан на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений (для фактических условий) % 2,7 2,8 2,8 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 C.7 Динамика расходов бюджета Республики Башкортостан на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений (для фактических условий) млн. руб. 257,8 495,9 336,7 236,4 -84,9 -301,7 -23,4 149,4 169,9 193,3 219,7 272,4 322,2 401,3 C.8 Динамика расходов бюджета Республики Башкортостан на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений (для сопоставимых условий) млн. руб. 0 495,9 832,6 1069,0 984,1 682,4 659,0 808,3 978,2 1171,5 1391,2 1663,6 1985,7 2387,0 C.9 Доля расходов бюджета Республики Башкортостан на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива % 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 C.10 Динамика расходов бюджета Республики Башкортостан на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива млн. руб. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 C.11 Доля бюджетных учреждений, финансируемых за счет бюджета Республики Башкортостан, в общем объеме бюджетных учреждений, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование % - - - 0,1 10 100 100 100 100 100 100 100 100 100 C.12 Число энергосервисных договоров, заключенных государственными заказчиками шт. - - - - 529 580 546 546 546 560 581 546 546 546 C.13 Доля государственных заказчиков в общем объеме государственных заказчиков, которыми заключены энергосервисные договоры шт. - - - - 47,4 53,8 49,6 49,6 49,6 51,4 53,9 49,6 49,6 49,6 C.14 Доля товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности, в общем объеме закупаемых товаров, работ, услуг для государственных нужд % - - - 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 C.15 Удельные расходы бюджета Республики Башкортостан на предоставление социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на 1 человека тыс. руб./чел. 2,5 2,9 3,1 3,7 4,2 4,4 4,5 4,5 4,7 5,0 5,2 5,6 6,0 6,5 Группа D. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде D.1 Доля объемов электрической энергии, потребляемой в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории Республики Башкортостан % 98 98 98 98,1 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 D.2 Доля объемов электрической энергии, потребляемой в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой в многоквартирных домах на территории Республики Башкортостан % 2,2 4,8 39 68,7 91 100 100 100 100 100 100 100 100 100 D.3 Доля объемов электрической энергии, потребляемой в многоквартирных домах, оплата которой осуществляется с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории Республики Башкортостан % 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 D.4 Доля объемов тепловой энергии, потребляемой в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) в жилых домах на территории Республики Башкортостан (за исключением многоквартирных домов) % 1,8 5,1 22,9 45,4 85,7 100 100 100 100 100 100 100 100 100 D.5 Доля объемов тепловой энергии, потребляемой в многоквартирных домах, оплата которой осуществляется с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой в многоквартирных домах на территории Республики Башкортостан % 4 7,4 11,4 44,3 52,4 72,4 100 100 100 100 100 100 100 100 D.6 Доля объемов воды, потребляемой в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории Республики Башкортостан % 32 44,7 59,2 75 91,3 100 100 100 100 100 100 100 100 100 D.7 Доля объемов воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории Республики Башкортостан % 15,4 27,6 54,1 83,3 97,1 100 100 100 100 100 100 100 100 100 D.8 Доля объемов воды, потребляемой в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории Республики Башкортостан % 43 59 80,8 91,6 97,1 100 100 100 100 100 100 100 100 100 D.9 Доля объемов природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории Республики Башкортостан % 89 89,3 89,5 90 92 100 100 100 100 100 100 100 100 100 D.10 Доля объемов природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах, расчеты за который осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах на территории Республики Башкортостан % 10 10 12 20 63 100 100 100 100 100 100 100 100 100 D.11 Число жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование шт. - - - 350 800 1300 1400 1500 1600 1700 1800 1900 2000 2100 D.12 Доля жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование, в общем числе жилых домов Республики Башкортостан % - - - 0,05 0,1 0,18 0,2 0,21 0,22 0,23 0,24 0,25 0,26 0,27 Группа E. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе E.1 Динамика количества высокоэкономичных по использованию моторного топлива (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется Республикой Башкортостан шт. 132 380 89 80 64 95 43 60 93 95 81 76 51 62 E.2 Динамика количества общественного транспорта, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется Республикой Башкортостан в отношении которого проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом шт. - - - - - - - - - - - - - - 3. Система программных мероприятий Перечень основных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности разработан в соответствии с Законом и Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" с учетом предложений исполнительных органов государственной власти и организаций Республики Башкортостан. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности сгруппированы в следующие разделы: организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем инженерных коммуникаций; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов); мероприятия по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии. Перечень основных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, сроки их реализации, объемы финансирования и экономия топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве, бюджетной сфере, промышленном производстве, агропромышленном комплексе, строительном комплексе, транспорте, лесном хозяйстве и в природопользовании приведены в таблице 3.1. Таблица 3.1 ПЕРЕЧЕНЬ основных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности N п/п Наименование мероприятия по Затраты (млн. руб.) и источники финансирования Исполнители Экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в тыс. тонн условного топлива (тыс. т у.т.) и по видам ТЭР в соответствующих единицах измерения Единицы измерения энергосбережению всего в том числе по годам всего в том числе по годам 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан 1 Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда 1.1 Проведение энергетических обследований, включая диагностику оптимальности структуры потребления энергетических ресурсов 32,24 1,64 2,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 Управляющие компании, ТСЖ Итого 32,24 1,64 2,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 из них: внебюджетные источники, в т.ч. 32,24 1,64 2,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 собственные средства 32,24 1,64 2,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 3,16 2 Технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда 2.1 Установка тепловых счетчиков, установка терморегуляторов на отопительных приборах систем отопления жилых домов 2520,0 493,0 2027,0 Собственники помещений 50,0 9,9 40,1 тыс. Гкал 2.2 Установка домовых приборов учета горячей воды 70,0 20,2 49,8 Собственники помещений 5000,0 1500,0 3500,0 тыс. куб. м 2.3 Установка домовых приборов учета холодной воды 120,0 34,9 85,1 Собственники помещений 8000,0 2000,0 6000,0 тыс. куб. м 2.4 Установка домовых приборов учета электрической энергии 140,0 23,3 116,7 Собственники помещений 3450,0 1150,0 2300,0 тыс. кВт*час 2.5 Установка квартирных приборов учета холодной воды 220,0 110,0 110,0 Собственники помещений 2.6 Установка квартирных приборов учета горячей воды 150,0 75,0 75,0 Собственники помещений 2.7 Установка квартирных приборов учета газа 1560,0 780,0 780,0 Собственники помещений 7100,0 1100,0 1800,0 4200,0 тыс. куб. м 2.8 Внедрение автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов 55,5 3,5 3,5 3,5 3,5 4,0 5,0 5,0 5,0 7,5 7,5 7,5 Собственники помещений 84,0 7,0 7,0 7,0 7,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 тыс. Гкал 2.9 Замена внутридомовых инженерных сетей с изоляцией трубопроводов системы отопления и горячего водоснабжения в подвальных помещениях с применением энергоэффективных материалов 2837,0 358,0 292,0 267,0 240,0 240,0 240,0 240,0 240,0 240,0 240,0 240,0 Управляющие компании, ТСЖ 2.10 Ремонт и утепление крыш 1679,0 179,0 150,0 150,0 150,0 150,0 150,0 150,0 150,0 150,0 150,0 150,0 Администрации МО, Управляющие Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|