Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21.03.2011 № 72ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН" НА 2011 - 2015 ГОДЫ (В редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.07.2013 г. N 329) В целях обеспечения надежного и высокоэффективного наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан, экономного использования электроэнергии и бюджетных средств, выделяемых на содержание наружного освещения, создания комфортных условий проживания населения Правительство Республики Башкортостан постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: республиканскую целевую программу "Модернизация систем наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы (далее - Программа); порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование расходов по модернизации систем наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан. 2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан. 3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан: разработать и утвердить муниципальные программы модернизации систем наружного освещения с учетом потребностей в их восстановлении, развитии и модернизации; обеспечить финансирование мероприятий муниципальных программ модернизации систем наружного освещения за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; представлять информацию о ходе выполнения муниципальных программ модернизации систем наружного освещения в порядке и сроки, установленные Программой. 4. Выделить в 2011 году из бюджета Республики Башкортостан Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан за счет сокращения средств, предусмотренных указанному Министерству на реализацию мероприятий в области жилищного хозяйства, 95,2 млн. рублей на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование расходов по модернизации систем наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан. 5. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан: в срок до 21 марта 2011 года внести в Правительство Республики Башкортостан предложения по распределению объемов финансирования Программы между муниципальными районами и городскими округами Республики Башкортостан с учетом софинансирования за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в размере не менее 50%; совместно с Министерством экономического развития Республики Башкортостан ежегодно проводить корректировку мероприятий Программы, объемов и источников ее финансирования, плановых значений целевых показателей реализации Программы с учетом достигнутых результатов, сложившейся социально-экономической ситуации и возможностей бюджета Республики Башкортостан. 6. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать включение мероприятий Программы капитального характера в республиканскую адресную инвестиционную программу. 7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан. Исполняющий обязанности Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Р.Хамитов Уфа, 21 марта 2011 года N 72 Утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 марта 2011 г. N 72 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН" НА 2011 - 2015 ГОДЫ Содержание Паспорт Программы 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами 2. Цели и задачи Программы 3. Сроки и этапы реализации Программы 4. Ресурсное обеспечение Программы 5. Механизм реализации Программы 6. Целевые индикаторы Программы 7. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы 8. Перечень мероприятий Программы Паспорт Программы Наименование Программы Республиканская целевая программа "Модернизация систем наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан" на 2011 - 2015 годы Основание для Федеральный закон "Об энергосбережении и о разработки Программы повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Государственный Министерство жилищно-коммунального хозяйства заказчик Программы Республики Башкортостан Основные разработчики Министерство жилищно-коммунального хозяйства Программы Республики Башкортостан; администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; организации республики Цели и задачи Цели: Программы обеспечение надежного и высокоэффективного наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан; формирование комфортных условий проживания населения республики; решение проблем безопасности дорожного движения Задачи: восстановление и модернизация систем наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан; увеличение количества освещаемых территорий в населенных пунктах республики; повышение надежности и эффективности установок наружного освещения, а также снижение эксплуатационных затрат; экономное использование электроэнергии и средств, выделяемых на содержание систем наружного освещения Важнейший целевой Доля освещенных частей улиц, проездов, набережных индикатор реализации в населенных пунктах республики (в процентах) Программы Срок и этапы Реализация Программы будет осуществлена в течение реализации Программы 2011 - 2015 годов в два этапа: I-й этап - 2011 - 2012 годы; II-й этап - 2013 - 2015 годы Объемы и источники Общий объем финансирования мероприятий Программы финансирования составляет 1726,00 млн. рублей. Прогнозируемый Программы объем финансирования 1-го этапа реализации Программы составляет 570,80 млн. рублей, из них: за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 285,40 млн. рублей, в том числе: в 2011 году - 95,20 млн. рублей; в 2012 году - 190,20 млн. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан - 285,40 млн. рублей, в том числе: в 2011 году - 95,20 млн. рублей; в 2012 году - 190,20 млн. рублей. Прогнозируемый объем финансирования II-го этапа реализации Программы составляет 1155,20 млн. рублей, из них: за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 577,60 млн. рублей, в том числе: в 2013 году - 257,75 млн. рублей; в 2014 году - 172,65 млн. рублей; в 2015 году - 147,20 млн. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан - 577,60 млн. рублей, в том числе: в 2013 году - 257,75 млн. рублей; в 2014 году- 172,65 млн. рублей; в 2015 году - 147,20 млн. рублей Ожидаемые результаты Сокращение потребления электроэнергии от замены реализации Программы светильников на более энергоэкономичные до 45,4 млн. кВт*ч в год; увеличение доли освещенных частей улиц, проездов, набережных в населенных пунктах республики с 48,8% в 2010 году до 70% в 2015 году; увеличение доли светильников с энергоэкономичными лампами с 22,1% в 2010 году до 91,5% в 2015 году Система контроля за Управление реализацией и контроль за выполнением выполнением Программы Программы осуществляет ее государственный заказчик - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Вопросы развития систем наружного освещения имеют выраженную социальную направленность, обусловленную необходимостью создания полноценных условий жизни для жителей населенных пунктов Республики Башкортостан. В этой связи большое значение придается приведению к нормативным значениям освещенности улиц, магистралей, площадей, внутриквартальных проездов, жилых районов, территорий школьных и дошкольных учреждений, территорий общественных зданий, а также созданию комфортных условий проживания граждан, обеспечению безопасности дорожного движения в дневное, вечернее и ночное время. Оптимальная освещенность создает хорошее настроение и способствует улучшению условий работы и отдыха людей. Качественное и высокоэффективное наружное освещение служит показателем стабильности, способствует снижению количества проявлений криминогенного характера, повышает интенсивность грузопассажирских перевозок, является видимым проявлением эффективности работы исполнительных органов государственной власти. В настоящее время система наружного освещения республики включает в себя свыше 177 тыс. световых приборов, около 380 тыс. опор, в том числе линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, свыше 1 тыс. км кабельных сетей и свыше 15 тыс. км распределительных сетей. Однако все еще большое количество улиц, проездов, внутридворовых территорий, включая территории объектов здравоохранения, образования и культуры (особенно в сельской местности), имеют недостаточное освещение; где-то оно вообще отсутствует. Оценка состояния систем наружного освещения в населенных пунктах Республики Башкортостан показывает, что средний износ действующих кабельных линий составляет 53%, а воздушных линий - 61%. Замене подлежат 2950 км сетей наружного освещения, выработавших срок эксплуатации, оборудование 465 трансформаторных подстанций и 603 питательных пунктов. Лампы накаливания и ртутные лампы составляют 70% общего парка источников света. При этом светоотдача ртутных ламп не соответствует требованиям СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" из-за коррозии или отсутствия оптического отсека. Значительный износ сетей наружного освещения и оборудования трансформаторных подстанций, сверхнормативный срок их службы не позволяют обеспечить соответствующий современным нормам уровень надежности работы сетей и управления наружным освещением. Согласно Федеральному закону "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Комплексной программе Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2010 года N 296, к первоочередным задачам по модернизации систем наружного освещения относятся установка энергоэффективных светильников, управление освещенностью по заданному расписанию или в зависимости от интенсивности естественного освещения. Решение данных задач позволит значительно уменьшить потребление электроэнергии на указанные цели. Для уменьшения электропотребления в установках наружного освещения населенных пунктов республики должны использоваться осветительные приборы с натриевыми лампами, позволяющими создавать одинаковые уровни освещенности при меньшем потреблении электроэнергии. Назрела необходимость внедрения нового поколения светотехнического оборудования, отвечающего современным требованиям по дизайну, экономичности и антивандальности. При этом особое внимание следует уделить светодиодным светильникам наружного освещения. В настоящее время планирование и финансирование потребления электрической энергии на нужды систем уличного освещения осуществляются исходя из финансовых возможностей местных бюджетов, а не реальных потребностей. По этой причине наружное освещение либо отключается задолго до полуночи (особенно в сельской местности), либо работает частично, а ремонт светильников производится не в полном объеме. Повышенная аварийность вынуждает содержать большое количество спецтехники и ремонтных бригад, что приводит к дополнительным затратам местных бюджетов на содержание систем уличного освещения. Вышеизложенное свидетельствует о том, что фактическое состояние систем наружного освещения населенных пунктов республики не отвечает современным требованиям и не удовлетворяет потребностей населения в освещении. Физическое и моральное старение установленного оборудования значительно опережает темпы его реконструкции и модернизации вследствие недостаточного финансирования. Учитывая, что состояние и качественное функционирование систем наружного освещения имеют важное социальное значение, необходимо проведение в возможно короткие сроки комплекса мероприятий, направленных на восстановление, дальнейшее развитие и модернизацию этих систем. Эффективное решение проблем в сфере наружного освещения и благоустройства в целом населенных пунктов республики невозможно без комплексного программно-целевого подхода и соответствующей финансовой поддержки как на муниципальном, так и на республиканском уровнях. В этой связи потребуются согласованные действия исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан и различных организаций, а также координация межотраслевых связей технологически сопряженных разделов энергоснабжения. В целях решения указанных проблем осуществляются разработка и реализация республиканской целевой программы "Модернизация систем наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа). Итак, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена: остротой социально-экономической проблемы в Республике Башкортостан; необходимостью повышения уровня безопасности жизнедеятельности населения и дорожного движения; межотраслевым и межведомственным характером проблем, необходимостью привлечения к их решению исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основными целями Программы являются следующие: обеспечение надежного и высокоэффективного наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан; формирование комфортных условий проживания населения республики; решение проблем безопасности дорожного движения. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: восстановление и модернизация систем наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан; увеличение количества освещаемых территорий в населенных пунктах республики; повышение надежности и эффективности установок наружного освещения, а также снижение эксплуатационных затрат; экономное использование электроэнергии и средств, выделяемых на содержание систем наружного освещения. Реализация Программы предусматривает переход к формированию в муниципальных образованиях Республики Башкортостан условий, обеспечивающих более высокий уровень жизни населения, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий. 3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа реализуется в два этапа. I-й этап реализации Программы (2011 - 2012 годы) включает в себя: проведение инвентаризации установок уличного освещения; ремонт систем наружного освещения по существующим опорам и линиям с восстановлением неработающих светоточек и заменой морально устаревших светильников на более энергоэффективные. II-й этап реализации Программы (2013 - 2015 годы) подразумевает строительство новых, реконструкцию и модернизацию существующих систем наружного освещения с применением современных энергоэффективных технологий и материалов. Инвентаризация систем наружного освещения в населенных пунктах республики необходима для точного определения количества и состояния элементов этих систем. Она включает в себя присвоение всем элементам систем освещения номеров, создание муниципальных баз данных: составление перечней элементов и описание их основных характеристик. Восстановление сетей наружного освещения - это замена находящегося в неисправном состоянии оборудования светоточек (кронштейн, светильник, лампа, кабель, в некоторых случаях - опора) на новое. Все вновь устанавливаемое оборудование должно соответствовать современным требованиям нормативных документов, рекомендациям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представлять из себя новейшие разработки в сфере организации уличного освещения. Реальную экономию электроэнергии дает замена устаревших светильников с ртутными дуговыми разрядными лампами (далее - ДРЛ) на светильники с натриевыми лампами (далее - ДНаТ), светодиодные светильники. Принятие на обслуживание и восстановление бесхозных сетей наружного освещения заключается в оформлении необходимых документов, определении собственника и балансодержателя, проведении инвентаризации и внесении данных в муниципальную базу, осуществлении восстановительных работ. В ходе реконструкции и модернизации систем наружного освещения выполняются работы с использованием современных технологий и материалов, внедрение автоматизированных систем управления наружным освещением, которые позволят снизить затраты на контроль, включение/выключение систем освещения, а также использовать двухставочный тариф для оплаты потребленной электроэнергии, что уменьшит расходы денежных средств по данному направлению. Мероприятия по реконструкции и модернизации систем наружного освещения включают в себя замену существующих питательных пунктов на пункты нового образца, модернизацию диспетчерских пультов, создание систем управления на основе нового программного обеспечения с использованием электронных карт и информации, полученной при инвентаризации систем наружного освещения. В ходе выполнения Программы будут производиться: поэтапное снижение количества осветительных приборов со сроком службы более нормативного и с неэкономичными источниками света; замена аварийных опор на железобетонные или металлические опоры с цинковым покрытием; замена действующих сетей наружного освещения, выработавших срок эксплуатации; замена сетей с неизолированным проводом на самонесущий изолированный провод; модернизация систем управления наружным освещением. Замена существующих светильников на светильники с высокоэнергоэкономичными лампами позволит существенно повысить освещенность территорий населенных пунктов Республики Башкортостан, снизить нагрузку на электрические сети и расход электроэнергии, особенно в осенне-зимний период. Вопросы энергосбережения при этом должны решаться в первую очередь за счет применения экономичных приборов с улучшенными светотехническими параметрами. Важно, чтобы освещение было экономичным, долговременным и простым в обслуживании. Анализ затрат на создание и эксплуатацию установок наружного освещения показывает, что их главную часть составляет стоимость потребленной электроэнергии. В Республике Башкортостан за 2010 год количество потребленной электрической энергии для наружного освещения составило 105,1 млн. кВт*ч. Для уменьшения энергопотребления в установках наружного освещения в 2011 - 2012 годах будут использоваться осветительные приборы с энергоэкономичными источниками света, такими, как ДНаТ, световая отдача которых в 2 раза выше, чем аналогичных по мощности ДРЛ. Положительный экономический эффект реализации Программы основан на сокращении удельных текущих затрат на содержание систем наружного освещения путем перехода на более экономичные элементы освещения при сохранении аналогичных технических показателей, а в отдельных случаях и при их улучшении. Благодаря более высокому световому потоку на единицу мощности можно достигнуть нормативной освещенности дорожного покрытия с меньшими затратами электрической энергии. При реализации Программы предполагается использовать светотехническое оборудование с намного большим сроком службы, чем применяемое на сегодняшний день, что позволит значительно реже производить его замену. Проведение работ по снижению потерь электричества в распределительных сетях наружного освещения требует замены неизолированных воздушных алюминиевых проводов на самонесущий изолированный провод (далее - СИП). СИП отличается легкостью и маневренностью в монтаже, снижением потерь напряжения в 3 раза, продолжительной эксплуатацией без ремонта и дополнительных затрат, повышенной надежностью в зонах снегопадов и ледообразования, сохранением механической прочности и электрических параметров при температурах от минус 65° С до плюс 85° С, полной влагонепроницаемостью. Срок службы СИП - 50 лет. Использование СИП позволит снизить потери электроэнергии в сетях наружного освещения и повысить электробезопасность населения, заметно уменьшить число внезапных отказов, сократить затраты на их ликвидацию. Реализация Программы позволит: значительно сократить эксплуатационные затраты по техническому обслуживанию установок наружного освещения; повысить надежность и эффективность установок наружного освещения населенных пунктов республики, снизив при этом эксплуатационные затраты; сократить расходы местных бюджетов на электропотребление установок наружного освещения населенных пунктов. 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ При выделении средств федерального бюджета условия софинансирования будут пересмотрены в сторону уменьшения долей бюджета Республики Башкортостан и бюджетов местных бюджетов. Финансирование мероприятий Программы за счет бюджетных средств осуществляется через государственного заказчика Программы - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан. Объемы и источники финансирования Программы (тыс. рублей) ------------------------------T-------------------------------------------¬ ¦ Источники и направления ¦ Финансовые затраты ¦ ¦ финансирования +-----T-------------------------------------+ ¦ ¦всего¦ в том числе по годам ¦ ¦ ¦ +-------T------T-------T------T-------+ ¦ ¦ ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015 ¦ +-----------------------------+-----+-------+------+-------+------+-------+ ¦Всего, ¦ 1726¦ 190,4¦ 380,4¦ 515,5 ¦345,3 ¦ 294,4¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+-----+-------+------+-------+------+-------+ ¦бюджет Республики¦ 863¦ 95,2¦ 190,2¦ 257,75¦172,65¦ 147,2¦ ¦Башкортостан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+-----+-------+------+-------+------+-------+ ¦средства местных бюджетов ¦ 863¦ 95,2¦ 190,2¦ 257,75¦172,65¦ 147,2¦ +-----------------------------+-----+-------+------+-------+------+-------+ ¦Капитальные вложения - всего,¦ 1726¦ 190,4¦ 380,4¦ 515,5 ¦345,3 ¦ 294,4¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+-----+-------+------+-------+------+-------+ ¦бюджет Республики¦ 863¦ 95,2¦ 190,2¦ 257,75¦172,65¦ 147,2¦ ¦Башкортостан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+-----+-------+------+-------+------+-------+ ¦средства местных бюджетов ¦ 863¦ 95,2¦ 190,2¦ 257,75¦172,65¦ 147,2¦ L-----------------------------+-----+-------+------+-------+------+-------- 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Государственный заказчик Программы обеспечивает: эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы; нормативно-правовое, информационное и организационное сопровождение выполнения программных мероприятий. Государственный заказчик Программы ежегодно в установленном порядке на основании отчетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан обобщает и представляет в Министерство экономического развития Республики Башкортостан отчет о ходе реализации Программы за отчетный финансовый год по установленной форме и следующим показателям: информация о достижении значений целевых индикаторов реализации Программы; информация о финансировании Программы. Годовой отчет должен содержать пояснительную записку, в которой отражаются: сведения о результатах реализации Программы за отчетный год; данные о целевом использовании бюджетных средств; сведения о соответствии результатов реализации Программы фактическим затратам на ее реализацию; сведения о соответствии фактических значений основных целевых индикаторов планируемым значениям, установленным при утверждении Программы; информация о ходе и полноте выполнения программных мероприятий; оценка эффективности результатов реализации Программы. Исполнители Программы - администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан осуществляют: эффективное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы; софинансирование расходов по выполнению программных мероприятий из местных бюджетов в объемах, предусмотренных Программой; подготовку предложений в перечень объектов ремонта, строительства, реконструкции и модернизации систем наружного освещения населенных пунктов на очередной финансовый год, обоснований для отбора первоочередных объектов, финансируемых в рамках Программы в очередном финансовом году, защиту этих предложений в соответствующих органах исполнительной власти Республики Башкортостан; отбор подрядчиков по исполнению программных мероприятий на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством; мониторинг и информационно-аналитическое обеспечение реализации мероприятий Программы; подготовку в установленные сроки предусмотренных Программой отчетов о ходе ее реализации и представление их в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан заключает соглашение с получателями субсидий о софинансировании мероприятий Программы. Выделение субсидий из бюджета Республики Башкортостан на ремонт, строительство, реконструкцию и модернизацию систем наружного освещения населенных пунктов республики осуществляется при наличии разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, а также при выделении средств из местных бюджетов в объемах, предусмотренных Программой. При этом сумма средств бюджета Республики Башкортостан, направляемая на финансирование капитального ремонта, строительства, реконструкции и модернизации систем наружного освещения, предусматривается в размере, установленном Программой. Для формирования перечня объектов ремонта, строительства, реконструкции и модернизации систем наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан в соответствии с утвержденным объемом финансирования Программы получатели субсидий ежегодно направляют свои предложения в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан. Форма отчета о ходе реализации Программы утверждается Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан. (В редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.07.2013 г. N 329) 6. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ Во всех случаях расчеты производятся на основании данных, представляемых администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, и выражаются в процентах. 6.1. Доля освещенных частей улиц, проездов, набережных в населенных пунктах рассчитывается как отношение общей протяженности улиц, проездов, набережных в населенных пунктах к общей протяженности освещенных частей улиц, проездов, набережных в населенных пунктах республики. 6.2. Доля светильников наружного освещения с лампами накаливания рассчитывается как отношение количества светильников наружного освещения с лампами накаливания к общему количеству светильников наружного освещения в населенных пунктах республики. 6.3. Доля светильников наружного освещения с ртутными лампами рассчитывается как отношение количества светильников наружного освещения с ртутными лампами к общему количеству светильников наружного освещения в населенных пунктах республики. 6.4. Доля светильников наружного освещения с натриевыми лампами рассчитывается как отношение количества светильников наружного освещения с натриевыми лампами к общему количеству светильников наружного освещения в населенных пунктах республики. 6.5. Доля светодиодных светильников наружного освещения рассчитывается как отношение количества светодиодных светильников наружного освещения к общему количеству светильников наружного освещения в населенных пунктах республики. 6.6. Доля других светильников наружного освещения <1> рассчитывается как отношение количества других светильников наружного освещения к общему количеству светильников наружного освещения в населенных пунктах республики. -------------------------------- <1> Под другими светильниками наружного освещения подразумеваются светильники, не попадающие под определения пунктов 6.2 - 6.5. 7. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы будет производиться ее государственным заказчиком на основе соотношения установленных Программой значений целевых индикаторов ее реализации с их фактически достигнутыми значениями по следующей формуле: 1ф 2ф nф I I I --- + --- + --- 1н 2н nн I I I Э = ------------------ x 100%, где: n Э - эффективность реализации Программы (проценты); 1ф I - фактическое значение индикатора, достигнутое в ходе реализации Программы; 1н I - значение целевого индикатора, установленное Программой (см. таблицу); n - количество целевых индикаторов Программы. Значения целевых индикаторов реализации Программы (проценты) -----T--------------------------T-----------------------------T-----------¬ ¦ N ¦ Наименование целевого ¦Значения целевых индикаторов ¦Соотношение¦ ¦п/п ¦ индикатора ¦ по годам ¦ значения ¦ ¦ ¦ +-----T-----T-----T-----T-----+2015 года к¦ ¦ ¦ ¦2011 ¦2012 ¦2013 ¦2014 ¦2015 ¦ значению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2011 года ¦ +----+--------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦ 1¦Доля освещенных частей¦ 48,8¦ 48,8¦ 55,0¦ 60,0¦ 70,0¦ 143,4¦ ¦ ¦улиц, проездов, набережных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в населенных пунктах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦ 2¦Доля светильников¦ 8,0¦ 4,0¦ 1,5¦ -¦ -¦ -¦ ¦ ¦наружного освещения с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лампами накаливания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦ 3¦Доля светильников¦ 50,0¦ 35,0¦ 15,0¦ 5,0¦ -¦ -¦ ¦ ¦наружного освещения с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ртутными лампами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦ 4¦Доля светильников¦ 33,6¦ 52,2¦ 74,1¦ 83,7¦ 86,5¦ 257,4¦ ¦ ¦наружного освещения с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦натриевыми лампами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦ 5¦Доля светодиодных¦ 0,4¦ 0,7¦ 1,2¦ 3,0¦ 5,0¦ 1250,0¦ ¦ ¦светильников наружного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦освещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦ 6¦Доля других светильников¦ 8,0¦ 8,1¦ 8,2¦ 8,3¦ 8,5¦ 106,3¦ ¦ ¦наружного освещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----+--------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------------ При значении Э, равном или превышающем 100%, делается вывод о положительном результате реализации Программы. При значении Э меньше 100% (кроме показателей "Доля светильников наружного освещения с лампами накаливания", "Доля светильников наружного освещения с ртутными лампами") проводится анализ причины невыполнения Программы и разрабатываются предложения по достижению заданного значения целевого индикатора с возможной корректировкой Программы. Эффективность реализации Программы (проценты) ----T---------------T--------------------T-----------T-----------------------------T-----------¬ ¦ N ¦ Система ¦ Наименование ¦Фактическое¦Изменение значений показателя¦ Значение ¦ ¦п/п¦ показателей ¦ мероприятий ¦ значение ¦ по годам ¦показателя ¦ ¦ ¦ оценки ¦ ¦показателя ¦ ¦ на момент ¦ ¦ ¦ эффективности ¦ ¦ на момент +-----T-----T-----T-----T-----+ окончания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разработки ¦2011 ¦2012 ¦2013 ¦2014 ¦2015 ¦ действия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Программы ¦ +---+---------------+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦ 1¦Доля освещенных¦Строительство сетей¦ 48,8¦ 48,8¦ 48,8¦ 55,0¦ 60,0¦ 70,0¦ 70,0¦ ¦ ¦частей улиц,¦наружного освещения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проездов, ¦в населенных пунктах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦набережных в¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населенных ¦Башкортостан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пунктах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦ 2¦Доля ¦Замена светильников¦ 13,0¦ 8,0¦ 4,0¦ 1,5¦ -¦ -¦ -¦ ¦ ¦светильников ¦на более¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наружного ¦энергоэкономичные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦освещения с¦при проведении работ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лампами ¦по ремонту,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦накаливания ¦восстановлению и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реконструкции систем¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наружного освещения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в населенных пунктах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Башкортостан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦ 3¦Доля ¦ -"- ¦ 57,0¦ 50,0¦ 35,0¦ 15,0¦ 5,0¦ -¦ -¦ ¦ ¦светильников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наружного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦освещения с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ртутными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лампами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦ 4¦Доля ¦ -"- ¦ 22,0¦ 33,6¦ 52,2¦ 74,1¦ 83,7¦ 86,5¦ 86,5¦ ¦ ¦светильников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наружного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦освещения с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦натриевыми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лампами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦ 5¦Доля ¦ -"- ¦ 0,1¦ 0,4¦ 0,7¦ 1,2¦ 3,0¦ 5,0¦ 5,0¦ ¦ ¦светодиодных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦светильников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наружного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦освещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+ ¦ 6¦Другие ¦ -"- ¦ 7,9¦ 8,0¦ 8,1¦ 8,2¦ 8,3¦ 8,5¦ 8,5¦ ¦ ¦светильники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наружного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦освещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---+---------------+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+-----+------------ 8. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ----T---------------T--------------T-----------T----------------T------------------------------------------T-------------------¬ ¦ N ¦ Наименование ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦ Направление и ¦Прогнозируемый объем финансирования, млн. ¦ Ожидаемые ¦ ¦п/п¦ мероприятия ¦ ¦исполнения,¦ источник ¦ рублей ¦ результаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦ финансирования +------T-----------------------------------+ реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ в том числе по годам ¦ мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----T-------T------T-------T------+ Программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015 ¦ ¦ +---+---------------+--------------+-----------+----------------+------+-----+-------+------+-------+------+-------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ +---+---------------+--------------+-----------+----------------+------+-----+-------+------+-------+------+-------------------+ ¦ 1¦Восстановление,¦Администрации ¦2011 - 2012¦Расходы на¦ 570,8¦190,4¦ 380,4¦ -¦ -¦ -¦Сокращение ¦ ¦ ¦ремонт, замена¦муниципальных ¦ ¦восстановление, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребления ¦ ¦ ¦систем ¦районов и¦ ¦текущий и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦электроэнергии от¦ ¦ ¦наружного ¦городских ¦ ¦капитальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦замены ¦ ¦ ¦освещения ¦округов ¦ ¦ремонты, замену¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦светильников на¦ ¦ ¦населенных ¦Республики ¦ ¦систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦более ¦ ¦ ¦пунктов ¦Башкортостан ¦ ¦наружного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦энергоэкономичные, ¦ ¦ ¦Республики ¦(по ¦ ¦освещения -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦снижение ¦ ¦ ¦Башкортостан ¦согласованию) ¦ ¦всего, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эксплуатационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦затрат ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+------+-----+-------+------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ 285,4¦ 95,2¦ 190,2¦ -¦ -¦ -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Башкортостан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+------+-----+-------+------+-------+------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средства ¦ 285,4¦ 95,2¦ 190,2¦ -¦ -¦ -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------+--------------+-----------+----------------+------+-----+-------+------+-------+------+-------------------+ ¦ 2¦Строительство ¦Администрации ¦2013 - 2015¦Капитальные ¦1155,2¦ -¦ -¦515,5 ¦ 345,3 ¦ 294,4¦Создание условий¦ ¦ ¦новых, ¦муниципальных ¦ ¦вложения -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦для комфортного¦ ¦ ¦реконструкция и¦районов и¦ ¦всего, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проживания ¦ ¦ ¦модернизация ¦городских ¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения ¦ ¦ ¦существующих ¦округов ¦ +----------------+------+-----+-------+------+-------+------+Республики ¦ ¦ ¦систем ¦Республики ¦ ¦бюджет ¦ 577,6¦ -¦ -¦257,75¦ 172,65¦ 147,2¦Башкортостан, ¦ ¦ ¦наружного ¦Башкортостан ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение ¦ ¦ ¦освещения ¦(по ¦ ¦Башкортостан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦надежности работы¦ ¦ ¦населенных ¦согласованию) ¦ +----------------+------+-----+-------+------+-------+------+систем наружного¦ ¦ ¦пунктов ¦ ¦ ¦средства ¦ 577,6¦ -¦ -¦257,75¦ 172,65¦ 147,2¦освещения, ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦местных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦модернизация ¦ ¦ ¦Башкортостан ¦ ¦ ¦бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦систем управления¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+------+-----+-------+------+-------+------+наружным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Итого, ¦1726 ¦190,4¦ 380,4¦515,5 ¦ 345,3 ¦ 294,4¦освещением, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦повышение уровня¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+------+-----+-------+------+-------+------+безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ 863 ¦ 95,2¦ 190,2¦257,75¦ 172,65¦ 147,2¦дорожного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦движения, снижение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Башкортостан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уровня уличной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+------+-----+-------+------+-------+------+преступности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средства ¦ 863 ¦ 95,2¦ 190,2¦257,75¦ 172,65¦ 147,2¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---+---------------+--------------+-----------+----------------+------+-----+-------+------+-------+------+-------------------- Утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 марта 2011 г. N 72 ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН СУБСИДИЙ БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 1. Настоящий порядок определяет цели и условия предоставления из бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование расходов муниципальных образований по модернизации систем наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан (далее - субсидии). 2. Целью предоставления и расходования субсидий является софинансирование расходов муниципальных образований Республики Башкортостан по реконструкции, строительству, модернизации объектов наружного освещения населенных пунктов, изготовлению соответствующей проектно-сметной документации, текущему и капитальному ремонтам. 3. Главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан по предоставлению субсидий является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство). 4. Условием предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан является наличие: в решениях о бюджетах муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на очередной финансовый год расходного обязательства и ассигнований на финансирование расходов по модернизации систем наружного освещения населенных пунктов в размере не менее 50% от общего объема финансирования; проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке; протокола проведения конкурса по выбору строительной подрядной организации; договора (контракта) на выполнение работ, заключенного с победителем конкурса. 5. Для подтверждения выполнения условий предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в Министерство представляются заверенные копии следующих документов: выписки из решений о бюджетах муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на очередной финансовый год, предусматривающих финансирование расходов на модернизацию систем наружного освещения в размере не менее 50% от общего объема финансирования; сводного сметного расчета стоимости строительства объектов наружного освещения; положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию по объектам, в отношении которых проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством; итогового протокола проведения конкурса по выбору строительной подрядной организации; договора (контракта) на выполнение работ, заключенного с победителем конкурса. 6. Муниципальными заказчиками работ по модернизации систем наружного освещения населенных пунктов, софинансирование которых осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, являются администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (далее - муниципальные заказчики). 7. Субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан перечисляются на счета по исполнению бюджетов муниципальных районов и городских округов Министерством на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключенных между Министерством и муниципальными заказчиками, при наличии документа, подтверждающего перечисление муниципальными заказчиками средств из местных бюджетов на финансирование объектов модернизации систем наружного освещения населенных пунктов в размере не менее 50% от стоимости объекта. Форма соглашения и перечень документов, необходимых для его заключения, утверждаются Министерством. Форма соглашения утверждается Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан. (В редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.07.2013 г. N 329) 8. Субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. 9. Муниципальные заказчики несут ответственность за целевое использование субсидий согласно законодательству Российской Федерации. 10. В случае несоблюдения муниципальными заказчиками условий предоставления субсидий их перечисление приостанавливается. 11. Субсидии, использованные не по целевому назначению, подлежат взысканию, а не использованные в установленные сроки, - возврату в бюджет Республики Башкортостан. 12. Муниципальные заказчики по мере выполнения работ по реконструкции, строительству, модернизации объектов наружного освещения, изготовлению проектно-сметной документации, текущему и капитальному ремонтам, замене систем наружного освещения представляют в Министерство заверенные копии актов выполненных работ (формы КС-2, КС-3) и справку-расчет технического надзора за строительством объекта. 13. Контроль за целевым использованием муниципальными заказчиками субсидий осуществляет Министерство. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|