Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13.10.2015 № 446
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О КОНЦЕПЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА В целях реализации на территории Республики
Башкортостан основных положений Концепции государственной миграционной политики
Российской Федерации на период до 2025 года и совершенствования управления
миграционными процессами Правительство Республики Башкортостан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию
миграционной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года (далее -
Концепция). 2. Государственным заказчикам при разработке
государственных программ или внесении в них изменений учитывать положения
Концепции. 3. Органам исполнительной власти Республики
Башкортостан во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти, общественными организациями, работодателями,
учреждениями образования по перечню согласно приложению к настоящему
Постановлению до 1 декабря 2015 года обеспечить разработку комплексных планов
мероприятий для реализации основных направлений Концепции в соответствии с
закрепленными вопросами. 4. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики
Башкортостан разработать планы мероприятий по реализации Концепции. 5. Контроль за исполнением настоящего
Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства
Республики Башкортостан Магадеева М.Ш. Исполняющий
обязанности Премьер-министра
Правительства Республики
Башкортостан Р.Марданов Уфа, 13 октября N 446 Утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 октября КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Концепция миграционной политики Республики
Башкортостан на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой
систематизированную совокупность целей, задач и принципов приоритетных
направлений деятельности органов государственной власти, иных государственных
органов и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, их
взаимодействия с институтами гражданского общества по регулированию
миграционных процессов. Концепция разработана в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, Концепцией государственной миграционной политики Российской
Федерации на период до 2025 года, Стратегией государственной национальной
политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Приволжского
федерального округа до 2020 года, Конституцией Республики Башкортостан,
законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан во
взаимосвязи с Концепцией демографической политики Республики Башкортостан на
период до 2025 года, Стратегией социально-экономического развития Республики
Башкортостан до 2020 года и другими документами стратегического планирования. Концепция разработана с учетом отечественного
и международного опыта в сфере управления миграционными процессами и
обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной
политики во взаимосвязи с перспективами экономического, социального и
демографического развития Республики Башкортостан, интеграционными процессами.
Концепция направлена на совершенствование существующих и развитие качественно новых
направлений управления миграционными процессами, создание
социально-экономических условий, способствующих сокращению убыли населения за
пределы республики и сохранению научно-технического, интеллектуального и
творческого потенциалов республики, а также на снижение социокультурных,
экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов. В Концепции использованы материалы
Демографического доклада, подготовленного научно-исследовательской лабораторией
семьи и демографии Института социально-политических и правовых исследований
Республики Башкортостан и Башкирским филиалом Института социологии Российской
академии наук. 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Республика Башкортостан - регион с
нестабильными миграционными показателями. С 2000 года миграционный прирост
периодически сменяется миграционной убылью населения. При анализе ситуации в
последние годы можно отметить, что в 2011 - 2012 годах происходила миграционная
убыль населения. Сальдо миграции составило в 2011 году -9386 человек, в 2012
году - -8844 человека, коэффициент миграции - соответственно -23,07 и -21,76.
Благоприятная миграционная ситуация сложилась в 2013 году, когда миграционный
прирост составил 2827 человек, коэффициент миграции - 7,0. Однако в 2014 году
вновь произошла миграционная убыль населения - 4441 человек. ДИНАМИКА коэффициента миграции в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе и Республике
Башкортостан Среди регионов Приволжского федерального
округа Республика Башкортостан в 2013 году занимала 4-ю позицию по коэффициенту
миграционного прироста, в 2014 году - 8-ю позицию. В течение последнего
десятилетия положительный миграционный прирост населения наблюдался только в
трех субъектах Приволжского федерального округа: в Республике Татарстан,
Нижегородской и Самарской областях. Для остальных регионов в основном
характерна постоянная миграционная убыль населения. ДИНАМИКА международной и межрегиональной миграции в Республике Башкортостан в 2000 - 2013 годах (люди)
В Республике Башкортостан миграционный
прирост населения всегда происходил только за счет международной миграции.
Межрегиональная миграция постоянно имела отрицательные значения. Всего в 2014 году выбыло из республики в
другие регионы России 47,6 тыс. человек в возрасте 14 лет и старше. Среди
мотивов миграции на первом месте стоят причины личного, семейного характера
(40,7%), на втором - в связи с работой (25,8%), на третьем - в связи с учебой
(14,6%). Наиболее активно участвуют в миграционных процессах за пределы
Башкортостана возрастные группы от 15 до 34 лет. Недостаток перспективных
рабочих мест и нерешенность отдельных социальных проблем являются основными
причинами выезда граждан из республики. В том же году в республику из других регионов
прибыло гораздо меньше мигрантов - 39,3 тыс. человек. Причинами отрицательного
значения межрегионального миграционного обмена являются также значительная доля
сельского населения, межрегиональное соседство, высокое качество жизни в
отдельных регионах страны. Большое количество выезжающих за пределы
региона приходится на соседние регионы: Челябинскую, Свердловскую и Самарскую
области, Республику Татарстан. Это объясняется особенностями географического
положения и культурно-бытовыми связями между регионами. Основными же территориями формирования потерь
населения Башкортостана остаются восточные регионы страны. Отрицательное сальдо
миграции в 2013 году за счет обмена населением с Тюменской областью составило
3262 человека, с Ханты-Мансийским автономным округом - 2456, со Свердловской
областью - 1386, с Челябинской областью - 1091 человек. Однако в последние годы миграционные потоки
приобрели и западный тренд. В обмене населением миграционные потери сложились
за счет Московской области (1566 человек), Санкт-Петербурга (1285 человек),
Республики Татарстан (1171 человек), Москвы (1155 человек). В условиях обострения социально-экономической
ситуации большая часть трудовых ресурсов сельской местности стала вовлекаться в
маятниковую и вахтовую формы миграции. Согласно данным Федеральной службы
государственной статистики, ежегодно происходит увеличение объемов
межрегиональной трудовой миграции. Так, из республики в другие регионы России в
2012 году на временные заработки выехало около 7% всех занятых в экономике лиц.
По этому показателю среди регионов Российской Федерации Республика Башкортостан
занимала 12-ю позицию (лидировала Республика Адыгея (18%), на последнем месте
находилась Республика Татарстан (около 1%)). В 2011 - 2012 годах численность
мигрантов, выезжавших из Башкортостана на заработки в регионы России, выросла с
113140 до 136171 человека. Более половины из них выехали в 2012 году в
Тюменскую область - 86731 человек, в том числе в Ханты-Мансийский автономный
округ - 38733 человека, Ямало-Ненецкий автономный округ - 15721 человек; по 9 -
10 тыс. человек уехали в Челябинскую и Свердловскую области и более 7 тыс.
человек - в Москву. Всего в 2012 году жители республики временно трудились в 44
субъектах Российской Федерации. В 2013 году число граждан, временно выехавших
на заработки в другие регионы страны, составило 125,9 тыс. человек. Представители межрегиональной трудовой
миграции по сферам занятости распределены следующим образом: 25,7% работают в
строительстве, 13,7% - в торговле, 13,3% - в сферах транспорта и связи, 10,4%
заняты операциями с недвижимым имуществом, 9,1% - в обрабатывающих
производствах. Динамика уровня международной миграции
характеризуется снижением ее общей численности. Однако в 2013 году сальдо
международной миграции выросло более чем в 4 раза. Это произошло благодаря
большому потоку мигрантов из стран Содружества Независимых Государств (далее -
СНГ). Если в 2012 году среди субъектов Приволжского
федерального округа абсолютными лидерами по международному миграционному
приросту являлись Республика Татарстан (6933 человека), Пермский край (6744
человека), Саратовская (5697 человек) и Самарская (5514 человек) области, а
Республика Башкортостан в рейтинге субъектов занимала 7-ю позицию (2918
человек), то в 2013 году ситуация кардинально изменилась: республика вышла на
первое место по объему международной миграции. Среди всех видов и форм международной
миграции, различающихся по длительности и причинам прибытия, так же, как в
России в целом, в республике динамичное развитие получила временная
международная миграция рабочей силы (международная трудовая миграция
населения). Согласно данным Территориального органа
Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, в
2013 году Республика Башкортостан заняла 4-е место по численности иностранных
граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основе выданных разрешений на
работу и патентов, после Нижегородской и Самарской областей, Республики
Татарстан. По данным Управления Федеральной миграционной
службы по Республике Башкортостан, иностранным гражданам оформлено: 1) разрешений на работу: в 2012 году - 14474; в 2013 году - 19343; в 2014 году - 17661; 2) патентов: в 2012 году - 19925; в 2013 году - 23696; в 2014 году - 27522. Территориальное распределение международных
мигрантов в 2010 - 2014 годах оставалось неизменным. Зоны приема международных
мигрантов - населенные пункты центрального, южного и западного регионов
республики (города Октябрьский, Стерлитамак, Уфа, а также Белебеевский,
Иглинский, Туймазинский, Уфимский, Чишминский муниципальные районы). За
последние годы у Республики Башкортостан сложились тесные внешние экономические
связи со многими зарубежными государствами, поставляющими в регион трудовые
ресурсы. Наиболее значимыми для региона остаются миграционные связи с
государствами - участниками СНГ. Среди всех иностранцев, оформивших разрешения
на работу и патенты, наиболее многочисленны граждане Узбекистана (65,3%),
Таджикистана (7,8%), Азербайджана (7,6%) и Армении (6,3%). Распределение иностранных граждан, оформивших
разрешения на работу, по отраслям экономической деятельности на протяжении
многих лет не изменяет свою структуру. По-прежнему малоквалифицированный труд
мигрантов находит свое применение в отраслях экономики с низкой заработной
платой и тяжелыми условиями труда: в строительстве, сельском и лесном хозяйствах. Миграционные процессы в Республике
Башкортостан имеют внутрирегиональные особенности. До 2010 года положительное
миграционное сальдо складывалось в центральной, южной и западной
социально-экономических зонах региона. Однако в 2011 - 2013 годах только
центральная зона сохраняла положительный миграционный прирост. Более половины
прибывших в этот период в центральную зону составляло население трудоспособного
возраста. По всем остальным зонам, кроме северо-восточной, миграционный прирост
складывался только по группе населения старше пенсионного возраста. В
северо-восточной зоне миграционная убыль охватила все возрастные группы. Основными центрами притяжения на территории
республики становятся агломерационные узлы - города с населением более 100 тыс.
жителей и соседние пригородные территории. Так, если доля городского населения
в 2007 году составляла 59,8%, то на начало 2015 года она увеличилась до 61,7%.
Главным центром притяжения на территории республики является ее столица - г.
Уфа (+57,0 тыс. человек за 2009 - 2014 годы). Далее в зависимости от количества
ежегодно прибывающих из сельской местности жителей список продолжают города
Благовещенск, Нефтекамск, Октябрьский, Стерлитамак, отчасти Ишимбай, Салават,
Туймазы, муниципальные районы Иглинский, Краснокамский, Стерлитамакский,
Туймазинский, Уфимский, Чишминский. Исключение составляют города Бирск
(сказывается расположение вокруг города сельских районов) и Салават
(неблагоприятная среда проживания). Имеются и внутрирегиональные причины
миграции. В 2012 - 2013 годах почти половину миграционного прироста по
центральной зоне республики составляли те, кто приехал учиться, значительную
часть - приехавшие работать и по причинам личного характера. Миграционная убыль
из центральной зоны складывается только из жителей районов и городов,
возвращающихся из Уфы на территории своего исхода. У всех без исключения
остальных зон ситуация обратная: миграционная убыль за счет выезда на учебу и
работу и миграционный прирост за счет возвращения части бывших жителей обратно.
Однако объемы такого возврата невелики в сравнении с количеством выбывающего
населения. Социологические исследования показывают, что
миграционная активность населения чаще всего обусловлена низким уровнем жизни,
безработицей, ограниченностью возможностей профессионального развития и
получения качественного образования. Под воздействием этих причин находятся
прежде всего жители сел, малых и средних городов республики. Миграционные
процессы деформируют возрастно-половую структуру населения, способствуют разделению
членов семей и формированию проблем социальной адаптации переселенцев. Значительная доля сельских районов республики
- это районы с общей миграционной убылью населения (47 районов из 54). При этом
у более половины из них - высокая (28 районов) и в нескольких сверхвысокая (4
района) миграционная убыль. К последним относятся Аскинский, Бижбулякский,
Зианчуринский и Салаватский районы. Негативная миграционная ситуация (с
постоянной миграционной убылью населения) складывается в сельских районах в
различных зонах республики. В первую очередь, это северные, северо-восточные и
юго-восточные районы. Миграционная ситуация в малых и средних
городах республики также характеризуется потерями населения. Однако они не так
масштабны, как в сельской местности (значения коэффициента общей миграции
соответствуют средней и низкой миграционной убыли населения). Самым
неблагополучным в этом отношении является г. Агидель, в котором коэффициент
миграции составил в 2011 - 2013 годах 130. Лидируют по механическим потерям
населения также города Баймак, Белебей, Белорецк, Давлеканово, Дюртюли,
Кумертау, Межгорье, Мелеуз, Сибай, Учалы, Янаул. Миграционная ситуация является стабильной, с
показателями миграционного прироста в развитых в социально-экономическом
отношении регионах республики (сельские районы - Иглинский, Стерлитамакский,
Уфимский; города - Октябрьский, Стерлитамак, Уфа). Среди городских поселений
только 6 городов и один рабочий поселок (п. Чишмы) характеризуются миграционным
приростом. Миграционная ситуация на той или иной
республиканской территории отражает уровень ее социального развития. В то же
время нестабильность показателей миграции связана с особенностью самой миграции
как социально-демографического процесса, который тонко реагирует на любые
административные, структурные изменения в социальной, экономической,
общественной жизни. Неблагополучные социальные условия (ограниченные условия
для получения образования, недостаток рабочих мест, низкий уровень жизни и
др.), характерные для отдаленных сельских районов, малых и средних городов
республики, как правило, способствуют миграционной убыли населения. Таким образом, миграционная ситуация в
Республике Башкортостан характеризуется, во-первых, ее нестабильностью.
Во-вторых, разные потоки миграции вносят разный вклад в миграционный обмен
населения. Если международная миграция (в основном со странами СНГ) ведет к
миграционному приросту населения, то межрегиональная миграция имеет для
республики только отрицательные значения. Убыль местного населения республики в
другие регионы России является серьезной социальной проблемой для Республики
Башкортостан. В этой связи перед регионом встает задача
выстраивания продуманной миграционной политики по трем направлениям: в отношении прибывающих трудовых мигрантов; в отношении местного населения для сокращения
его убыли за пределы республики; в отношении рационального перемещения
трудовых ресурсов внутри республики в соответствии с потребностями местных
рынков труда. Решение комплекса социальных проблем,
повышение уровня и качества жизни, создание условий для развития человеческого
потенциала могут стать главными факторами сохранения населения и
демографического благополучия Республики Башкортостан. 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МИГРАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ Миграционная политика основывается на следующих
принципах: а) обеспечение прав и свобод человека и
гражданина; б) недопустимость любых форм дискриминации; в) гармонизация интересов личности, общества
и государства; г) взаимодействие территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан, органов
государственной власти Республики Башкортостан и органов местного
самоуправления Республики Башкортостан, развитие институтов социального
партнерства и гражданского общества; д) защита рынка труда; е) дифференцированный подход к регулированию
миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания,
социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик
мигрантов; ж) учет особенностей развития республики в
целом и ее административных территорий; з) открытость и доступность информации о
миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации
государственной миграционной политики; и) научная обоснованность принимаемых
решений. 4. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Основными целями миграционной политики
являются: обеспечение устойчивого
социально-экономического и демографического развития Республики Башкортостан; усиление конкурентных преимуществ Республики
Башкортостан с помощью трудовых мигрантов; регулирование миграционных (внутренних и
внешних) процессов с учетом экономических потребностей республики и ее
муниципальных образований. Основными задачами миграционной политики
являются: а) создание социально-экономических условий,
способствующих сохранению трудовых ресурсов республики, научно-технического,
интеллектуального и творческого потенциалов; б) стимулирование притока мигрантов, которые
обладают профессиями и квалификациями, востребованными на республиканском рынке
труда, и создание необходимых условий для их трудовой деятельности; в) разработка социально-экономических мер по
повышению миграционной привлекательности Республики Башкортостан; г) стимулирование возвращения на родину
выпускников образовательных организаций - уроженцев Республики Башкортостан,
получивших образование в других регионах Российской Федерации и за рубежом; д) обеспечение рационального расселения
мигрантов на территории региона; е) развитие образовательной миграции и
поддержка академической мобильности; ж) создание условий для адаптации и
интеграции иммигрантов, обеспечение толерантного отношения местного населения к
переселенцам; з) обеспечение финансирования комплекса мер,
направленных на стимулирование притока мигрантов (жилищное обустройство,
занятость и др.); и) совершенствование механизмов профилактики,
выявления и пресечения незаконной иммиграции. 5. ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В области миграции и расселения мигрантов
определены следующие приоритеты: сохранение населения республики; привлечение мигрантов в республику из других
регионов Российской Федерации; привлечение иммигрантов, в первую очередь,
соотечественников, из стран СНГ; обеспечение адаптации и интеграции мигрантов
в условиях республики; снижение численности незаконных мигрантов. Основными направлениями миграционной политики
являются: а) в области создания социально-экономических
условий, способствующих сохранению трудовых ресурсов республики,
научно-технического, интеллектуального и творческого потенциалов: развитие гибкого рынка труда, обеспечивающего
территориальную мобильность рабочей силы и прогрессивные сдвиги в структуре
занятости населения, на основе создания новых и повышения эффективности
существующих рабочих мест, улучшения условий и оплаты труда, развития малого и
среднего предпринимательства; подготовка предложений по внесению изменений
в федеральное законодательство по вопросам миграции в части четкого разделения
функций между различным уровнями власти; обеспечение доступа граждан к социальным,
медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания; разработка системы комплексных мер,
направленных на закрепление на местах квалифицированных специалистов; информирование населения о возможностях
трудоустройства и мерах поддержки при переезде в другую местность; развитие разных форм временной пространственной
мобильности в целях осуществления трудовой деятельности, в том числе
распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и графика
работы; поддержка образовательной (учебной) миграции
российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения
квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда; содействие внутриреспубликанской миграции,
прежде всего в малые города и сельские поселения; создание инфраструктуры для проживания
внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно-частного
партнерства; предотвращение убыли высококвалифицированного
экономически активного населения; б) в области стимулирования притока
мигрантов, которые обладают профессиями и квалификациями, востребованными на
республиканском рынке труда, и создания необходимых условий для их трудовой
деятельности: оценка и мониторинг долгосрочных
количественных и качественных потребностей науки, высокотехнологичных и
инновационных секторов экономики в интеллектуальных трудовых ресурсах; определение профессий (специальностей),
востребованных на республиканском рынке труда, приоритетных для привлечения
мигрантов; создание условий для миграции в Республику
Башкортостан предпринимателей и инвесторов; развитие взаимодействия государственных
центров занятости населения с частными агентствами занятости по вопросам
трудоустройства граждан Российской Федерации вне территории их постоянного
проживания; создание эффективных механизмов оценки
потребности региона в иностранной рабочей силе с учетом спроса на рынке труда; привлечение иностранной рабочей силы в сферы,
где отсутствует конкуренция со стороны отечественной рабочей силы; в) в области разработки
социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности
Республики Башкортостан: сокращение дифференциации населения по
денежным доходам, содействие росту уровня и обеспечению своевременности выплаты
заработной платы, совершенствование систем оплаты труда в отраслях бюджетной и
внебюджетной сфер; регулирование оплаты труда в рамках
соглашений социального партнерства; повышение социальной защищенности малоимущих
граждан; развитие транспортной инфраструктуры,
внутренних и межрегиональных пассажирских перевозок; реализация мероприятий по содействию занятости
населения и улучшению условий труда; улучшение условий труда, обеспечение их
безопасности для здоровья граждан; развитие сети учреждений социальной сферы и
повышение качества предоставляемых ими услуг; г) в области стимулирования возвращения на родину
выпускников образовательных организаций - уроженцев Республики Башкортостан,
получивших образование в других регионах Российской Федерации и за рубежом: обеспечение государственной поддержки молодым
специалистам в виде ежемесячных выплат, государственной поддержки получения
жилья, улучшения жилищных условий, выделения мест в дошкольных учреждениях; д) в области обеспечения рационального
расселения мигрантов на территории региона: разработка системы мер, направленных на
равномерное и сбалансированное размещение мигрантов на территории Республики
Башкортостан; разработка механизма стимулирования
территориальной мобильности перераспределения экономически активного населения
для обеспечения сбалансированности республиканского рынка труда; повышение инвестиционной привлекательности
муниципальных районов Республики Башкортостан с высокой убылью населения и
показателями рынка труда, превышающими среднереспубликанские значения, создание
необходимой для переселения мигрантов социальной и транспортной инфраструктур; регулирование внутриреспубликанских потоков
миграции с учетом обеспеченности рабочей силой; оптимизация миграции трудоспособного
населения между городской и сельской местностями; перераспределение рабочей силы между
трудоизбыточными и трудонедостаточными районами республики; создание условий для развития вахтового
метода работы; организация постоянного мониторинга, анализа
и прогнозирования миграционной ситуации с учетом демографической ситуации,
задач социально-экономического развития и потребности региона в трудовых
ресурсах; проведение научных исследований в сфере
миграции; е) в области развития образовательной
миграции и поддержки академической мобильности: совершенствование условий для обучения в
образовательных организациях, расположенных на территории республики,
российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места
проживания; увеличение в образовательных организациях
высшего и среднего профессионального образования контингента студентов из числа
иностранных граждан, преимущественно стран СНГ; совершенствование условий пребывания
иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского
страхования, обеспечения безопасности; содействие мобильности специалистов,
занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической
работой в образовательных и научных организациях; организационное и информационное содействие
образовательным и научным организациям в реализации программ международной
академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе
долгосрочных трудовых контрактов; содействие соотечественникам, в том числе их
детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории
республики; предоставление возможности иностранным
студентам заниматься трудовой деятельностью в период обучения; ж) в области создания условий для адаптации и
интеграции иммигрантов, обеспечения толерантного отношения местного населения к
переселенцам: создание условий для овладения русским
языком, изучения базовых законов, культурных норм и традиций народов,
проживающих на территории Республики Башкортостан, для профессионального
обучения и повышения квалификации, развития рынка образовательных услуг и их
предоставления гражданам из стран СНГ; развитие в обществе культуры межнациональных
и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего их
сообщества навыков межкультурного и межэтнического общения, противодействия
ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости; создание инфраструктуры, обеспечивающей
содействие адаптации и интеграции мигрантов в принимающее сообщество, включая
центры их информационной и правовой поддержки, курсы изучения русского языка,
истории и культуры России; разработка и реализация программ адаптации и
интеграции мигрантов и членов их семей в принимающее сообщество на основе
взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления
Республики Башкортостан, институтов гражданского общества и бизнеса; совершенствование взаимодействия органов
государственной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан с
социально ориентированными некоммерческими организациями, содействующими
адаптации и интеграции мигрантов в принимающее сообщество; научно-исследовательское и
учебно-методическое обеспечение реализации государственной миграционной
политики; принятие мер по обеспечению безопасности
мигрантов в местах их пребывания, защите их жизни, здоровья, сохранности
имущества; организация информационно-просветительской
деятельности по вопросам реализации государственной миграционной политики,
социализации и интеграции мигрантов, в том числе через средства массовой
информации; противодействие социальной исключенности
мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов; разработка системы мероприятий по
предупреждению возможных конфликтов и снятию противоречий, связанных с
обустройством мигрантов и их интеграцией в местную среду; развитие информационно-пропагандистской
работы с привлечением средств массовой информации по предупреждению и
устранению возникновения мигрантофобии, экстремистских дискурсов в сфере
межэтнических отношений; проведение органами местного самоуправления
Республики Башкортостан мониторинга выявления конфликтных ситуаций между
представителями различных национальностей, этносов, прибывших на территорию
республики, и оперативное принятие мер по недопущению разжигания
межнациональной и межэтнической розни; з) в области обеспечения финансирования
комплекса мер, направленных на стимулирование притока мигрантов (жилищное
обустройство, занятость и др.): совершенствование института социального
партнерства, способствующего согласованию интересов мигрантов, работодателей и
республиканских органов исполнительной власти; оперативное пополнение и актуализация
республиканского банка вакансий, в том числе с предоставлением жилья соискателям
работы; развитие взаимодействия с трудоизбыточными
регионами в целях повышения трудовой мобильности граждан, в том числе
заключение соглашений о сотрудничестве с органами исполнительной власти этих
регионов, осуществляющими полномочия в сфере занятости населения, а также
совершенствование системы обмена информацией о возможностях трудоустройства
граждан указанных регионов в Республике Башкортостан по востребованным на рынке
труда профессиям; выработка предложений по совершенствованию
механизма трудоустройства граждан Российской Федерации в другой местности, в
том числе в целях обеспечения инвестиционных проектов кадрами требуемой
квалификации; стимулирование миграции в республику
молодежи, имеющей особо востребованные на рынке труда профессии и специальности,
включая обеспечение преференций в получении вида на жительство выпускникам
российских образовательных учреждений профессионального образования из числа
иностранных граждан, получивших профессию (специальность), востребованную на
рынке труда республики; активизация целевого жилищного строительства
на основе расширения источников финансирования и увеличения доли внебюджетных
средств и кредитных ресурсов, в том числе с возможностью участия в федеральных
и республиканских жилищных программах, а также использования механизмов
ипотечного жилищного кредитования; внедрение механизмов субсидирования частичной
или полной оплаты первоначального взноса по договорам о приобретении жилья
жителями республики, нуждающимися в улучшении жилищных условий, или о строительстве
жилья; и) в области совершенствования механизмов
профилактики, выявления и пресечения незаконной иммиграции: подготовка предложений по совершенствованию
правовой базы противодействия незаконной миграции; совершенствование межведомственного взаимодействия
по вопросам противодействия незаконной миграции; повышение правовой грамотности работодателей
и мигрантов в сфере трудовых отношений; усиление информационной и разъяснительной
работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного
законодательства Российской Федерации. 6. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Информационно-аналитическое обеспечение
реализации миграционной политики предусматривает: обеспечение эффективного сотрудничества территориальных
органов федеральной органов исполнительной власти в Республике Башкортостан,
органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного
самоуправления Республики Башкортостан по оперативному обмену информацией о
миграционных процессах; широкую пропаганду в средствах массовой
информации объективных процессов, происходящих в сфере миграции, значимости и
необходимости для развития республики притока мигрантов; совершенствование предоставления
государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в
том числе с использованием информационных технологий; обеспечение доступности информации о
проводимой миграционной политике, ее эффективности и результатах реализации; обеспечение использования информационных
технологий для анализа миграционной ситуации в республике; применение научно-исследовательских
разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки
эффективности мероприятий в сфере миграции; мониторинг средств массовой информации республики
по освещению миграционной тематики в целях оценки эффективности информационного
обеспечения реализации Концепции. 7. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Реализация настоящей Концепции осуществляется
Правительством Республики Башкортостан совместно с заинтересованными органами
государственной власти Республики Башкортостан, территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан, органами
местного самоуправления Республики Башкортостан, общественными организациями,
работодателями на основании соответствующих нормативных правовых актов,
соглашений, планов совместной работы. Реализация Концепции предполагает объединение
усилий государства и общества, направленных на выработку единых подходов к
развитию и совершенствованию миграционных процессов в республике, координацию
совместной работы по улучшению миграционной ситуации. Настоящей Концепцией предусматриваются
следующие основные механизмы реализации государственной миграционной политики: а) участие в совершенствовании
законодательства Российской Федерации в сфере миграции с учетом норм
международного права, а также принятие нормативных правовых актов республики,
направленных на повышение эффективности реализации миграционной политики; б) участие в развитии международного
сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции; в) разработка системы мер и мероприятий по
реализации Концепции, включение задач и мероприятий по реализации
государственной миграционной политики в государственные программы; г) учет задач государственной миграционной
политики при формировании бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов
муниципальных образований Республики Башкортостан, концентрация финансовых и
материальных ресурсов для реализации приоритетных направлений и решения задач
государственной миграционной политики; д) поддержка развития институтов гражданского
общества, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач
Концепции, а также на создание общественных информационно-консультативных
центров содействия иммигрантам в муниципальных районах и городских округах
Республики Башкортостан; е) совершенствование системы взаимодействия в
сфере миграции государственных органов Республики Башкортостан, территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан и
органов местного самоуправления Республики Башкортостан с институтами
гражданского общества; ж) постоянный мониторинг и анализ
миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические
и иные аспекты развития республики, а также последующая корректировка
конкретных мер реализации государственной миграционной политики; з) профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих
по вопросам реализации государственной миграционной политики; и) научно-исследовательское обеспечение
реализации государственной миграционной политики. Условием реализации Концепции является
наличие соответствующего ресурсного обеспечения, включающего бюджетное
финансирование и кадровое обеспечение. 8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Реализация приоритетных направлений Концепции
позволит к 2025 году обеспечить устойчивый миграционный прирост населения в
основном за счет сокращения убыли населения в другие субъекты Российской
Федерации, усовершенствовать регулирование миграционных потоков, создать
условия для приема, адаптации и интеграции мигрантов в принимающее сообщество,
использовать возможности внешней трудовой миграции для эффективного
функционирования республиканского рынка труда. Указанные меры будут реализованы поэтапно в
зависимости от приоритетности. 8.1. Первый этап реализации
Концепции (2015 - 2016 годы) Разработка республиканской и муниципальной
нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию Концепции; разработка планов мероприятий, направленных
на реализацию основных направлений Концепции; разработка механизмов управления расселением
иммигрантов по территории региона с учетом комплексной оценки возможностей
Республики Башкортостан по их приему и обустройству; разработка и реализация мероприятий по
повышению трудовой мобильности граждан; разработка системы комплексных мер,
направленных на закрепление квалифицированных специалистов на территории
республики; определение зарубежных стран и регионов
Российской Федерации, являющихся наиболее перспективными с точки зрения притока
мигрантов в республику; создание инфраструктуры поддержки мигрантов
на основе частно-государственного партнерства; совершенствование института социального
партнерства, способствующего согласованию интересов мигрантов, работодателей и
республиканских органов исполнительной власти; развитие институтов гражданского общества,
направленных на обеспечение социальной интеграции и инклюзии мигрантов. 8.2. Второй этап реализации
Концепции (2017 - 2020 годы) Обобщение и анализ правоприменительной
практики республиканских и муниципальных нормативных правовых актов,
обеспечивающих реализацию Концепции; реализация и мониторинг планов мероприятий,
направленных на реализацию основных направлений Концепции; развитие инфраструктуры поддержки мигрантов; расширение использования информационных
технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации
государственной миграционной политики Республики Башкортостан, в том числе
уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и
международной миграции; анализ эффективности проводимой миграционной
политики и ее корректировка. 8.3. Третий этап реализации Концепции
(2021 - 2025 годы) Оценка ожидаемых результатов реализации
миграционной политики; уточнение основных стратегических ориентиров,
приоритетов и направлений реализации Концепции. В целом реализация Концепции будет
способствовать: сокращению убыли трудоспособного населения за
пределы Республики Башкортостан; обеспечению миграционного прироста не менее
1,0 - 1,5 тыс. человек ежегодно; обеспечению потребностей экономики в
квалифицированной рабочей силе и сбалансированности спроса и предложения на
республиканском рынке труда; удержанию коэффициента напряженности на рынке
труда в пределах 2,0; повышению удельного веса квалифицированных
специалистов в общей численности иностранной рабочей силы, привлекаемой на
территорию республики, до 81%; защите трудовых и социальных прав мигрантов; успешной адаптации и интеграции мигрантов в
принимающее сообщество. Приложение к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 13 октября ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОДГОТОВКУ КОМПЛЕКСНЫХ ПЛАНОВ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2025
ГОДА
Список использованных сокращений
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|