Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Республики Башкортостан от 20.12.1994 № ВС-26/5Утратил силу - Кодекс Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 01.09.97 г. N 118-з ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКИХ, ПОСЕЛКОВЫХ СОВЕТОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов Выборы депутатов сельских, поселковых Советов Республики Башкортостан осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 2. Избирательное право 1. Право избирать депутатов сельских, поселковых Советов принадлежит гражданину Республики Башкортостан, постоянно проживающему на соответствующей территории и достигшему 18 лет. 2. Депутатом сельского, поселкового Совета может быть избран гражданин Республики Башкортостан, постоянно проживающий на соответствующей территории и достигший 21 года. 3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, а также психически больные граждане, находящиеся на стационарном лечении в психиатрических больницах. Статья 3. Выборы депутатов сельских, поселковых Советов 1. Выборы депутатов сельских, поселковых Советов Республики Башкортостан проводятся одновременно и назначаются Государственным Собранием Республики Башкортостан не менее чем за три месяца до выборов. 2. Депутаты сельских, поселковых Советов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым с учетом административно - территориального деления и иных особенностей территорий при соблюдении, в основном, равной численности избирателей в расчете на один мандат. Статья 4. Право выдвижения кандидатов в депутаты сельских, поселковых Советов 1. Кандидаты в депутаты сельских, поселковых Советов выдвигаются группами избирателей не менее 10 человек. 2. Все политические партии и общественные объединения имеют равные права в выборах депутатов сельских, поселковых Советов. Статья 5. Финансирование выборов Финансирование мероприятий по организации и проведению выборов депутатов сельских, поселковых Советов осуществляется за счет средств республиканского и местного бюджетов. Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями 1. Организация и проведение выборов депутатов сельских, поселковых Советов возлагаются на избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах компетенции, установленной настоящим законом, независимы от государственных органов, органов местной власти, партийных, общественных объединений и иных органов и организаций. 2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно. Глава II ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 7. Избирательные округа по выборам депутатов сельских, поселковых Советов 1. Избирательные округа по выборам депутатов сельских, поселковых Советов должны отвечать следующим требованиям: а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей; б) территориальное единство: не допускается наличие или создание избирательного округа, состоящего из неграничащих между собой территорий. 2. Схема избирательных округов утверждается и публикуется сельской, поселковой избирательной комиссией не позднее 60 дней до дня выборов. Статья 8. Численный состав сельских, поселковых Советов 1. В сельский, поселковый Совет избираются 5-15 депутатов. 2. В пределах норм, установленных пунктом 1 настоящей статьи, число избирательных округов определяется сельским, поселковым Советом по предложению главы сельской, поселковой администрации. Статья 9. Образование избирательных участков 1. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до выборов сельским, поселковым Советом по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями из расчета от 20 до 3000 избирателей на один участок. 2. Избирательные участки образуются с учетом создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. 3. Список избирательных участков с указанием адресов (наименование населенного пункта, здание) участковых избирательных комиссий публикуется в местной печати в течение 10 дней после принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи. Статья 10. Списки избирателей 1. Администрация сельского населенного пункта, поселка обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории. 2. Участковые избирательные комиссии совместно с администрацией составляют списки избирателей по участкам. 3. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 20 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства. 4. В список избирателей включается гражданин Республики Башкортостан, отвечающий требованиям статьи 2 настоящего Закона (на день выборов) и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного округа. 5. Список избирателей оформляется участковой избирательной комиссией в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес избирателя. 6. Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей. Глава III ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 11. Виды избирательных комиссий Для организации и проведения выборов депутатов сельских, поселковых Советов образуются следующие избирательные комиссии: а) сельские, поселковые избирательные комиссии; б) участковые избирательные комиссии. Статья 12. Сельская, поселковая избирательная комиссия 1. Сельская, поселковая избирательная комиссия формируется сельским, поселковым Советом совместно с администрацией в составе председателя и 4-7 членов комиссии не позднее чем за 70 дней до выборов. 2. Председатель и секретарь сельской, поселковой избирательной комиссии назначаются сельским, поселковым Советом по предложению главы сельской, поселковой администрации. Статья 13. Участковая избирательная комиссия 1. Участковая избирательная комиссия формируется не позднее чем за 40 дней до выборов в составе председателя комиссии и 6-18 членов комиссии сельским, поселковым Советом совместно с администрацией. 2. Председатель и секретарь комиссии назначаются сельским, поселковым Советом по предложению главы администрации. Если в период формирования участковой избирательной комиссии в административно - территориальном образовании сельский, поселковый Совет отсутствует в результате упразднения или самороспуска, то формирование участковой избирательной комиссии осуществляет глава местной администрации. 3. В дни голосования каждый кандидат в депутаты сельского, поселкового Совета вправе направить в соответствующую участковую избирательную комиссию одного наблюдателя; указанные наблюдатели вправе присутствовать до окончания подсчета голосов в участковой избирательной комиссии. Статья 14. Статус члена избирательной комиссии 1. Председатель и члены соответствующих избирательных комиссий обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий. 2. Члены комиссии: заблаговременно извещаются о заседании соответствующей избирательной комиссии и присутствуют на ней; вправе выступать на заседании соответствующей избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии. Статья 15. Полномочия сельской, поселковой избирательной комиссии 1. Сельская, поселковая избирательная комиссия: а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории сельского, поселкового Совета; б) образует избирательные округа; в) руководит деятельностью участковых избирательных комиссий; г) распределяет денежные средства по участковым избирательным комиссиям; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения выборов; д) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней; е) заслушивает сообщения участковых избирательных комиссий; ж) наблюдает за составлением списков избирателей и предоставлением их для всеобщего ознакомления; з) регистрирует кандидатов, выдвинутых в депутаты сельских, поселковых Советов, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения; и) публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов; к) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов; л) утверждает тексты избирательных бюллетеней и обеспечивает ими участковые избирательные комиссии; м) получает от соответствующих участковых избирательных комиссий протоколы о результатах голосования на избирательных участках; н) устанавливает и публикует в печати результаты выборов; о) регистрирует избранных депутатов сельских, поселковых Советов и выдает им удостоверения об их избрании; п) передает мандатной комиссии соответствующего Совета документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов; р) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов; с) назначает выборы депутатов сельских, поселковых Советов вместо выбывших и обеспечивает их проведение; т) решает вопросы, связанные с проведением отзыва депутата сельского, поселкового Совета; у) обеспечивает соблюдение порядка и сроков хранения избирательных документов; ф) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; х) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом; ц) по истечении 2-х месяцев со дня проведения выборов принимает решение об уничтожении избирательных бюллетеней. 2. Полномочия сельской, поселковой избирательной комиссии прекращаются с момента назначения очередных выборов депутатов сельских, поселковых Советов. Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: а) организует составление основного и дополнительного списка избирателей по участку; б) проводит ознакомление избирателей со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений; в) оповещает население о дне выборов и месте голосования; г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом; д) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных урн и другого избирательного оборудования; е) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов; ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу в архивы документации, связанной с проведением и организацией выборов; з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Функции участковой избирательной комиссии прекращаются с момента признания полномочий избранных депутатов сельских, поселковых Советов. Статья 17. Организация работы избирательной комиссии 1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов комиссии, а также председатель комиссии либо его заместитель. 2. Заседание избирательной комиссии созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. 3. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии. 4. Инструкции и иные решения избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии. 5. Председатель или секретарь комиссии в период избирательной кампании может работать на постоянной основе. 6. Оплата работы производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий, но не менее средней заработной платы по основному месту работы. 7. На заседании избирательной комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации. 8. При разборе жалоб на заседании избирательной комиссии вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. 9. Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим и секретарем соответствующего заседания. 10. Все государственные органы, органы местной власти, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач. Статья 18. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия сельских, поселковых и участковых избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего Закона, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом. 2. Сельская, поселковая избирательная комиссия в пределах своей компетенции рассматривает жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и обязана не позднее чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно. Глава IV ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ СЕЛЬСКИХ, ПОСЕЛКОВЫХ СОВЕТОВ Статья 19. Выдвижение кандидатов в депутаты сельских, поселковых Советов 1. Группы избирателей не менее 10 человек могут выдвигать в избирательных округах по выборам в депутаты сельских, поселковых Советов своих кандидатов, не более одного. Не позднее, чем за 5 дней инициативная группа информирует сельскую, поселковую избирательную комиссию о собрании по выдвижению кандидата в депутаты. Члены сельской, поселковой избирательной комиссии вправе присутствовать на собраниях по выдвижению кандидатов в депутаты. 2. В протоколе (выписке из протокола) собрания избирателей по выдвижению кандидата указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий и постоянное место жительства кандидата. 3. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят протокол собрания группы избирателей, к которому прилагается список 10 избирателей с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, номера и серии паспорта (или заменяющего его удостоверения личности), проголосовавших за выдвижение кандидата, и заявление кандидата о согласии на выдвижение своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в сельскую, поселковую избирательную комиссию не позднее 27 дней до дня выборов. Избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение 5 дней регистрирует его, с опубликованием данных о нем, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи, в стенной печати и выдачей ему удостоверения о регистрации с указанием ее даты и времени, либо отказывает в регистрации. Статья 20. Права и обязанности кандидата в депутаты сельского, поселкового Совета 1. Кандидат в депутаты сельского, поселкового Совета может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии. 2. Кандидат в депутаты сельского, поселкового Совета не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора района, города. 3. Кандидат в депутаты сельского, поселкового Совета может иметь одно доверенное лицо, регистрируемое той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенное лицо должно отвечать требованиям статьи 2 настоящего Закона. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные им удостоверения. 4. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную кампанию. Глава V ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 21. Право на участие в предвыборной агитации Граждане Республики Башкортостан, партии и иные общественные объединения, зарегистрированные в Республике Башкортостан, вправе беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" кандидатов в депутаты сельских, поселковых Советов. Статья 22. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Органы местной власти обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующим главой местной администрации в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом сельской, поселковой избирательной комиссией. 2. Владельцы помещений, расположенных на территории избирательного округа и находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности всем кандидатам. Статья 23. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами. 2. Средства массовой информации обязаны создавать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты сельских, поселковых Советов. 3. Кандидаты в депутаты сельского, поселкового Совета имеют право на одно выступление по муниципальной сети радиовещания и внутреннему радио. Статья 24. Выпуск агитационных материалов 1. Кандидаты в депутаты сельских, поселковых Советов вправе выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 3. Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении агитационных материалов, порочащих честь и достоинство кандидатов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. 4. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. При распространении таких программ и материалов избирательные комиссии действуют в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. 5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте только с согласия собственника или владельца. Статья 25. Сроки проведения агитационной кампании 1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов. 2. В день выборов любая агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, ликвидируются муниципальной службой в течение 10 дней после выборов. Глава VI ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫБОРОВ Статья 26. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Средства, выделенные на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение сельской, поселковой избирательной комиссии не позднее 60 дней до дня выборов. 2. Сельская, поселковая избирательная комиссия представляет отчет о расходовании средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не позднее 2 месяцев после официального опубликования результатов выборов. Статья 27. Средства для проведения предвыборной агитации Кандидаты в депутаты сельского, поселкового Совета используют для финансирования предвыборной агитации только средства, выделенные кандидату сельской, поселковой избирательной комиссией. Привлечение иных средств запрещается. Статья 28. Порядок расходования денежных средств 1. Порядок учета расходования денежных средств, выделенных кандидату в депутаты сельского, поселкового Совета для финансирования предвыборной агитации, устанавливается сельской, поселковой избирательной комиссией. 2. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по округу лицо, бывшее кандидатом в депутаты сельского, поселкового Совета, обязано представить в сельскую, поселковую избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. 3. Неизрасходованные денежные средства после завершения выборов направляются в местный бюджет. Глава VII ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 29. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий соответствующими главами сельских, поселковых администраций. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным урнам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 30. Избирательные бюллетени 1. Для выборов депутатов сельских, поселковых Советов каждый избиратель получает избирательные бюллетени по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан. 2. В избирательном бюллетене для голосования по выборам депутатов сельских, поселковых Советов указываются (в алфавитном порядке) фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и их данные, перечисленные в пункте 2 статьи 19 настоящего Закона. Справа напротив данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 3. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке заполнения бюллетеня. 4. Избирательные бюллетени печатаются на башкирском, русском и татарском языках. 5. Избирательные бюллетени для выборов депутатов сельских, поселковых Советов печатаются по распоряжению соответствующих сельских, поселковых избирательных комиссий. Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени от сельских, поселковых избирательных комиссий не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать числа зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На лицевой стороне полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. 6. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих сельских, поселковых избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. Статья 31. Порядок голосования 1. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. 2. Избиратель, который в период, начиная с 10 дней до дня выборов, не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении сельской, поселковой (за 10-4 дня до выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении сельской, поселковой избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать либо подписи двух членов соответствующей комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену сельской, поселковой или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно сельского, поселкового Совета или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Сельские, поселковые избирательные комиссии по выборам депутатов сельских, поселковых Советов передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей комплектов избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей. 3. В 8 часов в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные урны, которые вслед за этим опечатываются. Затем вскрывает конверты, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные урны. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 4. При получении избирательного бюллетеня избиратель предъявляет паспорт или заменяющее его удостоверение личности, серию и номер которого член участковой избирательной комиссии проставляет в списке избирателей. В получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав избирательной комиссии. 5. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 6. В избирательном бюллетене по выборам депутатов сельского, поселкового Совета избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". 7. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательную урну. Избирательные урны должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. 9. В тех случаях, когда жители, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих жителей в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специальных переносных избирательных урн. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. Статья 32. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целость печатей или пломб на избирательных урнах и вскрывает их. 3. По избирательному округу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, изготовленные неофициально, без печати сельского, поселкового Совета или участковой избирательной комиссии либо подписей двух членов участковой избирательной комиссии, а также, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности: такие, в которых крест либо любой иной знак проставлен более чем в одном квадрате, или проставлен одновременно напротив фамилии одного из кандидатов и в строке "Против всех кандидатов", или не проставлен ни в одном из них. 4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на избирательном участке по выборам депутатов сельского, поселкового Совета. В протоколе указываются: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку; б) число погашенных неиспользованных бюллетеней; в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями; г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных урнах; д) число недействительных избирательных бюллетеней; е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными; ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов; з) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов; и) число голосов, поданных против всех кандидатов; к) количество поступивших в комиссию жалоб и заявлений. 5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение. 6. Протоколы участковой избирательной комиссии, опечатанные бюллетени и другая избирательная документация незамедлительно направляются в соответствующую сельскую, поселковую избирательную комиссию. Статья 33. Установление итогов выборов 1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий по выборам депутатов сельских, поселковых Советов сельская, поселковая избирательная комиссия незамедлительно после проведения выборов устанавливает итоги выборов. 2. Сельская, поселковая избирательная комиссия определяет по каждому избирательному округу: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу; б) число погашенных неиспользованных бюллетеней; в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов; г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных урнах; д) число недействительных избирательных бюллетеней; е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными; ж) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов; з) число голосов, поданных против всех кандидатов. 3. На основании произведенного подсчета голосов по каждому избирательному округу сельская, поселковая избирательная комиссия принимает одно из следующих решений: признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше; признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов в графе "Против всех кандидатов" превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 35 процентов зарегистрированных избирателей. 4. Результаты выборов депутатов сельского, поселкового Совета по каждому избирательному округу заносятся в протокол сельской, поселковой избирательной комиссии. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами сельской, поселковой избирательной комиссии. В протоколе указывается количество поступивших в комиссию жалоб и заявлений. Протокол хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы и формирования сельской, поселковой избирательной комиссии в новом составе. Один экземпляр протокола передается в соответствующий Совет. 5. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, поселковая, сельская избирательная комиссия назначает новые выборы. При этом сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на одну треть. Сельская, поселковая избирательная комиссия может распорядиться о формировании в этих случаях участковых избирательных комиссий в новом составе. 6. Повторные выборы признаются несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 30 процентов зарегистрированных избирателей. Статья 34. Регистрация избранных депутатов сельских, поселковых Советов 1. Соответствующая сельская, поселковая избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидатов, избранных депутатами сельских, поселковых Советов. 2. Соответствующая сельская, поселковая избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов депутатов сельских, поселковых Советов не позднее чем через 5 дней после подписания протокола публикует итоги выборов по избирательному округу и после опубликования общих итогов выборов производит регистрацию избранных депутатов сельских, поселковых Советов. Глава VIII РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ Статья 35. Оспаривание списков избирателей 1. Гражданин Республики Башкортостан, отвечающий требованию пункта 1 и не подпадающий под действие пункта 3 статьи 2 настоящего Закона, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления. 2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке. Статья 36. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов 1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов в депутаты сельского, поселкового Совета избирательная комиссия обязана выдать кандидату или уполномоченному доверенному лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований настоящего Закона. 2. Отказ в регистрации кандидата в депутаты сельского, поселкового Совета или невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, кандидат может обжаловать в суд в установленном законом порядке. Глава IX ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 37. Замещение вакантных мандатов депутатов сельских, поселковых Советов В случае досрочного прекращения полномочий депутата сельского, поселкового Совета соответствующий Совет назначает в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся согласно настоящему Закону. Если до окончания срока полномочий Совета остается менее одного года, дополнительные выборы не проводятся. Статья 38. Последствия фальсификации выборов При обнаружении нарушений настоящего Закона кандидатом в депутаты сельского, поселкового Совета сельская, поселковая избирательная комиссия вправе снять с регистрации зарегистрированного кандидата. Статья 39. Ответственность за нарушения законодательства о выборах Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным подобным способом свободному осуществлению гражданином Республики Башкортостан прав избирать или быть избранным депутатом сельского, поселкового Совета, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, государственные или муниципальные служащие, ответственные работники партий, общественных объединений и организаций, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства о выборах, несут установленную законом ответственность. Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики 20 декабря 1994 года N ВС-26/5 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|