Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Республики Башкортостан от 13.10.1994 № ВС-25/20ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ РАЙОННЫХ, ГОРОДСКИХ, РАЙОННЫХ В ГОРОДЕ СОВЕТОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (В редакции Закона Верховного Совета Республики Башкортостан от 21.12.94 г. N ВС-26/36) Глава I Общие положения Статья 1. Основные принципы выборов Выборы депутатов районных, городских, районных в городе Советов Республики Башкортостан (далее - представительных органов местной власти) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 2. Избирательное право 1. Право избирать депутатов представительных органов местной власти принадлежит гражданину Республики Башкортостан, проживающему на соответствующей территории и достигшему 18 лет. 2. Депутатом представительного органа местной власти может быть избран гражданин Республики Башкортостан, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий или работающий на территории соответствующей административно-территориальной единицы. 3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, а также психически больные граждане, находящиеся на стационарном лечении в психиатрических больницах. Статья 3. Выборы депутатов представительных органов местной власти 1. Выборы депутатов представительных органов местной власти Республики Башкортостан проводятся одновременно и назначаются высшим представительным органом Республики Башкортостан не менее чем за три месяца до выборов. 2. Депутаты представительных органов местной власти избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления и иных особенностей территории при соблюдении, в основном, равной численности избирателей в расчете на один мандат. 3. Депутаты представительных органов местной власти избираются сроком на 4 года. Статья 4. Право выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов местной власти Кандидаты в депутаты представительных органов местной власти выдвигаются группами избирателей не менее 50 человек. Статья 5. Финансирование выборов 1. Финансирование мероприятий по организации и проведению выборов депутатов представительных органов местной власти осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан и бюджетов соответствующих органов местной власти. 2. Денежные средства, выделенные для проведения выборов депутатов представительных органов местной власти, не облагаются налогами. Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями 1. Организация и проведение выборов депутатов представительных органов местной власти возлагаются на избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, независимы от других государственных органов, органов местной власти, общественных и иных органов и организаций. 2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно. Глава II Избирательные округа. Избирательные участки. Списки избирателей Статья 7. Избирательные округа по выборам депутатов представительных органов местной власти 1. Избирательные округа по выборам депутатов представительных органов местной власти должны отвечать следующим требованиям: а) р авенса) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей (В редакции Закона Верховного Совета Республики Башкортостан от 21.12.94 г. N ВС-26/36)территориальное единст во: не допускается наличие или создание избирательного округа, состоящего из не граничащих между собой территорий. 2. Перечень домов, входящих в избирательный округ, утверждается и публикуется районной, городской, районной в городе избирательной комиссией не позднее 60 дней до дня выборов. Статья 8. Численный состав представительных органов местной власти 1. В представительный орган местной власти избирается 20-60 депутатов. 2. В пределах норм, установленных частью 1 настоящей статьи, число избирательных округов определяется представительным органом местной власти по предложению главы местной администрации. Статья 9. Образование избирательных участков 1. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до выборов представительными органами местной власти по согласованию с районными, городскими, районными в городе избирательными комиссиями из расчета от 20 до 3000 избирателей на один участок. 2. Избирательные участки образуются с учетом создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. 3. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий, описанием границ участков публикуется в местной печати или в виде плакатов в течение 10 дней после принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи. Статья 10. Списки избирателей 1. Местная администрация в районе, городе, районе в городе, поселке, сельском населенном пункте обеспечивает учет избирателей и передает районным, городским, районным в городе участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории. 2. Участковые избирательные комиссии совместно с местной администрацией района, города, района в городе, поселка, сельского населенного пункта составляют списки избирателей по участкам. 3. В список избирателей включается гражданин Республики Башкортостан, отвечающий требованиям статьи 2 настоящего Закона (на день выборов) и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка. 4. Список избирателей оформляется участковой избирательной комиссией в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес избирателя. 5. Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей. Глава III Избирательные комиссии Статья 11. Виды избирательных комиссий Для организации и проведения выборов депутатов представительных органов местной власти образуются следующие избирательные комиссии: а) районные, городские и районные в городе избирательные комиссии; б) участковые избирательные комиссии. Статья 12. Районная, городская, районная в городе избирательная комиссия 1. Районная, городская, районная в городе избирательная комиссия формируется представительным органом местной власти района, города, района в городе совместно с местной администрацией в составе председателя и 8-14 членов комиссии не позднее чем за 70 дней до выборов депутатов представительных органов местной власти. 2. Председатель и секретарь районной, городской, районной в городе избирательной комиссии назначаются представительным органом местной власти по предложению главы местной администрации. Статья 13. Участковые избирательные комиссии 1. Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 40 дней до выборов депутатов представительных органов местной власти в составе председателя комиссии и 6-18 членов комиссии представительными органами местной власти в районах, городах, районах в городе совместно с местной администрацией. Председатель комиссии назначается соответствующим представительным органом местной власти по предложению главы местной администрации. Если в период формирования участковой избирательной комиссии в административно-территориальном образовании представительный орган местной власти отсутствует в результате упразднения или самороспуска, обязанность по формированию участковой избирательной комиссии лежит на главе местной администрации. 2. В дни голосования каждый кандидат в депутаты вправе направить в соответствующую участковую избирательную комиссию одного наблюдателя; указанные наблюдатели вправе присутствовать до окончания подсчета голосов в участковой избирательной комиссии. Статья 14. Статус члена избирательной комиссии 1. Председатель и члены соответствующих избирательных комиссий обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий. 2. Члены избирательной комиссии: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии и присутствуют на них; вправе выступать на заседании соответствующей избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии. Статья 15. Полномочия районной, городской, районной в городе избирательной комиссии Районная, городская, районная в городе избирательная комиссия: а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории своего района, города, района в городе; б) утверждает и публикует перечень домов, входящих в избирательные округа; в) руководит деятельностью участковых избирательных комиссий; г) распределяет денежные средства по участковым избирательным комиссиям; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов; д) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней; е) заслушивает сообщения участковых избирательных комиссий; ж) наблюдает за составлением списков избирателей и предоставлением их для всеобщего ознакомления; з) регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения; и) публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов; к) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты; л) утверждает текст избирательного бюллетеня и обеспечивает ими участковые избирательные комиссии; м) получает от соответствующих участковых избирательных комиссий протоколы о результатах голосования на избирательных участках; н) устанавливает и публикует в печати результаты выборов депутатов соответствующего представительного органа местной власти; о) регистрирует избранных депутатов, выдает депутатам удостоверения об избрании; п) передает мандатной комиссии соответствующего представительного органа местной власти документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов; р) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов; с) решает вопросы, связанные с проведением отзыва депутатов соответствующего представительного органа местной власти; т) обеспечивает соблюдение порядка и сроков хранения избирательных документов; у) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; ф) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом; х) по истечении 2-х месяцев со дня проведения выборов принимает решение об уничтожении избирательных бюллетеней. 2. Полномочия районной, городской, районной в городе избирательной комиссии прекращаются с момента назначения очередных выборов депутатов представительных органов местной власти. Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: а) организует составление основного и дополнительного списков избирателей по участку; б) проводит ознакомление избирателей со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; в) оповещает население о дне выборов и месте голосования; г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом; д) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных урн и другого избирательного оборудования; е) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов; ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архив; з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Функции участковой избирательной комиссии прекращаются с момента признания полномочий избранных депутатов представительного органа местной власти. Статья 17. Организация работы избирательных комиссий 1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов комиссии, а также председатель комиссии либо его заместитель. 2. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению - заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. 3. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии. 4. Инструкции и иные решения избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа членов избирательной комиссии. 5. Председатель, секретарь или член избирательной комиссии в период избирательной кампании может работать на постоянной основе. 6. Оплата работы производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий, но не менее средней заработной платы по основному месту работы. 7. На заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации по предъявлению соответствующих документов. 8. При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. 9. Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем. 10. Все государственные органы, органы местной власти, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач. Статья 18. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия районных, городских, районных в городе и участковых избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего Закона, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом. 2. Районная, городская, районная в городе избирательная комиссия в пределах своей компетенции рассматривает жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и обязана не позднее чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно. Глава IV Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Статья 19. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты 1. Группы избирателей не менее 50 человек могут выдвигать не более одного кандидата в депутаты в одном из избирательных округов по выборам в представительные органы местной власти. Не позднее, чем за 5 дней инициативная группа информирует районную, городскую, районную в городе избирательную комиссию о собрании по выдвижению кандидата в депутаты. Члены районной, городской, районной в городе избирательной комиссии вправе присутствовать на собраниях по выдвижению кандидата в депутаты. 2. Для регистрации в избирательном округе кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей данного округа в количестве не менее 1 процента общего числа избирателей округа. Подписные листы изготавливаются по форме согласно приложению к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий, постоянное место жительства кандидата. 3. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, инициалы, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или удостоверения личности. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи (с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или удостоверения личности), и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. 4. Инициаторы выдвижения кандидата в депутаты или сам кандидат в депутаты вносят протокол (выписку из протокола) собрания группы избирателей, список не менее 50 человек, проголосовавших за выдвижение кандидата в депутаты, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, номера и серии паспорта или заменяющего его удостоверения личности, заверенный представительным органом местной власти по месту проведения собрания, подписные листы и заявление кандидата о согласии на выдвижение своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в районную, городскую, районную в городе избирательную комиссию не позднее 27 дней до дня выборов. Избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение 5 дней регистрирует его, с опубликованием данных о нем, перечисленных в части 2 настоящей статьи, в районной, городской печати и выдачей ему удостоверения о регистрации с указанием ее даты и времени, либо отказывает в регистрации. Статья 20. Права и обязанности кандидата в депутаты 1. Кандидату в депутаты по его желанию предоставляется неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации 3 месяца, но в размере, не превышающем 7-кратного размера минимальной заработной платы, ежемесячно выплачивается кандидату в депутаты зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов. 2. Кандидаты в депутаты со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право на территории избирательного округа, где они баллотируются, пользоваться любым видом общественного транспорта, кроме такси и заказных рейсов. В районах, городах, районах в городе, где имеются несколько избирательных округов, кандидат в депутаты может бесплатно пользоваться городским и пригородным общественным транспортом (кроме такси и заказных рейсов) на территории всего района, города, района в городе. Оплата этих поездок производится соответствующей избирательной комиссией из бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. 3. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат в депутаты не может состоять ни в одной избирательной комиссии. 4. Кандидат в депутаты не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Прокурора Республики Башкортостан. 5. Кандидат в депутаты может иметь до 3 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата в депутаты. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего Закона. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную деятельность, способствующую избранию кандидатов в депутаты. Кандидаты в депутаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные им удостоверения. 6. Кандидат в депутаты вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную кампанию. Глава V Предвыборная агитация Статья 21. Право на участие в предвыборной агитации Граждане Республики Башкортостан, партии и иные общественные объединения, зарегистрированные в Республике Башкортостан, вправе беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" кандидатов в депутаты. Статья 22. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Государственные органы и органы местной власти обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами местной власти в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом районной, городской, районной в городе избирательной комиссией. 2. Владельцы помещений, расположенных на территории избирательного округа и находящихся в государственной либо муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов в депутаты и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам в депутаты. Статья 23. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами. 2. Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, органы местной власти, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местной власти, обязаны создавать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты представительных органов местной власти. 3. Кандидат в депутаты имеет право на одно выступление по районному, городскому каналу государственного телевидения и одно выступление по муниципальной сети радиовещания. Статья 24. Выпуск агитационных материалов 1. Кандидаты в депутаты представительных органов местной власти вправе выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 3. Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных, а также порочащих честь и достоинство кандидатов в депутаты агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. 4. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную розни. При распространении таких программ и материалов избирательные комиссии действуют в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. 5. Печатные агитационные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте только с согласия их собственника или владельца. Статья 25. Сроки проведения агитационной кампании 1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов. 2. В день выборов любая агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах. Глава VI Порядок финансирования выборов Статья 26. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Средства, выделенные на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение районной, городской, районной в городе избирательной комиссии не позднее 60 дней до дня выборов. 2. Районная, городская, районная в городе избирательная комиссия представляет в представительный орган местной власти отчет о расходовании средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не позднее 2 месяцев после официального опубликования результатов выборов. Статья 27. Средства для проведения предвыборной агитации Кандидаты в депутаты представительных органов местной власти используют для финансирования предвыборной агитации только средства, выделенные кандидату районной, городской, районной в городе избирательной комиссией. Привлечение иных средств запрещается. Статья 28. Порядок расходования денежных средств 1. Порядок учета расходования денежных средств, выделенных кандидату в депутаты представительного органа местной власти для финансирования предвыборной агитации, устанавливается районной, городской, районной в городе избирательной комиссией. 2. Не позднее 10 дней после определения результатов выборов по округу лицо, бывшее кандидатом в депутаты, обязано представить в районную, городскую, районную в городе избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. 3. Неизрасходованные денежные средства после завершения выборов направляются в местный бюджет. Глава VII Голосование и определение результатов выборов Статья 29. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий администрациями районов, городов, районов в городе. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным урнам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 30. Избирательные бюллетени 1. Для выборов депутатов представительных органов местной власти каждый избиратель получает избирательные бюллетени по форме, установленной Центральной избирательной комиссией. 2. В избирательном бюллетене для голосования по выборам депутатов представительных органов местной власти указываются (в алфавитном порядке) фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов в депутаты и их данные, перечисленные в пункте 2 статьи 19 настоящего Закона. Справа, напротив данных о каждом кандидате в депутаты, помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов в депутаты помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 3. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке заполнения бюллетеня. 4. Избирательные бюллетени печатаются на башкирском, русском и татарском языках. 5. Избирательные бюллетени для выборов депутатов представительных органов местной власти печатаются по распоряжению соответствующих районных, городских, районных в городе избирательных комиссий. Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени от районных, городских, районных в городе избирательных комиссий не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На лицевой стороне полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. 6. В случае выбытия отдельных кандидатов в депутаты до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих районных, городских, районных в городе избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах в депутаты. Статья 31. Порядок голосования 1. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. 2. Избиратель, который в период, начиная с 7 дней до дня выборов, не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении районной, городской, районной в городе (за 7-4 дня до выборов) или участковой (за 3-1 день до выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении районной, городской, районной в городе избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать либо подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену районной, городской, районной в городе или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно районной, городской, районной в городе или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Районные, городские, районные в городе избирательные комиссии по выборам в представительные органы местной власти передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей комплектов избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссии отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей. 3. В 8 часов в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные урны, которые вслед за этим опечатываются. Затем вскрывает конверты, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные урны. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 4. При получении избирательного бюллетеня избиратель предъявляет паспорт или заменяющее его удостоверение личности, серию и номер которого член участковой избирательной комиссии проставляет в списке избирателей. В получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица. 5. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 6. В избирательном бюллетене по выборам в представительные органы местной власти избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". 7. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательную урну. Избирательные урны должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. 9. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специальных переносных избирательных урн. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Фамилии и иные данные избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. Статья 32. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целость печатей или пломб на избирательных урнах и вскрывает их. 3. По избирательному округу по выборам депутатов представительного органа местной власти прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, изготовленные неофициально, без печати районной, городской, районной в городе или участковой избирательной комиссии либо подписей двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности: такие, в которых крест либо другой иной знак (знаки) проставлены более чем в одном квадрате, или проставлены одновременно напротив фамилии одного из кандидатов и в строке "Против всех кандидатов", или не проставлен ни в одном из них. 4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на избирательном участке по выборам депутатов представительного органа местной власти. В протоколе указываются: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку; б) число погашенных неиспользованных бюллетеней; в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями; г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных урнах; д) число недействительных избирательных бюллетеней; е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными; ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов; з) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов; и) число голосов, поданных против всех кандидатов; к) количество поступивших в комиссию жалоб и заявлений. 5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение. 6. Протоколы участковой избирательной комиссии, опечатанные бюллетени и другая избирательная документация незамедлительно направляются в соответствующую районную, городскую, районную в городе избирательную комиссию. Статья 33. Установление общих итогов выборов 1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов власти районная, городская, районная в городе избирательная комиссия в течение 3 дней после проведения выборов устанавливает общие итоги выборов. 2. Районная, городская, районная в городе избирательная комиссия определяет по каждому избирательному округу: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу; б) число погашенных неиспользованных бюллетеней; в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов; г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных урнах; д) число недействительных избирательных бюллетеней; е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными; ж) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов в депутаты; з) число голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты. 3. На основании произведенного подсчета голосов по каждому избирательному округу районная, городская, районная в городе избирательная комиссия принимает одно из следующих решений: признание избранным кандидата в депутаты, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат в депутаты, зарегистрированный раньше; признание выборов по избирательному кругу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; признание выборов по из бирательному округу несостоявшимися, если число голосов в графе "Против всех кандидатов" превышает число голосов, поданных за кандидата в депутаты, набравшего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 50 процентов зарегистменее 35 процентовелей. 4. Результаты выборов (В редакции Закона Верховного Совета Республики Башкортостан от 21.12.94 г. N ВС-26/36) депутатов представительных органов мест ной власти по каждому избирательному округу заносятся в протокол районной, городской, районной в городе избирательной комиссии. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами районной, городской, районной в городе избирательной комиссии. В протоколе указывается количество поступивших в комиссию жалоб и заявлений. Протокол хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы и формирования районной, городской, районной в городе избирательной комиссии в новом составе. Один экземпляр протокола передается в соответствующий представительный орган местной власти. 5. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, районная, городская, районная в городе избирательная комиссия назначает новые выборы. При этом сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на одну треть. Районная, городская, районная в городе избирательная комиссия может распорядиться о сформировании в этих случаях участковых избирательных комиссий в новом составе. 6. Повторные выборы признаются несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 35 процентов зарегистрированных избирателей. Статья 34. Регистрация избранных депутатов 1. Соответствующая районная, городская избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидатов, избранных депутатами представительного органа местной власти. Кандидат, избранный депутатом, после признания его полномочий в письменном виде обязан сообщить в соответствующую районную, городскую, районную в городе избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа местной власти. 2. Соответствующая районная, городская, районная в городе избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов депутатов представительного органа местной власти не позднее чем через 5 дней после подписания протокола публикует итоги выборов по избирательному округу и после опубликования общих итогов выборов производит регистрацию избранных депутатов и выдачу им удостоверения об избрании при условии выполнения ими требований пункта 1 настоящей статьи. Глава VIII Разрешение жалоб и споров Статья 35. Оспаривание списков избирателей 1. Гражданин Республики Башкортостан, отвечающий требованию пункта 1 и не подпадающий под действие пункта 3 статьи 2 настоящего Закона, может заявить в участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления. 2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном порядке. Статья 36. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов 1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов в депутаты представительного органа местной власти избирательная комиссия обязана выдать кандидату или уполномоченному доверенному лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивом может служить только невыполнение требований настоящего Закона. 2. Отказ в регистрации кандидата в депутаты представительного органа местной власти или невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, кандидат может обжаловать в суд в установленном законом порядке. Глава IX Заключительные положения Статья 37. Замещение вакантных депутатских мандатов В случае досрочного прекращения полномочий депутата представительный орган местной власти назначает в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся согласно настоящему Закону. Если до окончания срока полномочий представительного органа местной власти остается менее одного года, дополнительные выборы не проводятся. Статья 38. Последствия фальсификации выборов 1. При обнаружении нарушений настоящего Закона кандидатом в депутаты представительного органа местной власти районная, городская, районная в городе избирательная комиссия вправе снять с регистрации зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа местной власти. 2. При обнаружении после выборов фальсификации подписей в подписных листах, если количество действительных подписей недостаточно для регистрации кандидата согласно положениям настоящего Закона, мандат избранного депутата аннулируется представительным органом местной власти по представлению мандатной комиссии. Статья 39. Ответственность за нарушения законодательства о выборах Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным подобным способом свободному осуществлению гражданином Республики Башкортостан права избирать или быть избранным депутатом представительного органа местной власти, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и организаций, общественных организаций, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства о выборах, несут установленную законом ответственность. Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики 13 октября 1994 года N ВС-25/20 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ по выборам представительного органа местной власти Республики Башкортостан Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты______________________________________________________________ ______________________________________________________________________ (наименование представительного органа местной власти) Республики Башкортостан по____________________________________________ избирательному округу_________________________________________________ ______________________________________________________________________ (ф.и.о. выдвигаемого кандидата) родившегося "___"_________________19__года,___________________________ (род занятий) проживающего в ____________________________________________________ (город, район) -T--------------T-----------T----------T----------------T-------- N | Фамилия, | Дата | Адрес | Удостоверение | Подпись | инициалы | рождения | | личности | --+--------------+-----------+----------+----------------+-------- 1. ------------------------------------------------------------------ 2. ------------------------------------------------------------------ Подписной лист удостоверяю: _____________________________________ ______________________________________________________________________ (ф.и.о., адрес, удостоверение личности и подпись) Предлагаемый кандидат ______________________________________________________________________ (ф.и.о., подпись) (Дата и место) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|