Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Республики Башкортостан от 13.10.1994 № ВС-25/18ЗАКОН Республики Башкортостан О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (В редакции Закона Верховного Совета Республики Башкортостан от 21.12.94 г. N ВС-26/34; Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.01.97 г. N 74-З) Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов Выборы депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан (далее - Государственное Собрание) осуществляются гражданами Республики Башкортостан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 2. Избирательное право 1. Право избирать депутатов Государственного Собрания принадлежит гражданину Республики Башкортостан, достигшему 18 лет. 2. Депутатом Государственного Собрания может быть избран гражданин Республики Башкортостан, достигший 21 года, проживающий на территории Республики Башкортостан и обладающий избирательным правом. 3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, а также психически больные граждане, находящиеся на стационарном лечении в психиатрических больницах. Статья 3. Выборы в Государственное Собрание Республики Башкортостан 1. Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из двух палат - Палаты Представителей и Законодательной Палаты. 2. В Палату Представителей избирается 154 депута мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ районов, городов, районов в городе. 3. (В редакции Закона Верховного Совета Республики Башкортостан от 21.12.94 г. N ВС-26/34) В Законодат ельную Палату избирается 40 депутатов на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, образуемым на всей территории Республики Башкортостан. 4. Депутаты Государственного Собрания Республики Башкортостан избираются сроком на 4 года. 5. Выборы в Палату Представителей и Законодательную Палату проводятся одновременно и назначаются высшим представительным органом Республики Башкортостан. Сообщение о дне выборов публикуется в печати не менее чем за три месяца до выборов. Статья 4. Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственного Собрания Республики Башкортостан 1. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит избирательным объединениям и группам избирателей. 2. Избирательными объединениями являются: республиканские политические партии и движения, иные общественные объединения (организации), уставы которых зарегистрированы в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и предусматривают участие в выборах; отделения, филиалы политических партий и движений, иных общественных объединений (организаций), созданных за пределами Республики Башкортостан и в соответствии с законодательством Республики Башкортостан зарегистрированных Министерством юстиции Республики Башкортостан, уставы которых предусматривают участие в выборах; блок указанных объединений, создаваемый на период проведения выборов. 3. Партия, движение и общественное объединение (организация) не могут входить в состав более чем одного избирательного блока. Партия, движение и общественное объединение (организация) в случае вхождения в состав избирательного блока не могут выступать в качестве самостоятельного объединения. 4. Группой избирателей является добровольное объединение граждан Республики Башкортостан численностью не менее 100 человек, обладающих избирательным правом, создаваемое на период выдвижения кандидата в депутаты по месту постоянного проживания (город, район, район в городе, поселок, село и т.д.) либо по месту работы или учебы. Группа избирателей вправе входить в избирательный блок. В указанном случае группа избирателей не может выступать в качестве самостоятельной группы избирателей. 5. Выдвижение кандидатов в депутаты Государственного Собрания от республиканских избирательных объединений, избирательных блоков производится уполномоченным на то представительным органом партии, движения, общественного объединения (собрание, съезд, конференция, пленум и т.д.). Группы избирателей выдвигают кандидатов в депутаты на общих собраниях группы. Статья 5. Финансирование выборов 1. Финансирование мероприятий по организации и проведению выборов депутатов Государственного Собрания осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан. 2. Денежные средства, выделенные на проведение выборов депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, не облагаются налогами. 3. Для финансирования предвыборной кампании кандидаты в депутаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования. Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями 1. Организация и проведение выборов депутатов Государственного Собрания возлагаются на избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Законом, независимы от других государственных органов, общественных и иных органов и организаций. 2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно. Глава 2 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 7. Избирательные округа по выборам депутатов Государственного Собрания 1. Для выборов де путатов Палаты Представителей образуются 77 избирательных округов (В редакции Закона Верховного Совета Республики Башкортостан от 21.12.94 г. N ВС-26/34)депутатов Закон одательной Палаты образуются 40 избирательных округов. 3. Избирательные округа образуются Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан (далее - Центральная избирательная комиссия), список избирательных округов публикуется не позднее, чем за 80 дней до дня выборов. Статья 8. Образование избирательных участков 1. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов представительными органами местной власти районов, городов, районов в городе по согласованию с окружными избирательными комиссиями из расчета от 20 до 3000 избирателей на один участок. 2. Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городе и с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. 3. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий и описанием границ участков публикуется в местной печати или в виде плакатов в течение 10 дней после принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи. Статья 9. Списки избирателей 1. Участковые избирательные комиссии совместно с местной администрацией района, города, района в городе, поселка, сельского населенного пункта составляют списки избирателей по участкам. 2. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 20 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства. 3. В список избирателей включается каждый гражданин Республики Башкортостан, отвечающий требованиям статьи 2 настоящего Закона (на день выборов) и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка. 4. Список избирателей оформляется участковой избирательной комиссией в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес избирателя. 5. Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей. Глава 3 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 10. Виды избирательных комиссий Для организации и проведения выборов в Государственное Собрание образуются следующие избирательные комиссии: а) Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан; б) окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты Представителей и Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан; в) участковые избирательные комиссии. Статья 11. Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан, ее председатель и секретарь избираются высшим представительным органом Республики Башкортостан с учетом предложений представительных органов местной власти открытым или тайным голосованием из 15 членов не позднее чем за 90 дней до выборов. Статья 12. Окружные избирательные комиссии 1. Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания образуются в каждом избирательном округе. 2. Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания формируются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за 60 дней до проведения выборов в составе председателя и 6-10 членов комиссии из числа кандидатур, предложенных соответствующими представительными органами местной власти и главами администраций. Статья 13. Участковые избирательные комиссии 1. Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 40 дней до выборов депутатов Государственного Собрания в составе председателя и 6-18 членов комиссии. Численность комиссии определяется представительными органами местной власти совместно с местной администрацией. Председатель комиссии назначается соответствующим представительным органом местной власти по предложению главы администрации. Если в период формирования участковой избирательной комиссии в административно - территориальном образовании представительный орган местной власти отсутствует в результате упразднения или самороспуска, обязанность по формированию участковой избирательной комиссии лежит на главе администрации. 2. В дни голосования каждый кандидат в депутаты вправе направить в соответствующую участковую избирательную комиссию одного наблюдателя, указанные наблюдатели вправе присутствовать до окончания подсчета голосов в участковой избирательной комиссии. Статья 14. Статус члена избирательной комиссии 1. Председатель и члены соответствующих избирательных комиссий обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий. 2. Члены комиссии: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии и присутствуют на них; вправе выступать на заседании соответствующей избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии. Статья 15. Полномочия Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан 1. Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан: а) дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение. В случае необходимости обращается в высший представительный орган Республики Башкортостан с представлением о даче толкования настоящего Закона; б) руководит работой окружных избирательных комиссий; в) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий, а в необходимых случаях - участковых избирательных комиссий, и принимает по ним решения; г) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные акты по вопросам организации и проведения выборов; д) осуществляет контроль за соблюдением законности при проведении выборов депутатов; е) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, текст избирательных бюллетеней, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими окружных избирательных комиссий; ж) распределяет средства, выделенные из республиканского бюджета на финансовое обеспечение организации и проведения выборов, и контролирует их целевое использование; з) рассматривает вопросы материально - технического обеспечения подготовки и проведения выборов; и) устанавливает результаты голосования в целом по Республике Башкортостан и публикует их в печати, обеспечивает передачу в архивы документации, связанной с организацией и проведением выборов; к) составляет списки лиц, избранных депутатами Государственного Собрания, и передает их и документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов, мандатным комиссиям палат Государственного Собрания; л) организует и проводит повторные и дополнительные выборы депутатов Государственного Собрания; м) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и действующим законодательством Республики Башкортостан. 2. Решения Центральной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы сведения и материалы. 3. Центральная избирательная комиссия действует до образования Центральной избирательной комиссии в новом составе в соответствии с настоящим Законом. 4. Положение о Центральной избирательной комиссии утверждается высшим представительным органом Республики Башкортостан. Статья 16. Полномочия окружной избирательной комиссии 1. Окружные избирательные комиссии: а) осуществляют контроль за исполнением настоящего Закона на территории своего избирательного округа; б) руководят работой участковых избирательных комиссий, рассматривают заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимают по ним решения; в) регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца; г) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты в округе; д) утверждают текст бюллетеней для голосования по избирательным округам и обеспечивают снабжение бюллетенями участковых избирательных комиссий; е) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными Центральной избирательной комиссией для организации и проведения выборов по избирательному округу; обеспечивают распределение указанных средств между участковыми избирательными комиссиями; ж) контролируют обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материально - технического обеспечения выборов; з) устанавливают результаты выборов по избирательному округу и передают их в Центральную избирательную комиссию, обеспечивают передачу в архивы документации, связанной с организацией и проведением выборов; и) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и действующим законодательством Республики Башкортостан. 2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан. Статья 17. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковые избирательные комиссии: а) организуют составление основного и дополнительного списков избирателей по участку; б) обеспечивают возможность ознакомления избирателей со списками избирателей, принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей, решают вопросы о внесении в них соответствующих изменений; в) оповещают население о дне выборов и месте голосования; г) обеспечивают подготовку помещения для голосования, избирательных урн и другого избирательного оборудования; д) организуют на своем избирательном участке голосование в день выборов; е) производят подсчет голосов, определяют результаты голосования на избирательном участке и передают избирательную документацию в соответствующие окружные избирательные комиссии; ж) рассматривают в пределах своей компетенции заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимают по ним решения; з) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и действующим законодательством Республики Башкортостан. 2. Полномочия участковых избирательных комиссий прекращаются с момента сдачи ею избирательной документации. Статья 18. Организация работы избирательных комиссий 1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов избирательной комиссии, а также председатель комиссии либо его заместитель. 2. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии (за исключением Центральной избирательной комиссии) избираются на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. 3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии. 4. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов избирательной комиссии. 5. Инструкции и иные решения Центральной избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа членов избирательной комиссии. Нормативные решения Центральной избирательной комиссии подлежат опубликованию. 6. Председатель и секретарь Центральной избирательной комиссии работают в комиссии на постоянной основе. Остальные члены Центральной избирательной комиссии могут работать постоянно или временно с отрывом от основной работы. 7. По решениям окружных избирательных комиссий, утверждаемым Центральной избирательной комиссией, председатель и отдельные члены окружных и участковых избирательных комиссий могут работать в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы. 8. Оплата работы членов избирательных комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий, но не менее средней заработной платы по основному месту работы. 9. Смета расходов, связанных с деятельностью Центральной избирательной комиссии, включается в республиканский бюджет отдельной строкой. 10. На заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации по предъявлению соответствующих документов. 11. При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. 12. Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и секретарем. 13. Все государственные органы, органы местной власти, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач. Статья 19. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке, установленном законом. 2. Решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего Закона, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд в порядке, установленном законом. 3. Центральная избирательная комиссия и окружные избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно. Глава 4 ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Статья 20. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственного Собрания 1. С момента образования окружных избирательных комиссий группы избирателей и избирательные объединения могут выдвигать своих кандидатов в избирательных округах по выборам депутатов Государственного Собрания. Не позднее чем за 5 дней инициативная группа информирует окружную избирательную комиссию о собрании по выдвижению кандидата в депутаты. Члены окружной избирательной комиссии вправе присутствовать при выдвижении. Окружная избирательная комиссия представляет образцы протоколов выдвижения. Группы избирателей и избирательные объединения вправе выдвигать не более двух кандидатов в одном из избирательных округов по выборам депутатов Палаты Представителей и не более одного кандидата в одном из избирательных округов по выборам д епута2. Регистрация кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Башкортостан по избирательному округу производится при наличии в его поддержку подписей избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа, в количестве, установленном Государственным Собранием Республики Башкортостан. Поддержка кандидата удостоверяется сбором подписей путем заполнения подписных листов, выдаваемых окружной избирательной комиссиейс (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.01.97 г. N 74-З)то янное место жительства кандидата. 3. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, инициалы, год рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи (с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности), и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. 4. Для регистрации в избирательном округе кандидата в депутаты: а) республиканское избирательное объединение, избирательный блок представляют в окружную избирательную комиссию: протокол (выписку из протокола) собрания (заседания) уполномоченного представительного органа партии, движения, общественного объединения (организации) о выдвижении кандидата в депутаты; выписки из уставов партий, движений, общественных объединений (организаций), в которых предусматривается их участие в выборной кампании, б) группа избирателей представляет в окружную избирательную комиссию решение общего собрания избирателей по месту жительства, работы или учебые (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.01.97 г. N 74-З)ре нный представительным органом местной власти по месту проведения собрания. Инициаторы выдвижения кандидата в депутаты или сам кандидат кроме указанных документов представляют также подписные листы и заявление кандидата о согласии на выдвижение своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в окружную избирательную комиссию не позднее 27 дней до дня выборов. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата в депутаты требованиям настоящего Закона и в течение 5 дней регистрирует его, публикует данные, перечисленные в пункте 2 настоящей статьи, в местной печати и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени, либо отказывает в регистрации. 5. Не может быть выдвинут кандидатом в депутаты Палаты Представителей гражданин, зарегистрированный кандидатом в депутаты Законодательной Палаты. Гражданин, зарегистрированный кандидатом в депутаты Палаты Представителей, не может быть выдвинут кандидатом в депутаты Законодательной Палаты. 6. Если в период после завершения регистрации кандидатов в депутаты и до дня выборов в одномандатном избирательном округе останется менее двух, а в двухмандатном избирательном округе - менее трех кандидатов в депутаты, выборы в этих избирательных округах откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов в депутаты и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Законе. Дата проведения выборов в этом случае определяется Центральной избирательной комиссией. Статья 21. Права и обязанности кандидата в депутаты 1. Кандидату в депутаты по его желанию предоставляется неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока кандидату в депутаты выплачивается ежемесячно средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации 3 месяца, но в размере, не превышающем семикратного размера минимальной заработной платы зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для организации и проведения выборов. 2. Кандидаты в депутаты Государственного Собрания со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право на территории избирательного округа, где они баллотируются, пользоваться любым видом общественного транспорта, кроме такси и заказных рейсов. Оплата этих поездок производится соответствующей избирательной комиссией из бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. 3. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат в депутаты не может состоять ни в одной избирательной комиссии. 4. Кандидат в депутаты со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия Прокурора Республики Башкортостан. 5. Кандидат в депутаты может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же окружной избирательной комиссией, которая зарегистрировала данного кандидата в депутаты. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего Закона. Доверенные лица получают от соответствующей окружной избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата в депутаты. Кандидаты в депутаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую окружную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким лицам удостоверения доверенных лиц. 6. Кандидат в депутаты вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов из выделенных на предвыборную кампанию бюджетных средств. 7. Кандидат в депутаты со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно не может быть призван на воинскую службу. Глава 5 ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 22. Право на участие в предвыборной агитации Граждане Республики Башкортостан, избирательные и общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" кандидатов в депутаты. Статья 23. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Государственные органы и органы местной власти обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местной власти в трехдневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией. 2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. 3. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам в депутаты. Статья 24. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения и иных социологических исследований, связанных с предстоящими выборами. 2. Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, органы местной власти, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местной власти, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты. 3. Кандидат в депутаты имеет право на одно выступление по республиканскому телевидению и одно выступление - по республиканскому радио. Порядок выступлений кандидатов в депутаты по телевидению и радио устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям) каждым кандидатом в депутаты. Статья 25. Выпуск агитационных материалов 1. Политические партии и иные общественные объединения, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты, их доверенные лица вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы. 2. Все печатные агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 3. Окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных, а также порочащих честь и достоинство кандидата в депутаты агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. 4. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. При распространении таких программ и материалов окружные избирательные комиссии действуют в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. 5. Печатные агитационные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте только с согласия их собственника или владельца. Статья 26. Сроки проведения агитационной кампании 1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата в депутаты и прекращается в день выборов. 2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах. Глава 6 ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫБОРОВ Статья 27. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Средства, выделенные из бюджета Республики Башкортостан на организацию и проведение выборов, не позднее, чем за 60 дней до дня выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии и распределяются ею между окружными избирательными комиссиями. 2. Окружные избирательные комиссии представляют Центральной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств не позднее, чем за 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 3. Центральная избирательная комиссия представляет в Государственное Собрание отчет о расходовании окружными и участковыми избирательными комиссиями средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не позднее, чем за 60 дней после официального опубликования результатов выборов. Статья 28. Избирательные фонды и порядок их создания 1. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты Государственного Собрания вправе создавать избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из: а) средств, выделенных избирательному объединению или кандидату на предвыборную агитацию Центральной или окружной избирательной комиссией; б) собственных средств избирательного объединения или кандидата; в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц. 2. Сумма пожертвований отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать десятикратного минимального размера оплаты труда, а в фонд избирательного объединения - пятнадцатикратного. Сумма пожертвований отдельного юридического лица не может превышать минимального размера оплаты труда соответственно более чем в 100 и 10000 раз. 3. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, юридических лиц с иностранным участием, а также международных организаций и международных общественных объединений. 4. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям либо кандидатам в депутаты. 5. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, обязаны в сроки, установленные пунктом 3 статьи 29 настоящего Закона, представить Центральной и окружным избирательным комиссиям соответственно отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы этими комиссиями в средства массовой информации одновременно с представлением Центральной избирательной комиссией в Государственное Собрание отчета о расходовании средств в соответствии с пунктом 3 статьи 27 настоящего Закона. Статья 29. Порядок расходования средств избирательных фондов 1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд избирательного объединения или кандидата в депутаты Государственного Собрания, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается избирательному объединению или кандидату по представлению Центральной избирательной комиссии или соответствующей окружной избирательной комиссии после регистрации кандидата в депутаты. 2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается Центральной избирательной комиссией. 3. Не позднее, чем за 20 дней после определения результатов выборов по округу, избирательное объединение или лицо, бывшее кандидатом в депутаты, обязаны представить в окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с Министерством финансов Республики Башкортостан. 4. Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, которые были выделены Центральной или окружной избирательной комиссией избирательному объединению или кандидату в депутаты, после завершения выборов направляются в республиканский бюджет. Глава 7 ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 30. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий районной, городской, районной в городе администрациями. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным урнам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 31. Избирательные бюллетени 1. Для выборов депутатов Государственного Собрания каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня установленной Центральной избирательной комиссией формы. 2. В избирательном бюллетене для голосования указываются (в алфавитном порядке) фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов в депутаты и их данные, перечисленные в пункте 2 статьи 20 настоящего Закона. Справа, напротив данных о каждом кандидате, помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов в депутаты помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 3. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке заполнения бюллетеня. 4. Избирательные бюллетени печатаются на башкирском, русском и татарском языках. 5. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению Центральной избирательной комиссии, которая не позднее пятнадцати дней до выборов передает бюллетени соответствующим окружным избирательным комиссиям. Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени от окружных избирательных комиссий не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На лицевой стороне полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. 6. В случае выбытия отдельных кандидатов в депутаты до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию Центральной или соответствующих окружных избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах в депутаты. Статья 32. Порядок голосования 1. Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. 2. Избиратель, который в период, начиная с 7 дней до дня выборов, не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной (за 7-4 дня до выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемых ему избирательных бюллетеней ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии. На конверте указывается номер избирательного участка, по которому зарегистрирован проголосовавший избиратель. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей комплектов избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей. 3. В 8 часов в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные урны, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные урны, после чего приглашает избирателей получить избирательные бюллетени. Число избирательных бюллетеней, оставленных ранее проголосовавшими избирателями, оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 4. При получении избирательного бюллетеня избиратель предъявляет паспорт или заменяющее его удостоверение личности, серию и номер которого член участковой избирательной комиссии проставляет в списке избирателей. В получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав избирательной комиссии. 5. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей запрещается. 6. В избирательных бюллетенях избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив фамилий тех кандидатов, за которых он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". 7. Заполненные бюллетени избиратель опускает в избирательную урну. Избирательные урны должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею. 9. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специальной переносной избирательной урны. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям избирателей, получают под роспись необходимое количество бюллетеней для голосования, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Фамилии и иные данные избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список избирателей, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеней, а член комиссии - в их выдаче. Статья 33. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов избирательной комиссии оглашает число заносимых в протокол неиспользованных избирательных бюллетеней и погашает их, после чего проверяет целость печатей или пломб на избирательных урнах и вскрывает их. 3. По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, изготовленные неофициально, без печати либо подписей двух членов окружной или участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя: а) по одномандатным избирательным округам: в которых крест, либо иной знак проставлен более чем в одном квадрате, либо одновременно напротив фамилии и в строке "Против всех кандидатов", или не проставлен ни в одном из них; б) по двухмандатным избирательным округам: в которых крест либо иной знак проставлен более чем в двух квадратах, либо одновременно напротив фамилий кандидатов и в строке "Против всех кандидатов", или не проставлен ни в одном из них. 4. Участковая избирательная комиссия составляет протоколы по итогам голосования по каждому избирательному округу, по которому оно проводилось на данном участке. В протоколах указываются: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку; б) число погашенных неиспользованных бюллетеней; в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями; г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных урнах; д) число недействительных избирательных бюллетеней; е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными; ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов; з) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов; и) число голосов, поданных против всех кандидатов. 5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение. 6. Один экземпляр соответствующего протокола участковой избирательной комиссии незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, второй экземпляр вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы. 7. Избирательная документация передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов. Статья 34. Определение результатов выборов депутатов Государственного Собрания 1. Окружная избирательная комиссия по получении протоколов участковых избирательных комиссий данного избирательного округа производит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах. 2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу; б) число выданных избирательных бюллетеней; в) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных урнах; г) число недействительных избирательных бюллетеней; д) число избирательных бюллетеней, признанных действительными; е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень для тайного голосования по этому избирательному округу кандидатов; ж) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов; з) число голосов, поданных против всех кандидатов; и) одно из следующих решений: признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше; признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число действительных бюллетеней составляет менее 35 процентов от числа зарегистрированных по округу избирателей. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами окружной избирательной комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы и формирования окружной избирательной комиссии в новом составе. Статья 35. Установление общих итогов выборов 1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Собрания Центральная избирательная комиссия в течение 10 дней после проведения выборов определяет и публикует общие итоги выборов. 2. Центральная избирательная комиссия признает выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. 3. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, Центральная избирательная комиссия назначает новые выборы. При этом сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на одну треть. Центральная избирательная комиссия может распорядиться о формировании в этих случаях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе. Статья 36. Регистрация избранных депутатов 1. Соответствующая окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом Государственного Собрания. 2. Соответствующая окружная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов депутатов Государственного Собрания не позднее чем через 5 дней после подписания протокола публикует итоги выборов по избирательному округу и после опубликования общих итогов выборов производит регистрацию избранного депутата и выдачу ему временного удостоверения об избрании депутатом Государственного Собрания Республики Башкортостан. Глава 8 РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ Статья 37. Оспаривание списков избирателей 1. Любой гражданин Республики Башкортостан, отвечающий требованию пункта 1 и не подпадающий под действие пункта 3 статьи 2 настоящего Закона, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления. 2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящие избирательные комиссии либо в суд в установленном законодательством порядке. Статья 38. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов в депутаты Государственного Собрания Республики Башкортостан 1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов в депутаты окружная избирательная комиссия обязана выдать кандидату или уполномоченному доверенному лицу мотивированный письменный ответ об отказе в регистрации. Мотивами отказа в регистрации могут служить только невыполнение или нарушение требований настоящего Закона. 2. Отказ в регистрации кандидата в депутаты или невыполнение окружной избирательной комиссией обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, могут обжаловаться в Центральную избирательную комиссию либо в суд в установленном законом порядке. Статья 39. Оспаривание границ избирательных округов 1. В течение 10 дней после опубликования общих списков избирательных округов по выборам депутатов Государственного Собрания границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим Законом, могут быть оспорены. Заявление или жалоба подается главой администрации либо соответствующим представительным органом местной власти в Центральную избирательную комиссию, которая в течение пяти дней осуществляет проверку заявления или жалобы и либо производит соответствующее изменение границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю мотивированный ответ об отклонении заявления или жалобы. 2. Отклонение заявления или жалобы Центральной избирательной комиссией или невыполнение ею обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона в Верховный Суд Республики Башкортостан в установленном порядке. Глава 9 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 40. Замещение вакантных депутатских мандатов В случае досрочного выбытия либо аннулирования мандата депутата Государственного Собрания по представлению Центральной избирательной комиссии Государственное Собрание Республики Башкортостан назначает в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Если до окончания срока полномочий Государственного Собрания Республики Башкортостан остается менее года, дополнительные выборы не проводятся. Статья 41. Последствия фальсификации подписных листов При обнаружении фальсификации подписей избирателей в подписных листах, в случае, если количество действительных подписей недостаточно для регистрации кандидата согласно условиям настоящего Закона, регистрация кандидата аннулируется соответствующей окружной избирательной комиссией. Если фальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов, мандат депутата аннулируется соответствующей палатой Государственного Собрания по представлению ее Мандатной комиссии и Центральной избирательной комиссии. Статья 42. Ответственность за нарушения законодательства о выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным подобным способом свободному осуществлению гражданином Республики Башкортостан права избирать или быть избранным депутатом Государственного Собрания, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и организаций, общественных объединений, граждане, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут установленную законодательством ответственность. Статья 43. Удостоверение и нагрудный знак депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан После утверждения Государственным Собранием Республики Башкортостан полномочий избранных депутатов выданные им временные удостоверения об избрании депутатом заменяются удостоверением депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан и выдается нагрудный знак депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан. Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики 13 октября 1994 года N ВС-25/18 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ ПО ВЫБОРАМ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты______________________________ Государственного Собрания (палата) Республики Башкортостан по_________________________избирательному округу Семенова Михаила Ивановича, родившегося 22 июля 1962 года, предпринимателя, проживающего в городе____________________________ +-+--------------+--------------+-------+---------------+---------+ |N| Фамилия и | Год рождения | Адрес | Серия и номер | Подпись | | | инициалы | | | паспорта | | +-+--------------+--------------+-------+---------------+---------+ 1 ________________________________________________________________ 2 ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю:_______________________ __________________________________________________________________ (ф.и.о., адрес, серия и номер паспорта и подпись) Предлагаемый кандидат: _________________________________________________________________ (ф.и.о., подпись) (Дата и место) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|