Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Башкирской ССР от 18.06.1991 № ВС-6/33Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 13.03.98 г. N 144-З ЗАКОН БАШКИРСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОМ ХОЗЯЙСТВЕ В БАШКИРСКОЙ ССР (В редакции Закона Верховного Совета Башкирской ССР от 05.11.92 г. N ВС-13/51; Закона Верховного Совета Республики Башкортостан от 14.10.94 г. N ВС-25/53) Башкортостан от 02.04.93 г. N ВС-17/51)тное самоуправление в Башкирской ССР призвано обеспечить реализацию народовластия в соответствующих административно - территориальных единицах, самостоятельность граждан республики в решении вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей среды на основе законов Башкирской ССР. Система, экономическая база местного самоуправления определяется настоящим Законом. Закон закрепляет основы правового положения местных органов государственной власти и управления, органов территориального общественного самоуправления, различных форм непосредственной демократии. Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие местного самоуправления Местное территориальное самоуправление в Башкирской ССР - это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно - территориальных единиц на основе законов, собственной материально - финансовой базы и привлеченных средств. Статья 2. Территориальная основа местного самоуправления Местное самоуправление осуществляется в границах сельских населенных пунктов (групп населенных пунктов), поселков, районов, городов, районов в городах. Границы сельских населенных пунктов, поселков, районов, городов, районов в городах устанавливаются в соответствии с законодательством с учетом исторически сложившегося расселения жителей, перспектив социально - экономического развития, демографической ситуации и с учетом мнения местных Советов народных депутатов. Статья 3. Система местного самоуправления 1. Система местного самоуправления Башкирской ССР включает: сельские, поселковые, районные, городские, районные в городах Советы народных депутатов и их органы, соответствующие органы государственного управления; органы территориального общественного самоуправления (комитеты и советы микрорайонов, жилых комплексов, домовые, уличные, квартальные, участковые, поселковые, сельские комитеты и другие органы); местные референдумы, общие собрания (сходы) граждан, другие формы непосредственного волеизъявления населения, предусмотренные законодательством Башкирской ССР. Основным звеном в системе самоуправления являются местные Советы как представительные органы государственной власти. На всей территории они объединяют и координируют деятельность всех других звеньев местного самоуправления. 2. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения), районные в городе Советы. К базовому территориальному уровню относятся районные, городские (городов республиканского подчинения) Советы. 3. Органы местного самоуправления функционируют в тесном взаимодействии с трудовыми коллективами, общественными организациями и движениями, создают условия для реализации каждым гражданином Башкирской ССР конституционного права на участие в управлении государственными и общественными делами. Статья 4. Основные принципы местного самоуправления Местное самоуправление осуществляется на принципах: 1) народовластия; 2) законности, социальной справедливости, гуманизма; 3) разделения функций представительной, исполнительной и судебной властей; 4) выборности Советов, органов территориального общественного самоуправления, их подконтрольности, подотчетности и ответственности перед населением; 5) единства и целостности системы местного самоуправления; 6) самостоятельности и независимости местных Советов, других органов местного самоуправления, в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни; 7)ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений; 8) сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов , затрагивающих интересы населения соответствующей территории; 9) экономической и финансовой самостоятельности территории; 10) реальной управляемости территории; 11) гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения. Статья 5. Реализация прав граждан в местном самоуправлении Гражданам, проживающим на соответствующей территории, обеспечивается вся полнота прав на участие в местном самоуправлении. Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан по политическим убеждениям, расовой или национальной принадлежности, происхождению, полу, роду занятий, социальному и имущественному положению, образованию, языку, отношению к религии, времени проживания на данной территории. Иски граждан о восстановлении нарушенных прав на участие в самоуправлении рассматриваются народными судами по месту жительства. Статья 6. Законодательство о местном самоуправлении 1. Местное самоуправление в Башкирской ССР регулируется Конституцией Башкирской ССР, настоящим Законом и иными законодательными актами Башкирской ССР, а также актами СССР и РСФСР по вопросам, которые им добровольно передаются Башкирской ССР. 2. В пределах прав, установленных законодательством, Советы сельских населенных пунктов, поселков, районов, городов, районов в городах могут разрабатывать и утверждать Положения (Уставы) о самоуправлении на подведомственной территории, которые не должны противоречить настоящему Закону. В Положениях (Уставах) о самоуправлении могут быть конкретизированы функции Советов, порядок их работы, система и структура органов управления, разграничение между ними полномочий, закрепление порядка организации на своей территории общественного самоуправления. 3. Действие законов Башкирской ССР о местном самоуправлении распространяется также на монофункциональные поселения (территории военных городков, поселения закрытого типа). Глава II ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 7. Местные Советы народных депутатов - основное звено системы местного самоуправления Местные Советы являются представительными органами государственной власти на территории соответствующих административно - территориальных единиц Башкирской ССР и основным звеном местного самоуправления, обеспечивающим на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления. Сельские, поселковые, районные, городские, районные в городе Советы составляют единую систему местных Советов Башкирской ССР. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. Местные Советы являются юридическими лицами. Статья 8. Порядок формирования местных Советов народных депутатов Башкирской ССР 1. В соответствии с Конституцией Башкирской ССР и Законом Башкирской ССР "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Башкирской ССР" местные Советы избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. 2. Советы считаются полномочными при условии избрания не менее трех четвертей народных депутатов от установленного Советом предыдущего созыва числа депутатских мандатов. 3. В небольших сельских населенных пунктах (группах населенных пунктов), поселках по решению, принятому на общем собрании (сходе) граждан, либо путем местного референдума Совет может не избираться или упраздняться и осуществление полномочий Совета возлагается на общее собрание (сход) граждан данного населенного пункта и районный Совет. 4. Районный в городе Совет по решению, принятому местным референдумом, может быть упразднен. Осуществление полномочий упраздняемого органа возлагается на городской Совет. Статья 9. Досрочное прекращение полномочий государственных органов местного самоуправления Полномочия государственных органов местного самоуправления могут быть прекращены досрочно, если эти органы своими действиями нарушают Конституцию Башкирской ССР и действующие законы, конституционные права и свободы граждан, игнорируя при этом требования компетентных органов о пресечении незаконных действий. Полномочия Совета прекращаются досрочно в случаях: если народные депутаты вновь избранного Совета в течение одного месяца не могут решить на сессии вопросы определения структуры Совета и образования своих органов, избрания, утверждения и назначения их руководителей; если Совет три раза подряд не собирается на сессию в установленном настоящим Законом минимальном составе; несогласия Совета с отменой Комитетом Конституционного надзора Башкирской ССР принятых решений. Вопрос о досрочном прекращении полномочий (роспуске) Совета решается Верховным Советом Башкирской ССР. Решение Верховного Совета Башкирской ССР о роспуске соответствующего Совета доводится до сведения населения соответствующей административно - территориальной единицы. Совет народных депутатов может принять не менее чем двумя третями от общего числа избранных народных депутатов решение о самороспуске. Выборы народных депутатов Совета назначаются Президиумом Верховного Совета Башкирской ССР не позднее чем в двухмесячный срок со дня роспуска или самороспуска Совета народных депутатов. Статья 10. Сессия местного Совета народных депутатов Основной формой работы местного Совета является сессия. Очередная сессия местного Совета созывается его председателем не реже четырех раз в год. Внеочередная сессия созывается по требованию не менее одной трети от общего числа избранных депутатов, президиума Совета, постоянной комиссии, исполкома не позднее, чем в двухнедельный срок, если до созыва запланированной сессии осталось более месяца. Требование созыва сессии должно содержать предлага емые Очередные сессии районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов созываются их президиумами не реже трех раз в год. Сессии поселковых и сельских Советов народных депутатов созываются их председателями не реже четырех раз в года (В редакции Закона Верховного Совета Республики Башкортостан от 02.04.93 г. N ВС-17/51) о пределяется его регламентом. Статья 11. Гласность в работе сессии Совета народных депутатов Сессии Совета проводятся гласно и носят открытый характер. Совет вправе принять решение о проведении закрытого заседания. Порядок участия в работе сессии депутатов иных Советов определяется действующим законодательством. На сессии имеют право присутствовать представители средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений, граждане. Порядок посещения сессий устанавливается Советом. Председательствующий на сессии может предоставить слово для выступления или справки присутствующим на сессии лицам. Население извещается о работе сессии и принятых решениях через местные средства массовой информации и другими способами. Статья 12. Решения Совета народных депутатов По вопросам, вносимым на сессию, Совет принимает решения. Решения Совета направляются соответствующим предприятиям (объединениям), организациям и учреждениям, должностным лицам и доводятся до сведения граждан не позднее чем в десятидневный срок после их принятия. Решения Совета вступают в силу с момента их принятия, если не установлен другой срок введения этих решений в действие. Решения Совета, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, вступают в силу через десять дней после их опубликования в печати и действуют в течение срока, указанного в решении. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на подведомственной ему территории государственными органами и общественными организациями, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от подчиненности и формы собственности, должностными лицами и гражданами. Статья 13. Обязательность явки должностных лиц за заседание Совета народных депутатов По требованию Совета, председателя или заместителя председателя Совета руководители или иные должностные лица - представители расположенных на подведомственной Совету территории государственных органов и общественных организаций, предприятий, учреждений и организаций обязаны являться на заседание Совета для предоставления информации и дачи объяснений по вопросам, относящимся к компетенции Совета, а также для ответов на запросы народных депутатов. Неявка без уважительных причин влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством. Статья 14. Образование органов местных Советов народных депутатов Местные Советы самостоятельно образуют свои органы, определяют их полномочия, устанавливают структуру, штаты и расходы на их содержание в соответствии с настоящим Законом, другими законами Башкирской ССР. Для организационно - технического обслуживания деятельности местного Совета и его органов создается рабочий аппарат. Статья 15. Президиум местного Совета народных депутатов В районном, городском, районном в городе Советах могут образовываться президиумы. Работу городского (городов районного подчинения), поселкового и сельского Советов организует председатель соответствующего Совета. В состав президиума Совета входят по должности председатель Совета, его заместитель, председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить другие народные депутаты. Статья 16. Председатель местного Совета народных депутатов Председатель Совета является высшим должностным лицом соответственно района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Председатель Совета избирается Советом из числа народных депутатов на срок его полномочий и одновременно является председателем исполнительного комитета и исполняет свои обязанности до избрания председателя Совета нового созыва. Выборы председателя Совета осуществляются путем тайного или открытого голосования. Председатель Совета считается избранным, если за него проголосовало более половины от общего числа избранных народных депутатов Совета. Решение об избрании председателя Совета подписывает председатель соответственно районной городской, районной в городе, поселковой, сельской избирательной комиссии. Совмещение обязанностей председателя Совета с предпринимательской деятельностью, должностями в других государственных, хозяйственных, общественных органах, кооперативах не допускается. В своей деятельности председатель Совета подотчетен Совету и может быть освобожден от должности только Советом. Вопрос об освобождении председателя Совета может быть внесен на рассмотрение Совета по требованию не менее трети от общего количества избранных народных депутатов Совета или по решению местного референдума. Статья 17. Заместитель председателя Совета народных депутатов Заместитель председателя Совета в соответствии с распределением обязанностей помогает председателю в его работе, выполняет его поручения, а в случае отсутствия председателя или невозможности им выполнять свои обязанности осуществляет функции председателя представительного органа. По решению Совета может быть избрано несколько заместителей председателя. Статья 18. Комиссии Совета народных депутатов 1. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, для содействия проведению в жизнь его решений, законов и иных нормативных актов государственных органов, контроля в пределах компетенции Совета за деятельностью предприятий, учреждений и организаций Совет избирает из числа народных депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии. 2. Совет образует комиссии: мандатную; по планам, программам и бюджетно - финансовым вопросам; по законности, правопорядку, охране прав и свобод граждан и по другим отраслям и сферам своей деятельности. 3. Постоянные комиссии избирают из своего состава председателя, секретаря комиссии, а в случае необходимости и заместителя (заместителей) председателя. Председатели постоянных комиссий утверждаются на сессии Совета. По решению Совета, на основании представления комиссии ее председатель может быть освобожден для работы в комиссии в качестве штатного сотрудника Совета. 4. В состав постоянных комиссий Совета не могут быть избраны председатель соответствующего Совета, его заместители, прокуроры, судьи, государственные арбитры. 5. Совет может образовывать временные комиссии. Задачи, объем и срок полномочий временных комиссий определяется Советом при их образовании. 6. Для решения и подготовки вопросов комиссии могут привлекать на возмездной и безвозмездной основе экспертов, специалистов. Привлеченные для работы в комиссии специалисты могут участвовать в ее заседаниях с правом совещательного голоса. 7. Постоянные и временные комиссии ответственны перед избравшим их Советом и ему подотчетны. Статья 19. Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов 1. Исполнительным и распорядительным органом местного Совета является избираемый им исполнительный комитет. Исполнительный комитет возглавляет председатель соответствующего местного Совета. 2. Исполнительный комитет местного Совета руководствуется законодательными актами СССР, РСФСР и Башкирской ССР, постановлениями и распоряжениями Совета Министров Башкирской ССР, решениями Совета, президиума и исполкома вышестоящего территориального уровня, если они не нарушают компетенцию Совета, а также решениями данного местного Совета, его президиума. Глава III КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 20. Общая компетенция местных Советов народных депутатов 1. Советы народных депутатов правомочны рассматривать и решать любые вопросы, отнесенные законодательством Башкирской ССР к ведению местных Советов и создаваемых ими органов. 2. В пределах своей компетенции Советы независимы. 3. Местные Советы народных депутатов различных уровней вправе: по взаимному соглашению перераспределять между собой отдельные полномочия в области хозяйственного и социально - культурного строительства с учетом местных демографических, территориальных, экономических условий и национальных особенностей, передавать часть своих полномочий органам территориального общественного самоуправления. 4. Местные Советы координируют деятельность всей системы местного самоуправления, руководят в пределах своих полномочий государственным, хозяйственным и социально - культурным строительством на соответствующей территории, обеспечивают сбалансированное ее развитие, заботятся о сохранении, приумножении и рациональном использовании природных ресурсов, собственности Советов, охране окружающей среды, обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав и законных интересов граждан, выполнение Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности". 5. Советы образуют свои исполнительные, распорядительные и другие органы, устанавливают структуру, штаты, утверждают фонд и условия оплаты труда их работников в соответствии с действующим законодательством. Советы вправе создавать и реорганизовывать образованные ими территориальные и межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые органы управления, устанавливать их компетенцию в соответствии с законодательством Башкирской ССР. 6. Местные Советы назначают на должность и освобождают от должности руководителей организаций, относящихся к собственности соответствующего административно - территориального образования, а также вносят мотивированные предложения в соответствующие органы об освобождении от должности руководителей других организаций, находящихся на их территории. 7. К ведению местных Советов относится: 1) принятие решений о проведении местных референдумов на подведомственной Совету территории в порядке, установленном Законом Башкирской ССР; 2) принятие в соответствии с законодательством Башкирской ССР решений и установление правил, предусматривающих административную ответственность за их нарушение; 3) отмена разрешений на хозяйственную деятельность или приостановление работы предприятий, учреждений, организаций в случае нарушения ими законодательства об охране природы, землепользовании и использовании местных природных ресурсов, о санитарии и здравоохранении; 4) утверждение планов (программ) социально - экономического развития территорий, программ социальной защиты и занятости населения; 5) утверждение бюджета и отчета об его исполнении, распределение дополнительных бюджетных средств и валютных фондов; образование фонда социальной защиты населения и определение использования его средств и источников формирования; 6) установление в соответствии с законодательством Башкирской ССР местных налогов, сборов, пошлин и порядка предоставления налоговых льгот; 7) выпуск местных займов, акций Совета; образование и определение статуса внебюджетных, резервных и валютных фондов; учреждение фондов для кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач; 8) определение в соответствии с законодательством льгот и преимуществ, в том числе в сфере налогов, предприятиям и организациям в целях стимулирования деловой активности и создания дополнительных рабочих мест; 9) принятие решения в соответствии с действующим законодательством об установлении для всех предприятий, учреждений и организаций квоты приема на работу лиц, требующих социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве (в том числе молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, безработных лиц, освобожденных из мест лишения свободы и учреждений, осуществлявших принудительное лечение по решению суда); 10) перераспределение собственности и отдельных полномочий в области хозяйственного и социально - культурного строительства между данным Советом и Советами других звеньев по их взаимному согласию, а также передача отдельных полномочий органам территориального общественного самоуправления; передача им части финансовых средств, ресурсов и собственности; 11) определение перечня объектов местного хозяйства; утверждение перечня объектов административно - территориальных образований и их статуса; 12) включение в состав собственности административно - территориальных образований имущества, созданного, приобретенного Советом за счет своих средств или полученного им безвозмездно; 13) установление в соответствии с законодательством порядка передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду; 14) определение круга лиц, нуждающихся в материальной и иной помощи сверх того, который определен законами РСФСР и Башкирской ССР, а также порядка оказания помощи этому кругу лиц за счет собственных средств и иных источников, установление категорий граждан, чьи жилищные потребности удовлетворяются из фонда административно - территориальных образований; 15) установление порядка выдачи разрешений на размещение на участках земельного фонда Совета предприятий, учреждений, организаций, не входящих в собственность данного Совета; 16) распоряжение и контроль в соответствии с законодательством за использованием находящихся в ведении Совета земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов; 17) принятие решения о предъявлении в суд или государственный арбитраж требований о признании недействительными актов органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций в случаях, предусмотренных законодательством; 18) утверждение Положения (Устава) об организации самоуправления на территории Совета; 19) утверждение символики управления; 20) рассмотрение иных вопросов, которые отнесены согласно законодательству к ведению Совета. 8. Другие, не предусмотренные законами Башкирской ССР, полномочия осуществляются Советами исключительно на основе соглашений с иными государственными органами и органами местного самоуправления при условии соблюдения прав и законности интересов сторон. Статья 21. Исключительные полномочия местных Советов народных депутатов Только на сессиях местных Советов обсуждаются и решаются следующие вопросы: 1) признание полномочий народных депутатов, их досрочное прекращение в установленных законодательством случаях, лишение депутатской неприкосновенности; 2) избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителей; 3) образование исполнительного комитета и утверждение его персонального состава; 4) рассмотрение предложения председателя Совета о роспуске исполнительного комитета; 5) рассмотрение запросов народных депутатов и принятие по ним решений; 6) образование в случае необходимости, президиума Совета, избрание и изменение его состава; 7) образование, избрание и изменение состава ревизионной комиссии, а также постоянных и временных комиссий, утверждение их председателей; 8) заслушивание отчетов председателя Совета, постоянных комиссий, исполнительного комитета, других органов, образуемых или избираемых Советом, а также избираемых, назначаемых или утверждаемых им должностных лиц; 9) принятие и изменение Регламента Совета; 10) отмена в случаях несоответствия законодательству распоряжений председателя Совета, решений президиума, исполнительного комитета, нижестоящего Совета, актов органов территориального общественного самоуправления, актов предприятий (объединений), организаций и учреждений, находящихся в собственности Советов; 11) другие вопросы, предусмотренные законодательством. Статья 22. Особенности компетенции местных Советов народных депутатов 1. Районный, городской Совет наряду с полномочиями, предусмотренными ст. ст. 20, 21 настоящего Закона имеет следующие полномочия: 1) образует внебюджетные и валютные фонды, определяет их статус, целевое назначение; учреждает фонды для кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач; утверждает сметы и отчеты об их использовании; 2) принимает решения о выделении дотаций, субвенций, субсидий и ссуд городским (городов районного подчинения), районным в городе, сельским, поселковым бюджетам, а также другим организациям; 3) образует фонд для компенсации населению расходов, связанных с ростом цен на товары и услуги первой необходимости, дотационный фонд для выравнивания цен и определяет порядок их использования, источники их формирования; 4) устанавливает правила пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения питьевых, бытовых и других нужд населения, а также зоны санитарной охраны водных объектов; 5) объявляет природные и другие объекты, представляющие собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, определяет порядок их охраны и правила пользования; 6) отменяет решения нижестоящих местных Советов, противоречащих законодательству; 7) утверждает в соответствии с законодательством порядок разгосударствления и приватизации имущества на своей территории, а также условия и порядок продажи имущества предприятий и организаций, подлежащих разгосударствлению и приватизации; 8) утверждает генеральные планы города, районного центра; 9) организует и осуществляет земельно - хозяйственное устройство районов, городов (поселков); 10) устанавливает в соответствии с законодательством ставки налога с прибыли предприятий и других объектов, находящихся в собственности Советов, местные налоги, сборы, тарифы на оплату услуг. 2. Районный Совет помимо полномочий, указанных в ст. ст. 20, 21 и п. 1 настоящей статьи: 1) устанавливает границы территории сельских населенных пунктов, поселков и городов районного подчинения, вносит представления в вышестоящий Совет об установлении и изменении границ района и на основе предложений сельских, поселковых Советов об изменении их границ, слиянии или разделении; разрешает территориальные споры между нижестоящими Советами; 2) утверждает по сельским, поселковым и городским (городов районного подчинения) бюджетам нормативы отчислений от предусмотренных законодательством налогов и других доходов, зачисляемых в районный и нижестоящий бюджеты; 3) определяет направления использования капитальных вложений, формирует и утверждает проекты, титульные списки и планы ввода в действие объектов, финансируемых за счет собственных средств и средств предприятий, входящих в коммунальную собственность, а также титульные списки на строительство и проектно - изыскательные работы, утверждает сметы, планы подрядных и строительных работ. 3. Городской Совет помимо полномочий, закрепленных в ст. ст. 20, 21 и п. 1 настоящей статьи: 1) определяет направления использования капитальных вложений, устанавливает максимальную стоимость объектов, разрешение на приобретение и отчуждение которых требует согласия Совета, принимает решение о создании и ликвидации предприятий, хозяйственных организаций, находящихся в собственности Советов, их преобразовании, передаче в аренду или об отчуждении, учреждает товарные и фондовые биржи, коммерческие банки, другие объекты рыночной инфраструктуры; 2) учреждает городские средства массовой информации. 4. Районный в городе Совет, помимо полномочий, закрепленных в ст. ст. 20, 21: 1) вносит представления в городской Совет об установлении и изменении границ района, о выделении в его распоряжение земельного фонда, о переименовании улиц, проспектов, площадей; 2) содействует развитию гласности и принимает меры по учету общественного мнения в работе Совета и его органов, обеспечивает широкое участие трудовых коллективов, общественных организаций и других объединений граждан в выработке, принятии и реализации решений по вопросам местного значения, проводит местные референдумы. 5. Сельский поселковый Совет помимо полномочий, закрепленных в ст.ст.20,21: 1) вносит в соответствующие Советы и органы управления предложения, направленные на повышение занятости, социальной защищенности населения на своей территории; 2) вносит представления в соответствующий Совет об установлении и изменении границ территории сельского населенного пункта, поселка, о выделении в его распоряжение дополнительного земельного фонда, о переименовании населенных пунктов; 3) утверждает планы застройки населенных пунктов на территории, подведомственной Совету. Статья 23. Полномочия президиума местного Совета народных депутатов 1. По поручению Советов их президиумы в период между сессиями вправе осуществлять полномочия Советов, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Советов. Президиум местного Совета: 1) созывает сессии Совета, сообщает народным депутатам и доводит до сведения населения время и место проведения сессий, а также вопросы, вносимые на рассмотрение Совета и принятые по ним решения; 2) осуществляет руководство подготовкой сессий Совета и вносимых на их рассмотрение вопросов; 3) представляет Совет в отношениях с государственными организациями и органами местного самоуправления; 4) координирует деятельность постоянных и временных комиссий и депутатских групп, вносит на рассмотрение Совета предложения о создании постоянных комиссий Совета; через постоянные и временные комиссии организует контроль за выполнением решений Совета; 5) докладывает Совету о положении дел на территории Совета и других важных вопросах, информирует Совет о своей деятельности; 6) оказывает содействие народным депутатам в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией; 7) оказывает помощь народным депутатам в проведении приема граждан, в подготовке отчетов перед избирателями, трудовыми коллективами; 8) вносит на сессию Совета предложения по вопросам, связанным с реализацией прав и обязанностей народных депутатов, в том числе с освобождением народных депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей на время работы в Совете, его органах и в избирательных округах; 9) организует взаимодействие Совета на своей территории с общественными объединениями, трудовыми коллективами и органами территориального общественного самоуправления; 10) обеспечивает гласность работы Совета; 11) организует подготовку и проведение в соответствии с решениями Совета местных референдумов, обсуждение гражданами проектов решений Совета, других важнейших вопросов местного, республиканского и общесоюзного значения, обеспечивает широкое участие трудовых коллективов, общественных объединений и граждан в выработке, принятии и реализации решений по вопросам местного значения; 12) обеспечивает рассмотрение жалоб, замечаний и обращений граждан, адресованных Совету; 13) рассматривает вопросы о наградах и поощрениях трудовых коллективов, передовиков производства и граждан в пределах компетенции Совета и вносит предложения в Президиум Верховного Совета Башкирской ССР о представлении к государственным наградам и поощрениям; 14) решает возложенные на него Законом задачи по организации выборов народных депутатов. В случаях, предусмотренных Законом, вносит на рассмотрение Совета вопросы о досрочном прекращении полномочий народных депутатов; 15) поручает народным депутатам осуществление проверок работы государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, по вопросам, относящимся к ведению Совета. По результатам проверки вносит предложения в соответствующие органы об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины и законности; 16) принимает к рассмотрению адресованные ему запросы и дает на них ответы в порядке и в сроки, установленные законом; 17) направляет на заключение соответствующих постоянных комиссий проекты решений Совета; 18) вносит на рассмотрение сессии Совета предложения по заявлениям и жалобам на решения и действия исполнительного комитета; 19) приостанавливает решения нижестоящих местных Советов народных депутатов в случае несоответствия их законам Башкирской ССР. 2. Президиумы местных Советов не вправе вмешиваться в оперативно - распорядительную деятельность исполнительных комитетов и подменять их. 3. Решения президиума местного Совета по вопросам, не отнесенным к его компетенции настоящим Законом, являются недействительными и исполнению не подлежат. 4. Основной формой деятельности президиума Совета является заседание. Заседания президиума Совета созывает и ведет председатель Совета, а в его отсутствие - заместитель председателя Совета. Решения президиума принимаются большинством голосов его состава. Заседание президиума правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей его состава. Статья 24. Полномочия председателя местного Совета народных депутатов Председатель Совета: 1) представляет Совет и исполком в отношениях с государственными и общественными органами, органами территориального общественного самоуправления, населением и трудовыми коллективами; 2) созывает сессии Совета, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня; 3) осуществляет руководство подготовкой сессий Совета и вопросов, вносимых на их рассмотрение; 4) ведет заседания Совета и исполкома, ведает внутренним распорядком в соответствии с Регламентом Совета; 5) подписывает решения Совета его президиума, решения и распоряжения исполнительного комитета, протоколы сессий, другие документы Совета и исполкома; 6) докладывает Совету о положении дел на подведомственной территории и о других важных вопросах, вносит предложения на сессию о передаче Советом отдельных его полномочий Советам иных уровней и органам территориального общественного самоуправления в области хозяйственного и социально - культурного строительства, регулярно информирует Совет о своей деятельности; 7) руководит работой аппарата Совета и исполкома; 8) в период между сессиями Совета, с последующим представлением на его утверждение, назначает исполняющим обязанности, освобождает от исполнения обязанностей руководителей структурных подразделений аппарата Совета; 9) налагает в соответствии с законодательством РСФСР о труде дисциплинарные взыскания на работников аппарата Совета; 10) пользуется правами найма и увольнения в отношении специалистов, вспомогательного и технического персонала аппарата Совета и его исполкома; 11) оказывает содействие народным депутатам в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением народных депутатов от выполнения служебных или производственных обязанностей для работы в Совете, его органах и в избирательных округах; 12) координирует деятельность постоянных и иных комиссий Совета, депутатских групп; 13) дает поручения постоянным и иным комиссиям Совета; 14) принимает меры по обеспечению гласности и учета общественного мнения в работе Совета его президиума; 15) обеспечивает в соответствии с решениями Совета организацию местных референдумов, обсуждение гражданами проектов важнейших решений Совета, а также вопросов местного, республиканского и общесоюзного значения; 16) рассматривает и решает в соответствии с законодательством вопросы по организации выборов и досрочного прекращения полномочий народных депутатов; 17) открывает в соответствии с решениями Совета расчетные и текущие счета Совета и исполкома в банках и является распорядителем по этим счетам; 18) является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным в бюджете на подготовку и проведение сессий, работу постоянных и иных комиссий Совета и народных депутатов, содержание аппарата Совета, проведение местных референдумов и обсуждений; 19) в случае несогласия с членами исполнительного комитета по принципиальным вопросам его деятельности может поставить перед Советом вопрос о роспуске исполнительного комитета и формирования нового состава исполнительного комитета; 20) представляет Совету кандидатуру для избрания заместителя (заместителей) председателя Совета, председателей постоянных и других комиссий Совета, должностных лиц, входящих в состав исполнительного комитета; 21) решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Советом или возложены законодательством. Статья 25. Заместитель (заместители) председателя местного Совета народных депутатов Заместитель (заместители) председателя Совета избирается Советом из числа народных депутатов по представлению председателя Совета на срок полномочий Совета путем тайного или открытого голосования и исполняет свои обязанности до избрания заместителя (заместителей) председателя Совета нового созыва. Заместитель (заместители) председателя Совета считается избранным, если за него проголосовало более половины от общего числа избранных народных депутатов Совета. Совмещение обязанностей заместителя (заместителей) председателя Совета с предпринимательской деятельностью, должностями в других государственных, хозяйственных, общественных органах, кооперативах не допускается. Полномочия заместителя (заместителей) председателя Совета устанавливаются соответствующим Советом. Заместитель (заместители) председателя Совета может быть освобожден от должности только Советом. Вопрос о его освобождении может быть внесен на рассмотрение Совета по требованию не менее трети от общего числа избранных народных депутатов Совета, а также председателем Совета. Статья 26. Полномочия постоянных комиссий 1. Постоянные комиссии местных Советов: 1) участвуют в разработке проектов планов и программ экономического и социального развития, бюджета и рассматривают отчеты об их выполнении, проекты решений Совета, вносят по ним свои замечания и предложения; 2) изучают и подготавливают по поручению Совета или по собственной инициативе вопросы о состоянии и развитии соответствующих отраслей государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства, вносимые на рассмотрение Совета, разрабатывают проекты решений Совета и заключения по этим вопросам, выступают на сессиях Совета с докладами и содокладами; 3) дают заключения по кандидатурам избираемых, назначаемых, утверждаемых Советом должностных лиц; 4) проверяют выполнение решений Совета, контролируют в пределах полномочий Совета соблюдение законодательства Башкирской ССР; 5) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан; 6) изучают по поручению председателя или заместителя (заместителей) председателя Совета деятельность отделов и управлений исполнительного комитета, работу предприятий (объединений), организаций и учреждений, расположенных на территории Совета, представляют по результатам проверки рекомендации на рассмотрение их руководителей, а в необходимых случаях - на рассмотрение Совета; 7) входят в исполнительный комитет Совета с предложениями об отмене актов его отделов и управлений, а также предприятий (объединений), организаций и учреждений, относящихся к собственности соответствующей административно - территориальной единицы; 8) выполняют поручения Совета и председателя Совета; 9) по поручению Совета, его председателя или по собственной инициативе проводят депутатское расследование в пределах компетенции представительного органа и сообщают о полученных результатах соответственно председателю Совета; 10) обращаются с предложениями в Совет или к его председателю о внесении на предварительное обсуждение населением наиболее важных вопросов местной жизни; 11) анализируют состояние договорных связей Совета и его органов с предприятиями, учреждениями, организациями и оценивают их эффективность; 12) осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. 2. Совет вправе поручить комиссии решение отдельного вопроса, входящего в компетенцию Совета, или уполномочить на определенный срок решать некоторые вопросы, входящие в компетенцию Совета за исключением тех, которые Совет по действующему законодательству решает только на сессиях. 3. В пределах компетенции Совета по требованию постоянной комиссии государственные органы, общественные организации, предприятия, учреждения, организации независимо от подчиненности и форм собственности, должностные лица обязаны безотлагательно предоставлять комиссии необходимые документы, письменные заявления, иные материалы. Решение постоянной комиссии Совета подлежит обязательному рассмотрению государственными органами и общественными организациями, предприятиями, учреждениями, относительно которых данные решения приняты. О принятых мерах должно быть сообщено комиссии не позднее нем в месячный срок, либо в иной срок, установленный комиссией. Статья 27. Полномочия исполкома Исполнительный комитет местного Совета: 1) руководит государственным, хозяйственным и социально - культурным строительством на территории Совета на основе решений избравшего его Совета и вышестоящих органов государственной власти и управления; 2) разрабатывает и вносит на рассмотрение Совета текущие и перспективные планы экономического и социального развития территории, бюджет; 3) принимает меры по осуществлению планов и бюджета, представляет Совету отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета; 4) руководит отделами и управлениями; 5) отменяет акты отделов и управлений исполнительного комитета, других подчиненных ему органов, а также предприятий (объединений), организаций и учреждений, относящихся к коммунальной собственности соответствующей административно - территориальной единицы, приостанавливает действие актов, находящихся на территории Совета органов, предприятий (объединений), организаций и учреждений вышестоящего подчинения, если они противоречат действующему законодательству, решениям Совета и исполнительного комитета, до решения вопроса в установленном порядке; 6) представляет Совету предложения о структуре государственного управления на соответствующей территории, об образовании, реорганизации и упразднении отделов и управлений исполнительного комитета, организует и направляет их работу; в период между сессиями Совета назначает исполняющими обязанности и освобождает от исполнения обязанностей руководителей отделов и управлений исполнительного комитета с последующим представлением на утверждение Совета; 7) руководит работой образуемых Советом комиссий при исполнительном комитете; 8) образует по вопросам своей деятельности комиссии, определяет полномочия этих комиссий, руководит их работой; 9) оказывает содействие избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов народных депутатов СССР, народных депутатов РСФСР, народных депутатов Башкирской ССР, народных депутатов местных Советов; 10) распределяет обязанности между председателем, заместителем (заместителями) председателя, управляющим делами (секретарем) и членами исполнительного комитета. Исполнительный комитет независим в выборе форм и методов организации выполнения решений Совета, а также вышестоящих органов государственной власти и управления. Другие образованные местным Советом органы не вмешиваются в деятельность исполнительного комитета. Глава IV ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 28. Экономическая основа местного самоуправления Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), объекты собственности административно - территориальных образований и иных форм собственности, используемые для удовлетворения потребностей населения соответствующей территории, а также выполнения других задач, стоящих перед административно - территориальными образованиями в соответствии с настоящим Законом. Статья 29. Права местных Советов народных депутатов по распоряжению природными ресурсами Местным Советам принадлежит право распоряжения землей и другими природными ресурсами на своей территории в соответствии с законодательством. Право распоряжения землей и другими природными ресурсами местные Советы осуществляют путем предоставления их в установленном порядке во владение и пользование предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. Субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, вносят плату местным Советам за использование природных ресурсов, а также возмещают причиненный в результате своей деятельности ущерб окружающей среде в соответствии с действующим законодательством. Статья 30. Местное хозяйство и его состав 1. Местное хозяйство обеспечивает непосредственное удовлетворение потребностей и функционирование системы местного самоуправления. 2. Местное хозяйство состоит из предприятий (объединений), организаций, учреждений, объектов производственной и социальной инфраструктуры, являющихся коммунальной собственностью соответствующей административно - территориальной единицы. 3. В состав местного хозяйства могут включаться с согласия собственника не находящиеся в собственности административно - территориальных образований предприятия (объединения), организации, учреждения, деятельность которых связана преимущественно с обслуживанием населения. 4. С согласия населения и органов местного самоуправления в состав местного хозяйства могут быть также включены объекты, созданные в результате трудового участия граждан или приобретенные на их добровольные взносы. 5. Местные Советы вправе без согласия с вышестоящими органами создавать за счет имеющихся у них средств предприятия, организации и социально - культурные учреждения. 6. Состав и структура объектов местного хозяйства могут изменяться по мере развития рыночных отношений, свободного предпринимательства, приватизации собственности. 7. Местные Советы координируют деятельность предприятий, организаций и учреждений местного хозяйства, обеспечивают комплексное социальное и экономическое развитие территории, содействуют созданию концернов, консорциумов, межотраслевых объединений, ассоциаций, совместных предприятий, развитию кооперативных, арендных и других прогрессивных форм хозяйствования. 8. Местные Советы в пределах своей компетенции могут предоставлять предприятиям, организациям и учреждениям, входящим в местное хозяйство, преимущественное право пользования землей и иными природными ресурсами, способствовать обеспечению их хозяйственной деятельности материально - техническими ресурсами из местных фондов. Статья 31. Собственность административно - территориальных образований В собственности города, района или другого административно - территориального образования находится имущество органов государственной власти и государственного управления административно - территориального образования, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно - коммунальное хозяйство местного Совета, а также могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные и другие предприятия и комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное переданное в ведение в установленном порядке имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующим административно - территориальным образованием. Статья 32. Распоряжение и управление собственностью административно - территориальных образований 1. Распоряжение и управление собственностью административно - территориальных образований осуществляют соответствующие местные Советы. 2. Местные Советы вправе: а) передавать находящиеся в его собственности объекты во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, продавать и отчуждать в частную собственность граждан и юридических лиц, общественных объединений (организаций) в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и актами местных Советов, изданными в пределах их полномочий; б) распоряжаться средствами местного бюджета, внебюджетными и валютными фондами; в) устанавливать при отчуждении находящихся в их собственности предприятий на определенный срок ограничения на перепрофилирование этих предприятий, а также на ассортимент выпускаемой ими продукции; г) требовать передачи или продажи в собственность административно - территориальных образований предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений, а также имущества иных объектов, являющихся государственной собственностью, если они имеют важное значение для обеспечения коммунально - бытовых и социально - культурных нужд населения данной территории, функционирования ее хозяйственного комплекса; д) получать полную компенсацию вреда в случае национализации (отчуждения в государственную собственность) объектов собственности административно - территориальных образований; е) передавать право распоряжения отдельными объектами собственности административно - территориальных образований другим органам местного самоуправления. Местные Советы обладают преимущественным правом на приобретение в установленном законом порядке находящихся на подведомственной им территории зданий, сооружений и иных объектов, которые могут использоваться для местных нужд. 3. Имущество, являющееся собственностью административно - территориальных образований и закрепленное за предприятиями, находящимися в собственности местных Советов, принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения. 4. Имущество, являющееся собственностью административно - территориальных образований и закрепленное собственником за учреждением, состоящим на бюджете местного Совета, находится в оперативном управлении этого учреждения. Статья 33. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями и организациями, не входящими в состав собственности административно - территориального образования 1. Местные Советы содействуют развитию предпринимательской деятельности на подведомственной территории, обеспечивают субъектам независимо от подчиненности и форм собственности равное право доступа к природным, материальным, финансовым и информационным ресурсам и равных условий хозяйствования. 2. Хозяйственные отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не входящими в состав собственности административно - территориальных образований, строятся на договорной основе. 3. Местные Советы в пределах своей компетенции вправе предоставлять налоговые и иные льготы и преимущества предприятиям и организациям, деятельность которых носит приоритетный для данной территории характер. 4. Вопросы создания или преобразования предприятий или иных субъектов предпринимательской деятельности, использования ими природных ресурсов территории, подведомственной Совету, осуществляются только с согласия Совета. Городские и районные Советы определяют квоту на разработку находящихся в их ведении месторождений полезных ископаемых и плату за их эксплуатацию. 5. Местные Советы: 1) координируют деятельность предприятий и организаций в целях обеспечения комплексного социально - экономического развития территории; 2) объединяют на добровольной основе средства предприятий и местного бюджета для строительства и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры; привлекают в установленном законодательством порядке предприятия и организации к строительству и содержанию местных дорог, объектов природоохранительного и другого назначения; 3) выдают в случаях, предусмотренных законодательством, лицензии на определенные виды деятельности. Статья 34. Планирование социально - экономического развития территории Местный Совет самостоятельно разрабатывает и утверждает планы (программы) социально - экономического развития территории в пределах имеющихся полномочий, исходя из интересов населения, охраны окружающей среды, исторического наследия с учетом имеющихся материально - финансовых и трудовых ресурсов, максимального использования местных возможностей и резервов производства. Местные Советы по взаимной договоренности могут разрабатывать планы и принимать совместные решения о развитии нескольких административно - территориальных единиц. Организации, независимо от подчиненности и форм собственности, при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности, в обязательном порядке согласовывают с соответствующими Советами мероприятия, которые могут вызвать экологические, социальные, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения и территории. Статья 35. Материально - техническое обеспечение и товарообмен между территориями 1. Материально - техническое обеспечение органов местного самоуправления, предприятий и объектов местного хозяйства осуществляется на основе прямых хозяйственных связей, а также посредством оптовой и розничной торговли. 2. Материальные ресурсы, необходимые для социально - экономического развития территории (обслуживания населения, строительства, охраны окружающей среды, других местных нужд) и распределяемые централизованно, выделяются местным Советам соответствующими органами Башкирской ССР. 3. Товарообмен между территориями осуществляется в условиях открытости территориальных рынков. Местные Советы не вправе вводить ограничения на ввоз и вывоз продукции и товаров за пределы соответствующей территории, если иное не предусмотрено законодательством Башкирской ССР. Статья 36. Участие местных Советов народных депутатов во внешнеэкономических связях 1. Местные Советы организуют внешнеэкономическую деятельность и участвуют в ней в установленном законодательством порядке на принципах валютной самоокупаемости. Местные Советы способствуют расширению внешнеэкономических связей предприятий, организаций и учреждений, расположенных на их территории, развитию экспортной базы и увеличению производства продукции (работ, услуг). 2. Местные Советы и создаваемые ими органы имеют право: 1) заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет имеющихся валютных средств или на иной основе; 2) создавать совместные предприятия по выпуску продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и оказанию услуг населению; участвовать в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно - оздоровительных центров, других организаций по экономическому и научно - техническому сотрудничеству, связанных с обеспечением социальной и производственной сфер современным оборудованием, средствами механизации для жилищно - коммунального хозяйства, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, развитием их материальной базы, проведением на коммерческой основе международных ярмарок, выставок и других мероприятий, а также развитием рекламной деятельности ; 3) вносить в Верховный Совет Башкирской ССР предложения о создании зон свободного предпринимательства. Глава V ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 37. Финансовые ресурсы местного самоуправления Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из бюджетных и внебюджетных средств местных Советов, а также средств органов территориального общественного самоуправления. При недостаточности собственных средств предусматриваются дотации и субсидии из вышестоящего бюджета. Органам местного самоуправления могут также выделяться в установленном порядке из вышестоящего бюджета субвенции на выполнение целевых программ и мероприятий. Выделение средств в бюджеты местного самоуправления производится исходя из потребностей совершенствования хозяйственной структуры, регионального развития и региональной политики в порядке, установленном Верховным Советом Башкирской ССР. Статья 38. Местные бюджеты 1. Местные Советы самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют бюджеты соответствующих территорий в интересах населения. Вмешательство любых органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускаются. Местные бюджеты нижестоящих административно - территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно - территориальных единиц. 2. Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основании нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя. Норматив бюджетной обеспеченности устанавливается Верховным Советом Башкирской ССР в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми ресурсами, особенностями среды обитания населения и сложившимся уровнем развития социальной инфраструктуры в регионе. 3. Местные Советы вправе направлять на развитие социальной сферы дополнительные ассигнования в размере, превышающем величину нормативов бюджетной обеспеченности, за счет доходов, полученных в результате их хозяйственной деятельности, рационального и экономического использования материальных и финансовых ресурсов, повышения эффективности общественного производства на соответствующей территории. 4. Местным бюджетам, собственная доходная база которых недостаточна для покрытия запланированных расходов, устанавливается норматив бюджетных отчислений от общегосударственных доходов и налогов, взимаемых на данной территории. Принцип формирования данного норматива заключается в доведении местного бюджета до минимального размера, гарантирующего средне республиканскую бюджетную обеспеченность на одного жителя. Данные нормативы являются долговременными. При увеличении расходов местный Совет самостоятельно решает вопрос сбалансированности бюджета. Статья 39. Доходы бюджетов 1. В бюджет местных Советов первичного территориального уровня полностью зачисляются доходы: 1) подоходный налог с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории местного Совета; 2) налог на фонд оплаты труда колхозников; 3) налог на прибыль, плата за природные ресурсы от предприятий, организаций и учреждений, их структурных единиц, входящих в состав местного хозяйства, вновь создаваемых малых предприятий, а также совместных предприятий в соответствии с долей в них местных Советов; 4) налог с производственных кооперативов и малых предприятий, действующих на соответствующей территории; 5) арендная плата за землю; 6) поступления от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности административно - территориальных образований; 7) местные налоги, сборы, пошлины, иные поступления в соответствии с законами Башкирской ССР; 8) налог с владельцев транспортных средств. 2. По внутригородским районам подоходный налог с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, арендная плата за землю зачисляются в их бюджет, исходя из норматива. Нормативы отчислений утверждаются городским Советом с учетом мнения районных Советов. 3. В бюджеты поселков, городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, районов в городах по стабильным нормативам зачисляются доходы: 1) от налога с прибыли находящихся на территории данного Совета союзных, республиканских, других предприятий и организаций; 2) от налога с оборота; 3) от земельного налога; 4) от налога с продаж; 5) от других налогов в соответствии с законами Башкирской ССР. 4. Сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) Советы самостоятельно решают вопрос о делегировании права разграничения доходных источников между бюджетами вышестоящему Совету. 5. В бюджеты Советов базового территориального уровня зачисляются доходы: 1) налог на прибыль, платы за природные ресурсы от предприятий, организаций, относящихся к коммунальной собственности, а также совместных предприятий в соответствии с долей в них местных Советов; 2) подоходный налог с потребительской кооперации и общественных организаций, действующих на соответствующей территории; 3) налог с производственных кооперативов и малых предприятий, действующих на соответствующей территории; 4) налог с владельцев транспортных средств; 5) поступление от сдачи в аренду или продажи имущества, находящегося в коммунальной собственности данного Совета; 6) арендная плата за землю; 7) государственная пошлина, плата за патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью; 8) иные поступления в соответствии с законами. 6. В бюджеты городов (кроме городов районного подчинения), районов по стабильным нормативам зачисляются доходы: 1) от платы за природные ресурсы; 2) от налога с прибыли и платы за природные ресурсы находящихся на территории данного Совета союзных, республиканских, других предприятий и организаций, в том числе с колхозов и совхозов; 3) от налога с оборота; 4) от налога с продаж; 5) от земельного налога; 6) от налога с владельцев транспортных средств; 7) от других доходов, предусмотренных законами Башкирской ССР. 7. Платежи предприятий вносятся в местный бюджет по месту нахождения предприятий, их филиалов, других структурных единиц и подразделений. Распределение платежей предприятий, имеющих на данной территории филиалы, производится пропорционально доле их работников в общей численности занятых на предприятии. 8. Ставки платы за трудовые и .природные ресурсы являются стабильными, долговременными и устанавливаются законами Башкирской ССР. Они могут дифференцироваться в зависимости от трудообеспеченности, экономической оценки природных ресурсов территорий. 9. Местные Советы в соответствии с законами Башкирской ССР имеют право: 1) устанавливать ставки налога на прибыль для предприятий и других объектов, находящихся в собственности данного Совета, местные налоги, сборы и пошлины, а также тарифы на оплату бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг, оказываемых предприятиями и организациями, находящимися в собственности Совета, если такие тарифы не установлены вышестоящими органами власти и управления; 2) представлять отдельным плательщикам льготы по налогам и платежам, поступающим в соответствующий местный бюджет. 10. Доходы местных бюджетов, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, остаются в распоряжении местных Советов, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению. Статья 40. Расходы местных бюджетов 1. Расходы бюджетов районов, городов, районов в городах, поселках, сельских населенных пунктов осуществляются за счет их доходов, а также дотаций и субвенций, полученных из вышестоящих бюджетов. 2. Местные Советы сельских населенных пунктов, поселков, районов, городов, районов в городах самостоятельно: 1) определяют направления использования средств местных бюджетов и расходуют бюджетные средства; 2) увеличивают, исходя из имеющихся средств, нормы расходов на содержание жилищно - коммунального хозяйства; учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, науки, культуры, спорта, органов охраны правопорядка, охраны природы, памятников истории и культуры; 3) устанавливаются доплаты и надбавки к должностным окладам и тарифным ставкам работникам этих учреждений; 4) направляют доходы от налога с владельцев транспортных средств целевым назначением на развитие транспортных коммуникаций; 5) устанавливают дополнительные льготы и пособия, а также иные затраты на оказание помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите; 6) образуют резервные и целевые фонды; 7) устанавливают размер расходов на содержание образуемых ими органов. 3. Местные Советы могут вкладывать свободные средства в хозяйственные мероприятия, в акции, ценные бумаги, а также представлять в установленном порядке процентные и беспроцентные займы. 4. В местном бюджете предусматриваются суммы, необходимые для возврата полученных Советом ссуд, долгов и оплаты процентов по ним. 5. Финансовые ресурсы местных Советов могут быть на договорной основе объединены на долевых началах со средствами предприятий, организаций, учреждений и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов социальной и производственной инфраструктуры. Статья 41. Внебюджетные фонды 1. Местные Советы в установленном порядке могут создавать и использовать внебюджетные средства и внебюджетные фонды. 2. Во внебюджетные фонды включаются: 1) дополнительные доходы от хозяйственной деятельности и получение доходов за счет организованных местными Советами мероприятий по решению экономических и социальных задач; 2) добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий, организаций и учреждений; 3) доходы от местных займов и местных денежно - вещевых лотерей, аукционов, выставок, концертов и других мероприятий; 4) штрафы, взимаемые за получение предприятиями и организациями необоснованной прибыли (доходов) в связи с завышением зафиксированных в установленном заранее порядке цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги); 5) штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежи, компенсирующие нанесенный ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранительных и оздоровительных мероприятий. Порядок взимания штрафов, платежей и распределение их сумм между Советами разных уровней определяется законодательством; 6) штрафы за административные правонарушения, совершенные на соответствующей территории; 7) пятьдесят процентов выявленных проверками скрытых или заниженных доходов предприятий, организаций и учреждений, не относящихся к коммунальной собственности, а также пятьдесят процентов суммы штрафов, налагаемых на них; 8) выявленные проверками скрытые или заниженные доходы предприятий, организаций и учреждений, относящихся к коммунальной собственности, а также штраф, налагаемый на них; 9) доходы от реализации бесхозяйного и конфискованного имущества; 10) иные внебюджетные средства. 3. Средства внебюджетных фондов находятся на специальных счетах в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются по решению данного Совета. 4. Местные Советы с согласия предприятий (объединений), организаций, учреждений, населения могут объединять их средства, а также бюджетные и внебюджетные средства на строительство, расширение, ремонт и содержание на долевых началах объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также на природоохранительные мероприятия. Статья 42. Валютные фонды 1. Местные Советы имеют право формировать валютные фонды за счет отчислений от валютной выручки предприятий, находящихся в собственности Советов, а также предприятий, расположенных на соответствующей территории. Нормативы отчислений устанавливаются законодательством. 2. Средства валютных фондов хранятся на счетах, открываемых в учреждениях банка, расходуются по усмотрению соответствующего местного Совета и изъятию не подлежат. Статья 43. Участие местных Советов народных депутатов в кредитных отношениях и организации денежного обращения 1. Местные Советы и другие органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, вправе: 1) пользоваться на договорных началах кредитами на производственные и социальные цели; 2) принимать участие имеющимися в их распоряжении финансовыми ресурсами в создании и деятельности финансово - кредитных учреждений на акционерной основе; 3) выдавать процентные и беспроцентные ссуды, другим местным Советам и иным органам местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям; 4) выпускать местные займы для развития социальной и производственной инфраструктуры; 5) создавать целевые фонды и передавать их любому банку в качестве ресурсов кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач. 2. Местные Советы городов и районов составляют территориальные сводные финансовые балансы и балансы денежных доходов и расходов населения. Предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории подведомственной местному Совету, представляют местной администрации сведения, необходимые для составления этих балансов. Глава VI ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Статья 44. Система территориального общественного самоуправления населения Система территориального общественного самоуправления населения включает общие собрания (сходы) граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии; конференции граждан; органы территориального общественного самоуправления населения жилых массивов (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, сельских населенных пунктов, поселков), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т. п.). Статья 45. Общие собрания (сходы) и конференции граждан 1. Общие собрания (сходы) и конференции граждан созываются по мере необходимости местными Советами, а также органами территориального общественного самоуправления населения в порядке, установленном законодательством. 2. К компетенции общего собрания (схода) или конференции граждан относится: 1) принятие решений о проведении местного референдума по наиболее важным вопросам, затрагивающим интересы населения соответствующей территории; 2) выборы органа территориального общественного самоуправления населения и принятие положения (устава) о нем; 3) утверждение программы деятельности органа самоуправления по социально - экономическому развитию территории жилого массива и отчета о ее выполнении; 4) решение других вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории. 3. Общее собрание (сход) по выборам органа самоуправления правомочно, если в нем принимает участие не менее половины граждан достигших 16 лет и постоянно проживающих на данной территории, а конференция - при участии не менее двух третей представителей граждан соответствующей территории. Статья 46. Местные референдумы Наиболее важные вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения, могут решаться путем референдумов. Участие в референдумах является свободным и основывается на демократических принципах избирательного права. Порядок их проведения определяется Законом о местном референдуме в Башкирской ССР. Статья 47. Выборы органов территориального общественного самоуправления населения 1. Органы территориального общественного самоуправления создаются на основе добровольного волеизъявления граждан по их инициативе либо по инициативе местного Совета. 2. Границы территории, на которой действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются соответствующим Советом, исходя из социальной и экономической целостности территории с учетом предложений населения, общественных организаций и трудовых коллективов. 3. Избрание органов самоуправления населения может проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства, а также на избирательных участках прямыми выборами при тайном голосовании на срок полномочий, но не свыше трех лет. 4. При проведении прямых выборов органов самоуправления населения на избирательных участках выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки. 5. Результаты выборов устанавливаются большинством голосов из числа принявших участие в голосовании. 6. Местные Советы по предложению инициативных групп населения согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов самоуправления, а при проведении прямых выборов на избирательных участках образуют из числа жителей избирательные комиссии и согласовывают порядок выдвижения кандидатов. 7. Подг отовка (Исключен - Закон Верховного Совета Башкирской ССР от 05.11.92 г. N ВС-13/51)я 48. Досрочное п рекращение полномочий органов территориального общественного самоуправления 1. Полномочия органов территориального общественного самоуправления могут быть прекращены досрочно, если эти органы своими действиями нарушают Конституцию Башкирской ССР и действующие законы, конституционные права и свободы граждан, игнорируя при этом требования компетентных органов о пресечении незаконных действий. 2. Полномочия органа территориального общественного самоуправления прекращаются досрочно в случаях: 1) его отставки (самороспуска); 2) невыполнения им в течение года своих полномочий или игнорирования решений соответствующего Совета и его исполнительного комитета. Вопрос об отставке (самороспуске) органа территориального общественного самоуправления решается собраниями (сходами) граждан по представлению исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов. Статья 49. Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления населения 1. Органы территориального общественного самоуправления строят свою деятельность в соответствии с законами Башкирской ССР, положениями о самоуправлении и на основе своих положений (уставов). 2. Компетенция органа самоуправления определяется его положением (уставом), исходя из добровольно принимаемых населением обязательств по решению вопросов местного значения, а также полномочий, передаваемых органу самоуправления местными Советами и местной администрацией. 3. Орган самоуправления населения вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, не отнесенные законодательством Башкирской ССР в компетенцию местного Совета и исполкома. 4. Орган самоуправления населения и соответствующие местные Советы и исполком, на территории которого находится данный орган, вправе определить круг вопросов совместной компетенции, по которым решения местных Советов не могут быть приняты без согласования с органами самоуправления, и устанавливают порядок их рассмотрения. 5. Органы самоуправления населения в соответствии со своими положениями (уставами) наделяются правами юридического лица с момента их регистрации в местном Совете. Отказ в регистрации положения (устава) органа самоуправления населения может быть обжалован в народный суд. При этом отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания органа самоуправления не допускается. Статья 50. Экономическая деятельность органов территориального общественного самоуправления населения 1. Органы самоуправления населения могут использовать любые не запрещенные законом формы экономической деятельности, служащие источником получения доходов и удовлетворения социально - экономических потребностей населения. 2. Орган самоуправления населения вправе: 1) создавать в установленном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах; 2) выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов; 3) кооперировать на добровольной основе средств населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых программ; 4) участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово - кредитных учреждений на акционерной или паевой основе; 5) определять структуру, штаты и порядок труда на основе решения общего собрания (схода) или конференции граждан. Статья 51. Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления населения 1. Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления состоят из собственных, заемных, а также средств, передаваемых ему местными Советами. Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической деятельности органа самоуправления населения; добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций и населения и других поступлений. 2. По представлению органа самоуправления населения местные Советы вправе предоставлять отдельным предприятиям и организациям льготы по налогам и платежам, поступающим в соответствующий местный бюджет, с учетом размеров отчислений, направляемых ими органу самоуправления населения на социальное развитие территории. 3. Орган самоуправления населения самостоятельно использует имеющиеся в его распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программой социально - экономического развития территории. Статья 52. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления населения с местными Советами, исполкомами и территориальными депутатскими группами 1. Местные Советы и их исполкомы обеспечивают необходимые условия для осуществления органами самоуправления населения своих полномочий, формирования их собственности и ведения самостоятельной экономической деятельности. Местные Советы и исполкомы по соглашению с органами самоуправления населения наделяют их частью своих полномочий, передают им в управление и распоряжение объекты коммунальной собственности, а также часть своих материально - технических, финансовых и иных ресурсов. Органы самоуправления населения несут перед местными Советами, исполкомами ответственность за их эффективное использование в интересах населения. 2. Орган самоуправления вправе предлагать вопросы для внесения в повестку дня сессией соответствующего местного Совета, а также участвовать в их работе при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы населения. 3. Территориальные депутатские группы содействуют развитию территориального общественного самоуправления населения и осуществляют свою деятельность в соответствии с решениями общих собраний (сходов) и конференций граждан, местных референдумов, а также органов самоуправления населения. Глава VII ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 53. Обязательность решений местных Советов народных депутатов 1. Решения местных Советов, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на данной территории органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. 2. Решение местного Совета, принятое в пределах его полномочий, установленных настоящим Законом, не может быть отменено или изменено Советом иного территориального уровня, или общественной организацией. 3. Предприятия, учреждения, организации, их должностные лица и граждане, а также органы местного самоуправления, несут перед местными Советами ответственность, в том числе имущественную, возмещая вред, причиненный их действиями или бездействием, интересам населения и территории, окружающей среде, а также вред, причиненный в результате невыполнения решений Совета. 4. Местные Советы вправе возбуждать в установленном законом порядке ходатайство о дисциплинарной и административной ответственности должностных лиц государственных органов и общественных организаций, предприятий, учреждений, организаций за невыполнение решений Совета вплоть до освобождения от занимаемой должности. Обращение Совета должно быть рассмотрено соответствующим органом в течение 15 дней со дня его получения. Отказ в удовлетворении ходатайства Совета должен быть мотивирован. 5. Злостное невыполнение должностными лицами решений местных Советов, принятых в пределах их компетенции, влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от пятисот до пяти тысяч рублей, налагаемого в судебном порядке. Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена настоящим пунктом, рассматриваются в пятидневный срок. Постановление народного судьи по соответствующим делам может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда. Статья 54. Обеспечение законности Местные Советы имеют право: 1) приостанавливать исполнение решений и предъявлять в суд или государственный арбитраж требования о признании недействительными актов органов государственного управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права .и законные интересы граждан, проживающих на данной территории, а также права местного Совета; 2) осуществлять в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров и нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры по обеспечению личной безопасности граждан, защиты их прав и законных интересов, охраны всех форм собственности и правопорядка. Статья 55. Рассмотрение предложений местных Советов народных депутатов Высшие органы государственной власти и управления Башкирской ССР обязаны рассматривать и учитывать в своей деятельности предложения местных Советов, сообщать им о результатах рассмотрения в месячный срок. Статья 56. Рассмотрение разногласий (споров) между местными Советами народных депутатов Споры между местными Советами рассматриваются в следующем порядке: 1) споры между местными Советами по вопросам административно - территориального устройства подлежат рассмотрению Верховным Советом Башкирской ССР либо в порядке, им установленном; 2) имущественные споры между местными Советами подлежат рассмотрению органами государственного арбитража; 3) иные споры между местными Советами подлежат рассмотрению вышестоящим Советом или по требованию одной из сторон согласительной комиссией, создаваемой вышестоящим Советом с участием в ней представителей не достигших соглашения Советов; 4) решение, принятое вышестоящим Советом либо согласительной комиссией может быть обжаловано в суд. Решения районного и городского Совета могут быть обжалованы в Верховный суд Башкирской ССР. Статья 57. Ответственность местных Советов народных депутатов, их органов и должностных лиц 1. Местные Советы, их органы и должностные лица несут ответственность за законность принимаемых решений. 2. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений местных Советов, действий их органов и должностных лиц, возмещается в полном объеме предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на основании решения суда или госарбитража за счет собственных средств соответственно местных Советов и их органов. Местный Совет, его орган, возместивший ущерб, причиненный его работниками или должностными лицами, имеет право предъявить регрессивный иск к этому лицу в размере выплаченной суммы, если иной размер не установлен законом. 3. Граждане имеют право обжаловать в суд решения местных Советов, их органов и должностных лиц, если они противоречат законодательству, нарушают права и охраняемые законом интересы граждан. Статья 58. Надзор за соблюдением законности в деятельности местных Советов народных депутатов Прокурор Башкирской ССР и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов местными Советами, их органами и должностными лицами. Решения местных Советов, противоречащие законодательству, действующему на территории Башкирской ССР, подлежат опротестованию прокурорами. Протест прокурора приносится в соответствующий местный Совет с уведомлением вышестоящего Совета и приостанавливает действие опротестованного акта. При отклонении местным Советом протеста прокурор вправе обратиться в соответствующий суд. Статья 59. Гарантии прав территориального общественного самоуправления 1. В случае нарушения прав и законных интересов населения, представляемых органами территориального общественного самоуправления, эти органы вправе обратиться в суд или государственный арбитраж с требованиями о восстановлении нарушенных прав в соответствии с действующим на территории Башкирской ССР законодательством. 2. Решения органов территориального общественного самоуправления, принимаемые в пределах своих полномочий, обязательны для исполнения гражданами, а также предприятиями, организациями, учреждениями, их органами, должностными лицами и гражданами. 3. Разногласия, возникшие между органами территориального общественного самоуправления и зарегистрировавшими их Советами, разрешаются соответствующими вышестоящими Советами. Председатель Верховного Совета Башкирской ССР М.РАХИМОВ Уфа, 18 июня 1991 года N ВС-6/33 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|