Расширенный поиск

Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 26.02.1997 № 81-З

                                         Утратил силу - Закон
                                    Государственного Собрания -
                                  Курултая Республики Башкортостан
                                      от 30.12.2000 г. N 145-З

                              ЗАКОН
                      Республики Башкортостан

                             О РЕКЛАМЕ

(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики
                Башкортостан от 05.08.99 г. N 23-З)

     Принят   Законодательной   Палатой  Государственного  
Собрания Республики Башкортостан 14 января 1997 года
     Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания 
Республики Башкортостан 14 февраля 1997 года

                     Глава I. Общие положения

     Статья 1. Цели  и  сфера  применения  настоящего Закона

     1. Настоящий   Закон   регулирует   отношения,  возникающие  в
процессе  производства,  размещения  и  распространения  рекламы на
рынках   товаров,   работ,   услуг   (далее  -  товары)  Республики
Башкортостан,  включая  рынки  банковских,  страховых и иных услуг,
связанных  с  пользованием денежными средствами граждан (физических
лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
     Целями  настоящего  Закона являются защита от недобросовестной
конкуренции   в   области   рекламы,  предотвращение  и  пресечение
ненадлежащей  рекламы,  способной  ввести  потребителей  рекламы  в
заблуждение  или  нанести  вред здоровью граждан, имуществу граждан
или  юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству
или   деловой  репутации  указанных  лиц,  а  также  посягающей  на
общественные интересы, принципы гуманности и морали.
     2. Настоящий    Закон    распространяется    на    иностранных
юридических   лиц,  а  также  на  иностранных  граждан  и  лиц  без
гражданства  -  индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных
в    установленном    порядке,    производящих,    размещающих    и
распространяющих рекламу на территории Республики Башкортостан.
     3. Настоящий   Закон   не   распространяется  на  политическую
рекламу.
     4. Настоящий   Закон   не   распространяется   на   объявления
физических  лиц,  в  том  числе в средствах массовой информации, не
связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

     Статья 2. Основные понятия

     В  целях  настоящего  Закона  применяются  следующие  основные
понятия:
     реклама  -  распространяемая  в  любой  форме, с помощью любых
средств  информация  о  физическом  или  юридическом лице, товарах,
идеях  и  начинаниях  (рекламная информация), которая предназначена
для   неопределенного   круга   лиц   и  призвана  формировать  или
поддерживать   интерес   к  этим  физическому,  юридическому  лицу,
товарам,  идеям  и  начинаниям и способствовать реализации товаров,
идей и начинаний;
     ненадлежащая   реклама   -   недобросовестная,  недостоверная,
неэтичная,  заведомо  ложная,  скрытая  и  иная  реклама, в которой
допущены  нарушения  требований  к  ее содержанию, времени, месту и
способу     распространения,     установленных    законодательством
Республики Башкортостан;
     контрреклама     -    опровержение    ненадлежащей    рекламы,
распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий;
     рекламодатель  -  юридическое  или физическое лицо, являющееся
источником   рекламной  информации  для  производства,  размещения,
последующего распространения рекламы;
     рекламопроизводитель   -   юридическое  или  физическое  лицо,
осуществляющее    полное   или   частичное   приведение   рекламной
информации к готовой для распространения форме;
     рекламораспространитель  -  юридическое  или  физическое лицо,
осуществляющее   размещение   и   (или)  распространение  рекламной
информации  путем предоставления и (или) использования имущества, в
том   числе   технических   средств   радиовещания,  телевизионного
вещания,   а   также   каналов  связи,  эфирного  времени  и  иными
способами;
     потребители  рекламы  -  юридические  или  физические лица, до
сведения   которых  доводится  или  может  быть  доведена  реклама,
следствием   чего   является  или  может  являться  соответствующее
воздействие рекламы на них.

     Статья 3. Законодательство Республики Башкортостан
               о рекламе

     Законодательство  Республики Башкортостан о рекламе состоит из
настоящего   Закона   и   принятых   в   соответствии  с  ним  иных
республиканских законов.
     Отношения,  возникающие  в процессе производства, размещения и
распространения   рекламы,   могут   регулироваться  также  указами
Президента  Республики  Башкортостан, нормативными правовыми актами
Кабинета   Министров   Республики   Башкортостан   и   нормативными
правовыми  актами  Российской Федерации, действующими на территории
Республики Башкортостан.

     Статья 4. Авторское право и смежные права на рекламу

     Реклама   может   полностью  или  частично  являться  объектом
авторского  права  и  смежных прав. В этом случае авторские права и
смежные   права   подлежат  защите  в  соответствии  с  действующим
законодательством.

        Глава II. Общие и специальные требования к рекламе

     Статья 5. Общие требования к рекламе

     1. Реклама  должна  быть  распознаваема без специальных знаний
или   без   применения   технических  средств  именно  как  реклама
непосредственно  в  момент ее представления независимо от формы или
от используемого средства распространения.
     Использование    в    радио-,    теле-,   видео-,   аудио-   и
кинопродукции,  а также в печатной продукции нерекламного характера
целенаправленного   обращения   внимания  потребителей  рекламы  на
конкретную  марку  (модель,  артикул)  товара либо на изготовителя,
исполнителя,  продавца  для  формирования  и поддержания интереса к
ним   без   надлежащего   предварительного  сообщения  об  этом  (в
частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается.
     Если  радио-,  теле-,  видео-, аудио- и кинопродукция, а также
печатная  продукция распространяются частями (сериями), сообщения о
рекламе  также  должны повторяться соответственно количеству частей
(серий).
     Организациям  средств  массовой информации запрещается взимать
плату    за   размещение   рекламы   под   видом   информационного,
редакционного или авторского материала.
     2. Реклама     на     территории    Республики    Башкортостан
распространяется  на  русском  языке  и других языках по усмотрению
рекламодателей  в  соответствии  с  нормативными  актами Республики
Башкортостан.    Данное    положение    не    распространяется   на
зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).
     3. Реклама   товаров,  реклама  о  самом  рекламодателе,  если
осуществляемая  им  деятельность  требует  специального  разрешения
(лицензии),  но  такое  разрешение  (лицензия) не получено, а также
реклама   товаров,   запрещенных  к  производству  и  реализации  в
соответствии  с  законодательными  актами  Российской  Федерации  и
Республики Башкортостан, не допускается.
     Если  деятельность  рекламодателя  подлежит  лицензированию, в
рекламе  должны  быть  указаны номер лицензии, а также наименование
органа, выдавшего эту лицензию.
     4. Реклама   товаров,  подлежащих  обязательной  сертификации,
должна     сопровождаться     пометкой    "подлежит    обязательной
сертификации".
     5. Использование   в   рекламе  объектов  исключительных  прав
(интеллектуальной    собственности)    допускается    в    порядке,
предусмотренном действующим законодательством.
     6. Реклама  не  должна  побуждать граждан к насилию, агрессии,
возбуждать   панику,   а   также  побуждать  к  опасным  действиям,
способным  нанести  вред  здоровью физических лиц или угрожающим их
безопасности.
     7. Реклама   не   должна  побуждать  к  действиям,  нарушающим
природоохранное законодательство.

     Статья 6. Недобросовестная реклама

     Недобросовестной является реклама, которая:
     дискредитирует  юридических  и физических лиц, не пользующихся
рекламируемыми товарами;
     содержит   некорректные   сравнения  рекламируемого  товара  с
товаром  (товарами)  других юридических или физических лиц, а также
высказывания,  образы,  порочащие  честь,  достоинство  или деловую
репутацию конкурента (конкурентов);
     вводит  потребителей в заблуждение относительно рекламируемого
товара  посредством  имитации  (копирования  или подражания) общего
проекта,  текста,  рекламных  формул,  изображений, музыкальных или
звуковых  эффектов,  используемых  в  рекламе  других товаров, либо
посредством    злоупотребления    доверием   физических   лиц   или
недостатком  у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием
в рекламе части существенной информации.
     Недобросовестная реклама не допускается.

     Статья 7. Недостоверная реклама

     Недостоверной  является  реклама,  в  которой  присутствуют не
соответствующие действительности сведения в отношении:
     таких  характеристик  товара,  как  природа,  состав, способ и
дата  изготовления,  назначение,  потребительские свойства, условия
применения,   наличие  сертификата  соответствия,  сертификационных
знаков    и   знаков   соответствия   государственным   стандартам,
количество, место происхождения;
     наличия  товара  на  рынке,  возможности  его  приобретения  в
указанных объеме, периоде времени и месте;
     стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
     дополнительных условий оплаты;
     доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
     гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
     исключительных    прав    на    результаты    интеллектуальной
деятельности   и   приравненных   к  ним  средств  индивидуализации
юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг;
     прав   на   использование  государственных  символов  (флагов,
гербов, гимнов), а также символов международных организаций;
     официального  признания, получения медалей, призов, дипломов и
иных наград;
     предоставления   информации  о  способах  приобретения  полной
серии товара, если товар является частью серии;
     результатов  исследований и испытаний, научных терминов, цитат
из технических, научных и иных публикаций;
     статистических  данных,  которые  не  должны  представляться в
виде, преувеличивающем их обоснованность;
     ссылок   на   какие-либо   рекомендации   либо   на  одобрение
юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;
     использования  терминов  в  превосходной  степени, в том числе
путем  употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный",
"единственный"  и  тому  подобных,  если  их невозможно подтвердить
документально;
     сравнений  с  другим  товаром  (товарами), а также с правами и
положением иных юридических или физических лиц;
     ссылок   на   какие-либо  гарантии  потребителю  рекламируемых
товаров;
     фактического размера спроса на товар;
     информации о самом рекламодателе.
     Недостоверная реклама не допускается.

     Статья 8. Неэтичная реклама

     1. Неэтичной является реклама, которая:
     содержит    текстовую,    зрительную,   звуковую   информацию,
нарушающую   общепринятые   нормы   гуманности   и   морали   путем
употребления  оскорбительных  слов,  сравнений, образов в отношении
расы,  национальности,  профессии, социальной категории, возрастной
группы,  пола, языка, религиозных, философских, политических и иных
убеждений физических лиц;
     порочит   объекты  искусства,  составляющие  национальное  или
мировое культурное достояние;
     порочит   государственные   символы   (флаги,  гербы,  гимны),
национальную валюту любого государства, религиозные символы;
     порочит    какое-либо   физическое   или   юридическое   лицо,
какую-либо деятельность, профессию, товар.
     Неэтичная реклама не допускается.
     2. Физическое  или юридическое лицо, которому стало известно о
производстве  или  распространении  рекламы,  содержащей  сведения,
порочащие  его  честь,  достоинство  или  деловую репутацию, вправе
обратиться  за  защитой  нарушенных  прав  соответственно в суд или
арбитражный  суд  в  порядке,  предусмотренном законодательством, а
также  вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы
тем  же способом, каким она была распространена, если рекламодатель
не выполняет это требование в добровольном порядке.

     Статья 9. Заведомо ложная реклама

     Заведомо   ложной   является   реклама,   с   помощью  которой
рекламодатель    (рекламопроизводитель,    рекламораспространитель)
умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
     Заведомо ложная реклама не допускается.

     Статья 10. Скрытая реклама

     Использование    в    радио-,    теле-,   видео-,   аудио-   и
кинопродукции,  а  также  в  иной продукции и распространение иными
способами  скрытой  рекламы,  то есть рекламы, которая оказывает не
осознаваемое  потребителем  воздействие  на  его  восприятие, в том
числе   путем   использования   специальных  видеовставок  (двойной
звукозаписи) и иными способами, не допускаются.
     Размещение  рекламы  под  видом информационного, редакционного
или авторского материалов также считается скрытой рекламой.

     Статья 11. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах

     1. В   радио-   и   телепрограммах  не  допускается  прерывать
рекламой:
     детские и религиозные передачи;
     образовательные  передачи  более  чем  один  раз  в течение 15
минут на период, не превышающий 45 секунд;
     радиопостановки   и   художественные   фильмы   без   согласия
правообладателей;
     транслируемые   в  прямом  эфире  передачи,  перечень  которых
установлен  Законом  Республики  Башкортостан  "О порядке освещения
деятельности     органов    государственной    власти    Республики
Башкортостан в государственных средствах массовой информации";
     иные    передачи,    продолжительность    трансляции   которых
составляет менее чем 15 минут;
     иные    передачи,    продолжительность    трансляции   которых
составляет от 15 до 60 минут, более чем два раза.
     2. При  использовании  рекламы  в  виде наложений, в том числе
способом  "бегущей  строки",  ее  размер  не  должен превышать семи
процентов площади кадра.
     3. Распространение  рекламы  одного  и того же товара, а равно
распространение   рекламы   о   самом   рекламодателе   не   должно
осуществляться  более  чем  два  раза  общей  продолжительностью не
более  чем  две  минуты  в  течение  часа эфирного времени радио- и
телепрограммы на одной частоте вещания.
     4. В   радио-   и   телепрограммах,  не  зарегистрированных  в
качестве  специализирующихся  на сообщениях и материалах рекламного
характера,  реклама не должна превышать 25 процентов объема вещания
в течение суток.

     Статья 12. Особенности  рекламы  в     периодических
                печатных изданиях

     В  периодических  печатных  изданиях, не специализирующихся на
сообщениях  и  материалах  рекламного  характера, реклама не должна
превышать   40   процентов   объема  одного  номера  периодического
печатного издания.

     Статья 13. Особенности рекламы в кино-
                и  видеообслуживании, справочном обслуживании

     1. Прерывать  рекламой  демонстрацию  фильма,  за  исключением
перерывов  между  сериями (частями), в кино- и видеообслуживании не
допускается.
     2. При   справочном   телефонном  обслуживании  реклама  может
предоставляться   только   после   сообщения   справки   (справок),
запрашиваемой абонентом.
     3. При  платном  справочном  телефонном,  компьютерном  и ином
обслуживании   реклама  может  предоставляться  только  с  согласия
абонента.  Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость
запрашиваемых абонентом справок.

     Статья 14. Особенности наружной рекламы

     1. Распространение  рекламы в городских, сельских поселениях и
на   других  территориях  может  осуществляться  в  виде  плакатов,
стендов,  световых  табло,  иных  технических  средств  стабильного
территориального   размещения   (наружная   реклама)   в   порядке,
предусмотренном  пунктами  2 и 3 настоящей статьи. Наружная реклама
не  должна  иметь  сходства  с  дорожными  знаками  и  указателями,
ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения.
     2. Распространение  наружной  рекламы  в  городских,  сельских
поселениях   и   на  других  территориях  допускается  при  наличии
разрешения  соответствующего  органа местной власти, согласованного
с:
     соответствующим  органом  управления  автомобильных  дорог,  а
также   государственной   автомобильной   инспекцией   Министерства
внутренних   дел  Республики  Башкортостан  -  в  полосе  отвода  и
придорожной  зоне  автомобильных  дорог,  за  пределами  территории
городских и сельских поселений;
     государственной    автомобильной    инспекцией    Министерства
внутренних  дел  Республики Башкортостан - на территориях городских
и сельских поселений;
     соответствующим  органом  управления  железными  дорогами  - в
полосе отвода железных дорог;
     соответствующими  органами  управления  воздушными  и  водными
сообщениями в полосе отвода их территорий.
     За  выдачу  разрешений  на  распространение наружной рекламы с
учетом  требований,  предусмотренных  пунктом  1  настоящей статьи,
взимается    плата    в   порядке   и   размерах,   устанавливаемых
соответствующим  органом  местного самоуправления по согласованию с
соответствующими  органами, указанными в настоящем пункте. При этом
размер  платы  не  должен превышать величину расходов на проведение
работ  по  выдаче  разрешений  на распространение наружной рекламы,
определению  мест  ее  распространения  и  контролю  за  состоянием
наружной    рекламы    и   технических   средств   ее   стабильного
территориального размещения.
     3. Распространение   наружной   рекламы   путем  установки  на
территории   (в  том  числе  на  территориях  памятников  культуры,
ритуальных  объектов,  охраняемых  природных  комплексов),  здании,
сооружении  и  ином  объекте, а также определение размера и порядка
внесения  платы за распространение указанной рекламы осуществляются
на  основании  договора  с  собственником  либо с лицом, обладающим
вещными  правами  на  имущество,  если  законом  или  договором  не
предусмотрено  иное  в  отношении лица, обладающего вещными правами
на  имущество, и при наличии разрешения, предусмотренного пунктом 2
настоящей статьи.

     Статья 15. Особенности  рекламы  на транспортных средствах и
                почтовых отправлениях

     1. Распространение    рекламы    на   транспортных   средствах
осуществляется    на    основании    договоров   с   собственниками
транспортных  средств  или с лицами, обладающими вещными правами на
транспортные  средства, если законом или договором не предусмотрено
иное в отношении лиц, обладающих вещными правами на это имущество.
     Случаи  ограничения  и  запрещения  распространения рекламы на
транспортных  средствах  в  целях обеспечения безопасности движения
определяются   уполномоченными   органами,   на   которые  возложен
контроль за безопасностью движения.
     2. Распространение    рекламы    на    почтовых   отправлениях
осуществляется    только    с    разрешения   федерального   органа
исполнительной   власти,  в  компетенцию  которого  входят  вопросы
почтовой  связи.  Порядок  выдачи  разрешений и размер взимаемой за
это  платы определяются указанным органом. При этом данная плата не
должна  превышать  величину  расходов на проведение работ по выдаче
разрешений на распространение рекламы.

     Статья 16. Особенности рекламы отдельных видов товаров

     1. Реклама  алкогольных  напитков,  табака и табачных изделий,
распространяемая любыми способами, кроме телевидения, не должна:
     содержать   демонстрацию   процессов   курения  и  потребления
алкогольных  напитков, а также не должна создавать впечатление, что
употребление   алкоголя  или  курение  имеет  важное  значение  для
достижения  общественного,  спортивного или личного успеха либо для
улучшения физического или психического состояния;
     дискредитировать  воздержание  от употребления алкоголя или от
курения,   содержать  информацию  о  положительных  терапевтических
свойствах  алкоголя,  табака  и  табачных изделий и представлять их
высокое содержание в продукте как достоинство;
     обращаться   непосредственно  к  несовершеннолетним,  а  также
использовать   образы   физических   лиц  в  возрасте  до  35  лет,
высказывания   или   участие   лиц,  пользующихся  популярностью  у
несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;
     распространяться  в  радиопрограммах  с 7 до 22 часов местного
времени;
     распространяться  в  любой форме в радиопередачах, при кино- и
видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;
     распространяться  на первой и последней полосах газет, а также
на первой и последней страницах и обложках журналов;
     распространяться  в детских, учебных, медицинских, спортивных,
культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.
     Распространение  рекламы  табака  и  табачных  изделий во всех
случаях  должно  сопровождаться  предупреждением  о  вреде курения,
причем   в   радиопрограммах  данному  предупреждению  должно  быть
отведено   не   менее   чем   три  секунды  эфирного  времени,  при
распространении   рекламы   другими   способами  -  не  менее  пяти
процентов рекламной площади (пространства).
     2. Реклама   медикаментов,  изделий  медицинского  назначения,
медицинской  техники при отсутствии разрешения на их производство и
(или)  реализацию,  а  также реклама методов лечения, профилактики,
диагностики,  реабилитации  при  отсутствии  разрешения на оказание
таких  услуг,  выдаваемого Министерством здравоохранения Республики
Башкортостан,  не  допускается,  в  том  числе и в случае получения
патентов на изобретения в указанной области.
     Реклама  лекарственных  средств, отпускаемых по рецепту врача,
а  также  реклама  изделий  медицинского  назначения  и медицинской
техники,  использование  которых  требует  специальной  подготовки,
допускается  с  учетом  требований,  предусмотренных абзацем первым
настоящего  пункта, только в печатных изданиях, предназначенных для
медицинских и фармацевтических работников.
     3. Не  допускается  реклама  всех  видов  оружия, вооружения и
военной  техники,  за  исключением  рекламы  боевого  и  служебного
оружия,   вооружения   и  военной  техники,  внесенных  в  перечень
продукции   военного   назначения,   экспорт  и  импорт  которой  в
Российской   Федерации   осуществляются   по   лицензиям,  а  также
разрешенного   гражданского  оружия,  в  том  числе  охотничьего  и
спортивного.
     Не   допускается  реклама  разрешенного  гражданского  оружия,
вооружения  и  военной  техники,  внесенных  в  перечень  продукции
военного   назначения,   экспорт  и  импорт  которой  в  Российской
Федерации  осуществляются  по  лицензиям,  если  указанная  реклама
прямо  или  косвенно  раскрывает  технологию  производства, способы
боевого  и  специального  применения  оружия,  вооружения и военной
техники.
     Распространение  рекламы  разрешенного  гражданского оружия, в
том   числе   охотничьего   и  спортивного,  допускается  только  в
периодических     печатных    изданиях,    специализирующихся    на
распространении  рекламы,  а  также  в  иных периодических печатных
изданиях,    предназначенных    для    пользователей   разрешенного
гражданского   оружия,   и   в   местах  применения  охотничьего  и
спортивного оружия.
     Распространение  рекламы  разрешенного  гражданского  оружия в
электронных  средствах массовой информации допускается только после
22 часов местного времени.
     Реклама  боевого  и  служебного  оружия,  а также вооружения и
военной   техники,   внесенных   в   перечень   продукции  военного
назначения,   экспорт  и  импорт  которой  в  Российской  Федерации
осуществляются   по   лицензиям,  допускается  только  в  изданиях,
указанных   в   Федеральном   законе   "Об   оружии",  а  также  на
специализированных   выставках   или   на   ярмарках   -  продажах,
проводимых  в  порядке,  устанавливаемом  Правительством Российской
Федерации.

     Статья 17. Особенности   рекламы   финансовых,  страховых,
                инвестиционных услуг и ценных бумаг

     При   производстве,   размещении   и  распространении  рекламы
финансовых  (в  том  числе  банковских),  страховых, инвестиционных
услуг  и  иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами
юридических и физических лиц, а также ценных бумаг не допускается:
     приводить  в  рекламе  количественную  информацию,  не имеющую
непосредственного  отношения  к  рекламируемым  услугам  или ценным
бумагам;
     гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям;
     рекламировать  ценные  бумаги  до  регистрации  проспектов  их
миссий;
     представлять  любого рода гарантии, обещания или предположения
о  будущей  эффективности  (доходности)  деятельности,  в том числе
путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг;
     умалчивать  хотя  бы  об  одном  из  условий  договора, если в
рекламе сообщается об условиях договора.

     Статья 18. Социальная реклама

     1. Социальная   реклама  -  информация,  которая  формирует  и
представляет  общественные  и  государственные  интересы,  а  также
направлена на достижение благотворительных целей.
     В   социальной  рекламе  не  должны  упоминаться  коммерческие
организации  и  индивидуальные  предприниматели, а также конкретные
марки  (модели,  артикулы)  их  товаров, равно как и марки (модели,
артикулы)   товаров,   являющихся  результатом  предпринимательской
деятельности некоммерческих организаций.
     2. Осуществляемая   на   безвозмездной   основе   деятельность
юридических  и  физических  лиц  по  производству и распространению
социальной   рекламы,   передаче  своего  имущества,  в  том  числе
денежных   средств,  другим  юридическим  и  физическим  лицам  для
производства   и   распространения  социальной  рекламы  признается
благотворительной   деятельностью   и  пользуется  предусмотренными
законодательством льготами.
     3. Рекламораспространители   -  организации  средств  массовой
информации  обязаны  осуществлять  размещение  социальной  рекламы,
представленной  рекламодателем,  в пределах пяти процентов эфирного
времени   (основной   печатной  площади)  в  год,  используемого  в
пределах,  установленных  для  рекламы законодательством Республики
Башкортостан о рекламе.
     Рекламораспространители,  не  являющиеся организациями средств
массовой  информации,  обязаны  осуществлять  размещение социальной
рекламы    в    пределах    пяти    процентов   годовой   стоимости
предоставляемых ими услуг по распространению рекламы.
     Рекламопроизводители    обязаны    предоставлять   услуги   по
производству  социальной рекламы в пределах пяти процентов годового
объема производства ими рекламы.
     Условия,    касающиеся    времени    размещения    и   средств
распространения  социальной  рекламы,  предложенные рекламодателем,
являются    обязательными    для    рекламораспространителя,   если
рекламодатель  обращается к рекламораспространителю не позднее, чем
за   месяц  до  предполагаемого  срока  распространения  социальной
рекламы.
     Оплата  производства,  размещения и распространения социальной
рекламы производится на основании договора.
     В   случае   превышения   объема   заказов   на  производство,
размещение  и распространение социальной рекламы над установленными
для  такой  рекламы  лимитами  эфирного  времени, основной печатной
площади,  объема  производства,  размещения и распространения и при
возникновении   споров   очередность   производства,  размещения  и
распространения   социальной   рекламы   определяется   в   порядке
получения   рекламопроизводителем,  рекламораспространителем  оферт
рекламодателей.
     4. Какие-либо       действия      рекламопроизводителей      и
рекламораспространителей,  препятствующие  производству, размещению
и  распространению  социальной  рекламы  в  пределах, установленных
пунктом  3  настоящей  статьи,  не допускаются. В случае совершения
таких  действий  они  подлежат  обжалованию  в  суд в установленном
порядке.

     Статья 19. Спонсорство

     Под   спонсорством   в   целях  настоящего  Закона  понимается
осуществление  юридическим  или физическим лицом (спонсором) вклада
(в   виде   предоставления  имущества,  продуктов  интеллектуальной
деятельности,   финансовых   средств,  оказания  услуг,  проведения
работ)  в  деятельность  другого  юридического или физического лица
(спонсируемого)   на   условиях   производства   и  распространения
спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
     Спонсорский  вклад  признается  платой за рекламу, а спонсор -
рекламодателем     и    рекламопроизводителем,    спонсируемый    -
соответственно рекламораспространителем.
     Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.

     Статья 20. Защита   несовершеннолетних  при  производстве,
                размещении и распространении рекламы

     1. При  производстве,  размещении  и распространении рекламы в
целях    защиты    несовершеннолетних    от    злоупотреблений   их
легковерностью и отсутствием опыта не допускаются:
     дискредитация  авторитета  родителей  и  воспитателей,  подрыв
доверия к ним несовершеннолетних;
     внушение   непосредственно   несовершеннолетним,   чтобы   они
убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары;
     привлечение  внимания несовершеннолетних к тому, что обладание
теми  или  иными  товарами  дает  им  какое-либо  преимущество  над
другими  несовершеннолетними,  а  также к тому, что отсутствие этих
товаров дает обратный эффект;
     размещение   в  рекламе  текстовой,  визуальной  или  звуковой
информации,  показывающей  несовершеннолетних  в  опасных  местах и
ситуациях;
     преуменьшение   необходимого   уровня   навыков  использования
товара  у  несовершеннолетних.  При  этом в случае, если результаты
использования  товара  показаны  или описаны, реклама должна давать
информацию  о том, что реально достижимо для несовершеннолетних той
возрастной группы, для которой предназначен товар;
     создание   у   несовершеннолетних   нереального  (искаженного)
представления  о стоимости (цене) товара для несовершеннолетнего, в
частности  путем  применения  слов  "только",  "всего  лишь" и тому
подобных,  а также путем прямого или косвенного указания на то, что
рекламируемый товар доступен для любого семейного бюджета.
     2. Текстовое,  визуальное  или  звуковое использование образов
несовершеннолетних  в  рекламе,  не  относящейся  непосредственно к
товарам для несовершеннолетних, не допускается.

          Глава III. Права и обязанности рекламодателей,
         рекламопроизводителей и рекламораспространителей

     Статья 21. Сроки хранения материалов, содержащих рекламу

     Рекламодатель,  рекламопроизводитель и рекламораспространитель
обязаны   хранить  материалы  или  их  копии,  содержащие  рекламу,
включая  все  вносимые  в них последующие изменения, в течение года
со дня последнего распространения рекламы.

     Статья 22. Предоставление рекламной информации
                для производства и распространения рекламы

     1. Рекламопроизводитель   и   рекламораспространитель   вправе
требовать,  а  рекламодатель  в  этом  случае  обязан предоставлять
документальные подтверждения достоверности рекламной информации.
     2. Если  деятельность  рекламодателя  подлежит лицензированию,
то   при   рекламе   соответствующего   товара,   а   также  самого
рекламодателя      последний      обязан      предоставлять,      а
рекламопроизводитель  и  рекламораспространитель  обязаны требовать
предъявления  соответствующей лицензии либо ее надлежаще заверенной
копии.

     Статья 23. Обязанность  рекламопроизводителя  информировать
                рекламодателя об обстоятельствах, которые
                могут привести  к   нарушению  законодательства
                Республики Башкортостан о рекламе

     Рекламопроизводитель    обязан    своевременно   информировать
рекламодателя  о  том,  что  соблюдение  требований  последнего при
производстве  рекламы  может  привести к нарушению законодательства
Республики Башкортостан о рекламе.
     Если  рекламодатель,  несмотря на своевременное и обоснованное
предупреждение  рекламопроизводителя,  не  изменит  свое требование
(требования)   к   рекламе   либо   не   представит  по  требованию
рекламопроизводителя   документальное  подтверждение  достоверности
предоставляемой   для  производства  рекламы  информации,  либо  не
устранит   иные   обстоятельства,  которые  могут  сделать  рекламу
ненадлежащей,  рекламопроизводитель  вправе в установленном порядке
расторгнуть  договор и потребовать полного возмещения убытков, если
договором не предусмотрено иное.

     Статья 24. Предоставление  информации органам исполнительной
                власти

     Рекламодатели,  рекламопроизводители и рекламораспространители
обязаны   по   требованию  республиканских  органов  исполнительной
власти,    на    которые    возложен    контроль   за   соблюдением
законодательства    Республики    Башкортостан    о    рекламе,   в
установленный  срок предоставлять достоверные документы, объяснения
в  устной  или письменной форме, видео- и звукозаписи, а также иную
информацию,    необходимую    для   осуществления   предусмотренных
настоящим Законом полномочий.

     Статья 25. Публичное предложение о заключении
                договора в рекламе

     1. Последствия  признания  рекламы  приглашением делать оферты
либо   публичной   офертой   (публичное  предложение  о  заключении
договора  в  рекламе)  определяются  в  соответствии  с гражданским
законодательством Российской Федерации.
     2. Рекламодатель  обязан  указать  срок  действия как рекламы,
выступающей  в  качестве  приглашения делать оферты, если в рекламе
сообщается  хотя  бы  одно  из существенных условий, так и рекламы,
выступающей в качестве публичной оферты.
     3. Если  рекламодатель уклоняется от заключения договора после
получения   в   установленном   порядке   акцепта   лица,  которому
адресована  публичная  оферта,  это  лицо  вправе обратиться в суд,
арбитражный  суд  с требованиями о заключении договора и возмещении
убытков,   причиненных   необоснованным  отказом  рекламодателя  от
заключения договора.

                Глава IV. Государственный контроль
               и саморегулирование в области рекла     мы    Статья   26.   Полномреспубликанского   антимонопольного
органаруктур по государственному контролю в об (В  редакции  Закона
Государственного   Собрания   -  Курултая  Республики  Башкортостан
от 05.08.99 г. N 23-З)ласт     и   рек   лРмы   республиканский  антимонопольный  органруктур
осуществляет  в пределах своей компетенции государственный контроль
за соблюдением законодательства Республики Башкортостан о рекла  (В
редакции  Закона  Государственного  Собрания  - Курултая Республики
Башкортостан от 05.08.99 г. N 23-З)ме.

Этот орган:
     предупреждает   и   пресекает   факты   ненадлежащей  рекламы,
допущенные юридическими и физическими лицами;
     проводит  экспертизу  на  предмет  достоверности предъявленных
материалов  рекламного  характера  банков,  финансовых,  страховых,
инвестиционных  предприятий, учреждений и организаций, привлекающих
для осуществления своей деятельности денежные средства населения;
     направляет     рекламодателям,     рекламопроизводителям     и
рекламораспространителям   предписания   о   прекращении  нарушения
законодательства  Республики  Башкортостан  о  рекламе,  решений об
осуществлении контррекламы;
     направляет  материалы о нарушениях законодательства Республики
Башкортостан  о  рекламе  в  органы, выдавшие лицензию, для решения
вопроса   в   недельный   срок   о  приостановлении  или  досрочном
аннулировании   лицензии  на  осуществление  соответствующего  вида
деятельности;
     направляет  в  органы  прокуратуры,  другие правоохранительные
органы  по  подведомственности  материалы  для  решения  вопроса  о
возбуждении  уголовного  дела  по  признакам преступлений в о     бласти  Рекламы.  республиканский  антимонопольный органруктур
вправе  предъявлять  иски  в  суд,  арбитражный  суд, в том числе в
интересах  неопределенного  круга  потребителей  рекламы, в связи с
нарушением      рекламодателями,      рекламопроизводителями      и
рекламораспространителями  законодательства Республики Башкортостан
о  рекламе  и  о  признании  недействительными  сделок, связ     (В
редакции  Закона  Государственного  Собрания  - Курултая Республики
Башкортостан от 05.08.99 г. N 23-З)ан     ных  с  ненадл  ежащей  рекламой.  3. При предъявлении исков в
суды,   арбитражные   республиканский  антимонопольный  органруктур
освобождается от
уплаты (В    редакции   Закона   Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 05.08.99 г. N 23-З) государственной пошлины.
     4. Республиканские      органы      исполнительной     власти,
уполномоченные   в   соответствии  с  законодательством  Республики
Башкортостан  осуществлять  в пределах своей компетенции функции по
защите    прав    потребителей    и   пресечению   недобросовестной
конкуренции,      вправе      заключать      с     рекламодателями,
рекламопроизводителями  и  рекламораспространителями  соглашения  о
соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики.

     Статья 27. Право     доступа    к    информации    1.    Сотогодникреспубликаогокий
антаимонопольный органруктур в целях выполнения возложенных на этот
орган   функций   по   контролю   за  соблюдением  законодательства
Республики  Башкортостан  о  рекламе имеют право беспрепятственного
доступа   ко   всем  необходимым  документам  и  другим  материалам
рекламодателей, рекламопроизводителей и ре
кламо (В       редакции
Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан
от 05.08.99 г. N 23-З)распространителей.
     2. Сведения,  составляющие  коммерческую  тайну  и  полученные
лицами,  указанными  в  пункте  1  настоящей статьи, разглашен     ию  не  подлежат.  В случае разглашения сведений, составляющих
коммерческую      тайну,      причиненные      убытки      подлежат
возмещромупубликанский   аомуимонопоульный  органуктур  в  порядке,
(В  редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики
Башкортостан от 05.08.99 г. N 23-З)
установленном за
конодательством.
     3. Лица,  указанные в пункте 1 настоящей статьи, допускаются в
организации,     осуществляющие     деятельность,    связанную    с
использованием  сведений,  составляющих  государственную  тайну,  в
порядке, установленном законодательством.

     Статья 28. Права органов саморегулирования в области рекламы

     1. Органы  саморегулирования  в области рекламы - общественные
организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц:
     привлекаются  к  участию  в разработке требований к рекламе, в
том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов;
     проводят    независимую    экспертизу   рекламы   на   предмет
установления    ее    соответствия   требованиям   законодательства
Республики  Башкортостан  о  рекламе  и  направляют соответствующие
рекомендации      рекламодателям,      рекламопроизводителям     и     рекламораспространителям;    привлекаютсяреспубликанский
антимонопольный   органруктур  при  осуществлении  им  контроля  за
соблюдением законодательства
Респ (В        редакции        Закона
Государственного   Собрания   -  Курултая  Республики  Башкортостан
от 05.08.99 г. N 23-З)ублики Башкортостан о рекламе;
     направляют  в  органы  прокуратуры  материалы  и  обращаются в
республиканские  органы  исполнительной власти в связи с нарушением
законодательства Республики Башкортостан о рекламе.
     2. Органы   саморегулирования   в   области   рекламы   вправе
предъявлять  в  установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в
интересах  потребителей  рекламы, в том числе неопределенного круга
потребителей  рекламы,  в случае нарушения их прав, предусмотренных
законодательством Республики Башкортостан о рекламе.
     При  удовлетворении  иска  в  отношении  неопределенного круга
потребителей    рекламы   суд   или   арбитражный   суд   обязывает
правонарушителя  довести  в  установленный им срок решение суда или
арбитражного  суда  до  сведения указанных потребителей посредством
того же средства распространения.

             Глава V. Контрреклама и ответственность
                      за ненадлежащую рекламу

       Статья   29.  Контрреклама  1.  В  случае  установления  факта
нарушения   законодательства   Республики  Башкортостан  о  рекламе
нарушитель     обязан     осуществить    контррекламу    в    срок,
установлереспубликанский   антимонопольный   органруктур,  вынесшим
решение  об  осуществлении  контррекламы. При этом наруши        (В
редакции  Закона  Государственного  Собрания  - Курултая Республики
Башкортостан от 05.08.99 г. N 23-З)те     ль несет расходы по ко нтррекламе в полном объеме. 2. В случае
если  контрреклама  не  осуществлена  нарушителем  в  установленный
срореспубликанский антимонопольный органруктур, принявший решение о
проведении  контррекламы,  вправе  принять  решение  о  полном  или
частичном приостановлении рекламы нарушител (В    редакции   Закона
Государственного   Собрания   -  Курултая  Республики  Башкортостан
от 05.08.99 г. N 23-З)я до
  дня    завершения
распространения им контррекламы.
     При  этом  орган,  принявший  решение  о  полном или частичном
приостановлении    рекламы   нарушителя,   обязан   незамедлительно
поставить   об   этом   в   известность  все  стороны  договоров  с
нарушителем  на  про     изводство,   размещение  и  распространение  его  рекламы.  3.
Контрреклама    осуществляется   посредством   того   же   средства
распространения,    с    использованием    тех   же   характеристик
продолжительности,   пространства,   места   и   порядка,   что   и
опровергаемая   ненадлежащая   реклама.   Содержамие   контррекламы
согломасовывается   республиканский   антимонопольный  органруктур,
который уста (В   редакции   Закона   Государственного  Собрания  -
Курултая Республики Башкортостан от 05.08.99 г. N 23-З)но     вил  факт  наруш  ения и принял соответствующее решениеого его
исправленого.   а   В   отдельных   случаях  по  решреспубликанский
антимонопольный  органруктур,  который  принял решение о проведении
контррекламы,    допускается   замена   средства   распространения,
характеристик продолжи
тел (В   редакции  Закона  Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 05.08.99 г. N 23-З)ьности,  пространства,  места  и  порядка
осуществления контррекламы.

     Статья 30. Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя
                и рекламораспространителя

     Рекламодатель     несет     ответственность    за    нарушение
законодательства   Республики   Башкортостан   о  рекламе  в  части
содержания  информации,  предоставляемой для создания рекламы, если
не   доказано,   что   указанное   нарушение   произошло   по  вине
рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
     Рекламопроизводитель   несет   ответственность   за  нарушение
законодательства   Республики   Башкортостан   о  рекламе  в  части
оформления, производства, подготовки рекламы.
     Рекламораспространитель  несет  ответственность  за  нарушение
законодательства   Республики   Башкортостан  о  рекламе  в  части,
касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

     Статья 31. Ответственность  за  нарушение  законодательства
                Республики Башкортостан о рекламе

     1. Юридические     лица     или    граждане    (рекламодатели,
рекламопроизводители   и   рекламораспространители)   за  нарушение
законодательства    Республики   Башкортостан   о   рекламе   несут
гражданско-правовую     ответственность     в     соответствии    с
законодательством.
     Лица,   права   и   интересы  которых  нарушены  в  результате
ненадлежащей  рекламы,  вправе обратиться в установленном порядке в
суд,  арбитражный  суд  с исками, в том числе о возмещении убытков,
включая  упущенную  выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью
и  имуществу,  компенсации морального вреда, публичном опровержении
ненадлежащей рекламы.
     Истцы  по  искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей
рекламой   здоровью,   имуществу,   чести,  достоинству  и       деловой  репутации,  освобождаются  от  уплаты государственной
пошлины.  2.  Ненадлежащая  реклама  или отказ от контррекламы, или
непредоставлогоие    в    устаноогоенный    асрок    сведений    по
требовреспубликанский  антимонопольный  органруктур  или размещение
наружной   рекламы   и   информации   с   нарушением   действующего
законодательства  Республики  Башкортостан  влечет  ответственность
юридических лиц в виде предупреждения или штрафа до 200 минимальных
размеров оплаты труда, на индивидуаль (В       редакции      Закона
Государственного   Собрания   -  Курултая  Республики  Башкортостан
от 05.08.99 г. N 23-З)ных предпринимател
ей  или  должностных лиц - до 10 минимальных размеров
оплаты труда.
     Ненадлежащая  реклама,  совершенная повторно в течение года за
те  же  действия,  влечет  к ответственности юридических лиц в виде
штрафа  до 500 минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных
предпринимателей  или должностных лиц - до 100 минимальных размеров
оплаты труда.
     Заведомо   ложная   реклама,  совершенная  с  целью  получения
прибыли  (дохода)  и причинившая существенный ущерб государственным
или   общественным  интересам  либо  охраняемым  законом  правам  и
интересам  граж     дан,   влеРет   уголовную  ответственность  в  соответствии  с
действующим   законодательством.   республиканский  антимонопольный
органруктур    вправе    налагать    штрафы    на   рекламодателей,
рекламопроизводителей  и рекламораспространителей за неисполнение в
срок   предписаний   о   прекращении   нарушения   законодательства
Республики  Башкортостан  о  рекламе  и  решений  об  осуществлении
контррекламы   до   5000   минимальных   размеров   оплаты   труда,
установленных    законодательством.    Сумма   штрафа,   уплаченная
рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем,
зарегистрированным    на    территории   Республики   Башкортостан,
зачисляется    в   республиканский   бюджет.   Если   рекламодатель
зарегистрирован          вне          территории         Республики
Башкортостан,республиканский а (В  редакции Закона Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 05.08.99 г. N 23-З)нтимонопольный органруктур направляет
представление
   в   территориальный   антимонопольный   орган,  где
зарегистрирован рекламодатель.
     Взыскание  штрафа производится в судебном порядке, если уплата
штрафа не произведена добровольно.
     Уплата      штрафа      не      освобождает     рекламодателя,
рекламопроизводителя   или  рекламораспространителя  от  исполнения
предписания       о    прекращении    нарушения    законодательства   Республики
Башкортостан  о  рекламе или от исполнения решения об осуществлении
контррекламы.    4.    Рекламодатель,    рекламопроизводитель   или
рекламораспространитель вправе обратитього в суд, арбитрогоный суда
с заявлением о признании недействительным пол (В   редакции  Закона
Государственного   Собрания   -  Курултая  Республики  Башкортостан
от 05.08.99 г. N 23-З)но     стью   или   частично   предписания   или   решреспубликанский
антимонопольный   органруктур   в  соответствии  ого  действующиого
законоадательством. Подача указанного заявления не приостанавливает
исполнение предписания или решреспубли
кан (В    редакции   Закона
Государственного   Собрания   -  Курултая  Республики  Башкортостан
от 05.08.99 г. N 23-З)ский антимонопольный
органруктур,  если судом или арбитражным судом не будет
вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.


                Глава VI. Заключительные положения

     Статья 32. Международные  договоры Республики Башкортостан в
                области рекламы

     Если    международным    договором   Республики   Башкортостан
установлены  иные  правила о рекламе, чем те, которые предусмотрены
настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

     Статья 33. Введение в действие настоящего Закона

     Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со  дня  его официального
опубликования.

     Статья 34. Приведение нормативных правовых актов
                в соответствие с настоящим Законом

     Признать  утратившим  силу  Закон Республики Башкортостан от 3
января  1996  года  N  17-3  "О  порядке  применения  на территории
Республики  Башкортостан Федерального закона "О рекламе" (Ведомости
Государственного   Собрания,   Президента   и   Кабинета  Министров
Республики Башкортостан, 1996, N 2, ст. 92).
     Поручить Кабинету Министров Республики Башкортостан:
     подготовить  предложения  о  приведении  законодательных актов
Республики Башкортостан в соответствие с настоящим Законом;
     привести  в  соответствие с настоящим Законом свои нормативные
правовые акты.



     Президент Республики Башкортостан          М.Рахимов

Уфа, Дом Республики
26 февраля 1997 года
N 81-З

Информация по документу
Читайте также