Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.1998 № 172-ЗУтратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 11.01.2001 г. N 172-З ЗАКОН Республики Башкортостан ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 17 июня 1998 года. Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 1 июля 1998 года. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Настоящий Закон определяет: органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния; порядок государственной регистрации актов гражданского состояния; порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг); порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния; порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг). Статья 2. Акты гражданского состояния 1. Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. 2. Рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, а также смерть подлежат обязательной государственной регистрации. 3. Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации. Статья 3. Законодательство Республики Башкортостан об актах гражданского состояния 1. Законодательство Республики Башкортостан об актах гражданского состояния состоит из Семейного кодекса Республики Башкортостан, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. 2. Соотношение законодательства Республики Башкортостан об актах гражданского состояния с законодательством Российской Федерации об актах гражданского состояния определяется договорами и соглашениями Республики Башкортостан с Российской Федерацией. Статья 4. Государственная регистрация актов гражданского состояния 1. Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. 2. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. 3. Сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются настоящим Законом. В запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния. 4. Формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения, формы бланков иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются Правительством Российской Федерации. Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на русском языке и на башкирском языке (подстрочно) на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности. Каждый такой бланк имеет серию и номер. 5. Делопроизводство в органах записи актов гражданского состояния ведется на русском языке. Правила делопроизводства в органах записи актов гражданского состояния утверждаются Кабинетом Министров Республики Башкортостан. 6. Работник органа записи актов гражданского состояния не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, его и своих родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер). Государственная регистрация актов гражданского состояния в таких случаях производится другим работником органа записи актов гражданского состояния или в другом органе записи актов гражданского состояния. 7. Ответственность за правильность государственной регистрации актов гражданского состояния и качество составления записей актов гражданского состояния возлагается на руководителя соответствующего органа записи актов гражданского состояния. 8. Работники органов записи актов гражданского состояния, производящие государственную регистрацию актов гражданского состояния, информируют граждан об их правах и обязанностях, порядке государственной регистрации актов гражданского состояния и её правовых последствиях. Статья 5. Запись акта гражданского состояния 1. Для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя. Документы иностранных граждан и лиц без гражданства, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Башкортостан и Российской Федерации, и переведены на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена. 2. Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах. 3. Каждая запись акта гражданского состояния должна быть прочитана заявителем, подписана им и составляющим запись работником органа записи актов гражданского состояния, скреплена печатью органа записи актов гражданского состояния. На печати органа записи актов гражданского состояния изображаются Государственный герб Российской Федерации и написание наименования органа записи актов гражданского состояния на русском и башкирском языках. 4. Первые экземпляры записей актов гражданского состояния (по каждому типу записей актов гражданского состояния отдельно), составленные в пределах года, собираются в алфавитно-хронологическом порядке в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния (актовую книгу). В таком же порядке собираются в актовую книгу вторые экземпляры записей. Статья 6. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния 1. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния подписывается руководителем органа записи актов гражданского состояния и скрепляется печатью органа записи актов гражданского состояния. 2. Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния изготавливаются организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации. Статья 7. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния 1. В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. 2. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается: лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния; родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло; родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия; иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния. 3. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается: родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, - свидетельство о рождении ребенка; лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, - свидетельство о заключении брака. По просьбе указанных лиц им выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака. 4. Лицу, обратившемуся в орган записи актов гражданского состояния лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в день обращения. В случае, если лицо обращается в орган записи актов гражданского состояния с запросом в письменной форме, повторное свидетельство высылается в отдел записи акта гражданского состояния по месту жительства заявителя и выдается ему по представлении квитанции об уплате государственной пошлины. Статья 8. Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния 1. Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях, если: государственная регистрация противоречит настоящему Закону; представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами. 2. По требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме. 3. Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в Управление записей актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Башкортостан или в суд. Статья 9. Неразглашение сведений, ставших известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния 1. Сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. 2. Руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия либо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека. Статья 10. Государственная пошлина за государственную регистрацию актов гражданского состояния За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются Законом Российской Федерации "О государственной пошлине". Статья 11. Признание действительными документов, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Республики Башкортостан и Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Республики Башкортостан, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Республике Башкортостан при наличии их легализации, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Башкортостан и Российской Федерации. Глава II. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННУЮ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ Статья 12. Органы, осуществляющие деятельность, связанную с государственной регистрацией актов гражданского состояния 1. Республиканским органом исполнительной власти, в компетенцию которого входят организация и координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, является Управление записей актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Башкортостан. 2. Государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляют отделы записи актов гражданского состояния администраций районов, городов, районов в городе. 3. В случае отсутствия на территориях сельсоветов (поссоветов) отделов записей актов гражданского состояния государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами местного самоуправления. 4. Государственная регистрация рождения, заключения брака и смерти может производиться в специализированных отделах записи актов гражданского состояния. Для проведения государственной регистрации рождения и заключения брака в торжественной обстановке органами местной власти выделяются специальные помещения. 5. Государственная регистрация актов гражданского состояния в отношении граждан Республики Башкортостан, проживающих за пределами территории Республики Башкортостан и Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 13. Полномочия Управления записей актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Башкортостан К полномочиям Управления записей актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Башкортостан относятся: организация и координация деятельности органов записи актов гражданского состояния на территории Республики Башкортостан; контроль за исполнением законодательства органами записи актов гражданского состояния; формирование архивного фонда и обеспечение его учета и хранения; внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния; выдача повторных свидетельств и справок о государственной регистрации актов гражданского состояния; обеспечение отделов записи актов гражданского состояния бланками свидетельств о государственной регистрации и записей актов гражданского состояния, а также другими бланками, предусмотренными правилами делопроизводства; контроль за хранением и использованием бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; оформление документов, выданных отделами записи актов гражданского состояния, предназначенных для использования за границей (проставление апостиля); рассмотрение жалоб граждан на действия отделов записи актов гражданского состояния; обеспечение представления статистической отчетности. Статья 14. Полномочия отделов записи актов гражданского состояния 1. К полномочиям отделов записи актов гражданского состояния администраций районов, городов, районов в городе относятся: государственная регистрация рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти; исправление и изменение записей актов гражданского состояния; выполнение функций по восстановлению и аннулированию записей актов гражданского состояния; формирование архивного фонда и обеспечение его учета и хранения; выдача повторных свидетельств и справок о регистрации актов гражданского состояния; организация и координация деятельности органов местного самоуправления по государственной регистрации актов гражданского состояния; контроль за хранением и использованием бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния в органах местного самоуправления; представление отчетов в Управление записей актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Башкортостан. 2. Типовое положение об отделе записи актов гражданского состояния администраций районов, городов, районов в городе утверждается Кабинетом Министров Республики Башкортостан. Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РОЖДЕНИЯ Статья 15. Основания для государственной регистрации рождения 1. Основаниями для государственной регистрации рождения являются: документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы (далее - медицинская организация), в которой происходили роды; документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой (далее - частнопрактикующий врач), - при родах вне медицинской организации; заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи. 2. Лицо, присутствовавшее во время родов, может сделать заявление о рождении ребенка в письменной форме работнику органа записи актов гражданского состояния, производящему государственную регистрацию рождения. При отсутствии у указанного лица возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния его подпись в заявлении о рождении ребенка данной женщиной должна быть удостоверена организацией, в которой указанное лицо работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией или органом местной власти по месту его жительства либо администрацией стационарной медицинской организации, в которой указанное лицо находится на излечении. 3. Заявление, оформленное в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, может быть представлено в орган записи актов гражданского состояния родителями (одним из родителей) ребенка или другим заявляющим о рождении ребенка лицом, а также может быть направлено в орган записи актов гражданского состояния посредством почтовой связи, электрической связи или иным способом. 4. При отсутствии оснований для государственной регистрации рождения, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, государственная регистрация рождения ребенка производится на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной. Статья 16. Место государственной регистрации рождения 1. Государственная регистрация рождения производится органом записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей). 2. В записи акта о рождении указывается фактическое место рождения ребенка или наименование места, в котором ребенок был найден (наименование государства, субъекта Российской Федерации, административно-территориального образования иностранного государства; наименование городского, сельского поселения или другого муниципального образования). 3. В случае, если ребенок родился на судне, в самолете, поезде или другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация рождения производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства родителей (одного из родителей) или любым органом записи актов гражданского состояния, расположенным по маршруту следования транспортного средства. Местом рождения ребенка указывается место государственной регистрации рождения ребенка. Статья 17. Заявление о рождении ребенка 1. Родители (один из родителей) заявляют о рождении ребенка устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния. 2. В случае, если родители не имеют возможности лично заявить о рождении ребенка, заявление о рождении ребенка может быть сделано родственником одного из родителей или иным уполномоченным родителями (одним из родителей) лицом, либо должностным лицом медицинской организации или должностным лицом иной организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок. 3. Одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка. 4. В случае, если рождение ребенка подтверждается заявлением лица, присутствовавшего во время родов, такое заявление должно быть представлено в орган записи актов гражданского состояния в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Закона. 5. При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка. 6. Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка. Статья 18. Запись фамилии, имени и отчества ребенка при государственной регистрации рождения 1. При государственной регистрации рождения фамилия ребенка записывается по фамилии родителей. При разных фамилиях родителей фамилия ребенка записывается по фамилии отца или фамилии матери по соглашению родителей. 2. Имя ребенка записывается по соглашению родителей. 3. При отсутствии соглашения между родителями имя и (или) фамилия ребенка (при разных фамилиях родителей) записываются в записи акта о рождении ребенка по указанию органа опеки и попечительства. 4. Отчество ребенка записывается по имени отца. 5. В случае, если мать не состоит в браке с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено, имя ребенка записывается по желанию матери, отчество - по имени лица, указанного в записи акта о рождении в качестве отца ребенка, фамилия ребенка - по фамилии матери. В случае, если по желанию матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, сведения об отце ребенка не вносятся в запись акта о рождении, отчество ребенка записывается по указанию матери. Статья 19. Порядок внесения сведений о родителях в запись акта о рождении ребенка 1. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в запись акта о рождении ребенка по заявлению любого из них. Сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о рождении на основании документов, указанных в статье 15 настоящего Закона, сведения об отце ребенка - на основании свидетельства о браке родителей. 2. В случае, если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней, сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о его рождении в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, сведения об отце ребенка - на основании свидетельства о браке родителей или иного документа, подтверждающего факт государственной регистрации заключения брака, а также документа, подтверждающего факт и время прекращения брака. 3. В случае, если родители ребенка не состоят в браке между собой, сведения о матери в запись акта о рождении ребенка вносятся в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи. Сведения об отце ребенка в данном случае вносятся: на основании записи акта об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка; по заявлению матери ребенка в случае, если отцовство не установлено. Фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию. Внесенные сведения не являются препятствием для решения вопроса об установлении отцовства. Статья 20. Государственная регистрация рождения найденного (подкинутого) ребенка 1. Орган внутренних дел, орган опеки и попечительства либо медицинская организация, воспитательная организация или организация социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, обязаны заявить о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка. Лицо, нашедшее ребенка, обязано заявить об этом в течение сорока восьми часов в орган внутренних дел или в орган опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка. 2. Одновременно с заявлением о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка должны быть представлены: документ об обнаружении ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства, с указанием времени, места и обстоятельств, при которых ребенок найден; документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий возраст и пол найденного (подкинутого) ребенка. 3. Сведения о фамилии, имени и отчестве найденного (подкинутого) ребенка вносятся в запись акта о его рождении по указанию органа или организации, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Сведения о родителях найденного (подкинутого) ребенка в запись акта о его рождении не вносятся. Статья 21. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым или умершего на первой неделе жизни 1. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа установленной формы о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка. Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится. 2. В случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни. 3. Обязанность заявить в орган записи актов гражданского состояния о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, возлагается на: руководителя медицинской организации, в которой происходили роды или в которой ребенок умер; руководителя медицинской организации, врач которой установил факт рождения мертвого ребенка или факт смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, либо на частнопрактикующего врача - при родах вне медицинской организации. 4. Заявление о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня установления факта рождения мертвого ребенка или факта смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни. Статья 22. Государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более 1. Государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, при наличии документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, производится по заявлению родителей (одного из родителей) или иных заинтересованных лиц. По достижении ребенком совершеннолетия государственная регистрация его рождения производится по заявлению самого ребенка, достигшего совершеннолетия. 2. При отсутствии документа установленной формы о рождении государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, производится на основании решения суда об установлении факта рождения. Статья 23. Содержание записи акта о рождении 1. В запись акта о рождении вносятся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка; количество родившихся детей (один, двойня или более детей); о документе, подтверждающем факт рождения ребенка; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства родителей (одного из родителей); о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце; фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес органа или организации, заявивших о рождении ребенка; серия и номер выданного свидетельства о рождении. 2. В случае рождения двойни или более детей одновременно запись акта о рождении составляется в отношении каждого ребенка с указанием последовательности их рождения. 3. В случае рождения мертвого ребенка сведения о его имени и отчестве в запись акта о рождении не вносятся. Статья 24. Свидетельство о рождении Свидетельство о рождении содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка; фамилия, имя, отчество, гражданство родителей (одного из родителей); дата составления и номер записи акта о рождении; место государственной регистрации рождения (наименование органа записи актов гражданского состояния); дата выдачи свидетельства о рождении. По желанию родителей в свидетельство о рождении может быть внесена запись о национальности родителей (одного из родителей). Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА Статья 25. Основание для государственной регистрации заключения брака Основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак. Статья 26. Место государственной регистрации заключения брака Государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Республики Башкортостан по выбору лиц, вступающих в брак. Статья 27. Заявление о заключении брака 1. Лица, вступающие в брак, подают в письменной форме совместное заявление о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния. В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. В совместном заявлении о заключении брака также должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак; фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак. Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления. Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить: документы, удостоверяющие личности вступающих в брак; документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее; разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста (пункт 2 статьи 12 Семейного кодекса Республики Башкортостан) в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним. 2. В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния, должна быть нотариально удостоверена. Статья 28. Порядок государственной регистрации заключения брака 1. Государственная регистрация заключения брака производится при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 11, статьями 12 и 148 Семейного кодекса Республики Башкортостан. Государственная регистрация заключения брака в Республике Башкортостан осуществляется от имени Республики Башкортостан. 2. Заключение брака и государственная регистрация заключения брака производятся по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния. 3. По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, может быть изменен руководителем органа записи актов гражданского состояния по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 10 Семейного кодекса Республики Башкортостан. 4. Государственная регистрация заключения брака производится в присутствии лиц, вступающих в брак. 5. По желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке. 6. В случае, если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган записи актов гражданского состояния вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак. 7. Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится в помещении, определенном начальником соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа записи актов гражданского состояния. 8. Государственная регистрация заключения брака не может быть произведена при наличии препятствующих заключению брака обстоятельств, установленных статьей 13 Семейного кодекса Республики Башкортостан. 9. Руководитель органа записи актов гражданского состояния может отказать в государственной регистрации заключения брака, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Статья 29. Порядок записи фамилий супругов при государственной регистрации заключения брака 1. При государственной регистрации заключения брака в записи акта о заключении брака по выбору супругов записывается общая фамилия супругов или добрачная фамилия каждого из супругов либо по желанию каждого из супругов к его фамилии присоединяется фамилия другого супруга. 2. В качестве общей фамилии супругов может быть записана фамилия одного из супругов или фамилия, образованная посредством присоединения фамилии одного из супругов к фамилии другого супруга. Общая фамилия супругов может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом. Статья 30. Содержание записи акта о заключении брака 1. В запись акта о заключении брака вносятся следующие сведения: фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства каждого из лиц, заключивших брак; о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица), заключившее брак, состояло в браке ранее; реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак; дата составления и номер записи акта о заключении брака; наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация заключения брака; серия и номер выданного свидетельства о браке. 2. В случае, если брак расторгнут или признан недействительным, в запись акта о заключении брака вносятся сведения о расторжении брака или о признании его недействительным. Внесение таких сведений производится на основании свидетельства о расторжении брака либо на основании решения суда о расторжении брака или признании брака недействительным. Статья 31. Свидетельство о заключении брака Свидетельство о заключении брака содержит следующие сведения: фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство и национальность (если это указано в записи акта о заключении брака) каждого из лиц, заключивших брак; дата заключения брака; дата составления и номер записи акта о заключении брака; место государственной регистрации заключения брака (наименование органа записи актов гражданского состояния); дата выдачи свидетельства о заключении брака. Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА Статья 32. Основания для государственной регистрации расторжения брака Основаниями для государственной регистрации расторжения брака являются: совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; заявление о расторжении брака, поданное одним из супругов, и вступившее в законную силу решение (приговор) суда в отношении другого супруга, если он признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет; решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу. Статья 33. Место государственной регистрации расторжения брака Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака. Статья 34. Порядок государственной регистрации расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия 1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, расторжение брака производится органом записи актов гражданского состояния. 2. Супруги, желающие расторгнуть брак, подают в письменной форме совместное заявление о расторжении брака в орган записи актов гражданского состояния. В совместном заявлении о расторжении брака супруги должны подтвердить взаимное согласие на расторжение брака и отсутствие у них общих детей, не достигших совершеннолетия. В совместном заявлении о расторжении брака также должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию каждого из супругов), место жительства каждого из супругов; реквизиты записи акта о заключении брака; фамилии, которые избирает каждый из супругов при расторжении брака; реквизиты документов, удостоверяющих личности супругов. Супруги, желающие расторгнуть брак, подписывают совместное заявление и указывают дату его составления. 3. В случае, если один из супругов не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи заявления, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, волеизъявление супругов может быть оформлено отдельными заявлениями о расторжении брака. Подпись такого заявления супруга, не имеющего возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния, должна быть нотариально удостоверена. 4. Расторжение брака и государственная регистрация его расторжения производятся в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака. Статья 35. Порядок государственной регистрации расторжения брака по заявлению одного из супругов 1. Расторжение брака по заявлению одного из супругов производится органом записи актов гражданского состояния в случае, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. 2. Государственная регистрация расторжения брака в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, производится по заявлению одного из супругов, желающих расторгнуть брак. В заявлении о расторжении брака должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства супруга, желающего расторгнуть брак; основание для расторжения брака, указанное в пункте 1 настоящей статьи; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, последнее известное место жительства другого супруга; реквизиты записи акта о заключении брака; фамилия, которую избирает супруг, желающий расторгнуть брак; реквизиты документа, удостоверяющего личность супруга, желающего расторгнуть брак; место жительства опекуна недееспособного супруга или управляющего имуществом безвестно отсутствующего супруга либо место нахождения исполняющего наказание учреждения, в котором осужденный супруг отбывает наказание. Супруг, желающий расторгнуть брак, подписывает заявление и указывает дату его составления. К заявлению о расторжении брака супруг, подавший заявление, должен приложить решение суда о признании другого супруга безвестно отсутствующим или недееспособным либо приговор суда об осуждении другого супруга к лишению свободы на срок свыше трех лет и документ, удостоверяющий личность заявителя. 3. Государственная регистрация расторжения брака по заявлению одного из супругов производится в его присутствии по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака. 4. Орган записи актов гражданского состояния, принявший заявление, извещает о нем в трехдневный срок супруга, отбывающего наказание, либо опекуна недееспособного супруга или управляющего имуществом безвестно отсутствующего супруга, а в случае их отсутствия - орган опеки и попечительства о поступившем заявлении и дате, назначенной для государственной регистрации расторжения брака. В случае, если брак расторгается с недееспособным или осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет супругом, в извещении также указывается на необходимость сообщить до даты, назначенной для государственной регистрации расторжения брака, фамилию, которую он избирает при расторжении брака. Статья 36. Порядок государственной регистрации расторжения брака на основании решения суда о расторжении брака 1. Государственная регистрация расторжения брака на основании решения суда производится в органах записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака либо по месту жительства бывших супругов (любого из них) на основании выписки из решения суда и заявления бывших супругов или заявления опекуна недееспособного супруга. Заявление о государственной регистрации расторжения брака должно быть сделано в письменной форме. Одновременно с заявлением о государственной регистрации расторжения брака должно быть представлено решение суда о расторжении брака и предъявлены документы, удостоверяющие личности бывших супругов (одного из супругов). 2. Бывшие супруги (каждый из супругов) или опекун недееспособного супруга могут в письменной форме уполномочить других лиц сделать заявление о государственной регистрации расторжения брака. Статья 37. Сохранение или изменение фамилии супругами после расторжения брака Супруг, изменивший свою фамилию при вступлении в брак на другую, вправе и после расторжения брака сохранить эту фамилию, или по его желанию при государственной регистрации расторжения брака ему присваивается добрачная фамилия. Статья 38. Содержание записи акта о расторжении брака 1. В запись акта о расторжении брака вносятся следующие сведения: фамилия (до и после расторжения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства каждого из лиц, расторгнувших брак; дата составления, номер записи акта о заключении брака и наименование органа записи актов гражданского состояния, в котором произведена государственная регистрация заключения брака; о документе, являющемся основанием для государственной регистрации расторжения брака; дата прекращения брака; реквизиты документов, удостоверяющих личности расторгнувших брак; серия и номер свидетельства о расторжении брака. 2. Дата прекращения брака в записи акта о расторжении брака указывается в соответствии со статьей 24 Семейного кодекса Республики Башкортостан. Статья 39. Свидетельство о расторжении брака 1. Свидетельство о расторжении брака содержит следующие сведения: фамилия (до и после расторжения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (если это указано в записи акта о расторжении брака) каждого из лиц, расторгнувших брак; о документе, являющемся основанием для государственной регистрации расторжения брака; дата прекращения брака; дата составления и номер записи акта о расторжении брака; место государственной регистрации расторжения брака (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация расторжения брака); фамилия, имя, отчество лица, которому выдается свидетельство о расторжении брака; дата выдачи свидетельства о расторжении брака. 2. Свидетельство о расторжении брака выдается органом записи актов гражданского состояния каждому из лиц, расторгнувших брак. Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) РЕБЕНКА Статья 40. Основание для государственной регистрации усыновления (удочерения) ребенка Основанием для государственной регистрации усыновления или удочерения ребенка (далее - усыновление) является решение суда об установлении усыновления ребенка, вступившее в законную силу. Статья 41. Место государственной регистрации усыновления Государственная регистрация усыновления производится органом записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда об установлении усыновления ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя). Статья 42. Заявление о государственной регистрации усыновления ребенка 1. Государственная регистрация усыновления ребенка производится по заявлению усыновителей (усыновителя). Заявление должно быть сделано в письменной форме. Одновременно с заявлением должно быть представлено решение суда об установлении усыновления ребенка и предъявлены документы, удостоверяющие личности усыновителей (усыновителя). Усыновители (усыновитель) вправе уполномочить в письменной форме других лиц сделать заявление о государственной регистрации усыновления. 2. В случае, если усыновители (усыновитель) или уполномоченные ими лица в течение месяца со дня усыновления ребенка не сделали такое заявление, усыновление ребенка регистрируется на основании решения суда об установлении усыновления ребенка, поступившего в орган записи актов гражданского состояния из суда, вынесшего данное решение, в порядке, установленном статьей 119 Семейного кодекса Республики Башкортостан. Статья 43. Содержание записи акта об усыновлении 1. В запись акта об усыновлении вносятся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка (до и после усыновления); фамилия, имя, отчество, гражданство, национальность (при наличии в записи акта о рождении или в свидетельстве о рождении ребенка) родителей (одного из родителей); дата составления, номер записи акта о рождении и наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация рождения ребенка; фамилия, имя, отчество, гражданство, национальность (вносится по желанию усыновителя), место жительства усыновителя (усыновителей); дата составления, номер записи акта о заключении брака усыновителей и наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация заключения брака усыновителей; реквизиты решения суда об установлении усыновления ребенка; серия и номер выданного свидетельства об усыновлении. 2. В случае, если по решению суда об установлении усыновления ребенка усыновители (усыновитель) записываются его родителями (родителем), такие сведения вносятся в запись акта об усыновлении. Статья 44. Свидетельство об усыновлении Свидетельство об усыновлении содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка (до и после усыновления); фамилия, имя, отчество, гражданство, национальность (если это указано в записи акта об усыновлении) усыновителей (усыновителя); дата составления и номер записи акта об усыновлении; место государственной регистрации усыновления (наименование органа записи актов гражданского состояния); дата выдачи свидетельства об усыновлении. Статья 45. Изменение записи акта о рождении в связи с усыновлением ребенка 1. На основании записи акта об усыновлении орган записи актов гражданского состояния вносит соответствующие изменения в запись акта о рождении ребенка в порядке, установленном настоящим Законом для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния. 2. В случае изменения на основании решения суда об установлении усыновления ребенка места рождения ребенка по желанию усыновителей (усыновителя) должна быть составлена новая запись акта о рождении ребенка органом записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка, указанному в решении суда. Сведения о составлении новой записи акта о рождении ребенка вносятся в ранее произведенную запись акта о его рождении. 3. Орган записи актов гражданского состояния по месту хранения записи акта о рождении ребенка выдает новое свидетельство о его рождении на основании измененной или вновь составленной в связи с усыновлением записи акта о рождении ребенка. Статья 46. Сохранение сведений о родителях (одном из родителей) в записи акта о рождении усыновленного ребенка В случае, если в решении суда об установлении усыновления ребенка указано о сохранении личных неимущественных и имущественных отношений усыновленного ребенка с родителями (родителем), то сведения о родителях (родителе), указанные в записи акта о рождении ребенка, изменению не подлежат. Статья 47. Изменение записи акта о рождении в связи с отменой усыновления ребенка На основании решения суда об отмене усыновления в запись акта об усыновлении вносятся сведения об отмене усыновления и восстанавливаются первоначальные сведения о фамилии, имени, отчестве, о месте и дате рождения ребенка, а также сведения о родителях ребенка в записи акта о рождении. Ранее выданное свидетельство о рождении аннулируется и выдается новое свидетельство о рождении с учетом изменений, внесенных в запись акта о рождении. Статья 48. Обеспечение тайны усыновления органами записи актов гражданского состояния 1. Тайна усыновления охраняется законом. 2. Работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка. Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТЦОВСТВА Статья 49. Основания для государственной регистрации установления отцовства Основаниями для государственной регистрации установления отцовства являются: совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка; заявление об установлении отцовства отца ребенка, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 52 настоящего Закона; вступившее в законную силу решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства. Статья 50. Место государственной регистрации установления отцовства Государственная регистрация установления отцовства производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства отца или матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, либо по месту государственной регистрации рождения ребенка, а в случаях, предусмотренных статьей 53 настоящего Закона, - органом записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства. Статья 51. Государственная регистрация установления отцовства на основании совместного заявления отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка 1. Совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, подается ими в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния. 2. Совместное заявление об установлении отцовства может быть подано при государственной регистрации рождения ребенка, а также после государственной регистрации рождения ребенка. 3. В случае, если имеются основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства после рождения ребенка может оказаться невозможной или затруднительной, будущие отец и мать ребенка, не состоящие между собой в браке на момент рождения ребенка, могут подать такое заявление во время беременности матери. При наличии такого заявления государственная регистрация установления отцовства производится одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка и новое заявление не требуется, если до государственной регистрации рождения ребенка ранее поданное заявление не было отозвано отцом или матерью. 4. В совместном заявлении об установлении отцовства должны быть подтверждены признание отцовства лицом, не состоящим в браке с матерью ребенка, и согласие матери на установление отцовства. В данном заявлении также должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, а также реквизиты записи акта о его рождении (при установлении отцовства после регистрации рождения ребенка); фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства лица, признающего себя отцом ребенка; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства матери ребенка; реквизиты записи акта о заключении брака (в случае вступления матери ребенка в брак с его отцом после рождения ребенка); фамилия, имя, отчество ребенка после установления отцовства; реквизиты документов, удостоверяющих личности отца и матери ребенка. Заявители подписывают совместное заявление об установлении отцовства и указывают дату его составления. В таком заявлении, поданном до рождения ребенка, подтверждается соглашение родителей будущего ребенка на присвоение ему фамилии отца или матери и имени (в зависимости от пола рожденного ребенка). При установлении отцовства после рождения ребенка одновременно с совместным заявлением об установлении отцовства представляется свидетельство о рождении ребенка, а в случае подачи такого заявления до рождения ребенка - документ, подтверждающий беременность матери, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. 5. В случае, если отец или мать ребенка не имеют возможности лично подать заявление, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, их волеизъявление может быть оформлено отдельными заявлениями об установлении отцовства. Подпись лица, не имеющего возможности присутствовать при подаче такого заявления, должна быть нотариально удостоверена. Статья 52. Государственная регистрация установления отцовства на основании заявления отца, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка 1. Государственная регистрация установления отцовства по заявлению отца, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, производится в случае смерти матери, признания ее недееспособной, отсутствия сведений о месте пребывания матери или лишения ее родительских прав, а также при наличии согласия на установление отцовства органа опеки и попечительства. 2. Заявление отца об установлении отцовства подается им в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния. В таком заявлении должны быть подтверждены признание отцовства лицом, не состоящим в браке с матерью ребенка, и наличие обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи. В заявлении об установлении отцовства также должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства лица, признающего себя отцом ребенка; фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, реквизиты записи акта о его рождении; о документе, подтверждающем смерть матери, признание ее недееспособной, невозможность установления места ее пребывания или лишение матери родительских прав; фамилия, имя, отчество ребенка после установления отцовства; реквизиты документа, удостоверяющего личность отца. Заявитель подписывает заявление об установлении отцовства и указывает дату его составления. При государственной регистрации установления отцовства на основании заявления отца ребенка к заявлению соответственно прилагаются: свидетельство о смерти матери, решение суда о признании матери недееспособной или безвестно отсутствующей или лишении матери родительских прав либо документ, выданный органом внутренних дел по последнему известному месту жительства матери, подтверждающий невозможность установления ее места пребывания; документ, подтверждающий согласие на установление отцовства, органа опеки и попечительства. При отсутствии согласия органа опеки и попечительства установление отцовства регистрируется на основании решения суда. 3. При подаче отцом заявления об установлении отцовства в отношении лица, не достигшего совершеннолетия, одновременно с заявлением должен быть представлен документ, выданный органом опеки и попечительства, подтверждающий согласие данного органа на установление отцовства. Статья 53. Государственная регистрация установления отцовства на основании решения суда 1. Государственная регистрация установления отцовства на основании решения суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства производится по заявлению матери или отца ребенка, опекуна (попечителя) ребенка, лица, на иждивении которого находится ребенок, либо самого ребенка, достигшего совершеннолетия. Заявление должно быть сделано в письменной форме. Одновременно с заявлением о государственной регистрации установления отцовства представляется решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства. 2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут в письменной форме уполномочить других лиц сделать заявление о государственной регистрации установления отцовства. 3. Сведения об отце ребенка вносятся в запись акта об установлении отцовства в соответствии с данными, указанными в решении суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства. Статья 54. Государственная регистрация установления отцовства в отношении лица, достигшего совершеннолетия В случае, если государственная регистрация установления отцовства производится в отношении лица, достигшего совершеннолетия ко дню подачи заявления об установлении отцовства, в порядке, предусмотренном статьями 51 и 52 настоящего Закона, одновременно с таким заявлением должно быть представлено согласие в письменной форме лица, достигшего совершеннолетия, на установление отцовства. Согласие лица, достигшего совершеннолетия, может быть выражено в отдельном заявлении или посредством подписи совместного заявления отца и матери (заявления отца). Статья 55. Отказ в государственной регистрации установления отцовства Руководитель органа записи актов гражданского состояния отказывает в государственной регистрации установления отцовства при наличии сведений об отце в записи акта о рождении ребенка, за исключением, если запись об отце ребенка составлена по заявлению матери в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 19 настоящего Закона. Статья 56. Содержание записи акта об установлении отцовства В запись акта об установлении отцовства вносятся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства лица, признанного отцом ребенка; фамилия, имя, отчество (до установления отцовства), пол, дата и место рождения ребенка; дата составления, номер записи акта о рождении и наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация рождения ребенка; фамилия, имя, отчество ребенка после установления отцовства; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя) матери ребенка; о документе, являющемся основанием для установления отцовства; фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя (заявителей); серия и номер выданного свидетельства об установлении отцовства. Статья 57. Свидетельство об установлении отцовства 1. Свидетельство об установлении отцовства содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (если это указано в записи акта об установлении отцовства) лица, признанного отцом ребенка; фамилия, имя, отчество (до и после установления отцовства), дата и место рождения ребенка; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (если это указано в записи акта об установлении отцовства) матери ребенка; дата составления и номер записи акта об установлении отцовства; место государственной регистрации установления отцовства (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация установления отцовства); дата выдачи свидетельства об установлении отцовства. 2. Свидетельство об установлении отцовства выдается органом записи актов гражданского состояния родителям (одному из родителей) по их просьбе. Статья 58. Внесение изменений в запись акта о рождении ребенка в связи с установлением отцовства 1. На основании записи акта об установлении отцовства в запись акта о рождении ребенка вносятся сведения о его отце. Внесение сведений об отце, а также изменение фамилии, имени и отчества ребенка осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Законом для внесения исправлений и изменений в запись актов гражданского состояния. 2. Орган записи актов гражданского состояния обязан сообщить о внесении исправлений и изменений в запись акта о рождении ребенка в связи с установлением отцовства органу социальной защиты населения по месту жительства матери ребенка в трехдневный срок со дня государственной регистрации установления отцовства. Глава VIII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПЕРЕМЕНЫ ИМЕНИ Статья 59. Перемена имени 1. Лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество. 2. Перемена имени производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество. 3. Перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии письменного согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом. Наличие согласия одного из родителей необязательно при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случае уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. 4. Перемена имени лицом, не достигшим возраста четырнадцати лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя могут производиться по совместной просьбе родителей с разрешения органа опеки и попечительства. 5. Перемена имени подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Статья 60. Заявление о перемене имени Заявление о перемене имени в письменной форме подается в орган записи актов гражданского состояния. В таком заявлении должны быть указаны следующие сведения: фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства, семейное положение (состоит или не состоит в браке, вдов, разведен) заявителя; фамилия, имя, отчество, дата рождения каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия; реквизиты записей актов гражданского состояния, составленных ранее в отношении заявителя и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия; фамилия, собственно имя и (или) отчество, избранные лицом, желающим переменить имя; причины перемены фамилии, собственно имени и (или) отчества. Лицо, желающее переменить имя, подписывает заявление о перемене имени и указывает дату его составления. Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены следующие документы: свидетельство о рождении лица, желающего переменить имя; свидетельство о заключении брака в случае, если заявитель состоит в браке; свидетельство о расторжении брака в случае, если заявитель ходатайствует о присвоении ему добрачной фамилии в связи с расторжением брака; свидетельство о рождении каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия. Статья 61. Порядок государственной регистрации перемены имени 1. Государственная регистрация перемены имени производится на основании заявления о перемене имени. 2. Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня подачи заявления. При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения заявления о перемене имени может быть увеличен не более чем на два месяца руководителем органа записи актов гражданского состояния. 3. При получении заявления о перемене имени орган записи актов гражданского состояния запрашивает копии записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения в связи с переменой имени, от органов записи актов гражданского состояния по месту их хранения. 4. В случае, если записи актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения в связи с переменой имени, утрачены, государственная регистрация перемены имени производится только после восстановления записей в порядке, установленном настоящим Законом для восстановления записей актов гражданского состояния. В случае, если в представленных одновременно с заявлением о перемене имени документах и поступивших копиях записей актов гражданского состояния имеются несоответствия сведений, такие несоответствия должны быть устранены в порядке, установленном настоящим Законом для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния. В случае необходимости восстановления или изменения записи акта гражданского состояния срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, приостанавливается до решения вопроса о восстановлении либо об исправлении или изменении записи акта гражданского состояния. 5. В случае, если лицу, желающему переменить имя, отказано в государственной регистрации перемены имени, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные одновременно с заявлением о перемене имени, подлежат возврату. 6. Орган записи актов гражданского состояния обязан сообщить о государственной регистрации перемены имени в орган внутренних дел по месту жительства заявителя в семидневный срок со дня государственной регистрации перемены имени. Статья 62. Содержание записи акта о перемене имени В запись акта о перемене имени вносятся следующие сведения: фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства лица до перемены имени; фамилия, собственно имя, отчество лица после перемены имени; дата и номер записи акта о рождении и наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация рождения; серия и номер выданного свидетельства о перемене имени. Статья 63. Свидетельство о перемене имени Свидетельство о перемене имени содержит следующие сведения: фамилия, собственно имя, отчество (до и после их перемены), дата и место рождения, гражданство, национальность (если это указано в записи акта о перемене имени) лица, переменившего имя; дата составления и номер записи акта о перемене имени; место государственной регистрации перемены имени (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация перемены имени); дата выдачи свидетельства о перемене имени. Статья 64. Изменения записей актов гражданского состояния в связи с переменой имени 1. На основании записи акта о перемене имени вносятся изменения в записи актов гражданского состояния, ранее составленные в отношении лица, переменившего имя, и выдаются новые свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния с учетом внесенных в записи актов гражданского состояния изменений. В случае, если перемена имени произведена органом записи актов гражданского состояния в отношении гражданина Республики Башкортостан, Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Республики Башкортостан, изменения в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении таких лиц компетентным органом иностранного государства с соблюдением законодательства иностранного государства, не вносятся. 2. При перемене имени родителями изменяются сведения о родителях в записи акта о рождении ребенка, не достигшего совершеннолетия. В записи акта о рождении ребенка, достигшего совершеннолетия, сведения о его родителях изменяются по заявлению данного лица в порядке, установленном настоящим Законом для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния. 3. При перемене фамилии обоими родителями и имени отцом изменяются фамилия и отчество ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, в записи акта о его рождении. При перемене фамилии одним из родителей фамилия их ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, может быть изменена по соглашению родителей, а при отсутствии соглашения - по указанию органа опеки и попечительства. Изменение фамилии и отчества ребенка, достигшего совершеннолетия, в связи с переменой фамилии его родителями и имени отцом производится в порядке, установленном настоящим Законом для государственной регистрации перемены имени. 4. На основании внесенных изменений в запись акта о рождении ребенка, не достигшего совершеннолетия, выдается новое свидетельство о его рождении. Глава IХ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СМЕРТИ Статья 65. Основания для государственной регистрации смерти Государственная регистрация смерти органом записи актов гражданского состояния производится на основании: документа установленной формы о смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом; решения суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившего в законную силу; документа, выданного компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий. Статья 66. Место государственной регистрации смерти 1. Государственная регистрация смерти производится органом записи актов гражданского состояния по последнему месту жительства умершего, по месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего или по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти. 2. В случае, если смерть наступила на судне, в поезде, в самолете или в другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация смерти может быть произведена органом записи актов гражданского состояния, расположенным на территории, в пределах которой умерший был снят с транспортного средства. Статья 67. Заявление о смерти 1. Заявить о смерти устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния обязаны: супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти; медицинская организация или учреждение социальной защиты населения в случае, если смерть наступила в период пребывания лица в данных организации или учреждении; учреждение, исполняющее наказание, в случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы; орган внутренних дел в случае, если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни); орган дознания или следствия в случае, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена; командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы. 2. Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего. Статья 68. Содержание записи акта о смерти 1. В запись акта о смерти вносятся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, гражданство, национальность (если сведения о национальности указаны в документе, удостоверяющем личность умершего), дата и место смерти умершего; причина смерти (на основании документа, подтверждающего факт смерти); реквизиты документа, подтверждающего факт смерти; фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес органа, организации или учреждения, сделавших заявление о смерти; серия и номер выданного свидетельства о смерти; фамилия, имя, отчество, место жительства лица, которому выдано свидетельство о смерти. 2. В случае, если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти. Статья 69. Свидетельство о смерти Свидетельство о смерти содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, дата и место смерти умершего; дата составления и номер записи акта о смерти; место государственной регистрации смерти (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация смерти); дата выдачи свидетельства о смерти. Глава Х. ВНЕСЕНИЕ ИСПРАВЛЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ Статья 70. Основания для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния 1. Внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, и при отсутствии спора между заинтересованными лицами. При наличии такого спора внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда. 2. Внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании: записи акта об усыновлении (удочерении); записи акта об установлении отцовства; записи акта о перемене имени; решения органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка; заявления матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо их изменении или исключении; решения суда; заявления лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями); документа установленной формы, выданного органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица; документа установленной формы о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании законодательства о реабилитации жертв политических репрессий лица в случае, если смерть зарегистрирована ранее; заключения органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных статьей 71 настоящего Закона. Статья 71. Заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния Заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния составляется органом записи актов гражданского состояния в случае, если: в записи акта гражданского состояния указаны неправильные либо неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки; запись акта гражданского состояния произведена без учета правил, установленных законами Республики Башкортостан; представлен документ установленной формы об изменении пола, выданный медицинской организацией. Статья 72. Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния 1. Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган записи актов гражданского состояния по месту жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению. Внесение исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, ранее составленную в отношении умершего, производится по заявлению родственника умершего или другого заинтересованного лица. 2. В заявлении о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства заявителя; реквизиты записи акта гражданского состояния, в которую заявитель просит внести исправление или изменение. Заявитель подписывает заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния и указывает дату его составления. Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, и документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния. Заявителем также должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. Статья 73. Порядок рассмотрения заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния 1. Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня поступления заявления. При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения заявления может быть увеличен не более чем на два месяца руководителем органа записи актов гражданского состояния. 2. При получении заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния запрашивает копию записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению и изменению, в органе записи актов гражданского состояния по месту ее хранения. 3. При наличии заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, указанных в пункте 2 статьи 72 настоящего Закона документов и истребованной копии записи акта гражданского состояния исправление или изменение вносится в запись акта гражданского состояния либо во внесении такого исправления или изменения заявителю отказывается. Внесение исправления или изменения в запись акта гражданского состояния либо отказ во внесении такого исправления или изменения производится на основании заключения органа записи актов гражданского состояния в случаях, предусмотренных статьей 71 настоящего Закона. 4. В случае, если заявителю отказано во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные при подаче заявления, подлежат возврату. 5. Отказ руководителя органа записи актов гражданского состояния во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния может быть обжалован заявителем в суд или в Управление записей актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Башкортостан. Статья 74. Внесение исправления или изменения в запись акта гражданского состояния 1. Внесение исправления или изменения в запись акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту хранения записи, подлежащей исправлению или изменению. 2. На основании исправленной или измененной записи акта гражданского состояния заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить об исправлении или изменении, внесенных в запись акта гражданского состояния, в орган записи актов гражданского состояния по месту хранения второго экземпляра соответствующей записи акта гражданского состояния и одновременно в орган внутренних дел по месту жительства заявителя в трехдневный срок со дня внесения такого исправления или изменения. Глава ХI. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И АННУЛИРОВАНИЕ ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ Статья 75. Восстановление записей актов гражданского состояния 1. Восстановление записей актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния на основании вступившего в законную силу решения суда. 2. Основанием для обращения в суд об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния является сообщение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния и на территории которого была произведена государственная регистрация акта гражданского состояния, об отсутствии первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния. 3. Запись акта гражданского состояния может быть восстановлена по поступлении в орган записи актов гражданского состояния вступившего в законную силу решения суда об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния. 4. На основании восстановленной записи акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись акта гражданского состояния восстановлена. Статья 76. Аннулирование записей актов гражданского состояния Аннулирование первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей аннулированию, на основании вступившего в законную силу решения суда. Глава ХII. ПОРЯДОК И СРОКИ ХРАНЕНИЯ КНИГ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ (АКТОВЫХ КНИГ) Статья 77. Место хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) 1. Книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги), собранные из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, прошитые, пронумерованные и скрепленные печатью, хранятся в органе записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации данных актов гражданского состояния. 2. Книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги), собранные из вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, прошитые, пронумерованные и скрепленные печатью, а также метрические книги, составленные до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, хранятся в Управлении записей актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Башкортостан. Статья 78. Сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) 1. Книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) хранятся в органах записи актов гражданского состояния в течение семидесяти пяти лет со дня составления записей актов гражданского состояния. 2. По истечении семидесяти пяти лет первые экземпляры книг государственной регистрации актов гражданского состояния отделом записи актов гражданского состояния передаются в Управление записей актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Башкортостан, которое готовит к сдаче в Государственный архив Республики Башкортостан первые экземпляры книг путем замены недостающих и неисправимо поврежденных актовых записей вторыми экземплярами. 3. После сдачи первых экземпляров книг государственной регистрации актов гражданского состояния в Государственный архив Республики Башкортостан вторые экземпляры книг подлежат уничтожению. Акт о выделении к уничтожению актовых книг утверждается руководителем Управления записей актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Башкортостан. Статья 79. Обеспечение сохранности книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) 1. В органах записи актов гражданского состояния должно быть обеспечено надлежащее хранение книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг). 2. Вход в помещение архивохранилища и ознакомление с записями актов гражданского состояния посторонним лицам запрещается. В исключительных случаях ознакомление с записями актов гражданского состояния допускается с письменного разрешения руководителя Управления записей актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Башкортостан. 3. По запросам органов записи актов гражданского состояния, прокуратуры, опеки и попечительства, государственной безопасности, внутренних дел, нотариата, а также судов и органов юстиции Республики Башкортостан и Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека высылаются копии записей актов гражданского состояния. В случае необходимости по постановлению органов предварительного следствия или дознания, а также по определению суда органом записи актов гражданского состояния может быть выдан подлинник актовой записи, который подлежит возврату. Выдача гражданам копий записей актов гражданского состояния запрещается. 4. Создание надлежащих условий хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния обеспечивают органы исполнительной власти Республики Башкортостан. Глава ХIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 80. Ответственность за нарушение настоящего Закона Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в порядке, установленном законодательством. Статья 81. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 82. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Поручить Кабинету Министров Республики Башкортостан в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики 20 июля 1998 года N 172-З Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|