Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Башкирской ССР от 21.03.1991 № ВС-5/25Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.03.2001 г. N 200-З Действие приостановлено - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.12.2000 г. N 143-З ЗАКОН БАШКИРСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ В Республике Башкортостан (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260) Настоящий Закон определяет экономические, социальные, правовые основы эффективной организации и устойчивой деятельности крестьянских хозяйств и их ассоциаций на территории Республики Башкортостан. (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260) Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских хозяйств на территории Республики Башкортостан, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного кооперирования. (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260) Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство является самостоятельным субъектом с правами юридического лица, который на основе использования гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их пожизненном наследуемом владении или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. 2. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. 3. Членами крестьянского хозяйства могут быть члены семьи, достигшие 16-летнего возраста, и другие граждане, совместно ведущие хозяйство (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260) 4. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Главами крестьянских хозяйств не могут быть руководители органов государственной власти и управления. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами как внутри страны, так и за рубежом. (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260) Статья 2. Место крестьянского хозяйства в экономической системе 1. Крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями. 2. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, за исключением случаев нарушения землевладельцами и землепользователями законодательства. Убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные крестьянскому хозяйству в результате действий государственных или иных органов и их должностных лиц, нарушивших права крестьянского хозяйства, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к крестьянскому хозяйству, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются в судебно м порядке. 3. Отношения крестьянского хозяйства с предприятиями, организациями, гражданами, органами государственного управления строятся на основе договоров, операций по наличному и безналичному расчету. Государство способствует развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных, экологических и других нормативов. Статья 3. Учредительная и совместная деятельность крестьянских хозяйств Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в кооперативы, товарищества, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции, материально-техническому снабжению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и другим видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций, союзов, кооперативов, а также вступать в договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями. Раздел II СОЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 4. Право на создание крестьянского хозяйства 1.Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин Республики Башкортостан, достигший 18-летнего возраста, имеющий специальность по сельскому хозяйству либо прошедший специальную подготовку, а также опыт работы в сельском хозяйстве. В случае наличия нескольких претендентов преимуществом на получение земельного участка пользуются граждане, проживающие в данной местности и работающие в сельскохозяйственном производстве, военнослужащие, уволенные в запас по сокращению штатов, переселенцы, миграция которых вызвана стихийными бедствиями, социальной и экономической обстановкой, на конкурсной основе (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)и. 2. Право выбора претендента на создание крестьянского хозяйства на конкурсной основе принадлежит районному (городскому) Совету народных депутатов по представлению сельского (поселкового) Совета народных депутатов. 3. Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского хозяйства, а также прав на землю рассматриваются в судебном порядке. 4. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи, остальные члены семьи самостоятельно принимают решения об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости. Статья 5. Условия предоставления земельного участка 1. На основании заявления гражданина, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается ему в пожизненное наследуемое владение или в аренду решенсоответствующего Советавета народных депутатов. За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный надел при дом е. Крестьянское хозяйст который входит в общую площадь, установленного для данной местности предельного размера земли, предоставляемого крестьянскому хозяйствув (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)о может дополнительно арендовать земельный участок для производственных целей. 2. Земельный участок выделяется, как прави Гражданин, ведущий крестьянское хозяйство, имеет право сдавать свой участок в аренду при наличии уважительной причины (поступление на учебу с отрывом от производства, призыв на службу в ряды Вооруженных Сил и др.). Граждане могут передавать свой земельный участок в аренду крестьянским хозяйствам в целях создания условий для введения севооборотов и проведения мер по повышению плодороди. (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)я почвыло , единым массивом. При выделении земельных участков крестьянским хозяйствам не затрагиваются земли, используемые под усадьбы населения, и земли общественного пользования - выпасы для скота, водоемы, дороги, парки, земли под спортивными сооружениями и объектами иного назначения. 3. Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае районным (городским) Советом народных депутатов с учетом количественного состава крестьянского хозяйства, его специализации в пределах норм, установленных земельныРеспублики Башкортостаншкирской ССР. 4. Затраты по отводу земель и оф (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)ормлению государственного акта на землю, ведению земельно-кадастровой документации, землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и экологической паспортизации почв осуществляется за счет средств бюджета. Землевладелец вправе самостоятельно заказывать и финансировать землеустроительные работы. 5. При организации крестьянского хозяйства на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, государство обеспечивает его первичное обустройство: строительство дорог, линий электропередач, водообеспечение, телефонизацию, землеустройство, мелиорацию земель. Местные Советы народных депутатов обязаны оказывать помощь в возведении производственных объектов и жилья. Статья 6. Порядок формирования земельного фонда для ведения крестьянского хозяйства 1. Для организации крестьянских хозяйств районные (городские) Советы народных депутатов создают земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов, совхозов и других землепользователей и землевладельцев за счет: а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли; б) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению; в) земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства и не используемых в течение одного года, а также предоставленных для несельскохозяйственных целей и не используемых в течение двух лет; г) земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве; д) нерационально используемого земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативной; е) земель колхозов и совхозов, изымаемых в связи с выходом их работников с целью организации крестьянских хозяйств; ж) земель, ранее переданных для этих целей по согласованию с совхозами, колхозами и другими землепользователями; з) земель, изъятых в связи с нарушением земельного законРеспублики Башкортостаншкирской ССР. 2. Выявленные и рекомендованные для (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260) зачисления в земельный запас угодья изымаются у колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений, иных предприятий, учреждений, организаций районным (городским) Советом народных депутатов по мере поступления заявлений от граждан на создание крестьянских хозяйств. Согласия землепользователей и землевладельцев на изъятие этих земель не требуется. Изъятие не покрытых лесом земель Гослесфонда производится по согласованию с органами лесного хозяйства. 3. В земельный фонд для органи Изъятие земель в земельный запас в натуре производится по окончании сельскохозяйственных работ. Убытки, связанные с изъятием, возмещаются в порядке, установленном законодательством. (Дополнен - Указ Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)за ции крестьянских хозяйств не включаются участки, которые не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям. Статья 7. Порядок предоставления земельных участков из земель запаса для ведения крестьянского хозяйства 1. Граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство, для получения земельного участка подают заявление с необходимыми обоснованиями в районный (городской) Совет народных депутатов по месту расположения земельного участка. В заявлении указывается цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, количество трудоспособных и других членов семьи, а при аренде - и срок использования. Совет народных депутатов направляет указанное заявление в депутатскую земельную комиссию для подготовки материалов по отводу земель. 2. Решение по заявлению о пре доставлении земельного участка принимает районный (городской) Совет народных депутатов в срок не более двух месяцев со дня подачи с учетом мнения сельского (поселкового) Совета народных депутатов. В случае нарушения сроков принятия решения и сокрытия информации о наличии земельного фонда виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от одной до трех тысяч рублей, налагаемого судом. 3. Решение от однократного до четырехкратного минимального размера оплаты трударайонног (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)о (городского ) Совета народных депутатов об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке. Решение суда является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право на землю. Статья 8. Особенности организации крестьянских хозяйств членами колхозов, работниками совхозов и подсобных сельских хозяйств 1. Коллективам колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предоставляется право раздела земельных угодий на паи по одному из двух вариантов. Вариант 1. Земли подлежат денежной оценке. Колхознику, работнику совхоза выдается земельная акция, удостоверяющая его долю в стоимости сельскохозяйственных угодий. Владелец акции имеет право получать дивиденды, передать ее по наследству. Вариант 2. Земли колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств подлежат условному разделу между постоянными членами коллектива на количественно определенные паи, которые обеспечивают каждому колхознику, работнику совхоза, подсобного сельского хозяйства персональное право на землю при работе в коллективном хозяйстве. Для удостоверения этого права к государственному акту на землю прилагается список граждан - владельцев пая. Размер земельного пая каждого члена колхоза (работника совхоза) определяется по решению коллектива. Земельный пай может передаваться по наследству. Он может учитываться при распределении части прибыли. 2. Член колхоза (работник совхоза), в том числе ушедший на пенсию и проработавший в данном хозяйстве не менее 20 лет, имеет право на долю стоимости производственных фондов за вычетом сумм непогашенных долгосрочных кредитов, стоимости неделимых фондов, если таковые создаются по решению коллектива, а также стоимости фондов, созданных за счет бюджетных средств. Доля члена колхоза (работника совхоза) определяется в соответствии со стажем работы в хозяйстве и трудовым вкладом. Она утверждается собранием коллектива. На указанную сумму выдаются акции или она удостоверяется другим документом. Ежегодный прирост основных производственных фондов (за вычетом прироста суммы непогашенных долгосрочных кредитов и отчислений в неделимый фонд) распределяется между членами колхоза (работниками совхоза), что удостоверяется дополнительными акциями или другими документами. По акциям ежегодно выплачиваются дивиденды, размер которых зависит от результатов работы колхоза (совхоза). Дивиденды могут выплачиваться исходя из общей стоимости земельных и фондовых акций. 3. Член колхоза (работник совхоза) имеет право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому хозяйству по решению районного (городского) Совета народных депутатов предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам. Выделяющийся на самостоятельное хозяйствование может увеличить размер земельного надела за счет запаса. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом. При согласии претендента этот массив может распределяться на приусадебный и производственный земельные участки. Участок выделяется без нарушения целостности других хозяйств и подразделений колхоза (совхоза). Владелец доли в ф ондахВ случае выхода работника из колхоза (совхоза), не связанного с организацией крестьянского хозяйства, имущественная доля ему выделяется в денежной форме. Члены коллектива, уходящие на пенсию, имеют право на получение на свою долю (свой пай) дивидендов, размеры которых устанавливаются хо. (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)зя йствоРаботнику, выходящему из колхоза (совхоза) для создания крестьянского хозяйства, выделение в натуре земельного пая и имущественной доли является обязательным, кроме особых случаев реорганизации хозяйств с сохранением их специализации и функций. По желанию владельцев имущественная доля (пай) может выдаваться в денежной форме. Выделение имущественной доли производится одновременно с выделением земельного пая. (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260) По желанию группы работников, выходящих из колхоза (совхоза) для организации крестьянского хозяйства и создания кооператива фермеров по совместному ведению хозяйства, может быть выделен общий имущественный пай в натуре. (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)ан е, являющиеся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшие выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, подают заявление, в котором указывается стоимость имеющихся у них акций, предполагаемая площадь земельного участка, его местоположение, вид деятельности, перечень имущества. Колхоз (совхоз) или другое сельскохозяйственное предприятие в месячный срок рассматривают заявление гражданина и вместе с протоколом или приказом руководителя предприятия, а также с представлением сельского (поселкового) Совета передают материалы в районный (городской) Совет народных депутатов, который принимает соответствующее решение в месячный срок. В случае нарушения сроков рассмотрения и принятия решения по этому вопросу виновные лица несут персональную ответственность в виде штрафа от одной до трех тысяч рублей. При отказе выделения колхозом, совхозом конкретного земельного участка для желающих выйти из состава предприятия районный (городской) Совет народных депутатов вправе самостоятельно определить местоположение земельного участка. Споры об отказе предоставления земельного участка рассматриваются в судебном порядке. Статья 9. Регистрация крестьянского хозяйства 1. Кр естьянское хозяйство регистрируесчитается зарегистрированнымгородским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землей, подписания договора на аренду (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)земельного участка. 2. По сле регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка по месту нахождения земельного участка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона. 3. Районный (городской) Совет народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу. Раздел III ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ВЕДУЩИХ КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЛИ Статья 10. Права граждан, ведущих крестьянское хозяйство 1. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, предоставляется право: а) самостоятельно хозяйствовать на земле; б) собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации; в) использовать в установленном порядке только для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, замкнутые (непроточные) водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные сво йства земли; г) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строени по согласованию с соответствующим Советом народных де (Дополнен - Указ Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)путатовя и сооружения; д) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков; е) участвовать в осуществлении мероприятий, влияющих на эффективность использования земель; ж) в случае изъятия земельного участка государством - на возмещение убытков, включая упущенную выгоду; з) землю, полученную на правах пожизненного владения, пе редать погораживать земельный участок при условии сохранения права проезда транспорта, прохода людей, перемещения животных, прокладки инженерных ком (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)муникацийеме щения диких животных. 2. Гражданину, имеющему землю для ведения крестьянского хозяйства в аренде, предоставляется право: а) использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления; б) собственности на посевы сельскохозяйственных культур и произведенную сельскохозяйственную продукцию; в) использовать в установленном порядке имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли; г) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре; д) на возмещение затрат, произведенных на улучшение земель, при прекращении прав на землю по истечению срока договора; е) на возмещение затрат, включая упущенную выгоду, при досрочном расторжении договора по инициативе Совета народных депутатов при изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд; ж) при долгосрочной аренде передавать во временное пользование земельный участок или его часть. 3. Если на земельном участке находятся сооружения, многолетние насаждения или иные объекты, которые невозможно переместить на другой участок, крестьянское хозяйство возмещает прежнему владельцу их остаточную стоимость, если стороны не договариваются об ином порядке. После этого данные объекты переходят в собственность крестьянского хозяйства. 4. Действия предприятий организаций и граждан, которые причиняют материальный ущерб или неудобства крестьянскому хозяйству, могут осуществляться только с сог 5. Крестьянским хозяйствам и их ассоциациям предоставляются льготы для получения кредитов. При нотариальном оформлении госпошлина не взимается (Дополнен - Указ Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)ла сия главы крестьянского хозяйства. Статья 11. Обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства, обязан: а) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; б) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель; в) своевременно вносить земельный налог и арендную плату за землю; г) не нарушать права других землевладельцев и арендаторов; д) своевременно представлять в районный Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, а также сведения, необходимые для ведения земельного кадастра; е) возмещать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия земель, допущенный по вине владельца или арендатора. Право взыскания нанесенного ущерба предоставляется Государственному Комитету по земельной реформе и его органам на местах; ж) возместить арендатору стоимость произведенных им затрат на улучшение земель при прекращении договора по истечении срока аренды; з) возместить арендатору в полном объеме все нанесенные ему убытки в случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе собственника. Переданный в аренду или во владение земельный участок для организации крестьянского хозяйства разделу не подлежит. В случае нарушения закрепленных в статье обязанностей глава крестьянского хозяйства несет ответственность по действующему законодательству. Статья 12. Плата за землю 1. Плата за землю, предоставленную во владение или в аренду, взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от количества, качества и местоположения земельного участ ка с учетом его кадастровой оценки. 2. Ставки и порядок налогообложения на земельные участки устанавливаются законодател (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)ьР еспублики Башкортостаншкирской ССР. 3. Районные (городские) Советы народных депутатов могут устанавливать льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставок земельного налога. Земельный налог и арендная плата за землю не взимается с граждан, впервые организующих крестьянское хозяйство, за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. 4. Платежи за землю поступают в бюджеты и используются исключительно на охрану земель, повышение их качества, на землеустройство, на материальное стимулирование владельцев земли и арендаторов за осуществление этих мероприятий. 5. Местные Советы народных депутатов обязаны ежегодно отчитываться перед налогоплательщиками об использовании средств, полученных в порядке платежей за землю. Статья 13. Контроль за использованием земель Государственный контроль за использованием земель осуществляется Советами народных депутатов, Государственным Комитетом по земельной реформе и его органами на местах в соответствии с действующим законодательством. Раздел IV ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 14. Состав имущества и его формирование 1. Имущество крестьянского хозяйства составляют насаждения, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, необходимое для осуществления хозяйственной и иной деятельности. 2. Источниками формирования имущества крестьянского хозяйства являются: - денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства; - доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов трудовой деятельности; - доходы от ценных бумаг; - кредиты банков и других кредиторов; - дотации из бюджета; - безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования предприятий, организаций и граждан; - иные источники, не запрещенные действующим законодательством. Статья 15. Владение, пользование и распоряжение имуществом 1. Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности. 2. Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществляется его членами по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению имуществом осуществляются главой хозяйства либо доверенным лицом. Иной режим пользования и распоряжения имуществом при необходимости устанавливается договором. 3. При выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава земля и общее имущество разделу в натуральной форме не подлежат. Причитающаяся часть (вклад, доля, пай) имущества компенсируется денежными средствами. Порядок выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства. Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать пяти лет. 4. Крестьянское хозяйство имеет право продавать и передавать предприятиям, организациям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование принадлежащее ему на правах собственности имущество. 5. Крестьянское хозяйство имеет право купить или иным правомерным способом приобретать, брать в аренду или во временное пользование имущество у предприятий, объединений, организаций и граждан. 6. Иные имущественные отношения крестьянского хозяйства регулируются законодательством. 7. Имущество крестьянского хозяйства страхуется на добровольной основе в соответствии с действующим законодательством. Раздел V ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 16. Производственная деятельность крестьянского хозяйства Крестьянское хозяйство самостоятельно определяет направления своей деятельности, структуру и объемы производства, исходя из собственных интересов. Оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Статья 17. Порядок реализации продукции крестьянским хозяйством 1. Крестьянскому хозяйству принадлежит исключительное право распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по собственному усмотрению государственным заготовительным организациям, на колхозном рынке, в государственную и кооперативную торговую сеть и другим потребителям. 2. Для крестьянского хозяйства обязательно соблюдение действующих нормативов по качеству продукции, санитарным требованиям и другим параметрам. 3. Крестьянское хозяйство устанавливает цены на производимую продукцию самостоятельно. 4. Государство обязано принимать всю предъявленную крестьянским хозяйством продукцию, предусмотренную договором, соответствующую стандартам качества, с оплатой по установленным государственным закупочным, договорным и иным ценам. 5. Поставки производимой крестьянским хозяйством продукции на экспорт, а также взаимоотношения с зарубежными партнерами осуществляются в установленном порядке. Статья 18. Материально-техническое обеспечение крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство приобретает необходимые ему для осуществления нормальной деятельности материально-технические ресурсы в системе государственных снабженческих организаций, в том числе за счет фондов, выделенных специально для крестьянских хозяйств, по ценам, действующим для колхозов и совхозов. Распределение фондовых и лимитированных ресурсов по конкретным хозяйствам осуществляется органами самоуправления крестьянских хозяйств, ассоциацией, союзом и др. Поставка материально-технических ресурсов осуществляется органами снабжения. Кроме того, они могут приобретать материально-технические ресурсы у любых предприятий и организаций, на колхозных рынках, у населения, а также в государственной и кооперативной розничной торговой сети. 2. Ремонт и техническое обслуживание принадлежащих крестьянскому хозяйству тракторов, сельскохозяйственной техники и оборудования, грузовых автомобилей осуществляется государственными агросервисными предприятиями и организациями по оптовым ценам, расценкам, тарифам, действующим для колхозов и совхозов, а также колхозами, совхозами, кооперативами, гражданами по ценам договоренности. Статья 19. Денежные средства крестьянского хозяйства 1. Денежные средства крестьянского хозяйства формируются за счет выручки от реализации продукции (работ и услуг), кредитов, бюджетных ассигнований, пожертвований и других поступлений. 2. Крестьянское хозяйство вправе открывать расчетный и другие счета, включая валютный, в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. 3. Все расчеты крестьянского хозяйства, включая платежи в бюджет, производятся в календарной очередности поступления расчетных документов (наступление сроков платежей). 4. Списание средств с расчетного счета крестьянского хозяйства может производиться только с его согласия или по решению суда. Статья 20. Кр едитование крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство имеет право пользоваться кредитом, предоставленным государственными и коммерческими, в том числе кооперативными банками на основании договор и использовать его только по целевому назначениюа, определяющего условия кредитования. При кредитовании кредитные учреждения обязаны проверять способность крестьянского хозяйства обеспечив (Дополнен - Указ Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)ать своевре менный возврат полученных кредитов. 2. Возврат кредита крестьянского хозяйства обеспечивается залогом и другими видами обеспечения обязательств. В случае несвоевременного возврата кредита учреждение банка без обращения в суд может использовать право на реализацию принятого в залог имущества и направить выручку от реализации на погашение задолженности. В качестве залога принимаются товарно-материальные ценности, производимая продукция и иное имущество заемщика, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским законодательством не может быть обращено взыскание. 3. Крестьянское хозяйство может поставлять продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в кредит с уплатой получателями (потребителями) процентов, как за пользование заемными средствами. Крестьянское хозяйство вправе приобретать продукцию, пользоваться работами и услугами организаций, предприятий и граждан в кредит. При этом взаимоотношения сторон могут оформляться договорами или векселями. 4. Совет народных депутатов вправе оказывать безвозмездную материальную помощь за счет средств местного бюджета или выдавать крестьянским хозяйствам беспроцентную ссуду для пСтатья 21. Налогообложение доходов крестьянского хозяй (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260) ст ва. Крестьянские хозяйства уплачивают налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, а также пользуются льготами при их уплате в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательст в.ом для предприятий агропромышленного комплекса. Статья 22. Труд в крестьянском хозяйстве 1. В случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством. Условия наемного труда могут регламентироваться договор ом с гражданами об использовании их трудовой договор (контракт) 2. Оплата труда граждан, заключивших договор об использовании их труда, включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения Во всех случаях она не должна быть ниже, чем у работников соответст вующ (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)их профессий в государственных предприятиях. 3. Глава крестьянского хозяйства обязан обеспечить безопасные условия труда для членотрудовой договор (контракт)го хозяйства и граждан (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260), закл ючивших договор об использовании их труда. 4. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об икоторые подтверждаются местной администрациейя в (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260) трудовые книжки главой крестьянского хозяйства. 5. Трудовые споры между главой хозяйства, членами крестьянского хозяйства и гражданами, заключившими договор об использовании их труда, решаются судом. Статья 2 3. Уч1. Крестьянское хозяйство осуществляет учет результатов своей работы, представляет в органы государственного управления соответствующие статистические отчеты о численности работников, наличии земли, скота и птицы, сельскохозяйственной техники, применении удобрений, производстве сельхозпродукции, а также декларацию о доходах. При нарушении сроков представления отчетов и искажении сведений в них налагается штраф в соответствии с действующим законодательством (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)тв о осуществляет учет результатов своей работы. 2. Государственные органы осуществляют контроль за деятельностью крестьянского хозяйства в области землепользования, использования государственных кредитов, уплаты налогов, охраны труда, соблюдения законодательства об охране природы, профилактики заболеваний животных, болезней и вредителей растений. Ста тья 24. Ответственность крестьянского хозяйства За нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности крестьянское хозяйство несет полную имущественную ответственность, предусмотренную действующим законодРеспублики Башкортостаншкирской ССР. За умышленную продажу экологически грязных продуктов питания глава крестьянского хозяйства несет финансовую (изъятие стоимости эко (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260) Крестьянское хозяйство, нарушившее налоговое законодательство, несет ответственность в соответствии с действующи. (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)м законодательствомло гически нечистых п родуктов питания) или уголовную ответственность. Статья 25. Государственное социальное страхование и социальное обеспечение членов крестьянского хозяйства 1. Глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства. 2. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается действующим пенсионным законодательством. 3. Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)страхование крестьянскими хозяйствами определяется СоветомРеспублики Башкортостаншкирской ССР. 4. Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с действующим пенсионным законодательством. При этом в их общий трудовой стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве, в том числе и до введения государственного социального страхования. 5. Члены крестьянских хозяйств обеспечиваются пособиями по временной нетрудоспособности, другими пособиями и иными видами обслуживания по государственному социальному страхованию наравне с рабочими, служащими и членами колхозов. Женщинам - членам крестьянских хозяйств предоставляется, кроме того, отпуск по беременности и родам, другие отпуска и льготы, предусмотренные для работающих женщин. 6. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию. 7. Учет трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, ведется крестьянским хозяйством самостоятельно. 8. За членами крестьянского хозяйства сохраняется ранее назначенная пенсия в полном размере. 9. Крестьянское хозяйство несет материальную ответственность за ущерб, причиненный его членами, гражданами, заключившими договоры об использовании их труда, за увечье или иные повреждения здоровья, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей, в соответствии с действующим законодательством. Статья 26. Передача и наследования земли Земельный участок гражданина, ведущего крестьянское хозяйство, передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства. При отсутствии таковых земельный участок передается одному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство в соответствии с требованием пункта 1 статьи 4 настоящего Закона. При наличии нескольких таких наследников выбор производится на конкурсной основе районным (городским) Советом народных депутатов. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматривается в суде. При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, либо для обслуживания жилого дома, либо для индивидуального садоводства и животноводства. Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины при наследовании земельного участка. Статья 27. Наследование имущества крестьянского хозяйства 1. В случае смерти главы или члена крестьянского хозяйства его доля в имуществе наследуется в порядке, определенном пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона. 2. Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины с наследуемого имущества. 3. Наследование имущества регулируется настоящим Законом, а также гражданским законодательством. Раздел VI АССОЦИАЦИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ Статья 28. Ассоциация крестьянских хозяйств 1. Ассоциации могут создаваться путем добровольного объединения самостоятельных крестьянских хозяйств либо в случаях преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов. 2. Ассоциация действует на основе устава, утверждаемого ее участниками, имеет права юридического лица и подлежит государственной регистрации в районном (городском) Совете народных депутатов в порядке, установленном действующим законодательством для предприятий. 3. Крестьянские хозяйства, входящие в ассоциацию, сохраняют самостоятельность, права на з емельные участки и юридического лица и на них распространяется действие настоящего Закона. 4. Ассоциация крестьянских хозяйств на базе бывших колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий может соз(Исключен - Указ Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 22.06.93 г. N 6-2/260)лишь при условии предварительного раздела имущества, а также передачи, продажи земельных участков гражданам в порядке, установленном настоящим Законом. 5. Главной целью ассоциации является достижение эффективности и устойчивости производства крестьянских хозяйств и рост уровня их социально - экономического развития на основе организации совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. 6. Задачами ассоциации крестьянских хозяйств являются: - коллективное регулирование взаимоотношений между крестьянскими хозяйствами; - внедрение эффективных форм кооперации во всех сферах деятельности; - формирование сбалансированной материально-технической базы и социальной инфраструктуры коллективного пользования; - защита законных интересов и прав участников перед другими предприятиями, организациями и учреждениями. 7. Ассоциации крестьянских хозяйств освобождаются от уплаты налогов на доходы после их создания в течение первых пяти лет. Статья 29. Управление ассоциацией крестьянских хозяйств Высшим органом управления ассоциации является общее собрание глав крестьянских хозяйств - ее участников. Общее собрание ассоциации избирает координационный Совет ассоциации, осуществляющий исполнительные функции и повседневную координацию деятельности ассоциации. Координационный Совет при необходимости нанимает рабочий аппарат управления ассоциации. Статья 30. Производственно-хозяйственная деятельность ассоциации крестьянских хозяйств 1. Для реализации своих целей и задач ассоциация вправе: - осуществлять согласованные между ее участниками общие действия в области коммерции, финансов и кредита, технического развития; - создавать ассоциированные финансовые средства и материальные ресурсы путем добровольного отчисления, централизовать отдельные производственно-хозяйственные функции; - регулировать экономические взаимоотношения между ее участниками с помощью расчетных цен, тарифов, расценок. 2. Стоимость имущества, находящегося в коллективной (неделимой) собственности ассоциации или пакета акций, принадлежащего ей, не может превышать сорока процентов соответственно совокупной стоимости имущества всех ее участников или стоимости всех акций ассоциации. 3. Ассоциация не отвечает по обязательствам ее участников, а участники не отвечают по обязательствам ассоциации, если иное не предусмотрено уставом. Статья 31. Выход из ассоциации и ее ликвидация 1. Крестьянское хозяйство - участник ассоциации вправе выйти из нее с сохранением обязательств перед ее участниками в соответствии с заключенными договорами. 2. Ассоциация ликвидируется по решению ее участников. Ликвидация ассоциации осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для ликвидации предприятия. Имущество, находящееся в коллективной (неделимой) собственности ассоциации, остающееся после ликвидации ассоциации, распределяется между ее участниками в соответствии с уставом ассоциации. Раздел VII ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 32. Условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства Деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях: а) неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года; б) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности; в) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать деятельность хозяйства; г) использования земельного участка методами, приводящими к деградации земли, а также в других случаях нарушения земельного и природоохранного законодательства; д) изъятия земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд; е) в связи с банкротством. Статья 33. Порядок прекращения деятельности крестьянского хозяйства 1. Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным (городским) Советом народных депутатов, а в случае банкротства - судом. Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются судом. 2. Изъятие земли крестьянского хозяйства в установленном порядке для государственных и общественных нужд производится с его согласия после выделения ему по его желанию районным (городским) Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме причиненных убытков, включая упущенную выгоду. 3. При прекращении без уважительных причин деятельности крестьянского хозяйства до истечения срока предоставления хозяйству налоговых льгот, крестьянское хозяйство уплачивает сумму налога, исчисленную в полном размере. 4. При прекращении деятельности крестьянского хозяйства его имущество используется на расчеты по оплате труда граждан, заключивших договоры об использовании их труда, на платежи в бюджет, возврат ссуд банкам, расчеты с прочими кредиторами. Остающееся имущество и полученные от его реализации средства сохраняются в качестве общей собственности членов хозяйства либо делятся между ними. 5. Земля, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения могут выступать только в качестве неделимого предмета, за исключением объектов, право собственности на которые остается за членами прежнего хозяйства (жилой дом, хозяйственные постройки, насаждения на приусадебном участке и другие), если они остаются постоянно проживать в данной местности. Председатель Верховного Совета Башкирской ССР М.РАХИМОВ Уфа, 21 марта 1991 года N ВС-5/25 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|