Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Республики Башкортостан от 14.10.1994 № ВС-25/50Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.05.2002 г. N 326-З ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ДРУГИХ ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ УГОЛОВНОМУ СУДОПРОИЗВОДСТВУ В целях создания необходимых условий для борьбы с преступностью и надлежащего отправления правосудия по уголовным делам настоящий Закон устанавливает меры обеспечения безопасности и социальной защиты потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, а также их близких родственников и иных граждан, жизнь, здоровье и имущество которых подвергаются угрозе в связи с этим содействием. Предусмотренные настоящим Законом меры подлежат применению в случаях, когда для защиты указанных лиц другие средства являются недостаточными. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному судопроизводству Обеспечение безопасности лиц, участвующих в обнаружении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании уголовных преступлений, а также в судебном рассмотрении уголовных дел, состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами правовых, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту жизни, здоровья, имущественных и других прав и законных интересов указанных лиц от противоправных посягательств. Статья 2. Защищаемые лица Лицо, в отношении которого принято решение о применении мер безопасности, именуется в настоящем Законе "защищаемое лицо". Правом на обеспечение безопасности при наличии соответствующих оснований обладают: лицо, заявившее в правоохранительный орган о преступлении либо иным образом участвовавшее в обнаружении, предупреждении, пресечении или раскрытии преступления; свидетель; потерпевший и его представитель по уголовному делу; подозреваемый, обвиняемый, их защитники и законные представители; эксперт, специалист, переводчик и понятой; гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по уголовному делу или гражданскому судопроизводству по иску о возмещении ущерба, причиненного преступлением. Меры безопасности могут применяться также в отношении близких родственников и иных граждан, через воздействие на которых оказывается давление на лиц, перечисленных в части второй настоящей статьи. Статья 3. Органы, обеспечивающие безопасность Безопасность защищаемых лиц обеспечивают органы: а) принимающие решение о применении мер безопасности; б) осуществляющие меры безопасности. Решение о применении мер безопасности принимает суд или судья, прокурор, а также следователь, орган дознания с согласия прокурора по находящимся у них в делопроизводстве заявлений или сообщений о преступлении либо уголовному делу, а после вступления приговора в законную силу - также органом внутренних дел по месту нахождения защищаемого лица. Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел, таможенные органы и органы налоговой полиции по делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению. В составе названных органов для этой цели могут быть созданы специальные подразделения. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по делам, находящимся в производстве прокуратуры или суда, осуществляются по решению прокуратуры или суда органами внутренних дел. При выполнении процессуальных действий по уголовным делам, находящимся у них в производстве, меры безопасности осуществляются органами дознания, следователем, а также органами внутренних дел по решению прокурора, суда или судьи. Меры безопасности в отношении военнослужащего осуществляются также командованием соответствующей воинской части. Статья 4. Принципы обеспечения защиты лиц в уголовном судопроизводстве Защита лиц, содействующих уголовному судопроизводству, основывается на принципах законности, уважения прав и свобод личности, взаимной ответственности защищаемых лиц и органов, осуществляющих эту защиту, конспирации, сочетания гласных и негласных методов судебного контроля и прокурорского надзора, государственного финансирования, экономического стимулирования защищаемых лиц. Раздел II МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ Статья 5. Меры безопасности Мерами безопасности являются: неразглашение сведений о личности защищаемого лица; закрытое судебное разбирательство; личная охрана, охрана жилища и имущества; прослушивание телефонных переговоров; выдача средств связи, оружия и специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; замена документов на новое имя и изменение внешности; переселение на другое место жительства; изменение места работы или учебы; временное помещение в место, обеспечивающее безопасность; ведение видео- и звукозаписи показаний. С учетом характера и степени опасности для жизни, здоровья, достоинства, имущественных и иных прав защищаемого лица могут осуществляться и другие меры, предусмотренные действующим законодательством, в том числе и Законом "Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации". Статья 6. Неразглашение сведений о личности защищаемого лица в процессе досудебного производства в суде Неразглашение сведений о личности защищаемого лица осуществляется в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством путем: ограничения сведений о личности защищаемого лица, кроме фамилии, имени, отчества, указанных в заявлении, сообщении о преступлениях, материалах их проверки, а также материалах уголовного дела. Полные подлинные анкетные данные хранятся отдельно; предъявления для опознания вне визуального наблюдения опознаваемым опознающего; невключения в список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, анкетных данных защищаемого лица, за исключением фамилии, имени, отчества, а также неоглашения этих данных в суде; производства допроса свидетеля, потерпевшего или эксперта в отсутствии подсудимого или вне зала судебного заседания с использованием технических средств связи, а в исключительных случаях - в месте нахождения свидетеля вне помещения суда председательствующим единолично; освобождения от явки в судебное заседание, в этом случае суд при разбирательстве дела вправе огласить показания, данные защищаемым лицом при производстве предварительного расследования, воспроизвести приложенную к протоколу допроса видео- и звукозапись. Меры, предусмотренные настоящей статьей, могут быть использованы по делам о тяжких преступлениях, а также в случаях прямой угрозы жизни или здоровью защищаемого лица, а изменение фамилии, имени, отчества - по делам о тяжких преступлениях анонимно и только с согласия Прокурора Республики Башкортостан. Статья 7. Закрытое судебное разбирательство В случаях, когда этого требуют интересы безопасности защищаемого лица, по мотивированному определению суда либо постановлению судьи допускается проведение закрытого судебного разбирательства в порядке, предусмотренном уголовно - процессуальным законодательством. Статья 8. Личная охрана, охрана жилища и имущества При необходимости органами, обеспечивающими безопасность, осуществляется личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица. Жилище и имущество этого лица могут быть оборудованы средствами противопожарной и охранной сигнализации, могут быть заменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им транспортных средств. Статья 9. Прослушивание телефонных переговоров По заявлению защищаемого лица или с его письменного согласия может производиться прослушивание телефонных переговоров в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Лица, прослушивающие записи телефонных переговоров, предупреждаются об ответственности за разглашение ставших им известных сведений. Статья 10. Выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности С учетом степени опасности для жизни и здоровья защищаемого лица, органы, осуществляющие меры безопасности, с санкции прокурора или по судебному решению могут выдать ему оружие, в том числе боевое, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности. Порядок выдачи оружия и его виды устанавливаются Кабинетом Министров Республики Башкортостан. Применение оружия защищаемым лицом осуществляется в соответствии с действующим на территории Республики Башкортостан законодательством. Статья 11. Запрет на выдачу сведений о личности защищаемого лица По решению органа, обеспечивающего безопасность, может быть наложен запрет на выдачу сведений о личности защищаемого лица из адресного бюро, паспортной службы, подразделений госавтоинспекции, справочной службы АТС и других информационно - справочных фондов. Статья 12. Замена документов, изменение внешности, переселение на другое место жительства Защищаемое лицо в целях обеспечения его безопасности может быть временно или постоянно переселено на другое место жительства. При переселении на другое место жительства защищаемому лицу предоставляется жилая площадь, оказывается содействие в трудоустройстве, предоставляется материальная помощь. При временном переселении на другое место жительства ранее занимаемая жилая площадь за ним сохраняется. В исключительных случаях могут быть произведены замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого лица с изменением фамилии, имени, отчества и других данных, а также изменение его внешности. Переселение на другое место жительства, замена документов и изменение внешности могут быть произведены с санкции Прокурора Республики Башкортостан либо по определению суда лишь по заявлению или с согласия защищаемого лица и только при наличии обстоятельств, при которых угроза жизни и безопасности защищаемого лица не может быть устранена другими мерами. Статья 13. Изменение места работы и учебы Если устранение угрозы безопасности защищаемого лица требует оставления им прежнего места работы или учебы, то по его ходатайству или с его согласия ему оказывается содействие в устройстве на новое место работы или учебы. Время вынужденного прогула защищаемого лица включается в трудовой стаж, за указанный период выплачивается компенсация, при более низком заработке на новом месте работы выплачивается разница в заработной плате. Статья 14. Временное помещение в места, обеспечивающие безопасность Защищаемое лицо может быть с его согласия временно помещено в место, обеспечивающее его безопасность. Несовершеннолетнее лицо с согласия родителей или лиц, их заменяющих, может быть временно помещено в детское воспитательное учреждение, а совершеннолетнее нетрудоспособное лицо - в учреждение органов социальной защиты населения. Статья 15. Обеспечение безопасности военнослужащего Безопасность военнослужащего обеспечивается мерами, перечисленными в статье 5 настоящего Закона, применяемыми с учетом пребывания этого лица на военной службе. Для защиты военнослужащего с его согласия могут быть осуществлены также следующие меры: откомандирование в другую воинскую часть, соединение или военное учреждение; перевод на новое место службы; охрана командованием воинской части. Статья 16. Обеспечение безопасности лица, находящегося под стражей или в месте лишения свободы Безопасность лица, находящегося в изоляторе временного содержания, следственном изоляторе или месте лишения свободы, обеспечивается мерами, перечисленными в статье 5 настоящего Закона, с изъятиями, вытекающими из его положения. К нему могут применяться также следующие меры: перевод из одного места содержания под стражей или лишения свободы в другое; раздельное или одиночное содержание; изменение меры пресечения в порядке, предусмотренном уголовно - процессуальным законодательством. Статья 17. Меры социальной защиты В случае гибели защищаемого лица в связи с его содействием уголовному судопроизводству семье пострадавшего и его иждивенцам из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие - 500 минимальных размеров оплаты труда, и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца. При получении защищаемым лицом травмы, повлекшей стойкую утрату трудоспособности, наступившую в связи с его содействием уголовному судопроизводству, ему выплачивается из средств соответствующего бюджета единовременное пособие - 200 минимальных размеров оплаты труда, а при утрате трудоспособности в установленном законом порядке назначается также и пенсия по инвалидности. Имущественный ущерб, причиненный защищаемому лицу в связи с его содействием уголовному судопроизводству, подлежит возмещению в установленном законом порядке. Раздел III ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ Статья 18. Основания применения мер безопасности Основаниями для применения мер безопасности лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, являются установленные органом, принимающим решение о применении этих мер, по письменному или устному заявлению названных лиц либо иным путем достаточные данные о наличии в отношении их реальной угрозы убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества в связи с содействием уголовному судопроизводству. Статья 19. Порядок применения мер безопасности Меры безопасности защищаемых лиц применяются только при наличии оснований, указанных в статье 18 настоящего Закона. Порядок осуществления мер безопасности определяется настоящим Законом и изданными в целях его исполнения нормативными актами. Орган дознания, следователь, прокурор, суд, судья, получив заявление или сообщение об угрозе безопасности лица, указанного в статье 2 настоящего Закона, обязаны проверить это заявление и немедленно принять решение о применении либо об отказе в применении мер безопасности. О состоявшемся решении они выносят мотивированное постановление (определение) и передают его для исполнения в орган, на который возложено осуществление мер безопасности. Это постановление (определение) обязательно для исполнения названным органом. При наличии в заявлении (сообщении) об угрозе безопасности сведений о преступлении орган дознания, следователь, прокурор, суд или судья в порядке, предусмотренном уголовно - процессуальным законодательством, принимает также решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче заявления (сообщения) о преступлении по подследственности или подсудности. О принятом решении уведомляется заявитель. Орган, которому поручено осуществление мер безопасности, устанавливает перечень необходимых мер и способов их реализации, руководствуясь при этом конкретными обстоятельствами дела и потребностями устранения существующей угрозы. О принятых мерах безопасности и их результатах орган, осуществляющий эти меры, информирует орган дознания, следователя, прокурора, суд или судью, в производстве которого находится заявление (сообщение) о преступлении или уголовное дело, а в случае устранения угрозы возбуждает перед ним ходатайство об отмене мер безопасности. Орган, осуществляющий меры безопасности, в необходимых случаях заключает с защищаемым лицом договор о взаимных обязательствах, условиях применения этих мер и ответственности сторон. Статья 20. Отмена мер безопасности Меры безопасности отменяются, когда отпали основания для их применения, указанные в статье 18 настоящего Закона, а также в случае нарушения защищаемым лицом условий осуществления этих мер, делающих невозможным их дальнейшее применение. Отмена мер безопасности допускается только по постановлению органа дознания, следователя, прокурора, судьи или по определению суда, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении или уголовное дело. После вступления приговора в законную силу отмена мер безопасности производится по решению начальника органа безопасности или органа внутренних дел по месту нахождения защищаемого лица. Раздел IV ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАЩИЩАЕМЫХ ЛИЦ И ОРГАНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ Статья 21. Права и обязанности защищаемых лиц Лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, вправе: требовать обеспечения своей безопасности и безопасности других лиц, содействующих уголовному судопроизводству; получать имущественные и иные компенсации в связи с личными потерями, возникшими при содействии уголовному судопроизводству; знать о применении в отношении них мер безопасности; обращаться с просьбой о применении дополнительных мер безопасности либо об отмене осуществляемых мер; обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд в порядке, установленном действующим законодательством, решения и действия органа, обеспечивающего безопасность. Защищаемые лица обязаны: выполнять условия осуществления мер безопасности и законные требования органа, обеспечивающего безопасность; немедленно информировать названный орган о каждом случае угрозы или противоправных действиях в отношении них; обращаться с имуществом, выданным им правоохранительными органами в личное пользование для обеспечения безопасности, в соответствии с установленными правилами; не разглашать сведения о принятых в отношении них мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры. Статья 22. Права и обязанности органов, обеспечивающих безопасность Суд (судья), прокурор, а также орган дознания и следователь вправе: истребовать необходимые материалы и получать объяснения, производить следственные и судебные действия в целях установления оснований для применения мер безопасности; требовать в необходимых случаях от органов государственной безопасности и органов внутренних дел, осуществляющих меры безопасности, применения дополнительных мер; отменять меры безопасности полностью или частично по согласованию с органами, их осуществляющими. Орган, осуществляющий меры безопасности, вправе: определять перечень мер безопасности, средства и методы их применения, при необходимости изменять и дополнять эти меры; требовать от защищаемых лиц соблюдения условий осуществления мер безопасности, а также выполнения законных распоряжений, связанных с применением этих мер; обращаться в орган дознания, к следователю, прокурору, в суд или к судье, в производстве которых находится уголовное дело, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об отмене осуществляемых мер. Органы, принимающие решение о применении мер безопасности и их осуществляющие, обязаны: немедленно реагировать на каждый ставший им известным случай противоправных действий в отношении лиц, перечисленных в статье 2 настоящего Закона; обеспечить защиту жизни, здоровья, жилища и имущества защищаемых лиц путем применения предусмотренных настоящим Законом мер; своевременно уведомлять защищаемых лиц об изменении или отмене мер, предусмотренных настоящим Законом, а также принятии по уголовному делу процессуальных решений, имеющих значение для обеспечения их безопасности; соблюдать при обеспечении безопасности законность и проявлять уважение к правам и свободам граждан. Раздел V ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ НАСТОЯЩИМ ЗАКОНОМ Статья 23. Ответственность должностного лица за невыполнение обязанностей по обеспечению безопасности Должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность, виновное в непринятии или ненадлежащем осуществлении мер безопасности, несет дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Статья 24. Ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности и защищаемых лицах Сведения о защищаемых лицах, а также принятых в отношении них мерах безопасности, могут быть отнесены к государственной тайне. Разглашение сведений о защищаемых лицах, а также принятых в отношении них мерах безопасности, составляющих государственную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Статья 25. Ответственность защищаемого лица Разглашение защищаемым лицом сведений о применяемых мерах безопасности, если это привело или могло привести к тяжким последствиям для других лиц, влечет уголовную ответственность. Продажа, залог или передача другим лицам имущества, выданного в личное пользование защищаемому лицу для обеспечения его безопасности, а равно утрата или порча этого имущества, влечет ответственность, предусмотренную гражданским или уголовным законодательством. Статья 26. Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением решений о применении мер безопасности и социальной защиты Надзор за исполнением законов при применении мер безопасности в отношении лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, осуществляет Прокурор Республики Башкортостан на основании Закона Республики Башкортостан "О Прокуратуре Республики Башкортостан" и Закона Российской Федерации "О Прокуратуре Российской Федерации". Контроль за исполнением судебных решений о применении мер безопасности и социальной защиты осуществляет вышестоящий суд. Раздел VI ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ Статья 27. Финансирование и материально - техническое обеспечение мер безопасности Финансирование и материально - техническое обеспечение мер безопасности, предусмотренных настоящим Законом, осуществляются из средств, соответствующих бюджетов в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством, а также из внебюджетных целевых фондов. Расходы, связанные с применением мер безопасности, не могут быть возложены на защищаемое лицо. Президент Республики Башкортостан М.Рахимов 14 октября 1994 года N ВС-25/50 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|