Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 09.02.1998 № 140-ЗУтратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 17.12.2004 г. N 130-з ЗАКОН Республики Башкортостан О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН" Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 18 декабря 1997 года. Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 16 января 1998 года. Статья 1. Внести в Закон Республики Башкортостан "О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан" (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1994, N 1 (19), ст. 1) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции: "ЗАКОН Республики Башкортостан О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан Настоящий Закон определяет государственную политику Республики Башкортостан в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан и Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Башкортостан. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятия "инвалидность", "инвалид" Инвалидность - ограничение жизнедеятельности человека вследствие нарушения здоровья, вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, обучение и трудовую деятельность, самостоятельное передвижение, ориентацию, общение, контролировать свое поведение в связи с нарушением здоровья. Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливаются I, II или III группы инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются законодательством. Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности инвалидам гарантируется социальная поддержка, социальная помощь или социальное обеспечение. Социальная поддержка в системе социальной защиты инвалидов включает меры, направленные на создание условий самостоятельного преодоления ограничений жизнедеятельности. Социальная помощь в системе социальной защиты инвалидов включает адекватные потребности инвалида меры, позволяющие при условии их предоставления самостоятельно осуществлять свою жизнедеятельность. Социальное обеспечение в системе социальной защиты инвалидов включает меры материального обеспечения и социального обслуживания лиц, не способных по состоянию здоровья обеспечить свою жизнедеятельность. Статья 3. Интеграция инвалидов в общество Интеграция инвалидов в общество - достижение оптимального уровня их жизнедеятельности и потенциальных возможностей личности в результате воздействия реабилитационных мер и других мер социальной защиты. Статья 4. Основы правового положения инвалидов Инвалиды обладают всей полнотой прав и свобод, закрепленных Конституцией Республики Башкортостан, Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Дискриминация инвалидов по мотивам инвалидности запрещена и преследуется по закону. Статья 5. Защита прав, свобод и законных интересов инвалидов Защита прав, свобод и законных интересов инвалидов обеспечивается государством в судебном и ином порядке, установленном законодательством. Статья 6. Участие негосударственных организаций в социальной защите инвалидов Органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местной власти, используя систему налоговых и иных льгот, стимулируют участие негосударственных организаций в социальной защите инвалидов, создают благоприятные условия для их деятельности в этой сфере и оказывают организационную поддержку. Статья 7. Законодательство Республики Башкортостан о социальной защите инвалидов Законодательство Республики Башкортостан о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Республики Башкортостан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов. Статья 8. Компетенция органов государственной власти Республики Башкортостан в области социальной защиты инвалидов К ведению органов государственной власти Республики Башкортостан в области социальной защиты инвалидов относятся: 1) определение государственной политики Республики Башкортостан в отношении инвалидов; 2) принятие законов и иных нормативных правовых актов о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением; 3) создание организаций Государственной службы медико-социальной экспертизы, Государственной службы реабилитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью; 4) разработка и реализация республиканских программ в области социальной защиты инвалидов; участие в реализации федеральных программ; 5) аккредитация и лицензирование организаций, находящихся в собственности Республики Башкортостан, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов; 6) утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых в Республике Башкортостан; 7) создание и управление объектами в области социальной защиты инвалидов; 8) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов; 9) координация и финансирование научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов; 10) разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов; 11) содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов на территории Республики Башкортостан; 12) установление в соответствии с законодательством льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, инвестирующим средства в сферу социальной защиты инвалидов, производящим специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляющим услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности организациям, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов; 13) установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории Республики Башкортостан за счет средств республиканского бюджета; 14) формирование республиканского бюджета в части расходов на социальную защиту инвалидов; 15) заключение международных договоров Республики Башкортостан по вопросам социальной защиты инвалидов. Статья 9. Компетенция органов местной власти в области социальной защиты инвалидов К ведению органов местной власти в области социальной защиты инвалидов относятся: 1) контроль за соблюдением законодательства в области социальной защиты инвалидов; 2) управление деятельностью учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов; организация экспертного обслуживания населения и реабилитационной помощи инвалидам, включая профессиональную подготовку и профессиональное образование, создание рабочих мест для инвалидов; контроль за соблюдением стандартов реабилитационных услуг; 3) формирование местных бюджетов в части расходов на социальную защиту инвалидов; 4) обеспечение инвалидов мерами реабилитации на подведомственной территории; 5) координация деятельности организаций по социальной защите инвалидов независимо от форм собственности и контроль за ее осуществлением; 6) установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов за счет средств местных бюджетов; 7) формирование фондов реабилитации инвалидов, разработка и реализация муниципальных программ по организации жизнедеятельности инвалидов, включая создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре; 8) аккредитация негосударственных организаций и граждан, осуществляющих деятельность в области социальной защиты инвалидов. Статья 10. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут ответственность в соответствии с законодательством. Глава II. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИНВАЛИДОВ Статья 11. Право инвалидов на создание общественных объединений В целях представительства и защиты своих прав и интересов инвалиды и лица, их представляющие, имеют право создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством. Органы исполнительной власти Республики Башкортостан, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Общественные объединения инвалидов и их подразделения, являющиеся юридическими лицами, могут быть участниками хозяйственных обществ, созданных с целью осуществления предпринимательской деятельности. В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться учреждения, хозяйственные товарищества и общества, иные организации, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество в соответствии с законодательством. Статья 12. Льготы, предоставляемые общественным объединениям инвалидов Органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местной власти могут в соответствии с законодательством предоставлять льготы по уплате налогов, сборов, пошлин и других платежей общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности организациям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов. Подготовка и принятие решений по предоставлению указанных льгот производятся с обязательным участием общественных объединений инвалидов. Общественные объединения инвалидов при строительстве жилой площади за счет собственных средств или в порядке долевого участия освобождаются от передачи части жилой площади органам местной власти и другим организациям, а также от отчислений на развитие мощностей строительных организаций и коммунальное строительство. Глава III. Медико-социальная экспертиза Статья 13. Понятие медико-социальной экспертизы Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется на основе комплексного анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 14. Государственная служба медико-социальной экспертизы Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Республики Башкортостан. Порядок организации и деятельности Государственной службы медико-социальной экспертизы определяется законодательством. Медицинские услуги при оформлении граждан для освидетельствования в учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы, реабилитационные мероприятия включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Республики Башкортостан и финансируются из Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан и соответствующих бюджетов. Статья 15. Задачи Государственной службы медико-социальной экспертизы На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются: 1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; 2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; 3) изучение уровня и причин инвалидности населения; 4) участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов; 5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работниками организаций независимо от форм собственности, получившими увечье или иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и нуждаемостью в дополнительных видах помощи; 6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством предусматривается предоставление льгот семье умершего. Решение органа Государственной службы медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местной власти, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Глава IV. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ Статья 16. Понятие реабилитации инвалидов Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целями реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Реабилитация инвалидов включает в себя: 1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования; 2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства; 3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. Статья 17. Республиканская базовая программа реабилитации инвалидов Республиканская базовая программа реабилитации инвалидов - гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств республиканского бюджета. Республиканская базовая программа реабилитации инвалидов и порядок ее реализации утверждаются Кабинетом Министров Республики Башкортостан. Реабилитационные технические средства и услуги предоставляются инвалидам, как правило, в натуральной форме. Статья 18. Индивидуальная программа реабилитации инвалида Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местной власти, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с Республиканской базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Республиканской базовой программой реабилитации инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местной власти, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. Статья 19. Финансирование реабилитации инвалидов Финансирование реабилитации инвалидов осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также государственных фондов: Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан, Государственного фонда занятости населения Республики Башкортостан, Пенсионного фонда Российской Федерации (в соответствии с положениями об указанных фондах) и иных источников, предусмотренных законодательством. Финансирование реабилитационных мероприятий, включая содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств. Статья 20. Государственная служба реабилитации инвалидов Государственная служба реабилитации инвалидов - совокупность органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местной власти, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется Министерством социальной защиты населения Республики Башкортостан. Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами. Органы исполнительной власти Республики Башкортостан создают сеть реабилитационных учреждений и обеспечивают развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организуют производство технических средств реабилитации, развитие услуг для инвалидов, способствуют развитию негосударственных реабилитационных учреждений при наличии у них лицензии на этот вид деятельности, а также фондов различных форм собственности и взаимодействуют с ними в осуществлении реабилитации инвалидов. Порядок организации и деятельности Государственной службы реабилитации инвалидов определяется Кабинетом Министров Республики Башкортостан. Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ Статья 21. Медицинская помощь инвалидам Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством. Порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов определяются Кабинетом Министров Республики Башкортостан. Медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования населения Республики Башкортостан за счет средств Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан. Статья 22. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации Государство гарантирует инвалидам право на получение необходимой информации. В этих целях принимаются меры по укреплению материально-технической базы редакций, издательств и организаций полиграфии, выпускающих специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий и организаций, осуществляющих выпуск грамзаписей, аудиозаписей и другой звуковой продукции, кино- и видеофильмов и другой видеопродукции для инвалидов. Выпуск периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Государство обеспечивает развитие и использование языковых и других специальных средств общения инвалидов, способствующих их интеграции в обществе. Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Органы социальной защиты населения оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами. Статья 23. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры Органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местной власти, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с республиканскими целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с органами исполнительной власти и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают транспортные средства, вокзалы, аэропорты и другие объекты специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Статья 24. Ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, не выполняющие предусмотренные настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами меры по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие бюджеты средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов, в порядке и размерах, устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Башкортостан и органами местной власти при участии общественных объединений инвалидов. Указанные средства используются целевым назначением только на осуществление мероприятий по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами. Статья 25. Обеспечение инвалидов жилой площадью Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот. Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. Жилое помещение в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору найма или аренды, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение шести месяцев. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение. Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда, занимаемые инвалидами по договору найма или аренды, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка в размере 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Порядок предоставления указанных льгот определяется законодательством. Статья 26. Воспитание и обучение детей-инвалидов Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные (коррекционные) дошкольные учреждения. При невозможности осуществить воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законодательством. Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан. Статья 27. Образование инвалидов Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством. Государство обеспечивает инвалидам получение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих министерств и иных республиканских органов исполнительной власти. Органы государственного управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков, а инвалидам по зрению - услугами чтеца. Статья 28. Обеспечение занятости инвалидов Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости органами государственной власти путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынках труда: 1) осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных организаций, применяющих труд инвалидов, а также организаций общественных объединений инвалидов; 2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; 3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; 4) стимулирования создания организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; 5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; 6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; 7) организации обучения и переобучения инвалидов новым профессиям, в том числе в специально созданных для этого учебных центрах за пределами Республики Башкортостан. Статья 29. Установление квоты для приема на работу инвалидов Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов). В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоспособного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Республики Башкортостан. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов. По представлению органов службы занятости Государственный фонд занятости населения Республики Башкортостан перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных организаций (цехов, участков), применяющих труд инвалидов. Статья 30. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается Кабинетом Министров Республики Башкортостан для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств соответствующих бюджетов, средств Государственного фонда занятости населения Республики Башкортостан, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются в соответствии с законодательством. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Статья 31. Условия труда инвалидов Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Статья 32. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения Республики Башкортостан, несут ответственность в виде уплаты штрафа за сокрытие или занижение обязательной платы в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемом Кабинетом Министров Республики Башкортостан. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности. Статья 33. Порядок и условия признания инвалида безработным Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней. Для принятия решения о признании инвалида безработным он представляет в орган службы занятости наряду с документами, установленными Законом Республики Башкортостан "О занятости населения в Республике Башкортостан", индивидуальную программу реабилитации инвалида. Статья 34. Государственное стимулирование участия организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов Государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) организаций, производящих промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, обеспечивающих занятость инвалидов, оказывающих медицинскую помощь, услуги в сфере образования, осуществляющих санаторно-курортное лечение, бытовое обслуживание и создающих условия для занятий физической культурой и спортом, организации досуга инвалидов, инвестирующих более 30 процентов прибыли в проекты, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, в научные и опытно-конструкторские разработки технических средств реабилитации инвалидов, а также протезно-ортопедических предприятий, лечебно-производственных (трудовых) мастерских и подсобных сельских хозяйств учреждений органов социальной защиты населения, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Статья 35. Материальное обеспечение инвалидов Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством. Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством. Статья 36. Социально-бытовое обслуживание инвалидов Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Башкортостан и органами местной власти с участием общественных объединений инвалидов. Органы исполнительной власти создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание. Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим Законом и содействовать удовлетворению их потребностей. Инвалиды имеют право на бесплатное изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) в порядке, установленном законодательством. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования. Инвалиды I и II групп всех категорий имеют право на внеочередную установку телефона при наличии возможности телефонизации жилья. Инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за установку и пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Инвалидам I и II групп по зрению предоставляется право бесплатного пользования радиотрансляционной точкой. Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации, ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется законодательством. Инвалиды I и II групп имеют право на 50-процентную скидку по оплате за содержание их детей в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях. Статья 37. Санаторно-курортное лечение инвалидов Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица. Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения. Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования. Инвалидам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, путевки для санаторно-курортного лечения предоставляются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Статья 38. Транспортное обслуживание инвалидов Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая без ограничения числа поездок и один раз в год (туда и обратно) в период с 16 мая по 30 сентября. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида. Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных маршрутов (в пределах республики). Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи. Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях в порядке, установленном законодательством. Инвалидам, родителям детей-инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств. Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов. Порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсации транспортных расходов определяются законодательством. Статья 39. Порядок сохранения льгот, установленных инвалидам Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате лекарств, санаторно-курортного лечения, по транспортному обслуживанию, кредитованию, приобретению, строительству, получению и содержанию жилья, по оплате коммунальных услуг, услуг учреждений связи, предприятий торговли, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений в соответствии с законодательством. Настоящий Закон сохраняет льготы, установленные инвалидам законодательством бывшего Союза ССР. Предусмотренные для инвалидов льготы сохраняются независимо от вида получаемых ими пенсий. В случаях, если другими нормативными правовыми актами предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих нормативных правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же льготу в соответствии с настоящим Законом и иным нормативным правовым актом, льгота предоставляется либо в соответствии с настоящим Законом, либо в соответствии с иным нормативным правовым актом (независимо от основания установления льготы). Статья 40. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством. Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке." Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Статьи 23, 24 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 1999 года. Статья 3. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Поручить Кабинету Министров Республики Башкортостан в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие его реализацию. Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики 9 февраля 1998 года N 140-З Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|