Расширенный поиск
Кодекс Верховного Совета Республики Башкортостан от 21.12.1994 № ВС-26/22Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 04.03.2005 г. N 155-з КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24.05.2000 г. N 72-З; от 29.04.2002 г. N 315-З; от 26.02.2004 г. N 66-з) Настоящий Кодекс регулирует общественные отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Башкортостан. Санитарно-эпидемиологическое благополучие является необходимым условием реализации прав граждан на сохранение и укрепление здоровья, физическое и духовное развитие, на обеспечение долголетней активной жизни. Раздел 1. Общие положения Статья 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения 1. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. 2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Республики Башкортостан обеспечивается: а) реализацией федеральных, республиканских и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности; б) проведением государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также соблюдением санитарноэпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов; в) сочетанием экономической заинтересованности юридических лиц и граждан республики (иностранных граждан и лиц без гражданства) в соблюдении санитарного законодательства Республики Башкортостан с их ответственностью за санитарные правонарушения; г) широкой информированностью населения о состоянии здоровья, гигиенической, эпидемиологической и экологической обстановке, проводимых санитарно-профилактических мероприятиях; д) воспитанием высокой санитарной культуры населения; е) системой государственного и ведомственного санитарноэпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля; ж) обучением и воспитанием детей раннего возраста в детских дошкольных учреждениях, в учебных заведениях и всего населения санитарно-гигиеническим навыкам, соблюдению санитарноэпидемиологических правил. Статья 2. Санитарное законодательство Республики Башкортостан 1. Санитарное законодательство Республики Башкортостан состоит из настоящего Кодекса и издаваемых в соответствии с ним нормативно- правовых актов органов государственной власти и управления, в пределах их полномочий. 2. Отдельные полномочия по изданию актов санитарного законодательства Республика Башкортостан может передавать по Договору Российской Федерации. Акты санитарного законодательства Российской Федерации, принятые по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации, обязательны на территории Республики Башкортостан. Статья 3. Законодательство Республики Башкортостан в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения Законодательство Республики Башкортостан в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.04.2002 г. N 315-З) Статья 4. Полномочия Республики Башкортостан по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения К ведению Республики Башкортостан в вопросах санитарноэпидемиологического благополучия населения относятся: а) формирование и проведение на территории Республи и Башкортостан единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; б) создание санитарного законодательства Республики Башкортостан; в) организация системы Государственного санитарноэпидемиологического надзора Республики Башкортостан (Госсанэпиднадзора Республики Башкортостан); г) разработка, принятие и реализация государственных программ (планов) по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики, контроль за их исполнением; д) регулирование деятельности министерств, государственных комитетов, ведомств, органов местной власти республики по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, затрагивающим его интересы в пределах Республики Башкортостан; е) установление и отмена на территории Республики Башкортостан особых условий и режимов проживания населения и ведения хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение и ликвидацию распространения инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей; ж) координация деятельности научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; з) международное сотрудничество по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; и) установление единой системы государственного учета в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 5. Полномочия районов, городов Республики Башкортостан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения К ведению органов власти районов и городов Республики Башкортостан в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: а) контроль за соблюдением санитарного законодательства Республики Башкортостан; б) разработка, принятие и реализация местных программ (планов) по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечение условий реализации государственных программ (планов) по этим вопросам; в) контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, в том числе радиационной, на территории района, города; организация проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий, обеспечение соблюдения санитарных правил, координация деятельности предприятий, организаций и граждан по этим вопросам; г) организация и проведение оперативных мероприятий в случае возникновения и распространения эпидемий инфекционных болезней, массовых заболеваний и отравлений людей, связанных с влиянием на организм человека неблагоприятных факторов среды его обитания; д) введение в установленном порядке на всей территории особых условий и режимов проживания, труда, учебы, передвижения и перевозок, направленных на предупреждение распространения и ликвидацию массовых заболеваний среди населения; е) создание условий для реализации и защиты прав граждан и интересов общества в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Раздел II. Права и обязанности граждан, предприятий, организаций по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия Статья 6. Права граждан Республики Башкортостан 1. Граждане Республики Башкортостан имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений. Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по предотвращению влияния на человека неблагоприятных факторов среды обитания, выполнением организациями, предприятиями и гражданами требований санитарного законодательства Республики Башкортостан. 2. Граждане Республики Башкортостан имеют право на своевременное возмещение в полном объеме ущерба, причиненного их здоровью вследствие экологических и санитарных правонарушений, повлекших за собой заболевание. Возмещение ущерба производится предприятиями, организациями и гражданами, допустившими правонарушение, по постановлениям главных государственных санитарных врачей или их заместителей добровольно либо по решению суда. Возмещение ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, производится непосредственно пострадавшему либо, по его желанию, организации, принимающей на себя обязательство по его страхованию. 3. Порядок определения величины вреда здоровью граждан и возмещения ущерба от вреда, вследствие санитарных правонарушений, устанавливается Кабинетом Министров Республики Башкортостан. 4. Споры по поводу возмещения ущерба разрешаются в судебном порядке. 5. Граждане Республики Башкортостан при обращении на предприятия и в организации имеют право на получение, в пределах их компетенции, полных и достоверных сведений: о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, питьевой воды. 6. Граждане Республики Башкортостан непосредственно либо через своего представителя или через общественные объединения и средства массовой информации имеют право участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 7. Граждане Республики Башкортостан имеют право требовать от Правительства Республики Башкортостан полной и объективной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке в ситуации, создающей угрозу здоровья населения, о состоянии окружающей среды и о состоянии здоровья населения. Статья 7. Обязанности граждан Республики Башкортостан Граждане Республики Башкортостан обязаны: а) заботиться о состоянии своего здоровья, о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, используя предоставляемые обществом возможности по формированию здорового образа жизни; б) соблюдать действующие санитарные правила; в) проводить или принимать участие в проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий; г) выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц Государственной санитарноэпидемиологической службы Республики Башкортостан; д) использовать информацию, право на получение которой предусмотрено статьей 6 настоящего Кодекса, на благо своего здоровья и здоровья окружающих людей. Статья 8. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Башкортостан пользуются теми же правами и несут те же обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что и граждане Республики Башкортостан. Статья 9. Права предприятий и организаций 1. Предприятия и организации при обращении в органы государственной власти имеют право на получение от них информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии окружающей природной среды, заболеваемости населения, действующих санитарных правилах. 2. Предприятия и организации имеют право на участие в разработке органами государственной власти решений, программ (планов) по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 3. Предприятия и организации вправе устанавливать повышенные цены на производимые ими продукты народного потребления, показатели качества которой по заключению органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан свидетельствуют о полном отсутствии химического, радиоактивного и микробиологического загрязнения, а также влияния вредных физических факторов на организм человека. Статья 10. Обязанности предприятий и организаций Предприятия и организации обязаны: а) обеспечивать соблюдение действующего санитарного законодательства и установленных санитарных правил, осуществлять производственный контроль за их выполнением; б) разрабатывать и проводить гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, оздоровление условий труда, обучения, быта и отдыха населения, профилактику заболеваний; в) своевременно информировать органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарноэпидемиологическому благополучию населения; г) выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан, в том числе их представления о приостановлении или прекращении финансирования деятельности организаций и предприятий, допускающих нарушения санитарного законодательства. При несогласии с принятым решением эти действия могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном действующим законодательством; д) применять меры материального стимулирования, направленные на повышение заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работников в соблюдении требований санитарного законодательства и санитарных правил; е) создавать условия для поддержания и повышения уровня здоровья своих работников и населения, для предупреждения заболеваний и формирования здорового образа жизни; ж) осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своих работников и населения, направленные на повышение санитарноэкологической культуры людей и ведение здорового образа жизни; з) обеспечивать реализацию прав граждан и других субъектов правовых отношений, предусмотренных статьями 6 и 9 настоящего Кодекса. Статья 11. Защита прав граждан и других субъектов правовых отношений Решения органов государственной власти, должностных лиц, а также их действия, ущемляющие права юридических лиц и граждан, предусмотренные статьями 6 и 9 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящие по подчиненности организации. При несогласии с принятым решением эти действия могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном законодательством, действующим на территории Республики Башкортостан. Раздел III. Общие требования по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения Статья 12. Планировка и застройка населенных пунктов 1. Планировка и застройка населенных пунктов должны предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния факторов окружающей среды обитания и условий жизнедеятельности на здоровье человека. 2. При разработке норм проектирования, генеральных планов городов, проектов планировки и застройки населенных пунктов, проектов районной планировки, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения в выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции и модернизации объектов (пусковых комплексов), сооружений, транспортных средств и инженерных сетей должны выполняться действующие санитарные правила. 3. Предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной и нормативно-технической документации на строительство (реконструкцию, модернизацию) и застройку, ввод в эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других предприятий (пусковых комплексов) и сооружений допускается только при наличии заключения органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан об их соответствии санитарным нормам. 4. Предприятия, организации и граждане, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, а также их кредитование, в случае несоблюдения санитарных правил или невозможности их выполнения, обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ и их финансирование по постановлениям главных государственных санитарных врачей или их заместителей. Статья 13. Материалы, вещества, изделия и другая продукция народного хозяйства, технология их изготовления 1. Продукция народного хозяйства, производство, транспортировка, хранение и применение которой требуют непосредственного участия человека и могут оказывать неблагоприятное влияние на его здоровье, по своим показателям и свойствам должна отвечать действующим санитарным правилам. 2. Новые технологии и виды продукции производственного и бытового назначения, химические и биологические вещества, представляющие потенциальную опасность для здоровья людей, допускаются к постановке на производство, внедрению и применению только при наличии гигиенического сертификата установленного образца, выдаваемого органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан и свидетельствующего о соответствии показателей и свойств продукции требованиям санитарных правил. 3. Предприятия, организации и граждане, ответственные за выпуск продукции, не соответствующей действующим санитарным правилам, обязаны приостановить ее производство и (или) реализацию по постановлениям главных государственных санитарных врачей или их заместителей. Статья 14. Продовольственное сырье, пищевые продукты, технология их изготовления и контактирующие с ними материалы и изделия 1. Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению, должно соответствовать установленным санитарным правилам. 2. Разработка и постановка на производство новых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологических процессов и технологического оборудования, производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществ разрешаются только на основании гигиенической оценки их соответствия санитарным требованиям и гигиенического сертификата, выдаваемого органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан. 3. Продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие с ними материалы и изделия, не соответствующие санитарным правилам, немедленно снимаются ее изготовителем (продавцом) с производства и (или) реализации по постановлениям главных государственных санитарных врачей или их заместителей. Статья 15. Продукция, закупаемая за рубежом 1. Закупаемая за рубежом продукция (материалы, вещества, изделия, технологические процессы, оборудование), предназначенная для применения в промышленности и сельском хозяйстве для производства товаров народного потребления и пищевых продуктов, в гражданском строительстве, а также товары, продовольственное сырье и пищевые продукты по своим показателям и свойствам должны соответствовать санитарным правилам и иметь сертификат качества, если иные требования не установлены международными рекомендациями в отношении их безопасности и безвредности для человека. 2. Предприятия, организации и граждане, осуществляющие заключение договоров на поставку и реализацию в Республику Башкортостан импортной продукции, обязаны представить органам и учреждениям Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан официальные документы соответствующих органов стран - поставщиков продукции о ее безопасности и безвредности для здоровья человека и получить разрешение на закупку и реализацию продукции на территории Республики Башкортостан. 3. В случае отсутствия подтверждения безопасности и безвредности закупаемой продукции она должна пройти гигиеническую оценку и на нее должен быть получен гигиенический сертификат, выдаваемый органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан. Статья 16. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населения 1. Жители городов и других населенных пунктов должны обеспечиваться питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и хозяйственных потребностей населения. 2. Качество воды, используемой населением для питьевых, хозяйственных и производственных целей, должно соответствовать санитарным правилам и ГОСТу "Вода питьевая". 3. Предприятия и организации обязаны осуществлять мероприятия, направленные на развитие систем централизованного водоснабжения, обеспечение населения доброкачественной питьевой водой. 4. Контроль и ответственность за качество питьевой воды, используемой населением Республики Башкортостан из централизованных сетей водоснабжения, возлагаются на учреждения и организации, которым принадлежат централизованные системы хозяйственно-питьевого водоснабжения. 5. Государственный контроль за качеством питьевой воды, используемой населением Республики Башкортостан из централизованных сетей водоснабжения, осуществляется органами санэпиднадзора. Статья 17. Порядок осуществления общего водопользования 1. Качество воды источников, используемых для водоснабжения, купания, занятия спортом и отдыха населения, лечебных целей, а также качество воды водоемов в черте населенных пунктов, должно отвечать санитарным правилам. Контроль за качеством воды в водоеме возлагается на Министерство охраны окружающей среды, природных ресурсов и по чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан и органы санэпиднадзора Республики Башкортостан. 2. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников водопользования населения Кабинетом Министров Республики Башкортостан, органами исполнительной власти районов и городов устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом. 3. Предприятия, организации и граждане в случаях несоответствия качества воды санитарным правилам обязаны обеспечить прекращение использования населением водоисточников по постановлениям главных государственных санитарных врачей или их заместителей и принять экстренные меры по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой. Статья 18. Атмосферный воздух населенных пунктов, воздух рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей 1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территории промышленных предприятий, воздух рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей должны соответствовать санитарным правилам. 2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха территорий жилой застройки населенных пунктов производственными выбросами местными органами исполнительной власти устанавливаются санитарно-защитные зоны со специальным режимом. 3. Предприятия, организации и граждане обязаны осуществлять комплексные мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию загрязнений воздушной среды вредными веществами, воздействие на нее физических факторов, которые оказывают неблагоприятное влияние на здоровье человека. Статья 19. Захоронение, переработка, обезвреживание и утилизация производственных и бытовых отходов, содержание территории населенных пунктов 1. Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации, с соблюдением правил безопасности и безвредности для здоровья населения. Порядок, условия и способы сбора, переработки, обезвреживания, захоронения и утилизации любых видов отходов подлежат согласованию с органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан, Министерством охраны окружающей среды, природных ресурсов и по чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан и с местными органами исполнительной и представительной власти. 2. Территории населенных пунктов, организаций и предприятий должны содержаться в соответствии с санитарными правилами. 3. Организация работ по благоустройству и обеспечению надлежащего санитарного состояния территории населенных мест возлагается на исполнительные органы. 4. Содержание в почвах потенциально опасных для здоровья человека химических веществ и соединений биологических и микробиологических организмов, а также уровни радиоактивного загрязнения почв не должны превышать нормативов. Статья 20. Жилые помещения 1. Помещения, предназначенные для временного и постоянного проживания граждан, по своему составу, по площади, расположению и оборудованию должны обеспечивать благоприятные для здоровья условия жизни. 2. Не допускается заселение помещений, не отвечающих санитарным правилам. Статья 21. Эксплуатация производственных, общественных зданий, помещений, сооружений и оборудования 1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероприятия по охране окружающей природной среды, а также по предупреждению возникновения и распространения заболеваний среди населения. 2. Предприятия, организации и граждане обязаны приостанавливать, либо полностью прекращать свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнение и оказание отдельных работ и услуг в случае несоблюдения установленных санитарных правил по постановлениям главных государственных санитарных врачей или их заместителей. Статья 22. Работа с источником ионизирующих и неионизирующих излучений 1. При выполнении работ с радиоактивными и другими источниками ионизирующих и неионизирующих излучений (шум, вибрация, электромагнитные поля радиочастот, ультразвук и другие виды излучений) должны соблюдаться санитарные правила. 2. Производство, применение, хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных веществ, других источников ионизирующих излучений, а также применение источников электромагнитных полей допускается только при наличии разрешения государственных органов, осуществляющих контроль за этими видами деятельности. 3. При выполнении работ с биологическими веществами и микроорганизмами, продуцируемыми ими токсиканами, а также работ в области генной инженерии должны соблюдаться санитарные правила. Работа с возбудителями инфекционных заболеваний человека допускается при наличии лицензии, выданной в установленном порядке органами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Статья 23. Условия воспитания и обучения граждан 1. В детских дошкольных и оздоровительных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, на предприятиях и в организациях, осуществляющих воспитание, обучение и профессиональную подготовку, должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья граждан и профилактики заболеваний, а также соблюдаться санитарные правила. 2. Программы, методики и режим воспитания, обучения и профессиональной подготовки утверждаются только при наличии заключения органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан об их соответствии санитарным правилам. 3. В процессе производства должны обеспечиваться сохранение жизни, здоровья и профилактика заболеваний и отравлений работающих. Рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредного воздействия на организм человека или должна быть обеспечена специальная организация труда, исключающая производственнообусловленное ухудшение состояния здоровья. Условия труда, бытового обеспечения и профилактики заболеваний и отравлений работающих должны соответствовать требованиям санитарных правил. Статья 24. Профилактические медицинские осмотры 1. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники предприятий, учреждений и организаций, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны проходить медицинские осмотры как при приеме на работу, так и впоследствии в соответствии с действующим законодательством. 2. Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, порядок их проведения устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, Республиканским центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Башкортостан по согласованию с Министерством труда и занятости населения Республики Башкортостан и Советом Федерации профсоюзов Республики Башкортостан. 3. Лица, не прошедшие профилактические медицинские осмотры и необходимые лабораторные исследования, не допускаются к работе или временно отстраняются от нее по решению администрации предприятий и организаций в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации. 4. Профилактические медицинские осмотры и лабораторные исследования подлежат учету в лечебно-профилактических учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в органах государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан. Порядок учета определяется Министерством здравоохранения Республики Башкортостан и Республиканским центром госсанэпиднадзора Республики Башкортостан. 5. Предприятия, организации обязаны обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения работающими профилактических медицинских осмотров. Статья 25. Предупреждение и ликвидация инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей 1. В целях предупреждения возникновения и распространения, а также ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей предприятиями, организациями, гражданами должны своевременно и в полном объеме проводиться необходимые комплексные организационные, инженерно-технические, медицинские, гигиенические, противоэпидемические мероприятия. 2. В случае угрозы распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и в населенных пунктах, предприятиях, учреждениях по предложению Республиканского центра госсанэпиднадзора Республики Башкортостан в установленном порядке могут вводиться особые условия режима хозяйственной деятельности и жизни людей, направленные на предотвращение распространения и ликвидацию этих заболеваний. 3. Для оперативного руководства и координации деятельности организаций, предприятий и граждан по предупреждению, ликвидации массовых заболеваний и отравлений людей Кабинетом Министров Республики Башкортостан, исполнительными органами районов и городов образуются комиссии по чрезвычайным ситуациям, решения которых являются обязательными для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. 4. Больные инфекционными заболеваниями, граждане с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с инфекционными больными подлежат обязательному лабораторному исследованию и медицинскому наблюдению, а в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации, изоляции (карантину) и вакцинации по решению центров госсанэпиднадзора. Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лечению. Эти же граждане, если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний, в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой работой временно переводятся на другую работу, а при невозможности перевода - временно, до выздоровления, отстраняются от работы по предписанию должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан с выплатой пособия по временной нетрудоспособности. 5. Для предупреждения инфекционных заболеваний граждан проводятся профилактические прививки, обязательными из которых являются прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка и кори, а при необходимости - против других инфекционных заболеваний в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования. 6. Инфекционные заболевания, а также неинфекционные заболевания и отравления людей, связанные с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания, подлежат регистрации в учреждениях здравоохранения по месту их выявления и государственному учету в учреждениях Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан. Статья 26. Специальные экспертизы и консультации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. Научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения и другие предприятия и организации независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности обязаны на договорной основе за счет средств, выделенных на целевые программы, в пределах своей компетенции проводить по поручению органов государственной власти Республики Башкортостан специальные экспертизы и консультации по оценке влияния неблагоприятных факторов среды обитания человека на его здоровье. 2. Учреждения, организации и специалисты, проводящие экспертизу и консультации, несут ответственность за их качество, объективность и полноту. Статья 27. Гигиеническое воспитание и образование граждан 1. В целях повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, распространения знаний о здоровом образе жизни должны проводиться гигиеническое воспитание и образование граждан. 2. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляются с использованием средств массовой информации в процессе: воспитания, обучения в детских дошкольных учреждениях, школах и профессионально-технических училищах, высших и средних учебных заведениях при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов различных отраслей экономики путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях; профессиональной подготовки и аттестации руководителей, специалистов и других работников предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным, бытовым обслуживанием населения, а также с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую среду. Статья 28. Социально-гигиенический мониторинг 1. Социально-гигиенический мониторинг ведется Государственной санитарно-эпидемиологической службой Республики Башкортостан на основании собственных наблюдений за качеством окружающей природной среды в местах проживания и хозяйственной деятельности людей, условий труда, быта, воспитания, обучения, питания населения, а также данных мониторинга окружающей природной среды, радиационной безопасности, сведений о заболеваемости, смертности, рождаемости населения, экологическом и социальном развитии территорий, получаемых безвозмездно от соответствующих служб, министерств и ведомств, органов государственной статистики. 2. Система социально-гигиенического мониторинга разрабатывается и реализуется Республиканским центром государственного санитарноэпидемиологического надзора Республики Башкортостан в рамках федеральной программы информационного обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения. Раздел IV Ответственность за нарушение санитарного законодательства Статья 29. Санитарное правонарушение и виды ответственности за его совершение 1. Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства Республики Башкортостан и Российской Федерации, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений, предписаний должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан. 2. Должностные лица и граждане Республики Башкортостан, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. 3. Граждане других республик, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Башкортостан, подлежат ответственности за нарушение санитарного законодательства Республики Башкортостан на общих основаниях с гражданами Республики Башкортостан. Статья 30. Дисциплинарная ответственность 1. За совершение санитарного правонарушения должностные лица и работники предприятий и организаций подвергаются дисциплинарным взысканиям, предусмотренным законодательством Республики Башкортостан, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. 2. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников этих предприятий и организаций, совершивших санитарное правонарушение, по представлениям главных государственных санитарных врачей территории или их заместителей. Статья 31. Административная ответственность 1. За совершение санитарного правонарушения к юридическим, должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в соответствии с законодательством Республики Башкортостан об административных правонарушениях. 2. Штраф налагается в размере: на юридических лиц - до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - до ста минимальных размеров оплаты труда; на граждан - до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 3. Штрафы за санитарные правонарушения вносятся предприятиями и организациями в пятнадцатидневный срок со дня вручения нарушителю постановления о наложении штрафа. По истечении пятнадцатидневного срока штраф взыскивается с расчетного счета предприятия в бесспорном порядке. 4. Исполнение постановления о наложении штрафа в случае подачи предприятием и организацией жалобы в десятидневный срок вышестоящему должностному лицу государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан приостанавливается на срок, отведенный для рассмотрения жалобы, а в случае подачи иска (заявления) в арбитражный суд - исполнение постановления может быть приостановлено арбитражным судом на срок, отведенный для рассмотрения иска (заявления). 5. Наложение и взыскание штрафов, обжалование постановлений о наложении штрафов производятся в порядке, установленном законодательством, действующим на территории Республики Башкортостан. 6. Зачисление штрафов за санитарные правонарушения производится: пятьдесят процентов - в местный бюджет и используется на проведение мероприятий, направленных на обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия; пятьдесят процентов - на счет территориального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Расходование вышеуказанных средств определяется положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Башкортостан. Статья 32. Уголовная ответственность За совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений или смерть людей, должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с уголовным законодательством, действующим на территории Республики Башкортостан. Статья 33. Ответственность предприятий, организаций и граждан за ущерб, причиненный в связи с нарушением санитарного законодательства 1. Предприятия, организации и граждане, допустившие нарушения санитарного законодательства Республики Башкортостан, которые привели к возникновению массовых инфекционных, неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обязаны возместить расходы лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий. 2. На основании материалов проведенного расследования, утвержденных руководителем лечебно-профилактического и санитарноэпидемиологического учреждения, расчетов, расходов оформляется постановление Главного государственного санитарного врача Республики башкортостан о возмещении учреждениям здравоохранения и Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан причиненных им убытков. 3. Степень повреждения здоровья потерпевших граждан и последствия развившихся у них заболеваний и отравлений определяются на основании заключений лечебно-профилактических учреждений, медико-социальных и судебно-медицинских экспертиз, проводимых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина в результате санитарного правонарушения, включают: а) потери заработной платы (доходов) из-за полной или частичной утраты профессиональной трудоспособности, а также временной нетрудоспособности с учетом всех видов вознаграждения за работу; б) расходы на диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию, понесенные непосредственно пострадавшим; в) расходы на профессиональную и социальную реабилитацию, переквалификацию из-за невозможности работать в прежней профессии и вынужденную перемену места жительства в связи с медицинскими противопоказаниями; д) потери заработной платы (доходов) родственников, вызванные необходимостью ухода за пострадавшим; г) расходы на погребение умершего. Возмещение вреда здоровью граждан производится причинившим вред добровольно или по решению суда. 4. Расходы лечебно-профилактических и санитарноэпидемиологических учреждений, связанные с ликвидацией последствий нарушений санитарного законодательства Республики Башкортостан, предусмотренные настоящей статьей, возмещаются предприятиями в добровольном порядке, а в случае их отказа от добровольного возмещения - по правилам искового судопроизводства. Раздел V Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, производственный и общественный контроль Статья 34. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор деятельность санитарно-эпидемиологических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей и оздоровление среды обитания человека путем обнаружения, пресечения и предупреждения нарушений санитарного законодательства. 2. Организация и проведение государственного санитарноэпидемиологического надзора возлагаются на Государственную санитарноэпидемиологическую службу Республики Башкортостан, действующую в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации. 3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает: а) наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; б) выявление и устранение причин и условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения; в) разработку обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; г) осуществление контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий за соблюдением действующих санитарных правил предприятиями, организациями и гражданами; д) применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших; е) ведение государственного учета инфекционных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а также санитарной статистики. Статья 35. Производственный контроль На администрацию предприятий, учреждений и организаций, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, возлагается обязанность по обеспечению производственного контроля за соблюдением установленных санитарных правил в процессе производства (деятельности), выполнением мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, условиями труда, быта, отдыха, обучения и воспитания людей, гигиеническими показателями качества выпускаемой продукции. Статья 36. Общественный контроль Общественные объединения граждан в соответствии с законодательством и их уставами и другими нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением установленных санитарных правил о результатах информировать учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан. Статья 37. Взаимодействие при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля Деятельность предприятий, учреждений, организаций и граждан, осуществляющих производственный и общественный контроль, осуществляется во взаимодействии с органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан. Раздел VI Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Башкортостан Статья 38. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан 1. Учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан являются частью государственной системы, обеспечивающей единство профилактических мероприятий на территории Республики Башкортостан. 2. Учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан в своей деятельности руководствуются законодательством Республики Башкортостан и законодательством Российской Федерации. Организации, учреждения и предприятия Государственной санитарноэпидемиологической службы Республики Башкортостан являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, собственные основные фонды, оборотные средства, расчетные счета в учреждениях банков, печати со своими наименованиями. В систему органов и учреждений Государственной санитарноэпидемиологической службы Республики Башкортостан входят: Республиканский центр государственного санитарноэпидемиологического надзора Республики Башкортостан; центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городах и районах; дезинфекционные станции; зональные объединения центров государственного санитарноэпидемиологического надзора. 3. Руководство учреждениями Государственной санитарноэпидемиологической службы Республики Башкортостан возлагается на Главного государственного санитарного врача Республики Башкортостан, назначаемого и освобождаемого по представлению Кабинета Министров Республики Башкортостан Президентом Республики Башкортостан по согласованию с Государственным комитетом санитарноэпидемиологического надзора Российской Федерации. Главные государственные санитарные врачи городов, районов, зон назначаются и освобождаются Главным государственным санитарным врачом Республики Башкортостан по согласованию с главами администраций Республики Башкортостан. Главный государственный санитарный врач Республики Башкортостан по специальным вопросам подчиняется Государственному Комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, в административном отношении - Президенту Республики Башкортостан, Кабинету Министров Республики Башкортостан. 4. Финансирование и материально-техническое обеспечение Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации и республиканского бюджета Республики Башкортостан. 5. Дополнительными источниками финансирования организаций Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан являются средства внебюджетных фондов, образуемых за счет: а) ассигнований, выделяемых из республиканских и местных бюджетов, а также предусмотренных базовой программой целевых региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний; б) части средств федерального, республиканского и местных экологических фондов, направленных на развитие работ по профилактике заболеваний людей, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой; в) части средств Фонда социального страхования Республики Башкортостан, направленных на обеспечение контроля и экспертизы состояния условий труда работающих; г) средств, получаемых от предприятий, организаций в порядке возмещения понесенных затрат на проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей; д) части сумм штрафов за санитарные правонарушения; е) средств, поступающих за выполнение платных услуг по договорам с хозяйствующими субъектами. Перечень платных работ и услуг, а также порядок ценообразования на них утверждается Кабинетом Министров Республики Башкортостан; ж) добровольных взносов и пожертвований предприятий, организаций, учреждений и граждан. Статья 39. Права должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан 1. Главный государственный санитарный врач Республики Башкортостан и его заместители, главные государственные санитарные врачи районов, городов, зон и их заместители имеют право: а) вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства Республики Башкортостан, а также по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан, направленные на обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия населения; б) беспрепятственно посещать (по предъявлении служебного удостоверения) и проводить обследование организаций, предприятий, условий работы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, с целью проверки выполнения санитарного законодательства Республики Башкортостан, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения санитарных правил; в) предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; г) поручать проведение специальных экспертиз и консультаций, и по их результатам предъявлять предприятиям, организациям и гражданам основанные на действующих санитарных правилах заключения; д) выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоприятным воздействием на организм человека факторов среды его обитания; е) приостанавливать вплоть до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения - прекращать: работы по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектов и их пусковых комплексов; эксплуатацию действующих предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков, помещений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности; разработку, постановку на производство и применение (использование) продукции народного хозяйства; производство, хранение, транспортировку и реализацию производственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурнооздоровительных целей; ж) вносить предложения в органы государственной власти, а также в финансово-кредитные органы: о запрещении или введении на отдельных территориях особых условий и режимов проживания населения и осуществления ими хозяйственной деятельности, направленной на ликвидацию и предотвращение массовых заболеваний и отравлений населения; о приостановлении операций предприятий, организаций, учреждений и граждан по расчетным счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях по выполнению работ по проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельности предприятий, организаций и граждан в случае невыполнения ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан; з) принимать решения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты; о проведении лабораторного исследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактирующими с больными инфекционными заболеваниями; об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; о проведении дезинфекции, дезинсекции, дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на их территории, где сохраняются условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям; и) составлять протокол о санитарном правонарушении; к) вызывать в учреждения Государственной санитарноэпидемиологической службы Республики Башкортостан должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушения санитарного законодательства и санитарных норм, правил и гигиенических нормативов; л) рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного воздействия; м) предъявлять требования: о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан; о возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарнопрофилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей; об уплате штрафов; н) получать бесплатно и без ограничений от предприятий, учреждений, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан; о) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы. 2. Главный государственный санитарный врач Республики Башкортостан имеет право назначить и поручить организациям и учреждениям проведение специальных экспертиз и консультаций по разделу санитарно-эпидемиологического благополучия. 3. Права, предусмотренные в подпунктах "б", "в", "д", "и", "н", "о" пункта 1 настоящей статьи, распространяются также на должностных лиц и специалистов органов и учреждений Государственной санитарноэпидемиологической службы Республики Башкортостан. Статья 40. Обязанности и ответственность должностных лиц и специалистов Государственной санитарно- эпидемиологической службы Республики Башкортостан 1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан осуществляют государственный санитарноэпидемиологический надзор и обязаны: а) использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению санитарных, гигиенических и противоэпидемических правонарушений через средства массовой информации об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарноэпидемиологическому благополучию населения; б) координировать свою деятельность с органами государственной власти и управления, Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, Республиканским фондом обязательного медицинского страхования и их учреждениями, общественными объединениями граждан; в) сохранять государственную и коммерческую тайну в отношении информации, которая может стать им известна при выполнении своих функциональных обязанностей; г) принимать меры по развитию самосознания и самодеятельности граждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и выполнения санитарного законодательства Республики Башкортостан. 2. Главные государственные санитарные врачи несут ответственность за организацию и проведение мероприятий по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия в пределах административной территории. 3. Должностные лица и специалисты Государственной санитарноэпидемиологической службы Республики Башкортостан за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством. Статья 41. Обжалование действий должностных лиц и специалистов Государственной санитарно- эпидемиологической службы Республики Башкортостан Действия (бездействия) главных государственных санитарных врачей, других должностных лиц и специалистов Государственной санитарноэпидемиологической службы Республики Башкортостан по предупреждению, обнаружению, пресечению санитарного правонарушения могут быть обжалованы в течение месяца вышестоящему по подчиненности главному государственному санитарному врачу, в Кабинет Министров Республики Башкортостан. Рассмотрение жалоб и принятие по ним решений производится не позднее 30 дней с момента поступления жалобы. При несогласии с принятым решением действия должностных лиц и специалистов могут быть обжалованы в суд. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия. Статья 42. Правовое положение и социальная защита должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан 1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан, осуществляющие государственный санитарноэпидемиологический надзор, являются представителями органов государственной власти, находятся под защитой государства. В своей деятельности они независимы и руководствуются только законодательством Республики Башкортостан и действующим на территории республики законодательством Российской Федерации. 2. Любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан, препятствующее выполнению ими профессиональных обязанностей, или вмешательство в их деятельность запрещаются. Должностные лица и отдельные граждане, допустившие указанные действия, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Башкортостан. 3. В случае гибели сотрудника Государственной санитарноэпидемиологической службы Республики Башкортостан в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания из средств бюджета Республики Башкортостан. 4. Ущерб, причиненный имуществу сотрудника Государственной санитарно-эпидемиологической службы в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается в установленном порядке. 5. На должностных лиц и специалистов Государственной санитарноэпидемиологической службы Республики Башкортостан распространяется Закон Республики Башкортостан "О государственной службе в Республике Башкортостан". 6. Сотрудники Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан в случае необходимости при исполнении служебных обязанностей имеют право привлекать работников милиции для осуществления своих полномочий. 7. Сотрудники Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан имеют право на централизованное приобретение и использование индивидуальных средств защиты в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об оружии". 8. Органы исполнительной власти, руководители предприятий и учреждений обязаны создавать необходимые условия для работы сотрудников, осуществляющих проверку. Статья 43. Взаимодействие органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан и здравоохранения Учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан и здравоохранения обязаны осуществлять в пределах своей компетенции постоянное тесное взаимодействие по вопросам охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 44. Контроль за деятельностью Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан 1. Надзор за исполнением Государственной санитарно- эпидемиологической службой Республики Башкортостан законов Республики Башкортостан осуществляется органами прокуратуры. 2. Президент Республики Башкортостан и Кабинет Министров Республики Башкортостан могут заслушивать отчет Главного государственного санитарного врача Республики Башкортостан о результатах его деятельности, определяют виды информации о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Раздел VII Международное сотрудничество в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Статья 45. Принципы международного сотрудничества 1. Республика Башкортостан в своей политике в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия исходит из: а) признания рекомендаций международных организаций по профилактике заболеваний, обуславливаемых воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека; б) необходимости неукоснительного соблюдения международных правил по санитарной охране территории, предупреждения возникновения и трансграничного распространения инфекционных заболеваний человека; в) необходимости координации отдельных видов деятельности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем обмена полной и достоверной информацией о заболеваемости населения, состоянии окружающей среды, безопасности импортируемых и экспортируемых товаров, материалов и веществ; г) стремления к скорейшему присоединению к международным требованиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья населения, профилактику заболеваний человека, оздоровление условий его жизнедеятельности; д) согласия на оказание взаимной помощи в чрезвычайных санитарноэпидемиологических ситуациях; е) понимания того, что национальные санитарные правила не могут служить препятствием свободному, в рамках заключенных договоров, въезду и выезду граждан, торговле, научно-техническому сотрудничеству, обмену информацией. 2. Интересы Республики Башкортостан на международном уровне по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения представляют Республиканский центр государственного санитарноэпидемиологического надзора Республики Башкортостан и Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. Статья 46. Международные договоры Если международным договором в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, заключенным Республикой Башкортостан, установлены иные правила, чем те, которые установлены законодательством Республики Башкортостан, то применяются правила международного договора. Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики 21 декабря 1994 года N ВС-26/22 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|