Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 06.01.2000 № 46-ЗЗАКОН Республики Башкортостан О радиационной безопасности в Республике Башкортостан (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 05.10.2004 г. N 112-з; от 10.03.2005 г. N 158-з; от 30.12.2005 г. N 274-з) Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 16 ноября 1999 года. Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 22 декабря 1999 года. Настоящий Закон направлен на обеспечение радиационной безопасности населения Республики Башкортостан в целях охраны его здоровья. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Основные понятия, используемые в настоящем Законе: радиационная безопасность - состояние объекта, организации, производства, территории и защищенности людей, определяемое комплексом технических и организационных мероприятий, исключающих или максимально снижающих возможность вредного воздействия природных и техногенных источников ионизирующего излучения на население, персонал и окружающую природную среду; радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения; естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека; ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества; радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение; радионуклид - радиоактивные атомы с данным массовым числом и атомным номером, а для изомерных атомов и с данным энергетическим состоянием атомного ядра; авария радиационная - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями или иными причинами, которые привели или могли привести к облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды, превышающему установленные нормативы; загрязнение радиоактивное - присутствие радиоактивных веществ техногенного происхождения на поверхности или внутри материала или тела человека, в воздухе или другом месте, которое может привести к облучению в дозах выше допустимых норм, установленных законодательством; источник ионизирующего излучения - устройство или радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение; источник излучения техногенный - источник ионизирующего излучения, специально созданный для полезного применения этого излучения или являющийся побочным продуктом этой деятельности; источники излучения природные - источники излучения природного происхождения, включая космическое излучение, а также земные источники излучения, присутствующие в жилищах, на шахтах, в источниках минеральных вод и так далее; облучение - воздействие на людей ионизирующего излучения, которое может быть внешним воздействием от источников, находящихся вне тела человека, или внутренним воздействием от источников, попавших внутрь его организма; радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества в любом агрегатном состоянии, дальнейшее использование которых не предусматривается; материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными правовыми актами; отработавшее ядерное топливо; отработавшие свой ресурс или поврежденные радионуклидные источники; извлеченные из недр и складируемые в отвалы и хвостохранилища породы, руды и отходы обогащения и выщелачивания руд, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными правовыми актами; персонал - лица, работающие с техногенными источниками или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия; пункты хранения - не относящиеся к ядерным установкам и источникам ионизирующего излучения стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов; радиационно опасный объект - объект (пункт хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, транспортное средство, технологический комплекс, установка, аппарат, оборудование, изделие), изготавливающий и (или) применяющий потенциально опасные для персонала объекта, населения и окружающей природной среды источники ионизирующих излучений; санитарно - защитная зона - территория вокруг организации или источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения и в которой запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится ограничение хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль; зона наблюдения - территория за пределами санитарно - защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль; эксплуатирующая организация - организация, созданная в соответствии с законодательством и признанная соответствующим органом управления по использованию атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, источник ионизирующего излучения или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, источника ионизирующего излучения или пункта хранения, по транспортировке ядерных материалов, источников ионизирующего излучения или радиоактивных отходов, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами; ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов. Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с источниками ионизирующего излучения и обеспечения радиационной безопасности (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) 1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан. 2. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные Федеральным законом "О радиационной безопасности населения". Статья 3. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 4. Принципы обеспечения радиационной безопасности 1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются: принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения; принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риска возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением; принцип оптимизации - поддержание на возможно низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения. 2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах: предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда; виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной. Статья 5. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Статья 6. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности Радиационная безопасность обеспечивается: комплексом мер следующего характера: правового, организационного, инженерно - технического, санитарно - гигиенического и радиоэкологического, медицинского, научного, образовательного, воспитательного; осуществлением органами органами исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами мероприятий по соблюдению нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности. Глава II ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 7. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 8. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в области обеспечения радиационной безопасности (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Органы государственной власти Республики Башкортостан в области обеспечения радиационной безопасности: 1) разрабатывают в соответствии с положениями Федерального закона "О радиационной безопасности населения" законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан; 2) разрабатывают и реализуют республиканские программы в области обеспечения радиационной безопасности; 3) организуют контроль за радиационной обстановкой на территории Республики Башкортостан в пределах своих полномочий; 4) участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии; 5) обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий; 6) участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории Республики Башкортостан; 7) реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению Республики Башкортостан, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации. Статья 9. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 10. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Глава Ш. Контроль в области обеспечения радиационной безопасности Статья 11. Осуществление надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Деятельность органов, осуществляющих надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 12. Радиационный мониторинг 1. В республике организуется и ведется радиационный мониторинг. 2. Радиационный мониторинг ведут государственные уполномоченные органы, эксплуатирующие организации, другие организации, аккредитованные в установленном порядке в рамках единой государственной системы радиационного мониторинга. 3. Эксплуатирующие организации ведут радиационный мониторинг на своих объектах и на территориях санитарно - защитных зон и зон наблюдения в соответствии с нормативными требованиями. 4. Эксплуатирующие организации и иные организации, ведущие радиационный мониторинг в единой государственной системе радиационного мониторинга, обязаны предоставлять документальные данные мониторинга государственным уполномоченным органам и в единый банк данных мониторинга в соответствии с законодательством. 5. Республиканская система радиационного мониторинга в Республике Башкортостан создается и функционирует в рамках единой государственной системы мониторинга. 6. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 13. Общественный контроль за радиационной безопасностью Общественные объединения вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм и правил радиационной безопасности в порядке, установленном законодательством. Глава IV ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 14. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующих излучений 1. Научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения, контроль за радиационной обстановкой осуществляются только на основании разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования. 2. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 15. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 16. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 17. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 18. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 19. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 20. Обеспечение радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами 1. При проектировании любых объектов, использующих источники ионизирующих излучений, должна быть предусмотрена технология обращения с радиоактивными отходами, образующимися в ходе работ с источниками ионизирующего излучения. Эта технология должна обеспечить: очистку газоаэрозольных выбросов и жидких сбросов до установленных нормативных значений; перевод радионуклидов в форму, гарантирующую локализацию отходов и радиоактивных веществ в пределах границ земельного или горного отвода; хранение и захоронение радиоактивных отходов только в специально предназначенных для этих целей хранилищах и могильниках. 2. При хранении, переработке и захоронении радиоактивных отходов их надежная изоляция обеспечивается системой естественных и искусственных барьеров. 3. В течение всего времени хранения и захоронения радиоактивных отходов эксплуатирующая организация осуществляет контроль за их состоянием, целостностью барьеров хранилища, радиационной обстановкой в хранилище и окружающей природной среде. 4. При удалении в окружающую природную среду жидких и твердых отходов, содержащих радиоактивные вещества ниже пределов, установленных для категории "радиоактивные отходы", но выше фоновых значений, должна быть обоснована невозможность накопления радионуклидов в элементах экологических систем выше установленных нормами значений. 5. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 21. Обеспечение радиационной безопасности при деятельности организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса, не связанных с ядерно-топливным циклом 1. Для действующих и вводимых в эксплуатацию организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно - энергетического комплекса, не связанных с ядерно - топливным циклом, проводится экспертиза технологии добывания сырья, образования отходов на наличие радиационного фактора. 2. Организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, проводят техническое обслуживание источников ионизирующего излучения, несут ответственность за радиационную безопасность шламонакопителей, отвалов, шахтных вод и других источников ионизирующего излучения, образованных путем накопления естественных радионуклидов, осуществляют радиационный контроль этих объектов, разрабатывают и выполняют организационно - технические мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей природной среды радионуклидами естественного происхождения, образующимися в результате производственной деятельности этих организаций. 3. При наличии радиационного воздействия сверхустановленных пределов организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, незамедлительно сообщают об этом в орган исполнительной власти, осуществляющий надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 22. Учет радиационно опасных объектов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов 1. Учет радиационно опасных объектов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в республике проводится в соответствии с законодательством. 2. Организации независимо от форм собственности и организационно - правовой формы, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, проводят их учет и контроль. 3. Правильность ведения эксплуатирующими организациями учета радиационно опасных объектов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов контролируется органами исполнительной власти, осуществляющими надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности. 4. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 23. Обеспечение радиационной безопасности (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з)в эксплуатирующих организациях 1. Эксплуатирующие организации, на которых возможно возникновение радиационной аварии, обязаны иметь: перечень возможных радиационных аварий с прогнозом радиационной обстановки и учетом их последствий; критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии; инструкцию по предупреждению радиационных аварий (инцидентов) и ликвидации их последствий; план мероприятий по защите персонала от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами исполнительной власти, осуществляющими надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, и органами местного самоуправления; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии; медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; аварийно - спасательные формирования, созданные из числа персонала эксплуатирующей организации; средства индивидуальной защиты для собственных, а также привлекаемых сил для ликвидации последствий радиационных аварий. 2. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 24. Требования к персоналу эксплуатирующих организаций 1. К работе на ядерной установке, пунктах хранения, с ядерными материалами и источниками ионизирующего излучения допускаются лица, соответствующие квалификационным требованиям, не имеющие медицинских, в том числе психофизиологических, противопоказаний и получившие допуск к указанной работе. 2. Перечень медицинских противопоказаний и перечень должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований определяются законодательством. 3. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 25. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 26. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 27. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 28. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Глава V ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА И НАСЕЛЕНИЯ Статья 29. Обеспечение радиационной безопасности персонала эксплуатирующих организаций В целях обеспечения радиационной безопасности персонала эксплуатирующая организация обязана: планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; заблаговременно проводить мероприятия, направленные на предупреждение радиационных аварий, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба в случае их возникновения; осуществлять производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территории организации; проводить учет и контроль индивидуальных доз облучения персонала; проводить аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля и других лиц, работающих в этих организациях; организовывать проведение периодических медицинских осмотров персонала; информировать персонал об уровнях излучения на рабочих местах и величине полученных ими индивидуальных доз облучения; выполнять предписания и постановления органов исполнительной власти, осуществляющих надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 30. Обеспечение радиационной безопасности населения при нормальной работе радиационно опасных объектов 1. В целях защиты населения в районе размещения радиационно опасного объекта устанавливаются особые территории - санитарно - защитная зона и зона наблюдения. Размер и границы санитарно - защитной зоны и зоны наблюдения определяются в соответствии с законодательством в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности. 2. В санитарно - защитной зоне запрещается размещение питьевых водозаборов грунтовых и поверхностных вод, жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к радиационно опасному объекту лечебно - оздоровительных учреждений, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных проектом санитарно - защитной зоны. 3. В санитарно - защитной зоне вводится режим ограничений на хозяйственную деятельность. Использование земель санитарно - защитной зоны для сельскохозяйственных целей возможно только с разрешения органов государственного санитарно - эпидемиологического надзора. 4. В санитарно - защитной зоне и зоне наблюдения эксплуатирующая организация должна осуществлять постоянный контроль за радиационной обстановкой, органы исполнительной власти, осуществляющие надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, - периодический контроль за радиационной обстановкой. Статья 31. Обеспечение радиационной безопасности персонала и населения при радиационных авариях В случае возникновения радиационной аварии эксплуатирующая организация обязана: обеспечить выполнение мероприятий по защите персонала и населения от радиационной аварии и ее последствий; проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти, осуществляющие надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение; принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей природной среде, организовать проведение мероприятий по ликвидации аварии согласно плану; провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной обстановки после ликвидации радиационной аварии; принять меры по нормализации радиационной обстановки после ликвидации радиационной аварии. Статья 32. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов 1. Облучение населения и персонала, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.12.2005 г. N 274-з) 2. В целях защиты населения и персонала от влияния природных радионуклидов должны осуществляться следующие мероприятия: (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.12.2005 г. N 274-з) составление кадастра территорий с повышенным естественным радиационным фоном, радиационно-гигиеническая паспортизация территорий и организаций; выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения; проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений; проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов; эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания в них радона и гамма-излучения природных радионуклидов. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности. 3. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) 4. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 33. Обеспечение радиационной безопасности при медицинском рентгенорадиологическом обслуживании 1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать все необходимые средства защиты граждан (пациентов). Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении рентгенорадиологических процедур должны соответствовать установленным нормам и правилам радиационной безопасности и должны фиксироваться в соответствующей медицинской организации в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения. 2. По требованию гражданина (пациента) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур ему предоставляется полная информация об ожидаемой или получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях. Ответственность за непредоставление информации или за предоставление недостоверной информации возлагается на медицинскую организацию, проводящую рентгенорадиологические исследования и процедуры. 3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении. Статья 34. Обеспечение радиационной безопасности при производстве продуктов питания и обеспечении питьевой водой Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности, а также подлежат производственному контролю за соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности. Глава VI ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 35. Право граждан на радиационную безопасность Граждане, постоянно или временно проживающие на территории Республики Башкортостан, имеют право на благоприятную среду обитания и радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения сверхустановленных норм, выполнения гражданами и эксплуатирующими организациями требований, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 36. Право граждан и общественных объединений на получение информации 1. Граждане, общественные объединения имеют право на получение объективной информации о радиационной обстановке. 2. Данное право обеспечивается путем периодических публикаций в средствах массовой информации, ответов на запросы общественных организаций, проведения встреч общественности с представителями эксплуатирующих организаций, органов исполнительной власти, осуществляющих надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, местного самоуправления. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) 3. Предоставление гражданам информации о радиационной обстановке органами исполнительной власти, осуществляющими надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, осуществляется бесплатно. Статья 37. Право граждан на получение документа, подтверждающего полученную дозу облучения Граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о полученной дозе внешнего и внутреннего облучения. Порядок получения такого документа и его форма определяются в соответствии с законодательством. Статья 38. Право на проверку состояния радиационной безопасности 1. Граждане и общественные объединения имеют право требовать проведения проверки состояния радиационной безопасности в конкретных условиях. 2. Заключение и оценку состояния радиационной безопасности объекта или территории дают органы исполнительной власти, осуществляющие надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 39. Обязанности граждан и юридических лиц по соблюдению требований законодательства по обеспечению радиационной безопасности 1. Граждане, постоянно или временно проживающие на территории Республики Башкортостан, а также юридические лица обязаны: соблюдать требования законодательства по обеспечению радиационной безопасности; выполнять требования органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности. 2. Привлечение граждан для ликвидации последствий радиационных аварий допускается только на добровольной основе, при их письменном согласии и после информирования о возможных дозах облучения при ликвидации аварии и о риске для здоровья. Граждане, привлекаемые в установленном порядке для участия в ликвидации последствий радиационных аварий, должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке. Глава VII ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения радиационной безопасности Граждане, должностные и юридические лица, виновные в нарушении законодательства в области обеспечения радиационной безопасности, несут (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з)ответственность в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Статья 41. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.03.2005 г. N 158-з) Глава VIII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 43. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Предложить Президенту Республики Башкортостан и поручить Кабинету Министров Республики Башкортостан в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики 6 января 2000 года N 46-з Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|