Расширенный поиск
Кодекс Верховного Совета Республики Башкортостан от 21.12.1994 № ВС-26/20Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 11.07.2006 г. N 341-з ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.06.99 г. N 5-З; от 30.12.2000 г. N 143-З; от 07.03.2001 г. N 193-З; от 30.07.2002 г. N 353-З; от 30.12.2003 г. N 57-з) Градостроительный кодекс Республики Башкортостан определяет правовые и организационные основы градостроительства, основные направления государственной градостроительной политики Республики Башкортостан, права и обязанности физических и юридических лиц в градостроительстве, средства реализации и регулирования градостроительной деятельности, ответственность за нарушение градостроительного законодательства Республики Башкортостан. Раздел I Общие положения Статья 1. Сфера действия Градостроительного кодекса Республики Башкортостан 1. Настоящий Кодекс регулирует общественные отношения, возникающие в процессе градостроительной деятельности. Градостроительная деятельность - это действия субъектов градостроительства, направленные на создание среды жизнеобеспечения населения Республики Башкортостан градостроительными средствами. 2. Предметом регулирования настоящего Кодекса являются территориальная организация расселения и размещение производительных сил республики; социальное планирование, развитие её инженерной и транспортной инфраструктуры; планировка, застройка и реконструкция поселений; предоставление земельных участков для градостроительной деятельности; изменение функционального назначения и интенсивности использования территории, земельных участков, зданий и сооружений; разработка градостроительной документации; новое строительство, реконструкция, ремонт, реставрация зданий, сооружений; изменение облика, размеров и границ зданий, сооружений, земельных участков и другой недвижимости, акваторий, элементов городского и природного ландшафта, благоустройство и озеленение территорий, иные виды деятельности по изменению среды обитания человека и жизнеобеспечения населения, связанные с градостроительной деятельностью. Статья 2. Задачи Градостроительного кодекса Республики Башкортостан Задачами Градостроительного кодекса Республики Башкортостан являются: определение прав и обязанностей субъектов градостроительной деятельности и статуса её объектов, классификация средств реализации, процедур и правил градостроительной деятельности, определение порядка разрешения споров, возмещения ущерба, нанесенного градостроительной деятельностью, применения санкций по отношению к нарушителям градостроительного законодательства. Статья 3. Градостроительное законодательство Республики Башкортостан 1. Градостроительное законодательство Республики Башкортостан состоит из настоящего Кодекса, других законов Республики Башкортостан, градостроительных уставов городов и населенных пунктов, правил планировки, застройки и реконструкции поселений, а также иных нормативных положений о градостроительной деятельности. 2. Отдельные полномочия по изданию актов градостроительного законодательства Республика Башкортостан может передавать по Договору Российской Федерации. Акты градостроительного законодательства Российской Федерации, принятые по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации, обязательны на территории Республики Башкортостан. Статья 4. Субъекты градостроительной деятельности Субъектами градостроительной деятельности являются: а) граждане Республики Башкортостан и Российской Федерации, их объединения и общественные организации, юридические лица, выступающие инициаторами и исполнителями преобразований объектов градостроительной деятельности (строительной), инвесторы (заказчики), разработчики проектной документации, подрядчики, эксперты; б) иностранные юридические лица и граждане, выступающие участниками градостроительной деятельности; в) органы государственной власти и управления, определяющие условия градостроительной деятельности и осуществляющие градостроительную деятельность; г) органы государственного надзора, осуществляющие контроль за соблюдением градостроительных норм, стандартов и правил. Статья 5. Объекты градостроительной деятельности Объектами градостроительной деятельности являются: а) территория Республики Башкортостан и её административно-территориальные образования; б) рекреационные и особо охраняемые территории; в) города, другие поселения всех категорий и типов; г) жилые, иные районы, общественные центры, зоны, кварталы и участки застройки; д) градостроительные, архитектурные, ландшафтные комплексы, парки, ансамбли, здания, сооружения, памятники истории и культуры; е) системы инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций. Статья 6. Государственная градостроительная политика Республики Башкортостан 1. Государственная градостроительная политика Республики Башкортостан является основой государственного регулирования градостроительной деятельности по формированию благоприятной среды обитания и жизнеобеспечения населения. 2. Государственная градостроительная политика Республики Башкортостан разрабатывается Кабинетом Министров Республики Башкортостан и по представлению Президента Республики Башкортостан утверждается Государственным Собранием Республики Башкортостан. 3. Государственная градостроительная политика оформляется в виде программ. Республиканская градостроительная программа предусматривает сбалансированное и устойчивое социально-экономическое развитие Республики Башкортостан и её административно-территориальных образований. Республиканская, специальные целевые, территориальные и отраслевые программы разрабатываются соответствующими органами государственной власти и управления республики. 4. Высшие органы государственной власти и управления Республики Башкортостан, органы местной власти республики реализуют градостроительную политику в пределах своей компетенции путем: введения на территории Республики Башкортостан актов градостроительного законодательства, иных градостроительных норм, правил и контроля за их соблюдением; осуществления государственных программ в области расселения и градостроительства; использования государственных капитальных вложений на осуществление градостроительной деятельности; разработки градостроительной документации республиканского, межрегионального и местного значения, выполнения научных исследований по важнейшим направлениям градостроительной деятельности; осуществления деятельности государственной системы органов управления градостроительством и градостроительного контроля, лицензирования проектной, строительной и изыскательской деятельности; регулирования налоговой политики в области градостроительной деятельности, установления налоговых ставок и коэффициентов с учетом градостроительной ситуации; предоставления дотаций, субсидий, других бюджетных и внебюджетных видов финансовой и материальной помощи на развитие объектов градостроительной деятельности; осуществления антимонопольных мер в области градостроительной деятельности; организации республиканской информационно-издательской системы в области градостроительной деятельности, подготовки и переподготовки кадров; установления условий предоставления и изъятия земельных участков и иной недвижимости; обеспечения соблюдения градостроительной дисциплины. Раздел II. Права и обязанности физических лиц (граждан) и юридических лиц в градостроительстве Статья 7. Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности 1. Граждане Республики Башкортостан имеют право: на благоприятную среду жизнеобеспечения в поселениях независимо от их величины, правового статуса, наиболее полно отвечающую национальным, культурным и религиозным традициям, природным и климатическим условиям; на обеспечение бытовых, социально-культурных и иных условий проживания в городских и сельских поселениях в соответствии с утвержденными нормативами. 2. Градостроительная деятельность должна быть направлена на улучшение экологического состояния среды жизнедеятельности человека. Территории постоянного проживания населения должны соответствовать нормативным требованиям качества и безопасности среды обитания. Нормативные требования качества воздушного и водного бассейнов, почв, растительности определяются в соответствии с законодательством об охране окружающей природной среды. Качество окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории Республики Башкортостан, определяются требованиями Экологического кодекса Республики Башкортостан, Кодекса Республики Башкортостан "Об охране здоровья граждан", Кодекса Республики Башкортостан "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В этих документах подробно изложены концепция и регламент градостроительной деятельности с точки зрения экологии и охраны здоровья населения. 3. В случае несоответствия условий проживания градостроительным нормативам гражданам, постоянно проживающим на данной территории, предоставляются льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Республики Башкортостан. Статья 8. Права граждан и юридических лиц на земельные участки и их использование 1. Граждане Республики Башкортостан и юридические лица имеют право на получение во владение, пользование, в аренду земельных участков для осуществления градостроительной деятельности, связанной с созданием условий для проживания, разрешенной законом деятельности. 2. Предоставление земельных участков для целей градостроительной деятельности производится в соответствии с Земельным кодексом Республики Башкортостан, настоящим Кодексом, другими законами Республики Башкортостан, градостроительными уставами, правилами застройки поселений. Статья 9. Право на градостроительные изменения Граждане Республики Башкортостан и юридические лица имеют право застраивать земельные участки, а также видоизменять, перестраивать и использовать возведенные на них здания и сооружения, объекты инженерной инфраструктуры, многолетние зеленые насаждения, водоемы, совершать иную градостроительную деятельность на переданных им в пользование, аренду земельных участках исходя из собственных интересов, не противоречащих общественным интересам, в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также Земельным кодексом Республики Башкортостан, градостроительным уставом поселения. Граждане и юридические лица при осуществлении градостроительных изменений обязаны бережно относиться к застраиваемым земельным участкам, находящимся на них зданиям, зеленым насаждениям, водоемам, инженерным коммуникациям, своевременно восстанавливая допущенные нарушения. Произведения градостроительного искусства, представляющие общепризнанную художественную ценность, охраняются государством. Статья 10. Права граждан и юридических лиц на информацию в градостроительстве 1. Граждане Республики Башкортостан и юридические лица имеют право на информацию о предполагаемой или осуществляемой градостроительной деятельности в границах территории их проживания или владения недвижимостью; об экологическом состоянии окружающей среды городов, других поселений и их систем. 2. Высшие органы государственной власти и органы местной власти обязаны через средства массовой информации информировать население о планируемой и осуществляемой градостроительной деятельности, а также о процессе подготовки, обсуждения, одобрения и утверждения градостроительной документации по развитию территории и поселений Республики Башкортостан. 3. Конкретный порядок информирования населения о планируемой и осуществляемой градостроительной деятельности определяется: на республиканском уровне - Кабинетом Министров Республики Башкортостан; на местном уровне - органами местной власти. Статья 11. Права граждан и юридических лиц на участие в рассмотрении вопросов, связанных с градостроительством 1. Граждане Республики Башкортостан и юридические лица имеют право на участие в рассмотрении вопросов, связанных с градостроительством, если этим затрагиваются их законные интересы, при этом имеют право вносить предложения в градостроительные прогнозы, программы и проекты до их одобрения или утверждения, а также вносить предложения по изменению действующей градостроительной документации. 2. Конкретный порядок участия граждан и юридических лиц в рассмотрении вопросов, связанных с градостроительством, определяется: на республиканском уровне - Кабинетом Министров Республики Башкортостан; на местном уровне - органами местной власти. Раздел III. Государственное управление в области градостроительства Статья 12. Руководство и управление в области градостроительства в Республике Башкортостан 1. Руководство градостроительной деятельностью в Республике Башкортостан осуществляют в пределах своей компетенции Государственное Собрание Республики Башкортостан. Президент Республики Башкортостан, представительные органы местной власти районов и городов Республики Башкортостан. 2. Государственное управление в области градостроительства возлагается на Кабинет Министров Республики Башкортостан. Государственный комитет Республики Башкортостан по делам строительства, местные администрации и органы местного государственного управления градостроительством - управления архитектуры и градостроительства районов и городов Республики Башкортостан. 3. Органы местного государственного управления градостроительством осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и на основе положений о них, утверждаемых местными администрациями по согласованию с Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам строительства. Руководители указанных органов по градостроительству являются одновременно главными архитекторами по должности. Назначение на должность руководителей органов по градостроительству - главных архитекторов и освобождение от нее производятся главами местных администраций по согласованию с Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам строительства и Союзом архитекторов Республики Башкортостан. 4. Нормативы численности аппарата функциональных служб и структура органов по градостроительству местного уровня устанавливаются Кабинетом Министров Республики Башкортостан, исходя из численности населения, темпов нового строительства и реконструкции, а также наличия исторического наследия и правового статуса поселений. Статья 13. Полномочия Государственного Собрания Республики Башкортостан в области градостроительства К полномочиям Государственного Собрания Республики Башкортостан в области градостроительства относятся: принятие законов Республики Башкортостан в области градостроительства; определение совместно с Президентом Республики Башкортостан государственной градостроительной политики Республики Башкортостан и утверждение градостроительных программ общереспубликанского значения по проблемам расселения и размещения производительных сил, развития жилищного и коммунального строительства, республиканских инженерных и транспортных инфраструктур поселений, сохранения историко-культурного наследия; определение порядка осуществления особых случаев регулирования градостроительной деятельности в зонах чрезвычайных ситуаций, катастроф, в зонах охраны памятников, историко-культурных и природных заповедников, пригородных зонах и т.д.; образование новых районов и городов, решение иных вопросов административно-территориального устройства республики в соответствии с действующим законодательством. Статья 14. Полномочия Президента Республики Башкортостан в области градостроительства К полномочиям Президента Республики Башкортостан в области градостроительства относятся: обеспечение прав и свобод граждан Республики Башкортостан в области градостроительства; подписание и обнародование законов Республики Башкортостан по вопросам о градостроительстве; издание указов и распоряжений по вопросам градостроительства; руководство деятельностью Кабинета Министров Республики Башкортостан, органов местной власти в области градостроительства. Статья 15. Полномочия Кабинета Министров Республики Башкортостан в области градостроительства К полномочиям Кабинета Министров Республики Башкортостан в области градостроительства относятся: принятие нормативных актов в области градостроительства; реализация государственной градостроительной политики Республики Башкортостан по проблемам расселения и размещения производительных сил, развития жилищного, коммунального строительства и объектов социально-бытового назначения, республиканских инженерных и транспортных инфраструктур поселений, сохранения историко-культурного наследия; разработка и реализация градостроительных прогнозов, программ и проектов, имеющих общереспубликанское, межрегиональное и местное значение; осуществление градостроительной деятельности; утверждение планировочной документации республиканского уровня: генпланы городов, поселков, райцентров; руководство деятельностью Госстроя Республики Башкортостан в области градостроительства. Статья 16. Полномочия Государственного комитета Республики Башкортостан по делам строительства К полномочиям Госстроя Республики Башкортостан относятся: организация разработки, участие в принятии и осуществлении градостроительных прогнозов, программ и проектов республиканского, межрегионального и местного значения; установление в пределах компетенции, определенной законодательством Республики Башкортостан, норм и правил застройки поселений по вопросам социально гарантированного минимума условий проживания и безопасности среды обитания в поселениях; разработка и утверждение нормативно-правовых актов в области градостроительства; информирование населения, организация согласований, обсуждений и профессиональной экспертизы в процессе разработки и по завершении разработки градостроительной документации республиканского, межрегионального и местного значения; установление порядка обсуждения населением градостроительной документации, внесения в нее дополнений и изменений; регламентация деятельности местных территориальных органов государственного управления градостроительством; регламентация организации и деятельности системы государственного надзора за градостроительной деятельностью, во взаимосвязи с природоохранными органами, органами госсаннадзора и органами контроля за сохранением историко-культурного наследия; разрешение споров в качестве первой инстанции по вопросам градостроительной деятельности, возникающими между административнотерриториальными образованиями республики; обеспечение разработок фундаментальных и прикладных научных исследований, поискового проектирования, разработки нормативнометодической документации, разработки и ведения государственного территориального кадастра, государственного градостроительного контроля, информационно-издательской деятельности в области градостроительства; обеспечение финансирования разработки и осуществления республиканских и межрегиональных градостроительных прогнозов, программ и проектов, оказание, в случаях обоснованной необходимости, финансовой поддержки градостроительной деятельности органов местной власти; осуществление в установленном настоящим Кодексом порядке государственного контроля за градостроительной деятельностью; установление порядка разработки и обсуждения градостроительного устава поселения, а также порядка внесения в него изменений и дополнений; организация разработки черты населенных пунктов республики. Государственный комитет Республики Башкортостан по делам строительства не реже одного раза в два года представляет Президенту Республики Башкортостан и Кабинету Министров Республики Башкортостан доклад о состоянии и перспективах градостроительства в Республике Башкортостан. Статья 17. Полномочия представительных органов местной власти районов и городов Республики Башкортостан в области градостроительства К полномочиям представительных органов местной власти в области градостроительства относятся: принятие градостроительного устава поселений и иных нормативноправовых актов в области градостроительства, а также внесение в них изменений; принятие градостроительных прогнозов и программ; передача нижестоящим органам местной власти полномочий в градостроительной деятельности; внесение, в случае необходимости, в вышестоящие органы государственной власти или управления предложений об установлении или изменении границ поселений; организация финансирования разработки местных градостроительных нормативов, градостроительной документации, разработки и ведения государственного территориального кадастра и градостроительного устава поселения и территорий собственной юрисдикции; отмена противоречащих градостроительному законодательству решений главы местной администрации и нижестоящих органов местной власти; создание территориальных органов управления градостроительством в пределах своей юрисдикции; разрешение споров, в качестве первой инстанции, по вопросам градостроительной деятельности и недвижимости, возникающих в процессе ее осуществления между субъектами градостроительной деятельности; прием информации граждан, их объединений и иных юридических лиц о состоянии среды обитания, запросах и проблемах, требующих, по их мнению, первоочередных и (или) стратегических градостроительных решений. Статья 18. Полномочия районных, городских администраций в области градостроительства К полномочиям местных администраций в области градостроительства относятся: организация разработки и осуществления градостроительных прогнозов, программ и проектов; изъятие недвижимости, ограничение прав собственности, пользования и распоряжения недвижимостью, равное предоставление недвижимости в поселениях во владение и пользование на основании утвержденной градостроительной документации; регистрация прав собственности, пользования и аренды недвижимости в поселении; выдача строительных разрешений и градостроительных заданий на осуществление градостроительной деятельности; принятие решения о запрещении или приостановлении градостроительной деятельности, а также эксплуатации объектов в случаях нарушения градостроительного законодательства и градостроительной документации; согласование и утверждение градостроительных проектов; ведение государственного территориального кадастра поселения; участие в разработке и принятии градостроительных программ и проектов на территории сопредельных административно-территориальных образований; внесение предложений в органы лицензирования о лишении лицензий на право проектирования и строительства физических и юридических лиц, выполняющих работы с нарушением градостроительного законодательства; предоставление в нормативно оговоренной форме возможности гражданам, их объединениям и иным юридическим лицам проводить независимые общественные экспертизы или вносить обоснованные предложения к градостроительной документации в процессе ее разработки, обсуждения, согласования, одобрения и утверждения; организация внесения в градостроительную документацию до ее утверждения изменений и дополнений, представленных гражданами, их объединениями и иными юридическими лицами. Раздел IV. Поселения в градостроительной деятельности Статья 19. Виды поселений 1. Поселения в Республике Башкортостан делятся на городские и сельские. К городским поселениям относятся города республиканского и районного подчинения, поселки городского типа. Поселки городского типа подразделяются на рабочие, курортные и дачные поселки. Все остальные поселения в республике относятся к сельским поселениям. 2. Статус поселений, порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц определяются Законом Республики Башкортостан "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан" и другими законодательными актами республики. Статья 20. Территория поселения 1. Территорию поселения составляют земли, входящие в его границу, а также пространство под и над ними в пределах их необходимого и возможного использования для целей градостроительной деятельности. 2. В состав территории поселения входят: территории городской (сельской) застройки - земельные участки (владения) зданий и сооружений, а также земли, предназначенные утвержденными градостроительными программами и проектами под застройку зданиями и сооружениями; территории общего пользования - улицы, площади, набережные, парки, скверы и иные территории, предназначенные для внутригородского транспортного и пешеходного движения, удовлетворения культурных и бытовых потребностей населения, организации отдыха и других общественных нужд; территории, занятые природными (лесными и иными) землями, городскими лесами и лесопарками, в соответствии с утвержденной градостроительной документацией; акватории рек, озер, водохранилищ и т.д.; территории товарного сельскохозяйственного производства в соответствии с утвержденной градостроительной документацией; территории внешнего транспорта и связи - земли, предназначенные для нужд железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного и трубопроводного транспорта, энергетики и связи в соответствии с утвержденной градостроительной документацией; территории государственного или коммунального запаса - незанятые земли, предназначенные утвержденной градостроительной документацией в качестве резерва для развития поселения, входящие в границу. 3. Границами между территориями, входящими в состав поселения, служат "красные линии". "Красные линии" проводятся по границам землевладений. Установление и последующее изменение "красных линий" может быть осуществлено на основе утвержденной градостроительной документации. Статья 21. Особые условия использования территории поселения 1. Территории общего пользования, а также территории государственного и коммунального запаса находятся в ведении органов местной власти и не подлежат отчуждению, предоставлению в пользование юридическим и физическим лицам, за исключением случаев предоставления таких территорий во временное пользование для размещения временных зданий и сооружений, а также во временное пользование для сельскохозяйственных и иных целей без права строительства зданий и сооружений. 2. Подземное и надземное пространство в пределах границ поселений находятся в ведении органов местной власти за исключением: части надземного пространства, используемого для полетов воздушного транспорта и иной деятельности, связанной с использованием воздушного пространства; части подземного пространства, предоставленного в установленном порядке для геологического изучения недр, добычи ископаемых, а также являющегося памятником археологии или культурным слоем. 3. Выделение органами местной власти земельных участков во владение и пользование для размещения новых, расширения и реконструкции объектов, зданий и сооружений, равно как и выдача разрешений на градостроительную деятельность на уже предоставленных земельных участках осуществляются в соответствии с утвержденной градостроительной документацией. Статья 22. Административная граница поселения 1. Административная граница поселения - граница, очерчивающая территории, находящиеся в ведении соответствующих органов местной власти. 2. Административная граница поселения устанавливается в порядке, определенном законом в соответствии с утвержденной градостроительной документацией. 3. Изменение административной границы поселения не влечет изменения прав владения и пользования. Раздел V Недвижимость собственника в градостроительстве Статья 23. Понятие недвижимости и собственника в градостроительстве 1. Под недвижимостью в градостроительной деятельности понимаются: здания, сооружения и их элементы, транспортные и инженерные коммуникации, многолетние зеленые насаждения, иное имущество, прочно связанное с земельным участком, а также пространство под и над ними, используемое в градостроительных целях. Вид пользования землей (владение, постоянное и временное пользование, аренда) определяется в соответствии с нормами Земельного кодекса Республики Башкортостан. 2. Под собственниками недвижимости в градостроительной деятельности понимаются граждане, юридические лица и государства, в том числе иностранные, владеющие, пользующиеся, распоряжающиеся недвижимостью на праве собственности, и иные лица, обладающие в силу закона или договора правом полного хозяйственного ведения или правом оперативного управления. 3. Органы государственной власти Республики Башкортостан могут устанавливать перечни поселений и районов в составе поселений, в которых недвижимость не может быть в собственности иностранных граждан и юридических лиц или может передаваться иностранным гражданам и юридическим лицам только в аренду. Статья 24. Прекращение права собственности на недвижимость 1. Недвижимость, находящаяся в частной собственности граждан и юридических лиц, может изыматься для обеспечения государственных и общественных интересов территорий и поселений. 2. Изъятие недвижимости у владельцев может производиться лишь на основе действующего законодательства, соблюдения установленных законом процедур и предоставления владельцу компенсации. 3. Изъятие недвижимости не может быть осуществлено до урегулирования сторонами всех вопросов, касающихся объема и характера компенсации владельцу, включая упущенную выгоду. Характер и сроки компенсации определяются законодательством Республики Башкортостан. 4. В случае отсутствия согласия владельца недвижимости на осуществление ее реквизиции, а равно при наличии спора об объеме и характере компенсации, изъятие может производиться лишь на основе решении суда. Раздел VI Средства реализации и регулирования градостроительной деятельности Статья 25. Градостроительная нормативно-инструктивная документация 1. Градостроительные нормативы как средство государственного регулирования градостроительной деятельности включают количественные и качественные показатели, определяющие разработку градостроительной документации. 2. Градостроительная деятельность в городах и других поселениях осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, градостроительным уставом, градостроительными нормами и правилами, методическими инструкциями, утверждаемыми Республиканским органом государственного управления градостроительством и органами местной власти в пределах их компетенции. Градостроительные нормы и правила, методические инструкции распространяются на все объекты градостроительной деятельности на территории Республики Башкортостан. 3. Действующие градостроительные нормы и правила, инструкции являются основанием для вынесения решений органами государственного управления и контроля градостроительной деятельности, правоохранительными и судебными органами по вопросам, связанным с правами собственников и пользователей объектов градостроительной деятельности, а также юридических и физических лиц, интересы которых затронуты нарушением указанных норм, правил и инструкций. Нарушение правил осуществления градостроительной деятельности считается совершенным с момента фиксирования соответствующим актом органов градостроительного контроля или соответствующей экспертизы. Статья 26. Экспериментальные разработки Экспериментальные разработки в области градостроительного проектирования осуществляются в целях совершенствования методик и технологий проектирования, повышения их эффективности в процессе управления градостроительством в республике и поселениях. Условия осуществления экспериментальных разработок во взаимодействии с нормативными требованиями определяются Госстроем Республики Башкортостан. Статья 27. Градостроительный устав поселения 1. Градостроительный устав поселения является основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения субъектов в процессе осуществления градостроительной деятельности в поселении. 2. Градостроительный устав поселения имеет следующую структуру: правовые и нормативные предписания, регулирующие отношения субъектов в процессе осуществления градостроительной деятельности; план использования территории поселения с качественными и количественными регламентациями. 3. План использования территории поселения как неотъемлемая составная часть Градостроительного устава поселения является основным средством регулирования градостроительной деятельности. В основе плана - общее разрешение органов местной власти на осуществление градостроительной деятельности владельцами недвижимости и иными лицами, обладающими в силу закона или договора соответствующим правом. 4. Выполнение предписаний плана использования территории в проектной градостроительной и архитектурно-строительной документации является достаточным юридическим условием для получения строительного разрешения и последующего осуществления градостроительной деятельности. 5. Порядок и процедура разработки, обсуждения и утверждения плана использования территории поселения, порядок и процедура внесения в него изменений и дополнений устанавливаются нормативными актами органов местной власти. 6. План использования территории поселения регулирует: тип и интенсивность использования территорий, имеющих доказанный государственный или общественный интерес, территорий, подверженных затоплению, оползням и иным опасным природным и техногенным явлениям; тип и интенсивность использования территории в соответствии с ее градостроительными, архитектурными, историко-культурными, экологорекреационными и иными особенностями; плотность застройки, тип конструкции, высоту, объем зданий, их расположение относительно границ землевладения, долю участка, свободного от застройки, размеры фронта застройки, назначение зданий и сооружений, предлагаемых к возведению, реконструкции, ремонту или сносу; основные параметры существующих и намечаемых к осуществлению транспортных коммуникаций, пешеходных путей, автостоянок, технических коридоров инженерных коммуникаций, санитарно-защитных разрывов. 7. План использования территории поселения разрабатывается на срок 5-15 лет. 8. Градостроительный устав поселения подлежит обсуждению гражданами и их объединениями. 9. Органы местной власти на основе специальных исследований могут устанавливать иные, дополнительные требования, регулирующие градостроительную деятельность на территориях, находящихся в их юрисдикции. Статья 28. Градостроительные изменения 1. Под градостроительными изменениями понимаются действия субъектов по строительству, возведению новых зданий и сооружений, проведению реконструкции и ремонта, сносу, благоустройству и т.д. 2. Право на градостроительные изменения (застройку, реконструкцию, снос и др.) может осуществляться собственником или лицом, которому такое право предоставлено, собственником по договору, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными законодательными актами Республики Башкортостан, лицом, которому земельный участок предоставлен в пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду. 3. Градостроительные изменения в поселениях осуществляются на основании выданного градостроительного задания, а также утвержденной в установленном порядке градостроительной и архитектурно-планировочной документации. 4. Правовым основанием для проведения градостроительных изменений является строительное разрешение. 5. Лица, осуществляющие градостроительные изменения, обязаны до начала застройки возместить ущерб, причиненный строительством или иными работами, а также компенсировать вызванные застройкой временные затруднения и неудобства для жителей прилегающих территорий, владельцев недвижимости. Вид и размер компенсации устанавливаются на основании законодательства и включаются в строительное разрешение в качестве обязательного условия. 6. При осуществлении градостроительных изменений существующих зданий должна быть сохранена историко-культурная ценность самого здания и окружающей застройки. Статья 29. Строительное разрешение 1. Строительные разрешения выдаются органами местного государственного управления на основании заявления и утвержденного проекта с приложением необходимых документов собственника (владельца), пользователя недвижимости и предоставления им подтверждения контролирующих органов о ненарушении предписаний и регламентаций соответствующей градостроительной документации. Перечень прилагаемых документов и порядок рассмотрения заявлений на получение строительного разрешения устанавливаются Госстроем Республики Башкортостан. Строительное разрешение на застройку индивидуального участка может выдаваться по эскизному проекту или паспорту жилого дома, выбранному из республиканского каталога. 2. Органы местного государственного управления вправе отказать в выдаче строительных разрешений в тех частях поселений, где осуществление градостроительных изменений может воспрепятствовать реализации общественного или государственного интереса, оформленного в виде решения органа государственной власти. Обоснованность такого ограничения может быть оспорена в соответствующих органах местной власти, вышестоящем органе государственной власти и управления или в судебном порядке с учетом заключения вышестоящего органа по градостроительству. 3. Отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в судебном порядке в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Башкортостан. 4. Контроль за соответствием осуществляемых работ строительному разрешению осуществляется органами градостроительного контроля. Статья 30. Разрешение на снос Разрешение на снос является документом органа местного государственного управления, предоставляющим право собственнику недвижимости производить снос зданий и сооружений, иной недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности. Разрешение на снос выдается органами местного государственного управления на основании заявления собственника недвижимости с приложением необходимых документов. Перечень прилагаемых документов и порядок рассмотрения заявлений устанавливаются Госстроем Республики Башкортостан. Органы местного государственного управления вправе отказать собственнику недвижимости в выдаче разрешения на снос в случаях, когда данная недвижимость обладает историко-культурной ценностью или иным общественным значением, что подтверждается решением органа власти. Органы местного государственного управления при отказе в разрешении на снос должны предоставить собственнику недвижимости финансовые субсидии и льготные кредиты на ремонт не разрешенной к сносу недвижимости. Статья 31. Архитектурно-строительная документация 1. Работы по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту зданий, сооружений, инженерно-транспортных и других объектов, благоустройству территорий осуществляются на основании утвержденной архитектурно-строительной документации. 2. Финансирование разработки, организация согласования, утверждение архитектурно-строительной документации, внесение в нее изменений, ответственность за выполнение предписаний градостроительного задания и строительного разрешения возлагаются на заказчика. 3. Порядок разработки и утверждения архитектурно-строительной документации устанавливается Госстроем Республики Башкортостан. Статья 32. Лицензирование разработки градостроительной и архитектурно-строительной документации 1. Разработка градостроительной и архитектурно-строительной документации производится разработчиками-юридическими и физическими лицами на основании лицензий. 2. Условия и порядок выдачи (лишения) лицензии определяются издаваемыми на основании настоящего Кодекса нормативными актами Кабинета Министров Республики Башкортостан и Госстроя Республики Башкортостан. Статья 33. Государственный территориальный кадастр 1. Государственный территориальный кадастр - систематизированный свод информации, содержащий ее количественные и качественные показатели, о всех видах недвижимости, ее правовом статусе, функциональном использовании и степени ее интенсивности, инженерном и транспортном обустройстве, благоустройстве, экологическом, санитарногигиеническом состоянии, текущей экономической оценке, инженерногеологическом, гидрологическом и топографическом состоянии территории. Государственный территориальный кадастр составляется с учетом показателей земельного, водного, лесного и других отраслевых кадастров. 2. Государственный территориальный кадастр ведется на местном и республиканском уровне органами государственного управления градостроительством за счет средств соответствующих бюджетов. 3. Порядок ведения государственного, территориальных кадастров определяется нормативными актами Кабинета Министров Республики Башкортостан. Статья 34. Государственный градостроительный надзор 1. Задачей градостроительного надзора является контроль за соблюдением настоящего Кодекса, градостроительных уставов поселений и иных нормативно-правовых актов в области градостроительства, действующих на территории Республики Башкортостан. 2. Органы государственного градостроительного контроля состоят из Государственного градостроительного надзора при Госстрое Республики Башкортостан и его инспекций при органах местного государственного управления градостроительством, а также государственного архитектурностроительного надзора, функцией которого является контроль за качеством строительства. Органы государственного градостроительного надзора в своей деятельности руководствуются законодательством Республики Башкортостан, градостроительными уставами поселений, иными нормативными актами Республики Башкортостан, а также приказами и постановлениями Госстроя Республики Башкортостан. Порядок деятельности Государственного градостроительного надзора и его инспекций определяется положениями, утвержденными Госстроем Республики Башкортостан. 3. Органы Государственного градостроительного надзора имеют право: запрещать или приостанавливать осуществление градостроительной деятельности в случаях ее производства с нарушениями градостроительного законодательства, утвержденной градостроительной документации, градостроительных, экологических, санитарных и строительных норм, несоответствия требованиям охраны природы, охраны памятников истории и культуры; выдавать разрешение на продолжение градостроительной деятельности при устранении перечисленных выше нарушений; привлекать к административной ответственности; давать представления в судебные и арбитражные органы о привлечении в установленном порядке к ответственности субъектов градостроительной деятельности, виновных в нарушении градостроительного законодательства. 4. Органы Государственного градостроительного надзора обязаны в пределах своей компетенции осуществлять контроль за градостроительной деятельностью на всех ее этапах, а также в процессе эксплуатации территорий, зданий и сооружений. 5. Органы Государственного градостроительного контроля осуществляют свою деятельность на территории собственной юрисдикции во взаимосвязи с государственными органами охраны земельных ресурсов, охраны памятников истории и культуры, органами охраны природы и органами санитарно-эпидемиологического надзора. Осуществление градостроительной деятельности и ее продолжение после устранения выявленных нарушений градостроительной дисциплины возможно лишь при наличии разрешительных согласований всех заинтересованных органов надзора, контроля и охраны. Статья 35. Ограничения на осуществление градостроительной деятельности 1. Ограничения на осуществление градостроительной деятельности устанавливаются органами государственной и местной власти в случаях, когда это определяется нуждами государственного и общественного интереса в градостроительстве. 2. К ограничениям в градостроительстве, возлагаемым на владельцев недвижимости в поселениях, относятся: ограничение прав застройки, перестройки, реконструкции и ремонта, если это вызвано необходимостью сохранения историко-культурного наследия, природных ландшафтов и иными градостроительными условиями; ограничение прав пользования земельным участком (или его частью) для целей застройки, осуществляемой для нужд государственного или общественного интереса, прокладки транспортных и инженерных коммуникаций и других устройств общего пользования. Органами местной власти поселений могут устанавливаться иные, дополнительные ограничения с учетом национальных традиций, природноклиматических и иных особенностей республики. Указанные ограничения должны быть оформлены решением органа местной власти поселений. В поселениях нормативными актами органов местной власти могут устанавливаться зоны специального регулирования застройки. Такие зоны устанавливаются на основе обязательных специальных историко-культурных и природно-ландшафтных исследований и должны содержаться в утвержденной градостроительной документации. 3. Действие ограничений прекращается, если отпали условия их установления, или по истечении срока, на который они устанавливаются. 4. Ущерб, причиненный владельцу недвижимости в результате установления ограничений, подлежит возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, лицами (физическими и юридическими), в интересах которых установлено соответствующее ограничение, либо органами местной власти. 5. Решения о возложенных в установленном законом порядке ограничениях владельцами недвижимости могут быть обжалованы в суде в соответствии с законодательством. Статья 36. Особое регулирование градостроительной деятельности 1. Особому регулированию градостроительная деятельность подлежит в тех случаях, когда обеспечение интересов граждан, государственного или общественного интереса в области градостроительства невозможно или затруднено без принятия дополнений к общепринятым нормам и правилам, отмены части общепринятых норм и правил или введения специальных правил и порядка градостроительной деятельности. 2. Особому регулированию градостроительной деятельности подлежат: столица республики - город Уфа; пригородные территории; поселения, расположенные в регионах с особо неблагоприятной экологической ситуацией или с повышенной сейсмичностью, или с наличием горных выработок, либо подверженных другим опасным природным воздействиям, оползням, селям и т.п.; национальные парки, природные и историко-культурные заповедники (особо охраняемые территории); поселения и территории с повышенным уровнем международной деятельности, значительным участием иностранных инвесторов; поселения, представляющие собой охраняемые государством памятники истории и культуры, их зоны охраны, территории, прилегающие к ансамблям садово-паркового искусства, крепостям, а также к инженерным и техническим сооружениям, имеющим историческую ценность. В состав территориальных объектов градостроительной деятельности особого регулирования входят территории бассейнов рек, озер, водохранилищ, территории водозаборов и зон их охраны, территории оздоровительного, курортного, рекреационного назначения, территориально-производственные комплексы, системы расселения (агломерация) и иные территориальные объекты, определяемые органами государственной и местной власти. 3. Определение территориальных объектов градостроительной деятельности особого регулирования, их границ, установление их статуса и принципов управления осуществляются органами государственной власти. Порядок осуществления градостроительной деятельности в случаях особого регулирования устанавливается специальными законодательными актами. Раздел VII. Градостроительная документация Статья 37. Система градостроительной документации Система градостроительной документации состоит из прогнозной, программной и проектной градостроительной документации. Статья 38. Прогнозная градостроительная документация 1. Прогнозная градостроительная документация - результат комплексной оценки градостроительной и экологической ситуации, анализа социально-экономических, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических условий и выявление на этой основе тенденций развития территории с использованием методов научно-обоснованного прогнозирования. 2. Прогнозная градостроительная документация имеет рекомендательный статус, разрабатывается со сроком прогноза не менее 15 лет, одобряется соответствующим органом государственной власти и государственного управления и обновляется по мере необходимости. Статья 39. Программная градостроительная документация 1. Программная градостроительная документация (градостроительная программа) развития территорий и поселений или их частей разрабатывается на основе прогнозной градостроительной документации и содержит практические градостроительные мероприятия, комплексно учитывающие цели и задачи социального, природоохранного и экономического развития территории или поселения, реальные материальные и финансовые ресурсы во взаимосвязи с целями и задачами регионального развития. 2. Программная градостроительная документация имеет обязательный статус, разрабатывается на срок 5-10 лет, подлежит в установленном порядке общественному обсуждению, согласованию и экспертизе, утверждается соответствующим органом государственного управления и обновляется по мере необходимости. 3. Состав и сроки разработки программной градостроительной документации устанавливаются на основе договора между заказчиком и разработчиком документации с учетом нормативных требований и по согласованию с соответствующим органом государственного управления градостроительством. Статья 40. Проектная градостроительная документация 1. Проектная градостроительная документация (Градостроительный проект) разрабатывается на основе программной градостроительной документации, должна содержать конкретные мероприятия градостроительных изменений среды обитания на территориях и (или) в поселениях, отдельных их зон, районов, участков территорий, отдельных зданий, сооружений и их комплексов с учетом достижения необходимого уровня экологической комфортности. 2. Виды градостроительных проектов, их назначение и содержание, а также состав и порядок разработки и утверждения проектноградостроительной документации устанавливаются на основе нормативноправовых актов, принимаемых Госстроем Республики Башкортостан. 3. Проектная градостроительная документация носит обязательный статус, разрабатывается при определении фактических заказчиков градостроительных изменений и реализации инвестиций и в установленном порядке утверждается и (или) согласовывается с соответствующими органами государственного управления, выступившими заказчиком данного проекта. Статья 41. Заказчики градостроительной документации 1. Заказчиками прогнозной и программной градостроительной документации могут быть Кабинет Министров Республики Башкортостан или по его поручению Госстрой Республики Башкортостан и органы местной власти. Заказчики различных административно-территориальных образований могут объединяться в планировочные ассоциации для решения общих задач развития поселений и их систем. 2. Заказчиками проектной градостроительной документации могут быть граждане, юридические лица, а также органы государственного управления, их объединения в разрешенных законом формах. 3. Права и обязанности заказчика определяются законодательными актами, действующими на территории республики иными нормативными актами органов государственной власти и управления республики, а также договором. Статья 42. Экспертиза градостроительной документации 1. Градостроительная документация, за исключением проектов застройки индивидуальных участков, подлежит экспертизе, которую осуществляют комиссии, создаваемые заказчиками градостроительной документации. 2. Экспертиза градостроительных программ и проектов, имеющих республиканское, межрегиональное значение, осуществляется экспертными комиссиями, создаваемыми соответствующими органами государственного управления заинтересованных сторон, в которые включаются представители научных, проектных, общественных и других организаций. 3. Порядок проведения экспертизы градостроительной документации устанавливается законодательством Республики Башкортостан. Раздел VIII. Экономические основы градостроительства Статья 43. Источники формирования экономической основы градостроительства 1. Экономическую основу градостроительной деятельности составляют земля и другая недвижимость, водные, лесные и другие природные ресурсы, объекты историко-культурного наследия, интеллектуальная собственность, материальные и финансовые ресурсы республиканских и органов местной власти, предприятий и организаций всех форм собственности, внебюджетные и валютные фонды, кредитные ресурсы, средства населения и зарубежных инвесторов. 2. Финансовые ресурсы для осуществления градостроительной деятельности в поселениях формируются в соответствии с действующим в Республике Башкортостан законодательством за счет хозяйственной деятельности органов местной власти; целевых финансовых поступлений из федерального, республиканского и других источников, средств местных бюджетов, целевых внебюджетных фондов, средств предприятий, организаций и населения, кредитных ресурсов, средств зарубежных инвесторов и иных источников. Статья 44. Использование средств республиканского бюджета Средства, предусмотренные бюджетом Республики Башкортостан для осуществления градостроительной деятельности, используются для финансирования: разработки нормативно-правовых актов, норм и правил в области градостроительства; разработки градостроительной документации республиканского и межрегионального уровня; градостроительного мониторинга; проведения научных исследований, экспериментальных и методических разработок по важнейшим направлениям градостроительной деятельности; ведения государственного территориального кадастра городов и других поселений; строительства объектов жилищно-гражданского назначения и инженерно-транспортной инфраструктуры, инфраструктуры межселенного значения и иной градостроительной деятельности; строительства природоохранных сооружений. В случаях необходимости и по решению Госстроя Республики Башкортостан разработка градостроительной документации местного значения финансируется из средств республиканского бюджета. Статья 45. Использование средств местного бюджета Средства местного бюджета при осуществлении градостроительной деятельности могут использоваться для финансирования: разработки градостроительной документации; ведения градостроительного мониторинга; разработки нормативно-правовых актов, норм и правил местного значения в области градостроительной деятельности; ведения государственного территориального кадастра поселений; строительства объектов жилищно-гражданского назначения и инженерно-транспортной инфраструктуры. Раздел IX. Ответственность за нарушение градостроительного законодательства Статья 46. Административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о градостроительстве 1. Субъекты градостроительной деятельности, виновные в нарушении градостроительного законодательства, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Башкортостан. 2. Привлечение к уголовной и административной ответственности не освобождает лиц, виновных в нарушении градостроительного законодательства, от обязательств по устранению допущенных нарушений в соответствии с законодательством. Статья 47. Разрешение споров, связанных с градостроительной деятельностью Споры между субъектами градостроительной деятельности разрешаются соответствующими органами государственной власти и управления, судом, арбитражным судом, третейским судом. Раздел X. Международные отношения в градостроительной деятельности Статья 48. Принципы международного сотрудничества 1. Международные отношения, связанные с осуществлением градостроительной деятельности, регулируются настоящим Кодексом, другими законодательными актами, действующими на территории Республики Башкортостан. 2. Градостроительная деятельность, связанная с иностранным участием, осуществляется на основе законодательства Республики Башкортостан и действующего на территории республики законодательства Российской Федерации. Статья 49. Международные договоры По вопросам градостроительства Республика Башкортостан вправе вступать в международные договорные отношения в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Республики Башкортостан. Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики 21 декабря 1994 года N ВС-26/20 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|