Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Республики Башкортостан от 05.11.1993 № ВС-21/25Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 01.10.2007 г. N 467-з ЗАКОН Республики Башкортостан ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 09.01.2001 г. N 161-З; от 19.03.2003 г. N 488-з; от 30.12.2005 г. N 272-з) Закон направлен на обеспечение и реализацию гражданами права на сохранение здоровья при осуществлении трудовой деятельности. Закон устанавливает гарантии и права граждан на безопасность труда и обеспечивает единообразный порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в Республике Башкортостан. Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие охраны труда Охрана труда - система, обеспечивающая сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе труда в течение всего трудового стажа, действующая на основе Конституции Республики Башкортостан и настоящего Закона и включающая в себя соответствующие им социально - экономические, организационные, технические, санитарно - гигиенические и лечебно - профилактические мероприятия и средства. Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан об охране труда и сфера его действия Законодательство Республики Башкортостан об охране труда состоит из принимаемого на основе Конституции Республики Башкортостан настоящего Закона и иных издаваемых в соответствии с ними нормативных актов в области охраны труда. Действие законодательства Республики Башкортостан об охране труда распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями (в дальнейшем "предприятия") независимо от форм собственности и хозяйствования, в том числе с частными (отдельными) нанимателями; членов кооперативов, студентов высших учебных заведений и учащихся профессионально - технических училищ, средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ, проходящих производственную практику; военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях; лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы на предприятиях исправительно - трудовых учреждений, направляемых органами, ведающими исполнением приговоров, а также на участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства. Настоящий Закон действует на всей территории Республики Башкортостан и распространяется на юридических лиц и граждан других государств в республике, если иное не предусмотрено международными договорами и соглашениями и законодательными актами Республики Башкортостан. Отдельные полномочия по изданию актов законодательства об охране труда Республика Башкортостан может передать Российской Федерации по Договору об основах межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан. Акты законодательства об охране труда Российской Федерации по вопросам, переданным Республикой Башкортостан Российской Федерации, обязательны на территории Республики Башкортостан. На территории Республики Башкортостан обязательны и международно - правовые акты по охране и гигиене труда, ратифицированные Верховным Советом Республики Башкортостан. Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда Государственная политика Республики Башкортостан в области охраны труда предусматривает единство действий органов государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, профессиональных союзов и предпринимателей, общественных объединений, органов местного самоуправления и предприятий по улучшению условий охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и основывается на следующих принципах: приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности; координации деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики, с деятельностью в области охраны среды обитания; в установлении единых требований в области охраны труда для всех предприятий, независимо от видов и форм собственности и хозяйствования; осуществления независимого, действенного надзора и контроля за применением безопасной техники и технологии, соблюдением требований норм и правил техники безопасности на предприятиях; широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда; стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии, средств защиты работающих и инструментального контроля среды; участия в финансировании охраны труда; проведения налоговой и кредитной политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда; государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за условиями труда и соблюдением нормативных актов по охране труда; общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов трудящихся в области охраны труда, осуществляемого профсоюзами, другими объединениями и трудовыми коллективами предприятий; экономического стимулирования предприятий в обеспечении безопасных условий труда, а работников - в соблюдении правил и инструкций по охране труда; обеспечения работников спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты, моющими средствами и лечебно - профилактическим питанием за счет средств работодателей; обязательности своевременного расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; установления льгот и компенсаций за работу, осуществляемую при наличии опасных и вредных производственных факторов, не поддающихся при современном технологическом уровне развития производства и организации труда полному устранению или ограничению до установленных норм безопасности и гигиены труда; подготовки и переподготовки специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях; всемерной поддержке деятельности представительных организаций трудящихся (профсоюзов) и предпринимателей, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда; проведения средствами массовой информации эффективной пропаганды передового опыта в области охраны труда и информирования населения о состоянии охраны труда на предприятиях, установления государственной статотчетности о пострадавших при несчастных случаях и профзаболеваниях; международного сотрудничества при решении проблем охраны труда; социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, либо моральный ущерб. Статья 4. Участие общественных организаций (объединений) в разработке и принятии решений по проблемам охраны труда Предприятия, специалисты, граждане могут объединяться в общественные организации для решения проблем охраны труда, которые действуют в соответствии с законодательством Республики Башкортостан об общественных объединениях. Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, предприятия оказывают помощь и поддержку таким общественным организациям и учитывают разработанные ими предложения, рекомендации при выработке и принятии решений по вопросам охраны труда. Статья 5. Охрана труда при выполнении международных договоров или соглашений При выполнении предприятиями и гражданами Республики Башкортостан работ за рубежом на основе международных договоров или соглашений применяются предусмотренные в них требования по охране труда, если не оговорено иное. Особенности регулирования отношений в области охраны труда для иностранных граждан, работающих на территории Республики Башкортостан, устанавливаются соглашениями заинтересованных сторон. Глава II ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 6. Государственное управление охраной труда Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда. Государственное управление охраной труда осуществляет Правительство Республики Башкортостан. Статья 7. Управление охраной труда в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях и объединениях и их полномочия в этой области Министерства, ведомства, концерны, ассоциации и объединения независимо от форм собственности обязаны иметь службы охраны труда. В этих целях они: определяют при участии профсоюзных органов и работодателей основные направления деятельности по реализации государственной политики в области безопасности труда; на основании Закона об охране труда осуществляют разработку отраслевых правил, норм, типовых инструкций, проводят экспертизу проектов строительства и реконструкции объектов производственного и санитарно - бытового назначения, новых технологических процессов и оборудования на соответствие требованиям безопасности и гигиены труда; организуют обучение и проверку в установленном порядке знаний законодательства об охране труда, правил и норм безопасности и гигиены труда руководителями, специалистами и инженерно - техническими работниками предприятий; осуществляют внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях; оказывают практическую помощь предприятиям в реализации мер по обеспечению трудящихся спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления в области охраны труда Органы исполнительной власти обеспечивают реализацию республиканской государственной политики в области охраны труда на подведомственной территории. При необходимости создают муниципальные службы охраны труда. Статья 9. Управление охраной труда на предприятии и ее обеспечение Создание и управление системой охраны труда на предприятиях осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица, которые создают службы охраны труда или на договорной (контрактной) основе нанимают специалистов по охране труда. Структура, численность и техническая оснащенность служб охраны труда устанавливаются собственником из расчета полной реализации требований настоящего Закона и иных действующих нормативных актов по безопасности труда. В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и их представителей на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. На предприятиях с численностью работающих до 100 человек функции специалиста по охране труда могут выполнять лица, уполномоченные на это собственником (учредителем) или приняты на работу с его согласия. На предприятиях с численностью работающих 100 человек и более вводится должность специалиста по охране труда. При численности работающих 300 человек и более создается служба охраны труда во главе с освобожденным от производственной деятельности руководителем службы или заместителем руководителя администрации предприятия по охране труда. Структура и численность службы определяются в зависимости от степени риска производства и территориальной отдаленности рабочих мест и с учетом рекомендаций государственного органа управления охраны труда. По статусу службы охраны труда приравниваются к производственно - техническим службам предприятия. Собственник (учредитель) или уполномоченные им лица обязаны обеспечить материально - техническую базу службы охраны труда. Запрещается расторжение трудового договора (контракта) со специалистами служб охраны труда по инициативе администрации без согласия правления (совета) и профкома предприятия и вышестоящего контролирующего органа. Обеспечение безопасных и здоровых условий труда на предприятии возлагается на собственника (администрацию). Администрация и работники предприятия или их представители сотрудничают в деле обеспечения охраны труда. Взаимные обязательства администрации и работников в лице их представительных органов по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятии предусматриваются коллективным договором (соглашением по охране труда). Статья 10. Права и обязанности сторон, участвующих в трудовом процессе, в области охраны труда Работник имеет право: - на рабочее место, свободное от воздействия опасных и вредных производственных факторов, способных вызвать травму, ухудшение состояния здоровья, заболевание или снижение трудоспособности; - на информацию о состоянии условий его труда, о предпринимаемых работодателем мерах защиты от опасных и вредных производственных факторов и его ответственности за отступление от требований норм и правил охраны труда; - на информацию об оценке состояния его здоровья по результатам предварительного при поступлении на работу и последующих периодических медицинских осмотров; - на ознакомление или предоставление ему возможности принимать участие в рассмотрении вопросов по условиям труда на его рабочем месте; - на обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет работодателя; - на проведение инспектирования условий труда на его рабочем месте соответствующими службами государственного или общественного надзора и контроля; - на отказ от выполнения работ в условиях реальной опасности для его жизни и здоровья; - на жалобу или апелляцию при расследовании или инспекции, а также в случае нарушения требований безопасности и гигиены труда на рабочем месте по вине работодателя; - на обучение безопасным для здоровья методам и приемам работы за счет работодателя; - на переподготовку за счет средств работодателя в случае закрытия предприятия, ликвидации места вследствие нарушения законодательства по охране труда или технической невозможности обеспечения безопасности труда. Работник обязан: - соблюдать нормы и правила, инструкции и приказы по охране труда, с которыми он ознакомлен, издаваемыми работодателями во исполнение настоящего Закона и регламентирующие действия и поведение работника, а также нести ответственность за их выполнение в установленном Законом порядке; - выполнять медицинские рекомендации по результатам проведенных периодических обследований состояния здоровья; - не перемещать, не демонтировать, не разрушать, не удалять, не отключать средства безопасности и гигиены труда на своем рабочем месте и предприятии или предпринимать любые действия, приводящие к снижению уровня безопасности труда других; - немедленно извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, способной по его мнению, создать прямую угрозу жизни или здоровью людей; - немедленно сообщать о любом несчастном случае или случае повреждения здоровья, происшедшем в процессе работы или в связи с ней. Работодатель имеет право: - войти с предложением в соответствующие органы управления охраной труда о разработке или изменении стандарта безопасности труда или норм и правил по охране труда; - на информацию от органов управления и надзора, в том числе при проведении инспекции и расследования; - на сопровождение официальных лиц при инспектировании и участие в совещаниях в органах управления и надзора при рассмотрении жалоб на условия труда; - на проведение инспекции при расследовании службами государственного управления, надзора и контроля в случае установления им оборудования или применения технологического процесса как возможного источника производственной опасности; - на проведение совещаний и консультаций с органами государственного управления и надзора по завершению инспекций или расследований; - на апелляцию и обжалование решений соответствующих государственных органов управления, надзора и контроля; ходатайство должно быть подано в вышестоящий или судебный органы в течение 15 дней после получения решения; - на дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения работника за нарушение раздела второго части первой настоящей статьи; - на получение услуг и содействие государственных органов в области обучения и пропаганды безопасных методов и приемов труда. Работодатель обязан: - обеспечить находящиеся под его контролем рабочие места, механизмы, оборудование и процессы в работоспособном и безопасном для жизни и здоровья людей состоянии; - предоставить каждому работнику рабочее место, свободное от опасных и вредных производственных факторов, возмещать ущерб, причиненный здоровью от производственной деятельности; - при возникновении аварийных ситуаций, несчастных случаев и профессиональных заболеваний принимать незамедлительные меры по предупреждению и оказанию помощи пострадавшим; - нести ответственность за несоблюдение настоящего Закона, норм, правил и стандартов по охране труда и за правомерность собственных распоряжений и приказов; - информировать работников о состоянии условий их труда, мерах по защите их прав и об обязанностях в соответствии с настоящим Законом; - за счет предприятия обеспечивать рабочих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, предусмотренных правилами и нормами; - за счет предприятия осуществлять предварительные при заключении контракта и периодические медицинские обследования рабочих, предусмотренные законодательством; - ознакомить работника с необходимыми документами по безопасности и гигиене труда на его рабочем месте и данными о его здоровье; - принимать все научно - обоснованные и практически осуществимые меры для снятия физической и психической усталости работников в процессе труда; - обеспечивать инструктаж и надлежащую подготовку работников в области охраны труда; - предоставить работнику или его представителю возможность посещать совещания, касающиеся рассмотрению его жалоб; - предоставить возможность представителю работников сопровождать работников государственной или общественной служб надзора и контроля во время инспекции или расследования, а также обеспечить возможность консультаций с работниками; - беспрепятственно допускать работников государственных и общественных органов управления, надзора и контроля на рабочие места для проведения инспекций, контрольных замеров и расследований по вопросам охраны труда; - пресекать и запрещать работнику выполнять производственные операции, квалифицированные как потенциально опасные; - доводить до сведения работников решения государственных и общественных органов управления, надзора и контроля в установленных местах; - платить своевременно штрафы за нарушение требований настоящего Закона; - вести и своевременно представлять по установленной форме учетно - отчетную документацию, связанную с условиями труда, производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью; - извещать соответствующие органы о несчастных случаях и авариях, профессиональных заболеваниях на производстве, о принимаемых мерах по предупреждению, участвовать в их расследовании в соответствии с Законом; - сотрудничать с работниками или их представителями в деле выполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасных условий труда; - в установленные сроки проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Статья 11. Нормативное обеспечение охраны труда Нормативное обеспечение охраны труда включает в себя: - стандарты безопасности труда (ССБТ); - социально - экономические нормативы; - инструкции, нормы и правила; - сертификат безопасности предприятия; - другие нормативные акты в области охраны труда. Стандарты, нормы, инструкции и правила разрабатываются и утверждаются в порядке, устанавливаемом Государственным органом по охране труда Республики Башкортостан, и являются обязательными для всех должностных лиц и работников предприятия. Коллективный договор и соглашение по охране труда имеют юридическую силу и подлежат безусловному выполнению. Нормативные акты по охране труда систематически пересматриваются (полностью или частично) с периодичностью не более 5 лет, если иное не диктуется требованиями научно - технического прогресса или практикой производства. Статья 12. Обеспечение требований охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и объектов Проектирование, строительство и реконструкция производственных зданий и сооружений, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, не отвечающих требованиям стандартов, санитарных норм и правил по охране труда Республики Башкортостан и Российской Федерации, не допускается. Проекты объектов и средств производства подлежат обязательной экспертизе, а при необходимости - экспертизе независимых общественных организаций, опытные образцы, - государственным испытаниям на соответствие их нормам и правилам по охране труда. Ни одно новое или реконструированное предприятие, объект, средство производства, а также действующие, не могут быть приняты в эксплуатацию, либо эксплуатироваться, если они не имеют сертификатов безопасности, выдаваемых в установленном порядке. Не допускается применение новых вредных и токсичных веществ, сырья и материалов, не прошедших специальную экспертизу в части их влияния на организм и здоровье человека и окружающую среду. Работа отдельных технологических процессов или эксплуатация средств производства, не отвечающих требованиям правил охраны труда и создающих угрозу жизни или здоровью человека, подлежит приостановке решением Государственной инспекции труда или иными полномочными органами в порядке, установленном законодательством по охране труда Республики Башкортостан, до приведения их в соответствие с требованиями норм и правил по охране труда. Решение о закрытии предприятия в целом по названным причинам принимает Государственный орган по охране труда. Статья 13. Профессиональная подготовка в области охраны труда Государство обеспечивает и контролирует подготовку специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях. Программы общетехнических и специальных дисциплин всех профессиональных учебных заведений должны содержать соответствующие разделы и обеспечивать непрерывную трудоохранную подготовку молодых специалистов и формировать их сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. В соответствии с профилем в высших заведениях предусматривается обязательное преподавание специального курса охраны труда в объеме от одного до трех процентов общего объема подготовки специалиста. Руководители и специалисты предприятий (объединений, предприятий, организаций, учреждений), специалисты служб охраны труда, а также иные должностные лица, связанные с деятельностью, которая может вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности работника (работников) на территории Республики Башкортостан, обязаны не реже одного раза в 5 лет повышать свою квалификацию в области охраны труда. Лица, не имеющие необходимой подготовки, установленной настоящей статьей Закона, не допускаются к производству работы, требующей соответствующих знаний в области охраны труда. Статья 14. Финансирование охраны труда Финансирование охраны труда осуществляется государством и предприятиями через фонды охраны труда. Бюджетные ассигнования на охрану труда (средства республиканского и местного бюджетов), выделяемые в соответствующих бюджетах отдельной строкой, используются для содержания органов управления, надзора и контроля за охраной труда, финансирования научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, выполнения государственных целевых программ по охране труда; финансирование деятельности технических инспекторов труда осуществляется за счет средств государственного социального страхования. Прибыль, направленная в соответствующий фонд охраны труда, не подлежит налогообложению при условии использования ее исключительно на цели охраны труда. Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется через фонды охраны труда из собственных средств предприятий и является обязательным элементом хозяйственной деятельности. Размер средств, выделяемых на охрану труда, определяется коллективным договором. Работники предприятия не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели. В случае принятия администрацией решений, нарушающих условия коллективного договора в части расходования средств на охрану труда, профсоюзный орган предприятия, органы надзора и контроля вправе внести администрации представления об устранении нарушений. При отказе администрации удовлетворить эти требования или недостижении соглашения разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством по разрешению коллективных трудовых споров (конфликтов). Статья 15. Фонд охраны труда Республика Башкортостан и предприятия создают фонды охраны труда. Органы местного самоуправления при необходимости могут создавать фонды охраны труда для решения региональных проблем и оказания необходимой помощи предприятиям в области охраны труда. Республиканский фонд охраны труда формируется за счет: - целевых ассигнований, выделяемых Советом Министров Республики Башкортостан; - части средств фонда социального страхования; - части средств фондов охраны труда предприятий; - части суммы штрафов, налагаемых на предприятия, за нарушение законодательства об охране труда; - части суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, за нарушение законодательства об охране труда; - добровольных отчислений предприятий; - добровольных взносов граждан и прочих поступлений. Городской и районный фонды охраны труда формируются за счет: - целевых ассигнований, выделяемых из бюджетов местных органов; - части средств фондов охраны труда предприятий; - части суммы штрафов, налагаемых на предприятия, за нарушение законодательства об охране труда; - добровольных отчислений предприятий; - добровольных взносов граждан и прочих поступлений. Фонд охраны труда предприятия формируется за счет: - средств, выделяемых на охрану труда; - добровольных взносов граждан и прочих поступлений. Республиканский фонд охраны труда является собственностью Республики Башкортостан и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики в области охраны труда. Порядок образования Республиканского фонда охраны труда, а также расходования его средств определяется Положением о фонде, утверждаемым Верховным Советом Республики Башкортостан. Средства Республиканского фонда охраны труда находятся в оперативном управлении Государственного органа управления охраной труда Республики Башкортостан. Размер отчислений из Республиканского фонда охраны труда в Федеральный фонд охраны труда определяется соответствующим соглашением. Средства фондов охраны труда, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год. Фонды охраны труда освобождаются от уплаты налогов по доходам, а также государственных и таможенных пошлин. Средства, направляемые в фонд охраны труда, расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда. Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд предприятия и уплачивают штраф в Республиканский фонд охраны труда в размере до ста процентов средств, затраченных не по назначению. Статья 16. Обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании здоровых и безопасных условий труда, а работников в соблюдении правил и норм охраны труда Средства, выделяемые на охрану труда предприятием, не подлежат налогообложению при условии использования их исключительно на цели охраны труда. Льготному налогообложению подлежат также часть прибыли предприятий, научно - исследовательских и проектно - конструкторских организаций, малых предприятий и внедренческих организаций, полученная за счет создания и внедрения новых, выпуска и реализации существующих средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, приборов контроля производственной среды и средств дозиметрии. При заключении коллективного договора (соглашения по охране труда) предприятия вправе устанавливать работающим доплаты или дополнительные льготы за работу без нарушений правил и инструкций по охране труда. Статья 17. Обучение и инструктирование работников предприятия по вопросам охраны труда Все вновь принимаемые работники, а также переводимые на другую работу, должны проходить инструктаж по безопасности и гигиене труда, обучение безопасным приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве со сдачей экзаменов и с последующей периодической аттестацией. Все вновь поступающие на работу должны быть ознакомлены с основами правового обеспечения и социальной защиты трудящихся в области охраны труда, с содержанием коллективного договора. Статья 18. Запрещение допуска лиц к работе, которая противопоказана им по состоянию здоровья Органы здравоохранения определяют перечень производств, видов работ и профессий, имеющих медицинские противопоказания для лиц с физическими недостатками или соответствующими отклонениями состояния здоровья. Запрещается прием, привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов противопоказана им по состоянию здоровья. Статья 19. Запрещение допуска к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки и не прошедших инструктаж и проверку знаний по охране труда Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктирование, проверку знаний правил и норм по охране труда в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей и переаттестацию в порядке и сроки, установленные для их профессий и видов работ. Запрещается допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктирование и проверку знаний по охране труда. Статья 20. Запрещение допуска к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр Работодатель обязан в случаях, предусмотренных законодательством, организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников предприятия. Медицинские осмотры работников проводятся за счет работодателя. При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнения им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей. Статья 21. Социальное страхование работников предприятий от несчастных случаев и профессиональных заболеваний Работники предприятий подлежат обязательному социальному страхованию работодателем от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Башкортостан. Категории работников, занятых в условиях производств повышенного риска, подлежат обязательному личному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве работодателем, размеры страховых сумм определяются коллективным договором или соглашением между работодателем и профсоюзным комитетом. Перечень производств повышенного риска устанавливается Министерством труда и занятости Республики Башкортостан по согласованию с Советом Федерации профсоюзов республики. Статья 22. Запрещение работы предприятий и их производственных подразделений, эксплуатации средств производства, не отвечающих требованиям норм охраны и гигиены труда Работа предприятий и их производственных подразделений, эксплуатация средств производства, не отвечающих требованиям норм охраны и гигиены труда и создающих угрозу жизни и здоровью работников, подлежит приостановке полномочными органами в соответствии с настоящим Законом до приведения их к требованиям норм охраны и гигиены труда, либо до устранения нарушений. Статья 23. Особенности регулирования отношений в области охраны труда для отдельных категорий работников Администрации предприятий (работодателю) запрещается применение труда женщин, лиц с ограниченной трудоспособностью и несовершеннолетних на тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Списки тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и подростков, а также нормативы в области охраны их труда утверждаются Советом Министров Республики Башкортостан по согласованию с Советом Федерации профсоюзов Республики Башкортостан. Глава III ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА Статья 24. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу Условия трудового договора, контракта, соглашения (в дальнейшем - "трудовой договор") должны соответствовать требованиям нормативных актов по охране труда и настоящего Закона. В трудовом договоре должна быть указана достоверная характеристика рабочего места, включая опасные и вредные производственные факторы, а также размеры компенсационных доплат и льгот за особые условия труда. В случае нарушения администрацией, собственником либо уполномоченным им органом управления (в дальнейшем - "администрация") условий трудового договора в области охраны труда последний может быть расторгнут по заявлению работника с выплатой ему выходного пособия и возмещения ущерба, связанного с потерей рабочего места. При приеме на работу с заведомо высоким уровнем потенциального риска возникновения профессионального заболевания администрация предприятия обязана предупредить работника о наиболее вероятном сроке возникновения такого заболевания и заключить с ним трудовой договор, действующий до этого срока, с предоставлением ему в дальнейшем другой работы с сохранением прежнего заработка. Статья 25. Гарантии права на охрану труда в процессе трудовой деятельности Администрация предприятия обязана внедрять современные средства охраны труда, обеспечивать условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, исключающие производственный травматизм и профессиональную заболеваемость, а также проводить за счет предприятия периодические и первичные медицинские освидетельствования рабочих. В случае несоответствия условий труда нормативным актам или необеспечении работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, он вправе отказаться от выполнения работы впредь до приведения рабочего места в соответствие с требованиями норм охраны труда. Отказ работника от выполнения работы в связи с неблагоприятными и опасными условиями труда не влечет для него каких-либо дисциплинарных, правовых, экономических и других санкций, если иное не предусмотрено в трудовом договоре. За время вынужденного простоя по вине предприятия за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В случае причинения вреда здоровью или частичной утраты трудоспособности вследствие работы во вредных и опасных условиях труда, администрация обязана возместить работнику ущерб, причиненный здоровью, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными актами. При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания администрация на основании медицинского заключения обязана перевести его на другую работу в установленном порядке. Статья 26. Право работника на информацию, льготы и компенсацию по условиям труда Администрация обязана информировать работников предприятия о состоянии условий труда на рабочих местах и предусмотренных в связи с этим льготами, компенсациями, средствами индивидуальной защиты при поступлении на работу и периодически по результатам проверок или при изменениях производственного процесса, а также по требованию работника. Категории работников, имеющих право на льготы и компенсацию в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, характер и размеры таких льгот и компенсаций определяются соответствующими нормативными актами. По решению трудового коллектива, внесенному в коллективный договор, предприятие вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные льготы и компенсации работникам, занятым в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда. Работники, получившие трудовое увечье, либо иное повреждение здоровья по вине предприятия, а также члены семьи пострадавшего в случае его смерти вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, имеют право на возмещение ущерба и единовременное пособие в соответствии с действующим законодательством. Статья 27. Гарантии работникам за вынужденный простой в случаях ликвидации рабочего места или закрытия предприятия в связи с необеспечением здоровых и безопасных условий труда За работником сохраняется рабочее место (должность) и средняя заработная плата за время приостановки работ на рабочих местах, производственных участках, либо в целом на предприятии вследствие нарушения требований настоящего Закона и других нормативных актов по охране и гигиене труда Республики Башкортостан и Российской Федерации. При ликвидации рабочего места вследствие технической невозможности обеспечения безопасных условий труда, подтвержденной органами Государственной экспертизы условий труда, администрация предприятия обязана предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить за счет предприятия переподготовку работника для использования его на других рабочих местах с сохранением на время переподготовки средней заработной платы. В случае закрытия предприятия вследствие необеспечения требований норм охраны труда работодатель обязан обеспечить работников рабочими местами на других предприятиях, либо организовать их переподготовку в соответствии с законодательством. За период вынужденного простоя и переподготовки работникам выплачивается средняя заработная плата из расчета последних двух месяцев по месту прежней работы. Глава IV НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Статья 28. Органы государственного надзора и контроля Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется республиканскими органами надзора и контроля за охраной труда, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положением, утверждаемым в установленном порядке. Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Положение о статусе государственного инспектора по охране труда утверждается Верховным Советом Республики Башкортостан. Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан. Высший надзор за точным исполнением законов об охране труда на территории Республики Башкортостан осуществляет Прокуратура Республики Башкортостан. Статья 29. Общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда на предприятии Общественный контроль за соблюдением Закона об охране труда и иных нормативных актов, правил и норм по охране труда осуществляют: - профессиональные союзы в соответствии с установленными законом правами и гарантиями их деятельности и их уставами; - трудовые коллективы в лице избираемых ими общественных уполномоченных по охране труда. Статья 30. Права профессиональных союзов по осуществлению контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда Профессиональные союзы участвуют в осуществлении контроля за соблюдением администрацией (собственником) законодательных и иных нормативных актов по охране труда, создают в этих целях инспекцию, действующую по Положению, утверждаемому органом профсоюзных объединений Республики Башкортостан. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право: - осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда; - проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия; - принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование; - получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве; - предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; - осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда; - осуществлять проверку состояния условий, охраны труда, а также мероприятий, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями; - принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; - принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда; - обращаться в соответствующие органы с предложением о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; - принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда. Статья 31. Права общественных объединений (организаций, союзов) работников, предпринимателей, специалистов по охране труда Органы, уполномоченные общественными объединениями (организациями, союзами) работников, предпринимателей, специалистов по охране труда, имеют право на участие: - в проведении независимой экспертизы условий труда, безопасности машин и оборудования, альтернативного расследования причин несчастного случая или аварии; - в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда; - в проведении обучения безопасным приемам и методам при наличии соответствующего разрешения; - в подготовке предложений по созданию научно-технических программ, обеспечивающих безопасные и здоровые условия труда на предприятиях, в отраслях народного хозяйства и на государственном уровне. Статья 32. Обеспечение условий для функционирования органов надзора и контроля на предприятии Администрация предприятия обязана обеспечить представителям государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда необходимые условия для выполнения ими возложенных на них задач и функций. Государственные и хозяйственные органы управления, администрация, должностные лица и работники предприятий за воспрепятствование законной деятельности или ограничение прав представителей органов государственного и общественного надзора и контроля несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации. Статья 33. Расследование несчастных случаев и аварий на производстве Все несчастные случаи, профессиональные заболевания и аварии на производстве подлежат учету и расследованию в установленном порядке. Глава V ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Статья 34. Экономическая ответственность предприятий за необеспечение требований по охране труда За необеспечение требований условий и охраны труда, нанесение вреда здоровью в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний, либо гибели на производстве, работодатель (собственник, учредитель) возмещает причиненный ущерб и потерянный доход потерпевшим и отчисляет средства в соответствующие фонды охраны труда по повышенным тарифным ставкам, утверждаемым Государственной экспертизой условий труда Республики Башкортостан в зависимости от класса выданного сертификата. Размеры отчислений средств в фонды охраны труда за необеспечение безопасных условий труда на предприятии устанавливаются Правительством Республики Башкортостан. Отчисления средств в соответствующие фонды не освобождают предприятия (собственника, учредителя) от обязанностей компенсации ущерба здоровью трудящихся за работу в неблагоприятных условиях труда, а также возмещения причиненного ущерба и потерянного дохода потерпевшим в результате несчастного случая и (или) профессионального заболевания на производстве. Штраф за нарушение законодательства об охране труда за невыполнение мер, предусмотренных соответствующими предписаниями, выплачивается предприятием из собственных доходов в бесспорном порядке. Статья 35. Экономическая ответственность научно - исследовательских и проектно - конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих требованиям правил и норм охраны труда Научно - исследовательские и проектно - конструкторские организации, разработавшие и внедрившие проекты средств производства и новые технологии вопреки требованиям ст. 12 настоящего Закона, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих отступлений. Ущерб возмещается по решению арбитражного суда. Статья 36. Экономическая ответственность предприятий за выпуск и сбыт продукции производственного назначения, не отвечающей требованиям охраны труда Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственного назначения, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в порядке и на условиях, определяемыми законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации. Потребитель вправе возвратить такого рода продукцию поставщику с оплатой за его счет транспортных расходов либо взыскать в судебном порядке с предприятия - изготовителя денежную компенсацию в размерах, связанных с устранением выявленных отступлений. Продажа и реклама средств производства и технологий, а также средств индивидуальной и коллективной защиты, новых веществ и материалов, в т.ч. приобретенных за границей, не соответствующих установленным настоящим Законом требованиям, являются противоправными, а прибыль, полученная предприятием в результате такой деятельности, подлежит изъятию в соответствующие фонды, предусмотренные ст. 15 настоящего Закона. Статья 37. Ответственность руководителей предприятий (главы администрации, председателя правления и др.) и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда Руководители предприятий (глава администрации, председатель правления и др.) и должностные лица, допустившие нарушения охраны труда, повлекшие ухудшение условий труда, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, либо препятствующие деятельности представителей государственного и общественного надзора и контроля, привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации. В порядке административной ответственности за необеспечение выполнения Закона об охране труда в Республике Башкортостан, за ухудшение условий безопасности труда, которые повлекли или могут повлечь несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, за невыполнение предписаний руководители предприятий (глава администрации, председатель правления и др.) и должностные лица могут быть подвергнуты представителями государственного надзора и контроля штрафу в размере от одного до десятикратного размера минимальной оплаты труда, перечисляемому в фонд охраны труда. Представители общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда по согласованию с органами государственного надзора и контроля могут подвергнуть руководителей предприятий и должностных лиц за допущенные ими нарушения в области охраны труда штрафу в размере до десятикратного размера минимальной оплаты труда. За нарушение требований нормативных актов по охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в установленном порядке. Если действия работников, указанные в части второй настоящей статьи, повлекли за собой тяжелые последствия, то они привлекаются к уголовной ответственности. Статья 38. Материальная ответственность предприятий за ущерб работникам, пострадавшим на производстве Работнику, полностью или частично утратившему трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также за нанесение морального ущерба, предприятие возмещает ущерб, причиненный увечьем либо иным повреждением здоровья, в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации, а также выплачивает единовременное пособие сверх установленного возмещения ущерба. Минимальный размер единовременного пособия должен составлять: - при смертельном исходе - не менее 10 годовых заработков; - при установлении инвалидности: I группы - не менее 5 годовых заработков; II группы - не менее 3 годовых заработков; III группы - не менее 1 годового заработка; при несчастном случае, вызвавшем временную нетрудоспособность до 4 месяцев - не менее 0,3 годового заработка (дохода), а в случае более 4 месяцев - не менее 0,5 годового заработка (дохода) помимо пособия по временной нетрудоспособности. Единовременное пособие рассчитывается и назначается лишь после расследования причин несчастного случая или профессионального заболевания и установления ответственных лиц за него, причем условия назначения единовременного пособия предусматриваются в коллективном договоре (соглашениях по охране труда). Единовременное пособие не облагается налогом, на него не начисляются страховые взносы. Статья 39. Приостановление хозяйственной деятельности или закрытие предприятия за нарушение охраны труда Деятельность предприятия, функционирующего на территории Республики Башкортостан с особо опасными и вредными условиями труда на рабочих местах с высокой степенью риска для трудящихся и населения, может быть приостановлена или запрещена по решению Государственного органа по охране труда Республики Башкортостан. Статья 40. Обязательность исполнения законодательных и иных нормативных актов по охране труда Администрация предприятия, собственник или уполномоченные ими лица обязаны в 15-дневный срок, если другие сроки не установлены в предписании, выполнить все обоснованные требования компетентных органов управления, надзора и контроля, а также решения судебных органов по вопросам охраны труда. В случае невыполнения предложенных в установленные сроки мер руководитель предприятия (глава администрации, председатель правления и др.) или лица, им уполномоченные, могут быть подвергнуты уполномоченными на то органами штрафу в размере однократного размера минимальной оплаты труда. Статья 41. Использование средств от штрафных санкций за нарушение законодательства по охране труда Средства от экономических санкций (штрафов) направляются в соответствующие фонды охраны труда. Неуплата штрафов в установленные сроки влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере двух процентов за каждый день просрочки. Председатель Верховного Совета Башкирской ССР М.РАХИМОВ Уфа, 5 ноября 1993 года N ВС-21/25 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|