Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162-зЗАКОН Республики Башкортостан О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 13.03.98 г. N 144-З; от 11.01.2001 г. N 171-З; от 05.06.2001 г. N 221-з; от 23.12.2002 г. N 398-З; от 24.05.2005 г. N 181-з; от 03.05.2006 г. N 312-з; от 03.11.2006 г. N 370-з; от 16.04.2007 г. N 420-з; от 03.07.2007 г. N 447-з; от 29.12.2007 г. N 514-з; от 30.10.2008 г. N 47-з; от 26.03.2009 г. N 101-з; от 03.04.2009 г. N 107-з; от 30.09.2009 г. N 168-з; от 28.12.2009 г. N 208-з; от 21.06.2010 г. N 270-з; от 20.06.2011 г. N 407-з; от 13.07.2011 г. N 426-з) ЗАКОН Республики Башкортостан О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан определяет правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает основные принципы организации местного самоуправления в Республике Башкортостан. Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Местное самоуправление в Республике Башкортостан 1. Местное самоуправление в Республике Башкортостан - форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность непосредственно путем прямого волеизъявления или через выборные и другие органы местного самоуправления решать вопросы местного значения. 2. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Республики Башкортостан. Статья 2. Правовая основа местного самоуправления 1. Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Республики Башкортостан, настоящий Закон и иные законы Республики Башкортостан. 2. Организация деятельности населения, выборных и других органов местного самоуправления, их должностных лиц по осуществлению местного самоуправления закрепляется в уставе сельсовета, поссовета. Статья 3. Основные понятия 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе: сельсовет, поссовет (муниципальное образование) - территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления; местное сообщество - население, проживающее на территории сельсовета, поссовета; вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения сельсовета, поссовета, отнесенные к таковым уставом сельсовета, поссовета в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом, иными законами Республики Башкортостан, а также иные вопросы, не отнесенные законодательством Республики Башкортостан к компетенции органов государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан; местный референдум - голосование граждан, проживающих в границах территории сельсовета, поссовета, по вопросам местного значения; органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти; представительный орган местного самоуправления (сельский, поселковый Совет) - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории сельсовета, поссовета; должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу сельсовета, поссовета полномочиями на решение вопросов местного значения; муниципальная собственность - собственность сельсовета, поссовета; местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством; государственный минимальный социальный стандарт - установленный законодательством Республики Башкортостан минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека; местный бюджет - бюджет сельсовета, поссовета, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления; местная казна - средства местного бюджета, а также иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными организациями; минимальный местный бюджет - расчетный объем доходов и расходов местного бюджета, учитывающий государственные минимальные стандарты; муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. 2. Понятия "муниципальный" и "местный" и словосочетания с их использованием в настоящем Законе применяются в отношении органов местного самоуправления, организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Статья 4. Право граждан на участие в местном самоуправлении При осуществлении местного самоуправления граждане имеют право: участвовать в местных референдумах, сходах, выборах и других формах прямого волеизъявления; избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; получать равный доступ к муниципальной службе; на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления; получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления; защищать свои права на участие в местном самоуправлении в судебном порядке. Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере местного самоуправления К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере местного самоуправления относятся: принятие и изменение законов Республики Башкортостан о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением; обеспечение соответствия законов Республики Башкортостан о местном самоуправлении Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан; регулирование порядка передачи и передача объектов государственной собственности Республики Башкортостан в муниципальную собственность; регулирование отношений между республиканским бюджетом, бюджетами районов, городов, районов в городе и местными бюджетами; обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; осуществление государственного регулирования градостроительной деятельности и земельных отношений, контроль за соблюдением действующих норм и стандартов; наделение законом Республики Башкортостан органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти Республики Башкортостан, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией; принятие республиканских программ развития местного самоуправления; защита прав граждан на осуществление местного самоуправления; обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления; обеспечение государственных минимальных социальных стандартов; компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Башкортостан; регулирование законами Республики Башкортостан особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций; законодательство о муниципальной службе; принятие и изменение законов Республики Башкортостан об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления; установление порядка регистрации устава сельсовета, поссовета; иные полномочия, установленные законодательством. Статья 6. Местные сообщества 1. Граждане, проживающие на территории сельсовета, поссовета Республики Башкортостан, объединенные общими интересами в решении вопросов местного значения, образуют местное сообщество. 2. Граждане, не проживающие на территории сельсовета, поссовета, но имеющие на этой территории на праве собственности земельный участок или жилой дом и заявившие о желании участвовать в делах местного сообщества, могут быть членами этого местного сообщества в соответствии с уставом сельсовета, поссовета. Статья 7. Символика сельсовета, поссовета Сельсовет, поссовет вправе иметь собственную символику, отражающую его исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные особенности. Глава II. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 8. Вопросы местного значения Основными вопросами местного значения являются: принятие и изменение устава сельсовета, поссовета, контроль за его соблюдением; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов в соответствии с законодательством, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие сельсовета, поссовета; содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего, среднего общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; регулирование планировки и застройки территории сельсовета, поссовета; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; владение, пользование и контроль за использованием земель на территории сельсовета, поссовета; создание условий для развития общественного сельскохозяйственного производства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории сельсовета, поссовета; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация и содержание муниципальных архивов; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; создание условий для деятельности средств массовой информации сельсовета, поссовета; создание условий для организации зрелищных мероприятий; создание условий для развития физической культуры и спорта; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории сельсовета, поссовета; обеспечение противопожарной безопасности; решение других вопросов в соответствии с законодательством и уставом сельсовета, поссовета, не отнесенных законодательством Республики Башкортостан к компетенции органов государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан. Статья 9. Полномочия местных сообществ по решению вопросов местного значения 1. Местные сообщества наделяются следующими полномочиями по решению вопросов местного значения: а) в сфере комплексного социально-экономического развития территории: принятие и реализация за счет собственных материальных и финансовых ресурсов комплексных и по отдельным направлениям деятельности местных планов и программ социально-экономического развития территории; привлечение материальных и финансовых ресурсов иных собственников для реализации комплексных местных планов и программ социально-экономического развития территории; участие в разработке и реализации государственных планов и программ в части, касающейся подведомственной местному сообществу территории; координация деятельности органов местного самоуправления и организаций по реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития подведомственной территории; б) в сфере рационального использования земель и иных природных ресурсов: владение, пользование и управление государственными землями, закрепленными за сельсоветом, поссоветом; определение долгосрочной перспективы развития территории; утверждение генеральных планов, проектов планировки и застройки территории сельсовета, поссовета; разработка и реализация местных программ повышения плодородия почв, улучшения условий использования и охраны земель; участие в исключении земель из оборота в соответствии с категориями, целевым назначением, значением для сельсовета, поссовета; участие в установлении перечня неотчуждаемых и ограниченно отчуждаемых земельных участков; установление порядка использования земель; целевое предоставление земельных участков; установление ограничений на использование земель; предоставление земель в аренду, пользование, пожизненное наследуемое владение; установление норм бесплатного предоставления земельных участков в собственность, пользование, пожизненное наследуемое владение; инвентаризация земель и землеустройство; контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения и земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления; предоставление в аренду или срочное пользование не используемых по назначению земель лесного фонда и обороны в соответствии с законодательством; выдача разрешений на снос, реконструкцию, возведение построек на земельном участке; на передачу земельного участка новому собственнику имущества крестьянского (фермерского) хозяйства; обращение в суд по вопросам нарушения земельного законодательства и актов органов местного самоуправления, регулирующих земельные отношения; изъятие земельных участков в соответствии с законодательством; иные полномочия, предусмотренные законодательством; в) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории: строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств муниципального жилья и объектов инженерной инфраструктуры; распоряжение и управление муниципальным жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры; благоустройство и текущее содержание территории; г) в сфере транспортных перевозок местного значения: приобретение и эксплуатация транспорта для осуществления местных пассажирских и грузовых перевозок; согласование маршрутов и графиков движения для массовых пассажирских перевозок на подведомственной территории; установление правил транспортного обслуживания на подведомственной территории; строительство и содержание дорог, остановочных пунктов, стоянок, вокзалов, пристаней и других объектов транспортной инфраструктуры местного значения; д) в сфере бытового и торгового обслуживания: строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств объектов, создание предприятий бытового и торгового обслуживания населения; е) в сфере защиты прав потребителя: исполнение полномочий, определенных законодательством о защите прав потребителя; ж) в сфере муниципального здравоохранения: строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств объектов и учреждений местного здравоохранения (больниц, поликлиник, амбулаторий, фельдшерских и акушерских пунктов и других); з) в сфере муниципального образования: строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств муниципальных объектов и учреждений образования (школ, училищ, детских дошкольных учреждений и других); и) в сфере социальной поддержки населения: строительство, содержание и организация работы муниципальных учреждений социальной помощи населению (домов престарелых, детских домов, интернатов и других); организация за счет собственных и привлеченных средств дополнительной социальной поддержки населения сверхустановленной законодательством и государственными программами; к) в сфере сохранения исторических и культурных памятников, развития культуры, местных традиций и обычаев: реставрация и содержание муниципальных памятников истории и культуры; строительство, содержание и организация работы муниципальных учреждений культуры (домов культуры, библиотек, кинотеатров и других); содействие сохранению и развитию местных традиций и обычаев, в том числе использование на эти цели собственных и привлеченных средств и материальных ресурсов; л) в сфере развития физической культуры и спорта: строительство, содержание и организация работы объектов и муниципальных учреждений физической культуры и спорта (спортивных площадок, стадионов, плавательных бассейнов, спортивных школ и других); содействие развитию физической культуры и спорта, в том числе финансирование за счет собственных и привлеченных средств физкультурных и спортивных мероприятий; м) в сфере охраны общественного порядка: создание и финансирование муниципальных органов охраны общественного порядка в соответствии с законодательством; привлечение к административной ответственности за правонарушения в соответствии с законодательством; содействие созданию и деятельности общественных органов правоохранительного характера, в том числе финансирование за счет собственных и привлеченных средств; н) в сфере охраны окружающей природной среды: контроль за состоянием окружающей природной среды; проведение за счет собственных и привлеченных средств мероприятий по улучшению состояния окружающей природной среды; привлечение к административной ответственности в соответствии с природоохранным и административным законодательством; о) иные полномочия, установленные законодательством. 2. Местные сообщества вправе самостоятельно принимать к своему исполнению полномочия, не отнесенные законодательством к компетенции органов государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан. Статья 10. Исполнение органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан 1. Органы государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан могут возлагать принимаемыми ими актами на органы местного самоуправления исполнение отдельных своих полномочий. 2. Возложение полномочий органов государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан должно в обязательном порядке предусматривать передачу органам местного самоуправления достаточных материальных и финансовых ресурсов. В случае необеспеченности возложенных на них полномочий материальными и финансовыми ресурсами органы местного самоуправления не несут ответственность за осуществление этих полномочий. 3. Реализация полномочий органов государственной власти и местного государственного управления, возложенных на органы местного самоуправления, подконтрольна органам государственной власти и местного государственного управления. Статья 11. Передача полномочий по решению вопросов местного значения Органы местного самоуправления, местные сообщества вправе передавать полномочия по решению вопросов местного значения органам государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан, другим органам местного самоуправления, местным сообществам по договору. Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 12. Определение организационных форм и структуры органов местного самоуправления 1. Организационные формы и структура органов местного самоуправления определяются местным сообществом самостоятельно в соответствии с настоящим Законом и закрепляются в уставе сельсовета, поссовета. 2. Решение об установлении организационной формы и структуры органов местного самоуправления принимается местным референдумом, сходом или представительным органом местного самоуправления. Статья 13. Устав сельсовета, поссовета 1. Устав сельсовета, поссовета принимается представительным органом местного самоуправления либо непосредственно местным сообществом (путем референдума, схода), подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном законом Республики Башкортостан, и вступает в силу после его опубликования (обнародования). 2. Основанием для отказа в государственной регистрации устава сельсовета, поссовета может быть только несоответствие его законодательству Республики Башкортостан. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке. 3. Правом внесения проекта устава сельсовета, поссовета обладают: отдельные члены местного сообщества, обладающие избирательным правом, или их группы; депутаты представительного органа местного самоуправления; органы местного самоуправления. 4. В уставе сельсовета, поссовета указываются: наименование, границы и состав территории сельсовета, поссовета; вопросы местного значения, относящиеся к ведению сельсовета, поссовета; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных (назначенных) должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия и вступления в силу актов органов местного самоуправления; основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; порядок выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; гарантии прав должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законодательством; условия и порядок организации муниципальной службы в соответствии с законодательством; экономическая и финансовая основы осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории сельсовета, поссовета национальных групп и общностей, с учетом исторических и иных местных традиций; другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Республики Башкортостан. Статья 14. Местный референдум 1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум. 2. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом сельсовета, поссовета в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О местном референдуме в Республике Башкортостан". Статья 15. Сход граждан 1. В сельсовете, поссовете для решения вопросов местного значения могут созываться сходы граждан. 2. Порядок созыва и проведения схода граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом сельсовета, поссовета в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О сходах (собраниях) граждан в Республике Башкортостан". Статья 16. Органы и должностные лица местного самоуправления 1. Для осуществления местного самоуправления местное сообщество образует выборные и другие органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом и уставом сельсовета, поссовета и наделяет их полномочиями по решению вопросов местного значения. 2. В сельсоветах, поссоветах создаются представительные органы местного самоуправления - выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории сельсовета, поссовета. 3. Уставом сельсовета, поссовета предусматривается должность главы сельской, поселковой администрации - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории сельсовета, поссовета, а также могут быть предусмотрены должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. 4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти, местного государственного управления и государственными должностными лицами не допускается. Статья 17. Представительный орган местного самоуправления 1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законом. Не имеют право быть избранными в представительные органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 2. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом сельсовета, поссовета. 3. Выборы представительного органа местного самоуправления в населенных пунктах, осуществляющих местное самоуправление, проводятся самостоятельно. Основы избирательного права при выборах представительных органов местного самоуправления устанавливаются законом Республики Башкортостан. Порядок избрания представительного органа местного самоуправления закрепляется в уставе сельсовета, поссовета. 4. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: принятие общеобязательных правил по предметам ведения сельсовета, поссовета, предусмотренных уставом сельсовета, поссовета; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития сельсовета, поссовета, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов в соответствии с законодательством; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренной уставом сельсовета, поссовета. 5. Иные полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставом сельсовета, поссовета. Статья 18. Глава сельской, поселковой администрации 1. Местное сообщество избирает главу сельской, поселковой администрации. 2. Глава сельской, поселковой администрации может быть избран: на сходе; путем всеобщего равного и прямого тайного голосования; представительным органом местного самоуправления из своего состава. 3. Основы избирательного права при выборах глав сельских, поселковых администраций устанавливаются законом Республики Башкортостан. Порядок избрания, срок и объем полномочий, должностные обязанности, права и ответственность главы сельской, поселковой администрации закрепляются в уставе сельсовета, поссовета. 4. Согласно уставу сельсовета, поссовета избранный населением глава сельской, поселковой администрации может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. Избранный представительным органом местного самоуправления из числа депутатов глава сельской, поселковой администрации входит в состав представительного органа, организует его работу, председательствует на заседаниях представительного органа местного самоуправления. 5. В случае избрания главы сельской, поселковой администрации на сходе он может наделяться всеми полномочиями по решению вопросов местного значения, за исключением полномочий, составляющих исключительную компетенцию представительного органа местного самоуправления. 6. Глава сельской, поселковой администрации руководит местной администрацией на принципах единоначалия. Статья 19. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления 1. В уставе сельсовета, поссовета помимо представительных органов и глав сельской, поселковой администрации могут быть предусмотрены и иные органы сельсовета, поссовета и должностные лица сельсовета, поссовета. 2. Должностные лица местного самоуправления: избираются населением на основе прямого равного всеобщего избирательного права; избираются или назначаются органом местного самоуправления; назначаются главой сельской, поселковой администрации. Статья 20. Структурные подразделения органов местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления вправе создавать структурные подразделения и назначать должностных лиц для осуществления отдельных полномочий, а также для повышения эффективности управления в поселениях, входящих в состав сельсовета, поссовета. 2. Полномочия и порядок формирования структурных подразделений, назначения должностных лиц, границы подведомственной им территории определяются уставом сельсовета, поссовета. 3. В отдельных поселениях, входящих в состав сельсовета, поссовета, могут назначаться либо избираться должностные лица населенных пунктов. Статья 21. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают акты. Представительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают решения. Главы сельских, поселковых администраций в пределах своей компетенции издают распоряжения и постановления. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны быть опубликованы (обнародованы). Акты, затрагивающие права и свободы граждан, доводятся до сведения населения в полном объеме. Виды актов органов местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу закрепляются уставом сельсовета, поссовета. 2. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями, расположенными на соответствующей территории, и не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти и местного государственного управления. 3. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы, обязанности и интересы членов местного сообщества, вступают в силу после их опубликования (обнародования). Форма опубликования (обнародования) определяется уставом сельсовета, поссовета. 4. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с законодательством Республики Башкортостан. 5. Акты органов местного самоуправления, связанные с исполнением отдельных переданных органами государственной власти и органами местного государственного управления полномочий, доводятся до сведения этих органов. Статья 22. Статус депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 1. Депутату представительного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. 2. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава (созыва). Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. 3. Депутат представительного органа местного самоуправления осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Глава сельской, поселковой администрации, другие выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с уставом сельсовета, поссовета. 4. Уставом сельсовета, поссовета в соответствии с законодательством Республики Башкортостан предусматривается порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. 5. Статус и гарантии депутата представительного органа местного самоуправления, а также ограничения, связанные со статусом и гарантиями этих органов и лиц, устанавливаются законом Республики Башкортостан. 6. Депутаты представительного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории соответствующего сельсовета, поссовета обладают депутатской неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий и не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законодательством для обеспечения безопасности других людей, а также привлечены к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия представительного органа местного самоуправления Республики Башкортостан. 7. Главам сельских, поселковых администраций, другим выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, обеспечиваются социальные гарантии, устанавливаемые уставом сельсовета, поссовета в соответствии с законами Республики Башкортостан. Статья 23. Муниципальная служба 1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. 2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом сельсовета, поссовета в соответствии с законом Республики Башкортостан. Статья 24. Расходы на содержание органов и должностных лиц местного самоуправления Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет местного бюджета. Статья 25. Право местных сообществ на образование совместных органов 1. Для исполнения отдельных полномочий по решению вопросов местного значения местные сообщества имеют право образовывать совместные органы (советы, комиссии по вопросам образования, здравоохранения, распоряжения и управления совместной собственностью и другие) и определять территории (школьные, медицинские и другие округа), на которых осуществляется их деятельность. 2. Образование совместных органов осуществляется на основании договора между органами местного самоуправления. 3. Объем полномочий совместных органов не может превышать объема полномочий органов местного самоуправления, их образовавших. Статья 26. Ассоциации и союзы сельсоветов, поссоветов Сельсоветы, поссоветы в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Глава IV. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 27. Экономическая основа местного самоуправления Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся в границах территории сельсовета, поссовета, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности, местные финансы, государственная собственность, переданная местному сообществу в хозяйственное ведение и оперативное управление, акции муниципальных предприятий и кредитных организаций, а также иные ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения сельсовета, поссовета. Статья 28. Муниципальная собственность 1. Имущество, принадлежащее на праве собственности сельсовету, поссовету, является муниципальной собственностью. 2. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета и целевых внебюджетных фондов, имущество органов местного самоуправления, муниципальные организации, финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности местного сообщества. 3. Формирование муниципальной собственности происходит за счет: муниципальной собственности, имеющейся на момент вступления в силу настоящего Закона; объектов (имущества) государственной собственности, передаваемых на безвозмездной основе в муниципальную собственность для выполнения полномочий местного самоуправления и отдельных государственных полномочий; объектов собственности, созданных и приобретенных на законных основаниях. 4. Местное сообщество самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью. 5. От имени местного сообщества право пользования и распоряжения муниципальной собственностью осуществляется органами и должностными лицами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном уставом сельсовета, поссовета. 6. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может передаваться в полное хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным организациям в соответствии с законодательством. Представительные органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. 7. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не переданное муниципальным организациям, составляют местную казну сельсовета, поссовета. 8. Муниципальная собственность защищается равным образом наряду с частной, государственной и иными формами собственности и не может быть изъята иначе как по суду в случаях, предусмотренных законодательством. 9. Условия и порядок отчуждения, в том числе приватизации, муниципальной собственности определяются представительными органами местного самоуправления или населением непосредственно. Доходы от приватизации муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Статья 29. Финансовая основа местного самоуправления 1. Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета и целевых внебюджетных фондов, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с законодательством. 2. Население непосредственно путем местного референдума, на сходах граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Статья 30. Местный бюджет 1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают местный бюджет и контролируют его исполнение в соответствии с законодательством. 2. В доход местного бюджета зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от налогов Республики Башкортостан в соответствии с нормативами, установленными законами Республики Башкортостан, закрепленные на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти и местного государственного управления органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных лотерей, часть прибыли местных организаций, остающиеся в распоряжении организаций после налогообложения, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законодательством и актами органов местного государственного управления и местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. Средства от указанных источников зачисляются непосредственно в местный бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан. 3. Органы государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности. 4. Сумма превышения доходов над расходами местного бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан. 5. Органы государственной власти и местного государственного управления не вмешиваются в формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, за исключением случаев целевого финансирования через местный бюджет республиканских планов и программ, реализуемых на территории сельсовета, поссовета. Статья 31. Обеспечение минимальных местных бюджетов 1. Органы государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан в соответствии с законодательством обеспечивают сельсоветам, поссоветам минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. 2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Республики Башкортостан на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. 3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе законом Республики Башкортостан доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, органы государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан передают органам местного самоуправления иные доходные источники Республики Башкортостан, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются. 4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению сельсовета, поссовета, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов. Статья 32. Финансирование осуществления отдельных полномочий органов государственной власти и местного государственного управления, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления 1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти и местного государственного управления, ежегодно предусматриваются в соответствующем бюджете Республики Башкортостан. 2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти и местного государственного управления, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах средств, переданных им в качестве компенсации. Статья 33. Самостоятельная финансово-хозяйственная деятельность 1. Для исполнения функций местного самоуправления, удовлетворения интересов местного сообщества, создания условий финансово-экономической самостоятельности органы местного самоуправления ведут финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством. 2. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законодательством создавать организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. 3. Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать внебюджетные целевые фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Башкортостан. 4. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе проводить муниципальную лотерею, получать и выдавать кредиты, создавать финансово-кредитные учреждения. 5. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. 6. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. 7. Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории сельсовета, поссовета, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. 8. Органы местного самоуправления в интересах населения в порядке, установленном законодательством, вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Статья 34. Комплексное социально-экономическое развитие территории сельсовета, поссовета 1. Органы государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан содействуют комплексному социально-экономическому развитию территории сельсовета, поссовета. 2. Комплексное социально-экономическое развитие территории сельсовета, поссовета может осуществляться за счет: собственных средств местного сообщества, расходование которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно; средств бюджета Республики Башкортостан, передаваемых органам местного самоуправления, организациям, расположенным на территории сельсовета, для реализации программ экономического и социального развития Республики Башкортостан. Порядок контроля и условия расходования средств в этом случае определяются договором между органами государственной власти, местного государственного управления Республики Башкортостан с органами местного самоуправления или республиканской программой; иных средств, привлекаемых органами местного самоуправления на договорных условиях для развития территории. Статья 35. Отношения органов местного самоуправления с организациями, не находящимися в муниципальной собственности 1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. 2. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе координировать участие организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории сельсовета, поссовета. 3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности организаций, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Башкортостан. Глава V. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления Статья 36. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами 1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Местное сообщество имеет право на выражение недоверия, отзыв и досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Отзыв выборных лиц и досрочное прекращение полномочий выборных органов местного самоуправления, избранных населением непосредственно, осуществляются в порядке, установленном уставом сельсовета, поссовета в соответствии с законодательством. 2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном законодательством. 3. В случае принятия органом или должностным лицом местного самоуправления неправомерного решения оно может быть обжаловано в суд. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления, возмещается ими на основании судебного решения. Статья 37. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством 1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан, устава сельсовета, поссовета. 2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных полномочий органов государственной власти и местного государственного управления в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти и местного государственного управления материальными и финансовыми средствами. 3. В случае установленных судом нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан, устава сельсовета, поссовета Государственное Собрание Республики Башкортостан может обратиться в Верховный Суд Республики Башкортостан за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Республики Башкортостан, законам Республики Башкортостан, уставу сельсовета, поссовета. Заключение Верховного Суда Республики Башкортостан о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Республики Башкортостан, законам Республики Башкортостан, уставу сельсовета, поссовета является основанием для рассмотрения Государственным Собранием Республики Башкортостан вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются в соответствии с законодательством Республики Башкортостан. 4. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, акты и действия или бездействие органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Глава VI. Гарантии прав местного самоуправления Статья 38. Гарантии прав местного самоуправления 1. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом и другими законами Республики Башкортостан, запрещается. 2. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории сельсовета, поссовета организациями, а также органами местного самоуправления и гражданами. 3. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. 4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законодательством. Статья 39. Защита интересов местных сообществ 1. Предложения и обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти и местного государственного управления, должностными лицами, организациями, к которым эти обращения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ в месячный срок. 2. Граждане, проживающие на территории сельсовета, поссовета, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти, местного государственного управления и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, организаций, а также общественных объединений. Глава VII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 40. Государственная поддержка местного самоуправления Органы государственной власти и местного государственного управления Республики Башкортостан способствуют становлению и развитию местного самоуправления, обеспечивают участие граждан в решении вопросов местного значения, принимают программы поддержки местного самоуправления, создают условия организационно-правовой и финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, создают и развивают систему подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Статья 41. Взаимоотношения органов государственной власти, местного государственного управления и органов местного самоуправления 1. Государственное регулирование местного самоуправления осуществляется законами Республики Башкортостан. 2. Органы государственной власти, местного государственного управления вправе заключать договоры и соглашения с органами местного самоуправления. 3. Для решения отдельных вопросов, разработки и реализации долгосрочных планов и программ, организации постоянного взаимодействия органы государственной власти, местного государственного управления и органы местного самоуправления могут создавать совместные координационные, консультативные, совещательные и иные рабочие органы как временные, так и постоянно действующие. Статья 42. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Прокуратура Республики Башкортостан осуществляет надзор за исполнением законов Республики Башкортостан органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Статья 43. Разрешение споров и разногласий Споры и разногласия между органами государственной власти, местного государственного управления Республики Башкортостан с органами и должностными лицами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке. Глава VIII. общественное самоуправление Статья 44. Общественное самоуправление 1. В Республике Башкортостан признается и гарантируется общественное самоуправление. 2. Граждане реализуют свое право на общественное самоуправление через общественные советы (комитеты, коллегии и другие органы), формируемые при органах и должностных лицах местного самоуправления, собрания, конференции жителей и органы территориального общественного самоуправления, другие формы общественной самодеятельности. 3. Порядок формирования, организация деятельности и полномочия общественных советов, формируемых при органах и должностных лицах местного самоуправления, устанавливаются этими органами и должностными лицами. Статья 45. Территориальное общественное самоуправление Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории сельсовета, поссовета (территориях отдельных поселений, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом сельсовета, поссовета указанные органы могут являться юридическими лицами. Статья 46. Правовой статус органов территориального общественного самоуправления 1. Органы территориального общественного самоуправления входят в систему общественного самоуправления сельсовета, поссовета. 2. Основные нормы и принципы организации территориального общественного самоуправления устанавливаются уставом сельсовета, поссовета в соответствии с настоящим Законом. 3. Полномочия органов территориального общественного самоуправления устанавливаются уставами этих органов в пределах их компетенции, предусмотренной уставом сельсовета, поссовета. Органы местного самоуправления сельсовета, поссовета могут передавать свои отдельные полномочия органам территориального общественного самоуправления с их согласия на основании актов и договоров. Органам территориального общественного самоуправления не могут передаваться полномочия по принятию обязательных для исполнения органами местного самоуправления, гражданами, организациями актов. 4. Деятельность органов территориального общественного самоуправления регулируется актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом. 5. Органы территориального общественного самоуправления подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством. Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики 18 марта 2005 года N 162-з Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|