Расширенный поиск

Решение Городской Думы города Ставрополя от 25.12.2002 № 220

 25 декабря 2002 г.                                            N 220
-------------------------------------------------------------------
                  
                   СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                              РЕШЕНИЕ
                    от 25 декабря 2002 г. N 220

       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ
           ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ НА ПЕРИОД 2002 - 2006 ГОДОВ


    Рассмотрев обращение главы администрации города, руководствуясь
Концепцией   развития   внутренней   торговли   товарами  народного
потребления  Министерства  торговли  Российской  Федерации, в целях
создания  условий  для устойчивого эффективного развития внутренней
торговли   города   Ставрополя,  роста  бюджета  города,  улучшения
качества жизни горожан Ставропольская городская Дума решила:

    1. Утвердить Концепцию внутренней торговли города Ставрополя на
период 2002 - 2006 гг. согласно приложению.
    2. Опубликовать решение в газете "Вечерний Ставрополь".

Председатель городской Думы                               А.В.УТКИН





                                                         Приложение
                                           к решению городской Думы
                                      от 25 декабря 2002 года N 220

                             КОНЦЕПЦИЯ
          РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
                    НА ПЕРИОД 2002 - 2006 ГОДОВ

    I. Общая характеристика концепции

    Внутренняя  торговля,  выполняя  функцию согласования товарного
предложения    и   покупательского   спроса,   являясь   источником
поступления денежных средств, формирует тем самым основы финансовой
стабильности.  Она  выступает  самостоятельной отраслью экономики и
важной    бюджетообразующей   составляющей.   От   результатов   ее
деятельности   зависит   степень  удовлетворения  платежеспособного
спроса  населения  на  потребительские товары и услуги, уровень его
благосостояния.
    Внутренняя  торговля краевого центра представляет собой одну из
важнейших  сфер  жизнеобеспечения  населения.  Поступления в бюджет
города  создают  экономические  условия  для  выполнения  важнейших
социальных программ для горожан.
    Внутренняя  торговля  города  взаимосвязана  как  с  отдельными
отраслями, так и со всей экономикой страны и Ставропольского края в
вопросах  достижения  рыночного  соответствия  объема,  структуры и
качества   товарного  предложения  требуемым  объему,  структуре  и
качеству потребительского спроса.
    Торговля    регулируется    общими    и   специальными   мерами
организационно-экономического и нормативно-правового характера.
    Необходимость   разработки   и   принятия   Концепции  развития
внутренней  торговли  города Ставрополя на период 2002 - 2006 годов
(далее    -    Концепция)    обусловлена   комплексом   социальных,
экономических, политических, правовых и других условий.
    В  результате  реформирования  экономики Российской Федерации и
Ставропольского края за период формирования свободной хозяйственной
инициативы  в  торговле  объективно  начали создаваться предпосылки
цивилизованных рыночных отношений.
    Это не замедлило сказаться и на развитии потребительского рынка
города  Ставрополя,  что  обеспечило достаточно высокий уровень его
насыщения,  отсутствие  товарного  дефицита, преобладания отношений
свободной   купли-продажи.   Упразднены   старые  распределительные
структуры,  развивается свободная предпринимательская деятельность,
предприятия  получили  правовую  и хозяйственную самостоятельность,
значительно  расширена  сеть  организаций  торговли  и  их  видовое
разнообразие.
    Как  ни в одной из других отраслей экономики, в торговле города
созрела   развитая   конкурентная   среда,  сложился  разнообразный
ассортимент  предлагаемых  потребительских  товаров  и услуг, самая
высокая предпринимательская и инвестиционная активность.
    Тенденции  роста  физических объемов товарооборота и реализации
услуг  приобрели  более  устойчивый характер, практически полностью
удовлетворяется спрос горожан.
    Здесь реально апробированы меры организационно-экономического и
нормативно-правового   характера,   направленные   на  согласование
объемов,    структуры    и   качества   товарного   предложения   и
потребительского спроса.
    Все  это  в  настоящее время требует всестороннего осмысления и
выработки  рациональных  решений по расширению и углублению опыта с
эффективной    экономической   деятельностью   всех   хозяйствующих
субъектов внутренней торговли города Ставрополя.
    Вместе  с  тем, помимо позитивных тенденций развития торговли в
городе, имеется большое количество и негативных проявлений.
    Мощный  теневой  сектор,  образовавшийся  в  начале 90-х годов,
воспроизводит   и   усиливает   дифференциацию   денежных   доходов
населения.  На  потребительском рынке города Ставрополя реализуются
значительные  по объему теневые доходы населения. Это явилось одной
из  главных  причин  падения  товарооборота при росте общего объема
денежных   доходов   населения.   Именно   в   торговле  происходит
неоправданное  наращивание  цен  реализации  из-за  роста звенности
товародвижения.  В  ходе приватизации в значительной мере оказались
утерянными рычаги государственного регулирования, в результате чего
проявляется  диспропорциональность  в  развитии  отдельных  звеньев
торговой   системы   краевого   центра.  На  потребительском  рынке
сложилась  неэффективная, громоздкая, во многом дублируемая система
контроля качества и безопасности товаров, которая даже при росте ее
активности   не   способствует   реальным   изменениям  в  вопросах
обеспечения  безопасности  и  качества реализуемых товаров. Система
сертификации  услуг  розничной  и  оптовой  торговли, общественного
питания    формируется   медленно.   Наблюдается   низкий   уровень
концентрации и интеграции в торговле. Отсутствие эффективных систем
информации  и логистики сдерживает развитие конкурентных отношений,
необходимых для установления справедливых цен на товары и услуги. В
конце  90-х  годов  ряд  предприятий  города  в результате развития
материально-технической     базы     смогли     достичь     уровня,
соответствующего европейским стандартам по технологии обслуживания,
насыщению  товарами, эстетическому и техническому состоянию. Однако
число таких предприятий пока невелико. В погоне за прибылью частный
сектор   внес   существенные   изменения   в  отраслевую  структуру
потребительского  рынка и размещение сети предприятий, в результате
чего   возникла  проблема  территориальной  и  ценовой  доступности
товаров  и  услуг.  В  особо  сложном положении оказались горожане,
относящиеся   к  малообеспеченным  группам  населения.  Сохраняется
проблема  неразвитой торговой инфраструктуры в отдаленных районах и
новостройках  города.  Отмечаются  все  еще низкая профессиональная
подготовленность  торговых  работников  всех  уровней  к  работе  в
рыночных  условиях  и  низкая социальная ответственность работников
торговли  за  результаты  своей  деятельности  перед потребителями.
Сократились  ассигнования  на  научные исследования, что сказалось,
прежде  всего, в сфере государственного регулирования, где особенно
необходимы   аналитические  материалы  и  прогнозы,  основанные  на
достоверной  статистике  и выборочных обследованиях. Исследования и
разработки  в  сфере  совершенствования законодательства могут дать
быстрый  эффект.  Однако  из-за задержек с подготовкой качественных
документов   по   широкому   кругу   проблем   нормативно-правового
регулирования страдает весь законодательный процесс.
    В   современных   условиях   развития   торговой   деятельности
складываются   новые   отношения  не  только  между  хозяйствующими
субъектами,  органами административно-территориального управления и
торговыми  организациями, но и между торговлей и потребителями. Это
предполагает тесное сотрудничество администрации города Ставрополя,
торговых  работников  всех  уровней  управления  и  потребителей по
регулированию экономических отношений в системе внутренней торговли
краевого центра.
    В  качестве  основы таких взаимоотношений может стать настоящая
Концепция,  содержание  которой  отражает анализ сложившегося опыта
внутренней  торговли  в  условиях  формирования  рыночной системы и
совокупность   концептуальных  идей  и  положений  ее  развития  на
перспективу.
    Целью   Концепции   является   разработка   комплекса  общих  и
специальных  мер социального, экономического, нормативно-правового,
информационного   и   организационного  характера  для  обеспечения
бесперебойного,  своевременного доведения безопасных и качественных
потребительских   товаров   до   горожан  в  достаточном  объеме  и
ассортименте, устойчивого эффективного развития внутренней торговли
и ее элементов, роста бюджета города.
    В  соответствии  с  определенной стратегической целью Концепции
для   ее   достижения  необходимо  решение  следующей  совокупности
основных задач:
    - обеспечение  населению  доступности  потребительского рынка в
цивилизованных  формах  его  организации  и  прав на безопасность и
качество потребительских товаров;
    - формирование   и  развитие  инфраструктуры  основных  звеньев
торговли - оптового, розничного, общественного питания;
    - развитие   нормативно-правовой  базы,  регулирующей  торговую
деятельность;
    - городская поддержка социально значимых торговых услуг;
    - создание      условий      для      реализации      продукции
сельхозтоваропроизводителей;
    - создание  экономических и правовых условий для интеграционных
процессов  в  торговле,  развитие межрегиональных торговых связей и
связей между основными звеньями торговли;
    - разработка    комплекса    мероприятий    по   подготовке   и
переподготовке торговых работников всех уровней;
    - формирование  и  развитие  информационной  системы внутренней
торговли;
    - определение  новых  условий,  направлений  и  путей повышения
эффективности торговой деятельности.
    Для   достижения   поставленной  цели  и  решения  совокупности
обозначенных   задач   в  настоящее  время  в  городе  имеются  все
необходимые возможности.
    Главным  принципом  реализации Концепции является подчиненность
совокупности   задач   экономического  роста  первоочередным  целям
социального развития.
    Более   точное   сопряжение   конечных   результатов   торговой
деятельности  и  реальных  потребностей  населения  краевого центра
должно  проявляться  в  большей  направленности развития внутренней
торговли на улучшение качества жизни.
    Реформирование   внутренней   торговли  должно  проводиться  на
принципах:
    - системности    в    разработке,    принятии    и   реализации
управленческих решений;
    - конкурсности  (обеспечение  равных  прав  и  возможностей при
получении  государственной  поддержки  и  размещении муниципального
заказа);
    - распределенность    (разграничение    функций   по   развитию
предприятий    потребительского    рынка    между    городскими   и
территориальными органами исполнительной власти);
    - строгой  ответственности  контролирующих  органов  в вопросах
безопасности и качества потребительских товаров;
    - рыночного многообразия субъектов торговли;
    - эффективности   и   ресурсосбережения  деятельности  торговых
организаций;
    - единства    прав   и   ответственности   субъектов   торговой
деятельности и контролирующих органов.
    Критерий   социально-экономической   эффективности  торговли  -
наиболее  полное  удовлетворение покупательского спроса при высоком
уровне  торгового обслуживания, обеспечении безопасности и качества
реализуемых  потребительских  товаров  и  услуг  и экономии времени
населения    на    основе    повышения    эффективности   и   роста
ресурсосбережения торговли.
    Критерий   экономической   эффективности  на  уровне  торгового
предприятия  -  повышение  эффективности  и  рост ресурсосбережения
торгового  предприятия  на  основе  достижения  либо  определенного
результата при наименьших затратах, либо наибольшего результата при
определенных затратах.
    Информационной  и  фактологической  основой  Концепции  явились
Концепция   развития   внутренней   торговли   товарами   народного
потребления  Министерства  торговли Российской Федерации, Концепция
внутренней   торговли   Ставропольского  края,  концепции  развития
внутренней   торговли  отдельных  субъектов  Российской  Федерации,
статистические  материалы  комитета  по  статистике Ставропольского
края,  труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам
теории,    методологии,    практики    и   эффективности   торговой
деятельности.
    Законодательной  и  нормативной  базой Концепции явились законы
Российской  Федерации,  нормативные  акты  Правительства Российской
Федерации  и  Ставропольского края, администрации города Ставрополя
по  вопросам  защиты  прав  потребителей,  формирования  и развития
внутренней торговли и потребительского рынка.

    II. Условия и особенности развития рыночной инфраструктуры
    внутренней торговли города Ставрополя

    В  настоящее  время  рыночная  инфраструктура  торговли  города
Ставрополя  представлена достаточно разветвленной сетью организаций
торговли,  количество  которых  постоянно  растет. На долю краевого
центра  приходится  35  процентов  общего  краевого  объема оборота
розничной  торговли.  За период 1998 - 2001 годов сегмент розничной
торговли   и   общественного   питания  в  общей  структуре  города
увеличился  с 37 до 47 процентов. По данным официальной статистики,
за 2001 год оборот розничной торговли составил 15009,2 млн рублей и
общественного  питания  -  440,2  млн  рублей. Количество, торговых
организаций  в  2001 году, по сравнению с 1992 годом, увеличилось в
три  раза и составило 1257 единиц. Наибольшая часть потребительских
товаров   и  услуг  от  всего  объема  оборота  розничной  торговли
реализуется  через  торговые  организации,  в  том  числе крупные и
средние. В городе обеспечивают продажу потребительских товаров 2811
объектов  торговли,  из  них  1257 стационарных магазинов различных
форм  собственности, 1124 объекта мелкорозничной торговой сети, 430
предприятий    общественного    питания.    Кроме   того,   продажу
потребительских товаров осуществляют более 14 тыс. торгующих.
    Развитие малого предпринимательства оживило торговлю: открылись
новые  магазины  с  европейским  уровнем  сервиса,  преобразовалась
мелкорозничная   торговая   сеть   путем   возведения   современных
павильонов, киосковых зон, мини-рынков.
    Внутренняя  торговля  города,  с  одной  стороны,  получает все
большее   экономическое  развитие,  а  с  другой  стороны,  уровень
развития   ее   инфраструктуры   еще  недостаточен  для  полного  и
всестороннего удовлетворения потребительского спроса.
    Неудовлетворительное состояние инфраструктуры торговли в городе
обусловлено   совокупностью   причин   как   объективного,   так  и
субъективного   характера,   среди   которых   нехватка  финансовых
ресурсов,   недейственная   система   кредитования,   недостаточное
количество складских помещений, несогласованность работы торговли и
транспорта и др.
    Стратегия   формирования  и  развития  торговой  инфраструктуры
должна   быть  направлена  на  устранение  или  нейтрализацию  всех
объективных  и  субъективных негативных факторов и ориентирована на
создание   благоприятных   условий   для  эффективной  деятельности
торговых организаций.

    1. Формирование инфраструктуры оптовой торговли

    В  Концепции  развития внутренней торговли Ставропольского края
предусматривается  развитие  оптового звена на основе двух основных
типов оптовых организаций.
    Формирование  и  развитие городской оптовой торговой системы на
принципах   взаимосвязи   внутреннего  (регионального)  и  внешнего
(федерального)  уровней  должно  обеспечивать  типовое многообразие
составляющих ее структур.
    По  настоящее время в работе крупных предприятий оптового звена
города,  созданных  в  дореформенный  период,  наметилась тенденция
сдачи  в  аренду  своих  площадей  коммерческим структурам, которые
активно  ведут оптовую и мелкооптовую торговлю практически в режиме
неорганизованных оптовых рынков. Эффективность оптовой торговли при
этом  неизбежно  снижается ввиду ее стихийности, отсутствия должной
регламентации  торгового процесса и сервисных услуг для продавцов и
покупателей,  а  также нарушений финансовой и налоговой дисциплины.
Повсеместно  получили  гипертрофированное  развитие вновь созданные
оптово-посреднические структуры, которые несут основную нагрузку по
товарному   обеспечению   города.   Больше   половины  оптовых  баз
измельчено  и  имеет  небольшую  складскую  площадь  и  численность
работников. От состояния оптового звена во многом зависят розничные
цены.  Место  оптовых структур уверенно занял торговый посредник на
оптово-розничных   рынках.  Сегодня  на  пути  движения  товара  от
производителя  до потребителя может быть несколько посредников, что
приводит   к   увеличению   розничной   цены.  Засилье  посредников
отрицательно  воздействует  и  на  торговлю,  и  на промышленность.
Особенно страдают малый и средний бизнес.
    Для  создания  полноценной  рыночной  инфраструктуры внутренней
торговли города Ставрополя широкое развитие должны получить крупные
распределительные   базы,   которые   будут   определять  состояние
внутреннего  рынка,  цены,  ассортимент товаров. При них могут быть
созданы  распределительные сети, которые в течение нескольких часов
выполняют   заказы   магазинов   в  требуемом  объеме,  качестве  и
ассортименте.   Магазины  разгрузятся  от  лишней  работы,  ускорят
оборачиваемость,  в  перспективе  у  них будет реальная возможность
снизить  цены.  На  сегодня  из-за измельченности опта даже средний
магазин  работает с 300 поставщиками. Разумеется, создание крупного
опта    должно    быть   обеспечено   при   соблюдении   требований
антимонопольного  законодательства  и  развиваться наряду с другими
структурами оптовой торговли.
    В    частности,   мелкооптовой   торговли,   которая   занимает
промежуточное  звено  между  оптом и розницей. Функцией ее является
удовлетворение  потребностей  в потребительских товарах организаций
муниципальной  розничной торговли, небольших розничных предприятий,
предпринимателей.
    В  нынешних  условиях мелкооптовая торговля в городе сводится к
работе  разрозненных  предприятий,  реализующих  однотипный  товар,
концентрирующихся в основном на городских рынках.
    Такая  форма,  оправдывавшая  себя  в  период развития рыночных
отношений,  на  сегодняшний  день перестает быть экономичной, ввиду
увеличения  звенности  товародвижения  и  отрицательного влияния на
ценообразование, но преобладает в оптовом звене города, так как это
имеет социальный аспект (создание дополнительных рабочих мест).
    В новых условиях ставится задача наведения порядка на городских
рынках  путем  преобразования  их  в  современные торговые центры с
широким спектром потребительских услуг.

    1.1. Формирование и развитие распределительных центров

    В    городе   работают   оптовые   предприятия   с   элементами
распределительных   центров.   Такие   системы  получат  дальнейшее
развитие,  поскольку  продвижение  товара от товаропроизводителей к
покупателям   через   сеть  магазинов  осуществляется  без  участия
посредников.  Причем, организации, работающие как распределительные
центры,  осуществляют  поставку товаров как в собственную розничную
сеть,   так   и  другим  потребителям.  Эффективность  такой  формы
товародвижения  достигается  за  счет  приобретения  больших партий
товара,  применения  скидок,  отсутствия наценки за посредничество,
наличия  широкого ассортимента товаров, снижения цен, эффективности
доставки   товаров.  Мировой  опыт  показывает,  что  использование
распределительных  сетей  позволяет получить эффект на всех стадиях
товародвижения  в сфере оптовой торговли, в розничной сети, в сфере
потребления.  Перспективным  направлением  в  развитии данной формы
оптовой   торговли   в   городе  может  быть  подход,  при  котором
предприятия   розничной   торговли   будут   группироваться  вокруг
существующего   объекта  оптового  звена,  который  будет  являться
системным интегратором сети.
    Другой прогрессивной формой внутренней торговли города являются
оптово-розничные  предприятия,  имеющие большие складские площади и
размещенную на них торговую точку, осуществляющую реализацию товара
населению  с  минимальной  наценкой,  а также оказывающие услуги по
доставке оптовых партий товара в розничную сеть.
    Задачей   функционирования   оптового  звена  является  перевод
оптовых  предприятий  города  на  режим  работы  оптовых  рынков  и
распределительных  центров. Большую долю в оптовой структуре города
занимают продовольственные оптовые организации.
    Для  решения  поставленных  задач  необходимо совершенствование
организации   оптовой  торговли,  сокращение  звенности  в  каналах
товародвижения,  повышение эффективности использования существующей
материально-технической  базы,  создание  условий  для  привлечения
инвестиционных ресурсов фирм-арендаторов.
    Для  нормального функционирования оптовых структур на городском
рынке   необходимо   не   только  их  типовое  разнообразие,  но  и
стимулирование  формирования  таких  видов оптовых организаций, чья
деятельность   сможет   наиболее   полно  удовлетворять  требования
производителей и заготовителей товаров.
    Это может выражаться в следующих формах:
    - единовременная  продажа  производителем, заготовителем товара
оптовому посреднику;
    - оплата    информации    производителем,    заготовителем    о
потенциальных    покупателях    своего    товара   при   сохранении
собственности на него;
    - отказ от услуг оптового посредника.
    Исходя  из сложившихся форм товародвижения, структура городской
оптовой  торговой  системы должна развиваться на основе выделения в
ее составе оптово-складской и транзитной форм.
    Оптово-складская  форма товародвижения должна быть представлена
оптовыми    предприятиями,    осуществляющими    полный    комплекс
закупочно-сбытовых  операций  с  переходом  права  собственности на
товар к оптовому звену.
    Транзитная     форма     товародвижения    должна    охватывать
посреднические   оптовые   организации,  не  использующие  в  своей
деятельности  перехода  к  ним  права собственности на товар или не
работающие  с  товаром,  но  оказывающие  услуги по организации его
продвижения.
    Основным видом оптовых организаций на городском потребительском
рынке   должны   стать   специализирующиеся   на  оптовой  торговой
деятельности  предприятия, которые будут выполнять широкий комплекс
операций  по  обработке потребительских товаров, охватывать широкий
спектр  розничных  торговых предприятий и предприятий общественного
питания.
    Задачей  таких  оптовых продавцов должно стать создание условий
для    выхода    на   городской   потребительский   рынок   крупных
производителей и розничных торговых предприятий.

    1.2. Структурная перестройка оптового звена

    Одной  из важнейших задач развития торговли в городе Ставрополе
является  структурная  перестройка  оптового звена в целях создания
конкурентоспособных   предприятий,   интегрированных   в  экономику
региона.  Для этого необходимо осуществлять интеграцию, объединение
предприятий различных организационно-правовых форм на временной или
постоянной основе в виде кооперации или концентрации.
    Кооперация   предполагает  объединение  усилий  предприятий  на
договорной  основе  для  достижения  совместных  целей без создания
общего   органа   управления  и  с  сохранением  участниками  своей
хозяйственной   и   юридической   самостоятельности.   В   процессе
кооперации    могут    создаваться    временные    или   постоянные
организационные   формы,   такие   как   хозяйственные  ассоциации,
компании, корпорации.
    Концентрация   представляет  собой  интеграцию  предприятий  на
основе   сосредоточения,  путем  централизации  и  объединения,  их
хозяйственных средств или капиталов.
    Основными  мотивами интеграции предприятий являются возможность
концентрации   материальных  и  финансовых  ресурсов,  приоритетное
использование   продукции,   созданной   на   основе  использования
научно-технического  прогресса, применение принципов экономического
партнерства,  использование внутренних налоговых и кредитных льгот,
развитие единой социальной базы компании или другого объединения.
    Слабым звеном в оптовой торговле является обеспечение населения
города  плодоовощной  продукцией.  Кроме продовольственных рынков и
секций  по  реализации  этой  продукции  в рознице других каналов в
товародвижении  к  массовому  потребителю  нет. Система обеспечения
плодоовощной продукцией, существовавшая в эпоху плановой экономики,
разрушена.    Необходимо    восстановить   систему   на   принципах
взаимодействия   сельхозпроизводителей   и  потребителей,  исключив
звенность товародвижения и издержки обращения.
    Направлением      на      перспективу     является     создание
производственно-торговых  объединений  (ПТО),  представляющих собой
форму   совместной   деятельности   сельхозпроизводителей,  оптовых
плодоовощных  предприятий,  работающих  в  режиме распределительных
центров   и  предприятий  розничной  торговли.  В  ПТО,  как  более
устойчивом  и  управляемом  канале  товародвижения,  на  конкурсной
основе   будет   размещаться   муниципальный   заказ   на  поставку
плодоовощной  продукции,  организовано  снабжение спецпотребителей,
содержание  страхового  запаса,  проведение  товарных интервенций в
целях  оказания  регулирующего  воздействия  на  плодоовощной рынок
города.   Такую  задачу  необходимо  решать  совместно  с  краевыми
структурами.
    На  сегодняшний  день  в городе развивается система обеспечения
бюджетных учреждений на основе заключенных муниципальных контрактов
между  заказчиком  и  исполнителем  на  поставку товаров и оказание
услуг для муниципальных нужд за счет средств бюджета города. В этом
случае  цены  на  предлагаемые  продукты  питания  в  среднем на 20
процентов меньше за счет привлечения непосредственно производителей
продукции   и   сельхозпродукции,   крупных   оптовых  предприятий.
Дальнейшее  совершенствование  такой  системы видится в объединении
отдельных  разрозненных  оптовых  предприятий-поставщиков,  с целью
обеспечения других категорий спецпотребителей.

    1.3. Формирование и развитие оптово-производственных,
    оптово-заготовительных, оптово-заготовительно-
    производственных структур

    Исходя  из  этого,  помимо традиционных видов оптовых структур,
основными функциями которых являются продажа товаров предприятиям и
организациям  для  производственного потребления или перепродажи, а
также  фасовка, подсортировка, подработка товаров и другие формы, в
сложившихся  в  городе Ставрополе экономических условиях может быть
целесообразной  и перспективной организация оптовой деятельности по
принципу заготовка-производство-сбыт.
    Отсюда  в  городе  могут  формироваться и развиваться следующие
новые     виды     оптовых    структур:    оптово-производственные,
оптово-заготовительные, оптово-заготовительно-производственные.
    Подобные  виды рыночных структур могут образовываться на основе
оптовых предприятий с различной формой собственности двумя путями.
    Первый  из  них  -  диверсификация оптовыми предприятиями своей
основной  деятельности.  Она выражается в следующем: налаживание на
оптовом  предприятии  производств  по  выпуску пользующихся спросом
потребительских  товаров  для  последующей  их  оптовой  продажи  в
розничную   торговую  сеть  (хлеб  и  хлебобулочные,  кондитерские,
колбасные  изделия  и  другие продукты питания), полуфабрикатов для
предприятий  общественного  питания;  открытие в оптовых структурах
заготовительных  пунктов, закупающих сельскохозяйственную продукцию
и  сырье  для  реализации  ее  в  торговую  сеть и производственным
предприятиям;   наличие   в   составе   оптовой   организации   как
производственных, так и заготовительных подразделений.
    Второй       путь       создания       оптово-производственных,
оптово-заготовительных,      оптово-заготовительно-производственных
рыночных   структур   в   городе   Ставрополе   может   идти  путем
кооперирования  или концентрации оптовых предприятий соответственно
с   производственными,  заготовительными  или  с  обоими  вместе  и
образования  выбранных  организационно-правовых  форм  организаций:
оптово-заготовительно-производственных   хозяйственных  ассоциаций,
компаний.
    Доля  специализирующихся  на  оптовой  торговле  предприятий  с
полным    комплексом   закупочно-сбытовых   операций,   исходя   из
объективных  условий  экономического  развития, сегодня должна быть
доминирующей.

    1.4. Развитие и совершенствование особых форм оптовой
    структуры - ярмарок, выставок-ярмарок, товарных бирж,
    оптовых продовольственных рынков

    Традиционным и важным элементом оптовой инфраструктуры являются
краевые,  районные,  городские оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, а
также товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.
    Городские  оптовые ярмарки и выставки представляют собой особую
форму  организации  оптовой  торговли,  которые  предназначены  для
расширения  потребительского рынка за счет налаживания как внешних,
так  и  внутренних  для  города  хозяйственных  связей.  Выставки и
ярмарки  в  городе функционируют на временной основе. Перспективным
видится  дальнейшее  развитие  форм  проведения  ярмарок "Выходного
дня",    которые    являются    эффективной    формой   продвижения
сельхозпродукции,    продовольствия    и    промышленных    товаров
непосредственно от товаропроизводителей края к населению города.
    Одним  из  самостоятельных  организационных  элементов  оптовой
инфраструктуры,   интегрирующих   взаимодействие   интересов   всех
участников    процесса    товародвижения,    могут   быть   оптовые
продовольственные  рынки,  назначение которых состоит в обеспечении
свободного  выхода  на  рынок всех поставщиков сельскохозяйственной
продукции     и     продовольствия     Ставропольского    края    и
Северо-Кавказского региона.
    Автономное  положение  на  оптовом  рынке  города должны занять
посреднические  структуры: предприятия-агенты, предприятия-брокеры.
Основой  их  деятельности является обеспечение клиентов необходимой
информацией.   Здесь,   в   первую   очередь,  имеются  объективные
предпосылки  для  формирования  и развития электронной коммерческой
деятельности:    электронной    торговли    между   посредническими
структурами,   с   одной   стороны,   и   торговыми  предприятиями,
предпринимателями, с другой стороны.
    Ни  один из сегментов внутренней торговли не может существовать
и развиваться без взаимодействия с другими структурными элементами.
И от нормального взаимодействия всех звеньев цепочки товародвижения
зависит конечная цель - повышение качества жизни населения.
    Одним  из  направлений развития оптового звена, обеспечения его
привлекательности  для покупателей является формирование и развитие
комплекса  услуг,  оказываемых  розничной  торговле и общественному
питанию  по упаковке, расфасовке, проверке безопасности и качества,
сертификации   потребительских  товаров,  их  доставке,  рекламных,
информационных и консультационных услуг.

    2. Основы формирования инфраструктуры розничной торговли

    Розничная  торговля  завершает  стадию  товарного  обращения  и
является   ведущим  звеном  всей  системы  торгового  обслуживания,
непосредственно затрагивающим интересы населения.
    Современные  тенденции  развития  розничной торговли опираются,
прежде  всего,  на  соотношение  магазинных  и  внемагазинных  форм
продажи потребительских товаров.
    В   последние   годы  такое  соотношение  повсеместно,  как  на
территории  Российской  Федерации,  края,  так  и  города, утратило
позитивную  динамику.  Проведенные  оценки  показывают,  что  более
половины  розничного  товарооборота  реализуется  сегодня на основе
внемагазинных форм продажи, что приводит к негативным последствиям.

    2.1. Развитие и совершенствование магазинных форм продаж

    Развитие  магазинных  форм  продажи  товаров  в  городе  должно
опираться   на  широкое  типовое  разнообразие  розничных  торговых
организаций.
    Общими  принципами  развития  розничной  торговой сети в городе
должны стать:
    - универсализация  продовольственной  торговли,  за исключением
товаров редкого и эпизодического спроса;
    - формирование  торговых сетей, крупных универсальных розничных
предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
    - организация  в  центральных  торговых  зонах  жилых  массивов
предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания.
    Перечисленные направления предполагают наличие в сети городской
розничной   торговли   разнообразия  форм  торгового  обслуживания:
магазины  с  традиционными  формами  обслуживания (через прилавок),
самообслуживания, салонной торговли, магазины-склады.
    Разнообразие  розничных  торговых  организаций  с  позицией  их
структурно-функциональных  параметров должно обеспечиваться на базе
формирования   и   развития   независимых   розничных  организаций,
розничных торговых организаций, принадлежащих товаропроизводителям,
розничных  торговых  организаций,  принадлежащих  оптовым  торговым
организациям, муниципальных розничных торговых организаций.
    Концепция исходит из того, что формирование системы организаций
розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а
также   муниципальными   органами   является   вполне  закономерным
процессом    и   нацелено   на   создание   полноценной   социально
ориентированной рыночной среды.
    Разнообразие  розничных  торговых  организаций  с  позицией  их
ориентации   на   конкретную  зону  торгового  обслуживания  должно
предусматривать  выделение  в  любой системе торгового обслуживания
магазинов  местного  значения,  магазинов  общесистемного значения,
магазинов   в   составе   торговых   центров,  магазинов  (киосков,
павильонов) в районах города с неразвитой торговой инфраструктурой.
    Основным  методом  продажи товаров в розничной структуре города
остается  реализация  товаров через прилавок. Традиционная торговля
через   прилавки   основывается   на  личном  контакте  продавца  с
покупателем  и  обычно  практикуется в мелких продовольственных или
специализированных   магазинах.  Такая  форма  продаж  в  городском
масштабе  остается доминирующей. Перспективным направлением видится
дальнейшее совершенствование материально-технической базы розничных
предприятий,  повышение  качества  сервисных услуг, внедрение новых
технологий продаж.
    За  последние  пять  лет  в структуре розничной торговли города
получила развитие продажа методом самообслуживания с использованием
штрих-кода,  при котором осуществляется открытый доступ к товарам в
торговом   зале.  Главным  экономическим  результатом  при  продаже
методом   самообслуживания  является  увеличение  объема  продаж  в
результате  повышения средней стоимости корзины покупателя, за счет
увеличения  числа  так  называемых  импульсных  покупок. Дальнейшее
развитие  формы самообслуживания и сохранение преимуществ видится в
совершенствовании системы обеспечения сохранности товара и скорости
расчетов.

    2.2. Создание условий для развития предприятий,
    обслуживающих льготную категорию граждан

    Торговля всегда остается на острие социальных отношений. Всегда
будут оставаться категории граждан, которые по объективным причинам
не  могут  быть  экономически  активны  и  пользуются определенными
льготами. В городе создана льготная система обслуживания ветеранов,
инвалидов   и  других  малообеспеченных  слоев  населения  за  счет
частичного   освобождения   предприятий  торговли  от  обязательных
платежей  и налогов. Стратегической целью является создание условий
для   развития   дисконтной   торговли,  которая  ориентирована  на
покупателей  с  невысокими доходами, при максимально низких ценах с
гарантированным  качеством  товаров и услуг. Как показывает мировой
опыт,  это  может быть достигнуто только при встроенности подобного
магазина   в   совершенную  торговую  инфраструктуру  с  отлаженной
организацией    и    технологией,    комплексным    снабжением   из
дистрибьютерского   центра,  обеспечивающим  пониженные  закупочные
цены,  гарантированный  ассортимент товаров и значительное снижение
затрат  на  содержание  управляющего  персонала.  Подобные  системы
призваны  составить  конкуренцию  и  мелкооптовым рынкам, благодаря
довольно  высокому  уровню  обслуживания  и  обустройства  торговых
помещений в сочетании с приемлемыми ценами, зачастую ниже рыночных,
и гарантированным качеством.
    Для  повышения  покупательской  способности населения возникает
необходимость  продажи  дорогостоящих непродовольственных товаров в
кредит   с  рассрочкой  платежа.  Такая  форма  розничной  торговли
развивается   в  городском  масштабе  на  базе  крупных  магазинов,
специализирующихся  на  реализации  бытовой  техники,  мебели,  при
взаимодействии с банковскими структурами города.
    Еще  одним  перспективным направлением магазинной продажи может
стать  развитие  салонной  формы  обслуживания,  при  которой могут
сочетаться    различные    методы    продажи:    через    прилавок,
самообслуживание,   открытая   выкладка,   продажа   по   образцам.
Отличительной    особенностью   салонной   продажи   должна   стать
эксклюзивность товарного предложения, высокая степень обслуживания,
предполагающая  радушное отношение к посетителю, безупречный вкус и
внешний   вид,   толерантность,   разнообразие   и   оригинальность
дополнительных услуг.

    2.3. Основные направления развития торговли на рынках города.
    Реконструкция, благоустройство рынков

    С   целью   достижения   полноценной   рыночной  инфраструктуры
внутренней     торговли     в    городе    необходимо    дальнейшее
совершенствование мелкорозничной торговой сети, получившей развитие
в середине 90-х годов.
    В  начале  рыночных  преобразований  сложилась  система продажи
товаров с лотков, контейнеров на продовольственных и вещевых рынках
города.  Многие предприятия всех форм собственности использовали ее
для активизации торговли. Такая форма продаж имела преимущества, по
сравнению  с  магазинными  формами,  ввиду большей оборачиваемости,
приближения  товара к покупателю, относительно низких затрат до тех
пор,   пока   магазинные   формы   не   достигли   должного  уровня
обслуживания.  Основным  направлением  развития в сфере торговли на
рынках     города     является     дальнейшее     совершенствование
материально-технической   базы   с   максимальным   сокращением  на
территории  рынков  палаток  и  отдельно  стоящих  ларьков как вида
торгового  оборудования,  заменой  контейнеров  и переходом пищевых
предприятий  из  подвижных  установок  в  стационарные,  изменением
технологии  продаж,  соблюдением  санитарных  норм и правил. Особое
внимание  уделяется  реконструкции рынков города, включающую в себя
снос  старых  и  строительство  новых объектов розничной торговли и
общественного питания, асфальтирование всех территорий, создание на
основе  рыночных  площадей  торговых  комплексов  с развитой сферой
услуг.
    Необходимым   условием  нормального  функционирования  торговых
комплексов  в  части  учета  торгующих является внедрение карточек,
содержащих  информацию  о  продавце,  с  занесением  на электронные
носители.
    Системная   организация   объектов  розничной  торговли  должна
опираться  не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и
на развитие внемагазинных форм продажи товаров.

    2.4. Развитие различных форм внемагазинной торговли

    Развитие   внемагазинной  продажи  товаров,  с  одной  стороны,
обуславливается  эволюцией  самой  торговой  практики, а с другой -
подготовлено  все  более  масштабным  проникновением в быт рядового
покупателя  разнообразных средств технического прогресса. В связи с
этим  внемагазинные  формы  продажи всегда нацелены на определенные
сегменты  товарного  рынка  и  с  их  помощью  решается  совершенно
определенный круг задач.
    Существенное  развитие должна получить посылочная торговля. При
этом   решающим   фактором,  стимулирующим  ее  прогресс,  является
минимизация  затрат,  обеспечивающих  процесс  доведения товаров до
покупателя.   Развитие   такой  формы  продаж  могут  получить  так
называемые  "пост-шопы",  ведущие оптовую торговлю и осуществляющие
посылочную  продажу.  Посылочная торговля может успешно развиваться
при  условии  отлаженной  работы почтово-посылочной службы и хорошо
организованной рекламной деятельности.
    Принципиально  новой  формой  внемагазинной  торговли,  имеющей
предпосылки для широкого распространения в торговой практике, может
стать сетевой маркетинг. Главная особенность этой системы состоит в
том,    что    товар   должен   реализовываться   специализированно
подготовленными   торговыми  агентами  на  дому,  в  учреждениях  и
организациях,  на  транспорте,  на  улице, что позволит существенно
сократить  издержки  обращения.  Несомненным  преимуществом продажи
через  агентскую  сеть  является  максимальное приближение товара к
покупателю.  Однако  развитие  этой  формы в городе имеет однобокий
характер  и  сводится  к  реализации  продукции  коммивояжерами, не
всегда  владеющими  технологией  продаж  и  определенными  знаниями
психологии  межличностных  отношений  и, как следствие, подрывающих
доверие  покупателей  к  данной  форме  продажи.  Необходимо, чтобы
акцент  этого  рода  деятельности  сместился к поиску потенциальных
оптовых покупателей при участии торговых агентов, состоящих в штате
оптовых организаций. При должной организации продаж через агентскую
сеть можно получить значительный рост товарооборота, а также ценную
информацию из первоисточника о покупательском спросе на реализуемые
товары.
    Наиболее  перспективной  формой  розничной  торговли  в будущем
будет  электронная  коммерция, при которой потребитель знакомится с
ассортиментом,  выбирает  товары  и делает соответствующие заказы с
помощью информационно-телекоммуникационных технологий.
    Перспективным  направлением внемагазинной формы продажи товаров
является  создание  так  называемых  теле-  и  радиомагазинов. Если
реклама  по  телевидению и радио - это обычно ролик или объявление,
то телемагазин - это ряд элементов процесса продажи, осуществляемых
специфическими  приемами, предусматривающими возбуждение интереса и
формирование  стойкого  убеждения в необходимости купить товар. При
этом  сообщается  информация  о  ценах,  местонахождении  продавца,
условиях оплаты.
    Одним   из   эффективных   инструментов   продвижения  товаров,
дополняющим  другие  формы  продажи, является торговля по телефону,
которая  может  осуществляться  магазинами,  оптовыми организациями
через    свои   склады   или   демонстрационные   залы,   а   также
посредническими  организациями,  которые продают товары от имени их
владельца.
    За  последние  годы  все уверенней заявляет о себе Интернет как
возможность  создания  благоприятной почвы для ведения бизнеса и, в
том  числе,  торговли в Сети. Организация виртуального магазина для
осуществления  коммерческих  операций через Интернет становится все
более  насущной потребностью для многих предпринимателей. С помощью
нового  канала  можно избавиться от посредников на пути к розничной
торговле   и  потребителю.  Открытие  магазина  самообслуживания  в
Интернете  привлечет  покупателей  не  только меньшими ценами, но и
большей   свободой  действий,  меньшей  зависимостью  от  персонала
магазина.  Несмотря  на  ряд  неоспоримых  преимуществ  электронной
коммерции,  рассматривать  ее  необходимо  во взаимосвязи с другими
формами товародвижения.

    3. Восстановление и развитие инфраструктуры
    общественного питания

    Децентрализация   общественного   питания   привела  ко  многим
изменениям, как позитивным, так и негативным. Плюсы можно отнести к
предприятиям  открытого  типа, в которых ценообразование зависит от
спроса,    а   спрос   определяет   предложение.   Самостоятельному
предприятию  стало  гораздо  легче  активно реагировать на спрос, а
конкурентная борьба понудила повысить качество продукции и услуг, а
порой и понизить цены.
    Иное    воздействие    оказала   децентрализация   на   систему
предоставления  горячего  питания  на производственных предприятиях
различных    отраслей,    в    высших,    средних   специальных   и
общеобразовательных  учебных  заведениях. Здесь проявились процессы
свертывания    лечебно-профилактического    питания,    обострилась
санитарно-эпидемиологическая      обстановка.      В     результате
преобразований  в  этой  сфере  произошел  развал  единого научного
подхода   к  организации  производства,  повысилась  себестоимость,
исчезла стабильность качества продукции. Все это особенно нетерпимо
по  причине  того,  что  посетители этой сферы относятся к наименее
социально  защищенным слоям населения, им требуется полноценная, но
недорогая   продукция.   Время   на  питание  в  этих  предприятиях
ограниченно,     что     требует     четкой    организации    всего
технологически-торгового процесса.
    Основными   направлениями   политики   города   по  преодолению
негативных   последствий   реформирования   системы   общественного
питания,  восстановления  и  развития многообразия предприятий этой
подотрасли торговли могут быть:
    - приоритетное    развитие   общедоступной   сети   предприятий
общественного питания;
    - восстановление  и  расширение  сети социально ориентированных
предприятий,  обеспечивающих  питанием  рабочих, служащих, учащихся
высших,   средних   специальных   и   общеобразовательных   учебных
заведений, пациентов лечебных учреждений;
    - стимулирование   развития   сети   предприятий  общественного
питания,  применяющих  индустриальные  методы  приготовления пищи и
доставляющих ее по заказам потребителей;
    - развитие  сети  общественного  питания  в  зонах комплексного
торгового,  гостиничного  обслуживания,  на  вокзалах,  заправочных
станциях.

    3.1. Открытие новых предприятий общественного питания

    Наиболее   перспективной   моделью   организации  общественного
питания  в рамках отдельного муниципального образования может стать
автономное  функционирование  ресторанов,  кафе,  столовых, а также
формирование     добровольных     контрактных    специализированных
объединений  предприятий  быстрого  обслуживания ("Русское бистро",
"Быстрые пельмени", "Котлетная", "Блинная", "Пирожковая", "Пицца" и
т.д.).
    В   ресторанном   бизнесе   развитие   должна   получить   идея
концептуального  ресторана,  то  есть на первый план выходит дизайн
зала  и  столов,  сервировка, меню, форма персонала. Все это должно
формировать  вкус,  культуру  посещения  ресторана. Для большинства
горожан   "выход"  в  ресторан  -  событие,  к  которому  готовятся
материально и морально. Посетители ресторана, затратив значительную
сумму, должны получить максимум услуг от ресторанного сервиса.
    В городе могут работать кафе семейного типа, где можно отметить
семейные   торжества   и   праздники,   с   широким   ассортиментом
предлагаемых  блюд,  умеренными  ценами, интерьером, обеспечивающим
атмосферу домашнего уюта.

    3.2. Восстановление и расширение сети социально
    ориентированных предприятий общественного питания

    Особое  место  в  сфере общественного питания занимает школьное
питание, ведь дети - демографическая безопасность страны. В системе
организации  школьного  питания  города,  наряду  с  положительными
моментами, существует ряд существенных недостатков. К ним относятся
повышение  себестоимости продукции, развал единого научного подхода
к организации производства, потеря стабильности качества продукции,
нерешенность    вопроса   финансирования.   Предприятия   в   сфере
образования  работают  сегодня в основном на сырье, это увеличивает
трудоемкость,  требует  значительных  материальных затрат и людских
ресурсов,  что  повышает  себестоимость  продукции. Необходим новый
подход  к организации питания в школах и вузах города Ставрополя на
основе  централизованного  производства  продукции  и использования
экономических    рычагов    управления.   Развитие   индустриальной
технологии   имеет   несомненные   преимущества:  совершенствование
производственных  процессов,  благодаря их поточности; более точное
управление  качеством  продукции; улучшение санитарно-гигиенических
условий;  при  этом  возможен  переход к новой технологии, высокому
уровню  организации производства, расширению ассортимента, снижению
себестоимости.   Экономический  анализ  показывает,  что  даже  при
действующем  налогообложении школьная столовая при централизованном
производстве  продукции  может  работать  на полном обеспечении при
25-процентной наценке.
    Восстановление и расширение предприятий общественного питания в
высших,   средних   специальных   и   общеобразовательных   учебных
заведениях города может осуществляться на основе специализированных
производственных  комплексов  питания.  Основными  элементами  этих
комплексов  могут  стать комбинаты питания, фабрики - заготовочные,
столовые в качестве доготовочных и раздаточных объектов. Необходимо
переоборудование   студенческих,   школьных   столовых  современной
мебелью,  СВЧ-печами,  тепловыми  и охлаждаемыми витринами, барными
стойками,  что  позволит расширить ассортимент продукции, выставить
дополнительные  рабочие  места,  увеличить  степень охвата учащихся
полноценным питанием.
    Создание   комбинатов   школьного   питания   в   городе  будет
способствовать  своевременному  обеспечению  продуктами  по  единым
ценам, контролю за качеством сырой и готовой продукции.
    Развитие  объектов  общественного  питания в учебных заведениях
должно  рассматриваться  только  в  комплексе  с  развитием  самого
учебного заведения.
    Потребителями  кулинарной  продукции  предприятий, занимающихся
централизованным     производством,    могут    быть    предприятия
общественного   питания   в   сфере   образования,  медучреждениях,
предприятиях  диетпитания  и других объектах общественного питания,
имеющие  социальную  направленность.  Наценка  в таких предприятиях
может  установиться  на  уровне  15  процентов, плюс дополнительная
скидка  10  процентов. Необходимо, чтобы принцип "У нас нет плохого
качества - у нас просто низкие цены!" стал определяющим.
    Развитию  сети  предприятий общественного питания для учащихся,
рабочих,    служащих,    пациентов    лечебных   учреждений   будет
способствовать создание специализированных оптовых предприятий.
    Рассмотренный  комплекс  сможет  решать  поставленные перед ним
задачи при финансовой поддержке со стороны местного бюджета.
    В  возможности  местного  бюджета  должно  входить  обеспечение
достаточным   и   своевременным  финансированием  питания  льготной
категории   детей,   определенной   Указом   Президента  Российской
Федерации,  изыскание  возможностей  дополнительного финансирования
для 100-процентного охвата учащихся 1 - 4 классов горячим питанием.
    Целесообразно   поддерживать   связь  с  научными  учреждениями
(Северо-Кавказский  государственный  технический университет, город
Ставрополь;   Государственный   технологический   институт,   город
Пятигорск  и  др.)  для  реализации технологий с применением соевых
продуктов, новых научных разработок.

    3.3. Совершенствование деятельности организаций
    общественного питания, повышение престижа сферы услуг

    Для  совершенствования сферы обслуживания, развития и повышения
престижа    предприятий    общественного    питания,   демонстрации
профессионального  умения  и возможностей специалистов большую роль
должны  играть  проведение учебы, семинаров, стажировок с выездом в
наиболее  крупные города Российской Федерации и за рубеж, участие в
конкурсах, выставках и других мероприятиях.
    Кулинарное  искусство  является  частью  национальной культуры.
Многонациональные  традиции  кавказского  застолья и гостеприимства
необходимо  сохранять  и  развивать на современном уровне. Важным в
деле  сохранения  и  преумножения  кулинарного  искусства  мастеров
краевого  центра является проведение ежегодных городских фестивалей
кулинарного  искусства и сервиса, дней национальных кухонь, а также
участие в международных конкурсах. Это даст возможность приобщиться
к высокому искусству кулинарии, повысить престиж профессии в глазах
общественности,  пройти  прекрасную  школу  мастерства  и в будущем
интегрироваться в мировое кулинарное сообщество.
    В  современных  условиях,  когда  сфера  общественного  питания
краевого  центра  стремительно  развивается,  назрела необходимость
дальнейшей  консолидации  и  активизации  усилий  кулинаров  в деле
улучшения   и   организации  питания  населения,  повышения  уровня
сервиса,    взаимообогащения    и   развития   национальных   школ.
Ставропольская   городская   общественная  организация  "Ассоциация
кулинаров"  проводит работу по повышению престижа профессии повара,
кондитера, внедрению современных технологий на предприятиях питания
города    Ставрополя,   укреплению   межрегиональных   и   развитию
международных связей.
    Одной  из  перспективных  форм  общественного питания в будущем
может   стать   электронная   коммерция,  при  которой  потребитель
знакомится   с   ассортиментом,   выбирает  продукцию  собственного
производства,  покупные  товары  и  делает соответствующие заказы с
помощью информационно-телекоммуникационных технологий.
    Также   может   быть   полезен   опыт   специалистов   в  сфере
общественного   питания,   при   котором   связь   рестораторов   с
поставщиками  -  сельхозпроизводителями  обеспечивается  на  основе
подписания  соглашения  о требованиях к качеству и о критериях. При
этом обеспечивается оперативность обслуживания, исключается участие
посредников, снижается себестоимость блюд.

    III. Основные направления регулирования
    внутренней торговли города

    1. Формирование и развитие системы обеспечения
    безопасности и качества товаров и услуг

    Рыночная экономика требует построения четко скоординированной и
взаимодополняющей   иерархии  контролирующих  и  надзорных  органов
исполнительной  власти  на  потребительском рынке. Отсутствие такой
системы  угрожает  дестабилизацией социальных и экономических основ
потребительского рынка города Ставрополя.
    В   основе   системы   обеспечения   безопасности   и  качества
потребительских товаров и услуг должны лежать следующие принципы:
    - организация   контроля  качества  и  безопасности  сырья  при
подготовке  производства  потребительских товаров и выпуске готовой
продукции;
    - организация  контроля  качества  на  стадии товародвижения от
производителя до предприятий торговли; реализации товаров;
    - обеспечение  единства  прав  и ответственности контролирующих
органов;
    - четкое    разграничение    сферы   действий   и   координация
деятельности контролирующих органов.
    Целью  городской  системы  обеспечения  безопасности и качества
товаров  и услуг должно стать формирование механизма предотвращения
поступления  на потребительский рынок некачественной и несущей вред
организму человека продукции.
    Для этого необходимо решить совокупность следующих задач:
    - сформировать нормативно-правовую базу, предотвращающую доступ
на потребительский рынок города некачественной и опасной продукции;
    - создать    эффективную    систему   контролирующих   органов,
обеспечить их четкую координацию;
    - сформировать    единую   информационную   систему   городских
контролирующих органов;
    - обеспечить  неотвратимость  наказания и действенность санкции
за поставку на рынок некачественной или опасной продукции;
    - обеспечить оказание помощи потребителям в оценке безопасности
реализуемой   продукции,   проведении  ее  идентификации  и  оценки
качества.
    Создание действенного правового механизма в области обеспечения
безопасности   и   качества   потребительских   товаров   и   услуг
подразумевает  ликвидацию  избыточной  рассредоточенности  правовых
норм  и  обеспечение достаточной полноты вновь принимаемых правовых
норм,  ликвидацию  дублирующих  положений, определяющих компетенцию
контролирующих органов города.
    Для придания этой работе целенаправленного характера необходимо
подготовить  и  внести  в  Ставропольскую городскую Думу вопрос "Об
обеспечении безопасности и качества потребительских товаров и услуг
на  потребительском  рынке  города  Ставрополя".  На  его  основе в
течение  2 - 3 лет после принятия должен быть отработан ряд законов
прямого действия, определяющих требования к безопасности и качеству
отдельных классов, групп или видов потребительских товаров и услуг,
реализуемых   на   территории   города,  не  допускающих  на  рынок
фальсифицированные,  недоброкачественные, небезопасные для здоровья
жителей потребительские товары.
    Формирование  эффективной системы контролирующих органов должно
основываться  на  том,  что безопасность и качество потребительских
товаров  следует  гарантировать  на всех этапах товародвижения, что
является  определяющим  с точки зрения защиты прав потребителей. На
каждом   этапе   товародвижения   должен   быть  задействован  свой
собственный  механизм текущего обеспечения безопасности и качества,
а  система  контролирующих органов должна гарантировать потребителю
как безопасность, так и качество реализуемых товаров.
    Реформирование  системы  государственно-правового регулирования
потребительского  рынка  города  за последние годы не в полной мере
соответствовало  его  быстрой трансформации как объекта управления.
Законодательная   база   была   не   готова   обеспечить  обвальную
приватизацию,   осуществленную   без   должного   учета   специфики
предприятий  потребительского  рынка  и  сферы  услуг. В результате
оказалась   утраченной   целостность   потребительского  рынка  как
системы.   Были  разорваны  производственно-технологические  связи.
Информационная   система  не  обеспечивала  своевременное  принятие
управленческих решений.
    Для  эффективного государственного регулирования и управления в
сфере потребительского рынка необходимо решить следующие задачи:
    - продолжить   развитие   системы   подготовки   и   реализации
законодательных     предложений,     нормативно-инструктивных     и
методических материалов по вопросам развития потребительского рынка
города;
    - усовершенствовать   организационные  структуры  и  механизмы,
обеспечивающие  разработку  и  реализацию  политики  города в сфере
потребительского  рынка,  по  основным  направлениям управленческой
деятельности   с   целью   разграничения   полномочий  и  улучшения
координации   деятельности   государственных   органов  по  уровням
управления;
    - организовать    систематический    мониторинг    деятельности
потребительского  рынка  и  сферы  услуг  для  обоснования  целевых
программ  поддержки  предпринимательской  деятельности, обеспечения
социальной  защиты  малообеспеченных  слоев  населения, обеспечения
прав  потребителей, а также для принятия оперативных управленческих
решений.
    На   этапе  рыночного  взаимодействия  продавца  и  потребителя
содержание  регулирования  в  городском  масштабе должно состоять в
обеспечении  эффективного контроля допуска хозяйственных структур к
торговой   деятельности.  Инструментом  регулирования  этого  этапа
отношений  должны стать сертификация систем оказания торговых услуг
и  независимая  экспертиза  безопасности и качества предоставляемых
покупателю  товаров  и  услуг. Первые итоги проведения сертификации
услуг   торговли   и  общественного  питания  на  городском  уровне
показывают,   что   при  существующем  бюрократическом  подходе  не
учитывается   значимость   текущего  контроля  за  безопасностью  и
качеством  непосредственно  в  торговом предприятии. Проведение его
проходит самотеком, в лучшем случае до очередной проверки.
    В  целях  активизации  процесса  сертификации торговых услуг, а
также   повышения   уровня  более  действенного  текущего  контроля
непосредственно  в каждом торговом предприятии на территории города
необходимо придать более высокий статус как товароведам, отвечающим
непосредственно   за  данный  участок  работы,  так  и  независимым
экспертам в этой области.
    В условиях формирования рыночных отношений на территории города
основным  системообразующим  элементом  единой  системы обеспечения
безопасности  и  качества  товаров  и услуг должны стать Управление
Государственной   инспекции   по   торговле,  Ставропольский  центр
стандартизации,     метрологии    и    сертификации,    Федеральное
государственное       учреждение       "Центр      государственного
санитарно-эпидемиологического   надзора   в   городе   Ставрополе",
городская   станция   по   борьбе  с  болезнями  животных,  комитет
экономического развития и торговли администрации города Ставрополя,
непосредственно    осуществляющие    текущий   контроль   работники
лабораторий   промышленных   предприятий,  товароведы,  независимые
эксперты. При этом контролирующие органы должны осуществлять тесный
контакт  с  исполнителями  текущего,  контроля, проводить семинары,
совещания,   участвовать   в   проведении   независимой  экспертизы
отдельных групп товаров.
    За  каждым  из этих органов должны быть закреплены определенная
товарная    номенклатура    и   сфера   контрольной   деятельности,
ориентированная  на  конкретный  этап  товародвижения  продукции  к
потребителю.
    Подобное  необходимо  для  оперативного  доведения  до  органов
исполнительной   власти   информации,   необходимой   для  принятия
экстренных и эффективных мер по вопросам обеспечения безопасности и
качества потребительских товаров.
    Основу информационного фонда системы должны составлять данные:
    - о     стране-изготовителе,     поставившей    некачественную,
небезопасную для здоровья горожан продукцию;
    - о  товаропроизводителях  -  изготовителях  фальсифицированной
продукции  и  наименовании  фальсифицированного  товара,  дате  его
изготовления,  дате  поступления на рынок, количестве реализованной
продукции;
    - о  результатах независимой экспертизы безопасности и качества
товаров, реализуемых на рынках города;
    - об   основных  дефектах  продукции,  которая  реализуется  на
потребительском рынке города;
    - об    ущербе,   нанесенном   потребителю,   общем   состоянии
безопасности   и   качества  потребительских  товаров,  примененных
санкциях  к  нарушителям,  соблюдении  правил  торговли  в торговых
структурах.
    Для  обеспечения  свободной  ориентации  потребителя в вопросах
безопасности  и  качества  реализуемых  товаров необходимо в полной
мере  доводить  всю  необходимую  до  него  информацию. Для этого в
городских  средствах массовой информации должны быть созданы уголки
потребителя,  независимых  экспертов,  в  которых  будет отражаться
оперативная информация.
    Только      совместными      усилиями     товаропроизводителей,
контролирующих  органов  на  региональном  и муниципальных уровнях,
работников  торговли  и потребителей могут быть созданы условия для
реализации    на    рынках   города   безопасных   и   качественных
потребительских товаров.
    Главной  задачей является создание системы органов управления и
хозяйствующих  субъектов,  связанных едиными взглядами, идеологией,
целями,   едиными   правилами   игры,  фискальной  и  стимулирующей
политикой.
    Строить отношения на принципах совместной разработки политики и
совместной реализации ее, неся консолидированную ответственность за
результаты   работы   и   последствия  принимаемых  решений.  Четко
определить  функции  муниципального  образования  и непосредственно
субъектов предпринимательства.
    Основная   задача  на  будущее  -  поддержание  стабильности  и
прозрачности  на  потребительском  рынке  города  Ставрополя  через
систему  гибких,  более  совершенных  механизмов его регулирования.
Влияние   на   потребительский  рынок  будет  осуществляться  через
нормативно-правовое  и  экономическое  регулирование.  В этой связи
необходим  базовый  закон,  регламентирующий  права  и  обязанности
субъектов   данного   процесса.   Сегодня   процессы  регулирования
потребительского  рынка  размыты  по  огромной  массе  законов,  их
положения противоречивы. Управлять процессом - это значит создавать
условия  и  адаптировать их по мере изменения ситуации, а для этого
выстроить  иерархию  функций  и полномочий на муниципальном уровне.
Необходимо   воссоздать,   кроме   формирования  чисто  управляющих
структур,  технологическую цепочку от закупки товаров до реализации
их  потребителю.  Между  двумя  этими  фазами  огромная  и  сложная
инфраструктура  - транспорт, оптовые базы, оптово-распределительные
центры, упаковка, оборудование, подготовка кадров, банки и т.д. Для
успешного   развития   потребительского   рынка  города  необходимо
осуществлять  эффективную  инвестиционную  политику  с  разработкой
инвестиционных   программ,  проводить  кадровую  политику  на  двух
уровнях.  Для  реализации  инвестиционных  проектов нужны грамотные
менеджеры, а второй уровень - это кадры торговли. Необходимо, чтобы
в  торговле  не  было  людей  без  специального  образования. Также
необходимо  решить  задачу  по  расширению спектра услуг, тем самым
формируя потребительскую культуру населения, повышая покупательский
спрос и стимулируя экономическую активность граждан.

    2. Муниципальная торговля и поддержка торговых организаций,
    оказывающих социально значимые услуги

    Муниципальные  торговые  объекты города Ставрополя представляют
собой    социально    ориентированные    организации   торговли   и
общественного  питания,  являющиеся элементом муниципальной системы
торгового обслуживания на территории города.
    При    этом   возможно   создание   муниципального   унитарного
предприятия оптового звена.
    Целью   такого  объединения  явится  упорядочение  деятельности
муниципальных  торговых  предприятий,  оптимизация управленческой и
коммерческой   функции,   что  позволит  наладить  прямые  связи  с
товаропроизводителями  Ставропольского  края  и  Северо-Кавказского
региона,   выработать   общую   политику  ценообразования,  снизить
издержки на пути товародвижения.
    Для успешного функционирования такого объединения необходимо:
    - сформировать и развить оптовое звено торговли;
    - произвести  организацию  торгово-технологического  процесса в
филиалах  на  основе  современных  методов,  с  учетом опыта лучших
однородных отечественных и зарубежных организаций;
    - улучшать торгово-оперативную деятельность;
    - обеспечивать  филиалы  достаточными  товарными  запасами  для
своевременной и бесперебойной торговой деятельности;
    - регулировать   цены  на  реализуемые  потребительские  товары
посредством механизма рыночного ценообразования;
    - диверсифицировать     торговую     деятельность     (оказание
дополнительных услуг покупателям, поиск новых экономически выгодных
видов деятельности);
    - осуществлять сочетание экономических интересов муниципального
образования  с  интересами  социально  незащищенных слоев населения
города  (инвалидов, малообеспеченных, пользующихся льготами граждан
и др.).

    3. Развитие интеграционных процессов
    и межрегиональных связей в торговле

    В  конце  90-х  годов  в  развитии  торговли начался новый этап
интегрирование   хозяйственной   деятельности   различных  торговых
структур в рамках общей организационной формы.
    Формирование    интегрированных   торговых   систем   позволяет
объединить  гибкость  рыночной организации торговли и эффективность
централизованного руководства, высокий потенциал частной инициативы
с выгодами крупной коммерческой организации.
    В  настоящее  время  в городе сложилась конкретная совокупность
объективных   внешних   и   внутренних  предпосылок,  стимулирующих
интеграцию торговых структур: рыночная неопределенность; падение по
различным  причинам  потребительского  спроса;  обострение  проблем
товародвижения   и   реализации  товаров,  вызванное  неразвитостью
инфраструктуры торговли; усиление конкуренции внутри самой торговой
отрасли.
    Анализ мировой торговой практики показывает, что интеграционные
процессы  в  торговле  будут  развиваться  в направлении от простых
моноотраслевых   структур   к   более   сложным  межрегиональным  и
межотраслевым  образованиям с реализацией как горизонтальных, так и
вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений.
    Основными  видами  объединений  могут  стать  цепные отраслевые
организации,    кооперативные    объединения   торговых   структур,
добровольные оптово-розничные цепи.
    Цепные  торговые организации могут формироваться как в оптовых,
так   и  в  розничных  звеньях  городской  торговли,  причем  более
характерны они для розницы и общественного питания.
    Сущность цепных торговых организаций заключается в установлении
связей  на  договорной основе крупных торговых организаций с малыми
или   средними,   а   создание   их   осуществляется  на  принципах
добровольного   подчинения   с  соблюдением  законодательных  норм.
Последние  выступают  в  качестве  филиалов  и  получают  права  на
реализацию определенных видов потребительских товаров на конкретном
рынке  под  торговой  маркой  головной  организации. При этом, если
торговая  марка  известна  потребителям,  то  она  будет  выступать
своеобразной гарантией качества.
    На  практике  создание  цепных торговых организаций по договору
аренды  может быть рассмотрено как срочный управленческий контракт.
В  этом  случае  работоспособность  объединения  возможна  лишь при
полном слиянии его участников в систему деловой активности головной
организации.
    Кооперативные  объединения  торговых  структур  или объединения
ассоциативного  типа  должны  формироваться  в  противовес усилению
позиций   цепных   торговых   объединений.  Сущность  кооперативных
объединений  торговых  структур  состоит  в том, что группа малых и
средних   торговых   структур   будет  стремиться  обеспечить  свое
выживание,   собственную  стабильность  не  за  счет  использования
известности  торговой  марки  головного торгового предприятия, а на
основе   формирования  образа  новой  торговой  группы,  готовой  и
способной к конкурентной борьбе на потребительском рынке.
    Принципиальной  основой  для  создания  подобных  объединений и
особенностью   их   работы  будут  согласование  закупочно-сбытовой
политики  и  централизация функций товароснабжения их хозяйственной
политики.
    Представляется,  что  эти  торговые  объединения могут получить
достаточно   широкое   распространение   в   розничной  торговле  и
общественном питании.
    Наиболее   перспективным   направлением   создания  объединений
ассоциативного  типа  в  городской  розничной  торговле может стать
объединение     магазинов     с     однородной     концепцией    их
хозяйственно-финансового развития:
    - магазины со смешанным ассортиментом и невысокими ценами;
    - специализированные   магазины  с  особыми  формами  торгового
обслуживания;
    - универсальные   магазины,  предлагающие  новые  прогрессивные
формы торгового обслуживания.
    В  общественном  питании  кооперативные объединения могут стать
наиболее    целесообразными    при   организации   обслуживания   в
общеобразовательных  учреждениях  города.  При  этом предприятиям -
доготовочным  в общеобразовательных учреждениях целесообразно будет
учреждать на договорной основе заготовочные структуры.
    Добровольные оптово-розничные цепи или объединения контрактного
типа могут формироваться как своеобразный ответ на усиление позиций
цепных торговых структур и объединений ассоциативного типа.
    Объединения  контрактного типа предполагают координацию функций
оптовой  и  розничной  торговли  на  принципах  общей  коммерческой
стратегии   при   сохранении   полной   юридической   и  финансовой
независимости  каждого члена этого объединения. Для входящих в цепь
розничных  структур  целесообразно иметь единое фирменное название,
унифицированный  товарный  ассортимент,  общую  сбытовую  политику,
определяемую оптовой структурой.
    Предложенные  варианты  интегрирования торговых структур далеко
не  исчерпывают  проблему  в  целом.  Кардинальное решение проблемы
видится в расширении и углублении интеграции.
    Наиболее   высокой   формой   интеграции   торговых   структур,
позволяющей  смягчить  действие  многих разрушающих потребительский
рынок   факторов,   является  объединение  торговых  организаций  с
товаропроизводителями и финансовыми организациями и создание единых
хозяйственных  комплексов  -  торгово-финансово-промышленных групп,
как на краевом, так и межрегиональном уровне. Такая интегрированная
форма  хозяйствования  является  обоюдовыгодной для всех участников
этого   хозяйственного  комплекса,  поднимает  процесс  структурной
перестройки торговли на качественно новый уровень.
    Интеграционные  процессы  в  торговле могут получить логическую
завершенность  в  случае,  когда  объединение  торговых структур на
коммерческой  основе  будет дополняться их объединением в различные
формы  некоммерческих  организаций  в  соответствии  с принятыми на
государственном и региональном уровнях законодательными и правовыми
актами.
    Динамичное  и  поступательное развитие внутреннего рынка города
Ставрополя  невозможно  вне  системы межрегионального товарообмена.
Участие  инвесторов других регионов Российской Федерации изначально
является  не  только  объективной  потребностью,  но и представляет
собой  одно  из  определяющих  условий  перспективного эффективного
развития города.
    Комплекс защитных мер потребительского рынка должен выступать в
качестве   инструментария,   с   одной   стороны,   препятствующего
вытеснению  ставропольских  предпринимателей  с  внутреннего  рынка
потребительских  товаров,  стимулирующего  их  развитие, а с другой
стороны,     не     ставящего    искусственные    труднопреодолимые
бюрократические  и  другие  барьеры  продавцам  из  других регионов
страны, обеспечивающего поддержание определенного баланса интересов
и   режима   доступа   всех   участников   потребительского   рынка
Ставропольского края.
    Критерием   комплекса   стабилизационных   и  защитных  мер  на
внутреннем   городском   рынке   может   быть   определена  степень
продовольственной безопасности.
    Независимость   внутреннего   рынка   может  считаться  реально
обеспеченной    и    реализованной,    если    доля   отечественных
продовольственных  товаров  соответствует уровню не ниже минимально
установленного   законодательного   ориентира,   который   является
индикатором стабильности и устойчивости рыночной конъюнктуры.
    Концепция   исходит  из  того,  что  механизм  защитных  мер  в
контексте  развития  внутренней  торговли  и межрегиональных связей
должен  быть закреплен Федеральной и краевой и нормативно-правовыми
базами.

    IV. Ресурсное обеспечение развития внутренней торговли города

    1. Кадровое обеспечение

    В  условиях  спада  промышленного  производства, недостаточного
финансирования  бюджетных  сфер  хозяйственного комплекса произошел
отток  рабочей  силы  из  производственных  отраслей  и  бюджетного
сектора  в  сферу  услуг. Развитие потребительского рынка в немалой
степени  зависит  от  наличия  подготовленных  руководящих  кадров,
владеющих механизмом функционирования рыночной экономики.
    Развитие  внутренней торговли краевого центра во многом зависит
от наличия подготовленных кадров всех уровней, способных эффективно
работать в условиях рыночной экономики.
    В  настоящее время необходимо переходить от системы организации
отдельных,   не   связанных  между  собой  курсов  и  семинаров,  к
формированию    единой    системы   подготовки   и   переподготовки
управленческого   персонала   и  работников  организаций  с  учетом
перераспределения    ориентации   трудовых   ресурсов   в   сторону
потребительского рынка.
    Основными    направлениями   реализации   концепции   кадрового
обеспечения внутренней торговли города являются:
    - подготовка кадров отраслевых органов исполнительной власти;
    - подготовка управленческих и финансовых кадров предприятий;
    - подготовка кадров массовых профессий.
    Основными  путями формирования и развития кадрового обеспечения
внутренней торговли являются:
    - создание   единой   системы   подготовки,   переподготовки  и
повышения  квалификации  кадров  на базе образовательных учреждений
соответствующего профиля;
    - определение   профессионально-квалификационных  требований  к
основным функционально-должностным категориям работников торговли и
общественного питания;
    - утверждение   учебных   планов   и  программ  образовательных
учреждений,   разработанных   для   подготовки,   переподготовки  и
повышения квалификации торговых кадров;
    - подготовка типовых инструктивно-методических материалов;
    - проведение  аттестаций  работников  торговли  и общественного
питания с целью выявления уровня их подготовки;
    - систематическое  повышение квалификации кадров в соответствии
с необходимой периодичностью;
    - разработка  методических  рекомендаций по организации работ в
сфере  подготовки, переподготовки и повышения квалификации торговых
кадров;
    - организация  системы стажировки руководителей и специалистов,
в том числе и за рубежом;
    - введение    образовательного    минимума    для   работников,
осуществляющих торговую деятельность;
    - формирование,   совместно   с   органами  труда  и  занятости
населения,   размещения   заказа   на  подготовку  кадров  массовых
профессий для внутренней торговли;
    - организация   конкурсов,   смотров,  чемпионатов  местного  и
регионального  уровней  для  стимулирования роста профессионального
уровня    работников   массовых   профессий,   повышения   престижа
высококвалифицированного  труда, пропаганды достижений и передового
опыта;
    - разработка системы мер ответственности управленческих кадров,
в   том   числе   и  работодателей,  за  своевременную  подготовку,
переподготовку и повышение квалификации торговых работников.

    2. Информационное обеспечение

    Развитие  рыночных  отношений в торговле резко очертило одну из
приоритетных    проблем   -   информационное   обеспечение.   Поиск
необходимой   информации   в  настоящее  время  затруднен  как  для
участников  рынка, так и для краевых и муниципальных исполнительных
органов власти.
    Информационная  необеспеченность  может стать основной причиной
нарушения   или   потери  координации  рыночных  процессов.  Единая
информационная система внутренней торговли и потребительского рынка
краевого  центра  должна  стать действенным средством регулирования
торговой  деятельности  на  всех уровнях управления. Информационная
система  должна функционировать открыто во всех структурах торговли
края   и   органах  власти,  быть  доступной  для  всех  участников
потребительского   рынка   на   основе   конкретного  отработанного
механизма  доступа  к отдельным ее информационным блокам, что будет
служить  залогом  ее эффективного функционирования. Ее деятельность
целесообразно   основывать  на  работе  информационно-аналитической
службы,  осуществляющей  периодические  мониторинговые исследования
эффективности торговли.
    Основным  целевым  назначением  информационной  системы  должно
стать   получение  достаточного  объема  полноценной  информации  о
состоянии  городской  торговой системы, отдельных товарных рынков и
представление ее органам власти и рыночным структурам для выработки
и  принятия  эффективных управленческих решений по регулированию их
развития.
    Формирование  системы  информационного  обеспечения в городской
торговле  должно  опираться  на уже существующие элементы локальных
систем,  баз  данных  и  возможностей  их сопряжения с любой другой
информационной системой городского рынка.
    Ключевыми  базами  данных  информационной  системы должны стать
Ставропольский краевой комитет государственной статистики, торговые
корреспонденты,  панели  специалистов оптовой, розничной торговли и
общественного питания, потребителей, торговые переписи.
    Структура  информационной  системы  должна  представлять  собой
программно-информационную     целостность,    которая    объединяет
информационные  потоки, содержащие как уже существующую в локальных
сетях   информацию,  так  и,  при  необходимости,  новые  источники
информации  о  состоянии  региональной торговой системы и отдельных
товарных рынков.
    Содержательное    наполнение    системы    должен    составлять
скоординированный  с  ее  методическим  и  техническим обеспечением
комплекс   показателей,   данных   и   материалов,  удовлетворяющих
потребности   действующих   на  потребительском  рынке  операторов,
муниципальных    и    краевых   органов   регулирования   торговли,
потенциальных  инвесторов  для оценки результатов возможного выхода
на региональный или отдельный товарный рынок.
    Техническое  обеспечение  системы  должно  выражаться в наличии
комплекса   технических   средств,   предназначенных   для   сбора,
обработки,  хранения  и  передачи информации, реализации алгоритмов
подготовки и обоснования управленческих решений.
    Пользователями   этой  системы  могут  быть  органы  краевой  и
муниципальной  исполнительной власти, импортеры, субъекты торгового
оборота,    перерабатывающие    и    заготовительные   организации,
товаропроизводители и другие участники рынка.
    Развитие  электронной  техники  и  средств телекоммуникационной
связи  в городе Ставрополе создает основу для расширения таких форм
торговли,  при которых торговые организации, потребители знакомятся
с  ассортиментом,  выбирают  нужные  товары, делают соответствующие
заказы при помощи информационно-телекоммуникационных технологий.
    В  мировой  практике  сейчас  функционируют две модели развития
электронной коммерции: электронная торговля между бизнес-партнерами
("бизнес-бизнес")    и    электронная    торговля   организации   с
потребителями - физическими лицами ("бизнес-потребитель").
    В краевом центре в настоящее время определенные предпосылки для
формирования   и  развития  обеих  моделей  электронной  коммерции:
прогрессирующее   развитие   сети   Интернет,   достаточно  высокая
подготовленность         пользователей         к         применению
информационно-телекоммуникационных технологий в торговле.
    Исходя  из  этого,  в  городе  на  первом  этапе формирования и
развития  электронной  коммерции,  может  быть  определена торговля
между бизнес-партнерами ("бизнес-бизнес").
    Целенаправленное      и      последовательное      формирование
информационно-технологического      и      организационно-правового
обеспечения   этого   направления  позволит  расширить  возможности
электронной  торговли  коммерческих  предприятий  и с потребителями
("бизнес-потребитель").
    Концепция  исходит  из того, что развитие электронной коммерции
обеспечит    внедрение   города   Ставрополя   в   межрегиональное,
федеральное     и     международное     информационно-экономическое
пространство, повысит прозрачность, "чистоту" коммерческих сделок.

    V. Заключение

    Принятие  Концепции  в  качестве  руководящего документа должно
послужить  началом  разработки  детальной  уточняемой  программы ее
реализации.
    Такая  программа  может  аккумулировать  в себе элементы других
целевых программ развития внутреннего рынка города Ставрополя.
    Целью   программы   могут   служить   укрепление   и   развитие
предпринимательской    деятельности   на   потребительском   рынке,
городская поддержка социально значимых видов торговых услуг, защита
прав потребителя на потребительском рынке.
    Разработка программы должна быть проведена в течение 2003 г.


    

Информация по документу
Читайте также