Расширенный поиск
Решение Городской Думы города Ставрополя от 24.06.1998 № 11524 июня 1998 г. N 115 ------------------------------------------------------------------- СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА РЕШЕНИЕ от 24 июня 1998 г. N 115 Утратило силу - Решение Городской Думы города Ставрополя от 28.05.2014 г. N 518 О ПОЛОЖЕНИИ "О РЕФЕРЕНДУМЕ В ГОРОДЕ СТАВРОПОЛЕ" (В редакции Решения Городской Думы города Ставрополя от 26.09.2001 г. N 138) Рассмотрев проект Положения "О референдуме в городе Ставрополе, разработанный постоянной комиссией по законности и местному самоуправлению городской Думы, Ставропольская городская Дума решила: Утвердить Положение "О референдуме в городе Ставрополе" (прилагается). Председатель городской Думы Н.Г.НАУМОВ Приложение к решению городской Думы от 24.06.98 N 115 ПОЛОЖЕНИЕ О РЕФЕРЕНДУМЕ В ГОРОДЕ СТАВРОПОЛЕ Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Одной из форм непосредственного участия населения города Ставрополя в осуществлении местного самоуправления является референдум. Референдум в городе Ставрополя (далее - референдум) - голосование граждан Российской Федерации - жителей города Ставрополя, постоянно или преимущественно проживающих на территории города Ставрополя, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Ставропольского края, Уставом города Ставрополя и настоящим Положением. Статья 1. Пределы действия настоящего положения 1. Настоящее Положение определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации - жителями города Ставрополя конституционного права на участие в референдуме. Настоящее положение применяется на всей территории города Ставрополя. 2. Нормативно - правовые акты о референдуме, принимаемые в городе Ставрополе, не должны противоречить Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законам Ставропольского края и настоящему Положению. 3. Референдум в городе Ставрополе может проводиться одновременно либо с выборами в органы государственной власти Ставропольского края, либо с выборами в органы местного самоуправления города. 4. Деятельность комиссий по проведению референдума, его подготовке, подсчету голосов и установлению итогов голосования референдума осуществляется открыто и гласно. Статья 2. Право на участие в референдуме 1. Гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий в городе Ставрополе, участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие жителей города в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина, обладающего активным избирательным правом, с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также на его свободное волеизъявление. 2. Гражданин Российской Федерации - житель города Ставрополя, достигший возраста 18 лет независимо от пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств вправе голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действий по подготовке референдума. 3. Не имеют права участвовать в референдуме жители города, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Пребывание гражданина вне города во время проведения референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в референдуме. Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА Статья 3. Обязательность проведения референдума 1. Референдум в городе Ставрополе назначается и проводится в порядке и сроки, которые установлены Уставом города Ставрополя, настоящим Положением на основе федерального законодательства и законодательства Ставропольского края. 2. Принятие Ставропольской городской Думой решения по существу вопроса, который в соответствии с федеральным и краевым законодательством, Уставом города Ставрополя, настоящим Положением может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу. Статья 4. Вопросы референдума 1. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". На референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления города. 2. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум, устанавливаются решением Ставропольской городской Думы. 3. На референдум не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления города, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления города либо об отсрочке указанных выборов; б) о формировании состава органов местного самоуправления города, персональном составе органов местного самоуправления города; в) об избрании, утверждении, назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов, выборных должностных лиц и должностных лиц органов местного самоуправления города; г) о принятии или об изменении бюджета города, исполнении и изменении финансовых обязательств города; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. На референдум не могут быть вынесены вопросы, не входящие в предметы ведения органов местного самоуправления города и противоречащие законодательству Российской Федерации, законодательству Ставропольского края. 4. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования и на каждый из них можно было дать лишь однозначный ответ. 5. Обстоятельствами, исключающими проведение референдума, являются: условия военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, Ставропольского края, города, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения; проведение повторного референдума с такой же по смыслу формулировкой вопроса в течение года со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума; установление иных обстоятельств, исключающих проведение референдума, за исключением ранее указанных. Статья 5. Инициатива проведения референдума 1. Решение о назначении городского референдума принимает Ставропольская городская Дума. 2. Основанием для решения городской Думы является выраженная в письменной форме инициатива, которая принадлежит: гражданам Российской Федерации, проживающим на территории города и имеющим право на участие в референдуме; главе города Ставрополя; Ставропольской городской Думе; общественным объединениям, действующим на территории города, зарегистрированным управлением юстиции Правительства Ставропольского края, не позднее чем за шесть месяцев со дня обращения в городскую избирательную комиссию, устав которого предусматривает участие в выборах. 3. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, а равно общественное объединение могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек. 4. Для назначения референдума в городскую избирательную комиссию должны быть представлены подписные листы с подписями участников референдума в поддержку инициативы его проведения, в случае если с инициативой проведения референдума выступают граждане, общественные объединения. Статья 6. Образование инициативной группы референдума 1. Каждый житель или группа жителей города, имеющие право на участие в референдуме, а равно общественное объединение могут образовывать инициативную группу по проведению референдума. Инициатором проведения референдума может также выступать избирательное объединение, зарегистрированное в управлении юстиции края. Руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его городского отделения, городской организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности. 2. Инициативная группа референдума избирается на собрании граждан, обладающих активным избирательным правом. О месте и времени собрания инициаторы его проведения обязаны не позднее чем за 3 дня уведомить городскую Думу. Собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 граждан, проживающих на территории города и имеющих право участвовать в городском референдуме. Перед собранием проводится регистрация его участников. Собрание избирает президиум собрания, обсуждает необходимость проведения референдума, а также текст проекта решения, предлагаемого на городской референдум. В случае принятия собранием решения о необходимости проведения городского референдума и утверждения текста, выносимого на городской референдум, собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу в составе не менее 10 человек и поручает ей организацию сбора подписей. Статья 7. Регистрация инициативной группы 1. Инициативная группа по проведению референдума обращается в городскую избирательную комиссию, которая действует в качестве городской комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. 2. В ходатайстве инициативной группы должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст нормативно - правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории города. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания граждан с данными о регистрации его участников, протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. 3. В случае если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает требованиям, изложенным в статье 4 настоящего Положения, городская комиссия референдума может согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. 4. Городская комиссия референдума, установив соответствие ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов требованиям настоящего Положения, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом городскую Думу, а также сообщает об этом в средствах массовой информации. 5. В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума ей выдается мотивированное постановление городской комиссии референдума, в котором указываются основание отказа. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Ставропольского края, Устава города Ставрополя, настоящего Положения. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. 6. На листе для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума в обязательном порядке указывается порядковый номер, присвоенный при регистрации инициативной группе. Общее количество создаваемых инициативных групп по каждому городскому референдуму при условии соблюдения настоящего Положения не ограничивается. По решению трех и более инициативных групп допускается создание координационной инициативной группы референдума. 7. Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются инициативной группой в порядке, установленном настоящим Положением. В поддержку инициативы проведения референдума необходимо собрать 5 процентов подписей от числа жителей города Ставрополя, имеющих право на участие в городском референдуме. (В редакции Решения Городской Думы города Ставрополя от 26.09.2001 г. N 138) Статья 8. Оформление инициативы проведения референдума 1. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы, подписанный всеми членами инициативной группы по проведению референдума, передаются уполномоченным представителем инициативной группы в городскую комиссию референдума. 2. Городская комиссия референдума проверяет соблюдение требований федерального законодательства, законодательства Ставропольского края о референдуме, настоящего Положения при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей. В случае обнаружения нарушения указанных требований избирательная комиссия выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. 3. Городская комиссия референдума проверяет достоверность собранных подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума. По решению городской комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии, привлеченных специалистов, экспертов, их заключения могут служить основанием для признания комиссией недостоверности собранных подписей. 4. Проверке подлежат не менее 20 процентов от общего числа подписных листов. Подписные листы отбираются для выборочной проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании избирательной комиссии. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в комиссии вправе присутствовать члены инициативной группы или ее уполномоченные представители. 5. О времени и месте каждой проверки подписных листов городская комиссия обязана заблаговременно сообщать указанным лицам. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для выборочной проверки. 6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные уполномоченными представителями инициативной группы до предоставления подписей в городскую комиссию референдума, если это ими специально отмечено. 7. Если при выборочной проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку проведения референдума, учитывается только одна подпись. 8. Недостоверными считаются подписи граждан: не обладающих правом участвовать в референдуме; указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпись признается недостоверной при наличии справки органа внутренних дел либо заключения привлеченного к работе специалиста - эксперта); без указания всех требующихся сведений; собранные до получения инициативной группой свидетельства о регистрации; в отношении которых установлено, что гражданин не включил свои данные и не расписался в соответствующем подписном листе (подложные подписи устанавливаются письменным подтверждением гражданина, направленным в городскую комиссию). 9. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему правом участвовать в референдуме. 10. В случае обнаружения нарушений указанных требований городская комиссия референдума выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой о проведении референдума. 11. В случае соответствия порядка реализации инициативы проведения референдума требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Ставропольского края "О референдуме в Ставропольском крае", настоящего Положения городская комиссия референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов, указанных в настоящей статье, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Ставропольскую городскую Думу. Копия постановления городской комиссии направляется также инициаторам проведения референдума. Статья 9. Подписной лист референдума 1. Листы для сбора подписей граждан города под требованием о проведении референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум, либо прилагается текст нормативно - правового акта. Кроме того должно содержаться полное наименование соответствующей инициативной группы, номер регистрационного свидетельства, дата регистрации городской комиссией референдума. 2. Граждане города, поддерживающие требования о проведении референдума, подписывают подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, дату и год рождения, место жительства, номер и серию своего паспорта или заменяющего его документа и дату подписания. Эти сведения в подписной лист также вносятся им собственноручно. Подписной лист должен быть заверен председателем и одним из членов инициативной группы, в них также производится запись об общем числе заверенных подписей. 3. Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории города Ставрополя. Установление квот для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума в отдельных частях территории города не допускается. 4. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей, и вознаграждение граждан за внесение подписи не допускается. Сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое и неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания городской комиссией референдума либо судом недействительности собранных подписей. 5. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен составлять не менее 20 дней. Статья 10. Порядок реализации инициативы проведения референдума главой города Ставрополя Глава города Ставрополя реализует инициативу проведения референдума в форме представления в городскую Думу ходатайства, в котором формулируется вопрос (вопросы), выносимый на городской референдум. Статья 11. Порядок реализации инициативы проведения референдума Ставропольской городской Думой С инициативой проведения референдума вправе выступать депутаты городской Думы. Инициатива проведения референдума реализуется посредством внесения ходатайства, в котором формулируется вопрос (вопросы), выносимый на референдум. Ходатайство подписывается одной третью от установленного числа депутатов Ставропольской городской Думы. Статья 12. Назначение референдума 1. Референдум назначается Ставропольской городской Думой. Заседание городской Думы созывается не позднее одного месяца со дня поступления в нее необходимых документов. Решение о проведении референдума считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третьих от установленного числа депутатов городской Думы. 2. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума должно быть официально опубликовано не менее чем за 45 дней до начала голосования. 3. Городская Дума о назначении референдума принимает одно из следующих решений: о назначении референдума и определении даты его проведения; о неназначении референдума в случае нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Положения. 4. Решение городской Думы об отказе в проведении городского референдума может быть обжаловано в порядке, определенном законодательством. 5. Дата проведения голосования на референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена городской Думой на более поздний срок (не более чем на 90 дней) в целях совмещения проведения референдума с выборами в органы государственной власти либо в органы местного самоуправления города. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия. 6. При одновременной инициативе различных субъектов, перечисленных в настоящем Положении, применяются согласительные процедуры. Городская Дума предлагает инициаторам референдума в течение 14 дней выработать согласованную формулировку вопроса (вопросов), выносимого на городской референдум. Глава III. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА. ОБРАЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА Статья 13. Регистрация (учет) участников референдума 1. Регистрации (учету) подлежат все жители города, обладающие активным правом на участие в референдуме. 2. Основанием для регистрации (учета) участников референдума является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории города, который устанавливается органами регистрационного учета населения в городе в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. 3. Регистрация (учет) участников референдума осуществляется главой города Ставрополя, командиром войсковой части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным о себе), в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности. Статья 14. Составление списков участников референдума 1. При проведении референдума в целях реализации прав участников референдума, ознакомления участников референдума с данными о себе и также в целях проведения голосования городской комиссией референдума составляются списки участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) участников референдума. 2. Порядок составления списков участников референдума устанавливается федеральным и краевым законодательствами, Уставом города Ставрополя, настоящим Положением. 3. Основанием для включения жителя города в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством. 4. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые находятся на территории города, и до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории города, при проведении референдума не включаются в списки участников референдума и не учитываются при определении числа участников референдума. 5. Формирование и уточнение сведений о зарегистрированности участников референдума осуществляется главой города Ставрополя, а в отношении участников референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других участников референдума, в случае если они проживают на территории расположения воинской части, - командиром части. 6. Указанные сведения главой города Ставрополя и командиром воинской части направляются в городскую комиссию референдума сразу после назначения дня голосования или после образования городской комиссии референдума. Список участников референдума составляется в порядке, установленном федеральными законами, законом Ставропольского края, отдельно по каждому участку референдума на основании сведений, представленных по установленной форме главой города Ставрополя, командирами воинских частей. 7. Список участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках референдума, включаемых в список участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по улицам, домам, по адресам участников референдума). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес постоянно или преимущественно проживающего участника референдума. 8. Список участников референдума подписывается председателем и секретарем городской комиссии референдума, а после передачи указанного списка в участковую комиссию референдума - также председателем и секретарем участковой комиссии референдума. Список участников референдума заверяется печатями городской комиссии референдума и участковой комиссией референдума. 9. Городская комиссия референдума передает по акту участковым комиссиям референдума списки участников референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 10. Участковая комиссия референдума производит уточнение списка участников референдума. 11. Список участников референдума представляется участковой комиссией референдума для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 12. Житель города, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую комиссию референдума о невключении его в списки участников референдума, о любой ошибке или неточности в списке. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия референдума обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо установить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка после его подписания председателем и секретарем городской комиссии референдума производится только на основании сведений, полученных от администраций районов города, осуществляющих регистрацию (учет) участников референдума. При этом в списке участников референдума указывается дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью секретаря участковой комиссии референдума. Решение участковой комиссии референдума может быть обжаловано в городскую комиссию референдума или в суд (по месту нахождения участковой комиссии референдума), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно. 13. Вносить какие-либо изменения в списки участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов участников референдума запрещается. Статья 15. Образование участков референдума 1. Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума образуются участки референдума. 2. Избирательные участки образуются главой города Ставрополя по согласованию с городской комиссией референдума на основании данных о численности участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума, из расчета не более 3 тысяч участников референдума на каждом участке не позднее чем за 30 дней до дня голосования на референдуме. 3. Военнослужащие голосуют на общих участках референдума. 4. Списки участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий референдума и помещений для голосования должны быть опубликованы главой города Ставрополя не позднее чем за 25 дней до дня референдума. Глава IV. КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА Статья 16. Система и статус комиссий референдума 1. Для подготовки и проведения референдума образуются: городская комиссия референдума; участковые комиссии референдума. Полномочия комиссий референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума. 2. При проведении референдума по решению городской Думы городская избирательная комиссия действует в качестве городской комиссии референдума. Комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту права на участие в референдуме граждан Российской Федерации - жителей города Ставрополя, осуществляют подготовку и проведение референдума. 3. Полномочия и порядок деятельности комиссий референдума при подготовке и проведении референдума устанавливаются федеральными законами, законами Ставропольского края, Уставом города Ставрополя, настоящим Положением. 4. Решение городской комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для участковых комиссий референдума. 5. Комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов местного самоуправления. 6. Органы местного самоуправления города, учреждения и организации, муниципальные предприятия, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в срок, установленный федеральными законами, законами Ставропольского края, а средства массовой информации, указанные в статье 22 настоящего Положения, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации комиссий референдума в порядке, установленном федеральными законами, законами Ставропольского края. Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, не указанные в статье 22 настоящего Положения, а также их должностные лица обязаны предоставлять комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращение комиссий референдума в срок, установленный федеральными законами, законами Ставропольского края. Статья 17. Формирование и срок полномочий комиссий референдума 1. Формирование городской комиссии референдума осуществляется городской Думой на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковые комиссии референдума - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Городская Дума обязана назначить не менее одной трети состава городской, участковых комиссий референдума на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в городской Думе. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. 2. В случае если в соответствии с решением городской Думы городская избирательная комиссия действует на постоянной основе, она действует и в качестве городской комиссии референдума. 3. Формирование участковых комиссий референдума осуществляется не позднее трех дней после образования участков референдума. 4. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города, не могут составлять более одной трети от общего числа членов городской, участковой комиссий референдума. 5. Полномочия участковой комиссии референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума, в случае если в адрес городской комиссии референдума не поступило жалоб и протестов на действие (бездействие) данной участковой комиссии референдума, в результате которого был нарушен порядок голосования и подсчета голосов и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В этом случае полномочия участковой комиссии референдума прекращаются после вынесения окончательного решения по существу протеста городской комиссией референдума или судом. 6. Городская комиссия референдума, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов либо принятия решения о том, что городская избирательная комиссия действует в качестве городской комиссии референдума. Статья 18. Статус членов комиссии референдума 1. Членами комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть депутаты городской Думы, глава города, судьи, уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, члены комиссий с правом совещательного голоса. 2. Член комиссии референдума не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей комиссии референдума. 3. Срок полномочий членов комиссий референдума с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссий референдума. 4. Член комиссии референдума с правом решающего голоса освобождается от обязанности члена комиссии референдума до истечения срока полномочий по решению городской Думы в случае: подачи членом комиссии референдума заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом комиссии референдума гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении члена комиссии референдума; признания члена комиссии референдума решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; смерти члена комиссии референдума; признания члена комиссии референдума на основании заявления соответствующей комиссии референдума решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности; появление оснований, изложенных в пункте 1 настоящей статьи. Полномочия члена комиссии референдума с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования комиссии. 5. Городская Дума, назначившая члена комиссии референдума, обязана назначить нового члена комиссии референдума вместо члена, который выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными в статье 17 настоящего Положения. 6. Члену комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения референдума от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Члену комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения референдума от основной работы, дополнительная оплата труда может производиться за счет средств, выделенных на проведение референдума, в размере и порядке, установленном городской комиссией референдума. 7. Член комиссии референдума с правом решающего голоса в период проведения референдума не может быть привлечен без согласия прокурора Ставропольского края к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемых в судебном порядке. 8. Член комиссии референдума с правом решающего голоса в период проведения референдума не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 9. После принятия решения о проведении референдума городской Думой инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения, избирательные блоки, представленные в городской Думе, вправе назначить по одному члену в комиссии референдума с правом совещательного голоса. 10. Член комиссии референдума с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса, за исключением права выдачи бюллетеней для голосования на референдуме, участия в сортировке и подсчете бюллетеней для голосования на референдуме, составления протокола об итогах голосования, права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии референдума, и права подписывать решения комиссии референдума. 11. Член комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещается о заседаниях комиссии и присутствует на них; вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии референдума, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии референдума вопросы по повестке дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей комиссии референдума; вправе обжаловать действие (бездействие) комиссии референдума в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 12. Полномочия членов комиссий референдума с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 10 дней после официального опубликования результатов референдума. 13. Член комиссии референдума с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, в проведении которых принимает участие данная комиссия референдума. 14. Полномочия члена комиссии референдума с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению органа, назначившего данного члена комиссии референдума, и переданы другому лицу. Статья 19. Расформирование комиссии референдума 1. В случае нарушения городской, участковой комиссией референдума права граждан на участие в референдуме, повлекшего признание недействительными итогов референдума, указанная комиссия референдума может быть расформирована судом соответственно подсудности. 2. С заявлением в суд о расформировании городской, участковой комиссии референдума вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов городской Думы. Заявление о расформировании комиссии референдума принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем за 14 дней. Дело о расформировании комиссии референдума рассматривается судом коллегиально. 3. Городская Дума обязана сформировать соответствующую комиссию референдума не позднее 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии референдума. 4. Расформирование комиссии референдума не влечет прекращение полномочий членов соответствующей комиссии референдума с правом совещательного голоса. Статья 20. Гласность в деятельности комиссий референдума 1. Соответствующая комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа на свои заседания уполномоченного представителя инициативной группы, членов вышестоящей комиссии референдума. На заседании также вправе присутствовать представители средств массовой информации. 2. Решения комиссии референдума публикуются в средствах массовой информации, указанных в статье 22 настоящего Положения, за счет средств текущего бюджетного финансирования указанных средств массовой информации и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные федеральным и краевым законодательством. 3. В день голосования с момента начала работы участковой комиссии референдума и до получения сообщения о принятии городской комиссией референдума протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума на участках референдума вправе присутствовать лица, перечисленные выше, а также наблюдатели, представители средств массовой информации. 4. В помещении участковой комиссии референдума, сформированной на участке референдума, образованном в воинской части, больнице, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещении для голосования на этом участке референдума должен быть обеспечен доступ всем членам комиссии референдума, наблюдателям, членам городской комиссии референдума, уполномоченным инициативной группы референдума. 5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера участка референдума, наименования комиссии референдума, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. 6. Наблюдатель вправе: а) знакомиться со списками участников референдума; б) находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования в любое время; в) присутствовать при голосовании участников референдума вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников референдума, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней для голосования на референдуме, наблюдать за подсчетом голосов участников референдума на участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования, знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем для голосования на референдуме при подсчете голосов участников референдума; наблюдать за составлением комиссией референдума протокола об итогах голосования; д) обращаться к председателю участковой комиссии референдума, а в случае его отсутствия - к лицу, его заменяющему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколом участковой комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий референдума об итогах голосования, изготавливать либо получать копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию наблюдателя комиссия референдума обязана выдать или заверить указанные копии; ж) обжаловать в порядке, установленном федеральным и краевым законодательством, действия (бездействие) участковой комиссии в городской комиссии референдума или в суд; з) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях. Наблюдатель не вправе: а) выдавать участникам бюллетени для голосования на референдуме; б) расписываться за участника референдума по его просьбе в получении бюллетеней для голосования на референдуме; в) заполнять за участника референдума по его просьбе бюллетени для голосования на референдуме; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней для голосования на референдуме; е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии референдума; ж) вести агитацию среди участников референдума; з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссии референдума. 7. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой комиссии референдума об итогах голосования. По требованию представителя средства массовой информации председателем или секретарем участковой комиссии референдума заверяется копия протокола комиссии референдума. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись "копия верна", расписываются и проставляют печать соответствующей комиссии референдума. Статья 21. Организация деятельности комиссий референдума 1. Деятельность комиссий референдума осуществляется коллегиально. 2. Комиссия референдума правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии референдума избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов комиссии референдума. 4. Заседания комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии референдума, а также по требованию не менее одной трети членов комиссии референдума с правом решающего голоса. 5. Член комиссии референдума с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии референдума. 6. Заседание комиссии референдума является правомерным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса. 7. Решение комиссии референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии референдума, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума, об итогах проведения референдума, о признании референдума несостоявшимся или недействительным, о проведении повторного голосования принимаются на заседании комиссии референдума большинством голосов от установленного числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса. 8. Решения по другим вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии референдума с правом решающего голоса. 9. При принятии решений комиссии референдума в случае равного числа членов "за" и "против" голос председателя комиссии референдума является решающим. 10. Решения комиссии референдума подписываются председателем и секретарем комиссии референдума. 11. Члены комиссии референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать свое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в протоколах, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии референдума не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования - незамедлительно. Статья 22. Агитация при проведении референдума 1. Право беспрепятственного ведения агитации "за" или "против" проведения референдума, "за" или "против" вопросов, выносимых на референдум, имеют: граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории города; общественные объединения, действующие на территории города, зарегистрированные в установленном законом порядке (уставы предусматривают участие в выборах органов местного самоуправления, а сами уставы зарегистрированы не позднее чем за 6 месяцев до референдума). 2. Агитация при проведении референдума осуществляется через городские средства массовой информации, путем проведения собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения печатных материалов, в иных установленных законом формах. Зарегистрированная инициативная группа по проведению референдума вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации. 3. В агитации при проведении референдума не могут участвовать члены комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления города, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей. 4. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. 5. Агитация при проведении референдума начинается со дня опубликования решения городской Думы о назначении референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. 6. Агитационные платные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений комиссий референдума в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах. 7. В течение трех дней до голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов референдума, иных исследований, связанных с референдумом, не допускается. 8. Средства массовой информации, учредителями которых являются органы местного самоуправления города либо которые финансируются полностью или частично за счет средств городского бюджета, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить инициативным группам по проведению референдума равные возможности проведения предвыборной агитации. Средства массовой информации, не подпадающие под действие вышеуказанных положений, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь инициативным группам по проведению референдума. Оплата инициативной группой по проведению референдума эфирного времени и печатной продукции должна осуществляться через фонд для участия в референдуме. 9. Условия проведения агитации через электронные и печатные средства массовой информации посредством проведения массовых мероприятий, распространения агитационных печатных материалов определены в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 10. В случае вынесения на референдум проекта нормативно - правового акта органа местного самоуправления города каждый житель города, обладающий активным избирательным правом, может ознакомиться с текстом проекта в средствах массовой информации. 11. Городская комиссия референдума контролирует соблюдение установленного порядка проведения агитации при проведении референдума. 12. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой средств массовой информации. Инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в агитации по вопросам референдума, запрещается осуществлять подкупы участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстрированных материалов и значков, специально изготовленных для подготовки и проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. 13. В случае нарушения инициативной группой по проведению референдума статей 37 - 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Положения городская комиссия референдума вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Статья 23. Финансирование референдума Финансирование референдума осуществляется за счет средств городского бюджета. Расходы комиссий референдума предусматриваются отдельной строкой в городском бюджете. В случае если финансирование референдума не осуществляется за счет средств городского бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств городской комиссии референдума, на которую решением городской Думы возложено руководство деятельностью участковых комиссий референдума по подготовке и проведению референдума, данные расходы оплачиваются за счет кредита банка. Полученный кредит, включая начисляемые проценты, покрывается из городского бюджета администрацией города, для которой эти кредиты являются долговым обязательством, и должны быть возвращены в срок, не превышающий одного года. При утверждении городского бюджета на год, следующий за годом проведения референдума, городская Дума обязана предусмотреть выплату данных кредитов отдельной строкой в утвержденном городском бюджете. Финансовый отчет городской комиссии референдума о расходовании бюджетных средств на референдум представляется в городскую Думу. Порядок создания фондов для участия в референдуме и их расходования установлен статьей 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Глава V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ. ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 24. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется главой города Ставрополя. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением комиссия референдума оборудует стенд, на котором помещаются информационные материалы о вопросах, вынесенных на референдум, на стенде помещаются также образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых приведены все варианты заполнения бюллетеней по каждому из вопросов, вынесенных на референдум. 4. В помещении для голосования должны находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для заполнения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней для голосования на референдуме, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии референдума и наблюдателей. Статья 25. Бюллетень для голосования 1. Для проведения референдума участник референдума получает бюллетень для голосования на референдуме. Число бюллетеней для голосования на референдуме, изготовленных в порядке, установленном федеральными законами, законами Ставропольского края, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных участников референдума. В бюллетени для голосования воспроизводится текст поставленного на референдум вопроса или проекта решения, варианты волеизъявления голосующего: "за" и "против". 2. В случае постановки на референдум нескольких альтернативных вопросов или проектов решений все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями и голосуются отдельно. 3. В случае проведения референдума по проектам различных решений, а также в случае проведения референдума в один день с референдумами Российской Федерации, Ставропольского края проекты предложенных на референдум решений печатаются на различных по цвету бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга. 4. Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются городской комиссией референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. В бюллетене должно помещаться разъяснение участнику референдума о порядке его заполнения. 5. Бюллетени референдума печатаются на русском языке и должны быть подготовлены за 20 дней до дня проведения голосования. 6. Участковые комиссии референдума обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее чем за 4 дня до дня голосования. Число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии референдума, не должно превышать число зарегистрированных и включенных в списки по данному участку граждан более чем на 0,5 процента. На лицевой стороне полученных бюллетеней в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии референдума. Статья 26. Порядок голосования 1. Голосование проводится на всех участках с 8 часов и до 22 часов в календарный выходной день. О времени и месте голосования участковая комиссия извещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня референдума. Голосование может быть закончено ранее 22 часов, если по избирательному участку референдума проголосовали все внесенные в списки граждане. 2. В случае если гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в референдуме, узнает, что за 5 дней до дня голосования не будет иметь возможности принять участие в референдуме в связи с убытием за пределы города, он вправе получить в комиссии референдума бюллетень для голосования. Участнику референдума должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня для голосования на референдуме в помещении городской комиссии референдума (за 15 - 4 дня до голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) комиссии референдума. 3. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в референдуме. После заполнения бюллетеня гражданин вкладывает его в конверт, который для обеспечения тайны голосования заклеивается, скрепляется печатью комиссии либо заверяется подписями двух членов участковой комиссии. Данный конверт хранится в невскрытом состоянии до дня референдума. В день проведения референдума председатель участковой комиссии за полчаса до начала голосования в присутствии членов комиссии, представителей политических и иных общественных организаций и массовых движений, наблюдателей, уполномоченных представителей инициативных групп по проведению референдума, а также средств массовой информации проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений, и опечатывает их. Затем председатель комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленными временно выбывшими гражданами, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам участников референдума по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке, а член комиссии проставляет серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения. В том случае когда граждане, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия по их письменному или устному заявлению организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии общественных наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, с использованием специального переносного избирательного ящика. Устное заявление должно быть подтверждено гражданином в письменной форме при прибытии к нему не менее двух членов участковой комиссии референдума. В этом случае члены комиссии получают под роспись бюллетени для голосования по количеству, соответствующему количеству письменных или устных заявлений. Фамилии граждан, имеющих право участвовать в референдуме и проголосовавших вне избирательного участка, вносятся в отдельный список, в котором расписывается гражданин в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени для голосования в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствия кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнять бюллетени, вправе по своему выбору пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, не являющееся членом избирательной комиссии или общественным наблюдателем. В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которым нумеруются пустые варианты. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "+" или любой знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на референдум - под словом "против". При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга четко видимыми горизонтальными линиями. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Заполненный бюллетень участник референдума, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковых комиссий и общественных наблюдателей. Статья 27. Подсчет голосов 1. По истечении времени голосования, а также в случае когда на участке референдума проголосовали все граждане, имеющие право участвовать в референдуме, председатель участковой комиссии референдума объявляет голосование оконченным. После объявления об окончании голосования по истечении времени голосования могут получить бюллетени референдума и проголосовать только лица, находящиеся в помещении для голосования. Перед началом подсчета председатель участковой комиссии референдума в присутствии всего состава комиссии подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени, оглашает их число и заносит в протокол, после чего проверяет целостность пломб на ящиках для голосования и вскрывает их. После извлечения бюллетеней из ящиков для голосования участковая комиссия референдума прежде всего определяет недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью участковой комиссии либо подписями двух членов участковой комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление участника референдума - не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты все. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя количество таких случаев в протоколе. 2. По итогам голосования на данном участке участковая комиссия референдума составляет протокол. В протоколе указываются: а) номер экземпляра; б) референдум города Ставрополя; в) слово "Протокол"; г) наименование комиссии референдума с указанием номера участка референдума; д) строки протокола: строка 1: участников референдума, внесенных в список; строка 2: число бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой комиссией референдума; строка 3: число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении городской комиссии референдума; строка 5: число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме; строка 6: число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума на участке референдума для голосования; строка 7: число бюллетеней для голосования, выданных участникам референдума вне помещения для голосования; строка 8: число бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число действительных бюллетеней для голосования на референдуме; строка 11: число недействительных бюллетеней для голосования на референдуме, в том числе отдельными строками 12 и 13 - число бюллетеней, признанных недействительными в переносных ящиках для голосования, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов участников референдума, поданных за позиции "да" или "нет", содержащиеся в бюллетенях для голосования на референдуме; строка 13: а) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, приложений к протоколу; б) дата и время подписания протокола; в) печать комиссии референдума. г) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии референдума и их подписи. (Дополнен - Решение Городской Думы города Ставрополя от 26.09.2001 г. N 138) Числа, указанные в настоящей статье, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. 3. Результаты голосования подсчитываются на каждом участке референдума. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно. Все три протокола подписываются всеми членами участковой комиссии референдума и заверяются печатью. Если, кроме городского референдума, проводились другие референдумы, участковой комиссией по каждому из них составляется отдельный протокол. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. Один экземпляр протокола участковой комиссии референдума незамедлительно доставляется в городскую комиссию референдума. Участковая комиссия референдума сдает избирательную документацию, включая бюллетени и второй экземпляр протокола, в городскую избирательную комиссию референдума не позднее 10 дней после официального объявления итогов городского референдума. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией референдума. Статья 28. Порядок определения результатов референдума 1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых комиссий референдума, путем сложения содержащихся в них данных результаты референдума определяет городская комиссия референдума. Члены указанной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты референдума лично. О результатах референдума составляются в трех экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены городской комиссии референдума с правом решающего голоса. 2. Городская комиссия референдума признает итоги голосования референдума недействительными: а) в случае если допущенные при проведении голосования или установление итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума; б) в случае если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части участков референдума; в) по решению суда. 3. Решение референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения положения Устава города Ставрополя считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, включенных в списки для участия в референдуме. 4. Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимое количество голосов, то все варианты считаются отклоненными, и их повторное вынесение может состояться не ранее чем через год. 5. Копии итогового протокола городской комиссии референдума вместе с документацией, включая бюллетени участковых комиссий референдума, хранятся в течение двух месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы. Статья 29. Опубликование итогов голосования и результатов референдума 1. Итоги голосования по каждому участку референдума, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в протоколе участковой избирательной комиссии, протоколе городской комиссии референдума, предоставляются для ознакомления участникам референдума, доверенным лицам инициативных групп по проведению референдума, наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию соответствующими комиссиями референдума. 2. Официальное опубликование результатов референдума, а также данных о количестве голосов участников референдума, поданных за позиции "да" и "нет", осуществляется не позднее 10 дней со дня окончания голосования, но не позднее одного месяца со дня голосования. 3. Городская комиссия референдума публикует данные, которые содержатся в протоколе комиссии, и данные, которые содержатся в протоколах участковых комиссий референдума об итогах голосования и на основании которых определялись результаты референдума в городской комиссии референдума. Официальное опубликование полных данных о результатах референдума осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования. Статья 30. Юридическая сила решения, принятого на референдуме 1. Решение, принятое на референдуме города, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. 2. Решение, принятое на городском референдуме, действует на территории города. 3. Решение, принятое на городском референдуме, регистрируется городской Думой в порядке, установленном для регистрации нормативно - правовых актов городской Думы. 4. Решение, принятое на городском референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия решения на референдуме, но не ранее двух лет после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке. 5. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительно нормативно - правового акта, городская Дума обязана в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативно - правового акта. Статья 31. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, жителей города 1. Решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий референдума, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. 2. Решения суда обязательны для исполнения комиссиями референдума. 3. Порядок рассмотрения жалоб и обращений на решения и действия (бездействие), нарушающие право на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлен в статье 63 Федерального закона "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 32. Основания для отмены решения комиссии референдума об итогах голосования референдума 1. Суд может отменить решение комиссии референдума о результатах референдума в случае нарушений правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий референдума, нарушения правил ведения агитации и финансирования подготовки и проведения референдума, пользования членами инициативных групп по проведению референдума, их доверенными лицами, руководителями общественных объединений должностного положения в интересах получения желаемого ответа на вопрос референдума, установление фактов подкупа участников референдума, установление этими лицами и общественными организациями в тех же целях, нарушение порядка голосования и подсчета голосов, других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума. 2. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее двух месяцев со дня ее подачи. Суд может принять решение при отсутствии (неявке по двум приглашениям) представителей одной из заинтересованных сторон. Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным способом свободному осуществлению гражданами города права участвовать или не участвовать в местном референдуме, вести агитацию, а также члены комиссии по проведению городского референдума, должностные лица государственных или общественных органов, организаций, совершившие подлог документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов, фиктивные записи в подписных листах, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с федеральными законами. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|