Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Ставропольского края от 17.12.2003 № 523-рп

                                                                                        
                     ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ                      
                                                                             
                                РАСПОРЯЖЕНИЕ                                 
                       от 17 декабря 2003 г. N 523-рп                        
                                                                                       
1. Принять к  сведению информацию комитета  Ставропольского края по  печати и
информации о роли районных и  городских средств массовой информации в решении
органами  исполнительной  власти  края  и  органами  местного  самоуправления
муниципальных образований края социальных проблем территории (прилагается).  
2.  Отметить  положительную  роль   районных  и  городских  средств  массовой
информации в решении органами  исполнительной власти края и органами местного
самоуправления муниципальных образований края социальных проблем территорий. 
3. Поручить  главам территориальных,  районных государственных  администраций
Ставропольского  края   и  рекомендовать   органам  местного   самоуправления
муниципальных образований Ставропольского  края ввести в  практику регулярное
рассмотрение  вопросов,   связанных  с   оптимизацией  форм   и  методов   их
взаимодействия с  районными и  городскими средствами  массовой информации  по
решению проблем соответствующих территорий в области социально-экономического
развития, укреплению  связей с  общественностью и  реализации государственной
информационной политики на местах.                                           
4.   Поручить   комитету   Ставропольского   края   по  печати  и  информации
систематически осуществлять анализ,  обобщение и распространение опыта работы
районных и городских средств массовой информации по взаимодействию с органами
государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления
муниципальных образований Ставропольского  края в решении  социальных проблем
территорий.                                                                  
5. Контроль за выполнением  настоящего распоряжения возложить на  заместителя
председателя Правительства Ставропольского края Золотухину А.Ф.              
          6. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.             
                                                                                       
                                                                   Губернатор
                                                         Ставропольского края
                                                               А.Л.ЧЕРНОГОРОВ
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       
                                 ИНФОРМАЦИЯ                                  
                О РОЛИ РАЙОННЫХ И ГОРОДСКИХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ                 
             ИНФОРМАЦИИ В РЕШЕНИИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ             
           СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ           
               МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ                
                        СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ТЕРРИТОРИЙ                        
                                                                                       
Согласно положению  о комитете  Ставропольского края  по печати  и информации
одной из наиболее значимых задач комитета является разработка и проведение на
территории края государственной информационной политики. Она, в свою очередь,
основывается на  платформе социальной  и экономической  политики, реализуемой
Губернатором и Правительством Ставропольского края.                          
В последние  несколько лет  политика государственной  власти края  имеет ярко
выраженную социальную направленность.  Стабилизация, произошедшая в экономике
края, необходимость создания  прочных социальных основ  гражданского общества
обусловили  возникновение  объективной  потребности  в повышении уровня жизни
всех слоев  населения. Важнейшее  место в  этом позитивном  процессе занимают
средства массовой информации.                                                
Сегодня  мы  можем  обоснованно  утверждать,  что  в  крае  сложилась  вполне
жизнеспособная система взаимодействия  между средствами массовой  информации,
органами государственной власти и населением.                                
Что касается непосредственно государственных районных и городских газет, то в
количественном  отношении  они   составляют  примерно  четвертую  часть  всех
печатных СМИ Ставрополья.  По организационно-правовой форме  23 из них  имеют
статус государственного  учреждения, 2  - государственного  предприятия, 4  -
муниципального   учреждения.   Данный   сектор   печатных  СМИ  характеризует
стабильность, что  подтверждается устойчивой  тенденцией к  росту тиражей, то
есть востребованностью потребителем.                                         
Динамика   роста   общего   тиража   районных   государственных   газет  края
демонстрирует  за   последние  4   года  постоянный   рост  количества  новых
подписчиков.                                                                 
                                                                                       
          Диаграмма 1.                                                                 
                 Динамика подписных тиражей печатных изданий                 
                             за 2000 - 2003 годы                             
                                                                                       
-----------------------------------------------------------------------------
--------------¬                                                              
          ¦ ---¬ ¦                                                                     
          ¦ ---¬ +--+ ¦                                                                
¦_______________________---¬___________________+--+___________________+--+___
______________¦                                                              
          ¦---¬ +--+ +--+ +--+ ¦                                                       
          ¦+--+ +--+ +--+ +--+ ¦                                                       
¦+--+___________________+--+___________________+--+___________________+--+___
______________¦                                                              
          ¦+--+ +--+ +--+ +--+ ¦                                                       
          ¦+--+ +--+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦                                                         
¦+--+___________________+--+___________________+--+___________________+--+___
______________¦                                                              
          ¦+--+ +--+ +--+ +--+ ¦                                                       
          ¦+--+ +--+ +--+ +--+ ¦                                                       
¦+--+___________________+--+___________________+--+___________________+--+___
______________¦                                                              
          ¦+--+TT¬ ---¬ +--+ +--+ +--+ ¦                                               
          ¦+--+¦¦¦ ¦__¦ +--+TT¬ +--+TT¬ +--+ ¦                                         
¦+--+¦¦¦_____¦__¦_______+--+¦¦¦_____---¬_______+--+¦¦¦________________+--+TT¬
______________¦                                                              
          ¦+--+¦¦¦ ¦__¦ +--+¦¦¦ ¦__¦ +--+¦¦¦ ---¬ +--+¦¦¦ ---¬ ¦                       
          ¦+--+¦¦¦ ¦__+T-¬ +--++¦¦ ¦__¦ +--+¦¦¦ ¦__+T-¬ +--+¦¦¦ ¦__¦ ¦                 
¦+--+¦¦¦__-TT+__¦+-+____+--+¦¦¦__-TT+__+T-¬____+--+¦¦¦__-TT+__¦+-+____+--+¦¦+
--TTT+__+T-¬__¦                                                              
¦+--+¦¦+--++++__¦+-+    +--+¦¦+--++++__¦+-+    +--+¦¦+--++++__¦+-+    +--+¦¦¦
++++__¦+-+ ¦                                                                 
¦+--+¦¦¦ ++++__¦+-+--¬  +--+¦¦¦ ++++__¦+-+--¬  +--+¦¦¦ ++++__¦+-+--¬  +--+¦¦¦
¦¦¦¦__¦+-+--+                                                                
L+--++++--++++--++-+--+-+--++++--++++--++-+--+-+--++++--++++--++-+--+-+--++++
--++++--++-+---                                                              
          2000 2001 2002 2003                                                          
          ---¬                                                                         
          +--+ Районные государственные газеты                                         
          L---                                                                         
          -TT¬                                                                         
          ¦¦¦¦ Ставропольская правда                                                   
          L++-                                                                         
          ---¬                                                                         
          ¦ ¦ Вечерний Ставрополь                                                      
          L---                                                                         
          -TT¬                                                                         
          ++++ Комсомольская правда                                                    
          L++-                                                                         
          ---¬                                                                         
          ¦__¦ Аргументы и факты                                                       
          L---                                                                         
          -T-¬                                                                         
          ¦+-+ Труд                                                                    
          L+--                                                                         
                                                                                       
          ---¬                                                                         
          L--- Известия                                                                
                                                                                       
Комитет по печати и  информации также постоянно сканирует общественное мнение
в  отношении   оценки  востребованности   государственных  средств   массовой
информации  населением  края.  Результаты  свидетельствуют: для ставропольцев
именно  районные  и  городские  газеты  являются основным печатным источником
информации.                                                                  
Как показывает  практика, значительное  количество ставропольских  районок не
только  приспособились  к  современным   рыночным  реалиям,  но  и  научились
зарабатывать,  доказав  тем  самым  свою экономическую самостоятельность. Это
подтверждается постоянной  позитивной динамикой  доходов газет  по всем видам
деятельности,  а  также,  что  имеет  особое  значение, выручки от реализации
рекламы и объявлений - очень  важной статьи доходов любого средства  массовой
информации.                                                                  
                                                                                       
          Диаграмма 2.                                                                 
                                                                                       
          28697                                                                        
          -TTT¬                                                                        
          ¦¦¦¦¦                                                                        
          23914 ¦¦¦¦¦                                                                  
          -TTT¬ ¦¦¦¦¦                                                                  
          20269 ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ --------------------¬                                      
          -TTT¬ ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ ¦----¬ Выручка от ¦                                        
          ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ ¦¦ ¦ реализации ¦                                          
          ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ ¦L---- рекламы, ¦                                          
          ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ ¦ объявлений ¦                                             
          14339 ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ ¦ (тыс. руб.) ¦                                      
          -TTT¬ ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ +-------------------+                                
          ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ 10486¦¦¦¦¦ ¦-TTT¬ Выручка от ¦                             
          ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ ----+¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦¦ реализации ¦                              
          ¦¦¦¦¦ ¦¦¦¦¦ 8738¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦L+++- всех видов ¦                            
          ¦¦¦¦¦ 8214 ¦¦¦¦¦ ----+¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ деятельности ¦                          
          ¦¦¦¦¦ ----+¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ (тыс. руб.) ¦                              
          ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ L--------------------                          
          ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦                                                
          5252 ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦                                           
          ----+¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦                                            
          ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦                                              
          ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦                                              
          ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦                                              
          ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦                                              
          --+---+++++--+---+++++--+---+++++--+---+++++----------------------           
          2000 2001 2002 2003 (прогноз)                                                
                                                                                       
В   Ставропольском   крае   накоплен   значительный   опыт  сотрудничества  и
взаимодействия власти, прессы и  населения. Комитетом по печати  и информации
такой опыт обобщается как  по отдельным территориям, так  и в целом по  краю.
Обратимся к конкретным примерам.                                             
Среди территорий, где органы власти  и СМИ выработали наиболее удачные  схемы
взаимодействия  в  решении  социальных  проблем,  следует,  в первую очередь,
выделить Кировский район.                                                    
После принятия постановления  Губернатора Ставропольского края  от 02.06.1997
года N 352 "О мерах  по реализации конституционных прав граждан  на получение
информации о принимаемых мерах  по критическим выступлениям средств  массовой
информации" глава Кировской  районной государственной администрации  подписал
аналогичный  по  сути  документ,  который  и стал основой для конструирования
эффективного взаимодействия между властью и местной прессой.                 
Районной администрацией  и редакцией  газеты "Голос  времени" была обозначена
следующая цель:  обеспечить такое  положение, когда  ни одно  письмо, ни одна
проблема, затронутые в  письмах или звонках  читателей, не должны  оставаться
без внимания.                                                                
В  2002  году  в  газете  была  введена специальная рубрика под названием "30
вопросов". В ней были опубликованы  наиболее частые вопросы жителей района  к
местным  властям,  причем,  по  выходу  номера,  глава администрации вместе с
редактором расписали,  кто конкретно  за какой  вопрос отвечает.  Более того,
администрация района  взяла эту  работу под  особый контроль.  В текущем году
газета повторила успешный опыт, опубликовав "50 вопросов", подготовка ответов
на которые вновь контролировалась лично главой администрации района.         
Еще один пример - работа  газеты "Благодарненские вести". Это издание  - одна
из самых высокотиражных районных газет края.                                 
В течение года в  редакцию приходит около 1000  писем и обращений граждан.  В
основном  это  -  жалобы  населения  на  тех или иных чиновников и проблемные
письма,   затрагивающие   вопросы   благоустройства   населенных   пунктов  и
бездействия власти в сложных ситуациях. Можно утверждать, что редакция газеты
"Благодарненские  вести"  установила   прочный  и  результативный  контакт  с
аудиторией.  Со  всеми   своими  проблемами  (разбитые   дороги,  неисправная
канализация,  поломка  радио,  неправильные  расчеты  коммунальных  платежей,
неотапливаемые школы и многое другое) жители района идут в газету. И редакция
предпринимает все возможные меры для их разрешения.                          
Также нужно отметить  тот факт, что  многие должностные лица  района с охотой
идут  на  контакт  с  редакцией.  Работа  с районной газетой стала органичной
частью общей  деятельности многих  подразделений администрации  района, и уже
является их необходимым структурным компонентом.                             
Аналогичная  практика  присутствует  в  деятельности  любого издания, которое
заинтересовано  в  поддержании  обратной  связи  с читателями, своей активной
социальной роли. Газета  "Георгиевские известия" регулярно публикует наиболее
острые вопросы  граждан, адресованные  главе территориальной  государственной
администрации и  главе муниципального  образования г.  Георгиевска; почти все
газеты периодически  предоставляют свои  страницы подборкам  писем читателей,
ответам на них  руководителей различного уровня,  так, в газете  "Наше время"
Изобильненского  района  ежемесячно  под  рубрикой  "Из  редакционной  почты"
публикуется подборка из 15 - 20 писем граждан.                               
Граждане все чаще  отмечают такой конструктивный, социально-детерминированный
подход средств массовой информации и органов власти к решению наиболее острых
проблем,  защите  прав  граждан,  отстаивании  их  интересов.  Эти позитивные
изменения   прослеживаются   и   в   массовом   сознании  граждан,  что  было
зафиксировано нами в ходе одного из последних опросов общественного мнения.  
                                                                                       
          Диаграмма 3.                                                                 
             Может ли местная газета помочь добиться от властей              
                         решения наболевших проблем?                         
                                                                                       
          ---T--------------------T----------------------------------------¬           
          ¦50¦ -TTTT¬ ¦-TTTT¬ ¦                                                        
          ¦ ¦ ++++++ ¦++++++ Да ¦                                                      
          ¦30¦ ++++++ ¦L++++- ¦                                                        
          ¦ ¦ ++++++ ¦-TTTT¬ Нет, так как власти не реагируют ¦                        
          ¦30¦ ++++++ ¦¦¦¦¦¦¦ на критику ¦                                             
          ¦ ¦ ++++++TTTT¬ ¦L++++- ¦                                                    
          ¦20¦ ++++++¦¦¦¦¦ ¦ ¦                                                         
          ¦ ¦ ++++++¦¦¦¦¦ ¦-----¬ Нет, так как газета не имеет ¦                       
          ¦10¦ ++++++¦¦¦¦¦ ¦L----- авторитета ¦                                        
          ¦ ¦ ++++++¦¦¦¦+----¬ L----------------------------------------+              
          ¦ 0L---+++++++++++----+------------------------------------------+           
          L-----------------------------------------------------------------           
                                                                                       
Спектр проблем, которым местная  пресса уделяет значительное внимание,  очень
широк. Среди  них не  только специфические  проблемы территории,  но и  более
общие социальные вопросы, которые ставятся на краевом уровне. Так, районные и
городские  газеты  оказывают  значительную  информационную  поддержку краевой
целевой   программе    "Здоровьесберегающие   педагогические   технологии   в
образовании  детей  на  2001  -  2004  годы".  В  большинстве изданий введена
специальная   рубрика   "Здоровьесберегающие   технологии",   где   регулярно
публикуются  материалы,  пропагандирующие  опыт внедрения здоровьесберегающих
педагогических  технологий   в  школах   и  дошкольных   детских  учреждениях
территорий. Только за первое полугодие  2003 года было опубликовано более  30
материалов по данной тематике.                                               
Постоянно в фокусе внимания местной прессы и такая острая социальная проблема
как наркомания. Ежемесячно в районных  и городских газетах публикуется по 1 -
2  материала,  посвященных  противодействию  злоупотребления наркотиками и их
незаконному обороту.  Так, за  2002 год  в местных  газетах было опубликовано
более 150 материалов по этой проблеме.                                       
В ряде изданий  накоплен очень интересный  опыт освещения социальных  проблем
молодежи. В  частности, в  газете "Георгиевские  известия" регулярно  выходит
тематическая полоса под названием  "Быть молодым", где публикуются  материалы
по антинаркотической тематике, по  профилактике СПИДа. Газета имеет  успешный
опыт  сотрудничества  с  молодежной  аудиторией  в  этом  плане - объявленный
редакцией конкурс на лучшее  школьное сочинение по противодействию наркомании
и распространению СПИДа вызывал  живой отклик молодежи района;  лучшие работы
были опубликованы на страницах районки.                                      
Фактически, пролистав районные и  городские газеты, можно получить  целостное
представление о  наиболее острых  проблемах территории,  причем не  только их
констатацию, но  и развитие  во времени:  от возникновения  до частичного или
полного разрешения. Для освещения  долговременных проблем в газетах  вводятся
специальные рубрики,  такие как  "На контроле  "Нашего времени"  подготовка к
зиме" ("Наше время",  Изобильненский район); "Бытовое обслуживание: проблемы,
перспективы"  ("Степные   зори",  Ипатовский   район),  "Город   и  горожане"
("Благодарненские    вести");    "Социальный    вестник"    ("Знамя   труда",
Новоалександровский  район);  "Страница   внештатного  отдела  по  пропаганде
здорового образа жизни" ("Знамя труда", Новоалександровский район); "Операция
"Жилище - 2003" ("Авангард", Новоселицкий район) и многие другие.            
Все  позитивные  примеры  -  суть  результата сотрудничества органов власти с
прессой, а значит - и с населением.                                          
Одним из основных вопросов  взаимоотношений между государственной властью  на
местах   и    районной   прессой    является   то,    какие   задачи   решают
райгосадминистрации через местные СМИ. Районные государственные администрации
на  текущем  этапе  являются   учредителями  районных  газет  и   большинства
радиоредакций.   Исходя   из   этого,   отношения  между  ними  целесообразно
выстраивать по  следующей схеме:  органы власти,  опираясь на  анализ текущей
ситуации в районе, определяют наиболее актуальные проблемные вопросы, решение
которых не  терпит отлагательства.  Из этого  перечня вопросов  выделяется та
часть,  для  наибольшей   эффективности  решения  которой  необходима  помощь
районной  прессы.  Далее,  требуется  составить  план  совместных  действий и
определить  конкретные  формы   обращения  к  массовому   сознанию  населения
территории, которые будут иметь максимальный эффект. Как доказывает имеющаяся
практика  работы  в  Кировском,   Шпаковском  районах,  такая  схема   вполне
жизнеспособна  и  продуктивна.  В   данном  случае  районная  газета  (радио)
выступает как инструмент проведения социальной политики администрации района.
Несмотря на простоту  и доступность такого  метода работы, далеко  не во всех
территориях он нашел  свое применение. Каковы  причины такого положения?  Как
показывает проведенный нами  анализ, основными моментами  являются следующие:
во-первых,  привычка   работать  в   рамках  традиционной   схемы:  редакторы
приглашаются на  планерки к  главе, на  различного рода  заседания, комиссии,
совещания,  сходы  граждан  и  другие  мероприятия,  от  них, в свою очередь,
ожидается освещение этих акций и  обсуждаемых в их ходе вопросов на страницах
районных изданий. Вне всякого сомнения, такие формы работы целесообразны, так
как они  обеспечивают информационную  насыщенность районки,  дают возможность
постоянного информирования граждан о  деятельности местных органов власти.  С
другой стороны, поддержание  непрерывного коммуникативного потока  (зачастую,
одностороннего)  не  дает  возможности  выделить  наиболее  острые проблемы и
разработать стратегию их решения.                                            
Анализируя  конкретные  ситуации,   мы  можем  констатировать,  что  неполное
осознание такого порядка  вещей может присутствовать  как со стороны  власти,
так и со стороны прессы.                                                     
Например,   в   Грачевском   районе   наличествует   понимание   руководством
администрации необходимости более полного использования возможностей районной
газеты "Вперед" при решении  целого спектра конкретных социальных  проблем. В
то  же   время  глава   районной  государственной   администрации  В.М.Шамаев
высказывает озабоченность несовершенством подхода редакции газеты к участию в
решении социальных проблем района.                                           
В силу  ряда объективных  и субъективных  причин редакция  газеты "Вперед" не
имеет возможности системного реагирования на социальные запросы граждан. В то
же время, у редакции есть позитивные наработки: в 2002 году была опубликована
серия  материалов  под  рубрикой  "Грачевцы  и власть", авторами которых были
простые жители районного центра,  других сел района. Регулярно  публиковались
ответы также под общей рубрикой  "Власть и грачевцы". Эта несомненно  удачная
форма работы требует творческого развития, однако этого редакции пока сделать
не удалось.                                                                  
В  ряде  районов  края   наблюдается  иное  положение  -  социально  значимые
инициативы  редакции  не  всегда  встречают  адекватную  реакцию  руководства
района. Так,  в Труновском  районе редакция  газеты "Нива",  опираясь на опыт
работы Губернатора  и Правительства  края с  жалобами и  обращениями граждан,
предложила  ввести  практику  регулярного  опубликования  подробных отчетов о
мерах,  принятых  исполнительной  властью  района  по  обращениям  граждан  в
райгосадминистрацию.  Администрация   ограничилась  предоставлением  редакции
количественного отчета о проделанной в данном направлении работе, а в просьбе
предоставить конкретные примеры  решения социальных проблем граждан отказала.
Привлекает внимание мотивировка отказа: администрация опасалась, что в случае
обнародования  сведений  об   удовлетворенных  законных  требованиях  жителей
района, количество таких обращений  возрастет лавинообразно. Мы полагаем, что
опытом информирования населения о работе  с письмами и обращениями граждан  к
Губернатору, Правительству края, в том  числе действенности и принятия мер по
конкретным проблемам, целесообразно воспользоваться на местах.               
Здесь, на  наш взгляд,  необходимо коснуться  еще одного  важного вопроса,  а
именно -  сохранения существующего  уровня развития  информационных интересов
населения. Сегодня подавляющая  часть ставропольцев сохраняет  разносторонние
информационные  интересы.  Информационные  потребности  людей  очень  широки.
Интерес  граждан  вызывает  практически   любая  серьезная  информация  -   и
политическая,  и  экономическая,  и  культурная.  Более того, наши земляки не
зациклены  на  утилитарной  информации,  они  проявляют  высокую активность и
стремятся быть в курсе всех событий жизни района, города, края.              
Каковы же  в этой  связи функция  власти? Должна  ли она оказывать какое-либо
влияние на формирование информационных  потребностей населения. С нашей точки
зрения, власть  несет ответственность  за формирование,  сохранение, развитие
информационной, политической культуры общества. Нельзя допустить преобладания
на   рынке   легковесных   изданий,   приучающих  потребителя  к  облегченной
информации,  основанной  в  основном  не  на  фактах  и анализе, а на слухах,
сплетнях,  досужих   рассуждениях  репортеров   -  всем   том,  что  является
диаметральной противоположностью  содержания районной государственной прессы.
Мы  уже  прошли  тот   этап,  когда  доморощенные  идеологи  доказывали,  что
повседневная жизнь тружеников,  будни местных властей,  их работа по  решению
социальных проблем аудитории неинтересна.  Что привлечь читателя можно только
дутыми сенсациями, разоблачениями, громкими скандалами.                      
Однако граждане постоянно напоминают -  это нам неинтересно. Нам нужно знать,
что  происходит  в  нашем  селе,  городе,  районе, чем занимается власть, что
делается для решения наиболее  острых социальных проблем. Люди требуют, чтобы
газеты оставалась их  доверенным лицом, их  реальным посредником в  диалоге с
властями.                                                                    
Сейчас местные газеты Ставрополья  в большинстве случаев являются конфидентом
для граждан, тем конфидентом, которым  пока не стала для них  местная власть.
Использовать сложившееся  положение для  поиска путей  к взаимодействию между
властью  и  обществом  в  решении  социальных  проблем  - вот основная задача
властных  структур  на  текущем  этапе.  Тем  более, что, судя по результатам
опросов  общественного  мнения,  районные  и  городские газеты воспринимаются
гражданами не только как социальный институт, но и как интересный собеседник.
В  большинстве  районов  края   учредители  и  местные  СМИ  стремятся  найти
оптимальные формы  взаимодействия в  решении социальных  проблем. В  качестве
одного  из  примеров  такой  работы  можно  привести  совместную деятельность
Буденновской территориальной государственной  администрации и районной газеты
"Вестник  Прикумья".  Во-первых,  в  этом  районе  грамотно  отлажена система
информационной работы по решению  социальных проблем, во-вторых, редакция  на
постоянной  основе  оказывает   содействие  ТГА  в   проведении  общерайонных
мероприятий,  таких  как  ежегодные  благотворительные  марафоны.  В-третьих,
редакция  принимает  самое   деятельное  участие  в  практическом  разрешении
некоторых социальных вопросов - так, газета опубликовала материал о брошенных
детях,  содержащихся  в   центральной  районной  больнице.  Подняв  проблему,
журналисты активно подключились к ее решению - за счет редакции для брошенных
детей грудного  возраста было  приобретено детское  питание и  одежда. Это  -
пример  активной  социальной   позиции  самой  газеты,   не  ограничивающейся
функциями   информирования,   констатацией   проблемы,   но   своим  примером
побуждающей и власть, и общественность к ее решению.                         
Еще одним актуальным  вопросом является выстраивание взаимоотношений районных
государственных газет с  администрациями муниципальных образований.  Особенно
остро  этот  вопрос   поднимается  в  тех   районах,  где  имеются   крупные,
экономически самостоятельные муниципальные образования. Одним из них является
Буденновский район. В г.  Буденновске муниципалитет создал собственную газету
"Буденновск сегодня",  а в  текущем году  - городское  радио. На первых порах
взаимоотношения между муниципальной властью и районной газетой складывались в
рамках  взаимодействия  на  договорной  основе.  Было заключено соглашение об
информационном обслуживании деятельности  органов местного самоуправления,  в
газете  "Вестник   Прикумья"  появился   вкладыш,  посвященный   деятельности
муниципалитета и  жизни города.  Однако нарастание  противоречий между  ТГА и
администрацией муниципального  образования постепенно  привело к  конфликтной
ситуации. Она,  в свою  очередь, не  могла не  сказаться на  взаимоотношениях
муниципальной  власти  и  районной   газеты.  Договор  о  сотрудничестве  был
аннулирован, сократился  поток информации  от муниципальных  служб, городских
предприятий в редакцию газеты  "Вестник Прикумья". Муниципалитет стал активно
вкладывать средства в развитие собственных СМИ.                              
Не подвергая  сомнению право  муниципалитетов создавать  собственные средства
массовой информации, нужно  отметить, что здесь  возникает ряд проблем.  Если
рассматривать ситуацию с точки зрения  интересов населения как города, так  и
района, и  государственная, и  муниципальная власть  должны использовать  все
имеющиеся  в  районе  средства  массовой  информации  для  решения социальных
проблем граждан. Даже создав собственный медиа-комплекс, муниципальная власть
не  может  не  учитывать  существующие  реалии,  суть  которых  в  следующем.
Становление любого средства массовой информации, приобретение им авторитета и
доверия граждан есть процесс долговременный. Опыт развития газеты "Буденновск
сегодня"  говорит  сам  за  себя.  Объективно  это  вполне  жизнеспособное  и
перспективное  издание,  однако  на  текущем  этапе  она значительно уступает
районной   газете   "Вестник   Прикумья"   и   по  количеству  читателей,  и,
соответственно, по  уровню влияния.  Следует также  учесть традиции аудитории
района, отдающей предпочтение  хорошо знакомому источнику информации. Похожие
ситуации  сложились  и  в  ряде  других  районов края, например, в Шпаковском
районе и г. Михайловске, в г. Георгиевске.                                   
В целом  приходится признать,  что отношения  между районной  государственной
прессой и муниципальными  образованиями складываются непросто.  Очевидно, что
необходимо  искать  выход  из   сложившегося  положения,  так  как   основным
пострадавшим в конфликтных ситуациях  такого рода является простой гражданин.
В тех районах, где  функционируют муниципальные издания, им  предстоит пройти
еще  долгий  путь  становления,  пока  они не приобретут собственную массовую
аудиторию,  заслужат  ее  доверие  и  поддержку.  В этот период мы бы считали
целесообразным   обратить   внимание   органов   местного  самоуправления  на
позитивные моменты  сотрудничества с  районными газетами  и имеющиеся удачные
примеры такого взаимодействия. В качестве  одного из них можно привести  опыт
работы редакции Труновской районной  газеты "Нива" по налаживанию  постоянных
связей с муниципальными образованиями. Редакция разработала и предложила всем
муниципальным  образованиям  заключить   типовой  договор  на  информационное
обслуживание,  что  подразумевает  постоянную  публикацию  материалов о жизни
отдельных   населенных   пунктов   района,   деятельности   органов  местного
самоуправления  на  страницах  районки.  Муниципалитеты  наиболее крупных сел
одобрили такую форму сотрудничества.                                         
Федеральная  политика  в  отношении  государственных СМИ сегодня претерпевает
серьезные  изменения.  Основным  направлением  политики государства в области
средств массовой информации является перевод всей отрасли на рыночные рельсы.
Такая направленность вектора федеральной  политики в области средств массовой
информации  представляется   вполне  оправданной   и  перспективной.   Вопрос
заключается  в  другом:  можно  ли  это  сделать  уже сегодня? Не повторит ли
стабильно функционирующая сегодня структура государственных СМИ судьбу многих
других отраслей народного  хозяйства, разгосударствление которых  происходило
ускоренными темпами?  И каковы  в этом  случае будут  последствия для местных
органов государственной власти и районных СМИ?                               
Во-первых,  государственная  власть  на  местах  может полностью потерять тот
мощный информационный  ресурс, который  используется ею  для решения  проблем
социально-экономического   характера.    Во-вторых,   большая    часть   ныне
существующих  районных  изданий  будет  лишена  государственной  поддержки  и
окажется  не  в  состоянии  выжить  в  рыночных условиях, не изменив коренным
образом своей информационной структуры и принципов функционирования.         
Будет  ли  в  состоянии  нарождающийся  класс  муниципальных  СМИ  уже сейчас
полностью взять  на себя  функции, которые  сегодня выполняют государственные
издания? Сумеют ли они стать в ближайшей перспективе (1 - 2 года) полноценным
социальным институтом, реально помогающим гражданам решать их проблемы?      
Однозначного  ответа  на  эти  вопросы  на  сегодня  нет. Тем не менее, чтобы
значительно увеличить вероятность  положительного решения возникающих проблем
необходимо, по нашему мнению, оперативно принять ряд важных решений. Учитывая
все сложности грядущей реформы местного самоуправления и федеральную политику
в сфере средств массовой информации, представляется целесообразным на краевом
уровне  обеспечить   сохранение  государственного   сектора  СМИ   на  период
становления  системы  местного  самоуправления  в  крае.  С целью обеспечения
преемственности  и  непрерывности  развития  информационного поля Ставрополья
необходимо разработать  комплекс мероприятий  по оптимизации  форм совместной
деятельности районных государственных  газет, органов государственной власти,
органов  местного  самоуправления,  муниципальной  прессы.  Сегодня  усилиями
краевой    исполнительной     власти    в     районных    газетах     создана
материально-техническая  база,  позволившая  модернизировать  процесс издания
районок.  Теперь  основной   внутренней  проблемой  районных  газет  остается
недостаток  квалифицированных  кадров.  В  этой  связи считаем целесообразным
активизировать  работу  комитета  по  печати  и  информации, территориальных,
районных  государственных  администраций  по  поддержке  кадрового потенциала
районных государственных газет.                                              
Основу  же  функционирования  местных  СМИ  на  Ставрополье на ближайшие годы
создает недавно принятый Закон Ставропольского  края от 17.11.2003 г. N 38-кз
"О  государственной  поддержке  средств  массовой информации в Ставропольском
крае".                                                                       
Учитывая  это,  полагаем  целесообразным  продолжить  работу  по  дальнейшему
формированию структуры взаимодействия государственной и муниципальной прессы,
органов  государственной  власти   и  местного  самоуправления  в  реализации
важнейших  социально  значимых   решений  Губернатора,  Правительства   края,
Государственной Думы Ставропольского края.                                   
                                                                                       
                                   Председатель комитета Ставропольского края
                                                       по печати и информации
                                                                 М.Д.КОРНЕЕВА
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                       

Информация по документу
Читайте также