Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Ставропольского края от 24.06.2004 № 265-рп

                                                                                  
                     ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ                      
                                                                             
                                РАСПОРЯЖЕНИЕ                                 
                         от 24 июня 2004 г. N 265-рп                         
                                                                                 
1.  В  целях  реализации  Программы  реформирования  региональных  финансов в
Ставропольском     крае,     утвержденной     постановлением    Правительства
Ставропольского  края  от  9  июня  2003  г.  N  101-п, утвердить прилагаемую
Концепцию оптимизации бюджетных расходов в сфере образования и рационализации
сети образовательных учреждений Ставропольского края (далее - Концепция).    
2. Органам исполнительной власти  Ставропольского края, на которые  возложены
координация    и    регулирование    деятельности    учреждений   образования
Ставропольского края, организовать работу по реализации Концепции.           
    3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.             
                                                                                 
                                                                   Губернатор
                                                         Ставропольского края
                                                               А.Л.ЧЕРНОГОРОВ
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                   Утверждена
                                                  распоряжением Правительства
                                                         Ставропольского края
                                                  от 24 июня 2004 г. N 265-рп
                                                                                 
                                  КОНЦЕПЦИЯ                                  
             ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ              
              И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ               
                            СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ                             
                                                                                 
Концепция оптимизации бюджетных расходов в сфере образования и рационализации
сети  образовательных  учреждений  Ставропольского  края  (далее - Концепция)
направлена на совершенствование  механизмов финансирования общего образования
и  управления  отраслью,  а  также  повышения  эффективности расходов бюджета
Ставропольского края (далее - краевой бюджет) и местных бюджетов.            
Не  являются  предметом   рассмотрения  Концепции  объекты   интеллектуальной
собственности и права на эти объекты.                                        
                                                                                 
                     I. Основные направления оптимизации                     
                   бюджетных расходов на общее образование                   
                                                                                 
Комплекс мероприятий по  реформированию механизмов бюджетного  финансирования
общего образования и управления отраслью имеет следующие цели:               
    повышение качества услуг и доступности общего образования;                   
    повышение прозрачности бюджетных расходов.                                   
Достижение  поставленных  целей  предполагает  решение  таких взаимосвязанных
задач, как поэтапный переход  от содержания сети образовательных учреждений к
приобретению их  услуг государственным  (муниципальным) заказчиком,  развитие
конкуренции  между  школами,  расширение  возможности выбора образовательного
учреждения   потребителем,   нахождение   баланса   между   выравнивающей   и
стимулирующей функциями  бюджетного финансирования  и другие  задачи. Решение
этих  задач  в  Ставропольском  крае  возможно  в  результате  реформирования
механизмов бюджетного финансирования школ  и управления общим образованием по
следующим основным направлениям:                                             
разграничение  расходных  обязательств  между  краевым  бюджетом  и  местными
бюджетами;                                                                   
внедрение   подушевого    нормативного   финансирования   учреждений   общего
образования;                                                                 
предоставление     образовательным     учреждениям    финансово-хозяйственной
самостоятельности;                                                           
развитие  механизмов  контроля  качества  образовательных  услуг, раскрытия и
распространения   информации   о   результатах  деятельности  образовательных
учреждений;                                                                  
    рационализация сети образовательных учреждений;                              
обеспечение  условий   для  реализации   государственного  стандарта   общего
образования в образовательных учреждениях Ставропольского края.              
                                                                                 
               II. Разграничение расходных обязательств между                
                    краевым бюджетом и местными бюджетами                    
                                                                                 
Четкое разграничение расходных  обязательств между уровнями бюджетной системы
Российской Федерации  на долгосрочной  основе создает  условия для финансовой
стабилизации отрасли  и, что  еще более  важно, усиливает  заинтересованность
органов   государственной   власти   и   органов  местного  самоуправления  в
эффективном  исполнении  бюджетных  функций,  отнесенных  к  их  компетенции.
Принятые федеральные законы  "Об общих принципах  организации законодательных
(представительных) и исполнительных  органов государственной власти субъектов
Российской   Федерации"   и   "Об   общих   принципах   организации  местного
самоуправления  в  Российской   Федерации"  создают  предпосылки  для  такого
разграничения.  На  краевом  уровне  для  успешного  проведения  этой  работы
требуется:                                                                   
подготовить и внести изменения и дополнения в законы Ставропольского края "Об
образовании",  "О  размерах  оплаты   труда  приемных  родителей  и  льготах,
предоставляемых приемной семье" в  части разграничения расходных полномочий в
сфере  образования  с  целью  приведения  их  в соответствие с базовой схемой
разграничения полномочий, установленной федеральным законодательством;       
разработать механизм финансового  обеспечения учебного процесса в учреждениях
общего  образования  за  счет  средств  краевого бюджета посредством передачи
субвенций  местным  бюджетам  и  порядок  контроля за расходованием указанных
средств;                                                                     
разграничить  собственность  на  образовательные  учреждения в соответствии с
разграничением  расходных   обязательств  по  предоставлению  соответствующих
образовательных услуг.                                                       
                                                                                 
                   III. Внедрение подушевого нормативного                    
                финансирования учреждений общего образования                 
                                                                                 
Внедрение   подушевого   нормативного   финансирования   подразумевает,   что
учреждения  общего   образования  финансируются   пропорционально  количеству
учащихся  на  основе  ежегодно  утверждаемого  подушевого норматива расходов.
Руководители  и  педагогические  коллективы,  стремясь  обеспечить учреждению
большее  финансирование,  будут  проявлять  заинтересованность в качественном
образовании каждого из детей школьного возраста, учитывать при этом не только
требования  государственного   образовательного  стандарта,   но  и   запросы
родителей  и  самих  учащихся.  Кроме  того, переход на подушевое нормативное
финансирование  обеспечит   относительное  выравнивание   бюджетных  средств,
расходуемых на  одного учащегося  в различных  образовательных учреждениях, а
также сделает  прозрачной и  предсказуемой процедуру  распределения бюджетных
средств между образовательными учреждениями.                                 
Для формирования механизма  подушевого нормативного финансирования необходимо
осуществить следующие мероприятия:                                           
    подготовить необходимую нормативно-правовую базу;                            
проанализировать действующую систему  планирования бюджетных ассигнований  на
общее образование и распределения их между школами;                          
    провести инвентаризацию и паспортизацию учреждений общего образования края;  
подготовить  проект  закона   Ставропольского  края  по   расчету  подушевого
норматива финансирования общего образования  (по типам и видам  учреждений) и
разработать методические рекомендации его использования;                     
разработать  порядок  перевода  учреждений  общего  образования  на подушевое
нормативное финансирование;                                                  
провести   экспериментальный    расчет   финансирования   учреждений   общего
образования  пилотных  территорий  на  основе  подушевого  норматива и анализ
причин отклонения фактических ассигнований от нормативных;                   
    внести корректировки с учетом полученных результатов;                        
проанализировать  опыт   внедрения  подушевого  нормативного  финансирования,
рассмотреть  перспективы  его   распространения  на  другие  типы  учреждений
образования.                                                                 
В  расходы  на   реализацию  государственного  стандарта  общего  образования
включаются  текущие  расходы  на  оплату  труда (тарифная и надтарифная части
заработной платы  педагогического, административного, учебно-вспомогательного
и  обслуживающего   персонала  образовательных   учреждений,  начисления   на
заработную плату), компенсационные  выплаты за книгоиздательскую продукцию, а
также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных
с  образовательным  процессом  (расходы  на  приобретение  наглядных пособий,
технических  средств  обучения,  расходных  материалов, канцелярских товаров,
хозяйственные   расходы   (кроме   коммунальных   расходов)   образовательных
учреждений.                                                                  
                                                                                 
               IV. Предоставление образовательным учреждениям                
                  финансово-хозяйственной самостоятельности                  
                                                                                 
Предоставление образовательным  учреждениям реальной  финансово-хозяйственной
самостоятельности является одним  из факторов оптимизации расходов, поскольку
усиливает  заинтересованность  самих  учреждений  в эффективном использовании
бюджетных средств.  С другой  стороны, стандартизация  образовательных услуг,
переход к подушевому нормативному финансированию и развитие механизмов оценки
качества образования создают  ситуацию, когда органы  управления образованием
получают  возможность  не   содержать  сеть  подведомственных  учреждений,  а
выступать заказчиком  бюджетных услуг  согласованных объемов  и качества. При
этом  необходимо   учитывать,  что   расширение  полномочий   образовательных
учреждений будет  происходить в  условиях казначейского  исполнения бюджетов,
что  потребует  согласования  позиций  бюджетополучателей, органов управления
образованием и органов, исполняющих бюджет.                                  
Еще  один  аспект  финансово-хозяйственной  самостоятельности образовательных
учреждений касается прав  образовательных учреждений привлекать  внебюджетные
средства и распоряжаться ими.                                                
В  рамках  расширения  финансово-хозяйственной  самостоятельности  учреждений
общего образования предполагается:                                           
разработать  порядок  использования  образовательными  учреждениями бюджетных
средств, выделяемых в рамках подушевого нормативного финансирования;         
рассмотреть перспективы постепенного  расширения состава затрат, включаемых в
подушевой   норматив,   и   децентрализации   расходов  в  интересах  системы
образования,  которые  до  сих  пор  осуществлялись  централизованно (закупка
учебных  пособий  и  технических  средств  обучения,  повышение  квалификации
персонала и др.);                                                            
создать   бухгалтерии   в   крупных   образовательных   учреждениях  за  счет
модернизации систем централизованного бухгалтерского обслуживания;           
подготовить руководителей и  главных бухгалтеров образовательных учреждений к
осуществлению самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности;          
содействовать горизонтальной  кооперации образовательных  учреждений в  части
управления финансами.                                                        
                                                                                 
          V. Развитие механизмов контроля качества образовательных           
                услуг, раскрытия и распространения информации                
            о результатах деятельности образовательных учреждений            
                                                                                 
Переориентация  процесса  составления  и  исполнения  бюджета  с  издержек на
результаты  деятельности  бюджетополучателей  требует  аналогичного изменения
механизмов  контроля.   Предоставление  образовательным  учреждениям  большей
финансово-хозяйственной  самостоятельности  должно  сопровождаться  развитием
механизмов  контроля  качества   образовательных  услуг.  Данное  направление
реформирования имеет два аспекта.                                            
Во-первых,   необходимо   развивать   государственный  контроль  соответствия
количественных    и    качественных    параметров    образовательных    услуг
государственному стандарту,  поскольку именно  такое соответствие  дает право
образовательному учреждению любой формы  собственности на включение в систему
подушевого нормативного финансирования.                                      
Во-вторых,    государственный    контроль    должен   дополняться   контролем
общественным,   который   будет    не   только   корректировать    недостатки
организационной  работы  органов   управления  образованием,  но  и  выявлять
предпочтения  потребителей  за  пределами  государственного  стандарта общего
образования.  Наиболее  действенной  формой  общественного  контроля  в сфере
образования   со   стороны   общества   в  условиях  подушевого  нормативного
финансирования  является   свободный  выбор   потребителями  образовательного
учреждения,  которому  будут  способствовать  как ликвидация административных
барьеров,  так  и  раскрытие  и  распространение  информации  о  деятельности
образовательных учреждений. Другими формами общественного контроля могут быть
независимая  оценка  качества  образования,  в  том  числе в виде рейтинговых
опросов,   участия   в   управлении   образовательными  учреждениями  советов
образовательных учреждений и попечительских советов.                         
    По данному направлению Концепции планируется:                                
совершенствовать   процедуры   аттестации   и   государственной  аккредитации
образовательных     учреждений,     государственного     контроля    качества
образовательных услуг;                                                       
проанализировать действующие методики  и показатели отраслевой статистической
отчетности  на  предмет  их  полноты,  сопоставимости  и ориентированности на
потенциальных  потребителей   информации,  разработать   предложения  по   их
улучшению;                                                                   
разработать  порядок  раскрытия  информации  о деятельности учреждений общего
образования, состав и форму представления раскрываемой информации;           
провести кампанию по  повышению информированности населения о государственных
обязательствах  в  сфере  образования,  правах  и  обязанностях  потребителей
образовательных услуг и качестве образования в различных учреждениях;        
организовать широкую  общественную дискуссию  в целях  согласования позиций и
интересов основных участников мероприятий;                                   
инициировать  создание   советов  учреждений   и  попечительских   советов  в
образовательных учреждениях.                                                 
                                                                                 
             VI. Рационализация сети образовательных учреждений              
                                                                                 
Сокращение  числа  учащихся  за  последнее  десятилетие вследствие негативных
демографических  тенденций,  наличие   школ  с  малым   количеством  учащихся
(преимущественно в сельской местности)  и относительно высокими расходами  на
их  содержание  (в  расчете  на  одного  учащегося),  необходимость повышения
качества  образования   -  все   это  делает   актуальной  оптимизацию   сети
образовательных  учреждений  края.   Для  оптимизации  сети   образовательных
учреждений предполагается:                                                   
изучить   международный   и   российский   опыт  различных  форм  организации
образовательного пространства (школьные округа и др.);                       
проанализировать сложившуюся сеть  образовательных учреждений территорий и на
этой  основе  разработать  схемы  оптимизации  образовательного  пространства
каждой территории;                                                           
создать  нормативно-правовую  и   методическую  базу  для  реструктурирования
образовательного пространства территорий;                                    
разработать  и   реализовать  программы   оптимизации  сети   образовательных
учреждений;                                                                  
оценить  результаты   проведенной  реструктуризации,   выявить  ее   наиболее
перспективные модели и методы,  распространить информацию об этих результатах
среди  органов  управления  образованием  других  территорий,  педагогической
общественности и населения.                                                  
                                                                                 
          VII. Обеспечение условий для реализации государственного           
               стандарта общего образования в образовательных                
                      учреждениях Ставропольского края                       
                                                                                 
Оптимизация   бюджетных   расходов   на   образование,  внедрение  подушевого
нормативного  финансирования   учреждений  общего   образования  обеспечивают
условия для реализации государственного стандарта общего образования.        
Государственный  стандарт   общего  образования   состоит  из   федерального,
регионального    (национально-регионального)    компонентов    и   компонента
образовательного учреждения.                                                 
Региональный (национально-региональный)  компонент государственного стандарта
общего  образования  обязателен  для  всех  государственных,  муниципальных и
негосударственных    образовательных    учреждений    Ставропольского   края,
реализующих основные образовательные  программы общего образования  и имеющих
государственную аккредитацию.                                                
Министерством  образования  Ставропольского  края  на основе государственного
стандарта  общего  образования,   федерального  базисного  учебного  плана  и
примерных   программ   образовательных    областей   и   учебных    предметов
разрабатывается региональный учебный план.                                   
За счет средств краевого бюджета финансируются следующие виды образовательных
услуг:                                                                       
обязательный  минимум  содержания  основных  образовательных  программ общего
образования,  который  включает  в  себя минимальный перечень образовательных
областей и учебных предметов;                                                
максимальный объем аудиторной  учебной нагрузки обучающихся,  необходимый для
освоения федерального,  регионального (национально-регионального) компонентов
(с учетом  деления на  подгруппы (иностранный  язык, информатика,  физическая
культура,  технология),  проведение  лабораторных  и  практических  работ)  и
компонента  образовательного  учреждения  государственного  стандарта  общего
образования, составляет не более 1332 часов при 6-дневной неделе в расчете на
одного учащегося в год (всех форм обучения);                                 
максимальный  объем  учебной  нагрузки  обучающихся, необходимый для освоения
федерального,   регионального   (национально-регионального)   компонентов   и
компонента  образовательного  учреждения  государственного  стандарта  общего
образования  коррекционно-развивающих  и  классов  компенсирующего  обучения,
групп продленного дня, индивидуального обучения больных детей на дому;       
в организационный  период в  пределах утвержденного  фонда доплат  и надбавок
возможно установление доплат и надбавок  в размере до 15 процентов педагогам,
работающим  в  профильных  классах  с  учетом  результатов  работы и согласно
положениям   о   порядке   установления   доплат   и  надбавок,  утверждаемым
общеобразовательными учреждениями самостоятельно.                            
                                                                                 
                                 Заключение                                  
                                                                                 
В современных  социально-экономических условиях  особое значение  приобретает
эффективная долгосрочная политика государственной поддержки образования.     
Реализация   Концепции   позволит   подготовить   и  провести  инвентаризацию
образовательных  учреждений,  упорядочить  расходные  обязательства  в  сфере
образования  между  краевым   бюджетом  и  местными   бюджетами,  осуществить
мониторинг эффективности  и результативности  предоставляемых образовательных
услуг  за  счет  краевого  бюджета,  провести мероприятия по оптимизации сети
образовательных учреждений с учетом социально-экономических и демографических
условий,  обеспечить  переход  от  затратного  механизма  финансирования сети
образовательных учреждений  к подушевому  нормативному финансированию,  в том
числе на основе использования ежегодных рейтингов образовательных учреждений.
Концепция  направлена  на  создание  условий  для  обеспечения планомерного и
последовательного проведения модернизации системы общего образования. Во всех
районах  и  городах  края  будут  разработаны  проекты  реструктуризации сети
образовательных учреждений, организации сетевого взаимодействия, формирования
образовательных комплексов, создания  межшкольных ресурсных центров и старших
профильных школ для предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.      
Проведение мероприятий по  оптимизации бюджетных расходов  и реструктуризации
сети  образовательных   учреждений  связано   с  необходимостью   масштабного
перераспределения кадров,  их профессиональной  переподготовкой и  повышением
квалификации,  совершенствования  методической  работы,  усилением механизмов
материально-технического обеспечения образовательных процессов.              
Создавая правовые и управленческие механизмы реализации Концепции, необходимо
ориентироваться  на  перспективные  интересы  Ставропольского  края в области
образования   с   учетом   требований   Концепции   модернизации  российского
образования на период до 2010 года.                                          
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 

Информация по документу
Читайте также