Расширенный поиск

Постановление Губернатора Ставропольского края от 28.04.1998 № 294

 
                    ГУБЕРНАТОР СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 28 апреля 1998 г. N 294

                   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
                     ТУРИЗМА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

       В соответствии  с  постановлением   Правительства   Российской
   Федерации  от  26  февраля  1996 года N 177 "О Федеральной целевой
   программе "Развитие туризма в  Российской  Федерации"  и  в  целях
   обеспечения   государственных   интересов  в  развитии  туризма  в
   Ставропольском крае

       ПОСТАНОВЛЯЮ:

       1. Утвердить концепцию развития туризма в Ставропольском  крае
   согласно приложению 1.
       2. Утвердить план  первоочередных  мероприятий  по  реализации
   концепции развития туризма на 1998 год согласно приложению 2.
       3. Комитету  по  физической   культуре,   спорту   и   туризму
   Правительства   Ставропольского   края   (Криунов)   совместно   с
   заинтересованными организациями и ведомствами в срок до 1  декабря
   1998   года   разработать  проект  программы  развития  туризма  в
   Ставропольском крае.
       4. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить
   на заместителя председателя Правительства края А.В. Коробейникова.
       5. Настоящее   постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   подписания.

                                                           Губернатор
                                                 Ставропольского края
                                                      А.Л. ЧЕРНОГОРОВ




                                                         Приложение 1

                                          к постановлению Губернатора
                                                 Ставропольского края
                                                    от 28.04.98 N 294

                               КОНЦЕПЦИЯ
                 РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

                                ВВЕДЕНИЕ

       Государственная ориентация  на  свободное  развитие   рыночной
   экономики  привела к чрезвычайно быстрому росту рынка туристских и
   лечебно-оздоровительных услуг. Эти услуги - специфический рыночный
   продукт  широкого  потребления  и  устойчивого спроса,  который по
   опыту  стран  с  развитым  туризмом  и  санаторно-курортным  делом
   обеспечивает существенные финансовые поступления в государственный
   бюджет.
       На мировой арене туризм вышел на первое место в предоставлении
   услуг.  А  в  ряде  стран  Европы,  Америки,  Азии  и  Африки   он
   превратился  в  солидную статью национального дохода и прибыли (от
   13 до 40 %).  В  странах,  ориентированных  на  развитие  туризма,
   валютные поступления от данной отрасли составляют от 10 до 35 % от
   суммы  всего  экспорта.  При  этом,  развитие   туризма   в   мире
   характеризуется  высочайшими  темпами:  до  20 %  ежегодного роста
   объемов.
       В системе  мирового  хозяйства  индустрия  туризма в последние
   десятилетия  вошла  в  разряд  наиболее  приоритетных  направлений
   экономики  как  развитых,  так  и развивающихся стран.  На ее долю
   приходится  около  10  %  мирового  валового   продукта,   мировых
   инвестиций, рынка рабочих мест и мировых потребительских расходов.
       На этом   фоне   Ставропольский   край   с   его    уникальной
   геоклиматической зоной размещения,  значительными рекреационными и
   туристскими ресурсами, культурно-историческим наследием, имеющейся
   инфраструктурой  (в  том  числе  -  двумя  аэропортами со статусом
   международных),  устоявшимися  методами  работы  с  российскими  и
   зарубежными   туристами,   туристскими   кадрами  занимает  весьма
   скромное место на внутрироссийском и мировом туристских рынках.
       Целями настоящей      концепции      являются      определение
   соответствующих  современной  ситуации  региональной  стратегии  и
   основных   направлений   деятельности   по   развитию   туризма  в
   Ставропольском  крае,   как   отражение   политики   Правительства
   Ставропольского  края  в  этой  сфере.  Указанные цели вытекают из
   Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 1284
   "О  реорганизации  и  развитии  туризма  в  Российской Федерации",
   постановления Правительства Российской  Федерации  от  26  февраля
   1996 г. N 177 "О федеральной целевой программе "Развитие туризма в
   Российской Федерации" и Федерального закона "Об основах туристской
   деятельности  в  Российской Федерации",  в соответствии с которыми
   стоит   задача   создания   современного   высокоэффективного    и
   конкурентоспособного    туристского   комплекса,   обеспечивающего
   возможность,  с   одной   стороны,   удовлетворения   потребностей
   российских и иностранных граждан в туристских услугах,  сохранения
   и рационального использования культурного и природного наследия, с
   другой - значительного вклада в развитие экономики Ставропольского
   края,  в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока
   иностранных инвестиций и увеличения количества рабочих мест.

           1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

       Возможности туризма  в общей структуре хозяйства,  экономики и
   социальной жизни Ставрополья в силу сложившихся  условий  остаются
   далеко  не  востребованными,  хотя  и  обладают большим туристским
   потенциалом.
       Край расположен  в  центральной  части  Северного  Кавказа,  в
   результате естественных и культурных факторов  на  его  территории
   сформировался  комплекс природных и историко-культурных объектов и
   памятников.
       Разнообразие природных   условий,   экологического   состояния
   окружающей среды,  концентрации памятников  культурного  наследия,
   уровня    хозяйственной   освоенности   территории   обуславливают
   пространственную  неоднородность  в  распределении   рекреационных
   ресурсов на территории Ставропольского края.
       Ставропольский край   известен   лечебными,   минеральными   и
   грязевыми источниками. На их базе функционирует всемирно известный
   туристско-курортный комплекс Кавказских Минеральных  Вод.  В  силу
   особой   значимости  этот  комплекс  выделен  в  особо  охраняемый
   эколого-курортный  регион.  На  его  базе  действует   более   100
   здравниц,  которые  способны  принять на оздоровление одновременно
   около 40 тысяч человек.
       В крае много внимания уделяется детскому отдыху: функционируют
   33  оздоровительных  лагеря  и  12   детско-юношеских   туристских
   центров.
       Зарегистрировано около 200 фирм, занимающихся только туризмом,
   и  более  600  многопрофильных.  Лицензии  на  право осуществления
   международной туристской деятельности имеют 97 туристских фирм.
       Вновь организовавшиеся, в основном бесконтрольные коммерческие
   туристско-экскурсионные   предприятия   с   крайне    ограниченной
   материальной  базой,  низким  рабочим  потенциалом,  предоставляют
   услуги,   не   соответствующие   отечественным   и   международным
   стандартам   и   местным   традициям.  Для  упорядочения  ситуации
   требуется проведение экспертной  оценки  качества  предоставляемых
   услуг,   упреждающее   лицензирование  и  сертификация  туристских
   учреждений.
       Разобщенность краевых   турфирм   и   предприятий,  отсутствие
   концентрации усилий  по  совместной  взаимовыгодной  деятельности,
   мощная реклама зарубежного туризма со стороны турфирм и отсутствие
   интереса к отечественному рынку - аспекты, дополняющие характерные
   черты современного состояния туризма на Ставрополье.

                   Основные организационные проблемы:

       Недостаточное влияние        координирующей       деятельности
   государственных органов управления на туристскую отрасль.
       Край отстает   в  разработке  правовой  базы  и  экономических
   механизмов    взаимоотношений    административных    органов     и
   хозяйственных  субъектов  с туристскими организациями,  что влечет
   потерю возможной  (упускаемой)  выгоды  для  краевого  и  местного
   бюджетов.
       Материальная база     туризма     не     обеспечена     единым
   скоординированным механизмом взаимодействия.
       Недостаточно сформирована      туристская      инфраструктура,
   способствующая   развитию   туристско-экскурсионной  деятельности.
   Недостаточное привлечение отечественных  и  зарубежных  инвестиций
   для развития туристской отрасли.
       Крайне слабо  развивается  комплекс  международных  туристских
   связей и иностранного туризма.
       Отсутствует система   сбора   статистических    данных.    Нет
   учебно-методического   центра   по   подготовке  и  переподготовке
   специалистов в сфере туризма.

                            Научные проблемы

       Недостаточная степень изученности туристских  и  рекреационных
   ресурсов Ставрополья.
       Отсутствие единообразия  методик  для  оценки   туристских   и
   рекреационных  ресурсов,  затрудняющее составление единых программ
   развития туризма.

                         Экономические проблемы

       Государственные структуры   недостаточно   уделяют    внимания
   социально-экономическому значению развития туризма в крае.
       Слабая экономическая  поддержка  сферы  туризма   из   средств
   краевого, местного бюджетов и хозяйствующих субъектов.
       Отсутствуют современные  экономические  рычаги   регулирования
   развития сферы туризма.
       Богатые природные   возможности   Ставрополья    могут    дать
   значительный экономический эффект при грамотном их использовании.
       Преодоление этих     проблем     предполагает      активизацию
   государственной  политики  в  сфере  туризма,  создание  правовых,
   организационных   и    экономических    основ    формирования    в
   Ставропольском  крае  современной,  конкурентоспособной  индустрии
   туризма.
       Для этого необходимо решить следующий комплекс задач:
       формирование современной нормативной  правовой  базы  развития
   туризма;
       создание условий  для  приоритетного  развития  внутреннего  и
   въездного туризма;
       обеспечение создания социального туризма в крае;
       стимулирование развития отечественного предпринимательства;
       развитие международного сотрудничества в области туризма;
       стимулирование развития  материальной  базы  путем привлечения
   инвестиций и предоставлением налоговых льгот;
       создание современной   системы  подготовки,  переподготовки  и
   повышения квалификации туристских кадров;
       развитие отраслевой науки,  осуществление научных исследований
   в сфере туризма.

                     2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И
                      ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

       Основная цель   принимаемых  мер  -  возрождение  туризма  как
   социального явления и становление его в качестве доходной  отрасли
   экономики, направленной на удовлетворение потребностей населения в
   услугах досуга и отдыха.
       Рекреационные ресурсы     Ставропольского    края    позволяют
   удовлетворить практически все потребности населения.
       Приоритетным направлением  следует считать обеспечение условий
   для  возрождения  и  развития  въездного,  внутреннего,  а   также
   социального и самодеятельного туризма.
       Туризм - это межотраслевое и  межведомственное,  многоукладное
   хозяйство и одновременно уникальное социальное явление,  доступное
   населению  любого  возраста  средство  оздоровления,   общения   с
   природой   и  обретения  душевного  комфорта,  среда  гармоничного
   развития и совершенствования общества.
       Для возрождения  туризма необходимо найти механизм,  благодаря
   которому произойдет активное развитие  туризма,  будет  повышаться
   роль и стимулироваться заинтересованность местных органов власти в
   повышении   качества   туристских   услуг,   развитии   социальной
   инфраструктуры,   транспорта  и  связи,  систем  телекоммуникации,
   культуры, спорта, народного творчества и промыслов.
       Предстоит уделить   место  мероприятиям  по  восстановлению  и
   развитию       культурно-хозяйственной,       ландшафтной        и
   природоохранительной деятельности в свете возрождения национальной
   культуры.
       Учитывая богатые  природные  лечебные  ресурсы,  широкую  сеть
   оздоровительных     учреждений     и     значительный     научный,
   курортологический    потенциал   Ставропольского   края,   следует
   разработать систему мер по поддержке  оздоровительного  туризма  в
   действующей системе туристско-курортного комплекса на Ставрополье.
       Для возрождения туризма как социального явления и  становления
   его  как  ощутимой  по  доходам отрасли экономики в условиях рынка
   необходимо         создать         модель         соответствующего
   хозяйственно-финансового   механизма,  способствующего  выводу  из
   кризиса стихийно  функционирующего  сейчас  сектора  под  условным
   названием "рынок туристских услуг".
       Реализация упомянутых выше основных функций  туризма  возможна
   лишь   при   наличии   соответствующего   нормативного   правового
   обеспечения.  Поэтому  необходимо   предусмотреть   разработку   и
   принятие  новых  и  усовершенствование  ряда  действующих  краевых
   законодательных актов с учетом важности целей туризма и  специфики
   субъектов         хозяйственной         деятельности         сферы
   туристско-экскурсионного обслуживания.
       Качественное преображение  туризма  и  становление  его важной
   отраслью экономики региона невозможно без коренного преобразования
   системы    рекламно-информационного    обеспечения    на    основе
   соответствующих  распределенных  банков  и  баз  данных,   сетевых
   информационных   технологий   и  современных  телекоммуникационных
   средств.

             3. КАДРОВОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

       Справиться с намеченными сложными задачами и возродить  туризм
   в   Ставропольском   крае  смогут  лишь  квалифицированные  кадры,
   подготовку   которых   необходимо   осуществлять   на    принципах
   непрерывности,    начиная    с    системы    лицейских   программ,
   профессиональных классов,  училищ,  детских туристских  центров  и
   туристских   клубов,   и   кончая  последипломным  образованием  и
   регулярным повышением квалификации по международным  стандартам  и
   методикам,    с    учетом    особенностей   отечественного   рынка
   туристско-экскурсионных услуг.

       4. ВАРИАНТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ  ТУРИЗМА  И
                   ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

       Противоречивость современного      положения     туризма     в
   Ставропольском  крае  заключается  в  том,  что  отрасль,  обладая
   большим   туристским  и  рекреационным  потенциалом  и  повышенной
   экономической  значимостью   сложившихся   условий   экономической
   реформы,   не   имеет  столь  мощной  как  прежде  государственной
   поддержки и не вписывается в рамки новой инвестиционной политики.
       При дальнейшем  сохранении  к  туристской отрасли сложившегося
   подхода в экономической политике края  наиболее  вероятен  вариант
   инерционного  развития,  связанный  в основном с внутриотраслевыми
   резервами и стихийностью происходящих процессов.
       Альтернативным приведенному      выше     является     вариант
   регулируемого развития  туризма  в  Ставропольском  крае,  который
   исходит     из    концептуального    положения    о    том,    что
   социально-экономические  интересы  края  не  позволяют   применять
   туристской отрасли инерционный подход.
       Экономическая политика  края  в   отношении   туризма   должна
   строиться   на  принципах,  в  соответствии  с  которыми  рыночные
   преобразования и децентрализация управления не означают  отказа  в
   государственной  и региональной поддержке экономически и социально
   значимой отрасли.
       Данный вариант    предполагает    ускоренную    разработку   и
   последующую реализацию на региональном  уровне  целевой  программы
   "Развитие туризма в Ставропольском крае", направленной на создание
   современной  высокоэффективной   и   конкурентоспособной   отрасли
   туризма.
       Основными источниками  финансирования   развития   туризма   в
   Ставропольском крае могут быть:  средства федерального,  краевого,
   местных бюджетов, фондов, банков, частный капитал.

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В целом концепция призвана создать  реальные  предпосылки  для
   решения задач, поставленных в сфере туризма.
       Поэтому, для повышения эффективности реализации предлагаемых в
   концепции  мероприятий,  которые  охватывают  основные направления
   государственной политики  в  сфере  туризма,  необходимо  провести
   работу, включающую:
       совершенствование системы   управления   развитием    туризма,
   повышение   качества   работ   по  лицензированию  и  сертификации
   туристских услуг;
       участие в  организации  и  проведении  туристских  выставок  и
   конференций;
       расширение связей  в  сфере  туризма  с  регионами  Российской
   Федерации и международными туристскими организациями;
       мероприятия, связанные    с    материальной   базой   туризма,
   предусматривают разработку предложений по механизму финансирования
   реконструкции   и   строительства   туристских  объектов  за  счет
   внебюджетных источников,  в основном  отечественных  и  зарубежных
   инвестиций;
       рекламно-информационное обеспечение,    включающее    создание
   информационных    банков    данных,    и    на    их    основе   -
   рекламно-информационного  центра,  издание  каталогов,   буклетов,
   брошюр о возможностях туристского рынка Ставрополья;
       кадровое обеспечение,  направленное на создание единой системы
   подготовки,  переподготовки  и  повышения  квалификации туристских
   кадров,    предполагает    содействие    в    формировании    сети
   специализированных учебных заведений,  разработку учебных программ
   и методических пособий;
       научное обеспечение   включает  разработку  районных  программ
   развития  туристской  инфраструктуры,   оценку   состояния   рынка
   туристских услуг,  разработку программ развития специализированных
   видов туризма;
       создание и   эффективное   функционирование   соответствующего
   хозяйственного  механизма,  нормативного   правового   обеспечения
   туризма;
       разработку механизма  финансирования  реализации  предлагаемых
   мероприятий;
       разработку в 1998 году проекта программы  развития  туризма  в
   Ставропольском  крае  и  Закона  Ставропольского  края  об основах
   туристской деятельности в Ставропольском крае.
       Результатом реализации  концепции  должны стать:  формирование
   современного туристского рынка на Ставрополье, увеличение валютных
   поступлений, стимулирование развития отдельных секторов экономики,
   строительства,  сельского хозяйства,  транспорта, связи, торговли,
   производство  товаров  народного  потребления,  образование  новых
   рабочих мест в сфере туризма и сопряженных  отраслях,  привлечение
   иностранных  инвестиций  в  экономику,  сохранение  и  возрождение
   объектов  культурного  и   природного   наследия,   удовлетворение
   потребностей населения в активном и полноценном отдыхе.




                                                         Приложение 2

                                          к постановлению Губернатора
                                                 Ставропольского края
                                                    от 28.04.98 N 294

                                  ПЛАН
           ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
           РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 1998 ГОД

   ----T-------------------------------------T----------------------T
   ¦ N ¦       Мероприятия                   ¦       Заказчик       ¦
   ¦п/п¦                                     ¦                      ¦
   +---+-------------------------------------+----------------------+
   ¦ 1 ¦                2                    ¦           3          ¦
   +---+-------------------------------------+----------------------+
   ¦1. ¦Создание координационного совета по  ¦Комитет по физической ¦
   ¦   ¦развитию туризма и курортов при      ¦культуре, спорту и    ¦
   ¦   ¦Правительстве Ставропольского края   ¦туризму Правительства ¦
   ¦   ¦                                     ¦Ставропольского края  ¦
   ¦   ¦                                     ¦                      ¦
   ¦2. ¦Разработка проекта закона            ¦Комитет по физической ¦
   ¦   ¦Ставропольского края об основах      ¦культуре, спорту и    ¦
   ¦   ¦туристской деятельности в            ¦туризму ПСК           ¦
   ¦   ¦Ставропольском крае                  ¦                      ¦
   ¦   ¦                                     ¦                      ¦
   ¦3. ¦Разработка проекта программы развития¦Комитет по физической ¦
   ¦   ¦туризма в Ставропольском крае        ¦культуре, спорту и    ¦
   ¦   ¦                                     ¦туризму ПСК           ¦
   L---+-------------------------------------+----------------------+
                          Продолжение таблицы
   -------------------------T-------------T-------------------------¬
        Исполнитель         ¦   Срок      ¦ Уровень утверждения     ¦
                            ¦             ¦         (обсуждения)    ¦
   -------------------------+-------------+-------------------------+
              4             ¦      5      ¦              6          ¦
   -------------------------+-------------+-------------------------+
   Комитет по физической    ¦             ¦                         ¦
   культуре, спорту и       ¦   II кв.    ¦Правительство            ¦
   туризму ПСК              ¦             ¦Ставропольского края     ¦
                            ¦             ¦                         ¦
                            ¦             ¦                         ¦
   Комитет по физической    ¦  III кв.    ¦Государственная Дума     ¦
   культуре, спорту и       ¦             ¦Ставропольского края,    ¦
   туризму ПСК,             ¦             ¦Правительство            ¦
   администрация КМВ        ¦             ¦Ставропольского края     ¦
                            ¦             ¦                         ¦
   Комитет по физической    ¦   IV кв.    ¦Правительство            ¦
   культуре, спорту и       ¦             ¦Ставропольского края     ¦
   туризму ПСК,             ¦             ¦                         ¦
   администрация КМВ        ¦             ¦                         ¦
   -------------------------+-------------+--------------------------



Информация по документу
Читайте также