Расширенный поиск
Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 04.02.1999 № 206-II ГДСКГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 февраля 1999 г. N 206-II ГДСК О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ" Государственная Дума Ставропольского края ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять в первом чтении проект Закона Ставропольского края "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Ставропольского края". 2. Направить указанный законопроект Губернатору Ставропольского края, в Правительство Ставропольского края, в комитеты Государственной Думы Ставропольского края, органы местного самоуправления для внесения поправок. 3. Комитету Государственной Думы Ставропольского края по социальным вопросам (Пономаренко) представить доработанный с учетом поступивших поправок законопроект на рассмотрение Государственной Думы Ставропольского края во втором чтении. Председатель Государственной Думы Ставропольского края А.А. ШИЯНОВ Проект РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Настоящий Закон, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации регулирует в пределах, предоставленных субъектам Российской Федерации, общественные отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ставропольского края, в целях реализации прав и интересов граждан и общества в сохранении и укреплении здоровья населения, физического и духовного развития и долголетней активной жизни. Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе, в соответствии с федеральным законодательством, используются следующие основные понятия: безопасность продукции, работ и услуг - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни или здоровью человека и окружающей среде, при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации продукции, а также в процессе выполнения работы или оказания услуги; водопользователь - гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами; водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима; вредное вещество - вещество, которое при контакте с организмом человека может вызвать профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе воздействия вещества, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни и здоровью будущих поколений; гигиенические нормативы - установленные исследованиями допустимые максимальные количественные и (или) качественные значения показателей, характеризующих те или иные факторы среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека; гигиеническая оценка - специальная процедура, осуществляемая органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы для оценки потенциальной опасности продукций и товаров для здоровья населения и определения допустимых областей и уровней применения продукции и товаров, предусматривающая проведение специальных санитарно-эпидемиологических исследований и экспертиз, а также выдачу гигиенического заключения установленного образца; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний; государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, в целях охраны здоровья населения и среды обитания; государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование - деятельность по обоснованию, утверждению, регистрации, ведению базы данных и опубликованию критериев безопасности и безвредности факторов среды обитания человека; дезинфекционные мероприятия - работы по профилактической дезинфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация), очаговой дезинфекции (текущая и заключительная дезинфекция, дезинсекция, дератизация), а также по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения; дезинфекция - умерщвление на объектах или удаление с объектов патогенных микроорганизмов и их переносчиков; дезинсекция - умерщвление (отпугивание) членистоногих, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение, с целью регуляции их численности; дератизация - умерщвление (отпугивание) грызунов, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение, с целью регуляции их численности; декретированный контингент - руководители, специалисты и другие работники, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, питьевой воды, товаров для детей, лекарств и изделий медицинского назначения, косметических средств и парфюмерии, медицинским, коммунальным, бытовым, туристическим обслуживанием населения, воспитанием и обучением детей, а также лица, занятые на работах с вредными и неблагоприятными условиями труда, граждане, выезжающие в страны, которые являются неблагополучными по инфекционным заболеваниям, иные категории граждан в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации и Ставропольского края; должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае - особая категория лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законодательством осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от имени органов и учреждений указанной службы, совершать юридически значимые действия, направленные на установление, изменение или прекращение правовых отношений. Содержание и объем таких юридических действий, определяется федеральным законодательством и настоящим Законом; инфекционные заболевания - заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможности передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку; массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания; медицинский осмотр - система клинических и лабораторно - инструментальных обследований человека с целью оценки состояния его здоровья; ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных; окружающая человека среда (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов живой, неживой и искусственной природы, определяющая во взаимодействии с человеком условия его жизнедеятельности и состояние здоровья; патогенные биологические агенты - бактерии, вирусы, риккетсии, грибы, простейшие, микоплазмы, токсины и яды биологического происхождения или материал, подозрительный на их содержание, а также любые микроорганизмы, включающие фрагменты генома названных патогенных биологических агентов и представляющие опасность для человека; производственные помещения - замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически ( в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей; рабочая зона - пространство высотой до 2-х метров над уровнем пола или площадки, на котором находятся места постоянного или временного пребывания работающих. Постоянное рабочее место - место на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2-х часов непрерывно), если при этом работа осуществляется в разных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона; санитарное законодательство - совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно - технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации; санитарные правила - нормативные акты, устанавливающие обязательные гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранения и укрепления его здоровья; санитарно-эпидемиологическая экспертиза - изучение, оценка и выдача заключений о соответствии санитарным правилам и нормам факторов среды обитания на здоровье человека; сертификация продукции, работ, услуг (далее сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям; социально-гигиенический мониторинг - государственная система организационных, социальных, санитарно-эпидемиологических, медицинских, методологических, научно-технических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания; среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений, факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие и неионизирующие и иные излучения, социальные (условия быта, питания, водообеспечения, труда, отдыха) и иные составляющие среды обитания человека, которые оказывают или могут оказывать влияние на здоровье нынешнего и будущих поколений людей; фитосанитарные мероприятия - мероприятия по защите территории от ввоза, производства, заготовки, хранения, переработки, реализации, перевозки, импорта и экспорта растительной продукции, зараженной карантинными объектами. Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в Ставропольском крае обеспечивается комплексом мер, предусмотренных федеральным законодательством, а также: реализацией федерального законодательства и законодательства Ставропольского края в области охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; разработкой и реализацией краевых и местных целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья и профилактики заболеваний населения, финансируемых из краевого и местных бюджетов; формированием действенной системы государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля; иными мерами, осуществление которых входит в компетенцию органов государственной власти Ставропольского края в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 3. Санитарное законодательство 1. На территории Ставропольского края действует санитарное законодательство Российской Федерации и Ставропольского края. 2. Санитарное законодательство Ставропольского края не должно противоречить законодательству Российской Федерации. Статья 4. Санитарные правила 1. На территории Ставропольского края действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при отсутствии федеральных санитарных правил по отдельным вопросам санитарно-эпидемиологического нормирования, а также в зависимости от складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки в Ставропольском крае, могут устанавливаться временные (на срок до одного года с возможностью продления не более чем на два срока) санитарные правила по Ставропольскому краю. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые органами исполнительной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам не должны противоречить санитарным правилам. Статья 5. Полномочия органов государственной власти края в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края к полномочиям органов государственной власти Ставропольского края в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: 1) участие в выработке и реализации единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 2) разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов Ставропольского края по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль за соблюдением данных нормативных правовых актов; 3) контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории Ставропольского края; 4) разработка, принятие и реализация краевых целевых комплексных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, научных и научно-технических программ в данной области; 5) разработка и выполнение на территории Ставропольского края санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; 6) введение на территории Ставропольского края ограничительных мероприятий (карантина); 7) разработка и реализация мер по созданию системы экономического стимулирования граждан и юридических лиц в соблюдении санитарного законодательства; 8) проведение социально-гигиенического мониторинга на территории Ставропольского края; 9) реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни; 10) координация деятельности органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и граждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 11) осуществление внешних связей и межрегионального сотрудничества по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ставропольского края; 12) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ставропольского края; 13) реализация мер по своевременному информированию населения городских и сельских поселений Ставропольского края об инфекционных заболеваниях, массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятиях; 14) решение других, не отнесенных к полномочиям Российской Федерации вопросов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления края в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: 1) разработка, принятие и реализация местных (муниципальных) программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, участие в реализации федеральных и территориальных (краевых) программ по этим вопросам; 2) организация и проведение оперативных мероприятий при ликвидации эпидемий инфекционных болезней, массовых заболеваний и отравлений людей, связанных с влиянием на организм человека неблагоприятных факторов среды его обитания; 3) обеспечению постоянной готовности служб, участвующих в проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий, в случае завоза карантинных и других опасных инфекционных и паразитарных заболеваний, санитарная охрана территории; 4) привлечение в установленном порядке населения к контролю за санитарным состоянием и благоустройством населенных пунктов; 5) координация деятельности юридических лиц и граждан по проведению ими комплексных гигиенических и противоэпидемических мероприятий; 6) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан в области санитарно-эпидемиологического благополучия; 7) запрещение на основании заключения органов санитарно-эпидемиологической службы проведения на территории муниципального образования мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные изменения окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки; 8) установление правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения, а также зоны санитарной охраны водных объектов в соответствии с требованиями санитарных правил; 9) организация и проведение на соответствующих территориях гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий; 10) контроль за соблюдением на территории муниципального образования санитарного состояния мест торговли; 11) решение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края других вопросов, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Глава II. Права и обязанности юридических лиц и граждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения Статья 7. Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. В соответствии с федеральным законодательством граждане имеют право на: 1) благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питания, потребляемую или используемую продукцию), факторы которой не должны оказывать опасного и (или) вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений; 2) получение от предприятий, учреждений и организаций полных и достоверных сведений: о мерах, принимаемых по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; о качестве выпускаемых товаров народного потребления, питьевой воды, а для продуктов питания - их составе, пищевой ценности, потребительских свойствах и безопасности; 3) получение от органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы полной и объективной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и ситуации, создающей угрозу здоровью населения, состоянии окружающей среды и здоровья населения; 4) участие в разработке и обсуждении органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 5) своевременное, в полном объеме возмещение ущерба за вред, причиненный их здоровью вследствие экологических и санитарных правонарушений, повлекших за собой нарушение здоровья. Возмещение ущерба производится предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, допустившими правонарушения, добровольно, либо по решению суда. Возмещение ущерба за вред, причиненный здоровью граждан, производится непосредственно пострадавшему либо, по его желанию, организации, принимающей на себя обязательства по его страхованию. Споры по размерам и порядку возмещения ущерба разрешаются в судебном порядке. Граждане могут осуществлять иные права в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотренные федеральным законодательством. 2. В соответствии с федеральным законодательством граждане обязаны: 1) заботиться о состоянии своего здоровья, о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, используя предоставленные обществом возможности по формированию здорового образа жизни; 2) соблюдать действующее санитарное законодательство; 3) проводить или принимать участие в проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий; 4) выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае. Граждане должны выполнять другие обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотренные федеральным законодательством. 3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации и Ставропольского края, пользуются теми же правами и имеют те же обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что и граждане Российской Федерации - жители Ставропольского края. Статья 8. Права и обязанности юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 1. В соответствии с федеральным законодательством юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора имеют право: 1) на получение от них на безвозмездной основе информации о санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке, состоянии окружающей природной среды, заболеваемости населения в пределах официально утвержденной статистической отчетности и действующих санитарных правилах; 2) вносить предложения при разработке краевых и местных программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 3) обжаловать в суде или в вышестоящей организации решения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы в порядке, установленном действующим законодательством. Юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица могут осуществлять иные права в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотренные федеральным законодательством. 2. Юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны: 1) выполнять требования санитарного законодательства Российской Федерации и Ставропольского края, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил; 2) обеспечивать безопасность и безвредность для здоровья человека выпускаемой продукции, материалов и веществ, технологических процессов при производстве, хранении и реализации продукции, с применением мер их контроля в соответствии с действующими нормативными документами; 3) разрабатывать и проводить гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, возникновения и распространения заболеваний среди работающих и населения, оздоровление условий труда; 4) немедленно информировать органы исполнительной власти края и учреждения государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; 5) выполнять постановления, предписания, заключения должностных лиц органов государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ставропольском крае, в том числе о прекращении финансирования деятельности организаций и предприятий, допустивших нарушения санитарных правил; 6) создавать условия для поддержания и повышения уровня здоровья своих работников, предупреждения заболеваний и формирования здорового образа жизни граждан; 7) иметь в наличии официально изданные санитарные правила, а также другие нормативные и методические материалы, относящиеся к осуществляемой деятельности; 8) осуществлять гигиеническое обучение и воспитание работников. Юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица должны выполнять другие обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотренные федеральным законодательством. Глава III. Общие требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Статья 9. Требования к планировке и застройке населенных пунктов 1. При разработке норм проектирования, генеральных планов городов, проектов планировки и застройки населенных пунктов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции и модернизации объектов, сооружений, транспортных средств и инженерных сетей должны соблюдаться действующие санитарные правила. 2. Предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной и нормативно-технической документации на строительство (реконструкцию, модернизацию) и застройку, ввод в эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, санаторно-курортного и жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других предприятий и сооружений, а также транспортных средств допускается при наличии заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае об их соответствии санитарным правилам. 3. Предприятия, организации и граждане, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, а также их кредитование, в случае несоблюдения санитарных правил или невозможности их выполнения, обязаны приостановить, либо полностью прекратить проведение этих работ и их финансирование самостоятельно, либо по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителей. Статья 10. Требования к продовольственному сырью, пищевой продукции, технологии их изготовления 1. Качество продовольственного сырья, пищевой продукции, материалов и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению должно соответствовать санитарным правилам. 2. Запрещается реализация продовольственного сырья, пищевой продукции и контактирующих с ними материалов и изделий, качество которых не соответствует санитарным правилам. 3. Ввоз на территорию Ставропольского края и реализация населению продукции, не прошедшей санитарно-эпидемиологической экспертизы и не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения не допускаются. В случае выявления нарушений требований санитарного законодательства Российской Федерации и Ставропольского края продукция подлежит немедленному снятию изготовителем (продавцом) с производства и реализации по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителей. 4. Разработка и постановка на производство новых видов пищевой продукции, внедрение новых технологических процессов и оборудования, производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществ разрешаются только после проведения их гигиенической оценки и выдачи санитарно - эпидемиологического заключения учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. 5. Пищевая продукция, продовольственное сырье, тара, упаковочный материал, содержащие чужеродные или посторонние вещества, микроорганизмы, и (или) их токсины в количествах, выше установленных действующими нормативными документами, не подлежат реализации в обычном порядке. Заключение о возможности и условиях их дальнейшего использования в каждом конкретном случае принимается службами государственного санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. 6. Пищевая продукция, продовольственное сырье, тара, упаковочный материал, признанные непригодными для непосредственного использования, должны быть направлены на промышленную переработку, утилизированы или уничтожены в порядке, установленном действующим законодательством. Статья 11. Требования к материалам, веществам и другой продукции непродовольственного назначения 1. Продукция непродовольственного назначения, производство, транспортировка, хранение и применение которой требуют непосредственного участия человека, способная оказать неблагоприятное влияние на его здоровье, по своим показателям и свойствам должна отвечать действующим санитарным правилам. 2. Новые технологии, материалы, вещества и изделия, предназначенные для использования в хозяйственной деятельности, быту и медицинской практике, а также продукция, закупаемая за пределами края, допускаются к постановке на производство, к внедрению и применению только на основании заключений об их соответствии санитарным правилам органов и учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Ставропольского края. 3. Порядок поступления в край пестицидов, условия их транспортировки, хранения, применения, реализации и утилизации должны соответствовать санитарным правилам. 4. Продукция, не соответствующая санитарным правилам, снимается с производства и реализации по постановлению главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю или его заместителя. Статья 12. Требования к продукции, закупаемой за рубежом 1. Ввозимая из-за рубежа продукция (материалы, вещества, изделия, технологические процессы, оборудование), предназначенные для применения в промышленности, гражданском строительстве, сельском хозяйстве, для производства товаров бытового назначения, реализации населению, продовольственное сырье, пищевая продукция и пищевые добавки по своим показателям и свойствам должны соответствовать санитарным правилам и международным требованиям безопасности и безвредности для человека. Продовольственные и непродовольственные товары, ввозимые из-за рубежа, должны содержать соответствующую информацию о них на русском языке. В договорах (контрактах) на поставку в Ставропольский край продукции, подлежащей обязательной сертификации, должно быть предусмотрено условие о наличии сертификата и знака соответствия на эту продукцию, выданных или признанных уполномоченным на то органом. 2. Предприятия, организации, граждане, осуществляющие заключение договоров на поставку и реализацию импортной продукции в Ставропольский край, представляют в органы государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае официальные документы фирмы изготовителя и официального органа страны экспортера, подтверждающие ее качество и безопасность, образцы продукции для получения разрешения на ее закупку и реализацию на территории края и выдачи санитарно-эпидемиологического заключения. 3. Использование и реализация импортной продукции на территории Ставропольского края производится при обязательном указании в сертификате соответствия реквизитов санитарно-эпидемиологического заключения на данный вид продукции, выданного органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. 4. Ответственность за качество и безопасность реализуемой импортной продукции несет изготовитель, получатель и продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 13. Требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению населения 1. Жители городов и других населенных пунктов Ставропольского края должны обеспечиваться доброкачественной питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологической и хозяйственных потребностей. 2. Качество воды используемой населением для питьевых и бытовых целей, должно соответствовать санитарным требованиям и обеспечиваться: выбором источника водоснабжения, технологии обработки воды, безопасных и безвредных для человека материалов, оборудования и реагентов, применяемых в хозяйственно-питьевом водоснабжении; выполнением санитарных и иных мероприятий по предотвращению загрязнения водоисточников; разработкой и осуществлением рабочих программ контроля за качеством питьевой воды в системах водоснабжения с учетом местных условий; введением органами местного самоуправления по постановлению главного государственного санитарного врача территории временного, усиленного режима обеззараживания и обработки питьевой воды, контроля за ее качеством при наличии угрозы здоровью населения вследствие опасности ухудшения качества питьевой воды; иными мерами, предусмотренными законодательством. 3. Развитие питьевого водоснабжения обеспечивается реализацией федеральных, региональных и местных программ водоснабжения населения. Питьевое водоснабжение подлежит обязательному включению в планы социально-экономического развития территорий (районов, городов и края в целом). 4. Водопользователи в соответствии с санитарным и водным законодательством обязаны: выполнять технологические условия подачи потребителям питьевой воды, отвечающей нормативным требованиям, в том числе гигиеническим нормативам, по всем показателям, обеспечивать режим бесперебойной подачи питьевой воды для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. 5. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников водоснабжения, органами государственной власти и местного самоуправления устанавливаются зоны санитарной охраны систем и источников питьевого водоснабжения со специальным режимом. 6. В случаях нарушения функционирования систем питьевого водоснабжения, режима подачи питьевой воды, несоответствия качества подаваемой воды санитарным правилам, органы местного самоуправления, собственники систем водоснабжения обязаны принять меры по нормализации водоподачи, используя резервные источники и системы питьевого водоснабжения, бытовые и групповые технические средства обеззараживания воды, поставку питьевой воды в расфасованном виде или ее доставку в емкостях (цистернах) для группового использования. 7. Решение о запрещении или ограничении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается органом местного самоуправления на основании постановления главного государственного санитарного врача. Статья 14. Требования к водным объектам, используемым населением 1. Водные объекты (водоемы), используемые для питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения населения (занятия спортом, отдыха, и в лечебных целях и т.д.) не должны оказывать вредного влияния на здоровье населения. 2. Использование водных объектов в целях питьевого и (или) хозяйственно-бытового назначения допускается только при наличии заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы о соответствии качества воды в них требованиям санитарных правил для конкретного вида водопользования. 3. Качество воды в водных объектах, используемых для питьевого водоснабжения, в хозяйственных и спортивно-оздоровительных целях должно отвечать требованиям санитарных правил. 4. В целях предотвращения загрязнения и охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, Правительством Ставропольского края, органами местного самоуправления устанавливаются водоохранные зоны, округа и зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Контроль за качеством воды в водных объектах осуществляется водопользователями. Государственный контроль за качеством и использованием воды осуществляется исполнительными органами государственной власти Ставропольского края, в пределах их компетенции. 6. Органы исполнительной власти края и местного самоуправления, владельцы водоемов в случаях, когда качество воды в водных объектах представляет опасность для здоровья населения, обязаны принять неотложные меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования водного объекта по постановлению главного государственного санитарного врача территории, либо представлению других органов, осуществляющих государственный контроль за качеством воды водоемов. Статья 15. Особенности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказских Минеральных Вод На части территории Ставропольского края, занимаемой курортами Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемым эколого-курортным регионом Российской Федерации, в границах округа санитарной охраны курортов, могут вводиться временные специальные санитарные правила, обеспечивающие защиту и сохранение курортных лечебных факторов от загрязнения, истощения и разрушения. Статья 16. Требования к атмосферному воздуху населенных пунктов, воздуху рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей 1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорий промышленных предприятий, воздух рабочей зоны производственных помещений, жилищ и других помещений для постоянного или временного пребывания людей должен соответствовать санитарным правилам. 2. Критерии безвредности и безопасности для здоровья состава атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны и мест постоянного или временного пребывания людей устанавливаются санитарными правилами. 3. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха территорий населенных пунктов производственными выбросами органами исполнительной власти края и местного самоуправления устанавливаются санитарно-защитные зоны со специальным режимом. 4. Предприятия независимо от их форм собственности, имеющие источники выбросов вредных веществ в атмосферу, обязаны осуществлять лабораторный контроль за предельно допустимыми выбросами, нормативы и методы определения которых утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора. 5. Предприятия, организации и граждане обязаны осуществлять комплексные мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию загрязнений воздушной среды вредными веществами, воздействия на нее физических факторов, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье человека. 6. Государственный контроль за состоянием атмосферного воздуха в санитарно-защитных зонах осуществляют органы и учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а в населенных пунктах также органами в области охраны окружающей природной среды. Статья 17. Требования к охране почв, содержанию территорий населенных пунктов, сбору, захоронению, переработке, обезвреживанию и утилизации производственных и бытовых отходов 1. В почвах территорий населенных пунктов, полях сельскохозяйственного и иного назначения содержание потенциально опасных для здоровья человека химических веществ и соединений, микроорганизмов и геогельминтов, а также уровень загрязнения почвы радиоактивными веществами не должны превышать установленные санитарные нормативы. 2. Территории населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций должны содержаться в соответствии с требованиями санитарных правил и Правилами содержания территорий населенных пунктов, принимаемыми органами местного самоуправления. 3. Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные подразделения с целью осуществления контроля за санитарным содержанием территорий населенных пунктов. 4. Производственные и бытовые (твердые и жидкие) отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, обеззараживанию, захоронению и утилизации с соблюдением санитарных правил, правил безопасности и безвредности для здоровья людей и окружающей природной среды. Порядок, условия и способы сбора, переработки, обезвреживания, обеззараживания, захоронения, утилизации или применения в качестве сырья производственных и бытовых отходов, биологических устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае. 5. Ввоз на территорию края и трансграничные перевозки производственных отходов производятся в порядке, установленном Правительством Ставропольского края по согласованию с государственной санитарно-эпидемиологической службой в Ставропольском крае. Статья 18. Радиационная безопасность населения и окружающей среды 1. Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы края совместно с заинтересованными службами государственного и ведомственного радиационного надзора осуществляют контроль за радиационной безопасностью населения, производственного персонала и окружающей среды. 2. Работа с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения проводится при соблюдении санитарных правил и нормативов радиационной безопасности. Производство, применение, хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных веществ, других источников ионизирующего излучения осуществляется при наличии лицензии на данный вид деятельности с соблюдением требований санитарных правил и нормативов и только с разрешения уполномоченного на то органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ставропольском крае, краевого органа по охране окружающей природной среды. 3. Отвод земельных участков под жилищно-гражданское строительство, приемка в эксплуатацию зданий и сооружений осуществляется после проведения радиационно-гигиенического обследования и выдачи гигиенического заключения органами государственной санитарно-эпидемиологической службы края. 4. Строительные сырье и лесоматериалы, отходы промышленного производства, используемые в качестве строительного сырья местного производства или ввозимые из-за пределов края должны подвергаться обязательному радиационному контролю с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения. 5. Все грузы, поступающие на территорию края или следующие транзитом, подлежат радиационному контролю в случае отсутствия гигиенического заключения, подтверждающего их радиационную безопасность. 6. Продукты и сырье, поступающие на территорию края из зон, неблагополучных в радиационном отношении, обследуются вторично в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 7. Учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора определяют объемы и кратность исследований объектов внешней среды на радиоактивность с учетом данных социально-гигиенического мониторинга и вносят результаты исследования в санитарные паспорта объектов и территории Ставропольского края. Статья 19. Условия работы с источниками механических колебаний, ионизирующих и неионизирующих излучений 1. Работы с источниками (машины, механизмы, установки, устройства, аппараты и другие) механических колебаний (шума, ультразвука, вибрации и иных), ионизирующих излучений (радиоактивного, рентгеновского и иного), неионизирующих (электромагнитных полей, высоких, ультравысоких и сверхвысоких частот, световых потоков и иных) и других видов излучений должны осуществляться в соответствии с требованиями санитарных правил. 2. Производство, применение, хранение, транспортировка, захоронение источников механических колебаний, ионизирующих, неионизирующих и других видов излучений допускаются только при наличии санитарного паспорта, лицензии, выдаваемых на основании санитарно-эпидемиологического заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае. 3. Размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и применение источников ионизирующего излучения, а также источников шума, вибрации, инфразвука, ультразвука, электромагнитных полей, оптического излучения осуществляется с соблюдением требований санитарных правил, норм экологической безопасности и только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения органа или учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы. Статья 20. Требования к условиям труда 1. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на здоровье человека. 2. Рабочее место по условиям труда должно быть аттестовано лабораториями, аккредитованными в системе государственной санитарно-эпидемиологической службы и Госстандарта Российской Федерации. 3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять мероприятия по обеспечению безопасных условий труда и выполнению требований санитарных правил к производственным процессам, технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективных и индивидуальных средств защиты, режима работы и бытового обслуживания, в целях предупреждения несчастных случаев, отравлений, профессиональных и иных заболеваний, связанных с условиями труда. 4. Применяемые в производстве токсические химические вещества подлежат регистрации в государственном регистре потенциально опасных химических и биологических веществ. Запрещается применение в производстве химических веществ и материалов, на которые не установлены гигиенические нормативы. Статья 21. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в процессе воспитания и обучения 1. В образовательных учреждениях должны соблюдаться требования, обеспечивающие условия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в процессе их воспитания и обучения и профессиональной подготовки. 2. Программы, методики, объем учебной нагрузки, режим занятий и дня обучающихся и воспитанников детских и подростковых учреждений должны устанавливаться с учетом санитарных правил. 3. В учреждениях общего и профессионального образования должно обеспечиваться соответствующее требованиям санитарного законодательства питание детей и подростков (бесплатно и (или) за плату), в виде горячих завтраков или обедов. Статья 22. Требования к жилым помещениям 1. Помещения, предназначенные для временного и постоянного проживания граждан, по площади, планировке, степени освещенности, воздухообмену, расположению и оборудованию, а также применяемым строительным и отделочным материалам должны обеспечивать безопасные и благоприятные для здоровья условия жизни людей. 2. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации и Ставропольского края не пригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Статья 23. Требования к эксплуатации производственных, общественных зданий, помещений, сооружений и оборудования 1. При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться благоприятные для здоровья человека условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероприятия по охране окружающей природной среды, предупреждению возникновения и распространения заболеваний среди населения. 2. Изменение назначения и перепланировка производственных и общественных помещений должны быть согласованы с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае. 3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в случаях несоблюдения требований санитарных правил обязаны по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя приостанавливать либо полностью прекращать свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнение и оказание отдельных видов работ и услуг. Статья 24. Требования к профилактическим медицинским осмотрам 1. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения инфекционных и профессиональных заболеваний, определения профессиональной пригодности, работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, граждане занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны проходить предварительные, при поступлении на работу, периодические, а также целевые профилактические медицинские осмотры. 2. Работодатели, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения работающими медицинских осмотров. 3. Работники предприятий, учреждений и организаций, в том числе пищевой промышленности, общественного питания, торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, не прошедшие обязательные профилактические медосмотры могут быть по решению администрации предприятия, учреждения, организации не допущены к работе или временно отстранены от работы до устранения указанного нарушения санитарных правил. 4. Сведения о состоянии здоровья и результатах профилактических медицинских осмотров вносятся в личную медицинскую книжку единого образца, форма и порядок ведения которой утверждаются главным государственным санитарным врачом по Ставропольскому краю. 5. По желанию и на средства работодателя предварительные и периодические медицинские осмотры могут производиться по расширенной программе по договору с лечебно-профилактическими учреждениями. 6. Лечебно-профилактическое учреждение несет ответственность за качество медицинских осмотров и обоснованность выданных заключений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. 7. Работодатель (руководитель организации) несет установленную законом ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших предварительный или периодический медицинский осмотр, либо допуск к работе без учета медицинского заключения, и в случаях возникновения профессиональных заболеваний у работающих. Статья 25. Предупреждение и ликвидация инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений граждан 1. В целях предупреждения возникновения и распространения, а также ликвидации инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей предприятиями, организациями, гражданами должны своевременно и в полном объеме проводиться необходимые комплексные организационные, инженерно-технические, медицинские, гигиенические, учебно-тренировочные, противоэпидемические мероприятия. 2. В случае угрозы распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и в населенных пунктах, предприятиях, учреждениях и организациях Ставропольского края по предложению органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ставропольском крае в установленном порядке могут вводится особые условия и режим хозяйственной деятельности и жизни населения. 3. Для подготовки предложений по выработке и реализации основных направлений государственной политики по Ставропольскому краю в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения создается Межведомственная комиссия Совета по экономической и общественной безопасности Ставропольского края по охране здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, действующая в соответствии с Положением о ней. 4. Для оперативного руководства и координации деятельности организаций, предприятий и граждан по предупреждению, ликвидации заболеваний и отравлений людей, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Правительство Ставропольского края, органы местного самоуправления образуют санитарно-противоэпидемические комиссии, действующие в соответствии с положениями о них, решения которых являются обязательными для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан. При проведении мероприятий по локализации и ликвидации эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций используются специализированные противоэпидемические бригады и другие формирования постоянной готовности. 5. Больные инфекционными заболеваниями и граждане с подозрением на такие заболевания и контактирующие с инфекционными больными подлежат обязательному лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а в случаях, если они представляют опасность для окружающих - обязательной госпитализации, изоляции (карантину) и вакцинации по решению органов государственной санитарно-эпидемиологической службы. Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний, в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой работой, временно переводятся на другую работу, а при невозможности перевода - временно, до выздоровления, отстраняются от работы по постановлению должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы с выплатой пособия по социальному страхованию. 6. Инфекционные заболевания, а также неинфекционные заболевания и отравления людей, в том числе профессионального характера, связанные с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды обитания, подлежат выявлению и регистрации в учреждениях здравоохранения по месту их выявления и передаче в учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае для государственного учета. Статья 26. Санитарная охрана территории края 1. Санитарная охрана территории края включает организационные, санитарно-гигиенические, санитарно-ветеринарные, фитосанитарные, противоэпидемические и лечебно-профилактические мероприятия, осуществляемые на всех видах транспортных средств международных сообщений. 2. Организации и учреждения министерств путей сообщения, гражданской авиации, автомобильного транспорта, расположенные на территории края, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, другие владельцы транспортных средств обеспечивают: противоэпидемическую готовность транспортных средств, убывающих за рубеж; специальную подготовку членов экипажей транспортных средств по вопросам профилактики и борьбы с особо опасными и конвенционными болезнями; доброкачественной питьевой водой и продуктами питания членов экипажей и пассажиров, средствами индивидуальной защиты и экстренной профилактики; защиту транспортных средств, объектов и территорий аэропортов, железнодорожных и автовокзалов от попадания в них грызунов, проведение профилактической дезинфекции, дератизации и дезинсекции на них. 3. Юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в области международной туристической деятельности обязаны проводить специальную подготовку граждан, выезжающих за пределы Российской Федерации, по вопросам профилактики инфекционных заболеваний и пищевых отравлений. 4. В целях предупреждения завоза из-за рубежа и распространения на территории края карантинных (чума, холера, желтая лихорадка) и других инфекционных и паразитарных заболеваний людей, в пунктах пропуска через административную границу проводится санитарно-карантинный контроль. Санитарно-карантинному контролю подвергаются все прибывшие на территорию края из-за рубежа воздушные суда, поезда, автотранспорт, грузы, экипажи (бригады) и пассажиры. 5. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через административную границу на воздушном транспорте проводят санитарно-карантинные пункты органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, на железнодорожном транспорте - орган государственного ведомственного надзора, автотранспорта - отдельный батальон милиции по обеспечению карантинных мероприятий при проведении борьбы с эпизоотиями управления внутренних дел Ставропольского края. 6. Администрации воздушных портов, начальники железнодорожных вокзалов обеспечивают бесплатное предоставление (включая коммунальные услуги, телефонную и радиосвязь) и содержание специальных помещений (в том числе изоляторов) для размещения санитарно-карантинных пунктов, а также выделение транспорта для оперативного проведения санитарно-карантинного контроля и организации противоэпидемических мероприятий. Статья 27. Организация дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ 1. Производство, хранение, транспортировка и реализация дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств должны соответствовать требованиям санитарных правил. 2. Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы проводятся государственными унитарными предприятиями дезинфекционного профиля и учреждениями ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также другими юридическими лицами, гражданами, осуществляющими деятельность без образования юридического лица, только при наличии у них выданной в установленном порядке лицензии на данный вид деятельности. Оплата дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в первоочередном порядке. 3. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация производственных и бытовых помещений предприятий, учреждений и организаций, а также жилых помещений на территории Ставропольского, края осуществляется с применением средств, сертифицированных в установленном порядке органом санитарно-эпидемиологического надзора. Статья 28. Требования к условиям работы с патогенными биологическими агентами 1. При выполнении работ с патогенными биологическими агентами, а также работ в области генной инженерии должны выполняться требования санитарных правил. 2. Работа с патогенными биологическими агентами допускается только при наличии лицензии, выдаваемой центральной лицензионной комиссией и центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ставропольском крае. Статья 29. Требования к организации профилактических прививок Организация и проведение профилактических прививок населению осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края. Статья 30. Специальная экспертиза и консультации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. По поручению органов государственной власти Ставропольского края, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения и другие предприятия и организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, обязаны проводить в пределах своей компетенции специальную экспертизу и консультации по оценке влияния неблагоприятных факторов среды обитания человека на его здоровье. 2. Учреждения, организации, специалисты, проводившие экспертизу и консультации, несут ответственность за качество и достоверность заключений и полноту представляемой информации. Статья 31. Гигиеническое воспитание и образование граждан 1. Для повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, распространения знаний о здоровом образе жизни проводится гигиеническое воспитание и образование граждан. 2. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляется в процессе реализации общеобразовательных программ, профессиональных образовательных программ, дополнительных образовательных программ в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования и иных учреждениях, на условиях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. 3. Программы, методики и режимы гигиенического воспитания и обучения в процессе профессиональной подготовки подлежат обязательному согласованию с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае об их соответствии действующим санитарным правилам. 4. Гигиеническое воспитание и образование лиц, занятых в сфере предпринимательской деятельности, а также декретированного контингента, осуществляется учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, учреждениями здравоохранения Ставропольского края и иными образовательными учреждениями на платной основе. Статья 32. Государственная система социально-гигиенического мониторинга 1. В целях выявления неблагоприятного влияния на здоровье человека факторов окружающей природной среды, условий труда, проживания, питания, быта, отдыха, воспитания и обучения, и разработки адекватных мер по профилактике заболеваний населения и оздоровлению среды обитания человека в Ставропольском крае создается государственная система социально-гигиенического мониторинга. 2. Социально-гигиенический мониторинг проводится органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае на основании собственных наблюдений за качеством окружающей природной среды в местах проживания и хозяйственной деятельности людей, условиями труда, быта, воспитания, обучения, питания населения, а также данных мониторинга здоровья населения, сведений о заболеваемости, смертности, рождаемости, окружающей природной среды, потенциально опасных веществ, радиационной обстановки и других видов специальных мониторингов, экономическом и социальном развитии территорий. 3. Сведения, необходимые для ведения государственной системы социально-гигиенического мониторинга, предоставляются соответствующими исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями Ставропольского края независимо от их форм собственности, на безвозмездной основе. 4. Центр государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае представляет ежегодный доклад о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения органам государственной власти Ставропольского края. Статья 33. Сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека Продукция, работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для здоровья человека, подлежат на территории Ставропольского края обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. Статья 34. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза 1. Санитарно-эпидемиологическую экспертизу на территории Ставропольского края проводят органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы. 2. Санитарно-эпидемиологической экспертизе подлежат: генеральные планы застройки, градостроительные проекты; документация по предоставлению земельных участков под размещение и строительство предприятий, зданий и сооружений; размещение объектов, гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения; материалы выбора земельных участков под строительство, проектно-сметная документация на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов, пусковых комплексов, сооружений, транспортных средств и инженерных сетей; жилые дома, здания и сооружения культурно-бытового, жилищно-коммунального, медицинского, ветеринарного назначения, промышленные, транспортные и другие предприятия (пусковые комплексы) и сооружения, а также транспортные средства при вводе их в эксплуатацию; материалы, вещества, изделия и другая продукция, а также продовольственное сырье, пищевая продукция и материалы, контактирующие с ними; изделия медицинского назначения; продукция, закупаемая за рубежом; вода для питьевых, хозяйственных и производственных нужд, вода источников централизованного и нецентрализованного водоснабжения, для купания, занятия спортом и отдыха населения, лечебных целей, водоемов в черте населенных пунктов; атмосферный воздух городов, территорий промышленных предприятий; воздух рабочей зоны производственных и других помещений постоянного и временного пребывания людей; способы, порядок и условия сбора, переработки, обезвреживания, утилизации и захоронения производственных и бытовых отходов; жилые, производственные и общественные здания и помещения; источники механических колебаний, ионизирующих, неионизирующих и других видов излучений; условия, программы, методики и режимы воспитания, обучения и профессиональной подготовки и уровень гигиенических знаний. 3. Порядок и методы проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы определяются действующими санитарными правилами. К проведению экспертизы допускаются специалисты органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, научно-исследовательских учреждений и организаций, высших учебных заведений, аккредитованных в порядке, установленным законодательством. 4. Лица, осуществляющие санитарно-эпидемиологическую экспертизу, несут ответственность за качество, объективность и полноту проводимых исследований. Глава IV. Государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, производственный и общественный контроль Статья 35. Государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Ставропольском крае включает: 1) наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; 2) выявление и установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей; 3) разработку предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, обязательных для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами; 4) осуществление контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением действующих санитарных правил юридическими лицами и гражданами; 5) применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечение к ответственности юридических лиц и граждан, их совершивших; 6) ведение государственного учета инфекционных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания; 7) проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы; 8) лицензирование деятельности, связанной с возбудителями инфекционных заболеваний человека, производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств и проведения с ними работ, а также деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения. 2. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ставропольском крае, в соответствии с законодательством Российской Федерации, возлагается на государственную санитарно-эпидемиологическую службу в Ставропольском крае. 3. Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках и на специальных объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, расположенных в Ставропольском крае, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется специальными службами указанных Министерств и ведомств. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ставропольском крае координирует деятельность специальных служб федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках и на специальных объектах. Статья 36. Производственный контроль 1. На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возлагается обязанность по обеспечению производственного контроля за соблюдением установленных санитарных правил в процессе производства (деятельности) и за выполнением мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды, за условиями труда, быта, отдыха, обучения и воспитания людей, гигиеническими показателями качества выпускаемой продукции. 2. Частота и объем лабораторных и инструментальных методов производственного контроля согласовываются с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Ставропольского края. 3. Лаборатории, предназначенные для обеспечения производственного контроля, должны быть аттестованы, лицензированы, аккредитованы в установленном законодательством порядке, на основе заключений, выдаваемых органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. 4. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за несоблюдение установленных сроков выполнения контроля, за полноту и достоверность его результатов. Статья 37. Общественный контроль Общественные объединения граждан в соответствии с их уставами и законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением требований санитарных правил и о его результатах информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае. Глава V. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба в Ставропольском крае Статья 38. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае 1. В соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ставропольском крае может передаваться предусмотренная настоящим Законом часть полномочий органов исполнительной власти Ставропольского края в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения Ставропольского края. 2. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба в Ставропольском крае включает: центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ставропольском крае; центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в административно-территориальных образованиях края; научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля; предприятия дезинфекционного профиля. 3. Руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой в Ставропольском крае возлагается на главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю, назначаемого и освобождаемого от должности в установленном порядке. Главные государственные санитарные врачи по административно-территориальным образованиям Ставропольского края назначаются и освобождаются главным государственным санитарным врачом по Ставропольскому краю. Главный государственный санитарный врач по Ставропольскому краю подчиняется Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации. Статья 39.Финансирование и материально-техническое обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае 1. Финансирование и материально-техническое обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае, в том числе расходов на развитие материально-технической базы, на капитальное строительство, реконструкцию, реализацию социальных программ для работников службы, эксплуатационные расходы осуществляется из Федерального бюджета. Для финансирования краевых целевых программ, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, привлекаются средства краевого бюджета. 2. Дополнительными источниками финансирования учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае могут являться: 1) ассигнования, выделяемые из местных бюджетов, на реализацию целевых региональных и территориальных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний; 2) часть средств краевого внебюджетного экологического фонда, направляемая в соответствии с положением об этом фонде на выполнение работ по профилактике заболеваний людей, связанных с неблагополучной экологической обстановкой; 3) средства, получаемые от предприятий, организаций и граждан в качестве возмещения затрат на проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей; 4) средства от выполнения организациями службы платных медицинских работ (оказания услуг) по договорам с хозяйствующими субъектами и населением. Перечень платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями службы в соответствии с их компетенцией, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации. Тарифы на платные медицинские услуги в установленных случаях согласовываются с комитетом по ценам Ставропольского края; 5) средства от совместной деятельности; 6) добровольные взносы и пожертвования общественных объединений, организаций и граждан; 7) часть средств, полученных в порядке заключения договоров с лечебно-профилактическими учреждениями на оказание санитарно-бактериологических и санитарно-профилактических мероприятий в рамках Программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, утверждаемой Правительством Ставропольского края по тарифам, действующим в системе обязательного медицинского страхования; 8) другие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. 3. Законодательством Ставропольского края могут устанавливаться налоговые льготы учреждениям государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае. Органами местного самоуправления Ставропольского края могут предоставляться налоговые льготы органам и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы Ставропольского края в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. Статья 40. Права должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае 1. В соответствии с законодательством Российской Федерации главный государственный санитарный врач по Ставропольскому краю и его заместители, главные государственные санитарные врачи в административно-территориальных образованиях и их заместители имеют право: 1) вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства Ставропольского края, а также по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 2) беспрепятственно (по предъявлении служебного удостоверения) посещать и проводить обследование организаций, предприятий, условий работы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, с целью проверки выполнения санитарного законодательства, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения санитарных правил; 3) предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; 4) поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по их результатам предъявлять предприятиям, организациям и гражданам основанные на действующих санитарных правилах заключения; 5) выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а также неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоприятным воздействием на организм человека факторов среды его обитания; 6) приостанавливать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать: работы по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов и их пусковых комплексов; - эксплуатацию действующих предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков, помещений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности; разработку, постановку на производство и применение (использование) продукции народного хозяйства; производство, хранение, транспортировку и реализацию производственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей; 7) вносить предложения в органы власти, а также в финансово - кредитные органы: о запрещении или введении на отдельных территориях особых условий и режимов проживания населения и осуществления ими хозяйственной деятельности, направленных на ликвидацию и предотвращение заболеваний и отравлений населения; о приостановлении операций предприятий, организаций, учреждений и граждан по расчетным счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях по выполнению работ по проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельности предприятий, организаций и граждан в случае невыполнения ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае; 8) принимать решения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты; - о проведении лабораторного исследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактирующими с больными инфекционными заболеваниями; об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих; о проведении дезинфекции, дезинсекции, дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; 9) составлять протокол о санитарном правонарушении; 10) вызывать в учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушения санитарного законодательства и санитарных правил; 11) рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного воздействия; 12) предъявлять требования: о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан; о возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей; об уплате штрафов; 13) в случае нарушения санитарного законодательства, санитарных правил вносить предложения об изъятии лицензии; 14) утверждать в установленном порядке временные местные санитарные правила, издавать и вводить их в действие; 15) получать бесплатно и без ограничений от предприятий, учреждений, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае задач; 16) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы. 2. Главный государственный санитарный врач по Ставропольскому краю имеет право назначить и поручить компетентным организациям и учреждениям проведение специальных экспертиз и консультаций по разделу санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 3. Права, предусмотренные в подпунктах 2, 3, 5, 9, пункта 1 настоящей статьи, распространяются также на других должностных лиц и специалистов органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае. Статья 41. Обязанности и ответственность должностных лиц и специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае 1. В соответствии с законодательством Российской Федерации главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае осуществляя государственный санитарно-эпидемиологический надзор обязаны: 1) использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению санитарных правонарушений; 2) координировать свою деятельность с органами государственной власти и местного самоуправления, а также общественными объединениями граждан, заинтересованными в деле защиты прав и интересов граждан и общества в охране и укреплении здоровья населения, обеспечении его санитарно-эпидемиологического благополучия; 3) сохранять государственную и коммерческую тайну в отношении информации, которая может стать им известна при выполнении своих функциональных обязанностей. 2. Должностные лица и специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Статья 42. Обжалование действий должностных лиц и специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае Действие или бездействие главных государственных санитарных врачей, других должностных лиц и специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае по предупреждению, пресечению санитарного правонарушения могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 43. Правовое положение должностных лиц и специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае 1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются представителями органов государственной власти и находятся под защитой государства. В своей деятельности они независимы и руководствуются только действующим санитарным законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. 2. Любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц и специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы в Ставропольском крае, препятствующее выполнению ими профессиональных обязанностей, или вмешательство в их деятельность запрещаются. Должностные лица и отдельные граждане, допустившие указанные действия, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Глава VI. Ответственность за нарушение требований санитарного законодательства Статья 44. Понятие санитарного правонарушения Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое санитарным законодательством предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Статья 45. Административная ответственность за санитарные правонарушения 1. Административная ответственность за санитарное правонарушение наступает, если это правонарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Административная ответственность должностных лиц, граждан и юридических лиц за санитарные правонарушения и порядок производства по делам по данным правонарушениям устанавливается федеральным законодательством. Статья 46. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации. Глава VII. Заключительные положения Статья 47. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу через 15 дней со дня его официального опубликования. Статья 48. Приведение нормативных правовых актов, в соответствие с настоящим Законом Нормативные правовые акты Губернатора Ставропольского края, исполнительных органов государственной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|