Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 12.07.2001 № 761-II ГДСК

 

               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 12 июля 2001 г. N 761-II ГДСК

                   ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       На основании статьи 125 (часть вторая,  пункт "а") Конституции
   Российской  Федерации,  подпункта "а" пункта 1 части первой статьи
   3,  статьей  36  и  84  Федерального  конституционного  закона  "О
   Конституционном  Суде  Российской  Федерации" Государственная Дума
   Ставропольского края постановляет:

       1. Обратиться в Конституционный  Суд  Российской  Федерации  с
   запросом  о проверке конституционности Указа Президента Российской
   Федерации от 4 августа 1997 г.  N 822 "Об изменении  нарицательной
   стоимости  российских  денежных знаков и масштаба цен",  пункта 11
   постановления Правительства Российской Федерации  от  18  сентября
   1997  г.  N  1182  "О  проведении мероприятий в связи с изменением
   нарицательной стоимости  российских  денежных  знаков  и  масштаба
   цен".
       2. Назначить в  качестве  представителя  Государственной  Думы
   Ставропольского   края   при  рассмотрении  указанного  запроса  в
   Конституционном Суде Российской Федерации депутата Государственной
   Думы Ставропольского края Зуева Николая Ивановича.

                                    Председатель Государственной Думы
                                                 Ставропольского края
                                                           А.А.ШИЯНОВ
   
   
   


                                                В Конституционный Суд
                                                 Российской Федерации

                                 ЗАПРОС

             О проверке конституционности Указа Президента
            Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822
            "Об изменении нарицательной стоимости российских
               денежных знаков и масштаба цен", пункта 11
            постановления Правительства Российской Федерации
              от 18 сентября 1997 г. N 1182 "О проведении
             мероприятий в связи с изменением нарицательной
          стоимости российских денежных знаков и масштаба цен"

       Государственная Дума Ставропольского края (г.  Ставрополь, пл.
   Ленина,  дом 1) на основании статьи 125 (часть вторая,  пункт "а")
   Конституции  Российской  Федерации,  подпункта  "а" пункта 1 части
   первой статьи 3,  статьей 36 и  84  Федерального  конституционного
   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской  Федерации"  и  в
   соответствии с постановлением Государственной Думы Ставропольского
   края   от   12   июля   2001  года  N  761-11  ГДСК  обращается  в
   Конституционный Суд Российской Федерации  с  запросом  о  проверке
   конституционности  Указа  Президента  Российской  Федерации  от  4
   августа 1997  г.  N  822  "Об  изменении  нарицательной  стоимости
   российских    денежных    знаков   и   масштаба   цен"   (Собрание
   законодательства  РФ,  1997,  N   32,   ст.   3752),   пункта   11
   постановления  Правительства  Российской  Федерации от 18 сентября
   1997 г.  N 1182 "О проведении мероприятий  в  связи  с  изменением
   нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен"
   (Собрание законодательства РФ, 1997, N 38, ст. 4389).
       Основанием для   направления  запроса  в  Конституционный  Суд
   является обращение в  Государственную  Думу  Ставропольского  края
   союза   защиты   дореформенных  вкладчиков  Сберегательного  банка
   Российской  Федерации   и   владельцев   ценных   бумаг   Прикумья
   (Ставропольский край,  г.  Буденновск,  Микрорайон N 1, дом 1, кв.
   1).
       Анализ практики   реализации   Закона   РСФСР  "Об  индексации
   денежных  доходов  и  сбережений  граждан  в   РСФСР",   а   также
   постановления  Верховного  Совета  Российской  Федерации о порядке
   введения в действие этого Закона,  как отмечается в  постановлении
   Конституционного  Суда  Российской  Федерации от 31 мая 1993 г.  N
   12-п,  позволяет  сделать  вывод  о  том,  что   Верховный   Совет
   Российской  Федерации  и  Правительство  Российской  Федерации  не
   приняли необходимых мер по  выполнению  содержащихся  в  названных
   нормативных актах требований.  Не применяя данные правовые акты на
   практике,  высшие государственные органы фактически поставили  под
   сомнение их конституционность.
       Конституционный Суд   Российской   Федерации   признал,    что
   несоблюдение  порядка  введения  в  действие  и  неприменение всех
   требований,  предусмотренных статьями  1  и  2  Закона  РСФСР  "Об
   индексации   денежных  доходов  и  сбережений  граждан  в  РСФСР",
   нарушают основные права граждан,  закрепленные статьями  13  и  52
   Конституции РСФСР 1978 года.
       В вышеуказанном постановлении Конституционного Суда Российской
   Федерации  в  соответствии  со статьей 55 закона о Конституционном
   Суде Российской Федерации указывается Верховному Совету Российской
   Федерации  и Совету Министров - Правительству Российской Федерации
   на нарушения ими обязанностей,  предусмотренных статьей 4, пунктом
   7 части первой статьи 109,  пунктами 1,  2 и 3 части второй статьи
   125,  статьей  127  Конституции  РСФСР  1978  года,  а  также   на
   необходимость   разработки   и   принятия   мер,  направленных  на
   реализацию Закона РСФСР от 24  октября  1991  года  N  1799-1  "Об
   индексации   денежных   доходов  и  сбережений  граждан  в  РСФСР"
   (Ведомости СНД и ВС РСФСР,  1991,  N 45,  ст.  1488) с учетом всех
   возможных   путей   и   механизмов  по  поддержанию  покупательной
   способности сбережений граждан.
       12 мая  1995  года  вступил в действие Федеральный закон от 10
   мая 1995 года  N  73-ФЗ  "О  восстановлении  и  защите  сбережений
   граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 1995,
   N 20,  ст.  1765),  в статье 4 которого установлено, что ценностью
   гарантированных   сбережений   граждан   признается  покупательная
   способность вложенных денежных средств на момент их вложения.
       Для гарантированных  сбережений граждан,  созданных до 1 марта
   1991 года,  покупательная способность денежных  средств  считается
   постоянной и определяется покупательной способностью валюты СССР в
   1990 году.
       Статьей 6  Федерального  закона  "О  восстановлении  и  защите
   сбережений граждан  Российской  Федерации"  установлено,  что  для
   гарантированных  сбережений граждан,  созданных после 1 марта 1991
   года,  номинал   целевого   долгового   обязательства   Российской
   Федерации    определяется   с   учетом   изменения   покупательной
   способности денежных средств после указанной даты.
       Статьями 5  и 12 определено,  что восстановление и обеспечение
   гарантированных сбережений граждан производится путем перевода  их
   в целевые долговые обязательства Российской Федерации,  являющиеся
   ценными  бумагами,  и   что   порядок   перевода   гарантированных
   сбережений  граждан  в  целевые  долговые обязательства Российской
   Федерации,  их виды,  условия и формы  их  обслуживания,  а  также
   порядок    определения    долговой    стоимости    устанавливаются
   федеральными законами.
       Во исполнение  Федерального  закона "О восстановлении и защите
   сбережений  граждан  Российской  Федерации"  21  июня  1996   года
   Государственной  Думой  Федерального Собрания Российской Федерации
   принят  Федеральный  закон  "О   порядке   установления   долговой
   стоимости  единицы  номинала  целевого  долгового  обязательства",
   который 6 июля  1996  года  был  подписан  Президентом  Российской
   Федерации и 10 июля 1996 года вступил в силу. Однако до настоящего
   времени  Правительство  Российской  Федерации  не   обратилось   с
   законодательной  инициативой  в  Государственную Думу Федерального
   Собрания Российской Федерации о  принятии  федерального  закона  о
   порядке  перевода  гарантированных  сбережений  граждан Российской
   Федерации в целевые долговые обязательства  Российской  Федерации,
   об  их  видах,  условиях  и  формах  их  обслуживания.  Непринятие
   Правительством   Российской   Федерации   мер,   направленных   на
   реализацию  Федерального  закона  от  10  мая 1995 года N 73-ФЗ "О
   восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и
   Федерального  закона  от  6  июля  1996  года  N  87-ФЗ "О порядке
   установления  долговой   стоимости   единицы   номинала   целевого
   долгового    обязательства    Российской    Федерации"   (Собрание
   законодательства РФ,  1996,  N 28,  ст.  3349) ведет  к  нарушению
   конституционных прав граждан Российской Федерации.
       4 августа 1997 года Президент  Российской  Федерации  в  целях
   укрепления российской национальной валюты,  стимулирования притока
   капитала   в   сферу   производства   товаров   и   услуг,   роста
   производственных инвестиций, совершенствования денежного обращения
   в стране,  упрощения учета и расчетов  в  хозяйстве  согласился  с
   предложением  Правительства  Российской  Федерации  и Центрального
   банка  Российской  Федерации  об  укрупнении  российской  денежной
   единицы,  проведении  с  1  января  1998  года деноминации рубля и
   замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000  рублей  в
   деньгах  старого образца на 1 рубль в новых деньгах издает указ об
   изменении нарицательной стоимости  российских  денежных  знаков  и
   масштаба цен.
       Во исполнение  Указа  Президента  Российской  Федерации  от  4
   августа  1997  г.  N  822  "Об  изменении  нарицательной стоимости
   российских  денежных  знаков   и   масштаба   цен"   Правительство
   Российской   Федерации   принимает   постановление   о  проведении
   мероприятий  в  связи   с   изменением   нарицательной   стоимости
   российских  денежных знаков и масштаба цен.  Пунктом 11 указанного
   постановления определено,  что необходимо принять к сведению,  что
   Центральный  банк  Российской  Федерации исходя из нового масштаба
   цен произведет перерасчет своего баланса  на  1  января  1998  г.,
   объявит валютный курс,  подготовит до 1 октября 1997 г. указания о
   порядке перерасчета остатков средств по счетам балансов  кредитных
   организаций по состоянию на 1 января 1998 г., в том числе остатков
   вкладов населения и депозитов юридических лиц,  исходя  из  нового
   масштаба  цен,  с  соответствующими записями по счетам вкладчиков.
   При этом кредитные организации на территории Российской  Федерации
   должны обеспечить при первой явке вкладчика после 1 января 1998 г.
   запись в его сберегательной (вкладной)  книжке  остатка  вклада  в
   новых деньгах, исходя из нового масштаба цен.
       Однако ни Указ Президента Российской Федерации  от  4  августа
   1997  г.  N  822  "Об изменении нарицательной стоимости российских
   денежных  знаков  и  масштаба  цен",  ни  пункт  11  постановления
   Правительства  Российской Федерации от 18 сентября 1997 г.  N 1182
   "О проведении  мероприятий  в  связи  с  изменением  нарицательной
   стоимости  российских  денежных знаков и масштаба цен" не содержат
   мер по реализации норм статьей 1 и 2 Закона РСФСР  от  24  октября
   1991  г.  "Об  индексации  денежных доходов и сбережений граждан в
   РСФСР",  направленных  на  поддержание  покупательной  способности
   сбережений граждан Российской Федерации.
       Поскольку введение  особого  порядка   индексации   сбережений
   граждан  вызвано  необходимостью  защиты и охраны их собственности
   (часть вторая статьи  8  и  часть  первая  статьи  35  Конституции
   Российской Федерации), то неприменение требований, предусмотренных
   статьями 1 и 2 Закона РСФСР  "Об  индексации  денежных  доходов  и
   сбережений  граждан  в  РСФСР"  в выше рассматриваемых нормативных
   актах Президента Российской Федерации и  Правительства  Российской
   Федерации,   влечет   нарушения   конституционных   прав  граждан,
   закрепленных  частью  первой  статьи  17  и  статьями  18   и   35
   Конституции Российской Федерации.
       Государственная Дума     Ставропольского      края      просит
   Конституционный  Суд  Российской  Федерации проверить соответствие
   Конституции  Российской  Федерации  Указа  Президента   Российской
   Федерации  от 4 августа 1997 г.  N 822 "Об изменении нарицательной
   стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и  пункта  11
   постановления  Правительства  Российской  Федерации от 18 сентября
   1997 г.  N 1182 "О проведении мероприятий  в  связи  с  изменением
   нарицательной  стоимости  российских  денежных  знаков  и масштаба
   цен".

       Приложения:

       1. Копии настоящего запроса в 30 экземплярах.
       2. Текст  Закона  РСФСР  от  24 октября 1991 года N 1799-1 "Об
   индексации денежных доходов и сбережений граждан  в  РСФСР"  в  31
   экземпляре.
       3. Тексты Федеральных законов от 10 мая 1995 года N  73-ФЗ  "О
   восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" в
   31 экземпляре, от 6 июля 1996 года N 87-ФЗ "О порядке установления
   долговой    стоимости    единицы   номинала   целевого   долгового
   обязательства" в 31 экземпляре.
       4. Текст  Указа  Президента  Российской Федерации от 4 августа
   1997 г.  N 822 "Об изменении  нарицательной  стоимости  российских
   денежных знаков и масштаба цен" в 31 экземпляре.
       5. Текст постановления Правительства Российской  Федерации  от
   18  сентября  1997  г.  N 1182 "О проведении мероприятий в связи с
   изменением нарицательной стоимости российских  денежных  знаков  и
   масштаба цен" в 31 экземпляре.
       6. Документ об уплате государственной пошлины с 30 копиями.

                                    Председатель Государственной Думы
                                                 Ставропольского края
                                                           А.А.ШИЯНОВ




Информация по документу
Читайте также