Расширенный поиск
Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 28.04.2002 № 86-III ГДСКГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 марта 2002 г. N 86-III ГДСК ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЗАПРОСОМ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЕЙ 2 И 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА N 198-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ" На основании статьи 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 части первой статьи 3, статей 36 и 84 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Государственная Дума Ставропольского края постановляет: 1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности статей 2 и 10 Федерального закона от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". 2. Назначить представителем от Государственной Думы Ставропольского края в Конституционном Суде Российской Федерации при рассмотрении указанного запроса Черепанова Виктора Алексеевича. 3. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанное обращение с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации. Председатель Государственной Думы Ставропольского края Ю.А.ГОНТАРЬ Приложение к постановлению Государственной Думы Ставропольского края от 28 марта 2002 года N 86-III ГДСК ЗАПРОС О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЕЙ 2 И 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА N 198-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ" 1. Нормативный акт, подлежащий проверке - Федеральный закон от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (статьи 2 и 10). Принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001 года. Подписан Президентом Российской Федерации 31 декабря 2001 года. Опубликован: - "Российская газета", N 256, 31 декабря 2001 года - "Парламентская газета", N 1, 4 января 2002 года - "Собрание законодательства Российской Федерации" N 1 (часть 1), 7 января 2002 года. 2. Наименование и адрес государственного органа, принявшего нормативный акт - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, 1. 3. Конституционные нормы, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации: - часть 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации; - статья 84 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". 4. Основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации - неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации нормативного акта, подлежащего проверке (статья 36 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). 5. Позиция заявителя и ее правовое обоснование. Подлежащий проверке нормативный акт противоречит Конституции Российской Федерации: - с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и Федеральным Договором (пункт 6 статьи 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"); - по порядку опубликования и введения в действие (пункт 3 статьи 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). 5.1. Несоответствие нормативного акта Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и Федеративным Договором. В соответствии с пунктом "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы. Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Статьей 2 подлежащего проверке нормативного акта (далее по тексту - нормативный акт) внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Указанный налог в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 "е" статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не является федеральным, а относится к региональным налогам. В этой связи Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", а также изменениями и дополнениями, внесенными в него статьей 2 нормативного акта, устанавливаются общие принципы налогообложения в Российской Федерации, которые, как отмечалось, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеративным Договором (пункт 3 статьи II Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга Российской Федерации) законопроекты по предметам совместного ведения направляются краям, областям, городам Москве и Санкт - Петербургу. Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем направления им как после внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы, так и после их принятия в первом чтении для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. В нарушение указанных законодательных норм проект нормативного акта после внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации органам государственной власти Ставропольского края не направлялся. После принятия проекта нормативного акта в первом чтении (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 1959-III ГД) он был направлен в Государственную Думу Ставропольского края (вх. от 18 октября 2001 года N 898/10). В соответствии с пунктом 2 постановления указанный законопроект направляется в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. При этом установлено, что поправки к законопроекту вносятся до 25 октября 2001 года, то есть в двухнедельный срок после принятия его в первом чтении. В Государственную Думу Ставропольского края он поступил 18 октября 2001 года, за неделю до истечения указанного срока. Тем самым нарушен предоставленный Законом месячный срок для внесения субъектом Российской Федерации своих предложений и замечаний. В результате законодательный орган субъекта Российской Федерации был лишен возможности выразить свое отношение к проекту закона по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормативный акт по предметам совместного ведения в этой связи принимался без согласования интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации как нормативный акт по вопросам ведения Российской Федерации. Без согласования с субъектами Российской Федерации из их бюджетов изъято 30% общей суммы регионального налога. В результате нарушено гарантированное статьями 5, 71 и 72 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нарушены конституционные основы российского федерализма. 5.2. Несоответствие нормативного акта по порядку опубликования и введения в действие. 5.2.1. Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". 31 декабря 2001 года в "Российской газете" напечатан официальный текст нормативного акта. Газета подписана в печать в 18.00 30 декабря 2001 года. В этой связи в "Российской газете" за 31 декабря 2001 года не мог быть опубликован нормативный акт, подписанный президентом Российской Федерации и зарегистрированный лишь на следующий день после подписания газеты в печать. 31 декабря 2001 года не может считаться днем официального опубликования нормативного акта, нормативный акт нельзя признать официально опубликованным до 1 января 2002 года. По этой причине первой публикацией нормативного акта следует считать его официальное опубликование в "Парламентской газете" 4 января 2002 года. Однако статьей 10 нормативного акта установлено, что он вступает в силу с 1 января 2002 г., т.е. ему придается обратная сила. 5.2.2. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Нормативный акт, подлежащий проверке, устанавливает обязанность плательщиков единого налога на вмененный доход дополнительно платить единый социальный налог, который ранее они не уплачивали. В результате таких изменений не менее чем в два раза увеличивается налоговое бремя для налогоплательщиков. По этой причине данному нормативному акту не может быть придана обратная сила, и он не может быть введен в действие с 1 января 2002 года. Статья 10 нормативного акта в этой связи противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации. 5.2.3. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Как отмечено в пункте 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2001 года N 2-П, "По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, применительно к актам органов государственной власти и органов местного самоуправления о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие". Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации определен момент вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Они вступают в силу при наступлении двух условий: - по истечении месяца после официального опубликования; - не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" налоговый период по единому налогу на вмененный доход устанавливается в один квартал. Учитывая изложенное, статья 2 нормативного акта не может быть введена в действие ранее чем с 1 апреля 2002 года. Согласно статье 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. В этой связи статья 1 нормативного акта не может быть введена в действие ранее, чем с 1 января 2003 года. 5.2.4. Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", а также изменения и дополнения, внесенные в него статьей 2 нормативного акта, подлежащего проверке, как отмечалось, устанавливают общие принципы налогообложения в Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 данного Федерального закона единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Как отмечено в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 1999 года N 111-О, "Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" носит рамочный характер, т.е. устанавливает основания и условия налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности, предоставляя право их детализации законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации". Единый налог на вмененный доход установлен и введен в действие на территории Ставропольского края законом Ставропольского края от 18 ноября 1998 года N 32-кз "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ставропольского края". Нормативный акт, подлежащий проверке, изменяя принципиальные условия налогообложения плательщиков единого налога на вмененный доход (путем введения для них дополнительного единого социального налога), обязывает тем самым Государственную Думу Ставропольского края внести соответствующие изменения в краевой закон. Принимать такие изменения краевой законодатель может, только нарушив статью 57 Конституции Российской Федерации, вводя в действие краевой закона 1 января 2002 года, тем самым придавая ему обратную силу. Таким образом нормативный акт, подлежащий проверке, не только сам противоречит Конституции Российской Федерации по основаниям, указанным в пунктах 5.2.1 - 5.2.3 настоящего запроса, но и создает правовую ситуацию, в которой Государственная Дума Ставропольского края вынуждена нарушать Конституцию Российской Федерации. 6. Требование заявителя, обращенное в связи с запросом к Конституционному Суду Российской Федерации - признать статьи 2 и 10 Федерального закона от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" не соответствующими Конституции Российской Федерации и не подлежащими применению со дня принятия нормативного акта. 7. Необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия. В соответствии со статьей 53 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" представителем Государственной Думы Ставропольского края в данном процессе является кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации Черепанов Виктор Алексеевич. Представителю доверяется представлять интересы Государственной Думы Ставропольской края и выступать от ее имени в Конституционном Суде Российской Федерации по всем вопросам, связанным с рассмотрением настоящего запроса (доверенность прилагается). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|