Расширенный поиск

Постановление Правительства Ставропольского края от 26.12.2001 № 296-п

 
                   ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 26 декабря 2001 г. N 296-п

                                   Утратилo силу - Постановление
                                 Правительства Ставропольского края
                                      от 30.12.2004 г. N 150-п

         ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ МИНИСТЕРСТВА
           ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ
             МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
                          СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

       Заслушав и    обсудив    информацию    заместителя    министра
   здравоохранения   Ставропольского   края   Коробовой    Т.В.    об
   организационной и методической работе министерства здравоохранения
   Ставропольского  края  по  улучшению   медицинского   обслуживания
   сельского    населения    Ставропольского    края,   Правительство
   Ставропольского края отмечает,  что министерством  здравоохранения
   края осуществлен ряд мероприятий,  направленных на решение проблем
   в  сфере  медицинского  обслуживания  населения,  проживающего   в
   сельской местности.
       Приняты меры  по  улучшению  материально  -  технической  базы
   сельских   лечебно   -   профилактических   учреждений.  В  стадии
   завершения   строительства   находятся   терапевтический    корпус
   Андроповской  центральной  районной  больницы,  родильный дом в с.
   Александровском,  станция скорой и неотложной медицинской помощи в
   Минераловодском  районе.  Ведется  строительство 11 новых объектов
   здравоохранения в сельской местности.
       Большое внимание уделяется закреплению медицинских  кадров  на
   селе.  Ежегодно  в  рамках  целевой  подготовки  в  Ставропольскую
   государственную  медицинскую  академию  направляются   более   250
   абитуриентов  из  числа  сельских  жителей,  поступают  около  100
   человек, которые после ее окончания возвращаются на работу в село.
       В целях  отработки  управленческих  и методических направлений
   деятельности министерством здравоохранения края в 2001 году издано
   более  160  приказов  и  других  организационно - распорядительных
   документов,  направленных на усиление профилактической и лечебно -
   диагностической работы системы здравоохранения края.
       Министерством здравоохранения края систематически используются
   выездные методы работы: ежеквартально состояние сельских лечебно -
   профилактических учреждений здравоохранения комплексно проверяется
   и  результаты проверок обсуждаются на выездных заседаниях коллегии
   министерства   здравоохранения    края    в    присутствии    глав
   территориальных  и  районных  государственных администраций края с
   привлечением руководителей всех заинтересованных организаций.
       Для расширения   доступности   специализированной  медицинской
   помощи жителям села  министерством  здравоохранения  края  созданы
   выездные  бригады  врачей,  оснащенные  необходимым оборудованием,
   портативной медицинской аппаратурой, транспортом.
       Однако, несмотря   на   то,   что  доля  расходов  по  отрасли
   здравоохранения в бюджете края увеличена с 12,1  процента  в  1999
   году  до  17  процентов  в  2001  году  и на период 2001/2003 года
   принято 12 краевых целевых программ с объемом финансирования  66,5
   млн.  рублей,  в  крае  остается  самый низкий в Южном федеральном
   округе уровень финансирования системы здравоохранения в расчете на
   одного  жителя - 658 руб.  (56 процентов от среднего показателя по
   России),   что    отрицательно    сказывается    на    организации
   лекарственного обеспечения и питания больных в стационарах,  в том
   числе  и  в  сельской  местности.  К   тому   же   в   лечебно   -
   профилактических   учреждениях  сельской  местности  80  процентов
   медицинского оборудования устарело, что делает невозможным широкое
   внедрение в них современных медицинских технологий.
       Санитарный автотранспорт  станций   и   отделений   скорой   и
   неотложной  медицинской  помощи в ряде районов края выработал свой
   ресурс и подлежит замене.
       Кроме того,  министерством  здравоохранения  края не уделяется
   необходимое  внимание  закреплению  врачебных  кадров  в  сельских
   лечебно  -  профилактических  учреждениях,  внедрению в них врачей
   общей практики,  организации пропаганды среди сельского  населения
   здорового  образа жизни.  С учетом вышеизложенного,  Правительство
   Ставропольского края постановляет:

       1. Информацию  заместителя       министра      здравоохранения
   Ставропольского  края  Коробовой   Т.В.   об   организационной   и
   методической  работе  министерства здравоохранения Ставропольского
   края по улучшению медицинского  обслуживания  сельского  населения
   Ставропольского края принять к сведению (прилагается).
       2. Министерству здравоохранения Ставропольского края:
       2.1. Содействовать    развитию   сети   сельских   лечебно   -
   профилактических  учреждений,  в  том  числе  путем  осуществления
   контроля   над   строительством   11   объектов   здравоохранения,
   расположенных в сельской местности.
       2.2. Рассмотреть  на  заседаниях  выездных  коллегий  вопросы,
   касающиеся обновления  материально  -  технической  базы  сельских
   лечебно - профилактических учреждений,  оснащения их автомобильным
   транспортом.
       2.3. Разработать в срок:
       2.3.1. До 1 марта  2002  года  план  подготовки  врачей  общей
   практики    для   укомплектования   кадрами   сельских   врачебных
   амбулаторий.
       2.3.2. До  1 февраля 2002 года план мероприятий по закреплению
   медицинских кадров в учреждениях здравоохранения,  расположенных в
   сельской местности.
       2.4. Организовывать ежегодно  4  учебных  выездных  курса  для
   врачей  и среднего медицинского персонала,  проживающих в сельской
   местности,   с   целью   повышения   квалификации   и   проведения
   сертификации медицинских кадров.
       3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных
   образований  края  совместно  с  организациями,  расположенными на
   подведомственной им территории,  оказывать помощь  соответствующим
   сельским  лечебно  -  профилактическим учреждениям в укреплении их
   материальной базы и улучшении продовольственного обеспечения.
       4. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить
   на заместителя  председателя  Правительства  Ставропольского  края
   Пальцева Н.И.
       5. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.

                                                           Губернатор
                                                 Ставропольского края
                                                       А.Л.ЧЕРНОГОРОВ
   
   
   


                               ИНФОРМАЦИЯ
         ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ МИНИСТЕРСТВА
           ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ
             МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
                          СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

       Значительная часть  (44,6%)  населения нашего края проживает в
   сельской местности, и основные виды медицинской помощи получает по
   месту   жительства.  Около  70%  всех  государственных  лечебно  -
   профилактических  учреждений  расположены  в  сельских  населенных
   пунктах  -  это  26  центральных  районных больниц,  79 участковых
   больниц,  137 врачебных амбулаторий и 343 фельдшерских  пункта.  В
   основном,   в   них   оказывается  первичная  и  квалифицированная
   медицинская помощь.  Кроме того,  сельские жители края  обеспечены
   специализированной    медицинской   помощью   по   всем   профилям
   заболеваний в краевых лечебно  -  профилактических  учреждениях  и
   межрайонных  отделениях  крупных районных и городских больниц (гг.
   Ставрополь, Буденновск, Ессентуки, Пятигорск).
       Министерством здравоохранения края постоянно уделяется большое
   внимание  вопросам  организации  медицинской  помощи  в   сельских
   территориях.  В  течение  10 лет ежеквартально состояние сельского
   здравоохранения  комплексно  проверяется  и  результаты   проверок
   обсуждаются    на    выездных   коллегиях   в   присутствии   глав
   территориальных,  районных государственных  администраций  края  с
   привлечением  всех  заинтересованных  служб и ведомств.  Эта форма
   работы одобрена Министерством здравоохранения Российской Федерации
   в  1998  г.  В  этом  случае удается своевременно на уровне района
   решать вопросы по улучшению материально - технической базы лечебно
   -   профилактических  учреждений,  вносить  коррективы  в  вопросы
   финансирования,  оценивать качество профилактической и  лечебно  -
   диагностической  работы.  В  настоящее время одним из приоритетных
   направлений     деятельности     министерства      здравоохранения
   Ставропольского  края в области сельского здравоохранения является
   разработка и последовательная реализация мер по  совершенствованию
   организации  специализированной  и  квалифицированной  медицинской
   помощи,приближении ее к населению.  В  этих  целях  подготовлен  и
   внедряется следующий комплекс мероприятий:
       - сохранение и дальнейшее развитие курирования районов;
       - совершенствование     видов    выездной    практической    и
   организационно - методической помощи сельскому здравоохранению;
       - приближение    специализированной   медицинской   помощи   к
   сельскому населению;
       - сохранение и дальнейшее развитие межрайонных служб.
       Только в   2001   году   для   отработки   этих    направлений
   министерством  здравоохранения  Ставропольского  края издано более
   160 организационно - распорядительных документов,  направленных на
   усиление  профилактической  и  лечебно  -  диагностической системы
   сельского здравоохранения.
       В нашем   крае   хорошо  организована  консультативная  помощь
   сельским   жителям   краевыми    лечебно    -    профилактическими
   учреждениями.   Созданы  мобильные  бригады  врачей,  куда  входят
   главные штатные специалисты министерства здравоохранения, наиболее
   опытные  сотрудники  лечебно  -  профилактических учреждений края,
   Ставропольской государственной  медицинской  академии.  За  каждой
   бригадой закреплены районы края.
       Так, в  2001  году  только   краевой   клинической   больницей
   выполнено  250  выездов.  Проконсультировано  1618 человек.  Кроме
   того,  отделением плановой  и  экстренной  консультативной  помощи
   краевой клинической больницы оказана помощь 1441 больному,  из них
   567 человек прооперированы.
       Бригадой краевого  диагностического  центра,  укомплектованной
   современным передвижным диагностическим оборудованием, осмотрены в
   течение   4-х   дней   1020   жителей  Степновского  района.  Даны
   рекомендации по дальнейшим этапам лечения.
       Большая работа  проводится  по  совершенствованию  организации
   медицинской  помощи   сельским   товаропроизводителям   в   период
   проведения  массовых  полевых работ,  уборки урожая.  С этой целью
   работа первичного звена здравоохранения переносится на удобное для
   населения  время,  активизируется работа выездных врачебных бригад
   как при центральных районных больницах,  так и при краевых лечебно
   - профилактических учреждениях.
       Обеспечение сельской медицины всегда  во  многом  зависело  от
   поддержки  со  стороны  сельскохозяйственных предприятий.  Поэтому
   сейчас уровень и объем  медицинской  помощи  на  селе  существенно
   отличаются  от аналогичных показателей в городах,  что обусловлено
   слабой материально  -  технической  базой,  кадровым  потенциалом,
   недостаточно      эффективным      управлением,     нерациональным
   использованием имеющихся ресурсов.  Кроме того,  снижение  объемов
   финансирования   поставило   под   сомнение   существование   ряда
   участковых   больниц    и    врачебных    амбулаторий,    ухудшило
   медикаментозное обеспечение, питание больных в стационаре. Нависла
   угроза закрытия этих наиболее приближенных  к  селянам  учреждений
   здравоохранения.
       Действуя в    рамках     реализации     Концепции     развития
   здравоохранения и медицинской науки,  министерство здравоохранения
   края в течение 3-х последних лет ставило  перед  главными  врачами
   районов следующие задачи.
       Это прежде всего:
       1. Повышение роли центральных районных больниц.
       2. Обязательное сохранение фельдшерских акушерских  пунктов  в
   селах.
       3. Реформирование  первичного звена сельского здравоохранения,
   необходимость которого диктуется экономическими условиями.
       4. Внедрение института врача общей практики.
       Необходимо отметить, что эти мероприятия выполняются. Несмотря
   на сложное финансирование,  ни  одно  лечебно  -  профилактическое
   учреждение  на селе не было закрыто,  а с целью сохранения кадров,
   материально  -  технической  базы  внедрялись  новые  экономически
   выгодные формы работы.
       Сокращены неэффективно  используемые   койки   круглосуточного
   пребывания. В условиях дефицита финансирования как менее затратная
   форма развивается сеть дневных стационаров.  В настоящее  время  в
   крае    функционирует    3167   коек   дневного   пребывания.   По
   предварительным  данным  объем  стационарозамещающей   медицинской
   помощи  в  2001 году составит 13,5%  от общего числа пролеченных в
   стационарах.
       Экономическая эффективность   этих  мероприятий  в  2000  году
   составила 62 млн. руб.
       Все это  позволило  сохранить уровень здоровья населения края,
   стабильную санитарно - эпидемиологическую  обстановку  в  сельской
   местности.
       Необходимо отметить,  что состояние здоровья и демографическая
   ситуация в сельской местности по некоторым параметрам ниже,  чем в
   городах края.
       Рождаемость в сельской местности превышает ее уровень в городе
   на 25,8%  и  выше  среднекраевых  показателей  на  18,2%.  Уровень
   смертности  на  селе в 1,5 раза выше,  чем в городской местности и
   превышает среднекраевой показатель.
       Анализируя состояние   здоровья   жителей   села,   необходимо
   отметить  ряд  особенностей  в  заболеваемости  этого   населения.
   Обращает   на   себя   внимание  повышение  уровня  заболеваемости
   зоонозными и природноочаговыми заболеваниями.
       Эпидемиологическая ситуация    по   туберкулезу   в   сельской
   местности крайне напряженная.
       Заболеваемость всеми формами туберкулеза за последние  3  года
   возросла на 10%  и составила в 2000 году 66,8 случаев на 100 тысяч
   жителей (в целом по краю 61,2).
       Крайне высокая    заболеваемость    (практически,     эпидемия
   туберкулеза)    в    Арзгирском   (94,8),   Буденновском   (80,1),
   Георгиевском  (83,3),  Левокумском  (95,9),  Нефтекумском   (88,1)
   районах.
       Остро стоит   вопрос  укомплектования  фтизиатрической  службы
   кадрами.  В Степновском и Новоселицком районах не решаются вопросы
   привлечения  специалистов  в  основном  из-за отсутствия жилья.  В
   Левокумском  и  Изобильненском   районах   врачам   -   фтизиатрам
   приходится ездить на работу за десятки километров.
       Поэтому главной задачей для руководителей органов управления и
   учреждений   здравоохранения,   госсанэпиднадзора,   хозяйств    и
   предприятий    в    территориях   является   организация   четкого
   взаимодействия с целью  сдерживания  распространения  туберкулеза.
   Важна    также    поддержка    глав    территориальных,   районных
   государственных      администраций      Ставропольского      края,
   непосредственно влияющих на финансирование территориальных целевых
   программ по борьбе с туберкулезом.
       Кадровый вопрос - это один из самых важнейших на селе.
       В сельских лечебно  -  профилактических  учреждениях  работает
   3320  врачей  (всего  в  крае  -  8406) и 9889 средних медицинских
   работников (всего в крае - 18857).
       Из них:  47  специалистов  имеют  Почетное звание "Заслуженный
   врач   Российской   Федерации",   11   -   "Заслуженный   работник
   здравоохранения    Российской    Федерации",   192   -   отличники
   здравоохранения и 1197 (36,1%)  врачей,  имеющих  квалификационные
   категории (в крае - 44,9%).
       Из-за неудовлетворительного  решения  жилищной  проблемы   для
   медицинских  работников и низкой заработной платы в сеть сельского
   здравоохранения прибыло  208  врачей  и  623  средних  медицинских
   работников,  а  убыло  соответственно  288 и 914.  Для закрепления
   медицинских   кадров    в    сельской    местности    министерство
   здравоохранения   края   стремится  комплектовать  штаты  сельских
   лечебно - профилактических учреждений специалистами,  проживающими
   в  сельских  территориях.  С  этой  целью  ежегодно по договору со
   Ставропольской государственной медицинской  академией  на  целевую
   подготовку  направляются  около 300 абитуриентов из числа сельских
   жителей,  из них поступают около 100 человек.  И это же количество
   выпускников   возвратилось  в  2000  году  в  сельские  лечебно  -
   профилактические учреждения.
       В большинстве  сельских населенных пунктов края последипломная
   подготовка  специалистов   недостаточно   финансируется   или   не
   финансируется  вовсе  территориальными органами власти.  Это может
   негативно отразиться на  профессиональном  потенциале  медицинских
   работников,  которые  из-за низкой заработной платы не в состоянии
   своевременно обучаться за счет собственных средств.
       В период  отсутствия  финансирования на развитие и поддержание
   материально - технической базы сельских лечебно - профилактических
   учреждений  (1993 - 1998 гг.) в ряде территорий помещения пришли в
   состояние,  не отвечающее  санитарно  -  техническим  требованиям.
   Однако,  за  последние  4  года  в  большинстве районов наметились
   положительные   тенденции   в   поддержании   базы    лечебно    -
   профилактических   учреждений.  Оказывается  поддержка  на  уровне
   Правительства Ставропольского края при формировании и  утверждении
   бюджетов территорий.
       За последние 3  года  аварийно  -  восстановительных  работ  в
   сельских  медицинских  учреждениях  края  за  счет всех источников
   финансирования выполнено на сумму 42,4 млн. руб.
       Значительное внимание  вопросам капитального ремонта уделяется
   в Минераловодском (выполнено  работ  на  сумму  4602  тыс.  руб.),
   Георгиевском (4226,4 тыс.  руб.), Новоалександровском (3135,2 тыс.
   руб.),  Изобильненском (2304,6 тыс.  руб.),  Кочубеевском  (2196,6
   тыс. руб.), Советском (1800,2 тыс. руб.) районах края.
       Ведется строительство     11    новых    объектов    сельского
   здравоохранения.  Наиболее  важными  из  них   являются:   детские
   поликлиники  в  Советском  и  Благодарненском районах,  больница с
   поликлиникой   в   Кочубеевском   районе,    родильный    дом    в
   Красногвардейском   районе,   пристройки  к  центральным  районным
   больницам Труновского и Новоалександровского районов.
       Пусковыми объектами в 2001 году в сельской местности являются:
   терапевтический   корпус   в  с.  Курсавке,  родильный  дом  в  с.
   Александровском,   станция    скорой    медицинской    помощи    в
   Минераловодском районе.  При поддержке Губернатора,  Правительства
   края идет строительство пристройки к краевой клинической больнице,
   что  позволит значительно улучшить консультативную помощь сельским
   жителям.  На эти объекты из всех источников финансирования в  2001
   году затрачено 26,4 млн. руб.
       Техническое оснащение  сельских  лечебно  -   профилактических
   учреждений  не  отвечает современным требованиям,  80%  имеющегося
   медицинского  оборудования  подлежит   списанию,   как   физически
   изношенное   и   морально   устаревшее.  В  критическом  состоянии
   находится наркозно  -  дыхательная  аппаратура,  20  рентгеновских
   аппаратов   подлежат  списанию,  требует  замены  физиоаппаратура,
   стерилизационное, лабораторное, диагностическое оборудование.
       Необходимо отметить,    что    в    ряде    территорий   главы
   государственных администраций с пониманием относятся  к  проблемам
   здравоохранения  и изыскали средства для замены вышедшего из строя
   медицинского оборудования и транспорта.
       Так, Изобильненской  районной  государственной  администрацией
   для  здравоохранения  района  приобретены  3  единицы  санитарного
   автотранспорта   и   выделено   800  тыс.  руб.  для  приобретения
   медицинской аппаратуры.
       Для лечебно - профилактических учреждений Буденновского района
   закуплено   стоматологическое,   стерилизационное,   хирургическое
   оборудование и санитарный транспорт на сумму 1337 тыс. руб.
       К числу таких администраций стоит отнести также Кочубеевскую и
   Георгиевскую районные государственные администрации.
       К сожалению,   мало   внимания   уделяют   этим   вопросам   в
   Новоселицком и Предгорном районах.
       В течение  трех  последних  лет  за  счет  средств  краевого и
   федерального   бюджетов   получено   132    единицы    санитарного
   автотранспорта  и  медицинского  оборудования  на сумму 60,78 млн.
   руб.
       Рентгендиагностическое, флюорографическое         оборудование
   направлено     в     Георгиевский,     Петровский,    Степновский,
   Минераловодский,  Шпаковский,  Курский,  Александровский   районы.
   Реанимационным,  стерилизационным,  диагностическим, хирургическим
   оборудованием    доукомплектованы    Туркменская,     Степновская,
   Арзгирская,   Апанасенковская,   Труновская,  Кировская  и  другие
   центральные районные больницы.
       К сожалению,  приходится  констатировать,  что   недостаточное
   финансирование  из  бюджетов  всех  уровней  системы обязательного
   медицинского страхования  не  позволило  обеспечить  установленные
   Правительством  Российской  Федерации  гарантии  в  части оказания
   бесплатной медицинской помощи гражданам, проживающим на территории
   края.  Больным,  находящимся на лечении в стационаре, и гражданам,
   имеющим соответствующие льготы,  зачастую  приходится  приобретать
   лекарственные   средства   за  счет  личных  средств.  Дебиторская
   задолженность   учреждений   здравоохранения   за   использованные
   лекарственные препараты в настоящее время составляет около 24 млн.
   руб.
       Несмотря на   то,   что   объем    финансирования   учреждений
   здравоохранения  края  увеличился  в 2000 году по сравнению с 1999
   годом  на   45%,   обеспечение   отрасли   финансовыми   ресурсами
   оценивается в расчете 604 руб.  в год на 1 жителя края, или 51% от
   показателя   Российской   Федерации   (1176   руб.).   Поэтому   в
   государственных  медицинских учреждениях расширяется объем платных
   медицинских услуг.  Доходы от оказания платных  медицинских  услуг
   увеличились  по  сравнению  с  прошлым годом на 24,9 млн.  руб.  и
   составили 139,9 млн.руб.,  или 52,6 руб.  в расчете на 1 жителя  в
   год (в 1999 году 43,4 руб.).
       Правительством Ставропольского    края    с   учетом   сложной
   демографической   ситуации    поставлена    перед    министерством
   здравоохранения    края    задача    по   разработке   комплексной
   межведомственной программы  по  охране  здоровья  населения  края,
   реализация  которой позволит улучшить профилактическую и лечебно -
   диагностическую работу в сельской местности.

                                                        Зам. министра
                                                        КОРОБОВА Т.В.




Информация по документу
Читайте также