Расширенный поиск

Постановление Губернатора Ставропольского края от 30.06.2000 № 395

 

                    ГУБЕРНАТОР СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 30 июня 2000 г. N 395

             О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
                ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

       В целях  развития договорного регулирования трудовых отношений
   в Ставропольском крае постановляю:

       1. Утвердить  прилагаемую   Концепцию   развития   договорного
   регулирования  трудовых  отношений  в Ставропольском крае (далее -
   Концепция),  одобренную   краевой   трехсторонней   комиссией   по
   регулированию социально - трудовых отношений.
       2. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти и
   органов местного самоуправления муниципальных образований края:
       2.1. Рассмотреть  Концепцию  и  определить  свое   участие   в
   развитии  договорного регулирования трудовых отношений в отраслях,
   территориях, в организациях.
       О принятых  решениях  проинформировать  министерство  труда  и
   социальной защиты населения  Ставропольского  края  в  срок  до  1
   октября 2000 года.
       2.2. Принять меры по  выполнению  обязательств,  включенных  в
   действующие    краевое    трехстороннее,    отраслевые   тарифные,
   территориальные и иные соглашения.
       2.3. Оказывать  содействие в формировании и организации работы
   отраслевых и территориальных объединений работодателей.
       3. Министерству    труда   и   социальной   защиты   населения
   Ставропольского края:
       3.1. Установить контроль за реализацией Концепции.  Ежегодно в
   1  квартале  представлять  в  Правительство  Ставропольского  края
   аналитический  доклад о состоянии в крае социального партнерства в
   сфере трудовых отношений, отражающий ход реализации Концепции.
       3.2. Обеспечить    координацию    разработки   предусмотренных
   Концепцией законопроектов, других нормативные правовых актов.
       3.3. Оказывать   практическую  помощь  органам  исполнительной
   власти и органам местного самоуправления муниципальных образований
   края  в  развитии  договорного  регулирования трудовых отношений в
   крае.
       3.4. Внести  предложение  о  проведении  в  2001  году краевой
   научно  -   практической   конференции   по   проблемам   развития
   социального партнерства в крае.
       4. Поручить комитету по печати  и  информации  Ставропольского
   края  с  участием министерства труда и социальной защиты населения
   Ставропольского  края  регулярно  освещать  в  средствах  массовой
   информации   развитие   системы   социального   партнерства,   ход
   выполнения коллективных  договоров  и  соглашений,  заключаемых  в
   рамках договорного регулирования трудовых отношений.
       5. Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить
   на  первого заместителя председателя Правительства Ставропольского
   края Хорунжего В.В.
       6. Настоящее   постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   официального опубликования.

                                                           Губернатор
                                                 Ставропольского края
                                                       А.Л.ЧЕРНОГОРОВ
   
   
   


                                                           Утверждена

                                           постановлением Губернатора
                                                 Ставропольского края
                                             от 30 июня 2000 г. N 395

                               КОНЦЕПЦИЯ
        РАЗВИТИЯ ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В
                          СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

                         I. Содержание проблемы

       В условиях становления рыночных отношений происходит  снижение
   регулирующего  воздействия  на сферу труда со стороны государства,
   отход от командно  -  административного  управления  экономикой  и
   перенос  центра  тяжести в решении абсолютного большинства проблем
   непосредственно в организации,  отрасли экономики,  в  регионы.  В
   этой  связи  особое  значение приобретает договорное регулирование
   трудовых отношений на всех  уровнях  социального  партнерства  как
   особый   тип  социально  -  трудовых  отношений,  как  практически
   единственный   признанный    в    мире    инструмент    достижения
   сбалансированности   интересов  органов  власти,  работодателей  и
   работников на основе их равноправного сотрудничества,  как один из
   элементов  государственной социальной политики в процессе трудовых
   отношений,  как путь  предотвращения  и  разрешения  противоречий,
   неизбежно возникающих в сфере труда.
       Целью настоящей Концепции  является  анализ  положения  дел  и
   накопленного  опыта  в  организации  партнерских отношений в крае,
   установление причин,  сдерживающих развитие в крае  основных  форм
   социального  партнерства,  определение  путей развития договорного
   регулирования трудовых отношений.

       II. Состояние договорного регулирования трудовых отношений
              в крае и причины, сдерживающие его развитие

       Договорное регулирование трудовых отношений в крае в последние
   годы получило определенное развитие.  Основной формой  социального
   партнерства    стали    коллективные   договоры,   заключаемые   в
   организациях,   краевые   отраслевые   тарифные,   территориальные
   (районные,  городские)  соглашения.  На  начало  2000  года в крае
   действовали 3233 коллективных договора,  что  составило  51,1%  от
   числа  организаций,  где по оценке районных,  городских управлений
   труда и социальной защиты населения целесообразно  их  заключение,
   действовали   24  отраслевых  тарифных  соглашения,  33  районных,
   городских соглашения,  краевое трехстороннее  соглашение.  Большая
   часть   коллективных  договоров  заключена  на  государственных  и
   муниципальных унитарных предприятиях. Меньше всего их заключают на
   малых предприятиях и в организациях частной формы собственности.
       На всех уровнях социального партнерства созданы  двухсторонние
   и  трехсторонние  комиссии как органы,  которые ведут коллективные
   переговоры и подготавливают соглашения  и  коллективные  договоры,
   осуществляют   контроль  исполнения  достигнутых  договоренностей,
   рассматривают другие актуальные вопросы социально - экономического
   характера, требующие согласованных решений и действий сторон.
       Сформировался порядок уведомительной  регистрации  соглашений,
   коллективных  договоров  на  краевом  уровне,  в районах и городах
   краевого значения.
       При разработке коллективных договоров и соглашений учитываются
   основные   положения,   принципы   и   организационная   структура
   социального  партнерства,  закрепленные  в  Конституции Российской
   Федерации,  конвенциях и рекомендациях  Международной  организации
   труда,    Федеральном   законе   "О   коллективных   договорах   и
   соглашениях",   Законе   Ставропольского   края   "О    социальном
   партнерстве",  других  нормативных  правовых  актах,  регулирующих
   трудовые отношения,  в Концепции становления  и  развития  системы
   социального  партнерства  в Российской Федерации,  принятой в 1996
   году Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально
   - трудовых отношений.
       Проводимая работа в рамках подготовки, заключения и реализации
   соглашений  и коллективных договоров позитивно влияет на социально
   - экономическую обстановку в крае.  Опыт договорного регулирования
   трудовых отношений сложился в г.г. Невинномысске, Пятигорске, ряде
   других городов и районов края.
       В июне  1998 года федеральным органом исполнительной власти по
   труду   министерству   труда   и   социальной   защиты   населения
   Ставропольского    края    переданы   полномочия   по   разрешению
   коллективных трудовых споров в крае путем организации содействия в
   проведении   примирительных   процедур   и   участия   в   них  во
   взаимодействии  с  органами  исполнительной  власти   и   местного
   самоуправления, представителями работников и работодателей.
       Однако целый  ряд  причин  сдерживает   развитие   договорного
   регулирования  трудовых  отношений  на  всех  уровнях  социального
   партнерства в крае.
       Процессы реструктуризации         экономики,        ликвидации
   государственного   монополизма,   акционирование   предприятий   и
   развитие частного предпринимательства, медленное осуществление при
   этом экономических и правовых преобразований привели к  нарушениям
   финансово - банковской деятельности, массовым взаимным неплатежам,
   в  том  числе  из  бюджетов  всех  уровней,  непомерному  развитию
   бартерных операций,  длительной задержке выплаты заработной платы,
   другим  проявлениям,  создающим  непредсказуемые  условия   работы
   работодателям и работникам.
       Медленно формируются   и   развиваются   стороны   социального
   партнерства.  Так,  профсоюзные органы созданы примерно в половине
   организаций, где применяется наемный труд, а коллективные договоры
   заключаются лишь на двух из трех организаций,  в которых действуют
   профсоюзные   органы.    Не    создаются    органы    общественной
   самодеятельности  для обеспечения представительства работников при
   ведении  коллективных  переговоров  в  организациях,   в   которых
   отсутствуют    профсоюзные    организации.   Профсоюзные   органы,
   участвующие  в  заключении  территориальных  соглашений,   нередко
   уполномочены лишь частью работников, иногда незначительной.
       В отраслях,  районах и городах  края  практически  отсутствуют
   легитивные   органы,  представляющие  работодателей,  нет  единого
   подхода к их формированию и организации деятельности. В результате
   на  территориальном уровне сторона работодателей формируется,  как
   правило,  волевыми решениями,  а в отраслях функции  работодателей
   часто принимают на себя министерства, другие органы исполнительной
   власти, что не всегда соответствует сути рыночных условий развития
   экономики.
       Содержание коллективных договоров и соглашений в ряде  случаев
   носит  общий  характер.  Оно  не всегда увязывается с проблемами и
   особенностями  деятельности  конкретных   организаций,   отраслей,
   территорий,     нередко     ориентировано    преимущественно    на
   предоставление социальных гарантий работающим,  членам их семей  в
   зависимости  от  финансовых  возможностей  организаций.  При  этом
   недостаточно  прорабатываются  вопросы  стоимости  рабочей   силы,
   охраны  и  создания условий труда,  обеспечения гарантий занятости
   работающим на случай их возможного высвобождения.
       Не используются    возможности    регулирующего    воздействия
   коллективных договоров и соглашений на деятельность организаций.
       Отсутствует необходимая правовая база социального партнерства.
   Нет нормативных  актов  о  порядке  формирования,  деятельности  и
   полномочиях     объединений     работодателей,     отраслевых    и
   территориальных двух- и трехсторонних  комиссий  по  регулированию
   социально  -  трудовых  отношений,  взаимодействии таких комиссий,
   функционирующих  на  различных  уровнях  социального  партнерства.
   Требуют  уточнения  представительство  отраслевых  и межотраслевых
   органов  исполнительной  власти  в  соглашениях,   распространение
   действия   заключенных   соглашений,   порядок   присоединения   к
   действующим соглашениям.
       В вузах  и  научных  учреждениях  края  практически не ведутся
   разработки  проблемы  коллективно  -   договорного   регулирования
   трудовых   отношений.   Недостаточно   популяризируются   роль   и
   содержание социального партнерства,  обобщается и распространяется
   опыт   партнерских   отношений  в  сфере  труда.  Не  организовано
   краткосрочное  обучение  организаторов  социального   партнерства.
   Практическая    помощь    в    этом   направлении   ограничивается
   рекомендациями,   разрабатываемыми   органами   по   труду    либо
   профсоюзными структурами.

              III. Пути развития договорного регулирования
                       трудовых отношений в крае

       Развитие договорного регулирования трудовых отношений на  всех
   уровнях   социального   партнерства   в  крае  должно  привести  к
   осуществлению   заинтересованными   органами    и    организациями
   согласованных  действий,  направленных на расширение сферы влияния
   договорного регулирования трудовых  отношений,  выработку  системы
   мер   по  организационно  -  правовому,  научно  -  методическому,
   информационному и финансовому обеспечению этой работы.

      1. Совершенствование организационно - правового обеспечения

       Дальнейшее развитие    многоуровневой    системы   социального
   партнерства в крае следует  продолжить  в  рамках  организационной
   структуры,   приведенной   в  приложении  к  Концепции,  добиваясь
   заключения  коллективных  договоров  во  всех  организациях,   где
   применяется  наемный  труд,  территориальных  соглашений - во всех
   районах  и  городах   краевого   значения,   отраслевых   тарифных
   соглашений - в отраслях экономики края, городов, районов.
       Необходимо в ближайшей перспективе активизировать  работу  уже
   действующих   объединений  работодателей,  а  также  ускорить  при
   содействии  органов  исполнительной  власти  края  формирование  в
   территориях  и  отраслях экономики края новых союзов,  ассоциаций,
   иных  объединений  работодателей,  наделенных  полномочиями  через
   своих  представителей  участвовать  в работе двух- и трехсторонних
   комиссий  по  ведению  коллективных  переговоров,   подготовке   и
   заключению  соглашений,  контролю  за их реализацией.  При этом на
   краевом уровне следует обеспечить  взаимодействие  и  консолидацию
   усилий  всех  объединений  работодателей  по  развитию договорного
   регулирования трудовых отношений.
       Актуальной задачей   является   уточнение   порядка  наделения
   полномочиями органов, представляющих интересы работников в районах
   и  городах  при  ведении  переговоров и заключении территориальных
   соглашений.
       Развитие партнерства   требует   разработки   рекомендаций  по
   формированию  и  юридическому  оформлению   органов   общественной
   самодеятельности  как  возможной  стороны социального партнерства,
   представляющей интересы работников в организациях.
       Для повышения  эффективности переговорного процесса и контроля
   за реализацией достигнутых договоренностей необходимо практиковать
   создание  в  рамках  двух- и трехсторонних комиссий рабочих групп,
   перечень  которых  соответствует  основным  разделам   заключенных
   соглашений.
       Система социального  партнерства  должна  представлять   собой
   целостный  механизм реализации социально - экономической политики.
   Для этого следует обеспечить  взаимоувязку  содержания  соглашений
   различных   уровней,  опережение  по  срокам  заключения  краевого
   соглашения между краевым органом исполнительной  власти,  краевыми
   объединениями  организаций  профсоюзов  и  краевыми  объединениями
   работодателей.
       Учитывая расширение  полномочий субъектов Российской Федерации
   в проведении региональной социально -  экономической  политики,  в
   краевом  трехстороннем,  краевых,  районных,  городских отраслевых
   тарифных,  территориальных  соглашениях  должны  предусматриваться
   элементы тарифного регулирования оплаты труда,  минимальные объемы
   работы по улучшению  условий,  охраны  труда,  аттестации  рабочих
   мест,  созданию  и сохранению рабочих мест,  обеспечению занятости
   населения, социальной защите населения и другое.
       Развитие социального  партнерства  требует принятия на краевом
   уровне законов о Ставропольской краевой трехсторонней комиссии  по
   регулированию  социально  -  трудовых  отношений,  об объединениях
   работодателей в  Ставропольском  крае,  о  тарифном  регулировании
   оплаты труда в Ставропольском крае.
       Требуют уточнения механизмы контроля исполнения  обязательств,
   включенных  в  соглашения,  распространения  действия  заключенных
   соглашений  на  работодателей,  не  участвовавших   в   заключении
   соглашений  и  не делегировавших свои полномочия на их заключение,
   проведения уведомительной регистрации  соглашений  и  коллективных
   договоров  в  крае,  участия  министерств,  управлений,  комитетов
   Ставропольского края при заключении  краевых  отраслевых  тарифных
   соглашений, порядок разработки и принятия краевого трехстороннего,
   краевых,   районных,    городских    отраслевых    (межотраслевых,
   профессиональных) тарифных и территориальных соглашений.

             2. Совершенствование научно - методического и
                      информационного обеспечения

       Для дальнейшего развития партнерских отношений следует принять
   меры по привлечению вузов,  учебно - методических центров  края  к
   выполнению    научных   исследований   по   проблеме   социального
   партнерства в трудовых отношениях,  разработке методик, положений,
   рекомендаций,  пособий  по  организации  социального  партнерства,
   ведению коллективных  переговоров,  по  подготовке,  заключению  и
   выполнению коллективных договоров и соглашений.  Необходимо ввести
   в практику проведение краевых научно -  практических  конференций,
   семинаров,   "круглых  столов",  рабочих  совещаний  по  проблемам
   договорного  регулирования  трудовых  отношений   с   приглашением
   представителей    федеральных   органов   исполнительной   власти,
   профсоюзов и их объединений,  ученых, практиков из других регионов
   страны.
       Одной из главных и первоочередных задач  является  организация
   краткосрочного  обучения представителей работодателей и работников
   -  организаторов  социального  партнерства  на  предприятиях  и  в
   учреждениях,  отраслях,  на  территориях,  координаторов  двух-  и
   трехсторонних  комиссий  по  регулированию  социально  -  трудовых
   отношений.  В качестве практических пособий должны разрабатываться
   рекомендации  по   содержанию   основных   разделов   коллективных
   договоров и соглашений.
       Для распространения опыта договорного  регулирования  трудовых
   отношений  следует сформировать систему базовых центров в районах,
   городах   краевого   значения,   отраслях   экономики   края,    в
   организациях,  а  также  направлять  в  районы  и  города краевого
   значения сводные консультационные группы.
       В целях   информационного   обеспечения  развития  договорного
   регулирования   трудовых   отношений    необходимо    организовать
   выступления   руководителей   и  специалистов  органов  по  труду,
   профсоюзных  деятелей,  работодателей  и  работников  организаций,
   дискуссии  о  путях развития социального партнерства и достигнутых
   результатах   в   средствах   массовой   информации.    Необходимо
   осуществлять  выпуск  экспресс  -  информации  с  обобщением опыта
   работы.  Органу  исполнительной  власти  края  по  труду  ежегодно
   представлять  в  Правительство  Ставропольского края аналитический
   доклад  о  состоянии  социального  партнерства  и   урегулирования
   коллективных трудовых споров в Ставропольском крае.
       Следует уделить внимание изучению судебной практики разрешения
   конфликтов,   связанных   с  процессами  заключения  и  выполнения
   коллективных договоров и соглашений в крае.

              3. Совершенствование финансового обеспечения

       В целях материально - технического обеспечения  коллективно  -
   договорного   процесса,   функционирования   органов   социального
   партнерства   предстоит   определить   источники   финансирования,
   которыми  должны быть сами стороны партнерства.  Порядок участия в
   финансировании  должен  определяться  в  заключенных  договорах  и
   соглашениях  с учетом статьи 9 Федерального закона "О коллективных
   договорах и соглашениях".
   
   
   


                                                           Приложение

                                     к Концепции развития договорного
                                   регулирования трудовых отношений в
                                    Ставропольском крае, утвержденной
                                           постановлением Губернатора
                                                 Ставропольского края
                                             от 30 июня 2000 г. N 395

                       ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
         СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

   -------------T-------------T-------------------------------------------+
   ¦ Уровни со- ¦Виды согла-  ¦          Участники соглашений             ¦
   ¦ циального  ¦  шений      ¦                                           ¦
   ¦партнерства ¦             ¦                                           ¦
   +------------+-------------+--------------T---------------T------------+
   ¦ Краевой    ¦краевое трех-¦ краевые объе-¦ краевые объе- ¦Правительст-¦
   ¦ уровень    ¦стороннее    ¦ динения орга-¦ динения рабо- ¦во Ставро-  ¦
   ¦            ¦соглашение   ¦ низаций проф-¦ тодателей     ¦польского   ¦
   ¦            ¦             ¦ союзов       ¦               ¦   края     ¦
   ¦            ¦             ¦              ¦               ¦            ¦
   ¦            ¦краевые от-  ¦ краевые орга-¦ краевые отрас-¦краевые ми- ¦
   ¦            ¦раслевые та- ¦ низации проф-¦ левые объеди- ¦нистерства, ¦
   ¦            ¦рифные со-   ¦    союзов    ¦ нения работо- ¦управления, ¦
   ¦            ¦глашения     ¦              ¦   дателей     ¦ комитеты   ¦
   ¦            ¦             ¦              ¦               ¦            ¦
   ¦ Территори- ¦районные,    ¦ территориаль-¦ территориаль- ¦территори-  ¦
   ¦ альный     ¦городские    ¦ ные объедине-¦ ные объедине- ¦альные, рай-¦
   ¦ уровень    ¦соглашения   ¦ ния организа-¦ ния работода- ¦онные госу- ¦
   ¦ (районы,   ¦             ¦  ций прфсою- ¦    телей      ¦дарственные ¦
   ¦  города    ¦             ¦     зов      ¦               ¦администра- ¦
   ¦ краевого   ¦             ¦              ¦               ¦ции, админи-¦
   ¦ значения)  ¦             ¦              ¦               ¦страции го- ¦
   ¦            ¦             ¦              ¦               ¦родов крае- ¦
   ¦            ¦             ¦              ¦               ¦вого значе- ¦
   ¦            ¦             ¦              ¦               ¦    ния     ¦
   ¦            ¦             ¦              ¦               ¦            ¦
   ¦            ¦районные,    ¦ районные, го-¦ районные, го- ¦районные,   ¦
   ¦            ¦городские    ¦ родские орга-¦ родские отрас-¦городские   ¦
   ¦            ¦отраслевые   ¦ низации проф-¦ левые объеди- ¦управления, ¦
   ¦            ¦тарифные со- ¦     союзов   ¦ нения работо- ¦   отделы   ¦
   ¦            ¦глашения     ¦              ¦    дателей    ¦            ¦
   ¦            ¦             ¦              ¦               ¦            ¦
   ¦ Организа-  ¦коллектив-   ¦ профсоюзный  ¦ работодатель  ¦            ¦
   ¦    ция     ¦ный договор  ¦ комитет, либо¦               ¦            ¦
   ¦            ¦             ¦ орган общест-¦               ¦            ¦
   ¦            ¦             ¦ венной само- ¦               ¦            ¦
   ¦            ¦             ¦ деятельности ¦               ¦            ¦
   L------------+-------------+--------------+---------------+-------------


Информация по документу
Читайте также