Постановление
Правительства
Ставропольского
края
от 9 февраля
2015 г. N 49-п
"О некоторых
мерах по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите
их прав в Ставропольском крае"
(В редакции
Постановления Правительства Ставропольского края
от
08.09.2015 № 386-п);
от 11.10.2015 №
443-п);( от 30.10.2017 № 425-п);
В
соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Законом
Ставропольского края "О порядке образования и осуществления деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ставропольском
крае" Правительство Ставропольского края постановляет:
1.
Утвердить прилагаемые:
1.1.
Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в
Ставропольском крае (далее - Положение).
1.2.
Порядок рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в
муниципальных районах и городских округах Ставропольского края, районными
комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в городских округах
Ставропольского края с районным делением материалов (дел), не связанных с
делами об административных правонарушениях (далее соответственно Порядок
рассмотрения дел, муниципальные комиссии).
1.3.
Порядок представления комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в
Ставропольском крае отчетности о работе по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних (далее - Порядок представления отчетности).
2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при
Правительстве Ставропольского края в пределах своей компетенции давать
разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения, Порядка
рассмотрения дел, Порядка представления отчетности.
3.
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований
Ставропольского края при организации деятельности муниципальных комиссий
руководствоваться настоящим постановлением.
4.
Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя
председателя Правительства Ставропольского края Кувалдину И.В.
5.
Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его
официального опубликования.
Губернатор Ставропольского края
|
В.В. Владимиров
|
Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ставропольском
крае (утв. постановлением Правительства Ставропольского края от 9 февраля
2015 г. N 49-п)
I. Общие положения
1.
Настоящее Положение определяет систему комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав в Ставропольском крае, их задачи, функции и порядок
деятельности.
Систему
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ставропольском крае
составляют:
1) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при
Правительстве Ставропольского края (далее - краевая комиссия);
2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в
муниципальных районах Ставропольского края и городских округах Ставропольского
края, районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в
городских округах Ставропольского края с районным делением (далее -
муниципальные комиссии) (далее совместно именуемые - комиссии).
Комиссии являются коллегиальными органами системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории
Ставропольского края (далее - система профилактики), обеспечивающими
координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики.
2.
Комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными
ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, Примерным положением о комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995, Законом
Ставропольского края "О порядке образования и осуществления деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ставропольском
крае" (далее - Закон), иными нормативными правовыми актами Ставропольского
края, а также настоящим Положением.
3.
Деятельность комиссий основывается на следующих принципах:
1)
законность;
2)
демократизм;
3)
поддержка семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействие с ней;
4)
гуманное обращение с несовершеннолетними;
5) индивидуальный подход к несовершеннолетним с соблюдением
конфиденциальности полученной информации;
6)
государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления
муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного
самоуправления) и общественных объединений по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
7)
обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и
законных интересов несовершеннолетних.
4.
Комиссии осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами
государственной власти Ставропольского края, территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления,
специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации, иными учреждениями, предоставляющими социальные услуги
несовершеннолетним и их семьям, образовательными организациями, органами опеки
и попечительства, медицинскими организациями, а также с заинтересованными
общественными объединениями, иными организациями (далее - организации) и
гражданами.
5.
Комиссии имеют простую круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием,
необходимые для осуществления своих функций.
II. Основные
задачи комиссий
6.
Основными задачами комиссий являются:
1)
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и
условий, способствующих этому;
2)
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3)
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении, в том числе связанном с
немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
4)
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или)
антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным
действиям.
На
комиссии могут быть возложены иные задачи в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
III. Функции
комиссий
7.
Для выполнения возложенных основных задач:
7.1.
Краевая комиссия и муниципальные комиссии:
1)
организуют осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных
интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического
или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной
эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих
безнадзорности, беспризорности, правонарушениям,
антиобщественным действиям и склонению несовершеннолетних к суицидальным
действиям;
2)
утверждают межведомственные программы и координируют проведение индивидуальной
профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении
несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в
социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм
посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность
несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные
объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и
контролируют их выполнение;
3)
участвуют в разработке и реализации программ, направленных на защиту прав и
законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности,
беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий.
7.2.
Краевая комиссия:
1)
координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики,
осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, устанавливаемых
законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского
края;
2)
разрабатывает и вносит в Правительство Ставропольского края предложения по
осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних,
профилактики их безнадзорности и правонарушений;
3)
оказывает методическую помощь, осуществляет информационное обеспечение и
контроль за деятельностью муниципальных комиссий в соответствии с Законом
Ставропольского края "О наделении органов местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными
государственными полномочиями Ставропольского края по созданию и организации
деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";
4)
участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Ставропольского
края, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма,
наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих
немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту
семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;
5)
принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики о
выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд,
отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о
недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению
выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной
информации при ее хранении и использовании;
6)
обобщает полученные от муниципальных комиссий годовые отчеты о работе по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории
соответствующего муниципального образования Ставропольского края, составляет
сводный отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на территории Ставропольского края, рассматривает и
утверждает его на заседании краевой комиссии и представляет Правительству
Ставропольского края в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным;
7)
принимает в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, решение
о допуске или недопуске к педагогической
деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности
в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их
отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и
социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и
искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение
преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и
здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной
госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в
стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья
населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и мира и безопасности человечества, а также против
общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по
обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим
основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом
деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного
преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения
в соответствии с законодательством Российской Федерации совершенного деяния к
категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в
том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению
трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить,
представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности
несовершеннолетних.
7.3.
Муниципальные комиссии:
1)
принимают решения о признании несовершеннолетних и семей, в которых они
проживают, находящимися в социально опасном положении либо о признании
несовершеннолетних и семей, в которых они проживают, вышедшими из социально
опасного положения;
2)
применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или
иных законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского
края;
3)
дают согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста
15 лет и не получивших основного общего образования, организациям,
осуществляющим образовательную деятельность;
4)
дают при наличии согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления,
осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление
несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных
организаций до получения основного общего образования;
5)
принимают совместно с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные
организации до получения основного общего образования, и органами местного
самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем
в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними
образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и
с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких
несовершеннолетних;
6)
обращаются в суд по вопросам лишения родительских прав, ограничения родительских
прав;
7)
принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической
комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет,
нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные
учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных
представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими
возраста 14 лет;
8)
вносят в суды по месту нахождения специальных учебно- воспитательных учреждений
закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления о:
а)
продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном
учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до
истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном
учреждении;
б)
прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном
учреждении закрытого типа на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения
установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем
применении этой меры воздействия (не ранее шести месяцев со дня поступления
несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого
типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и
обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
в)
переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно
- воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием
здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его
реабилитации;
г)
восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном
учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода
из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а
также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в
специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
9)
дают совместно с Государственной инспекцией труда в Ставропольском крае
согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет
по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или
прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
10)
рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных
несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными
лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях и Законом Ставропольского края "Об административных
правонарушениях в Ставропольском крае" к их компетенции;
11)
рассматривают представления органа местного самоуправления, осуществляющего
управление в сфере образования об исключении несовершеннолетних, не получивших
общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их
обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в
Российской Федерации";
12)
рассматривают ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения
несовершеннолетних или их родителей (законных представителей);
13)
рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними,
не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением
возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и
принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о
ходатайстве перед судом о их помещении в специальные учебно-воспитательные
учреждения закрытого типа;
14)
обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве
несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы
либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также
состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в
определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи
государства;
15)
составляют, рассматривают и утверждают на заседаниях и направляют в краевую
комиссию и соответствующие органы местного самоуправления ежеквартальные отчеты
и годовые отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования
Ставропольского края в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, и до
15 января года, следующего за отчетным, соответственно;
16)
подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями
представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием
несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого
типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской
Федерации;
17)
принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
18)
обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью
несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
19)
участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты
прав и законных интересов несовершеннолетних;
20)
направляют в орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий
государственное управление в сфере образования, справочную информацию и иную
информацию по его запросу.
8.
Комиссии также осуществляют иные функции в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
IV. Права
комиссий.
9.
Для решения поставленных основных задач и выполнения функций:
9.1.
Краевая комиссия и муниципальные комиссии имеют право:
1)
запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной
власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций информацию,
материалы и документы, необходимые для выполнения возложенных на комиссии
функций;
2)
создавать межведомственные рабочие и экспертные группы по вопросам, отнесенным
к компетенции комиссий;
3)
привлекать в установленном порядке специалистов для подготовки материалов по
вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссий, а также информационных и
методических материалов;
4)
приглашать в установленном порядке на заседания комиссий должностных лиц
органов государственной власти Ставропольского края, территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а
также представителей организаций и иных граждан для получения от них информации
и объяснений по вопросам, отнесенным к компетенции комиссий;
5)
вносить в установленном порядке в Правительство Ставропольского края, органы
местного самоуправления предложения по вопросам, относящимся к компетенции
соответствующей комиссии.
6)
посещать в установленном порядке органы и учреждения системы профилактики в
целях изучения вопросов, отнесенных к компетенции комиссий;
7)
организовывать и проводить конференции, совещания, семинары по вопросам,
отнесенным к компетенции соответствующей комиссии.
9.2.
Краевая комиссия имеет право:
1)
участвовать в работе по ресоциализации
несовершеннолетних, осужденных, содержащихся в воспитательных колониях,
дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и посещать в
установленном порядке указанные исправительные учреждения;
2)
запрашивать от муниципальных комиссий необходимые материалы и информацию по
вопросам, относящимся к компетенции краевой комиссии;
3)
представлять по поручению Губернатора Ставропольского края и Правительства
Ставропольского края интересы Ставропольского края на уровне Российской
Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции краевой комиссии;
4)
осуществлять контроль за исполнением решений краевой комиссии;
5)
представлять в установленном порядке соответствующим субъектам системы
профилактики предложения о совершенствовании работы по предупреждению
безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, а также случаев склонения их к
суицидальным действиям.
10.
Комиссии наряду с правами, указанными в настоящем Положении, обладают иными
правами в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством Ставропольского края.
V. Организация
деятельности комиссий
11.
Численный и персональный составы комиссий утверждаются в порядке, определенном
Законом.
12.
В составы комиссий входят председатель комиссии, заместитель (заместители)
председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии.
13.
Членами комиссий могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений
системы профилактики, депутаты Думы Ставропольского края, представители органов
исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представители
иных заинтересованных органов и учреждений, представители общественных
объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с
несовершеннолетними, а также другие заинтересованные лица.
14.
Председатель комиссии:
1)
осуществляет руководство деятельностью комиссии;
2)
председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;
3)
представляет комиссию в органах государственной власти Ставропольского края,
территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах
местного самоуправления и организациях;
4)
утверждает повестку заседания комиссии;
5)
назначает дату, время, определяет место проведения заседания комиссии;
6)
дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии и
членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к
компетенции комиссии;
7)
представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по
формированию персонального состава комиссии;
8)
осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии, подписывает акты,
принимаемые комиссией*;
9)
обеспечивает представление отчетности о работе по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в порядке, устанавливаемом нормативными
правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами
Ставропольского края;
10)
несет персональную ответственность за организацию работы комиссии и
представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством Ставропольского края.
15.
Заместитель председателя комиссии:
1)
выполняет поручения председателя комиссии;
2)
исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие;
3)
обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии;
4)
обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов по вопросам,
вынесенным на рассмотрение комиссии.
16.
Ответственный секретарь комиссии:
1)
осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;
2)
выполняет поручения председателя комиссии и заместителя председателя комиссии;
3)
отвечает за ведение делопроизводства комиссии;
4)
оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о дате,
времени и месте ее заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по
вопросам, выносимым на рассмотрение комиссии;
5)
осуществляет подготовку и оформление проектов актов, принимаемых комиссией по
результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии;
6)
обеспечивает вручение копий актов, принимаемых комиссией.
17.
Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов
(дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие функции:
1)
участвуют в заседании комиссии и его подготовке;
2)
предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам,
выносимым на ее рассмотрение;
3)
вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе
дополнительных материалов по нему;
4)
вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов,
выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и
правонарушениям несовершеннолетних;
5)
участвуют в обсуждении актов, принимаемых комиссией, а также иных решений по
рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
6)
составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке,
предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях;
7)
посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на
образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных
прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и
законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и
здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого
обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий,
способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их
безнадзорности и совершению правонарушений;
8)
выполняют поручения председателя комиссии, а в случае его отсутствия -
заместителя председателя комиссии.
18.
Заседания комиссии проводятся в соответствии с планом работы на очередной
календарный год, принимаемым на заседании комиссии, а также по мере
необходимости.
Комиссии
вправе проводить выездные заседания.
19.
О дате, времени и месте проведения заседания комиссии извещается прокурор
Ставропольского края, прокуроры городов, районов, межрайонные прокуроры
Ставропольского края соответственно.
20.
Заседания комиссии являются правомочными, если на них присутствует не менее
половины ее членов. Члены комиссии участвуют в заседаниях комиссии без права
замены.
21.
На заседании комиссии председательствует председатель комиссии либо заместитель
председателя комиссии.
22.
Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании
членов комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего
на заседании комиссии.
23.
На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается
председательствующим на заседании комиссии и ответственным секретарем комиссии.
24.
В протоколе заседания комиссии указываются:
1)
дата, время и место проведения заседания комиссии;
2)
наименование и состав комиссии, сведения об отсутствующих на заседании комиссии
членах комиссии;
3)
повестка заседания комиссии;
4)
содержание вопросов, рассмотренных на заседании комиссии;
5)
сведения о присутствующих и отсутствующих на заседании комиссии членах
комиссии, а также сведения о лицах, приглашенных для рассмотрения вопросов
повестки дня заседания комиссии;
6)
содержание принятых решений по результатам рассмотрения вопросов повестки дня
заседания комиссии.
В
случае рассмотрения комиссией материалов (дел), не связанных с делами об
административных правонарушениях (далее - материалы (дело), в протоколе
заседания комиссии помимо сведений, перечисленных в настоящем Положении,
указываются:
а)
фамилия, имя, отчество, биографические данные лица, в отношении которого
рассматриваются материалы (дело);
б)
сведения о явке лиц, приглашенных на заседание комиссии для рассмотрения
материалов (дела), и разъяснении их прав и обязанностей;
в)
сведения о ходатайствах, заявленных при рассмотрении материалов (дела), их
содержание и результаты их рассмотрения;
г)
сведения об объявлении решения комиссии, принятого по результатам рассмотрения
материалов (дела).
25.
Решения комиссии оформляются в форме постановлений, в которых помимо сведений,
указанных в подпунктах "1"-"5" пункта 24 настоящего
Положения, указываются следующие сведения:
1)
содержание вопроса, рассмотренного на заседании комиссии;
2)
факты нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии),
выявленные в ходе рассмотрения вопроса на заседании комиссии;
3)
причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям, антиобщественным действиям и склонению
несовершеннолетних к суицидальным действиям (при их наличии), выявленные
в ходе рассмотрения вопроса на заседании комиссии;
4)
решение, принятое по вопросу, рассмотренному на заседании комиссии;
5)
меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих
безнадзорности, беспризорности, правонарушениям,
антиобщественным действиям и склонению несовершеннолетних к суицидальным
действиям, которые должны быть приняты соответствующими органами и
учреждениями системы профилактики, и сроки их принятия.
26.
Постановление комиссии или выписка из него направляется членам комиссии, в
органы и учреждения системы профилактики и иным
заинтересованным лицам и организациям в срок не позднее 5 рабочих дней
со дня принятия постановления комиссии, если иные сроки не предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
27.
Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и
учреждениями системы профилактики.
28.
Органы и учреждения системы профилактики обязаны предоставить в комиссию
информацию о мерах, принятых по исполнению постановления в указанный в нем
срок.
29.
Копия постановления комиссии, затрагивающего права и законные интересы
гражданина, или выписка из него вручается такому гражданину под роспись или
высылается по месту его жительства не позднее 5 рабочих дней со дня принятия
постановления комиссии, если иные сроки не предусмотрены законодательством
Российской Федерации.
30.
Постановление комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
____________________________
*
Под актами, принимаемыми комиссиями, понимаются акты, составляемые комиссиями в
пределах их компетенции в соответствии с Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Порядок рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в
муниципальных районах и городских округах Ставропольского края, районными
комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в городских округах
Ставропольского края с районным делением материалов (дел), не связанных с
делами об административных правонарушениях (утв. постановлением Правительства
Ставропольского края от 9 февраля 2015 г. N 49-п)
1
.Настоящий Порядок определяет последовательность действий, механизм
рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в
муниципальных районах и городских округах Ставропольского края, районными
комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в городских округах
Ставропольского края с районным делением (далее - муниципальная комиссия)
материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях
(далее - материалы (дело), и порядок принятия решений муниципальной комиссией
по результатам их рассмотрения.
2.
Основаниями для рассмотрения муниципальной комиссией материалов (дел) являются:
1)
обращение несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), органов
и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(далее - система профилактики) или их должностных лиц;
2)
решение муниципальной комиссии;
3)
представление или иные документы органов и учреждений системы профилактики;
4)
документы, поступившие из органов внутренних дел, прокуратуры, суда в отношении
несовершеннолетних, категории которых указаны в пунктах 1 и 2 части 4 статьи 15
Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних";
5)
иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3.
Материалы (дело) рассматриваются в течение 30 календарных дней со дня их (его)
получения муниципальной комиссией, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
4.
Основаниями для принятия муниципальной комиссией решения об отложении
рассмотрения материалов (дела) являются:
1)
поступление ходатайства об отложении рассмотрения материалов (дела) от
несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), членов
муниципальной комиссии;
2)
уклонение несовершеннолетнего и (или) его родителей (законных представителей)
от явки на заседание муниципальной комиссии, если материалы (дело) не могут
быть рассмотрены в их отсутствие;
3)
поступление от членов муниципальной комиссии предложения об отложении
рассмотрения материалов (дела) и о запросе дополнительных материалов по ним.
Рассмотрение
материалов (дела) может быть отложено до следующего заседания муниципальной
комиссии либо на срок, необходимый для устранения причин, препятствующих
рассмотрению материалов (дел) по существу, но не более чем на шесть месяцев.
5.
Решение о невозможности рассмотрения муниципальной комиссией материалов (дел)
принимается по истечении шести месяцев со дня получения муниципальной комиссией
материалов (дела) и в случае установления ею следующих обстоятельств:
1)
неявка несовершеннолетнего и (или) его родителей (законных представителей) и
иных заинтересованных лиц на заседание муниципальной комиссии по причине их
болезни, выезда за пределы Ставропольского края или других обстоятельств;
2)
достижение на дату заседания муниципальной комиссии лицом, в отношении которого
поступили материалы (дело), возраста 18лет;
3)
смерть лица, в отношении которого поступили материалы (дело);
4)
задержание, заключение под стражу, а также отбывание наказания в виде лишения
свободы лица, в отношении которого поступили материалы (дело).
Решение
о невозможности рассмотрения муниципальной комиссией материалов (дела)
принимается в форме постановления, копия которого направляется лицу,
обратившемуся в муниципальную комиссию, в орган, учреждение системы
профилактики или их должностному лицу, внесшему в комиссию материалы (дело), в
течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
6.
Материалы (дело) рассматриваются муниципальной комиссией по месту жительства
лица, в отношении которого они поступили. При отсутствии у лица места
жительства материалы (дело) рассматриваются по месту фактического проживания
лица, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
7.
Материалы (дело) подлежат открытому рассмотрению. С учетом характера
рассматриваемых материалов (дела) и в целях обеспечения конфиденциальности
информации о несовершеннолетних, его родителях (законных представителях)
муниципальная комиссия принимает мотивированное решение о рассмотрении
материалов (дела) в закрытом заседании.
8.
Материалы (дело), поступившие на рассмотрение в муниципальную комиссию, в целях
обеспечения всестороннего, своевременного, полного, рассмотрения и принятия
объективного и законного решения предварительно изучаются председателем
муниципальной комиссии, а в случае его отсутствия - заместителем председателя
муниципальной комиссии, а также ответственным секретарем муниципальной комиссии
и членами муниципальной комиссии.
9.
В процессе предварительного изучения материалов (дела) определяются:
1)
соответствие поступивших материалов (дела) компетенции муниципальной комиссии;
2)
наличие оснований для проведения дополнительной проверки (доработки)
поступивших материалов (дела);
3)
перечень лиц, приглашаемых на заседание муниципальной комиссии для участия в
рассмотрении материалов (дела);
4)
достаточность поступивших материалов (дела) для рассмотрения их муниципальной
комиссией.
10.
По результатам предварительного изучения материалов (дела) председателем, а в
случае его отсутствия - заместителем председателя, принимаются одно или
несколько из следующих решений:
1)
о необходимости приглашения на заседание муниципальной комиссии лиц для участия
в рассмотрении материалов (дела), затрагивающих их права и законные интересы, а
также иных заинтересованных лиц;
2)
о поручении органам и учреждениям системы профилактики совершить действия,
принять решения и (или) представить в муниципальную комиссию дополнительную
информацию, имеющую значение для всестороннего, полного рассмотрения материалов
(дела);
3)
о возвращении материалов (дела) органам и учреждениям системы профилактики,
внесшим их в муниципальную комиссию, если они не подведомственны муниципальной
комиссии или требуют проведения дополнительной проверки (доработки);
4)
об отложении рассмотрения муниципальной комиссией материалов (дела);
5)
о передаче материалов (дела) по подведомственности в орган (должностному лицу),
уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации их
рассматривать, если рассмотрение материалов (дела) не относится к компетенции
муниципальной комиссии;
6)
о рассмотрении муниципальной комиссией материалов (дела)
по существу.
11.
При рассмотрении материалов (дела) муниципальная комиссия обязана всесторонне и
полно исследовать материалы (дело), уточнить возраст несовершеннолетнего,
условия его жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, послужившие поводом
для рассмотрения материалов (дела), иные обстоятельства, относящиеся к данному
делу и имеющие значение для принятия законного и объективного решения.
12.
Несовершеннолетний, в отношении которого рассматриваются материалы (дело),
может быть удален с заседания муниципальной комиссии на время рассмотрения
обстоятельств, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние,
о чем делается отметка в протоколе заседания муниципальной комиссии.
13.
По результатам рассмотрения материалов (дела) муниципальная комиссия принимает
одно или несколько из следующих решений:
1)
о применении в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных
представителей) мер, предусмотренных настоящим Порядком, и (или) об организации
проведения в отношении них индивидуальной профилактической работы органами и
учреждениями системы профилактики;
2)
о внесении в суд ходатайства о помещении несовершеннолетнего в специальное
учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
3)
о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно- воспитательное
учреждение открытого типа;
4)
о признании несовершеннолетних и семей, в которых они проживают, находящимися в
социально опасном положении либо о признании несовершеннолетних и семей, в
которых они проживают, вышедшими из социально опасного положения;
5)
об утверждении индивидуальных программ социальной реабилитации
несовершеннолетних и их семей, признанных находящимися в социально опасном
положении;
6)
об оказании содействия в определении форм устройства несовершеннолетних;
7)
об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении представлений органов
местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края,
осуществляющих управление в сфере образования, об исключении
несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной
организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";
8)
о принятии совместно с родителями (законными представителями) и органами
местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края мер по
продолжению освоения несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, оставившим
по согласованию муниципальной комиссии общеобразовательную организацию,
образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и
с согласия родителей (законных представителей) по его трудоустройству;
9)
о даче согласия либо об отказе в даче согласия на расторжение трудового
договора с работниками в возрасте до 18 лет в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
10)
о принятии мер по обеспечению оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве
несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы
либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также
состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;
11)
об обращении в суд либо о внесении в суд представлений по вопросам, отнесенным
к компетенции муниципальной комиссии;
12)
о передаче материалов (дела) по подведомственности;
13)
об отложении рассмотрения муниципальной комиссией материалов (дела);
14)
о невозможности рассмотрения муниципальной комиссией материалов (дела).
14.
По результатам рассмотрения одного материала (дела) муниципальной комиссией
может быть одновременно принято несколько решений, предусмотренных пунктами 17
и 21 настоящего Порядка, в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных
представителей), органов и учреждений системы профилактики.
15.
Решение об оказании содействия в определении форм устройства несовершеннолетних
направляется в органы и учреждения системы профилактики для рассмотрения ими
следующих вопросов:
1)
об устройстве несовершеннолетних в специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - в органы
социальной защиты населения;
2)
об устройстве несовершеннолетних в образовательные организации - в органы,
осуществляющие управление в сфере образования;
3)
об устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей - в органы
опеки и попечительства;
4)
об участии органов, осуществляющих деятельность в сфере реализации молодежной
политики, в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних,
вовлечении их в организованные формы досуга, - в органы, осуществляющие
деятельность в сфере реализации молодежной политики;
5)
о проведении с несовершеннолетними в рамках предоставленных полномочий
обследования, наблюдения или лечения в связи с употреблением ими алкогольной и
спиртосодержащей продукции, наркотических средств и психотропных веществ без
назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества, а также об
обследовании, наблюдении или лечении выявленных заблудившихся, подкинутых детей
в возрасте до четырех лет включительно, оставшихся без попечения родителей или
иных законных представителей, либо оказавшихся в трудной жизненной ситуации, -
в органы управления государственной системой здравоохранения в Ставропольском
крае;
6)
об оказании помощи в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также
содействия трудовому устройству несовершеннолетних - в органы службы занятости;
7)
об оказании помощи несовершеннолетнему в пределах своей компетенции - в органы
внутренних дел, подразделения которых осуществляют профилактику безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних;
8)
о привлечении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к
занятиям, развивающим творческие, технические, спортивные способности, в том
числе в клубах, кружках, секциях, о содействии их приобщения к ценностям
отечественной и мировой культуры, а также об оказании иных видов помощи в
пределах своей компетенции - в учреждения культуры и искусства, физической
культуры и спорта, отдыха и оздоровления детей всех видов и типов.
16.
Решение муниципальной комиссии принимается с учетом мнения представителя органа
прокуратуры, присутствующего на заседании муниципальной комиссии, заключение
которого заслушивается и заносится в протокол заседания муниципальной комиссии.
17.
По результатам рассмотрения материалов (дел) в отношении несовершеннолетнего
муниципальная комиссия вправе применить несколько, либо одну из следующих мер
воздействия:
1)
объявление выговора или строгого выговора;
2)
возложение обязанности принесения публичного или в иной форме извинения
потерпевшему за причинение морального вреда или материального ущерба;
3)
передача несовершеннолетнего под надзор родителей (законных представителей) в
целях обеспечения его надлежащего поведения;
4)
передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной
организации, коллегиальному органу управления образовательной организации,
уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса в
образовательных организациях по их ходатайству.
18.
При применении к несовершеннолетнему мер воздействия, предусмотренных пунктом
17 настоящего Порядка, муниципальная комиссия должна учитывать его возраст,
характер и причины совершенного им правонарушения, общественно опасного деяния,
условия жизни несовершеннолетнего, степень его участия в правонарушении,
общественно опасном деянии, а также его поведение в быту, в школе и (или) на
работе.
19.
Несовершеннолетний, в отношении которого применена мера воздействия в виде
выговора или строгого выговора, считается подвергнутым данной мере воздействия
в течение одного календарного года со дня вступления в законную силу
соответствующего постановления муниципальной комиссии.
20.
Муниципальная комиссия, которая приняла решение о применении меры воздействия в
виде выговора или строго выговора, может принять постановление о снятии данной
меры воздействия до истечения срока, установленного пунктом 19 настоящего
Порядка, в случае примерного поведения несовершеннолетнего, в отношении
которого эта мера воздействия была применена.
21.
По результатам рассмотрения материалов (дела) и в целях обеспечения реализации
и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних муниципальная комиссия
вправе:
1)
принять следующие решения, связанные с воздействием на родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего:
а)
об объявлении замечания;
б)
о передаче на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их
ходатайству;
2)
принять следующие решения, не связанные с воздействием на родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего:
а)
о внесении в орган опеки и попечительства ходатайства о немедленном отобрании
несовершеннолетнего у его родителей (законных представителей) либо об
отстранении опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей или о
досрочном расторжении договора с приемными родителями при непосредственной
угрозе жизни ребенка или его здоровью;
б)
об обращении в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;
в)
о внесении в органы и учреждения системы профилактики представления об
устранении нарушений прав и свобод несовершеннолетних, причин и условий,
способствующих их безнадзорности, совершению ими
правонарушений, антиобщественных или суицидальных действий;
г)
о внесении в органы и учреждения системы профилактики ходатайства о привлечении
к дисциплинарной или иной ответственности должностных лиц, решения или действия
(бездействие) которых повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов
несовершеннолетних.
Порядок представления комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в
Ставропольском крае отчетности о работе по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних (утв. постановлением Правительства
Ставропольского края от 9 февраля 2015 г. N 49-п)
1.
Настоящий Порядок определяет правила составления и предоставления отчетности о
работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве
Ставропольского края (далее - краевая комиссия), комиссиями по делам
несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах
Ставропольского края, районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите
их прав в городских округах Ставропольского края с районным делением (далее -
муниципальные комиссии) по формам, утверждаемым постановлением краевой
комиссии.
2.
Муниципальные комиссии представляют ежеквартальные отчеты и годовые отчеты о
работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на
территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края
(далее соответственно - ежеквартальные отчеты, годовые отчеты).
Ежеквартальные
отчеты и годовые отчеты рассматриваются и утверждаются на заседаниях
муниципальных комиссий и подписываются председателем муниципальной комиссии.
Ежеквартальные
отчеты составляются нарастающим итогом с начала года (по состоянию на 01
апреля, 01 июля, 01 октября) и представляются в краевую комиссию и
соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований
Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления) в срок до 10-го
числа месяца, следующего за отчетным.
Годовые
отчеты составляются по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным, и
представляются в краевую комиссию и соответствующие органы местного самоуправления
в срок до 15 января года, следующего за отчетным.
3.
Краевая комиссия ежегодно, в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным,
обобщает полученные от муниципальных комиссий годовые отчеты, составляет
сводный отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на территории Ставропольского края (далее - сводный отчет),
который рассматривается и утверждается на заседании краевой комиссии. Сводный
отчет подписывается председателем краевой комиссии и представляется в
Правительство Ставропольского края.
4.
Сводный отчет размещается на официальном сайте Правительства Ставропольского
края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5.
В ежеквартальных отчетах, годовых отчетах и сводном отчете указываются сведения
о мероприятиях, проведенных муниципальными комиссиями и краевой комиссией
соответственно, а также о результатах их работы по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.