Расширенный поиск
Закон Государственной Думы Ставропольского края от 14.12.1995 № 21-кз14 декабря 1995 года N 21-кз РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ О ВЫБОРАХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ Утратил силу - Закон Ставропольского края от 23.09.99 г. N 27-кз Принят Государственной Думой СК 9 декабря 1995 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования Закона 1. Настоящий Закон устанавливает на основе Конституции и законодательства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Ставропольского края гарантии избирательных прав граждан в Ставропольском крае при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением непосредственно. 2. Выборы органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, избираемых выборными органами местного самоуправления, а также порядок создания формируемых органов местного самоуправления регулируются уставами муниципальных образований. Статья 2. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Выборы органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением непосредственно, проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Контроль за волеизъявлением голосующих не допускается. 2. Муниципальные образования не вправе вводить ограничения избирательных прав граждан, предусмотренных Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) и законодательством Ставропольского края. Статья 3. Избирательное право при выборах органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления 1. Избирательным правом при выборах органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления обладают постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет. В выборный орган местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории Ставропольского края не менее одного года. Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и постоянно проживающий на территории Ставропольского края не менее одного года. Положения настоящего пункта в полной мере распространяются на военнослужащих срочной службы, офицеров, прапорщиков воинских частей и подразделений, дислоцированных на территории Ставропольского края. 2. Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом представительного органа местного самоуправления и депутатом представительных органов государственной власти, а также занимать должности в органах государственной власти. Действие настоящего пункта не распространяется на депутатов Государственной Думы Ставропольского края первого созыва. Статья 4. Избирательные системы при выборах органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления 1. Выборы органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой для данного органа местного самоуправления нормы представительства по решению соответствующего представительного органа местного самоуправления. В небольших по численности муниципальных образованиях выборы органа местного самоуправления могут производиться по общему списку кандидатов в депутаты. В этом случае муниципальное образование является многомандатным избирательным округом. Многомандатные избирательные округа образуются в границах отдельных или расположенных в непосредственной близости населенных пунктов. 2. Избирательная система, принимаемая в конкретном муниципальном образовании, определяется им самостоятельно на основании настоящего Закона и закрепляется в уставе муниципального образования. Статья 5. Сроки проведения выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления 1. Сроки полномочий органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований. 2. Дата проведения выборов органов местного самоуправления, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления в муниципальном образовании назначается Государственной Думой Ставропольского края не позднее чем за 75 дней до проведения выборов. Статья 6. Право выдвижения кандидатов в депутаты Право выдвижения кандидатов в депутаты органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления (далее именуются - кандидаты) принадлежит непосредственно избирателям. Статья 7. Финансирование выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, осуществляется за счет средств краевого бюджета. Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 8. Образование избирательных округов 1. Избирательные округа по выборам органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления образуются территориальными избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главами муниципальных образований. 2. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе определяются территориальной избирательной комиссией и утверждаются представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Изменение границ избирательных округов после их установления не допускается. 3. Число избирателей в различных муниципальных избирательных округах должно быть по возможности равным. Допускается отклонение от среднего числа избирателей в округе не более 15 процентов. 4. Избирательный округ составляет единую территорию. Включение в муниципальный избирательный округ не граничащих между собой территорий не допускается. 5. При выборах органов местного самоуправления в многомандатном муниципальном избирательном округе, а также при выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления единым округом является вся территория муниципального образования, иные округа не образуются. Статья 9. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные участки. В зависимости от размеров округов избирательные участки могут включать в себя несколько округов, либо округа могут делиться на несколько избирательных участков. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. 2. Избирательные участки образуются из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до выборов главой муниципального образования по согласованию с территориальной избирательной комиссией. 3. В профилакториях, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей при необходимости могут образовываться избирательные участки в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. 4. Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов и номеров телефонов избирательных комиссий публикуются не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Статья 10. Списки избирателей 1. В списки избирателей включаются все члены муниципального образования, обладающие на день голосования избирательным правом согласно пункту 1 статьи 3 настоящего Закона. Военнослужащие включаются в списки избирателей муниципального образования, на территории которого они фактически проживают, вне зависимости от официального места дислокации их воинских частей или командования. 2. Глава муниципального образования обеспечивает учет избирателей на территории муниципального образования и передает избирательным комиссиям сведения об избирателях. 3. Список избирателей составляется избирательной комиссией на основании представленных главой муниципального образования данных в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес избирателя. Составление списков избирателей должно быть завершено не позднее 30 дней до дня выборов, после чего списки должны быть представлены для всеобщего ознакомления избирателей муниципального образования. 4. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в профилакториях, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. 5. Член муниципального образования может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 6. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 11. Статус избирательных комиссий 1. Для организации и проведения выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 2. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, органами государственной власти и управления, общественными объединениями, учреждениями, организациями, действующими на территории избирательного округа или участка, гражданами. 3. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, граждане, средства массовой информации обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач. 4. Организация и проведение выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления возлагаются на: избирательную комиссию Ставропольского края; территориальные (районные, городские, сельские, поселковые) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. 5. Избирательная комиссия края является юридическим лицом. Иные избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицами в соответствии с законодательством Ставропольского края. Статья 12. Порядок формирования избирательных комиссий 1. Избирательная комиссия Ставропольского края состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Полномочия избирательной комиссии края определяются в соответствии с Положением об избирательной комиссии Ставропольского края. 2. Территориальные избирательные комиссии формируются в составе председателя, его заместителя, секретаря и 6 - 10 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса не позднее чем за 70 дней до выборов. Численность территориальных избирательных комиссий и их персональный состав определяются представительным органом местного самоуправления (главой соответствующей администрации) и утверждаются избирательной комиссией Ставропольского края. 3. Участковые избирательные комиссии формируются в составе председателя, его заместителя, секретаря и 2 - 10 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса не позднее чем за 40 дней до выборов. Численность участковых избирательных комиссий и их персональный состав определяются представительным органом местного самоуправления (главой соответствующей администрации) и утверждаются территориальной избирательной комиссией. 4. Формирование избирательных комиссий осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. 5. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов или лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. 6. После регистрации кандидат вправе назначить в территориальную избирательную комиссию и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса, но не позднее чем за 2 дня до выборов. Назначение оформляется по заявлению, заверенному кандидатом. 7. В день голосования кандидат вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии по одному наблюдателю, который имеет право находиться в помещении для голосования с начала голосования до окончания оформления документов об итогах голосования. Статья 13. Статус члена избирательной комиссии 1. Лица, назначенные в состав избирательных комиссий решением представительного органа местного самоуправления, имеют право решающего голоса при принятии решений избирательными комиссиями и обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий. 2. Лица, назначенные в состав избирательных комиссий кандидатами, имеют статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и при принятии решения избирательной комиссии в голосовании не участвуют. Полномочия членов территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса, связанные с подготовкой и проведением выборов, продолжаются до окончания регистрации кандидатов при выборах депутатов нового созыва, в случае если кандидаты, назначившие их, получили депутатские мандаты. Срок полномочий членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий этих избирательных комиссий. 3. Лица, назначенные в состав избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной комиссии, присутствуют на них; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы по повестке дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящей избирательной комиссии и получать заверенные копии этих документов. 4. Подсчет голосов осуществляют члены комиссии с правом решающего голоса. 5. Одно лицо не может быть членом более чем одной комиссии по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления. 6. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: отзыва члена комиссии выдвинувшими его органами; письменного заявления члена комиссии о сложении своих полномочий; утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, безвестно отсутствующим, ограниченно дееспособным или умершим; смерти члена комиссии. 7. Председателю комиссии, заместителю председателя, секретарю и членам комиссии выдаются удостоверения установленного образца. Статья 14. Полномочия территориальных (районной, городской, сельской, поселковой) избирательных комиссий 1. Территориальные избирательные комиссии: осуществляют контроль за исполнением настоящего Закона на соответствующих территориях; образуют избирательные округа; регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца, публикуют сведения о зарегистрированных кандидатах; устанавливают результаты выборов по округам; утверждают текст и обеспечивают изготовление избирательных бюллетеней; организуют доставку избирательных бюллетеней и других документов участковым избирательным комиссиям; координируют работу участковых избирательных комиссий; организуют досрочное голосование в помещении территориальной избирательной комиссии; рассматривают заявления и жалобы на решения, действия и бездействие участковых избирательных комиссий и принимают по ним решения; обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности всех кандидатов; распоряжаются денежными и материальными средствами, выданными на проведение выборов; устанавливают результаты голосования по соответствующей территории, публикуют их в местной печати, доводят до сведения населения иным способом; осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Ставропольского края, постановлениями Государственной Думы, актами избирательной комиссии края; контролируют обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материально - технического обеспечения выборов. 2. Территориальные избирательные комиссии действуют до образования избирательных комиссий по выборам новых составов соответствующих органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления. Статья 15. Полномочия участковых избирательных комиссий 1. Участковые избирательные комиссии: составляют списки избирателей, организуют проверку и дополнение списков избирателей по участку; проводят ознакомление граждан со списками избирателей, принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решают вопросы о внесении в них соответствующих изменений; оповещают население об адресе, номере телефона участковой избирательной комиссии, о времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; обеспечивают подготовку помещения и оборудования для голосования; контролируют соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов; организуют на своем избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; производят подсчет голосов, определяют результаты голосования на участке, передают их в территориальную избирательную комиссию; рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимают по ним мотивированные решения; осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Ставропольского края, постановлениями Государственной Думы Ставропольског края. 2. Полномочия участковых избирательных комиссий прекращаются после признания полномочий депутатов выборного органа местного самоуправления, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления соответствующей территориальной избирательной комиссией. Статья 16. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство членов комиссии с правом решающего голоса. При принятии решений избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий. 2. На первом заседании избирательной комиссии из членов комиссии с правом решающего голоса избираются председатель, его заместитель и секретарь комиссии. 3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем комиссии или по его поручению заместителем председателя. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. 4. По решению территориальных избирательных комиссий председатели, их заместители, секретари или отдельные члены территориальных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в избирательных комиссиях постоянно или временно с отрывом от основной работы. 5. Оплата работы членов комиссий, работающих с отрывом от основной работы, производится в пределах бюджетных средств, выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий. 6. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решение избирательных комиссий по иным вопросам принимается простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 7. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем комиссии. 8. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно. 9. Деятельность избирательной комиссии осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители средств массовой информации. 10. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации. 11. При голосовании на избирательных участках и подсчете голосов участковыми избирательными комиссиями вправе присутствовать наблюдатели, направленные группами избирателей, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами. 12. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 17. Ограничения, связанные со статусом члена выборного органа или должностного лица местного самоуправления 1. Ограничения, связанные со статусом члена выборного органа или должностного лица местного самоуправления, не затрагивающие гражданские права и свободы, гарантированные Конституцией и законодательством Российской Федерации, устанавливаются представительным органом местного самоуправления самостоятельно и закрепляются в уставе муниципального образования. 2. Кандидат, должность которого или род занятий не совместимы со статусом члена выборного органа или должностного лица местного самоуправления, дает письменное обязательство о прекращении, в случае его избрания, соответствующей деятельности. 3. Несоблюдение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительным. Статья 18. Порядок выдвижения кандидатов в органы местного самоуправления и на занятие должностей глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления 1. Выдвижение кандидатов в выборный орган местного самоуправления начинается с момента опубликования списка избирательных округов и заканчивается не позднее чем за 30 дней до проведения выборов. Выдвижение кандидатов на должность главы муниципального образования начинается с момента объявления выборов и заканчивается не позднее чем за 30 дней до проведения выборов. 2. Право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки на выборах депутатов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления по одномандатному и многомандатным избирательным округам принадлежит каждому избирателю, достигшему на день выборов 18 лет и 21 года - для глав муниципального образования, а также группе избирателей (не менее двух человек) по месту работы, службы, учебы и жительства на территории данного муниципального образования. 3. Для выдвижения кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей в количестве не менее 2 процентов от числа избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа или муниципального образования, но не менее 50 избирателей. Подписи могут собираться только среди избирателей того избирательного округа, где осуществляется выдвижение кандидата. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи, или иных лиц. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. 4. Инициаторы сбора подписей обязаны уведомить о своей инициативе в письменной форме территориальную избирательную комиссию. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения (число, месяц, год), место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата, а также фамилия, имя, отчество, дата рождения и место жительства каждого из инициаторов сбора подписей. 5. Правом сбора подписей в поддержку кандидата обладает любой избиратель данного муниципального образования. 6. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 1, 2, 3 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом в депутаты или на должность главы муниципального образования (другую выборную должность). Статья 19. Регистрация кандидатов 1. Кандидаты регистрируются территориальной избирательной комиссией по представлению кандидатов при наличии их заявлений о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. 2. Инициаторы выдвижения кандидата, в том числе сами кандидаты при самостоятельном выдвижении, вносят подписные листы с количеством подписей в поддержку кандидата не менее установленного настоящим Законом количества. Подписные листы вносятся в территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 27 дней до дня выборов. Территориальная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение 3 дней регистрирует его. 3. Регистрация кандидатов заканчивается за 25 дней до проведения выборов. 4. Территориальная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать кандидаты, а также их доверенные лица. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей территориальная избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов. При наличии в подписных листах двух или более подписей одного избирателя в поддержку одного кандидата засчитывается только одна подпись. В регистрации может быть отказано в случаях ненадлежащего оформления представляемых документов либо наличия в подписных листах подлинных подписей менее установленного настоящим Законом количества. 5. Кандидат может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе по выборам в выборный орган местного самоуправления. 6. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение одних суток после регистрации сообщаются территориальной избирательной комиссией местным средствам массовой информации. 7. Каждому зарегистрированному кандидату территориальная избирательная комиссия выдает удостоверение о регистрации. 8. В случае если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов (в многомандатном избирательном округе) окажется меньше установленного числа мандатов, выборы в данном избирательном округе по решению территориальной избирательной комиссии откладываются на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Статья 20. Права и обязанности кандидатов 1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. 2. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, не вправе использовать преимущества своего служебного положения. 3. Кандидаты после их регистрации по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая территориальная избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидатов, из средств, выделенных на организацию и проведение выборов, выплачивает им денежную компенсацию в виде среднего заработка или иного регулярного дохода, исчисленного за предшествующие дате регистрации три месяца, но в размере, не превышающем семикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда. 4. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется (кроме такси), из средств соответствующей избирательной комиссии. Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты определяется соответствующей территориальной избирательной комиссией. 5. Кандидат вправе не позднее чем за три дня до дня выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, территориальная избирательная комиссия может отнести на счет кандидата соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные избирательной комиссией кандидату на предвыборную агитацию. 6. Кандидат может иметь до 5 доверенных лиц, которые регистрируются территориальной избирательной комиссией. 7. Кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу, а также направлены в командировку, призваны на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. 8. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации. Глава V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 21. Право на предвыборную агитацию 1. Граждане Российской Федерации вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против кандидата. 2. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы: федеральным органам государственной власти, органам государственной власти Ставропольского края, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей; воинским частям, военным учреждениям и организациям; благотворительным организациям и религиозным объединениям; членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. 3. Кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Кандидат имеет право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. 4. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов. 5. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. 6. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. 7. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, пропаганда войны. 8. Кандидаты, инициативные группы избирателей и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и т.п.), проводить льготные распродажи товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Они не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещанием передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. 9. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка предвыборной агитации, принимают меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, обращаются в соответствующие органы с представлениями по этому поводу. Статья 22. Порядок и условия использования для предвыборной агитации помещений, проведения предвыборных собраний, митингов и встреч с избирателями. 1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и группам избирателей в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в пятидневный срок со дня их подачи и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом территориальной избирательной комиссией. 2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. 3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается. 4. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам. Статья 23. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. Кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. 2. Кандидаты имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих вещание на территории соответствующего избирательного округа. Порядок предоставления эфирного времени устанавливается территориальной избирательной комиссией по согласованию с соответствующими средствами массовой информации. 3. Кандидат имеет право на основании заключенного с государственной или муниципальной телерадиокомпанией договора получить за плату дополнительное эфирное время сверх предоставляемого бесплатно. 4. Средства массовой информации, учредителями которых являются органы местного самоуправления и финансируемые полностью или частично за счет средств местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, придерживающихся различных политических взглядов. Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс - конференций, интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах. Кандидат по своему усмотрению выбирает форму предвыборной агитации. Запрещается прерывать теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. 5. Периодические печатные издания, учрежденные органами законодательной (представительной), исполнительной, судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не вправе публиковать агитационные предвыборные материалы кандидатов. 6. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств краевого бюджета и которое предоставило кандидату место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в месте на полосе на тех же условиях и обязано сделать это в ближайших номерах. Статья 24. Распространение агитационных печатных материалов 1. Кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 2. Не позднее чем за 20 дней до дня выборов органы местного самоуправления обязаны выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. Каждому кандидату, зарегистрированному по соответствующему избирательному округу, должна быть выделена равная площадь для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. 3. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов. Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также на зданиях и в помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования. 4. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных печатных материалов, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной предвыборной агитации. Статья 25. Сроки проведения агитационной кампании 1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. В день выборов любая агитация запрещается. 2. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. 3. В течение 3 дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 26. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Бюджетные средства, выделенные из краевого бюджета на организацию и проведение выборов, в десятидневный срок после назначения выборов поступают в распоряжение избирательной комиссии края и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями согласно положению, утвержденному Государственной Думой Ставропольского края. 2. Не менее 25 процентов бюджетных средств, выделенных на организацию и проведение выборов, территориальная избирательная комиссия распределяет в равных долях между всеми зарегистрированными кандидатами и обеспечивает их перечисление в избирательный фонд кандидата не позднее чем в трехдневный срок после представления кандидатом банковских реквизитов счета избирательного фонда. 3. Участковые избирательные комиссии представляют в территориальные избирательные комиссии отчет о расходовании выделенных им денежных средств не позднее чем за 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 4. Территориальные избирательные комиссии представляют избирательной комиссии края отчет о расходовании выделенных им средств не позднее чем за 25 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 5. Избирательная комиссия края представляет Государственной Думе Ставропольского края отчет о расходовании выделенных комиссии средств не позднее чем за 40 дней со дня проведения выборов. Указанный отчет должен быть опубликован в средствах массовой информации не позднее чем через 10 дней со дня его представления. Статья 27. Избирательные фонды и порядок их создания 1. Кандидаты вправе создавать избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств: средств, выделенных кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств кандидата, кроме случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Сумма добровольного пожертвования в избирательный фонд кандидата отдельного физического лица и юридического лица не может превышать соответственно 5- и 50-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на день назначения выборов. Сумма собственных средств кандидата не может превышать 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда на день назначения выборов. 2. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам. 3. Для проведения предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды, которые должны содержаться на специальных временных счетах в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации. 4. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. 5. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом. 6. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный банковский счет, который открывается кандидатом с разрешения соответствующей территориальной избирательной комиссии после регистрации кандидата. 7. После опубликования общих результатов выборов кандидаты, создавшие избирательный фонд, обязаны в 20-дневный срок представить в соответствующую территориальную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все совершенные затраты. Остатки денежных средств на счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществляющих перечисления и пожертвования. Глава VII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 28. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования безвозмездно предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой соответствующего муниципального образования (местной администрации). 2. Помещения для тайного голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам, сами ящики должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах. В информационных материалах не должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней, помещенных на стенде, не должны содержать фамилии кандидатов, баллотирующихся по данному избирательному округу. Статья 29. Избирательные бюллетени 1. Для выборов депутатов органа местного самоуправления, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления каждый избиратель получает избирательные бюллетени различной формы. Форма избирательных бюллетеней устанавливается избирательной комиссией края. Текст избирательных бюллетеней утверждается территориальной избирательной комиссией на русском языке. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. 2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (занятия), места работы и жительства. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение избирателю о порядке заполнения бюллетеня. 4. Территориальные избирательные комиссии обеспечивают изготовление избирательных бюллетеней не позднее 15 дней до дня выборов и выдают их участковым избирательным комиссиям не позднее четырех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей данного округа более чем на два процента. В правом верхнем углу полученных избирательных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете не учитываются. 5. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, территориальные или участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих территориальных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготавливают новые избирательные бюллетени. Статья 30. Порядок голосования 1. Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов. С учетом местных условий территориальные избирательные комиссии могут изменять время голосования при сохранении его продолжительности. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. 2. Избиратель, который в течение 10 дней до дня выборов и в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении территориальной (за 10-4 дня до дня выборов) или участковой (за 3 дня до выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов комиссии и печать соответствующей территориальной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейки конверта ставится печать избирательной комиссии и подписи двух членов этой комиссии. Территориальные избирательные комиссии передают по акту списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию, но не позднее чем за три дня до дня выборов. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей. 3. В 8 часов в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и представляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 4. При выдаче избирательных бюллетеней избирателю член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или удостоверения личности избирателя, а избиратель расписывается за получение. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательных бюллетеней" с указанием своей фамилии. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. 5. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии, наблюдателя, доверенных лиц кандидатов. Для заполнения избирательного бюллетеня применение карандашей не допускается. 6. В избирательном бюллетене по одномандатному избирательному округу избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". В избирательном бюллетене по многомандатному избирательному округу избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустых квадратах напротив фамилий тех кандидатов, за которых он голосует, при этом количество знаков не должно превышать количество мандатов, или ставит знак в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". 7. Заполненные избирательные бюллетени избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. 9. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения избирательного участка, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. 10. В том случае когда гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по его заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке голосования, и с использованием специального переносного ящика. Количество таких ящиков определяется решением территориальной избирательной комиссии. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее числу письменных и устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении избирательных бюллетеней, а член избирательной комиссии - в их выдаче. В основном списке избирателей участковая избирательная комиссия отмечает проголосовавших таким образом избирателей. Статья 31. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов. 3. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находящиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии, что должно быть отражено в акте, прилагаемом к протоколу об итогах голосования. 4. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени: по которым невозможно установить волеизъявление избирателя (в частности, по одномандатному избирательному округу - такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них; по многомандатному избирательному округу - такие, в которых знаки проставлены в большем числе квадратов, чем число мандатов, либо не проставлены ни в одном из них); избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы из подсчета исключаются. 5. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования в каждом избирательном округе, по которому оно проводилось на данном участке. В протоколе указывается: число избирателей, внесенных в списки избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число действительных избирательных бюллетеней; число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций); фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов; число голосов, поданных за каждого кандидата; число голосов, поданных против всех кандидатов. 6. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. К первому экземпляру протокола приобщаются поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 7. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется немедленно в соответствующую территориальную комиссию, второй - вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится в участковой избирательной комиссии до окончания ее работы, затем передается на хранение в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней после официального опубликования общих итогов выборов. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. Статья 32. Определение результатов выборов 1. Территориальная избирательная комиссия, если в ее составе находится несколько избирательных участков, по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах. Если в составе избирательного участка находится несколько избирательных округов, соответствующий подсчет производится участковой избирательной комиссией по каждому округу. 2. По каждому избирательному округу территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает: число участковых избирательных комиссий в округе; число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол; число избирателей, внесенных в список избирателей по избирательному округу, включая избирателей, внесенных в списки дополнительно; число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день выборов; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число действительных избирательных бюллетеней; число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций); фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого кандидата; число голосов, поданных против всех кандидатов. Избирательная комиссия принимает одно из следующих решений: признать избранным по одномандатному избирательному округу кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (при равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше; при одном кандидате он считается избранным, если за него подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании); признать избранными по многомандатному избирательному округу кандидатов, набравших наибольшее по сравнению с другими число голосов избирателей (при равенстве голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше); признать избранным кандидата на должность главы или другого выборного должностного лица местного самоуправления, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (при равенстве голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше); признать выборы по избирательному округу недействительными, если совершенные и допущенные при их проведении нарушения, изложенные в настоящем Законе, не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, или если выборы признаны недействительными более чем на трети избирательных участков; признать выборы несостоявшимися, если в выборах приняли участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей или если ни один из кандидатов не был избран. К протоколу прилагаются поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 3. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей при получении избирательных бюллетеней. 4. Протокол по каждому избирательному округу составляется в трех экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. 5. Первые экземпляры протоколов хранятся в территориальной избирательной комиссии, вторые - направляются в избирательную комиссию края, третьи - предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. 6. Избирательные бюллетени хранятся не менее года, протоколы об итогах голосования и о результатах выборов - не менее года со дня назначения даты следующих выборов, иные документы избирательных комиссий - не менее шести месяцев. Статья 33. Установление общих итогов выборов 1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий соответствующая территориальная избирательная комиссия в течение трех дней по их получении определяет, а затем в течение пяти дней публикует в местной печати или доводит до сведения избирателей иным способом итоги выборов в общем и по всем избирательным округам в отдельности. 2. Территориальная избирательная комиссия может обратиться в суд для признания недействительными выборов по отдельным избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. 3. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными по причине нарушений настоящего Закона, территориальная избирательная комиссия назначает повторные выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. Территориальная избирательная комиссия может распорядиться о формировании в этих случаях участковых избирательных комиссий в новом составе. 4. Избирательная комиссия края может обратиться в суд для признания недействительными в целом выборов в органы местного самоуправления, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления, если установит, что допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. 5. Избрание представительного органа местного самоуправления считается состоявшимся в случае избрания в день выборов двух третьих из установленного числа депутатов. 6. В течение месяца после окончания выборов территориальные избирательные комиссии публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах избирательных комиссий о результатах выборов и протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых подводились результаты выборов. Статья 34. Регистрация избранных депутатов 1. Территориальная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного в органы или должностным лицом местного самоуправления. В соответствии с требованиями настоящего Закона кандидат, избранный в органы или должностным лицом местного самоуправления, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых с его статусом выборного лица местного самоуправления. 2. Территориальная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов не позднее чем через семь дней после подписания протокола проводит регистрацию избранных депутатов и выдает им удостоверение об избрании. Статья 35. Использование автоматизированной информационной системы 1. В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее. 2. С момента начала голосования и до момента подписания протокола об общих итогах выборов автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и результатами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям. 3. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих избирательных комиссий информационным центрам нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации. 4. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения. 5. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря соответствующей избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение информации. Глава VIII. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ Статья 36. Порядок рассмотрения жалоб и споров 1. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их членов могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в пятидневный (после принятия соответствующего решения) срок. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Решение суда о неправомочных действиях избирательных комиссий может служить основанием для переноса дня голосования на срок, в течение которого рассматривалась данная жалоба. 2. Заявления и жалобы на неправомочные действия кандидатов и их доверенных лиц в период до дня выборов подаются в территориальную избирательную комиссию. Заявления и жалобы, не содержащие конкретных фактов нарушений, к рассмотрению не принимаются. Избирательная комиссия обязана в течение трех дней проверить представленные факты (для этого могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий), рассмотреть их, не позднее чем в пятидневный срок принять по результатам рассмотрения соответствующее решение и дать письменный ответ заявителю. 3. Заявления и жалобы, поступившие в день выборов, рассматриваются комиссией немедленно. 4. В случае выявления нарушений настоящего Закона со стороны избирательных комиссий, а также кандидатов и их доверенных лиц после проведения голосования результаты выборов по избирательному округу могут быть обжалованы в судебном порядке. Статья 37. Оспаривание неправильностей в списках избирателей 1. Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. 2. Участковая избирательная комиссия обязана проверить жалобу (заявление) и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Статья 38. Оспаривание границ избирательных округов 1. В течение пяти дней после опубликования списка одномандатных избирательных округов границы избирательных участков, образованных в соответствии с настоящим Законом, могут быть оспорены. Жалоба может быть подана главой муниципального образования (местной администрации), органом местного самоуправления затрагиваемой территориальной единицы, группой избирателей в избирательную комиссию края, которая в течение пяти дней проводит проверку жалобы, а также соответствующее исправление границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы либо выдает заявителю справку о мотивированном отклонении заявления. 2. Отклонение жалобы избирательной комиссией края или невыполнение ею обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке. Статья 39. Оспаривание отказа в регистрации кандидата 1. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая территориальная избирательная комиссия обязана выдать кандидату или его представителю в течение 10 дней с момента подачи подписных листов справку с изложением мотивов отказа. Мотивом может служить только невыполнение требований настоящего Закона. 2. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован кандидатом в суд в установленном законом порядке. Статья 40. Последствия фальсификации подписных листов 1. В случае обнаружения ложных сведений, записей, подделки или подчистки в подписных листах, если количество таковых превышает три процента собранных подписей либо количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации согласно условиям настоящего Закона, регистрация кандидата аннулируется соответствующей территориальной избирательной комиссией. 2. Если фальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов, соответствующие мандаты аннулируются решением представительного органа местного самоуправления по представлению его мандатной комиссии на основании заключения соответствующей территориальной избирательной комиссии и судебного решения. Глава IX. ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ. ВЫБОРЫ ВМЕСТО ВЫБЫВШИХ Статья 41. Повторные выборы органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Повторные выборы проводятся в случаях: признания выборов в отдельных или во всех округах недействительными. Повторные выборы проводятся в соответствующих округах; признания выборов в отдельных или во всех округах несостоявшимися, в том числе по результатам повторного голосования. Повторные выборы проводятся в соответствующих округах. 2. Решение о проведении повторных выборов принимает территориальная избирательная комиссия по согласованию с избирательной комиссией края. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов нижестоящими избирательными комиссиями в новом составе. 3. Период избирательных действий может быть сокращен на срок, предусмотренный настоящим Законом, для образования избирательных комиссий. 4. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. Статья 42. Проведение выборов вместо выбывших членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления 1. В случае признания полномочий отдельных выборных лиц недействительными, а также в случае отзыва, досрочного прекращения полномочий в соответствующих избирательных округах в трехмесячный срок с момента выбытия выборного лица проводятся новые выборы. Выборы назначаются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 2 месяца до их проведения и организуются в соответствии с настоящим Законом. 2. В случае выбытия, досрочного прекращения полномочий выборного лица менее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий соответствующего выборного органа местного самоуправления выборы на место выбывшего лица не проводятся. В этом случае, если выборное лицо являлось главой муниципального образования, его полномочия до очередных выборов исполняет заместитель главы муниципального образования; полномочия выбывшего выборного должностного лица местного самоуправления исполняются назначенным главой муниципального образования лицом. Глава Х. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Статья 43. Ответственность за нарушение настоящего Закона и законодательства о выборах 1. В случае нарушения территориальной избирательной комиссией сроков регистрации кандидата или если по решению суда отказ территориальной избирательной комиссии в регистрации кандидата будет признан необоснованным, комиссия должна немедленно зарегистрировать кандидата. При этом день голосования по округу решением избирательной комиссии края отодвигается не менее чем на срок задержки регистрации кандидата. Все расходы, связанные с переносом голосования, возмещаются за счет территориальной избирательной комиссии или лица, совершившего неправомочные действия. 2. При документальном подтверждении нарушений со стороны кандидата или его доверенных лиц требований настоящего Закона, совершенных до дня голосования, избирательная комиссия края вправе аннулировать регистрацию данного кандидата. Если указанные нарушения, повлиявшие на результаты выборов, будут установлены после дня голосования, результаты выборов по округу могут быть аннулированы решением суда. 3. Нарушение кандидатами в депутаты порядка финансирования предвыборных мероприятий, установленного главой 6 настоящего Закона, влечет отмену регистрации кандидата при обнаружении нарушений до дня выборов или аннулирование результатов выборов по округу в судебном порядке, если данные нарушения установлены после проведения голосования и повлияли на его результаты. 4. Персональную ответственность за нарушение комиссиями настоящего Закона несут председатели, заместители председателей и секретари избирательных комиссий. 5. Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения избирательного участка, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателей. Решение об этом принимается избирательной комиссией по представлению лиц, установивших указанные нарушения. В случае отстранения председателя избирательной комиссии от участия в работе комиссии по решению вышестоящей избирательной комиссии его обязанности возлагаются на его заместителя. Статья 44. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, виновные в нарушении избирательных прав граждан, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Глава администрации Ставропольского края П.П.МАРЧЕНКО г. Ставрополь 14 декабря 1995 года N 21-кз Приложение 1 к Закону Ставропольского края от 14.12.95 N 21-кз ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления города Светлограда Петровского района Ставропольского края по одномандатному избирательному округу N 1 (по Светлоградскому многомандатному избирательному округу) Семенова Петра Ивановича, родившегося 2 сентября 1951 года, работающего директором элеватора, проживающего в городе Светлограде Петровского района. ----T---------------T-----------T--------------T----------T------- ¦ ¦Год рожд. ¦ ¦Серия и ¦Подпись N ¦ Фамилия, ¦(в возр. до¦ Адрес места ¦и номер ¦и дата п/п ¦ имя, отчество ¦18 лет - ¦ жительства ¦паспорта ¦ее вне- ¦ ¦число и ме-¦ ¦или замен.¦сения ¦ ¦сяц рожден.¦ ¦его докум.¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 4. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 5. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- Подписной лист удостоверяю:__________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) Кандидат в депутаты ___________________________(Семенов П.И.) Приложение 2 к Закону Ставропольского края от 14.12.95 N 21-кз ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Нефтекумского городского Совета Нефтекумского района Ставропольского края от группы избирателей по одномандатному избирательному округу N 3 (по Нефтекумскому многомандатному избирательному округу) Иванова Ивана Ивановича, родившегося 15 августа 1955 года, работающего управляющим отделения АО "Фиалка", проживающего в городе Нефтекумске. ----T---------------T-----------T--------------T----------T------- ¦ ¦Год рожд. ¦ ¦Серия и ¦Подпись N ¦ Фамилия, ¦(в возр. до¦ Адрес места ¦и номер ¦и дата п/п ¦ имя, отчество ¦18 лет - ¦ жительства ¦паспорта ¦ее вне- ¦ ¦число и ме-¦ ¦или замен.¦сения ¦ ¦сяц рожден.¦ ¦его докум.¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 4. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 5. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- Подписной лист удостоверяю:__________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) Уполномоченный представитель от группы избирателей _________________________________ Приложение 3 к Закону Ставропольского края от 14.12.95 N 21-кз ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на должность главы муниципального образования станицы Ессентукской Предгорного района Ставропольского края (от группы избирателей) по одномандатному избирательному округу N 1 Петрова Петра Ивановича, родившегося 25 июля 1952 года, работающего инженером консервного завода, проживающего в станице Ессентукской Предгорного района. ----T---------------T-----------T--------------T----------T------- ¦ ¦Год рожд. ¦ ¦Серия и ¦Подпись N ¦ Фамилия, ¦(в возр. до¦ Адрес места ¦и номер ¦и дата п/п ¦ имя, отчество ¦18 лет - ¦ жительства ¦паспорта ¦ее вне- ¦ ¦число и ме-¦ ¦или замен.¦сения ¦ ¦сяц рожден.¦ ¦его докум.¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 4. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- 5. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-----------+--------------+----------+------- Подписной лист удостоверяю:__________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) Кандидат на должность главы муниципального образования: _________________________(Петров П.И.) Уполномоченный представитель от группы избирателей ______________________________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|