Расширенный поиск
Закон Ставропольского края от 22.06.1998 № 15-кзРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Утратил силу - Закон Государственной Думы Ставропольского края от 16.03.2006 г. N 14-кз ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ (принят Государственной Думой СК 22.06.98) Настоящий Закон регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, в области выявления, учета, охраны, изучения, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры и связанных с ними движимых памятников истории и культуры (далее - памятники истории и культуры) на территории Ставропольского края. Охрана памятников истории и культуры на территории Ставропольского края является одним из приоритетных направлений культурной политики. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство о государственной охране и использовании памятников истории и культуры Законодательство о государственной охране и использовании памятников истории и культуры на территории Ставропольского края состоит из Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации и Ставропольского края и настоящего Закона. Статья 2. Действие настоящего Закона в отношении собственности на памятники истории и культуры Памятники истории и культуры на территории Ставропольского края находятся под охраной государства независимо от форм собственности, характера использования, а также степени их сохранности. Установленный настоящим Законом порядок выявления, учета, сохранения, изучения, реставрации, восстановления (далее - охраны) и использования памятников истории и культуры применяется ко всем памятникам истории и культуры, расположенным на территории Ставропольского края. Статья 3. Основные понятия В настоящем Законе применяются следующие понятия: государственная охрана памятников истории и культуры - система правовых, организационных, финансовых и иных мер, принимаемых государственными органами и направленных на выявление, учет, сохранение, изучение, реставрацию, восстановление и обеспечение режима использования памятников истории и культуры; специально уполномоченные государственные органы охраны и использования памятников истории и культуры - органы в системе исполнительной власти, осуществляющие государственное управление и контроль в области охраны и использования памятников истории и культуры (далее - органы охраны памятников); местные органы охраны памятников - специально уполномоченные органы местного самоуправления, наделенные отдельными государственными полномочиями в области охраны и использования памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края; движимые памятники истории и культуры - произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, произведения народного творчества, документы, археологические предметы и находки, иные носители информации, имеющие ценность с точки зрения истории, искусства или науки; недвижимые памятники истории и культуры - здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов. Движимые памятники и предметы, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, исторически связанные с недвижимым памятником, подлежат учету, охране и использованию как единый объект недвижимого памятника истории и культуры, его неотъемлемые части; единичные недвижимые памятники истории и культуры - здания и сооружения, отдельные или образующие четко локализуемые ансамбли или комплексы, вместе с территориями, а также земельные участки, содержащие археологические культурные слои; ансамбль недвижимых памятников истории и культуры - группа объектов одного или нескольких видов, возникших одновременно или дополнивших друг друга в течение времени, объединенных общностью территории и исторического развития, образующих единство градостроительной, архитектурно-художественной композиции; комплекс недвижимых памятников истории и культуры - группа объектов, объединенных общностью территории независимо от времени и причин возникновения, историко-художественной или иной ценности каждого отдельного памятника; особо ценные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) - особо значимые объекты культурного наследия народов России, включенные в Список особо ценных объектов культурного наследия, утверждаемый в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; объекты всемирного культурного наследия - объекты культурного наследия народов России, обладающие всеобщим выдающимся значением, включенные в Список всемирного наследия Межправительственным комитетом по охране культурного и природного наследия ЮНЕСКО; список вновь выявленных памятников истории и культуры - перечень недвижимых объектов, обладающих исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью и предлагаемых специально уполномоченными государственными органами охраны и использования памятников истории и культуры Ставропольского края для включения в Государственный список памятников истории и культуры; на вновь выявленные памятники истории и культуры впредь до решения о принятии их на государственный учет и охрану как памятников истории и культуры распространяются все требования настоящего Закона в отношении памятников истории и культуры; Государственный список памятников истории и культуры (Реестр) - перечень недвижимых памятников истории и культуры, находящихся под охраной государства; исторический город, историческое поселение - города и иные поселения в Ставропольском крае, имеющие памятники истории и культуры, обладающие историко-культурной ценностью планировки, застройки и включенные в Список исторических городов и исторических поселений Российской Федерации; государственные организации хранения памятников истории и культуры - государственные и муниципальные музеи, библиотеки, архивы, музеи-заповедники и иные учреждения и организации культуры с государственным учетом фондов хранения, осуществляющие хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры; ремонтно-реставрационные работы - комплекс научных, исследовательских, проектных и производственных мероприятий, осуществляемых на недвижимых памятниках истории и культуры с целью предохранения их от дальнейшего разрушения, раскрытия исторического, архитектурно-художественного облика, поддержания технического состояния, создания условий для современного использования памятника без нанесения ущерба его исторической и культурной ценности и сохранности. Реконструкция памятников истории и культуры не допускается; земли историко-культурного назначения - земли, на которых (и в которых) располагаются памятники истории и культуры, в том числе объявленные музеями-заповедниками, особо охраняемыми территориями, а также занятые учреждениями и организациями культуры, с установленным для них особым режимом охраны и использования; зоны охраны памятников истории и культуры - специально выделенные территории, предназначенные для обеспечения сохранности памятников истории и культуры и их среды, выявления их историко-художественной ценности, целесообразного использования и изучения; особо охраняемые территории - территории музеев-заповедников, историко-культурных заповедников, музеев под открытым небом и территорий иных государственных и муниципальных организаций хранения памятников истории и культуры, историко-культурные природные ландшафты, достопримечательные места; разрешение на производство работ на памятниках истории и культуры - специальный документ, выдаваемый специально уполномоченным государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры (федеральным или краевым) юридическим или физическим лицам на выполнение любых видов работ на памятниках истории и культуры, в зонах их охраны. Статья 4. Виды и категории памятников истории и культуры В соответствии с исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью памятники истории и культуры подразделяются на: 1. Виды: памятники истории - здания, сооружения с исторически сложившимися территориями, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, культуры и искусства, их могилы, мемориальные комплексы, воинские захоронения, памятные знаки; памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и населенных пунктов, сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты; памятники археологии - городища, поселения, курганы, остатки древних стоянок и селищ, укреплений, производств, каналов, дорог, древние и средневековые места захоронений, культовые объекты, каменные изваяния и наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя; памятники искусства - произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, мозаики, монументально-декоративного искусства, произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками истории и культуры. К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. 2. Категории: федерального (общероссийского) значения - наиболее значимые памятники истории и культуры, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность для познания истории и культуры народов России; местного значения - памятники истории и культуры, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и характеризующие историю и культуру края. Принадлежность недвижимого памятника истории и культуры к соответствующему виду и категории определяется при составлении документов государственного учета памятников истории и культуры и устанавливается при утверждении соответствующего Государственного списка памятников истории и культуры. ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 5. Государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры На территории Ставропольского края устанавливается государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры, осуществляемое специально уполномоченными государственными органами охраны памятников истории и культуры. Статья 6. Специально уполномоченный государственный орган охраны и использования памятников истории и культуры Специально уполномоченным государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и контроль в области охраны и использования памятников истории и культуры на территории Ставропольского края (далее - краевой орган охраны памятников). Инструкции, правила и указания (предписания) краевого органа охраны памятников по вопросам охраны и использования памятников истории и культуры обязательны для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления Ставропольского края, учреждениями, организациями и предприятиями независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, общественными организациями и гражданами. Статья 7. Научно-методический совет в области охраны памятников истории и культуры В целях содействия выполнению сложных программ, а также решения спорных вопросов в сфере охраны и использования памятников истории и культуры при краевом органе охраны памятников создается научно-методический совет (далее - совет). Состав совета и положение о нем утверждаются Правительством Ставропольского края. Статья 8. Предметы ведения краевого органа охраны памятников 1. К предметам ведения краевого органа охраны памятников на территории Ставропольского края относятся: осуществление государственной политики, направленной на охрану памятников истории и культуры; научно-методическое руководство делом охраны и использования памятников истории и культуры; государственный учет памятников истории и культуры (в том числе особо охраняемых территорий), ведение Государственного списка памятников истории и культуры; координация деятельности местных органов охраны памятников истории и культуры; организация использования памятников истории и культуры местного значения; разработка и реализация краевых программ по выявлению, исследованию, учету, реставрации, восстановлению, использованию, музеефикации памятников истории и культуры; осуществление государственной экспертизы и согласование всех видов разрешительной, научно-исследовательской и проектной документации по памятникам истории и культуры местного значения, их зонам охраны; обеспечение лицензирования видов деятельности, связанной с выполнением работ и услуг на памятниках истории и культуры местного значения, в их зонах охраны, в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края; выдача разрешений на право осуществления научных, исследовательских, проектных и производственных работ на памятниках истории и культуры местного значения, в их зонах охраны; государственный контроль за соблюдением учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами правил охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры, находящихся в их пользовании или собственности, выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры при производстве земельных, строительных, дорожных и других работ; пропаганда памятников истории и культуры. 2. Краевой орган охраны памятников имеет право: осуществлять выявление, учет, изучение и обследование объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность на всей территории края, независимо от форм собственности и режима использования земель; проверять соблюдение правил охраны и использования памятников истории и культуры независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся, составлять акты и давать предписания по устранению выявленных нарушений; приостанавливать любые виды работ, ведущихся на памятниках истории и культуры, в зонах их охраны, если эти работы осуществляются самовольно или с отступлением от утвержденных и согласованных проектов, а также в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для памятников истории и культуры, их зон охраны; устанавливать режим содержания и использования памятников истории и культуры местного значения, осуществлять совместно с соответствующими ведомствами управление данными объектами; вносить в Правительство Ставропольского края предложения об отнесении объектов к категории памятников истории и культуры местного значения, в Министерство культуры Российской Федерации (далее - федеральный орган охраны памятников) - об отнесении объектов к категории федерального (общероссийского) значения; составлять акты, протоколы и предписания по фактам нарушения законодательства в области охраны и использования памятников истории и культуры, определять размер нанесенного памятнику истории и культуры, его зонам охраны ущерба и вносить соответствующие предложения в компетентные правоохранительные органы; запрашивать и получать от юридических и физических лиц материалы и документацию, касающиеся вопросов охраны и использования памятников истории и культуры; доступа к памятникам истории и культуры для проведения охранных мероприятий независимо от форм собственности, режима использования или хранения памятников. Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны и использования памятников истории и культуры Местными органами охраны памятников истории и культуры в Ставропольском крае являются специально уполномоченные органы местного самоуправления, осуществляющие следующие полномочия: сохранение и надлежащее использование памятников истории и культуры, расположенных на территории муниципального образования; разработка по согласованию с краевым органом охраны памятников программ по обеспечению охраны и использования памятников истории и культуры на территории муниципального образования; выявление объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, внесение в краевой орган охраны памятников предложений по постановке их на государственный учет и охрану; установление по согласованию с краевым органом охраны памятников режима содержания и использования памятников истории и культуры местного значения, относящихся к муниципальной собственности, и управление данными объектами; пропаганда и издательская деятельность по вопросам охраны памятников истории и культуры. Статья 10. Участие общественных объединений и граждан в осуществлении мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры Ставропольское краевое отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и другие общественные объединения и лица, заинтересованные в постоянном участии в проведении мероприятий по популяризации дела охраны и использования памятников истории и культуры в целях науки, образования, культуры и иных общественно-полезных целях, либо в оказании содействия органам охраны памятников, осуществляют свою деятельность по согласованию с соответствующим органом охраны памятников, способствуют привлечению широких слоев населения к активному и непосредственному участию в деле охраны памятников истории и культуры и законодательства по их охране и использованию, активно содействуют работе органов охраны памятников. ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 11. Государственный учет памятников истории и культуры 1. Государственному учету подлежат все памятники истории и культуры независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся. Отчуждение памятников истории и культуры допускается с обязательным предварительным уведомлением краевого органа охраны памятников в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. 2. Государственный учет памятников истории и культуры на территории Ставропольского края осуществляется краевым органом охраны памятников в соответствии с действующим законодательством в области охраны и использования памятников истории и культуры и включает: выявление и обследование памятников истории и культуры, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение Государственных списков памятников истории и культуры, установку охранных досок. Порядок государственного учета памятников истории и культуры, формы учетных документов устанавливаются федеральным органом охраны памятников в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Документы государственного учета памятников истории и культуры, в том числе исключенных из Государственных списков памятников истории и культуры, подлежат обязательному постоянному хранению. Статья 12. Списки вновь выявленных памятников истории и культуры Вновь выявленные объекты при установлении их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности регистрируются краевым органом охраны памятников истории и культуры и до решения вопроса о принятии их на государственную охрану как памятников истории и культуры подлежат охране в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры и настоящего Закона. Списки вновь выявленных памятников истории и культуры формируются по видам и категориям памятников истории и культуры и утверждаются краевым органом охраны памятников. Статья 13. Государственные списки памятников истории и культуры 1. Основным документом государственного учета памятников истории и культуры являются Государственные списки памятников истории и культуры. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории. Государственные списки памятников истории и культуры подразделяются на: Государственные списки памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения; Государственные списки памятников истории и культуры Ставропольского края; Списки особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Проекты государственных списков памятников истории и культуры местного значения формируются краевым органом охраны памятников на основании Списков вновь выявленных памятников истории и культуры и подлежат согласованию с федеральным органом охраны памятников в соответствии с законодательством Российской Федерации с последующим утверждением Правительством Ставропольского края. Отнесение памятников истории и культуры к категории памятников федерального (общероссийского значения), включение в Список особо ценных объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 2. Органы охраны памятников устанавливают на каждом памятнике истории, архитектуры и градостроительства охранную доску, содержащую краткую характеристику памятника и указание, что памятник охраняется государством. Охранные доски изготавливаются за счет средств пользователей (собственников) памятников истории и культуры по утвержденным краевым органом охраны памятников образцам. Статья 14. Снятие с государственной охраны памятников истории и культуры Исключение памятников истории и культуры из Государственных списков памятников истории и культуры федерального (общероссийского) и местного значения допускается в особых случаях, по решению Правительства Российской Федерации. Памятники археологии снимаются с государственной охраны только после полного археологического исследования. ГЛАВА IV. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 15. Формы собственности на памятники истории и культуры Памятники истории и культуры на территории Ставропольского края в соответствии с законодательством Российской Федерации могут находиться в любой форме собственности. Согласно действующему федеральному законодательству памятники археологии и зоны их охраны, включая связанные с ними движимые объекты культурного наследия, вне зависимости от форм собственности на земельный участок, на котором они расположены, являются государственной собственностью и находятся с указанным земельным участком в обороте раздельно. Статья 16. Отчуждение памятников истории и культуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1. Отчуждение памятников истории и культуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может производиться только с целью обеспечения их физической сохранности или условий для наилучшего сохранения их художественной, исторической, научной или иной культурной ценности. 2. Памятники истории и культуры (включая их территории), находящиеся в государственной собственности, могут отчуждаться в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, находящиеся в муниципальной собственности - на основании решений органов местного самоуправления в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края по согласованию с краевым органом охраны памятников. 3. Одним из обязательных условий отчуждения памятника истории и культуры (в том числе земельного участка), находящегося в государственной или муниципальной собственности, является заключение будущим собственником соответствующего охранного документа с краевым органом охраны памятников. 4. Средства от приватизации памятников истории и культуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности, зачисляются в соответствии с установленными нормативами распределения средств от приватизации недвижимого имущества в соответствующие бюджеты с последующим направлением на специальные счета органов охраны памятников для целевого финансирования охранных мероприятий и проведения ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры. 5. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края не подлежат отчуждению: памятники истории и культуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, входящие в состав музейного, архивного, библиотечного фондов Российской Федерации, а также помещения и здания, в которых они расположены; памятники истории и культуры федерального (общероссийского) значения, особо ценные объекты культурного наследия Российской Федерации, а также объекты, являющиеся имуществом организаций, отнесенных к данным категориям памятников истории и культуры; памятники археологии и территории зон их охраны, включая связанные с ними движимые объекты культурного наследия; памятники истории и культуры (включая их территории), по которым не получено согласование краевого или федерального органа охраны памятников; культовые здания, строения и прилегающие к ним территории и иное недвижимое имущество религиозного назначения, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры. 6. Разграничение по формам собственности недвижимых памятников истории и культуры осуществляется в соответствии с действующим законодательством. ГЛАВА V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 17. Использование памятников истории и культуры 1. Памятники истории и культуры, кроме использования в научных и культурных целях, могут использоваться в хозяйственных и иных практических целях, если это не наносит ущерба сохранности памятников истории и культуры и не нарушает их историко-художественной ценности. 2. Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются соответствующими органами охраны памятников и определяются для каждого памятника охранным документом. Типовые формы охранных документов устанавливаются федеральным органом охраны памятников в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. При определении возможного использования памятника истории и культуры учитываются следующие требования: соответствие функционального использования памятника истории и культуры исторически сложившемуся назначению; сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов и интерьера памятника истории и культуры; сохранение территории памятника истории и культуры с окружающей градостроительной и природной средой; строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания памятника истории и культуры в соответствии с требованиями органов охраны памятников. 4. Запрещается использование памятников истории и культуры, их территорий: под склады и производство взрывчатых и огнеопасных материалов; под склады и производство материалов, загрязняющих интерьер памятника истории и культуры, его фасады и территорию; под производство и лаборатории, связанные с неблагоприятным для памятника истории и культуры температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; под гаражи и стоянки транспортных средств. 5. Памятники истории и культуры, находящиеся в государственной собственности, предоставляются в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и Правительством Ставропольского края. Ставки арендной платы за пользование памятниками истории и культуры, находящимися в государственной собственности, устанавливаются Правительством Ставропольского края либо органом, им уполномоченным. Статья 18. Права и обязанности пользователей памятников истории и культуры 1. Пользователь памятника истории и культуры имеет право: на возмещение произведенных им затрат на ремонтно-реставрационные работы на находящемся в пользовании памятнике истории и культуры за счет уменьшения вносимой арендной платы в порядке, определяемом собственником памятника истории и культуры; на преимущественное заключение договора долгосрочной аренды по ходатайству краевого органа охраны памятников. 2. Пользователи памятников истории и культуры обязаны: соблюдать порядок и условия охраны, содержания, использования и реставрации памятника истории и культуры, предусмотренные настоящим Законом и требованиями охранного документа; своевременно уведомлять краевой орган охраны памятников о своих намерениях по разделу, ремонту, реставрации и иному изменению состояния памятника истории и культуры; выполнять предписания краевого органа охраны памятников, входящие в его компетенцию; обеспечивать доступ к памятнику истории и культуры представителей органов охраны памятников с целью осмотра, обследования, изучения и проведения иных мероприятий на памятнике истории и культуры; хранить и предоставлять органам охраны памятников документацию на используемый памятник истории и культуры. Статья 19. Основания прекращения права пользования памятником истории и культуры 1. Нанесение ущерба, угроза уничтожения, порчи, разрушения памятника истории и культуры из-за систематического невыполнения пользователем условий охранного документа, предписаний органов охраны памятников является основанием для расторжения охранного документа и договора о передаче в пользование памятника истории и культуры, а также взыскания причиненного ущерба в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. 2. В случае отказа или уклонения пользователя от заключения охранного документа краевой орган охраны памятников вправе обратиться в суд с иском о принудительном заключении охранного документа в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. 3. Прекращение прав пользования памятником истории и культуры осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. ГЛАВА VI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 20. Установление зон охраны памятников истории и культуры 1. В целях обеспечения сохранности памятников истории и культуры, особо охраняемых территорий, музеев, заповедников, их среды на примыкающих к ним землях устанавливаются зоны охраны памятников истории и культуры: охранная зона, зона регулирования застройки и зона охраняемого природного ландшафта, режим содержания и использования которых для памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения устанавливается федеральным органом охраны памятников в соответствии с законодательством Российской Федерации, для памятников истории и культуры местного значения - краевым органом охраны памятников. 2. Порядок разработки, определения границ и утверждение каждого вида зон охраны регулируются действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом. 3. До утверждения зон охраны в целях сохранения памятников истории и культуры, вновь выявленных памятников истории и культуры краевым органом охраны памятников могут устанавливаться и утверждаться временные зоны охраны. На временные зоны охраны распространяются все требования режима охраны и использования, определяемые настоящим Законом для зон охраны памятников. При сосредоточении памятников истории и культуры или близком расположении нескольких не связанных между собой памятников истории и культуры в целях сохранения всего комплекса объектов их зоны охраны могут быть объединены в единую охранную зону. На объединенную охранную зону распространяются все требования режима охраны и использования, установленные для зон охраны памятников истории и культуры. 4. Границы территории памятника истории и культуры вступают в силу с момента включения памятника в Государственный список памятников истории и культуры или в Список вновь выявленных памятников истории и культуры. Статья 21. Запрещение проектирования и производства земляных, строительных и других работ, градостроительной и иной хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры 1. В пределах зон охраны памятников истории и культуры запрещается производство земляных, строительных, геологоразведочных, инженерных и других работ, а также хозяйственная и иная деятельность без разрешения федерального органа охраны памятников в соответствии с законодательством Российской Федерации - для зон охраны памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения и краевого органа охраны памятников - для зон охраны памятников истории и культуры местного значения. При выдаче разрешения на производство указанных работ, в том числе на использование земель для нужд сельского хозяйства, соответствующим государственным органом охраны памятников определяются необходимые мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, осуществляемые за счет средств предприятий, учреждений, организаций и граждан, заинтересованных в проведении работ. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры выполняются юридическими или физическими лицами, имеющими соответствующую лицензию и разрешение государственного органа охраны памятников, под надзором краевого органа охраны памятников либо его полномочных представителей с привлечением специализированных организаций или отдельных представителей. 2. В зонах охраны памятников истории и культуры запрещается размещение новых промышленных предприятий, транспортно-складских, мелиоративных и других сооружений, создающих грузовые потоки, загрязняющие воздушный и водный бассейны, вызывающие подтопления, взрыво-пожароопасных объектов, продуктопроводов. Статья 22. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры при производстве земляных, строительных и иных работ Предприятия, учреждения, организации и граждане в случае обнаружения в процессе ведения земляных, строительных и иных видов работ археологических объектов и предметов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны приостановить работы и сообщить об этом в органы охраны памятников. Краевой орган охраны памятников обеспечивает выявление в зоне предполагаемых работ неучтенных объектов, их обследование, фиксацию, определяет комплекс мероприятий по сохранности памятников истории и культуры. Данные мероприятия включают в себя: согласование с краевым органом охраны памятников выбора и отвода земельных участков под различные виды хозяйственной деятельности, историко-культурную экспертизу отводимых для использования территорий, установку охранных знаков и другие работы. Финансирование указанных мероприятий производится за счет предприятий, учреждений, организаций и граждан, являющихся заказчиками на осуществляемые работы. Проекты земляных, строительных и иных видов работ должны предусматривать финансирование мероприятий по выявлению и обеспечению сохранности объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, их зон охраны и могут быть реализованы только после положительного заключения краевого органа охраны памятников. Статья 23. Приостановление земляных, строительных и иных видов работ, представляющих опасность для памятников истории и культуры В случае принятия краевым органом охраны памятников решения о приостановлении земляных, строительных и иных работ, представляющих угрозу сохранности памятников истории и культуры, их зонам охраны, работы должны быть прекращены немедленно. Приостановление в указанных случаях работы могут быть возобновлены после устранения возникшей опасности для памятников истории и культуры, их зон охраны или допущенного нарушения правил их охраны и использования только с письменного разрешения краевого органа охраны памятников. Статья 24. Согласование с органами охраны памятников земельных отводов, градостроительной и иной проектной документации Любые отводы земельных участков, градостроительная документация, проекты строительных, мелиоративных, дорожных, земляных, инженерных систем и иных объектов, а также проекты их реконструкции подлежат согласованию с краевым органом охраны памятников. Согласование производится: для земельных отводов - на стадии выбора земельных участков в натуре (на местности), для проектов строительных, мелиоративных и иных работ - на стадии подготовки задания на проектирование и технико-экономическое обоснование. Статья 25. Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников истории и культуры 1. Снос, перемещение, изменение памятников истории и культуры запрещается. Исключение из этого правила в отношении памятников истории и культуры местного или федерального (общероссийского) значения может допускаться в каждом отдельном случае по решению Правительства Российской Федерации. 2. Снос, изменение, перемещение памятника истории и культуры осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, получившими разрешение, только после проведения краевым органом охраны памятников работ по научному изучению и полной фиксации памятника истории и культуры. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет средств предприятий, учреждений, организаций и граждан, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника истории и культуры. Статья 26. Ограничение движения транспортных средств в зонах охраны и вблизи памятников истории и культуры Правительство Ставропольского края, органы местного самоуправления вправе ограничить или запретить движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим по их территориям, зонам охраны, а также по территориям музеев-заповедников, историко-культурных заповедников. Статья 27. Ограничение использования территорий и зон охраны памятников археологии Земельные участки в пределах территории памятников археологии, их зон охраны независимо от форм собственности подлежат изъятию из хозяйственного пользования (включая вывод из землепользования), если это приводит или может привести к разрушению памятника археологии, его зон охраны, не соответствует установленному режиму использования или является препятствием для проведения археологических работ. Мероприятия по обследованию и обеспечению сохранности памятников археологии, их зон охраны осуществляются с разрешения краевого органа охраны памятников. Статья 28. Ведение раскопок и разведок памятников археологии Ведение археологических исследований (раскопок, разведок), в том числе сбор подъемного материала, проводится на основании специального разрешения, выдаваемого краевым или федеральным органом охраны памятников, в зависимости от категории значимости памятника истории и культуры, при наличии открытого листа, выдаваемого Институтом археологии Российской академии наук. До начала исследований открытые листы регистрируются в краевом органе охраны памятников. При регистрации открытых листов краевой орган охраны памятников в целях обеспечения сохранности памятников археологии, их зон охраны может устанавливать ограничения на проведение исследовательских работ. По окончании работ лица, производившие исследования, представляют в краевой орган охраны памятников научный отчет. В пределах территорий памятников археологии, зоны их охраны предприятия, учреждения и организации, осуществляющие археологические исследования указанных памятников, а также объектов, включенных в списки вновь выявленных памятников истории и культуры, независимо от целевого использования и категории земель, на которых располагаются памятники, полностью освобождаются от платы за землю и обязанностей по возмещению убытков. После выполнения всего комплекса мероприятий по археологическому исследованию предприятия, учреждения и организации, производившие археологические исследования памятников археологии, обязаны привести земельные участки в состояние, пригодное для целевого использования. Статья 29. Охрана археологических предметов и коллекций 1. Археологические предметы, выявленные в результате археологических разведок и раскопок, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, являются государственной собственностью независимо от условий, места находки и формы собственности на землю, на территории которой они найдены. Археологические предметы передаются на постоянное хранение в музеи Ставропольского края по указанию краевого органа охраны памятников. 2. Физические или юридические лица осуществляющие в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом порядке исследования археологических предметов, обязаны обеспечить их сохранность до передачи на постоянное хранение в государственные организации хранения памятников истории и культуры. Лицо, обнаружившее археологический предмет, обязано передать его в краевой орган охраны памятников. Вознаграждение лица, нашедшего археологический предмет, производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 3. Предмет, найденный на территории памятника археологии или полученный в результате самовольных раскопок и представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, может быть изъят в судебном порядке и передан на постоянное хранение в государственные организации хранения памятников истории и культуры. ГЛАВА VII. РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ НА ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 30. Порядок производства ремонтно-реставрационных работ 1. Ремонтно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры осуществляются с разрешения соответствующего государственного органа охраны памятников: федерального - для памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения в соответствии с законодательством Российской Федерации, краевого - для памятников истории и культуры местного значения. Правила ведения данных работ устанавливаются в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Строительные нормы и правила применяются в производстве ремонтно-реставрационных работ только в случаях, не противоречащих интересам сохранения памятников истории и культуры. Требования государственных органов противопожарного и санитарного надзора, а также других специальных органов в отношении памятников истории и культуры подлежат обязательному согласованию с краевым органом охраны памятников. 2. Научно-проектная документация на производство ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры местного значения подлежит согласованию с краевым органом охраны памятников, федерального (общероссийского) значения - с федеральным органом охраны памятников в соответствии с законодательством Российской Федерации. К выполнению ремонтно-реставрационных работ допускаются юридические и физические лица, имеющие лицензию и разрешение на производство указанных работ. Лицензия не заменяет собой разрешения, выдаваемого соответствующим государственным органом охраны памятников. 3. Разрешения на производство ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры выдаются на основании утвержденной научно-проектной документации, согласованной с соответствующим государственным органом охраны памятников. Нарушение указанных требований влечет приостановление работ и возмещение причиненного памятнику истории и культуры ущерба в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. 4. Лица, осуществляющие разработку научно-проектной документации на производство ремонтно-реставрационных работ на памятнике истории и культуры, обязаны осуществлять научное руководство и авторский надзор за производством работ до их завершения. Краевой орган охраны памятников обязан проводить технический надзор за производством ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры местного значения. 5. Проведение ремонтно-реставрационных работ с нарушением или отклонением от утвержденной и согласованной в установленном порядке научно-проектной документации и требуемой технологии не допускается. 6. В таком же порядке выдаются разрешения на проведение работ по реконструкции исторически сложившихся территорий городов и других населенных пунктов, по восстановлению территорий памятников истории и культуры, зон их охраны, связанных с ними территорий садов, парков, другие виды работ по сохранению и приспособлению их к использованию. 7. Лица, ведущие производство ремонтно-реставрационных работ, несут ответственность за сохранность памятника истории и культуры, его охранных зон в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. Статья 31. Воссоздание утраченных памятников истории и культуры Воссоздание утраченных единичных памятников истории и культуры как элементов исторических ансамблей, комплексов, градостроительных образований осуществляется, в исключительных случаях, реставрационными методами при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной культурной ценности утраченного объекта. ГЛАВА VIII. ЗЕМЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 32. Земли историко-культурного назначения 1. Отнесение земельных участков к категории земель историко-культурного назначения производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Ставропольского края и настоящим Законом. Земли историко-культурного назначения включают в себя территории памятников истории и культуры, зоны их охраны, особо охраняемые территории (музеи, музеи-заповедники, иные организации хранения памятников истории и культуры) и зоны их охраны. 2. Определение границ территорий историко-культурного назначения осуществляется краевым органом охраны памятников на основании проектных разработок и историко-архитектурных опорных планов с последующим утверждением Правительством Ставропольского края или Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от категории памятника истории и культуры. Статья 33. Статус земель историко-культурного назначения 1. Территория единичного памятника истории и культуры, его зон охраны может быть использована только в режиме реставрации его исторического облика. Новое строительство на территории памятника истории и культуры, его охранной зоны запрещается. Режим содержания, использования и застройки территории единичных памятников истории и культуры, зон охраны единичных памятников истории и культуры местного значения определяется краевым органом охраны памятников, для памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения - в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Для всех видов особо охраняемых территорий историко-культурного назначения разрабатываются индивидуальные положения режима содержания и использования, утверждаемые в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. Статья 34.Использование земель историко-культурного назначения Основной целью установления особого режима использования земель культурно-исторического назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (или в них) памятников истории и культуры. Деятельность, не соответствующая установленному режиму использования данных земель, запрещается согласно действующему законодательству Российской Федерации и Ставропольского края. Отнесение земель к землям историко-культурного назначения не влечет за собой прекращения прав землепользования, землевладения и аренды, если это не наносит ущерба их культурной значимости и сохранности. Оформление отводов земельных участков, входящих в состав земель историко-культурного назначения, их перерегистрация осуществляются по согласованию с краевым органом охраны памятников. Земли историко-культурного назначения могут быть полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, не допускается, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. ГЛАВА IX. ОХРАНА ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛЕНИЙ Статья 35. Статус исторического города и поселения Статус исторического города и поселения присваивается территориям, обладающим значительной историко-культурной ценностью планировки и застройки в пределах административных границ этих территорий, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.Статус исторического города и поселения может быть закреплен в уставе муниципального образования. Статья 36. Охрана исторических городов и поселений 1. Под государственной охраной исторических городов и поселений понимается комплекс мер, обеспечивающих их защиту, физическую сохранность памятников истории и культуры, историко-градостроительной среды, регенерацию, реставрацию, непрерывность развития и не искажающее их облик приспособление к современной жизни, включая новое строительство. В исторических городах и поселениях охране подлежат все градоформирующие и художественные объекты: планировочная структура, застройка, композиция, природный и культурный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами, объемно-пространственная структура,фрагментарное и руинированное градостроительное наслоение, форма и вид зданий и сооружений, определяемых масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и историческим окружением. 2. Проектирование и застройка исторических городов и поселений производятся и регулируются на основе системы последовательных и взаимосвязанных мероприятий, включающих: историко-архитектурные и археологические исследования территорий; составление историко-архитектурных опорных планов на основе исследований с указанием всего комплекса недвижимых памятников истории и культуры с выявлением эволюции градостроительной структуры и оценкой градоформирующих ценностей; разработку проектов зон охраны единичных памятников истории и культуры с установлением режима использования земель в пределах зон охраны как одной из основ всех этапов градостроительного проектирования. 3. Краевой орган охраны памятников совместно с краевыми органами архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за разработкой всех видов предпроектной и проектной градостроительной документации на всех стадиях. 4. Генеральные планы, проекты планировки и застройки, реконструкции исторических городов и поселений подлежат согласованию с федеральным органом охраны памятников и центральным советом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации, а для остальных населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры, - с краевым органом охраны памятников и советом Ставропольского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Согласованию с краевым органом охраны памятников также подлежат любые отводы земельных участков, градостроительная документация и различные виды хозяйственной деятельности на территории исторических городов и поселений, включая снос зданий, использование определенных строительных материалов, размещение автостоянок и рекламы. ГЛАВА X. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 37. Источники и порядок финансирования 1. Основными источниками финансирования деятельности государственной системы охраны памятников истории и культуры в Ставропольском крае являются средства федерального бюджета, поступающие в соответствии с утвержденными федеральными программами по охране и реставрации памятников истории и культуры, а также средства краевого бюджета, устанавливаемые в размере не менее 0,1 процента от его расходной части. На эти цели также направляются: средства от штрафов за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры; средства, поступающие в качестве возмещения ущерба, причиненного памятникам истории и культуры; средства от приватизации памятников истории и культуры; арендная плата, поступающая от использования памятников истории и культуры, находящихся в государственной собственности Ставропольского края; добровольные пожертвования юридических и физических лиц; средства иных источников, не запрещенных законодательством. 2. Средства, поступающие из всех источников, зачисляются на специальный счет краевого органа охраны памятников и расходуются на реставрацию, консервацию и восстановление памятников истории и культуры, а также охранные мероприятия с учетом рекомендаций научно-методического совета. Средства от штрафов, приватизации и арендная плата перечисляются на специальный счет краевого органа охраны памятников после зачисления в краевой бюджет. ГЛАВА XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры Лица, виновные в невыполнении правил охраны, содержания, проведения ремонтно-реставрационных работ и использования памятников истории и культуры, в нарушении режима их зон охраны, а также допускающие другие нарушения законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. Статья 39. Ущерб, нанесенный памятнику истории и культуры, зонам охраны и его возмещение 1. Под ущербом, нанесенным памятнику истории и культуры, зонам охраны, понимаются изменения внешнего облика памятника, его конструкций, декора фасадов и интерьеров, разрушение отдельных элементов зданий, сооружений, археологических объектов, зон охраны, несанкционированная застройка территории памятника истории и культуры, а также иные действия, повлекшие частичную или полную утрату историко-культурной ценности памятника истории и культуры, зон охраны. 2. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие ущерб памятнику истории и культуры, его территории, зонам охраны обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник, его зоны охраны, а при невозможности этого - возместить убытки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок и условия восстановления памятника, его зон охраны, а также ущерб, причиненный памятнику истории и культуры, зонам охраны, определяются краевым органом охраны памятников. ГЛАВА XII. ВВЕДЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ Статья 40. Введение настоящего закона в действие Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Ставропольского края А.Л. ЧЕРНОГОРОВ г. Ставрополь 22.06.98 N 15-кз Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|