Расширенный поиск

Закон Ставропольского края от 22.06.1998 № 15-кз

 
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                                 ЗАКОН
                          СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                        Утратил силу - Закон
                                        Государственной Думы
                                        Ставропольского края
                                      от 16.03.2006 г. N 14-кз

                  ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ
                ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
               (принят Государственной Думой СК 22.06.98)

       Настоящий Закон   регулирует    отношения    между    органами
   государственной    власти,   органами   местного   самоуправления,
   гражданами,   предприятиями,   учреждениями    и    организациями,
   независимо    от    их    форм   собственности   и   ведомственной
   принадлежности,  в области  выявления,  учета,  охраны,  изучения,
   использования   и  реставрации  недвижимых  памятников  истории  и
   культуры и связанных с ними движимых памятников истории и культуры
   (далее   -   памятники   истории   и   культуры)   на   территории
   Ставропольского края.
       Охрана памятников    истории    и   культуры   на   территории
   Ставропольского края является одним  из  приоритетных  направлений
   культурной политики.

                        ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1.   Законодательство   о   государственной   охране  и
   использовании памятников истории и культуры

       Законодательство о  государственной  охране  и   использовании
   памятников  истории  и культуры на территории Ставропольского края
   состоит из Конституции Российской Федерации,  нормативных правовых
   актов  Российской  Федерации  и  Ставропольского края и настоящего
   Закона.

       Статья 2. Действие настоящего Закона в отношении собственности
   на памятники истории и культуры

       Памятники истории  и  культуры  на  территории Ставропольского
   края  находятся  под  охраной  государства  независимо   от   форм
   собственности,   характера   использования,  а  также  степени  их
   сохранности.
       Установленный настоящим   Законом  порядок  выявления,  учета,
   сохранения, изучения, реставрации, восстановления (далее - охраны)
   и  использования памятников истории и культуры применяется ко всем
   памятникам  истории  и  культуры,  расположенным   на   территории
   Ставропольского края.

       Статья 3. Основные понятия

       В настоящем Законе применяются следующие понятия:
       государственная охрана памятников истории и культуры - система
   правовых,  организационных,  финансовых  и  иных мер,  принимаемых
   государственными  органами  и  направленных  на  выявление,  учет,
   сохранение,  изучение,  реставрацию,  восстановление и обеспечение
   режима использования памятников истории и культуры;
       специально уполномоченные   государственные  органы  охраны  и
   использования памятников истории и культуры  -  органы  в  системе
   исполнительной власти, осуществляющие государственное управление и
   контроль в области охраны и  использования  памятников  истории  и
   культуры (далее - органы охраны памятников);
       местные органы охраны памятников -  специально  уполномоченные
   органы     местного    самоуправления,    наделенные    отдельными
   государственными полномочиями в  области  охраны  и  использования
   памятников   истории  и  культуры  в  соответствии  с  действующим
   законодательством Российской Федерации и Ставропольского края;
       движимые памятники истории и культуры - произведения живописи,
   скульптуры,   декоративно-прикладного   искусства,    произведения
   народного   творчества,   документы,  археологические  предметы  и
   находки, иные носители информации, имеющие ценность с точки зрения
   истории, искусства или науки;
       недвижимые памятники истории и культуры - здания и сооружения,
   их   ансамбли   и   комплексы,   градостроительные   формирования,
   историко-культурные   ландшафты,   произведения    монументального
   искусства,  памятные места,  представляющие историческую, научную,
   художественную или иную культурную ценность,  как сохранившиеся  в
   своем  первоначальном виде,  так и находящиеся в руинированном или
   фрагментарном состоянии,  а также являющиеся частью более  поздних
   объектов.
       Движимые памятники и предметы,  имеющие историческую, научную,
   художественную или иную культурную ценность, исторически связанные
   с недвижимым памятником,  подлежат учету,  охране и  использованию
   как  единый  объект недвижимого памятника истории и культуры,  его
   неотъемлемые части;
       единичные недвижимые  памятники  истории и культуры - здания и
   сооружения,  отдельные или образующие четко локализуемые  ансамбли
   или комплексы,  вместе с территориями,  а также земельные участки,
   содержащие археологические культурные слои;
       ансамбль недвижимых  памятников  истории  и  культуры - группа
   объектов одного или нескольких видов,  возникших одновременно  или
   дополнивших  друг друга в течение времени,  объединенных общностью
   территории   и   исторического   развития,   образующих   единство
   градостроительной, архитектурно-художественной композиции;
       комплекс недвижимых памятников истории  и  культуры  -  группа
   объектов,  объединенных общностью территории независимо от времени
   и причин возникновения,  историко-художественной или иной ценности
   каждого отдельного памятника;
       особо ценные объекты культурного наследия (памятники истории и
   культуры)  -  особо  значимые объекты культурного наследия народов
   России,  включенные в Список  особо  ценных  объектов  культурного
   наследия,    утверждаемый    в    соответствии    с    действующим
   законодательством Российской Федерации;
       объекты всемирного  культурного наследия - объекты культурного
   наследия народов России, обладающие всеобщим выдающимся значением,
   включенные   в  Список  всемирного  наследия  Межправительственным
   комитетом по охране культурного и природного наследия ЮНЕСКО;
       список вновь   выявленных  памятников  истории  и  культуры  -
   перечень недвижимых объектов,  обладающих  исторической,  научной,
   художественной   или  иной  культурной  ценностью  и  предлагаемых
   специально  уполномоченными  государственными  органами  охраны  и
   использования  памятников  истории и культуры Ставропольского края
   для  включения  в  Государственный  список  памятников  истории  и
   культуры;
       на вновь выявленные памятники истории  и  культуры  впредь  до
   решения  о  принятии  их  на  государственный  учет  и  охрану как
   памятников истории  и  культуры  распространяются  все  требования
   настоящего Закона в отношении памятников истории и культуры;
       Государственный список памятников истории и культуры  (Реестр)
   -  перечень недвижимых памятников истории и культуры,  находящихся
   под охраной государства;
       исторический город,  историческое  поселение  -  города и иные
   поселения в  Ставропольском  крае,  имеющие  памятники  истории  и
   культуры,  обладающие  историко-культурной  ценностью  планировки,
   застройки  и  включенные   в   Список   исторических   городов   и
   исторических поселений Российской Федерации;
       государственные организации  хранения  памятников  истории   и
   культуры  -  государственные  и  муниципальные музеи,  библиотеки,
   архивы, музеи-заповедники и иные учреждения и организации культуры
   с государственным учетом фондов хранения, осуществляющие хранение,
   изучение и популяризацию памятников истории и культуры;
       ремонтно-реставрационные работы     -     комплекс    научных,
   исследовательских,  проектных  и   производственных   мероприятий,
   осуществляемых на недвижимых памятниках истории и культуры с целью
   предохранения   их   от    дальнейшего    разрушения,    раскрытия
   исторического,  архитектурно-художественного  облика,  поддержания
   технического  состояния,   создания   условий   для   современного
   использования  памятника  без  нанесения ущерба его исторической и
   культурной  ценности  и  сохранности.   Реконструкция   памятников
   истории и культуры не допускается;
       земли историко-культурного назначения - земли, на которых (и в
   которых)  располагаются памятники истории и культуры,  в том числе
   объявленные музеями-заповедниками, особо охраняемыми территориями,
   а   также   занятые   учреждениями  и  организациями  культуры,  с
   установленным для них особым режимом охраны и использования;
       зоны охраны   памятников   истории  и  культуры  -  специально
   выделенные территории, предназначенные для обеспечения сохранности
   памятников   истории   и   культуры   и  их  среды,  выявления  их
   историко-художественной ценности,  целесообразного использования и
   изучения;
       особо охраняемые территории - территории  музеев-заповедников,
   историко-культурных  заповедников,  музеев  под  открытым  небом и
   территорий  иных  государственных  и   муниципальных   организаций
   хранения   памятников   истории  и  культуры,  историко-культурные
   природные ландшафты, достопримечательные места;
       разрешение на  производство  работ  на  памятниках  истории  и
   культуры   -   специальный   документ,    выдаваемый    специально
   уполномоченным  государственным  органом  охраны  и  использования
   памятников  истории   и   культуры   (федеральным   или   краевым)
   юридическим  или  физическим лицам на выполнение любых видов работ
   на памятниках истории и культуры, в зонах их охраны.

       Статья 4. Виды и категории памятников истории и культуры

       В соответствии с  исторической,  научной,  художественной  или
   иной   культурной   ценностью   памятники   истории   и   культуры
   подразделяются на:
       1. Виды:
       памятники истории   -   здания,   сооружения   с   исторически
   сложившимися территориями,  памятные места, связанные с важнейшими
   историческими событиями  в  жизни  народа,  развитием  общества  и
   государства,  а  также развитием науки и техники,  культуры и быта
   народов,  с  жизнью  выдающихся   политических,   государственных,
   военных  деятелей,  народных  героев,  деятелей науки,  культуры и
   искусства,   их   могилы,   мемориальные    комплексы,    воинские
   захоронения, памятные знаки;
       памятники градостроительства  и  архитектуры  -  архитектурные
   ансамбли  и  комплексы,  исторические центры,  кварталы,  площади,
   улицы, остатки древней планировки и застройки городов и населенных
   пунктов,  сооружения гражданской,  жилой,  промышленной,  военной,
   культовой архитектуры,  народного зодчества,  а также связанные  с
   ними      произведения      монументального,     изобразительного,
   декоративно-прикладного и  садово-паркового  искусства,  природные
   ландшафты;
       памятники археологии - городища,  поселения,  курганы, остатки
   древних стоянок и селищ,  укреплений, производств, каналов, дорог,
   древние и  средневековые  места  захоронений,  культовые  объекты,
   каменные  изваяния  и наскальные изображения,  старинные предметы,
   участки исторического культурного слоя;
       памятники искусства  - произведения монументальной скульптуры,
   монументальной  живописи,   мозаики,   монументально-декоративного
   искусства,    произведения    декоративно-прикладного   искусства,
   живописи и скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками истории
   и культуры.
       К памятникам истории и культуры могут быть отнесены  и  другие
   объекты,  представляющие историческую, научную, художественную или
   иную культурную ценность.
       2. Категории:
       федерального (общероссийского) значения  -  наиболее  значимые
   памятники   истории   и   культуры,  представляющие  историческую,
   научную,  художественную или иную культурную ценность для познания
   истории и культуры народов России;
       местного значения   -   памятники    истории    и    культуры,
   представляющие  историческую,  научную,  художественную  или  иную
   культурную ценность и характеризующие историю и культуру края.
       Принадлежность недвижимого  памятника  истории  и  культуры  к
   соответствующему виду и  категории  определяется  при  составлении
   документов  государственного учета памятников истории и культуры и
   устанавливается при утверждении соответствующего  Государственного
   списка памятников истории и культуры.

           ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В
               ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ
                           ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

       Статья 5.   Государственное  управление  в  области  охраны  и
   использования памятников истории и культуры

       На территории     Ставропольского     края     устанавливается
   государственное   управление  в  области  охраны  и  использования
   памятников   истории   и   культуры,   осуществляемое   специально
   уполномоченными   государственными   органами   охраны  памятников
   истории и культуры.

       Статья 6.  Специально  уполномоченный  государственный   орган
   охраны и использования памятников истории и культуры

       Специально уполномоченным  государственным  органом  охраны  и
   использования памятников  истории  и  культуры,  осуществляющим  в
   пределах своей компетенции государственное управление и контроль в
   области охраны и использования памятников истории  и  культуры  на
   территории  Ставропольского  края  (далее  -  краевой орган охраны
   памятников).
       Инструкции, правила  и  указания (предписания) краевого органа
   охраны памятников по вопросам охраны  и  использования  памятников
   истории   и   культуры   обязательны   для   исполнения   органами
   государственной власти и местного  самоуправления  Ставропольского
   края, учреждениями, организациями и предприятиями независимо от их
   форм собственности и ведомственной  принадлежности,  общественными
   организациями и гражданами.

       Статья 7.   Научно-методический   совет   в   области   охраны
   памятников истории и культуры

       В целях  содействия  выполнению  сложных  программ,  а   также
   решения спорных вопросов в сфере охраны и использования памятников
   истории и культуры при краевом органе охраны памятников  создается
   научно-методический   совет  (далее  -  совет).  Состав  совета  и
   положение о нем утверждаются Правительством Ставропольского края.

       Статья 8. Предметы ведения краевого органа охраны памятников

       1. К предметам ведения краевого органа  охраны  памятников  на
   территории Ставропольского края относятся:
       осуществление государственной политики, направленной на охрану
   памятников истории и культуры;
       научно-методическое руководство делом охраны  и  использования
   памятников истории и культуры;
       государственный учет памятников  истории  и  культуры  (в  том
   числе   особо  охраняемых  территорий),  ведение  Государственного
   списка памятников истории и культуры;
       координация деятельности  местных  органов  охраны  памятников
   истории и культуры;
       организация использования   памятников   истории   и  культуры
   местного значения;
       разработка и   реализация   краевых   программ  по  выявлению,
   исследованию,  учету,  реставрации, восстановлению, использованию,
   музеефикации памятников истории и культуры;
       осуществление государственной экспертизы и  согласование  всех
   видов   разрешительной,   научно-исследовательской   и   проектной
   документации по памятникам истории и культуры  местного  значения,
   их зонам охраны;
       обеспечение лицензирования  видов  деятельности,  связанной  с
   выполнением  работ  и  услуг  на  памятниках  истории  и  культуры
   местного значения,  в их зонах  охраны,  в  порядке,  определяемом
   действующим     законодательством     Российской    Федерации    и
   Ставропольского края;
       выдача разрешений     на    право    осуществления    научных,
   исследовательских,   проектных   и   производственных   работ   на
   памятниках  истории  и  культуры  местного  значения,  в  их зонах
   охраны;
       государственный контроль    за    соблюдением    учреждениями,
   организациями,   предприятиями   и   гражданами   правил   охраны,
   использования   и   реставрации  памятников  истории  и  культуры,
   находящихся  в  их  пользовании  или  собственности,   выполнением
   мероприятий   по  обеспечению  сохранности  памятников  истории  и
   культуры при  производстве  земельных,  строительных,  дорожных  и
   других работ;
       пропаганда памятников истории и культуры.
       2. Краевой орган охраны памятников имеет право:
       осуществлять выявление,   учет,   изучение   и    обследование
   объектов, представляющих историческую, научную, художественную или
   иную культурную ценность на всей территории  края,  независимо  от
   форм собственности и режима использования земель;
       проверять соблюдение правил охраны и использования  памятников
   истории  и  культуры  независимо  от того,  в чьем пользовании или
   собственности они находятся,  составлять акты и давать предписания
   по устранению выявленных нарушений;
       приостанавливать любые виды  работ,  ведущихся  на  памятниках
   истории   и   культуры,   в  зонах  их  охраны,  если  эти  работы
   осуществляются самовольно или с  отступлением  от  утвержденных  и
   согласованных проектов,  а также в случае возникновения в процессе
   проведения этих работ опасности для памятников истории и культуры,
   их зон охраны;
       устанавливать режим  содержания  и  использования   памятников
   истории  и  культуры  местного значения,  осуществлять совместно с
   соответствующими ведомствами управление данными объектами;
       вносить в  Правительство  Ставропольского  края предложения об
   отнесении объектов  к  категории  памятников  истории  и  культуры
   местного  значения,  в  Министерство культуры Российской Федерации
   (далее - федеральный  орган  охраны  памятников)  -  об  отнесении
   объектов к категории федерального (общероссийского) значения;
       составлять акты,  протоколы и предписания по фактам  нарушения
   законодательства  в  области  охраны  и  использования  памятников
   истории  и  культуры,  определять  размер  нанесенного   памятнику
   истории   и   культуры,   его   зонам   охраны  ущерба  и  вносить
   соответствующие  предложения  в  компетентные   правоохранительные
   органы;
       запрашивать и  получать  от  юридических  и   физических   лиц
   материалы   и   документацию,   касающиеся   вопросов   охраны   и
   использования памятников истории и культуры;
       доступа к   памятникам   истории  и  культуры  для  проведения
   охранных мероприятий  независимо  от  форм  собственности,  режима
   использования или хранения памятников.

       Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области
   охраны и использования памятников истории и культуры

       Местными органами  охраны  памятников  истории  и  культуры  в
   Ставропольском  крае  являются  специально  уполномоченные  органы
   местного самоуправления, осуществляющие следующие полномочия:
       сохранение и  надлежащее  использование  памятников  истории и
   культуры, расположенных на территории муниципального образования;
       разработка по согласованию с краевым органом охраны памятников
   программ по обеспечению охраны и использования памятников  истории
   и культуры на территории муниципального образования;
       выявление объектов,  представляющих   историческую,   научную,
   художественную  или  иную культурную ценность,  внесение в краевой
   орган  охраны  памятников  предложений   по   постановке   их   на
   государственный учет и охрану;
       установление по  согласованию   с   краевым   органом   охраны
   памятников  режима содержания и использования памятников истории и
   культуры   местного   значения,   относящихся   к    муниципальной
   собственности, и управление данными объектами;
       пропаганда и  издательская  деятельность  по  вопросам  охраны
   памятников истории и культуры.

       Статья 10.   Участие  общественных  объединений  и  граждан  в
   осуществлении мероприятий по  охране  и  использованию  памятников
   истории и культуры

       Ставропольское краевое   отделение   Всероссийского   общества
   охраны  памятников  истории  и  культуры  и  другие   общественные
   объединения  и  лица,  заинтересованные  в  постоянном  участии  в
   проведении   мероприятий   по   популяризации   дела   охраны    и
   использования   памятников  истории  и  культуры  в  целях  науки,
   образования,  культуры и иных общественно-полезных целях,  либо  в
   оказании  содействия органам охраны памятников,  осуществляют свою
   деятельность по  согласованию  с  соответствующим  органом  охраны
   памятников,  способствуют  привлечению  широких  слоев населения к
   активному и непосредственному участию  в  деле  охраны  памятников
   истории   и   культуры   и   законодательства   по   их  охране  и
   использованию,   активно   содействуют   работе   органов   охраны
   памятников.

               ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ
                           ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

       Статья 11. Государственный учет памятников истории и культуры

       1. Государственному учету подлежат  все  памятники  истории  и
   культуры независимо от того,  в чьем пользовании или собственности
   они находятся.
       Отчуждение памятников   истории   и   культуры  допускается  с
   обязательным предварительным уведомлением краевого  органа  охраны
   памятников  в порядке,  определенном действующим законодательством
   Российской Федерации и Ставропольского края.
       2. Государственный  учет  памятников  истории  и  культуры  на
   территории Ставропольского  края  осуществляется  краевым  органом
   охраны памятников в соответствии с действующим законодательством в
   области охраны и использования памятников  истории  и  культуры  и
   включает:  выявление и обследование памятников истории и культуры,
   определение их  исторической,  научной,  художественной  или  иной
   культурной  ценности,  фиксацию  и  изучение,  составление учетных
   документов,  ведение Государственных списков памятников истории  и
   культуры, установку охранных досок.
       Порядок государственного учета памятников истории и  культуры,
   формы   учетных  документов  устанавливаются  федеральным  органом
   охраны памятников в соответствии  с  законодательством  Российской
   Федерации.
       3. Документы  государственного  учета  памятников  истории   и
   культуры,  в  том  числе  исключенных  из  Государственных списков
   памятников истории и культуры,  подлежат обязательному постоянному
   хранению.

       Статья 12.   Списки  вновь  выявленных  памятников  истории  и
   культуры

       Вновь выявленные объекты  при  установлении  их  исторической,
   научной,    художественной    или    иной    культурной   ценности
   регистрируются  краевым  органом  охраны  памятников   истории   и
   культуры  и  до  решения  вопроса о принятии их на государственную
   охрану  как  памятников  истории  и  культуры  подлежат  охране  в
   соответствии     с    требованиями    действующего    федерального
   законодательства об охране и использовании  памятников  истории  и
   культуры и настоящего Закона.
       Списки вновь  выявленных   памятников   истории   и   культуры
   формируются  по видам и категориям памятников истории и культуры и
   утверждаются краевым органом охраны памятников.

       Статья 13.  Государственные  списки   памятников   истории   и
   культуры

       1. Основным   документом   государственного  учета  памятников
   истории и  культуры  являются  Государственные  списки  памятников
   истории   и   культуры.   Включенные   в  них  объекты  признаются
   памятниками истории и культуры определенного вида и категории.
       Государственные списки    памятников    истории   и   культуры
   подразделяются на:
       Государственные списки    памятников    истории   и   культуры
   федерального (общероссийского) значения;
       Государственные списки    памятников    истории   и   культуры
   Ставропольского края;
       Списки особо  ценных  объектов  культурного  наследия  народов
   Российской Федерации.
       Проекты государственных  списков памятников истории и культуры
   местного значения формируются краевым органом охраны памятников на
   основании Списков вновь выявленных памятников истории и культуры и
   подлежат согласованию с федеральным органом  охраны  памятников  в
   соответствии    с   законодательством   Российской   Федерации   с
   последующим утверждением Правительством Ставропольского края.
       Отнесение памятников истории и культуры к категории памятников
   федерального (общероссийского значения),  включение в Список особо
   ценных объектов культурного наследия осуществляется в соответствии
   с действующим законодательством Российской Федерации.
       2. Органы  охраны памятников устанавливают на каждом памятнике
   истории,  архитектуры   и   градостроительства   охранную   доску,
   содержащую   краткую  характеристику  памятника  и  указание,  что
   памятник охраняется государством.  Охранные доски  изготавливаются
   за счет средств пользователей (собственников) памятников истории и
   культуры  по  утвержденным  краевым  органом   охраны   памятников
   образцам.

       Статья 14.  Снятие с государственной охраны памятников истории
   и культуры

       Исключение памятников истории и  культуры  из  Государственных
   списков     памятников    истории    и    культуры    федерального
   (общероссийского)  и  местного  значения  допускается   в   особых
   случаях, по решению Правительства Российской Федерации.
       Памятники археологии снимаются с государственной охраны только
   после полного археологического исследования.

           ГЛАВА IV. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ
                               И КУЛЬТУРЫ

       Статья 15. Формы собственности на памятники истории и культуры

       Памятники истории и  культуры  на  территории  Ставропольского
   края в соответствии с законодательством Российской Федерации могут
   находиться в любой форме собственности.
       Согласно действующему  федеральному законодательству памятники
   археологии и зоны их охраны,  включая связанные  с  ними  движимые
   объекты    культурного   наследия,   вне   зависимости   от   форм
   собственности на земельный участок,  на котором  они  расположены,
   являются  государственной  собственностью  и находятся с указанным
   земельным участком в обороте раздельно.

       Статья 16.   Отчуждение   памятников   истории   и   культуры,
   находящихся в государственной или муниципальной собственности

       1. Отчуждение  памятников  истории  и культуры,  находящихся в
   государственной    или    муниципальной    собственности,    может
   производиться только с целью обеспечения их физической сохранности
   или  условий  для   наилучшего   сохранения   их   художественной,
   исторической, научной или иной культурной ценности.
       2. Памятники  истории  и  культуры  (включая  их  территории),
   находящиеся  в государственной собственности,  могут отчуждаться в
   порядке и на условиях,  определяемых законодательством  Российской
   Федерации  и  Ставропольского  края,  находящиеся  в муниципальной
   собственности   -   на   основании   решений   органов    местного
   самоуправления     в     порядке,     определяемом     действующим
   законодательством Российской Федерации и Ставропольского  края  по
   согласованию с краевым органом охраны памятников.
       3. Одним из обязательных условий отчуждения памятника  истории
   и  культуры  (в  том  числе  земельного  участка),  находящегося в
   государственной   или   муниципальной   собственности,    является
   заключение   будущим   собственником   соответствующего  охранного
   документа с краевым органом охраны памятников.
       4. Средства  от  приватизации  памятников  истории и культуры,
   находящихся в  государственной  или  муниципальной  собственности,
   зачисляются    в   соответствии   с   установленными   нормативами
   распределения средств  от  приватизации  недвижимого  имущества  в
   соответствующие  бюджеты с последующим направлением на специальные
   счета  органов  охраны  памятников  для  целевого   финансирования
   охранных  мероприятий  и проведения ремонтно-реставрационных работ
   на памятниках истории и культуры.
       5. В  соответствии  с законодательством Российской Федерации и
   Ставропольского края не подлежат отчуждению:
       памятники истории  и  культуры,  находящиеся в государственной
   или муниципальной  собственности,  входящие  в  состав  музейного,
   архивного,  библиотечного  фондов  Российской  Федерации,  а также
   помещения и здания, в которых они расположены;
       памятники истории  и  культуры  федерального (общероссийского)
   значения,  особо ценные объекты  культурного  наследия  Российской
   Федерации,  а  также  объекты,  являющиеся имуществом организаций,
   отнесенных к данным категориям памятников истории и культуры;
       памятники археологии  и  территории  зон  их  охраны,  включая
   связанные с ними движимые объекты культурного наследия;
       памятники истории  и  культуры  (включая  их  территории),  по
   которым не получено согласование краевого или федерального  органа
   охраны памятников;
       культовые здания,  строения и прилегающие к ним  территории  и
   иное  недвижимое  имущество религиозного назначения,  отнесенные в
   установленном порядке к памятникам истории и культуры.
       6. Разграничение по формам собственности недвижимых памятников
   истории и культуры осуществляется  в  соответствии  с  действующим
   законодательством.

          ГЛАВА V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

       Статья 17. Использование памятников истории и культуры

       1. Памятники истории и культуры, кроме использования в научных
   и культурных целях,  могут использоваться в хозяйственных  и  иных
   практических   целях,  если  это  не  наносит  ущерба  сохранности
   памятников   истории    и    культуры    и    не    нарушает    их
   историко-художественной ценности.
       2. Порядок  и  условия  использования  памятников  истории   и
   культуры    устанавливаются   соответствующими   органами   охраны
   памятников  и  определяются   для   каждого   памятника   охранным
   документом.
       Типовые формы охранных документов устанавливаются  федеральным
   органом  охраны  памятников  в  соответствии  с  законодательством
   Российской Федерации.
       3. При  определении возможного использования памятника истории
   и культуры учитываются следующие требования:
       соответствие функционального использования памятника истории и
   культуры исторически сложившемуся назначению;
       сохранение планировочной,  объемно-пространственной структуры,
   инженерно-конструктивных  особенностей,  декоративной  отделки   и
   убранства фасадов и интерьера памятника истории и культуры;
       сохранение территории   памятника   истории   и   культуры   с
   окружающей градостроительной и природной средой;
       строгое соблюдение   технических   условий   эксплуатации    и
   содержания   памятника   истории   и  культуры  в  соответствии  с
   требованиями органов охраны памятников.
       4. Запрещается использование памятников истории и культуры, их
   территорий:
       под склады и производство взрывчатых и огнеопасных материалов;
       под склады и производство  материалов,  загрязняющих  интерьер
   памятника истории и культуры, его фасады и территорию;
       под производство и лаборатории,  связанные  с  неблагоприятным
   для  памятника истории и культуры температурно-влажностным режимом
   и применением химически активных веществ;
       под гаражи и стоянки транспортных средств.
       5. Памятники истории и культуры, находящиеся в государственной
   собственности,   предоставляются   в   пользование   предприятиям,
   учреждениям,  организациям и  гражданам  в  порядке,  определяемом
   Правительством     Российской     Федерации    и    Правительством
   Ставропольского края.
       Ставки арендной  платы  за  пользование  памятниками истории и
   культуры,   находящимися    в    государственной    собственности,
   устанавливаются  Правительством Ставропольского края либо органом,
   им уполномоченным.

       Статья 18.  Права  и  обязанности   пользователей   памятников
   истории и культуры

       1. Пользователь памятника истории и культуры имеет право:
       на возмещение      произведенных      им       затрат       на
   ремонтно-реставрационные   работы  на  находящемся  в  пользовании
   памятнике истории и культуры за счет уменьшения вносимой  арендной
   платы  в  порядке,  определяемом собственником памятника истории и
   культуры;
       на преимущественное заключение договора долгосрочной аренды по
   ходатайству краевого органа охраны памятников.
       2. Пользователи памятников истории и культуры обязаны:
       соблюдать порядок и условия охраны,  содержания, использования
   и   реставрации  памятника  истории  и  культуры,  предусмотренные
   настоящим Законом и требованиями охранного документа;
       своевременно уведомлять  краевой  орган  охраны  памятников  о
   своих  намерениях  по  разделу,  ремонту,  реставрации   и   иному
   изменению состояния памятника истории и культуры;
       выполнять предписания  краевого  органа   охраны   памятников,
   входящие в его компетенцию;
       обеспечивать доступ   к   памятнику   истории    и    культуры
   представителей   органов   охраны   памятников  с  целью  осмотра,
   обследования,  изучения и проведения иных мероприятий на памятнике
   истории и культуры;
       хранить и предоставлять органам охраны памятников документацию
   на используемый памятник истории и культуры.

       Статья 19.  Основания прекращения права пользования памятником
   истории и культуры

       1. Нанесение ущерба,  угроза  уничтожения,  порчи,  разрушения
   памятника  истории  и культуры из-за систематического невыполнения
   пользователем условий  охранного  документа,  предписаний  органов
   охраны  памятников  является  основанием для расторжения охранного
   документа и договора о передаче в пользование памятника истории  и
   культуры,  а  также взыскания причиненного ущерба в соответствии с
   действующим    законодательством    Российской     Федерации     и
   Ставропольского края.
       2. В случае отказа или уклонения  пользователя  от  заключения
   охранного   документа   краевой  орган  охраны  памятников  вправе
   обратиться в суд с иском  о  принудительном  заключении  охранного
   документа  в порядке,  установленном действующим законодательством
   Российской Федерации.
       3. Прекращение  прав пользования памятником истории и культуры
   осуществляется  в  соответствии  с  действующим  законодательством
   Российской Федерации.

           ГЛАВА VI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
                     ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

       Статья 20.  Установление  зон  охраны  памятников  истории   и
   культуры

       1. В   целях  обеспечения  сохранности  памятников  истории  и
   культуры,  особо охраняемых территорий,  музеев,  заповедников, их
   среды  на  примыкающих  к  ним  землях устанавливаются зоны охраны
   памятников истории и культуры:  охранная зона,  зона регулирования
   застройки   и   зона   охраняемого   природного  ландшафта,  режим
   содержания  и  использования  которых  для  памятников  истории  и
   культуры  федерального  (общероссийского) значения устанавливается
   федеральным   органом   охраны   памятников   в   соответствии   с
   законодательством  Российской Федерации,  для памятников истории и
   культуры местного значения - краевым органом охраны памятников.
       2. Порядок   разработки,   определения  границ  и  утверждение
   каждого вида зон  охраны  регулируются  действующими  нормативными
   правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом.
       3. До утверждения зон охраны  в  целях  сохранения  памятников
   истории и культуры, вновь выявленных памятников истории и культуры
   краевым  органом  охраны  памятников   могут   устанавливаться   и
   утверждаться  временные  зоны  охраны.  На  временные  зоны охраны
   распространяются все требования  режима  охраны  и  использования,
   определяемые настоящим Законом для зон охраны памятников.
       При сосредоточении памятников истории и культуры  или  близком
   расположении   нескольких  не  связанных  между  собой  памятников
   истории и культуры в целях сохранения всего комплекса объектов  их
   зоны  охраны  могут  быть  объединены  в единую охранную зону.  На
   объединенную охранную зону распространяются все требования  режима
   охраны  и  использования,  установленные для зон охраны памятников
   истории и культуры.
       4. Границы  территории памятника истории и культуры вступают в
   силу  с  момента  включения  памятника  в  Государственный  список
   памятников  истории  и  культуры  или  в  Список  вновь выявленных
   памятников истории и культуры.

       Статья 21.  Запрещение проектирования и производства земляных,
   строительных    и   других   работ,   градостроительной   и   иной
   хозяйственной деятельности в зонах  охраны  памятников  истории  и
   культуры

       1. В   пределах  зон  охраны  памятников  истории  и  культуры
   запрещается       производство       земляных,       строительных,
   геологоразведочных,   инженерных   и   других   работ,   а   также
   хозяйственная и  иная  деятельность  без  разрешения  федерального
   органа   охраны  памятников  в  соответствии  с  законодательством
   Российской  Федерации  -  для  зон  охраны  памятников  истории  и
   культуры федерального (общероссийского) значения и краевого органа
   охраны памятников - для зон охраны памятников истории  и  культуры
   местного значения.
       При выдаче разрешения на производство указанных работ,  в  том
   числе  на  использование  земель  для  нужд  сельского  хозяйства,
   соответствующим   государственным   органом   охраны    памятников
   определяются  необходимые  мероприятия  по обеспечению сохранности
   памятников истории и  культуры,  осуществляемые  за  счет  средств
   предприятий, учреждений, организаций и граждан, заинтересованных в
   проведении работ.
       Мероприятия по  обеспечению  сохранности  памятников истории и
   культуры выполняются юридическими или физическими лицами, имеющими
   соответствующую  лицензию  и  разрешение  государственного  органа
   охраны памятников,  под надзором краевого органа охраны памятников
   либо     его    полномочных    представителей    с    привлечением
   специализированных организаций или отдельных представителей.
       2. В  зонах  охраны  памятников истории и культуры запрещается
   размещение новых промышленных предприятий,  транспортно-складских,
   мелиоративных  и  других  сооружений,  создающих  грузовые потоки,
   загрязняющие воздушный и водный бассейны,  вызывающие подтопления,
   взрыво-пожароопасных объектов, продуктопроводов.

       Статья 22.   Обеспечение   сохранности  памятников  истории  и
   культуры при производстве земляных, строительных и иных работ

       Предприятия, учреждения,  организации  и  граждане  в   случае
   обнаружения в процессе ведения земляных, строительных и иных видов
   работ археологических объектов и предметов,  имеющих историческую,
   научную,  художественную  или  иную  культурную ценность,  обязаны
   приостановить  работы  и  сообщить  об  этом   в   органы   охраны
   памятников.
       Краевой орган охраны памятников обеспечивает выявление в  зоне
   предполагаемых   работ   неучтенных   объектов,  их  обследование,
   фиксацию,   определяет   комплекс   мероприятий   по   сохранности
   памятников истории и культуры. Данные мероприятия включают в себя:
   согласование с краевым органом охраны памятников выбора  и  отвода
   земельных  участков под различные виды хозяйственной деятельности,
   историко-культурную   экспертизу   отводимых   для   использования
   территорий,   установку   охранных   знаков   и   другие   работы.
   Финансирование  указанных   мероприятий   производится   за   счет
   предприятий,   учреждений,   организаций   и  граждан,  являющихся
   заказчиками на осуществляемые работы.
       Проекты земляных,  строительных  и  иных  видов  работ  должны
   предусматривать  финансирование   мероприятий   по   выявлению   и
   обеспечению  сохранности  объектов,  представляющих  историческую,
   научную,  художественную или  иную  культурную  ценность,  их  зон
   охраны  и  могут  быть  реализованы  только  после  положительного
   заключения краевого органа охраны памятников.

       Статья 23. Приостановление земляных, строительных и иных видов
   работ, представляющих опасность для памятников истории и культуры

       В случае  принятия краевым органом охраны памятников решения о
   приостановлении   земляных,    строительных    и    иных    работ,
   представляющих  угрозу  сохранности памятников истории и культуры,
   их зонам охраны, работы должны быть прекращены немедленно.
       Приостановление в   указанных   случаях   работы   могут  быть
   возобновлены после устранения возникшей опасности  для  памятников
   истории и культуры, их зон охраны или допущенного нарушения правил
   их охраны и использования только с письменного разрешения краевого
   органа охраны памятников.

       Статья 24. Согласование с органами охраны памятников земельных
   отводов, градостроительной и иной проектной документации

       Любые отводы     земельных     участков,     градостроительная
   документация,   проекты   строительных,  мелиоративных,  дорожных,
   земляных,  инженерных систем и иных объектов,  а также проекты  их
   реконструкции  подлежат  согласованию  с  краевым  органом  охраны
   памятников.
       Согласование производится:  для  земельных отводов - на стадии
   выбора земельных участков в натуре (на  местности),  для  проектов
   строительных,  мелиоративных  и  иных работ - на стадии подготовки
   задания на проектирование и технико-экономическое обоснование.

       Статья 25. Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников
   истории и культуры

       1. Снос,  перемещение, изменение памятников истории и культуры
   запрещается.  Исключение из этого правила в  отношении  памятников
   истории  и  культуры  местного  или федерального (общероссийского)
   значения может допускаться в каждом отдельном  случае  по  решению
   Правительства Российской Федерации.
       2. Снос,  изменение,  перемещение памятника истории и культуры
   осуществляется   предприятиями,   учреждениями,   организациями  и
   гражданами,  получившими  разрешение,  только   после   проведения
   краевым  органом  охраны  памятников  работ по научному изучению и
   полной фиксации памятника истории и культуры. Расходы, связанные с
   осуществлением  указанных  работ,  производятся  за  счет  средств
   предприятий,  учреждений,  организаций   и   граждан,   получивших
   разрешение на снос,  перемещение или изменение памятника истории и
   культуры.

       Статья 26.  Ограничение движения транспортных средств в  зонах
   охраны и вблизи памятников истории и культуры

       Правительство Ставропольского     края,     органы    местного
   самоуправления   вправе   ограничить   или   запретить    движение
   транспортных  средств,  самоходных  машин и механизмов по дорогам,
   прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим по  их
   территориям,    зонам    охраны,    а    также    по   территориям
   музеев-заповедников, историко-культурных заповедников.

       Статья 27.  Ограничение использования территорий и зон  охраны
   памятников археологии

       Земельные участки в пределах территории памятников археологии,
   их зон охраны независимо от форм собственности подлежат изъятию из
   хозяйственного  пользования  (включая  вывод из землепользования),
   если это  приводит  или  может  привести  к  разрушению  памятника
   археологии, его зон охраны, не соответствует установленному режиму
   использования   или   является   препятствием    для    проведения
   археологических работ.
       Мероприятия по   обследованию   и   обеспечению    сохранности
   памятников  археологии,  их зон охраны осуществляются с разрешения
   краевого органа охраны памятников.

       Статья 28. Ведение раскопок и разведок памятников археологии

       Ведение археологических исследований (раскопок,  разведок),  в
   том  числе  сбор  подъемного  материала,  проводится  на основании
   специального  разрешения,  выдаваемого  краевым  или   федеральным
   органом  охраны памятников,  в зависимости от категории значимости
   памятника  истории  и  культуры,  при  наличии  открытого   листа,
   выдаваемого Институтом археологии Российской академии наук.
       До начала исследований открытые листы регистрируются в краевом
   органе охраны памятников.  При регистрации открытых листов краевой
   орган охраны памятников в целях обеспечения сохранности памятников
   археологии,  их  зон  охраны  может  устанавливать  ограничения на
   проведение  исследовательских  работ.  По  окончании  работ  лица,
   производившие  исследования,  представляют  в краевой орган охраны
   памятников научный отчет.
       В пределах  территорий  памятников археологии,  зоны их охраны
   предприятия,    учреждения    и    организации,     осуществляющие
   археологические   исследования   указанных   памятников,  а  также
   объектов,  включенных в списки вновь выявленных памятников истории
   и  культуры,  независимо  от  целевого  использования  и категории
   земель,   на   которых    располагаются    памятники,    полностью
   освобождаются  от  платы  за  землю  и  обязанностей по возмещению
   убытков.
       После выполнения     всего     комплекса     мероприятий    по
   археологическому   исследованию    предприятия,    учреждения    и
   организации, производившие археологические исследования памятников
   археологии,  обязаны  привести  земельные  участки  в   состояние,
   пригодное для целевого использования.

       Статья 29. Охрана археологических предметов и коллекций

       1. Археологические    предметы,    выявленные   в   результате
   археологических разведок и раскопок,  в соответствии с гражданским
   законодательством  Российской Федерации,  являются государственной
   собственностью  независимо  от  условий,  места  находки  и  формы
   собственности   на  землю,  на  территории  которой  они  найдены.
   Археологические предметы передаются на постоянное хранение в музеи
   Ставропольского   края   по   указанию   краевого   органа  охраны
   памятников.
       2. Физические    или   юридические   лица   осуществляющие   в
   установленном законодательством Российской Федерации  и  настоящим
   Законом  порядке  исследования археологических предметов,  обязаны
   обеспечить их сохранность до передачи  на  постоянное  хранение  в
   государственные   организации   хранения   памятников   истории  и
   культуры.
       Лицо, обнаружившее  археологический предмет,  обязано передать
   его  в  краевой  орган  охраны  памятников.  Вознаграждение  лица,
   нашедшего  археологический предмет,  производится в соответствии с
   действующим законодательством Российской Федерации.
       3. Предмет,  найденный  на территории памятника археологии или
   полученный в  результате  самовольных  раскопок  и  представляющий
   историческую,   научную,   художественную   или   иную  культурную
   ценность,  может быть  изъят  в  судебном  порядке  и  передан  на
   постоянное   хранение   в   государственные  организации  хранения
   памятников истории и культуры.

               ГЛАВА VII. РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
                    НА ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

       Статья 30. Порядок производства ремонтно-реставрационных работ

       1. Ремонтно-реставрационные  работы  на  памятниках  истории и
   культуры    осуществляются    с    разрешения     соответствующего
   государственного  органа  охраны  памятников:  федерального  - для
   памятников  истории  и  культуры  федерального   (общероссийского)
   значения  в соответствии с законодательством Российской Федерации,
   краевого - для памятников истории и культуры местного значения.
       Правила ведения  данных работ устанавливаются в соответствии с
   реставрационными нормами и  правилами,  утвержденными  в  порядке,
   определяемом законодательством Российской Федерации.  Строительные
   нормы     и      правила      применяются      в      производстве
   ремонтно-реставрационных работ только в случаях, не противоречащих
   интересам сохранения памятников  истории  и  культуры.  Требования
   государственных органов противопожарного и санитарного надзора,  а
   также других специальных органов в отношении памятников истории  и
   культуры  подлежат  обязательному  согласованию  с краевым органом
   охраны памятников.
       2. Научно-проектная      документация      на     производство
   ремонтно-реставрационных работ на памятниках  истории  и  культуры
   местного  значения  подлежит согласованию с краевым органом охраны
   памятников,   федерального   (общероссийского)   значения   -    с
   федеральным   органом   охраны   памятников   в   соответствии   с
   законодательством    Российской    Федерации.     К     выполнению
   ремонтно-реставрационных    работ    допускаются   юридические   и
   физические лица,  имеющие лицензию и  разрешение  на  производство
   указанных   работ.   Лицензия   не   заменяет   собой  разрешения,
   выдаваемого   соответствующим   государственным   органом   охраны
   памятников.
       3. Разрешения на производство  ремонтно-реставрационных  работ
   на   памятниках   истории   и   культуры   выдаются  на  основании
   утвержденной  научно-проектной   документации,   согласованной   с
   соответствующим государственным органом охраны памятников.
       Нарушение указанных требований влечет приостановление работ  и
   возмещение  причиненного  памятнику  истории  и  культуры ущерба в
   порядке,  определяемом  действующим  законодательством  Российской
   Федерации и Ставропольского края.
       4. Лица,    осуществляющие     разработку     научно-проектной
   документации  на  производство  ремонтно-реставрационных  работ на
   памятнике  истории  и  культуры,  обязаны   осуществлять   научное
   руководство  и  авторский  надзор  за  производством  работ  до их
   завершения.
       Краевой орган  охраны  памятников обязан проводить технический
   надзор  за   производством   ремонтно-реставрационных   работ   на
   памятниках истории и культуры местного значения.
       5. Проведение ремонтно-реставрационных работ с нарушением  или
   отклонением   от  утвержденной  и  согласованной  в  установленном
   порядке научно-проектной документации и  требуемой  технологии  не
   допускается.
       6. В таком же порядке выдаются разрешения на проведение  работ
   по  реконструкции  исторически  сложившихся  территорий  городов и
   других населенных пунктов, по восстановлению территорий памятников
   истории  и  культуры,  зон их охраны,  связанных с ними территорий
   садов, парков, другие виды работ по сохранению и приспособлению их
   к использованию.
       7. Лица,  ведущие производство ремонтно-реставрационных работ,
   несут ответственность за сохранность памятника истории и культуры,
   его охранных зон в соответствии  с  действующим  законодательством
   Российской Федерации и настоящим Законом.

       Статья 31.   Воссоздание   утраченных   памятников  истории  и
   культуры

       Воссоздание утраченных единичных памятников истории и культуры
   как      элементов     исторических     ансамблей,     комплексов,
   градостроительных  образований  осуществляется,  в  исключительных
   случаях, реставрационными методами при наличии достаточных научных
   данных и при особой исторической, научной, художественной или иной
   культурной ценности утраченного объекта.

           ГЛАВА VIII. ЗЕМЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

       Статья 32. Земли историко-культурного назначения

       1. Отнесение    земельных    участков   к   категории   земель
   историко-культурного   назначения    производится    в    порядке,
   установленном      законодательством     Российской     Федерации,
   Ставропольского края и настоящим Законом.
       Земли историко-культурного    назначения   включают   в   себя
   территории памятников истории и культуры,  зоны их  охраны,  особо
   охраняемые территории (музеи,  музеи-заповедники, иные организации
   хранения памятников истории и культуры) и зоны их охраны.
       2. Определение    границ    территорий    историко-культурного
   назначения осуществляется краевым  органом  охраны  памятников  на
   основании  проектных  разработок  и историко-архитектурных опорных
   планов с последующим утверждением  Правительством  Ставропольского
   края  или  Правительством  Российской  Федерации  в соответствии с
   законодательством Российской Федерации в зависимости от  категории
   памятника истории и культуры.

       Статья 33. Статус земель историко-культурного назначения

        1. Территория  единичного  памятника истории и культуры,  его
   зон охраны может быть использована только в режиме реставрации его
   исторического облика.
       Новое строительство  на   территории   памятника   истории   и
   культуры, его охранной зоны запрещается.
       Режим содержания,   использования   и   застройки   территории
   единичных  памятников  истории  и  культуры,  зон охраны единичных
   памятников  истории  и  культуры  местного  значения  определяется
   краевым  органом  охраны  памятников,  для  памятников  истории  и
   культуры федерального (общероссийского) значения - в  соответствии
   с законодательством Российской Федерации.
       2. Для    всех    видов    особо     охраняемых     территорий
   историко-культурного   назначения  разрабатываются  индивидуальные
   положения  режима  содержания  и  использования,  утверждаемые   в
   порядке,  предусмотренном законодательством Российской Федерации и
   Ставропольского края.

       Статья 34.Использование земель историко-культурного назначения

       Основной целью  установления  особого   режима   использования
   земель  культурно-исторического  назначения  является  обеспечение
   сохранности расположенных на них (или в них) памятников истории  и
   культуры.
       Деятельность, не   соответствующая    установленному    режиму
   использования  данных  земель,  запрещается  согласно действующему
   законодательству Российской Федерации и Ставропольского края.
       Отнесение земель  к  землям историко-культурного назначения не
   влечет за собой прекращения прав землепользования, землевладения и
   аренды,  если  это  не  наносит  ущерба их культурной значимости и
   сохранности.
       Оформление отводов   земельных  участков,  входящих  в  состав
   земель   историко-культурного   назначения,   их   перерегистрация
   осуществляются   по   согласованию   с   краевым   органом  охраны
   памятников.
       Земли историко-культурного назначения могут быть полностью или
   частично  изъяты  из  хозяйственного   оборота.   Изъятие   земель
   историко-культурного   назначения   для  нужд,  противоречащих  их
   основному  целевому  назначению,  не  допускается,  если  иное  не
   предусмотрено законодательством Российской Федерации.

           ГЛАВА IX. ОХРАНА ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛЕНИЙ

       Статья 35. Статус исторического города и поселения

       Статус исторического    города   и   поселения   присваивается
   территориям, обладающим значительной историко-культурной ценностью
   планировки  и  застройки  в  пределах административных границ этих
   территорий,   в   порядке,    предусмотренном    законодательством
   Российской Федерации.Статус исторического города и поселения может
   быть закреплен в уставе муниципального образования.

       Статья 36. Охрана исторических городов и поселений

       1. Под  государственной   охраной   исторических   городов   и
   поселений  понимается  комплекс  мер,  обеспечивающих  их  защиту,
   физическую   сохранность   памятников    истории    и    культуры,
   историко-градостроительной    среды,   регенерацию,   реставрацию,
   непрерывность развития и не искажающее их облик  приспособление  к
   современной жизни, включая новое строительство.
       В исторических  городах  и  поселениях  охране  подлежат   все
   градоформирующие    и    художественные   объекты:   планировочная
   структура, застройка, композиция, природный и культурный ландшафт,
   археологический  слой,  соотношение  между  различными  городскими
   пространствами, объемно-пространственная структура,фрагментарное и
   руинированное  градостроительное  наслоение,  форма и вид зданий и
   сооружений,  определяемых масштабом,  объемом, структурой, стилем,
   материалами,  цветом  и  декоративными  элементами,  соотношение с
   природным и историческим окружением.
       2. Проектирование и застройка исторических городов и поселений
   производятся и регулируются на основе системы  последовательных  и
   взаимосвязанных мероприятий, включающих:
       историко-архитектурные и     археологические      исследования
   территорий;
       составление историко-архитектурных опорных  планов  на  основе
   исследований  с  указанием  всего  комплекса недвижимых памятников
   истории  и  культуры  с  выявлением   эволюции   градостроительной
   структуры и оценкой градоформирующих ценностей;
       разработку проектов зон охраны единичных памятников истории  и
   культуры  с  установлением  режима использования земель в пределах
   зон охраны как  одной  из  основ  всех  этапов  градостроительного
   проектирования.
       3. Краевой  орган  охраны  памятников  совместно  с   краевыми
   органами архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за
   разработкой всех видов предпроектной и проектной градостроительной
   документации на всех стадиях.
       4. Генеральные  планы,   проекты   планировки   и   застройки,
   реконструкции    исторических   городов   и   поселений   подлежат
   согласованию с федеральным органом охраны памятников и центральным
   советом   Всероссийского  общества  охраны  памятников  истории  и
   культуры в соответствии с законодательством Российской  Федерации,
   а  для  остальных населенных пунктов,  имеющих памятники истории и
   культуры,  -  с  краевым  органом  охраны  памятников  и   советом
   Ставропольского  краевого отделения Всероссийского общества охраны
   памятников истории и культуры.
       Согласованию с   краевым   органом   охраны  памятников  также
   подлежат  любые  отводы  земельных   участков,   градостроительная
   документация   и  различные  виды  хозяйственной  деятельности  на
   территории исторических городов и поселений,  включая снос зданий,
   использование  определенных  строительных  материалов,  размещение
   автостоянок и рекламы.

            ГЛАВА X. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
                  ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

       Статья 37. Источники и порядок финансирования

       1. Основными     источниками    финансирования    деятельности
   государственной системы охраны памятников  истории  и  культуры  в
   Ставропольском   крае   являются  средства  федерального  бюджета,
   поступающие   в   соответствии   с   утвержденными    федеральными
   программами по охране и реставрации памятников истории и культуры,
   а также средства краевого бюджета,  устанавливаемые в  размере  не
   менее 0,1 процента от его расходной части.
       На эти цели также направляются:
       средства от  штрафов за нарушение законодательства об охране и
   использовании памятников истории и культуры;
       средства, поступающие    в    качестве    возмещения   ущерба,
   причиненного памятникам истории и культуры;
       средства от приватизации памятников истории и культуры;
       арендная плата,  поступающая   от   использования   памятников
   истории  и  культуры,  находящихся в государственной собственности
   Ставропольского края;
       добровольные пожертвования юридических и физических лиц;
       средства иных источников, не запрещенных законодательством.
       2. Средства,  поступающие  из всех источников,  зачисляются на
   специальный счет краевого органа охраны памятников  и  расходуются
   на реставрацию,  консервацию и восстановление памятников истории и
   культуры,  а также  охранные  мероприятия  с  учетом  рекомендаций
   научно-методического совета.
       Средства от   штрафов,   приватизации   и    арендная    плата
   перечисляются   на   специальный   счет   краевого  органа  охраны
   памятников после зачисления в краевой бюджет.

        ГЛАВА XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                  ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ
                           ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

       Статья 38.  Ответственность за нарушение  законодательства  об
   охране и использовании памятников истории и культуры

       Лица, виновные   в  невыполнении  правил  охраны,  содержания,
   проведения   ремонтно-реставрационных   работ   и    использования
   памятников истории и культуры, в нарушении режима их зон охраны, а
   также допускающие другие нарушения законодательства  об  охране  и
   использовании памятников истории и культуры, несут ответственность
   в  соответствии  с  законодательством   Российской   Федерации   и
   Ставропольского края.

       Статья 39.  Ущерб,  нанесенный  памятнику  истории и культуры,
   зонам охраны и его возмещение

       1. Под ущербом, нанесенным памятнику истории и культуры, зонам
   охраны,   понимаются  изменения  внешнего  облика  памятника,  его
   конструкций,  декора фасадов и  интерьеров,  разрушение  отдельных
   элементов   зданий,   сооружений,  археологических  объектов,  зон
   охраны, несанкционированная застройка территории памятника истории
   и культуры,  а также иные действия, повлекшие частичную или полную
   утрату историко-культурной ценности памятника истории и  культуры,
   зон охраны.
       2. Предприятия,   учреждения,    организации    и    граждане,
   причинившие  ущерб  памятнику истории и культуры,  его территории,
   зонам охраны обязаны восстановить в  прежнем  состоянии  памятник,
   его  зоны охраны,  а при невозможности этого - возместить убытки в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.  Порядок  и
   условия восстановления памятника,  его зон охраны,  а также ущерб,
   причиненный  памятнику   истории   и   культуры,   зонам   охраны,
   определяются краевым органом охраны памятников.

            ГЛАВА XII. ВВЕДЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ

       Статья 40. Введение настоящего закона в действие

       Настоящий Закон  вступает  в  силу  со  дня  его  официального
   опубликования.

                                                           Губернатор
                                                 Ставропольского края
                                                      А.Л. ЧЕРНОГОРОВ
   г. Ставрополь
   22.06.98
   N 15-кз



Информация по документу
Читайте также