Расширенный поиск
Постановление Правительства Чеченской Республики от 08.10.2002 № 41ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Чеченской Республике В целях решения задач и реализации принципов управления государственным имуществом Чеченской Республики, Правительство Чеченской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Чеченской Республике. 2. Органам исполнительной власти Чеченской Республики организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Чеченской Республике. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования. Заместитель Главы Администрации Чеченской Республики - Председатель Правительства Чеченской Республики С.Ильясов г. Грозный 08.10.2002г. N 41 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Чеченской Республики от 08.10.2002г. N41 КОНЦЕПЦИЯ управления государственным имуществом и приватизации в Чеченской Республике Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Чеченской Республики в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее именуются - унитарные предприятия), государственными учреждениями (далее именуются - учреждения), а также имущественных прав Чеченской Республики, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджетный процесс). Концепция содержит два раздела. В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом. Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества, направленных на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы отечественных производителей товаров и услуг. I. Управление государственным имуществом 1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом В сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью. Государственная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели: увеличение доходов республиканского бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью; оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро и микро уровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления; использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций. Для реализации указанных целей республиканским органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи: полная инвентаризация объектов государственной собственности Чеченской Республики, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них; повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления; классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления; оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению; определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов); обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций; обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих {*}; {*} В (целях) настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители... обеспечение поступления дополнительных доходов в республиканский бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества. Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех республиканских органов исполнительной власти. В рамках настоящей Концепции Правительством Чеченской Республики будут установлены меры ответственности республиканских органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом. В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач: Определение цели управления Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект. Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами. Выбор способа достижения цели Республика в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления; Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом; Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления. Построение системы управления Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения пели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления. Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами. Обеспечение эффективности управления Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом. Обеспечение профессионализма управления Республика крайне заинтересована в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать: 1. сеть районных представителей в составе Комитета имущественных отношений Правительства Чеченской Республики по управлению государственной собственностью Чеченской Республики в количестве по 2 (два) человека, которые работают во взаимодействии с органами местного самоуправления. 2. систему подготовки и аттестации управляющих. Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в республиканской собственности, доли Чеченской Республики в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, республиканская недвижимость, в следующей логической последовательности: а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы); б) постановка целей и задач управления; в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления); г) контроль эффективности управления. 2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями {*} {*} Федеральными законами может быть установлен иной механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями. Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями Предприятия Функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между республиканскими органами исполнительной власти. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к республиканской собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями. Отраслевые республиканские органы исполнительной власти, согласовывая с комитетом имущественных отношений Правительства Чеченской Республики, утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий. С большинством руководителей унитарных предприятий контракты отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти не заключены, а имеющиеся не предусматривают ответственности руководителей за результаты деятельности. Количество унитарных предприятий весьма значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства. В число действующих унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин. Предусмотренные гражданским законодательством организационно -правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств. Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) внеустановленного круга полномочий является неправомерным. В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом). Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия. Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели. Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий должным образом не регламентирован. Нормативно - правовая база, определяющая цели и задачи создания унитарных предприятий, а также порядок их функционирования, недостаточна. Отсутствует полный реестр унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности. На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к: а) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества; б) отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях; в) невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей. Растет количество неплатежеспособных унитарных предприятий, что во многом спровоцировано отсутствием должного управления и бесконтрольностью со стороны государства. Отсутствует практика получения собственником части прибыли унитарного предприятия. Основные выводы: а) существующая система управления унитарными предприятиями неэффективна и требует кардинального реформирования; б) деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна; в) количество унитарных предприятий не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю за их деятельностью; г) отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятии; д) низкая эффективность деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в республиканский бюджет. Учреждения По действующему законодательству республиканские органы исполнительной власти наделены правом создания учреждений. Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств республиканского бюджета. Регламентированная соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В то же время Чеченская Республика несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Учреждения же имеют возможность осуществлять финансирование своей деятельности за счет привлечения кредитных ресурсов без согласования с собственником, что приводит к нанесению прямого ущерба государству. Кроме того, на практике достаточно часто встречаются случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества. В частности, анализ закрепленного за учреждениями имущества, показал, что значительная его часть используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду). При этом доходы от использования республиканского имущества не перечисляются и не учитываются в республиканском бюджете. Отраслевые республиканские органы исполнительной власти, имеющие подведомственные учреждения, не организуют учет объектов недвижимого имущества, закрепленных за этими учреждениями, и не проводят мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений. Органы по управлению государственным имуществом зачастую лишены возможностей реализации указанных функций. Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в: а) повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества; б) оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений; в) создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений; г) погашении унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, и как следствие - в увеличении поступлений в республиканский бюджет от использования государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями; д) снижении расходов республиканского бюджета на содержание предприятий и учреждений. Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями Достижение поставленных целей и решение задач управления унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом,осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством. Реализация системы управления предполагает: а) определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций. Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия, создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно - правовой формы. Необходимо провести оценку деятельности всех унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно - правовой формы обосновано исключительно в следующих случаях: использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности, функционирования воздушного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации и Чеченской Республики; осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам; разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов Чеченской Республики; производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте; осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами и подзаконными актами Чеченской Республики исключительно для государственных унитарных предприятий; осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных производств; осуществление деятельности, направленной на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности республики; осуществление научной и научно - технической деятельности в отраслях; В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется: преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом; реструктуризация унитарных предприятий, включая при необходимости реализацию интеграционных механизмов; передача унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность; ликвидация унитарных предприятий и учреждений; б) определение цели государства применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению, которое состоит в следующем: установление обязательных требований к представлению руководителями унитарных предприятий и учреждений в отраслевые республиканские органы исполнительной власти предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово - экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности унитарных предприятий и учреждений; установление отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти по согласованию с комитетом имущественных отношений Правительства Чеченской Республики обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных предложений, правил и порядка их оценки; установление отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти по согласованию с Министерством экономического развития Чеченской Республики требований к показателям деятельности унитарных предприятий, а также порядка их оценки; проведение отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти аттестации руководителей унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента. При этом в состав аттестационных комиссий в обязательном порядке включаются с правом решающего голоса представители местных органов, на территории которых находятся соответствующие унитарные предприятия; установление отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти по согласованию с комитетом имущественных отношений Правительства Чеченской Республики порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям предприятий (вплоть до расторжения контракта) за невыполнение установленных обязательных требований при подготовке предложений о способе достижения целей и задач управления унитарными предприятиями и несоответствие результатов деятельности предприятий утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям; утверждение государственным органом цели деятельности унитарного предприятия (учреждения), программы (плана, бизнес - плана) его деятельности, конкретизирующей способ достижения цели, что является основой взаимодействия между государством и руководителем (управляющим государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении). Невыполнение такой программы (плана, бизнес - плана) является основанием для привлечения к ответственности руководителя; в) установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес - плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес - плана); г) установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели государства, невыполнении программы (плана, бизнес-плана). При обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы (плана, бизнес-плана) могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации унитарного предприятия или учреждения, о приватизации государственного имущества, об изменении программы (плана, бизнес-плана). В противном случае отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти применяются меры ответственности к руководителям унитарных предприятий и учреждений. Назначение руководителя должно производиться на конкурсной основе. Конкурсные комиссии создаются при республиканских органах исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), с включением в их состав также представителей других республиканских органов исполнительной власти. В состав конкурсных комиссий в обязательном порядке включаются с правом решающего голоса представители местных органов, на территории которых находятся соответствующие унитарные предприятия и учреждения; д) ужесточение контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений, для чего необходимо: установить порядок утверждения уставов унитарных предприятий и учреждений, а также заключения контрактов с их руководителями отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти по согласованию с комитета имущественных отношений Правительства Чеченской Республики; осуществлять учет уставов унитарных предприятий и учреждений, а также контрактов с руководителями предприятий в комитете имущественных отношений Правительства Чеченской Республики в рамках ведения реестра республиканского имущества; Комитету имущественных отношений Правительства Чеченской Республики утвердить по согласованию с Территориальным Управлением Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Чеченской Республике примерный устав унитарного предприятия и примерный контракт с его руководителем, позволяющие в полном объеме осуществлять определенный настоящей Концепцией механизм взаимодействия с управляющим; провести проверки учредительных документов унитарных предприятий и привести их в соответствие с примерным уставом; привести организационно-правовую форму всех унитарных предприятий и учреждений в соответствие с требованиями законодательства; привести контракты с руководителями унитарных предприятий в соответствие с примерным контрактом; установить, что назначение на должность и освобождение от должности руководителей наиболее крупных унитарных предприятий, осуществляются в порядке, предусмотренном Правительством Чеченской Республики; создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово - экономическом состоянии унитарных предприятий и учреждений; отраслевым республиканским органам исполнительной власти устанавливать по согласованию с Министерством экономического развития Чеченской Республики основные экономические и иные качественные показатели работы унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности; отраслевым республиканским органам исполнительной власти проводить периодический анализ финансово - хозяйственной деятельности унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов; отраслевым республиканским органам исполнительной власти проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки унитарных предприятий с привлечением аудиторов из числа уполномоченных органами по управлению имуществом. На этапе согласования комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики уставов унитарных предприятий и контрактов, заключаемых с их руководителями, подлежит анализу: соответствие устава унитарного предприятия примерному уставу, в том числе в части порядка владения, распоряжения и пользования имуществом предприятия, перечисления в республиканский бюджет части прибыли предприятия, ежегодного утверждения основных экономических показателей деятельности предприятия и осуществления контроля за их выполнением, ежегодного проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с привлечением при необходимости независимых аудиторов; соответствие контракта с руководителем унитарного предприятия примерному контракту, в том числе в части компетенции и прав руководителя, обязанностей сторон, ответственности руководителя за результаты финансово-хозяйственной деятельности и стимулирования его эффективной работы, условий изменения и расторжения контракта; наличие в реестре объектов республиканской собственности имущества, закрепленного за унитарным предприятием. В случае несоответствия устава унитарного предприятия и контракта с его руководителем примерному уставу и примерному контракту комитетом имущественных отношений Правительства Чеченской Республики может быть отказано в их согласовании. В случае согласования комитетом имущественных отношений Правительства Чеченской Республики устава унитарного предприятия и контракта с его руководителем соответствующие данные заносятся в реестр объектов республиканской собственности; е) установление принципов определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в республиканский бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления. Практическая реализация изложенных подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы. Перечень нормативных правовых актов, которые предполагается принять, указан в приложении к настоящей Концепции. Контроль эффективности управления унитарными предприятиями и учреждениями Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам: поступление дополнительных доходов в республиканский бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий; снижение цен на определенные виды товаров и услуг; сокращение количества унитарных предприятий и учреждений, снижение расходов республиканского бюджета на их содержание, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий и учреждений. 3. Управление акциями, долями Чеченской Республики в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ Оценка состояния управления акциями (долями) В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 1995 г. N 478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации" в республиканской собственности должны закрепляться только акции акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для Чеченской Республики. Перечень таких акционерных обществ должен быть утвержден Постановлением Правительства Чеченской Республики. Деятельность по управлению акциями, находящимися в республиканской собственности, а также по осуществлению прав участника в хозяйственных товариществах и обществах регулируется следующим образом: а) Глава Администрации Чеченской Республики по представлению Правительства Чеченской Республики дает разрешение на передачу в залог, в доверительное управление, в уставные капиталы хозяйственных обществ и иное распоряжение (за исключением продажи) акциями, находящимися в республиканской собственности; б) Правительство Чеченской Республики принимает решения о продаже акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в республиканской собственности, об использовании в отношении указанных обществ специального права ("золотой акции"), определяет порядок назначения (избрания) представителей Чеченской Республики в органы управления и ревизионные комиссии открытых акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности или в отношении которых используется специальное право ("золотая акция"); в) Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики принимает решения о продаже акций, от имени Чеченской Республики осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, дает представителям Чеченской Республики в письменной форме директивы на голосование по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ, заключает контракты с физическими лицами, не являющимися государственными служащими, на представление интересов Чеченской Республики в акционерных обществах, организует учет акций, находящихся в республиканской собственности, и ведение соответствующего реестра; г) отраслевые республиканские органы исполнительной власти представляют в комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики кандидатуры для назначения представителей Чеченской Республики в органы управления акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности, а также предложения по голосованию представителей Чеченской Республики по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ, участвуют в принятии решений о закреплении акций, находящихся в республиканской собственности, их продаже и ином распоряжении этими акциями. Учитывая количество хозяйственных товариществ и обществ, в которых Чеченская Республика является участником (акционером), их значимость для национальной экономики, отраслевую специфику указанных организаций и ряд иных факторов, нельзя признать эффективной систему управления посредством института таких представителей по следующим причинам: а) существующий порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. В рамках данной системы управления невозможно применение таких мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей, которые могли бы существенно снизить риски государства; б) участие в качестве представителей Чеченской Республики в основном государственных служащих создает проблему качества управления в связи с несоответствием количества организаций, в которые государство назначает своими представителями государственных служащих, возможностям такой системы управления и ресурсам, выделяемым на управление. В то же время вознаграждение и возмещение затрат на управление доверительным управляющим или управляющим компаниям может быть поставлено в зависимость от достижения определенных финансовых результатов деятельности организации и производится за счет прибыли организации. Практика привлечения доверительных управляющих и управляющих компаний также в большей степени отвечает требованиям профессионального управления и обеспечения ответственности за его результаты. Однако практика привлечения доверительных управляющих в настоящее время неоднозначна; в) поскольку цели государства и его интересы, реализуемые посредством участия в хозяйственных товариществах и обществах, не всегда очевидны не только для управляющих, но и для государственных органов, их привлекающих, деятельность представителей Чеченской Республики и иных управляющих основывается на собственном понимании этих целей и интересов. Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями и закрепления в договорах с управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит, с одной стороны, к непоследовательности в деятельности управляющих, искажению их понимания государственных интересов, с другой - к отсутствию оснований для применения мер ответственности за неэффективность управления (указанные негативные последствия отчетливо проявляются в случае, когда представитель в акционерном обществе, решающем стратегические задачи, прилагает усилия к увеличению дивидендов от деятельности общества); г) отсутствует четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки управляющих, разработки способов достижения цели государства, а также отчетность управляющих, контроль за ними, обоснованные подходы к определению их полномочий; д) отсутствует порядок получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в хозяйственных товариществах и обществах, в которых участвует Чеченской Республики; е) отсутствует классификация хозяйственных товариществ и обществ, участником (акционером) которых является Чеченская Республика, исходя из размера доли в уставных капиталах этих организаций, обеспечивающей возможность влияния на принятие определенных решений органами управления этих организаций. Таким образом, не представляется возможным составить перечень тех хозяйственных товариществ и обществ, в которых цель государства не может быть достигнута усилиями управляющего вследствие незначительности влияния; ж) учредительные документы акционерных обществ должны соответствовать требованиям и интересам Чеченской Республики. Цели управления акциями (долями) Целями управления акциями (долями) являются: увеличение неналоговых доходов республиканского бюджета, создающее предпосылки для снижения государством налогов на результаты деятельности; обеспечение выполнения хозяйственными товариществами и обществами общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий), а также достижения иных целей, определенных в соответствии с настоящей Концепцией; стимулирование развития производства, улучшение финансово -экономических показателей деятельности хозяйственных товариществ и обществ, привлечение инвестиций; оптимизация управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных товариществ и обществ, в уставном капитале которых имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с управлением); осуществление институциональных преобразований в экономике (реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур). Механизм управления акциями (долями) Принципы и подходы к управлению акциями (долями), принадлежащими Чеченской Республики, аналогичны механизму, описанному в настоящей Концепции применительно к унитарным предприятиям и учреждениям. Наряду с построением взаимоотношений с управляющими необходима реализация системы управления республиканским имуществом, заключающейся в непосредственном принятии государственными органами решений о распоряжении акциями и имущественными правами, принятии решений об участии в хозяйственных товариществах и обществах. Применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных товариществах и обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способы достижения цели определяются государственными органами в исключительных случаях и только при назначении государственных служащих представителями в указанные организации. Предложения о способе достижения цели представляются управляющими и оцениваются на конкурсной основе. Утвержденные государственным органом предложения (программы деятельности управляющего) становятся неотъемлемой частью договора, заключаемого с управляющим и предусматривающего порядок отчетности, требования к отчетности, формы контроля, ответственность управляющего. Необходимо определить: пределы полномочий управляющих в зависимости от категории управляющих и характера объекта управления, порядок взаимодействия управляющих и государственных органов при принятии последними решений, выходящих за пределы полномочий управляющего; порядок получения информации о деятельности управляющих и состоянии дел соответствующих хозяйственных товариществ и обществ, ведения соответствующих баз данных, обработки информации; обязательные требования к форме и содержанию предложений о способе достижения целей государства (программы деятельности управляющего), отчетов управляющих, критерии оценки достижения результата управления деятельностью хозяйственных товариществ и обществ; порядок взаимодействия государственных органов при принятии управленческих решений о выборе (назначении) управляющих, а также решений, принимаемых по результатам отчетности управляющих, контроля за их деятельностью и оценки иной информации о состоянии дел соответствующих хозяйственных товариществ и обществ. При обосновании невозможности достижения цели государства или выполнения программы деятельности управляющего могут приниматься решения о прекращении участия Чеченской Республики в деятельности хозяйственного товарищества или общества, либо о распоряжении акциями (долями) иным образом (в том числе путем передачи акций в уставные капиталы холдингов, создания иных вертикально интегрированных структур), либо об изменении целей или программы деятельности управляющего. В противном случае к управляющим применяются меры воздействия. Ключевым элементом системы взаимоотношений с управляющими является принцип приоритета привлечения в качестве доверительных управляющих и управляющих компаний юридических лиц, имеющих в штате аттестованных специалистов, а также опыт соответствующей деятельности, безупречную деловую репутацию и предоставляющих надежное обеспечение выполнения своих обязательств в сфере управления. Назначение государственных служащих представителями в хозяйственные товарищества и общества производится при наличии обоснования такого назначения (экономия ресурсов по управлению, в целях безопасности). Цели и задачи управления акциями (долями), находящимися в республиканской собственности, предполагают осуществление следующих мероприятий: 1) классификация хозяйственных товариществ и обществ по количественным и качественным показателям. Целью классификации является определение основных групп находящихся в государственной собственности акций, долей Чеченской Республики, по отношению к которым необходимо применять различные механизмы управления. Хозяйственные товарищества и общества классифицируются: а) в зависимости от степени ликвидности акций, в том числе реализуемых с быстрым значительным поступлением средств в бюджет; продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет; реализация которых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, невозможна или экономически нецелесообразна; б) в зависимости от отраслевой принадлежности организаций; в) в зависимости от целей, которые преследует государство в деятельности хозяйственных товариществ и обществ, в том числе имеющих стратегическое значение для обеспечения определенных государственных задач, включенных в социальные программы, реализующих перспективные проекты, являющихся естественными монополиями; г) в зависимости от возможности влияния на деятельность хозяйственных товариществ и обществ, обусловленной количеством акций, размером долей (количеством голосов в органах управления организацией); д) в зависимости от финансового состояния организации, в которой участвует государство: имеющие стабильное финансовое состояние; с риском банкротства (имеется просроченная более 3 месяцев задолженность, имеется задолженность перед республиканским бюджетом и внебюджетными фондами или по заработной плате); в отношении которых возбуждено дело о банкротстве; е) в зависимости от численности работников и величины основных фондов организации; 2) осуществление общегосударственных функций при управлении акциями, закрепленными в республиканской собственности, в том числе: координация работы министерств и ведомств в процессе управления пакетами акций республиканским органом по управлению государственным имуществом; установление порядка и проведение аттестации специалистов в области управления хозяйственными товариществами и обществами; назначение представителей государства в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности, из числа специалистов отраслевых республиканских органов исполнительной власти, комитета имущественных отношений Правительства Чеченской Республики, а также органов исполнительной власти республики, на территории которых находятся открытые акционерные общества; обеспечение представления интересов Чеченской Республики в органах управления наиболее крупных акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, как правило, государственными служащими - сотрудниками комитета имущественных отношений Правительства Чеченской Республики, для которых выполнение указанных функций является основной деятельностью; выдача комитетом имущественных отношений Правительства Чеченской Республики письменных указаний для голосования представителям государства в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности, по согласованию с отраслевыми министерствами и ведомствами; направление в комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики и отраслевые министерства и ведомства не менее 10 процентов поступивших в республиканский бюджет дивидендов по акциям, находящимся в республиканской собственности, на финансирование расходов, связанных с управлением акциями. При этом до половины указанных средств направляются в отраслевые министерства и ведомства; установление порядка использования пакетов акций в качестве гарантий от имени Чеченской Республики с отнесением этих гарантий на государственный долг, обеспеченный имуществом, а не доходами республиканского бюджета; консолидация пакетов акций акционерных обществ, осуществляющих однородную деятельность или деятельность по достижению аналогичных целей; приобретение акций акционерных обществ для усиления государственного участия в этих обществах, если это необходимо для выполнения общереспубликанских задач и если для этого есть необходимые ресурсы; установление механизма сохранения размера пакета акций (доли участия государства в уставном капитале) при осуществлении дополнительных эмиссий; замена закрепленного в республиканской собственности пакета акций на специальное право ("золотую акцию"); принятие мер по пересмотру уставов хозяйственных товариществ и обществ для обеспечения интересов государства; 3) проведение мероприятий, направленных на увеличение неналоговых доходов применительно к акционерным обществам, функционирующим в высокодоходных отраслях экономики, производящим ликвидную продукцию, имеющим стабильное финансовое положение и не требующим значительных инвестиционных вложений, в том числе: передача акций в муниципальную собственность, на территории которого осуществляет свою основную деятельность акционерное общество, в зачет финансовых обязательств Чеченской Республики перед акционерами при условии представления им программы развития акционерного общества; покупка акций для формирования их в пакеты, последующая продажа которых обеспечит наибольший доход в бюджет; выпуск и реализация производных ценных бумаг, обеспеченных акциями; выпуск производных ценных бумаг, дающих право на приобретение акций через определенный срок, с одновременной передачей указанных акций в доверительное управление покупателю производных ценных бумаг; приватизация акций с осуществлением предпродажной подготовки и санации акционерных обществ перед продажей; в отношении товариществ и обществ с ограниченной ответственностью -выход из общества с получением действительной стоимости доли, определяемой из расчета чистых активов организации; 4) привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и поддержка отечественных товаропроизводителей, в том числе: использование акций, находящихся в республиканской собственности, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов; использование акций для привлечения инвестиций в вертикально интегрированные структуры (в качестве обеспечения выступают акции, внесенные в уставный капитал интегрированной структуры); привлечение эффективного собственника, приобретающего акции в процессе приватизации с условием инвестирования в предприятие; повышение инвестиционной привлекательности предприятий для отечественных и иностранных инвесторов за счет сокращения доли участия государства в уставном капитале; приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и последующая продажа или передача в доверительное управление этих акций; 5) оптимизация управленческих затрат, в том числе: сокращение количества находящихся в республиканской собственности пакетов акций до уровня, позволяющего реализовать регулирующую и контролирующую функции государства. Сокращение может осуществляться не только путем продажи акций, но и путем их консолидации в вертикально интегрированных структурах для оптимизации управления однородными с точки зрения технологии или рынка сбыта компаниями, передачи управления с республиканского на региональный (муниципальный) уровень. Отчуждение акций (долей) производится в тех случаях, когда цель, преследуемая государством при осуществлении деятельности хозяйственного товарищества или общества, может быть достигнута иным, кроме участия, способом; внесение в уставный капитал компании, создаваемой по типу "портфельных фондов", мелких пакетов акций, решение о продаже которых было принято, но продажа не состоялась, и пакетов акций, продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет. Такая компания получит право самостоятельно распоряжаться своими активами, определять порядок и сроки продажи акций, цены на них. Необходима разработка механизма контроля за деятельностью компании (наблюдательный совет, попечительский совет); продажа мелких неликвидных пакетов акций с последующим их выкупом при необходимости акционерным обществом по рыночной стоимости, определяемой в соответствии с Федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; продажа мелких неликвидных пакетов акций работникам по номинальной стоимости в случае невозможности реализации этих пакетов на аукционе; 6) осуществление институциональных преобразований в экономике. Институциональные преобразования в экономике должны быть направлены на постепенное вытеснение неэффективных собственников за счет механизма купли - продажи акций, на формирование вертикально интегрированных структур. Предлагается содействовать принятию решений о реорганизации или банкротстве организаций, имеющих значительную задолженность перед республиканским бюджетом, по инициативе собственников, с тем чтобы капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь образованных в результате реорганизации "чистых" эффективных компаний. Большинство крупных промышленных акционерных обществ имеют громоздкую структуру, используемую для производства разных видов продукции. В отношении таких обществ должна осуществляться реструктуризация с выделением имущественного комплекса, необходимого государству для решения общегосударственных задач, с созданием на базе этого имущественного комплекса 100-процентного государственного акционерного общества и продажей остального имущества для развития нового производства либо проводиться диверсификация производства, обеспечивающая повышение эффективности функционирования указанного общества. Помимо этого целесообразно осуществлять приобретение и последующую продажу акций за счет внесения земельных участков в уставный капитал акционерных обществ. Совершенствование правовой базы, регулирующей отношения в области управления акциями, находящимися в республиканской собственности, а также долями Чеченской Республики должно осуществляться путем разработки и принятия нормативных правовых актов, указанных в приложении к настоящей Концепции. Контроль эффективности управления акциями (долями) Осуществление контроля за эффективностью управления связано с оценкой: динамики увеличения доходов от управления находящимися в республиканской собственности акциями; сокращения количества закрепленных в республиканской собственности пакетов акций; функционирования механизма учета и контроля за деятельностью организаций, в которых государство участвует, а также отчетности и контроля управляющих; полноты реестра пакетов акций; результатов сокращения числа мелких неликвидных пакетов акций, находящихся в республиканской собственности. 4. Управление республиканской недвижимостью Оценка состояния управления объектами недвижимости Существующая система управления недвижимостью в Чеченской Республики нуждается в совершенствовании с учетом того, что: не сформирован полный реестр государственной недвижимости, что не позволяет провести четкое разграничение собственности и не дает возможности осуществить контроль реальных денежных потоков, провести достоверный анализ эффективности использования недвижимости, составить прогноз поступления средств в республиканский бюджет; отсутствует система рыночной оценки объектов, а также четкое определение прав пользования недвижимостью, что приводит (особенно в условиях инфляции) к постоянному занижению стоимости имущества, недополучению рентных платежей, порождает коррупцию, так как, являясь самым крупным собственником недвижимости, государство сдает имущество в аренду по ставкам значительно ниже рыночных; полномочия государства как собственника недвижимости осуществляются разными республиканскими органами государственной власти, деятельность которых часто невзаимоувязана; права государства на принадлежащие ему объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими; слабо используется многовариантный и индивидуальный подход к использованию недвижимости; большое количество объектов незавершенного строительства не вовлечено в оборот и утрачивает инвестиционную привлекательность; распоряжение республиканскими землями осуществляют органы местного самоуправления. Пользователю республиканской недвижимости приходится заключать два не связанных между собой договора, что противоречит мировой практике; развитие земельного законодательства отстает от развития иных отраслей законодательства, регулирующих оборот недвижимости, что приводит к нестыковке режимов правового использования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений при объективной связанности их в единый объект хозяйствования. Таким образом, несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что является основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом. Цели и задачи управления объектами недвижимости Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей: максимально возможное повышение доходности объектов республиканской недвижимости; наиболее эффективное выполнение государством своих социальных функций в процессе использования республиканской недвижимости; стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости; исключение возможности для коррупции в процессе управления недвижимостью; вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства. Для достижения указанных целей необходимо: а) сформировать полный реестр государственной недвижимости (баланс недвижимости), содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства; б) четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов власти, участвующих в процессе управления недвижимостью; в) сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения); г) установить, в каких случаях и на каком праве должны предоставляться земельные участки. При этом коммерческим организациям земельные участки должны предоставляться в собственность или на условиях аренды в целях повышения доходов бюджета от использования земли и стимулирования организаций в целях оптимизации размеров занимаемых ими земельных участков. Земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования должны предоставляться только организациям, финансируемым из бюджета, и гражданам на праве пожизненного наследуемого владения для использования в некоммерческих целях; д) обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости, выровнять ставки арендной платы, взимаемой за использование государственной недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке; е) создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать различные способы распоряжения республиканским имуществом (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал); ж) создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе путем предоставления на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства; з) урегулировать вопросы приобретения государством объектов недвижимости, в том числе определив цели, для достижения которых осуществляется приобретение указанных объектов; и) установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Определить правовые возможности изъятия имущества у унитарных предприятий (например, в случае неправомерного распоряжения недвижимостью); к) выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственных учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение), изъять указанное имущество; л) использовать для эффективного управления недвижимостью механизм возмещения расходов на управление недвижимостью (в том числе на инвентаризацию и оценку), аналогичный гражданско-правовому, поскольку государство при использовании своей недвижимости участвует в гражданском обороте наравне с другими его участниками. Определить норматив отчисления средств органам по управлению недвижимостью с последующим зачетом их в счет финансирования из бюджета; м) изменить существующий механизм продажи недвижимости, так как он допускает приобретение объектов по низким ценам. Право на приобретение недвижимости подобным образом принадлежит ограниченному кругу лиц в соответствии с законодательством о приватизации. Указанное право должно быть сохранено, но на ограниченный срок. Цена продажи должна определяться на основании рыночной оценки; н) установить единый порядок принятия решений об использовании республиканской недвижимости (прежде всего в отношении сдаваемых в аренду объектов), обеспечивающий оперативность принятия решений; о) обеспечить профессиональную подготовку государственных служащих, осуществляющих управление республиканской недвижимостью. Механизм управления объектами недвижимости Достижение целей управления объектами недвижимости возможно при сосредоточении функций распоряжения этими объектами в одном ведомстве. Основным объектом управления становится комплексный объект, состоящий из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, сооружений (или их частей). Первым шагом должна стать сплошная инвентаризация объектов недвижимости, результатом которой станет получение информации, позволяющей оперативно провести рыночную оценку объектов недвижимости на основе учета их основных характеристик и использования методов статистической обработки информации о рыночных стоимостных характеристиках реальных объектов недвижимости. С учетом данных реестра государственной собственности государство должно регистрировать свои права на проинвентаризированные и оцененные объекты недвижимости. Следующим шагом должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны основываться на следующих принципах: безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе; использование высокодоходной недвижимости в коммерческих целях; запрет на предоставление объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, сложившихся в регионе; сокращение льгот при использовании объектов недвижимости; прозрачность действий по предоставлению в пользование объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии 2 и более заявителей необходимо предоставлять в пользование объекты путем проведения торгов; упрощение процедуры оформления прав пользования объектами недвижимого имущества и сокращение ее сроков. Арендаторам, вносящим арендную плату за пользование объектом по рыночной стоимости и выполняющим все условия договора, заключенного в установленном порядке, может разрешаться субаренда с соблюдением уведомительного порядка; продажа объектов незавершенного строительства на инвестиционных условиях исходя из их рыночной стоимости. Объекты, не имеющие рыночной стоимости, могут предоставляться инвесторам в безвозмездное пользование под соответствующие государственным интересам инвестиционные проекты. Изложенные принципы должны быть реализованы в нормативных актах, указанных в приложении к настоящей Концепции. Контроль эффективности управления объектами недвижимости Контроль за достижением целей управления может осуществляться по следующим направлениям: увеличение доходов бюджета от использования государственного имущества; своевременная разработка и принятие соответствующей нормативной правовой базы; сближение ставок за аренду государственного имущества и рыночных ставок арендной платы; обеспечение полноты реестра объектов недвижимого имущества. II. Приватизация государственного имущества 1. Цели, задачи и принципы государственной политики приватизации Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с настоящей Концепцией является кардинальное повышение эффективности функционирования предприятий и народно - хозяйственного комплекса республики. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе республиканской экономики; вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов республиканской собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшение расходов республиканского бюджета на управление государственным имуществом; привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять; создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией республиканского рынка и ее продвижение на российский и мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности; формирование более эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе экономики; создать республиканский фондовый рынок; рациональное пополнение доходной части бюджета; Настоящая Концепция основывается на следующих основных принципах: а) решение о целесообразности приватизации государственного имущества разрабатывают органы по управлению государственным имуществом совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти с позиций повышения эффективности его использования. Окончательное решение о приватизации каждого предприятия, производящего продукцию (товары, услуги), принимает Правительство Чеченской Республики на основе Федерального закона "О государственной программе приватизации". В необходимых случаях государство должно сохранять свое участие в управлении предприятиями путем закрепления акций либо путем использования специального права ("золотой акции"); б) способ приватизации каждого объекта государственной собственности определяется органом по управлению государственным имуществом на основании анализа предложений управляющих компаний, оценщиков, аудиторов, финансовых и юридических консультантов; в) нормативная правовая база, режим и методы регулирования процессов приватизации должны быть едины на всей территории Российской Федерации и Чеченской Республики. 2. Основные меры по реализации государственной политики приватизации Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели государственной политики в области приватизации, должны стать: 1) дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности. Высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятий, и размером средств, поступающих в республиканский бюджет от продажи предприятий, с учетом их реальной ценовой оценки. Приватизация низколиквидных предприятий осуществляется в основном путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач). Продажа низколиквидных предприятий таким собственникам может осуществляться по минимальной цене при условии тщательного анализа представленного бизнес - плана и реализации мер контроля за системой показателей деятельности приватизированного предприятия; 2) расширение инструментария приватизации: а) купля - продажа акций на биржевом и внебиржевом рынках в целях оптимизации участия государства в хозяйственных товариществах и обществах; б) продажа государственного имущества по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся. Цена этого имущества при проведении прямой продажи должна быть определена исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком; в) продажа государственного имущества с рассрочкой оплаты под гарантии банков; 3) принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства; 4) ориентация на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии этих интересов интересам государства; 5) обязательный учет российского и мирового опыта приватизации, в том числе по предпродажной подготовке предприятий с привлечением финансового консультанта, аудитора, оценщика, юридического консультанта, консультанта по менеджменту; 6) сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства при приватизации. Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения республики рынка товарами и услугами товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего народно - хозяйственного комплекса; 7) усиление социальной направленности приватизации. Способы, методы и инструментарий приватизации должны обеспечивать равные права и возможности для всех слоев российского общества, включая социально не защищенные слои населения. При принятии решений о приватизации государственного имущества необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых предприятий и территорий, охраны окружающей среды и здоровья граждан. Необходимо шире практиковать приватизацию государственного имущества путем проведения коммерческих конкурсов с социальными условиями. 3. Методы реализации государственной политики в области приватизации Методы реализации государственной политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида государственного имущества. В отношении унитарных предприятий необходимо: а) определить их оптимальное количество, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно - правовых форм; б) установить соответствующее распределение средств между бюджетом и унитарным предприятием при продаже государственного имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения; в) провести в сжатые сроки приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для государственных нужд, преимущественно, в целях создания новых производств, а также изъять неиспользуемое оборудование. Продажа указанных объектов осуществляется по минимальной цене при условии принятия новым собственником обязательств в соответствии с разрабатываемой системой контролируемых показателей; г) определить целесообразность создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на основе доверительного управления. При создании таких структур необходимо следить за соблюдением антимонопольного законодательства; д) содействовать скорейшему принятию закона, регламентирующего деятельность государственных унитарных предприятий. При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемого предприятия. В отношении пакетов акций, находящихся в государственной собственности, необходимо: проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на значительные поступления средств в бюджет, привлекая в обязательном порядке финансовых консультантов, вознаграждение которых должно зависеть от величины полученных при приватизации средств; приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи по минимальной цене при условиях принятия новым собственником инвестиционных и (или) социальных обязательств (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач и др.) и проведения предварительного независимого анализа бизнес - плана претендента; проводить в целях повышения эффективности продажи акций, находящихся в государственной собственности, широкомасштабные маркетинговые исследования для выявления потенциального спроса на них. Размеры пакетов акций, способы и сроки их приватизации определяются с ориентацией на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии их интересам государства; при приватизации акций способами, предусматривающими инвестиционные вложения, ориентироваться прежде всего на отрасли, дающие быструю отдачу и являющиеся "локомотивными". Планируемые к реализации инвестиционные программы должны быть сжаты во времени до технологически приемлемого уровня; в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся - проведение прямой продажи акций по результатам переговоров с инвестором. При этом цена объекта должна быть не ниже его стартовой цены на несостоявшемся аукционе; осуществлять выпуски ценных бумаг, размещаемых как на отечественном, так и на международных фондовых рынках и обеспечивающих их владельцам отсроченное право на приобретение акций, находящихся в государственной собственности. В случае если в государственной собственности находятся пакеты акций размером менее 25 процентов, предусматриваются следующие меры: внесение акций в уставный капитал другого акционерного общества по рыночной стоимости; увеличение государственного пакета акций до уровня не ниже блокирующего за счет внесения по рыночной стоимости государственного имущества в уставный капитал общества или приобретения акций этого общества на вторичном рынке с последующей продажей пакета акций стратегическому инвестору; передача государственного пакета акций эмитенту либо муниципальному образованию в счет бюджетного финансирования, обуславливая это погашением и в дальнейшем отсутствием задолженности по заработной плате, по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и по другим параметрам; продажа государственного пакета акций по льготной цене работникам предприятий, в том числе в процессе создания народных предприятий. В отношении земли и федеральной недвижимости необходимо: осуществить законодательное урегулирование вопросов создания единых имущественных комплексов, состоящих из земельного участка и расположенных на нем зданий, сооружений и элементов производственной инфраструктуры; обеспечить организационные условия для приватизации объектом недвижимости, включая предприятия, вместе с земельными участками, а также возможность внесения земельных участков в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ при приватизации. Результатом этого должно стать повышение курсовой стоимости акций предприятий и, как следствие, возможность привлечения инвестиций в целях перспективного развития предприятий; провести там, где это целесообразно, приватизацию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества унитарных предприятий и учреждений; осуществить передачу объектов недвижимости, находящихся в республиканской собственности, в собственность муниципальных образований за счет бюджетного финансирования и погашения задолженности республиканского бюджета перед бюджетами муниципальным образованиям; привлекать инвесторов к участию в деятельности по сохранению памятников истории и культуры, осуществляя при этом контроль со стороны государства за сохранностью, реставрацией и реконструкцией при использовании указанных объектов. В отношении собственности за пределами Чеченской Республики необходимо: обеспечить подтверждение прав собственности Чеченской Республики на объекты, находящиеся на территории других субъектов Российской Федерации и иностранных государств; выявить и обеспечить доказательство прав собственности на имущество Чеченской Республики; осуществлять постоянный мониторинг состава и состояния недвижимости и ее использования учреждениями других субъектов Российской Федерации и по его результатам проводить перераспределение площадей в целях их более эффективного использования; провести маркетинговые исследования и выработать рекомендации по использованию имущества за пределами Чеченской Республики с учетом специфики субъекта, в которой это имущество находится, и перспектив создания коммерческих структур, способных обеспечить в будущем значительные бюджетные поступления от использования этой собственности. 4. Государственный контроль за ходом проведения приватизации и постприватизационным развитием предприятий Целью государственного контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования государственного имущества, безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки. Предусматриваются следующие этапы государственного контроля: а) подготовка государственного имущества к приватизации; б) непосредственная реализация приватизационных процедур; в) выполнение новым собственником взятых обязательств. Государственный контроль на этапе подготовки государственного имущества к приватизации должен включать в себя: контроль конкурсной процедуры выбора финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества; поэтапный контроль за действиями финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества при выполнении ими процедур, связанных с приватизацией государственного имущества; контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации государственного имущества (размер отчуждаемых пакетов акций, способ и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества), контроль за обязательным учетом потенциального спроса на приватизируемое имущество. Государственный контроль на этапе непосредственной реализации приватизационных процедур должен предусматривать: анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже государственного имущества (деловая репутация, продолжительность деятельности, сведения об источниках средств, используемых при оплате); анализ бизнес - планов по выполнению инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по условиям коммерческих конкурсов (возможность рёализации принимаемых обязательств в установленные сроки, достаточность собственных средств для их реализации, обеспеченность бизнес - планов необходимыми ресурсами). Государственный контроль на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств должен включать в себя: разработку системы показателей постприватизационного развития предприятий с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов; контроль за обязательным соблюдением системы показателей постприватизационного развития предприятий. Постприватизационный контроль государства должен сопровождаться постприватизационной поддержкой предприятий. Такая поддержка может включать в себя: консалтинговое сопровождение предприятий на льготных условиях, включая инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг; организационную поддержку, оказываемую предприятиям при освоении новой продукции и занятии новых ниш на соответствующем рынке; государственную поддержку квалифицированными кадрами. 5. Информационное обеспечение приватизации государственного имущества Ключевыми задачами информационного обеспечения приватизации являются повышение уровня полноты и достоверности информации о приватизируемом государственном имуществе в целях достижения прозрачности происходящих процессов, а также создания условий для контроля государства и принятия эффективных решений в отношении государственной собственности. Для решения указанных задач необходимо: создать реестр республиканского имущества с систематизированными данными о всех элементах государственной собственности (унитарные предприятия, пакеты акций, находящиеся в государственной собственности, земля и собственность Чеченской Республики, находящаяся за пределами Чеченской Республики для контроля за состоянием этого имущества и оптимизации принятия решений по его использованию с учетом интересов республики. При создании и ведении указанного реестра необходимо предусмотреть разработку единой системы показателей учета, контроля и анализа государственного имущества, разработку правил и процедур обновления данных, системы разграничения доступа к информации различных категорий ее потребителей, реализацию мер ответственности за предоставление недостоверной информации и др.; завершить формирование системы информационного обеспечения деятельности комитета имущественных отношений Правительства Чеченской Республики, обеспечивающей получение, учет, хранение, обработку и выдачу данных об операциях с объектами государственной собственности, а также информации, необходимой для проведения предпродажной подготовки приватизируемых предприятий, оценки их стоимости. Заключение Значение Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления государством полномочий собственника государственного имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов государства в государственном секторе экономики. Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в республике и осуществления важнейших функций государства -развивающей и стимулирующей - в отношении национальной экономики. Полная инвентаризация государственного имущества в Чеченской Республики, вовлечение .его в гражданский оборот позволят сформировать баланс имущества Чеченской Республики, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования. Инвентаризация и классификация государственного имущества, осуществление мероприятий по повышению его ликвидности позволят эффективно использовать указанное имущество в качестве обеспечения при привлечении инвестиционных ресурсов. Переход от массовой приватизации к использованию индивидуального подхода при принятии решений о приватизации государственного имущества повысит его оборотоспособность, позволит республике стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру принадлежащих ему активов. Увеличение доходов (рентных платежей и иных неналоговых поступлений) от более эффективного использования государственного имущества и оптимизация расходов на управление им в интересах осуществления развивающей функции государства дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в национальную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества. Инструментом реинвестирования является использование в рамках бюджетного процесса Бюджета развития Чеченской Республики. Осуществление всего комплекса мероприятий, предусмотренных Концепцией, должно сопровождаться совершенствованием механизма образования и использования Бюджета развития Чеченской Республики. Следующим необходимым шагом в использовании потенциала Концепции должно стать совершенствование оценки и отбора инвестиционных проектов (программ), которые финансируются за счет средств Бюджета развития Чеченской Республики или под реализацию которых предоставляются государственные гарантии. Необходимо отдельно рассмотреть вопрос банкротства предприятий в рамках системы управления государственным имуществом. На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на фискальную составляющую этих процедур, то есть на скорейшее взыскание задолженности, не дает реальных результатов. Это является основной отличительной особенностью банкротства предприятий в Чеченской Республики. В то же время грамотное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что приводит в будущем к стабильному поступлению налогов, нормальной работе производства, увеличению числа рабочих мест и привлечению инвестиций. Именно при процедурах банкротства предприятий происходит высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства, создания новых структурных элементов производства. Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно-имущественный, чем фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия государства. Исходя из изложенного участие государства как кредитора в процедурах банкротства должно быть направлено на осуществление реструктуризации предприятий, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности предприятий в ущерб фискальным краткосрочным интересам. Это возможно осуществить путем капитализации долга государству, конвертации его в акции обществ и реализации их для решения обозначенных задач. Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы Чеченской Республики, которым должны служить результаты процесса превращения республики в эффективного собственника. ПРИЛОЖЕНИЕ к Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Чеченской Республике ПЛАН подготовки нормативных правовых актов по вопросам реализации концепции управления государственным имуществом и приватизации в Чеченской Республике Содержание вопроса Орган,принимающий нормативный акт Срок подготовки Ответственные исполнители I. В сфере управления государственными предприятиями и учреждениями 1. 0 создании информационного реестра показателей экономической эффективности деятельности республиканских государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности Правительство Чеченской Республики ноябрь 2003г Министерство экономического развития Чеченской Республики Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики республиканские органы исполнительной власти 2. О реорганизации республиканских государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения Правительство Чеченской Республики октябрь 2003 г. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Министерство финансов Чеченской Республики Министерство экономического развития Чеченской Республики Министерство топлива и энергетики Чеченской Республики Управление Минюста РФ по ЧР Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики 3. Об усилении контроля за деятельностью республиканских государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в республиканских собственности акциями открытых акционерных обществ Правительство Чеченской Республики октябрь 2003 г. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Министерство экономического развития Чеченской Республики Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики Управление Минюста РФ по ЧР 4. О проведении аудита республиканских государственных унитарных предприятий Чеченской Республики Правительство Чеченской Республики ноябрь 2003г Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Министерство экономического развития Чеченской Республики Министерство финансов Чеченской Республики Управление Минюста РФ по ЧР Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики 5. О передаче республиканских государственных унитарных предприятий в муниципальную собственность Правительство Чеченской Республики октябрь 2004 г. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики 6.0 порядке назначения и аттестации руководителей республиканских государственных унитарных предприятий Правительство Чеченской Республики ноябрь 2002 г. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Министерство труда и социальной защиты населения ЧР Министерство финансов ЧР Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики Управление Минюста РФ по ЧР 7. О порядке отчетности республиканских государственных унитарных предприятий Правительство Чеченской Республики октябрь 2002 г. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Министерство экономического развития Чеченской Республики Министерство труда и социальной защиты населения ЧР Министерство финансов ЧР Управление Минюста РФ по ЧР 8. О перечне и методике определения основных экономических показателей эффективности деятельности республиканских государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности Минэкономики ЧР Комитет имущественных Отношений Правительства Чеченской Республики ноябрь 2002г Министерство экономического развития Чеченской Республики Министерство финансов ЧР Управ. МНС России по ЧР Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики 9. О примерном техническом задании на проведение аудиторской проверки республиканского государственного унитарного предприятия Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики декабрь 2003 г. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики 10. О проведении совместных мер по контролю за поступлением в республиканский бюджет доходов от использования имущества, находящегося в республиканской собственности Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики и Управление МНС России по ЧР декабрь 2002 г. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики и Управление .МНС России по ЧР 11. О порядке создания холдинговых компаний и иных вертикально интегрированных структур с участием республики Глава Администрации Чеченской Республики ноябрь 2002г Министерство экономического развития Чеченской Республики Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Управление Минюста России по ЧР 12. О передачи в доверительное управление акций, находящихся в республиканской собственности Глава Администрации Чеченской Республики ноябрь 2003г Министерство экономического развития Чеченской Республики Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Управление Минюста России по ЧР Министерство финансов ЧР 13. О порядке избрания, назначения и деятельности представителей Чеченской Республики в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности, а также в отношении, которых принято решение об использовании специального права (золотой акции) Правительство Чеченской Республики декабрь 2003 г. Министерство экономического развития Чеченской Республики УКС Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Территориальное___________ Управление Министерства по налогам и сборам России по Чеченской Республике Министерство финансов ЧР Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики 14. О порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество, наводящееся в республиканской собственности Правительство Чеченской Республики январь 2003 г. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Территориальное Управление Министерства по налогам и сборам России по ЧР Государственный комитет Чеченской Республике по земельной политике УКС 15. О проведении инвентаризации объектов незавершенного строительства, находящихся в республиканской собственности, и порядке их дальнейшего использования Правительство Чеченской Республики январь 2003 г. УКС Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Управление Минюста России по ЧР Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики 16. О порядке страхования объектов недвижимости, находящихся в республиканской собственности Правительство Чеченской Республики декабрь 2003 г. УКС Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Управление Минюста России по ЧР Министерство финансов ЧР 17. О порядке передачи объектов недвижимости, находящихся в республиканской собственности, в муниципальную собственность Чеченской Республики Правительство Чеченской Республики декабрь 2004 г. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Государственный комитет Чеченской Республике по земельной политике УКС Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики 18. О порядке выпуска и размещения ценных бумаг, обеспеченных находящимися в республиканской собственности объектами недвижимости Правительство Чеченской Республики ноябрь 2004 г. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Государственный комитет Чеченской Республике по земельной политике УКС Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики Министерство финансов ЧР Управление Минюста России по ЧР ФКЦБ России 19. О порядке передачи в доверительное управление находящихся в республиканской собственности объектами недвижимости Правительство Чеченской Республики ноябрь 2003г. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики Министерство финансов ЧР Управление Минюста России по ЧР 20. О порядке привлечения оценщиков для оценки объектов недвижимости находящихся в республиканской собственности Комитет Имущественных отношений Правительства Чеченской Республики декабрь 2003 г. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики УКС 21. 0 примерном техническом задании на проведение оценки объектов недвижимости находящихся в республиканской собственности Комитет Имущественных отношений Правительства Чеченской Республики ноябрь 2003г. Комитет имущественных отношений Правительства Чеченской Республики УКС Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|