Расширенный поиск

Постановление Правительства Чеченской Республики от 04.03.2013 № 43

 



                 ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 04.03.2013               г. Грозный                         N 43


        Об утверждении Стратегии действий в интересах детей
               Чеченской Республики на 2013-2017 годы

    Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от  1  июня
2012 года N 761  "О Национальной  стратегии  действий  в  интересах
детей на 2012-2017 годы", в целях реализации в Чеченской Республике
политики  по  улучшению  положения  детей  Правительство  Чеченской
Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
    1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в  интересах  детей
Чеченской Республики на 2013-2017 годы (далее - Стратегия).
    2. Органам   исполнительной   власти    Чеченской    Республики
организовать работу по реализации Стратегии.
    3. Полномочия    по    координации     деятельности     органов
исполнительной власти Чеченской Республики по реализации  Стратегии
возложить на Министерство образования и науки Чеченской Республики.
    4. Рекомендовать органам местного самоуправления  муниципальных
районов и городских округов Чеченской Республики  руководствоваться
положениями Стратегии при осуществлении деятельности,  направленной
на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.
    5. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возложить
на заместителя Председателя Правительства Чеченской  Республики  Х.
З. Дулаеву.
    6. Настоящее постановление вступает в силу по истечении  десяти
дней со дня его официального опубликования.


Председатель Правительства
Чеченской Республики                             Р.С-Х. Эдельгериев


                                       УТВЕРЖДЕНА
                                       постановлением Правительства
                                       Чеченской Республики
                                       от 04.03.2013 N 43


                             СТРАТЕГИЯ

 действий в интересах детей Чеченской Республики на 2013-2017 годы

                            1. ВВЕДЕНИЕ

    Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право  на
особую  заботу   и   помощь.   Конституция   Российской   Федерации
гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства.
Подписав Конвенцию о правах ребенка и  иные  международные  акты  в
сфере  обеспечения  прав  детей,  Российская   Федерация   выразила
приверженность   участию   в   усилиях   мирового   сообщества   по
формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
    В Российской Федерации Национальный план действий  в  интересах
детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года.  В
рамках очередного этапа  социально-экономического  развития  страны
актуальным является реализация Национальной  стратегии  действий  в
интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной  Указом  Президента
Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761.
    Стратегия действий в интересах детей  Чеченской  Республики  на
2013-2017 годы (далее - Стратегия) разработана во исполнение пункта
4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012  года  N 761
"О Национальной стратегии действий в интересах детей  на  2012-2017
годы".
    Главная  цель  Стратегии  -  реализация  основных   направлений
государственной политики в сфере детства.
    Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из
основных приоритетных  направлений  социальной  политики  Чеченской
Республики. Разработаны проекты  нормативных  правовых  документов,
предусматривающих новые меры социальной поддержки  семей  с  детьми
(региональный материнский капитал, компенсационная  выплата  взамен
на предоставление земельных участков семьям, имеющим трех  и  более
детей). Решение проблем  детства  и  пути  их  решения  нашли  свое
отражение в реализации межведомственных  планов,  сформированных  в
Чеченской   Республике   при   отработке   направлений    Концепции
долгосрочного    социально-экономического    развития    Российской
Федерации  на  период  до  2020  года,  Концепции   демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года.
    Инструментом практического  решения  многих  вопросов  в  сфере
детства  стало  участие  республики   в   реализации   приоритетных
национальных проектов  "Здоровье"  и  "Образование".  В  республике
учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка  в  Чеченской
Республике  в  аппарате  Уполномоченного  по  правам   человека   в
Чеченской  Республике.  Республика  приняла  активное   участие   в
широкомасштабной  общенациональной   информационной   кампании   по
противодействию жестокому обращению с детьми. В республике с ноября
2010 года работает детский телефон доверия с единым  общероссийским
номером.  В  2012  году  республика  приняла  активное  участие  во
Всероссийской  акции  "Добровольцы  -   детям",   направленной   на
всестороннюю поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов.  Одним
из  приоритетных   направлений   социальной   политики   Российской
Федерации, реализуемой в Чеченской Республике, является организация
отдыха, оздоровления  и  занятости  детей,  находящихся  в  трудной
жизненной ситуации. В результате принятых мер наметились позитивные
тенденции увеличения рождаемости  и  снижения  детской  смертности,
улучшения  социально-экономического  положения  семей   с   детьми,
повышения доступности образования и медицинской помощи  для  детей,
увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения
родителей.
    Вместе с тем  проблемы,  связанные  с  созданием  комфортной  и
доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют  свою  остроту  и
далеки  от  окончательного  решения.  У  значительной  части  детей
дошкольного   возраста   и   обучающихся   в    общеобразовательных
учреждениях обнаруживаются различные заболевания  и  функциональные
отклонения. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от
полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей  и  дети
безработных родителей.
    Более 50% детей, проживающих в  республике,  имеют  ослабленное
здоровье и состоят на диспансерном учете. Одной из причин ухудшения
здоровья   -    недостаточная    эффективность    профилактических,
коррекционных,  спортивных  и  физкультурно-массовых   мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Масштабы  и
острота существующих проблем в сфере детства  настоятельно  требуют
от органов  государственной  власти  республики,  органов  местного
самоуправления, гражданского общества принятия неотложных  мер  для
улучшения положения детей и их защиты.
    Используемый программно-целевой метод  обеспечивает  достаточно
высокий уровень межведомственной координации, является  действенным
инструментом реализации мер по улучшению положения детей и семей  с
детьми.
    В период 2010-2011 гг. реализовывались следующие программы:
    1) республиканская целевая программа "Право ребенка на семью на
2010-2011   годы",   утвержденная   постановлением    Правительства
Чеченской Республики от  27  апреля  2010  года  N 65,  мероприятия
которой были направлены на  проведение  профилактической  работы  с
семьями для предупреждения их социального неблагополучия; повышение
эффективности государственной системы поддержки детей,  находящихся
в особо  сложных  обстоятельствах,  в  том  числе  детей-инвалидов,
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей;  создание
условий для активного включения детей в  социально-экономическую  и
культурную  жизнь  общества;  улучшение   комплексных   показателей
здоровья и развития детей, снижение уровня сиротства;
    2) республиканская      целевая      программа      "Социально-
реабилитационный комплекс Чеченской  Республики  "Защитим  детей  и
детство"   на   2010-2012   годы",   утвержденная    постановлением
Правительства Чеченской Республики от 20 октября 2009  года  N 195,
направлена на формирование механизма  защиты  детей  от  насилия  и
жестокого обращения с ними  в  масштабе  республики;  своевременное
выявление случаев насилия над  детьми  в  Чеченской  Республике  (в
семьях, социальных учреждениях,  школах,  на  улице);  реабилитация
детей, уже подвергшихся насилию с использованием современных форм и
методов (в том числе  арт-терапии,  музыкотерапии,  трудотерапии  и
т.п.);
    3) республиканская     целевая     программа      "Профилактика
безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних"  на  2009-2012
годы,   утвержденная   постановлением    Правительства    Чеченской
Республики от 6 августа 2008 года N 158, предусматривает социально-
психологическую  реабилитацию   несовершеннолетних   с   девиантным
поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся  без
попечения родителей, снятие психологического  стресса,  обеспечение
духовного и культурного роста,  получение  образования,  приобщение
несовершеннолетних к занятиям спортом, организация досуга детей  из
кризисных семей в выходные и каникулярные  дни  и  оздоровительного
отдыха в летнее время.
    В  соответствии  с   постановлением   Правительства   Чеченской
Республики от 24 февраля 2010 года  N 23  "О назначении  и  выплате
ежемесячного пособия на ребенка, одновременно родившегося в составе
трех и более детей  в  Чеченской  Республике"  дети,  родившиеся  в
составе тройни, четверни ежемесячно получают дополнительное пособие
в размере 1000 рублей на каждого.
    Несмотря на комплекс проводимых мероприятий  количество  семей,
входящих в группу социального риска, нуждающиеся в срочной помощи в
кризисных ситуациях,  а  также  экстренной  психологической  помощи
остается высоким. Поэтому решение первоочередных  проблем  семей  с
детьми   осуществляется   на    основе    взаимодействия    органов
государственной   власти   республики,   территориальных    органов
федеральных  органов  исполнительной   власти,   органов   местного
самоуправления, общественных объединений.

                1. Основные проблемы в сфере детства

    Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения  и
защиты  прав  и   интересов   детей,   неисполнение   международных
стандартов в области прав ребенка.
    Высокий  риск  бедности  при   рождении   детей,   особенно   в
многодетных и неполных семьях.
    Распространенность семейного неблагополучия.
    Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными
семьями и детьми, распространенность практики лишения  родительских
прав и социального сиротства.
    Нарастание   новых   рисков,   связанных   с   распространением
информации, представляющей опасность для детей.
    Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия  детей  в
общественной  жизни,   в   решении   вопросов,   затрагивающих   их
непосредственно.

                   2. Ключевые принципы Стратегии

    Реализация  основополагающего  права  каждого  ребенка  жить  и
воспитываться в семье. В Чеченской  Республике  должны  создаваться
условия  для  обеспечения  соблюдения  прав  и  законных  интересов
ребенка  в  семье,  своевременного   выявления   их   нарушений   и
организации профилактической помощи семье  и  ребенку,  обеспечения
адресной поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной  жизненной
ситуации, а при необходимости - принятие мер по  устройству  детей,
оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
    Защита прав каждого ребенка.
    В  Чеченской  Республике  должна  быть  сформирована   система,
обеспечивающая реагирование  на  нарушение  прав  каждого  ребенка,
включая диагностику ситуации, планирование и принятие  необходимого
комплекса  мер   по   обеспечению   соблюдения   прав   ребенка   и
восстановлению    нарушенных    прав;     правовое     просвещение;
предоставление реабилитационной помощи  каждому  ребенку,  ставшему
жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
    Максимальная реализация потенциала каждого ребенка.
    В  Чеченской  Республике   должны   создаваться   условия   для
формирования достойной жизненной перспективы для  каждого  ребенка,
его образования, воспитания и социализации,  максимально  возможной
самореализации в социально позитивных видах деятельности.
    Сбережение здоровья каждого ребенка.
    В Чеченской Республике должны приниматься меры, направленные на
формирование у семьи и детей потребности в здоровом  образе  жизни,
всеобщую    раннюю    профилактику    заболеваемости,     внедрение
здоровьесберегающих  технологий  во  все   сферы   жизни   ребенка,
предоставление  квалифицированной  медицинской   помощи   в   любых
ситуациях.
    Технологии  помощи,  ориентированные  на  развитие   внутренних
ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка  и  реализуемые
при поддержке государства.
    В Чеченской Республике  необходимо  шире  внедрять  эффективные
технологии социальной работы, предполагающие опору  на  собственную
активность  людей,  предоставление  им  возможности  участвовать  в
решении своих проблем наряду со специалистами, поиск  нестандартных
экономических решений.
    Особое внимание уязвимым категориям детей.
    В Чеченской Республике во всех  случаях  особое  и  достаточное
внимание  должно  быть  уделено  детям,  относящимся   к   уязвимым
категориям. Необходимо разрабатывать  и  внедрять  формы  работы  с
такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность
и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
    Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при  работе
с каждым ребенком и его семьей.
    В Чеченской Республике реализация политики  в  области  детства
должна основываться на использовании  последних  достижений  науки,
современных технологий, в том числе в социальной сфере.  Необходимо
обеспечить  условия  для  качественной  подготовки  и   регулярного
повышения квалификации кадров  во  всех  отраслях,  так  или  иначе
связанных с работой с детьми и их семьями.
    Партнерство во имя ребенка.
    В Чеченской Республике деятельность по решению проблем  детства
должна   опираться   на   технологии    социального    партнерства,
общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием
бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций
и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с
обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать
меры,  направленные  на  формирование  открытого  рынка  социальных
услуг, создание системы общественного контроля в сфере  обеспечения
и защиты прав детей.
    Расширение возможности доступа к культурным ценностям.
    В Чеченской Республике необходимо сохранять  и  развивать  сеть
учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми, создавать
условия для выявления и поддержки одаренных детей, развивать  новые
формы работы учреждений культуры и искусства с детьми и  семьями  с
детьми.
    Стратегия  разработана  на  период  до  2017  года  и  призвана
обеспечить  достижение  существующих  международных  и   российских
стандартов в области прав  ребенка,  формирование  единого  подхода
органов законодательной и исполнительной власти республики, органов
местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан
к   определению   целей,   задач,   направлений   деятельности    и
первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
    Стратегия разработана  с  учетом  Стратегии  Совета  Европы  по
защите прав  ребенка  на  2012-2015  годы,  Национальной  стратегии
действий в интересах детей  на  2012-2017  годы,  которая  включает
следующие основные цели: способствование появлению дружественных  к
ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия  в  отношении
детей; гарантирование прав детей  в  ситуациях,  когда  дети  особо
уязвимы.
    Реализация  Стратегии  предусматривает  осуществление  мер   по
основным  направлениям:  доступность   качественного   обучения   и
воспитания,  культурное  развитие  и  информационная   безопасность
детей; здравоохранение, дружественное к  детям,  и  здоровый  образ
жизни; равные возможности для детей, нуждающихся  в  особой  заботе
государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов
детей и дружественного  к  ребенку  правосудия;  дети  -  участники
реализации Стратегии.

               II. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
                 И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ
                И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

                     1. Краткий анализ ситуации

    Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех
категорий детей является дефицит мест в дошкольных  образовательных
учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования  для
населения необходимо развитие всех  форм  дошкольного  образования,
таких как  семейный  детский  сад,  служба  ранней  помощи,  центры
игровой   поддержки   ребенка   и   других,   а   также    развитие
негосударственного сектора.
    Приоритетом  в  данной  сфере   является   повышение   качества
дошкольного  образования  в  целях  обеспечения  равных   стартовых
возможностей  для  обучения  детей  в  начальной  школе.  На  этапе
дошкольного  образования   очень   важны   организация   психолого-
педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
в вопросах воспитания и развития ребенка.
    Общероссийская система оценки качества образования строится  на
принципах  охвата  всех  ступеней  общего  образования  процедурами
оценки качества образования, участия в построении этой  системы  (в
части,   касающейся   общего   образования)   органов    управления
образованием   всех   уровней    (федеральных,    региональных    и
муниципальных) и непосредственно образовательных учреждений.
    Продолжает      совершенствоваться      проведение      единого
государственного  экзамена,  усиливается  контроль  за  соблюдением
установленного порядка проведения  экзаменов,  повышается  качество
информированности населения об организации и результатах проведения
экзаменов.  В  настоящее   время   ведется   проработка   возможных
механизмов  совершенствования   существующих   моделей   проведения
единого государственного  экзамена  путем  развития  информационно-
коммуникационных технологий.
    Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за  нерешенности
которых права и интересы детей в системе образования оказываются во
многом не реализованными. Этими проблемами являются:
    - дефицит дошкольных образовательных учреждений  для  детей  до
трех лет;
    - отстающее  от  современных  потребностей  общества   качество
образования и использование электронных образовательных ресурсов  в
целостном процессе обучения и воспитания детей;
    - несоответствие современной системы обеспечения информационной
безопасности  детей  новым  рискам,  связанным  с  развитием   сети
"Интернет"    и     информационных     технологий,     нарастающему
противоправному контенту.

    За последние три года в республике проводится системная  работа
по  обеспечению  равного  доступа  к  качественному  образованию  в
обычных образовательных  учреждениях  детям-инвалидам.  Необходимым
условием   реализации   данного   направления   является   создание
универсальной   безбарьерной    среды,    позволяющей    обеспечить
полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество.

                         2. Основные задачи

    Обеспечение устойчивого развития системы образования  с  учетом
региональных, социально-экономических, культурных,  демографических
и других особенностей.
    Обеспечение доступности качественного дошкольного  образования,
расширение вариативности его форм.
    Реализация  прав  детей  различных   категорий   на   получение
общедоступного и качественного бесплатного  общего  образования  на
основе модернизации общего  образования  в  полном  соответствии  с
требованиями    федеральных     государственных     образовательных
стандартов.
    Обеспечение  условий  для  эффективного  раскрытия   творческих
возможностей одаренных детей, их  личностного  и  профессионального
развития.

          3. Меры, направленные на обеспечение доступности
                       и качества образования

    Обеспечение  государственной  поддержки   строительства   новых
дошкольных образовательных учреждений, а также развития  всех  форм
дошкольного  образования,  таких  как  семейные  группы,  лекотеки,
центры   игровой    поддержки    ребенка    и    другие,    включая
негосударственный сектор.
    Обеспечение  развития  способностей  каждого  ученика  массовой
школы, доступности  для  каждого  старшеклассника  выбора  профилей
обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
    Реализация  права  детей-инвалидов  и  детей  с   ограниченными
возможностями здоровья на включение в существующую  образовательную
среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования
(право на инклюзивное образование).
    Реализация гарантий доступности качественного  образования  для
детей-сирот и детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  и  их
поддержки на всех уровнях образования.
    Создание условий для развития различных региональных  вариантов
поликультурной модели дошкольного и общего образования.
    Продолжение внедрения электронных, устных и других  новых  форм
оценки  знаний   обучающихся,   а   также   расширение   содержания
тестирования  в  рамках  совершенствования   существующих   моделей
проведения  единого  государственного  экзамена  и  государственной
итоговой аттестации.
    Внедрение современных технологий контроля, включая общественное
наблюдение,  за  соблюдением  установленного   порядка   проведения
экзаменов  и  повышение  качества  информированности  населения  об
организации и результатах  проведения  экзаменов  с  использованием
информационно-коммуникационных технологий.
    Обеспечение предоставления детям качественной психологической и
коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.
    Создание системы  психолого-педагогической  поддержки  семьи  и
повышения педагогической компетентности родителей, психологического
сопровождения развития ребенка в условиях семьи и  образовательного
учреждения.
    Для    творческой    самореализации     и     профессионального
самоопределения  одаренных  детей  и  молодежи  крайне   необходимы
организация выставок и концертов, издание и  публикация  творческих
работ,    финансирование    их    участия    в     республиканских,
межрегиональных,   всероссийских   и   международных    фестивалях,
конкурсах, творческих школах, мастер-классах и иных мероприятиях.

             4. Меры, направленные на поиск и поддержку
                    талантливых детей и молодежи

    Поддержка    и     развитие     образовательных     учреждений,
специализирующихся  на  работе  с  одаренными  детьми,   выявление,
поддержка и сопровождение одаренных детей.
    Создание  центра  для  работы  с  одаренными  детьми  в   целях
обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития,
обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей.
    Создание  системы  повышения  квалификации   и   переподготовки
психолого-педагогических кадров для работы с одаренными  детьми,  а
также для работы с их родителями (законными представителями).
    Информационная поддержка талантливых детей и молодежи.

            5. Меры, направленные на развитие воспитания
                        и социализацию детей

    Обеспечение развития  научно-методических  основ  воспитания  и
социализации обучающихся.
    Внедрение   современных   программ   гражданско-патриотического
воспитания, направленных на  формирование  культуры  толерантности,
социальной     компетентности     в     сфере     этнического     и
межконфессионального взаимодействия, готовности к защите  Отечества
и  позитивного  отношения  у  молодых  людей  к  службе   в   рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации.
    Нормативное     урегулирование      ресурсного      обеспечения
воспитательной деятельности (материально-технического, финансового,
кадрового, информационно-методического) и организации  контроля  за
условиями, созданными в образовательных учреждениях для  воспитания
и социализации детей.
    Обеспечение  проведения  комплексной  профилактики   негативных
явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской
безнадзорностью,    наркоманией,    алкоголизмом,    преступностью;
разработка   эффективных   механизмов   профилактики    девиантного
поведения детей.
    Внедрение   эффективных   механизмов   сотрудничества   органов
управления  образованием,  гражданского  общества,   представителей
духовенства, средств массовой информации, родительских сообществ  в
области воспитания и социализации детей.

             6. Меры, направленные на развитие системы
      дополнительного образования, инфраструктуры творческого
                    развития и воспитания детей

    Оказание   поддержки   учреждениям   культуры   и    искусства,
реализующим программы художественно-эстетической направленности для
детей    дошкольного    возраста    и    детей,    обучающихся    в
общеобразовательных учреждениях, в том числе  для  детей-инвалидов,
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Расширение сети детских  и  юношеских  творческих  объединений,
клубов по месту жительства, лагерей труда  и  отдыха,  других  форм
самодеятельности детей и подростков;  развитие  разнообразных  форм
туризма и краеведения; привлечение  подростков  к  различным  видам
общественно полезной и личностно значимой деятельности.
    Оказание  государственной  поддержки   библиотекам,   музейным,
театральным и иным интернет-ресурсам для детей и подростков.
    Организация системы повышения  профессиональной  компетентности
педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.
    Повышение уровня заработной  платы  работников  дополнительного
образования, культуры до уровня средней для учителей  в  республике
до 2020 года.

        7. Меры, направленные на обеспечение информационной
                        безопасности детства

    Создание и  внедрение  программ  обучения  детей  и  подростков
правилам    безопасного    поведения    в    Интернет-пространстве,
профилактики Интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения
в противоправную деятельность.
    Создание  правовых   механизмов   блокирования   информационных
каналов проникновения через источники массовой информации в детско-
подростковую  среду  элементов  криминальной   психологии,   культа
насилия,   других   откровенных   антиобщественных   тенденций    и
соответствующей им атрибутики.
    Внедрение  системы  мониторинговых  исследований  по   вопросам
обеспечения  безопасности  образовательной  среды   образовательных
учреждений, а также по вопросам научно-методического и  нормативно-
правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований
к использованию информационно-компьютерных  средств  в  образовании
детей.
    Создание порталов и сайтов, аккумулирующих  сведения  о  лучших
ресурсах  для  детей  и  родителей;  стимулирование   родителей   к
использованию   услуги   "Родительский    контроль",    позволяющей
устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет".

                      8. Ожидаемые результаты

    Обеспечение всеобщей доступности  дошкольного  образования  для
всех  категорий  детей,  повышение  гибкости  и  многообразия  форм
предоставления дошкольных услуг на основе  реализации  существующих
(основных)  и  новых  (дополнительных)  форм  их  финансирования  и
организации.
    Организация  обучения  и  воспитания   детей,   обучающихся   в
образовательных учреждениях, в соответствии  с  требованиями  новых
федеральных государственных  образовательных  стандартов;  развитие
материально-технической  базы  образовательных  учреждений,  в  том
числе  с  использованием   современных   информационно-компьютерных
технологий.
    Расширение  возможностей   обучения   детей   с   ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
    Расширение вариативности  программ,  рассчитанных  на  детей  с
разными уровнем, типом и формами  проявления  способностей,  в  том
числе индивидуализированных программ развития (для детей  с  особой
одаренностью).
    Повышение   рейтинга   школьников   Чеченской   Республики    в
международных и российских оценках качества образования.
    Рост удовлетворенности обучающихся  и  их  родителей  условиями
воспитания,   обучения   и   развития   детей   в   образовательных
учреждениях.
    Увеличение численности детей и  подростков,  задействованных  в
различных формах внешкольной деятельности.
    Увеличение   доли   школьников,    вовлеченных    в    освоение
дополнительных образовательных программ, в том числе  не  менее  60
процентов на бесплатной основе.
    Повсеместная доступность для детей различных  видов  социально-
психологической,  педагогической  помощи  и  поддержки  в   трудной
жизненной ситуации.
    Увеличение  числа  детей,  демонстрирующих  активную  жизненную
позицию, самостоятельность и творческую инициативу в  созидательной
деятельности, ответственное отношение к  жизни,  окружающей  среде,
приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.
    Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
    Стимулирование интереса детей  к  историческому  и  культурному
наследию  России,  Чеченской   Республики,   многообразию   культур
различных народностей и этносов, религий.
    Повышение качества и доступности услуг, предоставляемых детской
аудитории учреждениями культуры и искусства.
    Рост посещаемости детьми и семьями с детьми учреждений культуры
и искусства.
    Увеличение доли детей, участвующих в творческих мероприятиях.
    Обеспечение надежной системы защиты  детей  от  противоправного
контента в образовательной среде школы и дома.

            III. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ДРУЖЕСТВЕННОЕ К ДЕТЯМ,
                       И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

                     1. Краткий анализ ситуации

    В  Чеченской  Республике  за  последние  три  года   наметилась
тенденция  к  снижению  показателей  младенческой  смертности,  что
является результатом повышения качества оказания медицинской помощи
роженицам, родильницам, новорожденным  детям,  детям  первого  года
жизни, укрепления  материально-технической  базы  детских  лечебно-
профилактических учреждений, оснащения медицинским оборудованием  и
лекарственными    средствами,    внедрения    новых     технологий,
совершенствования подготовки и повышения  квалификации  медицинских
кадров, обеспечения специализированной медицинской помощи.
    Оказание  медицинской  помощи  детям  обеспечивается   развитой
многопрофильной    сетью    лечебно-профилактических    учреждений.
Структура педиатрических учреждений представлена 5 самостоятельными
детскими стационарами, 5 детскими поликлиниками и  поликлиническими
отделениями, 16 детскими консультациями,  14  детскими  отделениями
ЦРБ, детскими специализированными отделениями в структуре больниц.
    В 2011 году по социальным показаниям в медицинские  организации
республики поступил 601 ребенок (2010г. - 542,2009-874),  из  числа
поступивших 32,6% составляют дети в возрасте от 7 до 17 лет.
    Имеющиеся проблемы, связанные  с  сохранением  здоровья  детей,
определяют основные направления деятельности службы охраны здоровья
материнства и детства. К ним относятся в первую  очередь  улучшение
качественных  показателей  здоровья  детей   за   счет   реализации
государственных  гарантий   по   обеспечению   детского   населения
бесплатной квалифицированной медицинской помощью. Совершенствование
медицинской  помощи  детям,  обеспечение  ее  высокого  качества  и
безопасности требует внедрения стандартов и протоколов  диагностики
и лечения в практику медицинских организаций.

                         2. Основные задачи

    Создание условий  для  здорового  развития  каждого  ребенка  с
рождения, обеспечение доступа всех категорий детей  к  качественным
услугам и стандартам  системы  здравоохранения,  средствам  лечения
болезней и восстановления здоровья.
    Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и
молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.
    Создание системы ранней профилактики инвалидности  у  детей,  а
также  механизма  межведомственного  взаимодействия  бюро   медико-
социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий.
    Комплектование     системы     медико-социальной     экспертизы
квалифицированными    кадрами,    необходимыми    для    разработки
индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида.
    Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов  в  сфере
здравоохранения  для  детей  с  особыми  потребностями,   внедрение
современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.
    Формирование  потребности  у  детей  и  подростков  в  здоровом
питании  и  совершенствование  системы   обеспечения   качественным
питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных  и  лечебно-
профилактических,    санаторно-курортных     и     реабилитационных
учреждениях.

                 3. Меры по созданию дружественного
                     к ребенку здравоохранения

    Внедрение эффективных организационных и медицинских  технологий
на основе современных порядков и  стандартов  оказания  медицинской
помощи детям.
    Создание   службы   сопровождения   и   поддержки   беременных,
оказавшихся  в  трудной  жизненной  ситуации,  для   предотвращения
отказов от ребенка.
    Обеспечение  юридического  и   психологического   сопровождения
беременных и рожениц в женских консультациях и родильных домах.
    Осуществление   комплекса   мер,   направленных   на   снижение
младенческой и детской смертности.
    Совершенствование системы наблюдения  за  детьми  первого  года
жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в  целях  выявления
детей,  подверженных  риску  задержки  двигательного,  речевого   и
когнитивного развития  и  своевременного  оказания  им  медицинской
помощи.
    Обеспечение   родильных   домов   и    перинатального    центра
необходимыми  реактивами  и  реагентами  для  проведения  скрининг-
диагностики.
    Обеспечение  повсеместного  проведения  обследования  детей  на
наличие наследственных заболеваний.
    Развитие технологий комплексной диагностики  и  ранней  медико-
социальной помощи детям с отклонениями в  развитии  и  здоровье,  а
также оказание необходимой помощи их семьям.
    Осуществление необходимых организационных  мер  по  обеспечению
нахождения родителей (законных представителей)  рядом  с  ребенком,
получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения.
    Изучение   потребностей   детей   в   получении   всех    видов
высокотехнологичной медицинской помощи и  лечения,  обеспечение  их
предоставления нуждающимся в них детям, сокращение времени ожидания
такой помощи и лечения.
    Создание регионального регистра детей с редкими заболеваниями и
организация адресного финансирования лечения таких  детей  за  счет
бюджетных ассигнований республиканского бюджета; ускорение  решения
вопроса об обеспечении детей с орфанными заболеваниями  специальным
лечением, питанием и реабилитационным оборудованием.
    Обеспечение  создания  сети  учреждений   (отделений),   служб,
оказывающих  паллиативную  медицинскую  помощь  детям,   страдающим
неизлечимыми заболеваниями.
    Развитие    подростковой    медицины,    создание    молодежных
консультаций, центров охраны репродуктивного здоровья подростков  и
центров медико-социальной помощи подросткам.
    Проведение просветительской  работы  по  предупреждению  ранней
беременности и абортов у несовершеннолетних.
    Создание в учреждениях социального обслуживания населения служб
по типу "Маленькая мама"  для  оказания  помощи  несовершеннолетним
беременным и молодым матерям с детьми.
    Восстановление  медицинских  кабинетов  в   общеобразовательных
учреждениях.
    Повышение ответственности  медицинского  персонала  медицинских
учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям.

        4. Меры по развитию политики формирования здорового
                  образа жизни детей и подростков

    Обеспечение   реализации   комплекса   мероприятий   социальной
рекламы,  направленных  на  формирование  здорового  образа  жизни,
профилактику  суицидального  поведения  среди   несовершеннолетних,
информирование  о  деятельности  служб   поддержки   и   экстренной
психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть
"Интернет", телефоны службы анонимного консультирования.
    Привлечение   институтов   гражданского   общества,    развитие
волонтерского  движения  в  целях  решения  проблем,  связанных   с
формированием у детей и подростков потребности  в  здоровом  образе
жизни и получением поддержки и  помощи  в  ситуациях,  связанных  с
риском причинения вреда здоровью.
    Распространение   здоровьесберегающих   технологий    обучения,
технологий "школа  здоровья"  на  все  образовательные  учреждения,
включая  организации  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без
попечения родителей.
    Обеспечение доступности занятий физической культурой,  туризмом
и  спортом  для  всех  категорий  детей   в   соответствии   с   их
потребностями  и  возможностями  с  ориентацией   на   формирование
ценностей здорового образа жизни.
    Внедрение   инновационных   оздоровительных   и   физкультурно-
спортивных  технологий  в  работу  образовательных   учреждений   и
организаций, учреждений  социального  обслуживания  семьи  и  детей
Чеченской Республики.
    Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на
профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза и
совершенствование  системы  противодействия  распространению   этих
заболеваний среди целевых групп  школьников,  молодежи  и  наиболее
уязвимых групп населения.
    Активизация деятельности центров здоровья  для  детей  в  сфере
проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам  и
мотивирования к отказу от вредных привычек.
    Реализация   программ   гигиенического   воспитания   в   целях
предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор
в вопросах здорового образа жизни.
    Вовлечение   обучающихся   общеобразовательных   учреждений   в
проведение спортивных соревнований школьников и спортивных игр.
    Проведение мониторинга по  стандартной  оценке  качества  жизни
ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический
компоненты.
    Разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида,
включая подготовку психологов в системе здравоохранения для  работы
с детьми и  подростками  с  суицидальными  наклонностями,  а  также
организацию проведения  психологическими  службами  образовательных
учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным
окружением ребенка.

             5. Меры по формированию современной модели
        организации отдыха и оздоровления детей, основанной
          на принципах государственно-частного партнерства

    Совершенствование     координации     деятельности      органов
исполнительной   власти   республики,    территориальных    органов
федеральных  органов  исполнительной   власти,   органов   местного
самоуправления по  организации  отдыха,  оздоровления  и  занятости
детей.
    Реализация мер по созданию и развитию инфраструктуры  отдыха  и
оздоровления детей.
    Обеспечение предоставления безопасных и  качественных  услуг  в
сфере отдыха и оздоровления детей.
    Развитие  системы  информационно-методической  поддержки  сферы
оздоровления и отдыха детей.
    Продолжение системной работы по организации  летнего  отдыха  и
оздоровления  детей  из  семей,  находящихся  в  трудной  жизненной
ситуации.

         6. Меры по формированию культуры здорового питания
     детей и подростков, обеспечению качества и режима питания
                    как залога здоровья ребенка

    Организация   просветительской    работы    с    использованием
специальных  обучающих  программ,  средств  массовой  коммуникации,
включая интернет-технологии,  социальную  рекламу  по  формированию
культуры здорового питания.
    Осуществление  мер  по  совершенствованию  системы  обеспечения
качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и
обучающихся  в  общеобразовательных   учреждениях   и   учреждениях
начального профессионального образования.
    Обеспечение   регулярных   проверок    качества    питания    в
образовательных, лечебных  и  лечебно-профилактических,  санаторно-
курортных и реабилитационных учреждениях.
    Организация  особого  контроля  за  обеспечением   качественным
питанием   больных   детей,    страдающих    социально    значимыми
заболеваниями.

                      7. Ожидаемые результаты

    Снижение показателей младенческой и детской смертности.
    Доступность  и  своевременность  для   всех   категорий   детей
качественных профилактических и медицинских услуг, средств  лечения
болезней и восстановления здоровья.
    Получение  комплексных  медицинских  услуг  детьми  с   особыми
потребностями, детьми, находящимися в трудной  жизненной  ситуации,
детьми, проживающими в труднодоступных местностях.
    Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми
лекарствами и медицинским оборудованием.
    Увеличение   числа   образовательных   учреждений,   внедривших
здоровьесберегающие   технологии   обучения,   технологии    "Школа
здоровья", являющихся территориями,  свободными  от  табакокурения,
употребления алкоголя и наркотиков.
    Сокращение числа детей и подростков, употребляющих  табачную  и
алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические
вещества.
    Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными
гепатитами В и  С,  туберкулезом,  в  том  числе  получивших  их  в
медицинских учреждениях.
    Доступность       физкультурно-спортивной,        туристической
инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их  индивидуальных
потребностей.
    Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся
физической культурой и спортом.
    Доступность отдыха и оздоровления для всех  категорий  детей  с
учетом их индивидуальных потребностей.
    Обеспечение детей  качественным  и  здоровым  питанием,  как  в
семье, так  и  в  образовательных,  медицинских  и  оздоровительных
учреждениях.

           IV. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
                    В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА

                     1. Краткий анализ ситуации

    К категории детей, нуждающихся  в  особой  заботе  государства,
относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без  попечения  родителей,
дети с ограниченными  возможностями  здоровья.  Обеспечение  равных
возможностей  для  этих  групп   детей   базируется   на   принципе
недискриминации.
    Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей,
в 2012  году  составило  3  644  человека  (0,9  процента  детского
населения), из которых:
    - под опекой (попечительством) - 3 444 чел.;
    - усыновлено - 179 чел.;
    - определены в приемные семьи - 21 чел.
    Благодаря    активной    политике    руководства    республики,
направленной  на  стимулирование  граждан  к  семейному  устройству
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  все  дети
указанной категории воспитываются в семьях.
    По   состоянию   на   1   января   2012   года   в   республике
зарегистрировано 59 921 детей-инвалидов (2010 г. - 48  443  детей).
Более  80  процентов  детей-инвалидов   воспитываются   в   семьях,
находящихся  в  бедственном  материальном  положении,  усугубляемом
наличием  различных  "барьеров  инвалидности"   и   психологической
изоляцией  в  силу  равнодушного  отношения  окружающих  к   детям-
инвалидам, самоизоляцией семей.
    Острая нехватка основных  видов  помощи  таким  детям  ведет  к
нарушению их  прав  на  образование,  реабилитацию,  к  зависимости
реализации этих прав от  места  жительства  и  социального  статуса
семьи.
    В социальных учреждениях для  детей-инвалидов  созданы  условия
для осуществления учебно-воспитательного процесса,  для  проведения
мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-
трудового характера, направленные на совершенствование деятельности
детских  стационарных  учреждений  в  целях  создания  условий  для
полноценной жизни детей, их социальной  адаптации  и  интеграции  в
общество.

                         2. Основные задачи

    Обеспечение  приоритета  семейного  устройства  детей-сирот   и
детей, оставшихся без попечения родителей.
    Создание  системы  постинтернатного  сопровождения  выпускников
учреждений  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.
    Обеспечение в соответствии с  международными  стандартами  прав
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями  здоровья  на
полноценное участие в общественной жизни,  получение  качественного
образования всех  уровней,  квалифицированной  медицинской  помощи,
охрану  здоровья  и  реабилитацию,  социализацию,   юридическую   и
социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.
    Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.
    Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих  детей-инвалидов  и
детей с ограниченными возможностями здоровья: создание  современной
комплексной инфраструктуры  реабилитационно-образовательной  помощи
детям-инвалидам и детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья,
внедрение таких детей в среду обычных сверстников,  обеспечение  их
нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.

          3. Меры, направленные на защиту прав и интересов
      детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Разработка и внедрение программы комплексной  поддержки  детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Применение  обязательного  психологического  тестирования   для
кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.
    Создание системы профессионального сопровождения  усыновителей,
опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации  и  на
последующих этапах жизни ребенка.
    Продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и  детей,
оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в
них условий, приближенных к семейным,  создания  новых  современных
детских домов квартирного типа и в форме детской деревни  с  учетом
международных норм  и  современных  методов  развития,  воспитания,
реабилитации  детей-сирот  и  детей,   оставшихся   без   попечения
родителей,  при  активном  участии  волонтеров   и   некоммерческих
организаций.
    Разработка  и  внедрение  программы  подготовки   воспитанников
учреждений  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них.
    Внедрение  технологии  "социальных  лифтов"   для   выпускников
учреждений  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей, в системе образования и при трудоустройстве.
    Внедрение  правовых  механизмов   общественного   контроля   за
обеспечением прав детей в учреждениях  для  детей  сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах.
    Продолжение   создания   и   развития    региональных    систем
сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот  и
детей, оставшихся без  попечения  родителей,  в  том  числе  детей-
инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
    Совершенствование  законодательства  Чеченской   Республики   в
области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-
сирот и детей, оставшихся без  попечения  родителей,  в  том  числе
своевременное  обеспечение  лиц  из  числа  детей-сирот  и   детей,
оставшихся  без  попечения   родителей,   благоустроенными   жилыми
помещениями.

              4. Меры, направленные на государственную
         поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными
                       возможностями здоровья

    Создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов
и  детей  с  ограниченными   возможностями   здоровья,   включающей
медицинскую, реабилитационную,  коррекционно-педагогическую  помощь
ребенку,   социально-психологическую   и   консультативную   помощь
родителям; обеспечение преемственности ранней  помощи  и  помощи  в
дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования,
организации комплексной подготовки  ребенка-инвалида  и  ребенка  с
ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
    Обеспечение укомплектованности  психолого-медико-педагогических
комиссий   современными   квалифицированными   кадрами   в    целях
предотвращения  гипердиагностики   детей,   переориентация   работы
комиссий на составление оптимального образовательного маршрута  для
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
    Обеспечения  равного  доступа   детей-инвалидов   и   детей   с
ограниченными возможностями здоровья  к  качественному  образованию
всех уровней, гарантированной реализации их  права  на  инклюзивное
образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей
на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
    Обеспечение   возможности   трудоустройства   (в   том    числе
поддерживаемого)  для  детей-инвалидов  и  детей  с   ограниченными
возможностями здоровья, получивших профессиональное образование.
    Нормативно-правовое   регулирование   порядка    финансирования
расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного  обучения
и социального обеспечения детей-инвалидов и детей  с  ограниченными
возможностями здоровья.
    Внедрение эффективного  механизма  борьбы  с  дискриминацией  в
сфере образования  для  детей-инвалидов  и  детей  с  ограниченными
возможностями здоровья в случае нарушения их права  на  инклюзивное
образование.
    Разработка полноценной  индивидуальной  программы  реабилитации
ребенка, создание механизма межведомственного  взаимодействия  бюро
медико-социальной  экспертизы   и   психолого-медико-педагогических
комиссий.
    Внедрение современных методик комплексной  реабилитации  детей-
инвалидов и детей с ограниченными  возможностями  здоровья,  в  том
числе ранней помощи и помощи  детям  с  тяжелыми  и  множественными
нарушениями.
    Обеспечение  равного  доступа   детей-инвалидов   и   детей   с
ограниченными возможностями здоровья, имеющих  родителей,  а  также
детей-инвалидов и детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья,
проживающих в социальных учреждениях, к юридической  и  медицинской
помощи и социальному обеспечению.
    Проведение   регулярного   мониторинга   потребностей    семей,
воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья,  в  предоставлении  услуг  в  сфере  социальной   защиты,
здравоохранения, образования, занятости; создание  и  ведение  базы
данных,  касающихся  детей-инвалидов  и   детей   с   ограниченными
возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах.
    Создание  и  внедрение  программы   патронажного   обслуживания
(сопровождения) семей,  воспитывающих  детей-инвалидов  и  детей  с
ограниченными возможностями здоровья, со стороны  служб  участковых
социальных работников.
    Создание условий для социализации  детей-инвалидов  и  детей  с
ограниченными  возможностями  здоровья  с  внедрением  их  в  среду
здоровых сверстников и  обеспечением  их  участия  в  культурной  и
спортивной  жизни.   Обеспечение   доступности   услуг   учреждений
культуры,  создание  системы  творческой  реабилитации  для  детей-
инвалидов и  детей  с  ограниченными  возможностями.  Разработка  и
реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и  детей
с ограниченными возможностями здоровья и их семей, вовлечение их  в
занятия физкультурой и спортом.
    Выполнение    технических    мероприятий    по     комплексному
приспособлению  объектов  социальной  инфраструктуры   для   детей-
инвалидов, а также приобретение  технических  средств,  необходимых
для обслуживания детей-инвалидов.
    Разработка мер, позволяющих приравнять деятельность по уходу за
ребенком-инвалидом одного из родителей (единственного  родителя)  к
трудовой деятельности.
    Обеспечение создания рабочих мест для родителей детей-инвалидов
и детей с ограниченными  возможностями  здоровья,  в  том  числе  с
использованием дистанционных технологий.
    Организация системы подготовки  и  переподготовки  специалистов
для  работы  с   детьми-инвалидами   и   детьми   с   ограниченными
возможностями здоровья на базе образовательных  учреждений  высшего
профессионального   образования   с   использованием   их   научно-
практического потенциала.

                      5. Ожидаемые результаты

    Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения
родителей, воспитывающихся в семьях.
    Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся  без
попечения  родителей,  условий  для  полноценного  их  развития   и
образования.
    Увеличение  числа  выпускников  учреждений  для  детей-сирот  и
детей, оставшихся без  попечения  родителей,  обеспеченных  жильем,
трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
    Создание    реабилитационно-образовательной     инфраструктуры,
обеспечивающей  максимально  полную  реабилитацию   и   образование
большинства детей-инвалидов и детей с  ограниченными  возможностями
здоровья.
    Создание     эффективных     программно-целевых     механизмов,
обеспечивающих профилактику  инвалидности  в  раннем  и  дошкольном
возрасте, поддержку профессионального образования,  трудоустройства
и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей
с  ограниченными   возможностями   здоровья   по   достижении   ими
совершеннолетия, а также  рост  числа  детей-инвалидов  и  детей  с
ограниченными  возможностями  здоровья  в  возрасте  до  трех  лет,
получивших реабилитационные услуги.
    Снижение  числа  детей-инвалидов  и   детей   с   ограниченными
возможностями здоровья,  оставшихся  по  объективным  причинам  вне
системы образования, до 20 процентов.
    Распространение     среди     населения      доброжелательного,
сочувственного отношения к детям-сиротам и  детям,  оставшимся  без
попечения  родителей,  детям-инвалидам  и  детям  с   ограниченными
возможностями здоровья.

 V. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И
                ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ

                     1. Краткий анализ ситуации

    В  настоящее   время   в   Российской   Федерации   отсутствует
эффективная  система  защиты  детства,  не  разработаны   стандарты
обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения
на межведомственном уровне положений Конвенции о правах  ребенка  и
заключительных  замечаний  Комитета  ООН  по  правам  ребенка,   не
определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по
выработке и реализации государственной политики в отношении  детей.
Не  отвечает  требованиям  времени  деятельность  органов  опеки  и
попечительства по защите прав и интересов детей.
    Ежегодно десятки тысяч российских  детей  вовлекаются  в  сферу
гражданского, административного и  уголовного  судопроизводства.  В
соответствии с международными обязательствами Российской  Федерации
надлежит обеспечить доступ детей к правосудию вне зависимости от их
процессуальной правоспособности и статуса, что будет способствовать
созданию дружественного к ребенку правосудия.
    Одной из самых опасных проблем  является  насилие  над  детьми.
Значительная часть преступлений против жизни,  здоровья  и  половой
неприкосновенности детей  совершается  в  семье,  а  также  лицами,
обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся  в
сфере профилактики  преступлений  против  детей,  защиты  их  прав,
является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.
    Координация  деятельности  органов  и  учреждений,   призванных
осуществлять   профилактику   безнадзорности    и    правонарушений
несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам
несовершеннолетних. Однако правовая основа работы этих комиссий  не
соответствует стоящим перед ними целям и задачам.

                         2. Основные задачи

    Создание  эффективной  системы   профилактики   правонарушений,
совершаемых  в  отношении  детей,  и  правонарушений  самих  детей,
системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных  к
ребенку.
    Реформирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их
прав.
    Обобщение и распространение в муниципальных районах и городских
округах положительного опыта работы специалистов восстановительного
правосудия по внедрению ювенальных технологий.
    Принятие на законодательном  уровне  мер  по  защите  детей  от
информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.
    Создание   системы   предотвращения   насилия    в    отношении
несовершеннолетних, а также  организация  деятельности  учреждений,
специалистов, волонтеров по социально-психологической  реабилитации
детей-жертв насилия и  оказанию  помощи  следственным  органам  при
расследовании преступных посягательств в отношении детей.

              3. Меры, направленные на реформирование
           законодательства Чеченской Республики в части,
              касающейся защиты прав и интересов детей

    Разработка предложений по внесению изменений в законодательство
Российской  Федерации  в   части,   касающейся   установления   мер
повышенной  защиты   прав   детей,   пострадавших   от   преступных
посягательств, обеспечения конфиденциальности информации об участии
в   уголовном   деле   несовершеннолетнего,   а   также    введения
ответственности    за    распространение    сведений    о     таком
несовершеннолетнем, в том числе через сеть  "Интернет"  и  средства
массовой информации.
    Участие в разработке программы восстановительного правосудия  в
отношении детей, совершивших  общественно  опасные  деяния,  но  не
достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность,
предусматривающей комплекс  воспитательных  мер  и  мер  социально-
психологического   и   педагогического   сопровождения,   а   также
обеспечение взаимодействия судов и  правоохранительных  органов  со
специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами,
социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации.
    Совершенствование  работы  органов  опеки   и   попечительства,
повышение  ответственности  специалистов  этих  органов,   усиление
профилактических мер по защите прав и интересов детей,  находящихся
в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей,
находящихся в  кризисной  ситуации,  в  целях  защиты  прав  детей,
проживающих в таких семьях, и сохранения  для  ребенка  его  родной
семьи.

          4. Меры, направленные на создание дружественного
          к ребенку правосудия и профилактику преступлений
      и правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей

    Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система
гражданского,  административного  и  уголовного   судопроизводства,
гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение  с
учетом принципов, закрепленных в  рекомендациях  Совета  Европы  по
правосудию в отношении детей, а также с  учетом  возраста,  степени
зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.
    Основные  принципы  и   элементы   дружественного   к   ребенку
правосудия:  общедоступность;  соответствие  возрасту  и   развитию
ребенка;  незамедлительное  принятие  решений;  направленность   на
обеспечение  потребностей,  прав  и  интересов  ребенка;   уважение
личности и достоинства  ребенка,  его  частной  и  семейной  жизни;
признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития
ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях,
условиях их жизни и воспитания, полученных  судом  в  установленном
законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к
ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного
воздействия;    специальная    подготовка    судей     по     делам
несовершеннолетних;     наличие     системы      специализированных
вспомогательных служб (в  том  числе  служб  примирения),  а  также
процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.
    В  целях   развития   дружественного   к   ребенку   правосудия
предусматривается: принятие мер  по  обеспечению  доступа  детей  к
международному правосудию для защиты их прав и интересов;
    обеспечение  выполнения  Минимальных  стандартных  правил  ООН,
касающихся отправления правосудия  в  отношении  несовершеннолетних
(Пекинские  правила  1985  года),  Руководящих  принципов  ООН  для
предупреждения преступности среди  несовершеннолетних  (Эр-Риядские
руководящие принципы 1990 года),  рекомендаций  Комитета  министров
Совета  Европы  о  европейских  правилах   для   несовершеннолетних
правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия;
    организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение
конфликтов    в    образовательных    учреждениях,     профилактику
правонарушений  детей   и   подростков,   улучшение   отношений   в
образовательном учреждении.
    В целях законодательного обеспечения деятельности  комиссий  по
делам несовершеннолетних и защите их прав предусматривается:
    совершенствование    механизма    реализации     правозащитной,
координирующей  и  профилактической  функций   комиссий   в   целях
обеспечения прав детей, защиты от насилия и всех форм посягательств
на их жизнь и здоровье, применения мер социализации и реабилитации,
а также наделяющего комиссии  правом  ведения  персонифицированного
банка  данных  безнадзорных  несовершеннолетних,  детей  и   семей,
находящихся в социально опасном положении;
    внедрение  технологий  восстановительного  подхода,  реализация
примирительных  программ   и   применение   механизмов   возмещения
ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а  также  проведение
социальной,  психологической  и  иной  реабилитационной  работы   с
жертвами  преступлений,  оказание  воспитательного  воздействия  на
несовершеннолетних правонарушителей;
    организация   общесоциальных   профилактических    мероприятий,
направленных на  нейтрализацию  причин,  условий  и  обстоятельств,
способствующих   совершению    преступлений    и    правонарушений,
совершаемых детьми и в отношении детей.

         5. Меры, направленные на улучшение положения детей
     в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной
               системы и в постпенитенциарный период

    Формирование       системы       социальной        реабилитации
несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, а  также
несовершеннолетних, осужденных к видам наказания,  не  связанным  с
лишением свободы.
    Организация   работы   по   восстановлению   отношений   детей,
находящихся в местах лишения свободы,  с  их  семьями  и  ближайшим
социальным окружением и оказание помощи таким детям в  адаптации  и
ресоциализации по окончании отбывания наказания.
    Обеспечение  эффективной  работы   по   получению   образования
несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах.
    Внедрение современных технологий социальной  помощи,  защиты  и
поддержки в отношении несовершеннолетних осужденных.
    Использование  индивидуальных   форм   работы,   обеспечивающих
оказание  адресной  социальной,  психологической  и  педагогической
помощи каждому осужденному с учетом его  социально-демографической,
уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики.
    Привлечение   органов    местного    самоуправления,    органов
исполнительной   власти   Чеченской   Республики    и    институтов
гражданского общества к процессу социальной адаптации осужденных.
    Активное  включение  в  воспитательную  работу  с   осужденными
деятелей  культуры   и   искусства,   спортсменов,   представителей
молодежных движений и организаций, имеющих позитивный  авторитет  и
известность.
    Привлечение  потенциала   религиозных   деятелей   в   духовно-
нравственном просвещении и воспитании осужденных.
    Использование справедливой и эффективной системы стимулирования
осужденных к законопослушному поведению, с учетом  их  поведения  и
личностных характеристик.
    Дифференцированный  подход  к  применению  мер  дисциплинарного
воздействия и мер поощрения, применяемых к осужденным,  а  также  к
несовершеннолетним  подозреваемым  и  обвиняемым,  содержащимся   в
следственных изоляторах.
    Создание системы общественного  контроля  за  соблюдением  прав
детей,  находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации,  в  социально
опасном положении или в конфликте с законом.
    Распространение  на  лиц,  осужденных  к  лишению   свободы   в
несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте от 18 до 23
лет, права  на  получение  социальной  поддержки,  сопровождение  и
постпенитенциарную реабилитацию со  стороны  служб,  осуществляющих
эту работу в отношении несовершеннолетних.
    Отнесение  несовершеннолетних,   находящихся   в   следственных
изоляторах и воспитательных колониях, к категории лиц, в  отношении
которых проводится индивидуальная профилактическая работа  органами
и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.

    6. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении
      несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия

    Разработка всеми заинтересованными  ведомствами,  организациями
предложений  для  внесения  в   проект   комплексной   национальной
программы  по  предотвращению   насилия   в   отношении   детей   и
реабилитации детей - жертв насилия.
    Определение  перечня  организаций  в  системе  здравоохранения,
образования    и    социального    обслуживания,     осуществляющих
психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия,  а
также оказывающих помощь  следственным  органам  при  расследовании
преступных посягательств в отношении детей.
    Создание   условий   для   предоставления   несовершеннолетнему
потерпевшему бесплатной юридической помощи на  основании  обращения
следователя (дознавателя) в орган опеки и попечительства.
    Разработка и апробация в образовательных учреждениях  Чеченской
Республики программ учебных мероприятий по обучению детей  правилам
безопасности и поведения в потенциально опасных ситуациях.

                      7. Ожидаемые результаты

    Создание эффективной  многоуровневой  системы  защиты  детства,
основанной на международных стандартах.
    Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и  любых  форм
эксплуатации, обеспечение  гарантий  получения  детьми  -  жертвами
насилия социально-психологической помощи.
    Снижение количества  правонарушений,  совершаемых  детьми  и  в
отношении детей.
    Расширение практики  применения  технологий  восстановительного
подхода в сфере правосудия, а также в  иных  сферах,  затрагивающих
права и законные интересы ребенка.
    Повышение   качества   реабилитационной    и    социализирующей
деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков
нахождения детей в местах  лишения  свободы,  расширение  оснований
применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
    Расширение спектра мер воспитательного характера.
    Гуманизация условий содержания несовершеннолетних,  заключенных
под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение
гарантий соблюдения прав и законных интересов.

             VI. ДЕТИ - УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

                     1. Краткий анализ ситуации

    Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих  его
интересы, закреплено  в  Конвенции  о  правах  ребенка.  Содействие
участию детей в принятии таких решений на местном,  национальном  и
международном уровнях является  одной  из  целей  Стратегии  Совета
Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы.
    В Чеченской Республике  создана  правовая  основа  для  участия
детей в принятии  решений,  затрагивающих  их  интересы,  действуют
молодежные общественные объединения, молодежные советы,  молодежный
парламент.
    В  большинстве  школ  образованы  и  активно  работают   органы
школьного самоуправления.
    Процесс  расширения   участия   детей   в   принятии   решений,
затрагивающих  их  интересы,  сопровождается  следующими   рисками:
усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные  ожидания
результатов  участия  детей  в  принятии   решений;   дискриминация
определенных  групп  детей  (девочек,  детей  младшего  и  среднего
возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и  детей  из
малообеспеченных  семей;  массовая  пассивность,   разочарованность
детей; нарушение принципа приоритета развития  ребенка  и  принципа
добровольности  его   участия   в   принятии   решений;   нарушение
конфиденциальности  в  отношении  ребенка  и  стремление   взрослых
манипулировать его мнением.

                         2. Основные задачи

    Развитие  на  основе  принципов  и  норм  международного  права
законодательной  базы  в  области  регулирования  участия  детей  в
принятии  решений,  затрагивающих  их  интересы  во   всех   сферах
жизнедеятельности.
    Обеспечение правового обучения  и  воспитания  детей,  а  также
специалистов, работающих с детьми.
    Привлечение детей к участию в общественной жизни.
    Воспитание у детей гражданственности, расширение  их  знаний  в
области прав человека.
    Освещение в средствах массовой информации темы участия детей  в
общественной жизни.
    Создание системы мониторинга и оценки участия детей в  принятии
решений, затрагивающих их интересы.
    Обеспечение  основных  принципов  участия  детей   в   принятии
решений, затрагивающих  их  интересы,  таких  как:  добровольность;
включенность  всех  групп  детей;   приоритет   развития   ребенка;
повсеместное  присутствие  (участие   ребенка   в   принятии   всех
касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных  и
психологических  возможностей);  доверие;   открытость,   честность
взрослых  в  общении  с  детьми;  недопущение  использования  детей
различными политическими силами в качестве  инструмента  достижения
собственных целей.

                       3. Первоочередные меры

    Разработка  и  внедрение  усовершенствованных   образовательных
программ, обеспечивающих получение детьми  знаний  в  области  прав
человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела  о
практическом применении полученных знаний.
    Включение  в  учебные  программы  подготовки  и  переподготовки
специалистов,   работающих   с   детьми,   специального    раздела,
разъясняющего  право  детей  на   участие   в   принятии   решений,
затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
    Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты
своих личных данных в сети "Интернет".
    Развитие института уполномоченных по правам ребенка в  городах,
муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.
    Разработка стандартов и  методик  расширения  участия  детей  в
различных сферах жизнедеятельности.
    Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей
в   принятии   решений,   затрагивающих   их   интересы,    включая
систематический сбор качественных и количественных данных об уровне
такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также  о
ресурсном обеспечении процесса участия детей в  принятии  указанных
решений.

                      4. Ожидаемые результаты

    Создание правовой основы участия детей  во  всех  сферах  жизни
общества.
    Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных  с  возможностью
участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
    Создание усовершенствованных образовательных программ и методик
обучения по вопросам,  связанным  с  обеспечением  и  защитой  прав
ребенка, а также их внедрение  в  образовательный  процесс,  в  том
числе  с  использованием  средств  массовой   информации   и   сети
"Интернет".
    Расширение влияния института уполномоченных по  правам  ребенка
на всех уровнях.
    Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей
в принятии решений, затрагивающих их интересы.

                 VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

    Стратегия действий в интересах детей  Чеченской  Республики  на
2013-2017   годы   реализуется   во   взаимосвязи   с    Концепцией
долгосрочного    социально-экономического    развития    Российской
Федерации на период до 2020 года.
    Республиканским координирующим органом реализации  Стратегии  в
Чеченской Республике  является  Министерство  образования  и  науки
Чеченской Республики.
    Стратегию предусматривается реализовать в два этапа:
    первый - 2013-2014 годы;
    второй - 2015-2017 годы.
    Механизмом контроля  за  ходом  реализации  Стратегии  являются
ежегодные аналитические доклады Министерства  образования  и  науки
Чеченской Республики  и  альтернативные  доклады,  подготавливаемые
представителями общественности и экспертного сообщества при участии
детей.



Информация по документу
Читайте также