Расширенный поиск
Постановление Правительства Чеченской Республики от 04.03.2013 № 43ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 04.03.2013 г. Грозный N 43 Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Чеченской Республики на 2013-2017 годы Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в целях реализации в Чеченской Республике политики по улучшению положения детей Правительство Чеченской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей Чеченской Республики на 2013-2017 годы (далее - Стратегия). 2. Органам исполнительной власти Чеченской Республики организовать работу по реализации Стратегии. 3. Полномочия по координации деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики по реализации Стратегии возложить на Министерство образования и науки Чеченской Республики. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Х. З. Дулаеву. 6. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Председатель Правительства Чеченской Республики Р.С-Х. Эдельгериев УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Чеченской Республики от 04.03.2013 N 43 СТРАТЕГИЯ действий в интересах детей Чеченской Республики на 2013-2017 годы 1. ВВЕДЕНИЕ Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761. Стратегия действий в интересах детей Чеченской Республики на 2013-2017 годы (далее - Стратегия) разработана во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы". Главная цель Стратегии - реализация основных направлений государственной политики в сфере детства. Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетных направлений социальной политики Чеченской Республики. Разработаны проекты нормативных правовых документов, предусматривающих новые меры социальной поддержки семей с детьми (региональный материнский капитал, компенсационная выплата взамен на предоставление земельных участков семьям, имеющим трех и более детей). Решение проблем детства и пути их решения нашли свое отражение в реализации межведомственных планов, сформированных в Чеченской Республике при отработке направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стало участие республики в реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование". В республике учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Чеченской Республике в аппарате Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике. Республика приняла активное участие в широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. В республике с ноября 2010 года работает детский телефон доверия с единым общероссийским номером. В 2012 году республика приняла активное участие во Всероссийской акции "Добровольцы - детям", направленной на всестороннюю поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации, реализуемой в Чеченской Республике, является организация отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей. Более 50% детей, проживающих в республике, имеют ослабленное здоровье и состоят на диспансерном учете. Одной из причин ухудшения здоровья - недостаточная эффективность профилактических, коррекционных, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требуют от органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. Используемый программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является действенным инструментом реализации мер по улучшению положения детей и семей с детьми. В период 2010-2011 гг. реализовывались следующие программы: 1) республиканская целевая программа "Право ребенка на семью на 2010-2011 годы", утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 27 апреля 2010 года N 65, мероприятия которой были направлены на проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий для активного включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества; улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня сиротства; 2) республиканская целевая программа "Социально- реабилитационный комплекс Чеченской Республики "Защитим детей и детство" на 2010-2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 20 октября 2009 года N 195, направлена на формирование механизма защиты детей от насилия и жестокого обращения с ними в масштабе республики; своевременное выявление случаев насилия над детьми в Чеченской Республике (в семьях, социальных учреждениях, школах, на улице); реабилитация детей, уже подвергшихся насилию с использованием современных форм и методов (в том числе арт-терапии, музыкотерапии, трудотерапии и т.п.); 3) республиканская целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2009-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 6 августа 2008 года N 158, предусматривает социально- психологическую реабилитацию несовершеннолетних с девиантным поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей, снятие психологического стресса, обеспечение духовного и культурного роста, получение образования, приобщение несовершеннолетних к занятиям спортом, организация досуга детей из кризисных семей в выходные и каникулярные дни и оздоровительного отдыха в летнее время. В соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 24 февраля 2010 года N 23 "О назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка, одновременно родившегося в составе трех и более детей в Чеченской Республике" дети, родившиеся в составе тройни, четверни ежемесячно получают дополнительное пособие в размере 1000 рублей на каждого. Несмотря на комплекс проводимых мероприятий количество семей, входящих в группу социального риска, нуждающиеся в срочной помощи в кризисных ситуациях, а также экстренной психологической помощи остается высоким. Поэтому решение первоочередных проблем семей с детьми осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений. 1. Основные проблемы в сфере детства Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях. Распространенность семейного неблагополучия. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно. 2. Ключевые принципы Стратегии Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Чеченской Республике должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Защита прав каждого ребенка. В Чеченской Республике должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Чеченской Республике должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Сбережение здоровья каждого ребенка. В Чеченской Республике должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Чеченской Республике необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений. Особое внимание уязвимым категориям детей. В Чеченской Республике во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Чеченской Республике реализация политики в области детства должна основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями. Партнерство во имя ребенка. В Чеченской Республике деятельность по решению проблем детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей. Расширение возможности доступа к культурным ценностям. В Чеченской Республике необходимо сохранять и развивать сеть учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми, создавать условия для выявления и поддержки одаренных детей, развивать новые формы работы учреждений культуры и искусства с детьми и семьями с детьми. Стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных и российских стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов законодательной и исполнительной власти республики, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства. Стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы. Реализация Стратегии предусматривает осуществление мер по основным направлениям: доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Стратегии. II. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ 1. Краткий анализ ситуации Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора. Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Общероссийская система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней (федеральных, региональных и муниципальных) и непосредственно образовательных учреждений. Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В настоящее время ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена путем развития информационно- коммуникационных технологий. Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются: - дефицит дошкольных образовательных учреждений для детей до трех лет; - отстающее от современных потребностей общества качество образования и использование электронных образовательных ресурсов в целостном процессе обучения и воспитания детей; - несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту. За последние три года в республике проводится системная работа по обеспечению равного доступа к качественному образованию в обычных образовательных учреждениях детям-инвалидам. Необходимым условием реализации данного направления является создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. 2. Основные задачи Обеспечение устойчивого развития системы образования с учетом региональных, социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм. Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Обеспечение условий для эффективного раскрытия творческих возможностей одаренных детей, их личностного и профессионального развития. 3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования Обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развития всех форм дошкольного образования, таких как семейные группы, лекотеки, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор. Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам. Реализация права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (право на инклюзивное образование). Реализация гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования. Создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования. Продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации. Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий. Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях. Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения. Для творческой самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей и молодежи крайне необходимы организация выставок и концертов, издание и публикация творческих работ, финансирование их участия в республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, творческих школах, мастер-классах и иных мероприятиях. 4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи Поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми, выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей. Создание центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей. Создание системы повышения квалификации и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями). Информационная поддержка талантливых детей и молодежи. 5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей Обеспечение развития научно-методических основ воспитания и социализации обучающихся. Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) и организации контроля за условиями, созданными в образовательных учреждениях для воспитания и социализации детей. Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей. Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей духовенства, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей. 6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей Оказание поддержки учреждениям культуры и искусства, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности. Оказание государственной поддержки библиотекам, музейным, театральным и иным интернет-ресурсам для детей и подростков. Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей. Повышение уровня заработной платы работников дополнительного образования, культуры до уровня средней для учителей в республике до 2020 года. 7. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в Интернет-пространстве, профилактики Интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность. Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско- подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики. Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно- правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей. Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет". 8. Ожидаемые результаты Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации. Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий. Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью). Повышение рейтинга школьников Чеченской Республики в международных и российских оценках качества образования. Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях. Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности. Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 60 процентов на бесплатной основе. Повсеместная доступность для детей различных видов социально- психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации. Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям. Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением. Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, Чеченской Республики, многообразию культур различных народностей и этносов, религий. Повышение качества и доступности услуг, предоставляемых детской аудитории учреждениями культуры и искусства. Рост посещаемости детьми и семьями с детьми учреждений культуры и искусства. Увеличение доли детей, участвующих в творческих мероприятиях. Обеспечение надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома. III. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ДРУЖЕСТВЕННОЕ К ДЕТЯМ, И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ 1. Краткий анализ ситуации В Чеченской Республике за последние три года наметилась тенденция к снижению показателей младенческой смертности, что является результатом повышения качества оказания медицинской помощи роженицам, родильницам, новорожденным детям, детям первого года жизни, укрепления материально-технической базы детских лечебно- профилактических учреждений, оснащения медицинским оборудованием и лекарственными средствами, внедрения новых технологий, совершенствования подготовки и повышения квалификации медицинских кадров, обеспечения специализированной медицинской помощи. Оказание медицинской помощи детям обеспечивается развитой многопрофильной сетью лечебно-профилактических учреждений. Структура педиатрических учреждений представлена 5 самостоятельными детскими стационарами, 5 детскими поликлиниками и поликлиническими отделениями, 16 детскими консультациями, 14 детскими отделениями ЦРБ, детскими специализированными отделениями в структуре больниц. В 2011 году по социальным показаниям в медицинские организации республики поступил 601 ребенок (2010г. - 542,2009-874), из числа поступивших 32,6% составляют дети в возрасте от 7 до 17 лет. Имеющиеся проблемы, связанные с сохранением здоровья детей, определяют основные направления деятельности службы охраны здоровья материнства и детства. К ним относятся в первую очередь улучшение качественных показателей здоровья детей за счет реализации государственных гарантий по обеспечению детского населения бесплатной квалифицированной медицинской помощью. Совершенствование медицинской помощи детям, обеспечение ее высокого качества и безопасности требует внедрения стандартов и протоколов диагностики и лечения в практику медицинских организаций. 2. Основные задачи Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей, а также механизма межведомственного взаимодействия бюро медико- социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий. Комплектование системы медико-социальной экспертизы квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида. Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями, внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов. Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно- профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях. 3. Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям. Создание службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка. Обеспечение юридического и психологического сопровождения беременных и рожениц в женских консультациях и родильных домах. Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности. Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития и своевременного оказания им медицинской помощи. Обеспечение родильных домов и перинатального центра необходимыми реактивами и реагентами для проведения скрининг- диагностики. Обеспечение повсеместного проведения обследования детей на наличие наследственных заболеваний. Развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико- социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям. Осуществление необходимых организационных мер по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения. Изучение потребностей детей в получении всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и лечения, обеспечение их предоставления нуждающимся в них детям, сокращение времени ожидания такой помощи и лечения. Создание регионального регистра детей с редкими заболеваниями и организация адресного финансирования лечения таких детей за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета; ускорение решения вопроса об обеспечении детей с орфанными заболеваниями специальным лечением, питанием и реабилитационным оборудованием. Обеспечение создания сети учреждений (отделений), служб, оказывающих паллиативную медицинскую помощь детям, страдающим неизлечимыми заболеваниями. Развитие подростковой медицины, создание молодежных консультаций, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медико-социальной помощи подросткам. Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних. Создание в учреждениях социального обслуживания населения служб по типу "Маленькая мама" для оказания помощи несовершеннолетним беременным и молодым матерям с детьми. Восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях. Повышение ответственности медицинского персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям. 4. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков Обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования. Привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью. Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни. Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно- спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций, учреждений социального обслуживания семьи и детей Чеченской Республики. Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения. Активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек. Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни. Вовлечение обучающихся общеобразовательных учреждений в проведение спортивных соревнований школьников и спортивных игр. Проведение мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты. Разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка. 5. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства Совершенствование координации деятельности органов исполнительной власти республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Реализация мер по созданию и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей. Обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей. Развитие системы информационно-методической поддержки сферы оздоровления и отдыха детей. Продолжение системной работы по организации летнего отдыха и оздоровления детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 6. Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка Организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу по формированию культуры здорового питания. Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования. Обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно- курортных и реабилитационных учреждениях. Организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями. 7. Ожидаемые результаты Снижение показателей младенческой и детской смертности. Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья. Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях. Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием. Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии "Школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества. Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях. Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей. Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей. Обеспечение детей качественным и здоровым питанием, как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях. IV. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА 1. Краткий анализ ситуации К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году составило 3 644 человека (0,9 процента детского населения), из которых: - под опекой (попечительством) - 3 444 чел.; - усыновлено - 179 чел.; - определены в приемные семьи - 21 чел. Благодаря активной политике руководства республики, направленной на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все дети указанной категории воспитываются в семьях. По состоянию на 1 января 2012 года в республике зарегистрировано 59 921 детей-инвалидов (2010 г. - 48 443 детей). Более 80 процентов детей-инвалидов воспитываются в семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных "барьеров инвалидности" и психологической изоляцией в силу равнодушного отношения окружающих к детям- инвалидам, самоизоляцией семей. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. В социальных учреждениях для детей-инвалидов созданы условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, для проведения мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно- трудового характера, направленные на совершенствование деятельности детских стационарных учреждений в целях создания условий для полноценной жизни детей, их социальной адаптации и интеграции в общество. 2. Основные задачи Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе. Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни. 3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Разработка и внедрение программы комплексной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители. Создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка. Продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, создания новых современных детских домов квартирного типа и в форме детской деревни с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций. Разработка и внедрение программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них. Внедрение технологии "социальных лифтов" для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве. Внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах. Продолжение создания и развития региональных систем сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Совершенствование законодательства Чеченской Республики в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями. 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. Обеспечение укомплектованности психолого-медико-педагогических комиссий современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование. Нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование. Разработка полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий. Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями. Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению. Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах. Создание и внедрение программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, со стороны служб участковых социальных работников. Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни. Обеспечение доступности услуг учреждений культуры, создание системы творческой реабилитации для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, вовлечение их в занятия физкультурой и спортом. Выполнение технических мероприятий по комплексному приспособлению объектов социальной инфраструктуры для детей- инвалидов, а также приобретение технических средств, необходимых для обслуживания детей-инвалидов. Разработка мер, позволяющих приравнять деятельность по уходу за ребенком-инвалидом одного из родителей (единственного родителя) к трудовой деятельности. Обеспечение создания рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий. Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно- практического потенциала. 5. Ожидаемые результаты Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях. Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и образования. Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям. Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги. Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 процентов. Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. V. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ 1. Краткий анализ ситуации В настоящее время в Российской Федерации отсутствует эффективная система защиты детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребенка и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, не определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей. Не отвечает требованиям времени деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей. Ежегодно десятки тысяч российских детей вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации надлежит обеспечить доступ детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса, что будет способствовать созданию дружественного к ребенку правосудия. Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер. Координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. Однако правовая основа работы этих комиссий не соответствует стоящим перед ними целям и задачам. 2. Основные задачи Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку. Реформирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Обобщение и распространение в муниципальных районах и городских округах положительного опыта работы специалистов восстановительного правосудия по внедрению ювенальных технологий. Принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию. Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей-жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей. 3. Меры, направленные на реформирование законодательства Чеченской Республики в части, касающейся защиты прав и интересов детей Разработка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части, касающейся установления мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от преступных посягательств, обеспечения конфиденциальности информации об участии в уголовном деле несовершеннолетнего, а также введения ответственности за распространение сведений о таком несовершеннолетнем, в том числе через сеть "Интернет" и средства массовой информации. Участие в разработке программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, предусматривающей комплекс воспитательных мер и мер социально- психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации. Совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи. 4. Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия и профилактику преступлений и правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела. Основные принципы и элементы дружественного к ребенку правосудия: общедоступность; соответствие возрасту и развитию ребенка; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка. В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается: принятие мер по обеспечению доступа детей к международному правосудию для защиты их прав и интересов; обеспечение выполнения Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 года), Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 года), рекомендаций Комитета министров Совета Европы о европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении. В целях законодательного обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав предусматривается: совершенствование механизма реализации правозащитной, координирующей и профилактической функций комиссий в целях обеспечения прав детей, защиты от насилия и всех форм посягательств на их жизнь и здоровье, применения мер социализации и реабилитации, а также наделяющего комиссии правом ведения персонифицированного банка данных безнадзорных несовершеннолетних, детей и семей, находящихся в социально опасном положении; внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей; организация общесоциальных профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению преступлений и правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей. 5. Меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период Формирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, а также несовершеннолетних, осужденных к видам наказания, не связанным с лишением свободы. Организация работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания. Обеспечение эффективной работы по получению образования несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах. Внедрение современных технологий социальной помощи, защиты и поддержки в отношении несовершеннолетних осужденных. Использование индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики. Привлечение органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Чеченской Республики и институтов гражданского общества к процессу социальной адаптации осужденных. Активное включение в воспитательную работу с осужденными деятелей культуры и искусства, спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, имеющих позитивный авторитет и известность. Привлечение потенциала религиозных деятелей в духовно- нравственном просвещении и воспитании осужденных. Использование справедливой и эффективной системы стимулирования осужденных к законопослушному поведению, с учетом их поведения и личностных характеристик. Дифференцированный подход к применению мер дисциплинарного воздействия и мер поощрения, применяемых к осужденным, а также к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах. Создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом. Распространение на лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте от 18 до 23 лет, права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию со стороны служб, осуществляющих эту работу в отношении несовершеннолетних. Отнесение несовершеннолетних, находящихся в следственных изоляторах и воспитательных колониях, к категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 6. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия Разработка всеми заинтересованными ведомствами, организациями предложений для внесения в проект комплексной национальной программы по предотвращению насилия в отношении детей и реабилитации детей - жертв насилия. Определение перечня организаций в системе здравоохранения, образования и социального обслуживания, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей. Создание условий для предоставления несовершеннолетнему потерпевшему бесплатной юридической помощи на основании обращения следователя (дознавателя) в орган опеки и попечительства. Разработка и апробация в образовательных учреждениях Чеченской Республики программ учебных мероприятий по обучению детей правилам безопасности и поведения в потенциально опасных ситуациях. 7. Ожидаемые результаты Создание эффективной многоуровневой системы защиты детства, основанной на международных стандартах. Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи. Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей. Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка. Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы. Расширение спектра мер воспитательного характера. Гуманизация условий содержания несовершеннолетних, заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения прав и законных интересов. VI. ДЕТИ - УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 1. Краткий анализ ситуации Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы. В Чеченской Республике создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют молодежные общественные объединения, молодежные советы, молодежный парламент. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей; массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением. 2. Основные задачи Развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности. Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми. Привлечение детей к участию в общественной жизни. Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека. Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни. Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие; открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей. 3. Первоочередные меры Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний. Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации. Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет". Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях. Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности. Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений. 4. Ожидаемые результаты Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества. Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет". Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях. Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Стратегия действий в интересах детей Чеченской Республики на 2013-2017 годы реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Республиканским координирующим органом реализации Стратегии в Чеченской Республике является Министерство образования и науки Чеченской Республики. Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - 2013-2014 годы; второй - 2015-2017 годы. Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии являются ежегодные аналитические доклады Министерства образования и науки Чеченской Республики и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|