Расширенный поиск

Постановление Правительства Чеченской Республики от 06.06.2013 № 126

 



                 ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 06.06.2013               г. Грозный                        N 126


   О мерах по повышению эффективности управления государственными
           унитарными предприятиями Чеченской Республики

    В целях повышения  эффективности  деятельности  государственных
унитарных    предприятий    Чеченской    Республики,    а     также
совершенствования  системы  управления  ими,   в   соответствии   с
Федеральным  законом   от   14   ноября   2002   года   N 161   -ФЗ
"О государственных   и   муниципальных   унитарных   предприятиях",
Методическими рекомендациями по разработке и утверждению  стратегий
развития федеральных государственных унитарных предприятий на  срок
от 3 до 5 лет, утвержденными приказом  Министерства  экономического
развития Российской Федерации от  18  ноября  2011  года  N 683,  и
Законом  Чеченской  Республики  от  7  июля   2006   года   N 13-P3
"Об управлении и распоряжении государственным имуществом  Чеченской
Республики" Правительство Чеченской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
    1. Утвердить  прилагаемые  Правила  разработки  и   утверждения
стратегий развития государственных унитарных предприятий  Чеченской
Республики.
    2. Органам  исполнительной  власти   Чеченской   Республики   в
трехмесячный  срок  со  дня   принятия   настоящего   постановления
утвердить  стратегии  развития   подведомственных   государственных
унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет на  основании  программ
деятельности  государственных   унитарных   предприятий   Чеченской
Республики,   утвержденных   в   соответствии   с    постановлением
Правительства Чеченской Республики от 14 сентября 2009  года  N 175
"О мерах по повышению эффективности использования  государственного
имущества, закрепленного в  хозяйственном  ведении  государственных
унитарных предприятий Чеченской Республики", и величин  показателей
экономической эффективности деятельности государственных  унитарных
предприятий,   утвержденных   в   соответствии   с   постановлением
Правительства Чеченской Республики от 9  октября  2008  года  N 204
"О реестре  показателей  экономической  эффективности  деятельности
государственных  унитарных  предприятий  Чеченской   Республики   и
открытых   акционерных   обществ,   акции   которых   находятся   в
собственности Чеченской Республики".
    3. Министерству имущественных и земельных  отношений  Чеченской
Республики   в   месячный   срок   со   дня   принятия   настоящего
постановления:
    а) разместить  на  своем   официальном   сайте   форму   отчета
руководителя предприятия и методические указания по ее заполнению;
    б) разработать регламент взаимодействия органов  исполнительной
власти Чеченской Республики по вопросам управления государственными
унитарными предприятиями Чеченской Республики.
    4. Установить,  что  реализация   полномочий,   предусмотренных
настоящим постановлением,  осуществляется  органами  исполнительной
власти Чеченской Республики в пределах установленной Правительством
Чеченской Республики предельной численности их работников, а  также
бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в бюджете
Чеченской  Республики  на  руководство   и   управление   в   сфере
установленных функций.
    5. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возложить
на заместителя Председателя Правительства Чеченской  Республики  Х.
Х. Хизриева.
    6. Настоящее  постановление  вступает  в  силу   со   дня   его
официального опубликования.


Председатель Правительства
Чеченской Республики                             Р.С-Х. Эдельгериев


                                       УТВЕЖДЕНЫ
                                       постановлением Правительства
                                       Чеченской Республики
                                       от 06.06.2013 N 126


                              ПРАВИЛА
    разработки и утверждения стратегий развития государственных
             унитарных предприятий Чеченской Республики

    1. В целях повышения эффективности деятельности государственных
унитарных предприятий Чеченской Республики (далее - предприятия), а
также  совершенствования  системы  управления  ими,   предприятиями
разрабатываются стратегии развития на срок от 3 до 5 лет  (далее  -
стратегии развития).
    2. Стратегия   развития   основывается   на   утвержденных    в
установленном   порядке    программах    и    решениях,    принятых
Правительством Чеченской Республики.
    3. Стратегия  развития  утверждается   органом   исполнительной
власти Чеченской Республики, на  который  возложены  координация  и
регулирование в соответствующей отрасли (сфере управления) (далее -
отраслевой орган).
    Отраслевыми органами  в  целях  разработки  стратегий  развития
предприятий может быть создана межведомственная рабочая группа.
    4. Стратегия  развития  включает  в  себя  следующие   основные
разделы:
    а) анализ внутренней и внешней среды и оценка рисков;
    б) определение цели развития предприятия, в том числе с  учетом
проведенного анализа внутренней и внешней среды и оценки рисков;
    в) показатели достижения целей развития предприятия с указанием
планируемых сроков их достижения;
    г) мероприятия (производственные,  инвестиционные,  финансовые,
управленческие,   кадровые,   инновационные),    необходимые    для
достижения целей стратегии развития в планируемые сроки;
    д) информация о финансовом и  ресурсном  обеспечении  стратегии
развития;
    е) план мероприятий по реализации стратегии развития;
    ж) мониторинг и контроль реализации стратегии развития.
    5. При проведении анализа внешней среды проводится:
    а) общий   анализ   отрасли,   с    описанием    прогнозируемых
потребностей  рынка  на  перспективу  и  приоритетных   направлений
развития отрасли по видам деятельности;
    б) анализ конечных потребителей;
    в) анализ конкурентной ситуации;
    г) анализ  существующих  направлений  и   перспектив   развития
сотрудничества с другими предприятиями;
    д) анализ прочих значимых факторов;
    е) анализ деятельности предприятия в сравнении с  сопоставимыми
компаниями, в  том  числе  сравнительного  анализа  существующей  и
ожидаемой продуктовой линейки в сравнении с ведущими отечественными
и мировыми производителями (рекомендуется).
    При осуществлении анализа деятельности предприятия в  сравнении
с сопоставимыми  компаниями  рекомендуется  использовать  следующие
ключевые показатели в динамике:
    - рентабельность по чистой прибыли;
    - рентабельность капитала;
    - структура капитала (доля заемного капитала в  общей  величине
активов);
    - структура долговой нагрузки (в том числе, доля краткосрочных
    обязательств в совокупных обязательствах) и ликвидность;
    - структура  издержек  (отдельно  необходимо   проанализировать
отношение средней заработной платы в данной отрасли или  на  данном
рынке);
    - портфель производимой продукции, услуг (в  том  числе  анализ
наиболее  перспективных,  инновационных  продуктов  и   современных
технологий производства);
    - доля предприятия на основных рынках сбыта;
    - география сбыта;
    - структура поставщиков;
    - производительность труда;
    - степень износа основных фондов;
    - расходы на научно-исследовательские и  опытно-конструкторские
работы (НИОКР) в процентах от выручки;
    - консолидированные финансовые показатели.
    6. При проведении анализа внутренней среды приводится:
    а) общее описание деятельности предприятия;
    б) описание  финансовых  потоков,  производства  и  организации
сбыта продукции;
    в) описание кадровой структуры и системы управления персоналом,
информационных   технологий   и   мероприятий   по    инновационной
деятельности;
    г) описание текущей стратегии развития при ее наличии;
    д) оценка  рисков  реализации  стратегии  развития,   возможных
механизмов  управления  рисками  и  нивелирования  последствий   их
возникновения;
    е) описание    проблем    технико-технологического     развития
предприятия и возможных мероприятий, направленных на их устранение.
    7. При определении стратегических  целей  развития  предприятия
учитываются:
    а) результаты проведенного анализа внешней и  внутренней  среды
сопоставимых компаний и оценки рисков;
    б) положения  отраслевой   стратегии   развития,   утвержденной
соответствующим отраслевым  органом  или  Правительством  Чеченской
Республики,    и    иных    документов,    определяющих    развитие
соответствующей отрасли  (указы  Президента  Российской  Федерации,
Главы Чеченской Республики, государственные программы,  федеральные
и республиканские целевые  программы,  стратегии  развития  смежных
отраслей и т.д.).
    в) подходы  организации  к  решению  задач  в  сфере  экологии,
энергоэффективности и социальной ответственности.
    При  этом  достижение  целей  не  должно  подрывать  финансовую
эффективность и устойчивость предприятия.
    8. Стратегические  цели  четко   формулируются   (устанавливают
перечень  показателей  для   достижения),   измеряются   (указывают
числовое значение для каждого показателя) и имеют срок достижения.
    Для достижения целей организациям  целесообразно  устанавливать
следующие показатели деятельности  в  динамике  по  годам  на  весь
период стратегического планирования:
    а) доля по ключевым продуктам на  основном  рынке  деятельности
компании;
    б) расширение географии сбыта продукции;
    в) показатели,  характеризующие  модернизацию  и  инновационное
развитие;
    г) доля НИОКР за счет внебюджетных средств в выручке компании;
    д) себестоимость  на  рубль  продаж  (отношение   себестоимости
продаж к выручке);
    е) производительность    труда     (отношение     выручки     к
среднесписочной численности за отчетный период);
    ж) экспорт продукции, услуг в процентах к выручке компании;
    з) показатели,  характеризующие  финансовую   эффективность   и
устойчивость:
    и) рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к
выручке);
    к) показатели,  характеризующие  долговую  нагрузку  (отношение
суммы  краткосрочных  и  долгосрочных  обязательств  к  прибыли  от
продаж);
    л) ликвидность (отношение разницы между оборотными  активами  и
долгосрочной    дебиторской    задолженностью    к    краткосрочным
обязательствам);
    м) объем инвестиций в основной капитал;
    н) показатели,    характеризующие     энергоэффективность     и
энергосбережение.
    9. Для  формирования   перечня   необходимых   производственных
мероприятий, комплекса мер по модернизации  производства,  а  также
созданию и внедрению новых  технологий  и  продуктов  целесообразно
проведение предприятием независимой оценки технологического  уровня
предприятия.  По  результатам  проведения  такой  оценки  готовятся
прогнозы научно-технического развития, модернизации  и  оптимизации
применяемых технологий,  обеспечивающих  достижение  стратегических
целей.
    На основе комплекса производственных  мероприятий  определяются
объемы, время и сроки  необходимого  финансирования,  в  том  числе
привлечение кредитных ресурсов и облигационных займов.
    10. Для формирования  комплекса  мероприятий,  направленных  на
повышение  энергоэффективности   и   энергосбережения,   необходимо
проведение предприятием энергетического обследования в соответствии
с  Федеральным   законом   от   23   ноября   2009 г.   N 261   -ФЗ
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о
внесении изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации".    Если    предприятием    не    проведена    процедура
энергетического обследования  и  планируется  проведение  ее  после
срока, установленного для подготовки стратегий развития, то это  не
может  служить  основанием  для   отсрочки   подготовки   комплекса
мероприятий    по    энергоэффективности    и     энергосбережению.
Разработанный комплекс мероприятий и, при необходимости,  стратегии
развития  должны  быть  впоследствии   скорректированы   с   учетом
результатов энергетического обследования.
    11. Для формирования  комплекса  мероприятий,  направленных  на
повышение   экологичности   деятельности   и   снижение    вредного
воздействия   на   окружающую   среду,   целесообразно   проведение
предприятием экологического обследования.
    12. Стратегия  развития  может  включать   в   себя   программу
инновационного  развития  предприятия  или  отдельные  мероприятия,
направленные на модернизацию, проведение НИОКР. В случае отсутствия
у предприятия утвержденной программы инновационного развития при ее
разработке  целесообразно  учитывать  Рекомендации  по   разработке
программ    инновационного    развития,    утвержденные    решением
Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3
августа 2010 г., протокол N 4, а также  Методические  материалы  по
разработке программ инновационного развития акционерных  обществ  с
государственным участием, государственных корпораций и  федеральных
государственных унитарных предприятий,  утвержденные  распоряжением
Министерства экономического развития  Российской  Федерации  от  31
января 2011 г. N ЗР-ОФ.
    13. Внедрение системы  мотивации  на  достижение  установленных
стратегических целей включает:
    - внедрение системы ключевых показателей  эффективности  (КПЭ),
обеспечивающих достижение стратегических целей;
    - взаимосвязь размеров вознаграждений руководству с достижением
целевых значений КПЭ в срок.
    14. Внедрение современных информационных технологий  и  систем,
позволяющих осуществлять, в том числе:
    - учет имущества предприятия;
    - планирование       финансово-хозяйственной       деятельности
предприятия;
    - управление внутрикорпоративными инновационными процессами;
    - ведение консолидированной финансовой отчетности, в том  числе
по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);
    - кадровые мероприятия:
    - мероприятия по обучению и развитию персонала (в том числе  по
работе с вышеуказанными информационными системами);
    - мероприятия по обмену опытом с ведущими  компаниями  отрасли,
передовыми научно-техническими центрами;
    - мероприятия  по   разработке   и   корректировке   внутренних
документов предприятия, а также сопутствующих инструментов.
    15. По результатам разработки стратегии развития в соответствии
с   вышеуказанными   правилами   и   рекомендациями    производится
корректировка  соответствующих  документов   организации   или   их
разработка, если они не были разработаны ранее, в том числе:
    - документ, устанавливающий перечень КПЭ и их целевые  значения
(в том числе КПЭ,  отражающие  реализацию  программ  инновационного
развития);
    - положение о  вознаграждениях  руководства.  Следует  обратить
внимание   на   важность   установления   долгосрочной    мотивации
руководства предприятия (выплата вознаграждений предусматривается в
зависимости от достижения  КПЗ,  установленных  на  соответствующий
срок).
    16. Предприятиям    необходимо    уделять    особое    внимание
инвестиционной и финансовой  дисциплине.  Для  этого  разрабатывают
инвестиционно-финансовую политику деятельности предприятия, которой
устанавливаются:
    а) четкие  критерии   инвестирования   (сроки   инвестирования,
внутренняя
    норма доходности (IRR);
    б) требования  по  максимально  допустимому   уровню   долговой
нагрузки;
    в) требования по уровню ликвидности;
    г) требования по коэффициенту  отношения  свободного  денежного
потока к выручке.
    Инвестиционно-финансовая   политика   предприятия   должна   на
повседневном    рабочем    уровне     способствовать     реализации
инвестиционных и финансовых мероприятий, нацеленных  на  достижение
стратегических целей развития предприятия.
    17. На  основе  инвестиционно-финансовой  политики,   а   также
исторических  данных   бухгалтерской   отчетности   разрабатывается
интерактивная финансовая модель деятельности  предприятия,  которая
позволяет руководству  предприятия  прогнозировать  все  показатели
форм  бухгалтерской  отчетности  на  весь  период   стратегического
планирования, а также оценить эффект изменения  вводных  параметров
на эти показатели (интерактивность).
    18. В  рамках  разделов  соответствующих   стратегий   развития
предприятия уделяется особое внимание вопросу  увеличения  расходов
на НИОКР. Показатель расходов  на  НИОКР  как  процент  от  выручки
целесообразно определять с учетом аналогичных показателей у ведущих
компаний в соответствующей  отрасли.  Значение  данного  показателя
выявляется  по  результатам   проведенного   анализа   сопоставимых
компаний.
    Поскольку наиболее  перспективное  развитие  предприятия  может
быть связано с разработкой новой продукции, технологий,  услуг,  не
имеющих  аналогов  у  сопоставимых  компаний,  рекомендуется  также
провести анализ осуществляемых  организацией  НИОКР,  определив,  с
учетом прогнозов мирового  научно-технического  развития,  наиболее
перспективные направления технологического развития,  и  обеспечить
проведение  НИОКР  в   данных   направлениях   в   целях   создания
конкурентоспособных технологий и продуктов,  имеющих  приоритет  на
отечественном и мировом рынках.
    19. При наличии на предприятиях стратегий развития  и  программ
инновационного  развития,  в  ходе  разработки  которых  уже   были
осуществлены определенные этапы, не требуется вторичного проведения
выполненных этапов. При этом ранее разработанные стратегии развития
необходимо уточнить с учетом настоящих Правил.
    20. Предприятиям необходимо уделять особое внимание финансовому
обеспечению стратегии развития.  Для  этого  обеспечивается  увязка
стратегии  развития   с   программами   деятельности   предприятия,
программами   инновационного   развития   (при   их   наличии)    с
инвестиционными  программами   (проектами),   финансовыми   планами
организации в целях достижения утвержденных  в  стратегии  развития
целей  и  задач,   а   также   заявленных   финансово-экономических
показателей.
    Все цели и мероприятия,  предусмотренные  стратегией  развития,
необходимо  увязать  с  источниками  финансирования  (бюджетными  и
внебюджетными). Во внебюджетных источниках рекомендуется  указывать
объемы кредитных и заемных средств.
    21. По   итогам   определения   необходимых   мероприятий   для
достижения целей стратегии развития, а  также  необходимого  объема
финансирования соответствующих  мероприятий  разрабатывается  план-
график  реализации  мероприятий  стратегии  развития,   в   котором
необходимо указать плановые сроки исполнения каждого мероприятия  и
определить  перечень  ответственных  лиц  из   органов   управления
предприятия (ответственного исполнителя, а также соисполнителей при
необходимости).
    22. Органы управления предприятия  обеспечивают  на  регулярной
основе мониторинг и контроль исполнения плана-графика мероприятий и
достижения  показателей,   предусмотренных   стратегией   развития.
Ежегодно по итогам деятельности  предприятия  на  основе  стратегии
проводится актуализация стратегии с учетом достигнутых  результатов
реализации, рисков и новых обстоятельств.


Информация по документу
Читайте также