Расширенный поиск

Постановление Правительства Чеченской Республики от 04.02.2014 № 4

 



                 ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 04.02.2014               г. Грозный                          N 4


     Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять
   на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения
           родителей, на территории Чеченской Республики

    В соответствии с Федеральным законом от  30  ноября  2011  года
N 351-Ф3 "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса
Российской Федерации  и  статью  271  Гражданского  процессуального
кодекса Российской Федерации", Федеральным  законом  от  24  апреля
2008  года  N 48-ФЗ  "Об опеке  и  попечительстве",  постановлением
Правительства Российской  Федерации  от  18  мая  2009  года  N 423
"Об отдельных  вопросах  осуществления  опеки  и  попечительства  в
отношении  несовершеннолетних   граждан",   приказом   Министерства
образования и науки Российской Федерации от 20  августа  2012  года
N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы  подготовки
лиц,  желающих  принять  на  воспитание  в  свою   семью   ребенка,
оставшегося  без  попечения  родителей,  и  формы  свидетельства  о
прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации"  и
Законом  Чеченской  Республики  от  15  ноября  2010  года  N 55-РЗ
"О наделении органов местного самоуправления муниципальных  районов
и  городских  округов  отдельными   государственными   полномочиями
Чеченской Республики по организации и осуществлению деятельности по
опеке и попечительству" Правительство Чеченской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
    1. Утвердить прилагаемую  Программу  подготовки  лиц,  желающих
принять  на  воспитание  в  свою  семью  ребенка,  оставшегося  без
попечения родителей, на территории Чеченской Республики.
    2. Органам   опеки   и    попечительства    органов    местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов  Чеченской
Республики провести  отбор  организаций  из  числа  образовательных
организаций, медицинских организаций, в том числе  организаций  для
детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  для
организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание  в  свою
семью ребенка, оставшегося  без  попечения  родителей,  в  порядке,
утвержденном приказом Министерства образования и  науки  Российской
Федерации  от   14   сентября   2009   года   N 334   "О реализации
постановления Правительства Российской Федерации  от  18  мая  2009
года N 423".
    3. Министерству финансов Чеченской Республики выделить средства
на реализацию настоящего постановления в 2014 году и  предусмотреть
в  бюджете  Чеченской  Республики  на  последующие  годы   денежные
средства по разделу  07  "Образование"  на  расходы  по  реализации
Программы подготовки лиц, желающих принять  на  воспитание  в  свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,  на  территории
Чеченской Республики.
    4. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возложить
на заместителя Председателя Правительства Чеченской  Республики  А.
А. Магомадова.
    5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении  десяти
дней со дня его официального опубликования  и  распространяется  на
правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.


Председатель Правительства
Чеченской Республики                             Р.С-Х. Эдельгериев


                                       УТВЕРЖДЕНА
                                       постановлением Правительства
                                       Чеченской Республики
                                       от 04.02.2014 N 4


                             ПРОГРАММА
           ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ
          В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
           РОДИТЕЛЕЙ, НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                            1. Структура

    Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою
семью детей, оставшихся  без  попечения  родителей,  на  территории
Чеченской Республики (далее - Программа) состоит из:
    учебно-тематического   плана,   устанавливающего   перечень   и
содержание учебных тем,  с  общей  трудоемкостью  66  академических
часов, включающих 16 часов лекций, 49  часов  практических  занятий
(семинары,   тренинги),   а   также   1   час   на   индивидуальное
консультирование;
    содержания тем разделов Программы.

                    2. Учебно-тематический план

--------------------------------------------------------------------------------------------------
|  N  |           Наименование темы           | Всего |               В том числе:               |
| п/п |                                       | часов |------------------------------------------|
|     |                                       |       | лекции | Практические |  Индивидуальное  |
|     |                                       |       |        |   занятия    | консультирование |
|     |                                       |       |        |  (семинары,  |                  |
|     |                                       |       |        |  тренинги)   |                  |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
|  1  |                   2                   |   3   |   4    |      5       |        6         |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
|  1  | Введение в курс подготовки            |   5   |   1    |      4       |                  |
|     | кандидатов в приемные родители        |       |        |              |                  |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
|  2  | Представление о потребностях          |   5   |   1    |      4       |                  |
|     | развития приемного ребенка и о        |       |        |              |                  |
|     | необходимых компетенциях приемных     |       |        |              |                  |
|     | родителей. Понятие о мотивации        |       |        |              |                  |
|     | приемных родителей                    |       |        |              |                  |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
|  3  | Этапы развития ребенка                |   5   |   1    |      4       |        -         |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
|  4  | Особенности развития и поведения      |   5   |   2    |      3       |                  |
|     | ребенка, оставшегося без попечения    |       |        |              |                  |
|     | родителей, подвергавшегося            |       |        |              |                  |
|     | жестокому обращению. Диспропорции     |       |        |              |                  |
|     | развития ребенка                      |       |        |              |                  |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
|  5  | Последствия разрыва с кровной семьей  |   5   |   1    |      4       |                  |
|     | для развития ребенка, оставшегося без |       |        |              |                  |
|     | попечения родителей (нарушения        |       |        |              |                  |
|     | привязанности, особенности            |       |        |              |                  |
|     | переживания горя и потери,            |       |        |              |                  |
|     | формирование личной и семейной        |       |        |              |                  |
|     | идентичности)                         |       |        |              |                  |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
|  6  | Адаптация приемного ребенка и         |   5   |   1    |      4       |                  |
|     | приемной семьи                        |       |        |              |                  |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
|  7  | "Трудное" поведение приемного         |   7   |   2    |      5       |                  |
|     | ребенка, навыки управления            |       |        |              |                  |
|     | "трудным" поведением ребенка          |       |        |              |                  |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
|  8  | Обеспечение безопасности ребенка.     |   5   |   2    |      3       |                  |
|     | Меры по предотвращению рисков         |       |        |              |                  |
|     | жестокого обращения и причинения      |       |        |              |                  |
|     | вреда здоровью ребенка                |       |        |              |                  |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
|  9  | Особенности полового воспитания       |   4   |   1    |      3       |                  |
|     | приемного ребенка                     |       |        |              |                  |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
| 10  | Роль семьи в обеспечении              |   7   |   1    |      6       |                  |
|     | потребностей развития и реабилитации  |       |        |              |                  |
|     | ребенка                               |       |        |              |                  |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
| 11  | Основы законодательства Российской    |   5   |   2    |      3       |                  |
|     | Федерации об устройстве детей,        |       |        |              |                  |
|     | оставшихся без попечения родителей,   |       |        |              |                  |
|     | на воспитание в семьи граждан         |       |        |              |                  |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
| 12  | Взаимодействие приемной семьи с       |   3   |   1    |      2       |                  |
|     | органами опеки и попечительства и     |       |        |              |                  |
|     | иными организациями,                  |       |        |              |                  |
|     | предоставляющими услуги детям и       |       |        |              |                  |
|     | семьям                                |       |        |              |                  |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
| 13  | Подведение итогов освоения курса      |   5   |        |      4       |        1         |
|     | подготовки кандидатов в приемные      |       |        |              |                  |
|     | родители                              |       |        |              |                  |
|-----+---------------------------------------+-------+--------+--------------+------------------|
|     | ИТОГО                                 |  66   |   16   |      49      |        1         |
--------------------------------------------------------------------------------------------------

                3. Содержание тем разделов Программы

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

    Индивидуальное  собеседование  (структурированное  интервью)  с
каждым из кандидатов в приемные родители в целях выяснения мотивов,
ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема  ребенка  на
воспитание в семью,  ресурсов  семьи  (материальных,  социальных  и
психологических  условий  в  семье,  которые  будут  способствовать
воспитанию ребенка) проводится перед изучением тем раздела 1.
    Содержание,  цели  и  этапы  проведения  программы   подготовки
кандидатов в приемные родители.
    Задачи подготовки, в том числе касающиеся:
    - выявления и формирования воспитательных компетенций, а  также
родительских навыков для  содержания  и  воспитания  детей-сирот  и
детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся
без попечения  родителей),  в  том  числе  для  охраны  их  прав  и
здоровья,  создания  безопасной   среды,   успешной   социализации,
образования и развития;
    - оказания помощи кандидатам в приемные родители в  определении
своей готовности к приему на воспитание  ребенка,  оставшегося  без
попечения  родителей,  в  выборе  формы   устройства   ребенка   на
воспитание в семью, в выявлении  своих  слабых  и  сильных  сторон,
ресурсов  и  ограничений  в  воспитании   приемного   ребенка   как
индивидуальных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и
трудностей,  с  которыми  им  предстоит  встретиться   в   процессе
воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
    - ознакомления  кандидатов  в  приемные  родители  с   основами
законодательства Российской Федерации в сфере  защиты  прав  детей,
оставшихся без попечения родителей;
    - формирования  у  кандидатов  в  приемные  родители  знаний  в
области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого
опыта (жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка,  разлуки
с  биологической  семьей)  на  его   психофизическое   развитие   и
поведение;
    - формирования у кандидатов в приемные родители представления о
семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
    - ознакомления кандидатов в приемные родители  с  особенностями
протекания периода адаптации ребенка в семье, а также  с  причинами
"трудного"  поведения  ребенка  и  способами   преодоления   такого
поведения;
    - ознакомления кандидатов в приемные родители  с  обязанностями
по  сохранению  здоровья  ребенка  и  организации  его  безопасного
воспитания;
    - ознакомления кандидатов в приемные родители  с  существующими
формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных
семей.
    Понятие    обучающе-психологического    тренинга,    содержание
особенностей  и  порядка  его  прохождения,  а  также   прохождения
психологического  обследования  кандидатов  в  приемные   родители,
осваивающих   курс   подготовки   (в   случае   проведения   такого
обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
    Причины, по которым  дети  остаются  без  попечения  родителей,
контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения
родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося  без  попечения
родителей, его устройства в организации для детей,  оставшихся  без
попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
    Общая характеристика установленных  семейным  законодательством
семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка
           и необходимых компетенциях приемных родителей.
               Понятие о мотивации приемных родителей

    Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье,
образование,  умственное  развитие,  привязанность,   эмоциональное
развитие, идентичность,  стабильные  отношения  в  приемной  семье,
социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения,
социальных ролей,  общение  со  сверстниками  и  взрослыми,  навыки
самообслуживания -  санитарно-гигиенические  и  бытовые  навыки)  и
понимание  кандидатами  в  приемные   родители   необходимости   их
обеспечивать.
    Проведение  оценки  кандидатами  в  приемные   родители   своей
способности  обеспечить  потребности  развития  ребенка  с   учетом
условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению,
материально-бытовые  условия,  занятость,  доход)   и   особенности
семейной системы.
    Проведение оценки кандидатами в приемные родители  имеющихся  у
них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей  формирования  и
возможности компенсации недостающих компетенций

                  Раздел 3. Этапы развития ребенка

    Общая  характеристика  основных  возрастных  периодов  развития
ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст,  младший
школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
    Роль  психологических  потребностей  в   личностном   развитии:
привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без
     попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению.
                   Диспропорции развития ребенка

    Виды  жестокого  обращения  (пренебрежение   нуждами   ребенка,
физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия
для физического, эмоционального, интеллектуального,  социального  и
сексуального развития ребенка.
    Диспропорции развития ребенка, понятия "умственная  отсталость"
и "задержка психического развития", их отличия.
    Семья  как  реабилитирующий  фактор  для  ребенка,  пережившего
жестокое обращение.
    Оценка  кандидатом  в  приемные  родители   своей   возможности
воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

  Раздел 5. Последствия разрыва с кровной семьей для развития
   ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения
     привязанности, особенности переживания горя и потери, 
          формирование личной и семейной идентичности)

    Потребность   в   привязанности,   идентичности   как    основа
благополучного развития ребенка;  роль  биологических  родителей  и
кровных родственников в жизни  ребенка  и  преодоление  стереотипов
мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
    Причины  возникновения,  проявление  и   последствия   дефицита
близких  эмоциональных  контактов  у   ребенка,   оставшегося   без
попечения родителей.
    Типы   "нарушенной    привязанности"    (понятий    "негативной
(невротической)   привязанности",   "двойственной   привязанности",
"избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
    Понятие  горя  и  потери  в  жизни  ребенка,  оставшегося   без
попечения родителей; психологические особенности и  этапы  процесса
переживания  ребенком  горя,  связанного  с  потерей  семьи   (шок,
потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения  чувств,
депрессия,  принятие);  последствия  вторичного   отказа   приемных
родителей от ребенка.

       Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

    Особенности  ожидания  приемных  семей;   страхи,   тревоги   и
разочарования  взрослых  в  разные  периоды  адаптации;  подготовка
родственников к появлению приемного ребенка.
    Этапы адаптационного периода; чувства  и  переживания  ребенка,
приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.
    Тайна  усыновления;  ее  реальные  и  мнимые   преимущества   и
сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.
    Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период
адаптации ребенка в приемной семье.

 Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления
                    "трудным" поведением ребенка

    Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство,  ложь,
агрессия,  попрошайничество,  бродяжничество,   избегание   близких
отношений, противоречивое поведение, аддиктивное  поведение  (прием
алкоголя, наркотиков,  сильнодействующих  веществ);  их  причины  и
способы работы с ними.
    Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
    Причины  задержки  усвоения  ребенком  этических  ценностей   и
общественных норм.
    Понимание приемными родителями того, как  их  собственный  опыт
влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих
слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем
"трудного" поведения могут помочь специалисты.

 Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению
   рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

    Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме  и  в
обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни
(в том числе  в  связи  с  воспитанием  в  организации  для  детей,
оставшихся  без  попечения  родителей,  безнадзорностью   в   семье
родителей, бродяжничеством).
    Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск
жестокого обращения с ним.
    Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной
семье, на улице и в общественных местах.
    Медицинские  аспекты  ухода  за  ребенком  в   зависимости   от
возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

    Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка

    Возрастные  закономерности  и   особенности   психосексуального
развития  ребенка,  разница  в   проявлениях   нормальной   детской
сексуальности и сексуализированного поведения.
    Формирование  половой  идентичности  у   ребенка;   полоролевая
ориентация и осознание половой принадлежности.
    Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

     Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития
                       и реабилитации ребенка

    Родительское отношение к ребенку и его влияние на  формирование
личности и характер ребенка.
    Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
    Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
    Социальные связи семьи кандидата в приемные  родители.  Система
внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
    Семья как реабилитирующая среда: образ  жизни  семьи,  семейный
уклад, традиции.
    Понимание всеми членами семьи кандидатов  в  приемные  родители
проблем своей семьи, возможностей  и  ресурсов,  сильных  и  слабых
сторон.

     Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации
     об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей,
               на воспитание в семьи граждан

    Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и
основания их устройства на воспитание в семью.
    Формы     семейного     устройства:     усыновление,      опека
(попечительство);  формы  опеки   (возмездная   и   безвозмездная);
различия между формами семейного устройства.
    Требования,    предъявляемые    законодательством    Российской
Федерации к кандидатам в приемные родители;  порядок  представления
кандидатами в приемные родители документов для получения заключения
о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном  (попечителем)
или приемным родителем.
    Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о
детях,  оставшихся  без  попечения  родителей,  органами  опеки   и
попечительства,    региональными    и    федеральным    операторами
государственного банка данных о  детях,  оставшихся  без  попечения
родителей.
    Правила  посещения  организаций  для  детей,   оставшихся   без
попечения родителей, обязанности администрации  такой  организации;
возможность  проведения  независимого   медицинского   обследования
ребенка.
    Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка;  порядок
подготовки  и  подачи  заявления  в  суд;  правовые  аспекты  тайны
усыновления; возможность и последствия изменения  ребенку  фамилии,
имени, отчества, даты и места рождения.
    Порядок   оформления   органом   опеки   и   попечительства   и
организацией  для  детей,  оставшихся  без   попечения   родителей,
документов на ребенка,  передаваемого  на  воспитание  в  семью,  в
зависимости от формы  устройства  перечня  документов  на  ребенка,
передаваемых приемной семье.
    Порядок  оформления  (переоформления)  документов  на   ребенка
усыновителем,  опекуном  (попечителем)  после  вступления  в   силу
решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
    Меры   социальной   поддержки   приемных   семей    и    детей,
воспитывающихся в них, установленные федеральным  законодательством
и   областным   законодательством;   выплаты,   осуществляемые   на
содержание  ребенка,  переданного  на   воспитание   в   семью,   в
зависимости от формы семейного устройства.
    Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
    Порядок осуществления органами опеки и попечительства  контроля
за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной  семье;  порядок
представления  опекунами   (попечителями),   приемными   родителями
ежегодного   отчета    о    хранении,    использовании    имущества
несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
    Правовые   последствия    усыновления,    установления    опеки
(попечительства) - личные неимущественные  и  имущественные  права,
обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей),
а также членов их семей.
    Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье,
приемной семьей - ребенку,  третьими  лицами  -  приемной  семье  и
ребенку.
    Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
    Порядок обжалования решений  органов  опеки  и  попечительства,
федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

     Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки
      и попечительства и иными организациями, предоставляющими
                       услуги детям и семьям

    Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
    Взаимодействие   приемной   семьи   с    органами    опеки    и
попечительства, с организациями, оказывающими  медико-социальную  и
психолого-педагогическую  помощь  таким  семьям,  с   биологической
семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
    Информирование  кандидатов  в  приемные  родители  о  доступной
инфраструктуре  социальных  услуг  для  приемных  семей   в   месте
проживания семьи.
    Взаимодействие  приемных  семей  с  социальным   окружением   и
родительским сообществом.

 Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов
                        в приемные родители

    Обсуждение результатов освоения курса подготовки  кандидатов  в
приемные родители, выполнения домашних заданий.
    Обсуждение  степени  усвоения  курса  подготовки  кандидатов  в
приемные родители.
    Проведение  самооценки  кандидатов  в   приемные   родители   и
выявление  готовности  кандидатов  в  приемные  родители  к  приему
ребенка на воспитание.
    Составление  итогового  заключения  о  готовности и способности
кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью
(составляется  совместно  с  кандидатами  в приемные родители по их
желанию).


Информация по документу
Читайте также