Расширенный поиск

Закон Чеченской Республики от 20.11.2009 № 67-РЗ

 
 
 
 
 
                       ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
 
                               ЗАКОН
                
 
                 О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ
 
   (В редакции Закона Чеченской Республики от 30.06.2015 № 23-РЗ)  
 
    Принят Парламентом 
    Чеченской Республики                       29 октября 2009 года
 
    Статья 1. Создание добровольных народных дружин
 
    1. Для решения населением вопросов местного значения по  охране
общественного порядка органами  местного  самоуправления  Чеченской
Республики  на  территории  муниципального  района  или  городского
округа  могут  создаваться  народные  дружины,  участие  в  которых
граждан осуществляется на добровольной основе.
    2. На основе настоящего Закона органы  местного  самоуправления
Чеченской Республики  принимают  положения  о  конкретных  народных
дружинах,  в  которых  определяется  его  структура  и  организация
деятельности.
    3. Орган   местного   самоуправления   Чеченской    Республики,
создавший народную дружину, в двухдневный срок со дня  ее  создания
обязан уведомить  об  этом  соответствующий  орган  внутренних  дел
Чеченской Республики.
 
    Статья 2. Задачи и функции народных дружин
 
    1. Основной   задачей   народных   дружин   является   оказание
содействия  правоохранительным  органам  по  охране   общественного
порядка  и  окружающей   среды   на   территории   соответствующего
муниципального образования.
    2. Выполняя возложенные на них задачи, народные дружины:
    1) участвуют совместно с сотрудниками органов внутренних дел  в
мероприятиях по охране общественного порядка;
    2) проводят профилактическую воспитательную  работу  с  лицами,
склонными к совершению правонарушений и несовершеннолетними;
    3) участвуют в проведении мероприятий в сфере охраны окружающей 
среды;
    4) оказывают помощь  органам  государственной  власти,  органам
местного  самоуправления,  правоохранительным  органам   в   охране
общественного порядка при стихийных бедствиях, эпидемиях,  авариях,
техногенных катастрофах и  иных  чрезвычайных  ситуациях  в  рамках
своих полномочий, предусмотренных настоящим Законом.
 
    Статья 3. Принципы деятельности народных дружин
 
    1. Деятельность  народных  дружин  осуществляется   на   основе
принципов законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека  и
гражданина, гласности.
    2. Народные дружины в пределах своей компетенции решают стоящие
перед ними задачи  во  взаимодействии  с  органами  государственной
власти,  органами  местного   самоуправления,   правоохранительными
органами, общественными объединениями граждан.
 
    Статья 4. Правовая основа деятельности народных дружин
 
    Правовую  основу  деятельности   народных   дружин   составляют
Конституция  Российской  Федерации,   нормативные   правовые   акты
Российской   Федерации   и   Чеченской   Республики,  муниципальные
нормативные  правовые  акты,  а  также  уставы  народных дружин. 
редакции Закона Чеченской Республики от 30.06.2015 № 23-РЗ)
 
    Статья 5. Орган управления народных дружин
 
    1. Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют
органы  местного  самоуправления  Чеченской  Республики,  принявшие
решение об их создании.
    2. Руководство   деятельностью   народных  дружин  осуществляют
командиры  народных  дружин,  избранные  членами народных дружин по
согласованию  с  органами  местного самоуправления соответствующего
муниципального  образования,  территориальным  органом федерального
органа  исполнительной  власти  в сфере внутренних дел. (В редакции
Закона Чеченской Республики от 30.06.2015 № 23-РЗ)
    3. Штаб народной дружины в пределах своих полномочий:
    1) организует деятельность народной дружины;
    2) принимает решение о приеме в народную дружину  и  отчислении
из ее состава;
    3) осуществляет   планирование   работы    народной    дружины,
составляет и утверждает расчет,  использование  ее  сил  и  графики
дежурств, которые согласовывает с правоохранительными органами;
    4) организует  взаимодействие  народных   дружин   с   органами
государственной   власти,   органами    местного    самоуправления,
правоохранительными органами;
    5) организует и проводит обучение дружинников методам работы по
охране  правопорядка,  их  правовую,   специальную   и   физическую
подготовку;
    6) анализирует результаты работы дружинников, вносит  в  органы
государственной    власти,    органы    местного    самоуправления,
правоохранительные органы предложения по  совершенствованию  работы
народной    дружины,    улучшению    ее    материально-технического
обеспечения;
    7) ходатайствует  о  поощрении  дружинников,  отличившихся  при
исполнении своих обязанностей.
 
    Статья 6. Порядок приема в народную дружину и исключения из нее
 
    1. В народную дружину  принимаются  на  добровольной  основе  в
индивидуальном порядке  граждане  Российской  Федерации,  достигшие
возраста 18 лет, способные по  своим  деловым  и  личным  качествам
исполнять обязанности народного дружинника.
    2. Прием в народную дружину и отчисление из нее  осуществляются
по решению органа  управления  народной  дружины  (штаба),  которое
утверждается соответствующим органом местного самоуправления.
    3. В народные дружины не могут быть приняты граждане:
    1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
    2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
    3) ранее осужденные за умышленные преступления;
    4) включенные  в  перечень  организаций  и  физических  лиц,  в
отношении которых имеются сведения их причастности к экстремистской
деятельности или терроризму, в соответствии с  Федеральным  законом
от 7 августа 2001  года  № 115-ФЗ  «О  противодействии  легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и  финансированию
терроризма»;
    5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда
установлено, что в их действиях содержатся признаки  экстремистской
деятельности;
    6) страдающие психическими расстройствами, больные  наркоманией
или алкоголизмом;
    7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными  по
решению суда, вступившему в законную силу;
    8) подвергнутые неоднократно в течение года,  предшествовавшего
дню    принятия   в   народную   дружину,   в   судебном    порядке
административному   наказанию  за   совершенные    административные
правонарушения;
    9)  имеющие  гражданство (подданство) иностранного государства.
В редакции Закона Чеченской Республики от 30.06.2015 № 23-РЗ)
    4. Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин:
    1) на основании личного заявления народного дружинника;
    2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 3 настоящей
статьи;
    3) при совершении народным дружинником,  участвующим  в  охране
общественного порядка, противоправных  действий  либо  бездействий,
повлекших   нарушение   прав   и   свобод   граждан,   общественных
объединений, религиозных и иных организаций;
    4) в связи с неоднократным невыполнением  народным  дружинником
требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением
от участия в ее деятельности;
    5)  в связи с прекращением гражданства Российской Федерации. 
редакции Закона Чеченской Республики от 30.06.2015 № 23-РЗ)
 
    Статья 7. Правовая и специальная подготовка дружинников
 
    1. Дружинники  в  обязательном  порядке  проходят  правовую   и
специальную  подготовку,  в  ходе   которой   изучают   действующее
законодательство, нормативные акты,  регламентирующие  деятельность
по охране правопорядка, формы и методы работы народной  дружины  по
предупреждению и  пресечению  правонарушений,  овладевают  приемами
самозащиты,  навыками  использования  специальных   и   технических
средств, способами оказания доврачебной помощи.
    2. Формы  обучения  дружинников,  учебные  планы  и   программы
разрабатывает и утверждает штаб народной дружины.
 
    Статья   8.  Удостоверение  и  отличительный  знак  (нарукавная  
повязка) народного дружинника
 
    1.  При  осуществлении  охраны  общественного  порядка народные 
дружинники  должны  иметь  при  себе  удостоверение.     
    2.   Удостоверение  народного  дружинника  является  документом  
строгой отчетности.
    3.  Порядок  оформления,  учета, выдачи и изъятия удостоверения 
народного  дружинника определяется органом местного самоуправления. 
    4.    Народный    дружинник    имеет   установленного   образца   
отличительный знак (нарукавная повязка).
 
    Статья   9.  Права  народных  дружинников    редакции  Закона
Чеченской Республики от 30.06.2015 № 23-РЗ)
 
    1. Народные дружинники при  участии   в  охране   общественного
порядка имеют право:
    1) требовать  от   граждан   и   должностных   лиц   прекратить
противоправные деяния;
    2) принимать меры по охране  места  происшествия,  а  также  по
обеспечению   сохранности  вещественных  доказательств   совершения
правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
    3) оказывать содействие полиции при выполнении  возложенных  на
нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ  «О  полиции»
обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
    4) применять   физическую  силу   в    случаях    и    порядке,
предусмотренных Федеральным законом от 2 апреля 2014  года  № 44-ФЗ
«Об участии граждан в  охране   общественного   порядка»  (далее  
Федеральный закон);
    5) осуществлять   иные   права,   предусмотренные   Федеральным
законом, другими федеральными законами.
    2. Народные   дружинники  вправе   отказаться   от   исполнения
возложенных на них обязанностей в случае, если имеются  достаточные
основания полагать, что их жизнь  и  здоровье  могут  подвергнуться
опасности.
 
    Статья  10. Обязанности народных дружинников (В редакции Закона
Чеченской Республики от 30.06.2015 № 23-РЗ)
 
    1. Народные дружинники при участии   в   охране   общественного
порядка обязаны:
    1) знать и  соблюдать   требования   законодательных   и   иных
нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
    2) при объявлении сбора  народной  дружины  прибывать  к  месту
сбора в установленном порядке;
    3) соблюдать права и законные  интересы  граждан,  общественных
объединений, религиозных и иных организаций;
   4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
    5) выполнять   требования  уполномоченных  сотрудников  органов
внутренних дел (полиции)  и  иных  правоохранительных  органов,  не
противоречащие законодательству Российской Федерации;
    6) оказывать первую помощь гражданам  при  несчастных  случаях,
травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих
их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или)
навыков;
    7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к  которым  обращено
требование  о  прекращении  противоправного  деяния,  удостоверение
установленного образца.
    2. Народные дружинники могут привлекаться к  участию  в  охране
общественного порядка  в  рабочее  или  учебное  время  с  согласия
руководителя организации по месту их работы или учебы.
 
    Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления Чеченской 
Республики  по  руководству  народными  дружинами      
 
    Органы местного самоуправления Чеченской Республики  организуют
и   направляют   деятельность   народных   дружин   по   выполнению
поставленных перед ними задач и в пределах своих полномочий;
    1) решают вопросы их материально-технического обеспечения;
    2) принимают меры к укреплению народных дружин, обеспечивают их
взаимодействие  с   правоохранительными   органами   и   соблюдение
законности в их деятельности,  заслушивают  руководителей  народных
дружин;
    3) устанавливают  образец  отличительного   знака   (нарукавная
повязка) дружинника.
 
    Статья  12.  Взаимодействие  органов внутренних дел с народными 
дружинами
    1.  Органы  внутренних  дел  оказывают  всемерное  содействие и 
поддержку  народным дружинам в выполнении возложенных на них задач, 
предоставляют  необходимую  информацию  о правонарушениях, проводят 
работу   по   правовому   обучению   дружинников,  обеспечивают  их  
юридической литературой, участвуют в работе штабов народных дружин, 
поощряют   в   пределах   своих   полномочий  дружинников,  активно  
участвующих в охране правопорядка.
    2. Органы внутренних дел:
    1) обеспечивают   взаимодействие   с    народными    дружинами,
способствуют активному их вовлечению в  проведение  мероприятий  по
поддержанию и укреплению общественного порядка;
    2) проводят  инструктажи   дружинников,   ознакомление   их   с
оперативной обстановкой;
    3) оказывают   народным   дружинам   практическую   помощь    в
планировании  и   учете   работы,   осуществляют   непосредственное
руководство  действиями  дружинников  на   объектах   и   маршрутах
патрулирования;
    4) привлекая народные дружины для их участия в мероприятиях  по
охране  общественного  порядка,  обязаны  обеспечить   безопасность
народных дружинников.
    3. Порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних
дел  определяется  совместным  решением   соответствующих   органов
местного самоуправления и органов внутренних дел.
 
    Статья   13.  Общие  условия  и  пределы  применения  народными  
дружинниками  физической  силы  и  оружия  самообороны    
 
    1. Народные дружинники  могут  применять  физическую  силу  для
устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам,
в  состоянии  необходимой  обороны  или  крайней  необходимости   в
пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
    2. О применении физической силы, в результате которой  причинен
вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно
уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов
с   момента  ее  применения  информирует  об  этом  соответствующий
территориальный  орган  федерального органа исполнительной власти в
сфере  внутренних  дел.    редакции  Закона  Чеченской Республики
от 30.06.2015 № 23-РЗ)
    3. О применении физической силы и оружия  самообороны  народный
дружинник в течение 24 часов обязан сообщить начальнику штаба  либо
в штаб добровольной народной дружины.
 
    Статья 14. Ответственность народного дружинника
 
    1. За   неправомерные   действия   при   осуществлении   охраны
общественного порядка  народный  дружинник  несет  ответственность,
установленную законодательством Российской Федерации.
    2. Вред,   причиненный   физическим   или   юридическим   лицам
неправомерными действиями народного дружинника, подлежит возмещению
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за
счет средств органа местного самоуправления, принявшего  решение  о
создании народной дружины, с последующим взысканием  этой  суммы  с
виновных лиц.
    3.  Неправомерные  действия  народного  дружинника  могут  быть  
обжалованы  в  порядке,  установленном законодательством Российской 
Федерации.
 
    Статья   15.   Обязательность  исполнения  законных  требований  
дружинника
 
    1. Законные требования дружинника во время несения им дежурства
обязательны  для  исполнения  гражданами  и   должностными   лицами
Российской  Федерации,  иностранными  гражданами   и   лицами   без
гражданства на территории органов местного самоуправления Чеченской
Республики, где действует народная дружина.
    2, Неисполнение  законных  требований  дружинника  и  действия,
препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей,  влекут
ответственность,   установленную    законодательством    Российской
Федерации.
 
    Статья  16.  Гарантии  правовой  и  социальной  зашиты народных 
дружинников
 
    1. Народные дружинники при исполнении общественных обязанностей
находятся под защитой государства.
    2. На  народных   дружинников   распространяются   гарантии   и
компенсации,   установленные   трудовым    законодательством    для
исполнения работниками общественных обязанностей.
    3. Органы   государственной   власти    и    органы    местного
самоуправления Чеченской Республики  в  пределах  своих  полномочий
вправе  устанавливать  дополнительные  гарантии  социальной  защиты
граждан, участвующих в охране общественного порядка.
    4. Народные дружинники не несут ответственности  за  моральный,
материальный  и  физический  вред,  причиненный  правонарушителю  в
рамках    своих     полномочий,     предусмотренных     федеральным
законодательством и настоящим Законом.
 
    Статья  17.  Меры  морального  и  материального  стимулирования  
дружинников
 
    1. Дружинники,  активно  участвующие  в  охране   общественного
порядка, могут поощряться руководителями  органов  внутренних  дел,
предприятий, учреждений и организаций  в  пределах  их  компетенции
путем:
    1) объявления благодарности;
    2) награждения благодарственным письмом;
    3) награждения почетной грамотой;
    4) награждения ценным подарком;
    5) предоставления дополнительно оплачиваемого отпуска сроком до
пяти  дней  за  счет  предприятия,  учреждения   или   организации,
очередного  отпуска  в  удобное  для  дружинника  время,  если  это
предусмотрено в коллективном договоре;
    6) предоставления путевки на льготных условиях в санаторий  или
дом отдыха за счет предприятия, учреждения и организации, если  это
предусмотрено в
    7) коллективном договоре;
    8) предоставления им иных льгот и преимуществ.
    При утверждении положения о народной дружине органами  местного
самоуправления Чеченской Республики могут быть  предусмотрены  иные
меры морального и материального стимулирования дружинников.
    2. За  особые  заслуги  в  выполнении  общественного  долга   и
проявленные  при  этом  мужество   и   героизм   дружинники   могут
награждаться органами государственной власти Чеченской  Республики,
органами  местного  самоуправления  и  органами   внутренних   дел,
соответственно  государственными  муниципальными  и  ведомственными
наградами,  а  также  представляться  к  государственным   наградам
Российской Федерации.
    3. Меры   материального   стимулирования,   включая    денежное
вознаграждение за выполнение дружинниками  обязанностей  по  охране
общественного  порядка,   могут   применяться   органами   местного
самоуправления,    органами    внутренних    дел,    предприятиями,
учреждениями и организациями за счет специальных фондов,  созданных
за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
 
    Статья 18. Меры взыскания, применяемые к дружинникам
 
    1. К   дружинникам,   недобросовестно   относящимся   к   своим
обязанностям,  допускающим  нарушения  дисциплины,  штабы  народной
дружины могут применять следующие виды взысканий:
    1) замечание;
    2) выговор;
    3) строгий выговор;
    4) исключение из состава народной дружины.
    2. За противоправные действия  дружинники  несут  установленную
законами Российской Федерации ответственность.
    3. В случае недобросовестного отношения к  своим  обязанностям,
серьезных упущений в  организации  работы  полномочия  должностного
лица (начальника штаба) могут быть приостановлены органами местного
самоуправления до решения вопроса об освобождении его от занимаемой
должности (общественных обязанностей) или о наложении взыскания.
 
    Статья  19.  Финансовое  и  материально-техническое обеспечение 
народных дружин
 
    1.   Содержание  народных  дружин,  их  материально-техническое  
обеспечение   является   расходным   обязательством  муниципального  
образования.
    2. Дополнительными  источниками  народных  дружин  могут   быть
благотворительные взносы, добровольные безвозмездные  пожертвования
и  иные  источники,  не  запрещенные  законодательством  Российской
Федерации.
    3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
вправе оказывать  финансовую  и  материально-техническую  поддержку
деятельности   народных   дружин,   созданных    в    муниципальных
образованиях.
 
    Статья   20.  Прекращение  деятельности  (ликвидация)  народной  
дружины
 
    1. Прекращение  деятельности  (ликвидация)   народной   дружины
осуществляется  по   решению   соответствующего   органа   местного
самоуправления.
    2. Оставшиеся  после  прекращения   деятельности   (ликвидации)
народной дружины имущество и  материальные  ценности  передаются  в
распоряжение органов местного самоуправления.
 
    Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
 
    Настоящий Закон вступает в силу через  десять  дней  после  его
официального опубликования.
 
    
    Президент 
    Чеченской Республики                                  Р.КАДЫРОВ
 
    грозный
    20 ноября 2009 г
    N 67-РЗ


Информация по документу
Читайте также