Расширенный поиск

Распоряжение Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 03.04.2015 № 101-р

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от   3 апреля  2015 г. № 101-р

 

гладикавказ

 

 

Об итогах социально-экономического развития

Республики Северная Осетия-Алания за 2014 год

 

 

По итогам 2014 года отмечается положительная динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания. В сравнении с показателями за 2013 год:

индекс промышленного производства составил 100,3%;

выпуск продукции сельского хозяйства составил 100,1%, или 25 155,5 млн рублей;

объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности вырос на 2,6 %, в том числе: по добыче полезных ископаемых – на 18,7%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – на 13,9%;

инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 119,6%, или 36 328,7 млн рублей;

объем работ, выполненный по виду деятельности «Строительство», - 13 521,4 млн рублей (107,2% к уровню 2013 года);

объем услуг связи вырос на 4,1%;

оборот розничной торговли повысился на 2,7%;

средняя заработная плата за период январь-декабрь 2014 года составила 20 269,0 рубля;

денежные доходы на душу населения увеличились на 12,3% и составили 19 972,7  рубля;

грузооборот автомобильного транспорта вырос на 6,6%, пассажирооборот – на 1,4%;

поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики увеличились на 3,3 %.

Индекс потребительских цен к его значению в декабре предыдущего года составил 110,2%.

Вместе с тем по итогам 2014 года ввод в эксплуатацию жилья снизился на 18,8%, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в обрабатывающих производствах сократился на 1,8%, доля убыточных организаций составила 36,7%.

Задолженность по выплате заработной платы на 1 января 2015 года составила 26,5 млн рублей.

В целях обеспечения устойчивого роста показателей экономического и социального развития и преодоления негативных тенденций в экономике республики в 1 полугодии 2015 года:

1. Принять к сведению прилагаемый доклад Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания «Об итогах социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за 2014 год».

2. Министерству промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания:

 продолжить работу по созданию условий для стабильного развития промышленности и пассажирского  транспорта Республики Северная Осетия-Алания в рамках Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Развитие промышленности и пассажирского транспорта Республики Северная Осетия-Алания в 2014-2016 годах»;

принять меры по выполнению Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Северная Осетия-Алания в 2015 году, в том числе в части импортозамещения.

3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания:

до конца текущего года обеспечить выполнение запланированных мероприятий и достижение целевых индикаторов на 2015 год, предусмотренных Государственной программой Республики Северная Осетия-Алания «Развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы;

принять меры по выполнению Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Северная Осетия-Алания в 2015 году, в том числе в части импортозамещения.

4. Министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания и Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания обеспечить своевременное заключение соглашений с государственными заказчиками Федеральной целевой программы «Юг России (2014-2020 годы)» о предоставлении в 2015 году субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Северная Осетия-Алания на софинансирование объектов капитального строительства.

5. Ответственным исполнителям государственных программ Республики Северная Осетия-Алания в I полугодии 2015 года обеспечить в установленном порядке внесение изменений в государственные программы с целью выделения приоритетных направлений и дополнительных антикризисных мер.

6. Государственным заказчикам Республиканской адресной инвестиционной программы на 2015 год в целях повышения эффективности капитальных вложений, выделяемых на реализацию Программы, в первом полугодии 2015 года обеспечить:

своевременное заключение государственных контрактов и организацию строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ;

ввод в эксплуатацию в установленном порядке завершенных строительством объектов и пусковых комплексов.

7. Министерству туризма, предпринимательства и инвестиционной политики Республики Северная Осетия-Алания:

обеспечить реализацию Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы;

обеспечить участие Республики Северная Осетия-Алания в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2015 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации;

продолжить отбор эффективных инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки предприятиям и организациям;

проводить работу по привлечению внебюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов, а также участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

8. Комитету Республики Северная Осетия-Алания по информационным технологиям и массовым коммуникациям в целях формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий продолжить реализацию мер, направленных на выполнение мероприятий, предусмотренных Государственной программой Республики Северная Осетия-Алания «Развитие информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы.

9. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания К.Э. Габисова.

 

 

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания              С.Такоев

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к распоряжению Правительства

Республики Северная Осетия-Алания

от  3 апреля  2015 г. № 101-р

 

Доклад Министерства экономического развития Республики

 Северная Осетия-Алания «Об итогах социально-экономического

развития Республики Северная Осетия-Алания за 2014 год»

 

Общеэкономические показатели

 

По итогам 2014 года отмечается положительная динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания. В сравнении с показателями за 2013 год:

индекс промышленного производства составил 100,3%;

выпуск продукции сельского хозяйства составил 100,1%, или 25 155,5 млн рублей;

объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности вырос на 2,6 %, в том числе: по добыче полезных ископаемых – на 18,7%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – на 13,9%;

инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 119,6%, или 36 328,7 млн рублей;

объем работ, выполненный по виду деятельности «Строительство», – 13 521,4 млн рублей (107,2% к уровню 2013 года);

объем услуг связи вырос на 4,1%;

оборот розничной торговли повысился на 2,7%;

средняя заработная плата за период январь-декабрь 2014 года составила 20 269,0 рубля;

денежные доходы на душу населения увеличились на 12,3% и составили 19 972,7 рубля;

грузооборот автомобильного транспорта вырос на 6,6%, пассажирооборот – на 1,4%;

поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики увеличились на 3,3%.

Индекс потребительских цен к его значению в декабре предыдущего года составил 110,2%.

Вместе с тем по итогам 2014 года ввод в эксплуатацию жилья снизился на 18,8%, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в обрабатывающих производствах сократился на 1,8%, доля убыточных организаций составила 36,7%. Задолженность по выплате заработной платы на 1 января 2015 года составила 26,5 млн рублей.

 

Промышленность

 

Индекс промышленного производства по всем видам экономической деятельности за 2014 год составил 100,3%, в том числе по добыче полезных ископаемых – 90,4%, по обрабатывающим производствам – 104,2%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 86,0%.

Опережающими темпами по обрабатывающим производствам в отчетном году развивались предприятия производства пищевых продуктов, включая напитки (рост производства продукции составил 118,3% по сравнению с показателем за 2013 год), химического производства (109,2%), издательской и полиграфической деятельности (107,7%), в 1,8 раза выросло производство прочих неметаллических минеральных продуктов.

Снижение уровня добычи полезных ископаемых обусловливается спадом спроса на готовую продукцию недропользователей Республики Северная Осетия-Алания, в том числе: ООО «Ардонский щебеночный завод №1», ООО «Стройтехмонтаж-04», ОАО «Владикавказский завод силикатного кирпича».

Снижение индекса промышленного производства по сравнению с индексом в 2013 году в производстве электроэнергии (на 14,0%) объясняется недовыработкой электроэнергии гидроэлектростанциями СОФ ОАО «РусГидро» (на 19,7%) в результате схода селевых масс со склона г. Казбек в мае 2014 года, затем повторных в августе, что привело к аварийной ситуации на Эзминской ГЭС и вынужденному простою.

Вместе с тем заниженными темпами в отчетном периоде развивались металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (90,2%), производство и распределение электрической и тепловой энергии (86%), производство резиновых и пластмассовых изделий (85,7%), производство транспортных средств и оборудования (80,7%), текстильное и швейное производство (79%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (67%), производство кокса и нефтепродуктов (42,3%), производство по обработке древесины и производство изделий из дерева (23%).

Объём отгруженной промышленной продукции за 2014 год достиг 23 761,6 млн рублей и составил 102,6% к показателю за 2013 год, в том числе по видам экономической деятельности: по добыче полезных ископаемых – 410,4 млн рублей (118,7%), по обрабатывающим производствам – 16 495,7 млн рублей (98,2%), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 6 855,5 млн рублей (113,9%).

Удельный вес обрабатывающих производств в общем объеме отгруженной промышленной продукции остается доминирующим и составляет 69,4% (для сравнения: в 2013 году – 71,5%), производства и распределения электроэнергии – 28,9% (26,7%), добычи полезных ископаемых – 1,7% (1,8%). При этом в структуре объема отгруженной продукции обрабатывающих производств за январь-декабрь 2014 года удельный вес производства пищевых продуктов, включая напитки, составил 44,5% , металлургического производства – 35,1%.

Увеличили объемы отгруженной продукции ОАО «Топаз» (в 3,5 раза), ОАО «Янтарь» (в 1,6 раза), ООО «Ирафская швейная фабрика» (в 1,5 раза), Терско-Кумская ПМК-4 (139,1%), ОАО «Кавдоломит» (134,2%), ООО УПП ВОС (133,9%), ОАО «Моздокские узоры» (132,4%), ОАО «Крон» (131,8%), ОАО «Электронкомплекс» (130,4%), ООО «ВТЦ «Баспик» (128,2%), ОАО «Разряд» (128,1%), ОАО «Электроцинк» (116,5%), ОАО «НПО «Бином» (111,8%), ОАО «АЗС» (109,9%), ОАО «Иристонстекло» (106,8%), ЗАО «Рокос» (106,1%), ОАО «Гран» (104,8%), ОАО «Кетон» (104,7%), ОАО «Севкавказэнерго» (101,1%).

Снизили объемы отгрузки продукции ОАО «Радуга» (на 1,1%), ОАО «Победит» (на 4,3%), ООО «Луч» (на 6,4%), ОАО «Магнит» (на 10,4%), Бесланский щебзавод – филиал ОАО «ПНК» (на 10,8%), ОАО «Электроконтактор» (на 20,1%), ОАО «ВВРЗ» (на 24,6%), ОАО «Одежда» (на 37,5%), ОАО «Алагирский ДОЗ» (на 71,3%), ООО «Сервис Пак» (на 89,4%).

Снижение объемов производства обусловлено сокращением оборонных и государственных заказов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, усилением конкуренции вследствие роста импорта в текстильной отрасли, использованием на большинстве предприятий устаревших материалоемких и энергозатратных технологий, способствующих росту себестоимости конечной продукции. Кроме того, факторами, сдерживающими рост производства, явились повышение тарифов на электроэнергию и транспортные услуги, а также высокая стоимость банковских ресурсов.

 

Агропромышленный комплекс

 

В 2014 году производство продукции сельского хозяйства составило 25 155,5 млн рублей (100,1% к уровню в 2013 году).

На 1 января 2015 года в хозяйствах всех сельхозпроизводителей по сравнению с показателями на аналогичную дату 2014 года увеличилось поголовье скота и птицы: крупного рогатого скота на 2,0% и составило 140,7 тыс. голов, в том числе коров на 3,5% (66,7 тыс. голов), свиней на 2,4% (21,3 тыс. голов), овец и коз на 13,8% (97,4 тыс. голов), птицы на 5,4% (1 388,4 тыс. голов).

Существенные структурные изменения произошли в численности поголовья крупного рогатого скота сельскохозяйственных организаций, оно снизилось на 9,8% и составило 16,2 тыс. голов  Мероприятия, направленные на обновление молодняка, способствовали доведению численности дойного стада коров до 5,8 тыс. голов (119,0% к уровню в 2013 году).

В связи с изменением структуры поголовья в сельскохозяйственных организациях в 2014 году в хозяйствах всех категорий произведено на 7,8% меньше мяса (56,4 тыс. тонн). В производстве скота и птицы на убой (в живом весе) удельный вес птицы составил 53,8% (в 2013 году– 62,0%), доля крупного рогатого скота – 38,5% (31,2%).

В 2014 году надоено молока 219,1 тыс. тонн, что на 1,0% больше, чем в 2013 году. Рост производства молока связан с увеличением поголовья коров (на 3,5%) и надоев на 1 корову (на 1,5%).

Производство яиц составило 127,5 млн штук (на 1,4% меньше, чем в 2013 году). Снижение производства яиц обусловлено уменьшением яйценоскости кур-несушек на 1,8% к уровню в 2013 году.

В 2014 году в хозяйствах всех категорий  валовой сбор зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) составил 650,4 тыс. тонн (на 0,3% больше, чем в 2013 году).  Собрано 109,9 тыс. тонн картофеля (на 10,1% меньше, чем в 2013 году) и 36,8 тыс. тонн овощей (на 0,2% меньше показателя в 2013 году).

Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса республики осуществляется в рамках Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы, которой на 2014 год были предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидий на сумму 467,7 млн рублей, в том числе 323,4 млн рублей за счет средств федерального бюджета и 144,3 млн рублей из республиканского бюджета.

По состоянию на 1 января 2015 года сельскохозяйственные товаропроизводители республики профинансированы в сумме 388,8 млн рублей (83,1% от предусмотренного объема бюджетного финансирования на 2014 год), в том числе: 295,2 млн рублей (91,3%) – за счет средств федерального бюджета и 93,5 млн рублей (64,8%) – из республиканского бюджета.

В рамках реализации мероприятий Программы по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих молочных ферм в Республике Северная Осетия-Алания был проведен конкурс по отбору лучших проектов. На финансирование поддержки начинающих фермеров в 2014 году  перечислено 23 913,0 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 18 413,0 тыс. рублей, из республиканского бюджета – 5 500,0 тыс. рублей. Гранты выделены 48 начинающим фермерам.

Финансирование мероприятий по развитию семейных молочных ферм составило 19 736,0 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 12 236,0 тыс. рублей, из республиканского бюджета – 7 500,0 тыс. рублей. Реализация программных мероприятий позволила создать 10 новых семейных ферм.

В 2014 году предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности республики выработано: мяса и пищевых субпродуктов – 5,7 тыс. тонн (на 4,7% больше уровня в 2013 году), цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) – 12,0 тыс. тонн (на 10,4% больше), сыра – 0,13 тыс. тонн (на 15,2% меньше), масла сливочного – 0,06 тыс. тонн (на 37,8% меньше), хлеба и хлебобулочных изделий – 6,8 тыс. тонн (на 5,9% меньше), воды минеральной – 19,8 тыс. полулитров (на 13,7% меньше). В 2,3 раза увеличилось производство безалкогольных напитков (8,8 млн дал). Снижение производства сыра и масла сливочного связано с нехваткой сырья. Заготовка молока для промышленной переработки снизилась на 5,1% к уровню в 2013 году.

 

Инвестиции

 

В 2014 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 36,3 млрд рублей (119,6% к уровню в 2013 года), из них более 40% - бюджетные средства (14,7 млрд рублей).

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», – 13,5 млрд рублей (107,2% к уровню в 2013 году).

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» обеспечен ввод в эксплуатацию 2 149 квартир общей площадью 170,8 тыс. кв. метров (81,2% к уровню в 2013 году), из них 18,8% - жилье экономкласса. Доля индивидуального жилья в общем объеме составила 21,6%. Жителям республики выдано 1 487 ипотечных жилищных кредитов на сумму 2 389,4 млн рублей, что превышает уровень в 2013 году в 3,4 раза.

Снижение планового показателя ввода жилья в 2014 году к уровню в 2013 году на 19% предусмотрено в республиканской государственной программе с целью обеспечения сбалансированности спроса и предложения жилья на первичном рынке и рационального использования земельных ресурсов в условиях малоземельности республики (более 50% занимают горные территории).

В 2014 году на территории республики введены в эксплуатацию два дошкольных образовательных учреждения на 400 мест, стоматологическая поликлиника на 600 посещений в смену, 5 объектов спорта, инженерные коммуникации общей протяженностью 94,6 км (водопроводные сети – 69,4 км, газовые сети – 25,2 км).

За счет средств операторов сотовой связи сданы в эксплуатацию радиорелейные линии связи протяженностью 607,5 км и 3 антенно-мачтовых сооружения. Реконструкция городских и сельских АТС позволила увеличить количество стационарных номеров на 9,1 тыс. в г. Владикавказ, г. Алагир, Кировском, Моздокском и Алагирском районах республики.

В агропромышленном комплексе за счет средств частных предпринимателей введены в эксплуатацию помещения для крупного рогатого скота на 490 голов в Пригородном районе.

Бюджетные средства в объеме 14 710,1 млн рублей (90,0% к уровню в 2013 году) были направлены на строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, транспортного, агропромышленного, социального комплексов и на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан.

Из общего объема выполненных работ на реализацию программных мероприятий направлено 12 885,3 млн рублей, в том числе: ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» – 76,0% (в общем объеме средств, освоенных по программам), ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)» и ФЦП «Юг России (2014-2020 годы)» – 9,5%, государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы – 5,3%, ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» и ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» –  3,7%,  ФЦП «Развитие физической культуры и спорта Российской Федерации на 2006-2015 годы» – 1,8%, ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы – 1,6% и др.

Значительная часть бюджетных средств (9 070,0 млн рублей) направлена на строительство и реконструкцию сети автомобильных дорог.

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» по подпрограмме «Автомобильные дороги» за счет средств федерального бюджета завершено строительство противолавинной галереи на автомобильной дороге Алагир – Нижний Зарамаг до границы с Республикой Грузия протяженностью 0,36 км, установлен шумозащитный экран на автомобильной дороге «Кавказ» на подъезде к гладикавказ, продолжена реконструкция тоннеля на автомобильной дороге Алагир – Нижний Зарамаг до границы с Республикой Грузия и реконструкция участка автомагистрали «Кавказ» в Кировском районе, работы по которым планируется завершить в 2015 году.

По подпрограмме «Гражданская авиация» проводились работы по реконструкции аэродромных покрытий с заменой светосигнального оборудования ОАО «Международный аэропорт «Владикавказ». Объем освоенных средств в 2014 году составил 1 262,6 млн рублей (55,4% годового лимита). Освоение оставшихся федеральных средств и ввод объекта в эксплуатацию планируется в I квартале 2015 года.

За счет средств республиканского дорожного фонда осуществлялась реконструкция автомобильных дорог Владикавказ – Ардон – Чикола – Лескен, строительство автомобильных дорог в Ирафском районе (обход совый Урух), Пригородном районе (Кобан – турбаза «Кахтисар» – Даргавс). Кроме того, за счет не использованных в 2013 году средств федерального бюджета продолжены работы по строительству и реконструкции  автомобильных дорог от с. Н. Зарамаг к рекреационному комплексу «Мамисон» и Чикола – Мацута – Комы – Арт с подъездом к с. Галиат.

На реализацию мероприятий федеральных целевых программ по развитию водохозяйственного комплекса и мелиорации земель сельскохозяйственного назначения направлено 478,5 млн рублей, которые освоены полностью. За счет указанных средств осуществлялись работы по реконструкции головных сооружений и магистральных каналов в Дигорском, Моздокском, Пригородном районах и капитальному ремонту берегоукрепительных сооружений на левом берегу р. Ардон у г. Алагир. Завершено строительство берегоукрепительных сооружений протяженностью 2,95 км на реке Суадагдон по защите с. Суадон и реконструкция оросительной системы в Моздокском районе для восстановления полива орошаемого участка площадью 540 гектаров.

На реализацию мероприятий Федеральной целевой программы «Юг России (2014-2020 годы)» в 2014 году предусмотрено выделение бюджетных средств в объеме 607,2 млн рублей, из них средства федерального бюджета – 552,0 млн рублей и средств республиканского бюджета – 55,2 млн рублей, которые освоены в объеме 480,9 млн рублей (79,2% от годового лимита) и профинансированы в объеме 297,6 млн рублей (62% от объема выполненных работ).

За счет указанных средств велось строительство газопровода – отвода от с. Калух до с. Дзинага в Ирафском районе и головного водопровода «Родник «Фаныкдон» – Беслан – ЗильгиБатакоРаздзогЗаманкул в Правобережном районе.

Кроме того осваивались средства федерального бюджета, выделенные в 2013 году на объекты Федеральной целевой программы «Юг России (2008-2013 годы)». Работы велись по строительству и реконструкции общеобразовательных школ в г. Владикавказ, пос. Новый и сЧикола, 1-ой городской больницы в г. Владикавказ, Центральной районной больницы в г. Алагир, системы водоснабжения г. Моздок, электрических сетей г. Алагир, а также на объектах горно-рекреационного комплекса «Мамисон».

За счет средств указанной Программы в 2014 году обеспечен ввод в эксплуатацию водопроводных сетей к объектам производственной инфраструктуры в Алагирском районе протяженностью 62,6 км, II-ой очереди Архонского группового водопровода протяженностью 6,8 км, газопровода высокого давления с. Кобан - туркомплекс «Кахтисар» протяженностью 8,5 км, распределительного пункта системы электроснабжения в г. Владикавказ и берегоукрепительных сооружений на р. Терек в г. Владикавказ протяженностью 0,9 км.  

На реализацию мероприятий подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания» Республиканской государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы направлено 332,2 млн рублей.

В рамках указанной подпрограммы на выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, направлено 172,8 млн рублей, за счет которых выданы государственные жилищные сертификаты 75 семьям. Это позволило улучшить жилищные условия 70 семьям вынужденных переселенцев, 4 семьям граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и 1 семье граждан, выехавших из районов Крайнего Севера.

Оказана государственная поддержка по приобретению жилья 38 многодетным молодым семьям. На эти цели выделено 31,2 млн рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета в объеме 10,7 млн рублей, средства республиканского и местных бюджетов – 20,5 млн рублей.

За счет средств федерального бюджета в объеме 122,1 млн рублей оказана государственная поддержка по улучшению жилищных условий 114 ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и 14 ветеранам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

Реализация мер социальной поддержки граждан за счет средств республиканского бюджета в объеме 6,1 млн рублей позволила улучшить жилищные условия 6 больных заразной формой туберкулеза.

В рамках мероприятий республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и капитальному ремонту многоквартирных домов за счет бюджетных средств, выделенных в 2013-2014 годах, завершено строительство 12 многоквартирных домов в г. Владикавказ, Алагирском, Ардонском, Моздокском, Правобережном районах общей площадью 16,5 тыс. кв. метров, переселено из аварийного жилья 444 семьи (1329 человек), а также полностью завершен капитальный ремонт 38 жилых домов в г. Владикавказ, г. Беслан, Алагирском и Моздокском районах. 

В 2014 году начато строительство пяти многоквартирных жилых домов в городах Владикавказ, Ардон, Моздок,  Кировском и Правобережном районах, что позволит в 2015 году переселить из аварийного жилья 207 семей (587 человек).

На объектах физической культуры и спорта республики за счет бюджетных средств всех уровней освоено 271,8 млн рублей (81,5% от объема финансирования).

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» осуществлялось строительство конно-спортивного манежа Республиканской конно-спортивной школы и физкультурно-оздоровительных комплексов в городах Беслан и Моздок. Сданы в эксплуатацию спортивные комплексы в г. Алагир, с. Карджин и с. Ногир.

Кроме того, за счет частных инвестиций введены в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс и спортивная площадка в г. Владикавказ.

В рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы на территории республики осуществлены реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий дошкольных образовательных учреждений, что способствовало созданию 2 144 дополнительных мест. Введены в эксплуатацию два дошкольных учреждения на 400 мест в г. Владикавказ. Также завершено строительство детского сада на 300 мест в с. Кизляр, ввод в эксплуатацию которого планируется в 2015 году.

В рамках реализации мероприятий по строительству новых сейсмостойких объектов ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы» начато строительство детских садов в г. Ардон и с. Эльхотово на 240 мест.

В целях укрепления материально-технической базы высших учебных заведений за счет средств федерального бюджета завершена реконструкция общежития на 350 мест и осуществлялось строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном Северо-Осетинского государственного университета им. К. Хетагурова.

В 2014 году в республике продолжалась реализация инвестиционных проектов за счет внебюджетных источников финансирования.

ОАО «РусГидро» продолжает строительство Зарамагской ГЭС-1 на реке Ардон мощностью 342 МВт. В 2014 году освоено 2,3 млрд рублей на проведение комплекса работ по реконструкции электрооборудования, а также модернизации и замене систем гидрогенераторов ГЭС.

ООО «УГМК-Холдинг» на реализацию программы развития ОАО «Электроцинк» в 2014 году инвестировало 175,3 млн рублей, в том числе на реконструкцию цинкового производства и строительство нового цеха электролиза.

ООО «Агропромышленный холдинг «Мастер-Прайм. Березка» реализуется проект по строительству животноводческого комплекса на 1 200 голов и молокоперерабатывающего завода с цехом по производству VIP-сыров типа «Контэ». На реализацию первого этапа освоено 680 млн рублей. Намечается привлечение кредитных ресурсов Внешэкономбанка в объеме 1 500 млн рублей для реализации второго этапа.

ОАО «Племенной репродуктор «Михайловский» осуществляет проект по модернизации и расширению племенного птицеводческого производства на общую сумму 225 млн рублей. На строительно-ремонтные работы птицеубойного цеха в 2014 году направлено 10,2 млн рублей.

ООО «Миранда» реализован проект по организации комплексной переработки пшеницы для получения клейковины, крахмала и патоки стоимостью 500 млн рублей. Инвестиционные затраты на закупку оборудования составили 246 млн рублей.

ООО «Агрофирма «Фат» в рамках проекта «Модернизация пивоваренного производства» освоено 100 млн рублей.

Инвестиционные затраты ООО «Владопторг» на строительство кондитерской фабрики в 2014 году составили 10,5 млн рублей.

СПК «Де-Густо» освоено в 2014 году 31,2 млн рублей для развития питомниководства и племенного животноводства.

ООО «ТВИНГО телеком» продолжает реализацию проекта по строительству общегородской волоконно-оптической сети связи в г. Владикавказ - сети нового поколения NGN. В 2014 году затраты инвестора составили 33,1 млн рублей.

ООО «Иртелком» реализует проект «Построение беспроводной сети передачи данных по передовой технологии». За отчетный период затраты инвестора составили 7,0 млн рублей.

В рамках инвестиционной программы Северо-Осетинского филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» за 2014 год освоено 150,4 млн рублей.

Проводится работа по привлечению иностранных инвесторов для реализации инвестиционных проектов.

В частности, в сфере промышленности с привлечением иностранных инвестиций на базе завода «Топаз» намечается реализация инвестиционного проекта «Создание производства стекла первого гидролитического класса для медицинских нужд, кварцевого стекла, оптического волокна и пеностекла в г. Владикавказ» стоимостью 5,5 млрд рублей (инициатор – немецкая компания «MTFJ GmbH»).

Проводятся переговоры с представителями частной компании из Словении «РС-Терминал» о реализации в Республике Северная Осетия-Алания проекта по организации крупноузловой тракторосборочной линии. Общая сумма проекта составляет 630 млн рублей.

В августе 2014 года состоялся визит турецкой делегации во главе с генеральным директором государственной чайной компании «Чайкур». После посещения инвестиционных площадок и переговоров стороны выразили заинтересованность в продолжении сотрудничества и достигли договоренности о дальнейшем взаимодействии.

Республика Северная Осетия-Алания определена компанией «МЕТРО Кеш энд Керри» как один из перспективных регионов для развития. В этой связи намечается строительство мелкооптового торгового центра «МЕТРО» в г. Владикавказе, который даст ряд преимуществ представителям малого и среднего бизнеса, местным поставщикам и партнерам. В ближайшее время планируется подписание соответствующего меморандума о намерениях.

 

Транспорт

 

За 2014 год грузовым автомобильным транспортом организаций всех видов экономической деятельности перевезено 2 757,5 тыс. тонн грузов, что в 2,1 раза больше, чем в 2013 году.

При этом грузооборот в отчетном году по сравнению с показателем за 2013 год вырос на 6,6% и составил 89,4 млн т-км. Значительный рост объемов грузоперевозок обеспечен крупным заказом ОАО «ДРСУ-2» по строительству дороги Москва – Санкт-Петербург.

Пассажирооборот в 2014 году вырос на 1,4% и составил 598,4 млн пасс.-км.

Республиканский автопарк базируется на пяти автотранспортных предприятиях, осуществляющих пассажироперевозки: ООО «Ардонское АТП», ГУ «АТП «АК – 1691», ГУ «АТП «Октябрьское», ОАО «АК – 1210», ГУ «АТП г. Дигора».

Перевозки пассажиров в г. Владикавказе осуществляют ВМУП «ВладАвтоТранс», привлеченный частный транспорт по 44 автобусным маршрутам и ВМУП «ВладЭлектроТранс» по трамвайным маршрутам.

Пассажирским автотранспортом предприятий и привлеченных физических лиц в отчетном году перевезено 62,2 млн пассажиров (101,6% к показателю за 2013 год), в том числе автопредприятиями – 9,5 млн пассажиров (103,1%).

Несмотря на положительные результаты итогов хозяйственной деятельности предприятий пассажирского транспорта, оставляет желать лучшего их финансовое состояние: общая выручка всех государственных предприятий транспорта за 2014 год сократилась на 7,3% по отношению к выручке за 2013 год; кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2015 года составила 29,0 млн рублей, дебиторская - свыше 15 млн рублей. Причинами ухудшения финансового состояния явились недофинансирование из республиканского бюджета субсидий на погашение убытков, понесенных предприятиями при перевозке пассажиров по убыточным межмуниципальным маршрутам, а также выплат за ноябрь - декабрь по возмещению автотранспортным предприятиям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки льготной категории граждан.

За 2014 год перевозка пассажиров горэлектротранспортом по сравнению с показателем в 2013 году возросла на 3,7% в связи с принятием в 2014 году постановления АМС гладикавказ о предоставлении права бесплатного проезда школьникам.

Вместе с тем снижены отдельные качественные показатели работы электрического транспорта: перевозка платных пассажиров на 11,5%, доходы от перевозки пассажиров на 11,7%, выпуск вагонов на линию на 2,1%. Кроме того, увеличились случаи схода вагонов с рельсов в 1,8 раза, а также возврата подвижного состава по технической неисправности на 17%.

Снижение показателей работы горэлектротранспорта обусловлено значительным износом вагонов, трамвайного пути, контактной сети, тяговых подстанций.

В рамках муниципальной целевой программы развития городского пассажирского электрического транспорта на 2010-2014 годы в отчетном году проведены ремонтные работы: отремонтировано 820 погонных метров трамвайного пути, произведена замена 2 160 погонных метров контактного провода. На покрытие убытков из местного бюджета выделено 51,0 млн рублей и из республиканского бюджета на компенсацию затрат на льготный проезд граждан – 14,6 млн рублей.

 

Связь

 

Республика Северная Осетия-Алания занимает одно из лидирующих мест среди субъектов Российской Федерации по уровню телефонизации населения. Зона покрытия составляет более 97,5% территории республики (в том числе территорию труднодоступных горных районов ОАО «МТС» покрывает на 50%, ОАО «МегаФон» - на 35%, ОАО «ВымпелКом» - на 50%).

Сигналом ЗG охвачено порядка 76% территории республики (из них ОАО «МТС» - 50%, ОАО «МегаФон» - 45%, ОАО «Вымпелком» - 68%), сетью LТЕ - 94% территории г. Владикавказа (ОАО «МТС» и ОАО «ВымпелКом»).

Покрытие территории Республики Северная Осетия-Алания мобильным интернетом составляет более 67%. Количество пользователей, обладающих мобильным доступом к сети Интернет, в 2014 году составило 358 тысяч.

На территории республики действует четыре оператора подвижной сотовой связи с клиентской базой около 900 тыс. абонентов (90,0% по отношению к показателю в 2013 году), в том числе ОАО «МТС» - 361 тыс. абонентов, ОАО «МегаФон» - 320 тыс. абонентов, ОАО «ВымпелКом» - 213 тыс. абонентов и ЗАО «Астарта» - 4,7 тыс. абонентов. Снижение числа абонентов обусловлено вступлением в силу поправок в Федеральный закон «О связи» о перенесении абонентского номера, в связи с чем абоненты предпочитают переход на другую сеть со своим номером, вместо приобретения дополнительного нового номера.

В планах всех операторов на 2015 год - выделение средств на развитие инфраструктуры сотовой связи: строительство новых базовых станций и внедрение новой аппаратуры для увеличения пропускной способности каналов связи и повышения качества оказываемых услуг связи, увеличение зоны покрытия сигналом ЗG и LTE.

В условиях острой конкуренции услуги широкополосного доступа к сети Интернет на территории республики предоставляют 4 оператора: филиал ОАО «Ростелеком» (57,9 тыс. пользователей), ООО «ТВИНГО телеком» (32,1 тыс. пользователей), ООО «Иртелком» (25 тыс. пользователей), ООО «Телеком-Алания» (500 пользователей).

Общий объем оказанных всеми организациями услуг связи за 2014 год составил 6 101,8 млн рублей (104,1% к 2013 году). Существенную позицию по оказанию услуг связи, как фиксированной телефонной, так и широкополосного доступа к сети Интернет, занимает Северо-Осетинский филиал ОАО «Ростелеком», удельный вес которого в общем объеме услуг связи составляет 18,8%. За 2014 год им предоставлено услуг связи на сумму 1 146,9 млн рублей (99,2% к показателю в 2013 году), из них объем услуг связи, предоставленный населению, составил 659,8 млн рублей (87,3% к уровню в 2013 году).

Общее количество пользователей сети Интернет составляет 410 тыс. абонентов, в том числе количество пользователей широкополосного доступа – 150 тыс. абонентов. Активно развивается сектор услуг по обеспечению высокоскоростного доступа к сети Интернет. В частности, количество портов FTTb («оптика в дом») Северо-Осетинского филиала ОАО «Ростелеком» выросло до 34 728, увеличилась монтированная емкость узлов широкополосного доступа до 55 864 портов.

Услугами почтовой связи охвачена вся территория республики. В состав Управления федеральной почтовой связи Республики Северная Осетия-Алания (далее - УФПС) входят 5 почтамтов, в том числе 1 межрайонный. Услуги почтовой связи оказывает 172 отделения почтовой связи (106 их них находятся в сельской местности), из которых 2 отделения 1-го класса, 6 отделений 2-го класса, 29 отделений З-го класса, 93 отделения 4-го класса, 42 отделения 5-го класса. Удельный вес оборота УФПС составляет около 10% от общих объемов услуг связи на территории Республики Северная Осетия-Алания.

Радиотелевизионный передающий центр Республики Северная Осетия-Алания обеспечивает на территории республики общедоступность информационного пространства. На текущий момент завершены работы по строительству сети цифрового телевидения и вещания 2-го мультиплекса Трансляция телерадиопрограмм на территории республики осуществляется посредством более 200 телевизионных и радиовещательных приемопередающих станций, в том числе на 1-м мультиплексе 30 станциями приема цифровых сигналов. В эксплуатационно-техническом обслуживании находится 46 антенно-мачтовых сооружений, размещенных на объектах филиала по всей республике.

По данным филиала «Радиотелевизионный передающий центр Республики Северная Осетия-Алания», в настоящее время телерадиовещание в цифровом формате осуществляется в г. Владикавказ и на прилегающих равнинных территориях республики. В цифровом качестве на 1-м мультиплексе доступны 10 федеральных телевизионных каналов и 3 радиоканала, на 2-м мультиплексе - 10 федеральных телевизионных каналов. Сигнал доступен для 95% жителей республики.

 

Потребительский рынок

 

Потребительский рынок республики в 2014 году активно развивался и характеризовался высоким уровнем товарной насыщенности, динамичным развитием оборота розничной торговли, полным и своевременным удовлетворением спроса населения на потребительские товары и услуги.

Оборот розничной торговли в 2014 году составил 92 897,6 млн рублей, что в товарной массе на 2,7% больше, чем в 2013 году.

В 2014 году оборот розничной торговли на 68,7% формировался в стационарной торговой сети (вне рынка), доля розничных рынков составила 31,3% (в 2013 году соответственно 61,9% и 38,1%).

Дальнейшему увеличению потребительского спроса, ускорению оборота розничной торговли способствовал рост реальных денежных доходов населения республики, составивший в 2014 году 105,0%. Среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 12,3 % и составили в среднем за месяц 19 972,7 рубля.

В 2014 году населению было оказано платных услуг во всех секторах реализации на 22 154,2 млн рублей, что в сопоставимой оценке на 2% больше, чем в 2013 году.

За указанный период в структуре объема платных услуг населению 79,0% приходилось на услуги транспорта, связи, жилищные, коммунальные и бытовые.

В 2014 году населению было оказано услуг бытового характера на 1 661,2 млн рублей, что на 3,9 % больше, чем в 2013 году. В структуре объема бытовых услуг наибольшую долю занимали: техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования – 19,2%; услуги парикмахерских – 16,1%; ремонт и строительство жилья и других построек – 14,9%; ритуальные услуги – 12,9%.

Сводный индекс потребительских цен в декабре 2014 года по отношению к индексу в декабре 2013 года составил по Республике Северная Осетия-Алания 110,2%, в том числе по продовольственным товарам – 115,9%.

Наблюдающийся в отчетном году и по настоящее время рост цен на продовольственные товары характерен для всех субъектов Российской Федерации.

Повышение цен на продовольственные товары произошло во всех субъектах Российской Федерации и не могло не отразиться на ценах на продовольственном рынке Республики Северная Осетия-Алания.

Основными причинами роста цен на продовольственные товары остаются зависимость потребительского рынка республики от общероссийских тенденций на рынке продовольственных товаров, рост тарифов на энергоносители, транспортные расходы и основное сырье, недостаточная доля собственного производства, воздействие санкционного механизма и механизма контрсанкций.

Несмотря на это в настоящий момент потребительский рынок республики характеризуется как стабильный, с соответствующим уровнем товарной насыщенности, ажиотажного спроса не наблюдается.

 

Труд

 

Среднедушевые денежные доходы за 2014 год в среднем за месяц составили 19 972,7 рубля и увеличились по сравнению с доходами в 2013 году на 12,3%. Реальные денежные доходы населения в 2014 году составили 105,0%.

Средняя заработная плата по республике за январь-декабрь 2014 года составила 20 269,0 рублей.

Уровень средней заработной платы в целом по республике превысил величину прожиточного минимума в 2,8 раза.

Наиболее высокий уровень заработной платы отмечен в финансовой деятельности – 46 180,8 рубля, в государственном управлении и социальном страховании – 40 686,4 рубля, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 24 208,2 рубля, на транспорте и связи – 20 379,7 рубля.

Вместе с тем остается низким размер заработной платы в сельском хозяйстве – 7 621,2 рубля.

Численность официально зарегистрированных безработных сократилась по сравнению с численностью в 2013 году на 1,9 тыс. человек и составила – 9,0 тыс. человек при этом уровень безработицы составил 2,6% против 3,1% в 2013 году.

 

Финансы

 

На 1 января 2015 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в основных отраслях экономики сложился отрицательный и составил 1 172,8 млн рублей (за соответствующий период 2013 года данный показатель был положительным и составил 217,4 млн рублей).

Снижение показателя по сравнению с его значением в аналогичном периоде 2013 года произошло за счет роста убытков в сфере транспорта (в 3,2 раза), в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в 2,8 раза), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (в 2,0 раза).

При этом удельный вес прибыльных организаций за 2014 год составил 63,3% и практически не изменился по сравнению со значением в 2013 году, при этом доля убыточных организаций составила 36,7% (2013 год – 36,7%).

Дебиторская задолженность на 1 января 2015 года составила 11 758,0 млн рублей и в сравнении с её размером на соответствующую дату 2013 года увеличилась на 28,3%, что является результатом увеличения задолженности перед организациями по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды». В структуре дебиторской задолженности удельный вес просроченной задолженности снизился до 7,4% и составил 875,1 млн рублей (за 2013 год – 1 223,0 млн рублей, или 13,3%).

Объем кредиторской задолженности на 1 января 2015 года снизился до 15 053,7 млн рублей (по итогам января-декабря 2013 года – 27 825,7 млн рублей), что вызвано снижением долговых обязательств организаций с видом деятельности «Производство, передача и распределение электроэнергии» поставщикам. При этом в общем объеме кредиторской задолженности удельный вес просроченной задолженности составил 20,0% против 12,7% за январь-декабрь 2013 года.

Состояние взаимных расчетов хозяйствующих субъектов промышленного комплекса республики за 2014 год характеризуется превышением общей суммы кредиторской задолженности над дебиторской на 3 295,7 млн рублей, что в конечном итоге отрицательно сказывается на платежеспособности предприятий.

В 2014 году доходы консолидированного бюджета республики, включая безвозмездные поступления из федерального бюджета, составили 25 276,2 млн рублей, что на 3,8% больше, чем за январь-декабрь предыдущего года. В структуре доходов консолидированного бюджета на долю налоговых и неналоговых доходов приходится 43,5%, или 10 986,2 млн рублей, при этом их рост составил 3,3%.

Собственные доходы консолидированного бюджета республики (без учета субвенций из федерального бюджета) на 1 января 2015 года увеличились на 2,6% и составили 23 757,9 млн рублей (на 1 января 2014 года – 23 155,5 млн рублей). Их увеличение связано с ростом безвозмездных поступлений из федерального бюджета на 4,2%, а также увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц на 4,3%, по налогам на имущество – на 10,1%, по налогу на прибыль организаций – на 11,4%.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета на 1 января 2015 года составили 14 290,0 млн рублей, или 56,5% от общей суммы доходов, на ту же дату 2013 года – 13 710,8 млн рублей (56,3%). Наибольший удельный вес в объеме безвозмездных поступлений составляют дотации бюджетам субъектов Российской Федерации – 64,1%, межбюджетные субсидии – 22,8%, субвенции – 10,6%. По сравнению с поступлениями за 2013 год объем безвозмездной помощи из федерального бюджета увеличился на 579,2 млн рублей.

Расходы консолидированного бюджета на 1 января 2015 года составили 27 051,8 млн рублей, что на 2,8% больше, чем за 2013 года. В их структуре наибольший удельный вес заняли расходы на образование (30,3%), здравоохранение (18,3%), социальную политику (14,9%), национальную экономику (13,7%), жилищно-коммунальное хозяйство (7,6%).

Дефицит (превышение расходов над доходами) за 2014 год составил 1 775,6 млн рублей. При этом аналогичный показатель за 2013 год также был дефицитным (превышение расходов над доходами) и составлял 1 970,9 млн рублей.


Информация по документу
Читайте также