Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12.03.1997 № 48

 



           ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       от 12 марта 1997 г.    N 48

                            г.Владикавказ


                 О проекте закона Республики Северная
                Осетия-Алания "О градостроительстве и
               архитектурной деятельности в Республике
                        Северная Осетия-Алания"


     В целях   совершенствования   градостроительной  и  архитектурной
деятельности   на   территории   Республики   Северная   Осетия-Алания
Правительство Республики Северная Осетия-Алания
     п о с т а н о в л я е т :
     1. Одобрить  проект  закона  Республики Северная Осетия-Алания "О
градостроительстве и архитектурной деятельности в Республике  Северная
Осетия-Алания",  разработанный  Государственным  комитетом  Республики
Северная Осетия-Алания по строительству и архитектуре.
     2. Предсатвить указанный проект закона на утверждение в Парламент
Республики Северная Осетия-Алания.
     3. Докладчиком   по   вопросу   рассмотрения  проекта  закона  "О
градостроительстве и архитектурной деятельности в Республике  Северная
Осетия-Алания"   назначить   председателя   Государственного  комитета
Республики  Северная  Осетия-Алания  по  строительству  и  архитектуре
Томаева Б.М.
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя   Председателя   Правительства   -  Министра  экономики  и
внешнеэкономических связей Республики  Северная  Осетия-Алания  Шубина
Н.Е.


     Председатель Правительства
     Республики Северная Осетия-Алания          Ю.Бирагов


                                                                Проект

             ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                  от "___" ___________1997 г.      N

                            г.Владикавказ


    О республиканском Законе "О градостроительстве и архитектурной
          деятельности в Республике Северная Осетия-Алания"


     В целях      совершенствования     архитектурно-градостроительной
деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания Парламент
Республики Северная Осетия-Алания
     п о с т а н о в л я е т :
     1. Ввести  в действие республиканский Закон "О градостроительстве
и архитектурной деятельности в Республике  Северная  Осетия-Алания"  и
направить на утверждение Президенту республики.
     2. Правительству Республики Северная Осетия-Алания разработать  и
принять  постановление  о  размерах  и  механизме  исполнения штрафных
санкций при привлечении  к  административной  ответственности  граждан
(физических  лиц)  и  юридических  лиц  за нарушение Закона Республики
Северная   Осетия-Алания   "О   градостроительстве   и   архитектурной
деятельности в Республике Северная Осетия-Алания".
     3. Опубликовать  Закон  "О  градостроительстве  и   архитектурной
деятельности  в Республике Северная Осетия-Алания" в республиканской и
местной печати.


     Председатель Парламента
     Республики Северная Осетия-Алания          В.Паринов


      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
                    ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ

     РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
          "О ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ И АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                 В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ"

     Проект Закона разработали:
     Б.М.Томаев - к.т.н., профессор;
     Р.X.Аликов - заведующий кафедрой архитектуры Северо-Кавказского
                  государственного технологического университета

                            г.Владикавказ
                               1997 г.


                                                                Проект

                              3 А К О Н
                  РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
          "О градостроительстве и архитектурной деятельности
                 в Республике Северная Осетия-Алания"


     Глава 1. Общие положения

     Статья 1.1. Цели и задачи настоящего Закона
     1.1.1. Настоящий   республиканский   Закон  устанавливает  основы
градостроительной  политики  в  Республике  Северная  Осетия-Алания  и
регулирует  отношения,  возникающие  между  субъектами  и  участниками
градостроительства  и  архитектурной  деятельности   по   формированию
благоприятной  среды  жизнедеятельности человека и общества,  созданию
условий для всестороннего развития личности.
     1.1.2. Настоящий   Закон   направлен  на  создание  в  Республике
Северная   Осетия-Алания   условий   для   свободной   творческой    и
созидательной       деятельности      субъектов      и      участников
архитектурно-градостроительной деятельности,  а также на  защиту  прав
потребителей.
     Статья 1.2. Основные понятия
     1.2.1. Архитектурная деятельность - профессиональная деятельность
граждан   (архитекторов)    по    формированию    полноценной    среды
жизнедеятельности   человека  на  уровне  создания  отдельных  зданий,
сооружений и комплексов (ансамблей) и включающая в себя:
     создание архитектурного проекта;
     координацию разработки  всех  видов  проектной  документации  для
строительства;
     авторский надзор за строительством архитектурного объекта;
     разработку объемно-пространственной    части    градостроительной
документации;
     экспертную деятельность      в      области     архитектуры     и
градостроительства;
     организацию профессиональной деятельности архитекторов.
     1.2.2. Архитектурное решение - авторский  замысел  архитектурного
объекта   -  его  внешнего  и  внутреннего  облика,  пространственной,
планировочной  и   функциональной   организации,   зафиксированный   в
архитектурной  части  документации для строительства и реализованный в
построенном архитектурном объекте.
     1.2.3. Архитектурный  проект  -  архитектурная часть документации
для  строительства  и   градостроительной   документации,   содержащая
архитектурные   решения,   которые  комплексно  учитывают  социальное,
экономические,      функциональные,      инженерные,      технические,
противопожарные,        санитарно-гигиенические,        экологические,
архитектурно-художественные и иные  требования  к  объекту  в  объеме,
необходимом для разработки документации для строительства объектов,  в
проектировании которых необходимо участие архитектора.
     1.2.4. Архитектурный объект - здание, сооружение, комплекс зданий
и сооружений,  их интерьер,  объекты благоустройства, ландшафтного или
садово-паркового   искусства,   созданные   на  основе  архитектурного
проекта.
     1.2.5. Архитектурно-планировочное задание - комплекс требований к
назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на
конкретном  земельном  участке,  а  также  обязательные экологические,
технические,  организационные и  иные  условия  его  проектирования  и
строительства,  предусмотренные законодательством Российской Федерации
и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.
     1.2.6. Решение  о строительстве объекта - выдается администрацией
местного   самоуправления   в   соответствии    с    градостроительной
документацией,  а  также  при  согласовании  места  размещения объекта
специально уполномоченными государственными органами в области  охраны
окружающей  среды  и  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций и является обоснованием для проведения проектноизыскательских
работ  на  данном  участке  (но  не  для ведения строительно-монтажных
работ).
     1.2.7. Разрешение   на  выполнение  строительно-монтажных  работ,
выдаваемое       застройщику        Инспекцией        государственного
архитектурностроительного  надзора  Республики  Северная Осетия-Алания
(для юридических лиц ) либо органами архитектура и  градостроительства
местных администраций (для индивидуальных застройщиков) в соответствии
с установленным порядком, является основанием для реализации проекта в
натуре  после  проведения государственной строительной и экологической
экспертизы проектной документации,  а также государственной экспертизы
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     1.2.8. Градостроительство - профессиональная деятельность граждан
(архитекторов,  экономистов,  экологов,  инженеров  и  т.д.),  а также
юридических  лиц  и  государственных  органов   по   планировочной   и
пространственной  организации среды обитания,  с охватом от территории
всей страны до  отдельного  архитектурно-градостроительного  комплекса
(ансамбля);
     профессиональное руководство  государственными  и  муниципальными
органами архитектуры и градостроительства.
     1.2.9. Градостроительная политика - целенаправленная деятельность
государства  по формированию благоприятной и безопасной среды обитания
на    базе    исторически    сложившегося    расселения,    перспектив
социально-экономического развития общества,  природных, национальных и
иных особенностей.
     1.2.1О. Градостроительный  прогноз - выявление тенденций развития
территории   на   основе   комплексной    оценки    экологической    и
градостроительной   ситуации,   анализа   социальных,   экономических,
инженерно-технических,  строительных, санитарно-гигиенических и других
условий.
     1.2.11. Градостроительные программы - комплекс организационных  и
практических   мер,   необходимых   для   градостроительного  освоения
территории, выраженный в текстовых и графических материалах.
     1.2.12. Градостроительная       документация       -      система
научно-исследовательских  и  проектных  разработок,  направленная   на
реализацию градостроительных прогнозов и программ, после утверждения в
установленном  порядке  является  обязательной  для  исполнения  всеми
субъектами и участниками градостроительства.
     1.2.13. Градостроительные нормативы - комплекс  количественных  и
качественных      показателей      государственного      регулирования
градостроительства  по  разработке  и   реализации   градостроительной
документации,  детализирующих  положения  законодательства  по учету в
градостроительстве      демографических,       природно-климатических,
геологических,   гидрогеологических   и  экологических  условий,  нужд
инвалидов,    санитарно-гигиенических,    противопожарных    и    иных
обязательных требований.
     Градостроительные нормативы разрабатываются на определенный  срок
органами  государственной  власти  и управления,  являются основой для
государственной,  ведомственной и независимой экспертизы,  контроля за
градостроительной   деятельностью,   а   также   для  решения  спорных
градостроительных вопросов, в том числе судебными органами.
     Республиканские градостроительные  нормативы  разрабатываются  на
основании федеральных нормативов Государственным комитетом  Республики
Северная  Осетия-Алания  по строительству и архитектуре и утверждаются
постановлениями Правительства Республики Северная Осетия-Алания.
     1.2.14. Правила  застройки  городов  и  других поселений являются
средством  регулирования   градостроительства   на   местном   уровне,
детализируют     с    учетом    особенностей    поселений    положения
законодательства о градостроительстве  и  архитектурной  деятельности,
градостроительных  и  иных нормативов,  разрабатываются и утверждаются
республиканскими   органами   архитектуры   и   градостроительства   в
соответствии    с    настоящим    Законом,    Законом    "Об   основах
градостроительства в Российской Федерации",  другими  законодательными
актами.
     1.2.15. Недвижимость в градостроительстве  -  земли  поселений  и
иных  функциональных  территорий в установленных границах с имеющимися
на  них,  над  ними  и  под  ними  зданиями,  сооружениями,  объектами
инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства.
     1.2.16. Территориальный кадастр - совокупность  количественных  и
качественных   показателей   по   данной  территории,  характеризующих
состояние среды обитания и включающих картографическую, статистическую
и текстовую информацию,  т.к. состоит из земельного, водного, лесного,
градостроительного и других отраслевых кадастров.
     Статья 1.3. Объекты и субъекты градостроительства и архитектурной
деятельности
     1.3.1. Объектами градостроительства являются:
     территория Республики Северная Осетия-Алания в целом;
     территории районов  республики,  рекреационных и особо охраняемых
зон;
     городские и сельские поселения;
     жилые, промышленные и рекреационные районы городов;
     градостроительные комплексы и ансамбли;
     системы инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций;
     микрорайоны, кварталы,  общественные центры, участки застройки (в
части их пространственно-планировочной организации и инфраструктурного
обеспечения).
     1.3.2. Объектами архитектурной деятельности являются:
     микрорайоны, кварталы,  общественные центры, участки застройки (в
части   их   объемно-пространственных,    композиционных,    стилевых,
конструктивных и инженерных решений);
     отдельные здания и сооружения,  требующие  рационалистического  и
эстетического осмысления внешней формы и внутреннего пространства;
     отдельные части и помещения зданий и сооружений;
     элементы благоустройства и оформления территорий.
     Произведения архитектуры    и    градостроительного    искусства,
представляющие   общепризнанную  художественную  ценность,  охраняются
государством.
     1.3.3. Субъектами градостроительства являются:
     разработчики градостроительной   документации   (юридические    и
физические лица);
     органы архитектуры и градостроительства всех уровней, участвующие
в выработке и реализации государственной градостроительной политики;
     государственные органы,   органы   местного   самоуправления    и
специальные  инвестиционные  фонды,  участвующие  в  законодательном и
материально-финансовом    обеспечении    градостроительной    политики
государства.
     1.3.4. Участниками градостроительства являются:
     граждане и  их  объединения,  общественные  и другие организации,
участвующие в обсуждении и оказывающие реальное влияние на  разработку
градостроительных прогнозов, программ и проектов;
     предприятия и  организации,  независимо  от  форм  собственности,
интересы которых существенно влияют на градостроительный процесс;
     застройщики, заказчики и подрядные строительные организации.
     1.3.5. Субъектами архитектурной деятельности являются:
     физические и юридические лица,  выступающие в роли застройщиков к
заказчиков архитектурного проекта и объекта строительства;
     архитекторы и конструкторы,  являющиеся  авторами  архитектурного
проекта, осуществляющие авторский надзор за строительством объекта;
     государственные и    муниципальные    органы    архитектуры     и
градостроительства;
     государственные органы управления, органы местного самоуправления
и инвестиционные фонды.
     1.3.6. Участниками архитектурной деятельности являются:
     специалисты, не  являющиеся  авторами  проекта,  но участвующие в
разработке проектной документации для строительства;
     подрядные строительные    организации,    ведущие   строительство
архитектурных объектов и благоустройство.
     Статья 1.4.    Основные    направления    градостроительства    и
архитектурной деятельности
     1.4.1. Основными направлениями градостроительства являются:
     территориальная организация        расселения,         размещение
производительных сил;
     территориальная и  пространственная   организация   городских   и
сельских   поселений,  рекреационных  и  иных  охраняемых  территорий,
развитие их социальной,  транспортной и  инженерной  инфраструктуры  с
учетом состояния окружающей среды.
     1.4.2. Основным направлением архитектурной деятельности  является
формирование     объемно-пространственной     и     цветовой     среды
жизнедеятельности человека.

     Глава 2.   Правовые  основы  градостроительства  и  архитектурной
деятельности

     Градостроительство осуществляется через разработку  и  реализацию
градостроительной документации.
     Архитектурная деятельность  осуществляется  через  разработку   и
реализацию проектной документации.
     Статья 2.1.  Права  заказчиков  в  сфере   градостроительства   и
архитектуры
     2.1.1. Заказчиками градостроительной документации могут быть:
     Государственный комитет   Республики  Северная  Осетия-Алания  по
строительству и архитектуре;
     органы государственной власти и управления;
     органы местного самоуправления;
     предприятия, акционерные   общества   и   граждане   могут   быть
заказчиками  градостроительной   документации   только   совместно   с
перечисленными выше органами.
     2.1.2. Заказчиками   проектной   документации   могут   выступать
физические   и   юридические   лица,   имеющие  намерение  осуществить
строительство.
     Заказчик имеет право заключать и расторгать договор (контракт) на
предусмотренных им условиях о выполнении градостроительной к проектной
документации, осуществлять контроль за ходом ее разработки и проводить
независимую экспертизу помимо обязательной государственной экспертизы,
а также участвовать в ее согласовании и реализации.
     Статья 2.2.  Права разработчиков  градостроительной  и  проектной
документации
     2.2.1. Правом   разработки    градостроительной    и    проектной
документации   обладают   архитекторы   и  юридические  лица,  имеющие
соответствующую лицензию.
     2.2.2. Разработчик  градостроительной  и  проектной  документации
имеет право:
     получать от заказчика, а также от государственных и муниципальных
служб   информацию,   необходимую   для    разработки    документации,
предусмотренной договором;
     осуществлять авторский  надзор  за  строительством   (надзор   за
выполнением  проектных  решений),  участвовать  в  приемке  объекта  в
эксплуатацию  и  по  поручению  заказчика   быть   его   ответственным
представителем на строительстве.
     2.2.3. Авторское   право   разработчиков   градостроительной    и
проектной   документации   охраняется   законодательством   Российской
Федерации.
     Статья 2.3.   Права   граждан  и  других  пользователей  объектов
архитектурно-градостроительной деятельности
     2.3.1. Пользователи    объектов    архитектурно-градостроительной
деятельности (физические и юридические лица) имеют право на:
     отвечающую безопасным   экологическим  и  санитарно-гигиеническим
требованиям среду обитания;
     достоверную информацию о состоянии окружающей среды поселений;
     обеспечение бытовых,   социально-культурных   и   иных    условий
проживания в соответствии с утвержденными нормативами;
     участие в   обсуждении   градостроительных   проектов    до    их
утверждения, а также разработку альтернативных проектов;
     независимую экспертизу    градостроительных    проектов    помимо
обязательной государственной экспертизы;
     строительство на отведенном или приобретенном  земельном  участке
жилых  домов,  других  объектов,  отвечающих  действующим  нормативам,
правилам застройки и утвержденной градостроительной документации.
     Статья 2.4.   Отношения  между  субъектами  градостроительства  и
архитектурной деятельности
     2.4.1. Основными  правовыми документами,  регулирующими отношения
субъектов градостроительства и архитектурной деятельности, являются:
     договор (контракт) между ними;
     обоснование инвестиций в строительство объекта;
     решения соответствующих    органов    власти   и   управления   о
предоставлении  в  установленном  порядке   земельного   участка   под
строительство   объекта   или   о   строительстве,  реконструкции  или
расширении  объекта,   располагающегося   на   участке   существующего
землевладения;
     разрешение на   проведение   проектно-изыскательских   работ    и
разрешение  на  выполнение  строительно-монтажных работ,  выдаваемые в
порядке,  установленном  законодательством  Российской   Федерации   и
Республики Северная Осетия-Алания.
     2.4.2. Заключение договора,  определение условий  взаимоотношений
субъектов  градостроительства и архитектурной деятельности является их
исключительной компетенцией.
     2.4.3. Субъекты  и  участники  градостроительства и архитектурной
деятельности при  осуществлении  своих  функций  обязаны  исходить  из
необходимости  соблюдения  прав и интересов всех субъектов и учасников
архитектурно-градостроительной деятельности.
     2.4.4. Гражданин   или   юридическое   лицо,   имеющие  намерение
осуществить строительство объекта,  на  которое  требуется  решение  о
строительстве,   обязан   иметь   архитектурный   проект,  выполненный
лицензированным       архитектором       в       соответствии        с
архитектурно-планировочным заданием.
     2.4.5. Архитектурно-планировочное        задание         выдается
соответствующим  государственным или муниципальным органом архитектуры
и градостроительства на основании решения о строительстве объекта.
     2.4.6. Архитектурно-планировочное  задание  подписывается главным
архитектором соответствующей территории,  имеющим  лицензию  на  право
самостоятельной архитектурной деятельности.
     2.4.7. Основанием для выдачи архитектурно-планировочного  задания
являются:
     заявка заказчика (застройщика);
     документ, удостоверяющий  право застройщика на земельный участок,
либо разрешение собственника земельного участка на  проектирование  на
этом участке.
     2.4.8. В выдаче архитектурно-планировочного  задания  может  быть
отказано,   если   намерения   заказчика   противоречат   действующему
законодательству,  нормативно-правовым актам,  положениям утвержденной
градостроительной документации, правилам застройки данного поселения.
     Отказ в выдаче  архитектурно-планировочного  задания  может  быть
обжалован  заказчиком  в  орган исполнительной власти,  орган местного
самоуправления или в суд.
     2.4.9. При строительстве объектов,  существенно влияющих на облик
населенного пункта,  его улиц и  площадей,  архитектурно-планировочное
задание  должно  разрабатываться  на основе предпроектных исследований
или конкурсов на архитектурный проект.
     Статья 2.5.      Архитектурно-градостроительная      деятельность
иностранных граждан и юридических лиц
     2.5.1. Иностранные  граждане  и  юридические лица могут принимать
участие в архитектурно-градостроительной  деятельности  на  территории
Республики   Северная   Осетия-Алания   только   с  юридическим  лицом
Российской  Федерации  либо  архитектором  -  гражданином   Российской
Федерации,  имеющими  лицензию  на соответствующую деятельность,  если
иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
     Статья 2.6.    Обязанности    субъектов    градостроительства   и
архитектурной деятельности
     2.6.1. Субъекты  градостроительства  и архитектурной деятельности
обязаны:
     соблюдать законодательство   Российской  Федерации  и  Республики
Северная Осетия-Алания в области  градостроительства  и  архитектурной
деятельности;
     соблюдать государственные нормы,  правила и стандарты  в  области
проектирования и строительства;
     соблюдать экологические нормативы и стандарты;
     соблюдать государственные    нормы,    правила    и    стандарты,
обеспечивающие  снижение  степени  риска  возникновения   чрезвычайных
ситуаций;
     соблюдать градостроительные нормативы, правила застройки городов,
других   поселений   и   их   систем,  утвержденную  градостроительную
документацию;
     соблюдать требования архитектурно-планировочного задания;
     соблюдать требования  заказчика   (застройщика),   изложенные   в
задании на разработку градостроительной или проектной документации, не
противоречащие требованиям настоящего Закона;
     выполнять требования государственных органов контроля и надзора и
должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции;
     обеспечивать соблюдение     решений     администраций    местного
самоуправления в  области  планировки,  застройки,  благоустройства  и
озеленения территорий городов,  других поселений и их систем, принятых
в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
     беречь и улучшать среду обитания;
     сохранять памятники градостроительства и архитектуры,  истории  и
культуры, природный ландшафт;
     пользоваться земельными   участками,   иной    недвижимостью    и
природными  ресурсами  в соответствии с действующим законодательством,
правилами застройки, землевладения и землепользования.
     2.6.2. Государство   гарантирует   в   соответствии  с  настоящим
Законом,   иными   законодательными   актами    Республики    Северная
Осетия-Алания  всем  субъектам градостроительства,  независимо от форм
собственности и гражданства,  обеспечение  равных  прав  и  охраняемых
законом  интересов  при  осуществлении  архитектурно-градостроительной
деятельности, гласность в обсуждении градостроительной документации, а
также   право  обжалования  в  судебном  порядке  любых  неправомочных
действий.
     Статья 2.7. Разрешительная документация
     2.7.1. Проектно-изыскательские работы  проводятся  по  разрешению
или с согласия органа управления,  граждан,  юридического лица, в чьей
собственности  либо  оперативном  управлении  находится  участок   под
строительство данного объекта.
     2.7.2. Разрешение  на  выполнение   строительно-монтажных   работ
выдается         застройщику        Инспекцией        государственного
архитектурностроительного надзора  Республики  Северная  Осетия-Алания
(для   юридических   лиц)  и  муниципальными  органами  архитектуры  и
градостроительства  (для  индивидуальных  застройщиков)  на  основании
согласованного   в   установленном  порядке  проекта  с  положительным
заключением государственной экспертизы,  в том числе экологической,  а
также   государственной   экспертизы  в  области  защиты  населения  и
территории от чрезвычайных ситуаций.
     Статья 2.8. Имущественные права и имущественные отношения в сфере
градостроительства
     2.8.1. Имущественные   отношения   в   сфере   градостроительства
возникают после отвода земельного участка под строительство.
     2.8.2. Имущественные  права  возникают  после регистрации объекта
строительства в органах территориального управления,  выполняемого  на
основе акта приемки объекта в эксплуатацию.
     2.8.3. Документы  по  выбору  и  отводу  земельных  участков  под
строительство  и  государственные  акты на право пользования землей на
территории  населенных  пунктов,  а  также   акты   приемки   объектов
строительства  в  эксплуатацию  оформляются  также  подписью и печатью
главного архитектора территории.
     2.8.4. Здание или сооружение,  созданное на земельном участке, не
отведенном для этих целей,  в порядке,  определенном законом  и  иными
правовыми  актами,  либо  без  получения  необходимых разрешений или с
нарушением градостроительных требований,  строительных норм и  правил,
считается самовольной постройкой.
     Лицо, осуществившее самовольную постройку,  не приобретает на нее
право  собственности  и не вправе распоряжаться постройкой и земельный
участком,  на котором она построена,  кроме  случаев,  предусмотренных
гражданским законодательством.
     Статья 2.9.  Разграничение  полномочий  органов   государственной
власти   Республики   Северная   Осетия-Алания   и   органов  местного
самоуправления
     2.9.1. Взаимодействие органов государственной власти и управления
Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления  в
области  градостроительства осуществляется путем совместной разработки
и    реализации    градостроительной     политики,     соответствующих
республиканских   и   межрегиональных   градостроительных  программ  и
прогнозов,  проектов и нормативных актов, обеспечивающих благоприятные
условия  проживания  населения,  а  также  создания  банков  данных  о
состоянии территорий, поселений и ведения территориального кадастра.
     2.9.2. Органы  государственной  власти  и  управления  Республики
Северная Осетия-Алания  устанавливают  в  пределах  своей  компетенции
порядок  осуществления  архитектурно-градостроительной деятельности на
всей  территории  Республики  Северная  Осетия-Алания  и  обеспечивают
защиту прав и охраняемых законом интересов ее участников.
     2.9.3. Органы  государственной  власти  и  управления  Республики
Северная  Осетия-Алания  и  органы  местного самоуправления в пределах
своих полномочий контролируют соблюдение нормативных актов  в  области
финансирования градостроительства,  результаты экспертизы и реализации
градостроительной  документации,   а   также   согласовывают   вопросы
формирования   промышленных   селитебных,   рекреационных   и   других
функциональных  зон  и  объектов,  использования  природных  ресурсов,
охраны историко-культурного наследия и окружающей среды.
     2.9.4. Органы   местного   самоуправления   в   соответствии    с
согласованной и утвержденной в установленном порядке градостроительной
документацией  обеспечивают  ее  реализацию  в  установленные   сроки,
соблюдение  градостроительных  нормативов,  а  также  ведение опорного
плана территории поселения.
     Статья 2.10. Государственное регулирование градостроительства
     2.10.1. Государственное     регулирование     градостроительства,
проведение     градостроительной     политики,     направленной     на
социальноэкономическое   и   научно-техническое   развитие   общества,
осуществляются органами государственной власти и управления Республики
Северная Осетия-Алания и Государственным комитетом Республики Северная
Осетия-Алания   по   строительству  и  архитектуре  в  пределах  своей
компетенции  и   в   соответствии   с   настоящим   Законом,   другими
законодательными  актами  Российской  Федерации  и Республики Северная
Осетия-Алания и государственными программами и обеспечиваются:
     управлением государственными капиатльными вложениями в созцание и
развитие социальной и производственной инфраструктур;
     регулированием налоговой политики;
     предоставлением дотаций,  субсидий, субвенций, других бюджетных и
внебюджетных  видов  финансовой  и  материальной  помощи  на  развитие
объектов градостроительной деятельности;
     контролем за    соблюдением    градостроительных   нормативов   и
стандартов;
     осуществлением антимонопольных    мер,    приватизации   объектов
государственной собственности,  в том  числе  объектов  незавершенного
строительства;
     проведением государственной экспертизы (в том числе  технической,
экологической   и   в   области   защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных   ситуаций)    градостроительной    и    проектно-сметной
документации.
     2.10.2. Порядок   осуществления   градостроительства   в   особых
условиях  (предотвращение  бедствий  и  катастроф,  иных  чрезвычайных
ситуаций и ликвидация их последствий на территории Республики Северная
Осетия-Алания)   определяется   органами   государственной   власти  и
управления   Республики   Северная   Осетия-Алания   (в   том   числе:
Министерством   экономики  и  внешнеэкономических  связей  республики,
Министерством Республики Северная Осетия-Алания по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий,  Государственным комитетом Республики Северная Осетия-Алания
по  строительству  и  архитектуре,  Министерством по охране окружающей
среды  и  природных  ресурсов  республики,  Государственным  комитетом
Республики   Северная   Осетия-Алания  по  управлению  государственным
имуществом,  Комитетом Республики Северная Осетия-Алания по  земельным
ресурсам   и  землеустройству,  Государственным  комитетом  Республики
Северная Осетия-Алания по геологии  и  использованию  недр,  Комитетом
Республики  Северная  Осетия-Алания  по  водному хозяйству) и органами
местного самоуправления в пределах их компетенции.
     2.10.3. Финансирование   градостроительства   в  особых  условиях
осуществляется за счет целевых и резервных бюджетных фондов Российской
Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
     2.10.4. Стимулирование градостроительства осуществляется органами
государственной  власти и управления Российской Федерации и Республики
Северная Осетия-Алания,  органами местного самоуправления  в  пределах
своих полномочий следующими мерами:
     установлением порядка   предоставления   и   изъятия    земельных
участков,   иной   недвижимости  и  ресурсов,  а  также  установлением
налоговых ставок и коэффициентов с учетом градостроительной ситуации в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации и Республики
Северная Осетия-Алания;
     объявлением зон  отчуждения земельных участков,  имущества и иной
недвижимости в интересах общества;
     созданием необходимого резерва земельных участков, подготовленных
для застройки;
     обеспечением своевременного  строительства  систем  инженерных  и
транспортных коммуникаций и сооружений;
     содействием страхованию селитебных территорий от риска причинения
экологического  ущерба   деятельностью   промышленных,   транспортных,
энергетических, высокочастотных и иных объектов;
     контролем за   соблюдением   сроков   действия   разрешений    на
выполнением строительно-монтажных работ.

     Глава 3.       Лицензирование      архитектурно-градостроительной
деятельности

     Статья 3.1. Общие положения
     3.1.1. Лицензированию подлежит деятельность граждан и юридических
лиц  по  разработке  градостроительной   и   проектной   документации,
экспертизе  градостроительных  и  архитектурных  проектов,  авторскому
надзору  за   строительством   архитектурных   объектов,   руководство
государственными     и     муниципальными     (города    Владикавказа)
архитектурно-градостроительными органами.
     3.1.2. Не требует лицензирования:
     архитектурная деятельность    граждан,     осуществляемая     под
руководством архитектора, имеющего лицензию;
     деятельность по созданию и реализации архитектурного  проекта  по
объектам,  не требующим решения о строительстве (временные и мобильные
сооружения,  хозяйственные постройки  и  пристройки  к  индивидуальным
жилым  домам,  не  влияющие  на конструктивную надежность сооружений и
облик населенного пункта, капитальный ремонт, интерьеры);
     участие в конкурсе на архитектурный проект.
     3.1.3. Лицензирование архитектурно-градостроительной деятельности
проводится по двум направлениям:
     лицензирование юридических    лиц     на     право     разработки
градостроительной и проектной документации;
     лицензирование специалистов-архитекторов  на  право  осуществлять
самостоятельную архитектурно-градостроительную деятельность.
     3.1.4. Лицензирование архитектурно-градостроительной деятельности
осуществляет:
     для специалистов - федеральный архитектурный лицензионный центр и
региональный лицензионный центр Юга России;
     для юридических  лиц  -  реапубликанский   центр   лицензирования
строительной  деятельности с привлечением в комиссию по лицензированию
лицензированных архитекторов со стажем работы не менее пяти лет.
     3.1.5. Предприятие, возглавляемое архитектором, имеющим лицензию,
вправе   осуществлять   проектирование   и   авторский    надзор    за
строительством  объектов жилищно-гражданского назначения без получения
лицензии на проектные работы.
     Статья 3.2.  Условия получения лицензии гражданами и юридическими
лицами
     3.2.1. Правом на получение лицензии обладает специалист,  имеющий
высшее архитектурное образование,  стаж  работы  по  специальности  не
менее   двух  лет,  обладающий  знанием  требований,  предъявляемых  к
проектированию и строительству в Российской Федерации.
     В исключительных  случаях  указанная  лицензия  может быть выдана
лицу,  не имеющему высшего  архитектурного  образования,  при  наличии
стажа работы в области архитектурной деятельности не менее десяти лет.
     3.2.2. Юридическое лицо имеет  право  на  получение  лицензии  на
архитектурную  деятельность,  если  весь  объем  работ по разработке и
реализации   архитектурных   проектов   проходит   под    руководством
архитекторов,  имеющих  лицензии,  количество  которых  должно быть не
менее  пяти  процентов  от  списочной  численности  проектировщиков  в
коллективе.
     Статья 3.3.  Права и ответственность граждан и  юридических  лиц,
имеющих лицензию на право архитектурно-градостроительной деятельности
     3.3.1. Лицензия  на   архитектурную   деятельность   дает   право
архитектору   на  осуществление  архитектурной  деятельности  в  форме
предпринимательства,  в  экспертных,  государственных,   муниципальных
органах, в преподавательской деятельности по специальности.
     3.3.2. Юридические  лица,  имеющие  лицензию   на   архитектурную
деятельность, имеют право на разработку и реализацию градостроительной
и проектной документации.
     3.3.3. Граждане  и  юридические  лица,  имеющие  лицензию,  несут
полную   ответственность    за    соответствие    результатов    своей
профессиональной  деятельности  законам  и  нормативно-правовым  актам
Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания,  правилам  и
порядку застройки, утвержденным в установленном порядке для территории
и населенных пунктов Республики Северная  Осетия-Алания,  за  качество
создаваемой ими среды жизнедеятельности человека.

     Глава 4. Градостроительная и проектная документация
     Статья 4.1. Основные виды градостроительной документации
     4.1.1. Генеральная   схема   расселения,   природопользования   и
территориальной организации производительных сил Российской Федерации.
     4.1.2. Схема  расселения,  природопользования  и  территориальной
организации производительных сил южно-российского региона, включающего
территорию Республики Северная Осетия-Алания.
     4.1.3. Схемы  и  проекты  районной   планировки   по   территории
Республики Северная Осетия-Алания и ее частей.
     4.1.4. Территориальные  комплексные  схемы   охраны   природы   и
природопользования,   включающие  мероприятия  по  защите  от  опасных
природных и техногенных процессов.
     4.1.5. Генеральные планы населенных пунктов.
     4.1.5. Проекты  административной  черты   городов,   поселков   и
сельских поселений республики.
     4.1.7. Генеральные планы рекреационных,  промышленных, селитебных
и других функциональных зон.
     4.1.8. Проекты  детальной  планировки  жилых  районов  и   других
участков   поселений   (в   части   их  пространственно-планировочного
решения).
     Статья 4.2.  Основные  виды  и  стадии разработки предпроектной и
проектной документации
     4.2.1. Предпроектная документация:
     эскизные предложения;
     обоснование инвестиций в строительство объекта;
     инженерные изыскания         (инженерно-топографические         и
инженерногеологические, климатологические и другие);
     строительный паспорт участка.
     4.2.2. Проектная документация:
     архитектурный проект;
     проект;
     рабочий проект;
     рабочая документация.
     Статья 4.3. Статус градостроительной и проектной документации
     4.3.1. Каждый    вид    градостроительной    документации   имеет
утверждаемую часть, которая является обязательной для исполнения всеми
субъектами и участниками градостроительства.  Изменения в утверждаемую
часть могут вноситься только с разрешения утвердившего его органа.
     4.3.2. Предпроектная  и проектная документация должны выполняться
с   обязательным   учетом   основных    положений    и    рекомендаций
градостроительной документации.
     4.3.3. Основные выводы  и  положения  предпроектной  документации
служат  основой  для  составления архитектурно-планировочного задания,
задания на проектирование и в обязательном порядке должны  учитываться
при выполнении проектной документации.
     4.3.4. Утвержденная    в    установленном    порядке    проектная
документация является обязательной для всех участников инвестиционного
процесса.
     4.3.5. Любая   из   стадий   разработки  проектной  документации,
согласованная и утвержденная в установленном  порядке,  может  служить
основой для ведения строительных работ.
     Статья 4.4.  Порядок согласования и утверждения градостроительной
и проектной документации
     4.4.1. Градостроительная     документация     утверждается     по
представлению   органов   архитектуры   и  градостроительства  органом
территориального  управления,  которому  непосредственно   подчиняется
администрация территории, охваченная данной разработкой.
     4.4.2. Проектная   документация    на    строительство    объекта
утверждается  органом  управления,  организацией  или  частным  лицом,
финансирующим  строительство   объекта   либо,   по   его   поручению,
посредником (заказчиком,  инжиниринговой фирмой),  имеющим лицензию на
соответствующую деятельность.
     4.4.3. Согласование    принятых    в    проектной    документации
градостроительных и архитектурных решений выполняет заказчик и главный
архитектор    территории,    для    которой   разрабатывается   данная
документация.
     В случае,  когда  главный  архитектор  не имеет лицензии на право
самостоятельной архитектурной деятельности,  он визирует документацию,
а    согласование    проводит    вышестоящий   орган   архитектуры   к
градостроительства.
     В случае, когда документация разработана лицом, которому положено
согласовать данный проект,  согласование выполняет  вышестоящий  орган
архитектуры и градостроительства.
     Проектная документация    для     объектов     федерального     и
республиканского    значения    должна    в    обязательном    порядке
согласовываться главным архитектором республики  после  положительного
заключения    государственной   экспертизы   и   визирования   главным
архитектором территории.
     Статья 4.5.   Порядок  изменения  градостроительной  и  проектной
документации
     4.5.1. Изменения  в  градостроительную  и  проектную документацию
вносятся разработчиком (автором) документации по инициативе  субъектов
или участников архитектурно-градостроительной деятельности, с согласия
заказчика и с разрешения органа, утвердившего документацию.
     4.5.2. В    случае   существенного   изменения   принятых   ранее
градостроительных,  архитектурных и технических решений,  документация
должна быть вновь согласована и утверждена в установленном порядке.
     4.5.3. Бее  изменения  документации  фиксируются  в   экземплярах
документации  заказчика  и  подрядчика,  а также в архивном экземпляре
разработчика согласно действующим государственным стандартам.

     Глава 5.   Авторское   право   на   градостроительные    решения,
архитектурные проекты и произведения архитектуры

     Отношения, возникающие  в  сфере архитектуры и градостроительства
по  вопросам  авторского  права,   регулируются   законом   Российской
Федерации "Об авторском праве и смежных правах" и настоящим Законом.
     Статья 5.1.  Объекты  авторского  права  в  сфере  архитектуры  и
градостроительства.
     1.1.1. Концептуальная   часть   градостроительной   документации,
отраженная в схемах и текстовой части.
     5.1.2. Планировочная   и    объемно-пространственная    структура
территории, отраженная в основных и вспомогательных схемах, чертежах и
макетах.
     5.1.3. Градостроительный  комплекс,  построенный в соответствии с
выполненной градостроительной документацией.
     5.1.4. Архитектурный   проект   и  разработанная  на  его  основе
проектная документация.
     5.1.5. Архитектурный   объект   или   комплекс,   построенный   в
соответствии с выполненным архитектурным проектом.
     Статья 5.2. Субъекты авторского права
     5.2.1. Гражданин,  в  результате  непосредственного   творческого
труда    которого   созданы   объекты   авторского   права   в   сфере
градостроительства и архитектуры, признается автором градостроительных
решений, архитектурного проекта, объекта.
     5.2.2. Лица, оказывающие автору техническую, консультационную или
организационную помощь,  либо осуществляющие организацию строительства
и контроль, не могут быть признаны соавторами.
     Статья 5.3. Личные неимущественные права автора
     5.3.1. Право  признаваться  автором  градостроительного  решения,
архитектурного проекта и объекта.
     5.3.2. Право на осуществление авторского контроля за  разработкой
документации  для строительства и авторского надзора за строительством
объекта.
     5.3.3. Право на фото- и видеосъемку своего объекта,  если иное не
установлено договором автора с заказчиком или владельцем.
     Статья 5.4. Имущественные права автора градостроительных решений,
архитектурного проекта и объекта
     5.4.1. Автор  градостроительных решений и архитектурного проекта,
разработанных  на  инициативной  основе,  имеет  исключительное  право
использовать  их  для  реализации  путем  разработки градостроительной
документации или проектной документации для строительства.
     5.4.2. Автор   имеет   исключительное   право   осуществлять  или
разрешать  воспроизведение,  распространение,  публичный   показ   или
переработку своего градостроительного или архитектурного проекта.
     5.4.3. Размер авторского вознаграждения за использование объектов
авторского права определяется договором.
     5.4.4. Проектная документация может  быть  использована  повторно
исключительно  с  согласия  автора проекта и с выплатой ему авторского
вознаграждения.
     Статья 5.5.   Авторское  право  на  градостроительные  решения  и
архитектурные произведения, выполненные в порядке исполнения служебных
обязанностей или по договору.
     5.5.1. На градостроительные решения и архитектурные произведения,
выполненные   в  порядке  исполнения  служебных  обязанностей  или  по
договору, распространяются личные неимущественные права автора.
     5.5.2. При  повторном использовании проектной документации автору
принадлежат имущественные права, согласно пункта 5.4.3.

     Глава 6. Экспертиза градостроительной и проектной документации

     Статья 6.1. Общие положения
     6.1.1. Вся градостроительная и проектная документация, независимо
от форм собственности и ведомственной принадлежности, должна проходить
государственную экспертизу, в том числе экологическую, государственную
экспертизу в области защиты населения  и  сооружений  от  чрезвычайных
ситуаций  для  случаев,  определенных соответствующим положением,  как
обязательный этап инвестиционного процесса.
     6.1.2. Обязательным  условием  для  начала и ведения строительных
работ всеми застройщиками является положительное заключение экспертизы
по   части   обеспечения   безопасности   жизни   и   здоровья  людей,
экологической безопасности, надежности возводимых зданий и сооружений,
соответствия    проектных   решений   утвержденной   градостроительной
документации, соблюдения установленного порядка согласования проектов.
     Статья 5.2. Порядок проведения экспертизы
     5.2.1. Экспертиза всей градостроительной и проектной документации
независимо  от  ведомственной  принадлежности  и форм собственности на
территории  Республики  Северная  Осетия-Алания   проводится   Главным
Управлением    государственной    вневедомственной    экспертизы   при
Министерстве  строительства   Российской   Федерации   и   Управлением
государственной   вневедомственной   экспертизы   при  Государственном
комитете  Республики  Северная  Осетия-Алания   по   строительству   и
архитектуре  с учетом заключения экологической экспертизы и экспертизы
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Экологическая экспертиза     градостроительной     и    проектной
документации проводится  специально  уполномоченными  государственными
органами  в области охраны окружающей природной среды в соответствии с
природоохранным законодательством Российской  Федерации  и  Республики
Северная Осетия-Алания.
     Государственная экспертиза    градостроительной    и    проектной
документации  в  области защиты населения и территории от чрезвычайных
ситуаций проводится экспертной  комиссией  специально  уполномоченного
государственного  органа  Республики  Северная Осетия-Алания в области
гражданской обороны,  защиты населения и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций.
     6.2.2. Главное   Управление   государственной    вневедомственной
экспертизы   при   Министерстве   строительства  Российской  Федерации
проводит экспертизу:
     градостроительной документации   на   уровне  схемы  или  проекта
районной планировки и выше, генерального плана города Владикавказа;
     проектов на   строительство   объектов,  полностью  или  частично
финансируемых  из  федерального  бюджета;
     потенциально   опасных   и технически особо сложных объектов;
     объектов совместного с другими государствами пользования.
     6.2.3. Управление   государственной  вневедомственной  экспертизы
Республики Северная Осетия-Алания проводит экспертизу  всех  проектов,
за исключением проектов, перечисленных в пункте 6.2.2.
     6.2.4. По проектам,  финансируемым за  счет  граждан  (физических
лиц),  обязательной  является  экспертиза  конструктивной надежности и
эклогической   безопасности,   а   также   соответствию   утвержденной
градостроительной документации.

     Глава 7.       Система       органов       по       регулированию
архитектурно-градостроительной деятельности                          и
профессионально-творческие организации архитекторов

     Структура и  численность органов архитектуры и градостроительства
Республики   Северная   Осетия-Алания    определяется,    исходя    из
административно-территориального деления республики, градостроительной
значимости населенных пунктов и объема выполняемых функций.
     Статья 7.1.      Государственные     органы     архитектуры     и
градостроительства
     7.1.1. Государственные            функции           регулирования
архитектурноградостроительной деятельности,  контроль  за  исполнением
настоящего    Закона    на    территории    республики    осуществляют
Государственный   комитет   Республики   Северная   Осетия-Алания   по
строительству к архитектуре,  входящие в его структуру Республиканское
Управление    архитектуры    и    градостроительства    и    Инспекция
государственного архитектурно-строительного надзора.
     Статья 7.2. Муниципальные органы архитектуры и градостроительства
     7.2.1. На        муниципальном        уровне        регулирование
архитектурногрядостроительиой деятельности реализуется:
     Управлением архитектуры  и градостроительства города Владикавказа
и  входящей  в  его  структуру  Инспекцией  архитектурно-строительного
надзора;
     отделами архитектуры и градостроительства районов республики;
     службами главных архитекторов малых городов,  поселков и сельских
населенных пунктов.
     Муниципальные органы    архитектуры    и   градостроительства   в
соответствии с согласованной и утвержденной  в  установленном  порядке
градостроительства   документацией   обеспечивают   ее   реализацию  в
установленные сроки,  соблюдение грддостроительных нормативов, а также
ведение  опорного  плана  территорий  поселений  под  непосредственным
нормативно-методическим   руководством   Республиканского   Управления
архитектуры и градостроительства.
     7.2.2. В штатах администраций местного самоуправления  городов  с
населением   30   тысяч   человек  и  более  должна  предусматриваться
соответствующая архитектурно-градостроительная служба.
     7.2.3. Населенные  пункты с численностью населения менее 30 тысяч
человек   вправе    по    своему    усмотрению    образовывать    свою
архитектурно-градостроительную службу.
     Статья 7.3. Руководство органами архитектуры и градостроительства
     7.3.1. Государственные   и  муниципальные  органы  архитектуры  и
градостроительства      возглавляются      главными      архитекторами
соответствующих территорий.
     7.3.2. Кандидатура    главного    архитектора    отбирается     в
установленном  порядке  на конкурсной основе из числа профессиональных
архитекторов.
     На должности    главного    архитектора    Республики    Северная
Осетия-Алания и главного архитектора города  Владикавказа  может  быть
рекомендован  только  архитектор,  имеющий лицензию на самостоятельную
архитектурную деятельность.
     7.3.3. Руководители   органов  архитектуры  и  градостроительства
назначаются:
     главный архитектор    Республики    Северная    Осетия-Алания   -
постановлением  Правительства  Республики  Северная  Осетия-Алания  по
представлению    Государственного    комитета    Республики   Северная
Осетия-Алания по строительству и архитектуре с рекомендацией Правления
Северо-Осетинской организации Союза архитекторов России;
     главный архитектор города Владикавказа -  решением  администрации
города   Владикавказа   по   представлению  Государственного  комитета
Республики Северная Осетия-Алания по  строительству  и  архитектуре  и
Правления Северо-Осетинской организации Союза архитекторов России;
     главные архитекторы   районов   республики   и   малых    городов
назначаются  соответствующими  главами  администраций по представлению
Государственного  комитета  Республики   Северная   Осетия-Алания   по
строительству и архитектуре.
     Статья 7.4. Профессионально-творческие объединения архитекторов
     7.4.1. Общественные     профессионально-творческие    объединения
архитекторов  (градостроителей,  дизайнеров)  в  соответствии   с   их
уставами   осуществляют   функции  защиты  профессиональных  интересов
архитекторов,  представителей других профессий в области архитектуры и
градостроительства,   участвуют   в   формировании  полноценной  среды
жизнедеятельности   человека,    сохранении    культурно-исторического
наследия.
     7.4.2. Общественные    профессионально-творческие     объединения
архитекторов  при  выполнении своих уставных функций взаимодействуют с
органами власти  и  управления   Республики   Северная   Осетия-Алания
непосредственно либо через Государственный комитет Республики Северная
Осетия-Алания по строительству и архитектуре.

     Глава 8.  Финансирование   градостроительства   и   архитектурной
деятельности

     Статья 8.1. Источники финансирования градостроительства
     8.1.1. Разработка градостроительной документации финансируется за
счет:
     целевых финансовых поступлений из федерального бюджета;
     республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания;
     соответствующих внебюджетных фондов;
     собственных финансовых    ресурсов   районов,   городов,   других
муниципальных образований, включая средства от платы за землю;
     денежных фондов   органов   архитектуры,   формируемых   за  счет
отчислений от заказчиков,  поступлений от штрафных  санкций  и  других
поступлений.
     8.1.2. Средства граждан и юридических лиц могут быть использованы
для  разработки  градостроительной  документации  только через органы,
обладающие правом заказа градостроительной документации.
     8.1.З. Архитектурная    деятельность,    а    также    реализация
градостроительной документации финансируются за счет всех  источников,
включая средства граждан.

     Глава 9.      Ответственность      субъектов     и     участников
градостроительства   и   архитектурной   деятельности   за   нарушение
настоящего Закона

     Статья 9.1.    Порядок   привлечения   субъектов   и   участников
градостроительства и архитектурной деятельности к  ответственности  за
нарушение настоящего Закона
     9.1.1. За нарушение настоящего Закона граждане, юридические лица,
органы  управления  и должностные лица привлекаются к:
     административной ответственности (за  нарушения,  повлекшие_  или
могущие  повлечь  за  собой  ухудшение эксплуатационных и эстетических
качеств создаваемой среды либо материальный ущерб, могущие создать или
создавшие угрозу здоровью и безопасности людей,  также за несоблюдение
установленного порядка ведения проектных и строительных работ);
     уголовной ответственности   (за  нарушения,  повлекшие  за  собой
материальный ущерб в особо крупных размерах, причинение вреда здоровью
личности,  создание угрозы безопасности людей,  трудновосполнимый урон
окружающей среде, культурному и исторического наследию).
     9.1.2. Виновные   в   нарушениях   законодательства   в   области
градостроительства и архитектуры  привлекаются  к  административной  и
уголовной ответственности:
     административной -   исполнительными   органами   государственной
власти,  администрациями местного самоуправления, органами архитектуры
и  градостроительства,  архитектурно-строительного  надзора,  органами
комитета  по  земельной  реформе (в случае нецелевого или самовольного
использования  земель),  а  также  администрациями  служб  заказчиков,
подрядных и проектных организаций в отношении своих сотрудников;
     уголовной - судебными органами по заявлению субъектов или
участников градостроительства, либо по инициативе прокурора.
     Применение указанных   видов   ответственности   не   освобождает
виновных   от   обязанности   устранения  допущенных  нарушений  и  от
возмещения причиненного ущерба.
     9.1.3. К административной ответственности привлекаются:
     граждане и юридические лица, осуществляющие строительство объекта
без   разрешительной   документации   (самовольная  постройка)  или  с
нарушением утвержденной градостроительной документации;
     граждане и   юридические  лица,  допустившие  в  ходе  реализации
проектной документации отступления от нее без согласования  с  автором
проекта   и   органами,   выдавшими   разрешительную  документацию  на
строительство;
     граждане и   юридические   лица,   осуществляющие   архитектурную
деятельность и градостроительство без лицензии;
     должностные лица   органов   градостроительства   и   архитектуры
республики и земельного комитета,  должностные лица  органов  местного
самоуправления  и муниципальной комиссии за нарушения порядка отвода и
использование не по назначению земель населенных  пунктов  и  городов,
порядка  выдачи  архитектурно-планировочного  задания  и разрешения на
выполнение строительно-монтажных работ.
     9.1.4. При    административной   ответственности   за   нарушения
настоящего Закона виновные подвергаются штрафным санкциям.
     Размер и  механизм  исполнения  штрафных  санкций  принимается  в
соответствии  с  федеральным  законодательством   и   республиканскими
законодательными и нормативными актами.
     9.1.5. Полномочия по наложению штрафных  санкций  на  виновных  в
нарушении  настоящего  Закона  возлагаются  на органы Государственного
комитета  Республики  Северная  Осетия-Алания   по   строительству   и
архитектуре в пределах их компетенции:
     Республиканское Управление архитектуры и градостроительства;
     Инспекцию государственного архитектурно-строительного надзора.
     9.1.5. Основанием для взыскания штрафа является  постановление  о
правонарушениях  в  градостроительстве  и  архитектурной деятельности,
вынесенное  органом  Государственного  комитета  Республики   Северная
Осетия-Алания по строительству и архитектуре, по факту правонарушения,
оформленному в установленной форме протоколом и предписанием.
     9.1.7. Штраф  вносится правонарушителем в соответствующие бюджеты
в десятидневный срок со дня вынесения постановления.
     Копки платежных   документов  представляются  в  орган,  вынесший
постановление  о  наложении  штрафа,   и   в   соответствующий   орган
государственной налоговой инспекции.
     По истечению  10-ти   дневного   срока   штраф   взыскивается   с
правонарушителя   в   бесспорном   порядке   соответствующим   органом
государственной налоговой инспекции.
     9.1.8. Перечисление  производится  в  долях  от  суммы  штрафа  в
бюджеты,   указываемые   в   постановлении   о    правонарушениях    в
градостроительстве и архитектурной деятельности:
     20 процентов - в бюджет республики;
     65 процентов - в бюджет района (города);
     15 процентов  -  на  счет  Государственного  комитета  Республики
Северная Осетия-Алания по строительству и архитектуре,  для укрепления
его материалъно-технической и социальной базы.
     9.1.9. Постановление  о  правонарушении  в  градостроительстве  и
архитектурной деятельности может быть обжаловано в суд в установленном
порядке.
     При этом действие постановления  приостанавливается  на  месячный
срок, отводимый на рассмотрение жалобы.
     9.1.10. Возврат необоснованно взысканных средств  производится  в
установленном   порядке   государственной   налоговой   инспекцией  из
соответствующих  бюджетов,  с  текущего  счета  внебюджетных   средств
Государственного комитета   Республики   Северная   Осетия-Алания   по
строительству и архитектуре на основании решения суда.
     Статья 9.2. Имущественная ответственность
     9.2.1. Лицо,   право   которого   нарушено   при    осуществлении
архитектурной   деятельности,   может   требовать  полного  возмещения
причиненных ему убытков в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации.
     9.2.2. Лицо,   виновное   в   строительстве   или   в   изменении
архитектурного  объекта  без соответствующего разрешения на выполнение
строительно-монтажных работ,  обязано за свой  счет  осуществить  снос
(полную  разборку)  самовольной  постройки  и  привести  архитектурный
объект и земельный участок в первоначальное состояние.
     9.2.3. Лицо,  виновное в действиях, повлекших за собой причинение
вреда личности либо трудновосполнимый урон окружающей природной среде,
памятнику  истории  или  культуры,  ценному  городскому или природному
ландшафту,  несет  ответственность,  установленную   законодательством
Российской Федерации.
     9.2.4. Гражданин    или    юридическое    лицо,    осуществляющее
архитектурную  деятельность,  несут  имущественную  ответственность  в
соответствии с гражданским законодательством Российской  Федерации  за
неисполнение или за ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
     Статья 9.3.          Осуществление          контроля           за
архитектурно-градостроительной деятельностью
     9.3.1. Контроль за исполнением настоящего  Закона  осуществляется
Государственным комитетом   Республики   Северная   Осетия-Алания   по
строительству   и   архитектуре,   входящем   в   структуру    органов
государственной власти и управления Республики Северная Осетия-Алания.
     9.3.2. В соответствии с настоящим Законом  и  издаваемыми  в  его
развитие  законодательными  актами  органы  местного самоуправления по
согласованию   с   Государственным   комитетом   Республики   Северная
Осетия-Алания по строительству и архитектуре осуществляют установление
административной черты городов, других поселений и выделение земельных
участков на основе утвержденной градостроительной документации. Органы
местного   самоуправления   могут   наделяться   по   согласованию   с
Государственным   комитетом   Республики   Северная  Осетия-Алания  по
строительству  и  архитектуре  и  другими   полномочиями   в   области
архитектурно-градостроительной   деятельности,  установленными  данным
Законом.
     Контроль за   реализацией   указанных   полномочий   осуществляет
Государственный   комитет   Республики   Северная   Осетия-Алания   по
строительству и архитектуре.

     Глава 10.  Разрешение  споров  по  вопросам  градостроительства и
архитектурной деятельности

     10.1. Споры  по  вопросам  градостроительства   и   архитектурной
деятельности  рассматриваются  органами  государственного  управления,
местными администрациями,  судом, арбитражным судом и третейским судом
в пределах их компетенции.
     1О.2. Споры между субъектами градостроительства,  находящимися на
территориях разного административного подчинения в пределах Республики
Северная Осетия-Алания, рассматриваются органами исполнительной власти
Республики  Северная  Осетия-Алания либо комиссиями,  образованными на
паритетных   началах   из   представителей   территорий   с   участием
представителей     исполнительной     власти    Республики    Северная
Осетия-Алания.

     Глава 11. Заключительные положения

     11.1. Закон "О градостроительстве и архитектурной деятельности  в
Республике   Северная  Осетия-Алания"  вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования.
     11.2. Настоящий  Закон  обязателен  для  исполнения на территории
Республики Северная Осетия-Алания  всеми  физическими  и  юридическими
лицами, независимо от места их регистрации и проживания.
     11.3. При  разработке  Законов  "О   местном   самоуправлении   в
Республике  Северная  Осетия-Алания"  и  "Земельный  кодекс Республики
Северная Осетия-Алания" учесть положения настоящего Закона.
     11.4. Правительству  Республики  Северная  Осетия-Алания привести
свои нормативные акты в соответствие с настоящим Законом.
     Разработать и   принять  постановление  о  размерах  и  механизме
исполнения  штрафных  санкций  при  привлечении   к   административной
ответственности   граждан   (физических  лиц)  и  юридических  лиц  за
нарушение    Закона    Республики    Северная     Осетия-Алания     "О
градостроительстве  и архитектурной деятельности в Республике Северная
Осетия-Алания".


     Президент
     Республики Северная Осетия-Алания          А.Галазов

     г.Владикавказ,
     "___"_______1997 г.
     N ____



Информация по документу
Читайте также