Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 06.02.1998 № 25-аПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 февраля 1998 г. N 25-а г.Владикавказ О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999г.г. в Республике Северная Осетия-Алания В соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20 июня 1997г. N153 "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства в Республике Северная Осетия-Алания" и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997г. N1613 "О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы" Правительство Республики Северная Осетия-Алания п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить Программу демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999г.г. в Республике Северная Осетия-Алания, согласно приложению. 2. Правительственной комиссии по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства в Республике Северная Осетия-Алания, образованной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20 июня 1997 г. N 153, определить перечень, сроки разработки и представления Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания необходимых документов для реализации Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999г.г. в Республике Северная Осетия-Алания. 3. Рекомендовать местному самоуправлению г.Владикавказа и районов республики при разработке местных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства предусмотреть разделы, связанные с демонополизацией и развитием конкуренции на местных рынках жилищно-коммунальных услуг. 4. Координацию работы по реализации Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 г.г. в Республике Северная Осетия-Алания возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (Бакшиев). Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания Ю. Бирагов Приложение к постановлению Правительства РСО-Алания от 6 февраля 1998 г. N 25 Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы. I. Общие положения. 1. Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы (далее именуется Программа) разработана на основе концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, утвержденной постановлением Правительства РСО-Алания от 20 июня 1997 г. N 153 "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства в Республике Северная Осетия-Алания и в соответствии с Программой демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997 г. N 1613 "О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы". 2. Основной целью Программы является снижение издержек и, соответственно, тарифов на жилищно-коммунальные услуги при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг. 3. Программа служит основой для подготовки местных программ демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. 4. Для реализации поставленных задач Программой предусматриваются: - реформирование органов управления жилищно-коммунальным хозяйством на местном уровне; - принятие мер по созданию множества субъектов хозяйствования различных форм собственности в сфере управления и предоставления жилищно-коммунальных услуг; - завершение перехода к договорным отношениям между заказчиком и поставщиком жилищно-коммунальных услуг; - организация управления и обслуживания муниципальной собственности и выполнение муниципальных заказов на конкурсной основе; - организация информационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в соответствии с настоящей Программой, в том числе через средства массовой информации. II. Анализ структуры и экономического состояния отрасли. Структурные особенности и реформа собственности в жилищно-коммунальном хозяйстве. 5. Жилищно-коммунальное хозяйство подразделяется на следующие основные подотрасли: - жилищное хозяйство ресурсоснабжение (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение); - благоустройство населенных пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка и утилизация отходов); - бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги). Задачи демонополизации и приватизации предприятий бытового обслуживания в настоящее время решены в достаточно полной мере. Эти подотрасли уже сегодня функционируют в рыночных условиях. Настоящая Программа разработана с целью демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищного хозяйства, ресурсоснабжения и благоустройства. 6. В силу технологических особенностей в городах и райсельцентрах республики такие предприятия как предприятия теплового, водопроводно-канализационного хозяйств, электрических сетей занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). 7. В г. Владикавказе, Моздокском, Правобережном, Ардонском, Дигорском, Кировском, Пригородном, и Ирафском районах жилищно-коммунальное хозяйство в основном находится в муниципальной собственности. При администрациях местного самоуправления в этих муниципальных образованиях имеются комитеты по управлению муниципальной собственностью. Фактически же управлением ЖКХ занимаются сами администрации через УЖКХ (ПОЖКХ). В городах Владикавказе, Моздоке, Правобережном, Ардонском и Дигорском районах при УЖКХ имеются предприятия-монополисты жилищного, водопроводно-канализационного, электро-теплового хозяйств, которые занимаются содержанием и эксплуатацией своих объектов. В Кировском, Пригородном, и Ирафском районах обслуживанием жилья и объектов коммунального хозяйств занимаются производственные объединения жилищно-коммунального хозяйства (ПОЖКХ). Отдельных предприятий-монополистов, какие имеются в других районах, здесь нет. В Алагирском районе жилищно-коммунальное хозяйство находится в государственной собственности, содержанием и эксплуатацией его занимаются МЖКХ через органы ЖКХ на местах. В этом районе также имеются предприятия-монополисты, которые обслуживают жилищный фонд и объекты коммунального хозяйства. Такая структура управления отраслью приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся финансовых и материальных ресурсов. Она не дает возможности оперативно реагировать на требования потребителей путем принятия адекватных экономических мер и управленческих решений. В ней отсутствует личная заинтересованность работников отрасли в соблюдении качества, надежности и экологической безопасности работ. В связи с этим сложилось тяжелое финансовое состояние отрасли. Так объем услуг, работ и продукции произведенных предприятиями ЖКХ республики в стоимостном выражении составили в 1996г. 389,7млн. деноминированных рублей, в том числе населению - на сумму 57,4 млн.руб., из которых оплачено 36,3 млн. руб. (63,2 %). Компенсации из бюджетов всех уровней (на покрытие разницы в тарифах, выплату льгот и субсидий при оплате жилья и коммунальных услуг) составили 38,2 млн.руб., то есть немногим более 50,3 % от потребности. Недофинансирование работ (услуг) ЖКХ, произведенных для населения, составило 37, 6 млн.руб. Кроме населения, оказаны услуги другим потребителям на сумму 332,3 млн. деноминированных рублей, в том числе организациям социальной сферы - на 236,3 млн.рублей, которые не смогли рассчитаться за использованные ресурсы. В связи с этим жилищно-коммунальное хозяйство республики за счет "проедания" основных фондов продолжает кредитовать производство своих услуг как населению, так и организациям бюджетной сферы, так как бюджетные ассигнования на покрытие эксплуатационных затрат предприятий и платежи потребителей составляют немногим более 40 % реальных расходов. Дебиторская и кредиторская задолженности на 1 января 1997 года составили соответственно 324,5 и 323,6 млн. деноминированных руб. 8. За последние годы в республике значительно изменилась ситуация с собственностью на объекты жилищно-коммунального хозяйства. Она характеризуется тремя главными тенденциями: - массовой приватизацией жилищного фонда. За последние годы в республике приватизировано 55,1 тыс.квартир или 58% от общего числа квартир, подлежащих приватизации; - передачей объектов жилищно-коммунального хозяйства из государственной собственности в муниципальную собственность. В муниципальную собственность принято от ведомств 976,1 тыс.кв.метров общей площади жилья, многие объекты коммунального хозяйства. Созданы вновь УЖКХ в ст.Павлодольская, поселках Притеречный, Садовый Моздокского района, УЖКХ в поселках Мизур, Фиагдон Алагирского района, Производственные жилищные управления N 16, 17, 19, 20, 21 в г.Владикавказе; - акционированием части объектов жилищно-коммунального хозяйства. Система управления и финансирования отрасли. 9. Основной причиной медленного развития конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства является сильное влияние административных, а не экономических рычагов воздействия на предприятия, занимающиеся предоставлением жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь, со стороны местных администраций. Это происходит из-за отсутствия развитых договорных отношений на предоставление жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде. По-прежнему у руководителей местных органов существует иллюзия, что административным путем можно получить лучшие результаты за меньшие деньги, чем при создании необходимых экономических рыночных механизмов хозяйствования. 10. Отсутствие эффективных договорных отношений приводит к значительной финансовой неопределенности деятельности жилищно-коммунальных предприятий, большой финансовой задолженности части потребителей (в первую очередь, бюджетных) перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Это, в свою очередь, побуждает поставщиков услуг диктовать условия поставки другим, более мелким потребителям. Все эти факторы делают сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг сегодня малопривлекательной для частного капитала. 11. Финансирование отрасли осуществляется в основном из четырех источников: оплата потребителей, которыми могут выступать население, коммерческие, общественные и бюджетные организации; бюджетное дотирование разности в реальной стоимости услуги и административно установленным уровнем ее оплаты для того или иного потребителя (населения); система перекрестного субсидирования, когда одни потребители за счет больших тарифов, по существу, платят за других потребителей; частично финансирование идет за счет расходов предприятий, имеющих на своем балансе государственный жилищный фонд, что существенно снижает эффективность их деятельности и конкурентность их товаров на рынке или приводит к повышению цен (тарифов). Местные особенности жилищно-коммунального хозяйства. 12. В республике в отдельных городах и районах имеются свои особенности, связанные с технологическими отличиями и размерами территорий муниципальных образований. 13. К технологическим особенностям в отдельных районах республики относятся вид топлива, используемый в теплоснабжении, и способ его доставки, поверхностный или подземный водозабор. Эти особенности могут существенно влиять на подходы к развитию конкуренции и демонополизации отрасли. 14. При разработке местных программ демонополизации обязательным является учет размеров и численности населения того или иного муниципального образования. Для большинства жилищно-коммунальных услуг развитие конкурентных начал и демонополизации становятся целесообразными при определенной величине спроса на них. Объективная необходимость и актуальность проведения демонополизации отрасли. 15. Неразвитость или отсутствие конкуренции в большинстве секторов жилищно-коммунального хозяйства, отсутствие эффективного антимонопольного регулирования деятельности естественных локальных монополий, преобладание мер административного воздействия над экономическими формируют затратную природу функционирования отрасли. 16. Отсутствие конкуренции и мер антимонопольного контроля приводит не только к завышенной стоимости, но и к низкому качеству предоставляемых услуг. Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве требует резкого повышения эффективности использования финансовых ресурсов, что возможно путем развития рыночных конкурентных отношений, элементами которых являются конкурс на получение права выполнения работ, договор, определяющий условия их выполнения, общедоступный механизм контроля за выполнением работ. 17. Актуальность проведения демонополизации отрасли обусловлена также необходимостью изменения структуры финансирования отрасли, которое предусматривает поэтапный переход от бюджетного дотирования хозяйствующих субъектов, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к оплате услуг потребителями при условии адресной социальной защиты низкодоходных слоев населения. III. Проведение демонополизации и создание конкурентной среды в подотраслях жилищно-коммунального хозяйства. 18. Возможность создания конкурентной среды и подходы к демонополизации объектов жилищно-коммунального назначения весьма различны для различных подотраслей, что диктует необходимость их раздельного рассмотрения в Программе. По признаку возможности создания конкурентной среды можно условно выделить следующие четыре группы: - подотрасль, потенциально конкурентная, где развитие конкуренции сдерживается существующей структурой управления подотраслью (жилищное хозяйство); - подотрасли естественных локальных монополий (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и т.д.); - подотрасли, сочетающие элементы потенциально монопольных и потенциональной конкурентных структур (дорожно-мостовое хозяйство, санитарная очистка и утилизация бытовых отходов, озеленение, ритуальное обслуживание); - подотрасли с достаточно хорошо развитыми рыночными отношениями (гостиничное хозяйство, банно-прачечное хозяйство). Демонополизация и создание конкурентной среды в сфере предоставления жилищных услуг. 19. Создание конкурентной среды в жилищной подотрасли зависит от эффективного разделения функций между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями. 20. От лица собственников Государственного жилищного фонда в республике выступают Комитет по управлению государственным имуществом РСО-Алания, Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания, а также предприятия ведомственного жилищного фонда. От лица собственников муниципального жилищного фонда в г. Владикавказе и районах республики выступают комитеты по управлению муниципальным имуществом. Частные собственники могут быть представлены юридическими и физическими лицами, имеющими в собственности жилищный фонд, товариществами собственников жилья и другими организациями. 21. Основными функциями собственника жилищного фонда на рынке жилищно-коммунальных услуг являются: соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов инфраструктуры; обеспечение соответствующего уровня финансирования для поддержания принадлежащей ему недвижимости; разработка и заключение договоров найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде. 22. Функции управляющей компании (служба "Заказчика") в муниципальном жилищном фонде могут выполнять органы жилищно-коммунального хозяйства, функционирующие при администрациях местного самоуправления. Товарищества собственников жилья также выходят на рынок услуг по управлению жилищным фондом и могут выбирать компанию, которая будет управлять их недвижимостью, на конкурсной основе. 23. Взаимоотношения управляющих компаний и собственников жилищного фонда должны регламентироваться договором на управление муниципальным или иным жилищным фондом на праве доверительного управления. 24. Основными функциями управляющей компании являются: поддержание в надлежащем состоянии принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями государственных стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг; выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде; заключение договоров с выбранными подрядчиками на предоставление жилищно-коммунальных услуг заданного количества и стоимости; обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления. 25. При выборе организации, которая будет обеспечивать управление недвижимостью в жилищной сфере, собственник должен руководствоваться двумя соображениями: - управляющая компания должна быть в максимальной степени ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг; - управляющая компания и ее персонал должны быть заинтересованы, в том числе и финансово, в качестве своего труда. 26. Затраты на содержание управляющей компании должны включаться в стоимость жилищно-коммунальных услуг. 27. Эффективная работа управляющей компании возможна только в случае четкого распределения прав и обязательств всех задействованных в процессе управления хозяйством и финансирования сторон. Заключаемые управляющей компанией договоры на выполнение подрядных работ должны исходить из реальных условий финансирования жилищно-коммунальной сферы на местах. 28. Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы. Администрации местного самоуправления г. Владикавказа, г. Моздока, Правобережного, Ардонского, Алагирского и Дигорского районов могут передать управлениям жилищно-коммунального хозяйства, товариществам собственников жилья функции управляющей компании (службы "Заказчика"), поручают комитетам по управлению муниципальным имуществом заключить договор с управляющей компанией о закреплении за ней имущества на праве полного хозяйственного ведения. Управление жилищно-коммунального хозяйства, товарищества, другие формы управляющей компании заключают договора с подрядными организациями (жилищными организациями, предприятиями электротеплового хозяйства и водопроводно-канализационного хозяйства, благоустройства, озеленения, саночистки) о передаче им муниципального имущества на обслуживание. Кроме этого, комитеты по управлению муниципальным имуществом заключают договора с подрядными организациями о закреплении за ними имущества (основные и оборотные средства), обеспечивающего обслуживание объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, на праве полного хозяйственного ведения (приложение N1). Заключаемые управляющей компанией договоры на выполнение подрядных работ должны исходить из реальных условий финансирования жилищно-коммунальной сферы на местах. Договор на текущее обслуживание жилищного фонда может предусматривать возможность изменения условий финансирования и определять в этом случае конкретный перечень работ, подлежащих выполнению. При формировании договорных отношений с теплоснабжающими предприятиями целесообразно заключать тройственное соглашение, где со стороны продавца будет выступать теплоснабжающая организация, а со стороны покупателя - управляющая компания и администрация муниципального образования. В этом случае управляющая компания несет ответственность перед теплоснабжающей организацией в пределах платежей населения, а администрация муниципального образования - в пределах сумм бюджетного дотирования услуги по отоплению. Договоры на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению должны регламентироваться органами местного самоуправления. 29. Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов, при этом муниципальные предприятия по обслуживанию жилья (домоуправления, ЖЭКи,ПЖУ) как самостоятельные хозяйственные субъекты не должны быть жестко закреплены за какой-либо территорией. Главные условия конкурсов: квалифицированный подбор групп домов, выставляемых на конкурс; объективное определение стартовой цены выставляемых на конкурс работ; проведение активной информационной компании; создать на местах постоянно действующие комиссии по конкурсному отбору подрядчиков. Благоприятная ситуация для начала организации конкурсного отбора по обслуживанию жилищного фонда складывается во время приемки ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность. В этом случае проведение конкурсного отбора подрядных организаций позволяет не вкладывать бюджетные средства в создание дополнительных мощностей для обслуживания муниципального жилья и в то же время позволяет адаптироваться к процессу формирования отношений конкурентности в жилищной сфере муниципальным жилищным предприятиям. Договорная цена на выполнение подрядных работ, полученная конкурсным путем, должна являться ориентиром стоимости услуг по содержанию жилищного фонда, который пока обслуживается без конкурсного отбора подрядчика. 30. Демонополизация должна касаться и сферы сбора жилищно-коммунальных платежей населения. Задача состоит в обеспечении для населения максимальной доступности осуществления платежей при минимальной стоимости этой услуги. Эта цель может быть достигнута путем разрушения монополии Сбербанка и конкурсного отбора организаций и других банков, осуществляющих сбор коммунальных платежей населения, при фиксированной стоимости этой услуги не в процентах, а в рублевом исчислении. Открытость этого вида деятельности сделает более удобным для населения оплату жилищно-коммунальных услуг, что в конечном итоге повышает уровень сбора платежей. 31. Специализация расчетно-кассовых центров должна заключаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-коммунальных услуг. Эти центры создаются как структурные подразделения управляющей компании. 32. Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к формированию двух уровней конкурентных отношений : конкуренция в сфере управления недвижимостью в целях получения заказа от собственника на управление жилищным фондом; конкуренция подрядных организаций в целях получения заказа на обслуживание жилья. Импульсом для развития конкуренции в данных направлениях должно служить формирование многообразия организации собственников жилья, которое достигается, в первую очередь, путем создания товариществ собственников жилья в соответствии с Федеральным законом "О товариществах собственников жилья". 33. Активизация деятельности органов управления жилищно-коммунальным хозяйством, граждан и организаций по созданию товариществ собственников жилья должна осуществляться путем : гарантированного выделения бюджетных средств муниципальных образований на цели государственной регистрации комплексов недвижимого имущества в жилищной сфере кондоминиумов; принятие соответствущих решений на республиканском и местном уровнях о передаче товариществам собственников жилья установленных государственных дотаций на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт жилья, на отдельные виды коммунальных услуг, о выделении компенсаций за предоставление льгот отдельным категориям граждан, а также компенсаций (субсидий) на оплату жилищно-коммунальных услуг семьям с низкими доходами. Важное значение для успешной организации и развития товариществ собственников жилья имеет активная информационная компания. Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения. 34. Предприятия, оказывающие услуги тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, несмотря на разнородность оказываемых услуг, характеризуются несколькими общими признаками: - привязанность к конкретной территории; - неразрывность или строгая последовательность, процессов производства, передачи и потребления материальных носителей и услуг; - невозможность для потребителя отказаться от данных видов услуг на сколько-нибудь длительный срок; - невозможность компенсации недопроизводства услуг в один период за счет более интенсивного их производства в другой; - необходимость четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса; - тесная зависимость организации производственного процесса, потребности в мощностях от местных условий. Таким образом, упомянутые виды услуг могут быть отнесены к естественным локальным монополиям. 35. Возможные мероприятия по разукрупнению существующих предприятий ресурсоснабжения путем выделения самостоятельных юридических лиц для производства и доведения услуг до потребителей различными предприятиями по технологической цепочке могут привести к дезорганизации работы соответствующих подотраслей и ухудшению обслуживания потребителя. Таким образом, возможное разукрупнение предприятий водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и водоотведения не может быть оправдано с точки зрения осуществления демонополизации . 36. Особенности ценообразования на услуги естественных локальных монополий следующие. Все эти предприятия являются фондоемкими производствами, удельный вес основных активов которых довольно велик. Поддержание работоспособности основных производственных средств требует значительных текущих затрат. Амортизация, как правило, не покрывает необходимые затраты на текущий ремонт и профилактические работы, так как нормы амортизации не отражают реального срока службы имущества. Производственное имущество изношено и требует восстановления, а в отдельных случаях - полной замены, с учетом современных технологий. Предприятиям в большинстве случаев приходится рассчитывать на прибыль, оставшуюся в их распоряжении после налогообложения, или на бюджетные ресурсы. В отрасли до сих пор существует кризис неплатежей, которые невозможно разрешить силами только предприятий ресурсоснабжения. Упущенная выгода от сомнительной дебиторской задолженности, как правило, покрывается за счет увеличения тарифов и оплачивается платежеспособными пользователями. В себестоимости услуг предприятий локальных естественных монополий большой вес занимают продукция и услуги других предприятий - монополистов. Предприятие не в состоянии влиять самостоятельно на тарифы и цены своих основных поставщиков. Рост тарифов одного предприятия - монополиста почти всегда вызывает цепную реакцию роста цен и тарифов всей отрасли. Все эти характеристики ценообразования являются внешними факторами, независимыми от предприятий - монополистов. 37. Кроме внешних факторов предприятия, монополисты характеризуются внутренними проблемами: неудовлетворительная работа по ликвидации дебиторской задолженности, высокие потери энерго- и водоресурсов при промышленной обработке и транспортировке ресурсов потребителей, которые вызваны недостаточным контролем за расходом ресурсов и изношенностью передающих систем и магистралей. Все эти и другие подобные факторы прямо или косвенно увеличивают тарифы и цены предприятий естественной монополии. 38. Управление ценообразования предприятий естественной монополии должно осуществляться через процедуры утверждения цен и тарифов с использованием системы нормативов затрат материальных, энергетических, финансовых и трудовых ресурсов. Разработанные ранее на основе усреднения статистических показателей нормативы должны быть пересмотрены с учетом: - оценки влияния новых условий хозяйствования, сокращения нерациональных затрат; - природно - климатических условий и производственно - технических параметров. При этом Министерство жилищно - коммунального хозяйства и органы местного самоуправления должны удостовериться, что: - себестоимость продукции ( услуг ) предприятия - монополиста представлена и раскрыта должным образом и удобна для анализа ее оптимальности; - планируемая норма прибыли , заложенная в цене реализации, просчитана на основании подготовленных технико - экономических обоснований; - прогнозируемые резервы затрат на непредвиденные расходы установлены с учетом разумного уровня систематических и несистематических рисков. Эти риски, приводящие к повышению цен и тарифов, определяются в соответствии с внешними и внутренними факторами предприятия. Для их снижения предприятие должно представить перспективный план. 39. Важной мерой антимонопольного регулирования деятельности естественных локальных монополий должны стать регулярные ежегодные аудиторские проверки по инициативе органов местного самоуправления. 40. Несмотря на ограниченные возможности формирования конкурентной среды в этой сфере, определенные пути существуют и здесь за счет создания конкурентной среды на отдельных этапах предоставления коммунальных услуг (сезонные ремонтные работы капитального характера, закупки топлива и материалов и т.д.) подрядными организациями любых форм собственности. В структуре производственных затрат эти составляющие обычно превышают 50 %. Размещение подобных заказов должно осуществляться на конкурсной основе, порядок осуществления работ и услуг регламентироваться договорами. 41. Органам местного самоуправления, руководствуясь СНиП 2.0407-87, СНиП 2.0407-86, СНиП 2.0405-91, СНиП 2.0401-85 и ВСН 42-85(р) необходимо обеспечить контроль за установкой приборов учета, расхода газа, регулирования, контроля и учета тепла, счетчиков холодной и горячей воды для каждой квартиры в строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданиях. 42. В перспективе существенное влияние на формирование конкурентной среды может оказать внедрение новых технологий, позволяющих осуществлять локальное обслуживание относительно небольших групп потребителей ( отдельных домов). Демонополизация и создание конкурентной среды в подотраслях благоустройства населенных пунктов и ритуального обслуживания. 43. Подотрасли благоустройства населенных пунктов и ритуального обслуживания сочетают в себе элементы потенциально монопольных и потенциально конкурентных структур. 44. Для демонополизации и формирования конкурентной среды в сфере услуг дорожно-мостового хозяйства необходимо создать условия, способствующие выходу на рынок новых фирм, осуществляющих данные виды работ. Важнейшим критерием оценки деятельности фирм должно стать увеличение среднего межремонтного срока эксплуатации дорог и сооружений относительно сложившегося. Такой подход при выявлении победителя конкурса на размещение муниципального заказа позволит создать конкурентную среду. 45. Специфика демонополизации дорожно-мостового хозяйства состоит в том, что работы по ремонту и эксплуатации дорог могут проводиться с привлечением организаций на конкурсной основе, а производство материалов для дорожного покрытия имеет монопольный характер в пределах муниципального образования. 46. При проведении демонополизации и создании конкурентной среды в сфере услуг по санитарной очистке населенных пунктов и утилизации отходов принимаются аналогичные решения. 47. Развитие конкурентной среды в сфере услуг по озеленению предполагает разделение юридических лиц, занимающихся выращиванием зеленых насаждений, как структур потенциально монопольных, от юридических лиц, занимающихся благоустройством территорий, как конкурентных структур. 48. Пристального внимания и контроля со стороны Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСО - Алания и органов местного самоуправления требует организация похоронного обслуживания, состояние мест погребения. Ритуальные услуги предоставляются организациями различных форм собственности. Демонополизация отраслей банно-прачечного и гостиничного хозяйства. 49. Отрасли банного, прачечного и гостиничного обслуживания прошли этап демонополизации в течение 1992 - 1996 годов. Специфика создания конкурентной среды и демонополизации жилищно-коммунального хозяйства в малых муниципальных образованиях, сельской местности и закрытых административно-территориальных образованиях. 50. К таким муниципальным образованиям по обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства в Республике Северная Осетия-Алания относятся Пригородный, Ирафский, Кировский районы, а также населенные пункты ст.Павлодольская, пос.Притеречный, пос.Садовый в Моздокском районе, пос. Мизур и пос.Фиагдон в Алагирском районе. В этих муниципальных образованиях подходы к проблемам демонополизации и формирование конкурентной среды несколько отличаются от подходов к этим проблемам в других муниципальных образованиях по республике. Разделение функций по управлению жилищным фондом и его обслуживанию целесообразно для жилищного фонда объемом более 5000 квартир. В жилищном фонде меньшего масштаба (это, как правило, города с населением менее 20 000 человек) развитие конкуренции в сфере технического обслуживания жилищного фонда путем конкурсного отбора организаций подрядчиков может оказаться экономически неоправданным из-за небольшого объема работ, поэтому функции управления и обслуживания жилищного фонда в этом случае могут выполняться в рамках одного предприятия, с которым администрация муниципального образования заключает соответствующий договор. При этом важным моментом является разделение функций собственника муниципального жилищного фонда ( в лице администрации) и функций управления и обслуживания жилищного фонда (приложение N 2). 51. Специфика предоставления жилищно-коммунальных услуг в сельской местности характеризуется высокой долей частного индивидуального жилья, относительно низким уровнем обеспеченности коммунальными услугами и небольшой производственной мощностью их поставщиков, большими расстояниями и низкой плотностью потребителей жилищно-коммунальных услуг, что повышает удельную стоимость этих услуг, особенно в случае возникновения аварийных ситуаций. Основным требованием к формированию конкурентной среды в сельской местности является необходимость создания в составе органов местного самоуправления сельских поселений службы единого заказчика (исполнительная дирекция по социальной и инженерной инфраструктуре), которая обеспечивает приемку, сохранность, функционирование и развитие социальной и инженерной инфраструктуры села. 52. Разделение функций по управлению объектами социальной и инженерной инфраструктуры и функций по их обслуживанию в сельской местности даже при малых размерах жилищного фонда экономически оправдано наличием большого количества сельских специализированных, строительных и других организаций, способных работать в этой сфере деятельности. Кроме того, к обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства села могут привлекаться сельскохозяйственные предприятия, бывшие собственники объектов, переданных в муниципальную собственность, имеющие необходимую для этого материально - техническую базу и квалифицированных специалистов, а также частные фирмы, юридические и физические лица, имеющие необходимые лицензии. 53. В закрытых административно-территориальных образованиях соответствующим федеральным органам следует выделить из общего имущественного комплекса объекты жилищно-коммунального хозяйства и организовать ведение самостоятельного финансового баланса по жилищно-коммунальной подотрасли с целью реализации мер по демонополизации и антимонопольного контроля, предусмотренных настоящей Программой. Решение о передаче в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы закрытых административно-территориальных образований принимается совместно федеральным органом, в ведении которого находятся основные фонды, и органом местного самоуправления. IV. Меры государственной поддержки развития конкуренции и обеспечения качества услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве. Привлечение малого бизнеса на рынок жилищно-коммунальных услуг. 54. Создание условий для привлечения малого бизнеса в сферу оказания жилищно-коммунальных услуг является одним из серьезных направлений демонополизации сферы жилищно-коммунального хозяйства. Развитие конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг тесно связано с привлечением к этому виду деятельности на конкурсной основе как можно большего количества субъектов предпринимательства и прежде всего - малых предприятий. Для привлечения указанной группы предприятий к новому для них виду деятельности необходимо проводить политику разумной поддержки таких предприятий с целью их выхода на рынок жилищно-коммунальных услуг. 55. Для поддержки малого бизнеса, занятого в сфере жилищно-коммунального хозяйства, необходимо: Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания и органам местного самоуправления республики организовать подготовку и переподготовку кадров в области управления и обслуживания недвижимости; республиканским фондам поддержки предпринимательства резервировать часть средств для предоставления льготных среднесрочных кредитов предприятиям, занятым предоставлением жилищно-коммунальных услуг; органам местного самоуправления организовать и обеспечить проведение конкурсов на оказание жилищно-коммунальных услуг с участием субъектов малого предпринимательства. Разработка стандартизированной системы качества жилищно-коммунальных услуг. 56. Государственный контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства, органами местного самоуправления, органами осуществляющими лицензирование, и Государственной жилищной инспекцией РСО-Алания. 57. Формами государственного регулирования и контроля качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, особенно в условиях демонополизации и развития конкурентной среды, являются лицензирование деятельности предприятий и физических лиц без права открытия юридического лица, сертификация работ (услуг) и подготовка руководящих работников и специалистов отрасли. Использование данных форм регулирования не должно создавать непреодолимых барьеров для вхождения на вновь формируемый рынок новых организаций. 58. Государственная поддержка развития конкуренции и улучшения качества жилищно-коммунальных услуг обеспечивается финансовой поддержкой местных бюджетов из республиканского бюджета в зависимости от результатов преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве каждого района. Для сравнения берутся стандарты стоимости и качества услуг на районном и республиканском уровне. V. Организационное обеспечение реализации Программы. 59. Программа предполагает выработку единой политики финансирования жилищно-коммунального хозяйства и создание системы объективного контроля и сопоставления уровня обслуживания жилья разными предприятиями. 60. В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства для координации процесса демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг в республике создается организационно-методический центр. На уровне местного самоуправления на базе УЖКХ (ПОЖКХ) создаются службы "Заказчика". 61. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и органы местного самоуправления контролируют и отвечают за: - тарифную политику в сфере жилищно-коммунальных услуг; - реализацию системы договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципального образования; - формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилья; - контроль за деятельностью предприятий естественных локальных монополий по предоставлению коммунальных услуг; - формирование политики ресурсосбережения; - формирование нормативной базы и административной поддержки создания товариществ собственников жилья. 62. Формирование нормативной базы функционирования рынка предоставления жилищно-коммунальных услуг обеспечивается следующими документами : - примерным договором об управлении жилищным фондом; - примерным уставом компании по управлению жилищным фондом; - примерным договором подряда на техническое обслуживание жилищного фонда; - типовым договором об оказании услуг по теплоснабжению; - типовым договором об оказании услуг по водоснабжению и водоотведению; - положением о порядке конкурсного отбора предприятий для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда; - положением о порядке конкурсного отбора предприятий для проведения капитального ремонта жилищного фонда; - примерным договором об эксплуатации дорожно-мостового хозяйства; - положением о контрактной системе регулирования трудовых взаимоотношений на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства; - комплексом нормативно-правовых актов и решений органов местного самоуправления, стимулирующих развитие товариществ собственников жилья; - комплексом нормативно-правовых актов, стимулирующих ресурсосбережение при предоставлении услуг жилищно-коммунального хозяйства; - примерным положением о проведении подрядных торгов среди субъектов малого предпринимательства по размещению муниципальных заказов на оказание жилищно-коммунальных услуг. 63. Организационные мероприятия по демонополизации должны давать возможность сохранения в системе жилищно-коммунального хозяйства муниципальных (государственных) предприятий, если в этом есть необходимость, но с организационной точки зрения их надо поставить в равное положение со всеми другими участниками рынка соответствующих услуг. VI. Информационное обеспечение реализации Программы. 64. Задачи информационного обеспечения демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг предусматривают следующие направления деятельности: - информационное обеспечение нормативно-методическими материалами; - внедрение компьютерных систем расчета жилищно-коммунальных платежей, как элемента информационного обеспечения населения при оплате жилья, и коммунальных платежей, как элемента информационного обеспечения населения при оплате жилья и коммунальных услуг; - разъяснение населению и пропаганда организационных мероприятий и мер по демонополизации; - разъяснительная работа в сфере привлечения на рынок жилищно-коммунальных услуг организаций, оказывающих услуги населению; - формирование статистической отчетности развития конкурентной среды и малого предпринимательства. 65. Информационное обеспечение процесса демонополизации ставит своей целью формирование правильного понимания населением проводимых преобразований в жилищно-коммунальной сфере. Информирование общественности включает: - ответы на вопросы общественности и прессы; - выступления перед общественными организациями и группами населения; - пропаганда положительных результатов демонополизации и анализ практики отрицательных примеров; - регулярное информирование населения через средства массовой информации. 66. Для получения достоверной статистической информации о реализации Программы необходимо коренным образом повысить качество и оперативность отчетов всеми ведомствами, имеющими в собственности жилищно-коммунальное хозяйство и оказывающими соответствующие услуги. Сбор и обобщение информации, содержащейся в форме 22-жкх, возлагается на Министерство жилищно-коммунального хозяйства с последующим предоставлением Госкомстату. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|