Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21.11.2003 № 313ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 ноября 2003 г. N 313 г.Владикавказ О Временных экологических требованиях при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации автозаправочных станций всех типов, складов нефти и нефтепродуктов, нефтебаз, нефтепромыслов, объектов по переработке и транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов по обеспечению экологической безопасности на территории Республики Северная Осетия-Алания В целях обеспечения повышения эффективности охраны окружающей среды, экологической безопасности и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Правительство Республики Северная Осетия-Алания п о с т а н о в л я е т : Утвердить предложенные Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания прилагаемые Временные экологические требования при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации автозаправочных станций всех типов, складов нефти и нефтепродуктов, нефтебаз, нефтепромыслов, объектов по переработке и транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов по обеспечению экологической безопасности на территории Республики Северная Осетия-Алания (далее - Временные экологические требования). Обязать министерства и ведомства Республики Северная Осетия-Алания и рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и администрациям местного самоуправления в своей практической работе, касающейся принятия решений по объектам, указанным в пункте 1, руководствоваться, как действующими нормативными документами, так и настоящими Временными экологическими требованиями. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания - Министра экономики Республики Северная Осетия-Алания В.Т.Баликоева. Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания М.Шаталов УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21 ноября 2003 г. N 313 ВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации автозаправочных станций всех типов, складов нефти и нефтепродуктов, нефтебаз, нефтепромыслов, объектов по переработке и транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов по обеспечению экологической безопасности на территории Республики Северная Осетия-Алания г.Владикавказ, 2003 г. 1. Назначение и область применения 1.1. Настоящие Временные экологические требования при проектировании, строительстве, эксплуатации автозаправочных станций всех типов, нефтебаз, нефтепромыслов, объектов по переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов (в дальнейшем - объекты нефтепродуктообеспечения) формируют основные требования экологической безопасности, направленные на предупреждение и снижение неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду от хозяйственной деятельности по эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения. 1.2. Временные экологические требования предназначены для использования должностными лицами государственных органов, специально уполномоченных в области охраны окружающей природной среды, экологической экспертизы, землеустройства, экологического контроля, а также проектными организациями, осуществляющими разработку проектов строительства, реконструкции, техперевооружения промышленных объектов, сооружений, установок и т.д.. 1.3. Настоящие Временные экологические требования предназначены и являются обязательными для соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, должностными лицами и гражданами, в т.ч. иностранными и лицами без гражданства, осуществляющими на территории Республики Северная Осетия-Алания хозяйственную или иную деятельность и имеющими в эксплуатации объекты нефтепродуктообеспечения на территории Республики Северная Осетия-Алания. 2. Основные экологические термины и определения Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей природной среде (ГОСТ Р 22.0.05-94). Вредное воздействие - воздействие хозяйственной и иной деятельности на природный объект, в результате которого происходят нарушения устойчивого состояния экосистемы, ее естественного развития и ухудшение условий использования объекта или его части (участка). Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода). Загрязняющее атмосферу вещество - примеси в атмосфере, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье людей и (или) на окружающую среду. Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки, бытовой мусор и др.). Земли, расположенные в границах водоохранных зон, - земли (территория), примыкающие к акватории поверхностных водных объектов, на которых установлен специальный режим хозяйственной и иной деятельности. Инвентаризация выбросов - систематизация сведений о распределении источников загрязнения атмосферы на определенной территории, количестве и составе выбросов. Источник загрязнения атмосферы - объект, распространяющий загрязняющие атмосферу вещества. Канализационная сеть - система трубопроводов, каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод, транспортировки сточных вод на очистные сооружения водные объекты и т.д. Плата за загрязнение окружающей природной среды - плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие загрязнения в пределах установленных лимитов, а также сверх установленных лимитов по ставкам, установленным действующими законодательными актами РФ. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие неприятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами. Предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющего вещества в атмосферном воздухе - максимальная концентрация примеси в атмосфере, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного воздействия, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом. Предельно допустимый выброс (ПДВ) - масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, создающая приземную концентрацию, не превышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира. Предельно-допустимый сброс (ПДС) - масса сбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения в водные объекты или рельеф местности, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта (рельеф местности) в единицу времени. Разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду - документ, устанавливающий нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровья человека. Риск экологический - количественная характеристика экологической опасности объекта, оцениваемая произведением вероятности возникновения на объекте аварии (инцидента, происшествия) на ущерб, причиненный природной среде этой аварией и ее непосредственными последствиями. Самовольное занятие земель - пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли. Сточные воды - воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека, а также организованного удаления с территории атмосферных осадков. Углеводородное сырье - сырая нефть, природный газ. Углеводородное топливо - продукт переработки углеводородного сырья. Ущерб - выражение в денежной форме результатов вредного воздействия аварии и ее последствий на окружающую природную среду. Экологическая безопасность - состояние (степень) защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Экологические требования - правила, условия, обязательные для выполнения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, с целью обеспечения устойчивого развития окружающей среды и ее компонентов. 3. Общие положения 3.1. Экологические требования при эксплуатации АЗС, нефтебаз, нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих комплексов на территории Республики Северная Осетия-Алания разработаны в соответствии с требованиями природоохранного законодательства с учетом действующих государственных экологических стандартов, нормативов качества окружающей природной среды, санитарных правил, гигиенических требований к компонентам природной среды, инструкций и правил технической эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения, а также других нормативно-технических документов. 3.2. Настоящим документом определены основные требования экологической безопасности, направленные на предупреждение неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности объектов, указанных в п. 1.1., на окружающую среду и здоровье населения региона. 3.3. Предприятия, учреждения, организации, юридические и частные лица, имеющие в эксплуатации объекты нефтепродуктообеспечения, обязаны принимать эффективные меры по выполнению требований экологической, санитарной и технической безопасности, оздоровлению окружающей природной среды, организовывать проведение производственного экологического контроля, обеспечивать регулярное прохождение учебы в учебных центрах лиц, назначенных ответственными за охрану окружающей природной среды, владельцев объектов. 3.4. Ответственность за организацию выполнения требований природоохранного законодательства, настоящих экологических требований при эксплуатации объекта несет руководитель предприятия, учреждения, организации (владелец объекта). 3.5. Ответственность за выполнение настоящих экологических требований, правил технической эксплуатации объектов, требований законодательных, инструктивных, разрешительных документов по охране природы непосредственно на каждом объекте должна быть возложена на должностное лицо, назначенное приказом руководителя предприятия, организации, учреждения (владельцем объекта). 3.6. Виновные в нарушении требований природоохранного законодательства и несоблюдении временных экологических требований при эксплуатации объекта предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания "Об охране окружающей природной среды" и иными законодательными актами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания. 3.7. При эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения руководители предприятий, должностные лица предприятий, назначенные ответственными за осуществление природоохранных мероприятий, обязаны: 3.7.1. С целью государственного учета и нормирования выбросов, сбросов образования и накопления отходов разрабатывать и продлевать в установленном порядке срок действия экологического паспорта на основании: а) инвентаризации источников выбросов - проводится не реже одного раза в пять лет, а также после проведения работ по реконструкции, техническому перевооружению объектов нефтепродуктообеспечения, при загрузке оборудования на 90-100% проектной мощности расчетным либо инструментальным (лабораторным) методом; б) инвентаризации источников сбросов - проводится ежегодно инструментальным методом (лабораторные анализы качественного состава сточных вод на выпусках); в) инвентаризации отходов производства и потребления - проводится ежегодно по всем источникам их образования расчетным, балансовым (материальный баланс) методом. 3.7.2. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, объемы образования отходов производства и потребления, имеющие место на объектах нефтепродуктообеспечения, должны учитываться в порядке, установленном Правительствами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания. Учет и нормирование выбросов, сбросов, образования отходов должны осуществляться на основании результатов инвентаризации источников загрязнения и образования отходов, мест складирования отходов. 3.7.3. Выброс и сброс загрязняющих веществ, размещение отходов на объектах нефтепродуктообеспечения допускается на основе разрешений, выдаваемых органом, уполномоченным в области охраны окружающей природной среды. В разрешениях устанавливаются нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, образования и условия размещения отходов, обеспечивающих экологически безопасное осуществление эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения. Порядок рассмотрения в соответствующем подразделении органа охраны окружающей природной среды проектов нормативов ПДВ, ПДС, лимитов на размещение отходов, подготовки выдачи разрешений на выброс, сброс, размещение отходов определяется соответствующими распорядительными и нормативными документами, введенными в действие. 3.7.4. Обеспечивать разработку (при необходимости) нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ от принадлежащих им источников загрязнения объектов нефтепродуктообеспечения, а также лимитов предельного образования и размещения отходов производства и потребления. (Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду источниками выбросов в целом разрабатываются на основании результатов инвентаризации источников выбросов, сбросов и образования отходов производства и потребления. В случае невозможности обеспечения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов (для их поэтапного достижения) могут устанавливаться временно согласованные выбросы (ВСВ) с поэтапным достижением нормативов ПДВ и временно согласованные сбросы (ВСС) с поэтапным достижением ПДС загрязняющих веществ. Снижение объемов выбросов и сбросов до предусмотренных предельных величин (ПДВ, ПДС), обеспечение утвержденного лимита образования и размещения отходов в установленные сроки является обязательным. Невыполнение поэтапных мероприятий плана в утверждённые сроки влечет за собой приостановление производственной деятельности цехов, установок, аппаратов объектов нефтепродуктообеспечения. Работы по инвентаризации выбросов, разработке проектов нормативов ПДВ (ВСВ), ПДС, лимитов размещения отходов должны проводиться строго в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, стандартами и инструкциями по охране природы за счет предприятий, организаций, частных лиц, эксплуатирующих объекты нефтепродуктообеспечения. Результаты инвентаризации источников выбросов и сбросов, расчеты нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов, лимитов на образование и размещение отходов должны согласовываться с подразделениями органа охраны окружающей среды, согласно действующему законодательству. Срок действия проектов нормативов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов не должен превышать сроки действия инвентаризации источников загрязнения. После проведения работ по реконструкции, модернизации или капитальному ремонту оборудования автозаправочной станции должна быть проведена корректировка проекта нормативов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов или разработка новых проектов). 3.7.5. Своевременно, в установленном порядке получать, продлевать разрешения: на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в природную среду, на объемы образования и согласование условий размещения отходов производства и потребления, а также лицензию на право пользования подземными и поверхностными водами (при наличии артезианских скважин и сбросов стоков в водные объекты и на рельеф местности). (На основании положительного заключения специально уполномоченного органа в области охраны окружающей природной среды на проект нормативов ПДВ, ПДС выдается разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ. Срок действия разрешения, объемы на выброс, сброс загрязняющих веществ устанавливаются в зависимости от уровня загрязнения природной среды на объектах нефтепродуктообеспечения и в санитарно-защитной зоне. Продление разрешения осуществляется установленным порядком после проверки выполнения мероприятий по обеспечению нормативов НДС, ПДВ. Разрешение на размещение отходов выдается сроком на один год. В разрешении устанавливается объем (масса) образования и размещения отходов на территории объекта нефтепродуктообеспечения. Сроки хранения и разрешенное к размещению количество отходов устанавливаются с учетом утвержденных лимитов размещения отходов, планов мероприятий по их достижению). 3.7.6. Обеспечивать соблюдение разрешенных объемов выбросов в атмосферный воздух, сбросов от источников загрязнения в объекты окружающей среды, количеств размещаемых отходов и организовывать проведение инструментальных измерений выбросов и сбросов в сроки, определенные программой производственного контроля, планами - графиками, согласованными с органами уполномоченными в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора. (В плане-графике должны быть определены источники загрязнения (выбросов, сбросов), сроки проверки, установленные нормативы ПДВ, ПДС и наименование методик, по которым осуществляется контроль выбросов, сбросов. Планы-графики контроля соблюдения нормативов ПДВ (контроль соблюдения ПДК загрязнителей на границе СЗЗ), ПДС (контроль концентраций сточных вод) разрабатываются для каждого объекта нефтепродуктообеспечения ежегодно на следующий год и представляются на согласование в орган, уполномоченный в области охраны окружающей среды, одновременно с результатами испытаний, проведенными в текущем году. Контроль за соблюдением установленных нормативов ПДВ (ВСВ), нормативов сбросов должен осуществляться предприятиями, организациями, лабораториями, имеющими аттестацию (аккредитацию Госстандарта РФ). Результаты инструментальных измерений фактических выбросов, сбросов (концентрации) и соответствие их установленным нормативам контролируются представителями органов государственного экологического контроля. При наличии разрешения на размещение отходов производства и потребления ежегодно должны проводиться работы по определению массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями). 3.7.7. Планировать и реализовать мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию загрязняющих воздух веществ, очистке сточных вод, снижению количества образуемых отходов производства и потребления. (План мероприятий по охране природы составляется на каждый год и согласовывается с органами, уполномоченными в области охраны окружающей природной среды). 3.7.8. Обеспечивать соблюдение установленного режима санитарно-защитных зон. (Контроль за загрязнением атмосферного воздуха в пределах СЗЗ и на ее границах, особенно в районе жилой застройки, должен проводиться не реже двух раз в год согласно плану контроля, согласованному с органами государственного экологического контроля и органами санитарно-эпидемиологической службы. Результаты контроля и анализы загрязнения воздуха в районе размещения объекта нефтепродуктообеспечения должны ежегодно представляться в органы охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора). 3.7.9. Выполнять предписания представителей органов государственного экологического контроля и специалистов государственного санитарного надзора по устранению нарушений требований природоохранного законодательства и нормативно-технической документации по охране природы. (Предписания выдаются в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательств, санитарных правил, нормативно-технической документации по охране природы и должны выполняться в полном объеме и в установленные сроки.) 3.7.10. Согласовывать с органами охраны окружающей среды и санитарно эпидемиологического надзора все изменения технологического процесса и конструкций оборудования (увеличение производственной мощности, интенсификации процессов производства, другие отклонения от производственного проекта и согласованных природоохранных нормативов), а также материалы по реконструкции (расширению) объектов нефтепродуктообеспечения. Технологические процессы и оборудование должны соответствовать санитарным правилам организации технологических процессов и гигиеническим требованиям к производственному оборудованию. 3.7.11. Немедленно информировать органы государственного экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Республики Северная Осетия-Алания о всех случаях залповых и аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, принимать меры по их предупреждению. Своевременно разрабатывать и согласовывать с вышеуказанными органами противоаварийные мероприятия, планы ликвидации аварий с указанием технических средств, способов сбора и утилизации разлившихся нефти и нефтепродуктов. 3.8. Выполнение природоохранных мероприятий при эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения должно осуществляться строго в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения, Правил эксплуатации металлических резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов и руководства по их ремонту, норм технических потерь при зачистке резервуаров, инструкций заводов - изготовителей по эксплуатации и обслуживанию технологического, вспомогательного и очистного оборудования, а также действующих нормативно-технических документов по охране окружающей природной среды. 3.9. Учитывая, что загрязнение окружающей среды от утечек, разливов, разбрызгивания нефти и нефтепродуктов происходит при авариях, вызванных вследствие нарушений Правил технической эксплуатации, несвоевременного проведения профилактического ремонта по предупреждению возможных неисправностей, повреждений и дефектов, для поддержания оборудования в исправном состоянии должны проводиться своевременные работы по устранению неисправностей технологического оборудования объекта нефтепродуктообеспечения, техническому обслуживанию и ремонту. График проведения ремонта и технического обслуживания оборудования объекта нефтепродуктообеспечения со сроками и объемами работ утверждается руководителем предприятия или техническим директором (главным инженером). 3.10. Организации, эксплуатирующие автозаправочные станции всех типов, нефтебазы, нефтепромыслы, объекты по переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов как потенциально опасные производственные объекты, обязаны: страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу физических, юридических (других лиц) и окружающей природной среде, причиненного в результате аварии (внештатных ситуаций) и их последствий, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; проводить работы по оценке экологического риска от деятельности указанных объектов как составных частей задачи обеспечения экологической безопасности. 3.11. Реализовывать и использовать углеводородные сырье и топливо, марка, физико-химические и эксплуатационные показатели которых соответствуют значениям действующих ГОСТов, ТУ и т.д. или указанным в их сопроводительных документах (в сертификате соответствия, паспорте качества или экологическом сертификате). 3.12. Реализация и использование углеводородного сырья и топлива, на которое отсутствуют документы, указанные в п.3.11., запрещается. 3.13. При реализации и использовании углеводородных сырья и топлива обеспечивать соответствие фактических марок, типов, а также их физико-химических и эксплутационных показателей значениям, заявленным потребителю (получателю, покупателю) в сопроводительных документах. 3.14. Предупредительный и текущий санитарный надзор за основными и вспомогательными производствами нефтяной промышленности, объектов по переработке и транспортировке нефти осуществляется органами государственного санитарного надзора на основании соответствующих санитарных правил и строительных норм. 4. Экологические требования при проектировании и устройстве объектов нефтепродуктообеспечения 4.1. Экологические требования к размещению и проектированию объектов нефтепродуктообеспечения 4.1.1. При размещении объектов нефтепродуктообеспечения должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей природной среды, с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и т.д. последствий от деятельности объектов нефтепродуктообеспечения при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения. 4.1.2. Место размещения объектов нефтепродуктообеспечения должно выбираться в строгом соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами развития территорий, проектами планировки застройки. При выборе места размещения объектов нефтепродуктообеспечения должны учитываться рельеф местности, аэроклиматическая характеристика, условия естественного проветривания, туманообразования, рассеивание промышленных выбросов действующих предприятий. 4.1.3. Оценка воздействия на окружающую среду на стадиях проектирования строительства и намечаемая хозяйственная деятельность объектов нефтепродуктообеспечения должна производиться с учетом разработанных в предпроектных материалах природоохранных мероприятий. 4.1.4. Предоставление земельных участков под строительство объектов нефтепродуктообеспечения должно производиться в обязательном порядке по согласованию с органом, уполномоченным в области охраны окружающей природной среды. Запрещается предоставление земельных участков под строительство объектов нефтепродуктообеспечения на особо охраняемых территориях и объектах, включая водоохранные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного (памятники садово-паркового искусства и т. д.) назначения. 4.1.5. Материалы по оценке воздействия намечаемых к реализации объектов нефтепродуктообеспечения на окружающую среду должны излагаться в Декларации о намерениях. Более подробно эти материалы должны быть изложены в разделе "Прогноз воздействия объектов нефтепродуктообеспечения на окружающую среду" в составе материалов по экологическому обоснованию места размещения объектов нефтепродуктообеспечения. Материалы и расчеты о влиянии объектов нефтепродуктообеспечения на состояние окружающей природной среды и целесообразности строительства объектов нефтепродуктообеспечения должны быть включены в технико-экономическое обоснование проекта или материалы проекта строительства объектов нефтепродуктообеспечения. 4.1.6. Проектирование, размещение объектов нефтепродуктообеспечения должно осуществляться с учетом антропогенной нагрузки от деятельности намечаемого к реализации объекта в целях обеспечения существующих норм предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в компонентах окружающей природной среды. При этом должны предусматриваться меры по сохранению водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы и т.д. 4.1.7. При проектировании, размещении объектов нефтепродуктообеспечения должны предусматриваться меры по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ путем использования передовых технологий и оборудования, систем по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов, сбросов, отходов, в том числе паров нефтепродуктов, подтоварной и минерализованной вод. Принимаемые меры должны обеспечивать соблюдение норм допустимой антропогенной нагрузки, предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в компонентах окружающей природной среды. 4.1.8. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства технико-экономическое обоснование и проекты на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, ликвидацию объектов нефтепродуктообеспечения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, подлежат рассмотрению и согласованию в органе Государственной экологической экспертизы. В то же время проекты на строительство объектов нефтепродуктообеспечения, разработанные в соответствии с согласованным органом Государственной экологической экспертизой технико-экономическим обоснованием, представлять на экологическую экспертизу не требуется, однако, при изменении решений, согласованных в ТЭО, материалы проекта строительства объектов нефтепродуктообеспечения в обязательном порядке должны быть направлены на дополнительное согласование. 4.1.9. Предпроектные материалы (ТЭО, ТЭР) по оценке воздействия на окружающую среду должны разрабатываться с учетом: проработок по природоохранным мероприятиям в предпроектной документации на основе исходных данных (фоновых концентраций), выдаваемых территориальными органами Росгидромета; рельефа местности, аэроклиматической характеристики, условий естественного проветривания, рассеивания промышленных выбросов действующих предприятий, туманообразования. 4.1.10. Проектные материалы должны разрабатываться с применением современных ресурсосберегающих технологий, передового технологического, контрольно-измерительного и сигнально-аварийного оборудования, обеспечивающего, по сравнению с существующими действующими аналогами, достоверный инструментальный учет добытой, переработанной транспортируемой нефти, снижение степени экологического риска от эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения (устройства по рекуперации паров бензина, сигнализации контроля за герметичностью технологического оборудования, использования резервуаров с двойной стенкой, современных технологий очистки производственных сточных вод, добычи углеводородного сырья, сбора нефтяного попутного газа и т.д.). 4.1.11. На экспертное рассмотрение и экологическую экспертизу технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства объектов нефтепродуктообеспечения должны представляться материалы по "Оценке воздействия на окружающую среду". Состав, порядок разработки, согласования, утверждения и проведения государственной экологической экспертизы предпроектной и проектной документации определяются соответствующими руководящими документами с учетом рельефа местности, аэроклиматической характеристики, условий естественного проветривания, туманообразования, рассеивания промышленных выбросов действующих предприятий. 4.1.12. Размеры санитарно-защитной зоны и комплекс мероприятий по ее организации и обустройству подлежат утверждению в установленном порядке. Размеры санитарно-защитной зоны могут быть пересмотрены (изменены) в том же порядке. 4.1.13. Нормы допустимых значений уровней инфразвука, воздействия низкочастотного шума и методические приемы их установления, а также требования к освещению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха производственных санитарно-бытовых помещений регламентируются соответствующими нормативами. 4.1.14. По представленным материалам органом Государственной экологической экспертизы выдается заключение о соответствии принятых решений по охране окружающей природной среды экологическим требованиям, нормам и правилам. Положительное заключение органа государственной экологической экспертизы по материалам ТЭО (проекта) является обязательным документом для выдачи разрешения на комплексное природопользование, а также для открытия финансирования и кредитования строительства, реконструкции, расширения объектов нефтепродуктообеспечения. 4.1.15. Материалы ТЭО (проекты строительства, реконструкции и расширения), не удовлетворяющие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по строительству, реконструкции и расширению объектов нефтепродуктообеспечения не должны финансироваться учреждениями соответствующих банков. При получении отрицательного заключения предпроектные или проектные материалы должны быть доработаны в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями экспертной комиссии, после чего откорректированные материалы представляются в установленном порядке на повторное проведение экологической экспертизы. 4.1.16. При положительном заключении органа Государственной экологической экспертизы по материалам ТЭО или проекта строительства, реконструкции и расширения объектов нефтепродуктообеспечения должно выдаваться разрешение на природопользование на все проектируемые и реконструируемые источники загрязнения. 4.1.17. Работы по дополнительному размещению на территории объектов нефтепродуктообеспечения постов мойки, технического обслуживания автомобилей и других вспомогательных участков, не предусмотренных ТЭО или проектом строительства объектов нефтепродуктообеспечения, считаются реконструкцией, а место их размещения и проекты строительства подлежат обязательному согласованию с органом, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды. 4.1.18. При проектировании и размещении объектов нефтепродуктообеспечения должны предусматриваться требования к отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, освещению. 4.1.19. При проектировании объектов нефтепродуктообеспечения должны предусматриваться для обслуживающего персонала вспомогательные и санитарно бытовые помещения и устройства в соответствии с санитарными правилами и нормами. Запрещается разрабатывать, а также принимать на рассмотрение в органы Государственной экологической экспертизы технико-экологическое обоснование (ТЭО), предпроектные и проектные материалы обоснований соответствующих лицензий: без предусмотрения возможности установки на намечаемых к реализации объектах контрольно-измерительных приборов по учету добытого, переработанного углеводородного сырья; без наличия (создания) на территории Республики Северная Осетия - Алания условий, позволяющих доводить физико-химические и эксплуатационные показатели, в т.ч. очистки углеводородного сырья и топлива, до значений действующих ГОСТов и ТУ. 4.2. Экологические требования к строительству и вводу в эксплуатацию объектов нефтепродуктообеспечения 4.2.1. Строительство, реконструкция должны осуществляться по утвержденным ТЭО (проектам), имеющим положительное заключение органа Государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с требованиями действующих природоохранных, санитарных и строительных норм и правил, с учетом выводов и замечаний, сделанных представителями органов охраны окружающей природной среды при согласовании технико-экономического обоснования проекта (проекта строительства). 4.2.2. Строительство, реконструкция объектов нефтепродуктообеспечения допускается только после утверждения проектной документации и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта в ущерб требованиям экологической безопасности без необходимых дополнительных согласований этих изменений с органами, уполномоченными в области охраны окружающей природной среды. 4.2.3. При выполнении строительных работ должны приниматься меры по охране природы, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды, в том числе мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей природной среды, предусмотренные проектом. 4.2.4. Работы по озеленению территории и санитарно-защитной зоны должны выполняться в строгом соответствии с проектными решениями. 4.2.5. Ввод в эксплуатацию объектов нефтепродуктообеспечения должен производиться при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, и в соответствии с актами комиссий по приемке в эксплуатацию объектов, в состав которых включаются представители органов, специально уполномоченных в области охраны окружающей среды. 4.2.6. Запрещается: ввод в эксплуатацию объектов нефтепродуктообеспечения без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды; ввод в эксплуатацию оборудования объектов нефтепродуктообеспечения с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и соблюдению установленных экологических требований, с отступлениями от утвержденного проекта, без опробования, испытания и проверки работоспособности (эффективности) сооружений по очистке производственных сточных вод, по перехвату и локализации возможных разливов нефти и нефтепродуктов, технологического и вспомогательного оборудования, герметичности узлов и механизмов. 4.2.7. При осуществлении комплексного опробования оборудования сооружений и устройств заказчик должен обеспечить проведение лабораторных исследований параметров выбросов и сбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения окружающей среды. 4.2.8. При выявлении представителями Государственного экологического контроля нарушений требований природоохранного законодательства, в том числе требований, изложенных в данном документе, а также отклонений от проектных решений руководителям организаций должны выдаваться предписания по устранению выявленных экологических правонарушений и при необходимости подготавливаться материалы для вынесения в установленном порядке постановлений о приостановке строительно-монтажных, пусконаладочных и других видов работ до полного устранения экологических правонарушений. 5. Требования по обеспечению и повышению экологической безопасности при эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения 5.1. Требования воздухоохранного законодательства 5.1.1. Предприятия, имеющие в эксплуатации объекты нефтепродуктообеспечения, обязаны: принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима, своевременному проведению анализов реализуемых нефтепродуктов на соответствие требованиям ГОСТов, ТУ и т.д.; обеспечивать соблюдение установленных нормативов предельно допустимых выбросов на основе утвержденных технологических процессов, внедрение экологически безопасных технологий и современного оборудования; обеспечивать проведение экологического контроля качества производимых, реализуемых, используемых нефти и нефтепродуктов, а также уровня загрязнения атмосферного воздуха на границе СЗЗ объектов нефтепродуктообеспечения. 5.1.2. В летнее время и при сухой погоде обеспечивать пылеподавление на территории объекта (путем полива). 5.1.3. Проверка загазованности окружающего воздуха на территории объекта нефтепродуктообеспечения и на границе санитарно-защитной зоны должна проводиться по графику, при этом частота и места отбора проб должны быть утверждены руководителем и согласованы с органами, уполномоченными в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора. Отбор и анализ проб воздуха должен выполняться в соответствии с требованиями действующих ГОСТов и методик специалистами предприятия или сторонней организацией, имеющей право на проведение этих работ. Результаты анализов должны оформляться в виде протоколов или технических отчётов и храниться на предприятии в папке с природоохранными документами. 5.1.4. Для предотвращения загрязнения воздуха при хранении нефти и нефтепродуктов должна быть обеспечена техническая исправность, герметичность резервуаров и запорной арматуры, при этом: а) контроль за верхним, аварийным и нижним уровнями нефтепродуктов при их хранении, приемке и выдаче из резервуаров желательно осуществлять дистанционными сигнализаторами; б) при использовании ручных замерных устройств крышки смотровых колодцев должны постоянно находиться в герметически закрытом состоянии. Вскрытие их разрешается только для проведения измерений, технических обслуживаний и отбора проб при сливных операциях; в) вентиля, задвижки, краны, другие запорные устройства, а также фланцевые соединения типа "шип-паз" трубопроводов и колонок должны иметь сальниковые набивки и прокладки, выполненные из материалов, устойчивых к воздействию нефти и/или нефтепродуктов; г) в пробоотборнике стационарного типа ручной насос и клапаны воздушной и гидравлической систем должны быть исправными, на наружной части узла слива пробы не должно быть следов коррозии, крышка пробоотборника должна плотно закрываться. 5.1.5. Уменьшение выбросов устройств слива и налива нефти и нефтепродуктов должно осуществляться посредством следующих мероприятий: а) резьбовые соединения устройств слива и налива, быстроразъемные муфты должны быть исправными и обеспечивать герметичность; б) обеспечением соответствия соответствие диаметра сливного рукава диаметру сливного устройства объектов нефтепродуктообеспечения. 5.1.6. Снижение выбросов от дыхательных клапанов обеспечивается проведением следующих мероприятий: а) дыхательные предохранительные клапаны должны быть обязательно установлены строго вертикально и соответствовать проектным требованиям для конкретного резервуара; б) сетки, предохраняющие камеры давления и вакуума от попадания пыли, должны быть чистыми, в зимнее время сетки клапанов должны быть очищены от инея и льда; в) крышка корпуса клапана, предназначенная для осмотров, постановки и выемки тарелок и грузов клапана, должна быть герметично закрыта; г) регулировка предохранительного клапана выполняется в соответствии с требованиями инструкций завода-изготовителя, акт выполненных работ с результатами регулировки - должен иметься на объектах нефтепродуктообеспечения. 5.1.7. Снижение выбросов от авто - и железнодорожных цистерн достигается при обязательном обеспечении следующих мероприятий: а) сливные механизмы авто - и железнодорожных цистерн должны быть исправными, люки, горловины авто - и железнодорожных цистерн должны быть всегда закрыты герметично; б) задвижки сливных трубопроводов, дыхательный клапан и вентили отстойников должны быть исправными, обеспечивать герметичность, сальниковые набивки должны заменяться своевременно. 5.1.8. В целях предупреждения потенциально возможных аварийных ситуаций, а также загрязнения атмосферы должен быть организован в соответствии с ПТЭ своевременный и полный контроль технического состояния резервуаров (герметичность, коррозийноустойчивость, наличие дефектов поверхности и пр.) методами дистанционного неразрушающего контроля. При измерении массы, уровня и отбора проб нефти и нефтепродукта из резервуара, эксплуатирующегося под высоким давлением, должна быть обеспечена герметизация резервуаров. При отборе проб из резервуара разлив нефти и нефтепродуктов не допускается. При случайном разливе нефть или нефтепродукт немедленно удаляется. 5.1.9. Пользователь нефтью и нефтепродуктами обязан иметь сертифицированные средства экологической защиты, в т.ч. аварийный запас сорбентов для локализации, сбора (в дальнейшем утилизации) разливов нефти, нефтепродуктов и их содержащих или загрязненных ими растворов, эмульсий, подтоварных минерализованных вод, отходов, стоков и т.д. 5.1.10. Производительность наполнения (опорожнения) резервуара не должна превышать суммарной пропускной способности установленных на резервуаре дыхательных предохранительных клапанов. 5.1.11. При эксплуатации объекта нефтепродуктообеспечения с целью предупреждения аварийных ситуаций и недопущения загрязнения окружающей природной среды запрещается: 1) сливать нефть и нефтепродукты через замерные технологические люки; 2) принимать нефть и нефтепродукты на объекты нефтепродуктообеспечения, при неплотностях в соединении вентилей и трубопроводов, подтекании нефти и нефтепродукта из оборудования; 3) принимать нефть и нефтепродукты при неисправностях сливного устройства автомобильной и железнодорожной системы; 4) принимать и хранить нефть и нефтепродукты с подтоварной водой; 5) принимать, хранить, реализовывать, использовать, перерабатывать нефть и нефтепродукты, в которых содержание отдельных компонентов, добавок, примесей превышает значения, установленные действующими законодательными актами или нормирующими документами; 6) эксплуатировать резервуары без средств и устройств для контроля за утечкой углеводородов; 7) допускать переполнение резервуаров при их заправке, стекание нефти или нефтепродуктов с наливного рукава при его подъёме, из резервуара (цистерны); 8) оставлять в резервуаре, смотровых колодцах, где расположены приемные патрубки, ветошь, паклю, мусор и другие предметы и допускать наличие утечки воды, нефти и нефтепродуктов; 9) эксплуатировать неисправные и неотрегулированные предохранительные клапаны; 10) оставлять после приёма нефти и нефтепродуктов, измерения уровня, температуры, плотности негерметично закрытыми сливные и замерные устройства, люки смотровых и сливных колодцев; 11) допускать перелив нефтепродуктов при заполнении резервуаров авто - и железнодорожных цистерн, топливозаправщиков, заправке машин. 5.2. Требования природоохранного законодательства по охране поверхностных и подземных вод, почв 5.2.1. Сбор поверхностно-ливневых сточных вод обеспечивается со всей площади объектов нефтепродуктообеспечения путем ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока на очистные сооружения. Объекты нефтепродуктообеспечения оснащаются очистными сооружениями. Состав очистных сооружений и необходимое качество очистки производственных сточных вод обосновываются с учетом места их сброса. 5.2.2. Смена фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений производится по мере необходимости, в зависимости от соблюдения установленных нормативов ПДС. 5.2.3. В зимний период, когда вследствие понижения температуры сточных вод процессы очистки замедляются, контроль за работой очистных сооружений должен быть постоянным. 5.2.4. Территория объектов нефтепродуктообеспечения в районе возможных утечек, разливов нефти и нефтепродуктов должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, устойчивое к действию нефтепродуктов, огражденное по периметру бортиком высотой не менее 200 мм. Территория должна иметь уклон в сторону лотков или колодцев. Покрытие территории должно быть выполнено из материалов, устойчивых к воздействию нефти и нефтепродуктов, и обеспечивать максимально эффективный сбор разливов специальными средствами и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами. Лотки должны иметь уклон к сборным колодцам (приямкам) через гидравлические или иного типа затворы. Площадка объектов нефтепродуктообеспечения должна быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефти или нефтепродуктов в случае разгерметизации авто - или железнодорожной цистерны. 5.2.5. Прием и отпуск нефти и нефтепродуктов осуществляется только через специальные сливо-наливные устройства: в железнодорожные цистерны - на специальных эстакадах, через отдельные стояки или сливные установки; в автомобильные цистерны - через системы автоматизированного налива на станциях налива, автоэстакады и одиночные стояки. Для сбора аварийной утечки нефтепродуктов объекты нефтепродуктообеспечения оснащается аварийной емкостью. Объем аварийной емкости должен быть больше объема емкости авто- или железнодорожной цистерны, стоящей на сливе (наливе). Площадка, предназначенная для размещения авто- или железнодорожной цистерны, при сливе (наливе) нефтепродуктов, должна быть забетонирована, обвалована - обвалование должно быть высотой не менее 200 мм (допускается по периметру площадки иметь лотки, достаточные для улавливания возможных проливов) - и обустроена инженерными устройствами, параметры которых позволяют отводить весь объем максимально возможного разлива в аварийную емкость или отстойники очистных сооружений. 5.2.6. Для сбора разливов на каждом объекте нефтепродуктообеспечения должен быть запас сорбента в количестве, достаточном для ликвидации последствий максимально возможного пролива. Допускается для сбора разлитых нефтепродуктов использовать песок, который размещается на территории объекта нефтепродуктообеспечения в специальных контейнерах. 5.2.7. Места разлива нефтепродуктов на почву необходимо немедленно зачистить путем снятия земли до глубины на 1-2 см, превышающей глубину проникновения нефтепродуктов в грунт. Выбранный грунт удаляется в специально оборудованный контейнер, образовавшаяся выемка должна быть засыпана свежим грунтом или песком. Грунт, загрязненный нефтепродуктами, а также загрязненный фильтрующий материал и осадки (шламы) очистных сооружений вывозятся в места, определенные в установленном порядке. 5.2.8. Объекты нефтепродуктообеспечения должны быть оборудованы производственно-ливневой канализацией для сбора производственных и поверхностных стоков. Условия отведения сточных вод должны соответствовать требованиям СНиП.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения" и согласовываться с владельцами сетей. 5.2.9. Нормальная эксплуатация канализационной сети возможна при соблюдении следующих условий: а) строительно-монтажные работы по сооружению канализационной сети должны быть выполнены в строгом соответствии с требованиями проектной документации (правильная заделка стыков, соблюдение уклонов и т. д.); б) крышки люков на колодцах должны закрываться плотно; в) должно быть исключено попадание в трубопроводы, коллекторы крупных твердых предметов или битумных смолистых веществ; г) не допускаются аварийные сбросы нефти и нефтепродуктов в канализационную сеть; д) канализационные колодцы, действующее оборудование канализационной сети должны осматриваться с проведением ремонтных работ не реже 2 раз в год (весной и осенью); е) в осенне-зимний период колодцы водопроводной системы, системы водостоков и очистных сооружений должны быть подготовлены к зимним условиям. Сооружения, оборудование и площадки объектов нефтепродуктообеспечения должны постоянно очищаться от снега, при образовании гололеда подъездные пути и площадки должны посыпаться песком. По окончании зимнего сезона необходимо очистить от мусора и льда все колодцы и приямки производственно-дождевой канализации, провести техническое обслуживание дыхательных клапанов, снять утепление с колодцев водопроводной сети и пожарных гидрантов; ж) не допускается заиливание выходов канализационных колодцев, должен обеспечиваться непрерывный контроль за их чистотой. 5.2.10. Автозаправочные комплексы, имеющие на своей территории автомойку, пункт технического обслуживания и ремонта автомобилей, должны использовать системы оборотного и повторного водоснабжения, соответствующие требованиям природоохранного законодательства, Водного кодекса РФ, ГОСТа 17.1.3-86 "Охрана природы. Гидросфера. Общие требования". При наличии систем оборотного или повторного водоснабжения, а также при использовании технической воды на предприятии должны иметься: сертификаты соответствия на водоохранное оборудование; санитарно-гигиенические сертификаты на технологическую воду, моющие и другие средства по уходу за автомобилем. 5.2.11. Требования по охране поверхностных вод от загрязнения должны соответствовать ГОСТу 17.13.13-86 "Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод". Условия отведения сточных вод согласовываются в установленном порядке с органами охраны окружающей природной среды. Поверхностные сточные воды по производственно-ливневой канализации должны быть направлены на очистные сооружения. 5.2.12. Очистные сооружения, применяемые на территории объектов нефтепродуктообеспечения, должны иметь заключение государственной экологической экспертизы на проект их строительства. На объектах нефтепродуктообеспечения должны иметься утверждённые руководителем и согласованные с органами по охране окружающей среды паспорта и инструкция по эксплуатации (обслуживанию) очистных сооружений. Обслуживание очистных сооружений, в том числе смена фильтрующих элементов материалов, удаление уловленных нефтепродуктов, очистка отстойников от илов и шламов и т.д., ведется персоналом, имеющим соответствующие теоретические и практические навыки работы. Вывоз осадка с очистных сооружений в специально отведенные и согласованные в установленном порядке места должен осуществляться специализированными организациями. 5.2.13. Для возможных разливов нефти или нефтепродуктов при обращении с ними и исключения их последующего сброса в сети водостока, водоемы или на рельеф местности на каждом объекте нефтепродуктообеспечения должны иметься инженерно-технические устройства (сооружения) по сбору и перехвату максимально возможной аварийной утечки нефти или нефтепродуктов. Разлившийся нефтепродукт собирают в специальный сборник для отработанных нефтепродуктов, а площадку очищают сильной струей воды, направляя сток в канализацию. Сточные воды по производственно-ливневой канализации направляют на очистные сооружения или герметичный накопитель сточных вод, из которого их вывозят на очистные сооружения других предприятий. 5.2.14. Руководитель объекта нефтепродуктообеспечения должен организовывать и обеспечивать проведение регулярного лабораторного контроля за качеством воды, сбрасываемой в водоем, на рельеф местности и канализационные сети. График проведения лабораторного контроля качества сточных вод должен быть согласован в обязательном порядке с органами санитарно-эпидемиологического надзора и охраны окружающей среды. 5.2.15. Категорически запрещается: а) эксплуатация объекта нефтепродуктообеспечения без оборудования промплощадки производственно-ливневой канализацией с последующим сбором поверхностных вод (исключая попадание в природную среду) либо очисткой до установленных норм (нормативов ПДС); б) сброс в водные объекты и на рельеф местности неочищенных и необезвреженных (в соответствии с установленными нормативами ПДС) сточных вод и подтоварной и минерализованной вод; в) эксплуатация неисправных очистных сооружений; г) эксплуатация сооружений и устройств объектов нефтепродуктообеспечения для хранения и транспортировки нефтяных, химических и др. веществ без оборудования средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и почв (эксплуатация резервуарных парков без обвалования или оборудования бетонным саркофагом, либо одностенных резервуаров устаревших конструкций, без отстойника для аварийного слива нефтепродуктов и пр.), без разработанных и согласованных в природоохранных органах, в Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Северная Осетия-Алания противоаварийных мероприятий, исключающих сброс нефти или нефтепродуктов в окружающую природную среду, планов ликвидации аварий с указанием технических средств, способов сбора и удаления разлившихся нефтепродуктов; д) размещение, хранение, складирование нефти или нефтепродуктов в водоохранных зонах, а также сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и пр. отходов. 5.3. Экологические требования по обращению с отходами производства и потребления 5.3.1. Предприятие (объект нефтепродуктообеспечения) обязано соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами, обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия (в т.ч. вторичное загрязнение) на состояние окружающей среды и здоровье населения. 5.3.2. Места складирования отходов на территории объектов нефтепродуктообеспечения, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за эксплуатацию, определяются приказом руководителя предприятия по согласованию с органами охраны окружающей среды. 5.3.3. Предприятие обязано: вести учет наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов, завозимых со стороны; обеспечивать условия раздельного хранения отходов по видам и классам опасности. 5.3.4. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства экологическая служба предприятия (лицо, ответственное за охрану природы) обязана периодически проверять соблюдение порядка и правил сбора, накопления, обращения с отходами на каждом объекте нефтепродуктообеспечения, контролировать работы по ежегодному определению массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями. 5.3.5. Территория объектов нефтепродуктообеспечения и их санитарно-защитной зоны должна быть спланирована, очищена от мусора, сухой травы и листьев. Места разлива нефти или нефтепродуктов должны быть немедленно зачищены путем снятия слоя земли глубиной, превышающей на 1-2 см проникновение в грунт нефтепродукта. Выбранный грунт должен быть удален в закрытый металлический контейнер, а образовавшаяся выемка - засыпана свежим грунтом или песком. Загрязненные нефтепродуктами песок, опилки собираются совком в закрытый металлический контейнер в специально отведенном месте (на площадке с твердым покрытием), изолированном от атмосферных осадков. 5.3.6. Вывоз отработанных нефтепродуктов, нефтешламов, подтоварной и минерализованной вод, люминесцентных ламп, фекалий, твердого осадка с водоочистных сооружений осуществляется по договорам с организациями, имеющими соответствующую специализацию, в места, определенные для утилизации, переработки или использования. Продукты зачисток резервуаров, нефтешламы, осадки очистных сооружений после их очистки вывозятся спецорганизациями, имеющими соответствующую лицензию на данный вид деятельности, на утилизацию (переработку) в места, определенные по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора и охраны окружающей среды. 5.3.7. Объекты нефтепродуктообеспечения, имеющие в составе пункты техобслуживания, определенные для приема отработанных нефтепродуктов, должны быть оборудованы эстакадой и сборником, размещенными на бетонной площадке, сборник оснащен измерительными приспособлениями и приборами для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов, а также герметически закрывающимся люком с надежными запорами. Размещение сборника на газоне, за пределами специально оборудованной площадки с твердым покрытием, запрещается. 5.3.8. Категорически запрещается: а) размещение, складирование отходов производства и потребления объектов нефтепродуктообеспечения в несанкционированных или необорудованных для этих целей местах; б) сжигание мусора, нефтешламов, пр. отходов на территории объектов нефтепродуктообеспечения, в санитарно-защитной зоне, а также в прочих необорудованных для этих целей местах, складирование, размещение на полигонах ТБО люминесцентных ламп, всех видов нефтешламов, а также пр. отходов с объектов нефтепродуктообеспечения 1-3 класса токсичности; в) перевозка опасных отходов в неисправных либо необорудованных для этих целей транспортных средствах; г) захламление основной и прилегающей территории объектов нефтепродуктообеспечения отходами, химическими веществами, материалами, загрязненными нефтью или нефтепродуктами. 5.4. Экологические требования по охране и содержанию зеленых насаждений 5.4.1. Ответственность за сохранность зеленых насаждений на территориях объектов нефтепродуктообеспечения возлагается на руководителей организаций (землепользователей). 5.4.2. Землепользователи обязаны: а) обеспечить сохранность и квалифицированный уход за зелеными насаждениями, находящимися на территории объекта нефтепродуктообеспечения; б) не допускать вытаптывания газонов и складирование на них песка, мусора, снега, скопов льда; в) во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, изменение планировки газонов осуществлять только с разрешения органов, уполномоченных в области охраны окружающей среды, при этом должен возмещаться нанесенный ущерб; г) осуществлять своевременную борьбу с карантинными и сорными растениями на территории объекта и его санитарно-защитной зоне. 6. Заключительные положения 6.1. Несоблюдение настоящих Временных экологических требований, направленных на обеспечение экологической безопасности окружающей природной среды и здоровья населения, влечет дисциплинарную, материальную, административную либо уголовную ответственность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания. 6.2. Размеры вреда (компенсации вреда) окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и (или) иной деятельности, возмещается (осуществляется) в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. 6.3. Контроль за полнотой выполнения настоящих Временных экологических требований на объектах нефтепродуктообеспечения при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации осуществляется представителями органов, уполномоченных в области охраны окружающей среды, других органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Законодательные и инструктивно-методические документы, использованные при разработке ВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ 1. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды". М., 19.12.91. N 2060-1. 2. Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" М.,1982 г. 3. Федеральный Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Принят Государственной Думой 11.11.94. 4. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Принят Государственной Думой 20.06.97. 5. Водный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 18.10.95. 6. Постановление Правительства РФ от 03.08.92. N 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов/размещения отходов". 7. Постановление Правительства РФ от 06.09.95. N 897 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по содержанию и эксплуатации АЗС (в т.ч. передвижных)". 8. Постановление Правительства РФ от 03.04.96. N 394. "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки". 9. Распоряжение главы администрации Московской области от 04.06.93. N 338-р "О лицензировании деятельности, связанной с реализацией нефтепродуктов". 10. ГОСТ 17.23.02-78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленных предприятий". М., Госстандарт СССР, 1980.-14 с. 11. ГОСТ 17.23.02-78. "Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения". М., Госстандарт СССР, 1980. 12. Правила охраны поверхностных вод. М.,1991.-53с. 13. СНиП 11-32-74 "Нормы проектирования. Канализация. Наружные сети и сооружения". М., Стройиздат, 1975.-56 с. 14. Постановление Правительства РФ от 23.11.96. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах". 15. Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ. Утв. Минприроды РФ от 15.07.94. 16. СанПиН "Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест". Министерство здравоохранения. М., 1989 г. 17. Правила технической эксплуатации стационарных, контейнерных и передвижных автозаправочных станций. Утверждены Главным управлением по государственным поставкам и коммерческой деятельности ГП "Роснефть" 24.12.93. 18. Правила технической эксплуатации нефтебаз. Утв. зам. председателя Госкомнефтепродукта СССР 28.12.84. ПРИЛОЖЕНИЕ Перечень основных экологических правонарушений 1. Отсутствие разработанных, в установленном порядке согласованных в Минэкологии нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ - нарушение ст.27 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", ст.109 Водного кодекса РФ, п. 3.9. Правил охраны поверхностных вод. 2. Отсутствие согласованных с Минэкологии нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - нарушение ст. 27 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", ст.13 Закона РСФСР "Об охране атмосферного воздуха". 3. Отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу - нарушение требований статьи 15 Закона РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" и статьи 45 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды". 4. Отсутствие разрешения на размещение отходов - нарушение требований статьи 45 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", "Временных правил охраны окружающей природной среды от отходов производства и потребления". 5. Превышение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу источниками загрязнения предприятия - нарушение требований статьи 13, 16 Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха" и статьи 25 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды". 6. Превышение нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, источниками загрязнения, находящимися на суше, - нарушение требований статьи 98 Водного кодекса РФ, статьи 25 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды". 7. Ввод в эксплуатацию сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратуры для обнаружения утечек указанных продуктов - нарушение требований статьи 105 Водного кодекса РФ. 8. Осуществление сброса в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод - нарушение требований статьи 106 Водного кодекса РФ, статьи 45 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", п. 3.2 "Правил охраны поверхностных вод". 9. Нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов - нарушение требований статей 45,54 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды". 10. Сжигание отходов, производственного и бытового мусора на территории предприятия без использования специальных установок, обеспечивающих соблюдение требований по охране атмосферного воздуха, - нарушение требований статьи 38 Закона РСФСР "Об охране атмосферного воздуха". 11. Захламление земель, размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, строительный мусор, древесные остатки и пр.) - нарушение статьи 74 Земельного кодекса РСФСР, ст. 38 Закона РСФСР "Об охране атмосферного воздуха". 12. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы на площади - нарушение требований статьи 101 Земельного кодекса РСФСР. 13. Загрязнение земель химическими (токсичными) веществами) производственными отходами, сточными водами, лишение плодородного слоя, наличие на его поверхности химических веществ, уровень загрязнения от которых превышает установленные нормативы, - нарушение требований статьи 101 Земельного кодекса РСФСР, статьи 54 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды. 14. Отсутствие инструментального контроля за качеством сточных вод - нарушение ст. 71 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" п. 5.1,5.2,5.5 Правил охраны поверхностных вод". 15. Отсутствие проведённой инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - нарушение требований статьи 13 Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха". 16. Предоставление госинспектору неполной, несвоевременной, недостоверной или отказ от предоставления полной, своевременной "достоверной информации о состоянии природной среды, перепрофилировании предприятия, аварийных ситуациях на объекте и т. п. - нарушение требований статьи 45, 84 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", п.5.8.10 "Правил охраны поверхностных вод", ст. 17 Закона РСФСР "Об охране атмосферного воздуха". 17. Отсутствие разработанных и согласованных в Минэкологии противоаварийных мероприятий, планов ликвидации аварий - нарушение п.3.20 "Правил охраны поверхностных вод". 18. Невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный экологический контроль, - нарушение ст. 55 Закона РСФСР "Об охране атмосферного воздуха". 19. Федеральный закон РФ N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". 20. Санитарные правила для нефтяной промышленности N 4156-86, от 15.10.1986г. 21. Санитарные правила СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий". 22. Сан ПиН 2.2.1/2 1.1.1200-03. "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". 23. СП 2.2.1.1312-03. "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий". 24. СП 2.1.7.1386-03. "Санитарные правила по определению правила класса опасности токсичных отходов производства и потребления". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|