Расширенный поиск

Постановление Парламента Республики Северная Осетия-Алания от 26.02.2004 № 139/10

 


                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

             ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


     О ходе выполнения в Республике Северная Осетия-Алания Закона
   Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся
   воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"


     Рассмотрев информацию  о  ходе  выполнения  в Республике Северная
Осетия-Алания Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г.  N  1244-1
"О   социальной  защите  граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации
вследствие катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС",  Парламент  Республики
Северная   Осетия-Алания   отмечает,   что  Правительством  Республики
Северная  Осетия-Алания,  министерствами   и   ведомствами,   органами
местного  самоуправления  проводится определенная работа по социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на
Чернобыльской АЭС.
     В целях реализации Закона на территории республики все  граждане,
подвергшиеся   воздействию   радиации,  обеспечены  специализированной
медицинской помощью и санаторно-курортным лечением.
     Предоставляются льготы   по  оплате  жилищно-коммунальных  услуг,
связи, проезда на общественном транспорте.
     Вместе с  тем  принимаемые  на  сегодня  меры  не в полном объеме
обеспечивают   реализацию   положений   законодательства    Российской
Федерации о социальной защите указанной категории граждан.
     В структурах исполнительной власти республики нет единой  системы
учета граждан, подвергшихся воздействию радиации.
     Актуальными остаются  вопросы  состояния  учета   нуждающихся   в
обеспечении  жильем.  На  сегодняшний  день  жилищные условия улучшили
только 28% граждан, состоящих на учете.
     В республике  отсутствует  территориальная программа медицинского
страхования  граждан,  подвергшихся  воздействию   радиации;   требует
совершенствования порядок получения страховых медицинских полисов;  не
в полной  мере  обеспечивается  полноценное  медикаментозное  лечение;
оказываемая медицинская помощь не всегда соответствует должному объему
и качеству.
     Не соответствует     действующему     законодательству    порядок
обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов  вследствие
чернобыльской катастрофы.
     Допускаются существенные  недостатки  в  работе   с   обращениями
граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС.
     Исходя из    вышеизложенного,   Парламент   Республики   Северная
Осетия-Алания п о с т а н о в л я е т :

     1. Рекомендовать Правительству Республики Северная Осетия-Алания:
     1) принять  конкретные  меры  по  безусловному  выполнению Закона
Российской  Федерации  "О  социальной  защите  граждан,   подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
     2) улучшить  координацию  деятельности  министерств  и  ведомств,
администраций   органов   местного   самоуправления   по   обеспечению
социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации;
     3) разработать      специальную     территориальную     программу
обязательного   медицинского   страхования    граждан,    подвергшихся
воздействию радиации;
     4) оказывать содействие в  получении  компенсации  по  возмещению
вреда,   причиненного   здоровью   граждан,   пострадавших  вследствие
чернобыльской катастрофы;
     5) обеспечить  реализацию  прав граждан,  пострадавших вследствие
чернобыльской катастрофы, на улучшение жилищных условий;
     6) принять    меры   по   обеспечению   техническими   средствами
реабилитации инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

     2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить  на
Комитет  Парламента  Республики  Северная  Осетия-Алания по социальной
политике, здравоохранению и делам ветеранов.

     3. Направить настоящее  Постановление  и  информацию  по  данному
вопросу Председателю Правительства Республики Северная Осетия-Алания.


     Председатель Парламента
     Республики Северная Осетия-Алания         Т.Мамсуров

     г.Владикавказ
     26 февраля 2004 г.
     N 139/10



                              ИНФОРМАЦИЯ


     Рабочей группой,  в  состав  которой  вошли  депутаты  Парламента
РСО-Алания, представители заинтересованных министерств и ведомств, был
изучен вопрос "О ходе выполнения в Республике  Северная  Осетия-Алания
Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
     Одной из   групп  риска  среди  лиц,  подвергшихся  радиационному
воздействию   вследствие   Чернобыльской   катастрофы,    произошедшей
26 апреля   1986   года,   являются  участники  ликвидации  аварии  на
Чернобыльской АЭС.
     За период с 1986 по 1989 год в Республике Северная Осетия-Алания,
по данным Военного комиссариата РСО-Алания,  на специальные  сборы  по
ликвидации  последствий  аварии  на  ЧАЭС  были  призваны и направлены
1180 человек, из них по районам:
     Алагирский - 94;            Правобережный - 108;
     Ардонский - 77;             Пригородный - 129;
     Дигорский - 35;             Промышленный - 122;
     Ирафский-18;                Иристонский  122;
     Кировский - 30;             Левобережный - 200.
     Моздокский - 208;
     Государство, признавая   ответственность   перед   гражданами  за
последствия  крупнейшей   по   масштабам   экологической   катастрофы,
затронувшей судьбы миллионов людей, приняло Закон РФ от 15 мая 1991 г.
N  1241-1  "О  социальной  защите  граждан,  подвергшихся  воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).
     Закон о  социальной  защите  "чернобыльцев"  охватывает   большое
количество   проблем.   Поэтому   по  согласованию  с  Владикавказской
общественной  организацией  "чернобыльцев"  для  изучения  были  взяты
проблемы,  которые,  по  их  мнению,  наиболее  слабо решаются в нашей
республике. Это, прежде всего:
     компенсационные выплаты,  и,  в первую очередь, возмещение вреда,
причиненного здоровью;
     - медицинское и лекарственное обслуживание;
     - обеспечение жильем инвалидов - "чернобыльцев";
     - обеспечение автотранспортом;
     - финансовое обеспечение Закона.
     Наряду с  этими изучались и другие вопросы,  относящиеся к данной
проблеме.  В соответствии со статьей  24  Закона  инвалидам  из  числа
граждан,  указанных  в  подпунктах  1  и  2  части  1 статьи 13 Закона
(инвалиды - "чернобыльцы"), семьям указанных инвалидов в случае смерти
инвалидов,   семьям  граждан,  погибших  в  результате  катастрофы  на
Чернобыльской  АЭС,  умерших  вследствие  лучевой  болезни  и   других
заболеваний,   возникших   в   связи   с   чернобыльской  катастрофой,
управлениями социальной  защиты  населения  (далее  -  УСЗН).  Военным
комиссариатом  РСО-Алания  производится  ежемесячная  выплата денежных
сумм по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным
воздействием  вследствие  чернобыльской  катастрофы  либо  выполнением
работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
     В соответствии  с Законом от 12.02.01 г.  N 5-ФЗ установлен новый
критерий  индексации  сумм  по  возмещению  вреда  здоровью.   Размеры
указанных  выплат  ежегодно  повышаются пропорционально росту величины
прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации. В соответствии
с   постановлением   Конституционного  Суда  Российской  Федерации  от
19.06.02  г.   N   11-П   указанное   повышение   производится   после
соответствующего решения районного суда общей юрисдикции.
     После вынесения судом  решения  УСЗН  оперативно  и  своевременно
производят перерасчет сумм в возмещение вреда по исполнительным листам
в полном  соответствии  с  вышеназванным  постановлением  министерства
труда и социального развития Российской Федерации.
     Для оказания   медицинской   помощи    гражданам,    подвергшимся
воздействию   радиации   вследствие   аварии  на  ЧАЭС,  в  республике
функционируют 30 профпатологических коек Клинической больницы СОГМА.
     В амбулаторно-поликлинических  учреждениях  в  целях  дальнейшего
улучшения и  совершенствования  медицинского  обслуживания  участников
ЧАЭС  приказами  главных врачей выделены ответственные лица (зам.  гл.
врачей по КЭР и  лечебным  вопросам,  зав.  отделениями).  Разработаны
планы,    включающие    лечебно-оздоровительные   и   реабилитационные
мероприятия.  Имеются графики проведения профосмотров,  осуществляется
комплексный осмотр, контроль за качеством обследования и лечения.
     Медицинская помощь оказывается в полном объеме бесплатно. Отказов
в  госпитализации  этой категории больных не было.  Специализированную
медицинскую  помощь   ликвидаторы   аварии   получают   в   профильных
специализированных диспансерах.
     Санаторно-курортное лечение    и    оздоровление     ликвидаторов
"чернобыльцев"  и  инвалидов  -  "чернобыльцев"  осуществляется как по
линии Министерства труда и социального развития РСО-Алания,  так и  по
линии Министерства здравоохранения РСО-Алания.  Следует отметить,  что
из 64 путевок на санаторно-курортное лечение, выделенных Министерством
здравоохранения   Российской   Федерации   в  2002  году  ликвидаторам
республики,  16 возвращены в зональное управление курортами по причине
отказа ликвидаторов.
     В лечении больных применяются все доступные  современные  методы,
однако   применение  эффективных  лекарственных  средств  сдерживается
тарифом на медицинские услуги,  предоставляемым  ОМС  на  стационарное
лечение  застрахованным  гражданам.  Согласно  утвержденному 1 февраля
2003 года тарифу  на  терапевтического  больного  выделяются  денежные
средства  в  сумме  975  рублей,  которых  недостаточно  на проведение
лечения в полном объеме.
     Испытываются серьезные  затруднения при лечении ликвидаторов,  не
имеющих страховой медицинский полис.  В первом полугодии 2003 года они
составили  24%  госпитализированных.  На  лечение  указанной категории
больных с 1 ноября 2002 года  выделяется  по  500  рублей.  Финансовые
средства ОМС едва покрывают на 40%  потребности лечебных учреждений по
оказанию бесплатной медицинской помощи.
     До настоящего  времени  не  удалось  в полной мере решить вопросы
своевременной  выдачи  страховых  медицинских  полисов   инвалидам   -
"чернобыльцам" I и II группы, а инвалиды III группы получают их только
по  предъявлении  направления  в  стационар  (Ирафский,   Пригородный,
Ардонский и Кировский районы).
     В связи с недостаточным финансирование здравоохранения республики
полностью   охватить   ликвидаторов   зубопротезной  помощью  до  июня
2003  года  не  представлялось  возможным.  Полость  рта санирована  у
58% нуждающихся. Зубопротезированием охвачены 56%.
     Для улучшения медицинской  помощи  ликвидаторам  аварии  на  ЧАЭС
представляется целесообразным:
     - изыскать  возможности  для  повышения  тарифа  на  стационарное
лечение ликвидаторов по системе ОМС:
     - обеспечить всех ликвидаторов медицинскими полисами;
     - для   расширения   объема  обследований  необходимо  приобрести
электроэнцефалограф.
     Не существует  никаких  ограничений  по  льготному  и бесплатному
обеспечению   лекарственными   средствами   лиц,    пострадавших    на
Чернобыльской   АЭС.  Выдаются  все  лекарственные  средства  согласно
перечню, утвержденному Правительством РФ и Правительством РСО-Алания.
     Имевшие место  перебои  с  бесплатным  обеспечением  ликвидаторов
необходимыми    медикаментами    были    обусловлены     недостаточным
финансированием здравоохранения.
     Федеральная целевая программа по  обеспечению  жильем  участников
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС была разработана на
1995-1997 гг.  Однако в  связи  с  неполным  финансированием  срок  ее
реализации был продлен на 1998- 2000 гг.  и в дальнейшем на 2001 г.  В
октябре  2002  г.  Правительством  РФ  была  утверждена   подпрограмма
"Обеспечение  жильем  участников  ликвидации  последствий радиационной
аварии и катастроф",  входящая в состав Федеральной целевой  программы
"Жилище" на 2002-2010 г.
     Эта подпрограмма    предусматривает    финансирование    средств,
выделяемых  из  федерального  бюджета  на  реализацию подпрограммы для
РСО-Алания на 2002-2010 г.,  всего:  7,48 млн.  рублей, в том числе на
2002 г.  - 0,4  млн  рублей; 2003  г. - 0,46  млн  рублей,  2004 г.  -
0,52  млн  рублей;  2005-2010  гг. - 6,1 млн.  рублей, в том числе  на
2010 г. - 1,3 млн рублей.
     Кроме того,  в целях ускорения обеспечения благоустроенной  жилой
площадью  нуждающихся  в  улучшении жилищных условий инвалидов и семей
граждан,  умерших  (погибших)  вследствие  чернобыльской   катастрофы,
повышения   эффективности   использования   средств,   выделяемых   из
федерального бюджета на эти цели,  предусматривалось введение жилищных
сертификатов.
     Всего за  1995-2003  гг.,  по  данным   Управления   федерального
казначейства  Министерства  финансов  РФ  по  РСО-Алания,  министерств
финансов,  экономики и МЧС РСО-Алания для  реализации  программы  было
выделено  8  923  тыс.  рублей федеральных и республиканских бюджетных
средств,  из них:  из федерального бюджета - 5  400  тыс.  рублей;  из
республиканского - 3 523 тыс.  рублей.  На эти средства, по данным МЧС
РСО-Алания,  было приобретено и построено  для  участников  ликвидации
аварии на Чернобыльской АЭС 60 квартир общей площадью 3 748 кв.  м., в
том числе 13 квартир общей площадью  644  кв.  м.  по  государственным
жилищным сертификатам.
     Однако обстановка с  обеспечением  жильем  участников  ликвидации
последствий   аварии   на   ЧАЭС  продолжает  оставаться  напряженной.
Квартирами обеспечены только 22% от нуждающихся. Сегодня в очереди для
получения жилья состоит 212 семей ликвидаторов, причем 135 семей (64%)
- от 5 до 12 лет.
     Достоверность самого   списка   очередников   вызывает  некоторое
сомнение,  так как в данных списка МЧС РСО-Алания и в списках  районов
имеются   расхождения   по   фамилиям   и  по  количеству,  в  списках
присутствуют фамилии лиц, уже получивших жилую площадь.
     В ходе  изучения данной проблемы членами рабочей группы обнаружен
факт получения одним и тем же лицом и  жилой  площади  и  сертификата,
выдаваемого    семьям    граждан,    умерших   (погибших)   вследствие
чернобыльской катастрофы,  нуждающихся в  улучшении  жилищных  условий
(гражданка Шанаева P.M.).
     Все это  говорит  о  том,  что  в  республике  нет   оперативного
взаимообмена   информацией   между   МЧС  и  администрациями  местного
самоуправления  г.  Владикавказа  и  районов  республики  по  вопросам
обеспечения жилой площадью участников ликвидации чернобыльской аварии,
отсутствует  должный  контроль  за  состоянием  учета  нуждающихся   в
улучшении  жилищных условий и соблюдением порядка предоставления жилой
площади со стороны органов исполнительной власти.
     Несмотря  на  то,  что действие пункта 6 Закона приостановлено  с
1 января 2001 года по 31 декабря 2004 года,  в 2001 году 3 инвалидам -
"чернобыльцам"   были   выданы   автомашины  "Ока"  в  соответствии  с
распоряжением  Правительства  РСО-Алания  от  13.07.01  г.  N177-р  "О
выделении средств для приобретения автомашин".
     Вместе с  тем  в  обращении  "чернобыльцев"   конкретно   названа
проблема:  "Отказ  от  постановки  на  очередь по обеспечению легковым
автотранспортом Республиканским ВТЭК".
     В ход проверки данного вопроса было установлено, что в республике
более четырех лет действовало постановление  Правительства  РСО-Алания
от 30.07.99  г.  N 219-а "О временном порядке предоставления инвалидам
автотранспортных средств",  которое   не   имело   юридической   силы,
противоречило положениям    ряда    федеральных    законов,   нарушало
конституционное право граждан,  пострадавших в  результате  аварии  на
ЧАЭС.
     В настоящее  время  оно  отменено.  Однако   и   новый   документ
Правительства РСО-Алания   не  прошел  всю  процедуру  оформления:  не
зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции РФ по РСО-Алания, не
опубликован в  официальных  средствах   массовой информации и также не
имеет юридической силы.
     Постановлением Правительства  РФ  от 24.04.96 г.  N 506 утвержден
Порядок финансирования  расходов,  связанных  с   реализацией   Закона
Российской Федерации   "О   социальной  защите  граждан,  подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на  Чернобыльской  АЭС"  (с
последующими изменениями и дополнениями).
     Тем не  менее  в  обращении   "чернобыльцев"   ставится   вопрос:
"Задержка выплат  возмещения  вреда  здоровью  "чернобыльцам"  по всем
районам республики".
     Рабочая группа  исследовала  этот  вопрос  на  примере  выплат за
восемь месяцев 2003 г.  Анализ показал,  что в январе,  марте, апреле,
мае, июне  2003 г.  движение федеральных денежных средств от УФК МФ по
РСО-Алания до районных УСЗН происходило с  задержкой  от  полутора  до
двух недель, т.е. от момента поступления денежных средств в республику
до момента  их  поступления  в  кассу  райсобесов  они  "двигались"  с
задержкой до полумесяца.
     Такое положение  дел  с  выплатами  объясняется   только   фактом
несогласованных действий  между  УФК  МФ по РСО-Алания и Министерством
труда и социального развития РСО-Алания.
     По сообщению Прокурора РСО-Алания:  "...  при проведении проверки
УФК МФ РФ по РСО-Алания целевого  использования  средств  федерального
бюджета, выделенных на выплату льгот, компенсаций и сумм по возмещению
вреда участникам ликвидации аварии на ЧАЭС, в ОФК Ардонского района за
период 2000-2002  гг.  установлены финансовые нарушения в расходовании
государственных средств.
     Так, в нарушение действующего положения о порядке этих выплат ОФК
в 2001-2002 гг. открыл лицевые счета, на которые зачислялись суммы для
выдачи ликвидаторам  аварии  на  ЧАЭС.  Однако  впоследствии  они были
обналичены и  потрачены  по   своему   усмотрению   руководством   ОФК
Ардонского района  на  общую  сумму  1 034438 рублей.  По данному делу
возбуждено уголовное дело".
     В республике  нет надлежащего учета ликвидаторов.  База данных по
"чернобыльцам" Министерства труда и социального развития РСО-Алания по
состоянию  на  01.12.03  г.  не  совпадает  с данными Республиканского
военного комиссариата и базой данных некоторых  районов  (Алагирского,
Кировского,  Правобережного и Моздокского). Не учитываются сведения об
участниках ликвидации последствий  катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС,
получающих  пенсии  по линии МВД РСО-Алания (32 человека),  УФСБ РФ по
РСО-Алания (3 человека).  Рабочей группой собраны обобщенные данные по
количеству "чернобыльцев" в РСО-Алания по состоянию на 01.09.03 г.
     В результате имеем цифры:
     Минтруда 650;
     Военный комиссариат - 782;
     районы республики - 690;
     пенсионный фонд - 644.
     Отсутствие надлежащего   учета   ликвидаторов   и   контроля   за
оформлением и правильным использованием документов,  дающих  право  на
получение  льгот,  может  привести  к  распространению различного рода
злоупотреблений.
     Во  исполнение   распоряжения   Правительства  РФ  от 31.10.99 г.
N 1773-р в республике необходимо  завершить  работу  по  замене  ранее
выданных удостоверений участникам ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС на удостоверения нового образца.
     Комиссиям Министерства  труда и социального развития РСО-Алания и
Военного комиссариата РСО-Алания следует провести  проверку  первичных
документов,   на  основании  которых  выдано  удостоверение  участника
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС  и  впоследствии  -
удостоверение инвалида.


     Председатель Комитета Парламента
     РСО-Алания по социальной политике,
     здравоохранению и делам ветеранов          К.Магаев


Информация по документу
Читайте также