Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.05.2004 № 1-пПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ 28 мая 2004 года г.Владикавказ По делу о соответствии Конституции Республики Северная Осетия-Алания положений пункта 3 Временного порядка предоставления инвалидам автотранспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219 а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств", в связи с запросом Владикавказской общественной организации инвалидов Чернобыля "Союз Чернобыль России" Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M.Цалиева, судей А.В.Бежанова и Т.В.Батаевой, с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания, Макоевой Т. М., руководствуясь частью 2 статьи 101(1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частями первой и восьмой статьи 3, статьями 21, 56, 68, 69 и 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений пункта 3 Временного порядка предоставления инвалидам автотранспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219 а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств". Поводом к рассмотрению дела явился запрос Владикавказской общественной организации инвалидов Чернобыля "Союз Чернобыль России", в котором оспаривается конституционность положений пункта 3 Временного порядка предоставления инвалидам автотранспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219 а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания содержащиеся в указанном Временном порядке нормативные положения. Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Бежанова, объяснения представителя Владикавказской общественной организации инвалидов Чернобыля "Союз Чернобыль России" Макоевой Т.М., исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил: 1. В запросе Владикавказской общественной организации инвалидов Чернобыля "Союз Чернобыль России" оспариваются положения пункта 3 Временного порядка предоставления инвалидам автотранспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219 а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств", согласно которому устанавливается перечень категорий инвалидов, имеющих право на обеспечение автомобилями бесплатно при наличии соответствующих медикосоциальных показаний и отсутствии противопоказаний к вождению данного автотранспортного средства. По мнению заявителя, названное положение умалило и ограничило права некоторых категорий инвалидов на бесплатное обеспечение специальными транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний, так как снижает уровень социальных гарантий по сравнению с уровнем, установленным в федеральных законах от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В частности, указанными законами устанавливается перечень категорий инвалидов, имеющих право на обеспечение автомобилями бесплатно, при наличии соответствующих медицинский показаний. В противоречие названным законодательным положениям, как считает заявитель, постановление Правительства ограничило круг инвалидов лишь теми, которые имеют соответствующие медико-социальные показания, и у которых отсутствуют противопоказания к вождению данного транспортного средства. Таким образом, по мнению заявителей, существенно сужен круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, посредством установленных законом денежных и других материальных компенсаций и льгот, и тем самым нарушены конституционные принципы справедливости и равенства. Исходя из этого, заявители считают, что оспариваемые положения противоречат статьям 41, 42 и 53 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. В своем запросе заявители также указывают на тот факт, что вышеназванное постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания в средствах массовой информации опубликовано не было. 2. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219 а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств" было принято во исполнение Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" на период до определения Правительством Российской Федерации порядка и условий предоставления автотранспортных средств. Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 4 декабря 2003 года N 325 "Об отмене постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219 а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств" постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219 а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств" было отменено. Однако, поскольку названное постановление не было опубликовано и, следовательно, не вступило в силу, оно не может приниматься во внимание Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания. Как было установлено, постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219 а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств" также не было опубликовано. По смыслу статьи 70 во взаимосвязи со статьей 51 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания может рассматривать не вступившие в силу нормативные правовые акты на предмет их конституционности в случае, если они фактически применялись органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, организациями и учреждениями Республики Северная Осетия-Алания. Однако такая проверка невозможна по содержанию норм, и поэтому дело в этой части подлежит прекращению. Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания по настоящему делу является Временный порядок предоставления инвалидам автотранспортных средств, утвержденный постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219 а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств", на предмет соответствия Конституции Республики Северная Осетия-Алания порядка его опубликования и введения в действие. 3. Часть 3 статьи 14 Конституции Республики Северная Осетия-Алания в качестве важной гарантии обеспечения прав человека и одной из основ конституционного строя провозглашает, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Согласно Закону Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2002 года N 7-РЗ "О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Северная Осетия-Алания, законов Республики Северная Осетия-Алания, других актов Парламента Республики Северная Осетия-Алания", Указу Президента Республики Северная Осетия-Алания от 19 августа 1996 года N 155 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания" акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания подлежат официальному опубликованию в газетах "Северная Осетия", "Растдзинад" или "Собрании законодательства Республики Северная Осетия-Алания". До официального опубликования нормативный акт не может вступить в силу, а, следовательно, не может применяться. Невозможны в этом случае и другие формы его реализации - соблюдение, исполнение, использование. Исключение составляют лишь те нормативные правовые акты, которые рассчитаны только на сотрудников государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений, организаций, до сведения которых эти акты доводятся путем рассылки официальных текстов. Неопубликованные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования общественных отношений. С официальным опубликованием связана дата вступления в силу актов Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Так, согласно Указу Президента Республики Северная Осетия-Алания от 19 августа 1996 года N 155 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания", акты Правительства, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Республики Северная Осетия-Алания по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20 декабря 1995 года, правоприменительное решение не может основываться на неопубликованном нормативном акте. На основании изложенного, и руководствуясь статьями 55, 56, 57 и 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил: 1. Признать Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219 а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств" не соответствующим части 3 статьи 14 Конституции Республики Северная Осетия-Алания по порядку опубликования и введения в действие. 2. Правоприменительные решения, основанные на положениях постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219 а "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных средств", должны быть пересмотрены в установленном порядке. 3. Рассмотрение дела о соответствии Конституции Республики Северная Осетия-Алания пункта 3 Временного порядка предоставления инвалидам автотранспортных средств по содержанию оспариваемых норм прекратить. 4. Настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 5. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания". КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ N 1-П Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|