Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.05.2004 № 1-п

 


                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

                  РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

                           28 мая 2004 года

                            г.Владикавказ


 По делу о соответствии Конституции Республики Северная Осетия-Алания
    положений пункта 3 Временного порядка предоставления инвалидам
 автотранспортных средств, утвержденного постановлением Правительства
    Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 1999 года N 219 а
    "О Временном порядке предоставления инвалидам автотранспортных
средств", в связи с запросом Владикавказской общественной организации
             инвалидов Чернобыля "Союз Чернобыль России"


     Конституционный Суд Республики Северная  Осетия-Алания в  составе
председательствующего     A.M.Цалиева,  судей        А.В.Бежанова    и
Т.В.Батаевой,
     с  участием   представителя   стороны,   направившей   запрос   в
Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания, Макоевой Т. М.,
руководствуясь    частью  2  статьи  101(1)   Конституции   Республики
Северная Осетия-Алания, частями первой и восьмой  статьи  3,  статьями
21, 56, 68,  69  и  70  Конституционного  закона  Республики  Северная
Осетия-Алания    "О Конституционном       Суде  Республики    Северная
Осетия-Алания",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
положений  пункта  3  Временного  порядка   предоставления   инвалидам
автотранспортных средств, утвержденного  постановлением  Правительства
Республики Северная Осетия-Алания от  30   июля   1999  года  N 219  а
"О Временном   порядке   предоставления   инвалидам   автотранспортных
средств".
     Поводом к   рассмотрению   дела   явился  запрос  Владикавказской
общественной организации инвалидов Чернобыля "Союз Чернобыль  России",
в котором оспаривается конституционность положений пункта 3 Временного
порядка    предоставления    инвалидам    автотранспортных    средств,
утвержденного   постановлением   Правительства   Республики   Северная
Осетия-Алания от 30 июля 1999  года  N  219  а  "О  Временном  порядке
предоставления   инвалидам  автотранспортных  средств".  Основанием  к
рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе  о
том,  соответствуют  ли  Конституции Республики Северная Осетия-Алания
содержащиеся в указанном Временном порядке нормативные положения.
     Заслушав   сообщение судьи-докладчика   А.В.Бежанова,  объяснения
представителя  Владикавказской  общественной   организации   инвалидов
Чернобыля  "Союз    Чернобыль  России"    Макоевой Т.М.,    исследовав
представленные  документы  и  иные  материалы,   Конституционный   Суд
Республики Северная Осетия-Алания установил:
     1. В запросе Владикавказской общественной  организации  инвалидов
Чернобыля  "Союз  Чернобыль  России"  оспариваются  положения пункта 3
Временного порядка предоставления инвалидам автотранспортных  средств,
утвержденного   Постановлением   Правительства   Республики   Северная
Осетия-Алания от 30 июля 1999  года  N  219  а  "О  Временном  порядке
предоставления инвалидам автотранспортных средств",  согласно которому
устанавливается  перечень  категорий  инвалидов,  имеющих   право   на
обеспечение   автомобилями   бесплатно   при  наличии  соответствующих
медикосоциальных показаний и отсутствии  противопоказаний  к  вождению
данного автотранспортного средства.
     По мнению заявителя, названное  положение  умалило  и  ограничило
права  некоторых  категорий  инвалидов   на   бесплатное   обеспечение
специальными  транспортными  средствами  при  наличии  соответствующих
медицинских показаний, так как снижает уровень социальных гарантий  по
сравнению с уровнем, установленным в федеральных законах от 24  ноября
1995  года  N 181-ФЗ  "О социальной  защите  инвалидов  в   Российской
Федерации", от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан,
подвергшихся   воздействию   радиации   вследствие    катастрофы    на
Чернобыльской АЭС" и от 24 июля 1998  года  N 125-ФЗ  "Об обязательном
социальном  страховании  от  несчастных  случаев  на  производстве   и
профессиональных  заболеваний".  В  частности,   указанными   законами
устанавливается  перечень  категорий  инвалидов,  имеющих   право   на
обеспечение  автомобилями  бесплатно,  при   наличии   соответствующих
медицинский  показаний.  В  противоречие   названным   законодательным
положениям,  как  считает   заявитель,   постановление   Правительства
ограничило круг инвалидов лишь  теми,  которые  имеют  соответствующие
медико-социальные показания, и у которых отсутствуют  противопоказания
к вождению данного транспортного средства. Таким  образом,  по  мнению
заявителей, существенно сужен круг лиц, имеющих  право  на  возмещение
вреда,  причиненного  здоровью  граждан,   посредством   установленных
законом денежных и других материальных  компенсаций  и  льгот,  и  тем
самым нарушены конституционные принципы  справедливости  и  равенства.
Исходя  из  этого,  заявители  считают,  что  оспариваемые   положения
противоречат статьям 41,  42  и  53  Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания.
     В своем  запросе  заявители  также  указывают  на  тот факт,  что
вышеназванное   постановление   Правительства   Республики    Северная
Осетия-Алания в средствах массовой информации опубликовано не было.
     2. Постановление Правительства Республики Северная  Осетия-Алания
от 30 июля 1999  года  N 219  а  "О Временном  порядке  предоставления
инвалидам  автотранспортных  средств"  было  принято   во   исполнение
Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите
инвалидов  в  Российской   Федерации",   постановления   Правительства
Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 244  "Об изменении  марки
автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" на период
до определения Правительством Российской Федерации порядка  и  условий
предоставления автотранспортных средств.
     Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от
4 декабря 2003 года  N  325  "Об  отмене  постановления  Правительства
Республики  Северная  Осетия-Алания  от  30  июля 1999 года N 219 а "О
Временном порядке предоставления инвалидам  автотранспортных  средств"
постановление  Правительства  Республики  Северная Осетия-Алания от 30
июля 1999 года N 219 а "О Временном порядке  предоставления  инвалидам
автотранспортных средств" было отменено.  Однако,  поскольку названное
постановление не было опубликовано и,  следовательно,  не  вступило  в
силу,  оно  не  может  приниматься  во  внимание Конституционным Судом
Республики Северная Осетия-Алания.
     Как  было  установлено,  постановление  Правительства  Республики
Северная  Осетия-Алания от 30 июля  1999  года  N 219  а  "О Временном
порядке предоставления инвалидам автотранспортных  средств"  также  не
было опубликовано. По смыслу статьи 70 во взаимосвязи  со  статьей  51
Конституционного    закона    Республики    Северная     Осетия-Алания
"О Конституционном  Суде    Республики     Северная     Осетия-Алания"
Конституционный  Суд    Республики   Северная    Осетия-Алания   может
рассматривать не  вступившие  в  силу  нормативные  правовые  акты  на
предмет их конституционности в случае, если они фактически применялись
органами   государственной   власти   и    местного    самоуправления,
должностными лицами, организациями и учреждениями Республики  Северная
Осетия-Алания. Однако такая проверка невозможна по содержанию норм,  и
поэтому дело в этой части подлежит прекращению.
     Таким образом,  предметом  рассмотрения   Конституционного   Суда
Республики   Северная   Осетия-Алания   по  настоящему  делу  является
Временный порядок предоставления инвалидам  автотранспортных  средств,
утвержденный    постановлением   Правительства   Республики   Северная
Осетия-Алания от 30 июля 1999  года  N  219  а  "О  Временном  порядке
предоставления   инвалидам   автотранспортных   средств",  на  предмет
соответствия Конституции Республики Северная Осетия-Алания порядка его
опубликования и введения в действие.
     3. Часть   3   статьи   14   Конституции   Республики    Северная
Осетия-Алания  в  качестве важной гарантии обеспечения прав человека и
одной  из  основ  конституционного  строя  провозглашает,  что   любые
нормативные акты,  затрагивающие права, свободы и обязанности человека
и  гражданина,  не  могут  применяться,  если  они   не   опубликованы
официально для всеобщего сведения.
     Согласно Закону Республики Северная Осетия-Алания  от  25  апреля
2002  года  N  7-РЗ  "О  порядке  опубликования  и  вступления  в силу
конституционных законов  Республики  Северная  Осетия-Алания,  законов
Республики Северная Осетия-Алания,  других актов Парламента Республики
Северная  Осетия-Алания",   Указу   Президента   Республики   Северная
Осетия-Алания от 19 августа 1996 года N 155 "О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента Республики Северная Осетия-Алания и
Правительства  Республики  Северная  Осетия-Алания" акты Правительства
Республики Северная Осетия-Алания подлежат официальному  опубликованию
в    газетах    "Северная    Осетия",   "Растдзинад"   или   "Собрании
законодательства Республики Северная Осетия-Алания".
     До официального опубликования нормативный акт не может вступить в
силу, а, следовательно, не может применяться. Невозможны в этом случае
и другие формы его реализации - соблюдение, исполнение, использование.
Исключение составляют  лишь  те  нормативные  правовые  акты,  которые
рассчитаны только на сотрудников  государственных  органов  и  органов
местного самоуправления, учреждений, организаций, до сведения  которых
эти акты доводятся путем рассылки официальных текстов.
     Неопубликованные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности  человека  и  гражданина,  не  влекут  за  собой  правовых
последствий как не вступившие в  силу  и  не  могут  служить  законным
основанием для регулирования общественных отношений.
     С официальным опубликованием связана дата вступления в силу актов
Правительства Республики  Северная  Осетия-Алания. Так, согласно Указу
Президента Республики Северная  Осетия-Алания  от 19 августа 1996 года
N 155 "О порядке опубликования и вступления в  силу  актов  Президента
Республики Северная Осетия-Алания  и Правительства Республики Северная
Осетия-Алания",  акты  Правительства,  имеющие  нормативный  характер,
вступают в силу одновременно на всей  территории  Республики  Северная
Осетия-Алания   по истечении семи дней после их  первого  официального
опубликования.
     Согласно  правовой  позиции  Конституционного   Суда   Российской
Федерации,  изложенной  в  Постановлении  от  20  декабря  1995  года,
правоприменительное решение не может основываться на  неопубликованном
нормативном акте.
     На основании изложенного, и руководствуясь статьями 55, 56, 57  и
71   Конституционного   закона   Республики   Северная   Осетия-Алания
"О Конституционном   Суде    Республики    Северная    Осетия-Алания",
Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил:
     1. Признать  Постановление  Правительства   Республики   Северная
Осетия-Алания   от 30 июля 1999  года  N 219  а  "О Временном  порядке
предоставления инвалидам автотранспортных средств" не  соответствующим
части 3 статьи 14 Конституции Республики   Северная  Осетия-Алания  по
порядку опубликования и введения в действие.
     2. Правоприменительные   решения,   основанные   на    положениях
постановления Правительства Республики Северная   Осетия-Алания от  30
июля 1999 года N 219 а "О Временном порядке  предоставления  инвалидам
автотранспортных средств", должны быть  пересмотрены  в  установленном
порядке.
     3. Рассмотрение  дела  о  соответствии   Конституции   Республики
Северная   Осетия-Алания пункта 3  Временного  порядка  предоставления
инвалидам автотранспортных средств  по  содержанию  оспариваемых  норм
прекратить.
     4. Настоящее постановление является  окончательным,  не  подлежит
обжалованию, вступает в  силу  немедленно  после  его  провозглашения,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими  органами
и должностными лицами.
     5. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная
Осетия-Алания   "О   Конституционном    Суде    Республики    Северная
Осетия-Алания"   настоящее  постановление  подлежит  незамедлительному
опубликованию в официальных изданиях  органов  государственной  власти
Республики   Северная   Осетия-Алания.   Постановление   должно   быть
опубликовано  также  в  "Вестнике  Конституционного  Суда   Республики
Северная Осетия-Алания".


     КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
     РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


     N 1-П

 

Информация по документу
Читайте также