Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2004 № 2-п

 


        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         8 июля 2004 г. N 2-П

                            г.Владикавказ


     По делу о проверке конституционности положений Решения 22-й
    сессии городской Думы города Владикавказа Республики Северная
   Осетия-Алания от 26 декабря 2001 года "О мерах, необходимых для
    нормализации учета жилья и граждан в г.Владикавказе" в связи с
      запросом общественной организации "Региональное, отделение
       Всероссийской лиги защитников потребителей по Республике
                       Северная Осетия-Алания"


     Конституционный Суд  Республики  Северная Осетия-Алания в составе
председательствующего A.M.Цалиева, судей А.В.Бежанова, Т.В.Батаевой,
     с участием  председателя  общественной  организации "Региональное
отделение Всероссийской лиги  защитников  потребителей  по  Республике
Северная  Осетия-Алания"  Т.К.Хетагуровой  и  представителя  заявителя
М.Р.Алборовой,  представителя Собрания  представителей  г.Владикавказа
А.А.Ступаковой,  представителя государственного унитарного предприятия
"Аланиятехинвентаризация"   Республики   Северная   Осетия-Алания    -
Л.Б.Бароевой,  представителя  Владикавказского  унитарного предприятия
"Служба единого заказчика" Н.Т.Козыревой,
     руководствуясь статьей  101(1)  Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания,  частью  1  статьи  3,  статьями   21,   68,   70,   71
Конституционного   закона   Республики   Северная   Осетия-Алания   "О
Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания",
     рассмотрел в   открытом   судебном   заседании  дело  о  проверке
конституционности  положений  Решения  22-й  сессии   городской   Думы
г.Владикавказа   Республики   Северная  Осетия-Алания  от  26  декабря
2001 года "О мерах, необходимых для нормализации учета жилья и граждан
в г.Владикавказе".
     Поводом к   рассмотрению   дела   явился   запрос    общественной
организации  "Региональное  отделение  Всероссийской  лиги  защитников
потребителей  по  Республике  Северная  Осетия-Алания".  Основанием  к
рассмотрению  дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о
том,  соответствуют ли Конституции Республики  Северная  Осетия-Алания
нормативные    положения,   конституционность   которых   оспаривается
заявителем.
     Заслушав сообщение   судьи-докладчика   Т.В.Батаевой,  объяснения
сторон и их представителей, исследовав представленные документы и иные
материалы,   Конституционный  Суд  Республики  Северная  Осетия-Алания

                         у с т а н о в и л :

     1. Пунктом  1  Решения  22-й сессии городской Думы г.Владикавказа
Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2001  года  "О  мерах,
необходимых  для  нормализации учета жилья и граждан в г.Владикавказе"
установлен  порядок  операций  с   недвижимым   имуществом   (жильем),
регистрацией  и  перерегистрацией граждан,  выдачей всех видов справок
для населения,  проживающего в жилищном фонде всех форм собственности,
согласно   которому   Регистрационная   палата   Республики   Северная
Осетия-Алания,   Паспортно-визовая   служба   муниципальных    округов
г.Владикавказа,   префекты   муниципальных   округов   г.Владикавказа,
Владикавказское муниципальное унитарное предприятие "Бюро  технической
инвентаризации"  (ВМУП  БТИ),  Владикавказское муниципальное унитарное
предприятие "Служба единого заказчика" (ВМУП СЕЗ)  указанные  действия
обязаны  производить  только при отсутствии задолженности по оплате за
жилищно-коммунальные услуги,  подтверждением  чего  является  справка,
выдаваемая ВМУП СЕЗ.
     В соответствии  с  Федеральным  законом  от  21  июля  1997  года
N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним" государственные учреждения  юстиции  по  государственной
регистрации  прав  на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют
проверку действительности поданных  заявителем  документов  и  наличия
соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
проверку наличия ранее зарегистрированных  и  ранее  заявленных  прав;
государственную  регистрацию  прав;  выдают документы,  подтверждающие
государственную    регистрацию    прав;    выдают     информацию     о
зарегистрированных  правах;  принимают  на учет бесхозяйные недвижимые
вещи; выдают правообладателям копии договоров и иных документов.
     Во исполнение  указанной  компетенции  государственные учреждения
юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и
сделок   с  ним  проводят  государственную  регистрацию  на  основании
заявления правообладателя,  сторон  договора  или  уполномоченного  им
(ими)  на  то  лица  при  наличии  у  него  нотариально удостоверенной
доверенности (часть  1  статьи  16  Федерального  закона  от  21  июля
1997 года  N 122-ФЗ  "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество  и  сделок  с  ним").  Перечень  документов,  прилагаемых  к
заявлению о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок  с  ним,  определен  Инструкцией  "О  порядке   государственной
регистрации  договоров купли-продажи и перехода права собственности на
жилые   помещения",   утвержденной   Приказом   Министерства   юстиции
Российской  Федерации  от  6  августа  2001  года  N  233.  При этом в
указанном перечне отсутствует  справка,  требуемая  в  соответствии  с
оспариваемым   заявителем  Решением  22-й  сессии  городской  Думы  г.
Владикавказа.  Федеральным законом "О государственной регистрации прав
на  недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним" запрещено истребование у
заявителя дополнительных документов (часть 2 статьи 17).
     Правилами регистрации  и  снятия  граждан  Российской Федерации с
регистрационного учета по месту требования и  по  месту  жительства  в
пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных
за регистрацию,  утвержденными Постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 июля 1995 года N 713, а также Инструкцией о применении
Правил  регистрации  и   снятия   граждан   Российской   Федерации   с
регистрационного  учета  по  месту  пребывания и по месту жительства в
пределах  Российской  Федерации,  утвержденной  Приказом  Министерства
внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 года N 393,  не
предусматривается   обязанность    граждан,    регистрирующихся    или
снимающихся   с   регистрационного  учета,  предоставлять  справку  об
отсутствии  задолженности  по   оплате   жилищно-коммунальных   услуг.
Отсутствует  такое требование и в нормативно-правовых актах,  принятых
во исполнение  Указа  Президента  Российской  Федерации  от  13  марта
1997 года   N 232  "Об  основном  документе,  удостоверяющем  личность
гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", а
также  Постановления  Правительства  Российской  Федерации  от  8 июля
1997 года  N 828  "Об  утверждении  Положения  о  паспорте  гражданина
Российской  Федерации,  образца  бланка и описания паспорта гражданина
Российской Федерации" (Инструкция о порядке выдачи,  замены,  учета  и
хранения   паспортов  гражданина  Российской  Федерации,  утвержденная
Приказом МВД России от 15 сентября 1997 года N 605).
     ВМУП БТИ  осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом
предприятия,     зарегистрированного      администрацией      местного
самоуправления г.Владикавказа 01.06.2000 г., и на основании Инструкции
о  проведении  учета   жилищного   фонда   в   Российской   Федерации,
утвержденной  Приказом  Министерства  Российской Федерации поземельной
политике,   строительству   и   жилищно-коммунальному   хозяйству   от
04.08.98 г.  N 37.  Указанными актами также не предусматривается право
ВМУП БТИ требовать от граждан  предоставления  справки  об  отсутствии
задолженности  по оплате за жилищно-коммунальные услуги при совершении
любых действий, осуществляемых ВМУП БТИ в рамках своих полномочий.
     Лица, проживающие на территории Республики Северная Осетия-Алания
и  зарегистрировавшие  место  своего  жительства  на  ее   территории,
обращаются в организации, названные в оспариваемом Решении 22-й сессии
городской Думы  г.Владикавказа,  за  справками  о  составе  семьи;  об
имеющемся  в  их  владении,  пользовании  или собственности недвижимом
имуществе,  о подтверждении  их  места  жительства;  с  заявлениями  о
составлении  технического  паспорта или поэтажного плана на недвижимое
имущество и т.д. Все запрашиваемые гражданами справки и иные материалы
необходимы  им  для представления в другие органы и учреждения с целью
получения или  обмена  паспорта;  оформления  права  собственности  на
недвижимое имущество; регистрации или перерегистрации места пребывания
или жительства или снятия с регистрационного учета; установления льгот
пенсионерам   различных   категорий;  получения  пособия  на  ребенка;
постановки на учет нуждающихся в  улучшении  жилищных  условий  и  для
других целей.
     Таким образом,  обращения  граждан  в  организации,  названные  в
оспариваемом   Решении  22-й  сессии  городской  Думы  г.Владикавказа,
связаны с реализацией этими гражданами своих конституционных  прав,  а
именно:  права  свободно  передвигаться,  выбирать  место пребывания и
жительства  (часть  1  статьи  27  Конституции   Республики   Северная
Осетия-Алания);   права   частной   собственности  (ст.35  Конституции
Республики Северная Осетия-Алания);  права на  социальное  обеспечение
(ст.39 Конституции Республики Северная Осетия-Алания); права на жилище
(ст.40 Конституции Республики Северная Осетия-Алания).  Устанавливая в
Решении  22-й  сессии  городской  Думы  г.Владикавказа  от  26 декабря
2001 года "О мерах, необходимых для нормализации учета жилья и граждан
в  г.Владикавказе"  запрет  на выдачу гражданам всех видов справок без
предварительного     документального     подтверждения      отсутствия
задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, городская Дума
г.Владикавказа ограничила тем самым конституционные  права  и  свободы
граждан,  что  недопустимо  согласно общепризнанным принципам и нормам
как международного, так и российского права.
     2. В Республике Северная Осетия-Алания признаются и гарантируются
права  и  свободы  человека  и  гражданина,  согласно   общепризнанным
принципам   и  нормам  международного  права,  Конституции  Российской
Федерации  и  в  соответствии  с  Конституцией   Республики   Северная
Осетия-Алания  (статья  18);  права  и  свободы  человека и гражданина
являются непосредственно действующими,  и именно они определяют смысл,
содержание   и  применение  законов,  деятельность  законодательной  и
исполнительной  власти,  местного  самоуправления   и   обеспечиваются
правосудием   (часть  1  статьи  19  Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания).
     В Республике  Северная Осетия-Алания не должны издаваться законы,
отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина  (часть
2 статьи 55 Конституции Республики Северная Осетия-Алания).
     Конституция Российской Федерации  предусматривает  разные  уровни
гарантий  и  разную  степень  возможных  ограничений  прав,  исходя из
потребностей защиты частных и публичных  интересов.  Однако,  согласно
статье  55  (часть  3)  Конституции  Российской Федерации данное право
может  быть  ограничено  исключительно  федеральным  законом.   Причем
законодатель  обязан  гарантировать  соразмерность  такого ограничения
конституционно  признаваемым   целям   его   введения;   одна   только
рациональная  организация деятельности органов власти не может служить
основанием для ограничения прав и свобод.
     Вместе с  тем,  Решение 22-й сессии городской Думы г.Владикавказа
Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2001  года  "О  мерах,
необходимых  для  нормализации учета жилья и граждан в г.Владикавказе"
не  было  официально   опубликовано.   Согласно   правовым   позициям,
выявленным  Конституционным  Судом Республики Северная Осетия-Алания в
Постановлении  от  28  мая  2004  года  N  1-П,  Конституционный   Суд
Республики  Северная Осетия-Алания может рассматривать не вступившие в
законную   силу   нормативные   правовые   акты    на    предмет    их
конституционности  в случае,  если они фактически применялись органами
государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами,
организациями   и   учреждениями  Республики  Северная  Осетия-Алания.
Однако, такая проверка невозможна по содержанию норм.
     Следовательно, дело   в   части  признания  Решения  22-й  сессии
городской Думы г.Владикавказа  Республики  Северная  Осетия-Алания  от
26 декабря  2001  года  "О  мерах,  необходимых для нормализации учета
жилья  и  граждан   в   г.Владикавказе"   противоречащим   Конституции
Республики   Северная   Осетия-Алания   по  содержанию  норм  подлежит
прекращению.
     Таким образом,   предметом   рассмотрения  Конституционного  Суда
Республики  Северная  Осетия-Алания  по   настоящему   делу   является
соответствие  Конституции  Республики  Северная  Осетия-Алания Решения
22-й  сессии  городской  Думы   г.Владикавказа   Республики   Северная
Осетия-Алания  от  26  декабря  2001  года  "О мерах,  необходимых для
нормализации учета жилья и граждан в г.Владикавказе"  по  порядку  его
опубликования и введения в действие.
     3. В соответствии со статьей 14 (часть 3) Конституции  Республики
Северная Осетия-Алания любые нормативные правовые акты,  затрагивающие
права,  свободы  и  обязанности  человека  и  гражданина,   не   могут
применяться,   если  они  не  опубликованы  официально  для  всеобщего
сведения.
     Согласно статье  20  Закона  Республики Северная Осетия-Алания "О
нормативных  правовых  актах  Республики  Северная  Осетия-Алания"  от
14 марта   2002  года   N  4-РЗ,  неопубликованные  нормативные  акты,
затрагивающие права,  свободы и обязанности человека и гражданина,  не
считаются  вступившими  в  силу  и  не  применяются.  Под  официальным
опубликованием  нормативного  правового  акта,  при  этом,  понимается
помещение его текста в специальном издании.
     Несмотря на то,  что нормами Решения 22-й сессии  городской  Думы
г.Владикавказа   Республики   Северная  Осетия-Алания  от  26  декабря
2001 года "О мерах, необходимых для нормализации учета жилья и граждан
в  г.Владикавказе"  затрагивались  конституционные  права,  свободы  и
обязанности граждан, оно не было официально опубликовано.
     Неопубликованные нормативные правовые акты,  затрагивающие права,
свободы и обязанности  человека  и  гражданина,  не  влекут  за  собой
правовых  последствий  и не могут служить основанием для регулирования
общественных  отношений.  Данная  правовая  позиция  была  изложена  в
Постановлении  Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания
от 28 мая 2004 года N 1-П и сохраняет свою силу.
     Таким образом,  Решение 22-й сессии городской Думы г.Владикавказа
от 26 декабря 2001 года "О мерах,  необходимых для нормализации  учета
жилья   и   граждан  в  г.Владикавказе"  не  соответствует  положениям
Конституции Республики  Северная  Осетия-Алания,  а  именно  ее  части
3 статьи 14, как не опубликованное официально для всеобщего сведения.
     На основании изложенного, руководствуясь статьями 55, 56, 57 и 71
Конституционного   закона   Республики   Северная   Осетия-Алания   "О
Конституционном    Суде    Республики     Северная     Осетия-Алания",
Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания

                        п о с т а н о в и л :

     1. Признать  Решение  22-й  сессии  городской Думы г.Владикавказа
Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2001  года  "О  мерах,
необходимых  для  нормализации учета жилья и граждан в г.Владикавказе"
несоответствующим части 3 статьи 14  Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания по порядку опубликования и введения в действие.
     2. Правоприменительные решения,  основанные на положениях Решения
22-й   сессии   городской   Думы  г.Владикавказа  Республики  Северная
Осетия-Алания от 26  декабря  2001  года  "О  мерах,  необходимых  для
нормализации  учета  жилья  и  граждан в г.Владикавказе",  должны быть
пересмотрены в установленном порядке.
     3. Рассмотрение   дела   о  соответствии  Конституции  Республики
Северная Осетия-Алания положений Решения 22-й  сессии  городской  Думы
г.Владикавказа   Республики   Северная  Осетия-Алания  от  26  декабря
2001 года "О мерах, необходимых для нормализации учета жилья и граждан
в г.Владикавказе" по содержанию оспариваемых норм прекратить.
     4. Настоящее постановление является  окончательным,  не  подлежит
обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно  после его провозглашения,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими  органами
и должностными лицами.
     5. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная
Осетия-Алания    "О    Конституционном    Суде   Республики   Северная
Осетия-Алания"  настоящее  постановление  подлежит   незамедлительному
опубликованию  в  официальных  изданиях органов государственной власти
Республики   Северная   Осетия-Алания.   Постановление   должно   быть
опубликовано   также  в  "Вестнике  Конституционного  Суда  Республики
Северная Осетия-Алания".



Информация по документу
Читайте также