Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.02.2005 № 1-п

 


                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

                  РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

                     от 15 февраля 2005 г. N 1-П

                            г.Владикавказ


          По делу о проверке конституционности Постановления
       главы администрации местного самоуправления Пригородного
                 района от 2 апреля 2002 года N 124-а
     "О режиме работы объектов розничной торговли и общественного
 питания всех форм собственности на территории Пригородного района" в
              связи с запросом гражданки Малиевой М.Е.


     Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания  в  составе
Председателя A.M.Цалиева, судей А.В.Бежанова и Т.В.Батаевой,
     с участием представителя  администрации  местного  самоуправления
Пригородного района Тедеевой М.Г.,
     руководствуясь частями 1 и 3 статьи 101(1) Конституции Республики
Северная Осетия-Алания, частью 1 статьи 3, статьями 56, 68,  69  и  70
Конституционного          закона        Республики            Северная
Осетия-Алания    "О   Конституционном    Суде     Республики  Северная
Осетия-Алания",
     рассмотрел  в  открытом  судебном  заседании  дело   о   проверке
конституционности   Постановления   главы    администрации    местного
самоуправления Пригородного района  от  2  апреля  2002  года  N 124-а
"О режиме работы объектов розничной торговли и  общественного  питания
всех форм собственности на территории Пригородного района".
     Поводом к рассмотрению дела, согласно статье 21  Конституционного
закона  Республики  Северная  Осетия-Алания  "О Конституционном   Суде
Республики  Северная  Осетия-Алания",  явилось   обращение   гражданки
Малиевой  М.Е.    в  форме  запроса  о  признании  не  соответствующим
Конституции  Республики  Северная  Осетия-Алания  Постановления  главы
администрации местного самоуправления Пригородного района от 2  апреля
2002 года N 124-а  "О режиме  работы  объектов  розничной  торговли  и
общественного  питания   всех   форм   собственности   на   территории
Пригородного  района".  Основанием   к   рассмотрению   дела   явилась
обнаружившаяся неопределенность в  вопросе  о  том,  соответствует  ли
Конституции Республики Северная Осетия-Алания названное постановление.
     Заслушав в заседании сообщение   судьи-докладчика   А.В.Бежанова,
объяснения   представителя   администрации   местного   самоуправления
Пригородного  района,  исследовав  представленные  документы  и   иные
материалы,  Конституционный  Суд  Республики  Северная   Осетия-Алания
установил:
     1. Постановлением  главы  администрации  местного  самоуправления
Пригородного района от 2 апреля 2002  года  N 124-а  "О режиме  работы
объектов  розничной  торговли  и  общественного  питания   всех   форм
собственности на  территории  Пригородного  района"  установлен  режим
работы объектов розничной торговли и общественного питания  независимо
от форм собственности: в зимнее время (с 1 ноября по 31 марта)  до  20
часов, в летнее время (с 1 апреля по 31 октября) до 21 часа.
     Заявитель, гражданка Малиева М.Е.,  оспаривает  конституционность
указанного постановления. По мнению  заявителя,  данное  постановление
устанавливая режим работы предприятий и предпринимателей, занимающихся
торговлей  и  оказанием  услуг  общественного  питания,  необоснованно
ограничивает   свободу   их   предпринимательской    деятельности    и
противоречит статьям 18, 19,  34  и  части  3  статьи  56  Конституции
Республики Северная
Осетия-Алания.
     2. Постановлением  главы  администрации  местного  самоуправления
Пригородного района от 18  ноября  2004  года  N 571  "Об упорядочении
деятельности объектов розничной торговли и усилении  контроля  продажи
алкогольной продукции на территории Пригородного района"  оспариваемое
постановление признано утратившим силу.
     В соответствии с  частью  2  статьи  51  Конституционного  закона
Республики  Северная  Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики
Северная Осетия-Алания" в случае, если акт, конституционность которого
оспаривается,  был  отменен  или  утратил  силу  к началу или в период
рассмотрения   дела   Конституционным   Судом   Республики    Северная
Осетия-Алания,  производство  может  быть  прекращено,  за исключением
случаев,  когда действием этого  акта  были  нарушены  конституционные
права и свободы граждан.
     Как подтверждается   представленными    материалами,    действием
оспариваемого  постановления  были  нарушены  конституционные  права и
свободы граждан.  Следовательно,  производство по настоящему делу,  по
смыслу  части  2 статьи 51 Конституционного закона Республики Северная
Осетия-Алания   "О   Конституционном    Суде    Республики    Северная
Осетия-Алания", не может быть прекращено.
     Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является
Постановление главы администрации местного самоуправления Пригородного
района от  2  апреля  2002  года  N 124-а  "О режиме  работы  объектов
розничной торговли и общественного питания всех форм собственности  на
территории Пригородного района", согласно  которому  установлен  режим
работы объектов розничной торговли и общественного питания  независимо
от форм собственности: в зимнее время (с 1 ноября по 31 марта)  до  20
часов и в летнее время (с 1 апреля по 31 октября) до 21 часа.
     3. Статья     8 (часть 1)     Конституции    Республики  Северная
Осетия-Алания  в  качестве  одной  из  основ  конституционного   строя
провозглашает   свободу    экономической    деятельности.    Принципом
экономической свободы  предопределяются  конституционно  гарантируемые
правомочия, составляющие основное содержание конституционного права на
свободное   использование   своих   способностей   и   имущества   для
предпринимательской  и  иной  не  запрещенной  законом   экономической
деятельности. Реализуя данное право, закрепленное в статье  34  (часть
1) Конституции  Республики  Северная  Осетия-Алания,  граждане  вправе
определять сферу  этой  деятельности  и  осуществлять  соответствующую
деятельность в индивидуальном порядке либо совместно с другими  лицами
путем   участия   в   хозяйственном   обществе,    товариществе    или
производственном  кооперативе,  т.е.   путем   создания   коммерческой
организации    как    формы     коллективного     предпринимательства,
самостоятельно  выбирать  экономическую  стратегию  развития  бизнеса,
использовать  свое  имущество  с  учетом  установленных   Конституцией
Республики Северная Осетия-Алания гарантий прав собственности (ст. 35,
часть 3) и поддержки государством добросовестной конкуренции  (ст.  8,
часть 1; ст. 34, часть 2).
     Из статей 18 (часть 1) и 20 (части 1 и 2) Конституции  Республики
Северная  Осетия-Алания  следует,  что  эти  права   гарантируются   в
Республике Северная Осетия-Алания в качестве основных и  неотчуждаемых
прав  и  свобод  человека  и  гражданина  и  реализуются   на   основе
общеправовых  принципов  юридического  равенства,   неприкосновенности
собственности и свободы договора, предполагающих равенство,  автономию
воли и имущественную самостоятельность участников  гражданско-правовых
отношений,  недопустимость  произвольного  вмешательства  кого-либо  в
частные дела.
     Свобода предпринимательской  деятельности,  права  и  обязанности
участников гражданско-правовых отношений -  физических  и  юридических
лиц,   в   том   числе   коммерческих   организаций,    осуществляющих
предпринимательскую  деятельность,  в  соответствии  со  статьями   71
(пункты "в" и "о") и 76 (часть 1)  Конституции  Российской  Федерации,
находятся в ведении Российской Федерации и регулируются законом.
     Не являясь абсолютными, эти права могут быть ограничены.  Однако,
как  сама  возможность  ограничений,  так   и   их   характер   должны
определяться на основе Конституции Российской  Федерации,  допускающей
ограничение прав и свобод человека  и  гражданина  только  федеральным
законом и только в той Мере, В какой ЭТО  необходимо  в  целях  защиты
основ  конституционного  строя,  нравственности,  здоровья,   прав   и
законных  интересов  других  лиц,   обеспечения   обороны   страны   и
безопасности государства (статья 55, часть 3).
     4. В  соответствии  со  статьей   31   Федерального   закона   от
28.08.1995 г.  N 154-ФЗ  "Об общих  принципах   организации   местного
самоуправления в Российской Федерации" "органы местного самоуправления
определяют  цели,  условия   и   порядок   деятельности   предприятий,
учреждений и организаций, находящихся в  муниципальной  собственности,
осуществляют регулирование цен и тарифов  на  их  продукцию  (услуги),
утверждают  их  уставы...".  Статья  32  этого  же  закона  определяет
вопросы, не входящие в компетенцию органов местного самоуправления,  и
указывает на то, что отношения между органами местного  самоуправления
и предприятиями,  учреждениями  и  организациями,  не  находящимися  в
муниципальной собственности, а также физическими  лицами  строятся  на
основе договоров (часть  1),  а  также  на  то,  что  органы  местного
самоуправления   не   обладают   правом   устанавливать    ограничения
хозяйственной деятельности вышеуказанных юридических лиц, если это  не
предусмотрено федеральными законами и  законами  субъектов  Российской
Федерации (часть 3).
     Согласно Федеральному закону "О защите прав потребителей"  от  30
декабря   2001   года   N 196-ФЗ,   режим   работы    государственных,
муниципальных  организаций  торговли   и   иных   видов   обслуживания
потребителей   устанавливается   по   решению   самих    же    органов
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации   и   органов
местного  самоуправления  (часть  1  статьи  11).  Вместе  с  тем,   в
соответствии с частью 2 статьи 11 вышеуказанного закона  режим  работы
организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового,  бытового
и иных видов обслуживания потребителей и не указанных в части 1 данной
статьи, а также индивидуальных  предпринимателей  устанавливается  ими
самостоятельно.
     Исходя из положений Гражданского  кодекса  Российской  Федерации,
гражданское  законодательство  основывается  на  признании   равенства
участников    регулируемых    им     отношений,     неприкосновенности
собственности,   свободы   договора,   недопустимости    произвольного
вмешательства    кого-либо    в    частные     дела,     необходимости
беспрепятственного   осуществления   гражданских   прав,   обеспечения
восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (часть 1 статьи 1),
гражданские  права  могут  быть   ограничены   только   на   основании
федерального закона и только в той мере,  в  какой  это  необходимо  в
целях защиты основ конституционного строя (часть 2 статьи 1).
     5. Постановлением  главы  администрации  местного  самоуправления
Пригородного района от 2 апреля 2002  года  N 124-а  "О режиме  работы
объектов  розничной  торговли  и  общественного  питания   всех   форм
собственности на  территории  Пригородного  района"  установлен  режим
работы объектов розничной торговли: в зимнее время (с 1 ноября  но  31
марта) до 20 часов и в летнее время (с 1 апреля по 31 октября)  до  21
часа.
     Указанное   нормативное   положение,    в    части,    касающейся
индивидуальных предпринимателей, а  также  предприятий,  учреждений  и
организаций, не находящихся в муниципальной собственности, является по
существу ограничением свободы их предпринимательской деятельности, что
допустимо  только  федеральным  законом  и  только  в   конституционно
значимых целях.
     Орган местного самоуправления при осуществлении своих полномочий,
в том числе при обеспечении защиты прав и законных интересов  граждан,
должен действовать в определенных Конституцией Российской Федерации  и
Конституцией Республики Северная  Осетия-Алания  пределах,  исходя  из
того, что он не вправе лишать индивидуальных предпринимателей, а также
предприятия, учреждения и организации, не находящихся в  муниципальной
собственности, их правомочий, составляющих содержание конституционного
права на свободное использование своих способностей  и  имущества  для
предпринимательской деятельности.
     Таким  образом,  Постановление   главы   администрации   местного
самоуправления Пригородного района  от  2  апреля  2002  года  N 124-а
"О режиме работы объектов розничной торговли и  общественного  питания
всех  форм  собственности  на  территории  Пригородного   района"   не
соответствует Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а  именно
ее статьям 18,19, 34 и части 3 статьи 56.
     На основании  изложенного,  руководствуясь  частью  2  статьи 51,
статьями 55,  56,  57 и 71 Конституционного закона Республики Северная
Осетия-Алания    "О    Конституционном    Суде   Республики   Северная
Осетия-Алания",  Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания
постановил:
     1. Признать   Постановление    главы    администрации    местного
самоуправления  Пригородного  района  от 2 апреля 2002  года   N 124-а
"О режиме работы объектов розничной торговли и общественного   питания
всех форм    собственности    на  территории  Пригородного района"  не
соответствующим статьям 18,  19,  34 и части 3 статьи  56  Конституции
Республики   Северная   Осетия-Алания   в   той   мере,  в  какой  оно
устанавливает режим работы индивидуальных  предпринимателей,  а  также
предприятий,  учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной
собственности.
     2. Правоприменительные    решения,   основанные   на   положениях
Постановления главы администрации местного самоуправления Пригородного
района  от  2  апреля  2002  года  N  124-а  "О режиме работы объектов
розничной торговли и общественного питания всех форм собственности  на
территории Пригородного района",  которые признаны не соответствующими
Конституции   Республики   Северная   Осетия-Алания,    должны    быть
пересмотрены в установленном порядке.
     3. Настоящее постановление является  окончательным,  не  подлежит
обжалованию, вступает в  силу  немедленно  после  его  провозглашения,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими  органами
и должностными лицами.
     4. Согласно части 1 статьи 60 Конституционного закона  Республики
Северная  Осетия-Алания  "О  Конституционном  Суде Республики Северная
Осетия-Алания"  настоящее  постановление  подлежит   незамедлительному
опубликованию  в  официальных  изданиях органов государственной власти
Республики   Северная   Осетия-Алания.   Постановление   должно   быть
опубликовано   также  в  "Вестнике  Конституционного  Суда  Республики
Северная   Осетия-Алания"   и   в   общественно-политической    газете
Пригородного   района   Республики  Северная  Осетия-Алания  "Фидиуаг"
("Глашатай").


     КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
     РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
 

Информация по документу
Читайте также