Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.04.2006 № 2-пКОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу о толковании части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания 21 апреля 2006 года г.Владикавказ Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе Председателя A.M. Цалиева, судей А.В. Бежанова, Т.В. Батаевой, Л.Д. Бокоевой, О.Х. Качмазова, с участием представителей Главы Республики Северная Осетия-Алания, Правительства Республики Северная Осетия-Алания, Парламента Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Прокурора Республики Северная Осетия-Алания, администраций местного самоуправления г.Владикавказ, Правобережного, Пригородного, Алагирского и Ардонского районов, руководствуясь статьей 101(1) (часть 6) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частью 4 статьи 3, статьями 21, 56, 89 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в открытом заседании дело о толковании части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Маргиева Виталия Графовича о толковании части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанного конституционного положения. Заслушав сообщение судьи - докладчика Л.Д. Бокоевой, объяснения представителей Главы Республики Северная Осетия-Алания, Правительства Республики Северная Осетия-Алания, Парламента Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Прокурора Республики Северная Осетия-Алания, администраций местного самоуправления г.Владикавказ, Правобережного и Пригородного районов, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил: 1. Частью 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания предусмотрено, что право законодательной инициативы принадлежит Главе Республики Северная Осетия-Алания, Правительству Республики Северная Осетия-Алания, депутатам Парламента Республики Северная Осетия-Алания, представительным органам местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Прокурору Республики Северная Осетия-Алания по вопросам их ведения. Гражданин Маргиев В.Г. просит дать толкование содержащегося в части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания конституционного положения о праве законодательной инициативы в Парламенте Республики Северная Осетия-Алания в связи с обнаружившейся неопределенностью в понимании названного конституционного положения, а именно: что понимается под "вопросами ведения" соответствующей группы субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. По мнению заявителя Маргиева В.Г., право законодательной инициативы принадлежит субъектам, указанным в части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, по тем вопросам, которые отнесены к полномочиям каждого из них Конституцией Республики Северная Осетия-Алания, а также соответствующими федеральными законами. 2. По смыслу статей 66 и 71 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, правовыми формами реализации полномочий Парламента Республики Северная Осетия-Алания являются принимаемые им нормативные правовые акты, основными из которых являются законы Республики Северная Осетия-Алания. Они принимаются в особом порядке, реализуемом в законодательном процессе, содержание которого определяется статьями 76, 77 и 78 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Из статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания следует, что начало законодательного процесса восходит к праву законодательной инициативы. Законодательная инициатива в Парламенте Республики Северная Осетия-Алания по своей сути относится к числу институтов конституционного законодательства Республики Северная Осетия-Алания. Поэтому определение субъектов права законодательной инициативы, равно как и форм ее выражения, производится конституционными нормами. Исходя из конституционно-правового смысла статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, единственной формой реализации права законодательной инициативы в Республике Северная Осетия-Алания является внесение соответствующим субъектом в Парламент Республики Северная Осетия-Алания законопроекта. При этом он представляется в виде: проекта нового конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания, закона Республики Северная Осетия-Алания; проекта конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания, закона Республики Северная Осетия-Алания о внесении изменений и дополнений в конституционный закон Республики Северная Осетия-Алания, закон Республики Северная Осетия-Алания, или о признании закона утратившим силу; проекта конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Северная Осетия-Алания; проекта новой конституции Республики Северная Осетия-Алания. Установление иных форм реализации права законодательной инициативы нормативным правовым актом Республики Северная Осетия-Алания недопустимо. Вместе с тем, это не исключает права Парламента Республики Северная Осетия-Алания законом Республики Северная Осетия-Алания предоставить субъектам права законодательной инициативы дополнительные правомочия, в частности, право внесения поправок к законопроектам, участие в заседаниях Парламента, Совета Парламента, комитетов и комиссий и пр. Внесению в Парламент Республики Северная Осетия-Алания законопроекта в порядке законодательной инициативы корреспондирует обязанность Парламента Республики Северная Осетия-Алания рассмотреть законопроект и принять или отклонить его решением Парламента Республики Северная Осетия-Алания в установленном порядке. 3. Согласно пункту "н" части 1 статьи 72, части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации законодательная компетенция по установлению общих принципов организации системы органов государственной власти, в том числе общих принципов организации законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что законодательная инициатива в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления (статья 6). При этом указанный Федеральный закон допускает, что конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено и иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель установил границы законодательных полномочий субъекта Российской Федерации в регулировании субъектного состава права законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах. Из названных конституционных и законодательных положений следует, что определение факультативных субъектов права законодательной иници- ативы относится к ведению законодателя республики. Таким образом, пре- делы собственного регулирования в этом вопросе определяются Конститу- цией Республики Северная Осетия-Алания. 4. Согласно части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания право законодательной инициативы принадлежит Главе Республики Северная Осетия-Алания, Правительству Республики Северная Осетия-Алания, депутатам Парламента Республики Северная Осетия-Алания, представительным органам местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Прокурору Республики Северная Осетия-Алания по вопросам их ведения. Юридическая возможность первой группы субъектов вносить в Парламент Республики Северная Осетия-Алания проекты законов связывается с их особым положением в системе конституционно-правовых отношений республики. В силу этого данные субъекты несут непосредственную общественно-политическую ответственность за укрепление конституционно-правового статуса Республики Северная Осетия-Алания как субъекта Российской Федерации. В качестве субъектов права законодательной инициативы Глава Республики Северная Осетия-Алания, депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания, представительные органы местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания предлагают правовые решения любых проблем, возникающих в социально-экономической и культурной сферах, а также в области государственного строительства и управления Республики Северная Осетия-Алания. Их право законодательной инициативы не ограничено компетенционными рамками, его границы совпадают с правотворческими полномочиями республики, основанными на Конституции Российской Федерации. 5. В соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Республики Север- ная Осетия-Алания право законодательной инициативы Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражного Суда Республики Северная Осе- тия-Алания, Прокурора Республики Северная Осетия-Алания ограниче- но пределами их ведения. Смысл используемого в части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания понятия "вопросы ведения" раскрывается в системной связи с нормами статей 98, 101(1), 102, 103, 104, 105 и 107 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а также с учетом преследуемых конституционным законодателем и заложенных в этом положении целей. Правовая логика деления субъектов права законодательной инициативы на две группы в части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания заключается в том, чтобы ограничить правоспособность судебных органов в лице Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражного Суда Республики Северная Осетия-Алания, а также Прокурора Республики Северная Осетия-Алания как субъектов права законодательной инициативы в Парламенте Республики Северная Осетия-Алания. Подобный подход соответствует особому статусу указанных органов государственной власти. Предоставляя право законодательной инициативы судебным органам и Прокурору Республики Северная Осетия-Алания только по вопросам их ведения, Конституция Республики Северная Осетия-Алания исходит из их предназначения и характера полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания и Арбитражный Суд Республики Северная Осетия-Алания, осуществляя судебную власть в Республике Северная Осетия-Алания, являющуюся самостоятельной ветвью государственной власти, обособленной и независимой в своей деятельности от органов законодательной и исполнительной власти, разрешают конкретные споры о праве, обеспечивают соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права: государством, органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и их объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти и органов местного самоуправления. На достижение общегосударственных целей - обеспечение верховенства закона, укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина и др. - направлена и деятельность Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания, входящей в единую систему органов прокуратуры Российской Федерации. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что полномочия субъектов права законодательной инициативы, указанных во втором предложении части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, затрагивают все сферы жизнедеятельности общества и государства. Вместе с тем, отождествление вопросов ведения, по которым эти субъекты могут инициировать законотворческий процесс, с их компетенцией либо полномочиями является расширительным подходом к данной проблеме и может фактически привести к предоставлению им неограниченного права законодательной инициативы, что недопустимо. Подобное расширительное толкование понятия "вопросы ведения" противоречило бы природе, сущности и назначению Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражного Суда Республики Северная Осетия-Алания и прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания, служило бы чрезмерно активному их вовлечению в процесс законотворчества, а следовательно, и в политический процесс и, таким образом, противоречило бы принципу разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную (статья 6 Конституции Республики Северная Осетия-Алания). 6. Замысел конституционного законодателя, заложенный в понятие "вопросы ведения", предусмотренное частью 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, означает предоставление Конституционному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражному Суду Республики Северная Осетия-Алания и Прокурору Республики Северная Осетия-Алания права вносить в Парламент Республики Северная Осетия-Алания обязательные для рассмотрения законопроекты, содействующие указанным органам государственной власти в решении вопросов непосредственной организации их деятельности в Республике Северная Осетия-Алания, регламентирующие их полномочия (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством), регулирующие взаимоотношения с другими органами государственной власти, а также другие процедурные вопросы. Правильность подобного "узкого" подхода к предметам правового регулирования законопроектов судебных органов подтверждается правоприменительной практикой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, не исключается право Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражного Суда Республики Северная Осетия-Алания и Прокурора Республики Северная Осетия-Алания при выявлении пробелов в ходе правоприменительной деятельности, несоответствия законодательства Республики Северная Осетия-Алания Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству вносить в Парламент Республики Северная Осетия-Алания законодательные предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов Республики Северная Осетия-Алания Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 54, статьями 55, 56, 61 Конституционного закона "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил: 1. Из конституционно-правового смысла части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания Глава Республики Северная Осетия-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания, депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания, представительные органы местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания обладают правом законодательной инициативы в Парламенте Республики Северная Осетия-Алания в полном объеме по любым вопросам, регулируемым в законодательном порядке Республикой Северная Осетия-Алания, вне зависимости от их конституционных полномочий, предусмотренных статьями 71, 83, 90 и 110 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. 2. По конституционно-правовому смыслу второго предложения части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания под вопросами ведения Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражного Суда Республики Северная Осетия-Алания и Прокурора Республики Северная Осетия-Алания, обладающих правом законодательной инициативы, понимаются вопросы непосредственной организации их деятельности в Республике Северная Осетия-Алания, регламентации их полномочий (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством) и взаимодействия с другими органами государственной власти. 3. Статья 76 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания не исключает возможности внесения Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания, Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражным Судом Республики Северная Осетия-Алания и Прокурором Республики Северная Осетия-Алания в Парламент Республики Северная Осетия-Алания законодательных предложений об изменении, дополнении, отмене или принятии законов Республики Северная Осетия-Алания вне зависимости от вопросов ведения. 4. Законопроекты, внесенные Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания, Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражным Судом Республики Северная Осетия-Алания и Прокурором Республики Северная Осетия-Алания в Парламент Республики Северная Осетия-Алания в порядке законодательной инициативы, принятые в первом чтении до вступления в силу настоящего Постановления и не отвечающие требованиям, предъявляемым частью 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, исходя из конституционно-правового смысла, придаваемого данному положению настоящим Постановлением, подлежат рассмотрению Парламентом Республики Северная Осетия-Алания в обычном порядке. 5. Согласно статье 90 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" конституционно-правовой смысл части 1 статьи 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания является обязательным для всех представительных, исполнительных органов государственной власти, судебных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. 6. Согласно частям первой и второй статьи 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. 7. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление подлежит незамедлительному после его провозглашения опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания". Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания N 2-П Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|