Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.06.2006 № 3-п

 


        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      от 10 июля 2006 года N 3-П


        по делу о проверке конституционности Закона Республики
          Северная Осетия-Алания от 26.07.2005г. N 43-РЗ "Об
        организации пассажирских перевозок транспортом общего
          пользования в Республике Северная Осетия-Алания" в
        части предоставления права организовывать транспортное
          обслуживание населения муниципальных образований и
           муниципальных учреждений уполномоченному органу
      Правительства Республики Северная Осетия-Алания в связи с
                   запросом гражданина Гиоева Н.С.


     Конституционный Суд  Республики  Северная Осетия-Алания в составе
председательствующего  A.M.  Цалиева,  судей   А.В.   Бежанова,   Т.В.
Батаевой,  Л.Д.  Бокоевой и О.Х.  Качмазова,  с участием представителя
Парламента   Республики   Северная   Осетия-Алания   Мамукова    P.M.,
представителя   Правительства   Республики   Северная    Осетия-Алания
М.В. Гацоева,
     руководствуясь статьей  101(1) (часть 3)  Конституции  Республики
Северная   Осетия-Алания, частями   первой   и   восьмой   статьи   3,
статьями 21, 56, 68,  69   и  70  Конституционного  закона  Республики
Северная Осетия-Алания "О Конституционном  Суде  Республики   Северная
Осетия-Алания",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
Закона Республики Северная  Осетия-Алания от 26.07.2005г.  N 43-РЗ "Об
организации пассажирских перевозок транспортом  общего  пользования  в
Республике  Северная  Осетия-Алания"   в   части  предоставления права
организовывать  транспортное  обслуживание   населения   муниципальных
образований   и   муниципальных   учреждений   уполномоченному  органу
Правительства Республики Северная Осетия-Алания.
     Поводом к  рассмотрению дела явился запрос гражданина Гиоева Н.С.
о проверке конституционности Закона Республики Северная  Осетия-Алания
от  26.07.2005  г.  N  43-РЗ  "Об  организации  пассажирских перевозок
транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания"  в
части  предоставления  права  организовывать транспортное обслуживание
населения  муниципальных  образований   и   муниципальных   учреждений
уполномоченному     органу     Правительства    Республики    Северная
Осетия-Алания.  Основанием к рассмотрению дела явилась  обнаружившаяся
неопределенность   в  вопросе  о  том,  соответствуют  ли  Конституции
Республики    Северная    Осетия-Алания    оспариваемые     заявителем
законоположения.
     Заслушав сообщение судьи - докладчика О.Х.  Качмазова, объяснения
представителей    Парламента    Республики   Северная   Осетия-Алания,
Правительства   Республики    Северная    Осетия-Алания,    исследовав
представленные   документы   и  иные  материалы,  Конституционный  Суд
Республики Северная Осетия-Алания

                              установил:

     1. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля  2005  года
N 43-РЗ "Об  организации  пассажирских  перевозок  транспортом  общего
пользования  в  Республике   Северная   Осетия-Алания"   устанавливает
правовые,   организационные  и  экономические  основы  деятельности  в
области функционирования пассажирского транспорта общего пользования в
Республике  Северная  Осетия-Алания,  определяет  порядок формирования
государственного и муниципального заказов на организацию  пассажирских
перевозок,  права  и  обязанности  юридических  лиц  и  индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих транспортное обслуживание пассажиров,
обеспечивает права граждан, пользующихся транспортными услугами.
     Статьей 3 указанного Закона правомочие по установлению  маршрутов
регулярного  сообщения на территории Республики Северная Осетия-Алания
с определением начальных  и  конечных  пунктов  маршрута,  утверждению
расписания  движения  транспорта по маршрутам,  открытию,  изменению и
закрытию маршрутов регулярного сообщения возлагается на уполномоченный
орган  Правительства  Республики  Северная Осетия-Алания.  Кроме того,
Законом запрещается оказание услуг по перевозке  пассажиров  и  багажа
маршрутными  перевозчиками  вне  установленных  уполномоченным органом
Правительства Республики Северная Осетия-Алания маршрутов (статья  4);
уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания
предоставляется   правомочие   по   организации   работы    маршрутных
перевозчиков, по заключению договоров с каждым маршрутным перевозчиком
о порядке работы на маршрутах  регулярного  сообщения  (статья  5),  а
также  по  организации  конкурсов  на право осуществления пассажирских
перевозок (статья 6).
     Конституционность   названных    норм    оспаривается гражданином
Гиоевым Н.С.,  который  считает,  что  принятый Парламентом Республики
Северная Осетия-Алания Закон нарушает его право   на   самостоятельное
осуществление   местного   самоуправления   как   жителя   одного   из
муниципальных  образований  Республики Северная Осетия-Алания.  По его
мнению,  оспариваемый  Закон  возлагает  обязанность  по   организации
транспортного   обслуживания  населения  муниципальных  образований  и
муниципальных  учреждений  на   уполномоченный   орган   Правительства
Республики Северная Осетия-Алания,  что является нарушением статьи 8 и
части 1 статьи  108  Конституции  Республики  Северная  Осетия-Алания,
которыми  установлена  самостоятельность  решения  населением вопросов
местного значения.
     2. В  период  рассмотрения  дела  в  оспариваемый  Закон  внесены
изменения  Законом  Республики  Северная  Осетия-Алания  от  19 апреля
2006 года  N  19-РЗ   "О  внесении   изменений   в   Закон  Республики
Северная   Осетия-Алания  "Об    организации  пассажирских   перевозок
транспортом  общего  пользования в Республике Северная Осетия-Алания".
Несмотря  на  это,  заявитель  Гиоев Н.С.  не  отозвал  свой  запрос в
Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания   и   настаивает
на проверке конституционности оспариваемого Закона с учетом  внесенных
в  него  изменений.
     Исходя из этого,  предметом  рассмотрения  Конституционного  Суда
Республики  Северная  Осетия-Алания  являются  нормы Закона Республики
Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года N  43-РЗ  "Об  организации
пассажирских  перевозок  транспортом  общего  пользования в Республике
Северная Осетия-Алания" с учетом изменений,  внесенных в него  Законом
Республики Северная Осетия-Алания от 19 апреля 2006 года N 19-РЗ.
     В соответствии с  частью  2  статьи  56  Конституционного  закона
Республики  Северная  Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики
Северная  Осетия-Алания"  Конституционный  Суд   Республики   Северная
Осетия-Алания принимает постановления только по предмету, указанному в
обращении,  и лишь  в  отношении  той  части  акта,  конституционность
которой подвергается сомнению.
     Таким образом,  предметом  рассмотрения   Конституционного   Суда
Республики Северная Осетия-Алания по настоящему делу являются:
     - статья  3   оспариваемого   Закона   в   части   предоставления
уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания
правомочия  по  установлению  маршрутов   регулярного   сообщения   на
территории  Республики Северная Осетия-Алания с определением начальных
и  конечных  пунктов   маршрута,   утверждению   расписания   движения
транспорта по маршрутам (абзац первый); открытию, изменению и закрытию
маршрутов регулярного сообщения (абзац второй);
     - статья  4  оспариваемого Закона,  запрещающая оказание услуг по
перевозке  пассажиров   и   багажа   маршрутными   перевозчиками   вне
установленных уполномоченным органом Правительства Республики Северная
Осетия-Алания маршрутов;
     - статья 5 оспариваемого Закона,  предоставляющая уполномоченному
органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания  полномочия  по
организации  работы  маршрутных  перевозчиков,  а  также правомочие по
заключению договоров с каждым маршрутным перевозчиком о порядке работы
на маршрутах регулярного сообщения;
     - статья  6   оспариваемого   Закона   в   части   предоставления
уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания
правомочия по организации конкурса на право осуществления пассажирских
перевозок (абзац первый).
     3. В Российской Федерации  местное  самоуправление  признается  и
гарантируется  в  качестве  одной  из  основ  конституционного  строя,
посредством  которого  народ  осуществляет  свою  власть  в   границах
муниципального образования.  По смыслу статей 32 (часть 2),  130, 131,
132  Конституции  Российской  Федерации,  граждане  имеют   право   на
осуществление   местного   самоуправления   и   реализуют   его  путем
референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные
и другие органы местного самоуправления.
     В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления  под
местным   самоуправлением  понимается  право  и  реальная  способность
органов местного самоуправления  регламентировать  значительную  часть
публичных  дел  и  управлять  ею,  действуя в рамках закона,  под свою
ответственность и в интересах местного населения (часть 1  статьи  3).
Это  право  осуществляется  советами  или  собраниями,  состоящими  из
членов,  избранных  путем  свободного,  тайного,  равного,  прямого  и
всеобщего   голосования.   Это  положение  не  исключает  обращения  к
собраниям граждан,  референдуму или любой другой форме прямого участия
граждан, если это допускается законом (часть 2 статьи 3).
     Аналогичные  положения   содержатся и  в  Федеральном  законе  от
6 октября 2003 года  N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации",  который предусматривает право
осуществления гражданином Российской Федерации местного самоуправления
посредством участия в  местных  референдумах,  муниципальных  выборах,
посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и
иные органы местного самоуправления (статья  3).  Кроме  того,  данным
Законом  определяются конкретные формы непосредственного осуществления
населением местного самоуправления,  порядок и условия  их  применения
(статьи 22-33).
     Оспариваемый гражданином Гиоевым Н.С.  Закон Республики  Северная
Осетия-Алания   "Об  организации  пассажирских  перевозок  транспортом
общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" не  регулирует
правоотношения в сфере местного самоуправления,  не устанавливает и не
ограничивает формы осуществления населением местного самоуправления.
     Из изложенных   конституционных   и   законодательных   положений
следует,  что права  заявителя  на  самостоятельное  решение  вопросов
местного значения не нарушены. Заявитель свое конституционное право на
самостоятельное   осуществление    местного    самоуправления    может
реализовать через выборные и другие органы местного самоуправления,  а
также   через   конкретные   формы   непосредственного   осуществления
населением    местного    самоуправления    в   порядке   и   случаях,
предусмотренных  федеральным  законодательством  и   законодательством
Республики Северная Осетия-Алания.
     4. В   качестве   одной   из   целей    осуществления    местного
самоуправления   Конституция   Российской  Федерации  (статья  130)  и
Конституция Республики Северная Осетия-Алания  (статья  108)  называют
обеспечение  самостоятельного  решения  населением  вопросов  местного
значения.  При этом статьей 133  Конституции  Российской  Федерации  и
статьей  111  Конституции  Республики  Северная  Осетия-Алания в числе
гарантий местного самоуправления устанавливается запрет на ограничение
прав местного самоуправления,  гарантированных Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами.
     Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Северная
Осетия-Алания не закрепляют исчерпывающий перечень  вопросов  местного
значения. Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации
органы местного самоуправления самостоятельно управляют  муниципальной
собственностью,  формируют,  утверждают  и  исполняют  местный бюджет,
устанавливают   местные   налоги   и   сборы,   осуществляют    охрану
общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
     Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации  принцип
самостоятельности местного самоуправления, а также компетенцию органов
местного  самоуправления,  Федеральный  закон  от 6 октября 2003  года
N 131-ФЗ "Об общих  принципах  организации  местного  самоуправления в
Российской Федерации"  относит  к  ведению  муниципальных  образований
такие   вопросы   местного   значения,   как   создание   условий  для
предоставления   транспортных   услуг    населению    и    организация
транспортного   обслуживания  населения  (пункт 7  части 1  статьи 14,
пункт 6 части 1 статьи 15,  пункт 7  части 1 статьи 16).  При этом, по
смыслу указанных законодательных положений, муниципальные  образования
организовывают транспортное обслуживание  населения  лишь  в  границах
соответствующих муниципальных образований.
     5. В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3.  Федерального
закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных   (представительных)    и    исполнительных    органов
государственной   власти   субъектов   Российской  Федерации"  решение
вопросов   по   организации   транспортного   обслуживания   населения
маршрутным    транспортом    общего    пользования    (пригородное   и
межмуниципальное   сообщение)   относится   к   полномочиям    органов
государственной власти субъектов Российской Федерации,  осуществляемым
данными органами самостоятельно  за  счет  средств  бюджета  субъектов
Российской Федерации.
     Сферой правового   регулирования   Закона   Республики   Северная
Осетия-Алания   "Об  организации  пассажирских  перевозок  транспортом
общего пользования  в  Республике  Северная  Осетия-Алания",  согласно
статье   1   данного   Закона,   являются   отношения  по  организации
обслуживания пассажиров  пассажирским  маршрутным  транспортом  общего
пользования    в   Республике   Северная   Осетия-Алания.   Статья   2
оспариваемого Закона относит к  пассажирскому  маршрутному  транспорту
общего   пользования   транспортные   средства,  которые  осуществляют
перевозки  пассажиров  и  багажа,  следуя  по  маршрутам   регулярного
сообщения,  проходящим по территории Республики Северная Осетия-Алания
(абзац 2).  При этом под маршрутом  регулярного  сообщения  понимается
путь следования наземного пассажирского транспорта общего пользования,
имеющий  начальный  и  конечный  пункты  следования,  пролегающий   на
территории двух и более муниципальных образований (абзац 3).
     Из смысла  указанных  законодательных  положений   следует,   что
правомочия  уполномоченного  органа  Правительства Республики Северная
Осетия-Алания по  организации  транспортного  обслуживания  населения,
предусмотренные абзацами один и два статьи 3,  статьями 4 и 5, абзацем
один статьи 6,  относятся  только  к  межмуниципальному  транспортному
сообщению,   что   соответствует   пункту  12  части  2  статьи  26.3.
Федерального закона "Об общих  принципах  организации  законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов Российской Федерации".
     Таким образом,  право  муниципальных  образований  на организацию
транспортного  обслуживания  населения  в  границах   соответствующего
муниципального образования положениями оспариваемого акта не умалено и
не ограничено.
     Следовательно, нормы   оспариваемого   гражданином  Гиоевым  Н.С.
Закона не ограничивают права местного самоуправления  и  принадлежащие
ему полномочия по вопросам местного значения, гарантированные статьями
8, 108, 110 и 111 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
     На основании  изложенного и руководствуясь ст.  55,  56,  57 и 71
Конституционного   Закона   Республики   Северная   Осетия-Алания   "О
Конституционном     Суде     Республики    Северная    Осетия-Алания",
Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания

                             постановил:

     1. Признать статью 3 Закона Республики Северная Осетия-Алания  от
26  июля  2005  года  N  43-РЗ  "Об организации пассажирских перевозок
транспортом общего пользования в  Республике  Северная  Осетия-Алания"
соответствующей  Конституции Республики Северная Осетия-Алания в части
предоставления   уполномоченному   органу   Правительства   Республики
Северная    Осетия-Алания   правомочия   по   установлению   маршрутов
регулярного сообщения на территории Республики Северная  Осетия-Алания
с  определением  начальных  и  конечных пунктов маршрута,  утверждению
расписания движения транспорта по маршрутам,  а  также  правомочия  по
открытию,   изменению  и  закрытию  маршрутов  регулярного  сообщения,
поскольку,  по смыслу указанных положений в  нормативном  единстве  со
статьей   2   оспариваемого  Закона,  они  касаются  межмуниципального
транспортного сообщения.
     2. Признать  статью 4 Закона Республики Северная Осетия-Алания от
26 июля 2005 года  N  43-РЗ  "Об  организации  пассажирских  перевозок
транспортом  общего  пользования в Республике Северная Осетия-Алания",
согласно которой запрещается оказание услуг по перевозке пассажиров  и
багажа  маршрутными  перевозчиками  вне  установленных  уполномоченным
органом Правительства  Республики  Северная  Осетия-Алания  маршрутов,
соответствующей   Конституции   Республики   Северная   Осетия-Алания,
поскольку,  по смыслу указанного положения в нормативном  единстве  со
статьей    2    оспариваемого    Закона,    данный   запрет   касается
межмуниципального транспортного сообщения.
     3. Признать  статью 5 Закона Республики Северная Осетия-Алания от
26 июля 2005 года  N  43-РЗ  "Об  организации  пассажирских  перевозок
транспортом  общего  пользования в Республике Северная Осетия-Алания",
согласно  которой  уполномоченному  органу  Правительства   Республики
Северная   Осетия-Алания  предоставляются  полномочия  по  организации
работы маршрутных перевозчиков,  а также  по  заключению  договоров  с
каждым   маршрутным   перевозчиком   о  порядке  работы  на  маршрутах
регулярного сообщения, соответствующей Конституции Республики Северная
Осетия-Алания,  поскольку, по смыслу указанных положений в нормативном
единстве   со   статьей   2   оспариваемого   Закона,   они   касаются
межмуниципального транспортного сообщения.
     4. Признать статью 6 Закона Республики Северная Осетия-Алания  от
26  июля  2005  года  N  43-РЗ  "Об организации пассажирских перевозок
транспортом общего пользования в  Республике  Северная  Осетия-Алания"
соответствующей  Конституции Республики Северная Осетия-Алания в части
предоставления   уполномоченному   органу   Правительства   Республики
Северная  Осетия-Алания  правомочия  по организации конкурсов на право
осуществления пассажирских перевозок,  поскольку, по смыслу указанного
положения  в  нормативном  единстве со статьей 2 оспариваемого Закона,
они касаются межмуниципального транспортного сообщения.
     5. Согласно  частям  1  и  2  статьи  61  Конституционного закона
Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном  Суде  Республики
Северная   Осетия-Алания"  настоящее  Постановление  окончательно,  не
подлежит  обжалованию,  вступает   в   силу   немедленно   после   его
провозглашения,  действует  непосредственно и не требует подтверждения
другими органами и должностными лицами.
     6. Согласно  части 1 статьи 60 Конституционного закона Республики
Северная Осетия-Алания "О  Конституционном  Суде  Республики  Северная
Осетия-Алания"   настоящее  Постановление  подлежит  незамедлительному
опубликованию в официальных средствах органах  государственной  власти
Республики Северная Осетия-Алания.

     Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания

Информация по документу
Читайте также