Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.06.2006 № 3-пКОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 июля 2006 года N 3-П по делу о проверке конституционности Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26.07.2005г. N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" в части предоставления права организовывать транспортное обслуживание населения муниципальных образований и муниципальных учреждений уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания в связи с запросом гражданина Гиоева Н.С. Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M. Цалиева, судей А.В. Бежанова, Т.В. Батаевой, Л.Д. Бокоевой и О.Х. Качмазова, с участием представителя Парламента Республики Северная Осетия-Алания Мамукова P.M., представителя Правительства Республики Северная Осетия-Алания М.В. Гацоева, руководствуясь статьей 101(1) (часть 3) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частями первой и восьмой статьи 3, статьями 21, 56, 68, 69 и 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26.07.2005г. N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" в части предоставления права организовывать транспортное обслуживание населения муниципальных образований и муниципальных учреждений уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Гиоева Н.С. о проверке конституционности Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26.07.2005 г. N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" в части предоставления права организовывать транспортное обслуживание населения муниципальных образований и муниципальных учреждений уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания оспариваемые заявителем законоположения. Заслушав сообщение судьи - докладчика О.Х. Качмазова, объяснения представителей Парламента Республики Северная Осетия-Алания, Правительства Республики Северная Осетия-Алания, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил: 1. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" устанавливает правовые, организационные и экономические основы деятельности в области функционирования пассажирского транспорта общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания, определяет порядок формирования государственного и муниципального заказов на организацию пассажирских перевозок, права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортное обслуживание пассажиров, обеспечивает права граждан, пользующихся транспортными услугами. Статьей 3 указанного Закона правомочие по установлению маршрутов регулярного сообщения на территории Республики Северная Осетия-Алания с определением начальных и конечных пунктов маршрута, утверждению расписания движения транспорта по маршрутам, открытию, изменению и закрытию маршрутов регулярного сообщения возлагается на уполномоченный орган Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Кроме того, Законом запрещается оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа маршрутными перевозчиками вне установленных уполномоченным органом Правительства Республики Северная Осетия-Алания маршрутов (статья 4); уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания предоставляется правомочие по организации работы маршрутных перевозчиков, по заключению договоров с каждым маршрутным перевозчиком о порядке работы на маршрутах регулярного сообщения (статья 5), а также по организации конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок (статья 6). Конституционность названных норм оспаривается гражданином Гиоевым Н.С., который считает, что принятый Парламентом Республики Северная Осетия-Алания Закон нарушает его право на самостоятельное осуществление местного самоуправления как жителя одного из муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания. По его мнению, оспариваемый Закон возлагает обязанность по организации транспортного обслуживания населения муниципальных образований и муниципальных учреждений на уполномоченный орган Правительства Республики Северная Осетия-Алания, что является нарушением статьи 8 и части 1 статьи 108 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, которыми установлена самостоятельность решения населением вопросов местного значения. 2. В период рассмотрения дела в оспариваемый Закон внесены изменения Законом Республики Северная Осетия-Алания от 19 апреля 2006 года N 19-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания". Несмотря на это, заявитель Гиоев Н.С. не отозвал свой запрос в Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания и настаивает на проверке конституционности оспариваемого Закона с учетом внесенных в него изменений. Исходя из этого, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания являются нормы Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" с учетом изменений, внесенных в него Законом Республики Северная Осетия-Алания от 19 апреля 2006 года N 19-РЗ. В соответствии с частью 2 статьи 56 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания по настоящему делу являются: - статья 3 оспариваемого Закона в части предоставления уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания правомочия по установлению маршрутов регулярного сообщения на территории Республики Северная Осетия-Алания с определением начальных и конечных пунктов маршрута, утверждению расписания движения транспорта по маршрутам (абзац первый); открытию, изменению и закрытию маршрутов регулярного сообщения (абзац второй); - статья 4 оспариваемого Закона, запрещающая оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа маршрутными перевозчиками вне установленных уполномоченным органом Правительства Республики Северная Осетия-Алания маршрутов; - статья 5 оспариваемого Закона, предоставляющая уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания полномочия по организации работы маршрутных перевозчиков, а также правомочие по заключению договоров с каждым маршрутным перевозчиком о порядке работы на маршрутах регулярного сообщения; - статья 6 оспариваемого Закона в части предоставления уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания правомочия по организации конкурса на право осуществления пассажирских перевозок (абзац первый). 3. В Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя, посредством которого народ осуществляет свою власть в границах муниципального образования. По смыслу статей 32 (часть 2), 130, 131, 132 Конституции Российской Федерации, граждане имеют право на осуществление местного самоуправления и реализуют его путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения (часть 1 статьи 3). Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом (часть 2 статьи 3). Аналогичные положения содержатся и в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который предусматривает право осуществления гражданином Российской Федерации местного самоуправления посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (статья 3). Кроме того, данным Законом определяются конкретные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, порядок и условия их применения (статьи 22-33). Оспариваемый гражданином Гиоевым Н.С. Закон Республики Северная Осетия-Алания "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" не регулирует правоотношения в сфере местного самоуправления, не устанавливает и не ограничивает формы осуществления населением местного самоуправления. Из изложенных конституционных и законодательных положений следует, что права заявителя на самостоятельное решение вопросов местного значения не нарушены. Заявитель свое конституционное право на самостоятельное осуществление местного самоуправления может реализовать через выборные и другие органы местного самоуправления, а также через конкретные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Северная Осетия-Алания. 4. В качестве одной из целей осуществления местного самоуправления Конституция Российской Федерации (статья 130) и Конституция Республики Северная Осетия-Алания (статья 108) называют обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения. При этом статьей 133 Конституции Российской Федерации и статьей 111 Конституции Республики Северная Осетия-Алания в числе гарантий местного самоуправления устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Северная Осетия-Алания не закрепляют исчерпывающий перечень вопросов местного значения. Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности местного самоуправления, а также компетенцию органов местного самоуправления, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к ведению муниципальных образований такие вопросы местного значения, как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения (пункт 7 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 15, пункт 7 части 1 статьи 16). При этом, по смыслу указанных законодательных положений, муниципальные образования организовывают транспортное обслуживание населения лишь в границах соответствующих муниципальных образований. 5. В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3. Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения маршрутным транспортом общего пользования (пригородное и межмуниципальное сообщение) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации. Сферой правового регулирования Закона Республики Северная Осетия-Алания "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания", согласно статье 1 данного Закона, являются отношения по организации обслуживания пассажиров пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания. Статья 2 оспариваемого Закона относит к пассажирскому маршрутному транспорту общего пользования транспортные средства, которые осуществляют перевозки пассажиров и багажа, следуя по маршрутам регулярного сообщения, проходящим по территории Республики Северная Осетия-Алания (абзац 2). При этом под маршрутом регулярного сообщения понимается путь следования наземного пассажирского транспорта общего пользования, имеющий начальный и конечный пункты следования, пролегающий на территории двух и более муниципальных образований (абзац 3). Из смысла указанных законодательных положений следует, что правомочия уполномоченного органа Правительства Республики Северная Осетия-Алания по организации транспортного обслуживания населения, предусмотренные абзацами один и два статьи 3, статьями 4 и 5, абзацем один статьи 6, относятся только к межмуниципальному транспортному сообщению, что соответствует пункту 12 части 2 статьи 26.3. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Таким образом, право муниципальных образований на организацию транспортного обслуживания населения в границах соответствующего муниципального образования положениями оспариваемого акта не умалено и не ограничено. Следовательно, нормы оспариваемого гражданином Гиоевым Н.С. Закона не ограничивают права местного самоуправления и принадлежащие ему полномочия по вопросам местного значения, гарантированные статьями 8, 108, 110 и 111 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. На основании изложенного и руководствуясь ст. 55, 56, 57 и 71 Конституционного Закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил: 1. Признать статью 3 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" соответствующей Конституции Республики Северная Осетия-Алания в части предоставления уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания правомочия по установлению маршрутов регулярного сообщения на территории Республики Северная Осетия-Алания с определением начальных и конечных пунктов маршрута, утверждению расписания движения транспорта по маршрутам, а также правомочия по открытию, изменению и закрытию маршрутов регулярного сообщения, поскольку, по смыслу указанных положений в нормативном единстве со статьей 2 оспариваемого Закона, они касаются межмуниципального транспортного сообщения. 2. Признать статью 4 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания", согласно которой запрещается оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа маршрутными перевозчиками вне установленных уполномоченным органом Правительства Республики Северная Осетия-Алания маршрутов, соответствующей Конституции Республики Северная Осетия-Алания, поскольку, по смыслу указанного положения в нормативном единстве со статьей 2 оспариваемого Закона, данный запрет касается межмуниципального транспортного сообщения. 3. Признать статью 5 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания", согласно которой уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания предоставляются полномочия по организации работы маршрутных перевозчиков, а также по заключению договоров с каждым маршрутным перевозчиком о порядке работы на маршрутах регулярного сообщения, соответствующей Конституции Республики Северная Осетия-Алания, поскольку, по смыслу указанных положений в нормативном единстве со статьей 2 оспариваемого Закона, они касаются межмуниципального транспортного сообщения. 4. Признать статью 6 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" соответствующей Конституции Республики Северная Осетия-Алания в части предоставления уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания правомочия по организации конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок, поскольку, по смыслу указанного положения в нормативном единстве со статьей 2 оспариваемого Закона, они касаются межмуниципального транспортного сообщения. 5. Согласно частям 1 и 2 статьи 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 6. Согласно части 1 статьи 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных средствах органах государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|